автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование представления о постмодернизме как художественном методе в системе школьного курса современной литературы
- Автор научной работы
- Калёнова, Ирина Владимировна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Самара
- Год защиты
- 2007
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Формирование представления о постмодернизме как художественном методе в системе школьного курса современной литературы"
На правах рукописи
Калёнова Ирина Владимировна
формирование представления о постмодернизме к^а\р(удо^ественном методе в системе школьного -курса современной литературы (на примере произведений (Вен. (Ерофеева и (8. ЗТелевина)
Специальность - 13 00 02 - теория и методика обучения и воспитания (литература)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Самара 2007
003062495
Работа выполнена на кафедре русской, зарубежной литературы и методики преподавания литературы ГОУ ВПО «Самарский государственный педагогический университет»
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор
Бураиок Олег Михайлович
Официальные оппоненты доктор педагогических наук
Чеков Максим Олегович;
кандидат педагогических наук Малянова Инна Вениаминовна
Ведущая организация - Ульяновский государственный
педагогический университет
Защита диссертации состоится «16» мая 2007 года в 16 часов на заседании диссертационного совета К 212 216 01 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук при Самарском государственном педагогическом университете по адресу 443010, г Самара, ул Блюхера, 25
С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке Самарского педагогического университета по адресу 443099, г Самара, ул М Горького, 65/67
Автореферат разослан «14» апреля 2007 г
Ученый секретарь диссертационного совета,
кандидат филологических наук, доцент ¿р^ О И Сердюкова
Общал характеристика работы
Актуальность темы исследования.
Главной задачей изучения литературы в школе, как отмечено в «Обязательном стандарте основного общего образования», является воспитание читателя, способного ориентироваться в многообразии литературы различных культурно-исторических эпох и оценивать тексты художественного словесного творчества с идейно-эстетических позиций
Однако нужно признать, что современная практика школьного литературного образования, ориентированная главным образом на изучение русской классической литературы и оставляющая практически без внимания современный этап в развитии отечественной словесности, не способна в полном объеме реализовать эту важнейшую образовательную задачу Поэтому можно говорить о значительном расхождении содержания школьной практики преподавания современной литературы с реальной литературной ситуацией последних лет Наличие различных причин, как объективных (недостаточность методических материалов), так и субъективных (настороженное отношение учителей к новейшим художественным текстам), приводит к тому, что собственно современные художественные тексты на уроках литературы, как правило, не изучаются Это, в свою очередь, создает самое серьезное противоречие, существующее в настоящее время в школьной практике преподавания дисциплины и заключающееся в том, что современные уроки литературы не всегда способны удовлетворить художественные запросы молодежи Учащиеся старших классов в большинстве своем интересуются современной литературой, но не имеют возможности обсуждать интересующие их тексты на уроках
Поиск путей сближения официальной образовательной практики и многообразного литературного материала, находящегося вследствие своей новизны за рамками официальных учебников и программ по литературе, является одним из важнейших направлений в развитии современной отечественной методической науки Организация в общеобразовательных учреждениях изучения худо-
жественных текстов признанных современных писателей позволит, с одной стороны, сформировать у школьников представление о непрерывности и поступательном развитии отечественного литературного процесса, а с другой, откроет им мир современной прозы, научит ориентироваться в ней и оценивать ее с художественно-эстетических позиций, что особенно важно в литературной ситуации нашего времени, отличающейся значительным количеством низкокачественных литературных текстов И поскольку одной из наиболее востребованных художественных систем в современном искусстве является постмодернизм, и именно с этим культурным явлением теоретики литературы М Берг, И Ильин, М Липовецкий, Г Нефагина, В Халипов, М Эпштейн связывают перспективы дальнейшего развития отечественного литературного процесса, то школьное освоение данного культурологического феномена в курсе современной литературы представляется важным и вполне оправданным Организация учебной работы с теоретико-литературным термином «постмодернизм» позволит выработать у выпускников представление о направлении эволюционного движения отечественной литературы, о взаимосвязи и взаимовлиянии мировой кулмуры и отечественной литературы
Создание методической системы, способной решить наиболее сложные для сегодняшнего состояния методики образовательные задачи (сформировать у школьников представление о новейшем этапе литературного процесса и познакомить их с важным искусствоведческим понятием нашего времени), представляется исключительно значимый и актуальным Методология исследования.
Теоретико-литературоведческой базой исследования послужили работы таких исследователей, как Л Фидлер, А Мердок, Ч Дженкс, Р Барт, Ж -Ф Лиотар, М Фуко, ГТ Басинский, О Б Вайнштейн, А Генис, Б Гройс, И П Ильин, В Курицын, М Липовецкий, В С Муравьев, В П Руднев, И С Скоропанова, Г Померанц, А М Пятигорский, М Эпштейн, в которых рассматриваются проблемы возникновения феномена постмодернистского соз-
нания, выделяются характерные черты эпохи постмодерна, определяется степень влияния новой философской теории на общелитературный процесс
Научно-методические идеи о принципах и путях анализа художественных произведений и видах уроков по современной литературе анализировались по работам Л С Айзермана, Г И Беленького, Н А Бодровой, Т Г Браже, И С Збарского, Г Н Ионина, Н И Кудряшова, М Г Качурина, Н Д Молдавской, В П Полухиной, 3 Я Рез, Н М Свириной
Современное состояние школьного изучения новейших художественных текстов исследовалось по работам таких методистов, как В В Агеносов, Т Е Беньковская, О Ю Богданова, С П Гринева, В Я Коровина, Т Ф Курдю-мова, А Г Кутузов, С А Леонов, Б С Локшина, В Г Маранцман, Е П Мущен-ко, Г А Обернихина, Л В Тодоров, М В Черкезова
Проблемы изучения текстов постмодернистской литературы в школе анализировались по статьям Н В Егоровой, В Е Кайгородовой, Т А Кузнецовой
Вопрос о месте постмодернистских текстов в школьном курсе литературы изучался по диссертационным исследованиям М Б Сизовой и С С Орищенко Однако в образовательных концепциях исследователей постмодернистская литература используется только лишь в качестве иллюстративного материала для решения определенных образовательных задач Она является или инструментом ознакомления школьников с особенностями современной культуры и предлагается для анализа наравне с произведениями живописи, скульптуры и музыки (М Б Сизова), или же позиционируется как подходящий материал для совершенствования речи учащихся (С С Орищенко) Вопрос о возможностях и перспективах освоения в рамках школьного образования понятия «постмодернистский текст» как эстетического феномена в науке до конца не исследован
Цель исследования - разработка и научное обоснование методики изучения постмодернизма как художественного метода современной литературы на уроках и во внеурочной работе в 11-ом классе средней школы
Объект исследования - процесс изучения современной литературы в общеобразовательных учреждениях
Предмет исследования - методические принципы организации изучения текстов постмодернистской литературы в выпускном классе
Гипотеза исследования Изучение русской постмодернистской литературы обогатит представление учащихся о современном этапе историко-литературного процесса при соблюдении следующих условий о если при отборе авторов и произведений будут учитываться психологические и интеллектуальные возможности восприятия учащимися постмодернистских произведений, а также их читательские интересы, о если в ходе изучения терминологической базы постмодернизма будет использована методика постепенного формирования разных аспектов теоретико-литературного понятия, о если изучение литературы в аспекте художественного метода «постмодернизм» будет способствовать обнаружению интеграционных, преемственных связей между русской классической и современной литературой, о если работа на уроках и внеклассных занятиях включается в единый процесс обучения на всех этапах изучения постмодернистской литературы,
0 если методика работы, предлагаемая учащимся, а также формы занятий могут стимулировать самостоятельную исследовательскую деятельность старшеклассников, вызывать к ней интерес
Для достижения цели и проверки гипотезы были поставлены следующие исследовательские задачи
1 Провести научный анализ теоретического и практического состояния проблемы изучения современной литературы в общеобразовательных учреждениях
2 Разработать методическую модель изучения особенностей русского литературного постмодернизма в 11 -ом классе
3 Экспериментально проверить эффективность предложенной образовательной модели школьного освоения текстов постмодернистской литературы
В диссертации использовались следующие методы исследования
> метод теоретического изучения (анализ научной литературы, школьных программ, учебно-методических трудов),
> методы эмпирического исследования (наблюдение за учебным процессом, беседы с преподавателями, школьниками, студентами, проведение констатирующего и преобразующего экспериментов),
> метод статистического анализа (качественно-количественный анализ проведенных контрольных срезов)
Диссертационное исследование включало опытно-экспериментальную работу, которая проводилась в три этапа в течение 4-х лет
2002-2003 гг 1 (ориентировочно-поисковый) этап.
Цель этапа - определение актуальности, практической значимости проблемы, формирование гипотезы исследования, выделение этапов реализации разведывательного эксперимента в муниципальных образовательных учреждениях гимназии № 2, НОУ «Эврика» г Самары, гимназии № 3, № 79, школы № 63, № 86 г Ульяновска, в учреждении профессионального образования СГПУ
2003-2005 гг 2 (теоретико-поисковый) этап.
