Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование творческих способностей студентов художественно-графического факультета в кружках художественной вышивки

Автореферат по педагогике на тему «Формирование творческих способностей студентов художественно-графического факультета в кружках художественной вышивки», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Дадобоева, Мухрам Наимджановна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Худжанд
Год защиты
 2004
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Формирование творческих способностей студентов художественно-графического факультета в кружках художественной вышивки», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Формирование творческих способностей студентов художественно-графического факультета в кружках художественной вышивки"

На правах рукописи

ДАДОБОЕВА Мухарам Наимджановна

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА В КРУЖКАХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫШИВКИ

Специальность 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (изобразительное искусство)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва - 2004

Работа выполнена на кафедре черчения, начертательной геометрии и методики преподавания художественно-графического факультета Худжандского государственного университета

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, доцент ДЖУРАЕВ Каримжон

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор БАРЦИЦ РауфЧинчорович

кандидат педагогических наук, доцент ГОЛУБ Александр Анатольевич

Ведущая организация: Московский государственный областной университет

6.

Защита диссертации состоится и "... 2004 г. в часов на заведении диссертационного совета Д 212.154.03 при Московском педагогическом государственном университете (117571, Москва, проспект Вернадского, д 88, ауд. № 551).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского педагогического государственного университета по адресу: 119992, Москва, Малая Пироговская, д. 1.

Автореферат разослан« " »

-

2004 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

Игнатьев С Е.

ШЩ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Проблема исследования и ее актуальность.

Перестройка обучения студентов на художественно-графическом факультете включает целый комплекс средств, форм и методов совершенствования учебного процесса и коренного повышения качества подготовки специалистов. Выпускники художественно-графического факультета будут получать профессию учителя изобразительного искусства и руководителя внеклассной кружковой работой по декоративно-прикладному искусству.

На кружках художественной вышивки студенты знакомятся с различными ее видами и приемами выполнения, это способствует воспитанию у них эстетического вкуса, развитию интереса к народному искусству, показу его традиций и национальных особенностей.

Искусство вышивания, как и многие вышитые предметы, передаются из поколение в поколение и ещё долго продолжают служить человеку. Большое место испокон веков отводили таджики вышитым предметам во время праздничных ритуалов, которые сопровождали человека в самые значительные периоды его жизни, касалось ли это хозяйства, семейно-бытового уклада или религиозных представлений. Никогда народные праздники не обходились и не обходятся без сузани (украшение для стен), борпушей, руйджо (покрывало) и других крупных форм вышивок, служащих покрывалами или украшением жилища.

В течение многих столетий худжандские вышивальщицы выработали свою орнаментальную систему, различные принципы ритмического и цветового решения, которые придают яркое своеобразие и отличительные черты здешней вышивке.

Изучая историю вышивания тканей в странах Содружества, можно прийти к выводу, что издавна женщины занимались этим делом, украшали свой быт и одежду. В то же время в орнаментах разных народов много идентичных мотивов. Это объясняется тем, что люди пытались в орнаменте символически выразить такие общие понятия, как солнце, вода, движение, покой и т.д.

В современной вышивке сохраняются лучшие традиции народного вышивального искусства, старые приемы вышивания

1 БИБЛИОТЕКА

Это отражено в работах мастериц, заслуженных вышивальщиц Республики Таджикистан З.Бахритдиновой, Д.Алимирзоевой, С.Фузайловой, Б.Тошматовой и др.

Наиболее значительный вклад в итзучение таджикского народного искусства внесли этнографы и искусствоведы МААндреев, В.Л.Воронина, АБ.Исоев, Н.З.Юнусова, М. А. Рузиев, X. А. Юлдашев и другие. Огромную методическую помощь в определении содержания обучения нашей темы оказали работы Н.З.Юнусовой, М.А.Рузиева и др.

С этой целью основополагающими в теории учебно-воспитательного процесса положениями для нашего исследования являются работы Ю.К.Бабанского, И.Я.Лернера, А.М.Новикова, М.Н.Скаткина, Н.Н.Ростовцева и др.

Рассматривая возможности формирования творческой способности студентов, мы изучали психолого-педагогические аспекты данного вопроса. В этом отношении наибольший интерес представляют труды: психологов Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, А.Г.Ковалева, В.АКрутецского, В.С.Кузина, Н.В.Кузьмина, А. Н.Леонтьева, К. К. Платонова, С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова, И.С.Якиманской; педагогов В.И.Андреева, Т.А.Ильиной, М.Н.Скаткина и др.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил сконцентрировать наше внимание на исследованиях, посвященных формированию творческих способностей, профессиональной подготовки студентов - это обучение основам изобразительного искусства, изучение основ педагогики, теории и методики преподавания изобразительного искусства.

В ходе экспериментального исследования, определяющего использование народного искусства на внеклассных занятиях, мы опирались на труды И.Ахмедовой, М.Д.Ашурова, Л.А.Болотиной, К.Касимова, АС.Хворостова, АМ.Ходжаева, Д.М.Холматотва, Г.П.Пучковой, АМ.Кадырова и других, которые внесли большой вклад в решение проблемы развития творческих способностей в изобразительной деятельности в условиях кружковой работы по изобразительному искусству.

Тем не менее, следует отметить, что процесс формирования творческих способностей средствами национального народного искусства студентов не

исчерпан. От нерешенности данной проблемы страдает качество подготовки специалистов, что и определило ее особую актуальность.

Именно это определило выбор нами проблемы исследования, которая сформулирована следующим образом - «Формирование творческих способностей студентов художественно-графических факультетов в кружках художественной вышивки».

Цель исследования. Разработать и экспериментально проверить методику формирования у студентов способности в процессе занятий в кружке художественной вышивки.

Объектом исследования является процесс подготовки будущих учителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства к педагогической деятельности и кружковой работе.

Предмет исследования - процесс формирования творческих способностей студентов на занятиях кружка художественной вышивки.

В итоге изучения состояния данного вопроса была сформулирована следующая гипотеза: Формирование творческих способностей студентов в кружке по художественной вышивке будет наиболее эффективными если разработать специальную методическую систему, которая будет включать в себя:

• цели, задачи и содержание обучения художественной вышивки;

• принципы, формы, методы, методические приемы;

• средства обеспечения учебных, воспитательных и развивающих процессов (ТСО, наглядные пособия);

• на начальном этапе обучения художественной вышивки формировать навыки вышивания в процессе выполнения упражнений с применением методических приемов, направленных на совершенствование действий и их компонентов.

