Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Оборудование и наглядные пособия как средство активизации обучения специальным дисциплинам студентов художественно-графических факультетов педвузов

Автореферат по педагогике на тему «Оборудование и наглядные пособия как средство активизации обучения специальным дисциплинам студентов художественно-графических факультетов педвузов», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Яншин, Анатолий Иркунович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2000
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Оборудование и наглядные пособия как средство активизации обучения специальным дисциплинам студентов художественно-графических факультетов педвузов», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Оборудование и наглядные пособия как средство активизации обучения специальным дисциплинам студентов художественно-графических факультетов педвузов"

На правах рукописи

РГ6 од

2 0 ней гщ

ЯНШИН АНАТОЛИЙ ИРКУНОВНЧ •

ОБОРУДОВАНИЕ И НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ

ПЕДВУЗОВ

Специальность 13.00.02 - теория и методика обучения изобразительному искусству

АВТОРЕФЕРАТ

Диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва 2000

Работа выполнена в Московском педагогическом государственном университете на кафедре методики преподавания изобразительного искусства и черчения

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, профессор IАНИСИМОВ Н.Н.

Научный консультант

доктор педагогических наук, профессор СТЕПАКОВА В. В.

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор ИВАНОВ А.И.

кандидат педагогических наук, доцент СТАРИКОВ М.М.

Ведущая организация: Московский педагогический университет.

Зашита состоится 1А. 2000 г. в /Ul часов на

заседании диссертационного совета Д 053.01.12 в Московском педагогическом государственном университете (117571, Москва, проспект Вернадского, д. 88, ауд. 528)

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского педагогического государственного университета по адресу: 119435, Москва, Малая Пироговская, д.1.

Автореферат разослан " 2000 г.

Ученый секретарь ^ J^/УСу Игнатьев С.Е.

/г/ <foo fa)Я 9-for О

Общая характеристика работы

Проблема исследования и ее актуальность. Одним из существенных факторов активизации обучения при подготовке студентов художественно-графических. факультетов педагогических университетов и институтов по специальным дисциплинам является создание и использование учебного оборудования и наглядных пособий.

Для успешного разрешения проблемы подготовки высококвалифицированных учителей изобразительного искусства в процессе преподавания живописи, необходимо использовать все лучшее, что было создано для оснащения занятий по специальным дисциплинам, а также разработать новое оборудование и наглядные пособия, которые отвечают современным требованиям высшей школы.

Начиная от древности и до настоящих дней, методы и средства преподавания рисунка и живописи постоянно совершенствовались, развивались.

Исторический обзор методов преподавания живописи и рисунка показывает, что проблемой создания наглядных пособий и необходимого оборудования занимались выдающиеся педагоги-художники Леон Батиста Альберш, Леонардо да Винчи, А. Дюрер, братья Дюпюи, А.П. Сапожников, А. Ашбе, П.П. Чистяков, Д.П. Кардовский, К.Ф. Юоп и др. Им принадлежит заслуга в разработке различных методов рисования с натуры (метод «завесы», метод «обобщения формы», «метод обрубовки» для демонстрации которых были разработаны специальные приспособления и модели (проволочные, деревянные плоские фигуры, геометрические тела, модели арок, колонн, лестниц, мебели, частей человеческого тела, экарше), учебные таблицы, специальные приспособления для демонстрации законов перспективных искажений.

В эпоху Возрождения Леонардо да Винчи, Л.Б. Альберти, А. Дюрер предложили различные методики обучения рисованию с натуры. В основу обучения Альберти положил метод рисования с помощью «завесы», который критиковал Леонардо да Винчи, называя его «механическим рисованием». Методика обучения рисованию Леонардо да Винчи была основана на изучении и анализе натуры. Л.Б. Дюрер обучение рисованию построил на методе «обобщения формы», который позднее был назван «методом обрубовки».

Братья Александр и Фердинанд Дюпюи для обучения рисованию создали специальные модели, классифицировав их на пять категорий. Все модели последовательно использовались при обучении рисованию. Специальные группы моделей головы, частей тела, человеческой фигуры, разработанные и выполненные Александром Дюпюи отражала определенную методическую последовательность в построении изображений.

Ф.Дюпюи сконструировал специальный станок для установления моделей и демонстрации явлений перспективы.

Сапожников А.П. предложил изучать законы перспективы, изменение освещенности различных поверхностей от их освещения, законы светотени с помощью специально сконструированных моделей. Для демонстрации конструкции человеческой головы им разрабатывается специальная проволочная модель. Саножниковым А.П. разрабатываются анатомические модели для изучения строения человеческого тела.

В основополагающих работах Я.А. Коменского выдвигается принцип наглядности и показываются пути и средства к практическому его применению.

Философское, психологическое и дидактическое обоснование принципа наглядности сделано великим классиком педагогики К.Ф. Ушинским. Эгот принцип был положен в основу разработки различных современных педагогических систем и методик.

Научно-теоретическим обоснованиям вопроса наглядности и наглядных пособий посвящены монографии, статьи известных педагогов-исследователей изобразительного творчества (H.H. Ахутина, P.C. Бондарчук, В. Н. Бейер, В.П. Вахтеров, О.Н. Галкина, Н.К. Гончаров, JI.B. Занков, И.П. Конобеевский).

Наиболее глубокие исследования по проблемам наглядности в обучении, в последние годы были проведены Т.В. Болтовой, А.Е. Галич, A.B. Славиным, A.M. Ясько.

Опираясь на педагогические труды основоположников "наглядного обучения" ученые-методисты H.H. Анисимов, Г.В. Беда, А.И. Васильев, Ю.А. Волков, С.Е. Игнатьев, В.А. Королев, Н.В. Одноралов, A.C. Пучков, H.H. Ростовцев, A.C. Рындин, A.M. Серов, A.B. Славин, Б.Г. Смирнов, А.Е. Терентьев, A.B. Триселев, Е.В. Шорохов, A.A. Унковский, А.П. Яшухин занимались вопросами оборудования живописных мастерских, разработкой наглядных пособий. В трудах названных ученых, находим прекрасные примеры, иллюстрирующие содержание учебных таблиц, которые используются ими в преподавательской деятельности на заняги-ях по живописи, рисунку, методике преподавания изобразительного искусства по многим темам программы. Так, большая заслуга принадлежит Ростовцеву H.H. в огборе иллюстративного материала, для раскрытия последовательности выполнения рисунка на занятиях по рисунку и уроках изобразительного искусства. H.H. Анисимов много внимания уделял разработке методических аспектов обучения школьников техническому рисунку, цветоведению и формированию начальных изобразительных навыков. Им предложены различные наглядные пособия и методика использования демонстрационных моделей на уроках изобразительного искусства.

Ведущие ученые-методисты, преподаватели живописи Беда Г.В., Пучков A.C., Триселев A.B., Унковский A.A., Шорохов Е.В., Яшухин А.П. большое внимание уделяли исследованию вопросов организации и методики проведения пленэров, аудиторных занятий по живописи, обучению студентов наброскам, композиции. В арсенале у каждого были авторские разработки учебных таблиц, методики работы с натуры и т.д.