Цель этапа - разработка понятийного аппарата, проведение констатирующего и преобразующего экспериментов в гуманитарных и общеобразовательных классах МОУ гимназии № 2, НОУ «Эврика» г Самары, гимназии № 3, № 79, школы № 63, № 86 г Ульяновска, апробация учебно-методической модели, формулирование итогов промежуточных этапов эксперимента
2005-2006 гг 3 (экспериментально-обобщающий) этап. Цель этапа — анализ полученных результатов исследования, проверка выдвинутой гипотезы, внедрение результатов исследования в педагогическую деятельность
Новизна исследования.
Вопрос о школьном изучении новейшей литературы поднимался на всех этапах развития методической науки В результате многолетней работы ученых конца XIX — начала XX в Ф И Буслаева, В И Водовозова, А Д Галахова, В Я Стоюнина, В.П Острогорского, А Н Пыпина, М А Рыбниковой, современных методистов В В Агеносова, Л С Айзермана, К.Н Анкудинова, Г И Беленького, Т Е Беньковской, Т Г. Браже, С П Гриневой, И С Збарского, Г Н Ионина, Н И Кудряшова, М Г Качурина, В Г Маранцмана, Н Д Молдавской, Е П Мущенко, В П Полухиной, 3 Я Рез, Н М Свириной, Л В Тодорова, В Ф Чертова в отечественной методике был решен вопрос о соотношении в школьном курсе литературного образования классических и современных произведений, обоснованы общие принципы и этапы изучения современной литературы, открыты новые имена и произведения, гармонично вписывающиеся в общешкольный процесс литературного образования
Однако на данный момент основная проблема преподавания новейшей литературы связана с тем, что словесник ощущает недостаток конкретных педагогических рекомендаций по организации деятельности учащихся в этом направлении В связи с этим в диссертации
• теоретически обоснована и экспериментально проверена методика изучения литературы постмодернизма с учетом читательских интересов старшеклассников, а также их возрастных и интеллектуальных возможностей,
• определены возможности осуществления внутрипредметных связей при изучении особенностей постмодернистских текстов в 11-ом классе, что позволяет, с одной стороны, сформировать у учащихся представление о новом культурном явлении, а с другой, - способствует решению важнейшей образовательной задачи, стоящей перед любой научной дисциплиной, преподаваемой в выпускном классе, - помогает осуществить
обобщение литературоведческого материала, усвоенного школьниками на предыдущих этапах обучения, • доказана целесообразность тесной взаимосвязи классных и внеурочных занятий на всех этапах изучения особенностей постмодернизма как художественного метода, что позволяет комплексно решать важнейшие задачи литературного образования Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем даны конкретные методические рекомендации по изучению текстов постмодернистской литературы в выпускном классе, разработаны соответствующие уроки и внеклассные занятия Теоретические и практические результаты исследования могут быть внедрены в практику школьного преподавания словесности, могут быть использованы в качестве основы для создания школьного элективного курса по изучению современного литературного процесса, а также спецкурса по методике преподавания литературы в педагогических вузах
Достоверность результатов исследования обеспечивается адекватностью исходных методологических положений, опорой на философские основания, психолого-педагогические подходы, а также использованием многоаспектной методики исследования
Апробация материалов исследования проходила в общеобразовательных учебных заведениях г Самары (гимназия № 2, НОУ «Эврика»), г Ульяновска (гимназии № 3, № 79, школы № 63, № 86)
На защиту выносятся следующее положения:
4 Изучение художественных текстов русского постмодернизма в системе школьного курса современной литературы как способ приобщения старшеклассников к современной литературной ситуации 4 Произведения Вен Ерофеева и Вик Пелевина - перспективный материал для иллюстрирования особенностей постмодернизма как художественного метода и установления интертекстуальных связей между русской клас-
сической литературой и новейшими текстами через анализ общих для них тем, образов и мотивов 4 Методическая модель изучения особенностей русского литературного постмодернизма в 11 классе, реализация в предложенной системе уроков значимых для старшей школы образовательных принципов Единый процесс взаимосвязи классной и внеурочной работы при изучении понятия «постмодернизм» как оптимальный способ организации процесса обучения в 11-ом классе в условиях современного литературного образования
Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 245 наименований
Основное содержание работы
Во введении обосновывается актуальность темы диссертационной работы, определены цель, объект, предмет исследования, сформулирована гипотеза, охарактеризованы методы, способствующие решению поставленных задач, описаны основные этапы исследования, выявлены научная новизна и практическая значимость работы, выдвинуты положения, выносимые на защиту, приведены сведения о достоверности полученных результатов, их апробации и внедрении в практику школьного преподавания литературы
В первой главе — Современная литература в общеобразовательных учебных заведениях — содержится анализ методических трудов, которые позволили проследить изменения в целях и задачах школьного изучения новейших произведений
Анализ современных программ для общеобразовательных учреждений со стандартным и углубленным подходами к изучению литературы приводит к следующим выводам
1 Материалы программ содержит в себе, как правило, противоречие между задачами, которые ставятся перед словесником, преподающим новейшую лите-
ратуру в школе (изучение особенностей литературного процесса на современном его этапе, ознакомление учащихся с психологией нового времени, приобщение школьников к существующим социокультурным условиям и т д ), и тем образовательным материалом, который призван помочь педагогу решить поставленные задачи художественные тексты, созданные до 90-х годов XX в и составляющие основу школьного курса современной литературы, не способны предоставить учащимся возможность «осознать действительность»
Однако в последнее время появились программы, открывающие новые горизонты в преподавания школьного курса современной литературы Примером может служить программа по литературе для 5-11 классов с углубленным изучением литературы, авторами которой являются Т Г Браже, Е Л Иванова, К А Карпенко (СПб , 2001) Материалы программы свидетельствуют о том, что главной проблемой, рассматриваемой при изучении курса в 11-ом классе, должна являться «концепция мира - концепция человека в литературе XX века» Раздел программы, посвященный литературному процессу 80-90-х годов, позволяет сформировать у школьников разностороннее представление о поэзии, драматургии и прозе нашего времени В частности, авторы программы рекомендуют для изучения следующие тексты В Пьецух «Городской романс», В Пелевин «Жизнь насекомых», Т Толстая «Река Оккервиль», В Маканин «Андеграунд или Герой нашего времени», стихотворения Т Кибирова, Д При-гова, Л Рубинштейна и др
Особый интерес с точки зрения преподавания литературы последних десятилетий может представлять программа для 11-го класса «Русская литература XX века» (СПб , 1997), авторы которой (Д Н Мурин, Е Д Кононова, Е В Ми-ненко) наступление нового времени рассматривают через призму постмодернизма, называя имена Т Кибирова, Б Кенжеева, В Сорокина, Д Галковского, Д Пригова
2 Преподавание современной литературы на данный момент не подкреплено теоретической базой, разъясняющей особенности новых художественных кон-
цепций Так, например, отсутствие в программах ссылок на такие специфические термины, как «андеграунд», «постмодернизм» и другие понятия, предопределяет недостаточное представление учащихся о современном литературном процессе
3 Анализ публикаций в таких ведущих изданиях, как «Литература в школе», «Русская словесность», приложение к газете «Первое сентября» «Литература» свидетельствует о том, что в них содержится, чаще всего, материал обзорно-тематического характера, дающий оценку самому понятию «новейшая литература» Методические же рекомендации по включению новых произведений в школьный курс литературы и разработки конкретных уроков - явление редкое
Глава вторая диссертационного исследования посвящена постмодернизму как художественному методу современного искусства
В первом параграфе главы содержится анализ литературоведческих работ, положенных в основу диссертационного исследования В разделе представлены точки зрения некоторых исследователей на природу данного культурного феномена (постмодернизм как культурологическая ситуация (М Эпштейн), постмодернизм как современное умонастроение и мировосприятие (О Б Вайн-штейн), постмодернизм как стиль жизни, бытие, которое определяет сознание (В Курицын), постмодернизм как способ творческого поведения, метод работы (МН Липовецкий), постмодернизм как проявление определенного менталитета (И П Ильин)
В параграфе анализируется современное научное состояние наиболее спорных вопросов, касающихся эстетики постмодернизма вопрос о реальности данного явления, о его историко-культурной основе, вопрос о времени возникновения феномена постмодернизма, проблема семантики русского слова «постмодернизм»
