автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Духовно-нравственное становление личности будущего учителя
- Автор научной работы
- Пустовалов, Владимир Михайлович
- Ученая степень
- доктора педагогических наук
- Место защиты
- Оренбург
- Год защиты
- 2002
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: доктора педагогических наук, Пустовалов, Владимир Михайлович, 2002 год
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО
СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ.
1.1. Историко-философские аспекты проблемы духовно-нравственного становления будущего учителя.
1.2. Социокультурные предпосылки духовно-нравственного становления будущего учителя.
1.3. Психолого-педагогические основы духовно-нравственного становления будущего учителя.
Выводы по первой главе.
ГЛАВА II. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ КАК ОСНОВА ЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ.
2.1. Духовно-нравственный потенциал будущего учителя как предмет педагогического анализа.
2.2. Факторы духовно-нравственного становления личности будущего учителя.
2.3. Сущность и структура духовно-нравственного становления студента в образовательном процессе.
Выводы по второй главе.
ГЛАВА III. КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА.
3.1. Образовательный процесс вуза как социокультурное пространство духовно-нравственного становления будущего учителя.
3.2. Закономерности и принципы духовно-нравственного становления.
3.3. Структурно-функциональная модель духовно-нравственного становления личности будущего учителя в педагогическом университете.
Выводы по третьей главе.:.
ГЛАВА IV. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ.
4.1. Содержание процесса духовно-нравственного становления.
4.2. Диалог как ценностное основание духовно-нравственного становления будущего учителя.
4.3. Обогащение рефлексивного опыта.
4.4. Динамика результатов опытно-экспериментальной работы.
Выводы по четвертой главе.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Духовно-нравственное становление личности будущего учителя"
Актуальность проблемы исследования. Духовно-нравственное становление молодого поколения, подготовка ее к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства. Переломный период, характеризующийся разрушением экономики, кризисом образования и связанных с ним ростом безработицы, преступности, насаждением средствами массовой информации псевдокультуры, порождает в обществе проявления бездуховности, потерю идейных и культурных ориентиров, смену духовных ценностей. В стране отброшены социальные права - право работать, право на бесплатное образование, здравоохранение, право уважать историю, заботиться о стариках и детях. Все эти процессы оказывают негативное, влияние на мораль учащейся молодежи, вызывая нравственный пессимизм и апатию.
Выражением государственной политики в области воспитания стало принятие Закона Российской Федерации « Об образовании» и Программы развития воспитания в системе Российского образования на 1999-2001 годы, ориентированные на повышение общественного статуса образовательных учреждений, обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных традиций и современного опыта.
Актуальность приобретает формирование ценностных мировоззренческих оснований воспитания, нового воспитательного потенциала системы образования; обеспечение преемственности между поколениями россиян на основе общественного согласия в духе сотрудничества и мира; достижение личностью такого состояния, при котором раскрываются ее индивидуальные, неповторимые особенности, осуществляется самореализация.
Однако, в настоящее время идея духовно-нравственного становления личности еще не стала идеологией педагогического сознания. Катаклизмы социально-экономического развития современной России смещают педагогические ценности в сторону достижения прагматических результатов: важнее, сколько выпускников школ поступило в вузы, заняло призовых мест на олимпиадах, конкурсах, сколько в учебном заведении есть компьютеров, нежели духовное состояние студента, его нравственное самораскрытие. Оказалось, что редко педагоги исследуют самих себя, душевное устройство воспитанников, их нравственные устремления. Назрела необходимость поиска путей и средств развития человека и выявления роли наук, которые определяют эти пути и средства, в частности, педагогики личности.
Значительный вклад в развитие представлений о духовно-нравственной сфере личности внесли философы и мыслители прошлого: Платон, Аристотель рассматривали это явление с космологической точки зрения; с рационалистической - Г.Гегель, Ф.Бекон, Р.Декарт; мыслители восточных школ - с точки зрения поиска высшего смысла. Представители русского космизма Н.А.Бердяев, В.П.Вахтеров, В.Н.Вернадский, М.Н.Федоров, К.Н.Вентцель, П.Д.Успенский, Г.Гурджиев объясняли духовно-нравственное становление личности с точки зрения назначения человека, универсальных основ духовности и нравственности, их единства.