Большое внимание использованию художественных материалов, инструментов, приспособлений и оборудования в процессе обучения живописи уделяется в работах Н.В. Одноралова. Им собран и систематизирован материал по технологии живописи. Описаны инструменты, материалы и приспособления, выпускаемые промышленностью для оснащения процесса занятий живописью. В своих работах Одноралов Н.В. неоднократно подчеркивает, что совершенствование художественного воспитания невозможно без творческого подхода к работе преподавателя, одной из сторон которого является творческий подход к оснащению и оборудованию кабинетов.

Анализ научной психолого-педагогической литературы показал, что имеется достаточное количество необходимого научно-теоретического материала посвященного отдельным психологическим аспектам активизации обучения, формированию различных способностей, в том числе художественных, на которые можно опереться при разработке проблемы нашего исследования. В этой связи необходимо отметить труды М. В. Гамезо, Е. И. Игнатьева, Л. Ф. Обуховой, С. Л. Рубинштейна, Г. 3. Бедного, Т. В. Кудрявцева, Б. Ф. Ломова, И. С. Якиманской.

Как показал анализ научной психолого-педагогической и методической литературы имеется достаточное количество теоретического материала, посвященного различным аспектам активизации обучения живописи и рисунка студентов посредством использования различного оборудования и наглядных пособий. Тем не менее, не исследовалась проблема активизации процесса обучения посредством комплексного использования различных наглядных средств, и приобщения студентов к поисковой деятельности, направленной на разработку, конструирование и изготовление учебных пособий, приспособлений, оборудования мастерских для занятий по специальным дисциплинам (рисунку и живописи) и школьных кабинетов изобразительного искусства.

Актуальность исследования заключается в следующем: проблема развития художественно-творческих способностей студентов по изобразительному искусству на художественно-графических факультетах педвузов -чрезвычайно важна. Развитие творческо-конструкторских способностей будущего учителя по созданию учебных пособий и объектов оборудования в целях углубленного процесса обучения рисунку и живо-

писи актуальна сутью - поиском новых, более эффективных путей подготовки специалистов по изобразительному искусству для общеобразовательных школ.

Проблема исследования - активизация процесса обучения специальным дисциплинам (рисунку и живописи) посредством комплексного использования различных средств обучения и приобщения студентов к творческой деятельности по их разработке.

Цель исследования - теоретическое обоснование и разработка путей активизации студентов в процессе преподавания им специальных дисциплин, экспериментальная проверка эффективности предлагаемой методики использования средств наглядности, и приобщения студентов к проектированию специального оборудования и наглядных пособий.

Объект исследования - процесс специальной подготовки студентов по живописи и композиции на художественно-графических факультетах высших педагогических учебных заведений.

Предмет исследования - влияние комплексного использования различных наглядных пособий и специального оборудования на активизацию процесса обучения по живописи и композиции.

Гипотеза исследования: если в процессе обучения специальным дисциплинам будет применяться комплекс различных средств и методов обучения, и студенты приобщатся к творческой деятельности по проектированию наглядных пособий и оборудования для специальных мастерских, школьных кабинетов изобразительного искусства, то повысится качество обучения за счет активизации студентов в процессе обучения и стимулирования их творческого начала.

В исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Изучить и обобщить теоретические материалы по проблеме исследования, научно-методические статьи об учебном оборудовании и наглядных пособиях, используемых при обучении специальным дисциплинам.

2. Создать приспособления, наглядные пособия, обеспечивающие эффективность процесса обучения специальным дисциплинам.

3. Описать методику обучения студентов ХГФ проектированию учебною оборудования и наглядных пособий по специальным дисциплинам.

4. Экспериментально подтвердить позитивное влияние нового специального оборудования и разработанных наглядных пособий на активизацию процесса обучения таких предметов как живопись, цветоведе-ние, технология живописи на художественно-графических факультетах.

5. На основе проведенного педагогического эксперимента выработать научно-методические рекомендации по совершенствованию специ-

альной и методической подготовки студентов в процессе преподавания специальных дисциплин.

Методологической основой исследования явились основополагающие труды по философии, педагогике, психологии, дизайну, а также методике изобразительного искусства.

Для достижения цели, поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:

1. Теоретический анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования, специальной литературы по вопросам дизайна и разработке учебного оборудования для художественных мастерских и школьных кабинетов изобразительного искусства,

2. Моделирование процесса специальной подготовки студентов, основанного на комплексном использовании различных средств обучения и проектированию их для мастерских и школьных кабинетов изобразительного искусства;

3. Метод педагогического наблюдения;

4. Педагогический эксперимент;

6. Анкетирование.

Опытно-экспериментальной базой исследования явился художественно-графический факультет Набережночелнинского педагогического государственного института.

Организация и этапы исследования: Исследование осуществлялось в несколько этапов с 1992 по 1999 гг. На первом этапе исследования (1992-1995 гг.) изучалась научная литература по проблеме исследования, формулировалась тема диссертации, гипотеза, определялись задачи, объект и предмет исследования, разрабатывалась методика и проводился поисковый эксперимент.

На втором этапе исследования (1995-1997 гг.) изучались экспериментальные методики активизации обучения живописи, разрабатывался формирующий эксперимент.

На третьем этапе исследования (1997-1999 гг.) анализировались и обобщались полученные экспериментальные данные, уточнялся текст диссертации, формулировались выводы и рекомендации.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Комплексное применение типовых средств обучения в сочетании с спроектированными и изготовленными студентами учебным оборудованием, приспособлениями и наглядными пособиями активизирует процесс преподавания специальных дисциплин (живописи, композиции), развивает художественно-творческие способности обучаемых, стимулирует развитие навыков проектирования и поэтому должно рассматриваться как фактор и средство активи-

зации процесса подготовки будущих учителей изобразительного искусства.

2. В учебном процессе по специальным дисциплинам необходимо предусмотреть обучение проектированию учебного оборудования и созданию наглядных пособий для живописных мастерских и школьных кабинетов изобразительного искусства, что дает должный эффект активизации обучения живописи. 3 Проектирование объектов учебного оборудования и наглядных пособий в процессе обучения специальным дисциплинам способствует развитию таких качеств личности, как художественно-творческих, творческо-конструкторских, методических способностей будущих учителей изобразительного искусства.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что: изучен процесс создания и использования учебного оборудования и наглядных пособий, как средства активизации обучения специальным дисциплинам; научно обоснованы концептуальные положения методики обучения проектированию учебного оборудования, наглядных пособий по специальным дисциплинам для художественно-графических факультетов педагогических вузов; дано теоретическое обоснование классификации средств наглядности, учебного оборудования и приспособлений по живописи; показаны пути совершенствования процесса преподавания специальных дисциплин, а также формирования необходимых творческих (художественных, конструкторских, методических) качеств личности студентов при создании учебного оборудования и наглядных пособий, способствующих активизации обучения живописи.