В параграфе втором («Творчество Вен. Ерофеева и Вик. Пелевина в контексте русского литературного постмодернизма») содержится обоснование
отбора постмодернистских художественных текстов для школьного освоения в 11-ом классе средней школы
Трудности в разработке проблемы поиска продуктивных путей изучения в школе некоторых особенностей постмодернизма как художественного метода современной литературы обусловлены несколькими причинами, главной из которых, по мнению диссертанта, является продолжающийся по сей день процесс формирования данного культурного явления В науке еще не выработано единой литературоведческой оценки феномена постмодернизма, не до конца исследованы причины возникновения данного художественного явления, продолжается работа по определению его характерных черт, особенностей и путей дальнейшего развития современной российской литературы с учетом специфики нового литературного направления Поэтому в контексте обозначенной проблемы наиболее сложным и спорным является вопрос, касающийся отбора имен писателей и произведений, которые позволили бы дать учащимся как можно более полное представление о литературе русского постмодернизма
С учетом того, что в современной науке процесс формирования русской литературы постмодернизма принято делить на три этапа, то наиболее полное представление о данном культурном явлении можно сформировать лишь в том случае, если хотя бы две из трех стадий развития постмодернизма будут проиллюстрированы художественными произведениями Поэтому в процессе школьного изучения особенностей новейшей литературы можно считать возможным знакомство учащихся с прозаиком Венедиктом Ерофеевым — представителем первого поколения русских постмодернистов и Виктором Пелевиным - современным постмодернистским писателем
Вен Ерофеев принадлежит к писателям «первой волны» русского постмодернизма, что во многом определило специфику его творчества В критических статьях (И Авдиев, А Зорин, А Ковадеев, В Курицын, Ю Левин, В Линец-кий, М Липовецкий, В Муравьев) Вен Ерофеева часто называют «пограничником», его признают одним из немногих писателей, сумевших гармонично
объединить в своей литературной деятельности две художественные традиции Все, созданные им произведения, как художественные, так и публицистические, с одной стороны, достаточно прочно связаны с традициями русской классической литературы, а с другой, имеют ряд специфических черт, позволяющих говорить о них, как о текстах, принадлежащих уже иной литературной эпохе
Анализ художественного творчества Вен Ерофеева приводит к мысли о том, что организация работы по изучению его произведений в 11 -ом классе позволит учащимся, во-первых, получить представление о начальном этапе развития постмодернизма, а во-вторых, будет способствовать формированию у них представления о единстве, непрерывности и поступательном развитии общероссийского литературного процесса Другими словами, поможет увидеть в явлении постмодернизма не «саморазвившееся явление», существующее независимо от художественных традиций русской классической литературы, а результат эволюции определенных образов, мотивов и настроений словесного творчества предшествующих эпох
В литературоведении о В Пелевине (П Басинский, С Корнев, В Курицын, Н Лейдерман, М Липовецкий, Н Маньковская, Г Нефагина, И Роднянская, И Скоропанова, М А Черняк, Н Шром), принадлежащего к «третьей волне» русского постмодернизма, говорят как о «классическом постмодернисте» (С Корнев), чьи произведения на данный момент являются лучшим практическим воплощением основ западноевропейских работ о литературе XXI века
Основанием для школьного изучения творчества Виктора Пелевина может служить тот факт, что, являясь писателем конца XX - начала XXI века, он не только вписывается в русло русской литературы, но и демонстрирует ярко выраженную специфичность современной культуры
Поскольку Пелевин является ярким представителем позднего этапа русского постмодернизма, то его произведения могут быть интересны в качестве материала для аналитической деятельности учащихся, результатом которой должны стать выводы, касающиеся эволюции литературы постмодернизма как в
плане формы, так и в плане содержания Кроме того, работа с художественным произведением Вик Пелевина позволит учащимся объяснить феномен необыкновенной популярности этого прозаика и тем самым наметить наиболее перспективные пути для дальнейшего развития российской литературы
Глава III «Изучение литературы русского постмодернизма в выпускном классе средней школы» включает четыре параграфа
В параграфе первом «Особенности восприятия учащимися текстов постмодернистской литературы (по результатам констатирующего эксперимента)» представлены результаты разведывательного эксперимента
В ходе проведения экспериментальной работы школьникам для чтения и анализа были предложены две главы «Есино - Фрязево» и «Фрязево - 61 километр» из поэмы Венедикта Ерофеева «Москва — Петушки»
Анализ материалов, полученных в ходе организации и проведения самостоятельной исследовательской работы учащихся, свидетельствует о высоком положительном эмоциональном отклике школьников на отрывок из постмодернистского произведения Вен Ерофеева
Так, более 63% участников констатирующего эксперимента в своих опросных листах назвали предложенный им фрагмент интересным по причине наличия в нем ярко выраженных отличительных черт, делающий его непохожим на изучаемые в школе тексты
Определяя специфические черты фрагмента, практически все респонденты (более 90%) отметили в качестве наиболее яркого отличительного его свойства использование автором сниженной лексики Но практически никто из учащихся 10-11 -х классов не сумел правильно объяснить значение данного языкового факта в контексте произведения Только несколько человек из числа опрошенных попытались связать индивидуально-авторский языковой код с формой авторского протеста
На уровне сюжета около 40% опрошенных обратили внимание на нестандартный и нехарактерный для русской классической литературы «низкий»
предмет изображения, который является в данном произведении самоцелью авторского повествования
Более 20% школьников отметили другую специфическую художественную черту текста - авторское переосмысление характерных образов и сюжетов русской литературы Однако менее 2% учащихся сумели объяснить факт художественной интерпретации культурного наследия желанием Вен Ерофеева разрушить запреты на некоторые темы отечественной литературы, в частности, тему алкоголизма
Менее 6% опрошенных увидели в художественной ткани фрагмента поэмы «Москва — Петушки» деконструируемые автором цитаты из мирового культурного наследия, в частности, из Библии Но объяснить их назначение в идейном замысле писателя не сумел никто
Характеризуя общую картину, связанную с исследовательской деятельностью учащихся, следует отметить, что, несмотря на результативность некоторых работ, связанную с удачным определением постмодернистских черт поэмы Венедикта Ерофеева «Москва — Петушки», в целом исследовательские работы старшеклассников отличаются общим однотипным подходом к интерпретации предложенного текста Так, в своем анализе фрагмента многие опрошенные двигались по пути определения его темы, идеи, проблемы, конфликта Но нестандартность самого текста и предмета авторского изображения поставила многих из них в тупик оказалось, что в применении к данному тексту невозможно выделить только одну тему, а конфликт (в классическом понимании этого слова) отсутствует вовсе В результате некоторый процент работ (около 40%) оказался заполнен обычным пересказом самого текста, а не его анализом
Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о необходимости создания такой методической системы по изучению понятия «постмодернизм», которая позволила бы сформировать у учащихся навык анализа текстов соответствующей литературы
В параграфе «Методическая модель школьного изучения понятия «литературный постмодернизм» диссертантом были решены следующие задачи
• сформулированы и обоснованы основные принципы построения методической системы по ознакомлению учащихся с постмодернизмом как художественным методом современного искусства,
• обозначены вводные, обзорные и монографические темы для изучения,
• проведен отбор оптимальных форм урока и методов преподавания Система уроков и внеклассных занятий по изучению понятия «литературный постмодернизм» была выстроена с опорой на следующие образовательные принципы
^Принцип осуществления внутрипредметных связей в процессе обучения
В связи с тем, что одним из важнейших принципов постмодернизма стала «культурная опосредованность», или, если говорить кратко, цитата, а сам постмодернистский текст отличается особой полистилистичностью, открытостью, позволяющей ему активно использовать в собственных целях культурный материал прошлого, то наиболее продуктивным и доступным для детского восприятия способом изучения текстов постмодернизма можно признать способ литературных параллелей Данный подход к оценке и анализу соответствующей литературы является наиболее органичным для постмодерна, так как отражает саму его сущность и оптимально подходит для школьной практики изучения литературы
^Принцип единства классной и внеурочной работы на всех этапах обучения.
