автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Трудовое и нравственное воспитание девушек в туркменской семье: традиции и современность
- Автор научной работы
- Мурадова, Мая Аманклычевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Чарджев
- Год защиты
- 1995
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Трудовое и нравственное воспитание девушек в туркменской семье: традиции и современность"
РГБ Uli
ITPKMEHCKJiffî ГОСЗ7ДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГ ИЧЕСКИИ ИНСТИТУТ гяугегш СЕЙНТНАЗАРА СЕЩЩ
На правах рукописи МУРАДОВА Мал Алтшзлмчсстта
?УДОВОЕ И НРАВСТВЕННОЕ ВОСММТАМИЕ ДЕВУШЕК В. ТУРКМЕНСКОЙ СЕМЬЕ: . ; ТРЛДЙЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
йцпапьность 13.00.01 - .теорня'п пстертя педпгсгпгш
АВТОРЕФЕРАТ диссертации «а сстнскахгггс учгязй етсгггдя ка1одидата педагоГггггггятя: г»¿ti
ЧАРДЖЕВ -
19 9,5
Работ» выполнена на кафедре педагогики Туркменского госуда{ стенного педагогического института языков и литературы имени Довлетмамеда Азади.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессо(
лауреат Государственной премии Туркменистана в области науки и тех- ники, заслуженный работник народного образования Туркменистана ПИР ЛИЕВ
Официальные оппоненты V доктор педагогических наук, профессор,
заслуженный работник народного образованна Туркменистана АСАДОВА РА.
- кандидат педагогических наук, доцент • ХАЛДЖАНОВ ШХ
Ведущее учреждение - Исследовательский центр "Ввлим" , Мпокпрслш образования Туркменистан
V /рЭапргга диссертации состоите* «Л^ '._........19»Д г.
а ик. чаем на заседания специализированного Совета по ващите докторских и кандидате**« диссертаций при Турхмвнгкои государственном педагогическом институте им. ижЦй НО адресу; 746100, •ч Чарджев, ул.Чкалоаа, 7.
С диссертацией модою ознакомиться абибляотеке нисгитуга. . Автореферат равослая, „|Щ ».
Учет* секретаре
* Гпщтпш^нжяявн"? - счцк' 1а. ^ ■ '
кандидат педагогических ^
каукОдоцент - ^ '
- I -
ОЕ-'*я хАРАкгьгесгикд работ;;
Актуальность темы исследования. Семейное воспитание в независимом 'Туркменистане является одной из актуальных :• злободновнкх проблем, ибо именно п семье закладываются основы личности, будущего гражданина Рсдини. Наряду со школой она занимает особое место «о всестороннем развитии детей, в формировании людей, понимаю:',их цену независимости родной страт.*, глубоко любяцих ее, трудолюбивых, обладающих самими г-усоки.ми нравственными ка^естзоми, уважающих национальные ценности, не жале»;;их сил и знаний для дальнейшего процветания Отчизны, преданных Родине. Народу, Гургмеябаии.
3 связи с этим а Конституции Туркменистана записано: "Родители или заменяющие их лица имеют право и обязанч воспить-вать летел, заботиться об их здоровье и развитии, обучении, готовить к ТРУДУ* прививать культуру и уважение к законам, историческим я национальна традициям" ( статья 25). Четкие задачи поставл -ни перед родителями по воспитанию детей и в Новой политике образования.
Однако, как показали нага исследования, в современной воспитательной практике туркменской сегьи имеют место серьезные упуце-'ния и недостатки! которые особенно заметны в трудовом :* нравственном воспитании девупек. Наши наблюдения убедили нас в том что эти упущения и недостатки большей частью объясняются пренебрежением или незнанием многими современными родителями рядя исторических традиций семейного воспитания.
Кроме того» в годы тоталитарно-командной системк, в условиях коммунистической борьбы за ссзсание общества с "едпн13! советским народом", с "единой социалистической культурой" туркменская семья утратила многие замечательные исторические традиции воспитания ловушек в семье. Нивелировались многие национальные особенности семьи к еекеЯного воспитания, в результате чего в нравственном сознании и поведении девушек и в их отнесении к труду появились и закрепились немало негативных моментов» отклонений от векст.тс традиций! несших в себе основы истинной нравственности.
В независимом Туркменистане Сапармурат ТуркменбаЕи поставил в центре одной из главных забот государства возрождение и использование лучших исторических традиций культу)м и воспитания. Си поставил перед учеными задачу ссвдать учебники и руководства для Родителей по семейному воспитанию детей и при этом иметь в пиду благородные традиции напего народа в области воспитания пог.раст'гтеиго поколение
Это, в свою очередь, ставит актуальную задачу, исследования традиционного содержания, форм и методов воспитания девушек в туркменской семье, обоснование, популяризацию и пне.дрение их в современную практику семейного воспитания.
Однако, если в обцем плане отдельное традиции воспитания детей и нашли некоторое освещение в проведенных до этого малочисленных исследованиях туркменских ученнх! то традиции семейного воспитания девушек, несмотря на очевидную актуальность, до сих пор остаются почти не затронуткми. Даже в бувшем СССР по теме, несколько близкой к наией, была защищена единственная кандидатская диссертация, которая выполнена.на материале узбекского фольклора и в.которой не рассмотрены традиции семейного.воспитания девушек, что отличает ее от наией работы?
Нельзя сказать, что в упомянутых работах авторы вообще не ка-сглись проблем семейного воспитания девупек. Но вместе с тем, отмечая их значение б педагогической науке, нельзя не видеть и того, что воптюсы семейного воспитания девушек в них затрагивались лишь ^ ' попутно, частично. Ибо специальное изучение проблем семейного вос-" питания девушек не входило в задачи их работ.
. Отрывочные сведения о традициях трудового и нравственного воспитания девупек у туркмен содержат труды путешественников, историков, этнографов, краеведов. Они ценны тем, что дали неко-
т .-■••■-
. Пирлиев К. Прогрессивные традиции народной педагогики в современном воспитании школьников (на материале Туркменистана)'. Дис.с. ' на соиск.уч.степ.докт.иед.наук. А., 1991; Аннаклычев Ш. Рождение^ воспитание детей у туркмеи-иомудов в прошлом. - Известия
• АН ТССР, № I, 195а; Нурлкев Я. С некоторых прогрессивных не ,ио-нальных традициях туркменского народа. - Известия АН_ТССР, № I, 1972; Нурмедоп И. Туркменские наводные иго« как сседстЕО нравственного воспитания младших школьников. Дисс.на соиск.уч.степ. канд.пед.наук. !<!., 1979; Иобвтов Ы. Трудовое воспитание детей в семьег. Дисс.на соиск,уч.степ.канд.лед.наук. А , 15Со; Ноба-тоз И. Народное искусство как фактор художественного воспитания иколъников (на материале туркменского ковроделия). Дисс.на со-иск.уч.стел.канд.нед.наук. а., 15о7.
