автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование творческой активности студентов художественно-графических факультетов в процессе занятий национальной вышивкой карачаевцев и балкарцев
- Автор научной работы
- Батчаева, Зумат Сулеймановна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2005
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Батчаева, Зумат Сулеймановна, 2005 год
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ.
1.1. Психологические особенности формирования деятельной активности личности
1.2. Методические аспекты современных педагогических технологи.
1.3. Народное декоративно-прикладное искусство карачаевцев и балкарцев
1.4.Технология карачаево-балкарской вышивки
ВЫВОДЫ
ГЛАВА И. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАНЯТИЙ ДПИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ
2.1. Качественные показатели и уровни сформированное™ 97 интеллектуально творческой активности студентов
2.2. Методика использования проблемных задач для формирования творческой активности студентов художественно-графических факультетов в процессе занятий вышивкой карачаевцев и балкарцев
2.3. Результаты формирующего эксперимента
ВЫВОДЫ
Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование творческой активности студентов художественно-графических факультетов в процессе занятий национальной вышивкой карачаевцев и балкарцев"
Проблема исследования и ее актуальность.
Общественно-политические изменения, произошедшие за последние годы в нашей стране, выдвинули новые требования к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Сегодня обществу необходимы творческие силы, соответствующие изменившимся условиям жизни. Поэтому для формирующейся личности особую важность приобретают: готовность к продуктивной творческой деятельности; социальная адаптация; способность легко ориентироваться в решении творческих задач; национальное самосознание. Именно эти качества необходимо формировать в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения. Поэтому активизация внимания к национальным традициям в культуре и в искусстве, использование их в процессе формирования творческой активности приобретает особую актуальность.
В настоящее время изучение традиций, культуры и искусства всех народов Российской Федерации, в том числе культурного наследия и исторического прошлого народов Северного Кавказа вызывает особый интерес. Достаточно весомое место в этом наследии занимает декоративно-прикладное искусство карачаевцев и балкарцев, вышивка как его составная часть. В наши дни важно возродить и сохранить лучшие традиции вышивки карачаевцев и балкарцев. Изучение, развитие и совершенствование этого искусства — одна из актуальных задач современного общества.
Народное декоративно-прикладное искусство и в нынешних условиях приумножает свою эстетическую и художественную ценность, неувядаемое очарование и притягательность, способствует воспитанию национального самосознания, гордости за свой народ. Оно - одна из важнейших областей современной культуры, т.к. участвует в создании окружающей среды, в оформлении любого процесса жизнедеятельности человека. Возрождение народных ремесел и народного творчества - путь к изучению истории, культуры, образа жизни, эстетических идеалов народа, практическому его освоению и развитию. Будущие учителя изобразительного искусства - выпускники художественно-графического факультета - могут и должны стать хранителями лучших традиций народного декоративно-прикладного искусства, носителями всего прекрасного в нем, пропагандистами его в жизни и искусстве.
Изучением народного декоративно-прикладного искусства, его места и роли в процессе формирования личности занимались С.М. Гаджимуратов, Е.С. Булатова, М.К Даутов, М. А. Ершова, А. М. Кадыров, В. В. Корешков, Е.Н.Студенецкая, Р.Х. Тебуев и др.
Важное значение в рассмотрении проблемы комплексного развития личности, ее творческой активности для данного исследования имели работы А. Д. Алехина, Г.В. Беда, Н. С. Боголюбова, Е. С. Громова, Е. И. Игнатьева, Н. Н. Ростовцева, А. С. Хворостова, Е. В. Шорохова, Т. Я. Шпикаловой, А.П. Яшухина и других.
Вопросы педагогической, общей и возрастной психологии освещены в трудах Н. С. Боголюбова, JI. С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, В.А. Крутецкого, В.С Кузина, Н.В. Кузьминой, А.Н. Леонте-ва, Р. С. Немова, А. В. Петровского, JI. В. Занкова, Д.Б. Эльконина и др.
Каждое изделие народного искусства - это своеобразный памятник духовной жизни народа на протяжении столетий, это корни, которыми питается и сегодняшняя наша культура, искусство.
Национальная вышивка карачаевцев и балкарцев является составной частью декоративно-прикладного искусства и рассматривается нами как средство формирования творческой активности студентов.
Исследование формирования творческой активности студентов художественно-графических факультетов актуально в плане необходимости изучения, освоения вышивки, возрождением и сохранением лучших традиций народного творчества, развитием и совершенствованием прикладных ремесел, сохранения лучших традиций народного декоративно-прикладного искусства, возрождение народных ремесел и народного творчества, изучению истории, культуры, образа жизни, эстетических идеалов народа, продуктивности этого процесса с изучением самореализации и формировании личности в труде, познании и общении актуально изучение возможностей, которые представляет для этого сфера вышивки.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена тем, не достаточно исчерпывающих исследований формирования творческой активности студентов на занятиях декоративно-прикладным искусством. В связи с этим, проблема исследования состоит в поиске эффективных способов обучения, форм организации занятий по национальной вышивке, с целью наиболее полной реализации творческой активности студентов художественно - графического факультета.
