автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование у будущих учителей готовности к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода
- Автор научной работы
- Акчулпанова, Раиса Киньябаевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Чебоксары
- Год защиты
- 2014
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.08
Автореферат диссертации по теме "Формирование у будущих учителей готовности к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода"
На правах рукописи
Акчулпанова Раиса Киньябаевна
ФОРМИРОВАНИЕ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ГОТОВНОСТИ К ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА
13.00.08 - теория и методика профессионального образования
АВТОРЕФЕРАТ
Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
005549778
С: 1 и
Чебоксары - 2014
005549778
Работа выполнена на кафедре педагогики и яковлевоведения ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. ИЛ. Яковлева»
Научный руководитель
Официальные оппоненты:
Ведущая организация
доктор педагогических наук, профессор Кузнецова Людмила Васильевна
Федорова Светлана Николаевна
доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой дошкольной и социальной педагогики ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»
Михайлова Ольга Викторовна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры общегуманитарных дисциплин Чувашского филиала ФГБОУ ВПО «Московский гуманитарно-экономический институт»
ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет»
Защита состоится 25 июня 2014 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.300.01, созданного на базе ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» по адресу: 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, 38.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке и на сайте ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» chgpu.edu.ru.
Автореферат разослан «23» мая 2014 г.
Ученый секретарь диссертационного совета доктор педагогических наук, профессор
1
Лавина Т. А.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Современный этап развития России в качестве важнейшей цели государственной политики выдвигает духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения как основы духовного обновления общества, утверждения в нём идеалов нравственности. В «Федеральном законе об образовании в РФ» (2012), «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (2008), «Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года» (2000), «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2009), «Концепции государственной политики в сфере духовно-нравственного воспитания и защиты нравственности детей в России» (2008) определены цели и задачи образования и воспитания детей и молодёжи. В этих документах отмечается, что национальные интересы России состоят в сохранении и приумножении традиций отечественной школы, в воспитании высокой нравственности и патриотизма у подрастающего поколения.
Знания о культуре своего народа и других народов необходимы будущим педагогам для работы с детьми, особенно это актуально для России в последние годы, когда волна мигрантов вызвала межэтническую напряженность в российском обществе, да и в самой поликультурной России стали возникать очаги этнического экстремизма. В этих условиях особо актуализируется воспитательная работа с детьми и молодежью.
Особенность педагогической деятельности учителя заключается в том, что осуществляя образовательной процесс, он обучает и воспитывает учащихся на жизненно необходимых ценностях, составляющих духовно-нравственную основу личности - гражданина своего Отечества. Для такой деятельности необходим учитель, наделенный верой в преобразующую силу воспитания на ценностях родной культуры как части общечеловеческой культуры. Отсюда одной из важнейших задач высшего профессионально-педагогического образования становится формирование у будущих учителей готовности к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода, предполагающего опору на этнический средовый фактор (семья, язык, традиции и т.д.). Особую значимость эта задача приобретает для системы профессиональной подготовки учителя родного языка и литературы, ибо он посредством слова через художественные образы способствует формированию у учащихся художественной картины мира в единстве человека и природы, идеалов и представлений о всеобщей гармонии, транслирует непреходящие духовно-нравственные общечеловеческие и этнические ценности.
Образование, выполняя гуманитарную миссию, что закреплено в статье 3 Федерального закона об образовании в РФ, реализует потребность общества в подготовке таких педагогов, которые в своей профессиональной деятельности приоритетной задачей считают духовно-нравственное воспитание школьников на основе использования всех «богатств, которые выработало человечество», но в первую очередь, на основе ценностей своей этнокультуры, как самого близкого духовного ареала личности школьника.
В проведенных в последние годы исследованиях сущности духовности личности (С. К. Бондарева, И. А. Ильин, В. Д. Шадриков и др.), духовно-нравственного воспитания учащихся как самостоятельного направления воспитательной деятельности (Н. И. Болдырев, Д. И. Водзинский, О. В. Михайлова, В. И. Павлов и др.), концептуальных основ духовно-нравственного становления и развития личности (А. Я. Данилюк, И. М. Ильичева, А. М. Кондаков, В. А. Тишков и др.), выявления педагогических условий эффективной подготовки будущих педагогов к духовно-нравственному воспитанию школьников (Л. В. Сибилева, Н. П. Шитякова и др.), акцент делается на ценностных основаниях духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
В исследованиях О. В. Гукапенко, Л. В. Кузнецовой, Г. В. Нездемковской, В. А. Николаева, Т. Н. Петровой, С. Н. Федоровой, Э. Р. Хакимова и др. отражен этнокультурный контекст образовательного процесса вуза; А. Б. Панькиным обоснована этнокультурная коннотация содержания общего образования; в диссертационных исследованиях последних лет (Л. Э. Пасмурова, О. В. Яковлева) рассматривается аксиологический потенциал этнокультуры и этнических традиций воспитания детей.
Этнокультурный подход в диссертационных исследованиях рассматривается как важнейшее условие эффективности профессиональной подготовки социального педагога к работе с семьей (Н. М. Ахмерова), как фактор социализации учащихся общеобразовательных учреждений (Л. П. Карпушина); применительно к музыкальному образованию школьников -как приоритетная стратегия инновационного развития образовательного пространства региона (Т. К. Решетникова).
Однако анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы, а также вузовской образовательной практики показывает, что в существующих публикациях по заявленной проблематике недостаточно разработаны вопросы реализации этнокультурного подхода в профессиональной подготовке будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников.
Таким образом, существуют противоречия между: возросшими требованиями общества к педагогу, осуществляющему духовно-нравственное воспитание школьников на традиционных ценностях этнокультуры, и несоответствующим этой потребности уровнем его профессиональной готовности к реализации этих ценностей в образовательном процессе школы; имеющимся духовно-нравственным потенциалом этнокультурного подхода в учебно-воспитательном процессе школы и недостаточной разработанностью педагогических условий реализации данного потенциала в духовно-нравственном воспитании школьников.
Исходя из этих противоречий сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия формирования у будущих учителей готовности к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода?
На основании обозначенных противоречий и проблемы была сформулирована тема исследования: «Формирование у будущих учителей готовности к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода».
Целью исследования научное обоснование педагогических условий формирования у будущих учителей готовности к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода.
Объект исследования - процесс формирования у будущих учителей готовности к духовно-нравственному воспитанию школьников.
Предмет исследования — педагогические условия формирования у будущих учителей готовности к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода.
В качестве гипотезы исследования выдвигается предположение о том, что эффективность формирования у будущих учителей готовности к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода будет обеспечена, если:
— раскрыты сущность и содержание готовности будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода;
— определены критерии и показатели, охарактеризованы уровни готовности будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода;
— определены и реализованы в учебно-воспитательном процессе вуза педагогические условия (разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс педвуза модели формирования у будущих учителей готовности к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода, содержательной основой которой является спецкурс «Духовно-нравственные воспитание школьников на основе этнокультурного подхода»; интеграция общепрофессиональных и гуманитарных дисциплин на основе духовно-нравственных ценностей башкирского народа; актуализация в ходе педагогической практики духовно-нравственных ценностей башкирского народа, отраженных в произведениях устного фольклора и произведениях башкирских писателей путем реализации активных форм учебно-воспитательной работы (проблемное изложение, дискуссии, диспуты, разработка иллюстраций к произведениям устного фольклора, мини-этнотеатрализации и др.); создание информационной этнокультурной среды как основы пополнения знаний и умений будущих учителей по духовно-нравственному воспитанию школьников).
В соответствии с обозначенной проблемой, целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и содержание готовности будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода.
2. Определить критерии и показатели, охарактеризовать уровни готовности будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода.
3. Теоретически обосновать педагогические условия формирования у будущих учителей готовности к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода.
4. Экспериментально подтвердить эффективность педагогических условий формирования у будущих учителей готовности к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода.