Изучающие данное явление В.Зеньковский, И.А.Ильин, В.С.Соловьев, П.Флоренский ориентировали на поиск пути, которым человека можно привести к Богу.
Особо сильное влияние на развитие современной психолого-педагогической мысли в целом и, в частности, на формирование представлений о духовно-нравственной сфере личности, оказали гуманистические идеи западной психологии ( А.Маслоу, К.Роджерс, Т.Рито, Дж. Гилфорд, Э.Фромм и другие) и отечественной духовной психологии (Б.С.Братусь, В.П.Зинчёнко, А.И.Зеличенко, Е.И.Исаев, В.И.Слободчиков, В.Д.Шадриков и другие).
В последние годы в России активизировалось внимание исследователей к различным проблемам педагогики духовно-нравственного воспитания (О.С.Богданова, Е.В.Квятковский, А.В.Мудрик, В.А.Черкасов, Т.А.Фомина, Ш.Ш.Хайрулин). Можно выделить направления исследований: конкретнонаучное, посвященное развитию идей гуманистического и личностно-ориентированного подходов в педагогике (Ш.А.Амонашвили, В.И.Андреев, Т.К.Ахаян, Е.В.Бондаревская и другие); духовно-творческому становлению личности; развитию творческого потенциала (Т.Ф.Акбашев, А.В.Разин, И.Ф.Кефели, Д.В.Колесов, В.Г.Рындак и другие).
Проблемы высшей педагогической школы нашли отражение в трудах отечественных педагогов и психологов: В.М.Бехтерева, П.П.Блонского, В.В.Зеньковского, П.Ф.Каптерева, П.Ф.Лесгафта, Н.И.Пирогова, К.Д.Ушинского, С.Т.Шацкого и др.
Значительное число работ посвящено гуманизации и моделям отечественной высшей школы, опыту подготовки учителей (С.И.Архангельский, М.Н.Берулава, В.П.Беспалько, А.И.Галаган, Б.С.Гершунский, П.А.Жильцов, В.М.Кларин, В.А.Сластенин и др.).
В связи с проблемой данного исследования для нас значимы:
- идеи русской и зарубежной философской и исторической мысли о ведущей роли культуры университета в становлении человечества ( В.И.Вернадский, Э.В.Ильенков, А.Ф.Лосев, Ю.М.Лотман, М.Мамардашвили, Х.Ортега-и-Гассет, В.Франкл, В.Фромм, К.Ясперс);
- историко-культурная теория (Л.С.Выготский);
- теория ценностей и ориентации молодежи (А.В.Кирьякова, З.И.Равкин, В.Н.Сагатовский, В.П.Тугаринов, В.А.Ядов).
Охарактеризована роль деятельности в развитии личности (В.В.Давыдов, Е.С.Заир-Бек, Л.В.Занков, И.А.Колесникова, А.Н.Ксенофонтова, С.А.Расчетина, А.П.Тряпицына, Н.В.Чекалева, Г.И.Щукина).
Проблема духовно-нравственного становления будущего учителя требует дальнейшего системного и концептуального осмысления, построения обобщающей модели, которые, в свою очередь, позволят создать целостное педагогическое представление об изучаемом явлении.
В предлагаемом исследовании сделана попытка описания условий преодоления духовно-нравственной апатии, академической отстраненности студента от преподавателя. «Объект», рассматриваемый нами через свои личностные, индивидуальные, единичные особенности, является участником собственного духовно-нравственного становления и стремится быть субъектом протекающего процесса. И преподаватель, и студент при этом становятся «объектами» самонаблюдения, самоанализа, самокоррекции.
