автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Интерпретация лирического текста на уроках литературы в 11 классе
- Автор научной работы
- Малышева, Майя Владиславовна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2001
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Малышева, Майя Владиславовна, 2001 год
введение.
глава i. Интерпретация художественного произведения как проблема литературного образования
1.1. Проблема анализа и интерпретации художественного текста. Интерпретация как один из путей постижения школьниками художественного произведения.
1.2. Лирика как предмет интерпретации.
1.3. Поэзия Серебряного века русской литературы в содержании литературного образования старшеклассников.
глава ii. Научно-методическая проблема обучения интерпретации лирического текста учащихся старших классов
2.1. Старшеклассник как читатель лирического произведения.
2.2. Психолого-педагогическое диагностирование учащихся 11 класса как один из аспектов теоретического обоснования проблемы обучения интерпретации лирического текста.
2.3. Проблема анализа и интерпретации произведений поэзии Серебряного века в методике преподавания литературы.
глава in. Обучение интерпретации лирического текста на уроках литературы в 1 1 классе
3.1. Методика обучения учащихся интерпретации лирического текста в процессе изучения поэзии Серебряного века в 11 классе.
3.2. Организация опытно-экспериментальной проверки эффективности методики обучения учащихся 11 класса интерпретации лирического текста и ее результаты.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Интерпретация лирического текста на уроках литературы в 11 классе"
Художественная литература как вид искусства в России всегда играла важную роль в жизни народа, в развитии его творческих начал, в передаче опыта эмоционально - ценностного отношения к миру, в воспитании любви к Родине. В русской литературе тесно переплетаются художественно -эстетические проблемы с философскими и социальными, значительное внимание уделяется воспитанию молодого поколения, деятельность многих писателей связана со школой.
На всех этапах исторического развития России литература как учебная дисциплина является одной из ведущих в системе гуманитарного образования. Вместе с писателем ученик-читатель осваивает мир посредством художественных образов, которые воздействуют на его чувства и мысли, поэтому школьный курс литературы играет важную роль в духовном становлении личности, интеллектуальном, эмоциональном и нравственном ее развитии.
На современном этапе в школьном образовании приоритетными стали процессы гуманизации и гуманитаризации образования, его вариативность, уровневая и профильная дифференциация. Это, в свою очередь, потребовало переориентации школьного курса литературы, изменения стратегии литературного образования. Основными целями литературного образования являются приобщение учащихся к чтению русской и мировой классики, формирование культуры художественного восприятия и воспитание на этой основе нравственных и гражданских качеств, развитие эстетического вкуса, образного мышления, культуры речи и общения, "создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих возможностей" (268, 2). Одной из ключевых и наиболее актуальных задач литературного образования в школе является подготовка "квалифицированного читателя, способного к глубоко личностному, самостоятельному пониманию литературного произведения, обладающего эстетическим вкусом, общей и читательской культурой. Воспитать такого читателя возможно, только опираясь на познавательные интересы школьников и их эмоциональное восприятие прочитанного" (182, 86). Что же касается результата учебно-воспитательного процесса, то "важнейшими критериями его эффективности должны быть не только и даже не столько приобретенные знания, умения, навыки, сколько творческое развитие личности", обладающей самостоятельным мышлением, способной понять и оценить произведение искусства (96, 10).
В связи с этим в последние годы изменилось содержание литературного образования, обновлен перечень изучаемых в школе произведений: шире представлены мифология и русский фольклор, древнерусская литература, литература Русского зарубежья, новый "пласт" произведений, ранее не публиковавшихся, включена поэзия Серебряного века. Это предусматривает систематическое чтение школьниками художественных произведений, формирование у них личностного отношения к прочитанному, последовательное усиление самостоятельности учащихся от класса к классу, включение их в творческую деятельность. Чтение и истолкование художественных произведений требует овладения определенным кругом знаний по теории, истории литературы, стилистике, которые включаются в курсы литературы.
Обновление содержания литературного образования определило поиски современных форм и методов обучения. В методике преподавания литературы, в практике работы учителей-словесников значительное внимание уделяется организации чтения художественных произведений, приемам, пробуждающим интерес к самостоятельному чтению, а также развитию у школьников ассоциативного и образного мышления, воображения, творческих способностей, речевых умений.
Однако в развитии литературного образования имеются нерешенные проблемы. Приходится констатировать существенный разрыв между современной методологией гуманитарного знания и методическими подходами к изучению школьного курса литературы. Недостаточно разработаны теоретические основы содержания литературного образования при его концентрической структуре. Программы старших классов перегружены учебным материалом. В этой связи нельзя не отметить, что при количественном подходе к отбору содержания, стремлении дать "объем знаний" упускается из вида качество чтения. Невозможность внимательно прочитать и осмыслить все тексты приводит к тому, что учащиеся не испытывают воздействия самого искусства, а лишь получают информацию о литературе. Некоторые учебники не соответствуют возрастным особенностям учащихся, учебный материал излагается сложно и сухо, теоретико-литературные понятия включаются без необходимой адаптации. В ряде случаев в обучении реализуется лишь одна из функций литературы: познавательная, воспитательная, эмоционально-эстетическая или др.
Изучение в школе искусства Серебряного века способствует, на наш взгляд, решению многих из вышеназванных проблем. Поэзия этого периода более, чем поэзия какой-либо другой эпохи в России, эмоционально, интеллектуально и философски насыщена и "рассчитана на активное соучастие читателя" (М.Л. Гаспаров), на сотворчество. Именно поэзия Серебряного века как нельзя лучше способствует формированию личностного отношения к прочитанному, развитию самостоятельности, творческих способностей, коммуникативно-речевых умений учащихся.
До недавнего времени этот "пласт" русской культуры был "закрыт" для читателя. В 90-е годы на школьников-читателей буквально "обрушился" поток новых имен, свидетельств, фактов, произведений, ранее неизвестных. На современном этапе задачей учителя при изучении поэзии начала XX века является не дать как можно больше информации о литературе этого периода, а научить читать, понимать, оценивать произведения поэтов Серебряного века, побудить старшеклассников к самостоятельному чтению и осмыслению стихотворений, активизировать читательские, творческие способности учащихся. Реализовать эти задачи, на наш взгляд, возможно в процессе обучения старшеклассников интерпретации художественного (лирического) текста. На важную роль интерпретационной деятельности в литературном образовании школьников указывает С.А. Леонов: "Совершенствованию человека культуры (а создание его и является основной задачей средней школы) во многом благоприятствует такой необходимый для занятий литературой компонент, как интерпретационная деятельность, направленная на формирование способностей к самостоятельному постижению смысла художественного произведения, заложенных в нем вечных философских и нравственных ценностей." (196, 8).
