автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование проектной культуры студентов высшей профессиональной школы в области художественной вышивки
- Автор научной работы
- Камнева, Светлана Юрьевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Санкт-Петербург
- Год защиты
- 2013
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.08
Автореферат диссертации по теме "Формирование проектной культуры студентов высшей профессиональной школы в области художественной вышивки"
На правах рукописи
Камнева Светлана Юрьевна
Формирование проектной культуры студентов высшей профессиональной школы в области художественной вышивки
13.00.08 - теория и методика профессионального образования (педагогические науки)
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
005052046
Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Высшая школа народных искусств (институт)»
Научный руководитель:
доктор педагогических наук, профессор, Шамрай Наталия Николаевна
Официальные оппоненты:
член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник Федерального государственного научного учреждения «Институт художественного образования» Российской академии образования Фомина Наталья Ннколаевна
доктор педагогических наук, профессор, проректор по дополнительному профессиональному образованию Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г. Строганова Зива Валентина Федоровна
Ведущая организация:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна»
Защита состоится «29» марта 2013 г. в 11 часов на заседании диссертационного совета К 212.349.01 по защите диссертаций на соискание ученой стенени кандидата педагогических наук в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Высшая школа народных искусств (институт)» Министерства образования и науки Российской Федерации по адресу: 191186 г. Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д. 2А.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Высшая школа народных искусств (институт)» и на сайте http:// www.vshni.ru Автореферат разослан «28» февраля 2013 года
И. о. ученого секретаря диссертационного совета, кандидат педагогических наук
О. П. Рыбникова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Художественная вышивка, основанная на исторических художественных традициях, требует возрождения, сохранения и развития, что возможно только при соответствующем высшем профессиональном образовании художников в этой области. В настоящее время, в период модернизации высшей профессиональной школы, встает проблема подготовки будущих художников к профессиональной деятельности, развития их творческого и визуального мышления, и как результат, формирования проектной культуры и создания на ее основе востребованных высокопрофессиональных изделий художественной вышивки.
Работа современного художника представляет собой конструктивную, художественную и проектную деятельность, для успешной реализации которой необходимо не только владение различными техниками и технологиями выполнения художественной вышивки, но и овладение теорией и практикой проектирования конкретного вида художественной вышивки с учетом исторических художественных традиций, осознанием современного состояния и восприятия этого вида традиционного прикладного искусства. Единственным из специальных предметов профессионального обучения в высшей школе, отражающих эту проблему, является «Проектирование художественной вышивки».
Однако по данным нашего исследования преподаватели вуза не владеют педагогическими технологиями обучения проектированию, в том числе и потому, что до настоящего времени вопросы формирования проектной культуры студентов не рассматривались ни методически, ни теоретически не только в области художественной вышивки, но и в других видах традиционного прикладного искусства. А образовательные программы средних профессиональных учебных заведений вообще не предусматривают обучение этой дисциплине, что не способствует преемственности в системе непрерывного профессионального образования в этой области. В то же время все преподаватели считают необходимым формирование проектной культуры студентов и научного обеспечения проектной деятельности. Таким образом, существует актуальная практическая проблема формирования проектной культуры у студентов через совершенствование содержания и методов обучения в высшей школе с учетом специфического характера проектно-творческой деятельности в традиционном прикладном искусстве.
Степень научной разработанности проблемы. В зарубежной психолого-педагогической науке высший уровень развития способности к проектной деятельности получил название «проектной культуры» (Дж. Джонс, Дж. Дьюи, В. Килпатрик, Е. Коллинз и др.), в отечественной проектная деятельность отражена в работах И.В. Бестужева-Лады, В.П. Беспалько, О.И. Генисаретского, М.С. Кагана, K.M. Кантора, B.C. Лазарева,
В.М. Розина. Роль проектной культуры исследовалась Т.В. Селивановой, O.A. Ческидо-вой, H.A. Масюковой, Ю.А. Фильчаковой, Т.М. Кауда и т.д. Большое внимание ис-
следователей уделено изучению вопросов теории искусства художественной вышивки и профессионального образования в этой области (И.Я. Богуславская, Е. И. Васильева, Н.М. Ведерникова, В. Ф. Максимович, Т.М. Носань, М.А. Некрасова, Т.М. Разина A.B. Красикова, П.Е. Серов, Т.В. Толбузина). Однако ни в одном из исследований проблема фор-
3
мирования проектной культуры в профессиональном образовании в области художественной вышивки не рассматривалась, что определило научную проблему данного исследования.
Решение указанных проблем состоит в исключении противоречия между отсутствием педагогических условий и способов формирования проектной культуры студентов в процессе профессионального образования в области художественной вышивки, недостаточностью теоретических наработок в этой области и необходимостью выстраивания про-ектно-творческой деятельности будущего художника как основы проектной культуры с учётом регионально-исторических, художественно-технологических традиций, и как результат, создания высокохудожественных работ, востребованных в современном мире. Необходимость решения проблем обусловила выбор темы настоящего исследования: «Формирование проектной культуры студентов высшей профессиональной школы в области художественной вышивки».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить модель формирования проектной культуры студентов высшей школы в области художественной вышивки.
Объект исследования — содержание высшего профессионального образования студентов в области художественной вышивки.
Предмет исследования — современные условия и способы формирования проектной культуры студентов высшей профессиональной школы в области художественной вышивки.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что качественные изменения в формировании у студентов проектной культуры в области художественной вышивки будут происходить, если:
- процесс профессионального обучения будет отражать и учитывать исторические особенности искусства художественной вышивки и профессионального образования в этой области;
- определена сущность проектной культуры обучающихся — будущих художников искусства вышивки, а также условия и способы её формирования;
- на базе системного, деятельностного, интегрированного подходов и исторической реконструкции искусства художественной вышивки будет теоретически обоснована, разработана и внедрена модель формирования проектной культуры, отражающая содержание и средства обучения, обеспечивающие её реализацию в целостном творческом образовательном пространстве;
- основой преподавания специальной дисциплины «Проектирование художественной вышивки» будет являться интегративная методика, обеспечивающая профессиональную подготовку будущих художников как создателей высокохудожественных проектов и их реализацию.
Цель, предмет и гипотеза исследования определили задачи исследования:
1. Изучить сущность и тенденции становления проектной культуры в России и за рубежом и обосновать исторические предпосылки профессионального обучения студентов художественной вышивке, выявить условия и способы формирования проектной культуры.
4
2.Выявить и определить сущность проектной культуры студентов в высшем профессиональном образовании в области художественной вышивки.
3. Теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить модель формирования проектной культуры студентов высшей школы в области художественной вышивки.
4. Разработать интегративную методику формирования проектной культуры будущих художников и обосновать ее применение в процессе изучения специальной дисциплины «Проектирование художественной вышивки».
5. Экспериментально проверить и обобщить результаты апробации модели формирования проектной культуры студентов.
Методологической основой исследования являются системный подход (Л. Бер-таланфи, М.С. Каган, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин); историческая реконструкция (И. Кант); деятелышстный подход к обучению (П.Я. Гальперин, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, Н.Ф.Талызина, Д.Б.Эльконин); интегрированный подход (А.Д. Урсул); общенаучные принципы исследования социально-педагогических объектов (Ю.К.Бабанский, В.И. Загвягин-ский).
Теоретическую основу исследования составили: теория творчества в ее различных аспектах: (в философском понимании И. Кант, Д.С. Лихачев, М.С. Каган); в педагогическом (В.В. Краевский, И.Я. Лернср); в аспектах психологии (В.П. Зинченко, B.C. Лазарев, В.И. Панов, В.И. Слободчиков); теория и методика художественного образования (Н.И. Дружко-ва, В.Ф. Зива, С.П. Ломов, В.Ф. Максимович, Б.М. Неменский, Л.В. Школяр, H.H. Фомина, Б.П. Юсов); исследования вопросов по истории народного прикладного искусства и профессионального образования (И.Я. Богуславская, В.М. Василенко, М.А. Некрасова, Т.М. Разина п др.), теория креативности (Д.Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд, Дж. Дьюи и др.); теория и история профессионального образования (Н.М. Александрова, С.Я. Батышев, A.M. Новиков, H.H. Шамрай и др.).