Методологическую основу исследования составляют концептуальные положения, синтезирующие общенаучные, естественнонаучные, гуманитарно-культурологические, психолого-педагогические представления о развитии личности как целостном феномене: системный подход и системный анализ (В. П. Беспалько, И. В. Блауберг С. В. Сидоров и др.); личностно-деятельностный подход (Е. В. Бондаревская, А. Н. Леонтьев, И. А. Зимняя и др.); аксиологический подход (М. С. Каган, Н. Д. Никандров, В. А. Сластёнин и др.), культурологический подход (В. С. Библер, JI. В.Бенин, А. Я. Данилюк и др.); компетентностный подход (Э. Ф. Зеер, Д. А. Иванов, А. В. Хуторской и др.).
Теоретическую основу исследования составляют исследования, посвященные проблеме формирования духовно-нравственных основ личности и актуализации в этом процессе духовных ценностей (Н.А.Бердяев, В. Н. Колесников, И. В. Павлов, В. Д. Шадриков и др.), мотивации деятельности (А. Н. Леонтьев, А. Маслоу), формирования у будущих учителей готовности к профессиональной деятельности (О. А. Абдуллина, Р. М. Асадуллин, В. А. Сластёнин и др.); идеи о формирования личности в процессе национального и этнокультурного образования (Г. Н. Волков, Л. В. Кузнецова, Г. В. Нездемковская, В. А. Николаев, А. Б. Панькин, Т. Н. Петрова, С. Н. Федорова, М. Г. Харитонов, Э. Р.Хакимов и др.).
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы нами использовались следующие методы исследования:
— теоретические (изучение психолого-педагогической, философской, этнопедагогической и научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме; анализ, синтез, классификация полученной информации; сравнение, обобщение);
— эмпирические (анкетирование, беседа, педагогический эксперимент, анализ продуктов деятельности студентов, наблюдение, тестирование);
— методы математической обработки результатов исследования.
База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на факультете башкирской филологии Стерлитамакского филиала ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет» (ранее ФГБОУ ВПО «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой»), В исследовании на разных его этапах приняли участие 120 студентов, в том числе 28 студентов экспериментальной и 28 студентов контрольной групп.
Исследование проводилось в несколько этапов.
На первом, констатирующем этапе (2010 - 2011 гг.) был проведен анализ современного состояния исследуемой проблемы в теории и практике образования и воспитания, разработан научный аппарат исследования; разрабатывалась программа эксперимента, выявлялись педагогические условия формирования у будущих учителей готовности к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода.
На втором, формирующем этапе (2011 — 2013 гг.) осуществлялась экспериментальная работа по апробации педагогических условий, способствующих повышению эффективности процесса формирования у будущих учителей готовности к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода; осуществлялась диагностика, направленная на определение уровня готовности будущих учителей готовности к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода; оценивались эмпирические результаты исследования.
На третьем, заключительном этапе (2013 - 2014 гг.) проводились анализ, обработка и обобщение результатов педагогического эксперимента, на основе которых формулировались выводы, как по проведенному эксперименту, так и общие выводы по исследованию; оформлялись результаты проведенной работы в виде кандидатской диссертации.
Научная новизна исследования:
1. Раскрыты сущность и содержание готовности учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода как личностного и профессионального образования, предполагающего мотивационно-ценностное отношение к профессиональной деятельности по духовно-нравственному воспитанию школьников, владение теоретическими и методическими знаниями, практическими умениями и навыками организации этого процесса, знание традиционной культуры воспитания и произведений устного фольклора, отражающих нравственные ценности народа, владение методами и приемами реализации духовно-нравственного потенциала этнокультурного подхода в воспитательной работе со школьниками.
2. Разработаны критерии и показатели готовности будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода: мотивационный критерий (интерес к освоению этнокультурных ценностей башкирского народа, направленность на освоение методов и приемов использования духовно-нравственного потенциала произведений устного фольклора в воспитательной работе со школьниками); когнитивный критерий (знания об общечеловеческих и этнических духовно-нравственных ценностях и нормах нравственности башкирского народа, о традиционной культуре воспитания башкирского народа, о духовно-нравственном потенциале произведений устного фольклора, о методах и приемах его использования в воспитательной работе со школьниками); практический критерий (умение применять в работе со школьниками знания о духовно-нравственных ценностях и нормах нравственности, о традиционной культуре воспитания башкирского
народа, умение выявлять духовно-нравственный потенциал традиционной культуры воспитания и произведений устного фольклора башкирского народа, владение методами и приемами реализации этого потенциала в воспитательной работе со школьниками); охарактеризованы уровни данной готовности (низкий, средний, высокий).
3. Научно обоснованы и экспериментально подтверждены педагогические условия формирования у будущих учителей готовности к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода: разработка модели формирования у будущих учителей готовности к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода, особенностью которой является ее регионально-этническая направленность, центрированность на реализации спецкурса «Духовно-нравственное воспитание школьников на основе этнокультурного подхода»; интеграция общепрофессиональных и гуманитарных дисциплин на основе духовно-нравственных ценностей башкирского народа; актуализация в ходе педагогической практики духовно-нравственных ценностей башкирского народа, отраженных в произведениях устного фольклора и произведениях писателей, путем реализации активных форм учебно-воспитательной работы • (проблемное изложение, дискуссии, диспуты, разработка иллюстраций к произведениям устного фольклора, мини-этнотеатрализации и др.); создание информационной этнокультурной среды как основы пополнения знаний и умений будущих учителей по духовно-нравственному воспитанию школьников.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит определенный вклад в теорию и методику профессионального образования. В работе раскрыта сущность понятия «готовность будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода», расширяющее научные представления о данном феномене (Л. В. Сибилева, Н. П. Шитякова и др.); разработаны критерии и показатели готовности будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода; выявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования у будущих учителей готовности к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода.
Практическая значимость определяется тем, что применение в образовательном процессе педагогического вуза содержащихся в диссертационном исследовании теоретических положений и выводов, а также разработанного спецкурса «Духовно-нравственное воспитание школьников на основе этнокультурного подхода» позволяет совершенствовать процесс формирования профессиональной компетентности у будущих учителей. Материалы данного диссертационного исследования могут быть использованы в процессе преподавания студентам педагогических дисциплин, при разработке соответствующих спецкурсов, в воспитательной работе со студентами педагогических учебных заведений разного уровня, а также в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.
Достоверность н обоснованность результатов исследования
обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций и теоретических положений; применением разнообразных методов исследования в соответствии с определенными объектом, целью и задачами исследования; количественным и качественным анализом результатов проведенной экспериментальной работы, показавшей положительную динамику; личным опытом работы автора в качестве преподавателя кафедры педагогики Стерлитамакского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет».
Апробация результатов исследования осуществлялась путем их внедрения в учебно-воспитательный процесс факультета башкирской филологии Стерлитамакского филиала ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет».
Результаты исследования обсуждались на:
— международных конференциях: «Этнокультурное образование: опыт и перспективы развития» (Йошкар-Ола, 2011), «Актуальные проблемы исторической науки» (Уфа, 2 декабря 2011), «IV Международная педагогическая Ассамблея» (Чебоксары, 2011), «Новые педагогические технологии» (Москва, 2012), «Проблемы и перспективы развития образования в России» (Новосибирск, 2012), «Образование в контексте приоритетов современного общества» (Санкт-Петербург-Стерлитамак, 2012), «Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном пространстве» (Стерлитамак, 2012), «Здоровьесбережение как приоритет национальной безопасности России в третьем тысячелетии» (Стерлитамак, 2012), VI Международные Волковские чтения «Этнопедагогические доминанты в образовании XXI века» (Чебоксары, 2012), «Проблемы формирования и реализации потенциала личности в современной России» (Уфа, 2012), «Ломоносовские чтения на Алтае» (Барнаул, 2012), «Духовно-нравственное воспитание молодежи в условиях глобализации современного общества» (Стерлитамак, 2013), «Интеграция этнопедагогических процессов в образовательном пространстве: проблемы и перспективы. VII Международные Волковские чтения» (Стерлитамак, 2013), «Воспитание подрастающего поколения: опыт, проблемы, перспективы» (Чебоксары, 2013), «Этнос. Религия. Общество» (Краснодар, 2013);
- всероссийских научно-практических конференциях: «Этнокультурное образование школьников» (Чебоксары, 2011), «Научное и педагогическое наследие выдающегося деятеля народного образования, чувашского просветителя Павла Миронова» (Уфа-Стерлитамак, 2011), «Духовно-нравственная культура учителя современной школы» (Чебоксары, 2011), «Современное общество и человеческое развитие» (Уфа, 2011), «Народная педагогика в условиях реализации ФГОС начального общего образования» (Саранск, 2013).