Целью исследования является научное обоснование, практическая разработка и экспериментальная проверка системы дидактических средств, форм и методов формирования творческой активности студентов в процессе занятий национальной вышивкой карачаевцев и балкарцев.
Объектом исследования выступает творческая учебная деятельность студентов художественно-графического факультета.
Предметом исследования является формирование творческой активности студентов в процессе занятий вышивкой национальной карачаевцев и балкарцев.
Гипотеза исследования. Формированию творческой активности студентов в процессе занятий национальной вышивкой карачаевцев и балкарцев может быть эффективной, если:
- учесть психологических особенности личности и индивидуальных возможностей студентов на занятиях национальной вышивкой карачаевцев и балкарцев;
- формировать творческую активность студентов через технологии проблемной лекции, диспута, занятия-путешествия, технология семинарского занятия, технология личностно-ориентированного урока обучения.
- вести неразрывную связь теоретического обучения с конкретной практической деятельностью учащихся;
- самостоятельное творческое освоение процесса национальной вышивки, базируемое на национальных традициях.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были выдвинуты следующие задачи:
- на основе анализа психолого-педагогической литературы установить состояние изученности проблемы, раскрыть сущность понятия «творческая активность» и осмыслить понятийно-категориальное поле исследования;
- выявить характерные особенности и потенциальные возможности декоративно-прикладного искусства как средства формирования творческой активности студентов на занятия национальной вышивкой карачаевцев и балкарцев;
- определить критерии и уровни сформированности творческой активности студентов в процессе занятий национальной вышивкой карачаевцев и балкарцев;
-разработать экспериментальную программу занятий, адаптированную на различные системы обучения;
- разработать, апробировать и исследовать эффективность включения элементов национальной вышивки карачаевцев и балкарцев в процесс обучения для развития и формирования творческой активности студентов.
Для выполнения конкретных задач на разных этапах опытно-экспериментальной работы использовались различные методы исследования:
- изучение, анализ и обобщение научно-методической литературы по теме данного исследования;
- анализ существующих учебных программ для учебных заведений, как основного, так и дополнительного образования;
- наблюдение за познавательной и творческой деятельностью студентов на занятиях национальной вышивкой карачаевцев и балкарцев;
- проведение экспериментальной проверки по предлагаемым формам, методам и приемам обучения с целью проверки эффективности разработанных новаций;
- анализ и проверка полученных результатов.
Научная новизна исследования:
- выявлены возможности национальной вышивки как средства формирования творческой активности студентов художественно-графического факультета;
- применяется, теоретически обоснованная, научно-разработанная методическая система для формирования творческой активности студентов художественно-графического факультета в процессе занятий национальной вышивкой карачаевцев и балкарцев.
- определена образовательная, воспитательная и формирующая роль декоративной деятельности студентов в процессе формирования творческой активности студентов на примере национальной вышивки карачаевцев и балкарцев, ее влияние на формирование их личностных качеств.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
- уточнены основные компоненты творческой активности студентов;
- разработаны структура, содержание, формы и методы организации занятий по национальной вышивке карачаевцев и балкарцев с учетом психолого-педагогических особенностей студентов;
- определены критерии эффективности формирования творческой активности студентов художественно-графического факультета посредством использования национальной вышивки карачаевцев и балкарцев.
Практическая значимость определяется тем, что:
- разработанная программа по курсу «Золотое шитье» может быть использована как для профессиональной подготовки специалистов данного профиля, так и для системы дополнительного образования, направленной на формирование творческой активности личности;
- разработаны и внедрены этнорегиональные технологии обучения экспериментально подтвердить эффективность педагогических технологии, проблемного обучения в процессе занятий национальной вышивкой карачаевцев и балкарцев, обеспечивающих создание условий для формирования творческой активности студентов в учебной деятельности.
- карачаево-балкарская национальная вышивка адаптирована технически и может быть использована в практической работе студентов художественно-графического факультета.
База исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе 35 курсов художественно-графического факультета. Всего исследованием на констатирующем и формирующем этапе эксперимента было охвачено 120 студентов художественно-графического факультета Карачаево-Черкесского государственного университета.
Экспериментальное исследование проводилось в три этапа в период 2000-2004 гг.
На первом этапе исследования (2000-2001 гг.) изучалась специальная литература по национальной вышивке карачаевцев и балкарцев, с точки зрения истории развития, форм существования, технологий вышивки. Разрабатывалась методика опытно-экспериментальной работы, в ходе которой формулировались вопросы анкет, бесед со студентами, проводилось тестирование.