В отечественной методической науке, в работах таких ученых, как Н.Д. Молдавская, Р.Ф. Брандесов, З.Я. Рез, В.П. Медведев, В.Г. Маранцман, Л.В. Тодоров, И.С. Збарский, Т.Ф. Курдюмова, О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, М.М. Варшавская, Р.Д. Мадер, освещены некоторые проблемы изучения лирики в школе. Непосредственно вопросам методики преподавания Серебряного века в школе посвящены также работы И.В. Сосновской, Л.Г. Максидоновой, И.А. Биккуловой, Е,В. Карсаловой, А.В. Леденева, Ю.М. Шаповаловой, И.К. Подковырова, Р.В. Якименко, Т.Э. Никулыииной и других. Проблема интерпретации художественного текста нашла отражение в литературоведческих исследованиях М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, А.Г. Горнфельда, Г.И. Богина, Ю.Б. Борева, И.В. Арнольд, С.В. Никифорова, Г.Н. Ионина, А.Б. Есина, А.П. Скафтымова, В.Е. Хализева, В.В. Агеносова и других ученых.
Однако в имеющихся исследованиях проблема обучения старшеклассников умению интерпретировать художественный (лирический) текст представляется недостаточно разработанной. Необходимость теоретического и практического решения проблемы формирования и развития у одиннадцатиклассников умения интерпретировать художественный текст на уроках изучения поэзии Серебряного века определяет актуальность нашего исследования.
Объектом исследования является изучение поэзии Серебряного века в выпускном классе.
Предмет исследования - процесс формирования у учащихся старших классов умений интерпретировать лирический текст.
Цель исследования состоит в том, чтобы дать теоретическое обоснование методических условий и путей формирования и развития навыков интерпретации лирического текста учащихся 11 класса в процессе изучения поэзии Серебряного века, определить содержание и специфику методической модели обучения школьников интерпретации и организовать ее опытно-экспериментальную проверку.
Гипотеза исследования заключается в следующем: работа по формированию и развитию у учащихся 11 класса умения интерпретировать лирический текст будет эффективной, если:
- интерпретация лирического произведения рассматривается как относительно стабильный итог восприятия, анализа текста, вербализированный в словесной форме;
- учитываются возрастные особенности и возможности одиннадцатиклассников, уровень их литературного образования, уровень восприятия ими лирических произведений;
- используются разнообразные формы уроков и методические приемы подготовки старшеклассников к интерпретации лирического текста с учетом его художественного своеобразия;
- система заданий рассчитана на творческое поэтапное освоение художественного произведения, позволяет сочетать субъективно-интуитивный и рационально-логический пути постижения лирического текста, совершенствовать речевые умения старшеклассников;
- теоретико-литературные и историко-культурные знания обобщены и творчески применяются в деятельности учащихся, в процессе интерпретации лирического текста;
- обучение интерпретации осуществляется на основе личностно ориентированного подхода в органическом единстве с обогащением духовного мира личности.
Для достижения цели исследования и проверки рабочей гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. На основе трудов по литературоведению, философии, искусствоведению раскрыть содержание понятия "феномен Серебряного века", выявить специфические черты лирики этого периода русской литературы.
2. Выдвинуть и научно обосновать ведущие принципы и направления в работе по формированию навыков интерпретации художественного текста.
3. Определить психолого-педагогические, литературоведческие и общеметодические основы модели формирования и развития у учащихся 11 класса умения интерпретировать лирический текст.
4. С учетом трудов по эстетике, философии, психологии, литературоведению, лингвистике, методике преподавания литературы определить критерии и уровни обученности старшеклассников умению интерпретировать лирическое произведение.
5. Разработать, обосновать и экспериментально проверить такие методические формы и приемы обучения учащихся умению интерпретировать лирический текст, которые соответствуют специфике литературы как вида искусства.
Методологической основой диссертации стали современные исследования по проблемам специфики литературы как искусства, труды по истории и теории литературы, достижения филологической науки в области интерпретации художественного текста, работы психологов и методистов, посвященные изучению лирики как особого рода литературы.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- изучение философской, литературоведческой, психолого педагогической, методической литературы по теме исследования;
- анализ программ общеобразовательной школы, учебных и методических пособий по литературе;
- анкетирование и опрос учителей и учащихся, анализ работ учащихся;
- моделирование различных форм работы по предлагаемой методике и их проверка;
- педагогический эксперимент (констатирующий срез, опытное обучение, контрольный срез);
- качественно-количественный анализ данных.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап (1996 - 1998 гг.) - изучение литературоведческих, философских, педагогических и психологических трудов; выявление уровня сформированности у школьников 11 класса умения интерпретировать лирический текст; анализ опыта работы по изучению поэзии Серебряного века в методической науке и школьной практике. На данном этапе была сформулирована гипотеза исследования, теоретические основы предлагаемой методической модели и проведены серии констатирующих срезовых работ, анкетирование и интервьюирование учащихся.
Второй этап (1998 - 2000 гг.) включал в себя создание методической модели обучения учащихся 11 класса умению интерпретировать лирический текст в процессе изучения поэзии Серебряного века, проведение обучающего эксперимента в школах г.Пензы.
На третьем этапе (2000 - 2001 гг.) проводился анализ, систематизация и обобщение данных, полученных в ходе обучающего эксперимента, совершенствование методической модели обучения школьников умению интерпретировать лирический текст, оформление работы.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- уточнено понятие интерпретации художественного произведения в процессе литературного образования;
- выявлены особенности восприятия старшеклассниками лирических произведений;
- выдвинуты основные направления в работе по формированию у школьников навыков интерпретации лирического текста;
- обоснована необходимость осуществления личностно ориентированного подхода к обучению интерпретации лирического текста учащихся юношеского возраста;
- установлена зависимость форм уроков и методических приемов подготовки старшеклассников к интерпретации от художественных особенностей лирического текста;
- предложена методическая модель обучения учащихся 11 класса умению интерпретировать лирический текст в процессе изучения поэзии Серебряного века с учетом возрастных особенностей и возможностей одиннадцатиклассников, уровня восприятия ими лирических произведений.
Практическая значимость исследования заключается в том, что определены критерии сформированности у старшеклассников умений интерпретировать художественный текст; разработана система заданий, стимулирующая творческое освоение художественного произведения и позволяющая сочетать субъективно-интуитивный и рационально-логический пути постижения лирического текста, совершенствовать речевую деятельность учащихся; осуществлено теоретическое и экспериментальное обоснование методической модели формирования и развития умения интерпретировать художественный текст в процессе изучения поэзии Серебряного века в 11 классе. Материалы исследования могут быть использованы на уроках литературы в старших классах, в вузовских лекциях по методике преподавания литературы, на курсах повышения квалификации учителей-словесников; уже в ходе эксперимента ряд рекомендаций, изложенных в диссертации, был практически внедрен в работу многих учителей г. Пензы.