Для проверки выдвинутой гипотезы, решений поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические - изучение архивных материалов и документов, учебной документации; анализ исторической, философской, искусствоведческой, научно-методической и психолого-педагогической литературы; изучение состояния профессиональной подготовки в сфере традиционного прикладного искусства, сравнительный анализ педагогического опыта, практики проектной деятельности; эмпирические - педагогическое наблюдение, опросы, анкетирование, беседы, педагогический эксперимент, комплексный анализ творческих работ студентов; анализ деятельности выпускников, статистическая обработка результатов эксперимента.
Экспериментальная база. Исследование проводилось в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Высшая школа народных искусств (институт)». В эксперименте участвовало 80 студентов (из них 60 входили в экспериментальные группы, 20 - в контрольную) и 6 преподавателей.
Основные этапы исследования:
I этап (2005-2007 гг.) - включал целенаправленное изучение и анализ исторической, психолого-педагогической литературы; изучение практического опыта и архивных мате-
5
риалов; обоснование актуальности темы, формулировку гипотезы, разработку методики экспериментальной работы.
II этап (2008-2012гг.) - диагностический - определение исходного уровня владения студентами приемов графического моделирования и проектирования формы объекта; разработка модели; проведение экспериментальной проверки новых теоретических положений, корректировка методик, проверка достоверности рабочей гипотезы.
В процессе III этапа (2012 гг.) осуществлялись анализ, обработка, обобщение полученных результатов экспериментальной работы, оформление диссертации и автореферата.
Научная новизна исследования. В процессе исследовательской работы было сформулировано понятие «проектная культура студентов в высшем профессиональном образовании в области художественной вышивки», как степень овладения проектно-творческой системой ведущих деятельностей (художественной, конструктивной, технологической, проектной) на основе базовых дисциплин (технологии, материаловедения и производственного обучения, основ композиции, технического рисунка, моделирования и конструирования одежды) и последовательного постижения проектирования художественной вышивки, выражающаяся в реализации творческого замысла методом выбора оптимального алгоритма решения учебной и художественно-творческой проблемы, а также сформирован-ность собственно мотивационно-ценностного отношения к искусству художественной вышивки.
На основе теоретических исследований и практического опыта преподавания проектирования в области художественной вышивки разработана модель формирования проектной культуры студентов на базе исторической реконструкции, системного, деятельностного и интегрированного подходов, а также принципов профессионального обучения художественной вышивке и соответствия учебного процесса логике осваиваемой проектно-творческой деятельности именно в художественной вышивке, которая способствует развитию творческого потенциала, мотивационно-творческой направленности, ориентации в видах проектно-творческой деятельности, ценностного отношения к профессии, способности предвидеть результат проектной работы, решать с поэтапной корректировкой проектио-творческие задачи.
Определено, что формирование проектной культуры студентов базируется на создании творческого образовательного пространства, включающего мотивационно-личностный, креативный и практико-прикладной компоненты, которые отражают выразительные художественно-изобразительные средства искусства художественной вышивки в процессе проектирования изделий и способствуют формированию мировоззрения студентов, пониманию их сопричастности к развитию и функциональной ценности произведений вышивки, и как результат, современной востребованности искусства художественной вышивки на основе исторических художественных традиций и творческой интерпретации художественных образов с использованием оригинальных композиционных (конструктивных, колористических, технологических) решений в трактовке современных моделей.
Теоретическая значимость исследования. Раскрыта взаимосвязь мотивационно-личностного, креативного и практико-прикладного компонентов художественно- творче-
6
ского образовательного пространства, обоснованы условия и способы формирования проектной культуры студентов и их реализация в рамках учебно-методического комплекса «Проектирование художественной вышивки», применение метода алгоритмического и корректирующего действия, а также метода анализа поэтапного решения проектно-творческой задачи и, как результат, правильности выбранной стратегии выполнения художественно-творческих проектов художественной вышивки. Установлены причинно-следственные связи между требованиями к проектной культуре будущих художников и условиями и способами ее формирования в процессе профессионального образования. Обоснованы особенности реализации разработанной интегративной методики формирования проектной культуры студентов, имеющей строение и сущность метаметодики, позволяющей повысить уровень проектно-творческой деятельности, проявляющийся в преобразующей и постадийпой активно-созидательной работе студентов при руководящей роли преподавателя по реализации индивидуальных проектных художественно-творческих учебных заданий.
Практическая значимость. Экспериментальным путем подтверждена эффективность профессионального обучения в области художественной вышивки на основе внедрения модели формирования проектной культуры студентов.
Разработан учебно-методический комплекс «Проектирование художественной вышивки», включающий учебные программы, сборник проектно-творческих заданий, методические рекомендации по выполнению курсового проекта, словарь терминов, наглядные дидактические материалы, интегрированное пособие, сценарии проведения занятий, контрольные вопросы.
Результаты данного исследования имеют значение для всех уровней профессионального образования в различных видах традиционного прикладного искусства. Материалы диссертации могут быть использованы в системе повышения квалификации преподавателей и профессиональной переподготовке.
Соответствие диссертации паспорту научной специальности.
Согласно формуле специальности 13.00.08 - теория и методика профессионального образования (педагогические науки), результаты исследования соответствуют таким пунктам специальности как: генезис и теоретико-методологические основы педагогики профессионального образования; подготовка специалистов в высших учебных заведениях; методология и методика профессионального образования; непрерывное профессиональное образование; учебно-воспитательный процесс в учреждениях.
Достоверность исследования обусловлена методологическими принципами, комплексом методов, адекватных целям и задачам исследования, а также экспериментальной проверкой, теоретическим анализом полученных результатов исследования, обобщением выводов и многолетним педагогическим опытом работы соискателя в должности доцента в Московском филиале Высшей школы народных искусств.
Апробация и внедреннс теоретических положений. Направление исследования и отдельные его результаты обсуждались на семинарах, заседаниях кафедры теории и методики профессионального образования, научных чтениях и Ученом совете ВШНИ (института) в г. Москве, г. Санкт-Петербурге (2007-2012 гг.), а также в докладах и выступлениях на ме-
7
ждународных научно-практических конференциях «Традиционное прикладное искусство и образование» (2008, 2009, 2010, 2011, 2012 гг.); на международной научно-практической конференции г. Улан-Удэ (2011 г.); на Межрегиональном фестивале ремесел и фольклора «Народные художественные промыслы: педагогика, экономика, политика и мораль». Результаты исследования внедрены в Суздальском филиале «Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств».
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Формирование проектной культуры будущих художников в области художественной вышивки требует: определения специфики и сущности искусства художественной вышивки и особенностей профессиональной подготовки в этой области; исторической реконструкции как условия развития и современной востребованности этого вида искусства; исследования путей и динамики формирования проектной культуры, исследовательско-исторической и проектно-творческой деятельности студентов, направленной на созидание в области художественной вышивки.
2. Содержание понятия «проектная культура студентов высшей профессиональной школы в области художественной вышивки» представляет собой степень овладения про-ектно-творческой системой ведущих деятелыюстей (художественной, конструктивной, технологической, проектной) на основе знаний базовых дисциплин (материаловедения, технологии и производственного обучения; основ композиции; технического рисунка; моделирования и конструирования), выражающаяся в сформированное™ мотивационно-ценностного отношения к искусству художественной вышивки и реализации творческого замысла в проектировании изделий, соотнесённых с мировой высокой модой.