Достаточно широкое освещение вопросов, связанных с духовностью, нравственностью, говорят об актуальности и практической сложности решения данного феномена. Вместе с тем, на наш взгляд, недостаточно работ, посвященных рассмотрению этой педагогической проблемы в ракурсе педагогической практики университетов. Слабая разработанность проблемы приведет к неадекватному реагированию на нее будущих учителей, возникновению у них устойчивых внутренних стереотипов, препятствующих духовно-нравственному становлению, самореализации и личностному росту. Обнаружились противоречия между:
- общими тенденциями в обществе к возрождению российской духовности, востребованности нравственной личности и недостаточным решением проблемы в высших учебных заведениях; -объективной потребностью общества в духовно-нравственной личности будущего учителя и недостаточностью разработанности проблемы в педагогической науке; -осознанием преподавательским корпусом важности выполнения своей роли по приобщению студентов к общечеловеческим ценностям и добродетелям (в том числе за счет развертывания их духовно-нравственного потенциала и недостаточным уровнем научно-методического обеспечения этого процесса в педагогических вузах. Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: как при неблагоприятных социальных условиях - снижения значимости социально и личностно значимых ценностей, распада прежней воспитательной системы - решать задачи духовно-нравственного становления будущего учителя средствами вузовской педагогики.
Концепция исследования. Принимая во внимание общие философские и психологические положения, мы предприняли попытку исследовать процесс духовно-нравственного становления будущего учителя как педагогическое явление, развивающееся на личностном уровне. Разработка концептуальных основ этого процесса потребовала обращения к диалектическому рассмотрению духовности и нравственности, позволившему охарактеризовать духовно-нравственный потенциал и его развитие на этапе студенчества, который в контексте рассматриваемого явления и времени характеризуется как период становления будущего учителя и профессионализма.
Предварительный анализ философских и психолого-педагогических работ показал, что духовно-нравственное становление личности в образовательном процессе педагогического университета рассматривается как мало изученная проблема. Однако, анализ теоретических источников позволяет сделать вывод о том, что сформулирован круг исходных идей о потребностях личности в развитии духовно-нравственных начал, духовно-нравственного потенциала, возможностях социокультурного пространства современного вуза, то есть существуют философские, социокультурные и психолого-педагогические предпосылки, способствующие проникновению в сущность духовно-нравственного становления личности будущего учителя и выделению ряда педагогических факторов, обеспечивающих успешное протекание этого процесса в педагогическом университете.
Духовно-нравственное становление будущего учителя определяется развитием его духовно-нравственного потенциала, в основе которого лежат самосознание, нравственная самореализация, самоактуализация.
Духовно-нравственный потенциал будущего учителя представляет собой совокупность внутренних возможностей и средств достижения личностью таких состояний, которые гармонизируют отношения личности с окружающей действительностью, определяют интегральное проявление нравственной и духовной (в узком смысле слова) составляющих жизнедеятельности и задают соответствующую направленность процессу становления.
Анализ философской и психолого-педагогической литературы позволяет выделить в структуре духовно-нравственного потенциала несколько взаимосвязанных компонентов: когнитивный, экзистенциально-эмоциональный, поведенческий.
Динамика духовно-нравственного становления личности в образовательном процессе педагогического университета обеспечивается действием факторов, которые делают человека субъектом гуманных отношений и сознательной деятельности, способствуют развертыванию его духовно-нравственного потенциала и включению в успешную образовательную и социальную деятельность.
Педагогическая любовь выступает мета принципом становления духовно-нравственной личности и предполагает, гуманную направленность на другого, демонстрацию культурных ценностей подрастающему поколению, организацию опыта гуманистических отношений (сотрудничество, сотворчество), создание условий, в которых наиболее успешно происходит духовно-нравственное становление будущего учителя.
На основе сведений о сущности духовно-нравственного потенциала будущего учителя и его духовно-нравственного становления можно выявить факторы педагогического характера, действие которых влияет на исследуемые феномены. Среди этих факторов нами выделяются: организация системы духовно-нравственного просвещения студентов; обогащение рефлексивного опыта личности будущего учителя; приобщение будущего учителя к культуре педагогической деятельности. Действие каждого фактора обеспечивается совокупностью специально создаваемых в образовательном процессе педагогических условий, сообразных им.
Цель исследования: разработать концепцию духовно-нравственного становления будущего учителя, определить методологические предпосылки, теоретические основы, ведущие закономерности, тенденции, принципы и психолого-педагогические условия (факторы, обеспечивающие эффективность исследуемого процесса).
Актуальность, теоретическая значимость, недостаточная научная и практическая разработанность проблемы обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Духовно-нравственное становление будущего учителя в образовательном процессе университета: теория и практика».