Основные положения работы отражены в научных и учебно-методических публикациях автора. Материалы по теме исследования
опубликованы в 29 научных работах, 6 из которых опубликованы в рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Готовность учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода — это личностное и профессиональное образование, предполагающее мотивационно-ценностное отношение к профессиональной деятельности по духовно-нравственному воспитанию школьников, владение теоретическими и методическими знаниями, практическими умениями и навыками организации этого процесса, знание традиционной культуры воспитания и произведений устного фольклора, отражающих нравственные ценности народа, владение методами и приемами реализации духовно-нравственному потенциала этнокультурного подхода в воспитательной работе со школьниками.
2. Критериями и показателями готовности будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода выступают: мотивационный критерий (интерес к освоению этнокультурных ценностей башкирского народа, направленность на освоение методов и приемов использования духовно-нравственного потенциала произведений устного фольклора в воспитательной работе со школьниками), когнитивный критерий (знания об общечеловеческих и этнических духовно-нравственных ценностях и нормах нравственности башкирского народа, о традиционной культуре воспитания башкирского народа, о духовно-нравственном потенциале произведений устного фольклора, о методах и приемах его использования в воспитательной работе со школьниками), практический критерий (умение применять в работе со школьниками знания о духовно-нравственных ценностях и нормах нравственности, о традиционной культуре воспитания башкирского народа, умение выявлять духовно-нравственный потенциал традиционной культуры воспитания и произведений устного фольклора, владение методами и приемами реализации этого потенциала в воспитательной работе со школьниками), охарактеризованы уровни данной готовности (низкий, средний, высокий).
3. Эффективность формирования у будущих учителей готовности к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода обеспечивается при реализации следующих педагогических условий:
—внедрении в учебно-воспитательный процесс педвуза модели формирования у будущих учителей готовности к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода, содержательной основой которой является спецкурс «Духовно-нравственные воспитание школьников на основе этнокультурного подхода»;
- интеграции общепрофессиональных и гуманитарных дисциплин на основе духовно-нравственных ценностей башкирского народа;
— актуализации в ходе педагогической практики духовно-нравственных ценностей башкирского народа, отраженных в произведениях устного фольклора путем реализации активных форм учебно-воспитательной работы
(проблемное изложение, дискуссии, диспуты, разработка иллюстраций к произведениям устного фольклора, мини-этнотеатрализации и др.);
- создании информационной этнокультурной среды как основы пополнения знаний и умений будущих учителей по духовно-нравственному воспитанию школьников.
Структура диссертации соответствует логике построения научного исследования в области педагогики и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснованы актуальность, научная и практическая значимость проблемы исследования; определены его цель, задачи, объект, предмет; изложены методологические и теоретические основы, методы и этапы исследования, положения, выносимые на защиту; раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость; приведены сведения об апробации и внедрении результатов исследования в учебно-воспитательный процесс вуза.
В первой главе - «Теоретические основы формирования у будущих учителей готовности к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода» - раскрыты сущность и содержание понятия «готовность учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода»; разработаны критерии и показатели, охарактеризованы уровни готовности будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода; определены педагогические условия формирования у будущих учителей готовности к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода.
Изучение педагогической, психологической, философской, культурологической литературы свидетельствует о наличии множества определений понятий «духовность» и «нравственность». Анализ научной литературы (С. К. Бондырева, А. Я. Данилюк, И. А. Ильин, А. М. Кондаков, И. В. Павлов, В. А. Тишков, В. Д. Шадриков и др.) приводит к выводу, что духовность — высший уровень развития человека, для которого основными ориентирами жизнедеятельности становятся высшие общечеловеческие и этнические ценности; нравственность - правила поведения и система внутренних прав личности, в основе которой гуманистические ценности.
В раскрытии сущности следующего понятия нашего диссертационного исследования «этнокультура» нами проанализированы научные труды Н. М. Ахмеровой, О. В. Гукаленко, Л. П. Карпушиной, Л. В. Кузнецовой, Г. В. Нездемковской, В. А. Николаева, А. Б. Панькина, Т. Н. Петровой, С. Н. Федоровой и др. В них указывается, что этнокультура, представляющая собой совокупность традиционных для этноса нравов, обычаев, ценностей, верований, народного искусства и ремесел, является важнейшим фактором духовно-нравственного становления и развития личности, формирования её
ценностных ориентации, гарантом сохранения жизнедеятельности этносов, важным условием успешного функционирования общества и государства.
В соответствии с этим этнокультурный подход в воспитании понимается как подход, опирающийся на принципы этнокультурности (Е. К. Бондаревская), культуросообразности (А. Дистервег), природосообразности (Я. А. Коменский и др.), на связи образования с этнокультурной практикой и этнокультурной средой, которые определяют стратегию педагогической деятельности с учетом этнокультурных ценностей и традиций воспитания. Этнокультурный подход к подготовке педагога заключается в обеспечении регионально-этнической направленности как содержания образования, так и используемых методов (технологий) обучения и воспитания.
Отсюда «готовность учителя к духовно-нравственному воспитанию учащихся на основе этнокультурного подхода» в исследовании рассматривается как личностное и профессиональное образование, предполагающее мотивационно-ценностное отношение к профессиональной деятельности по духовно-нравственному воспитанию школьников, владение теоретическими и методическими знаниями, практическими умениями и навыками организации этого процесса, знание традиционной культуры воспитания и произведений устного фольклора, отражающих нравственные ценности народа, владение методами и приемами реализации духовно-нравственного потенциала в воспитательной работе со школьниками. Данная готовность определяется по следующим критериям: мотивационный, когнитивный, практический.
Анализ теоретических источников, посвященных проблеме формирования у будущих учителей готовности к духовно-нравственному воспитанию школьников (В. И. Павлов, Л. В. Сибилева, Н. П. Шитякова), а также вузовской практики, позволил нам определить следующие педагогические условия, обеспечивающие эффективность данного процесса, осуществляемого на основе этнокультурного подхода:
— внедрение в учебно-воспитательный процесс педвуза модели формирования у будущих учителей готовности к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода, содержательной основой которой является спецкурс «Духовно-нравственные воспитание школьников на основе этнокультурного подхода»;
- интеграция общепрофессиональных и гуманитарных дисциплин на основе духовно-нравственных ценностей башкирского народа;
- актуализация в ходе педагогической практики духовно-нравственных ценностей башкирского народа, отраженных в произведениях устного фольклора путем реализации активных форм учебно-воспитательной работы (проблемное изложение, дискуссии, диспуты, разработка иллюстраций к произведениям устного фольклора, мини-этнотеатрализации и др.);
— создание информационной этнокультурной среды как основы пополнения знаний и умений будущих учителей по духовно-нравственному воспитанию школьников.
Таким образом, возникла необходимость экспериментальной проверки данных педагогических условий, что является предметом нашего экспериментального исследования.
Во второй главе — «Экспериментальное обоснование педагогических условий формирования у будущих учителей готовности к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода» — описываются организация, ход и результаты экспериментальной работы.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на факультете башкирской филологии Стерлитамакского филиала ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет». В исследовании на разных его этапах приняли участие 120 студентов, в том числе 28 студентов экспериментальной и 28 студентов контрольной групп.