3. Модель формирования проектной культуры будущих художников разработана при полном соответствии учебного процесса логике осваиваемой проектно-творческой деятельности в области искусства художественной вышивки с учетом особенностей и специфических принципов профессионального обучения и включает творческое образовательное пространство как необходимое условие, учебно-методический комплекс как информативную базу проектной культуры, проектно-творческую деятельность студентов и показатели сформированное™ проектной культуры (творческий потенциал, мотивационно-творческая направленность, ориентация в видах проектно-творческой деятельности, направленность на развитие желания и умения учиться, предвидеть результат и решать творческие задачи); критерии оценки сформированное™ проектной культуры - умение выполнять проект на бумажном носителе и видеть перспективы его материализации.
4. Процесс профессионального обучения по формированию проектной культуры студентов в областа художественной вышивки, учитывающий дифференциацию двух задач; стороннего потребителя-заказчика, определяющего основные условия и желаемый результат выполняемой работы, и особенности и возможности свободной от заказчика собственно-творческой работы художника, включает:
- поиск вариантов и последующий выбор идеи проекта (варианты художественной вышивки, формы и конструкции модели, форэскизирование);
- выбор идеи как принятие решения (конкретный вид вышивки и изделия, виды ткани и нитей);
- итоговый отбор оптимального варианта и колористическое решение проекта с использованием оригинальных композиционно-творческих элементов в трактовке современных моделей;
- анализ возможностей материализации проекта, его технологической и конструктивной состоятельности, творческой интерпретации эскизных вариантов;
- создание, анализ и оценка выполненного графического проекта;
- собственная оценка проекта студентом-исполнителем, его презентация, оценка студентами-сокурсниками и итоговая оценка преподавателем.
5. Интегративная методика профессионального обучения, имеющая строение и сущность метаметодики, основанная на реализации алгоритмических и корректирующих действий студентов в ходе проектирования художественной вышивки, анализе поэтапных решений индивидуальной проектно-творческой задачи и правильности выбранной стратегии выполнения проекта при научно-методическом педагогическом сопровождении, обеспечивает освоение и реализацию проектно-творческой деятельности обучающихся, раскрывает закономерности как самостоятельной работы, так и под руководством преподавателя и способствует реализации поставленных задач по формированию проектной культуры студентов в высшей школе.
Структура диссертации вытекает из задач исследования, практической целесообразности изложения материала и логики раскрытия темы исследования, состоит из введения, двух глав, заключения, пяти приложений. Список используемой литературы включает 198 наименований. Объем диссертации 148 страниц, 8 таблиц, 12 рисунков.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обоснована актуальность исследования, выявлены противоречия и сформулирована проблема, определены цель, объект, предмет, гипотеза и задачи, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость, изложены основные положения, выносимые на защиту и результаты апробации.
В первой главе «Проектная культура как важнейший компонент современной образовательной парадигмы профессиональной подготовки студентов в области художественной вышивки» осуществлен теоретический анализ зарубежной и отечественной исторической, философской и психолого-педагогической литературы; представлен анализ теоретических предпосылок и тенденций, обуславливающих необходимость формирования проектной культуры в высшей школе; определены условия и способы формирования проектной культуры будущих художников в области художественной вышивки.
В диссертации показано, что в настоящее время отсутствует единое научное понимание содержания дефиниции «проектная культура студентов высшей профессиональной школы в области художественной вышивки». В последние годы возросло внимание к проблемам традиционного прикладного искусства, его конкретным видам в контексте культуры. Исследователи (М.А. Сорокина, М.А. Некрасова, ИЛ.Богуславская) подчеркивают, что культура во всеохватном значении традиционно включает в себя процесс человеческой дея-
тельности, а также воплощение этой деятельности в духовной и материальной сферах, что в полной мере относится и к искусству вышивки.
Вопросами развития проектной культуры занимаются сравнительно недавно - с середины 30-х годов XX века в США, Великобритании, России, Франции и других странах (Д. Дьюи, М.С. Каган, K.M. Кантор, Е. Коллинз, В.М. Розин и др.). В исследованиях, посвященных проектной культуре, значительное место уделяется изучению механизмов развития творчества.
Так, О.И. Генисаретский определяет ее как пространство для творчества, в котором проектное воображение реализуется благодаря производным от него способностям понимания, проектного замышления и вкуса. O.A. Ческидова полагает, что проектная культура учащихся образовательных школ включает в себя такие компоненты как когнитивный, эмоционально-ценностный, творческий. Т.В. Селиванова посвятила свое исследование формированию проектного мышления учителя изобразительного искусства. В научных трудах Ю.А. Фильчаковой сделан акцент на создание условии развития проектной культуры учащихся на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе. Изучение различных теорий и концепций показало, что в педагогике накоплен опыт теоретических разработок в области изучения процесса проектирования, основы которого были заложены Д. Дьюи и В.Х. Килпатриком.
В процессе исследования был проведен анализ теории и практики организации учебного процесса в области художественной вышивки в аналогичных центрах народных художественных промыслов, который позволил выявить ряд подходов к профессиональному обучению художественной вышивки. Наиболее отчетливо это проявилось в Московской школе художественных ремесел, основанной в 1938 году, где были разработаны новые принципы обучения, впервые систематизированы техники и технологии вышивки в области профессионального образования (Т.П. Бурмистрова, A.B. Красикова, Л.П. Фёдорова, A.A. Николаева). Углубленный анализ подготовки будущих художников осуществлялся на базе Высшей школы народных искусств (института) (г. Санкт-Петербург), где анализировавдсь состояние и пути совершенствования обучения технологии художественной вышивки (Т.М. Носань, A.B. Красикова, Т.М. Романтовская, Е.В. Сайфулина).
На основе изучения и анализа искусствоведческих трудов в области художественной вышивки, отражающих традиционную художественную культуру в этнографическом, философском, историческом, эстетическом, искусствоведческом и педагогическом аспектах (С.И. Большова, Н.П. Божьсва, В.М. Вишневская, Г.С. Маслова, И.П. Работнова, В.А. Фалеева и др.), было выявлено, что до сих пор практически не обобщен опыт обучения художественной вышивке по специальным дисциплинам.
Первое научное исследование в области профессионального обучения художественной вышивке в традиционном прикладном искусстве было предпринято Т.М. Носань. В то же время установлено, что проблема развития проектной культуры в процессе высшего профессионального образования в области художественной вышивки до настоящего времени не рассматривалась.
На основе ретроспективного анализа отечественных и зарубежных исследований по профессиональному образованию (Э.Ф. Зеер, И. Майзер, A.M. Новиков, В.А. Поляков, Э.
10
Фишер и др.) сделан вывод о целесообразности использования особенностей традиционного прикладного искусства в процессе формирования профессионально-значимых качеств личности будущего художника.
В ходе практического исследования было обнаружено, что профессиональная подготовка претерпевает ряд сложностей и затруднений: не всегда учитывается специфика организации образовательного процесса при корректировке учебных программ; отсутствуют учебники и учебно-методическая литература в области художественной вышивки; практически не ставится как цель - формирование проектной культуры студентов, а учебная деятельность по форме и содержанию не создает условий для её становления.
Таким образом, существует актуальная практическая проблема создания творческого образовательного пространства в высшей профессиональной школе, обеспечивающего развитие проектной культуры будущих художников в области художественной вышивки. Решение этой практической проблемы не может осуществляться без опоры на соответствующую научную базу.
Однако проведенный анализ привел нас к выводу, что механизм формирования проектной культуры изучен недостаточно, а структура и содержание творческой проектной деятельности в процессе профессионального образования в области художественной вышивки до настоящего времени не рассматривались и оставались вне поля зрения ученых. Вместе с тем сущность понятия проектной деятельности раскрыты такими учеными, как В.П. Зин ченко, М.С. Каган и др., а проектные формы обучения, методы и средства внедрены в практику творческой деятельности, основанной на принципах интеграции и взаимодействия искусств (Б.П. Юсов).