Объект исследования - целостный учебно-воспитательный процесс в педагогическом университете.
Предмет исследования - духовно-нравственное становление ■ будущего учителя в образовательном процессе.
Гипотеза исследования. Духовно-нравственное становление будущего учителя - закономерное, социокультурное и педагогическое явление, обусловленное философскими, общественно-историческими и психологическими предпосылками. В образовательном процессе педагогического университета оно развивается более эффективно, если:
- раскрытие сущности духовно-нравственного становления будущего учителя будет осуществляться с позиций антропологического и личностно-деятельностного подходов;
- духовно-нравственное становление личности выступает одной из ведущих целей современного образования будущего учителя;
- верность духовно-нравственному идеалу формируется в деятельности, в которой находит выражение личная позиция студента, осуществляется переход от стихийного стремления к идеалам и сознательному поведению;
- духовно-нравственное становление будущего учителя обеспечивает личностно-значимое восхождение студента к профессиональному, непрерывному саморазвитию и самосовершенствованию; единая для всех участников образовательного процесса, организационно-функциональная модель служит основанием для создания индивидуальных единичных норм духовно-нравственного становления будущего учителя;
- научно методическое обеспечение процесса духовно-нравственного становления будущего учителя включает: а) организацию специальных занятий, обеспечивающих студенту выбор информации по проблеме и расширяющих возможность участия в решении педагогических ситуаций духовно-нравственного содержания; б) перевод объективной информации на субъективный уровень через накопление рефлексивного опыта духовно-нравственной деятельности; в) разработку направлений активного включения студентов в систему социокультурных отношений; г) педагогический инструментарий духовно-нравственного становления будущего учителя, выстроенный с учетом системы социально и личностно значимых ценностей.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой выдвинуты следующие задачи исследования:
- выявить социокультурные предпосылки духовно- нравственного становления будущего учителя;
- на основе анализа проблемы в науке и практике обосновать сущность духовно- нравственного становления будущего учителя; выявить закономерности и принципы духовно- нравственного становления будущего учителя в образовательном процессе вуза;
- разработать научно-методическое обеспечения процесса духовно-нравственного становления будущего учителя; апробировать эффективность реализации концепции духовно-нравственного становления будущего учителя.
Научная новизна исследования:
- выявлены социокультурные предпосылки духовно-нравственного становления будущего учителя в образовательном процессе педагогического университета;
- разработана, теоретически обоснована и экспериментально подтверждена концепция духовно- нравственного становления будущего учителя в образовательном процессе;
-выработано понятие "духовно — нравственное становление будущего учителя в образовательном процессе";
- определены закономерности и принципы, составляющие ядро концепции духовно - нравственного становления будущего учителя. Зафиксирована устойчивая закономерная связь между уровнем развертывания духовно -нравственного потенциала и динамикой духовно — нравственного становления будущего учителя в образовательном процессе;
- разработано научно - методическое обеспечение духовно - нравственного становления будущего учителя, включающее совокупность содержания и методов накопления рефлексивного опыта.
На защиту выносятся следующие положения:
Духовно-нравственное становление будущего учителя это объективное, закономерное, развивающееся явление, обусловленное эволюцией общественно-исторических (философских, социокультурных) предпосылок.
Духовно-нравственное становление будущего учителя определяется развитием его духовно-нраственного потенциала, в основе которого лежат самосознание, нравственная самореализация, самоактуализация. Оно опирается на совокупность внутренних возможностей и средств достижения личностью таких состояний сознания и деятельности, которые гармонизируют отношения личности в образовательной среде.
3. Процесс духовно-нравственного становления будущего учителя осуществляется поэтапно, включая нравственные искания, выбор, духовно-практические формы нравственной деятельности, нравственный диалог, мировоззренческое ориентирование и нравственную позицию будущего учителя, нравственную рефлексию.
4. Инвариант модели духовно-нравственного становления будущего учителя обеспечивается совокупностью следующих принципов: гуманизации, эмоциональной отзывчивости, уважения личности, взаимосвязи аксиологии и инноватики, свободы и ответственности, сотрудничества, духовно-ценностного ориентирования, душевной чуткости. Метапринципом духовно-нравственного становления будущего учителя становится педагогическая любовь
5. Научно-методическое обеспечение духовно-нравственного становления удовлетворяет основным методологическим требованиям при условии его концептуальное™, системности, направленности субъекта на культуру педагогической деятельности, адекватности цели, содержания, методов и форм.