^ Рахманова Я. Проблегга воспитания девушек в узбекской народной педагогике (по материалам узбекского фольклора). Дисс.на со-иск,уч.с.теп.канд.пед.наук. Ташкент, 1979.
- о - г
торыЯ материал для н-'ясей диссертации:
Ясходя из всего вышесказанного, мы определили тему нашей, диссестации: "Трудовое и нравственное воспитание девушек з туркменской семье: традиции и современность".
Цель исследования: воссоздать многовековые трапипии туркменской семьи в трудовом и нравственном воспитании девушек, проанализировать их с позиций современных задач цосяитания, поосле-дить эволюцию и сохранение их в современней семье, на основе проведенного исследования выработать практические рекомендации о путях популяризации и использования прогрессивных и преодоления отсталых традиций из практики семенного воспитания.
Задачи исследования :.-на основе проведенного исследования воссоздать объективную картину исторических традиция трудового и нравственного воспитания девушек в туркменской с-пмье в проалом;
- проследить в них прогрессивное и отсталое с позиция современности, определить сохранение и эволюции в традициях трудового и нравственного воспитания девуиек п семье;
- выявление основных причин положительны* и отрицательные эволюция в исторических традициях семьи по трудовому и нравственному воспитанию девуиек и нововведения п этой области;
- на основе проведенного исследования выработать практические рекомендации для педагогов и родителей по. сохранению, популяризации и использованию лучших традиций трудового и нравственного воспитания девушек в 'современной семье и преодолении их отсталых элементов.
Объектом исследования являются многовековые традиции трудового и нравственного воспитания девуиек в туркменской семье и сохранение и эволюции в них з современной семье.
Предметом исследования определены тщательный анализ традиций
трудового и нравственного воспитания девуиек в туркменской семье
с позиций потребностей независимого Туркменистана и новой подити-
* Напоимерд см.: Морозова А. Труп туркменки. "Туркменопе-дагне", 1929, К- о-7; Морозова С.К. К этнографическим хорактсг/лстиксм районов Туркмении (бытовая обстановка и ленский тру:: и Дке-бельскоч ауле). "Туркменовеление", 1929, I; Исмудская-Ьуру-нова Д.Г. лентииа в -стопой Туркмении. .'¿.-Ташкент, I9.il; С'плая Л. Свадебные сбряды туркмен долины рек Сумбара и Чандыга в ксн-I,- Х1Х-нпч.ХХ в." Извести«? А« СССР, 1904» Лжикиев, А. Семь« и брак у туркмен юго-восточного Туркменистана (конец ХГХ-нач. XX вв.). Л., 1972; Вамбери А. Путешествие по Средней Азии. 016, Icб5j Зиников Я. Р. Хозяйстве, культура и быт сельского населения Хуркменской ССР.. П., 19?>У и др.
ки образования у. воспитания и обоснование значения, моста и путей популяризации и использоеслия лучших традиций в современной семье и аколе.
Гипотез-" я о с л о л о г а н'.' я основана на предположении с том, что туркменская семейная педагогика располагает значительными многовековыми традициями, характеризукцнмися неисчеслземтаги возможностями, богатым содержанием,, разнообразными формами, ггипоким-набором средств, методов и приемов трудового и нравственного воспитания депузек, способных дать результату, отвечапцие народному идеалу. Однако традиции семейного воспитания не состоят только из положительного. Наряду с положительным в традициях трудового и нравственного воспитания девушек, дешедгих до наших дней, имеются и такие» которые не приходят в соответствие с современными задачами воспитания и уровнем культурного развития туркменского к. рода.
3 годы тоталитарно-командной систем'-' многие ил лучпих народных традиций семейного воспитания еб-ьяпленг отстал)та, в результате чего туркменская семья постепенно лишилась многих положи тельных педагогических традиций. Это привело к ослабления положительного воспитательного влияния семьи на формирование личности певулак. Исследование многовековых традиций туркменской семьи в области трудового и нравственного воспитания деву-дек, выявление . я них положительного, эффективного с позиций потребностей независимого туркменского государства в* формировании Есосторонне гармонично развитой личности, а также тех,, которые не'приходят в соответствие с современными задачами воспитания, популяризация луч-сих достижений туркменской семейной педагогики и выработка гей их возрождения и использования будет иметь не только познаватель-ное0 но и больаое практическое значение в совершенствовании тег.'-дозого и нравственного воспитания девузек в соапР"еннсй семье. 'Ибо ыы убежден и, что воспитание девушек в сог<г>еменной семье может быть успешны:.: только при опоре на гуманистические традиции туркменской семьи» при возвращении воспитательной деятельности сеиьи к своим подлинно национальнъ-м истокам, в то же время не пренебрегая дучпимн достижениями млповой педагогической культуры.
.Методологической" оснорой исслеговяния явились Конституция Туркменистана„ выступления Президента Сапармурата Туркменбаши о сколе» гоепктании и обучении, о воспитании девуяек в современной семье а учебнга заведениях, о роли жешрш б независимой тургмен-схом государстве, .его новая политика образования, высказывания об сбъе.-стиа-'см изучении историк, традиций, о связи поколений, с еоз-
рождении и использовании исторических, педагогических и культурных традиция туркменского народа, "Закон 0(5 образоиании о Туркменистане".
В процессе исследования обеспечены такие важнеЯше требования к научной работе, как объективность, всесторонность, исторический подход, достоверность.
'/¡стс^тнихэи;: исследования лослузгилк: литература по истории,' философии, этнографии, истории педагогики и- педагогической мысли, зтнопедагогике, семейному воспитания, литературе, фольклору, наши . собственные полевые записи традиций семейного воспитания певушек, материалы анкетирования и собеседования с родителяг.я, школьницами, педагогами школ, преподавателями вузов, старожилами, материалы госархива Туркменистана и национального рукописного института АНТ, материалы периодической печати Туркменистана.
Методы исследования:
1. Изучение и обобщение наших полевых записей, осуществленных нами путем выездов а села и города Туркменистана, а также изучение учебных программ и учебников пкол, йланоз работы классных .руководителей и кружков в школах и внёнколы-.ых учреждениях.