Для дальнейшей характеристики формирования проектной культуры в процессе творческой проектной деятельности необходимо коснуться понятия творческость («креативность»). В зарубежной психологии «креативность» трактуется как особый тип интеллектуальной способности, творческий стиль деятельности, как результат творческих достижений личности.
Так, Д.П. Гилфорд впервые ввел термин «креативность», используемый для обозначения умственных процессов, которые ведут к решениям, осмыслению и созданию художественных форм, теорий или любых продуктов, являющихся уникальными.
В отечественной психологии также большое внимание уделяется раскрытию сущности креативности. В данном исследовании мы опираемся на такие принципы «креативного поля» (Д.Б. Богоявленской), как самостоятельная постановка исследовательской задачи, не-огратшченное поле деятельности, способность к продолжению познания за рамками требований ситуации. «Креативность» рассматривается, как способность создавать уникальные и новые по своим решениям и идеям объекты, овладение комплексом сложных операций, направленных на создание произведения искусства, синтез новых созданных объектов.
Эти знания послужили нам теоретической основой для создания условий и способов формирования проектной культуры обучающихся искусству вышивки в высшем профессиональном образовании.
Для решения проблемы выстраивания творческой проектной деятельности будущего художника, нацеленной на интеграцию исторической сущности и особенностей искусства
И
художественной вышивки и современных требований высокой моды в этой области, нами был выбран деятельностный подход. Проведенное исследование выявило необходимость создания творческого образовательного пространства, как части социокультурной среды для формирования проектной культуры будущих художников.
В логике нашего исследования было раскрыто содержание понятия «проектная культура студентов в высшем профессиональном образовании в области художественной вышивки», как степень овладения проектно-творческой системой ведущих деятельностей (художественной, конструктивной, технологической, проектной) на основе базовых дисциплин (технологии, материаловедения и производственного обучения, основ композиции, технического рисунка, моделирования и конструирования одежды) и последовательного постижения проектирования художественной вышивки, выражающаяся в реализации творческого замысла методом выбора оптимального алгоритма решения учебной и художественно-творческой проблемы, а также сформированность собственно мотивационно-ценностного отношения к искусству художественной вышивки.
Это обусловлено тем, что оно связано со многими компонентами проектно-творческой деятельности (мотивационно-личностный, креативный, практико-прпкладной), обеспечивающими высокий уровень практической подготовки, формирования проектной культуры студентов, в ходе решения практических и исследовательских задач при педагогическом сопровождении преподавателя в процессе изучения специальной дисциплины «Проектирование художественной вышивки».
В результате анализа процесса профессионального обучения вышивке с позиции системного подхода, принципов профессионального обучения и принципа соответствия учебного процесса логике осваиваемой творческой проектной деятельности была разработана и научно обоснована модель формирования проектной культуры студентов высшей профессиональной школы в области художественной вышивки, определены условия и способы, обеспечивающие формирование проектной культуры, разработана последовательность выполнения графических проектов (алгоритм) как структура учебно-воспитательного процесса.
Модель, представленная на рисунке 1, включает процесс формирования проектной культуры, который обеспечивается: мотивационно-личностными, креативными и практико-прикладными компонентами; условиями и способами проектной культуры; учебно-методическим комплексом; показателями уровня и критериями оцен-
ки формирования проектной культуры и др.
Задачи: - определить содержание профессионального обучения проектированию изделий, декорированных художественной вышивкой, с учетом различных техник и технологий;
- создать проектно-творческую среду для реализации конструктивной, художественной и проектной деятельности студентов в реализации собственного творческого художественного замысла;
- обеспечить условия и способы формирования проектной культуры будущих художников искусства художественной вышивки;
Подходы:
- системный,
- дсятсльностный,
- интегрированный,
- исторической реконструкция
Принципы:
- профессионального обучения;
- соответствия учебного процесса логике осваиваемой просктно-творческой деятельности
Процесс профессионального обучения будущих художников
Условия формирования проектной культуры будущих художников:
- создание творческого образовательного пространства;
- взаимосвязь различных предметных областей:
- использование интегративной методики на всех этапах выполнения художественно-творческого проекта плоскостных изделий для оформления интерьера и коллекций современной одежды с художественной вышивкой
Способы формирования проектной культуры будущих художников:
- применение метода направляющих текстов;
- применение метода проектов;
- синтез искусства и науки
Учебно-методическнй комплекс «Проектирование художественной вышивки»
знания специальных дисциплин по художественной вышивке таких, как «технология», «материаловедение и производственное обучение», «основы композиции», «технический рисунок», «моделирование и конструирование одежды»
Проектно-творческая деятельность будущих художников
постановка проблемы, поиск вариантов идеи проекта -соотнесение видов художественной вышивки (строчевые, гладьевые, счётные и т.д.);
2.выбор идеи как принятие решения использования конкретной техники и определенного вида художественной вышивки, выбор ткани и нитей;
З.отбоо эскизов оазличных видов художественной вышивки
Показатели сформированное™ проектной культуры студентов: творческий потенциал, мотивационно-творческая направленность, ориентация в видах проектно-творчсской деятельности, сформированное™ умений и навыков проектно-творческой деятельное™, направленность на развитие умения учиться, предвидеть результат и решать творческие задачи
Контроль, критерии, оценка и корректировка результатов эксперимента
4. отбор лучшего эскиза проекта и анализ возможностей его материализации;
5. выполнение изделия в материале;
6. экспертиза, оценка проекта;
7. презентация;
8. самоанализ
Рисунок 1. Модель формирования проектной культуры студентов высшей профессиональной школы в области художественной вышивки
Таким образом, создание модели сделало реальным переход к определению содержания, форм и методов профессионального обучения студентов художественной вышивке в вузе. Этим исследованиям была посвящена вторая глава диссертации.
Во второй главе «Реализация условий и способов формирования проектной культуры будущих художников в постижешш искусства художественной вышивки» выделен алгоритм проектирования, который способствует осуществлению деятельности студентов по творческому проектированию и позволяет учесть необходимые этапы при разработке интегрированной методики профессионального обучения; рассмотрен ход экспериментальной деятельности и содержатся результаты апробации модели формирования проектной культуры студентов высшей профессиональной школы в области художественной вышивки.
Анализ состояния и возможностей перспективы формирования проектной культуры позволили научно обосновать и разработать фазы проектной деятельности студентов, способствующие совершенствованию профессиональной подготовки будущих художников в области художественной вышивки:
• фаза проектирования (знания базовых дисциплин по художественной вышивке таких, как материаловедения, технологии и производственного обучения; основ композиции; технического рисунка; моделирования и конструирования; поиск вариантов идеи проекта - соотнесение видов художественной вышивки (строчевые, гладьевые, счётные) с конструкцией и назначением модели; выбор идеи как принятие решения использования конкретной техники из определённого вида художественной вышивки (ивановская строчка, крестецкая строчка, нижегородский гипюр, вологодские стёкла - как строчевые вышивки; орловский сш1с, кадомский вениз, атласники и соединение тканей - как интеграция нескольких видов вышивки; владимирские верхошвы, александровская гладь, белая мстёрская гладь, русская гладь — гладьевой вид и т. д.), и колористического выбора ткани и нитей в соответствии с требованиями к вышивке; вариативность эскизирования выбранных видов и техник художественной вышивки с использованием оригинальных композиционных решений в трактовке современных моделей; отбор лучшего эскиза проекта и анализ возможностей его материализации как понимание ценности произведений вышивального искусства и творческой интерпретации художественных образов, соотнесённых с выбранной моделью художественного изделия; создание графического проекта как результата предварительной работы от идеи до эскизного проекта, включающего графическое исполнение модели изделия, графическое изображение конкретного вида художественной вышивки, отражающего орнаментальные элементы художественной вышивки, технику исполнения, цветовое решение и шрифтовое оформление);
• технологическая фаза (определение элементов художественной вышивки, соотнесённых с их технологическими особенностями и графическим изображением на бумажном носителе, изготовление выкройки и макета; определение места художественной вышивки в конструкции модели, выбора ткани и нитей в соответствии с художественно-творческой идеей; разработка эскизов, отбор лучших из них, окончательное выполнение проекта);
• рефлексивная фаза (промежуточная и итоговая оценка выполненного графического проекта и изделия в материале; анализ результатов поэтапного контроля выполненного графического проекта и готового изделия; самоанализ).