Для проверки выдвинутой гипотезы в ходе исследования были поставлены следующие задачи:

1. Выявить психолого-педагогические основы и методы формирования творческих способностей.

2. Изучить историю развития национальной художественной вышивки.

3. Определить и проанализировать содержание обучения.

4. Разработать эффективную методику формирования творческих способностей студентов ХГФ в процессе занятий художественной вышивки.

5. Экспериментально проверить доступность содержания и эффективность разработанной методики.

6. Экспериментальная работа по методике формирования творческих способностей студентов ХГФ в процессе занятий по художественной вышивке.

Методологическую основу исследования составляют труды выдающихся физиологов, ученых в области психологии, педагогики, дидактики и методики.

Для решения поставленных задач в диссертации применялись следующие методы исследования:

- изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

- изучение и обобщение педагогического опыта;

- констатирующий и формирующий педагогический эксперименты;

- метод математической статистики.

Исследование осуществлялось в несколько этапов.

На первом этапе 1997-1999 гг. была изучена необходимая историческая, психологическая, методическая и искусствоведческая литература по исследуемой проблематике; проанализированы современное состояние проблемы, деятельность кружков декоративно-прикладного искусства. Всё это стало основанием для определения проблемы исследования, формирование его объекта, предмета, гипотезы, целей и задач.

Второй этап - 1999-2001 гг. был преимущественно посвящен опытно-экспериментальной работе. Разработана программа констатирующего эксперимента, осуществлена проверка гипотезы, определены возможности студентов в формировании умений и навыков процесса вышивки, проведен формирующий эксперимент.

Третий этап 2001-2002 гг. носил теоретико-обобщающий характер, где осуществлена систематизация полученного материала, выводов и методических рекомендаций, разработанных в ходе исследования, проведено литературное оформление диссертации.

Научная новизна исследования заключаются в том, что: • решена научно-педагогическая задача проблемы развития творческих

способностей студентов;

• разработаны критерии отбора содержания обучения в кружке художественной вышивки;

• определены условия формирования творческих способностей в процессе занятий кружка художественной вышивки;

• разработана и экспериментально проверена эффективная методическая система формирования творческих способностей студентов на занятиях по художественной вышивки.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что внесен вклад в теорию и методику развития творческих способностей студентов на занятиях по декоративно-прикладному искусству (художественной вышивке).

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащийся в нём материал по содержанию обучения и методический комплекс для формирования творческой способности в процессе кружковых занятий по художественной вышивке может быть использован и уже находит применение в деятельности преподавателей ХГФ и общеобразовательных школ.

Достоверность научных результатов подтверждена реализацией методики исследования, адекватной предмету и задачам исследования, опытно-экспериментальным путём. В ходе эксперимента широко апробировались теоретические положения методические рекомендации автора и преподавателей ХГФ.

Апробация работы. Результаты исследования периодически докладывались на научно-педагогических конференциях молодых ученых ХГУ им. академика Б.Г.Гафурова и регулярно обсуждались на кафедре черчения и методики спецдисциплин художественно-графического факультета, на курсах повышения квалификации учителей ИЗО в Худжандском областном институте повышения квалификации педагогических кадров в 1999, 2003 годах, на научно-практической конференции «Методы применения педагогических учений и народных традиций Центральной Азии в воспитании молодежи в 2001 г.

Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Во введении дано обоснование актуальности исследования, его проблемы, определены объект, предмет, сформулированы гипотеза, цель, задачи, охарактеризованы методы исследования, научная новизна и практическая значимость.

В первой главе «Теоретические основы формирования творческих способностей студентов ХГФ в кружках художественной вышивки».

На основе анализа научной психолого-педагогической литературы рассматривается ход развития знаний и умений студентов в процессе практической деятельности и её влияние на формирование художественных способности, а также на основе целостного подхода к принципам обучения даётся характеристика методического комплекса практических методов обучения.

На основе анализа научной литературы мы утвердились в мысли, что формирование творческих способностей возможно лишь в процессе усвоения и практического применения специальных знаний, умений и навыков. Так, овладение знаниями об истории вышивки, выполнение орнаментов с их последующим переводом на ткань, освоив разные виды швов (крестом, гладью, цепочкой, ...), студенты тем самым развивают свои способности к изобразительной деятельности. Отсутствие необходимых знаний, умений и навыков является непреодолимым барьером в формировании способностей.

В этой главе проводилась градация разработанного методического комплекса с учётом поэтапности процесса формирования творческой способности студентов на кружковых занятиях по художественной вышивке.

Страны СНГ богаты талантами, глубоки их исторические и культурные корни, и многие виды народного искусства широко известны и высоко ценимы не только у нас, но и за рубежом. Во многих евразийских уголках -селениях, деревнях, аулах, кишлаках продолжают жить интереснейшие ремёсла, уходящие корнями в глубокую древность. В изделиях народных мастеров - в дереве, камне, глине, на ткани оживают образы, пришедшие из языческих поверий и легенд, народного эпоса и сказок. Секреты ремёсел, их техника передаются из рода в род на протяжении многих поколений.

Широкое распространение приёмов художественной вышивки связано с повышением требований к культуре быта и одежды. С древнейших времен таджикский народ украшал вышивкой не только одежду, но и весь свой быт,

включая жилище. Изделия таджиков издавна отличались большим разнообразием видов декоративного оформления. По своим стилистическим особенностям вышивка делится на горную и равнинную, что обусловлено природой Таджикистана, известной своими контрастами. Отделка вышивкой у горных таджиков, главным образом, сосредоточена в одежде: платья, халаты, детские камзолы, поясные мужские платки - румолы, тюбетейки и т.д. Принципы орнаментации каждого изделия в этой местности имеют свои особенности, а на равнинах или в основном украшали жилища и предметы быта.

Каждое изделие народного искусства - это своеобразный памятник духовной жизни народа на протяжении столетий, это корни, которыми питается и сегодняшняя наша культура, искусство.

В главе рассматривается положение об ориентации на комплекс научных знаний и умений при отборе содержания обучения, где ведущим компонентом являются способы деятельности, или умения и навыки вышивания. За методологическую основу мы взяли схему обучения и схему учебного процесса И. Я. Лернера. А также с целью совершенствования системы знаний, определяющих формирование трудовых умений студентов, нами были изучены работы Ю. К. Баббанского, Н. Р. Талызиной и других.