2. Изучение и использование опубликованных и рукописных фольклорных произведений. - ,
3. Изучение, анализ и использование литературно источников, изданных в разные годы в Туркменистана и за его пределами.
.4. Целенаправленное наблюдение за постаноиксй трудового и нравственного воспитания девутгек в современных туркменских семьях, систематизация, сопоставление, обобщение ч использование собранного материала. Такое наблюдение осуществлялось как в городских, так и в сельских семьях.
5. Анкетирование и собеседование с девушками-школьницами
с целью определения осведомленности их в нравственных ценностях туркменской семейной педагогики и степени эволюции и сохранения семенных традиций трудового и нравственного воспитания девушек.
6. Анкетирование и собеседование с родителями с цельв определения их осведомленности и использования кии традиций трудового и нравственного йоспитания девушек в семье, выявления стереотипёр и трансфорьшций в истоотчесних традициях.
• 7. Собеседование также с- учителями, руководителями скол, ; старожилами ь сельской местности и городе, опытные уроки и
Ъ. Статистические методы. ;. мероприятия.
.Научная новизна диссертации состоитгв том,."то сна представляет собой пеизое исследование, в котором скокструирор-'-Кк
- б -
исторические традиции туркменской семьи б нраистреннок и трудовом воспитании девушек, прсслежн аю:цим сохранение и овслнцип г- них за годы тоталитарно-командной советской систсмл- и содеркз-цкм научно-обоснованные рекомендации по возрождению и использованию лучших многовековых традиций семейного воспитания.
Зтапч исследования; перт-'Й этап (19со-19о9 гг.). Ь этот период была сформулирована гипотеза исследования, проводилось изучение литературк, имеющей отношение к теме, изучение архивш/х и рукописных материалов, учебных программ и учебников по дисциплинам "Этика и психология семейной жизни (в те год»,; сна еце изучалась в туркменских иколах) и "Эдеп" (с 1990 -г, бкло введено его экспериментальное изучение,.а в настоящее гремя он изучается в числе основных дисциплин в шкоде), "Туркменская литература", "История Туркменистана",' а также по трудовому обучению с цель» спре--зления использования в них исторических традиций воспитания де- . вушек, с зтой яе целью изучались план» воспитательной работы классных руководителей и кружков в школе и во внешкольных учреждениях, осуществлялось целенапргвленное наблюдение за постановкой воспитания девушек в современных семьях.
Второй этап (19&9-1991 гг.). В этот период было продолжено целенаправленное наблюдение за постановкой нравственного и трудового воспитания:девушек в современных семьях и школе, пведпри- ' нимались командировки в разные велаятк Туркменистана с целью проведения записей у старожилов, педагогов, многодетных матерей пожилого Еозраста - кагг-'ональннх традиций воспитания девушек в семье. Проводились записи фольклора,анкетирование родителей и школьниц, собеседования с ними и учителями с целью определения сохранения и эволюции традиций семейного воспитания дёпу^ек.
Третий этап (1991-1994 гг.). В этот пепиод пеоеодились опытные уроки и внеклассные воспитательные мероприятия со школьницами (клубы "Гунча", "Айна", цикли лекций и беседы на воспитательные теми с '«пользованием материалов из национальных традипи!
левушек в семье, обсуждение кинофильмов туркменских кикеи&тпгрз$кс5!01»« спектаклей, экскурсии на швейные и ковровые мастерские» .„«грею: с хранительницами традиций ковроделия, кеш-коваляния, Екъаеания и др.). Изучались .путем беседы с девушками результаты пренеаснних работ (чте они извлекли иг этих работ, какие нетх.ф&елтхп о традициях воспитания девушек в семье они екгуяагк., гдгкявт ди эти рабету на .их нравственное поведение и ст?:ек« к т.д. У, рагнссбра^нке с родителют. в
р^А'.'глкдази лектории в скслг (редктольекие собрания, лекции дл.
родителей,. выступлен"«! перед ния врача, хеяэдн-прсизролствеиниц, многодетных матерей пожилого возраста, обмен опытом родителей' по вопросам трудового и нравственного воспитания дет'пек в семье и др.), а также лекции и беседы с учителями о традициях семейного воспитания девушек с целью обогащения их знаний по этим вопросам, что необходимо было нам для аирокого включения их в пропаганду среди родителей и школьниц исторических трудовых традиций и нравственных ценностей туркменской семьи.
В эти годы осуществлялись систематизация, анализ и обобщение собранного материала, статистическая обработка '¿..оформление результатов исследования в качестве диссертации. Проводилась сабота по популяризации, апробации и внедрении результатов нашей работы.
Практическая значимость -работы заключается в том, что в ней впервые в педагогической науке собраны и проанализированы традиции туркменской семьи по трудовому и нравственному воспитанию девуиек, исследовано состояние сохранения и эволюций в них и на этой основе сформулированы научно-обоснованные рекомендации по возрождению и использований лучших национальных традиций туркменского народа п современной семье и иколе. Мы считаем, что материалы диссертации и нави рекомендации найдут применение в практике воспитания девушек в современной семье и школе в целях погыиения ее эффективности, на лекциях и беседах лекторов и педагогов с родителями.
Наше исследование дает такие богатый материал историкам, этнографам, философам и психологам в изучении вопросов быта, традиций, занятий, нравов, психического склада туркменского народа, в частности, жен-цин, составителям учебника по дисциплине "Эдеп".
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены методологической выдержанностью, применением комплекса разнообразных методов научно-педагогического исследогзния, адекватных цели, задачам, гипотезе и логике диссертации, репзентативностью опытно-экспериментальных данных.
Основное положения. г?'нссим"е на зпциту:
1. Собранный нами богатый фактический материал по традициям Туркменской семьи в области трудового и нравственного воспитания девушек;'
2. Проведенный нами тц:тельный объективный анализ ссбглнногс. материала, наши утверждения о прогрессивности п целом трягиний кейноя- педагогики, но в то же рремя наличие в ниг отстал'-у
ментсЕ.
- б -
3. Представленный нам» фактический матетаал, сгидетельству-щий о масштабах овсш-ций и степени сохранения национальных традиций трудового и нравственного воспитания девушек в современной ссмье, наси выводы из анализа этого материала о факторах, приведаих к потере многих национальных ценностей семейного воспитания и негативных последствиях пренебрежительного отношения к ним.
4. Выработанные нами рекомендации по использованию в современной семье и околе лучших традиций и нейтрализации отрицательных, отсталых,
5. Нагие утверждение о том, что нравственное и трудозое воспитание девудек в современной семье будет успешным и даст наилучшие результаты только при опоре на многовековые гуманистические педагогические традиции туркменской семьи, пси возвращении воспитательной деятельности семьи к своим подлинно национальным истокам, в то кз время не пренебрегая и лучшими-достижениями общечеловеческой цивилизации.