В ходе констатирующего этапа эксперимента осуществлялась диагностика с целью выявления исходного уровня готовности будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода. Результаты констатирующего эксперимента показали, что по мотивационному критерию в ЭГ 42,86% студентов имеют низкий уровень готовности к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода, в КГ - 39,3% студентов; 50% студентов ЭГ и 46,42% студентов КГ имеют низкий уровень по когнитивному критерию; 46,42% студентов ЭГ и 42,86% студентов КГ - низкий уровень по практическому критерию. Следовательно, исходный уровень готовности будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода в экспериментальных и контрольных группах оказался примерно одинаковый — невысокий. Полученные данные свидетельствовали о необходимости совершенствования процесса формирования у будущих учителей готовности к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода.
В основу экспериментальной работы была положена реализация выявленных нами педагогических условий.
Первым педагогическим условием является разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс педвуза модели формирования у будущих учителей готовности к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода.
Рисунок 1. Модель формирования у будущих учителей готовности к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода
Цель: формирование у будущих учителей готовности к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода
«
а с
в О
я ч О
Задачи:
- формирование у будущих учителей мотивации к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода;
- вооружение студентов знаниями о духовно-нравственном потенциале этнокультурных ценностей башкирского народа и умениями использовать данный потенциал в работе со школьниками;
- проведение мониторинга уровня готовности будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию учащихся на основе этнокультурного подхода
Принципы:
аксиологичносги,
культуросообразности,
этнокультурности,
региональной
направленности,
природосообразности,
сознательности,
творческой активности
Спецкурс «Духовно-нравственное воспитание школьников на основе этнокультурного подхода»
Теоретическая и методическая подготовка (дисциплины циклов ГСЭ, ОВД) Специальная подготовка (специальные дисциплины) Практическая подготовка (педагогическая практика)
Формы:
- обучения: лекции, практические занятия, курсовые работы, самостоятельная работа, педпрактика и консультации;
- воспитания: проведение научно-практических конференций, круглых столов, ежегодного межвузовского фестиваля «Молодежь. Прогресс. Наука»;
- контроля учета и оценки знаний, умений и навыков: зачеты и экзамены, защита курсовых работ, очное участие на научно-практ. конференциях, публикации статей в сборниках научных трудов
Средства: учебно-
методические и наглядные пособия; технические средства обучения (интерактивная доска, ПК и ноутбук,
мультимедийный проектор, DVD проигрыватель и др.); научная и справочная литература
Методы:
- обучения:
проблемного изложения, исследовательский, эвристические беседы, дискуссии, диспуты -воспитания: педагогическое воздействие, поручение, приучение и упражнение
- контроля, самоконтроля: опрос, анкетирование, беседа, наблюдение за студентами, самоанализ, самоконтроль, анализ результатов деятельности
Критерии готовности
мотив ационныи
КОГНИТИВНЫ!!
практический
Уровни готовности: высокий, средний, низкий
Результат: готовность будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию учащихся на основе этнокультурного подхода -И
Модель формирования у будущих учителей готовности к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода (представлена на рисунке 1), представляющая собой четырехкомпонентную структуру (целевой, содержательный, операционно-деятельностный, оценочно-результативный компоненты), отражает логику, целостность и завершенность процесса. Особенностью модели является ее регионально-этническая направленность, центрированность на реализации спецкурса «Духовно-нравственное воспитание школьников на основе этнокультурного подхода» и его методического обеспечения.
Данный спецкурс, являющийся содержательной основой модели, предусматривает учет национальных и индивидуальных особенностей учащихся в поликультурном регионе, каким является Республика Башкортостан. Организуя воспитательную работу с учениками национальных школ, преподаватели не могут не учитывать традиции их народов, так как человек растет и развивается в определенной общественной среде, и обычаи передаются ему с детства, влияют на формирование и развитие его духовно-нравственного облика. Данное обстоятельство особо актуализирует принцип культуросообразности.
Реализация второго педагогического условия предполагала интеграцию общепрофессиональных и гуманитарных дисциплин на основе духовно-нравственных ценностей башкирского народа.
Нами проанализировано содержание предметов, входящих в программу подготовки будущих учителей на факультете башкирской филологии. Результаты анализа показали, что программы общепрофессиональных и гуманитарных дисциплин потенциально располагают возможностями интеграции в той части содержания, которое в разной степени отражает духовно-нравственные и этнокультурные ценности воспитания детей.
Так, содержание дисциплин гуманитарного и социального циклов (история; иностранный язык; образовательное право; культурология; политология; правоведение; социология) включает вопросы нравственности и духовности, которые вполне можно сориентировать на воспитание школьников. Еще большими возможностями для решения проблемы исследования на практике обладают дисциплины профессионального цикла, такие как психология и педагогика, теория литературы и поэтика, этнопедагогика и этнопсихология, история родной (башкирской) литературы, русское устное народное творчество.
Особое внимание было уделено анализу специальных дисциплин учебного плана: фольклору башкирского народа, истории культуры родного народа, башкирскому устному народному творчеству, башкирской диалектологии. Здесь мы увидели возможности интеграции искусств в произведениях фольклора, в частности, народном эпосе Урал-батыр в единстве слова и музыки, слова и зрительного ряда. Такая интеграция основывается на создании художественного контекста, художественных ассоциаций, что способствует активизации у школьников восприятия литературных текстов.
Третье педагогическое условие — актуализация в ходе педагогической практики духовно-нравственных ценностей башкирского народа, отраженных в произведениях устного фольклора путем реализации активных форм учебно-воспитательной работы (проблемное изложение, дискуссии, диспуты, разработка иллюстраций к произведениям устного фольклора, мини-этнотеатрализации и др.).
В период прохождения педагогической практики (I курс - фольклорная практика; 1П курс - двухнедельная психолого-педагогическая практика; IV, V курсы — активная педагогическая практика) будущие учителя родного языка и литературы проводили внеклассные мероприятия и уроки по программам таких школьных предметов, как «Башкирский язык», «Башкирская литература» и «Культура Башкортостана», которые имеют большие возможности в духовно-нравственном воспитании школьников.
Огромный духовно-нравственный потенциал содержат в себе тексты для чтения на уроках башкирского языка: народные сказки, предания, загадки, пословицы и поговорки, народный эпос, произведения башкирских писателей и поэтов, стихи, рассказы о родной природе, о республике и народах проживающих в ней.
Уроки башкирской литературы располагают достаточно большими возможностями, давая детям свободу творческого освоения и интерпретации текстов из литературных произведений в современном жизненном контексте, выявления тех духовно-нравственных ценностей, которые и сегодня являются актуальными для школьников.
Примером являются уроки, посвященные изучению эпоса «Урал-батыр. Здесь дети знакомятся с понятиями «народный эпос», «кубаир», «сэсэн», с историей письменного изложения эпического произведения; читают отрывки из отдельных глав, анализируют поступки героев, путем обсуждения постигают идейный смысл произведения; участвуют в драматизации сюжетов. Во внеурочной деятельности учащиеся готовят литературно-музыкальные композиции, создают к ним декорации.
Эпос «Урал-батыр» привлекает детей тем, что в нем отражаются победа жизни над смертью, добра над злом, соотношение физической силы и силы духа и др. Здесь идеал совершенного человека представлен в благородном поступке героя-батыра: в жестокой схватке с драконом-аждахой он добыл живую воду из родника бессмертия. Он мог бы выпить ее сам, чтобы обрести вечную жизнь. Но Урал-батыр разбрызгал воду вокруг, даровав бессмертие природе. Непосредственное творческое участие детей в драматизации способствует развитию у них способности к анализу сюжетов эпоса, поступков героев, в целом - развитию критического мышления.