6. Педагогическое содержание духовно-нравственного становления будущего учителя детерминировано идеями гуманистической образовательной парадигмы (культурно-ценностное ориентирование, гуманизация и гуманитаризация образования, педагогическая толерантность, самоидентификация) и эффективно тогда, когда субъекты образовательного процесса самоценны. Методологическую основу исследования составляют принципы объективности, историзма, единства исторического и логического, теории и практики, конкретности истины, социально-исторической обусловленности человеческой деятельности и ее результатов, диалектики объективного и субъективного факторов истории; метод восхождения от абстрактного к конкретному; структурно-функциональный и личностно-деятельностный подходы; антропологический подход, основанный на понимании человека, как основание познания сущности и содержания духовно-нравственного становления будущего учителя.
На методическом уровне в нашем исследовании реализуются принципы: гуманизации (В.А.Сухомлинский, Ю.Хабермас, М.Хайдеггер, К.Ясперс, М.Мамардашвили); сотрудничества в педагогическом процессе (Ш.Амонашвили, П.П.Блонский, Э.Линде, А.С.Макаренко, Я.Корчак, Р.Штайнер); теории социализации личности (А.В.Мудрик, Т.Парсонс, Н.Смелзер, Г.Тард).
Основополагающими методологическими идеями послужили философские, психологические, педагогические концепции, раскрывающие общенаучные категории: «духовность» (Л.П.Буева, Б.С.Братусь, В.В.Знаков, М.С.Каган,); «потенциал» (В.Н.Мясищев, В.И.Слободчиков); «становление» (И.С.Кон, А.Н.Леонтьев, В.Франкл, В.А.Петровский); комплекс научных идей о человеке как активном субъекте, преобразующим мир и самого себя (К.А.Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский, А.В.Петровский,
С.Л.Рубинштейн); о духовной культуре и духовных ценностях (С.Ф.Анисимов, Н.А.Бердяев, В.П.Зинченко, А.Ф.Лосев); о факторах и условиях развития педагогических систем (В.В.Сериков, В.А.Сластенин); общепедагогические основы подготовки будущего учителя (А.С.Белкин, С.Е.Матушкин, А.П.Тряпицина, В.Г.Рындак); нравственного воспитания (М.Н.Аплетаев, О.С.Богданова, Е.В.Бондаревская, И.Ф.Кефели, Б.Т.Лихачев, В.И.Петрова, Л.Б.Ясникова); вопросы формирования нравственного сознания и ценностных ориентаций (В.А.Блюмкин, Г.Е.Глезерман. А.В.Кирьякова, И.С.Кон, Р.Г.Рогова).
Методы исследования. Методы структурно-функционального и структурно-уровневого анализа результатов теоретического и экспериментальных исследований духовно-нравственного становления будущего учителя явились ведущими в настоящем исследовании. Общетеоретические (анализ литературы, продуктов деятельности, понятийно-терминологической системы, построение гипотез, прогнозирование, моделирование) использовались на начальном этапе исследовательской работы. Эмпирические (наблюдение, беседа, педагогический консилиум, изучение и обобщение педагогического опыта) легли в основу экспериментально-опытной работы: социологические методы (анкетирование, интервьюирование, экспертные опросы); социально-психологические (тестирование, тренинг); математические (ранжирование, шкалирование, корреляция); описательные (интроспекция, самоотчет, включенное наблюдение, эмпатическое слушание, диалогическая беседа, интерпретация внутреннего мира другого, биографический метод, протоколы поведенческих событий, описательные самохарактеристики). Данные методы обеспечивали целостную педагогическую диагностику.