6."Каше утверждение' о тем, что традиции трудового и нравственного воспитания девушек в туркменской семье представляет собой неотъемлемую часть общемировой педагогической культуры.
. Апробация .и внедрение результатов исследования. Результаты работы нашли отражение в наших докладах на научных конференциях ' Туркменского .государственного, педагогического института языков и литературы имени Д.Азади"(тезисы докладов опубликованы в сборниках), а также в нааг.х" статьях в сборниках и журналах, (см. в конце автореферата.- список опубликованных работ), при чтении лекций и на семинарских занятиях по курсу "Этноподагогика и-современное воспитание" в -ТГПИЯЛ имени Д.Азади уже в течение трех лет. Они используется также на занятиях по педагогике, по методике воспитательной работы и истории педагогики По теме диссертации мы несколько раз выступали на родительских собраниях, "лекториях, перед педколлективами ряда вкол п.Апгабата (Г?-5, 23, £9, 0~:5), ча заседаниях методического-семинара при кафедре педагогики ТГПИЯЛ им.Д.Азади.
г;-.' Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения (содержит IBX страницу мшдлнОпнсного текста), и списка использозак-'СЙ литература. Текст диссертации на русском.язьке.
■ .Осювное содержание диссертации. .
Зо'введении обосновывается актуальность'темы,, цель, задачи,
_ 9 -
объект и предмет исс.-?дования, сформулирована гипотеза, названы методологическая основа, методы и источники диссертации, обоснованы научная новизна и практическая значимость приведенного исследования, указаны этапы работы, основные положения, выносимые на защиту, формы апробации и внедрения результатов ''сследования.
В I главе - "Традиции трудового воспитания" - показывается, каким обширным и разнообразным было традиционное содержание трудового воспитания девушек в туркменской семье в проилом.
В каждой туркменской семье родители прилагали все усилия для воспитания девушек в духе настоящего трудолюбия, постоянной готовности к труду. Родители, особенно матери, в каждом удобном случае при разговрре с девушками не переставали подчеркивать значение труда и трудолюбия, учили качественно выполнять свои трудовые обязанности, проявлять в труде старательность и упорство, стимулировали проявлять в работе самостоятельности, не копировать других, а проявлять творчество, овладевать мастерством. В результате усилий родителей, особенно матери, девушки з туркменской семье вырастали исключительно трудолюбивыми и разносторонне .'педготовленкши к трудовой жизни.
Девочек очень рано привлекали к труду, к 9-10 годам они уже принимали участие в приготовлении пизщ, многие уже умели приготовить различные блюда, стирать, убирать в жилище, выпечь чурек в тандыре, доить корову, козу, ухаживать за домашним скотом, сбивать масло, красить шерсть и др.
В семьях, где не было мальчиков, девушки выполняли все мужские работы. Разумеется, такое широкое привлечение девушек к работе, зачастую непосильной, приводило к их перегрузке, отрицательно сказывалось на их физическом развитии и здоровье. Девочек нэ оставляли в стороне и от работ в сельском хозяйстве. Они помогали взрослим почти во всех врдах работ на земле.
Основное место в трудовой подготовке девушек занимало руко- ■ делие. Девушки своим ручнгм трудом украшали жилице, одевали детей и взрослых в семье, кроили, вышивали, шили одежду для детей и взрослых, кроили, стегали, шили одеяла, ткали всемирно известные ков' ч, паласы и другие ковровый изделия.
С подросткового возраста девушек обучали ткать различные' ткани (кетени, алача, челбетов и др.), шерстяные портянки, вяза-', нию узорных носков, шерстяных тесемок, привлекали к кошмовадянию. Обучали их строить "тамдир" для выпечки чурека, очаг, устамовить
- in -
ручную мельницу. Девочки в II—12 лет уже полностью обеспечивали семью мукой, которую они мололи, работал у ручной мельницы. С подросткового возраста девочек привлекали также печь хлеб-чурек на "тамдыре". Девушки в прикаспийских районах и на берегах Амударьи рано получали умение приготовления ко рыбы различных блюд, а также обработки выловленных мужчинами рыб. В семьях охотников с 7-8 лет девочки участвовали б обработке добычи охотников-мужчин. У кочевых и полукочевых туркмен девушек готовили к установке кибитки. Войлоки для кибитки также изготовляли женщины.
Все это имело важное значение в основательной подготовке девушек к семейной жизни. - •
Большое место в главе занимает .освещение вопроса о средствах, формах и методах трудового воспитания девушек. Отмечается, что в трудовом воспитании девушек использовались различные формы, методы и средства убеждения, методы стимулирования и оценки труда воспитанниц, а также методы практической подготовки их к труду. "'..■.
В психологической подготовке девушек ,к труду и убеждении юс в значении труда и трудолюбия широко использовались различные жанры фольклора. Особенно большое место занимает трудовая тематика в пословицах и поговорках.
Матери прилагали большие усилия по вооружению девушек уме- ■ ниями в "женских" видах труда. Ибо пословица гласила: "Э^есини гер, гызкны ал".
Желание народа видеть девушек трудолюбивыми нашло свое вы- . ражение уже в колыбельных песнях, а также песнях, исполнявшихся профессиональными багши.
У туркмен были и сугубо трудовые песни, связаннйе с женским трудом ("Тара гошгусы", "Хереле, адЛэм хорале" и др.).
Взгляды народа на труд и трудолюбие девушек- нашли свое отражение и в сказках ("Мамметджан", "Акпамык", "Как нанялись в батраки три брата", "Умный дехканин" и д|з.). Много загадок о зОнсхом труде и орудиях женского труда. Загадки девушки загадывали и отгадывали в процессе "Ум'е", в праздничных сборах. Даже .в плачевных песнях немало куплетов о трудолюбии, трудоспособности покойной женщины. *
В психологической, подготовке девушек к труду и убеждении их у значении трудолюбия большое значение имели также разговоры взрослых, особенно женщин между собой или с девушками о трудо-
любирнх девушках, об чх работе. Важное место в играх, особенно в игре п куклы девочек занимала трудовая тематика. В этом большое значение имели сборы дог-упек и традиционнее народнее праздники, связанные с трудом ("'Ъвруз", "Хаеман той"" и др.). Большое значение в трудовом воспитании имел пример матери, взросль-х женщин в семье и подруг.
Большой удельный вес в трудовом воспитании девувек занимал' метод разъяснения (объяснения). Разъяснение часто сопровождалось показом способов работы, а также советами взрослых.'