В процессе выбора содержания обучения художественной вышивке мы использовали работы Л. А. Болотиной, Н. И. Лебедовой, Е. Ю. Моисенко, Т. Манушина, М. А. Некрасова, Г. П. Пучкова, А. И. Свирина, В. В. Стасова, Н. Л. Шабельской, Н. Н. Юнусовой и др.

Чтобы народное искусство жило, мы в своих исследованиях старались запечатлеть образцы выполнения нескольких народных рукоделий и считаем обязательным их применение на практике со студентами художественно-графических факультетов. Будущим учителям нужны обобщённые знания о технике выполнения художественной вышивки. Исследования показывают, что эти знания приобретают обобщенный характер и используются в творческих целях в том случае, когда они усваиваются в процессе совместной творческой деятельности преподавателя и студентов. Это возможно при использовании активных методов обучения.

В результате нашего исследования мы пришли к выводу, что в процессе определения и анализа содержания обучения художественной вышивке необходимо использовать следующую классификацию уровней применения

знаний: применение правил, указывающих на характер и порядок выполнения вышивки; применение правил, которые указывают на последовательность выполнения работ; применение знаний с целью их претворения в творческую деятельность.

Основной целью в процессе обучения художественной вышивке является совершенствование следующей системы знаний, определяющей формирование трудовых умений и навыков: изучение истории развития художественной вышивки, основ композиции орнамента, особенности структуры узора, формы и цвета в орнаменте, ритм и симметрия, способы выполнения различных швов, анализ произведений прикладного искусства.

Вторая глава «Экспериментальная апробация содержания и методов обучения в процессе формирования творческих способностей в кружках художественной вышивки».

Анализ методической литературы, опыт подготовки студентов художественно-графического факультета показывают, что современная методика формирования навыков недостаточно дифференцирована в процессе выполнения упражнений.

В исследованиях А. М. Новиковой совместно с А. Б. Вилохиным и М. И. Изотовым экспериментально исследована динамика формирования навыков методом стадиального ориентирования при формировании трудовых навыков.

Суть метода стадиального ориентирования заключается в том, что на основании подробного знания динамики процесса развития навыка, полученного путем её детального изучения, нужно организовать обучение так, чтобы специальными приёмами на разных стадиях упражнения ориентировать студентов на отработку тех компонентов, которые в этот момент имеют ведущее значение.

Используя этот метод в нашем исследовании, мы изучали динамику процесса формирования навыков и определили на какой стадии целесообразно обучать тому или иному приёму самоконтроля. Такой подход, по мнению автора, позволяет резко повысить эффективность обучения.

В главе представлены результаты констатирующего и формирующего эксперимента. В ней даётся характеристика возможностей студентов по формированию творческой способности в кружках художественной вышивки и уровня методического обеспечения этой деятельности студентов.

В ходе первого этапа констатирующего эксперимента - первый и второй год занятий мы установили уровни сформированности творческих способностей; выполнение вышивки на высоком и среднем уровне составляет всего 87 %, на низком 13 %. Результаты анализов занятий дают основание считать, что у студентов не сформировано умение к выполнении, «стебельчатого» шва и шва «роспись», так как качество выполненной вышивки с использованием этих швов было низкими, затрата времени была высокой.

Исследование показало, что в процессе формирования творческих способностей на начальном этапе необходимо формировать умения и навыки вышивания, а именно: формирование свойства зрительного анализатора, сенсомоторные качества, особенно связанные с действием рук.

Первый этап констатирующего эксперимента анализ состояния проблемы позволил выявить основание недостатки в формировании творческих способностей студентов в процессе вышивания, которых можно избежать при более рационально организации творческой деятельности студентов. Готовность студентов к выполнению орнамента и вышивке недостаточно используются в последующем обучении. Логическое усвоение необходимых знаний и умений вышивания не обобщается в действиях на основе принципов построения соответствующей деятельности.

Первоначальное формирование творческих способностей (определённые умения) достигается в процессе упражнения, под которым, как известно, понимается повторение действий. Однако само по себе повторение не всегда обеспечивает успех в обучении.

На основании этих выводов целью второго этапа констатирующего эксперимента было установление влияния использования метода стадиального ориентирования при формировании творческих способностей. В эксперименте участвовало три группы студентов (первый год занятий).

Для успешного выполнения заданий и упражнений постепенно усложнялись задачи и повышались требования к затрате времени и качеству выполнения швов.

На начальном этапе эксперимента, как видно из рис. 2, наблюдается быстрое улучшение показателей на экспериментальных и контрольных группах по скорости и качеству работы. Это объясняется тем, что в результате первого-четвертого занятий устраняются наиболее грубые ошибки

методом упражнения и усвоения сложных навыков. Этот этап обучения имеет исключительно важное значение для дальнейшего формирования творческих способностей и может оказать влияние на весь дальнейших ход обучения.

Сложность на этом этапе заключалась в том, что точность и правильность приёма работы при вышивании позднее закреплялись, устраняя ошибки. Анализируя рис.2 нужно отметить, что в первой и второй экспериментальных группах после четвёртого занятия (до этого проводились 9 упражнений) уменьшилось число ошибок, хотя затрата времени была выше в контрольной группе. В контрольной группе число ошибок продолжалось до

J_I_I_1__1_I_I_I_I_1_1_I_I_I_

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

№ - упражнений № - занятий

-О Первая экспериментальная группа

---О Контрольная группа

-ф Вторая экспериментальная группа

Рис. 2 Число ошибок при овладении навыками.

занятия № 14, хотя во второй экспериментальной группе предлагаемому заданию не предшествовало предварительная информация об анализе степени отличия или сходства с орнаментикой других народов.

Анализ количественных результатов констатирующего эксперимента показал, что для формирования у студентов умения вышивания (выполнения элементов швов), информация об анализе орнамента вышивки и степени

отличия оказывается избыточной и не влияет на освоение этих умений студентами.

В главе представлены материалы формирующего этапа исследования. Формирующий эксперимент в основном проводился с целью проверки логики построения содержания и методов профессионального обучения от содержания и структуры умений и от них - к формированию творческих способностей.