Теоретическая значимость исследования заключается в создании авторской концепции духовно-нравственного становления будущего учителя в педагогическом университете; методологии развития духовно-нравственного становления как наиболее эффективного типа воспитания в педагогическом университете; в разработке структурно-функциональной модели духовно-нравственного становления будущего учителя; определении общих закономерностей и их частных проявлений в образовательном процессе педагогического университета.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть реализованы в процессе профессиональной подготовки учителя; в практике профессиональной деятельности учителя на основе актуализации духовно-нравственного потенциала; в профессиональной подготовке и переподготовке учителей к аттестации на педагогическую категорию; в разработке содержания образования педагогических кадров и соответствующих учебных дисциплин.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, 5 рисунков, 18 таблиц и 7 схем, списка используемой литературы, включающего 401 наименование и приложений.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Выводы по четвертой главе.
Результаты экспериментально-опытной работы, которая охватывала большой временной интервал, (1990 - 2001 г.) и социокультурное образовательное пространство высшей школы позволяют сделать заключение о тех педагогических условиях, которые обеспечили действие целей, закономерностей, принципов, содержания и обозначенных нами педагогических факторов. Такими факторами в нашем исследовании были:
1. Организация специальных занятий по формированию. Посредством создания такого условия, как специальное конструирование занятий введение их в образовательный процесс педагогического университета ускорялись процессы духовно-нравственного становления личности будущего учителя. Это свидетельствовало о том, что на этих занятиях инициировались духовно-нравственные состояния, которые предшествуют развертыванию духовнонравственного потенциала. Однако этот процесс протекал неодинаково у всех студентов, и поэтому было введено следующее условие, которое приближало содержание специальных занятий к индивидуальным возможностям студентов.
Гуманистическое взаимодействие на занятиях, обеспечивало комфортную атмосферу, а следовательно, снимало барьеры недоверия, опасности, скрытности и другие. Это обеспечивало духовно-нравственное становление участников процесса культуры педагогической деятельности. Аналитические материалы первого этапа экспериментально-опытной работы указали на то, что * введение такого рода занятий в образовательный процесс педагогического университета способствует инициированию духовно-нравственных возможностей студентов, присвоению ими особых смыслов духовно-нравственной деятельности и приобщение к духовным ценностям.
2. Исследование показало, что успешнее студенты принимали ту деятельность, и в том случае, если в эту деятельность последовательно вводились разнообразные организационные формы, отвечающие потребностям
I и склонностям студентов. Кроме того, важным условием выступала возможность самореализовать себя, преодолеть негативное состояние неудовлетворенности собой. Формой организации такой деятельности явились ситуации успешности: выбора и ответственности и ситуации самопрезентации.
3. Обогащение рефлексивного и духовно-нравственного опыта студентов проходит в специально созданных, соответствующих условиях: личная педагогическая практика студентов, аутопсиходиагностика, духовно-нравственное становление, в процессе которой они получили комплекс дополнительных знаний о своих личностных и профессиональных качествах. Участие в профессионально-рефлексивной игре.
Выбор средств педагогической поддержки, осуществляемый адекватно характеру трудностей, возникающих у студентов в процессе их духовно-нравственного становления.
4. Поддерживающим фактором может выступать приобщение студентов к общей культуре личности в первую очередь психологической культуре, и культуре педагогической деятельности о чем свидетельствуют результаты экспериментально-опытной работы. Данный фактор развертывается за счет следующих условий: гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса педагогического университета как социокультурного пространства; накопление духовно-нравственного опыта; реализация принципов природосообразности, уважения личности, культурообусловленности; принятие позиции субъект-субъект.
Позитивны результаты в изменении духовно-нравственного становления личности будущего учителя подтвердили правомочность первоначально выдвинутых предположений о влиянии целей, закономерностей, принципов, факторов на духовно-нравственное становление личности.
Заключение.
Данное исследование является одной из первых попыток в отечественной педагогике теоретического осмысления духовно-нравственного становления будущего учителя. В нем представлено два уровня исследования проблемы: гносеологический - (методологический и научно-педагогический анализ, теоретическая разработка педагогической реальности - концепции духовно-нравственного становления будущего учителя); и онтологический — изучение и анализ практики вуза, внедрение моделей духовно-нравственного становления будущего учителя.
Становление» личности - это процесс, который в отличие от «воспитания», рассматривается нами как переход от одной определенности бытия к другой. Оно состоит из уже осуществленного действия и еще не осуществленной потенции и требует субъектной активности личности: личность сама становится тем, чем она в действительности является, а не тем, кем она представляется социуму.