Достоверность результатов исследования обеспечивается опорой работы на современные исследования и достижения литературоведения, педагогики, психологии, теории и методики преподавания литературы, данными констатирующего и обучающего экспериментов, проводившихся диссертантом и учителями-словесниками г. Пензы. Результаты работы оценивались на основе данных анкетирования и бесед с учителями и учащимися, письменных ответов и творческих работ выпускников средних школ, гимназий.
Апробация результатов исследования осуществлялась в условиях учебного процесса в школах, гимназии, в ходе городских и областных семинаров учителей-словесников. Результаты исследования обсуждались на заседаниях лаборатории русской словесности при Институте общего образования МО РФ, определили содержание выступлений диссертанта на курсах повышения квалификации учителей русского языка и литературы при Пензенском областном ИПКиПРО, на городских и областных конференциях работников образования г. Пензы (1997 - 1998 гг.), на региональных конференциях в гг. Пенза, Ульяновск (1998 - 1999 гг.), Самара, Волгоград (2001 г.).
Методические рекомендации внедрены в практику работы учителей-словесников школ №№ 29, 52, 63, гимназии № 44 и получили положительную оценку.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Обучение учащихся интерпретации лирического текста на уроках литературы должно осуществляться в единстве с обогащением духовного мира личности, ее художественно-эстетическим развитием и углублением литературоведческих знаний.
2. Обучение старшеклассников интерпретации лирического текста на уроках литературы проводится более эффективно при учете возрастных возможностей школьников и реализации деятельностного подхода к решению данной проблемы.
3. Обучение интерпретации должно быть основано на использовании разнообразных форм уроков и методических приемов подготовки старшеклассников к интерпретации художественного произведения, а также системы творческих заданий, сочетающей субъективно-интуитивный и рационально-логический пути постижения лирического текста.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
заключение
Проведенное теоретическое исследование и его экспериментальная проверка позволили сделать определенные выводы.
В ходе данного исследования был разработан один из путей формирования у старшеклассников умений интерпретировать лирический текст в процессе изучения поэзии Серебряного века в 11 классе.
В основу предложенной методической модели положен принцип органичной взаимосвязи аналитических и интерпретационных операций, который определяет такую последовательность обучения учащихся интерпретации художественный текста: предпонимание, основывающееся на "первоначальных эмоциях", "выведение на поверхность" и осмысление субъективных представлений о художественном произведении, далее анализ "материальной данности" произведения, детальное рассмотрение структуры текста и познание "чужого языка" автора и затем интерпретация читателей-школьников, которая рассматривается как относительно стабильный итог восприятия, анализа текста, вербализированный в словесной форме, позволяющий синтезировать все моменты восприятия, понимания, осмысления, истолкования текста. Такой принцип положен в основу разработанных уроков по творчеству поэтов Серебряного века.
В процессе исследования выдвинутая гипотеза прошла опытно -экспериментальную проверку, которая позволила подтвердить наши подходы к обучению учащихся 11 класса интерпретации лирического текста.
Уточнено понятие интерпретации художественного произведения, определены роль и место интерпретации текста в процессе литературного образования школьников.
На основе работ по философии, искусствоведению, литературоведению, психологии, методике преподавания литературы выявлены специфические черты лирики как особого, наиболее "субъективного" рода литературы, раскрыто содержание понятия "феномен Серебряного века", определены особенности восприятия поэзии Серебряного века учащимися старших классов.
В ходе констатирующего эксперимента были установлены возрастные особенности читателей-старшеклассников, состоящие, в первую очередь, в интеллектуальной зрелости, высоком уровне развития психических процессов, творческих способностей, совмещении в психологическом облике старшеклассников черт "мыслительного" и "художественного" типов.
Определены критерии и уровни обученности старшеклассников умению интерпретировать лирическое произведение.
Разработаны разнообразные формы и приемы подготовки старшеклассников к интерпретации лирического текста с учетом его художественного своеобразия.
В ходе обучающего эксперимента был определен круг вопросов и заданий, направленных на формирование умений учащихся применять соответствующие историко-культурные, историко-литературные знания в интерпретации текста, соотносить лирическое произведение с его творцом, с определенным поэтическим направлением, литературной эпохой.
Предложены формы работы, способствующие углублению теоретико-литературных знаний учащихся, необходимых для создания интерпретации лирического текста, направленные на развитие самостоятельности, творческих способностей, ассоциативного мышления школьников, личностного отношения к интерпретируемому тексту.
Разработана система заданий, рассчитанная на поэтапное творческое освоение художественного произведения, позволяющая сочетать субъективно-интуитивный и рационально-логический пути постижения лирического текста, совершенствовать коммуникативно-речевые умения учащихся.
Предлагаемая методическая модель обучения учащихся старших классов интерпретации лирического текста не может быть эффективной сама по себе, без учета общей направленности совершенствования и развития преподавания литературы в школе.
Перспектива дальнейшего исследования представляется нам в разработке принципов и методики обучения старшеклассников интерпретации художественного текста на материале поэзии Русского зарубежья, поэзии 60-х годов XX века, современной поэзии, а также в разработке системы вопросов и заданий по анализу лирического текста, способствующих формированию у учащихся средних классов начальных представлений об интерпретации художественного произведения.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Малышева, Майя Владиславовна, Москва
1. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. - М., 1979.
2. Аверинцев С.С. Поэзия Вяч.Иванова // Вопросы литературы. 1975. - №8.
3. Агеносов В.В. Литература русского зарубежья (1918 1996). - М., 1998.
4. Адмони В.Г. Поэтика и действительность. Л., 1975.
5. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы. -Рязань, 1975.
6. Активизация преподавания литературы в средней школе. М., 1961.
7. Активные формы преподавания литературы: лекции и семинары на уроках в ст. классах // Р.И. Альбеткова, С.Г. Герке, Л.П. Гладкая и др.; Сост. Р.И. Альбеткова. М., 1991.
8. Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. М,, 1990.
9. Альбеткова Р.И. Место различных родов и жанров в системе литературного образования // Структура и содержание литературного образования. М., 1984. Ю.Альфонсов В.Н. Поэзия Б. Пастернака. - Л., 1994.
10. Анализ одного стихотворения. Межвузовский сб. / Под ред. В.Е. Холшевникова. Л., 1985.
11. Анализ художественного произведения: Художественное произведение в контексте творчества писателя: Кн. для учителя / Под ред. М.Л. Семановой. -М., 1987.
12. Анализ художественного произведения в школе / Под ред. М.Г. Качурина -Л., 1972.
13. Н.Андрющенко Т.Я. Лингвосемантические закономерности восприятия речевого сообщения//Общение. Текст. Высказывание. М., 1981.
14. Анненков Ю. Дневник моих встреч. Цикл трагедий: В 2-х т. М., 1991.