Теоретическая значимость определяется следующим. Результаты данного исследования мог>"г быть использованы: для теоретического обоснования комплексного подхода к развитию творческо-конструкторских способностей студентов художественно-графических факультетов в процессе проектирования, создания учебного оборудования и наглядных пособий; как теоретические основы активизации обучения специальным дисциплинам при разработке оборудования и наглядных пособий, а гакже при исследовании других, смежных педагогических проблем.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

- результаты исследования могут быть использованы при разработке учебных программ, пособий, учебников в виде методических рекомендаций по совершенствованию содержания и методов преподавания специальных дисциплин на художественно-графических факультетах педагогических вузов;

- оборудование, приспособления и наглядные пособия, разработанные для занятий по живописи студентов 1-5 курсов могут быть применены в практике преподавания на художественно-графическом факультете;

- предложенные способы построения овалов применяются в практике для изготовления овальных подрамников и рам, объяснения учебного материала по темам "Циркульные кривые линии" (курс "Черчение"), выполнения шрифтовых композиций (курс "Основы дизайна").

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечена:

- соответствием методологии научного исследования;

- опорой на теоретические труды ведущих ученых страны по проблеме исследования;

- результатами эксперимента и объективным анализом полученных данных многолетней педагогической деятельностью со студентами 15 курсов художественно-графических факультетов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлены посредством публикаций, в которых представлены некоторые разработанные диссертантом специальные приспособления и оборудование. Результаты исследования обсуждались на кафедре методики преподавания изобразительного искусства, черчения и труда МПГУ, на кафедре изобразительного искусства НГПИ.

Структура и объем работы. Диссертащи состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Содержание диссертационной работы изложено на 165 страницах основного текста, содержит чертежи, схемы, фотографии, копии образцов студенческих работ, таблицы, в которых отражены результаты эксперимента.

Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, определены объект и предмет исследования, сформулирована гипотеза, цели, задачи диссертационной работы, перечислены методы исследования, раскрыта новизна, представлена теоретическая и практическая значимость работы, изложены положения, выносимые на защиту.

Первая глава диссертации "Теоретические основы разработки оборудования и наглядных пособий как средства активизации обучения специальным дисциплинам" представляет собой теоретическую часть данного исследования и состоит из трех параграфов: "Классификация средств наглядности и специального оборудования по живописи", "Научно-педагогические вопросы создания и конструирования оборудования и наглядных пособий, активизирующих процесс обучения специ-

альным дисциплинам", "Эргономические и психолого-физиологические требования к учебному оборудованию и наглядным пособиям по специальным дисциплинам".

В первом параграфе раскрывается классификация средств наглядности и специального оборудования по живописи на основе установленного перечня типовых объектов оборудования и учебно-наглядных пособий современных живописных мастерских. В основу классификационного деления положено представление о функциональном назначении каждого из них. Выделены следующие типы наглядных пособий: изобразительные пособия, динамические наглядные пособия, натуральные наглядные пособия и образцы. Каждый тип наглядных пособий распределен по видам. Так, вся совокупность наглядных пособий, отнесенная к типу "изобразительные пособия", была распределена на следующие виды: педагогический рисунок; сюжетно-образные; условно-схематические; графические иллюстративные, текстовые, смешанные. "Динамические наглядные пособия" (как классификационный тип) распределены на графические иллюстративные, текстовые, смешанные; оптические и экранные; механические средства; звуковые; природные натуральные объекты. Классификационный тип наглядных пособий, названный нами "Натуральные наглядные пособия, образцы" был распределен на: природные натуральные объекты; современные предметы производства и спортивного инвентаря; современные предметы быта; археологические находки.

Классифицируя специальное оборудование для живописи мы выделяем следующие их типы: индивидуальное оборудование, стационарное оборудование, мебель, материалы. Перечисленные типы оборудования различаются по видам. К "индивидуальному оборудованию" предлагаем отнести: индивидуальные материалы, приспособления и инструменты для акварельной и гуашевой живописи, индивидуальные материалы, приспособления и инструменты для масляной живописи, компоновочные инструменты, приспособления, пленэрное оборудование. "Стационарное оборудование" мы классифицируем на следующие виды: специальное учебное оборудование, натурное оборудование, оборудование для ТСО и технические средства обучения. Такой тип оборудования как "мебель" различается по функциональному назначению: мебель для преподавателя, мебель для студента, мебель для натурщика. К "материалам" как типу оборудования мы отнесли реквизит. Кроме перечисленных типов, мы выделяем в самостоятельный тип - оборудование подсобного назначения, который назвали "Хозяйственное оборудование", выделив в нем два вида: санитарно-гигиеническое оборудование, слесарно-столярное.

В настоящее время на занятиях по живописи применяются различные виды наглядных пособий. Современная мастерская живописи для

учебного процесса содержит оборудование, приспособления, мебель, учебно-наглядные пособия, реквизит, модели, технические средства обучения. Нами показано, что по назначению специальное оборудование по живописи распределяется на индивидуальное, предназначенное для работы в мастерской, на пленэре, и стационарное, предназначенное только для работы в мастерской. К индивидуальному специальному оборудованию отнесены инструменты, материалы, индивидуальное оборудование, приспособления и мебель для занятий акварельной, гуашевой и масляной живописью.

К стационарному специальному оборудованию отнесены: стационарное оборудование и приспособления, механические демонстрационные модели, ТСО, мебель, реквизит.

Наглядные средства обучения живописи различаются как плоскостные и объемные, статичные и динамические, оптические. Отмечается, что живая натура, естественные природные формы флоры и фауны в изобразительном искусстве являются естественной идеальной объемной наглядностью.

В использовании наглядных пособий определены их ограничения, указаны требования, предъявляемые к отдельным их видам: срок годности, условия хранения, правила их использования.

Во втором параграфе "Научно-педагогические вопросы создания и конструирования оборудования и наглядных пособий, активизирующих процесс обучения специальным дисциплинам" раскрыты теоретические предпосылки развития творческих, специальных и педагогических способностей студентов в процессе создания оборудования и наглядных пособий для занятий по специальным дисциплинам. На основе анализа литературы по проблеме исследования, мы установили, что теоретические знания и практические умения, есть необходимое условие формирования и дальнейшего развития профессиональных способностей будущих педагогов, которое может быть реализовано посредством разработки, создания и обоснования методически верного использования оборудования, наглядных пособий в процессе обучения специальным дисциплинам. Формируемые при этом творческие способности студентов активизируют обучение живописи студентов ХГФ высших педагогических учебных заведений.

С дидактических позиций нами обосновывается выбор методов разработки, проектирования, создания и анализа качественных характеристик учебного оборудования и наглядных пособий, иллюстрирующих общие и частные случаи воздушной, линейной перспективы, а также светотеневые и цветовые отношения в передаче формы. Показаны возможности применения сложной аудиовизуальной аппаратуры, учебных видеофильмов, в раскрытии сложнейшего вопроса светотеневого единства

цветовых тональных отношений. Раскрыты перспективы использования такого нового вида наглядности, как компьютерная наглядность, на которую возлагаются большие надежды.