На основе специфических принципов профессионального обучения - научности, доступности, систематичности, последовательности, интеграции и др., которые являются системой теоретических обобщений и определяют подходы к организации профессиональной деятельности в учебном процессе и активных методов обучения, было разработано содержание специальной дисциплины «Проектирование художественной вышивки». На основе деятельностного подхода к обучению и с учетом принципа соответствия учебного процесса логике осваиваемой творческой проектной деятельности, была разработана интегративная метаметодика профессионального обучения, как основа формирования проектной культуры студентов высшей профессиональной школы, сущность которой заключается в объединении методов направляющих текстов и метода проектов.
В соответствии с научным подходом Ю.К. Бабанского, который считал, что главным направлением перестройки обучения является интенсификация учебного процесса в работе, мы учитывали, что цели интенсификации обучения должны соответствовать следующим требованиям: быть ориентированными на максимум возможностей в постижении обучающимися искусства вышивки и тем самым вызывать высокую активность; принципиально достижимыми, конкретными и перспективными, учитывающими реальные учебные возможности студентов.
В ходе реализации поставленных задач исследования был проведен педагогический эксперимент по проверке степени истинности приведенного в методологической части диссертационного исследования предположения (гипотезы) о том, что эффективность условий и способов формирования проектной культуры студентов высшей профессиональной школы в области художественной вышивки возможна и будет достигнута при создании творческого образовательного пространства, как части социокультурной среды. Эксперимент проводился в естественных условиях на базе Высшей школы народных искусств (института) (г. Санкт-Петербург), а также в филиалах Высшей школы народных искусств (института) (г. Москва, г. Рязань, пос. Холуй Ивановской области).
Для проведения педагогического эксперимента разработаны: программы и методики эксперимента, диагностический комплекс, методика подготовки педагогических кадров к эксперименту. На заключительном этапе исследования при апробации модели были определены и использованы уровни (репродуктивный, эвристический и креативный) и показатели (креативный потенциал, мотивационно-творческая направленность, ориентация в видах проектно-творческой деятельности в области художественной вышивки, сфор-мированность умений и навыков проектно-творческой деятельности, направленность на развитие умения учиться, предвидеть результат и решать творческие задачи) развития проектной культуры.
В соответствии с задачами эксперимента была разработана программа, состоящая из трех этапов: подготовительного, основного и аналитического. Всего в эксперименте приняли участие восемьдесят студентов, распределенных по четырем указанным выше группам в равных пропорциях. В ходе констатирующего эксперимента проводилась диагностика исходного уровня знашш и умений по проектно-творческой деятельности. Учитывая специфику профессионального образования в области художественной вышивки была разработана шкала, по которой и в соответствии с которой анализировались суммарные результаты ответов обучающихся на вопросы анкеты. Полученные данные позволили увидеть иерархию стартовых показателей уровня мотивационно-творческой направленности буду-
щих художников. В ходе обучающего эксперимента осуществлялась апробация проектно-творческих заданий по формированию творческого мышления и воображения на плоскостные (скатерти, комплекты для интерьера) и объёмные (коллекция одежды, ансамбли) изделия художественной вышивки.
Работы, выполненные контрольными и экспериментальными группами, сопоставлялись и оценивались по разработанным критериям: умение выполнять проект на бумажном носителе (поиск новых решений в стандартных условиях, осознание необходимости самосовершенствования); умение реализовывать проект в материале (поиск и открытие новых способов проектно-художественных решений); профессиональная и проектно-художественная компетентность (развитость аналитико-рефлексивных умений, интуиции, творческого воображения, самостоятельности и инициативности). Сравнительный анализ результатов, проведенных на стадиях констатирующего обучающего и сравнительного экспериментов, доказал продуктивность педагогического воздействия на формирование проектной культуры с художественной вышивки. В эксперименте участвовали четыре группы студентов, которые были сформированы по методу случайных чисел. Такой подход обеспечил формирование групп испытуемых, из которых три подвергались воздействию, а одна — нет, тестирование проводилось до и после воздействия. В Э. Г. №1 - применялся метод направляющих текстов; в Э. Г. №2 - применялся метод проектов; в Э. Г. №3 - применялись интегративная методика с использованием метода направляющих текстов и метода проектов; контрольная группа - не подвергалась экспериментальному воздействию. Для объективного определения уровня сформированности проектной культуры и в целях конкретизации и большей достоверности результатов эксперимента проведено аналитическое сравнение работ студентов, которое представлено на рисунке 2. Представленная на рисунке 2 гистограмма даёт основания осуществить итоговое ранжирование приращений оценки уровня сформированности проектной культуры будущих художников по результатам обучения. Ранги распределились следующим образом.
□РядЗ ■ Ряд2 аряд1
Группы эксперимента
Значения
Ранг з(э.г.1)ранг2(э.г.2)
Ранг 1(Эг 3)
Ранг 4(К.г.)
Рисунок 2. Графическое обобщение сравнительного анализа результатов эксперимента.
Ранг I - Э. г. № 3 с результатами: приращение оценки уровня сформированное™ проектной культуры участников составило 232 баллов по предложенной шкале, что составляет рост на 51,0 %.Ранг II - Э. г. № 2 с результатами: приращение оценки уровня сформированности проектной культуры обучающихся составило 158 баллов по предложенной шкале, что составляет рост на 20,5 %. Ранг III - Э. г. № 1 с результатами: приращение оценки уровня сформированности проектной культуры обучающихся составило 102 балла по предложенной шкале, что составляет рост на 15,5%. Ранг IV - Контрольная группа с результатами: приращение оценки уровня сформированности проектной культуры обучающихся составило 52 балла по предложенной шкале, что составляет рост на 13,0 %.
Рисунок 3. Приращения оценки показателей уровня сформированности проектной культуры будущих художников по результат ам обучения (в %).
Данные, представленные на рисунке 3, полностью тождественны ранжированию по итогам эксперимента, что доказывает достаточно высокую степень объективного анализа и обобщения результатов эксперимента.
В ходе эксперимента установлено, что Э. Г. № 3, имеющая приращение в 58.0 %, что составляет 232 балла по шкале ранжирования оценки сформированности проектной культуры будущих художников, заняла Ранг I в силу того, что в учебном процессе данная группа занималась по интегрированной методике, включающий метод направляющих текстов и метод проектов, что дало возможность обеспечить увеличение оценки уровня сформированности проектной культуры будущих художников более чем в 2 раза, по сравнению с исходным. Для объективного вывода, было определено значение и-критерия Манна-Уитни-Вилкоксона по формуле:
и= (80 х 20 + ((20 х (20 + 1)): 2)) - 232 = 1600+210-232 = 1578
Полученное значение ^значительно больше табличного, что приводит к выводу о справедливости исходной гипотезы, которая заключалась в утверждении о том, что применение интегрированной методики, образованной путём объединения метода направляющих текстов и метода проектов, способно обеспечить устойчивую позитивную динамику показателей оценки уровня сформированности проектной культуры будущих художников при создании творческого образовательного пространства в рамках реализации модели. Полная реализация разработанной программы эксперимента позволила доказать, что применение
13,0
15 5
20,5
и 1 • 2
□ 3
□ 4
интегративной методики может быть рекомендовано для обеспечения повышения эффективности учебного процесса по другим учебным дисциплинам учебного плана.
Таким образом, поставленные в ходе исследования задачи выполнены, цель достигнута, выдвинутая гипотеза подтверждена.