15. Аннинский Л.А. Серебро и чернь: русское, советское, славянское, всемирное в поэзии Серебряного века. М., 1997.
16. Антология акмеизма: Стихи. Манифесты. Статьи. Заметки. Мемуары / Вступ.статья, сост., примеч. Т.А. Бек. М., 1997.
17. Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1957.
18. Арнольд И.В. Проблемы диалогнзма, интертекстуальности и герменевтики: В интерпретации художественного текста: Лекции к спецкурсу / СПб., 1995.
19. Аронов А.А. Мировая художественная культура. Россия. Конец XIX начало XX в.в.-М., 1998.
20. Архипова Н.М. Лирическая поэзия на уроках литературы в старших классах: Дисс. канд.пед.наук. М., 1967.
21. Асмус В.Ф. Чтение как труд и творчество / Вопросы теории и истории эстетики. М., 1968.
22. Ауэрбах Э. Мимесис: Перевод с немецкого. М., 1976.
23. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований (Дидактический аспект ).-М., 1982.
24. Баевский B.C. История русской поэзии 1730 1980: Компендиум. - М., 1994.
25. Бавин С., Семибратова И. Судьбы поэтов серебряного века: Библиограф, очерки. М., 1993.
26. Балталон Ц.Б. Очерки по психологии художественного творчества. М., 1914.
27. Балухатый С.Д. Вопросы поэтики. Л., 1990.
28. Банников Н.В. На рубеже веков // Серебряный век русской поэзии. М., 1993.
29. Банчуков Р.В. Из опыта внеклассной работы по литературе: Развитие навыков анализа поэтического произведения у старшеклассников. М., 1988.
30. Барабаш Ю. Алгебра и гармония: О методологии литературоведческого анализа. М.,1977.
31. Баран X. Поэтика русской литературы начала XX века: Сборник: Авториз.пер. с англ. / Предисловие Н.В. Котрелева и А.Л. Осповата. М., 1993.
32. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994.
33. Басинский П.В., Федякин С.Р. Русская литература конца XIX начала XX века и первой эмиграции: Пособие для учителя. - М., 1998.
34. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1967.
35. Бахтин М.М. К методологии литературоведения // Контекст 1974: Литературно-теоретические исследования. - М., 1975.
36. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986.
37. Бахтин М.М. Проблемы поэтики и истории литературы. Саранск, 1973.
38. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.
39. Беленький Г.И. Русская поэзия XIX нач.ХХ в. / Сост., вступ.ст., примеч. Н.И. Якушина; Ред.кол. Г.И. Беленький и др. - М.,1987.
40. Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды // Полн.собр.соч. М., 1954.-Т.5.
41. Белкина М.И. Скрещение судеб. М., 1988.
42. Белый А. Символизм как миропонимание / Сост. Л.А. Сугай. М., 1994.
43. Белый А. На рубеже двух столетий: Воспоминания: В 3 кн. М., 1989.
44. Беляева Л.И. К вопросу о типологии читателей // Проблемы социологии и психологии чтения / Ред. сост. Э.Г. Храстецкий. М., 1975.
45. Берман Б. За порогом интерпретаций // Вопросы литературы. 1981. №3.
46. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX в. и нач.ХХ в. // О русской идее. Мыслители русского зарубежья о России и ее философской культуре. М., 1990.
47. Берхин Н.Б. Литературное развитие школьников. М., 1989.
48. Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе: Кн. для учителя: Из опыта работы. М.,1986.
49. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в XXI век.-М., 1990.
50. Биккулова И.А., Обернихина Г.А. Изучение поэзии "серебряного века" в школе. М., 1994.
51. Блок А.А. Собр.соч. в 8 т.т. М., 1962.
52. Блонский П.П. Развитие мышления школьника. М., 1964.
53. Блудова В.В. Природа и структура художественного восприятия // Эстетические очерки / Сост. И.А. Константинов и др. М., 1977. - Вып. 4.
54. Богоявленская Д.В. Пути к творчеству. М., 1981.
55. Богин Г.И. Общая стилистика и филологическая герменевтика, Тверь, 1991.
56. Богданова О.Ю. Развитие мышления старшеклассников на уроках литературы: Пособие к спецкурсу. М., 1979.
57. Богданова О.Ю., Демидова Н.А. Изучение художественных произведений в их родовой специфике / Проблемы преподавания литературы в средней школе / Под ред. Т.Ф. Курдюмовой. М., 1985.
58. Богомолов Н.А. Стихотворная речь. М., 1995.
59. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
60. Борев Ю.Б. Искусство интерпретации и оценки. Опыт прочтения "Медного всадника". М., 1981.
61. Борев Ю.Б. Эстетика. М., 1981.
62. Браже Т.Г. Искусство анализа художественного произведения. М., 1971.
63. Брандесов Р.Ф. Организация художественного восприятия и урок литературы. Челябинск, 1978.
64. Брюсов В .Я. Среди стихов: 1894 1924: Манифесты, статьи, рецензии. - М., 1990.
65. Брюсов В.Я. Русские символисты / Собр.соч. М., 1975. - Т.6.
66. Бушмин А.С. Наука о литературе. М., 1980.
67. Варшавская М.М. Изучение лирических произведений в старших классах: Дисс.канд.пед.наук. М., 1959.
68. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989.
69. Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений в процессе изучения литературы в школе / Под ред. О.Ю. Богдановой. -М., 1984.
70. Виноградов В.В. О художественной речи. М., 1971.
71. Вишневский К.Д. Начальные сведения по теории стиха. Мир глазами поэта. Пособие для учащихся. М., 1979.
72. Внеклассная и внешкольная работа по литературе / Под ред. Я.А. Ротковича. -М., 1970.
73. Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. М., 1966.
74. Волков И.Ф. Литература как вид художественного творчества. М., 1985.
75. Волкова Е.В. Эстетический анализ художественного произведения. М., 1974.
76. Вольхина Е.А. Маяковский сегодня // Литература в школе. 1993. - №2.
77. Вопросы методики анализа литературного произведения в его художественной специфике. М., 1979.
78. Вопросы психологии способностей школьников / Под ред. В.А. Крутецкого. -М., 1964.
79. Вопросы психологии познавательной деятельности учащихся. М., 1974.
80. Воспитание творческого читателя: Проблемы внеклассной и внешкольной работы по литературе: Кн. для учителя / Под ред. С.В. Михалкова, Т.Д. Полозовой. М., 1981.
81. Воспоминания о Серебряном веке // Сост. В. Крейд. М., 1993.
82. Восприятие учащимися литературного произведения и методика школьного анализа: Пособие для учителя // Под ред. A.M. Докусова. М., 1974.
83. Восприятие и изучение литературного произведения в школе / Под ред. Н.И. Кудряшева. -М., 1973.