На втором — опытно-экспериментальном этапе (2002-2003 гг.) основное место занял эксперимент, который проводился на базе 3-5 курсов художественно-графического факультета Карачаево-Черкесского государственного университета. В его процессе проверялась гипотеза, выявлялась эффективность использования элементов национальной вышивки карачаевцев и балкарцев в процессе развития и формирования творческой активности студентов художественно-графического факультета.
На третьем, заключительном этапе (2003-2004 гг.) проводился анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, обработка полученных результатов, разрабатывались методические рекомендации по исследуемой проблеме; оформлялись материалы диссертационного исследования.
Достоверность и обоснованность полученных результатов, выводов и рекомендаций обеспечивается применением комплекса методов адекватных предмету, цели, и задачам исследования; всесторонним изучением проблемы, репрезентативностью выборки; внедрением в практику рекомендации и их положительной оценкой студентами и преподавателями; сочетанием количественного и качественного анализа экспериментальных данных.
Апробация результатов диссертационного исследования.
Основные результаты и выводы исследования докладывались на заседаниях кафедры методик преподавания художественно-графических дисциплин Карачаево-Черкесского государственного университета, а также в материалах всероссийской научно-практической конференции (сентябрь, 2001), «Художественно-педагогическое образование: содержание, проблемы, перспективы» (- Ростов-на-Дону, 2001), на ежегодных научных конференциях преподавателей и аспирантов КЧГУ «Алиевские чтения» (- Карачаевск, 2001, 2002 гг.), в содержании программы дисциплины специализации «Золотое шитье» (- Карачаевск - 2002).
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Творческая активность - совокупность возможностей и способностей человека нестандартно решать те или иные задачи теории и практики, включающая в себя природные задатки, состояние здоровья, работоспособность, избирательный интерес к деятельнрсти, увлеченность делом, нестандартность мышления, способность к самосовершенствованию и возникающие в результате взаимодействия этих элементов одаренность, талантливость;
2. Занятия по карачаево-балкарской вышивке с использованием проблемных методов обучения и включение в учебный процесс разнообразных видов самостоятельных работ, при соблюдении определенных методических рекомендаций являются эффективным средством формирования творческой активности студентов художественно-графических факультета.
Структура диссертации определялась логикой исследования, поставленными задачами. Она включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложение. Общий объем работы составляет 149 страниц машинописного текста, включающего 13 рисунков , 4 таблиц, 7 диаграмм таблиц. Список литературы включает 128 работ отечественных и зарубежных авторов.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
142 ВЫВОДЫ
Анализ результатов собеседований, проведенных со студентами художественно-графического факультета, руководителями кружков прикладного искусства и учителями школ, выявил необходимость активизации творческой деятельности студентов художественно-графического факультета на основе широкого внедрения в педагогическую практику проблемного метода обучения и различных видов самостоятельных работ, используемых на занятиях по национальной вышивке карачаевцев и балкарцев.
Были определены уровни развития профессиональных умений и навыков, которые позволили определить возможности применения полученных ими знаний для решения креативных задач. Нами были выделены три уровня творческой активности: низкий (репродуктивно-подражательная активность), средний (поисково-исполнительская активность) и высокий (творческая активность). Уровень творческой активности оценивался по четырем показателям в баллах: композиция (1. 2, 3); использование элементов национальной вышивки (1,2, 3); аккуратность (1, 2, 3); цветовая гармония (1. 2. 3).
Содержание критериев на начальном, промежуточном и конечном этапе эксперимента было различным, т. к. задания усложнялись по мере овладения студентами знаниями, умениями и навыками.
Результаты начального среза показали, что к занятиям по национальной вышивке приступают студенты в основном с низким и средним уровнем творческой активности. В процессе проведения обучающего эксперимента была поставлена следующая цель: путем введения различных видов самостоятельных работ и широкого применения проблемного метода обучения формировать творческую активность студентов художественно - графического факультета на занятиях по национальной вышивке.
Во время обучающего эксперимента предполагалось расширить объем знаний по истории, технологии и методике преподавания национальной вышивки. В процессе разработки программы с элементами проблемного обучения были учтены требования, предъявляемые к такого рода занятиям: во-первых, они должны вытекать из содержания предмета национальной вышивки и отвечать логике построения учебного материала; во-вторых, они должны включать доступные студентам типы проблем; в-третьих, должны предусматривать формирование творческой активности личности; в-четвертых, занятия должны использоваться по принципу нарастающей сложности.
В соответствии с поставленными целями и задачами были разработаны и откорректированы теоретические и практические части учебной программы.