На начальном этапе формирующего эксперимента мы составили схемы применения методических приёмов вышивания при стадиальном ориентировании. В экспериментальных группах на основе выявленных нами возможностей студентов выполнение вышивки с использованием метода стадиального ориентирования помимо традиционных методов были использованы нормирование учебной деятельности и интенсификация технологической и творческой деятельности.

Период упражнения соответствующий 4-му и 5-му занятиям, характеризуется относительно монотонным изменением параметров. Затрата времени на выполнение задания в экспериментальных группах больше, чем в контрольных.

В начале вышивания четвертого изделия затрата времени в экспериментальных группах уменьшалось по сравнению с контрольными группами. В это время монотонно растёт производительность работы, оценивается качество изделия.

По протоколам наблюдения уроков в экспериментальных группах на 7-ом и 8-ом занятиях уменьшалось неправильное выполнение швов и затрата времени на вышивание изделия.

С этого момента (7-8-е занятия) происходил значительный рост производительности работы. А в контрольных группах рост производительности быль меньше, чем в экспериментальных группах. Уровень сформированности умений в экспериментальной группе составлял 40 %, а в контрольной группе -21,3%.

В контрольных группах возникли трудности и ошибки, связанные с образованием новых сочетаний из ранее усвоенных элементов швов. В основном это были ошибки в соблюдении нужной последовательности действий.

В процессе экспериментальной работы, после 8-го занятия, проверялось умение студентов в выполнении следующих видов задач:

1. Выполнение украшающего шва «вперёд иголку», стежки располагаются в два ряда, длина 50 мм.

2. Выполнение украшающего шва «за иголку», шов выполнять с пропусками.

3. Выполнение украшающего шва «стебельчатый».

Для проверки объективности показателя ловкости выполнения задания были составлены две группы студентов из 5-ти человек из экспериментальных и контрольных групп, примерно равные по успеваемости.

В результате исследования в экспериментальной группе, в которой работали по методу стадиального ориентирования, в среднем затрата времени составляет всего 10,7 %, а общая оценка по трехбалльной системе 3,7. А в контрольной группе общая затрата времени составляет 12,4, общая оценка 3,1.

В данном эксперименте мы выявили важное педагогическое явление -использование метода стадиального ориентирования, который сопутствует формированию ловкости рук.

В результате после 9-го, 15-го занятий проявилась своеобразная особенность. До этого момента зрительный контроль студентов в процессе выполнения вышивки направлялся на точность выполнения швов по рисунку. Начиная с 15-го занятия, почти у всех студентов экспериментальных групп одновременно наблюдалось более свободно использование иглы по рисунку. Это соответствует закономерностям, согласно которым в процессе становления навыка ведущая роль от зрительного анализатора передаётся кинестетическому.

Применёнными нами оптимально возможные методы обучения студентов при формировании творческих способностей в процессе вышивания позволили получить положительные результаты.

Во-первых, проведённый эксперимент обеспечил более высокий уровень проявления студентами трудовой активности, участвовавшие в эксперименте студенты более свободно и уверенно выполняли работу с наименьшим расходованием времени и с лучшим качеством вышивания изделия.

Во-вторых, вышеуказанный метод позволяет повысить точность глазомера развивать чувство времени и творческой деятельности. Этот вывод принадлежит не только исследователю, независимо от нас такой же вывод сделали независимые эксперты, побывавшие на многих уроках в экспериментальных и контрольных группах.

В-третьих, наша методика позволяет в процессе усвоения и практического применения специальных знаний, умений и навыков развивать творческие способности студентов.

В заключении подводятся итоги всей исследовательской работы, приводятся выводы, основными из которых являются следующее:

1. Творческие способности развиваются только в профессиональной деятельности и в специальных упражнениях, рассчитанных на формирование необходимых для вышивальщицы личных качеств.

Уровень развития способностей зависит: 1) от качества наличных знаний и умений; 2) от природных задатков человека, качества врожденных нервных механизмов элементарной психологической деятельности.

Развитие творческих способностей в процессе занятий по художественной вышивке возможно лишь в процессе усвоения и практического применения специальных знаний, умений и навыков выполнения швов.

Одним из оптимальных путей эффективной подготовки учителей к руководству художественным творчеством является целенаправленное обучение студентов народным промыслам, в том числе и художественной вышивке.

2. Широкое распространение и приёмы этого декоративно-прикладного искусства связано с повышением требований к культуре быта и одежды. Вышивка - один из самых древних видов орнаментации тканей у всех народов, особенно у таджикского народа; каждая эпоха, национальная культура выработали свои мотивы, формы, цвет и расположение орнамента на украшаемой поверхности.

3. В процессе обучения художественной вышивке необходима следующая система знаний, умений и навыков: изучение истории развития художественной вышивки, основ композиции орнамента, особенности структуры узора, форма и цвет в орнаменте, ритм и симметрия, способы выполнения различных швов, анализ произведений прикладного искусства

4. Анализ психолого-методической литературы показал, что в процессе формирования творческой способности при обучении народным промыслам более приемлем метод А.М.Новикова, метод стадиального ориентирования, подробного обучения тому или иному приёму самоконтроля.

5. Констатирующий эксперимент подтвердил предположение о том, что: в процессе вышивания у каждого ошибочного действия студентов бывает одна или несколько причин, из нескольких причин одна - главная, определяющая появление данного ошибочного действия, остальные в таком случае становятся способствующими его появлению. Причиной этого является трудность в совмещении действий, несформированности умений и навыков, т.е. слабые профессиональные способности.

В процессе обучения не соблюдалась логика построения содержания и методов профессионального обучения, которая должна идти от содержания и структуры умений и от них - к формированию творческих способностей.

Эксперимент позволил выявить основные недостатки в формировании творческих способностей студентов в процессе вышивки, которых можно избежать при более рациональной организации художественной деятельности студентов на кружковых занятиях.

Студенты достаточно быстро приобретают навыки в процессе выполнения отдельных швов, а когда швы смешиваются (или соединяются) работа затрудняется. Некоторые швы на занятиях используются редко, способность к их выполнению в дальнейшем также не получает достаточного развития.

Основные трудности в овладении студентами навыков выполнения вышивки сводятся к сложности освоения приёмов самоконтроля, и в первую очередь - различия правильно выполненных действий и совершаемых ошибок.