84. Воспроизводящая и творческая познавательная деятельность учащихся в обучении. М., 1976.
85. Выготский Л.С. Мышление и речь. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 Т. Т.2. М., 1982.
86. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
87. Высшая школа: гуманитарные науки и гуманистические основы образования. 4.1. Философия, герменевтика, культурология. / Ред. Константинов М.В. М., 1996.
88. Гадамер Г.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.
89. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология XX в. М., 1997 (гл. "Философская герменевтика от Фр. Шлейермахера к Г. Гадамеру").
90. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий // Хрестоматия по общей психологии. М., 1981.
91. Гарин И.И. Пророки и поэты: Т.4. М., 1994.
92. Гаспаров M.J1. Русские стихи 1890-х 1925-го годов в комментариях: Учебное пособие для вузов. - М., 1993.
93. Гаспаров M.J1. "Снова тучи надо мною." Методика анализа стихотворного текста // Русская речь. 1997. - № 1.
94. Гершунский Б.С. Гуманизация образования: необходимость идей новой парадигмы / Магистр, 1991. № 6.
95. Гинзбург Л.Я. О лирике. 2-е изд. - Л., 1974.
96. Гинзбург Л.Я. О старом и новом. Статьи и очерки. Л., 1982.
97. Гинзбург Л.Я. Литература в поисках реальности. Л., 1987.
98. Гиршман М.М. Литературное произведение. Теория и практика анализа. -М., 1991.
99. Головенченко Ф.М. Введение в литературоведение . М., 1964.
100. Голубков В.В. Проблема психологического обоснования изучения литературы в средней школе. Киев, 1963.
101. Голубков В.В. Методика преподавания литературы. -М., 1962.
102. Гореликова М.И. Интерпретация художественного текста. М., 1984.
103. Горнфельд А.Г. О толковании художественного произведения. СПб., 1912.
104. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. М., 1995.
105. Гуляев Н.А. Теория литературы. М., 1985.
106. Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе. (Методологические очерки о методике). М.; Л., 1966.
107. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М., 1984.
108. Гумилев Н.С. Сочинения. В 3 Т. М., 1991.
109. Гучинекая Н.О. Стихотворная речь в стилевой системе художественной речи/Автореф.дис. докт.фил.наук. Л., 1984.
110. Давиденко Г.И. Восхождение к сути. Конспект уроков по изучению творчества Б.Л. Пастернака // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. 1990. - №8.
111. Давиденко Г.И. Методика классной и внеурочной работы при изучении лирического произведения в старших классах: (На материале лирики А.А. Ахматовой и Б.Л. Пастернака): Дисс.канд.пед.наук. Киев, 1990.
112. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972.
113. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.- М., 1996.
114. Данилов М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения // Советская педагогика. 1961. - № 8.
115. Дейк ван Т.А. Язык. Познание. Личность. Коммуникация. М., 1989.
116. Демьянков В.З. Прагматические основы интерпретации высказывания // НЗЛ. Вып. 17. -М., 1986.
117. Демьянков В.З. Понимание как интерпретирующая деятельность // Вопросы языкознания. 1983. - № 6.
118. Долгополов Г. На рубеже веков. О русской литературе конца XIX -начала XX веков. Л., 1985.
119. Долинин К.А. Интерпретация текста. М., 1985.
120. Домашнев А.И. Интерпретация художественного текста. М., 1983.
121. Дранков В.Л. Психология художественного творчества. -Л., 1991.
122. Дюбуа Ж. Общая риторика. М., 1986.
123. Евтеева Г.А. Психолого-педагогические вопросы преподавания литературы старшеклассникам / Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в юношеском возрасте, Л., 1987.
124. Елисеева Т.Г. Создадим портрет художника. (Уроки по творчеству М. Волошина) // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. -1992. -№3-4.
125. Еремеев А.Ф. Границы искусства: Социальная сущность художественного творчества. М., 1987.
126. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. 2-е изд., испр. М., 1999.
127. Жабицкая Л.Г. Восприятие художественной литературы и личность: Литературное развитие в юности. Кишинев, 1974.
128. Жабицкая Л.Г. О психологическом подходе в исследовании восприятия художественной литературы // Проблемы социологии и психологии чтения. -М., 1975.
129. Жабицкая Л.Г. К вопросу о психологическом исследовании критериев литературного развития // Вопросы психологии. 1975. - № 5.
130. Жижина А.Д. Как постигать язык поэзии: Учеб.пособие. М., 1997.
131. Жирмунский В.М. Преодолевшие символизм // Теория литературы. Поэзия. Стилистика. Л., 1977.
132. Жирмунский В.М. Теория стиха. М., 1975.
133. Жолковский А.К. Блуждающие сны: Из истории русского модернизма. -М., 1992.
134. Журавлев А.П. Звук и смысл: Кн.для внеклассного чтения учащихся старших классов. 2-е изд., испр., доп. - М., 1991.
135. Задорнова В.Я. Восприятие и интерпретация художественного текста. -М., 1984.
136. Захарова А.В. Психология обучения старшеклассников. М., 1976.
137. Збарский И.С. Системное руководство чтением и формирование читательской самостоятельности учащихся средней школы: теоретические основы и практика: Дис. докт. пед.наук.-М., 1993.
138. Збарский И.С., Полухина В.П. Внеклассное чтение по литературе (4-8 кл.): Пособие для учителя, 2-е изд., доп. М., 1980.
139. Збарский И.С. Комплексный подход к руководству чтением // Проблемы преподавания литературы в средней школе: Пособие для учителя / Под ред. Т.Ф. Курдюмовой. М., 1986.
140. Земляной С.Н. Герменевтика и проблемы понимания // Проблемы и противоречия буржуазной философии 60-70-х гг. XX века. М., 1983.
141. Зубова Л.В. Поэзия Марины Цветаевой. Лингвистический аспект. Л., 1989.
142. Зинин С.А. Методика проблемно-сопоставительного анализа и ее роль в совершенствовании изучения курса литературы в 11 классе: Дисс. канд.пед.наук. М., 1993.
143. Иванова Н.Б. Литературный вечер, посвященный творчеству С.А. Есенина // Литература в школе. 1995. - № 5.
144. Изучение русской советской литературы в 10 классе: Пособие для учителя // Р.И. Альбеткова, П.С. Выходцев, С.Н. Громцева и др. / Под ред. В.А. Ковалева. 3-е изд.; дораб. - М., 1988.
145. Ильин Е.Н. Путь к ученику: Раздумья учителя-словесника. Книга для учителя. Из опыта работы. М., 1988.
146. Ильюшин А.А. Русское стихосложение. М., 1988.
147. Ингарден Р. Исследования по эстетике. М., 1962.
148. Интерпретация художественного текста в вузе и школе: Межв.сб.научн.тр. СПб., 1993.