В трудовой подготовке девушек особое место отводилось их 5Т1ражнениям в труде. Их первые упражнения в труде имели место уже в процессе девичьих игр.
Стимулирование и оценка трудовых умений девушек осуществляюсь в форме одобрения и похвалы их работы, а также общественного смотра продуктов их труда (проводился в доме желиха р день свадьбы).
У туркмен проводилось испытание невесты в труде на следующий день поело свадьбы. Это налагало большую ответственность перед .самой девушкой по овладению самыми сложными секретами женских видов труда,перед родителями по воспитанию у девушки исключительного трудолюбия и постоянной готовности к труду.
/ Применялось поощрение девуиек за трудовые достижения (дава-ди 1-2 свободного дня после продолжительной ответственной работы, отпускали к подруге, освобождали от работы накануне праздников, чтобы она готовила себе наряды, отец покупал ей украшения, сладости на базаре и т.д.). В отношении девушек, не любящих трудиться, использовалось осуждение (укор, намек, заставляли переделать плохо сделанную вещь и т.д.). Телесные наказания почти не применялись. Трудовая подготовка девушек осуществлялась в основном в форме индивидуального обучения матерью, бабушкой и др.
Как видно из вышеизложенного, содержание трудового воспитания девушек в туркменской семье было обширным и осуществлялось путем применения разнообразных методов (В диссертации приводятся много примеров разных жанров фольклора о женском труде и обрг.зцы применения разных методов и форм трудового воспитания девушек).
Во второй главе рассматриваются содержание, методы и средства нравственного воспитания девушек в туркменской"семье. Как показали наши исследования, под нравственностью девушки народ понимал широкий спектр ее нравственных черт и преят-ячлял г ее
нравственности очень высокие и строгие требования. Главными нравственными качествами счи ались любовь к земле предков, родному народу, семье, требовательное отношение к своему поведении, любовь к труду, ко всему, что создано трудом человека. В туркменском фольклоре много произведений, описнващих патриотизм жен-дин. В народной памяти и архивт.тс материалах сохранилось много свидетельств участия женщин в самые трудные минуты в за-' ците Родины наравне с мужчинами.
В туркменской семье большое значение придавалось воспитанию у девушек чувства дружби между людьми, а также верность в дружбе.
В то же время взрослые в семье учили девушек бгть разборчивыми в ьыборе друзей.
Девупек воспитывали в духе друж.бы и взаимосогласия с соседями, верности и преданности в любви и супружеской жизни, идеаль-, ной моральной чистоты. Общественное мнение осуждало малейшую попытку девушки или женщины переступить нормы нравственности. Вс многих семьях женщина пользовалась больший уважением.
С малых лет девушек воспитывали в духе уважения к старшим. В туркменских семьях воспитывали уважение даже к давно уведшим из жизни близким людям. В них не наблюдалось ни одного случая отказа детей от своих старых родителей.
Воспитание у девупек правдивости, чистоты речи, вежливости, верности данному слову считалось также приоритетными направлениями подготовки их. л г.лэни.--Учили остерегаться сплетен.
Родители, особенно мать, взрослые кешцкны прилагали бочь-шие усилия, чтобы девочка выросла трудолюбивой, не-чуралась никакой работы,, а также, чтобы она была бережливой.
Всех детей, в том числе и'девушек, воспитывали в духе презрения к воровству, жадности. У девушек восп; .квали гостеприимство, привлекая их с малых лет к подготовке и приему гостей. Народная мораль предписывала девушке быть скромной, вести себя С? людьми просто.
В семьях у девушек воспитывали отвращение к подхалимству, сквернословию, хвастовству, пустозвонству и другим нравственным порокам,
.,-: - В каждой туркменской семье девупек психологически готовили .к многодетности. У девушек воспитывали также чувство'собственного достоинства.
В нравственном воспитании девушек использозадось большое множество средств, методов и приемов.
Среди действенных средств были детские игры, которые способствовали воспитанию наблюдательности, дружба, честности и др., усл-гсе народное творчество (пословицы и поговорки, сказки, героичоскио произведения "Книга моего деда Коркута", "Кер-оглы", дестаны, песни багши, "лзле", "Яр-яр", колнбельнке). .
Важнее место в нравственном воспитании девушек играли народные обычаи и традиции, Коран, Шариат, Хадисы. В диссертации широко, на конкретных примерах показывается использование разных средств, методов и приемов убеждения, упражнения, приучения, поощрения и наказания, требования, положительного примера взрослых женщин в семье, подруг, односельчанок, а также намеков, обещания, одобрения, благословения, благодарности, замечания, укора, осуждения, предупреждения, приказания, запрещения. Телесные наказания применялись редко. Но были отдельные случаи рукоприкладства. Все зависело от характера и уровня педагогической подготовленности родителей. Большее значение 'придавалось силе общественного мнения.
Выбирая невесту для своего сына, люди прежде всего отдавали предпочтение нравственной воспитанности девушек. Это обязывало родителей обращать особое внимание нравственному воспитанию девушки.
В диссертации подчеркивается, что в многовековых идеях и традициях нравственного воспитания девушек в туркменской семье немало поучительных, прогрессивных и полезны^ с точки зрения воспитания девушек в современной семье.
Третья глава диссертации посв/гщеня исследованию степени сохранения и происшедших эволюция в традициях трудового и нравственного воспитания девушек в современной туркменской семье.
В целях определения сохранения и эволюции в исторических традициях трудового воспитания девушек в современной туркменской семье мы в 19оВ/ь9, ьЭ/90, 90/91 гг. проводили анкетирование родителей и школьниц 3-го, Й-го, 10-го классов средней школы £ I Болдумсаэ-ского, К' 2 г.Туркменбаши, !.'№ 23 , 26 , 29 ш.А.шгабг.та, !г!.г 18, 49 Аш-габатского этрапа. Родителям были предложены для письменного ответа следующие вопросы: I. Каким видам-труда Вк обучаете своих дочерей в семье? Имеют ли девушки в Вашей семье постоянные поручения? 2. Какие методы и средства Вы используете в трудовом воспитании в семье? Применяете ли телесные наказания? В анкетировании участвовало 237 родителей. Анонимная анкета для школьниц содержала следующие вопросы: I. В каких видах труда в семье участвуешь? 2. Имеешь ли постоянные пор. че.ния и
- 14 -
семье? Если имеешь, то какие? 3. Участвуешь ли в труде по личному побездснию или по указанию, напоминанию взрослых? 4. Поощряют ли тебя родители за выполненную работу или нет? 5. Наказывают ли тебя родители за неоыполнение их поручений, за плохо выполненную работу или нет? Если наказывают, то в какой форме? На вопросы анкеты отвечало 725 школьниц.