Современное состояние преподавания литературы в выпускном классе указывает на катастрофическую недостаточность времени для ознакомления школьников с текстами новейшей литературы Поэтому неслучайно, что именно в одиннадцатом классе при изучении систематического курса литературы особое значение приобретает организация единого процесса классной и внеклассной работы При этом внеурочная работа должна являться естественным
продолжением работы, проводимой на классных занятиях, и отвечать целям и задачам воспитания выпускников
Принцип развития самостоятельной исследовательской деятельности старшеклассников в процессе изучения новейшей литературы
Для того чтобы полученные в ходе обучения знания позволили школьникам стать полноправными участниками общественной, культурной и научной жизни, необходимо развивать у них самостоятельность в использовании этих знаний В школьной практике развитию самостоятельности учащихся способствует применение исследовательского метода в процессе обучения Обращение к школьному исследованию приводит к качественному изменению уровня умственной деятельности учащихся, способствует овладению ими методами познания и процедурой творчества Поэтому каждый урок в разработанной методической системе по изучению литературы постмодернизма имеет перспективу для применения исследовательского метода
В параграфе «Система уроков и внеклассных занятий по изучению особенностей русской постмодернистской литературы (обучающий эксперимент)» содержатся методические указания по организации процесса изучения текстов постмодернистской литературы в 11 -ом классе
Реализация целей, задач, принципов разработанной методической системы требует поиска форм уроков и внеклассных мероприятий, при использовании которых старшеклассники усваивали бы знания с наибольшей полнотой, осознанностью, прочностью Речь идет о таком сочетании разновидностей уроков и внеклассных занятий, при котором совершенствовалось бы использование методов и приемов изучения художественных произведений, увеличивалась бы доля творческой, исследовательской деятельности школьников, развивалась их инициатива, умение применять знания в новых ситуациях, формировался эмоциональный и интеллектуальный мир старшеклассников Структура урочной и внеклассной работы по изучению понятия «литературный постмодернизм» представлена на рис 1
Рис. 1. Взаимосвязь классной и внеурочной работы при изучении понятия «литературный постмодернизм»
Особое значение в разработанной методической системе придается урокам и внеклассным занятиям, основная цель которых - ввести старшеклассников в современное культурное пространство и познакомить их с основными положениями философии постмодернизма
Анализ образовательного материала, который должен быть воспринят школьниками на вводных занятиях, а затем расширен и закреплен при дальнейшем изучении темы, приводит к выводу об его особой научной сложности Обилие теоретического материала, новых имен, литературоведческих и искус-с гвоведческих понятий затрудняют усвоение учащимися предложенных им знаний Эффективность разработанной системы во многом зависит от того, насколько плодотворным будет восприятие школьниками основных теоретико-литературных понятий, поэтому особое значение приобретает процесс формирования у учащихся базового понятия «постмодернизм», включающий в себя следующие этапы
1 Аналитическая деятельность школьников, направленная на расшифровку значения предметов, выделенных в качестве символов современной культуры (|сотовый телефон, образцы печатной рекламы, диски с компьютерными играми, печатные средства массовой информации, книги в стиле «фэнтези», книги из категории «детективы - боевики») Проведение эвристической беседы позволяет простым и ненавязчивым способом сформировать у учащихся представление об основных характеристиках современной постмодернистской культуры На основе ассоциативных связей, которые устанавливаются между предметом (символом культуры нового времени) и его значением в жизни общества, выявляются основные философские позиции постмодернизма
2 Активизация внимания школьников и формирование у них познавательных интересов На данном этапе должна быть организована работа по анализу терминологической базы урока Поскольку опорным принципом предложенной методической системы стал принцип активного задействования в ходе урока внутрипредметных связей, то значение термина «постмодернизм» освещается
через его сопоставление с другими искусствоведческими понятиями (романтизмом, реализмом, модернизмом) Еще одним приемом активизации познавательной деятельности старшеклассников, использованным на данном этапе, было сообщение ученика по статье В Курицына «Постмодернизм новая первобытная культура»
3 Работа с эпиграфом к уроку, в ходе которой закрепляется представление об особенностях постмодернизма как художественном методе
Процесс формирования литературоведческих понятий у учащихся не может быть самоцелью образовательного процесса, а должен быть частью, составным элементом общей текстовой работы, проводимой на уроке Поэтому в вводное занятие был включен этап, связанный с анализом художественного текста В качестве материала для работы учащимся был предложен отрывок из поэмы Вен Ерофеева «Москва - Петушки» Основным принципом работы с художественным фрагментом стал принцип аналогий и сравнительного анализа с текстами русской классической литературы В ходе работы были выделены черты, которые сближают данный текст с другими произведениями (глава об известных деятелях литературы и музыки), и отмечены его художественные особенности
Опасения диссертанта, что такие значимые для постмодернистской эстетики приемы, как цитирование, авторское иронизирование над культурным материалом прошлого, не будут замечены и осознаны учащимися, не оправдались школьники, опираясь на наводящие вопросы учителя, достаточно быстро вычленили в отрывке следующие опознавательные знаки постмодернистского текста
о «низкий» предмет художественного изображения, о авторская интерпретация сюжетов и образов мировой культуры, о прием цитирования, о постмодернистская ирония, о индивидуально-авторский языковой код
Обращение к методике постепенного формирования представления о теоретическом понятии, а также опора на выдвинутые образовательные принципы позволили сформировать у учащихся разностороннее представление о постмодернизме как ведущем творческом методе современного искусства
Апробированная методическая система помимо уроков-обзоров, предполагающих ознакомительное изучение творчества Вик Ерофеева и Т Толстой, а также текстов А Битова «Пушкинский дом» и С Соколова «Палисандрия», включает в себя, как видно из рис 1, монографическое изучение произведений постмодернизма, которое было выстроено на основе выборочно-направленного анализа текста В связи с этим разработка соответствующих уроков потребовала выделения некой проблемы, значимой для эстетики постмодернизма, сквозь которую можно было бы рассмотреть художественные произведения Поэтому темой урока по поэме Вен Ерофеева «Москва - Петушки» стала проблема постмодернистского героя, а во время изучения повести Вик Пелевина «Желтая стрела» - постмодернистская картина мира
Основным приемом, использованным на уроке по теме «Особенности постмодернистского типа литературного героя (по поэме Венедикта Ерофеева «Москва - Петушки»), стал прием сопоставления литературных героев разных художественных эпох Такой подход к освещению нового материала должен способствовать формированию у учащихся представления о постмодернистском герое как об особой литературоведческой категории В ходе урока образ Венечки сопоставлялся с образами «маленького человека» из «Станционного смотрителя» А С Пушкина и из повести Н В Гоголя «Шинель», с образами правдоискателей из поэмы Н А Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», с образом «лишнего человека» Евгения Онегина из одноименного романа А С Пушкина
Ход урока по теме «Постмодернистская картина мира в повести Виктора Пелевина «Желтая стрела» был выстроен с опорой на несколько иные принципы текстуального анализа Поскольку на занятии разбирался достаточно
сложный материал философского характера, и необходимо было сформировать у школьников представление о постмодернистском видении современного мира, а также о новой реальности, моделируемой писателем, то в качестве основного пути анализа текста был выбран путь «вслед за автором» Подобный подход к разбору произведения позволил, с одной стороны, охватить весь сюжет произведения, а с другой, - заострить внимание учащихся на наиболее значимых эпизодах и сценах повести
В заключительном параграфе третьей главы («Анализ результатов опытно-экспериментальной работы») оценивается эффективность предложенной диссертантом образовательной модели по изучению особенностей литературного постмодернизма в 11-ом классе
Результаты анкетирования, проведенного с целью выявления уровня эмоционального восприятия учащимися предложенного им образовательного материала, а также самих уроков и внеклассных занятий, свидетельствуют о значительных психолого-педагогических возможностях школьников в освоении понятия «русская постмодернистская литература» они высоко оценивают ее с эмоциональной точки зрения, предмет изображения данного типа текстов (человек и окружающая его многоплановая современная российская действительность) вызывает у них интерес Сложности, с которыми сталкивались учащиеся в процессе изучения темы (сложно было осваивать новый теоретический материал (10% опрошенных), сложно было отыскивать материал о современных писателях и направлениях русского литературного постмодернизма (10%), сложно было работать с критическими статьями и другим литературоведческим материалом (12%), сложно было самостоятельно писать рецензию на текст Вик Пелевина «Ника» (15%), характерны, как видно из исследования, для дисциплины в целом- такие проблемы возникают у школьников при изучении и других теоретико-литературных понятий
Во время проведения контролирующих мероприятий было установлено, что учащееся с подготовленным восприятием глубоко и нестандартно анализируют
тексты постмодернистской литературы. Подготовленные в ходе занятий школьники чувствуют себя более компетентными в вопросах современного состояния литературного процесса, начинают самостоятельно интересоваться новыми писателями и художественными текстами, охотно вступают в беседы и дискуссии по этой теме
В результате обучающего эксперимента существенно изменилось процентное соотношение между группами учащихся, отличающихся степенью освоения современной литературы, в восприятии литературоведческого понятия «постмодернизм» наблюдалось движение школьников от знаний-знакомств (узнавание явления при повторном восприятии ранее усвоенной информации) до знаний-трансформаций (предполагается возможность творческого применения полученной информации) Данные факты свидетельствуют о значительной эффективности предложенной методической системы по изучению постмодернизма как художественного метода в системе школьного курса современной литературы
В заключении обобщены основные результаты диссертационного исследования
1 В настоящее время отечественной методической наукой признается необходимость организации в школе изучения особенностей новейшего этапа в отечественном литературном процессе Однако художественное разнообразие современной литературы затрудняет процесс ее изучения в полном объеме, что приводит к необходимости выделения определенного материала, который бы не только отражал в себе основные концептуальные позиции новой литературы, но и имел бы обоснованное образовательное значение