149. Ионин Г.Н. Школьное литературоведение: Учебное пособие к спецкурсу. -Л., 1986.
150. Искусство анализа художественного произведения / Сост. Т.Ф. Браже. -М., 1971.
151. История русской литературы: XX век: Серебряный век // Под ред. Жоржа Нива, Ильи Сермана, Витторио Страды и Ефима Эткинда. М., 1995.
152. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М., 1968.
153. Кан-Калик В.А., Хазан В.И. Психолого-педагогические основы преподавания литературы в школе. М., 1988.
154. Карсалова Е.В. "Стихи живые сами говорят.": Кн. для учителя: Из опыта работы. М., 1990.
155. Карсалова Е.В., Леденев А.В., Шаповалова Ю.М. "Серебряный век" русской поэзии. Пособие для учителей. М., 1996.
156. Качурин М.Г. О читательском воображении // Развитие творческой активности школьников в процессе преподавания литературы. Л., 1988.
157. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы: Кн.для учителей. М., 1988.
158. Киселев А.К. Искусство выразительного чтения и анализ на уроках литературы // Взаимосвязь искусств на уроках литературы : Пособие для учителя. М., 1987.
159. Кожинов В.В. Как пишут стихи. О законах поэтического творчества. М., 1970.
160. Кожинов В.В. Стихи и поэзия. М., 1980.
161. Колобаева Л.А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX-XX веков. М., 1990.
162. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М., 1989.
163. Конспекты уроков для учителя литературы. 11-й класс. Серебряный век русской поэзии / Под ред. Л.Г. Максидоновой: В 2 ч. М., 1999.
164. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. -М., 1972.
165. Короткое Н.З. Эстетическое восприятие и проблемы оценки / Проблема ценности в философии. М.-Л., 1966.
166. Коржавин Н. Анна Ахматова и "серебряный век" // Новый мир. 1989.
167. Красновский Э.А. Активизация учебного познания // Сов.педагогика. -1982.-№ 5.
168. Красновский Э.А. Поэзия "серебряного века" на уроках литературы в выпускном классе: Материалы для экспериментальной работы. М., 1991.
169. Краткая литературная энциклопедия. М., 1978. - Т.9.
170. Кричевская Ю.Р. Модернизм в русской литературе: Эпоха серебряного века. М., 1994.
171. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., 1972.
172. Кудина Г.Н., Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Как развивать художественное восприятие у школьников. М., 1988.
173. Кудряшев Н.И. О методах преподавания литературы // Методы обучения в современной школе / Под ред. Н.И. Кудряшева. М., 1983.
174. Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. -М., 1981.
175. Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М., 1991.
176. Культурологические штудии: "Серебряный век" в европейской культуре XX в. -М., 1993.
177. Курдюмова Т.Ф. Историзм школьного курса преподавания литературы. -М., 1974.
178. Курдюмова Т.Ф. Проблема восприятия художественного текста на уроках литературы // Взаимосвязь восприятия и анализа художественного произведения в процессе изучения литературы в школе. М., 1984.
179. Куркина Л.Я. Герменевтика и "теория интерпретации художественного произведения" //Герменевтика: История и современность. М., 1985.
180. Кутейникова Н.Е. Жанр детского детектива в круге подросткового чтения / Русская словесность. 1998. - №2.
181. Кухаренко В.А. Интерпретация текста. М.: Просвещение, 1988.
182. Лавлинский С.П. Учебный диалог: Природа и функции в процессе анализа и интерпретации литературного произведения: Дисс. канд.пед.наук. -М„ 1993.
183. Левидов A.M. Автор образ - читатель. - 2-е изд., доп. - Л., 1983.
184. Левитов Н.Д. Психология старшего школьника. -М., 1955.
185. Левитов Н.Д. Психология характера. 3-е изд., исправл., доп. - М., 1969.
186. Левшина И.С. Как воспринимается произведение искусства: Из опыта социологических исследований. М., 1983.
187. Левянт М.Л. "И море, и Гомер все движется любовью.". (Литературно-музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству О.Э.
188. Мандельштама) // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР.- 1992.-№9-10.
189. Левянт М.Л. "Мы были музыкой во льду."(Сценарий поэтического вечера, посвященного жизни и творчеству М.И. Цветаевой и Б.Л. Пастернака) // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. 1992. - №6.
190. Леденев А.В. Русская литература XX в. в контексте эпохи // Серебряный век. -М., 1996.
191. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971.
192. Леонов С.А. Виды устных монологических выступлений учащихся на уроках литературы в старших классах и методика их подготовки // Развитие устной речи учащихся старших классов на уроках литературы. М., 1988.
193. Леонов С.А. Речевая деятельность на уроках литературы в старших классах: Методические приемы творческого изучения литературы: Учебное пособие. М., 1999.
194. Леонов С.А. Интегрированный урок литературы: Книга для учителей и учащихся. М., 1999.
195. Леонов С.А. Литературное образование на современном этапе: Проблемы и поиски // Современные проблемы филологического образования: Межвузовский сборник научных статей / Под ред. доктора педагогических наук, профессора С.А. Леонова. М., 2001.
196. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. М., 1965.
197. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
198. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М., 1981.
199. Лившиц Бенедикт. Полутораглазый стрелец. Л., 1989.
200. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.
201. Литературно-эстетические концепции в России конца XIX начала XX веков. - М., 1975.
202. Лихачев Д.С. О точности литературоведения // Литературные направления и стили. М., 1976.
203. Лихачев Д.С. О филологии. М„ 1989.
204. Лихачев Д.С. Текстология. Краткий очерк. М.-Л., 1964.
205. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976.
206. Локк Дж. Избранные философские произведения. М., 1960.
207. Локшина Б.С. Поэзия А. Блока и С. Есенина в школьном изучении. Пособие для учителя. Л., 1978.
208. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970.
209. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л., 1972.
210. Лукницкая В. Николай Гумилев: Жизнь поэта по материалам домашнего архива семьи Лукницких. Л., 1990.
211. Львов М.Р. Школа творческого мышления. М., 1997.
212. Мадер Р.Д. Анализ поэтического текста на уроках литературы. М., 1979.
213. Мазаев A.M. Проблема синтеза искусств в эстетике русского символизма. М„ 1992.
214. Маймин Е.А. Опыты литературного анализа. М., 1972.
215. Маймин Е.А., Слинина Э.В. Теория и практика литературного анализа. Пособие для студентов пединститутов. М., 1984.
216. Максимов Д.Е. Русские поэты начала XX века: Очерки. М., 1986.
217. Мандельштам О.Э. Слово и культура. М., 1987.
218. Маранцман В.Г. Труд читателя: От восприятия литературных произведений к анализу. М., 1986.
219. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников: Методическое пособие. Л., 1974.
220. Матюшкин A.M. Проблемная ситуация в мышлении и обучении. М., 1980.