В третьем параграфе, названном "Эргономические и психологические требования к учебному оборудованию и наглядным пособиям по специальным дисциплинам» на основе научно-педагогических представлений раскрываются вопросы создания, конструирования учебного оборудования и наглядных пособий по живописи, как средства способствующего активизации процесса обучения специальным дисциплинам. Показаны учебные условия для занятий живописью в мастерских и учебно-творческих дачах. Теоретически доказано, что учет эргономических требований и психологических особенностей восприятия оборудования живописных мастерских существенно влияет на процесс восприятия натуры и как следствие - на творческий процесс в целом.

Вторая глава "Экспериментальное исследование методов создания и конструирования оборудования и наглядных пособий как средства активизации обучения специальным дисциплинам" состоит из параграфов: "Разработка педагогического констатирующего эксперимента", "Проведение и итоги формирующего эксперимента", "Методика использования оборудования и наглядных пособий, как средства активизации обучения специальным дисциплинам студентов ХГФ педвузов".

В первом параграфе второй главы "Разработка педагогического констатирующего эксперимента" описан поиск содержания, средств и методов обучения проектированию специального оборудования и наглядных пособий по живописи, которые позволяют раскрыть закономерности цветовосприятия цветотоновых отношений при различном цветовом освещении. Приводятся планы занятий со студентами на занятиях по проектированию учебного оборудования живописных мастерских.

В результате проведения констатирующего эксперимента мы пришли к следующим выводам. Применение учебного оборудования и наглядных пособий позволило активизировать внимание, сформировать целенаправленность наблюдений светотоновых и цветовых закономерностей, изучить методы и способы реалистического отображения увиденного. Констатирующий эксперимент также позволил выявить исходный уровень сформированное™ знаний и умений по живописи, а также наличие желания реализовать свои творческие способности в создании и проектировании специального оборудования и наглядных пособий по изобразительному искусству. Результаты поискового эксперимента позволили уточнить направления совершенствования экспериментальной методики обучения студентов.

Второй параграф второй главы "Проведение и итоги формирующего эксперимента" посвящен описанию экспериментальной методики и

анализу ее результативности. Обучение студентов проектированию учебного оборудования и наглядных пособий являлось составной частью процесса обучения специальным дисциплинам в часы самостоятельной работы. Методика формирующего эксперимента основывалась на следующих основных положениях:

1. Комплексное использование в учебном процессе специального оборудования, наглядных пособий для демонстрации основных законов линейной и световоздушной перспективы, изменения свето-тональных и цветовых отношений при различном цветовом освещении, поиск композиционного решения и т.д;

2. Процесс обучения специальным дисциплинам будет находиться в тесной взаимосвязи с процессом приобщения студентов к проектированию учебного оборудования и наглядных пособий, позволяющих с одной стороны, улучшить оборудование мастерских в соответствии с эргономическими и психолого-физиологическими требованиями, предъявляемыми к ним, с друтой - позволит студентам осознать необходимость создания и проектирования специального оборудования и наглядных пособий для школ, которые бы позволили объяснить эти сложные закономерности школьникам различных возрастов.

3. Включение студентов в художественную и проектно-конструкторскую деятельность.

Формирующий эксперимент показал, что студенты, занимающиеся по экспериментальной методике обучения, активно включаются в процесс создания учебного оборудования. Наглядные пособия, разрабатываемые ими, несут в себе элементы новизны: в занимательной форме на таблицах для школьников были предложены проблемные ситуации, разрешение которых позволяло установить закономерности изменения цвета в перспективе; занимательная форма подачи материала была представлена на серии учебных таблиц по цветоведению, подготовленных для младших школьников.

. Живописные работы, выполненные сту дентами экспериментальных групп в часы самостоятельной работы, отличаются лучшей проработанностью цвеготоновых отношений, передачей закономерностей теплых и холодных отношений, контрастных пар дополнительных цветов на свету и в тени, большей продуманностью композиционного решения, наличием колористического строя в учебной работе. Все показатели в контрольных группах ниже показателей экспериментальных групп.

Студенты экспериментальных групп более ориентированы в теоретических и методических проблемах. Они успешнее решают колористические задачи, быстрее осваивают приемы живописного письма. Достаточно свободно .моделируют дидактические и методические ситуации,

возникающие в практике преподавания изобразительного искусства, которые разрешают посредством создания учебного оборудования и наглядных пособий.

От курса к курсу меняется творческая направленность выполняемых заданий, что позволяет постоянно активизировать процесс поиска новых решений. У студентов формируется умение оценивать собственные разработки, развиваются не только творческие, но и трудовые навыки.

Анкетирование преподавателей и студентов по следующим вопросам: целесообразность введения в процесс обучения специальным дисциплинам тематики, направленной на обучение проектированию учебного оборудованию, и созданию учебных пособий; удобство предлагаемого оборудования и приспособлений; эффективность влияния комплекса предлагаемого оборудования, приспособлений и наглядных пособий на процесс обучения специальным дисциплинам. Большинство преподавателей и студентов высказались положительно относительно включения в тематику самостоятельных занятий, проводимых под руководством преподавателей тем, направленных на создание, проектирование и изготовление несложных по конструкции приборов, приспособлений, оборудования, наглядных пособий, обеспечивающих организацию занятий в мастерских.

Все преподаватели и студенты отметили удобство использования предложенного нами оборудования и эффективность, доступность, удобство конструкции в работе с ними при объяснении сложных теоретических тем. Наблюдения преподавателей показали, что студенты с большим интересом стали относится к самостоятельным занятиям, более внимательно стали прорабатывать специальную литературу, что сказалось на качестве выполняемых ими творческих работ.

Слияние студенческой проектной деятельности в области разработки и создания учебного оборудования и наглядных пособий для мастерских, школьных кабинетов изобразительного искусства, с закреплением знаний по профилирующим специальным дисциплинам, углубляют у студентов теоретические представления с одной стороны, а с другой -успешно формируют их творческие способности. В результате, студентами создаются наглядные пособия, и оборудование отличающееся методической новизной.

В третьем параграфе второй главы "Методика использования оборудования и наглядных пособий как средства активизации обучения специальным дисциплинам студентов ХГФ педвузов", описывается оборудование разработанное диссертантом, приводится рабочая документация на его изготовление (высокая секционно-трансформируемая ширма, установка для цветных фильтров), приспособления (стусло, стусло универсальное, стусло круговое), демонстрационные модели (прибор для

"утемнения общего тона" др.), учебные таблицы ("Геометрия светотени рисунка", "Геометрия светотени и цвета в живописи", "Схема светотоно-вых и цветотональных отношений", "Геометрия явлений световой перспективы", "Геометрия явлений воздушной перспективы", "Способы составления картинных рам прямоугольными профилями заготовок", "Способы составления картинных рам профилями заготовок в четверть").