Содержание дисциплины «Культура Башкортостана» позволяет учащимся получить подробную информацию о башкирских обычаях и традициях, отраженных в эпосе «Урал-батыр», а также представление о материальной и духовной культуре башкирского народа, о первоначальных регуляторах поведений человека в обществе — народных обычаях и традициях. На этих уроках дети приводят примеры аналогичные эпосу «Урал-батыр» —
эпические произведения русского, татарского, чувашского и др. народов. На таких занятиях огромную роль играет этнокультурный диалог, с помощью которого происходит понимание детьми единства мира на основе общих для каждого жизненно необходимых ценностей - дружбы и добрососедства.
Во время педагогической практики студентами применялись активные методы обучения, такие, как ролевые игры и игры-драматизации, участие в которых непосредственно знакомило детей с произведениями духовно-нравственного содержания, с сюжетами, в которых герои совершали благородные поступки, добрые дела. Все это способствовало формированию у школьников ценностного отношения к культуре народа, развитию у них творческого мышления и познавательной активности.
Реализация четвертого педагогического условия предполагала создание информационной этнокультурной среды как основы пополнения знаний и умений будущих учителей по духовно-нравственному воспитанию школьников.
Информационная этнокультурная среда, которую мы создали, включала учебную и предметную. Так, в соответствии с этим нами была проведена работа по подготовке студентов к оформлению стендов, выставок, экспозиций, альбомов и других материалов этнокультурного информационного содержания.
Были проведены следующие воспитательные мероприятия: конкурсы на лучшее оформление классного уголка, класса, рекреации в школе; проведение конкурса для школьников и их родителей на знание своей родословной «Шэжере-байрам»; круглые столы на темы: «Духовно-нравственное воспитание школьников в современной школе», «Национальное искусство в воспитании школьников»; конкурсы творческих проектов «Башкирская народная сказка в контексте возрождения национальной культуры», «Презентация собранных народных игр, их разыгрывание»; краеведческие экспедиции; вечера встреч с известными в Башкортостане деятелями литературы и культуры; беседы с народными мастерами, знакомство с творческими достижениями в музыке, искусстве, изучение опыта в различных видах ремесел и др.
Нами была создана библиотека художественной и методической литературы, включающая материалы духовно-нравственного содержания, отражающие этнокультурные ценности башкирского и других народов. Такая библиотека стала первым вспомогательным средством для проведения педагогической практики в школе.
Анализ и сопоставление результатов констатирующего и заключительного этапов эксперимента в целом подтвердили эффективность педагогических условий формирования у будущих учителей готовности к духовно-нравственному воспитанию учащихся на основе этнокультурного подхода. Полученные данные констатирующего и заключительного этапов эксперимента представлены в таблице 1.
Таблица 1. Динамика уровней готовности у будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода
Критерий Уровень Констатирующий этап эксперимента Заключительный этап эксперимента
Мотивацион ный критерий КГ (28 ч.) % ЭГ (28 ч.) % КГ (28 ч.) % ЭГ (28 ч.) %
высокий 4 14,28 4 14,28 5 17,84 21 75,00
средний 13 46,42 12 42,86 11 42,86 7 25,00
низкий 11 39,30 12 42,86 12 39,30 0 0
Когни тивны й высокий 4 14,28 3 10,70 4 14,28 18 64,28
средний 11 39,30 11 39,30 14 50,00 9 32,15
низкий 13 46,42 14 50,00 10 35,72 1 3,57
Практич еский критери высокий 4 14,28 4 14,28 4 14,28 19 67,85
средний 12 42,86 11 39,30 13 46,42 8 28,58
низкий 12 42,86 13 46,42 11 39,30 1 3,57
Проанализировав результаты, полученные в экспериментальной и контрольной группах - уровень готовности у будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода — мы пришли к следующим выводам:
- по мотивационному критерию: количество студентов, имеющих высокий уровень мотивации, в экспериментальной группе увеличилось на 60,72 % (до эксперимента было — 14,28 %, после — 75,00 %), в контрольной группе - на 3,56 % (до эксперимента было - 14,28%, после - 17,84 %). Количество студентов, имеющих средний уровень, в экспериментальной группе уменьшилось на 17,86 %, в контрольной группе - на 7,12 %. Количество студентов, имеющих низкий уровень, в экспериментальной группе отсутствует, в контрольной группе повысилось на 3,56 %.
- по когнитивному критерию: количество студентов, имеющих высокий уровень знаний, в экспериментальной группе повысилось на 53,58 % (до эксперимента было - 10,70 %, после - 64,28%), в контрольной группе показатели остались без изменений. Количество студентов, имеющих средний уровень знаний, в экспериментальной группе уменьшилось на 7,15 %, в контрольной группе повысилось на 10,70%. Как показывает анализ, средний уровень не претерпел значительных изменений, в экспериментальной группе была замечена тенденция к снижению за счет повышения высокого уровня. Количество студентов, имеющих низкий уровень знаний, в экспериментальной группе уменьшилось на 46,43 % (до эксперимента было - 50 %, после - 3,57%), в контрольной группе - на 10,7%.
- по практическому критерию: количество студентов, имеющих высокий уровень умений, в экспериментальной группе повысилось на 53,57 % (до эксперимента было - 14,28 %, после- 67,85 %), в контрольной группе
показатели не изменились. Количество студентов, имеющих средний уровень умений, в экспериментальной группе уменьшилось на 10,70% за счет повышения высокого уровня, в контрольной группе - повысилось на 3,56%. Количество студентов, имеющих низкий уровень умений, в экспериментальной группе уменьшилось на 42,85 % (до эксперимента было - 46,42 %, после -3,57%), в контрольной группе - на 3,55 % (до эксперимента было - 42,86 %, после - 39,30 %).
Сопоставление результатов сформированности готовности к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода у студентов экспериментальной группы до и после эксперимента показало, что количество студентов, относящихся к высокому уровню готовности к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода по всем критериям, повысилось на 60,72% по мотивационному критерию; 53,58% — по когнитивному критерию; 53,57% - по практическому критерию, что позволяет говорить об эффективности выделенных нами педагогических условий.
Для сравнения результатов эксперимента мы применили критерий х2 (биквадрат) - критерий Пирсона. В контрольной группе сопоставление полученных результатов до и после эксперимента с помощью критерия х2 показало, что они не различаются при уровне значимости а= 0,05; для будущих учителей контрольной группы х2 эмп. = 1,862 при %2 теор = 5,991 (гипотеза Но).В экспериментальной группе %2 эмп. = 15,021 при у? теор - 5,991 при уровне значимости а= 0,05, т.е. расхождения между распределениями статистически достоверны (гипотеза Но). Результаты опытно-экспериментальной работы показывают повышение уровня готовности будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода.
Таким образом, констатируется, что результаты экспериментального исследования подтверждают положения выдвинутой нами гипотезы.
В заключении диссертации обобщены результаты исследования и сформулированы следующие выводы:
1. Духовно-нравственное воспитание учащихся актуализировано потребностью социума в подготовленном учителе, который должен учитывать поликультурность образовательной среды ученика, которая не может нарушать его самоидентичность, составной частью которой является этническая идентичность. Это обстоятельство обусловливает требование к профессиональной подготовке учителя, знающего и понимающего роль этнокультурных ценностей в духовно-нравственном воспитании школьников, умеющего осуществлять в педагогическом процессе этнокультурный подход.
2. Готовность учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода рассматривается как личностное и профессиональное образование, предполагающее мотивационно-ценностное отношение к профессиональной деятельности по духовно-нравственному воспитанию школьников, владение теоретическими и методическими
знаниями, практическими умениями и навыками организации этого процесса, знание традиционной культуры воспитания и произведений устного фольклора, отражающих нравственные ценности народа, владение методами и приемами реализации духовно-нравственному потенциала в воспитательной работе со школьниками.