Становление» личности есть «постепенное вхождение от внешнего ненормального бытия к внутренней духовности, от соблюдения моральных норм к нравственности, как внутренней интеллектуально-духовной свободе, ответственности перед собственной совестью и нравственными принципами».
Становление» в качестве переменного фактора включает в себя самовоспитание и самосовершенствование личности.
Процессуально-методологическую сторону определяют принципы гуманизации и гуманитаризации образования, аксиологизации, успешности, индивидуализации, гармонизации целей, конвергенции культур, эмоциональной насыщенности.
Конструктивное решение рассматриваемой проблемы потребовало научно обоснованного критерия духовно-нравственного становления будущего учителя, выявления основных факторов (объективных и субъективных), влияющих на изучаемый процесс.
Духовно-нравственное становление личности происходит в определенном социокультурном образовательном пространстве, особое место в котором занимает духовно-нравственная деятельность. Именно она может становиться условием духовно-нравственного становления будущего учителя. Ее организационные формы, отвечая индивидуальным потребностям и возможностям студентов, обусловливают развитие духовно-нравственного потенциала, лежащего в основе духовно-нравственного становления личности. Таким образом, включение студентов в деятельность, обеспечивающую накопление духовно-нравственного опыта является внешним педагогическим фактором.
Особое действие на духовно-нравственное становление оказывают внутренние факторы: такие, как способность к рефлексии и психологическая культура личности. Нами доказано, что рефлексивный уровень личности непосредственно определяет духовно-нравственное становление будущего учителя.
Образовательный процесс в вузе, с точки зрения его распространенности на другие педагогические явления, такие как духовно-нравственное становление будущего учителя, самообразование, самовоспитание, представляет собой особого рода пространство, развивающееся на основе принципа культурообусловленности, в котором происходит формирование облика человека, его духовно-нравственное становление. Мы определяем его как социокультурное образовательное пространство, то есть пространство совместной жизнедеятельности студента и преподавателя, обеспечивающее выбор ценностей, жизненных смыслов, среды жизнедеятельности, способов духовно-нравственной самореализации.
Главное в этом процессе - создание «единого» сознания: полифоничного, открытого к взаимопониманию и дальнейшему совершенствованию и самосовершенствованию, духовно и душевно-нравственном становлении. Диалог это такого рода коммуникативный процесс, в котором происходит взаимодействие качественно различных интеллектуально-ценностных позиций. Диалог - это выяснение ценностных и смысловых позиций друг друга. Встать на позицию другого — вовсе не значит отречься от своих убеждений и принципов. Диалог - это коммуникативный процесс взаимодействия, выяснения и осмысления ценностных и смысловых позиций при равенстве сторон, участвующих в нем.
Нельзя при этом допускать, чтобы индивидуальная духовная жизнь подавлялась в угоду коллективным формам. Нельзя разрушать горизонтальные схемы диалогического мышления.
Набор критериев духовно-нравственного становления будущего учителя включает: способность к децентрации, самоотдаче и любви, той духовности, которая обогащает совесть, нравственность и приближает личность к душевной гармонии и комфортности; способность к свободному волепроявлению; внутренняя ответственность перед собой и другими; стремление к обретению сквозного общего смысла своей жизни. Духовно-нравственное - это «смысловое поле» человека и «именно духовно-нравственное явление есть источник преобразовательной деятельности». Выявление психологических оснований духовно-нравственного идет через создание образа, будущего, перспективы развития личнорти и смысловой оценки деятельности со стороны ее целесообразности духовно-нравственных норм.
Реализация теоретических основ духовно-нравственного становления будущего учителя возможна лишь при разработке поливариативной модели и научно-методического обоснования, что потребовало осуществления проверки.
Модель отражает цели, содержание, научный инструментарий, условия, определяющие духовно-нравственное становление будущего учителя: социально-экономические, образовательно-парадигмальные, социокультурные и информационного насыщения. Эти условия инициируют развертывание мира личности, который «расширяется» или «сужается» в зависимости от выбора личностью тех или иных духовно-нравственных ценностей, жизненных смыслов, способов культурной самореализации, реализации своих потенциалов.