Секционно-трансформируемая ширма, предложенная нами позволяет более рационально распределять рисующих относительно натурной постановки, избегая загораживания натуры, обеспечивая ровное освещение мольберта, появляется возможность обеспечить достаточное расстояние для просмотра работы, менять освещение постановок. Ширма легко изменяет свою форму, сочетание секций, что обеспечивает возможность осуществлять постановки вытянутые по горизонтали или по вертикали, изменить освещенность натурной постановки, поместить ее в утол и т.д.

Предлагаемая нами установка для цветных фильтров предназначена для изменения цвета освещения в помещении, что позволяет писать постановки в условиях разного цветового освещения.

Разработанные нами установки для демонстрации утемнения общего тона картины, демонстрации явления силуэта ценны тем, что их сборно-разборная конструкция позволяет обеспечить достаточную наглядность, компактность хранения, удобство транспортировки.

При разработке такого специального приспособления как стусло. нами был учтен недочет ранее сконструированных образцов, которые не давали возможность получить пропилы в заготовках плотно (без зазоров) подходящие друг к другу при вязке брусков. Это стало возможным благодаря предложенной нами конструкции стусла, позволяющей осуществить одновременный распил двух заготовок.

Нами было предложено конструктивное решение стусла кругового, которое позволяет осуществлять распил заготовок, частей рам, багетов под любым утлом. Такое приспособление позволяет изготовить рамы и подрамники любой сложной формы (овальные, круглые, панорамные).

Конструкция стусла универсального позволяет осуществлять распиливание заготовок для рам и одновременно осуществлять выполнение паза для вставного шипа.

Разработанный нами цветовой круг отличается от ранее предлагаемых в методике обучения тем, что мы помимо цветового эталона вводим буквенно-цифровое обозначение, которое позволяет дифференцировать цвета по его пигментным составляющим и показать тем самым его получение.

Кроме этого, в параграфе раскрываются методические особенности каждого из них, показывается специфика их использования в учебном процессе.

Обосновываются эргономические и психолого-физиологические требования, предъявляемые к каждому виду разработанного нами оборудования и приспособлений.

На основании проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.

Накоплен обширный материал по проблеме создания оборудования и наглядных пособий, используемых при обучении специальным дисциплинам, что позволило ученым классифицировать их по разным признакам и основаниям. Автор, опираясь на опыт предшественников, предложил новый подход к классификации, основанный на выявлении функции, типа, вида и индивида оборудования и наглядных пособий.

Теоретически и экспериментально доказано, что разрешение научно-педагогических, методических вопросов при проектировании учебного оборудования и наглядных пособий способствует активизации процесса обучения специальным дисциплинам, а также формированию профессиональных качеств личности будущего учителя. Разработанные нами дидактические подходы к проектированию специального оборудования и наглядных пособий по живописи, с которыми мы знакомим студентов, позволяют им успешно справляться с работой.

Нами создано: оборудование (установка для цветных фильтров, секционно-трансформируемая ширма и др.), приспособления (различные стусла, приспособления для выполнения угловых соединений), механические демонстрационные модели и учебные таблицы, эффективность которых была проверена и доказана в процессе формирующего эксперимента, что обеспечило повысить качество выполняемых студентами живописных работ, нацелило их на проектирование новых средств оборудования живописных мастерских и школьных кабинетов изобразительного искусства.

Экспериментально подтверждено, что комплексное применение типовых средств обучения в сочетании с спроектированными и изготовленными студентами учебным оборудованием, приспособлениями и наглядными пособиями активизирует процесс преподавания специальных дисциплин (живописи, композиции), развивает художественно-творческие способности обучаемых, стимулирует развитие навыков проектирования и поэтому должно рассматриваться как фактор и средство активизации процесса подготовки будущих учителей изобразительного искусства.

Нами доказано, что методика обучения студентов ХГФ проектированию учебного оборудования и наглядных пособий по специальным дисциплинам должна быть основана на следующих основных положениях: 1) комплексном использовании в учебном процессе учебного оборудования и наглядных пособий для демонстрации основных законов линейной и световоздушной перспективы, изменения светотональных и цветовых отношений при различном цветовом освещении, а также поиска композиционного решения; 2) процесс обучения живописи должен находится в тесной взаимосвязи с процессом приобщения студентов к проектированию специального оборудования и наглядных пособий, позволяющих с одной стороны, улучшить оборудование живописных мастерских в соответствии с эргономическими и психолого-физиологическими требованиями, предъявляемыми к ним, с другой - позволяет студентам осознать необходимость создания и проектирования специального оборудования и наглядных пособий для школ, которые бы позволили объяснить сложные закономерности живописи школьникам; 3) необходимо приобщать студентов к художественной и проектно-консгрукторской деятельности на самостоятельных занятиях.

Экспериментально подтверждено позитивное влияние нового учебного оборудования и разработанных наглядных пособий на активизацию процесса обучения таких предметов как живопись, цветоведение, технология живописи, преподаваемых на художественно-графических факультетах.

Доказано, что проектирование объектов учебного оборудования и наглядных пособий в процессе обучения специальным дисциплинам способствует развитию таких качеств личности, как художественно-творческих, творческо-конструкгорских, методических способностей будущих учителей изобразительного искусства.

На основе проведенного педагогического эксперимента выработаны следующие научно-методические рекомендации по совершенствованию специальной и методической подготовки,студентов в процессе преподавания специальных дисциплин:

Необходимо выделить часы для проведения занятий по проектированию учебного оборудования и наглядных пособий для живописных мастерских и школьных кабинетов изобразительного искусства из лимита времени, отведенного на часы самостоятельной подготовки студентов по специальным дисциплинам.

Преподавателям специальных дисциплин необходимо освоить навыки проектирования учебного оборудования и наглядных пособий.

Периодически обновлять оборудование живописных мастерских оборудованием, наглядными пособиями, созданными студентами.

Создавать методический фонд студенческих проектов оборудования и наглядных пособий, лучшие из которых опубликовывать и распространять по школам региона.

В результате проведенного исследования теоретически и экспериментально подтверждена гипотеза исследования.

В заключении нужно отметить, что проблема оборудования и наглядных пособий как средства активизации обучения специальным дисциплинам студентов художественно-графических факультетов педвузов нельзя считать вполне решенной. Дальнейшие разработки могут идти в направлении создания оборудования и наглядных пособий, которые позволили бы реализовать гибкие технологии обучения специальным дисциплинам.

Основное содержание диссертации изложено в следующих публикациях:

1. Яншин А.И. Стусло // Школа и производство, 1991, № 8.- С.16-17

2. Яншин А.И. Стусло универсальное // Школа и производство,1994, №6.- С. 45-46

3. Яншин А.И. Способы построения овалов // Школа и производство, 1998, № 6,- С. 75-77

V

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Яншин, Анатолий Иркунович, 2000 год

Введение.

Глава 1. Теоретические основы разработки оборудования и наглядных пособий как средства активизации обучения специальным дисциплинам.