Для уточнения некоторых ответов родителей и учениц по вопросам анкеты мч проводили с ними дополнительные собеседования (В диссертации приводятся подробные статистические данные, полученные в результате анкетирования'и собеседования). Судя по данным, полученным по итогам анкетирования и собеседования, мы полили 1С следующим выводам:
Большинство девочек уже с раннего возраста привлекаются в семье к различным посильным видам бытового и хозяйственного труда. Е старшем дошкольном и младшем школьном возрасте .в семье начинают учить девочек шить, вышивать простые выпивки, некоторые девочки младшего школьного возраста,все девушки старшего возраста имеют в семье те или иные постоянные трудовые поручения. В то же время, как показали результаты анкетирования и собеседования, в некоторых семьях оберегают девочек от труда, что противоречит традиции семейного воспитания. Все же содержание труда девушек в семье остается разнообразным, очень часнщеннш. Тем не менее нельзя не отметить, что такая насыщенность; как показали наши наблюдения, приводит к перегрузке девушек в семье трудовыми обязан постами, почти не оставляют времени для отдыха, чтения, развлечений. Это особенно заметно в сельской семье.
Как видно из ответов, многие из девушек в городе не занимаются традиционными женскими видами труда, как вышивание, ковроткачество, вязание, тканье портянок. Аппликация из разноцветных тканей, вязание тесемок для краев пола халата уже забываются. Многие девушки как в городе, так и на селе не умеют приготовить "гурт", "кап", "сек".
Большая часть девушек занимается хозяйственно-бктовым трудом в семье по личному побуждению, что свидетельствует о сохранении традиционного трудолюбия женщин у туркмен. Но в то же время нас беспокоит, что 21 процент девушек участвует в семейно-бытовом труде по требованию, настоянию родителей. Это ставит перед семьей и школой задачу улучшения воспитания трудолюбия у девушек с уледдого возраста.
Кок иидио кз ответ«] родителей к акохык'.и» в современной семье •.схркнякугся многие тродидасни>.:с методы трудового воспитания дог>у~ :'2г. Родители кироко пользуются традипнснн"!-:! формами поощрения и тгазання. Но наряду с этим часть водителе» прккеикет некоторое г.т-з-галые кетоян трудового воспитания (разные фор:.'" рукоприкладств» >.
Поучая ответы родителей и школьниц, мы как положительное иь-¿енекие в содетсаиии трудового воспитания девушек в семье констатировали отсутствие таких трудоемких видов труда, как ручной по-.(ол зерна при помощи ручной мельницы, сбор хвороста, собирание и зушение помета коров в качестве 'дров, накладывание заплаты на старую одежду, изготовление домотканного платка для ношения женщин. ")коло ь7 процентов школьниц связывают свои судьбу ".осле окончания лколы с .учебой в вузе. Из 325 учениц, ответивших на вопросы анкеты (10-й кл.), 153 будущую профессию выбрали под влиянием родителей. Желающих остаться после школы работать на производстве оказалось всего 13 процентов. Бее это говорит о том, что влияние школы на выбор девушками профессии было минимальным.
• В анкету для родителей, которую мы предложили в целях определения степени сохранения и'эволюций в традициях нравственного воспитания девуики в семье, были включены следующие вопросы:
1, Какие нравственные качества Вы воспитываете у девушек в семье?
2. Какие качества девушек и женщин Вн считаете аморальными или. отклонениями от народных норм морали и воспитываете к- ним неприятие у девушек Вашей семьи? 3. Какие методы и средства используете в нравственном воспитании девушек в семье?
Девушкам была предложена анкета со следующими вопросами: I. Какие положительные (хорошие) нравственные качества девушки ты знаешь и ценишь? 2. Какие качества, привычки в нравственном поведении девушек по твоему мнению являются отрицательными, нехорошими, не получающими одобрения у народа,
В анкетировании родителей участвовало 337 человек, а на вопросы анкеты для школьниц отвечали 325 девупек.
Предлагая родителям и девушкам вышеприведенные анкеты, мы ожидали, что их ответы на них позволят нам составить общую картину того,.воспитание каких положительных нравственных качеств у девушек считается*в современных семьях наиболее приоритетными, а какие качества, привычки, поведение девушек считаются родителями отрицательными, неприемлемыми для девушки и поэтому они воспитывают у своих дочерей к ним неприятие (осуждение), что это даст нам возможность судить о том, что сохранилось э современной семье
из исторических традиций в нравственном воспитании девушек и какие в них произошли эволюции.
Изучение и обобщение ответов родителей и учениц показали, что они называли почти все основные качества девушки, считавшиеся у народа традиционно нравственными' и были приоритетами в семейном воспитании девушек, а также те качества,, которые считаются аморальными, отклонениями от нор,! и всегда вызывали у народа осуждение. Однако следует отметить, что многие родители и ученицы в числе положительных качеств нравственного поведения женщин не назвали ряд очень значительных, важных качеств: приветливость, сострадание попавшему в беду, скромность, простота в поведении, опежде и украшениях, щедрость, бережливость, материальная и моральная помощь ч поддержка бедным, инвалидам и старикам. Точно также ряд родителей и учениц не осужда'ли в своих ответах многие отрицательные сачсства женщин, считавшихся аморальными, отклонениями от норы морали (употребление в речи ругательных, нецензурных выражений,: .приглашение в гости с расчетом, болтливость, сплетня, спекуляция, привычка девушек обниматься, целоваться з людных местах, необоснованные, необдуманные разводы, уход женщины из дома мужа из-за мелких обид, слишком пышные свадьбы, продажа девушек ("кал™") и согласие девушек продаваться, неуместные хихиканья, слишком громкий смех, развязность девушки, "окодаость судьбе, выход замуж с расчетом), ■ .
,:. Очень мало девушзк (115, из 325) осуждало выход девушки замуж с расчетом. Многие рсдV гели также не осуждали этот нравственный порок. )" ■■>'/■
Что касается методот/ нравственного воспитания, то выяснилось, что все еще в нравственном воспитании, как ив трудовом, наряду с общепризнанными эффективными методами применяются и вредные, отрицательные (резные йормы телесного наказания).
Б диссертац«,» приводится перечень работ, которые могут быть использованы й^олсй Д',оа'ЬёЙ по сохранению и развитию лучших и преодолению отрицательных семейных традиций в трудовом воспитании девушек, а также негативных деформаций в нравственных ценностях народа. ■: .'■"!.. ■'...
