автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование и развитие духовно-нравственной культуры как основы социализации студентов высших учебных заведений
- Автор научной работы
- Бамблевский, Леонид Игоревич
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2011
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Бамблевский, Леонид Игоревич, Москва
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ»
04.2.0 1 2 5 2 7 5 6 "
На правах рукописи
Бамблевский Леонид Игоревич
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (социальное воспитание в разных образовательных областях и на всех уровнях системы образования)
ДИССЕРТАЦИЯ
на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Научный руководитель:
Заслуженный деятель науки РФ, член-корреспондент РАО, доктор исторических наук, профессор КРИВОШЕЕВ В.Ф.
Москва - 2011
СОДЕРЖАНИЕ Введение....................................................
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1. Исторический, философский и социально-педагогический аспекты формирования духовно-нравственной культуры личности.............21
1.2. Роль духовно-нравственной культуры в социализации студенческой молодежи..........................................................................51
1.3. Духовно-нравственная культура студента как социально-педагогическая проблема.......................................................58
Выводы по первой главе...............................................................76
ГЛАВА И. ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
2.1. Система педагогических средств и условий формирования духовно-нравственной культуры будущих специалистов..........................................79
2.2 Экспериментальная проверка модели формирования духовно-нравственной культуры будущего специалиста в условиях социокультурной среды вуза.................................................................................97
Выводы по второй главе................................................................117
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................121
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..............................................................125
ПРИЛОЖЕНИЕ..........................................................................147
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время наблюдается значительное снижение нравственности и уровня духовного здоровья в российском обществе, в особенности среди молодежи. Одна из основных причин ухудшения нравственного состояния - в разрушении естественных институтов социализации, а также деструктивном влиянии среды. Многолетнее отчуждение человека от подлинной духовной культуры, национальных корней и традиций, от веры, привело к кризису общественного сознания, выразившему в крайне неблагоприятной социальной обстановке: усилении криминогенности общества, росте преступности, насилия, открытой пропаганде распущенности нравов.
Положение усугубляется тем, что существенно ослаблено внимание государства и общества к целенаправленному формированию общественного сознания, к вопросам воспитания, что естественно привело к изменению духовности, нравственности и, как следствие, - моральных устоев нынешнего молодого поколения. Исследователи отмечают такие негативные тенденции, как нарастание индивидуализма, противопоставление себя другим людям, прагматизм на фоне низвержения авторитетов и нравственных идеалов. Наряду с девальвацией духовно-нравственных ценностей - служение обществу, государству, родине -происходит снижение доверия к старшему поколению, переориентация на личное благополучие, выживаемость, самосохранение, идет усиление процесса индивидуализации и отчуждения личности. Материальные блага стали занимать значительно больше места в желаниях молодежи, культура и образование отодвигаются на периферию их ценностной ориентации. Образование рассматривается лишь как способ получения в будущем материальных благ без духовно-нравственных компонентов. Однако, известно, что каждый компонент базовой культуры несёт в себе
неразрывное единство знаний, чувств и поведения, которые наполнены конкретным, содержанием. Так, когнитивный компонент включает в себя разнообразные знания о человеке и окружающем мире и предполагает осознание социально значимых ценностей. Их интериоризация возможна при условии взаимосвязи и единства когнитивного и эмоционально-волевого компонентов. Эмоционально-волевой компонент включает в себя эмоции, чувства, переживания, настроения, интересы, мотивы, установки. Отношение к уникальности другого человека, которое предоставляет человеческая культура, позволяет личности оценить себя, свои убеждения, свою позицию в мире. Деятельностно-творческий компонент предполагает овладение способами разнообразной деятельности, которая помогает человеку творчески реализовать свои способности в рамках объективно детерминированного спектра «альтернатив». Освоение культуры идёт только через деятельность. Стремление к внешним проявлениям культуры подталкивает человека к самосовершенствованию. Все компоненты культуры тесно связаны между собой, каждый играет свою определённую роль и незаменим для воспитания целостной культуры личности.
Целостный характер формирования духовно-нравственной культуры как основы социализации будущего специалиста может быть обеспечен в целенаправленном учебно-воспитательном процессе вуза, где в комплексе решаются проблемы его профессиональной подготовки и социализации. Мы исходим из того, что понятие культура в целом многозначно, и, рассматривая одно из его значений - культуру отдельного человека - как степень духовного развития личности, степень освоения ею принятых в обществе духовных ценностей (Муравьев В.В.). В данном значении термин «культура» обозначает высокую степень развития какого-либо качества. Культура личности способствует принятию общественных норм в качестве личностных параметров; это степень совершенства, достигнутая в овладении
той или иной отраслью знаний или деятельности; это определённый уровень творческих сил и способностей человека; гармония интеллекта, эмоций, убеждений, воли в деятельности, гармония с самим собой, с окружающими людьми, окружающей жизнью, обществом. (Капустина
Н.М.).