2 Философская и эстетическая программа постмодернизма является наиболее востребованной в культурном пространстве современного постиндустриального общества Важнейшая эстетическая функция постмодернизма заключается в том, что он стремится подвести итоги развития цивилизации и показать, в какой точке бытия человечество находится на данный момент Постмодернизм
открыл для русской литературы второй половины XX века новые горизонты, помог преодолеть творческий кризис Дальнейшее развитие ситуации постмодерна в отечественной литературе будет связано, как полагают некоторые ученые, с укреплением его позиций, в том числе и за счет объединения с художественной традицией реализма, поэтому изучение особенностей русской постмодернистской литературы в контексте школьного курса новейшей литературы может считаться обоснованным и методически оправданным
3 Образовательный и воспитательный потенциал художественных текстов Вен Ерофеева и В Пелевина заключается не только в том, что они отражают в себе наиболее значимые черты эстетики постмодернизма, но и в том, что продолжают разработку характерной для русской классической литературы проблемы положения человека в окружающем его мире, интерпретируя ее в русле жизненных ценностей нового времени
4 Апробированная система уроков и внеклассных занятий позволяет вывести преподавание на более высокий научный уровень и добиться значительной эффективности процесса обучения за счет решения следующих образовательных задач
о сформировать у учащихся представление о современном состоянии отечественной литературы и о дальнейших возможностях ее эволюции в рамках единого историко-литературного процесса, о выработать у школьников представление о постмодернизме как культурном феномене и ведущем художественном методе новейшей отечественной словесности, обеспечивающем взаимосвязь мирового и российского искусства,
о воспитать читателя, ориентирующегося в многообразии современных художественных текстов, способного оценивать их с эстетических и литературоведческих позиций, о разрешить противоречия между художественно-эстетическими запросами учащихся и существующими возможностями школы,
о вывести преподавание дисциплины на новый информационно-
технический уровень, о приблизить выпускников к реальной действительности Диссертационное исследование может быть продолжено в направлении углубления и внедрения предложенной системы изучения особенностей русской постмодернистской литературы в рамках школьного обучения
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора
1 Каленова И В Появилась новая литература // Народное образование 2005 №2 С 127-130
2 Каленова И В Модернизация литературного образования Пелевин и другие в школьной программе // Литература в школе 2005 № 2 С 46-48
3 Каленова И В Литература русского постмодернизма в выпускном классе // Аспирант и соискатель 2006 №3 С 8-10
4 Каленова И В Формирование системы жизненных ценностей старшеклассников в процессе изучения современной постмодернистской литературы // Менталитет, мировоззрение, credo в педагогике ненасилия — Ульяновск, 2007 —С 12-18
5 Каленова И В Качественные показатели восприятия учащимися новейшей литературы в контексте модернизации отечественной системы образования // Стратегия качества в промышленности и образовании — Ульяновск, 2007 -С 19-25
Подписано в печать 12 04 2007 Формат 60x84/16 Уел печ л 1,0 Тираж 100 экз Заказ
Отпечатано с оригинал-макета в типографии Ульяновского государственного университета 432970, г Ульяновск, ул Л Толстого, 42
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Калёнова, Ирина Владимировна, 2007 год
Введение.3—
I. Современная литература в общеобразовательных учебных заведениях
1. История обращения отечественной методики к проблеме школьного изучения современных художественных текстов.11—
2. Программно-методическое обеспечение курса новейшей литературы в общеобразовательных учебных заведениях.37—
II. Постмодернизм как художественный метод современного искусства
1. Постмодернизм в системе современного литературного процесса.54—
2. Творчество Вен. Ерофеева и Вик. Пелевина в контексте русского литературного постмодернизма.1А—
Ш.Изучение литературы русского постмодернизма в выпускном классе средней школы
1. Особенности восприятия учащимися текстов постмодернистской литературы по результатам констатирующего эксперимента).99—
2. Методическая модель школьного изучения понятия «литературный постмодернизм».117—
3. Система уроков и внеклассных занятий по изучению особенностей русской постмодернистской литературы в 11 классе (обучающий эксперимент).134—
4. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы.162—
Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование представления о постмодернизме как художественном методе в системе школьного курса современной литературы"
Актуальность темы исследования.
Главной задачей изучения литературы в школе, как отмечено в «Обязательном стандарте основного общего образования», является воспитание читателя, способного ориентироваться в многообразии литературы различных культурно-исторических эпох и оценивать тексты художественного словесного творчества с идейно-эстетических позиций.
Однако нужно признать, что современная практика школьного литературного образования, ориентированная главным образом на изучение русской классической литературы и оставляющая практически без внимания современный этап в развитии отечественной словесности, не способна в полном объеме реализовать эту важнейшую образовательную задачу. Поэтому можно говорить о значительном расхождении содержания школьной практики преподавания современной литературы с реальной литературной ситуацией последних лет. Наличие различных причин, как объективных (недостаточность методических материалов), так и субъективных (настороженное отношение учителей к новейшим художественным текстам), приводит к тому, что собственно современные художественные тексты на уроках литературы, как правило, не изучаются. Это, в свою очередь, создает самое серьезное противоречие, существующее в настоящее время в школьной практике преподавания дисциплины и заключающееся в том, что современные уроки литературы не всегда способны удовлетворить художественные запросы молодежи. Учащиеся старших классов в большинстве своем интересуются современной литературой, но не имеют возможности обсуждать интересующие их тексты на уроках.
Поиск путей сближения официальной образовательной практики и многообразного литературного материала, находящегося вследствие своей новизны за рамками официальных учебников и программ по литературе, является одним из важнейших направлений в развитии современной отечественной методической науки. Организация в общеобразовательных учреждениях изучения художественных текстов признанных современных писателей позволит, с одной стороны, сформировать у школьников представление о непрерывности и поступательном развитии отечественного литературного процесса, а с другой, откроет им мир современной прозы, научит ориентироваться в ней и оценивать ее с художественно-эстетических позиций, что особенно важно в литературной ситуации нашего времени, отличающейся значительным количеством низкокачественных литературных текстов. И поскольку одной из наиболее востребованных художественных систем в современном искусстве является постмодернизм, и именно с этим культурным явлением теоретики литературы М. Берг, И. Ильин, М. Липовецкий, Г. Нефагина, В. Халипов, М. Эпштейн связывают перспективы дальнейшего развития отечественного литературного процесса, то школьное освоение данного культурологического феномена в курсе современной литературы представляется важным и вполне оправданным.
Организация учебной работы с теоретико-литературным термином «постмодернизм» позволит выработать у выпускников представление о направлении эволюционного движения отечественной литературы, о взаимосвязи и взаимовлиянии мировой культуры и отечественной литературы.
Создание методической системы, способной решить наиболее сложные для сегодняшнего состояния методики образовательные задачи (сформировать у школьников представление о новейшем этапе литературного процесса и познакомить их с важным искусствоведческим понятием нашего времени), представляется исключительно значимым и актуальным.
Методология исследования.
Теоретико-литературоведческой базой исследования послужили работы таких исследователей, как Л. Фидлер, А. Мердок, Ч. Дженкс, Р. Барт, Ж.-Ф.Лиотар, М. Фуко; П. Басинский, О.Б. Вайнштейн, А. Генис, Б. Гройс, дернистский текст» как эстетического феномена в науке до конца не исследован. ^ Цель исследования - разработка и научное обоснование методики изучения постмодернизма как художественного метода современной литературы на уроках и во внеурочной работе в 11-ом классе средней школы.
Объект исследования - процесс изучения современной литературы в общеобразовательных учреждениях.
Предмет исследования - методические принципы организации изучения текстов постмодернистской литературы в выпускном классе.
Гипотеза исследования. Изучение русской постмодернистской литературы обогатит представление учащихся о современном этапе историко-литературного процесса при соблюдении следующих условий: о если при отборе авторов и произведений будут учитываться психологические и интеллектуальные возможности восприятия учащимися постмодернистских произведений, а также их читательские интересы; о если в ходе изучения терминологической базы постмодернизма будет использована методика постепенного формирования разных аспектов теоретико-литературного понятия; о если изучение литературы в аспекте художественного метода «постмодернизм» будет способствовать обнаружению интеграционных, преемственных связей между русской классической и современной литературой; г о если работа на уроках и внеклассных занятиях включается в единый процесс обучения на всех этапах изучения постмодернистской литературы; о если методика работы, предлагаемая учащимся, а также формы занятий могут стимулировать самостоятельную исследовательскую деятельность старшеклассников, вызывать к ней интерес.
Для достижения цели и проверки гипотезы были поставлены следующие исследовательские задачи;
1. Провести научный анализ теоретического и практического состояния проблемы изучения современной литературы в общеобразовательных учреждениях.
2. Разработать методическую модель изучения особенностей русского литературного постмодернизма в 11-ом классе.
3. Экспериментально проверить эффективность предложенной образователь-■ ной модели школьного освоения текстов постмодернистской литературы.
В диссертации использовались следующие методы исследования: метод теоретического изучения (анализ научной литературы, школьных программ, учебно-методических трудов); методы эмпирического исследования (наблюдение за учебным процессом, беседы с преподавателями, школьниками, студентами; проведение констатирующего и преобразующего экспериментов); метод статистического анализа (качественно-количественный анализ проведенных контрольных срезов).
Диссертационное исследование включало опытно-экспериментальную работу, которая проводилась в три этапа в течение 4-х лет:
2002-2003 гг. 1 (ориентировочно-поисковый) этап.
Цель этапа - определение актуальности, практической значимости проблемы, формирование гипотезы исследования, выделение этапов реализации разведывательного эксперимента в муниципальных образовательных учреждениях гимназии № 2, НОУ «Эврика» г. Самары, гимназии № 3, № 79, школы № 63, № 86 г. Ульяновска, в учреждении профессионального образования СГПУ.
2003-2005 гг. 2 (теоретико-поисковый) этап.
Цель этапа - разработка понятийного аппарата; проведение констатирующего и преобразующего экспериментов в гуманитарных и общеобразова тельных классах МОУ гимназии № 2, НОУ «Эврика» г. Самары, гимназии ' № 3, № 79, школы № 63, № 86 г. Ульяновска; апробация учебно-методической модели; формулирование итогов промежуточных этапов эксперимента.