6. Формирующий эксперимент, проведённый в трёх группах, позволяет утверждать, что для формирования творческих способностей можно добиться лучших результатов и использованием метода стадиального ориентирования при выполнении наиболее труднодоступных приёмов самоконтроля.

Результаты исследования дают основание считать, что уже в первоначальном периоде обучения необходимо упражнять студентов в правильном выполнении швов, так как у них неизбежно складываются определённые первоначальные навыки, которые при отсутствии

специального обучения будут неправильными и потребуют в дальнейшем переучивания.

Говоря о навыках вышивания, имеют ввиду исключительно или преимущественно ручные навыки.

Использование метода стадиального ориентирования позволило студентам более свободно овладеть мастерством вышивания, действия студентов при повторении их от раза к разу становятся одинаковыми и «стереотипными», в них появляется определенная чёткость движений.

В конце эксперимента насчитывалось более 90 % творчески работающих студентов. Это и является сигналом в том, что необходимые умения и навыки сформированы, это и содействует формированию творческой способности.

Экспериментально подтверждена педагогическая эффективность разработанного методического комплекса по формированию творческих способностей студентов. Задачи исследования решены, цель исследования достигнута, гипотеза, сформированная в начале исследования, нашла своё подтверждение.

Наше исследование по проблеме формирования творческих способностей студентов не может считаться окончательно исчерпанным. Материалы нашей работы могут быть применены в последующем совершенствовании содержания и методики кружковых занятий по декоративно-прикладному искусству в педагогических институтах и в школе, а также служить основанием для дальнейших педагогических исследований по проблеме формирования творческой способности профиля «художественный труд».

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

1. Дадобоева М.Н. Программа для кружков художественной вышивки. III год обучения, ХГУ, Худжанд, 2004. -10 с. (0,6 п.л.)

2. Дадобоева М.Н. Художественная вышивка. Методическая рекомендация, ХГУ, Худжанд, 2004. 32 с. (2 п.л.)

3. Дадобоева М.Н., Халматов X. Эстетическое воспитание на занятиях по изобразительному искусству. Конференция молодых ученых

посвященная 65-летию ХГУ им. Академика Б.Гафурова. 3-7 марта 1997 г. 2 часть. - Худжанд, 1997. С. 4-5 (0,2 п.л.) (авторский вклад 80%)

4. Дадобоева М.Н. История таджикской национальной вышивки. Научно-практическая конференция посвященная 65-летию ХГУ им. Академика Б.Гафурова и 30-летию художественно-графического факультета. 23 апреля 1997 г, Худжанд 1997. С. 11-13 (0,2 п.л)

5. Дадобоева М.Н. Содержание и методика проведение уроков декоративного рисования. Конференция молодых ученых, посвященная 1100-летию Государства Саманидов. 17 марта 1999 г. Худжанд, 1999. С 9-10. (0,2 п.л.)

6. Дадобоева М.Н. Художественный текстиль Средней Азии. Научно-практическая конференция преподавательского состава посвященная 70-летию ХГУ им. Академика Б.Гафурова. 15-22 апреля 2002 г. Худжанд, 2002. С. 403-404 (0,2 п л.)

7. Дадобоева М.Н. Проблема творческих способностей студентов в процессе подготовки будущих учителей изобразительного искусства и народных промыслов. Конференция молодых ученых посвященная году «Чистой воды» и 10-летию отделения аспирантуры ХГУ имени академика Б. Гафурова, Худжанд, 2003. С. 19-20 (0,2 п.л.)

8. Дадобоева М.Н., Джалилова М. Композиция. Методическое пособие для студентов П-курсов художественно-графических факультетов. Худжанд, 2003. - 25 с. (1,5 п.л.) (авторский вклад 80%).

Подп. к печ. 01.11.2004 Объем 1.00 п.л. Заказ № 362 Тир. 100 Типография МПГУ

№20775

РНБ Русский фонд

2005-4 18871

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Дадобоева, Мухрам Наимджановна, 2004 год

Введение.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ХГФ НА ОСНОВЕ

КРУЖКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫШИВКИ.

1.1. Анализ проблемы формирования творческих способностей студентов ХГФ в научно-методических исследованиях.

1. 2. Особенности таджикской народной художественной вышивки.

1.3. Критерии отбора материала для формирования творческих способностей студентов процессе занятий кружка художественной вышивки.

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ.

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В КРУЖКАХ

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫШИВКИ.

2. 1. Методика формирования творческих способностей студентов в процессе художественной вышивки.

2. 2. Экспериментальное исследование влияния метода стадиального ориентирования на эффективность и качество формирования творческих вышивки.

2. 3. Опытно-экспериментальная работа по формированию творческих способностей студентов ХГФ в процессе занятий художественной вышивки.

Схема применения метода стадиального ориентирования.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование творческих способностей студентов художественно-графического факультета в кружках художественной вышивки"

Проблема исследования и её актуальность. Перестройка обучения студентов на художественно-графическом факультете включает целый комплекс средств, форм и методов совершенствования учебного процесса и коренного повышения качества подготовки специалистов. Выпускники художественно-графического факультета будут получать профессию учителя черчения, изобразительного искусства и руководителя внеклассной кружковой работы по декоративно-прикладному искусству.

На занятиях кружка художественной вышивки студенты знакомятся с различными её видами и приёмами выполнения. На наш взгляд это способствует воспитанию у них эстетического вкуса, развитию интереса к народному искусству, показу его традиций и национальных особенностей.

Искусство вышивания, как и многие вышитые предметы, передаются из поколения в поколение и еще долго продолжают служить человеку. Большое место испокон веков отводили таджики вышитым предметам во время ритуала праздников, которые сопровождали человека в самые значительные периоды его жизни, касалось это хозяйства, семейно-бытового уклада или религиозных представлений. Никогда народные праздники не обходились и не обходятся без сузани (украшение для стен), борпушей, руйджо (покрывало) и других крупных форм вышивок, служащих покрывалами или украшением жилища.

В течении многих столетий Худжандские вышивальщицы выработали свою орнаментальную систему, различные принципы ритмического и цветового решения, которые придают яркое своеобразие и отличительные черты здешней вышивке.

Изучая историю вышивания тканей в странах Содружества, можно прийти к выводу, что издавна женщины занимались этим делом, украшали свой быт и одежду. В то же время в орнаментах разных народов много идентичных мотивов. Это объясняется тем, что люди пытались в орнаменте символом выразить такие общие понятия как солнце, вода, движение, покой и т.д.