Практические занятия протерпели наибольшие изменения по своей сущности, хотя в целом схема преподавания вышивки осталась прежней.
В процессе обучения студентов, карачаево-балкарской вышивке с включением проблемных задач изменялось их отношение к декоративно-прикладной деятельности, повысился интерес к предмету, у студентов появилось желание глубже и шире изучить карачаево-балкарскую вышивку. Проведенная экспериментальная работа показала, что разработанные современные методы активизации творческой деятельности студентов в процессе изучения карачаево-балкарской вышивки, с использованием метода проблемного обучения опираются на самостоятельную деятельность студентов, повышают эффектность эстетического воспитания и художественного образования студентов художественно-графического факультета и активизируют их творческую деятельность.
Подводя итог нашего эксперимента, можно отметить, что удалось укрепить интерес студентов художественно-графического факультета к декоративно-прикладному искусству и стимулировать поисково-творческую активность. Объективную оценку положительной динамики показали результаты данных анкетирования, тестирования и анализ продуктов творческой деятельности студентов, участвующих в эксперименте.
1. В результате проведенного экспериментального исследования нами сделан вывод о необходимости комплексной организации мастерской художественного плетения. Простота вышитых изделий, несложное оборудование и инструменты способствуют организации мастерской национальной вышивки не только на художественно-графических факультетах педвузов, но и в средних учебных заведениях, общеобразовательных и частных школах, гимназиях, лицеях, колледжах с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла.
2. Формированию и развитию творческой активности студентов способствует решение проблемы организации мастерской, для проведение занятий спецкурса «Национальная вышивка. Золотое шитье», учет и реализация методических рекомендаций к проведению занятий, учет дидактических принципов обучения и психологических особенностей личности каждого студента, его индивидуальности.
3. Более полное решение проблемы формирования творческой активности студентов на занятиях вышивкой возможно в тесной взаимосвязи и взаимодействии всех дисциплин художественно-педагогического цикла.
4. Разработка программы отвечает задачам сегодняшнего дня. Ее содержание может служить руководством к предметному обучению, эстетическому, трудовому и художественному воспитанию и формированию творческой активности студентов на занятиях национальной вышивки.
5.Содержание второй главы подчеркивает практическую значимость и достоверность настоящего диссертационного исследования.
145
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Повышенный интерес к народному искусству выражается в изучении, и сохранении и восстановлении различных видов народных промыслов. Огромное место в культурном наследии России занимает декоративно-прикладное искусство Северного Кавказа и, в частности, карачаево-балкарская вышивка по шелку, и шитье золотом, имеющие многовековые традиции.
Серьезное изучение народного искусства, как феномена национальной культуры, освоение его художественного языка и средств выразительности, познание формально-образной и композиционно-структурной особенности, изучение принципов преобразования, - все это способствует формированию образной системы мышления у студентов.
В развитии такой системы отражения важную роль играет символико-аллегорический способ мышления. Сформированное декоративно-образное мышление дает студентам возможность применять аналогию принципов построения композиции прошлых эпох и создавать декоративно-образные работы на основе современной трактовки символов, аллегорий, метафор, соотносительно нашему уровню художественно-эстетического образования.
Народное искусство играет особую роль в творческом развитии личности, так как помогает ее самоутверждению, развивает инициативу и самостоятельность, позволяет перенести креативные навыки, приобретенные в нем, на другие виды деятельности.
В результате всестороннего теоретического исследования сущности творческой активности, было установлено, что в основе ее лежит учебно-творческая деятельность студентов. Опираясь на это положение, стало возможным определить основные условия формирования интеллектуально-творческой активности, к которым мы отнесли проблемное обучение и самостоятельную работу студентов.
Успех выбранного нами метода во многом зависел от содержания учебного материала, который является одним из источников формирования творческой активности студента в процессе учебы. Это определило поиск и разработку заданий по национальной вышивке с элементами проблемного обучения.
Изучение истории возникновения и карачаево-балкарской вышивки развития позволило расположить материал в экспериментальной программе в соответствии со степенью нарастания сложности изучаемых видов национальной вышивки.
Анализ педагогического опыта от ученичества до системы профессиональной подготовки вышивальщиц в дореволюционной России, и современной системы обучения художников-педагогов и художников-профессионалов, а также методов преподавания карачаево-балкарской вышивки в кружках прикладного искусства и на факультативах школ, позволили определить пути совершенствования методики преподавания карачаево-балкарской вышивки на художественно-графическом факультете, что нашло свое отражение в экспериментальной методике.
В данном исследовании получены следующие результаты:
1. Определены уровни активности студентов, приступающих к изучению национальную вышивку, репродуктивно-подражательный, поисково-исполнительский и творческий, и основные направления движения их от низших уровней к высшим. Выявлено, что, по результатам обучающего эксперимента, повысились количественные показатели среднего и высокого уровней творческой активности студентов.