3. Уровень готовности будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода определяется следующими критериями и показателями:
- мотивационный критерий (интерес к освоению этнокультурных ценностей башкирского народа, направленность на освоение методов и приемов использования духовно-нравственного потенциала произведений устного фольклора в воспитательной работе со школьниками);
- когнитивный критерий (знания об общечеловеческих и этнических духовно-нравственных ценностях и нормах нравственности башкирского народа, о традиционной культуре воспитания башкирского народа, о духовно-нравственном потенциале произведений устного фольклора, о методах и приемах его использования в воспитательной работе со школьниками);
- практический критерий (умение применять в работе со школьниками знания о духовно-нравственных ценностях и нормах нравственности, о традиционной культуре воспитания башкирского народа, умение выявлять духовно-нравственный потенциал традиционной культуры воспитания и произведений устного фольклора, владение методами и приемами реализации этого потенциала в воспитательной работе со школьниками).
4. Эффективность формирования у будущих учителей готовности к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода обеспечивается при реализации следующих педагогических условий: внедрении в учебно-воспитательный процесс педвуза модели формирования у будущих учителей готовности к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода, содержательной основой которой является спецкурс «Духовно-нравственные воспитание школьников на основе этнокультурного подхода»; интеграции общепрофессиональных и гуманитарных дисциплин на основе духовно-нравственных ценностей башкирского народа; актуализации в ходе педагогической практики духовно-нравственных ценностей башкирского народа, отраженных в произведениях устного фольклора, путем реализации активных форм учебно-воспитательной работы (проблемное изложение, дискуссии, диспуты, разработка иллюстраций к произведениям устного фольклора, мини-этнотеатрапизации и др.); создании информационной этнокультурной среды как основы пополнения знаний и умений будущих учителей по духовно-нравственному воспитанию школьников.
Результаты проведенного педагогического эксперимента подтверждают эффективность выявленных педагогических условий формирования у будущих учителей готовности к духовно-нравственному воспитанию учащихся на основе этнокультурного подхода.
Наше исследование не исчерпывает всей полноты изучаемой проблемы. Дальнейшие исследования могут быть направлены на разработку технологии
формирования этнокультурных компетенций будущих учителей как части их профессиональной компетентности.
Основное содержание и результаты диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора:
Публикации в рецензируемых научных журналах и изданиях,
рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ:
1. Акчулпанова, Р. К. Духовно-нравственное воспитание учащихся на основе изучения эпоса «Урал-батыр» / Р. К. Акчулпанова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2012. - №2 (74). - С. 3-6 (0,3 п. л.).
2. Акчулпанова, Р. К. Духовно-нравственный потенциал природосообразности в содержании педагогического образования / Р. К. Акчулпанова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2012. -№ 2(9). - С. 17-19 (0,3 п. л.).
3. Акчулпанова, Р. К. Духовно-нравственное воспитание личности в процессе ее социализации / Р. К. Акчулпанова, Г. И. Мокеев // Вестник восточной экономико-юридической гуманитарной академии. — 2012. — №4 (60).
- С. 70-75 (0,4 / 0,3 п. л.).
4. Акчулпанова, Р. К. Природосообразность как основа социального воспитания / Р. К. Акчулпанова, С. А. Башкатов // Вестник восточной экономико-юридической гуманитарной академии. — 2012. - №3 (59).-С. 8-13 (0,5 / 0,4 п. л.).
5. Акчулпанова, Р. К. Реализация принципа природосообразности в современной школе / Р. К. Акчулпанова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2012. - № 3 (10). — С. 18-20 (0,3 п. л.).
6. Акчулпанова, Р. К. Подходы к пониманию принципа природосообразности в духовно-нравственном воспитании учащихся / Р. К. Акчулпанова // Европейский журнал социальных наук. — 2012. — №10 (26).
- Том 2. - С. 347-351 (0,6 п. л.).
Публикации учебно-методических работ:
7. Акчулпанова, Р. К. Формирование профессиональной компетентности студентов в процессе педагогической практики : учебно-методические материалы / Р. К. Акчулпанова, Р. Р. Гильванов - Стерлитамак : Типография «Фобос», 2012. - 88 с. (5,5 / 3,0 п. л.).
Публикации в других научных изданиях:
8. Акчулпанова, Р. К. Формирование этнопедагогической культуры у будущих педагогов / Р. К. Акчулпанова П Этнокультурное образование : опыт и перспективы развития : матер. Междунар. науч.-практ. конф. — Йошкар-Ола : ГОУ ДПО ПК(С) «Марийский институт образования», 2011. - С. 228-230 (0,2 п. л.).
9. Акчулпанова, Р. К. Роль родного языка в воспитании духовно-нравственной личности / Р. К. Акчулпанова // Научное и педагогическое наследие выдающегося деятеля народного образования, чувашского просветителя Павла Миронова : сб. матер. Всерос. науч.-практ. конф. - Уфа-Стерлитамак : СГПА им. Зайнаб Биишевой, 2011. — С. 223—227 (0,3 п. л.).
10. Акчулпанова, Р. К. Использование идей башкирской народной педагогики в современной школе / Р. К. Акчулпанова // Этнокультурное образование школьников : сб. тр. Всерос. науч.-практ. конф. — Чебоксары : ЧГГТУ им. И. Я. Яковлева, 2011. - С. 6-8 (0,2 п. л.).
11. Акчулпанова, Р. К. Духовно-нравственное воспитание учащейся молодежи на основе народных традиций в процессе подготовки к семейной жизни / Р. К. Акчулпанова // Актуальные проблемы исторической науки : сб, тр. Междунар. Усмановских чт. - Уфа : Гилем, 2011. - С. 321—323 (0,2 п. л.).
12. Акчулпанова, Р. К. Изучение эпоса «Урал-батыр» как средство формирования готовности бакалавров к духовно-нравственному воспитанию школьников / Р. К. Акчулпанова // Духовно-нравственная культура учителя современной школы : сб. науч. ст. Всерос. науч.-практ. конф. - Чебоксары : ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2011. - С. 93-98 (0,3 п. л.).
13. Акчулпанова, Р. К. Воспитание духовно-нравственной личности средствами народной педагогики / Р. К. Акчулпанова // Современной общество и человеческое развитие : сб. матер. Всерос. школы-семинара молодых ученых. - Уфа : Гилем, 2012г. - С.16-20 (0,3 п. л.).
14. Акчулпанова, Р. К. Эпос «Урал-батыр» как основа формирования духовно-нравственной личности / Р. К. Акчулпанова // Проблемы и перспективы развития образования в России : сб. тр. ХШ Междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2012. - С. 292-297 (0,3 п. л.).
15. Акчулпанова, Р. К. Духовно-нравственное воспитание в условиях глобализации / Р. К. Акчулпанова // Образование в контексте приоритетов современного общества : сб. матер. Междунар. науч.-практ. конф. — Санкт-Петербург : ЛГУ им. А. С. Пушкина ; Стерлитамак : СГПА им. Зайнаб Биишевой, 2012. - 4.1. - С. 160-163 (0,3 п. л.).
16. Акчулпанова, Р. К. Экспедиция в Шульган-Таш как форма духовно-нравственного воспитания будущих учителей / Р. К. Акчулпанова // Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном пространстве : сб. матер. Междунар. науч.-практ. конф. — Стерлитамак : СГПА им. Зайнаб Биишевой, 2012. - С. 82-4 (0,2 п. л.).
17. Акчулпанова, Р. К. Семья как фактор формирования духовно-нравственного сознания ребенка / Р. К. Акчулпанова // IV Междунар. педагогическая Ассамблея : сборник материалов. - Чебоксары : НИИ Педагогики и психологии, 2011. - С. 10-13 (0,3 п. л.).
18. Акчулпанова, Р. К. Принцип природосообразности в подготовке будущего учителя в истории отечественной педагогики / Р. К. Акчулпанова // Новые педагогические технологии : матер. VI Междунар. науч.-практ. конф. — Москва : «Спутник+», 2012. - С. 6-10 (0,3 п. л.).
19. Акчулпанова, Р. К. Реализация природосообразного потенциала народной педагогики в подготовке будущего учителя / Р. К. Акчулпанова // Этнопедагогические доминанты в образовании XXI века : сб. науч. тр. V Междунар. Волковских чт. - Чебоксары, 2012. - С.41-45 (0,3 п. л.).