В современной вышивке сохраняются лучшие традиции народного вышивального искусства, старые приёмы вышивания обогащаются новыми.

Это отражено в работах мастериц заслуженных вышивальщиц Республики Таджикистан 3. Бахриддиновой, Д. Алимирзоевой, С. Фузайловой, Б. Тошматовой и др.

Наиболее значительный вклад в изучение таджикского народного искусства внесли этнографы и искусствоведы М. А. Андреев, В. JI. Воронина, А. Б. Исоев, Н. 3. Юнусова, М. А. Рузиев, X. А. Юлдашев и другие. Огромную методическую помощь в определении содержания обучения нашей темы оказали работы Н. 3. Юнусовой, М. А. Рузиева и др.

Из сказанного следует, что сохранение и развитие народного искусства помогает воспитать у студентов эстетический вкус, развить интерес к народному искусству, показать его традиции и национальные особенности.

С этой целью основополагающими в теории учебно-воспитательного процесса положениями для нашего исследования, являются работы Ю. К. Бабанского, И. Я. Лернера, А. М. Новикова, М. Н. Скаткина, В. А. Сластёнина и др.

Рассматривая возможности формирования творческой способности студентов, мы изучали психолого-педагогические аспекты данного вопроса. В этом отношении наибольший интерес представляют труды: психологов Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, А. Г. Ковалева, В. А. Крутецского, В. С. Кузина, Н. В. Кузьмина, А. Н. Леонтьева, К. К. Платонова, С. Л. Рубенштейна, Б. М. Теплова, И. С. Яниманской; педагогов В. И. Андреева, Т. А. Ильиной, М. Н. Скаткина и др.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил сконцентрировать наше внимание на исследованиях, посвященных формированию творческой способности, профессиональной подготовки студентов, уяснить, что творческие способности развиваются только в профессиональной деятельности и в специальных упражнениях, рассчитанных на формирование необходимых для художника (вышивальщицы) личных качеств, например, связь теории с практикой в течение всей его изобразительной деятельности в области изобразительного искусства.

В ходе экспериментального исследования, определяющего использование народного искусства на внеклассных занятиях, мы опирались на труды И.Ахмедовой, М.Д.Ашурова, Л.А.Болотиной, К.Касымова, А.С.Хворостова, А.М.Ходжаева, Д.М.Холматова, Г.П.Пучковой, А.М.Кадырова и других, которые внесли большой вклад в развитие творческих способностей в изобразительной деятельности в условиях кружковой работы по изобразительному искусству.

Тем не менее следует отметить, что процесс формирования творческой способности средствам народного искусства студентов не исчерпан, от нерешенности данной проблемы страдает качество подготовки специалистов, что и определило её особую актуальность.

Именно это определило выбор нами темы исследования, проблема которой сформулирована следующим образом: «Формирование творческих способностей студентов художественно-графического факультета в кружках художественной вышивки».

Цель исследования. Разработать и экспериментально проверить методику формирования у студентов творческой способности в процессе занятий в кружке художественной вышивки.

Объектом исследования является процесс подготовки будущих учителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства к педагогической деятельности в кружковой работе.

Предмет исследования - процесс формирования творческих способностей студентов на занятиях кружка художественной вышивки.

В итоге изучения состояния данного вопроса в теории и практике ^ была сформулирована следующая гипотеза: формирование творческих способностей студентов в кружке по художественной вышивке будет наиболее эффективным, если: разработать специальную методическую систему, которая будет включать в себя: цели, задачи и содержание обучения художественной вышивки; принципы, формы, методы, методические приемы; средства обеспечения учебных, воспитательных и развивающих процессов (ТСО, наглядные пособия);

Hk/ " на начальном этапе обучения художественной вышивке формировать навыки вышивания в процессе выполнения упражнений с применением методических приёмов, направленных на совершенствование действий, их компонентов.

Для проверки выдвинутой гипотезы в ходе исследования были поставлены следующие задачи:

1. Выявить психолого-педагогические основы методы формирования 0 творческих способностей.

2. Изучить историю развития художественной вышивки.

3. Определить и проанализировать содержание обучения.

4. Разработать эффективную методику формирования творческих способностей студентов ХГФ в процессе занятий художественной вышивки.

5. Экспериментально проверить доступность содержания и эффективность разработанной методики.

6. Экспериментальная работа по методике формирований творческих способностей студентов ХГФ в процессе занятий художественной вышивки.

Методологическую основу исследования составляют труды выдающихся физиологов, учёных в области психологии, педагогики, дидактики и методики. Р Для решения поставленных задач в диссертации применялись следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение педагогического опыта; " констатирующий и формирующий педагогический эксперименты; " метод математической статистики.

Методика исследования строилась на таких принципах, как & объективность, взаимодополняемость, взаимоконтролируемость исследовательских методов и конструктивность.

Основой опытно-экспериментальной базой явились кружки художественной вышивки художественно-графического и физико-технических факультетов.

Исследование осуществлялось в несколько этапов. На первом этапе 1997-1999 гг. была изучена необходимая ф историческая, психологическая, педагогическая, методическая и искусствоведческая литература по исследуемой проблематике; проанализированы современное состояние проблемы, деятельность кружков прикладного и изобразительного искусства. Все это стало основанием для определения проблемы исследования, формирования его объекта, предмета, гипотезы, целей и задач.

Второй этап - 1999-2001 гг. был преимущественно посвящен опытно-экспериментальной работе. Разработана программа констатирующего эксперимента, осуществлена проверка гипотезы, определены возможности студентов в формировании умений и навыков процесса вышивки, проведен формирующий эксперимент.

Третий этап 2001-2002 гг. носил теоретико-обобщающий характер, где осуществлена систематизация полученного материала, выводов и методических рекомендаций, разработанных в ходе исследования, проведено литературное оформление диссертации.

Научная новизна исследования заключаются в том, что: " решена научная педагогическая задача проблемы развития творческих способностей студентов; разработаны критерии отбора содержания обучения в кружке художественной вышивки; определены условия формирования творческих способностей в процессе занятий кружка художественной вышивки; разработана и экспериментально проверена эффективная методическая система формирования творческих способностей студентов на занятиях по художественной вышивки; выявлена и доказана эффективность применения метода стадиального ориентирования с изучением стадии формирования навыков. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что внесет вклад в теорию и методику развития творческих способностей студентов на занятиях по декоративно-прикладному искусству (художественной вышивки).