В заключении на основании обобщения результатов, полученных на различных этапах исследования, сформулированы основные выводы.
Доказано, что проектная культура будущих художников в области художественной вышивки определяется её необходимостью и развитием как профессионально значимой для будущей проектно - творческой деятельности студентов. Формирование проектной культуры обучающихся, ранее никогда не являвшееся предметом научного изучения, требует: определения специфики и сущности искусства художественной вышивки и особенностей профессиональной подготовки в этой области; исторической реконструкции как условия сохранения и обязательного развития и современной востребованности этого искусства; исследования путей и динамики формирования проектной культуры, исследовательско-исторической и проектно-творческой созидательной деятельности студентов.
Определено, что проектная культура в области художественной вышивки представляет собой степень овладения проектно-творческой системой ведущих деятельностей (художественной, конструктивной, технологической, проектной) путем интеграции знаний базовых дисциплин (технологии, материаловедения, исполнительского мастерства, технического рисунка, основ композиции) и постижением проектирования художественной вышивки, выражающаяся в сформированное™ мотивационно-ценностного отношения к искусству художественной вышивки и реализации творческого замысла.
Доказано, что отличительной особенностью модели формирования проектной культуры будущих художников является соответствие учебного процесса логике осваиваемой проектно-творческой деятельности; корректировкой содержания учебной информации и многоуровневой системы заданий; приемов эскизного и графического проектирования объекта, соотнесённого с методикой его материализации
Представленная модель включает:
- творческое образовательное пространство как необходимое условие формирования проектной культуры;
- учебно-методический комплекс как информативную базу проектной культуры;
- проектно-творческую деятельность студентов;
- показатели сформированное™ проектной культуры (творческий потенциал, моти-вационно-творческая направленность, ориентация в видах проектно-творческой деятельности, направленность на развитие желания учиться и предвидеть результат);
- умение отбирать варианты эскизирования, выполнять проект на бумажном носителе и видеть перспективы его материализации.
Установлено, что структура педагогического процесса формирования проектной культуры студентов включает:
- поиск вариантов и последующий выбор идеи проекта (варианты художественной вышивки, формы и конструкция изделия, разработка форэскизов);
- выбор идеи как принятие решения (конкретный вид вышивки и изделия, виды ткани и нитей);
- итоговый отбор оптимального варианта и колористическое решение проекта с использованием оригинальных композиционно-творческих элементов в трактовке современных моделей;
- анализ технологической и конструктивной состоятельности, творческой интерпретации проекта;
- создание, анализ и оценка выполненного графического проекта;
- собственная оценка проекта студентом-исполнителем, его презентация, оценка студентами-сокурсниками и итоговая оценка преподавателем.
Интегративная методика профессионального обучения, имеющая строение и сущность метаметодики, основанная на реализации алгоритмических и корректирующих действий студентов в ходе проектирования художественной вышивки, анализе поэтапных решений индивидуальной проектно-творческой задачи и правильности выбрашюй стратегии выполнения художественно-творческого проекта при научно-методическом педагогическом сопровождении, обеспечивает:
- освоение и реализацию проектно-творческой деятельности обучающихся;
- раскрывает закономерности как самостоятельной, так и под руководством преподавателя, проектно-творческой деятельности студентов;
- способствует реализации поставленных задач по формированию проектной культуры студентов в высшей школе в процессе создания высокохудожественных произведений в области художественной вышивки.
В результате проведенного экспериментального исследования подтвердилась наше предположение о том, что формирование проектной культуры студентов в профессиональном образовании в области художественной вышивки является основополагающим фактором не только в будущей профессиональной деятельности выпускников вуза по созданию высокохудожественных произведений, но и востребованности самого многовекового искусства художественной вышивки.
Данная работа является начальным этапом научного исследования в области формирования проектной культуры студентов высшей профессиональной школы в области художественной вышивки, и требует дальнейших разработок по направлениям профессионального образования во всех видах традиционного прикладного искусства.
Основное содержание диссертации отражено в 17 публикациях объемом 18,48 п.л., в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России.
Содержание и основные выводы диссертации нашли отражение в следующих публикациях автора:
1. Камнева С. Ю. Формирование проектной культуры студентов в процессе создания композиций по художественной вышивке //Педагогика искусства. Электронный научный журнал, http: // vvww.art-education. ru/AE-magazine 2011.№2. 0,3In. л.
2. Камнева С. Ю. Формирование проектной культуры как инновационный подход// Современные исследования социальных проблем. Электронный научный журнал. Красноярск: Научно-инновационный центр, 2012. №10 (18). http: // www.sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/nol0.html. 0,43 п. л.
3. Камнева С. Ю. Влияние новых технологий на развитие декоративно-прикладного искусства. - Современное технологическое образование: проблемы и перспективы: материалы Международной науч.-практической конференции. Улан-Удэ: 2011. С. 302-305. 0,25 п. л.
4. Камнева С. Ю. В поисках педагогической инноватики: формирование проектной культуры студентов в процессе профессиональной подготовки // Научно-инновационное развитие системы непрерывного профессионального образования в ТПИ: сборник науч. трудов / Под ред. В. Ф. Максимович, Н. Н. Шамрай - СПб.: ВШНИ (ин-т), 2011. С. 110-112. 0,18 п.л.
5. Камнева С. Ю. Композиция. Программа курса по специальности: 070802 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (специализация «Художественная вышивка»). Срок обучения 3 года 10 месяцев. М., ИТПИ, 2009. 1,5 п. л.
6. Камнева С. Ю. Композиция. Программа курса по специальности: 070802 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (специализация «Художественная вышивка»). Срок обучения 2 года 10 месяцев. М., ИТПИ, 2009. 2 п. л.
7. Камнева С. Ю. Проектирование. Программа курса по специальности 070801 (специализация «Художественная вышивка») Срок обучения 3 года 10 месяцев. -М.,ИТПИ, 2009. 1,1 п. л.
8. Камнева С. Ю. Проектирование. Программа курса по специальности 070801 (специализация «Художественная вышивка») Срок обучения 6 лет,- М.,ИТПИ, 2009. 1,4 п. л.
9.Камнева С.Ю. «Развитие игольного кружева и ажурной вышивки в России // Традиционное прикладное искусство и образование: исторический опыт, современ-
20
ное состояние, перспективы развития: Материалы XVII международной научно-практической конференции. СПб 2-3 ноября 2011г. / Под ред. С.А. Тихомирова -СПб., 2012. С.347-353. 0,37 п. л.
10. Камнева С. Ю. Формирование мастерства на примере техники художественной вышивки «Крестецкая строчка» // Традиционное прикладное искусство и образование: Материалы XIV междунар. науч.-практич. конференции. СПб.: ВШНИ (ин-т), 2008. С.175-178. 0,25 п. л.
11. Камнева С. Ю. Роль художественной идеи в создании оригинальной композиции при проектировании художественной вышивки // Традиционное прикладное искусство и образование: исторический опыт, современное состояние, перспективы развития: Материалы XV Междунар. науч.- практич. конференции. СПб.: ВШНИ (ин-т), 2009. С. 116-121. 0,37 п. л.
12. Камнева С. Ю. Ивановская строчка: учеб.-метод. пособие, М.: ИТПИ, 2008.0,87п.л.
13. Камнева С. Ю. Олонецкое шитье: учеб.- метод, пособие, М.: ИТПИ, 2008. 0,87 п. л.
14. Камнева С. Ю. Проектирование. Программа курса по специальности 072600 - Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (специализация «Художественная вышивка») Степень/квалификация: 62 — бакалавр декоративно-прикладного искусства. М.: МФ ВШНИ (ин-т), 2012. 1,68 п. л.
15. Камнева С.Ю. Сборник проектно-творческих заданий (с иллюстрациями). М.: МФ ВШНИ (И), 2012, 4,6 п.л.