1.1 Классификация средств наглядности и специального оборудования по живописи.

1.2 Научно-педагогические вопросы создания и конструирования оборудования и наглядных пособий, активизирующих процесс обучения специальным дисциплинам.

1.3 Эргономические психолого-физиолигические требования к учебному оборудованию и наглядным пособиям по "специальным дисциплинам.

Глава 2. Экспериментальное исследование методов создания и конструирования оборудования и наглядных пособий как средства активизации обучения специальным дисциплинам.

2.1. Разработка педагогического констатирующего эксперимента.

2.2. Проведение и итоги формирующего эксперимента.

2.3 Методика использования оборудования и наглядных пособий как средства активизации обучения специальным дисциплинам студентов ХГФ педвузов.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Оборудование и наглядные пособия как средство активизации обучения специальным дисциплинам студентов художественно-графических факультетов педвузов"

Проблема исследования и ее актуальность. Одним из существенных факторов активизации обучения при подготовке студентов художественно-графических факультетов педагогических университетов и институтов по специальным дисциплинам является создание и использование учебного оборудования и наглядных пособий.

Для успешного разрешения проблемы подготовки высококвалифицированных учителей изобразительного искусства в процессе преподавания живописи, необходимо использовать все лучшее, что было создано для оснащения занятий по специальным дисциплинам, а также разработать новое оборудование и наглядные пособия, которые отвечают современным требованиям высшей школы.

Начиная от древности и до настоящих дней, методы и средства преподавания рисунка и живописи постоянно совершенствовались, развивались.

Исторический обзор методов преподавания живописи и рисунка показывает, что проблемой создания наглядных пособий и необходимого оборудования занимались выдающиеся педагоги-художники Леон Батиста Альберти, Леонардо да Винчи, А. Дюрер, братья Дюпюи, А.П. Сапожников, А. Ашбе, П.П. Чистяков, Д.П. Кардовский, К.Ф. Юон и др. Им принадлежит заслуга в разработке различных методов рисования с натуры (метод х «завесы», метод «обобщения формы», «метод обрубовки» для демонстрации которых были разработаны специальные приспособления и модели (проволочные, деревянные плоские фигуры, геометрические тела, модели арок, колонн, лестниц, мебели, частей человеческого тела, экарше), учебные таблицы, специальные приспособления для демонстрации законов перспективных искажений.

В эпоху Возрождения Леонардо да Винчи, Л. Б. Альберти, А. Дюрер предложили различные методики обучения рисованию с натуры. В основу обучения Альберти положил метод рисования с помощью «завесы», который критиковал Леонардо да Винчи, называя его «механическим рисованием». Методика обучения рисованию Леонардо да Винчи была основана на изучении и анализе натуры. Л.Б. Дюрер обучение рисованию построил на методе «обобщения формы», который позднее был назван «методом обрубовки».

Братья Александр и Фердинанд Дюпюи для обучения рисованию создали специальные модели, классифицировав их на пять категорий. Все модели последовательно использовались при обучении рисованию. Специальные группы моделей головы, частей тела, человеческой фигуры, разработанные и выполненные Александром Дюпюи отражала определенную методическую последовательность в построении изображений. Ф.Дюпюи сконструировал специальный станок для установления моделей и демонстрации явлений перспективы.

Сапожников А. П. предложил изучать законы перспективы, изменение освещенности различных поверхностей от их освещения, законы светотени с помощью специально сконструированных моделей. Для демонстрации конструкции человеческой головы им разрабатывается специальная проволочная модель. Сапожниковым А.П. разрабатываются анатомические модели для изучения строения человеческого тела.

В основополагающих работах Я.А. Коменского выдвигается принцип наглядности и показываются пути и средства к практическому его применению.

Философское, психологическое и дидактическое обоснование принципа наглядности сделано великим классиком педагогики К.Ф. Ушинским. Этот принцип был положен в основу разработки различных современных педагогических систем и методик.

Научно-теоретическим обоснованиям вопроса наглядности и наглядных пособий посвящены монографии, статьи известных педагогов-исследователей изобразительного творчества (Н.Н. Ахутина, Р.С. Бондарчук, В. Н. Бейер. В.П. Вахтеров, О.Н. Галкина, Н.К. Гончаров, Л.В. Занков, И.П. Конобеевский).

Наиболее глубокие исследования по проблемам наглядности в обучении, в последние годы были проведены Т.В. Болтовой, А.Е. Галич, А. В. Славиным, A.M. Ясько.

Опираясь на педагогические труды основоположников "наглядного обучения" ученые-методисты Н.Н. Анисимов, Г.В. Беда, А.И. Васильев, Ю.А. Волков, С.Е. Игнатьев. В.А. Королев, Н.В. Одноралов, А.С. Пучков, Н.Н. Ростовцев, А.С. Рындин, A.M. Серов, А.В. Славин, Б.Г. Смирнов, А.Е. Терентьев, А.В. Триселев, Е.В. Шорохов, А.А. Унковский, А.П. Яшухин занимались вопросами оборудования живописных мастерских, разработкой наглядных пособий. В трудах названных ученых, находим прекрасные примеры, иллюстрирующие содержание учебных таблиц, которые используются ими в преподавательской деятельности на занятиях по живописи, рисунку, методике преподавания изобразительного искусства по многим темам программы. Так, большая заслуга принадлежит Ростовцеву Н.Н. в отборе иллюстративного материала, для раскрытия последовательности выполнения рисунка на занятиях по рисунку и уроках изобразительного искусства. Н.Н. Анисимов много внимания уделял разработке методических аспектов обучения школьников техническому рисунку, цветоведения и формированию начальных изобразительных навыков. Им предложены различные наглядные пособия и методика использования демонстрационных моделей на уроках изобразительного искусства.

Ведущие ученые-методисты, преподаватели живописи Беда Г.В., Пучков А.С., Триселев А.В., Унковский А.А., Шорохов Е.В., Яшухин А.П. большое внимание уделяли исследованию вопросов организации и методики проведения пленэров, аудиторных занятий по живописи, обучению студентов наброскам, композиции. В арсенале у каждого были авторские разработки учебных таблиц, методики работы с натуры и т.д.

Большое внимание использованию художественных материалов, инструментов, приспособлений и оборудования в процессе обучения живописи уделяется в работах Н.В. Одноралова. Им собран и систематизирован материал по технологии живописи. Описаны инструменты, материалы и приспособления, выпускаемые промышленностью для оснащения процесса занятий живописью. В своих работах Одноралов Н.В. неоднократно подчеркивает, что совершенствование художественного воспитания невозможно без творческого подхода к работе преподавателя, одной из сторон которого является творческий подход к оснащению и оборудованию кабинетов.

Анализ научной психолого-педагогической литературы показал, что имеется достаточное количество необходимого научно-теоретического материала посвященного отдельным психологическим аспектам активизации обучения, формированию различных способностей, в том числе художественных, на которые можно опереться при разработке проблемы нашего исследования. В этой связи необходимо отметить труды М. В. Гамезо, Е. И. Игнатьева, JI. Ф. Обуховой, С. Л. Рубинштейна, Г. 3. Бедного, Т. В. Кудрявцева, Б. Ф. Ломова, Й. С. Якиманской.