2005-2006 гг. 3 (экспериментально-обобщающий) этап. Цель этапа -анализ полученных результатов исследования, проверка выдвинутой гипотезы, внедрение результатов исследования в педагогическую деятельность. Новизна исследования.
Вопрос о школьном изучении новейшей литературы поднимался на всех этапах развития методической науки. В результате многолетней работы ученых конца XIX — начала XX в. Ф.И. Буслаева, В.И. Водовозова, А.Д. Гала-хова, В .Я. Стоюнина, В.П. Острогорского, А.Н. Пыпина, М.А. Рыбниковой; современных методистов В.В.Агеносова, Л.С. Айзермана, К.Н. Анкудинова, ■ - Г.И. Беленького, Т.Е. Беньковской, Т.Г. Браже, С.П. Гриневой, И.С. Збарско-го, Г.Н. Ионина, Н.И. Кудряшова, М.Г. Качурина, В.Г. Маранцмана, Н.Д. Молдавской, Е.П. Мущенко, В.П. Полухиной, З.Я. Рез, Н.М. Свириной, Л.В. Тодорова, В.Ф. Чертова в отечественной методике был решен вопрос о соотношении в школьном курсе литературного образования классических и современных произведений, обоснованы общие принципы и этапы изучения современной литературы, открыты новые имена и произведения, гармонично вписывающиеся в общешкольный процесс литературного образования.
Однако на данный момент основная проблема преподавания новейшей литературы связана с тем, что словесник ощущает недостаток конкретных педагогических рекомендаций по организации деятельности учащихся в этом направлении. В связи с этим в диссертации
• теоретически обоснована и экспериментально проверена методика изучения литературы постмодернизма с учетом читательских интересов старшеклассников, а также их возрастных и интеллектуальных возможностей;
• определены возможности осуществления внутрипредметных связей при изучении особенностей постмодернистских текстов в 11-ом классе, что позволяет, с одной стороны, сформировать у учащихся представление о новом культурном явлении, а с другой, - способствует решению важнейшей образовательной задачи, стоящей перед любой научной дисциплиной, преподаваемой в выпускном классе, - помогает осуществить обобщение литературоведческого материала, усвоенного школьниками на предыдущих этапах обучения;
• доказана целесообразность тесной взаимосвязи классных и внеурочных занятий на всех этапах изучения особенностей постмодернизма как художественного метода, что позволяет комплексно решать важнейшие задачи литературного образования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем даны конкретные методические рекомендации по изучению текстов постмодернистской литературы в выпускном классе, разработаны соответствующие уроки и внеклассные занятия. Теоретические и практические результаты исследования могут быть внедрены в практику школьного преподавания словесности, могут быть использованы в качестве основы для создания школьного элективного курса по изучению современного литературного процесса, а также спецкурса по методике преподавания литературы в педагогических вузах.
Достоверность результатов исследования обеспечивается адекватностью исходных методологических положений, опорой на философские основания, психолого-педагогические подходы, а также использованием многоаспектной методики исследования.
Апробация материалов исследования проходила в общеобразовательных учебных заведениях г. Самары (гимназия № 2, НОУ «Эврика»), г. Ульяновска (гимназии № 3, № 79, школы № 63, № 86).
На защиту выносятся следующее положения:
4 Изучение художественных текстов русского постмодернизма в системе школьного курса современной литературы как способ приобщения старшеклассников к современной литературной ситуации. Произведения Вен. Ерофеева и Вик. Пелевина - перспективный материал для иллюстрирования особенностей постмодернизма как художественного метода и установления интертекстуальных связей между русской классической литературой и новейшими текстами через анализ общих для них тем, образов и мотивов.
4 Методическая модель изучения особенностей русского литературного постмодернизма в 11 классе, реализация в предложенной системе уроков значимых для старшей школы образовательных принципов.
4 Единый процесс взаимосвязи классной и внеурочной работы при изучении понятия «постмодернизм» как оптимальный способ организации процесса обучения в 11-ом классе в условиях современного литературного образования.
Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 245 наименований.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
Выводы по II главе
1. Содержание научных работ, посвященных новейшей литературе, свидетельствует о всевозрастающей роли постмодернизма в контексте общероссийского литературного процесса. М. Берг, В. Курицын, И. Скоропанова, В. Руднев и другие исследователи связывают перспективы дальнейшего развития мирового литературного процесса именно с творческим методом постмодернизма, так как данное культурное явление, с одной стороны, наиболее оперативно реагирует на культурные запросы нового постиндустриального общества, а с другой стороны, в силу некоторых особенностей своей эстетической программы, сохраняет тесную связь с художественной традицией предшествующих эпох.
2. Особое место в отечественной постмодернистской литературе занимают поэма Венедикта Ерофеева «Москва - Петушки» и повесть Виктора Пелевина «Желтая стрела». Изучение в школе художественных особенностей данных произведений позволит решить следующие задачи:
• познакомить учащихся с наиболее значимыми, признанными и авторитетными произведениями русского постмодернизма разных лет;
• продемонстрировать возможности постмодернизма как творческого метода в разных жанровых формах;
• выявить черты сходства в идейной стороне произведений, а также черты различия в авторских подходах к интерпретации общей для данных художественных текстов смысловой метафоре. Сделать вывод об эволюции общественного мировосприятия людей 90-х годов по сравнению с поколением 70-х;
• обнаружить тематическую связь произведений с традициями русской классической литературы.
III. Изучение литературы русского постмодернизма в выпускном классе средней школы
1. Особенности восприятия учащимися текстов постмодернистской литературы (порезультатам констатирующего эксперимента)
Стратегический план исследования, составляющий основу констатирующего эксперимента, состоял из трех этапов:
1. Сбор данных о существующей образовательной практике изучения современной литературы в общеобразовательных учреждениях.
2. Исследование читательских интересов старшеклассников путем мониторинга с целью определения уровня их представления о современном состоянии отечественной литературы, выявления степени и качества эмоционального, эстетического и литературоведческого отклика школьников на произведения постмодернистской литературы.
3. Организация индивидуальной исследовательской работы учащихся с постмодернистским текстом для выявления возможностей школьников в самостоятельной интерпретации соответствующей литературы, позволяющих судить о психологической и научной подготовленности старшеклассников к восприятию нового литературоведческого материала.
На первом этапе исследовательской работы было проведено анкетирование среди учителей-словесников г. Ульяновска (опрошено 50 человек), проанализированы записи в журналах и документы о прохождении программы за десять лет с 1996 по 2006 годы. В ходе опроса педагогам предлагались вопросы, касающиеся того, каких современных авторов и какие произведения необходимо изучать в школе, какие виды анализа новейших текстов должны доминировать в образовательной деятельности.
В результате анализа полученных данных диссертантом было выделено три подхода к изучению новейшей литературы в выпускном классе, сложившиеся в современной практике школьного преподавания:
• произведения современной литературы изучаются систематически на уроках внеклассного чтения и на факультативных занятиях (10% опрошенных учителей);
• современная литература изучается только в конце 11-го класса по особому тематическому признаку - «Литература конца XX - начала XXI века» (40%);
• произведения новейшей литературы изучаются от случая к случаю (вне системы), если остается свободное урочное время (50%).
Анализ собранных материалов свидетельствует о том, что на протяжении указанного хронологического отрезка в ряде школ Ульяновска и Самары содержание курса современной литературы представляло собой набор одних и тех же авторов и произведений. Доминируют в рамках школьного курса имена тех писателей, чье творчество можно рассматривать при изучении литературного процесса 70-80-х годов (таблица 1).
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Калёнова, Ирина Владимировна, Самара
1. Вен. Ерофеев «Москва — Петушки» (гл. «Есино Фрязево»);
2. Курицын В. Постмодернизм: новая первобытная культура (Новый мир, 1992, №2);
3. Сообщение ученика по статье В. Курицына, анализ живописных полотен, решение познавательных задач, исполнительское чтение,интерпретацион ный анализ текстового фрагмента,конспектирова ние лекции
4. Ильин И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. — М., 1998.
5. Ильин И. П. Словарь терминов. -М., 2001.
6. Курицын В. Книга о постмодерниз ме. Екатеринбург, 1992.
7. Л. Петрушевская в храм», сообщение по теме: М., 2000.
8. Мужская зона»; концептуа «Изменение общест-
9. Курицын В. Недер- лизм, «Русь», венно-культурной Эпштейнжание имиджа жизни в России в пе- М. Постмо
10. Вестник нов. ли- нарративный песня риод оттепели», дернизм втературы, 1994, постмодер Б. Гребенщи- идейно-тематический России: ли7.; низм, кова «Поезд в анализ фрагментов ху- тература и
11. Вен. Ерофеева «Моск- Н. Гоголь «Шинель», ные графические ное чтение, Знамя, 1992,ва Петушки») А. Пушкин «Станци- авторская маска, пародия, образы» анализ эпизода, сопоставитель №8.онный смотритель», Обложки двух ный анализ лите- Курицын В.