В конце'главы делается вывел о том, что в вопросе сохранения трздицйй семьг в трудовом и'нравственном воспитании девушек мы имеем немало положительных моментов, но в то же'время в годы то-талзта;.яого, унитарного советского режима мы утратили ряд лучших ссу.^.Знму. традиций и обычаев в воспитании девушек, созвучных с ¿бщемелотечэскими.нравственными ценностями. В этот же период в
семейное воспитание блта привнесены некоторые нежелательные нововведения.
3 любом государстве жегецинн составляют больпую часть населения. Поэтому отсутствие трудолюбия, упадок нрзвет! енности среди них меяет затормозить развитие государства, нанести урон его авторитету . Это налагает больную ответственность ка семью по возро»« денкв и использования лучших национальных традиций трудового и нравственного воспитания девукек и обеспечить вхождение их в жизнь достойными гражданами независимого туркменского государства. Здесь большая ->оль принадлежит также гаколс и общественности.
В заключении диссертации отмечается, что национальные традиции в области трудового и нравственного воспитания девукек в семье характеризуются и целом прогрессивность», .жизнеспособность» в силу их соответствия общечеловеческим нравственным ценностям и могут быть с успехом использованы в современной семье. Однако среди традиций есть и такие, которые не гармонирует с сегсдняяними запросами воспитания. В трудовом и нравственном воспитании девушек в современной семье могут быть, использопгчц только те, которые будут способствовать воспитанию девушек в духе благородных нравственных ценностей и настоящего трудолюбия, готовил! и умеющими продолжить исторические трудовые традиции туркменской семьи. Между тем, р наши дни можно наблюдать ряд девальваций в традициях семе.й-ного воспитания, а также ряд нововведений, которые не имеют никакого отношения к историческим традиции! семьи (например, недостаточное внимание к воспитанию скромности, геиственяости, простоты де— вупки, соревнование молодых женщин- и девушек в вопросе, кто может богато одеваться и носить много драгоценных украсений, вставит золотых коронок на здоровые зубы, слишком дорогие, пшгкые свадьбы, неуважение возраста, л долиной л; человека, ослабление психологической подготовки двЕуаек к прочной семейной жизни и отсутствие во многих семьях обучения девушек исконно'ненским видам труда, воспитания девусек в-духе постоянной психологической и практической готовности к лкбому виду посильного труда).
. Семья в нашей стране -рассматривается одним из гарантов укрепления независимости государства, упрочения общества и забота о ней, о повышении 'ее воспитывавшей роли поставлены у нас на >ревень государственной'политикй. Проявляя постоянную заботу о-семье, госу. дарство в то же время адет от членов семьи отначу обществу, с первую очередь успешым выполнением своей воспитательной ролк.д'..-*.
На основе проведенного исследовзяия в диссертации вкрзбозкы ряд практических рекомендаций;
I. Родителям, педагогам школ следует внимательно изучать мест-Hvw этническую среду и су чествующие в народе исторические и новые традиции семейного воспитания- При от ом умело разбираться, -акяе По су^сствухщях традиций положительно отражаются на формировании нравственности и трудолюбия у девушек, а также в целом-в формировании их личности, а какие- отрицательно, что заслуживает сохранения и использования, а от каких - освободиться.
Z. Учителям, классным руководителям особое внимание обратить, мкие из лучших исторических традиций трудового и нравственного воспитания девушек в семье утрачены за годы тоталитарно-командного режима и требуют возрождения и возвращения в систему средств семейного воспитания, какие неоправданные нововведения привнесены в семейное воспитание за эти годи и вести систематическую индивидуальную и коллективную работу с родителями и школьницами по возрождение и '.-спользовании лучших традиций туркменской семьи.
В отих целях следует возобновить работу "Родительских уни-верск-гетог" в масштабе орода, села, поселка и ''Университетов педагогических знаний" в школах и на их занятиях, а также на родительских собраниях пропагандировать лучше традиции трудового и нравственного воспитания девушек. Оправдает себя организагг 1 об-«li'.a опытом родителей по Боепитании девушек в семье. '
3. Необходимо, чтобь; г. планах гпассных руководителей работа г. о популяризации лучших традиций среди родителей занимала достойное vx-cto. Выполнение плачг., его систематическая реализация долж-иа •'■•.•снтролироваться ' оргакизмтороы воспитательной работы школы.
Л¿р]|Од;:ч(?скп г-аслушивать 'т: заседаниях.педсовета, производственном соаскангк, на иетсдсбьединениях ход и результату работы по данному вопросу.
4. Следует широко использовать в отих целях возмокности дис-•.•.mvuîmi "Одеп. Содержание ислама и Корана", возможности других предметгп, есобедоо литератур»-!, труда, разных г-пеглаесной
р: 'н тк с доаудоаки-доезьнкцахи: индивидуальной, кассовой, группо-.-'о\. {•.•ояркмер, клуби геэуш-зк-сторшеклнсг.нитд Тун^б", "Айна", vcпетугдак- г. многодетна»-' матерями, гентриями-передоркуакм вгп*. розетка,' с. писатохьгшцзми'. с жензииаки-ниатокоуи и хранитель-
syyzzx. традиций% с людьми ппжклего г-озрастз, гудсхеетвен--a-i '-.t.w длительность, кружки "Ууеяк« руги"). Нз'1 с пут пскзочл ые* » возрождении и возврадгнии к семенное Î о-'-.;' -iyy:'.r-!-: ~училх гекейшх т'■адтаи:1.
-
0. Робота по возроядеикю, популяризации лучших трздикиЗ семейного воспитания среди родителей и Еиедрениз их г; прагтш-у современного семейного воспитан::;! девушек может бить успешно;': только при тесной связи усилий сколы, семьи. и общественности в этом направлении и при едина/, подходе с их стороны к традициям семейного воспитания.
Лри это:.: шкода доля-КЗ быть центром популяризации луч:::их семейных традиций среди'родителей и всей общественности. Учителем, следует часто посещать семьи и трудовые коллективы для популяризации лучгскх семейных педагогических традиций и преодоления отсталых традиций и неоправданных нововведений я семейном воспитании. Только при этом условии моуно будет достичь единого подхода к воспитанию девушек в семье.
Таким образе:.:, мы в диссертации попытались объективно воссоздать и проанализировать исторические традиции трудового и нравственного воспитания девушек в туркменской семье, проследить сохранение, эрслкиин и обосновать значение и пути возрождения, сохранения и использования лучших достижений, нейтрализации негативных элементов традиционного семейного воспитания в современной семье. Это и составило ноль и задачи-нашей-диссертации. Следов»- • тельно, в диссертации решены псе задачи и подтвержден». гипотеза, выдвинутая в начале работы.