Как показал анализ научной психолого-педагогической и методической литературы имеется достаточное количество теоретического материала, посвященного различным аспектам активизации обучения живописи и рисунка студентов посредством использования различного оборудования и наглядных пособий. Тем не менее, не исследовалась проблема активизации процесса обучения посредством комплексного использования различных наглядных средств, и приобщения студентов к поисковой деятельности, направленной на разработку, конструирование и изготовление учебных пособий, приспособлений, оборудования мастерских для занятий по специальным дисциплинам (рисунку и живописи) и школьных кабинетов изобразительного искусства.

Актуальность исследования заключается в следующем: проблема развития художествейно-творческих способностей студентов по изобразительному искусству на художественно-графических факультетах педвузов -чрезвычайно важна. Развитие творческо-конструкторских способностей будущего учителя по созданию учебных пособий и объектов оборудования в i целях углубленного процесса обучения рисунку и живописи актуальна сутью - поиском новых, более эффективных путей подготовки специалистов по изобразительному искусству для общеобразовательных школ.

Проблема исследования - активизация процесса обучения специальным дисциплинам (рисунку и живописи) посредством комплексного использования различных средств обучения и приобщения студентов к творческой деятельности по их разработке.

Цель исследования - теоретическое обоснование и разработка путей активизации студентов в процессе преподавания им специальных дисциплин, экспериментальная проверка эффективности предлагаемой методики использования средств наглядности, и приобщения студентов к проектированию специального оборудования и наглядных пособий.

Объект исследования - процесс специальной подготовки студентов по живописи и композиции на художественно-графических факультетах высших педагогических учебных заведений.

Предмет исследования - влияние комплексного использования различных наглядных пособий и специального оборудования на активизацию процесса обучения по живописи и композиции.

Гипотеза исследования: если в процессе обучения специальным дисциплинам будет применяться комплекс различных средств и методов обучения, и студенты приобщатся к творческой деятельности по проектированию наглядных пособий и оборудования для специальных мастерских, школьных кабинетов изобразительного искусства, то повысится качество обучения за счет активизации студентов в процессе обучения и стимулирования их творческого начала.

В исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Изучить и обобщить теоретические материалы по проблеме исследования, научно-методические статьи об учебном оборудовании и наглядных пособиях, используемых при обучении специальным дисциплинам.

2. Создать приспособления, наглядные пособия, обеспечивающие эффективность процесса обучения специальным дисциплинам.

3. Описать методику обучения студентов ХГФ проектированию учебного оборудования и наглядных пособий по специальным дисциплинам.

4. Экспериментально подтвердить позитивное влияние нового специального оборудования и разработанных наглядных пособий на активизацию процесса обучения таких предметов как живопись, цветоведение, технология живописи на художественно-графических факультетах.

5. На основе проведенного педагогического эксперимента выработать научно-методические рекомендации по совершенствованию специальной и методической подготовки студентов в процессе преподавания специальных дисциплин.

Методологической основой исследования явились основополагающие труды по философии, педагогике, психологии, дизайну, а также методике изобразительного искусства.

Для достижения цели, поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:

1. Теоретический анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования, специальной литературы по вопросам дизайна и разработке учебного оборудования для художественных мастерских и школьных кабинетов изобразительного искусства;

2. Моделирование процесса специальной подготовки студентов, основанного на комплексном использовании различных средств обучения и проектированию их для мастерских и школьных кабинетов изобразительного искусства;

3. Метод педагогического наблюдения;

4. Педагогический эксперимент;

5. Анкетирование.

Опытно-экспериментальной базой исследования явился художественно-графический факультет Набережночелнинского педагогического государственного института.

Организация и этапы исследования;

Исследование осуществлялось в несколько этапов с 1992 по 1999 гг.

На первом этапе исследования (1992-1995 гг.) изучалась научная литература по проблеме исследования, формулировалась тема диссертации, гипотеза, определялись задачи, объект и предмет исследования, разрабатывалась методика и проводился поисковый эксперимент.

На втором этапе исследования (1995-1997 гг.) изучались экспериментальные методики активизации обучения живописи, разрабатывался формирующий эксперимент.

На третьем этапе исследования (1997-1999 гг.) анализировались и обобщались полученные экспериментальные данные, уточнялся текст диссертации, формулировались выводы и рекомендации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Комплексное применение типовых средств обучения в сочетании с спроектированными и изготовленными студентами учебным оборудованием, приспособлениями и наглядными пособиями активизирует процесс преподавания специальных дисциплин (живописи, композиции), развивает художественно-творческие способности обучаемых, стимулирует развитие навыков проектирования и поэтому должно рассматриваться как фактор и средство активизации процесса подготовки будущих учителей изобразительного искусства.

2. В учебном процессе по специальным дисциплинам необходимо предусмотреть обучение проектированию учебного оборудования и созданию наглядных пособий для живописных мастерских и школьных кабинетов изобразительного искусства, что дает должный эффект активизации обучения живописи.

3. Проектирование объектов учебного оборудования и наглядных пособий в процессе обучения специальным дисциплинам способствует развитию таких качеств личности, как художественно-творческих, творческо-конструкторских, методических способностей будущих учителей изобразительного искусства.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что: изучен процесс создания и использования учебного оборудования и наглядных пособий, как средства активизации обучения специальным дисциплинам; научно обоснованы концептуальные положения методики обучения проектированию учебного оборудования, наглядных пособий по специальным дисциплинам для художественно-графических факультетов педагогических вузов; дано теоретическое обоснование классификации средств наглядности, учебного оборудования и приспособлений по живописи; показаны пути совершенствования процесса преподавания специальных дисциплин, а также формирования необходимых творческих (художественных, конструкторских, методических) качеств личности студентов при создании учебного оборудования и наглядных пособий, способствующих активизации обучения живописи.

Теоретическая значимость определяется следующим. Результаты данного исследования могут быть использованы: для теоретического обоснования комплексного подхода к развитию творческо-конструкторских способностей студентов художественно-графических факультетов в процессе проектирования, создания учебного оборудования и наглядных пособий; как теоретические основы активизации обучения специальным дисциплинам при разработке оборудования и наглядных пособий, а также при исследовании других, смежных педагогических проблем.

Практическая значимость исследования заключается в следующем: результаты исследования могут быть использованы при разработке учебных программ, пособий, учебников в виде методических рекомендаций по совершенствованию содержания и методов преподавания специальных дисциплин на художественно-графических факультетах педагогических вузов; оборудование, приспособления и наглядные пособия, разработанные для занятий по живописи студентов 1-5 курсов могут быть применены в практике преподавания на художественно - графическом факультете;

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

На основании проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.