16. Камнева С. Ю. Художественное проектирование изделий декоративно-прикладного и народного искусства (художественная вышивка). Программа курса по направлению: 072601 - Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы. М.: МФ ВШНИ, 2011.1,37 п.л.
17. Камнева С. Ю. Методические рекомендации по выполнению курсового проекта по специальности 072600 - Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (специализация «Художественная вышивка»). М.: МФ ВШНИ (ин-т), 2011.0,93 п. л.
Kamneva Svetlana Students project culture formation in the professional education in the sphere of the embroidery art.
13.00.08 - Theory and methods of the professional education.
The problems of the project culture development as the part of the art students complex development has never so far been examined in the pedagogical theory and practice.
The traditional applied arts' modern development in the continuous professional education system requires the elaboration of the terms and methods which will provide the educational and artistic environment unity and support the formation of the students' project culture during the special disciplines unit's study in the Embroidery art specialty.
The scientific novelty and the theoretical significance of the research and development testing consists in the fact that the traditional applied art students' project culture's development's process and result are systemically presented through the creativity model, based on the reconstructive, integrated and activity approaches.
Swetlana Jurjewna Kamnewa Formierung der Projektkultur der Studenten der Fachhochschule im Bereich der künstlerischen Stickerei.
13.00.08 -Theorie und Methodik der Berufsausbildung
Die Fragen der Formierung der Projektkultur als Teil einer umfassenden Entwicklung der Zukunft des Künstlers wurden bis heute in pädagogischen Theorie und Praxis speziell nicht angesehen.
Die moderne Entwicklung der traditionellen angewandten Kunst im System der beruflichen Bildung erfordert die Ausarbeitung der Bedingungen der Gewährleistung der pädagogischen Umgebung für die Entwicklung der Projektkultur der Studenten im Unterricht der Gruppe Fachdisziplinen "Künstlerische Stickerei".
Wissenschaftliche Neuheit und theoretische Bedeutung der wissenschaftlichen und experimentellen Forschung ist, dass systemische Auffassung vom Prozess und von der Entwicklung der Projektkultur der Studenten aus dem Bereich der traditionellen angewandten Kunst als das kreative Modell ergeben wurde. Dieses Modell gründet sich auf die kulturhistorischen, integrierten und aktiven Behandlungen.
Подписано в печать 26.02.2013 Печать офсетная. Бумага офсет. Формат бумаги 60x84/16. Объем 1,5 п.л. Тираж 120 экз. Заказ № 25
Отпечатано в типографии НОУ «Экспресс» 191014, Санкт-Петербург, пер. Баскова, 8
Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Камнева, Светлана Юрьевна, Санкт-Петербург
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Высшая школа народных искусств (институт)»
На правах рукописи
04201355006
Камнева Светлана Юрьевна
Формирование проектной культуры студентов высшей профессиональной школы в области художественной вышивки
Специальность 13.00.08 -теория и методика профессионального образования
(педагогические науки)
Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Научный руководитель
доктор педагогических наук, профессор
Шамрай Наталия Николаевна
Санкт - Петербург 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................................................... 3
ГЛАВА I. ПРОЕКТНАЯ КУЛЬТУРА КАК ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫШИВКИ.................................................. 13
1.1. Теоретико-методологическое обоснование становления проектной культуры в России и за рубежом......................................................... 13
1.2. Исторические предпосылки становления высшего профессионального образования будущих художников в области художественной вышивки........ 41
1.3. Модель формирования проектной культуры студентов в области
художественной вышивки.................................................................. 63
Выводы по первой главе.................................................................. 81
Глава II. РЕАЛИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ И СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ХУДОЖНИКОВ В ПОСТИЖЕНИИ ИСКУССТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫШИВКИ....... 83
2.1. Содержание и интегративная методика профессионального обучения студентов в области художественной вышивки........................................ 83
2.2. Экспериментальная проверка результатов исследования...................... 109
Выводы по второй главе.................................................................. 126
Заключение................................................................................... 127
Список литературы........................................................................ 130
Приложения................................................................................... 149
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Художественная вышивка, основанная на исторических художественных традициях, требует возрождения, сохранения и развития, что возможно только при соответствующем высшем профессиональном образовании художников в этой области. В настоящее время, в период модернизации высшей профессиональной школы, встает проблема подготовки будущих художников к профессиональной деятельности, развития их творческого и визуального мышления и как результат - формирование проектной культуры и создание на ее основе востребованных высокопрофессиональных изделий художественной вышивки.
Работа современного художника представляет собой конструктивную, художественную и проектную деятельность, для успешной реализации которой необходимо не только владение различными техниками и технологиями выполнения художественной вышивки, но и овладение теорией и практикой проектирования конкретного вида художественной вышивки с учетом исторических художественных традиций, осознания современного состояния и восприятия этого вида традиционного прикладного искусства. Единственным из специальных предметов профессионального обучения в высшей школе, отражающих эту проблему, является «Проектирование художественной вышивки».
Однако по данным нашего исследования преподаватели вуза не владеют педагогическими технологиями обучения проектированию, в том числе и потому, что до настоящего времени вопросы формирования проектной культуры студентов не рассматривались ни методически, ни теоретически не только в области художественной вышивки, но и в других видах традиционного прикладного искусства. А образовательные программы средних профессиональных учебных заведений вообще не предусматривают обучение этой дисциплине, что не способствует преемственности в системе непрерывного профессионального образования в этой области. В то же время все преподаватели считают необходимым формирование проектной культуры студентов и научного обеспечения проектной деятельности. Таким образом, существует актуальная практическая проблема формирования проектной культуры у студентов через совершенствование
содержания и методов обучения в высшей школе с учетом специфического характера проектно-творческой деятельности в традиционном прикладном искусстве.
Степень научной разработанности проблемы. В зарубежной психолого-педагогической науке высший уровень развития способности к проектной деятельности получил название «проектной культуры» (Дж. Джонс, Дж. Дьюи, В. Килпатрик, Е. Коллинз и др.), в отечественной проектная деятельность отражена в работах И.В. Бестужева-Лады, В.П. Беспалько, О.И. Генисаретского, М.С. Кагана, K.M. Кантора, B.C. Лазарева, В.М. Розина. Роль проектной культуры исследовалась Т.В. Селивановой, O.A. Ческидовой, H.A. Масюковой, Ю.А. Фильчаковой, Т.М. Кауда и т.д. Большое внимание исследователей уделено изучению вопросов теории искусства художественной вышивки и профессионального образования в этой области (И.Я. Богуславская, Е. И. Васильева, Н.М. Ведерникова, A.B. Красикова, В. Ф. Максимович, М.А. Некрасова, Т.М. Носань, Т.М. Разина, П.Е. Серов, Т.В. Толбузина). Однако ни в одном из исследований проблема формирования проектной культуры в профессиональном образовании в области художественной вышивки не рассматривалась, что определило научную проблему данного исследования.
Решение указанных проблем состоит в исключении противоречия между отсутствием педагогических условий и способами формирования проектной культуры студентов в процессе профессионального образования в области художественной вышивки, недостаточностью теоретических наработок в этой области и необходимостью выстраивания проектно-творческой деятельности будущего художника как основы проектной культуры с учётом регионально-исторических, художественно-технологических традиций и как результат - создание высокохудожественных работ, востребованных в современном мире. Необходимость решения проблем обусловила выбор темы настоящего исследования: «Формирование проектной культуры студентов высшей профессиональной школы в области художественной вышивки».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить модель формирования проектной культуры студентов высшей школы в области художественной вышивки.
Объект исследования: содержание высшего профессионального образования студентов в области художественной вышивки.