221. Медведев В.П. Изучение лирики в школе: Кн. для учителя. М., 1985.
222. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие. М., 1985.
223. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов // Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. В 2-х ч. - М., 1994.
224. Менчинская И.А. Исследования по психологии учения и развития // Воспитание, обучение и психическое развитие. М., 1977.
225. Мещерякова Н.Я., Гришина Л.Я. Пути формирования специальных читательских умений на уроках литературы (к итогам дискуссии) // Литература в школе. 1978. - № 1.
226. Мизина Ю.А. Творческие работы учащихся как средство развития их познавательной самостоятельности: Автореф.дисс. . канд.пед.наук. М., 1978.
227. Михайлов А.А. Азбука стиха. М., 1982.
228. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. М., 1976.
229. Молдавская Н.Д. Самостоятельная работа учащихся над языком художественного произведения. М., 1964.
230. Мудрик А.В. Современный старшеклассник: Проблемы самоопределения. -М., 1977.
231. Мукаржовский Я. Преднамеренное и непреднамеренное в искусстве / Структурализм "за" и "против". М., 1975.
232. Мухаметшина Р.Ф. Изучение лирики поэтов-символистов в национальной школе: Дисс.канд.пед.наук. Казань, 1997.
233. Немов Р.С. Психология. В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. М., 1994.
234. Нечкина М.В. Парадокс литературоведения // Художественное творчество. Л., 1982.
235. Никифоров С.В. Проблема интерпретации письменного текста: Дисс.д.п.н.-М.,1983.
236. Никифорова О.И. Восприятие художественной литературы школьниками. -М., 1959.
237. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. -М., 1972.
238. Николай Гумилев в воспоминаниях современников. М., 1990.
239. Николаенко В. Когда закончился "серебряный век" // Литература. 1996. -№26.
240. Никулыиина Т.Э. Формирование представлений о модернистских направлениях конца XIX начала XX века на уроках литературы в 11 классе средней школы: Дисс.канд.пед.наук. - М., 1999.
241. Новиков Л.Д. Художественный текст и его анализ. М., 1988.
242. Новлянская З.А. Блоковский вечер в школе. М., 1980.
243. Овсянико-Куликовский Д.Н. Лирика как особый вид творчества // Вопросы теории и психологии творчества, Т.1, изд.2, Харьков, 1911.
244. Овчинникова Л.Н. М. Волошин. Устный журнал, // Литература в школе. 1994.-№3.
245. Огнев В.И. Книга про стихи. М., 1963.
246. Одоевцева И. На брегах Невы. М., 1988.
247. Озеров Л. Работа поэта. М., 1963.
248. Осетров Е. Лики русской музы (стихи и поэты серебряного века) // Поэзия серебряного века. М., 1991.
249. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет // Под ред. И.В. Дубровиной, Б.С. Круглова. М., 1988.
250. Оцуп Н. Серебряный век русской поэзии // Океан времени. СПб., 1994.
251. Палиевский П.В. Литература и теория. М., 1978.
252. Палкин М.А. Лирика как искусство стихотворного слова. Мн., 1986.
253. Пастернак Б.Л. Об искусстве, охранная грамота и заметки о художественном творчестве. М., 1990.
254. Пастухова Л.Н. "Если душа родилась крылатой.". (Литературно -музыкальная композиция о жизни и творчестве М.И. Цветаевой) // Литература в школе. 1991. -№3, №5.
255. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.
256. Подковыров И.К. Аксиологический аспект анализа лирического произведения в старших классах: Дисс. канд.пед.наук. Самара, 1997.
257. Познавательные процессы и способности в обучении П Под ред. В.И. Шадрикова. М., 1990.
258. Половникова Н.А. Система воспитания познавательных сил школьников. -Казань, 1975.
259. Поляков М.Я. Вопросы поэтики и художественной семантики. М., 1986.
260. Понимание и интерпретация текста: Сб. научных трудов. Тверь, 1994.
261. Поспелов Г.Г. Бубновый валет. М., 1990.
262. Поспелов Г.Н. Эстетическое и художественное. М., 1965.
263. Поспелов Г.Н. Лирика среди литературных родов. М., 1976.
264. Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М., 1976.
265. Поэтика художественного текста на уроках литературы: Сб.ст. / отв.ред. О.Ю. Богданова. М., 1997.
266. Пранцова Г.В. Уроки литературы: Учебно-методическое пособие. -Пенза, 2001.
267. Программа общеобразовательных учебных заведений. Литература. 5-11 кл. // Под ред. Т.Ф. Курдюмовой. М., 1994.
268. Программа по литературе для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий, лицеев гуманитарного профиля. 5 11 кл. // А.Б. Есин, А.Г. Кутузов, М.Б. Ладыгин. - М., 1992.
269. Программа по литературе для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий, лицеев гуманитарного профиля. 5 11 кл. // Под ред. Маранцмана В.Г. - М., 1992.
270. Пути анализа литературного произведения: Пособие для учителя / Под ред. Б.Ф. Егорова. М., 1981.
271. Пути активации познавательной деятельности учащихся (Теория. Опыт. Практика): Методические рекомендации / Под ред. Т.Ф. Курдюмовой. М., 1990.
272. Пяст В. Встречи. М., 1997.
273. Развитие творческой активности школьников. // Под ред. A.M. Матюшкина. М., 1991.
274. Рапацкая Л.А. Искусство "серебряного века". М., 1996.
275. Ревякин А.И. Проблемы изучения и преподавания литературы. М., 1972.
276. Рез З.Я. Изучение лирики в школе: Пособие для учителя. Л., 1968.
277. Рейсер С.А. Основы текстологии. Л., 1978.
278. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М., 1994.
279. Ризель Э.Г. Теория и практика интерпретации текста. М., 1974.
280. Рикер П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. М., 1995.
281. Рогозинский В.В. Лирика М.И. Цветаевой. Конспект урока // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. 1990. - № 6.
282. Рогозинский В.В. Творения Велимира Хлебникова. Конспект урока. // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. 1990. - №7.
283. Рогозинский В.В. Загадка известного стихотворения. Урок исследование по изучению поэтической новеллы С. Есенина "Собаке Качалова" (11 кл.) // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. - 1990. - №7.
284. Рогозинский В.В. Поэзия Николая Гумилева. Конспект урока. // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. 1990. - № 8.
285. Рожденственская Н.В. Психология художественного творчества. СПб., 1995.
286. Рожина Л.Н. Искусство быть читателем. Мн., 1987.
287. Рубинштейн М.М., Игнатьев В.Е. Психология, педагогика и гигиена юности.- М., 1926.
288. Рузавин Г.И. Проблема понимания и герменевтика // Герменевтика: история и современность. М., 1985.