2. Прошла апробацию методика преподавания проблемного обучения студентов, изучающих вышивку карачаевцев и балкарцев. Данный метод обучения предусматривал постепенное усложнение творческих задач и увеличение степени самостоятельности студентов при их решении. Если в начале эксперимента обучаемые занимались, в основном, воспроизводящей деятельностью, то по мере приобретения умений, студентам предлагались проблемные задачи, которые они решали сначала с помощью педагога, а затем самостоятельно. Наивысшую активность студенты проявляли при выполнении итогового творческого задания.
3. Разработаны методические рекомендации по использованию проблемных задач на основе изучения карачаево-балкарской вышивки:
- проблемный метод обучения следует вводить в курс декоративно-прикладного искусства для студентов художественно-графических факультетов, так как он способствует формированию творческой активности, повышает устойчивый интерес студентов к декоративно-прикладной деятельности и будущей профессии;
- вводить проблемные задачи нужно последовательно, учитывая уровень развития творческой активности, начиная от простейших задач, которые студент решает вместе с педагогом, до задач, которые студент составляет и решает сам;
- учебные проблемные задачи должны быть связаны с учебным материалом и предусматривать формирование общих умений по карачаево-балкарской вышивки (от вышивки простейшего элемента до создания творческой композиции);
- при решении проблемных задач нужно сочетать различные формы самостоятельных работ, начиная от воспроизводящих и заканчивая творческими:
- нужно организовать коллективное обсуждение продуктов творческой деятельности (творческие изделия и проблемные задания). Такая форма позволяет в короткий срок отрегулировать самооценку студента и привести ее к объективным показателям.
Проведенные нами научно-теоретическое и экспериментальное исследования проблемы формирование творческой активности студентов художественно-графических факультетов на занятиях вышивкой, анализ и обобщение полученных результатов позволили сделать следующие выводы: 1. На современном этапе развития нашего общества, в условиях усовершенствования народного образования, педагогической науки, культуры приобретает особую актуальность эстетическое и духовное воспитания средствами народного декоративно-прикладного творчества, возрождением и сохранением его лучших традиций.
2. Проблема формирования творческой активности студентов художественно-графических факультетов педвузов, педучилищ, факультетов общественных профессий является комплексной проблемой. Она состоит из психолого-педагогического, дидактического, технологического, искусствоведческого, этнографического аспектов.
3. Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу о том, что развитие творческой активности студентов на занятиях национальной вышивкой при подготовке художника-педагога повышает эстетическую и духовную культуру, а так же профессиональный уровень будущих учителей изобразительного искусства и художественного труда, помогает формированию умений и навыков в искусстве вышивки. Учет индивидуальных психологических качеств личности, творческой самостоятельности студентов, разработка дидактического материала, методических пособий способствует активизации творческой деятельности студентов.
4. При решении поставленные перед нами задач определилась научная новизна, теоретическая и практическая ценность проведенного нами диссертационного исследования.
Нам представляется, что особая ценность диссертационного исследования заключается в разработке научных основ вышивки, как одного из специфических видов народного декоративно-прикладного искусства и важнейшего средства развития творческой активности студентов художественно-графических факультетов; разработке научно-теоретических методов, приемов и способов активизации творческой деятельности студентов на занятиях художественным плетением.
5. Результаты педагогического эксперимента доказывают эффективность предложенных нами экспериментальных форм и методов обучения студентов художественно-графических факультетов на занятиях вышивкой.
Результаты апробации экспериментальной программы, методических рекомендаций, систем наглядных учебно-методических таблиц, форм, методов и приемов развития у студентов их творческой активности с учетом их индивидуальных и психологических особенностей подтверждают актуальность настоящего диссертационного исследования.
6. Творческий подход к преподаванию и изучению вышивки карачаевцев и балкарцев поможет возродить народное искусство вышивки карачаевцев и балкарцев; развить художественный, эстетический вкус; формировать художественные потребности и творческие способности; формировать творческую активность студентов художественно-графических факультетов.
Данное исследование не является исчерпывающим. Оно может служить основой для продолжения изысканий по проблеме влияния занятий вышивкой карачаевцев и балкарцев на формирование творческой активности студентов художественно-графического факультета.
150
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Батчаева, Зумат Сулеймановна, Москва
1. Азаматова М.З. Карачаевцы и балкарцы - древний народ Кавказа. - Черкесск, 1963.
2. Аитов Н.А., Александров Г.Н., Мавлютов Г.Р. Высшее техническое образование в условиях НТР. М.: Высшая школа, 1983. - 387 с.
3. Айламазъян A.M. Актуальные методы воспитания и обучения: Деловая игра: Учеб.-метод. пособие для студентов психол. фак. гос. ун-тов. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. 56 с.