12. Евгений Онегин», авторская ирония альбомов: пластинка группы ратурных произведений. Мы поедем с тобой на «А»
13. Н. Некрасов «Кому Beatles «Sgt. и на «Ю»на Руси жить хоро- Pepper's Lonely («Москва шо». Hearts Club Band и пародийный альбом американского музыканта Фрэнка Заппы. Петушки» Вен. Ерофеева) // Нов. лит. обозрение, 1992, № 1.
14. Постмодернистская Вик. Пелевин постмодернистская живописные по- интерпретацион Некрасов Е. Рекартина мира в по- «Желтая стрела», картина мира лотна А. Федо- ный анализ худо- цензия на сборвести «Затворник и сеева жественного тек- ник В. Пелевина
15. Вик. Пелевина Шестипалый», «Наш мир», ста, «Синий фонарь»
16. Желтая стрела» Н. Гумилев «Заблудившийся трамвай», «Одиночество» Обложка книги решение познавательных задач,со-поставитель // Октябрь. -1993.-№5.
17. В. Шефнер В.Пелевина ный анализ лите- Ермолин Е.
18. Как в поезде, "Generation "П" ратурных текстов. Варварская лиживешь ты в до- (логотипы Coca- ра. Виктор Пеме», Cola и Pepsi: два левин как знак и
19. Н. Рубцов «По- конкурента сли- знамение. //езд», ваются в знаке Континент.
20. Ю. Кузнецов «От- гармонии, 1999.цепленный в середине порт- № 101.вагон». рет Че Гевары в берете с логотипом фирмы Nike)
21. Принцип активного осуществления внутрипредметных связей в процессе изучения художественных текстов русского постмодернизма имеет литературоведческие и методические предпосылки.
22. Далее мы остановимся на взаимодействии классной и внеурочной работы, заключенных нами в единый процесс. Эту взаимосвязь наглядно можно увидеть на рис. 1 «Взаимосвязь классной и внеурочной работы в процессе изучения понятия « литературный постмодернизм».
23. Рис. 1. Взаимосвязь классной и внеурочной работы при изучениипонятия «литературный постмодернизм»--—^^
24. Совместное вхождение в тему, обсуждение раздела, долгосрочных заданий, видов работы, форм контроля и обобщения
25. Постмодернизм как способ творческого поведения в современном культурном пространстве (лекция с элементами беседы).
26. История становления и развития русского литературного постмодернизма (основные концепции и имена) (семинар).
27. Интерактивная экскурсия «ПОСТоянные лица ПОСТмодернистской литературы»
28. Особенности постмодернистского типа литературного героя (по поэме Вен. Ерофеева «Москва Петушки»)урок исследование)
29. Постмодернистская картина мира в повести Вик. Пелевина «Желтая стрела»урок исследование)творческая группаэкспертная группа1. Читательская конференцияаналитическая группа
30. Постмодернизм культурное состояние цивилизации нового тысячелетия (урок - конференция)
31. Сочетание классной внеурочной работы предполагает их тесную взаимосвязь, взаимопроникновение, разнообразие форм работы, пронизанных едиными принципами.
32. Разработанное нами единство классной и внеурочной работы определят следующие пути такой связи:
33. Противоположная связь: внеурочная работа берет свое начало на уроке и представляет логическое ее продолжение. Урок определяет содержание и выбор форм внеклассной работы.
34. Оптимальность такой взаимосвязи мы видим в направленности литературного образования на формирование читательской культуры, интереса школьников к современной прозе, учете возрастных особенностей читательского восприятия.
35. В обосновании предлагаемой методики изучения постмодернистской литературы считаем важным вопрос об основных методах и приемах школьного изучения соответствующих текстов.
36. Каждый урок в разработанной нами методической системе по изучению литературы постмодернизма имеет перспективу для применения исследовательского метода.
37. Однако эмоционально-образные уроки, в силу своей специфики, должны разумно сочетаться в учебном процессе с другими видами и формами урока, давая ученикам всестороннее литературное развитие. Этот факт также учтен в нашей методической системе.
38. Система уроков и внеклассных занятий по изучению особенностейрусского литературного постмодернизма (преобразующий эксперимент).. . - '
39. Накопление фактов и характеристик литературного явления;
40. Общее представление о признаках этого явления;3. Определение понятия;
41. Закрепление существенных признаков понятия или его определения;
42. Применение понятия при анализе конкретного литературного явления;
43. Дальнейшее развитие понятия, обогащение его новыми признаками.
44. После проведения такой внеклассной работы дальнейшая деятельность школьников отличалась повышенным вниманием, заинтересованностью, желанием включиться в деятельность класса, группы, команды на первых же шагах изучения темы.
45. Далее этап подготовки учащихся к восприятию нового материала продолжается непосредственно на первом (вводном) уроке, тема которого «Постмодернизм как способ творческого поведения в современном культурном пространстве».
46. Предмет Что этот предмет символизирует Характеристика современной постмодернистской культуры
47. Сотовый телефон информация текст
48. Интернет новая реальность постмодернистское текстовое многомирие
49. Реклама удобная жизнь: решение бытовых проблем культура для потребителя
50. Современная пресса и т.д. • фрагментальность и неопределенность: отрывки песен, фраз, короткие заголовки статей, реклама "мир коллажа "
51. Кроме того, такая организация работы по вхождению в новую тему способствует обнаружению связей между внеурочными и классными занятиями, являющихся принципиальными для разработанной нами методической системы.
52. Третьим этапом в формировании литературоведческого понятия «постмодернизм» на вводном уроке стал анализ эпиграфа к уроку:
53. Можете ли вы сформулировать тему (о чем текст) и идею (что автор хотел сказать) данного фрагмента?
54. Это сложно сделать: кажется, что текст ни о чем, а идея, если говорить о литературоведческом понятии, и вовсе отсутствует).
55. Сравните содержание данной главы с содержанием классического произведения. Что общего можете выделить?
56. Эта глава об известных деятелях литературы и музыки. Данная тема получила широкое распространение в русской литературе).
57. С какой целью автор обращается в тексте к образам известных людей?
58. Он пытается по-новому интерпретировать определенные моменты их творчества и биографии).
59. Обратите внимание на характер цитирования, в чем его особенность?
60. Ерофеев часто сознательно изменяет цитаты).
61. Какого эффекта добивается автор, изменяя цитируемый текст?
62. Как прием иронии проявляется в главе на уровне содержания?
63. Приведите пример такого сращения «высокого» и «низкого» на уровне лексического состава предложения.
64. Что можно сказать о языке постмодернистского текста, опираясь на текст данной главы?
65. Часто нарушаются нормы литературного языка, используется сниженная лексика).и Почему автор отступает от норм литературного языка?
66. Это тоже своего рода протест. Постмодернисты протестуют против литературного языка, потому что он также канонизирован предшествующей культурой. Этот «мертвый» язык они стремятся заменить «живым» разговорным языком).
67. На этапе обобщения полученного материала учащиеся вспоминают основные опознавательные знаки постмодернистского текста и оформляют соответствующие записи в тетрадях.
68. Культура модернизма Культура постмодернизма
69. Возникла под влиянием идеалистических направлений в философии Возникла как реакция на модернизм
70. Культура для избранных Культура для потребителя
71. В основе высоконравственные идеалы В основе нет глобальных идей и тем
72. Степень открытости: «кто достоин -тот постигнет» Степень открытости: подстраивается под интересы каждого индивида
73. Специфика подхода к освещению обзорных тем.
74. Структура семинарского занятия, включающая в себя различные виды обзоров, отражена в схеме 2.
75. Схема 2. Структура семинарского занятия по теме: «История становления и развития русского литературного постмодернизма (основные концепции и имена)»1.этап семинарского занятия1. этап семинарского занятия
76. Обзорное изучение особенностей русского литературного постмодернизма было продолжено нами на внеклассном занятии, организованном по теме «ПОСТоянные лица ПОСТмодернистской литературы» и проходившем в форме интерактивной экскурсии.
77. В ходе организованной нами интерактивной экскурсии учащимися были посещены сайты творчества таких писателей, как Вик. Пелевин, Вик. Ерофеев, Л. Петрушевская, Т. Толстая, В. Сорокин.
78. Приемы монографического изучения текстов русского постмодернизма.
79. Помимо выделения общих черт между Акакием Акакиевичем и Венеч-кой, свидетельствующих о принадлежности героя ерофеевской поэмы к категории «маленьких людей», учитель предложил школьникам найти и различия между героями:
80. Как воспринимает каждый из героев свое существование в качестве «маленького человека»?
81. Положение Башмачникова в окружающем его мире трагично. Положение же Венечки в мире, напротив, лишено трагичности: свое собственное существование в качестве «маленького человека» он подвергает осмеянию).
82. Над какими аспектами своей жизни герой иронизирует? (Над собственной личностью:
83. Он (младенец) знает букву «ю» и за это ждет от меня орехов. Кому из вас в три года была знакома буква «ю»? Никому; вы и теперь-то ее толком не знаете. А вот он -знает, и никакой за это награды не ждет, кроме стакана орехов» (гл. «Реутово Никольское»).
84. Каковы отношения Башмачникова и Венечки с окружающим миром и какова их реакция на этот мир?
85. Тема «пьянства героя» в качестве его реакции на несправедливость, царящую в мире, распространена в русской литературе. Сравните в этом отношении «маленького человека» Пушкинаиз «Станционного смотрителя» и Венечку.