Наряда с этим следует отметить, что за рамками нашей робот?/. остались неизученными традиции эстетического, умственного и *>..>и-ческого воспитания девушек в туркменской семье, которые станут объектами новых научных поисков. .
Основное сол.ест:зниэ диссертации отс'атено_ в следующих работах автора:
1. Трудовое воспитание деаупвк в семейной этноледагогике. Статья. - Труды молодых ученых, преподавателей и аспирантов ТШИЯЯ им.Д.Азади. Л., 1592, с.37-41. ' .
2. ЖзнсккЯ труд'в туркменском фольклоро и его педагогическое значение. Статья. - Труды молодых ученых, преподавателей и аспирантов ТГй'.'АЛ имени Д.Ааадк. А. ,.1993, с.1С-II.
о. Девушку узнают по нраву (образки традиций нрзЕстезнгс'сг воспитания в туркменской семье). Статья. - А."Халыла", А., ГгУ, :? 2, с.20-24.
4. Формы и методы трудового воспитания девушек в туркменской семейной эгнспедагогике. Сб.тезисов Ш научной конференции профессорско-преподавательскогр состава. А., 1591, с.Н2.
5. Некоторые вопросы нравственного воспитания девушек в туркменской семейной атнопедагогике. Сб.тезисов УШ научной коп-ференции профессорско-преподавательского состава ТГТШЛ имени Д.Азади. А., 1992, с.25.
6. Сохранение и эволюция в традициях трудового воспитания девушек в туркменской семье. Сб.тезисоБ IX научной конференции ТИШЛ имени Д.Ааади. А., 1993, с.26.
7. Традиции семейной этноледагогики и современное воспитание девушек. Сб.тезисов научной конференции профессорско-преподавательского состава ТГПШЛ имени Д.Азади, посвященной дню рождения Сапармурата Туркменбави (17 февраля 1994 г.),
А., 1994, с.46.
6. йенский труд в туркменском фольклоре. Статья.-Ж."Мир языков". А., 1994,1 5,; с .<12-45.
9. Сохранение и эволшкя в семейных традициях нравственного ' воспитания . ..девушек. Статья - "Труды аспирантов молодых ир-цодавптодей ТГПЙУ!'имени Д.Азадй. Л.', 1995', с.
АКШТлШН
..л!л,алада гизлара зэх;,гат 20 ахлах тсрб/.сс:гнл бермой проблема си ахли доэурде-де вз*тш актуалхага. йалей гапавугланнддар. 3ин гарашсыз дввлетамкзде бу проблеманиц актуаялиги хас хем едарланяр. Ссбэб:: тоталдтар-комз.чда бзрлдз там.у.чистж е...темп--я»| «клларнзда „бтавв сгзет хашвш"8е>б1гтевг соцкалиипа меде-й1атк"5келе гетартк угруяда алнуп барлан гетер туркмен матиа-ск!!!;л гкзларзд зэхмет 23 ахлак тербиседндо узак асарларин Дое-п-.'.'ь;нда улакып гелен ада2ып дзплер;тэд бцртопарышщ ко;.1-ке:,«дон йаткралкегзю гет/.рдл. Бу болса оз гезегеиде шагаланын тербяз-чдллк ■гзс/.у/лхн геев гатазгана гетирдл. «йдя гараззю Тгрккеякз-тзнда Сапарвират Турклеабасн ха^ис'г.'.изин э/.ла коледен гол^г-: го-зн доплеря, со л санда гизларн тербкедемекдэй2 педагогяк дяг:-лзранк хем дакояткек у ч/л езртлер дореедз. Цунун эз;: педагогика нлг-ишч енунде турл^ен .машгалаеккьн! тарах и педагог ж дэпле-ркяа, гол хатарда гнзларын зэх;.:ет ве ахлак тербгесандо хек коп аскрдарьш доваашка улаицп гелен дэплерина Яузе чикар:.'лк, о/дрыну гуиун тербзечглас зезлпелерянии позщаяларыадан чун аяализ-ле;.:оя, гунлзр;з.!2зе о Ларин хайсаларгшн гелип етендаг;и!л,
довам этдцр;:л2энд13ч1аи, хайоы говы дэплерад Г.у.тлрг."епд;::г:и:: кесгдтле:.:ек( унудылан говц дзалеря дакелтаагзд ве ене-дс као-гала тербаесгне гаЗтарап гетга;лег№ ёлгарани нлмн асасда а-'лоп дузмзл ботча догзпкзрля везанглсря гоЯдя.
ш Д2ссервацгя!4ыз сол зезйлелгргя чозмдгпе белл:: дар",-деде гопаат гозар дяЯга уьлг одЗэрл.
А^ссертацаз глравден, гч баядая,. тие&са вэ
даланклан эдеб-ягларан. сплсогиядая абарат. Ггр^ч гг;« а.чсуэл-
- гъ-
лыиг, максады, везипелера, итг тэзелигя, гапотезасы, онда уда-
нилан чеииелер ве кеходлар, практики эшиата, шда ерине е тара-лен этаплары, апробация эдилишкнин ёллари беян эдилйэр.
i бапда туркмен ыаыгаласшшн гызлара зэхмет тербиесани бермекде уданан тарыхы милли "-ливра ызарлаяиляр ве дернелЯэр.
П бапда гызлара ахлак тербиесини бермекде туркмен машгала-сьшда улашшш дэп-дессурлар дернелйэр.
ilшип Ш бабшда хээирка замай туршен машгаласында гызлара зэхмет ве ахлак тербиесини бермекде гадьишетден гелЯэн мапгала дэплерцнац саклааылышьшьш ягдайы ве тоталатар-команда берсвд колмунистик саотешяыч йылларывда бу барадакы дэплервд хайси-ларынач йатирилендкгп, хаЯсы тэзе дэчлерад гелип гошуланднгы, •">ларыц гарашсиз Туркмевкставын' тербкечклак везипелёрин'! чозмэ-гз ярамлшшгы ье яражызлыгы барада бязан гечкрен шш-барлаг-ларш:шз аз беянвна татар. • -
Ь,емлейи нетдаода гечпрен шшш-барлаг шшазва берен нета-Чслари.хей-де б asan магггалада гызлара захмет ве ахлак тербве-с«аа баржгал веФшртлццкдош ёкарлаидыр.-дагн« ёдлары барада издои дкзен шшн дислахатларшаз г*ркезслди.