Предмет исследования: современные условия и способы формирования проектной культуры студентов высшей профессиональной школы в области художественной вышивки.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что качественные изменения в формировании у студентов проектной культуры в области художественной вышивки будут происходить, если:
- процесс профессионального обучения будет отражать и учитывать исторические особенности искусства художественной вышивки и профессионального образования в этой области;
- определены сущность проектной культуры обучающихся - будущих художников искусства вышивки, а также условия и способы её формирования;
- на базе системного, деятельностного, интегрированного подходов и исторической реконструкции искусства художественной вышивки будет теоретически обоснована, разработана и внедрена модель формирования проектной культуры, отражающая содержание и средства обучения, обеспечивающие её реализацию в целостном творческом образовательном пространстве;
основой преподавания специальной дисциплины «Проектирование художественной вышивки» будет являться интегративная методика, обеспечивающая профессиональную подготовку будущих художников как создателей высокохудожественных проектов и их реализацию.
Цель, предмет и гипотеза исследования определили задачи исследования:
1. Изучить сущность и тенденции становления проектной культуры в России и за рубежом и обосновать исторические предпосылки профессионального обучения студентов художественной вышивке, выявить условия и способы формирования проектной культуры.
2. Выявить и определить сущность проектной культуры студентов в высшем профессиональном образовании в области художественной вышивки.
3. Теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить модель формирования проектной культуры студентов высшей профессиональной школы в области художественной вышивки.
4. Разработать интегративную методику формирования проектной культуры будущих художников и обосновать ее применение в процессе изучения специальной дисциплины «Проектирование художественной вышивки».
5. Экспериментально проверить и обобщить результаты апробации модели формирования проектной культуры студентов.
Методологической основой исследования являются системный подход (JI. Берталанфи, М.С. Каган, Э.Г. Юдин); историческая реконструкция (И. Кант); деятельностный подход к обучению (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин); интегрированный подход (А.Д. Урсул); общенаучные принципы исследования социально-педагогических объектов (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвягинский).
Теоретическую основу исследования составили: теория творчества в ее различных аспектах: в философском понимании (И. Кант, Д.С. Лихачев, М.С. Каган); в педагогическом (В.В. Краевский, И .Я. Лернер); в аспектах психологии (В.П. Зинченко, B.C. Лазарев, В.И. Панов, В.И. Слободчиков); теория художественного образования (Н.И. Дружкова, В.Ф. Зива, С.П. Ломов, В.Ф. Максимович, Б.М. Неменский, Л.В. Школяр, H.H. Фомина, Б.П. Юсов); исследования вопросов по истории народного прикладного искусства (И.Я. Богуславская, В.М. Василенко, М.А. Некрасова, Т.М. Разина и др.); теория креативности (Д.Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд, Дж. Дьюи и др.); теория и методика профессионального образования (Н.М. Александрова, С.Я. Батышев, A.M. Новиков, H.H. Шамрай и др.).
Для проверки выдвинутой гипотезы, решений поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические - изучение архивных материалов и документов, учебной документации; анализ исторической, философской, искусствоведческой, научно-методической и психолого-педагогической литературы; изучение состояния профессиональной подготовки в сфере традиционного прикладного искусства, сравнительный анализ педагогического
опыта, практики проектной деятельности; эмпирические - педагогическое наблюдение, опросы, анкетирование, беседы, педагогический эксперимент, комплексный анализ творческих работ студентов; анализ деятельности выпускников, статистическая обработка результатов эксперимента.
Экспериментальная база. Исследование проводилось в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Высшая школа народных искусств (институт)». В эксперименте участвовало 80 студентов (из них 60 входили в экспериментальные группы, 20 - в контрольную) и 6 преподавателей.
Основные этапы исследования:
I этап (2005-2007 гг.) - включал целенаправленное изучение и анализ исторической, психолого-педагогической литературы; изучение практического опыта и архивных материалов; обоснование актуальности темы, формулировку гипотезы, разработку методики экспериментальной работы.
II этап (2008-2012 гг.) - диагностический - определение исходного уровня владения студентами приемов графического моделирования и проектирования формы объекта; разработка модели; проведение экспериментальной проверки новых теоретических положений, корректировка методик, проверка достоверности рабочей гипотезы.
В процессе III этапа (2012 гг.) осуществлялись анализ, обработка, обобщение полученных результатов экспериментальной работы, оформление диссертации и автореферата.
Научная новизна исследования. В процессе исследовательской работы было сформулировано понятие «проектная культура студентов в высшем профессиональном образовании в области художественной вышивки», как степень овладения проектно-творческой системой ведущих деятельностей (художественной, конструктивной, технологической, проектной) на основе интеграции знаний специальных дисциплин (технологии, материаловедения и производственного обучения, основ композиции, технического рисунка, моделирования и конструирования одежды) и последовательного постижения проектирования художественной вышивки, выражающаяся в реализации творческого замысла
методом выбора оптимального алгоритма решения учебной и художественно-творческой проблемы, а также сформированность собственно мотивационно-ценностного опюшения к искусству художественной вышивки.
На основе теоретических исследований и практического опыта преподавания проектирования в области художественной вышивки разработана модель формирования проектной культуры студентов на базе исторической реконструкции, системного, деятельностного и интегрированного подходов, а также принципов профессионального обучения художественной вышивке и соответствия учебного процесса логике осваиваемой проектно-творческой деятельности именно в художественной вышивке, которая способствует развитию творческого потенциала, мотивационно-творческой направленности, ориентации в видах проектно-творческой деятельности, ценностного отношения к профессии, способности предвидеть результат проектной работы, решать с поэтапной корректировкой проектно-творческие задачи.
Определено, что формирование проектной культуры студентов базируется на создании творческого образовательного пространства, включающего мотивационно-личностный, креативный и практико-прикладной компоненты, которые отражают выразительные художественно-изобразительные средства искусства художественной вышивки в процессе проектирования изделий и способствуют формированию мировоззрения студентов, пониманию их сопричастности к развитию и функциональной ценности произведений вышивки и как результат - современной востребованности искусства художественной вышивки на основе исторических художественных традиций и творческой интерпретации художественных образов с использованием оригинальных композиционных (конструктивных, колористических, технологических) решений в трактовке современных моделей.
Теоретическая значимость исследования. Раскрыта взаимосвязь мотивационно-личностного, креативного и практико-прикладного компонентов художественно-творческого образовательного пространства, обоснованы условия и способы формирования проектной культуры студентов и их реализация в рамках учебно-методического комплекса «Проектирование художественной вышивки», применение метода алгоритмического и корректирующего действия, а также метода
анализа поэтапного решения проектно-творческой задачи и как результат - выбор правильной выбранной стратегии выполнения художественно-творческих проектов художественной вышивки. Установлены причинно-следственные связи между требованиями к проектной культуре будущих художников и условиями и способами ее формирования в процессе профессионального образования. Обоснованы особенности реализации разработанной интегративной методики формирования проектной культуры студентов, имеющей строение и сущность метаметодики, позволяющей повысить уровень проектно-творческой деятельности, проявляющейся в преобразующей и постадийной активно-созидательной работе студентов при руководящей роли преподавателя по реализации индивидуальных проектных художественно-творческих учебных заданий.
Практическая значимость. Экспериментальным путем подтверждена эффективность профессионального обучения в области художественной вышивки на основе внедрения модели формирования проектной культуры студентов. Разработан учебно-методический комплекс «Проектирование художественной вышивки», включающий учебные программы, сборник проектно-творческих заданий, методические рекомендации по выполнению курсового проекта, наглядные дидактические материалы, интегрированное пособие, сценарии проведения занятий, контрольные вопросы. Результаты данного исследования имеют значение для всех уровней профессионального образования в различных видах традиционного прикладного искусства. Материалы диссертации могут бьпь использованы в системе повышения квалификации преподавателей и в профессиональной переподготовке.
Соответствие диссертации паспорту научной специальности.
Согласно формуле специальности 13.00.08 - теория и методика профессионального образования (педагогические науки), результаты исследования соответствуют таким пунктам специальности, как: генезис и теоретико-методологические основы педагогики профессионального образования; подготовка специалистов в высших учебных заведениях; мет