Эксперимент подтвердил, что эффективность изучаемого процесса находится в зависимости от полноты выполнения всех положений разрабатываемой концепции духовно-нравственного становления будущего учителя.
Список литературы диссертации автор научной работы: доктора педагогических наук, Пустовалов, Владимир Михайлович, Оренбург
1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М. Academia, 1995.-261 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. • 299 с.
3. Аванесова Г.А. Трактовка духовной культуры и духовности в отечественной аналитике в прошлом и теперь //Вестн. МГУ. Сер.7. Философия. -1998. -№4.~С.З-17.
4. Аверинцев С.С. Мировоззренческий стиль // Вопр. философии. -1993.-№9.-С. 16-22
5. Азаров Ю.П. Проникая в тайники души // Высшее образование в России. 1999, № 4.- С. 19 - 29.
6. Алексеев Н.Г. Стратегия разработки. // Использование организационно-деятельностной игры в системе педагогического образования / Под ред. Н.Г. Алексеева. Пермь:ПГ Пед.И, 1992.1. С.4-10.
7. Амонашвили Ш.А., Загвязинский В.И. Паритеты, приоритеты у акценты в теории и практике образования // Педагогика. 2000. - № 2. - С. 11-16.
8. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М.; Наука, 2000. -351 с.
9. Андреев В. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Казань: Изд-во КГУ. 1996. - 552 С.
10. Андреева Г.М. Социальная психология М.: Аспект пресс, 1998. — 376 с.
11. Андреенкова В,П. Проблемы социализации личности //Социальные исследования. М.: Наука, 1970. - С.46-52.
12. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. -М.: Экономика, 1991. -416 с.
13. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. -М.: Мысль, 1988.-253 с.
14. Анцыферова Л.И. Личность с позиций динамического подхода /, Психология личности в социалистическом обществе: Личность и ее жизненный путь. М.: Наука, 1990. — С 7-17.
15. Артемьева Т.И. Взаимосвязь потенциального и актуального I развитии личности // Психология формирования и развита* личности. М.: Наука, 1981. - С. 67-87.
16. Аристотель Сочинения в 4-х т. М.: Мысль, 1990.
17. Архангельский СИ-. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. -М., 1980. —368 с.
18. Асмолов А.Г. XXI век: психология в век психологии//Здравый смысл и достоинство в школе: Современные проблемы социально-психологической адаптации детей и подростков: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. М./:Генезис, 1998. — 123 с.
19. Асмолов А.Г. Духовные ценности: производство и потребление.1. М.: Мысль, 1988.-253 с.
20. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципь: общепсихологического анализа. — М.: Изд-во МГУ, 1990. 367 с.
21. Асмолов А.Г. Вариативное образование в изменяющемся мире Опыт становления и стратегические ориентиры развития образовательной системы // Вариативные педагогические системы. -М., 1995.-С. 40-52.
22. Ахаян Т.К. Формирование убеждений старших подростков е трудовой деятельности: Автореф. дис—д-ра пед. наук. — Л., 1983. -36 с.
23. Бабенко В.Я. Кризис духовности в пост тоталитарном обществе причины, проблемы, перспективы: Тез. докл. респ. симпозиума. -Уфа.: Изд-во БО ОПРАН, 1994. С.38 - 40.
24. Байер И.В., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексивно-акмеологическая диагностика и развитие творческого потенциала /, Проблема эксперимента в психологии / Под ред. А.Деркача Р.Кричевского. М.: Изд-во РАГС, 1998. 284 с.
25. Баклушинский С.А. Социальное окружение и Я-концепция I юношеском возрасте // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. Труды по социологии образования. Т.1. — Вып. 2 -М., 1993.
26. Баллер Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. — М. Наука, 1987.- 158с.
27. Бармин Ю. и др. Регионализация образовательной системы//Педагогика.-1999.-№2. С. 13 - 17.
28. Батоцыренова К.Г. Новые информационные технологии как условие интеллектуального развития личности.// Тез. Всерос. науч.-метод, конф. Новосибирск, 1998. - С. 20-28
29. Бахтин М.М. Разложение личности и внутренняя жизнь//.34.