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащийся в ней материал по содержанию обучения и методический комплекс для формирования творческой способности в процессе кружковых занятий художественной вышивки может быть использован и уже находит применение в деятельности преподавателей ХГФ и общеобразовательных школ.

Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В приложении представлено примерное планирование занятий кружка по

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Результаты исследования дают основание считать, что уже в первоначальном периоде обучения необходимо упражнять студентов в правильном выполнении швов, так как у них неизбежно складываются определенные первоначальные навыки, которые при отсутствии специального обучения будут неправильными и потребуют в дальнейшем переучивания.

Говоря о навыках вышивания, имеют ввиду исключительно или преимущественно ручные навыки.

Использование метода стадиального ориентирования позволило студентам более свободно овладеть мастерством вышивания, действия студентов при повторении их от раза к разу становятся одинаковыми и "стереотипными", в них появляется определённая чёткость движений.

В конце эксперимента число творчески работающих студентов насчитывалось более 90%. Это и является сигналом к тому, что необходимые умения и навыки сформированы и это содействует формированию творческой способности.

Экспериментально подтверждена педагогическая эффективность разработанного методического комплекса по формированию творческих способностей студентов. Задачи исследования решены, цель исследования достигнута, гипотеза, сформированная в начале исследования, нашла своё подтверждение.

Наше исследование по проблеме формирования творческих способностей студентов не может считаться окончательно исчерпанным.

Материалы нашей работы могут быть применены в последующем совершенствовании содержания и методики обучения декоративно-прикладному искусству в педагогических институтах и в школе, а также служить основанием для дальнейших педагогических исследований по проблеме формирования творческой способности профиля "художественный труд".

2. Абдулина О. А.

3. Абдирасилов М.

4. Авдеева М. К.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Творческие способности развиваются только в профессиональной деятельности и в специальных упражнениях, рассчитанных на формирование необходимых для художника личных качеств.

Уровень развития способностей зависит: 1) от качества наличных знаний и умений; 2) от природных задатков человека, качества врожденных нервных механизмов элементарной психологической деятельности.

Развитие творческих способностей в процессе занятий художественной вышивки возможно лишь в процессе усвоения и практического применения специальных знаний, умений и навыков выполнения швов. Одним из оптимальных путей эффективной подготовки учителей к руководству художественным творчеством является целенаправленное обучение студентов народным промыслам, в том числе и художественной вышивке.

2. Широкое распространение и приёмы этого декоративно-прикладного искусства связано с повышением требований к культуре быта и одежды. Вышивка одна из самых древних видов орнаментации тканей у всех видов, особенно у таджикского народа, в котором каждая эпоха, национальная культура выработали свои мотивы, формы, цвет и расположение орнамента на украшаемой поверхности.

3. В процессе обучения художественной вышивки необходимы следующие системы знаний, умений и навыков: изучение истории развития художественной вышивки, основ композиции орнамента, особенности структуры узора, форм и цвета в орнаменте, ритм и симметрия, способы выполнения различных швов, анализ произведений прикладного искусства.

4. Анализ психолого-методической литературы показал, что в процессе формирования творческой способности при обучении народным

108 промыслам более приемлем метод A.M. Новикова, метод стадиального ориентирования, подробного изучения стадии изучения тому или иному приему самоконтроля.

5. Констатирующий эксперимент подтвердил предложение о том, что: в процессе вышивания у каждого ошибочного действия студентов бывает одна или несколько причин, из нескольких причин одна - главная, определяющая появление данного ошибочного действия, остальные в таком случае становятся способствующими его появлению. Причиной этого является трудность в совмещении действий, не сформированное™ умений, т.е. слабые профессиональные способности.

В процессе обучения не соблюдалась логика построения содержания и методов профессионального обучения, которая должна идти от содержания и структуры умений и от них - к формированию творческих способностей.

Эксперимент позволил выявить основные недостатки в формировании творческих способностей студентов в процессе вышивки, которых можно избежать при более рациональной организации художественной деятельности студентов.

Студентки достаточно быстро приобретают способность в процессе выполнения отдельных швов, а когда швы смешиваются (или соединяются) работа - затрудняется. Некоторые швы на занятиях используются редко, способность к их выполнению в дальнейшем также не получает достаточного развития.

Основные трудности в овладении студентками навыков выполнения вышивки сводятся к сложности освоения приемов самоконтроля, и в первую очередь - различия правильно выполненных действий и совершаемых ошибок.

6. Формирующий эксперимент, проведенный в трёх группах, позволяет утверждать, что для формирования творческих способностей можно добиться лучших результатов с использованием метода стадиального ориентирования при выполнении наиболее труднодоступных приёмов самоконтроля.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Дадобоева, Мухрам Наимджановна, Худжанд

1. Абу Али ибн Сииа Избранные произведения. Том 1. Душанбе, 1980.

2. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968.-339с.

3. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380с.

4. О соотношении способностей и одаренности. В кн.: Проблемы способностей. М.; 1962, с. 15. Основы рисования. М.: 1974. Нормирование технического труда. Ташкент, 1978, с.58.

5. История декоративно-прикладного искусства. М.: Искусство, 1982, с. 10.

6. Барадулин В. А., Чупаева Т. А.19. Боголюбов Н.С.20. Богоявленская Д.

7. Избранные педагогические труды. М., 1989, с. 104.

8. О путях к творчеству. Наука и жизнь. 1977, №2.

9. Вышивка и вязание. Методические рекомендации. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1989, 84 с.

10. Развитие художественно- творческой активности младших школьников аудиовизуальными средствами. Автореферат дисс. к.п.н. Казань, 1989. 18 с.

11. Символы небесных светил в орнаменте древней Руси. Советская археология. № 4. 1960. с. 60. Эстетическое воспитание учащихся на занятиях по ручному труду (на материале школ Тадж. ССР). Автореферат дисс. к.п.н. Фрунзе, 1970.-40с.

12. Организация учебного процесса и управление этим процессом школа, 1973. № 3, с. 6. Опыт экспериментального изучения творческих способностей // Вопросы психологии, 1977 №4 -с 51-55.

13. Особенности детальности преподавателя высшей школы. Л.: ЛГУ, 1974.-112 с. "О предмете и методах дидактических исследований". М., 1962.45. Занков Л.В.46. Занков Л.В.47. ЗасобинаГ. А.