4. Алехин А. Д. Изобразительное искусство. М., 1984. -160 с.
5. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х томах / Под ред. А.А. Бодалева. -М.: Педагогика, 1980. Т. 2. - 571 с.
6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. JI., 1968. - 336 с.
7. Антонов А.К., Лабзина Т.А. Информатика. Алгоритмизация и программирование. М.: Юнита, 1998. - 97 с.
8. Арабов И.А. Проблемы развития образования на Северном Кавказе. / Сб.: Этническая культура и поликультурное образование. Пятигорск: Гос. лингв. Университет, 1998. - С. 13-19.
9. Аристова У.В. Народное искусство (костюм) как средство эстетического воспитания школьников. Дисс. канд. пед. наук. М., 1999. -170 с.
10. Архангельский В.Г. Очерки по педагогической психологии. Казань: Имп. ун-т, 1906. - 139с.11 .Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высшая школа, 1976.- 200 с.
11. Бабанский Ю.К. Педагогическая наука и творчество учителя // Советская педагогика. 1987. - №2. - С.3-9.
12. Байчоров К.У. Дидактические условия интенсификации процесса формирования профессионально значимых качеств будущих рабочих: Ав-тореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1988.- 16 с.
13. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология Ростов н/Д: Феникс, 1999.-416 с.
14. Батракова Е.И. Народная вышивка. Традиции и заимствования // Современный быт и культура народов Карачаево-Черкесии / Научно исследовательская работа. 1990-1992. Рукопись. Архив КУНИИ.
15. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М., Просвещение, 1989. - 192 с.
16. Беджанов Ю.К. Использование народного декоративно-прикладного искусства в подготовке студентов ХГФ пединститутов: Дисс. канд. пед. наук. М., 1975.- 165 с.
17. Беджанов Ю.К. Народное декоративно-прикладное искусство. Карачаевск, 1994. - 100 с.
18. Бесленеев А.Д., Шаманов И.М. Очерки истории хозяйственного быта горцев Кубанской области. Вторая половина XIX в. Черкесск, 1972.
19. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989. -192с.
20. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971. - 287с.
21. Боголюбов Н.С. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода: Автореф. дисс. док. пед. наук. М., 1993. - 32 с .
22. Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе. Учебное пособие для студентов пединститутов. М.: Просвещение, 1979. - 223с.
23. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования. Ростов-на-Дону, 2000. - 352с.
24. Бочкин А.И. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие.-М., 1998.-431с.
25. Браткова Е.И. Народная вышивка: традиции и заимствования. В сб.: Современный быт и культура Карачаево-Черкесии. -Черкесск, 1990.
26. Браткова Е.И. Об этнической специфике орнамента / Вопросы искусства народов Карачаево-Черкесии. Сборник научных трудов. Черкесск,1993.-C.3-23.
27. Брушлинский В.П. Проблемы психологии субъекта. М.,1994. С. 44.
28. Булатова Е.С. Композиция в одежде швейной промышленности. М.: ВЗМИ, 1981. -44 с.
29. Василенко В. М. Народное искусство. Изобразительные труды о народном творчестве Х-ХХ вв. — М.:Советский художник, 1974. -249 с.
30. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М., 1999. - 538 с.
31. Возрождение культуры России: Диалог культур и межнациональные отношения. СПб: Знамя, 1996. - 128 с.
32. Вопросы искусства народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1993. -155 с.
33. Выготский JI.C. Лекции по психологии. СПб.: Союз, 1997. 96 с.
34. Выготский Л.С. Психология искусства / Под ред. М.Г. Ярошевского. -М.: Педагогика, 1987. 341 с.
35. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М. 1974. - 64 с.
36. Гальперин П.Я. К психологии творческого мышления // Вопросы психологии. 1985. - №5. с. 20-24.
37. Горина. Г.С. Народное искусство в моделировании одежды. М., 1974. -182 с.
38. Громов Е. С. Природа художественного творчества. М.: Просвещение, 1986.-49 с.41 .Гуманизация воспитания в современных условиях: Сб. статей / Под ред. О.О. Газмана, И.А. Костенчука. М.: Педагогика, 1995. - 115 с.
39. Гуртуева М.Б. Этнопедагогика карачаево-балкарского народа. -Нальчик: Эльбрус, 1997.-256 с.
40. Даутов М.К. Чеканное искусство в средней общеобразовательной школе (факультативные занятия и кружки): Дисс. канд. пед. наук. М., 1979.-241с.
41. Декоративно-прикладное искусство в процессе гуманизации образования. Межвузовский сборник научных трудов. М.: Прометей, 1994. -70с.
42. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 1999. - 368 с.