Стержнем культуры личности, определяющим ее развитие, является нравственность. Именно нравственность в широком её понимании предстает как имманентная форма перехода из внешней культуры во внутренний мир человеческой духовности и вместе с тем как структурообразующее начало последней, выявляемое в процессе её самообнаружения и деятельного утверждения в мире» (Крылова Н.Б.).
Как один из самых важных и существенных факторов общественной жизни, общественного развития и исторического прогресса, морали, нравственность заключается в добровольном самодеятельном согласовании чувств, стремлений и действий членов общества с чувствами, стремлениями и действиями, интересами и достоинством сограждан и всего общества в целом. Добровольность, самодеятельность, согласованность
индивидуальных целей, мотивов личности с общественными, деятельность на благо общества, стремление в этой связи выработать собственный стиль рождает нравственную культуру личности как основы ее социализации..
В настоящее время формирование и развитие духовно-нравственной культуры, духовно-нравственных ценностей у молодежи в учреждениях высшего профессионального образования сдерживается рядом противоречий между объективной потребностью этой деятельности и:
- снижением роли воспитательной работы в учреждениях профессионального образования всех уровней как потерявшей свою актуальность и жизненную необходимость;
- неэффективностью социально-общественных институтов (семья, образовательная система) в формировании ценностных ориентиров молодежи;
- недостаточной научной разработанностью подходов к формированию духовно-нравственной культуры подрастающего поколения как основы социализации в новых социально-экономических условиях;
- несовершенством единых ценностных ориентиров в многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, которые в прошлые годы объединяли россиян в единую историко-культурную и социальную общность;
- широким внедрением в сознание молодежи западной модели индивидуального сознания (принцип «твои проблемы»), противоречащей традиционным ценностям россиян (менталитет доброты, коллективизм, взаимовыручка, преобладание духовного над материальным и т.д.).
Вышеперечисленные противоречия вызывают необходимость решения важной педагогической проблемы - на основе осмысления уровня качества социального воспитания на всех уровнях системы образования формирования духовно-нравственной культуры у студентов разработать и апробировать теоретические и процессуальные основания этой деятельности. Необходимость решения данной проблемы и определила тему нашего исследования: «Формирование и развитие духовно-нравственной культуры как основы социализации студентов высших учебных заведений».
Степень научной разработанности проблемы. В настоящее время в теории и методике обучения и воспитания проводятся многоуровневые теоретические исследования по изучению духовно-нравственных категорий и поиску моделей их усвоения обучающимися в процессе образования и воспитания в различных аспектах: теоретико-методологическом (Е.П. Белозерцев, Б.М. Бим-Бад, Е.В. Бондаревская, А.Я. Данилюк, прот. Евгений
Шестун, В.М. Меньшиков, Н.Д. Никандров, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков, В.Д. Шадриков и др.); научно-теоретическом (Б.С. Братусь, Н.И. Лифинцева, И.В. Метлик, A.B. Мудрик, Т.И. Петракова, И.М. Подушкина,
A.Г. Пашков, A.B. Репринцев, В.О. Шамшурин и др.); историко-педагогическом (М.В. Богуславский, В.И. До донов, М.Н. Костикова, В.М. Меньшиков, О.Л. Янушкявичене и др.); законодательно-нормативном (Л.С. Гармаш, И.В. Метлик и др.); содержательном (В.В. Зеньковский, Т.В. Петракова, И.Г. Песталоцци, митрополит Владимир (Богоявленский), архимандрит Платон (Игумнов) и др.); методическом (A.B. Бородина, Н.В. Давыдова, О.Л. Янушкявичене и др.); профессионально-педагогическом:
B. А. Беляева, Е.И.Власова, О.В. Ивановская, В.Ф.Кривошеев, В. А. Сластенин, Т.В. Склярова, H.A. Шайденко и др.
Теория и практика управления процессами социализации и адаптации рассматривались в работах М.М. Поташника, П.И. Пидкасистого, Т.П. Шамовой и других. Психологические аспекты социализации и адаптации рассмотрены в трудах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, И.В. Дубровиной, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, A.B. Петровского, СЛ. Рубинштейна, Д.И. Фельдштейна и других. Педагогические аспекты социализации представлены в трудах И.В. Гулидовой, А.В.Иванова, Л.В.Мардахаева, A.A. Пережогиной, H.A. Соколовой, М.В. Шамардиной и других. Особенности социализации обучающихся в системе профессионального образования представлены в работах В.М. Архангельского, В.Н. Егошиной, В.И. Жукова, И.П. Смирнова, Е.В. Ткаченко, М.В. Фирсова и др.
Одно из наиболее полных исследований проблемы формирования культуры будущего специалиста принадлежит Н.Б. Крыловой, которая под культурой понимает выражение зрелости и развитости всей системы социально значимых личностных качеств, продуктивно реализуемой в индивидуальной деятельности. Сформированность основ духовно-
нравственной культуры следует считать итогом качественного развития личности, её знаний, интересов, убеждений, норм деятельности и поведения, способностей и социальных чувств.