86. Над какими сторонами общественной жизни Венечка иронизирует? Почему?
87. На следующем этапе урока сопоставительному анализу подвергаются образ Венечки и образы правдоискателей из поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»:
88. Что общего у этих образов и в чем их отличие друг от друга?
89. С какой целью автор помещает в текст Венечкины размышления о «низких предметах» человеческого существования?
90. Автор тем самым хочет увести читателя от «глобальных вопросов современности», повернуть его к простому человеку с его маленькой, но тоже значимой жизнью: «А сколько неизвестности таят в себе сферы человеческой жизни!» гл. «Купавна 33 километр»).
91. Выводы: Таким образом, Венечка может бьггь отнесен нами к категории героев-правдоискателей с той лишь оговоркой, что «правду ищет» он в сфере жизни и интересов того самого конкретного «маленького» человека.
92. Сопоставьте ситуацию, в которой оказался Венечка с положением Евгения Онегина в деревне. Что общего можно выделить?
93. Что происходит с Венечкой к концу анализируемого нами фрагмента, изменяется ли как-то его состояние?
94. По результатам проделанной работы у старшеклассников формируется представление о специфических особенностях постмодернистского типа литературного героя.
95. Анализ текста повести «Желтая стрела» строился с опорой на ключевые эпизоды произведения, алгоритм работы с которыми представлен на схеме 2.
96. Схема 2. Структура работы с текстом повести В. Пелевина
97. Желтая стрела» Беседа по содержанию текста1. Анализ фрагментов текста
98. Описание одного утра из жизни Андрея» «Диалог Андрея с проводником в ресторане»
99. Размышление Андрея о солнечных лучах» «Диалог Андрея с Ханом»1. Обобщения по анкету
100. Особенности «железнодорожной» философии
101. Мировоззренческая позиция героев
102. Выводы по философскому содержанию повести
103. Существующая картина мира (по Пелевину)
104. Новая картина мира, предложенная постмодернизмомколлек \ «про1.тивное \ странство1 сознание С \ / всеобщейжизни исмерти»ное соз8 нание
105. На первом этапе работы над новым материалом была проведена беседа по содержанию повести Виктора Пелевина «Желтая стрела».
106. Что такое «Желтая стрела»?
107. Желтая стрела» поезд, в котором разворачиваются события повести).
108. Чем этот поезд необычен, что отличает его от обычного железнодорожного средства передвижения?
109. Желтая стрела» это не просто поезд, это уменьшенная картина мира, объединяющая в себе множество государств и народов. События же повести разворачиваются в российском блоке поезда).
110. Учитель просит учащихся доказать, что повествование в произведении касается конкретных реалий российской жизни и что время событийное может быть здесь соотнесено со временем историческим.
111. Выводы: Таким образом, автор текста сознательно проводит параллель между реальной российской действительностью и пространством «Желтой стрелы».
112. Каково самоощущение человека в жизни, построенной по законам «железнодорожной морали»?
113. Железнодорожные» законы бытия вторгаются в судьбу всякого человека, находящегося в пространстве поезда, и заставляют его подчиниться себе, принять эти законы как единственно возможный вариант бытия вообще).
114. Докажите, что «железнодорожная жизнь» довлеет над человеком, навязывает ему правильные мысли, подчиняет себе.
115. В качестве примера можно проанализировать описание очередного утра из жизни Андрея:
116. Учитель предлагает проанализировать описание буклета, который был подарен проводником Андрею, и определить, существует ли связь между картинкой, украшающей буклет, и самой железнодорожной философией.
117. Особое значение в контексте повести играет желтый цвет. Учитель просит учащихся определить роль данного цвета в утверждении философии жизни «Желтой стрелы».
118. После знакомства с Ханом у Андрея появляется цель в жизни: «Я хочу сойти с этого поезда живым». Что означает эта фраза?
119. Андрей начинает поиск такого способа существования, который бы помог ему избежать «разрушенного моста»).
120. Почему в конце повести Андрею все же удается покинуть поезд?
121. Андрей отказывается от той картины мира, которая была навязана ему и создает свой собственный мир).
122. Как Андрей приходит к собственной системе мироздания?
123. Какие идеи из посланий заимствуются Андреем и становятся основой его собственной картины мира?
124. Есть только сознание. Нет никакой Индии, никакого поезда, никакого окна. Есть только сознание, а все остальное, в том числе и мы сами, существует только постольку, поскольку попадает в его сферу»).
125. На завершающем этапе урока учитель просит школьников самостоятельно интерпретировать фрагмент текста, использованный в качестве эпиграфа к уроку:
126. А есть ли что-нибудь другое, кроме нашего поезда, или нет, совершенно не важно. Важно то, что можно жить так, как будто это другое есть. Как будто с поезда действительно можно сойти».
127. Монографическое изучение художественных текстов постмодернизма было продолжено на внеклассном мероприятии читательской конференции, проведению которой сопутствовала предварительная подготовка, включившая в себя следующие этапы:
128. Подбор художественного текста, выносимого на обсуждение.
129. Распределение функций между участниками мероприятия.
130. Таким образом, апробированная в ходе обучающего эксперимента система уроков реализует основные принципы, предложенной нами методической системы изучения особенностей русского литературного постмодерна.
131. Принцип органического сочетания классной и внеклассной работы прослеживается на всех ступенях образовательного процесса и реализуется во время изучения вводной, обзорной и монографической тем.
132. Принцип развития самостоятельности учащихся за счет активного их участия в творческо-поисковой деятельности определил формы разработанных нами уроков и особенности подходов к подаче нового материала.
133. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
134. В ходе эксперимента результативность образовательного процесса оценивалась на основе данных, полученных в процессе:
135. Анализа работ промежуточного и итогового контроля, использованного при изучении темы «Русский литературный постмодернизм»;
136. Сопоставления данных, полученных в ходе самостоятельной работы с текстами постмодернистской литературы представителей экспертной и контрольной групп;
137. Проведения анкетирования учащихся с целью выявления уровня эмоционального восприятия предложенного им образовательного материала, а также самих уроков и внеклассных занятий.
138. Основные формы промежуточного и итогового контроля, использованные нами в ходе проведения эксперимента, отражены в схеме 3.
139. Схема 3. Формы контроля ЗУН, использованные при изучении темы «Русский литературный постмодернизм»
140. Использованные при изучении темы «Русский литературный постмодернизм» формы контроля позволили на всех этапах обучения отслеживать степень и качество усвоения учащимися необходимых ЗУН.
141. О степени самостоятельности учащихся в интерпретации соответствующей литературы можно было судить по результатам читательской конференции.
142. Осуществленный сбор информации помог объективно оценить результативность преподавания и на основании имеющихся данных позволил вовремя скорректировать сам образовательный процесс.
143. Данные факты убеждают в том, что на втором этапе обучения учащимися был освоен следующий уровень в овладении знаниями, предполагающий продуктивные действия по применению полученной информации в процессе самостоятельной деятельности.
144. Ш выход за пределы литературы в сферу эстетики и философии
145. В объединение в контексте произведения языка массовой и элитарной литературыспецифика предмета художественного изображениядругие особенности текста
146. Рис. 5. Возможности учащихся в самостоятельном выявлении специфических черт постмодернистской литературы.
147. Анализ контрольных работ учащихся 11-ых классов показал, что школьники, посетившие экспериментальные уроки по литературе русского постмодернизма, справились с предложенной им работой в среднем на 70%.
148. Показалось ли Вам культурное явление постмодернизм интересным. Ответ поясните.
149. Какое произведение русского постмодернизма Вам особенно запомнилось, почему?
150. Будете ли вы теперь интересоваться современной литературой, и возникло ли у Вас желание самостоятельно читать художественные произведения новейших авторов?
151. Какой из посещенных уроков или внеклассных занятий Вам запомнился (понравился). Ответ поясните.
152. Была ли Вам дана возможность самореализоваться на уроках по изучению литературы постмодернизма? Оцените степень своего участия в проведенных классных и внеклассных мероприятиях.
153. Какие у Вас были сложности при подготовке к занятиям, с какими проблемами образовательного и эмоционального характера Вы столкнулись на самих уроках?
154. Анализируя ответы старшеклассников на первый вопрос анкеты, диссертант отметил парадоксальную ситуацию: очень часто то, что привлекло в постмодернизме одних учащихся, отталкивало от данного явления других.
155. Результаты ответов учащихся на данный вопрос свидетельствуют об их интересе к нестандартным формам урока, которые, как известно, не очень часто используются учителями в выпускном классе.
156. Сформировать у учащихся научное представление о постмодернизме как важнейшем художественном методе современного искусства, познакомить их с теорией и практикой русского литературного постмодерна;
157. Обучить школьников методике анализа художественных текстов постмодернистской литературы, выработать у них практические подходы к интерпретации соответствующей литературы;
158. Способствовать формированию у учащихся интереса к современной российской прозе.
159. В результате обучающего эксперимента существенно изменилось процентное соотношение между группами учащихся, отличающихся степенью освоения современной литературы (таблица 4).