43. Ершова М.А. Художественно-эстетическое воспитание школьников в кружках по художественной обработке текстильных и войлочных материалов. Дисс. канд. пед. наук. М., 1988. - 189 с.
44. Ершова М.С., Тамбиев Б.Н. Национально-региональный компонент в содержании специализации 03.08.15. ДНИ на примере золотого шитья горских народов Карачаево-Черкесии. Учебное пособие. - Карачаевск, 2003.-92 с.
45. Есипов В. Н. Формирование творческих способностей студентов ХГФ педвузов на начальном этапе обучения композиции: Дисс. канд. пед. наук. М., 19986.-255с.
46. Жданова Н. С. Формирование познавательной активности студентов в процессе решения графических задач с элементами конструирования. Дисс. канд. пед. наук. — М., 1990. 189с.
47. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Уч. пособ. -Ростов на- Дону: Изд-во Феникс, 1997. - 480с.51.3инченко В. П. Развитие творческих способностей студентов ХГГФ на начальном этапе обучения рисунку: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1980.-16с.
48. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся.
49. Очерк российской психологии. М.: Тривола, 1994. - 333с.
50. Знаков JI.B. Дидактика жизнь. М., 1986. - 175 с.
51. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М.: Знание, 1968. - 32 с.
52. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. 2-е изд., доп. М., 1961. - 223 с.
53. Инженерное образование и гуманитаризация / По материалам "круглого стола"/ // Вестник высшей школы.- № 9.- С. 37-45.
54. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы: воспитательный аспект. — Москва-Белгород, 1992.
55. Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. М.- Белгород, 1993.-218 с.
56. Карачаевцы: Историко-этнографический очерк. Черкесск, 1978. -310с.
57. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1955.-651 с.
58. Корешков В.В. Формирование личности в процессе декоративной деятельности / В сб. науч. тр.: Декоративное искусство гуманизации образования. М.: Прометей МГПУ им. Ленина. 1995. с. 3-7.
59. Корешков В.В. Формирование личности учащихся в процессе декоративной деятельности по художественно-эстетической организации среды / Дисс. доктора пед. наук. М., 1994. - 311 с.
60. Котова И.Б. Идея личности в российской психологии. Дисс. докт. психол. наук.- Ростов-на-Дону, 1994. 374 с.
61. Краткий психологический словарь/ Ред.-сост. Л.А.Карпенко; под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. 2 изд., расш., испр. и доп. -Ростов-на- Дону: Феникс, 1999. - 512 с.
62. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., 1972. -255 с.
63. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. 2-е изд. — М.: «Ось-98», 1998. - 208 с.
64. Кузин. B.C. Изобразительное искусство и методика преподавания в начальных классах: учеб. Пособие для педю училищ. М., 1984 -317 с.
65. Кузин. B.C. Психология. М., 1982. - 256 с.
66. Кузнецова А.Я. Народное искусство карачаевцев и балкарцев. -Нальчик, 1982. -176 с.
67. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Ленинград: Издательство Ленинградского государственного университета им. А.А. Жданова. - М., 1970. - 114 с.
68. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985.- 128 с.
69. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание. Личность. М., 1972. - 1882 с.
70. Лернер И.Я. Дидактические основы формирования познавательной самостоятельности учащихся при изучении гуманитарных дисциплин: Дисс. доктора пед. наук. М., 1997.
71. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1984. -444 с.
72. Ломакина О.Е. На пути к авторской педагогической технологии. Учебн. пособие. Волгоград: Перемена, 1997. - 40 с.
73. Ломоносов Р.Г. Декоративно-прикладное искусство в системе профессиональной подготовки студентов пединститутов: Авто-реф. дисс. канд. пед. наук. М., 1970. - 16 с.
74. Мамбетов Г.Х. Крестьянские промыслы в Кабарде и Балкарии. -Нальчик, 1962. 130 с.
75. Маргграф О.В. Очерки истории кустарных промыслов Северного Кавказа с описанием техник производства. М., 1882. - 248 с.
76. Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика развития познавательной активности // Вопросы психологии. 1982. - №4. - С. 517.
77. Миносьянц. А.Г. Использование современных педагогических технологий в учебной деятельности учителя изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Учебно-методическое пособие. Карачаевск: КЧГПУ, 2002. - 90 с.
78. Монахов В.М. Проектирование и внедрение новых технологий обучения // Советская педагогика. 1990. - №7. - С. 17. - 22.
79. Народное искусство и современная культура. Проблема сохранения и развития традиций / Под ред. М.А. Некрасовой, К.А. Макаровой. М., 1991. -378 с.
80. Невзорова Н.К. Формирование у учащихся знаний, умений, навыков по художественно-прикладным видам работ в процессе трудового обучения в IV-VI классах. Дисс. канд. пед. наук. М.: 1985. - 170.