У будущего специалиста культура — это не только сумма ценностей, но и творческий потенциал, духовность и нравственность. О.С.Газман обоснованно и убедительно конкретизирует это понятие и даёт определение базовой культуры как необходимого минимума общих способностей человека, его ценностных представлений и качеств, без которых невозможна как социализация, так и оптимальное развитие генетически задуманных дарований личности.
Считаем возможным выделить такие компоненты базовой культуры, как духовно-нравственная культура, культура общения, познавательная, физическая, эстетическая, экономическая, экологическая, политическая, информационная, правовая культура, культура труда и т.д. Однако, до сих пор в современной педагогической науке нет достаточно комплексных работ, направленных на целостное изучение вопросов формирования духовно-нравственной культуры как основы социализации студентов вузов, чем и объясняется определение цели данного исследования - на основе изучения особенностей формирования личности определить теоретические и процессуальные основы формирования духовно-нравственной культуры как основы социализации студентов высших учебных заведений.
Объект исследования: формирование и развитие системы духовно-нравственной культуры студентов.
Предмет исследования: процесс формирования и развития духовно-нравственной культуры будущего специалиста в современных условиях обновляющейся России.
Гипотеза исследования: базируется на предположении о том, что формирование и развитие духовно-нравственной культуры как основы
социализации студентов, усвоение ими сложных духовно-нравственных понятий, представлений и категорий будет проходить успешно, если:
- учебно-воспитательный процесс в вузе строится с учетом сущности и структуры духовно-нравственной культуры, специфики ее формирования в условиях вуза;
- наряду с приобретением определенной теоретической суммы знаний, студенты имеют возможность и умеют работать с текстами духовно-нравственной направленности (анализировать, исследовать, интерпретировать), которые раскрывают те или иные отвлеченные понятия морали, этики, уже предварительно усвоенные студентами на конкретных жизненных примерах;
- осуществляется актуализация социальных ожиданий личности в деятельности средств массовой информации духовно-нравственной направленности, учитывается положительное и отрицательное воздействие содержания СМИ на студентов;
- процесс формирования духовно-нравственной культуры обеспечен методически;
- студенты подготовлены к выработке правильного духовно-нравственного понимания основных постулатов нравственности, морали (согласно традиционным культурным ценностям), что позволяет им эти знания сделать собственными (а не привнесенным извне) и руководствоваться ими в общении с другими.
В соответствии с поставленной целью и выделенной гипотезой, были сформулированы следующие задачи исследования:
- уточнить смысловое содержание и взаимное соотношение составляющих понятия духовно-нравственная культура как императив всех личностных проявлений студента;
- выделить требования к результатам социального воспитания студентов вуза в сфере духовно-нравственного развития, как базовый инвариант феномена духовно-нравственной культуры будущих специалистов и предложить механизмы его реализации в условиях вуза;
- разработать концептуальные основания (теоретические и процессуальные) формирования духовно-нравственной культуры как основы социализации студентов вуза;
- определить эффективность комплекса педагогических средств и условий формирования духовно-нравственной культуры будущих специалистов;
- разработать и апробировать модель процесса формирования духовно-нравственной культуры специалиста в условиях социокультурной среды вуза;
- определить роль и значение материалов СМИ духовно-нравственной направленности и спецкурса «Основы духовно-нравственной культуры» в учебно-воспитательном процессе вуза.
Методологическая основа исследования: культурно-исторический, культурологический и системный подходы, позволяющие сочетать научность, христианское вероучение и педагогическую практику в области формирования духовно-нравственной культуры студентов, выражающиеся в их плодотворном взаимодействии и взаимообогащении. Данное исследование базируется на основных положениях философии образования и воспитания, на идеях, содержащихся в трудах отечественных и зарубежных философов, социологов, педагогов по проблеме социального воспитания и духовных основ нравственности человека, на теоретических положениях и методологических принципах исследования роли обучения и воспитания в формировании духовно-нравственной культуры как основы социализации личности молодого специалиста.
Теоретическую основу исследования составили труды педагогов дореволюционной школы Я. А. Коменского, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, В.Я. Стоюнина, С.А. Рачинского; работы современных ученых (А. Гусева, В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковского, Н.Е. Щурковой, Е.В. Бондаревской, О.Г. Дробницкого, Б.Т. Лихачева, Н.Д. Никандрова, Т.И. Петраковой, В.М. Меньшикова, И.В. Метлика и др.), сочинения теологов, богословов ученых и педагогов В.В. Зеньковского, Б.В. Ничипорова, С.С. Куломзиной, В. Парамонова, философов - Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Феофана Затворника, митрополита Владимира (Богоявленского), протоиерея Иоанна Сергиева (Кронштадского), митрополита Питирима (Н