20. Акчулпанова, Р. К. Подготовка будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе изучения эпоса «Урал-
батыр» / Р. К. Акчулпанова // Проблемы формирования и реализации потенциала личности в современной России : матер. IX Междунар. науч.-практ. конф. - Уфа, 2012. - С. 209-212 (0,3 п. л.).
21. Акчулпанова, Р. К. К вопросу о формировании готовности будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников / Р. К. Акчулпанова // Проблемы формирования и реализации потенциала личности в современной России : матер. IX Междунар. науч.-практ. конф. - Уфа, 2012. - С. 69-75 (0,5 п. л.).
22. Акчулпанова, Р. К. Формирование духовно-нравственного и физического здоровья у будущих учителей / Р. К. Акчулпанова // Здоровьесбережение как приоритет национальной безопасности России в третьем тысячелетии : сб. матер. Междунар. науч.-практ. конф. — Стерлитамак, 2012. - Ч 1. - С. 73-77 (0,3 п. л.).
23. Акчулпанова, Р. К. К вопросу о компетентностном подходе в образовании / Р. К. Акчулпанова // Ломоносовские чтения на Алтае : сб. ст. междунар. школы-семинара. - Барнаул, 2012. — Часть Ш. — С. 9—15 (0,5 п. л.).
24. Акчулпанова, Р. К. Теория практика и духовно-нравственного воспитания: коллективная монография / Р. К. Акчулпанова, Г. Б. Аскарова и др. - Стерлитамак, 2012. - 293 с. (18,0 / 2,0 п. л.).
25. Акчулпанова, Р. К. Проблемы духовно-нравственного воспитания в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского / Р. К. Акчулпанова // Воспитание подрастающего поколения: опыт, проблемы, перспективы : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. : в 2-х ч. 4.1. — Чебоксары, 2013. - С. 180-186 (0,5 п. л.).
26. Акчулпанова, Р. К. К вопросу о духовно-нравственном и эстетическом воспитании учащихся / Р. К. Акчулпанова // Духовно-нравственное воспитание молодежи в условиях глобализации современного общества : сб. матер. Междунар. науч-практ. конф. - Стерлитамак, 2013. - Кн. 2. - С. 13-15 (0,2 п. л.).
27. Акчулпанова, Р. К. Теоретические основы формирования этнокультуры будущего учителя в современных условиях / Р. К. Акчулпанова // Интеграция этнопедагогических процессов в образовательном пространстве: проблемы и перспективы : VII Междунар. Волковские чтения : сб. науч. тр. -Стерлитамак, 2013. - С. 9-11 (0,2 п. л.).
28. Акчулпанова, Р. К. Особенности воспитания в башкирских семьях / Р. К. Акчулпанова // Этнос. Религия. Общество : сб. науч. ст. Мезвдунар. науч.-практ. конф. - Краснодар, 2013. - С. 37-^5 (0,6 п. л.).
29. Акчулпанова, Р. К. К вопросу о воспитании подрастающего поколения средствами башкирских народных пословиц и поговорок / Р. К. Акчулпанова // Народная педагогика в условиях реализации ФГОС начального общего образования : сб. ст. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. -Саранск, 2013. - С. 56-59 (0,3 п. л.).
Автореферат разрешен к печати диссертационным советом ДМ 212.300.01 при ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» 22.04.2014 г.
Подписано в печать 23.04. 2014 г. Бумага писчая. Печать оперативная. Усл. печ. л. 1,4. Тираж 100 экз. Заказ № 1769. Отпечатано в отделе полиграфии ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» 428000, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, 38.
Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Акчулпанова, Раиса Киньябаевна, Чебоксары
ФГБОУ ВПО «ЧУВАШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И.Я. ЯКОВЛЕВА»
04201459190
На правах рукописи
Акчулпанова Раиса Киньябаевна
ФОРМИРОВАНИЕ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ГОТОВНОСТИ К ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА
13.00.08 — теория и методика профессионального образования
Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Л.В. Кузнецова
Чебоксары-2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...........................................................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ГОТОВНОСТИ К ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА..................................................................................16
1.1. Сущностно-содержательная характеристика готовности будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода................................................................16
1.2. Критерии, показатели и уровни готовности будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода...................................................................................................................34
1.3. Педагогические условия формирования у будущих учителей готовности к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода.....................................................................................48
Выводы по I главе..................................................................71
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ГОТОВНОСТИ К ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА...................................................................................74
2.1. Организация и планирование экспериментальной работы...........74
2.2. Ход и анализ экспериментальной работы по реализации педагогических условий формирования у будущих учителей готовности к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода.......................................................................................83
Выводы по II главе................................................................138
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................140
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК..........................................143
ПРИЛОЖЕНИЕ....................................................................159
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современный этап развития России в качестве важнейшей цели государственной политики выдвигает духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения как основы духовного обновления общества, утверждения в нём идеалов нравственности. В «Федеральном законе об образовании в РФ» (2012), «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации
на период до 2020 года» (2008), «Национальной доктрине образования в
Российской Федерации до 2025 года» (2000), «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2009), «Концепции государственной политики в сфере духовно-нравственного воспитания и защиты нравственности детей в России» (2008) определены цели и задачи образования и воспитания детей и молодёжи. В этих документах отмечается, что национальные интересы России состоят в сохранении и приумножении традиций отечественной школы, в воспитании высокой нравственности и патриотизма у подрастающего поколения.
Знания о культуре своего народа и других народов необходимы будущим педагогам для работы с детьми, особенно это актуально для России в последние годы, когда волна мигрантов вызвала межэтническую напряженность в российском обществе, да и в самой поликультурной России стали возникать очаги этнического экстремизма. В этих условиях особо актуализируется воспитательная работа с детьми и молодежью.
Особенность педагогической деятельности учителя заключается в том, что осуществляя образовательной процесс, он обучает и воспитывает учащихся на жизненно необходимых ценностях, составляющих духовно-нравственную основу личности — гражданина своего Отечества. Для такой деятельности необходим учитель, наделенный верой в преобразующую силу воспитания учащихся на ценностях родной культуры как части общечеловеческой культуры. Отсюда одной из важнейших задач высшего
профессионально-педагогического образования становится формирование у будущих учителей готовности к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода, предполагающего опору на этнический средовый фактор (семья, язык, традиции и т.д.). Особую значимость эта задача приобретает для системы профессиональной подготовки учителя родного языка и литературы, ибо он посредством слова через художественные образы, способствует формированию у учащихся художественной картины мира в единстве человека и природы, идеалов и представлений о всеобщей гармонии, транслирует непреходящие духовно-нравственные общечеловеческие и этнические ценности.
Образование, выполняя гуманитарную миссию, что закреплено в статье 3 Федерального закона об образовании в РФ, реализует потребность общества в подготовке таких педагогов, которые в своей профессиональной деятельности приоритетной задачей считают духовно-нравственное воспитание школьников на основе использования всех «богатств, которые выработало человечество», но, в первую очередь, на основе ценностей своей этнокультуры, как самого близкого духовного ареала личности школьника.
В проведенных в последние годы исследованиях сущности духовности личности (С. К. Бондарева, И. А. Ильин, В. Д. Шадриков и др.), духовно-нравственного воспитания учащихся как самостоятельного направления воспитательной деятельности (Н. И. Болдырев, Д. И. Водзинский, О. В. Михайлова, В. И. Павлов, И. В. Павлов и др.), концептуальных основ духовно-нравственного становления и развития личности (А. Я. Данилюк, И. М. Ильичева, А. М. Кондаков, В. А. Тишков и др.), выявления педагогических условий эффективной подготовки будущих педагогов к духовно-нравственному воспитанию школьников (Л. В. Сибилева, Н. П. Шитякова и др.), акцент делается на ценностных основаниях духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
В исследованиях О. В. Гукаленко, Л. В. Кузнецовой, Г. В. Нездемковской, В. А. Николаева, Т. Н. Петровой, С. Н. Федоровой,
Э. Р. Хакимова и др. отражен этнокультурный контекст образовательного процесса вуза; А. Б. Панькиным обоснована этнокультурная коннотация содержания общего образования; в диссертационных исследованиях последних лет (Л. Э. Пасмурова, О. В. Яковлева) рассматривается аксиологический потенциал этнокультуры и этнических традиций воспитания детей.