14. Захаров Р. 49. Иванов С. В.50. Иванов С. В.51. Исломов О. А.52. Ипатьев Е.И.53. Ильина Т.А.54. Исаев А.Б.

15. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение. 1968.-175с.

16. Наглядность и активизация учащихся в обучении. -М.: Учпедгиз, I960.- 311 е., ил. Особенности и формирования у студентов профессиональных умений в конструировании учебной работы. Автореферат дисс. к.п.н. Л., 1971.-20с.

17. Искусство балетмейстера". М., 1954 с.58-59. О некоторых традициях согдийского декоративного искусства в орнаменте таджиков и узбеков. Материалы 2-го совещания археологов и этнографов Средней Азии. М.-Л., 1959. с.217.

18. Орнамент народов Сибири как исторический источник. М.-Л. 1963, с.7.

19. Творческое отношение будущих учителей графических дисциплин, как аспект образовательного процесса: Душанбе ТГГУ, 1999-71с.

20. Влияние восприятия предмета на изображение по представлению. Психология рисунка и живописи. М., 1961.

21. Вопросы теории и методики педагогического эксперимента. М., 1975.

22. Психология формирования знаний и навыков у школьников. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.-376с.

23. Некоторые принципы творческого воспитания и образования современной молодежи. Вопросы философии, 1971, №7, с. 16.

24. Профессионально значимые качества личности учителя и их самооценка. В кн.: Творческая направленность деятельности педагога -Л., 1978, с. 37.

25. Психология. -М., 1982, 256 с.

26. Основы обучения изобразительному искусству вшколе. М, 1977.-207с.

27. Формирование педагогических способностей. -Л.: ЛГУ, 1961.-98с.

28. Психология личности. Изд. 3-е. М., 1970 с 238 Великая дидактика. -М., 1939. Психология способностей изобразительной деятельности. М., 1959.

29. Учение- процесса творческий. М.: просвещение, 1980,- 119с.

30. Психология творческого мышления. М., 1975. Основы педагогической психологии М., 1972 с. 31.

31. Проблема формирования и развития способностей Вопросы психологии, 1972. № 2, с.З.

32. Умственные способности и возраст. М.: Просвещение, 1971 - с.227. Проблемы теории обучения. М., 1984. - 225 с. Дидактическая система методов обучения. М.:1976. 64 с.

33. Мозг и психика. В кн.: Хрестоматия по психологии/ Под ред. Н. В. Петровского.М.:1977, 134 с.

34. Избранные психологические произведения. В кн. М. 1983, Т.1.

35. Формирование способностей. Вопросы психологии. 1960, №1, с.7. искусстве. М., 1936. Т. Н. стр.119. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. М.: Наука, 1978, с.30.80. Максимов Ю. В.81. Максимова 3. Н.

36. Уроки искусства и ремесла". Жури. "Школа и производство" 8/1983, с.26.

37. Народное искусство в эстетическом и трудовом воспитании детей. "Школа и производство", 2/92, с.50.

38. Медведев JI. Г. Формирование графического художественногообраза на занятиях по рисунку. М. 1986, с. 158.

39. Менчинская Н. А. Проблемы "самоуправления" познавательнойдеятельностью и развитие личности. В кн.: Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. - М. 1975, с.11.

40. Меньшиков Н. А. Студенческий коллектив как фактор развитияпрофессионально значимых качеств личности будущих педагогов. Автореферат дисс. .к.п.н. -Л., 1975,23 с.

41. Методы педагогического исследования (Под ред. А. И. Пискунова,

42. Г. В. Воробьёва). М.: Педагогика, 1979, стр. 255.

43. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. М., 1973 Диагностика свойств внимания учителя одного из важных компонентов педагогических способностей. М., 1970, с.52 Основы педагогических знаний. - М.: Педагогика, 1986, с.106.

44. Исследования по истории и культуре Ленинабада. Душанбе: "Дониш", 1986.86. Милерян Е. А.87. Мительман Р. И.88. Моносзон Э. И.89. Негматов Н. Н.90. Никифорова О. И.91. Новоминский А. Н.92. Новиков А. М.93. Овчинникова В. И.94. Огородников И. Т.

45. Исследования по психологии художественного творчества. М., 1972

46. Приглашение к творчеству: Некоторые проблемы формирования специалиста творца в условиях высшей школы. - Львов, Изд.Львовского ун-та, 1970, 164 с. Процесс и методы формирования трудовых умений, м., 1986, с. 209

47. Проблема способностей. М.: Наука, 1972, 312 с.

48. Платонов К. К., Голубев Г. Г. Психология. М.: 1973 с. 144.

49. Психологический словарь под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца,

50. Б. Ф. Ломова. М.: Педагогика, 1983. Эвристика наука о творческом мышлении. М. 1967 с.22.

51. СафинВ. Ф. Максютова X. А.109. Сеченов И. М.110. Солорейчик С. А.111. Сухарева О. А.112. Скаткин М. Н.113. Слободова В. JI.114. Спичак И. А.на занятиях рисования. М.:Г1росвещение, 1987 с.4. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973, 703 с.

52. Проблема способностей и вопросы психологической теории. Вопросы психологии, 1960, №3, с.З.

53. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980, с.36.

54. Взгляд с позиции психолога. Художественное творчество. Л.,: 1983, с.231. Каких специалистов должен готовить художественно-графический факультет. Школа и производство. 1989, №11, с.77.116. Струков В. И.

55. Теплов Б. М. Небылицин В.Д.

56. Способности и интересы: сб. статей / Под ред. Н. Ф. Левитова и

57. Теория и практика педагогического эксперимента под ред. А. И. Пискунова и др. М: 1973.

58. Теоретические основы содержания общего среднего образования. Под

59. Ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М: 1983, 122 с.

60. Декоративно-прикладное искусство в школе. М.:1988, с. 176.

61. Народное искусство в системе профессиональной подготовки студентов худграфов педвузов (На примере использования орнаментов Северного Таджикистана): Автореф. дисс. к.п.н.-М: 1994.

62. Энциклопедия Таджикистана, стр.372.

63. Юну сова Н. 3. Изобразительная и орнаментальные системы в вышивке ихудожественных тканях Таджикис-тана XIX-XX вв. Автореф. к.д., Минск, 1974, с.129.