289. Русская литература XX века. Учебная книга для учащихся старших классов. // Автор-составитель. Т.С. Меркин. М., 1995.
290. Русская литература XX в.: Хрестоматия для 11 кл. ср. школы: в 2-х ч. // Сост. А.В. Баранников, Т.А. Калганова, Л.М. Рыбченкова. М., 1993. - ч.1.
291. Русская литература XX века. Учебное издание: в 2-х ч. // Смирнова Л.А., Турков A.M., Марченко A.M. и др. М., 1994. - ч.1.
292. Русская литература XX века. 11 кл.: Практикум для общеобразовательных учреждений / Под ред. Ю.И. Лыссого. М., 1998.
293. Русская литература XX века. 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. В 2 ч. В.В. Агеносов и др. / Под ред. В.В. Агеносова. - М., 1996.
294. Русская поэзия "серебряного века", 1890 1917. Антология. - М., 1993.
295. Русские поэты "серебряного века". Л., 1991.
296. Рыбак Л.А. Образное мышление и урок литературы. М., 1966.
297. Рыбникова М.А. Книга о языке. М., 1925.
298. Светловская Н.Н. Основы науки о читателе: теория формирования правильной читательской деятельности. М., 1993.
299. Семиотика и художественное творчество. М., 1977.
300. Серебряный век в России. Избранные страницы. М., 1993.
301. Серебряный век. Петербургская поэзия конца XIX начала XX века. - Л., 1991.
302. Серебряный век. Поэзия (школа классики). М., 1996.
303. Серафимова В.Д. Русская литература (первая половина ХХв.): Учебник-Хрестоматия. М., 1997.
304. Сергеев Е. Перевод с оригинала. М., 1980.
305. Сильман Т.И. Заметки о лирике. Л., 1977.
306. Скафтымов А.П. Введение в литературоведение. Хрестоматия. М., 1988.
307. Сквозников В.Д. Реализм лирической поэзии.- М., 1975.
308. Смелкова З.С. Литература как вид искусства. Книга для учителя и учащихся. 2-е изд., М., 1998.
309. Смирнов В.А. Уровни знания и этапы процесса познания / Проблемы логики научного познания: Сб.ст. / Отв.ред. П.В. Таванец. М., 1964.
310. Собкин B.C., Писарский П.С. Круг чтения художественной литературы у старшеклассников // Вопросы психологии. 1994. - № 5.
311. Современные вопросы анализа литературного произведения в школе: Сб.трудов / отв.ред. Н.А. Демидова. М., 1986.
312. Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX начала XX веков. -М., 1984.
313. Сосновская И.В. Развитие эмоциональной сферы старшеклассников при изучении лирики: Дисс. канд.пед.наук. М., 1994.
314. Стиховедение: Хрестоматия / Сост. JI.E. Ляпина. 2-е изд., перераб. и доп.-М., 1998.
315. Столович Л.Н. Жизнь творчество - человек: Функция художественной деятельности. - М., 1985.
316. Страшнов С.Л. Агитатор и подросток. Поэзия В. Маяковского в выпускном классе // Литература в школе. 1994. - №6.
317. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний (Психологические основы). М.,1975.
318. Творческие задания и материалы к зачету по русской литературе начала XX века. Московский Культурологический Лицей 1310, 1994.
319. Тимофеев Л.И. Лирика / Краткая литературная энциклопедия. М., 1967. - Т.4.
320. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. М., 1959.
321. Тихомиров O.K. Психология мышления: Учебное пособие для вузов по спец. "Психология". М., 1984.
322. Тодоров Л.В. Как читать и понимать стихи. М., 1974.
323. Тодоров Л.В. Работа над стихом в школе. М., 1965.
324. Тодоров Л.В. Методика изучения поэтических произведений на уроках русской литературы в национальных школах РСФСР. Дисс. докт.пед.наук. -М., 1989.
325. Томашевский Б.В. Стихи и язык. М.-Л., 1959.
326. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М.-Л., 1951.
327. Тынянов Ю.Н. Проблемы стихотворного языка. М., 1965.
328. Урок литературы: Пособие для учителя / Сост. Т.С. Зепалова и Н.Я. Мещерякова. М., 1983.
329. Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы. М., 1978.
330. Федотов О.И. Основы русского стихосложения. Метрика и ритмика. М., 1997.
331. Формирование личности старшеклассника // Под ред. Дубровиной И.В. -М., 1989.
332. Формирование умений и навыков по литературе у учащихся средней школы. Сб. научных трудов. М., 1986.
333. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.
334. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М., 1993.
335. Хакимова Ж.Ф. Изучение лирики Б.Л. Пастернака в национальной школе: Дисс.канд.пед.наук. Казань, 1997.
336. Хализев В.Е. Теория литературы. Учеб. М., 1999.
337. Холшевников В.Е. Начало XX века // Мысль, вооруженная рифмами: поэтическая антология по истории русского стиха / Сост. В.Е. Холшевников. -Л., 1983.
338. Холшевников В.Е. Основы стиховедения: Русское стихосложение. 3-е изд., перераб. СПб., 1996.
339. Храпченко М.Б. Художественное творчество, действительность, человек. -М., 1982.
340. Цветаева М.И. Об искусстве. М., 1991.
341. Цветаева М.И. Избранные сочинения: в 2-х т. М., 1998.
342. Чуковский Н.С. Литературные воспоминания. М., 1989.
343. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М., 1982.
344. Шамрей Л.В., Русова Н.Ю., Ханов В.А. От аллегории до ямба. Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению. Н.Новгород, 1993.
345. Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста. Л., 1990.
346. Шлейермахер Ф.Д.Е. Герменевтика // Общественная мысль. IV. М., 1993.
347. Шпет Г.Г. Герменевтика и ее проблемы // Контекст 1989, 1990, 1991, 1992.-М., 1989- 1992.
348. Шумилин Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника. -М., 1979.
349. Щерба J1.B. Избранные работы по русскому языку. М., 1957.
350. Щербина В.Р. Проблемы литературного образования в средней школе: Пособие для учителя. М., 1978.
351. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
352. Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. 4.2. XX век / Глав.ред. М.Д.Аксенова. М., 2000.
353. Эриксен Э. Психология юности. М., 1956.
354. Эткинд А. Содом и Психея: Очерки интеллектуальной истории Серебряного века. М., 1996.
355. Эткинд Е. Материя стиха. Париж, 1978.
356. Эткинд Е.Г. Разговор о стихах. М., 1970.
357. Якименко Р.В. Методика изучения поэзии "серебряного века" на уроках литературы в 11 классе: Дисс.канд.пед.наук. М., 1998.
358. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М., 1964.
359. Hirsch E.D. Validity in Interpretation. Haven, 1967.
360. Faryno J. Поэтика Пастернака ("Путевые заметки" "Охранная грамота"). - Wien, 1989.