81. Некрасова М.А. Народное искусство как проблема коллективного и индивидуального, традиции и новизна / Проблемы народного искусства. М.: Изобразительное искусство, 1982. - С. 17.
82. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. Теория и практика. -М.: Изобразительное искусство, 1983. 3 34 с.
83. Немов Р.С. Психология. М., 1986. - 267 с.
84. Низамов Р.А. Дидактические основы оптимизации учебной деятельности студентов. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1975. - 305 с.
85. Новиков С. Н. Художественная обработка природных материалов. Дисс. канд. пед. наук. М., 1989. - 212 с.
86. Овчинников В.Ф. Репродуктивная и продуктивная деятельность как фактор творческого развития человека. М., 1984. - 87с.90.0нина. Художественная культура и развитие личности. М.: Наука, 1987.
87. Орлов В.И. Активность и самостоятельность учащихся Вопросы обучения и воспитания. — М.: Педагогика. 1998.
88. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1981. - 287 с.
89. Основы педагогики и психологии в высшей школе. Под ред. А.В. Петровского. М.: Изд-во МГУ, 1986.- С.129.
90. Основы художественного ремесла / Под ред. Барадулина В.А., -М., 1979.
91. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1984.- 255 с.
92. Петровский В.А. Основы педагогики и психологии в высшей школе / Под ред. А.В. Петровского. М.: Изд-во МГУ, 1986.
93. Половникова Н.А. Народное искусство (костюм) как средство воспитания школьников. Дисс. канд. пед. наук. М., 1999. - 170 с.
94. Полонский В.М. Научно-педагогическая информация. Словарь-справочник. М.: Новая школа, 1995. - 256с.
95. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова.- М.: Педагогика-пресс, 1996. 440 с.
96. Редковец И.А. Обусловленность уровня познавательной активности школьников характером учебной деятельности / Воспитание у учащихся познавательной активности. — Волгоград, 1971. — С. 24-34.
97. Родак И.И. Сущность творческой активности учащихся в учебном процессе / Советская педагогика. 1959. - № 4. - 69-77.
98. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: учебник для студ. ХГФ пед. ин-тов. 2-е изд., доп. и перераб. -М., 1980. -239 с.
99. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 2. М., 1989.
100. Сидоренко В. В. Формирование и развитие творческих способностей у студентов ХГФ на занятиях художественной ковкой: Дисс. канд. пед. наук. М., 1994. - 178 с.
101. Сирота Г.В. Воспитание познавательной активности учащихся учебными творческими заданиями. Автореф. дис.канд. пед. наук. -Минск, 1987.-30 с.
102. Скаткин М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. М., Педагогика, 1965. - С.5.
103. Сластенин В.А. и др. Педагогика. Учебное пособие. М.: Школа-Пресс, 2000. - 512с.
104. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. -М.: Школа-Пресс, 1998.-512 с.
105. Сластенин В.А. Развитие, воспитание и формирование личности. -М., 1981. С 28-42.
106. Соколова М.В. Развитие творческой активности учащихся на занятиях по художественной обработке металла (эмалированию): Дисс. канд. пед. наук. М., 1993. -171 с.
107. Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. М., 1985. с. 51.
108. Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа. XVIII -ХХвв.-М., 1989.-288 с.
109. Студенецкая Е.Н. Узорные войлоки карачаевцев и балкарцев М., 1976.
110. Сухомлинский В.А. Воспитание коммунистического отношения к труду. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. - 439 с.
111. Тезисы конференции «Теории непрерывного образования» http://deptno.lipetsk.ru/content/conferencia/teoria nepr obr/67.html
112. Уваров П.С. Могильники Северного Кавказа. М., 1979.
113. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности М.: Издательство «Институт практической психологии». Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
114. Фомина А. Крестьянская промышленность и промысловая кооперация в КЧАО И Вестник промысловой кооперации. 1925. - №1. - С.64.
115. Фрейд З.Д. Основные психологические теории в психоанализе. М. -208 с.
116. Фридман JI.M. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991. - С. 524
117. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 1999. - С. 196.
118. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. 2-е изд., доп. и пераб. М., 1988. - 176 с.
119. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982.-208 с.
120. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах /Сост. Л.Г. Скаткин и др./ Под ред. Кузина Н.П. М.: Педагогика, 1980. -414 с.
121. Шиянов Е.В. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы. М.-Ставрополь, 1991. - 206 с.
122. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. -М.: Просвещение, 1977. -210 с.
123. Шпикалова Т.Я. Национальное и общечеловеческое И Народное творчество. 1993. -№5-6. - С. 8-9.
124. Щукина Г.А. Проблемы познавательного интереса в педагогике. -М., 1971. -360 с.
125. Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. - М.: ВЛАДОС, 1999. -360с.