Этнокультурный подход в диссертационных исследованиях рассматривается как важнейшее условие эффективности профессиональной подготовки социального педагога к работе с семьей (Н. М. Ахмерова), как фактор социализации учащихся общеобразовательных учреждений (Л. П. Карпушина); применительно к музыкальному образованию школьников - как приоритетная стратегия инновационного развития образовательного пространства региона (Т. К. Решетникова).
Однако анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы, а также вузовской образовательной практики показывает, что в существующих публикациях по заявленной проблематике недостаточно разработаны вопросы реализации этнокультурного подхода в профессиональной подготовке будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников.
Таким образом, существуют противоречия между: возросшими требованиями общества к педагогу, осуществляющему духовно-нравственное воспитание школьников на традиционных ценностях этнокультуры, и несоответствующим этой потребности уровнем его профессиональной готовности к реализации этих ценностей в образовательном процессе школы; имеющимся духовно-нравственным потенциалом этнокультурного подхода в учебно-воспитательном процессе школы и недостаточной разработанностью педагогических условий реализации данного потенциала в духовно-нравственном воспитании школьников.
Исходя из этих противоречий сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия формирования у будущих учителей готовности к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода?
На основании обозначенных противоречий и проблемы была сформулирована тема исследования: «Формирование у будущих учителей готовности к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода».
Цель исследования — научное обоснование педагогических условий формирования у будущих учителей готовности к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода.
Объект исследования - процесс формирования у будущих учителей готовности к духовно-нравственному воспитанию школьников.
Предмет исследования — педагогические условия формирования у будущих учителей готовности к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода.
В качестве гипотезы исследования выдвигается предположение о том, что эффективность формирования у будущих учителей готовности к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода будет обеспечена, если:
- раскрыты сущность и содержание готовности будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода;
- определены критерии и показатели, охарактеризованы уровни готовности будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода;
- определены и реализованы в учебно-воспитательном процессе вуза педагогические условия (разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс педвуза модели формирования у будущих учителей готовности к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного
подхода, содержательной основой которой является спецкурс «Духовно-нравственные воспитание школьников на основе этнокультурного подхода»; интеграция общепрофессиональных и гуманитарных дисциплин на основе духовно-нравственных ценностей башкирского народа; актуализация в ходе педагогической практики духовно-нравственных ценностей башкирского народа, отраженных в произведениях устного фольклора и произведениях башкирских писателей путем реализации активных форм учебно-воспитательной работы (проблемное изложение, дискуссии, диспуты, разработка иллюстраций к произведениям устного фольклора, мини-этнотеатрализации и др.); создание информационной этнокультурной среды как основы пополнения знаний и умений будущих учителей по духовно-нравственному воспитанию школьников.
В соответствии с обозначенной проблемой, целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и содержание готовности будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода.
2. Определить критерии и показатели, охарактеризовать уровни готовности будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода.
3. Теоретически обосновать педагогические условия формирования у будущих учителей готовности к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода.
4. Экспериментально подтвердить эффективность педагогических условий формирования у будущих учителей готовности к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода.
Методологическую основу исследования составляют концептуальные положения, синтезирующие общенаучные, естественнонаучные, гуманитарно-культурологические, психолого-педагогические представления о развитии личности как целостном
феномене: системный подход и системный анализ (В. П. Беспалько, И. В. Блауберг С. В. Сидоров и др.); личностно-деятельностный подход (Е. В. Бондаревская, А. Н. Леонтьев, И. А. Зимняя и др.); аксиологический подход (М. С. Каган, Н. Д. Никандров, В. А.Сластёнин и др.), культурологический подход (В. С. Библер, Л. В.Бенин, А. Я. Данилюк и др.); компетентностный подход (Э. Ф. Зеер, Д. А. Иванов, А. В. Хуторской и др.).
Теоретическую основу исследования составляют исследования, посвященные проблеме формирования духовно-нравственных основ личности и актуализации в этом процессе духовных ценностей (Н. А. Бердяев, В. Н. Колесников, И. В. Павлов, В. Д. Шадриков и др.), мотивации деятельности (А. Н. Леонтьев, А. Маслоу), формирования у будущих учителей готовности к профессиональной деятельности (О. А. Абдуллина, Р. М. Асадуллин, В. А. Сластёнин и др.); идеи о формирования личности в процессе национального и этнокультурного образования (Г. Н. Волков, Л. В. Кузнецова, Г. В. Нездемковская, В. А. Николаев, А. Б. Панькин, Т. Н. Петрова, С. Н. Федорова, М. Г. Харитонов, Э. Р.Хакимов и др.).
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы нами использовались следующие методы исследования:
- теоретические (изучение психолого-педагогической, философской, этнопедагогической и научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме; анализ, синтез, классификация полученной информации; сравнение, обобщение);
- эмпирические (анкетирование, беседа, педагогический эксперимент, анализ продуктов деятельности студентов, наблюдение, тестирование);
- методы математической обработки результатов исследования.
База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на факультете башкирской филологии Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета (ранее Стерлитамакская государственная педагогическая академия). В исследовании на разных его
этапах приняли участие 120 студентов, в том числе 28 студентов экспериментальной и 28 студентов контрольной групп.
Исследование проводилось в несколько этапов.
На первом, констатирующем этапе (2010 — 2011 гг.) был проведен анализ современного состояния исследуемой проблемы в теории и практике образования и воспитания, разработан научный аппарат исследования; разрабатывалась программа эксперимента, выявлялись педагогические условия формирования у будущих учителей готовности к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода.
На втором, формирующем этапе (2011 — 2013 гг.) осуществлялась экспериментальная работа по апробации педагогических условий, способствующих повышению эффективности процесса формирования у будущих учителей готовности к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода; осуществлялась диагностика, направленная на определение уровня готовности будущих учителей готовности к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода; оценивались эмпирические результаты исследования.
На третьем, заключительном этапе (2013 — 2014 гг.) проводились анализ, обработка и обобщение результатов педагогического эксперимента, на основе которых формулировались выводы, как по проведенному эксперименту, так и общие выводы по исследованию; оформлялись результаты проведенной работы в виде кандидатской диссертации.
Научная новизна исследования:
1. Раскрыты сущность и содержание готовности учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода как личностного и профессионального образования, предполагающего мотивационно-ценностное отношение к профессиональной деятельности по духовно-нравственному воспитанию школьников, владение теоретическими и методическими знаниями, практическими умениями и навыками
организации этого процесса, знание традиционной культуры воспитания и произведений устного фольклора, отражающих нравственные ценности народа, владение методами и приемами реализации духовно-нравственного потенциала этнокультурного подхода в воспитательной работе со школьниками.
2. Разработаны критерии и показатели готовности будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода: мотивационный критерий (интерес к освоению этнокультурных ценностей башкирского народа, направленность на освоение методов и приемов использования духовно-нравственного потенциала произведений устного фольклора в воспитательной работе со школьниками); когнитивный критерий (знания об общечеловеческих и этнических духовно-нравственных ценностях и нормах нравственности башкирского народа, о традиционной культуре воспитания башкирского народа, о духовно-нравственном потенциале произведений устного фольклора, о методах и приемах его использования в воспитательной работе со школьниками); практический критерий (умение применять в работе со школьниками знания о духовно-нравственных ценностях и нормах нравственности, о традиционной культуре воспитания башкирского народа, умение выявлять духовно-нравственный потенциал традиционной