Накоплен обширный материал по проблеме создания оборудования и наглядных пособий, используемых при обучении специальным дисциплинам, что позволило ученым классифицировать их по разным признакам и основаниям. Автор, опираясь на опыт предшественников, предложил новый подход к классификации, основанный на выявлении функции, типа, вида и индивида оборудования и наглядных пособий.

Теоретически и экспериментально доказано, что разрешение научно-педагогических, методических вопросов при проектировании учебного оборудования и наглядных пособий способствует активизации процесса обучения специальным дисциплинам, а также формированию профессиональных качеств личности будущего учителя. Разработанные нами дидактические подходы к проектированию специального оборудования и наглядных пособий по живописи, с которыми мы знакомим студентов, позволяют им успешно справляться с работой.

Нами создано: оборудование (установка для цветных фильтров, секционно-трансформируемая ширма и др.), приспособления (различные стусла, приспособления для выполнения угловых соединений), механические демонстрационные модели и учебные таблицы, эффективность которых была проверена и доказана в процессе формирующего эксперимента, что обеспечило повысить качество выполняемых студентами живописных работ, нацелило их на проектирование новых средств оборудования живописных мастерских и школьных кабинетов изобразительного искусства.

Экспериментально подтверждено, что комплексное применение типовых средств обучения в сочетании с спроектированными и изготовленными студентами специальным оборудованием, приспособлениями и наглядными пособиями активизирует процесс преподавания специальных дисциплин (живописи, композиции), развивает художественно-творческие способности обучаемых, стимулирует развитие навыков проектирования и поэтому должно рассматриваться как фактор и средство активизации процесса подготовки будущих учителей изобразительного искусства.

Нами доказано, что методика обучения студентов ХГФ проектированию учебного оборудования и наглядных пособий по специальным дисциплинам должна быть основана на следующих основных положениях: 1) комплексном использовании в учебном процессе учебного оборудования и наглядных пособий для демонстрации основных законов линейной и световоздушной перспективы, изменения светотональных и цветовых отношений при различном цветовом освещении, а также поиска композиционного решения; 2) процесс обучения живописи должен находится в тесной взаимосвязи с процессом приобщения студентов к проектированию специального оборудования и наглядных пособий, позволяющих с одной стороны, улучшить оборудование живописных мастерских в соответствии с эргономическими и психолого-физиологическими требованиями, предъявляемыми к ним, с другой - позволяет студентам осознать необходимость создания и проектирования специального оборудования и наглядных пособий для школ, которые бы позволили объяснить сложные закономерности живописи школьникам; 3) необходимо приобщать студентов к художественной и проектно-конструкторской деятельности на самостоятельных занятиях.

Экспериментально подтверждено позитивное влияние нового учебного оборудования и разработанных наглядных пособий на активизацию процесса обучения таких предметов как живопись, цветоведение, технология живописи, преподаваемых на художественно-графических факультетах.

Доказано, что проектирование объектов учебного оборудования и наглядных пособий в процессе обучения специальным дисциплинам способствует развитию таких качеств личности, как художественно-творческих, творческо-конструкторских, методических способностей будущих учителей изобразительного искусства.

На основе проведенного педагогического эксперимента выработаны следующие научно-методические рекомендации по совершенствованию специальной и методической подготовки студентов в процессе преподавания специальных дисциплин:

Необходимо выделить часы для проведения занятий по проектированию учебного оборудования и наглядных пособий для живописных мастерских и школьных кабинетов изобразительного искусства из лимита времени, отведенного на часы самостоятельной подготовки студентов по специальным дисциплинам.

Преподавателям специальных дисциплин необходимо освоить навыки проектирования учебного оборудования и наглядных пособий.

Периодически обновлять оборудование живописных мастерских оборудованием, наглядными пособиями, созданными студентами.

Создавать методический фонд студенческих проектов оборудования и наглядных пособий, лучшие из которых опубликовывать и распространять по школам региона.

В результате проведенного исследования теоретически и экспериментально подтверждена гипотеза исследования.

В заключении нужно отметить, что проблема оборудования и наглядных пособий как средства активизации обучения специальным дисциплинам студентов художественно-графических факультетов педвузов нельзя считать вполне решенной. Дальнейшие разработки могут идти в направлении создания оборудования и наглядных пособий, которые позволили бы реализовать гибкие технологии обучения специальным дисциплинам.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Яншин, Анатолий Иркунович, Москва

1. Аксенов Ю.Г. , Закин Р. М. , Зонненшталь Е. М. и др. Рисунок и живопись: Руководство для самодеятельных художников. 2 т. М.: Искусство, 1961.

2. Анисимов Н. Н. Основы рисования: Учебн. Пособие для вузов. Изд. 2-2-М.: Стройиздат, 1977.

3. Анисимов Н. Н. Экспериментальное исследование формирования пространственных представлений школьников средствами технического рисования: Автореф. Дис. . канд. пед. наук. М., 1970.-20с.

4. Аронов В. Р. «Хайнувка» пример экологического дизайна. // Техническая эстетика, 1988, № 12. М., 1988.

5. Ахутина Н. И. О наглядности и наглядных пособиях необходимых каждой школе. «Русская школа», 1902.

6. Бартенев И. А, Ванслов В. В., Веймарн В. В. и др. Труды академии художеств СССР. Вып. 1: Сб. ст. М.: Изобразительное искусство, 1983.

7. Барышников А. П. Перспектива. М.: Искусство, 1955.

8. Баткин Л. М. Итальянское возрождение в поисках индивидуальности. -М.: Наука, 1989.

9. Беда Г. В., Галич А. Е., Коноплева М. С. и др. Пути повышения эффективности преподавания художественно-графических дисциплин. Карачаевск, 1970.

10. Беда Г. В., Островский Г. С., Хворостов А.С. и др. Вопросы теории, истории и методики преподавания изобразительного искусства. -Карачаевск, 1970.

11. Беда Г. В. Живопись. М.: Просвещение, 1986.

12. Бедный Г. 3. Инженерная психология на производстве. М., 1975.

13. Бедный Г. 3. Инженерная психология на производстве. М., 1975.

14. Бейер В.И. Графическая грамотность и педагогический рисунок. -П., 1919.

15. Белов А. А. Примерные перечни типового оборудования учебных кабинетов и мастерских: Шорохов Е. В. ред., 1., 2. Части. М., 1981.

16. Беляев Т. Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений у учащихся. -М.: Просвещение, 1983.

17. Болтова Т. В. Использование средств изобразительной наглядности для активизации познавательной деятельности учащихся. Киев, 1971.

18. Бондарчук Р. С. Применение наглядности в преподавании. «Наш опыт».-Новосибирск, 1946.

19. Боос В. В. Самостоятельная работа по рисунку как средство активизации учебной и творческой деятельности студентов: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1991. 16 с.

20. Бронштейн М. П. Солнечное вещество. Лучи икс. Изобретатели радиотелеграфа. М.: Наука, 1990.

21. Васильев А. И. Наглядность как средство активизации детского творчества в процессе обучения тематическому рисованию первоклассников шестилетнего возраста: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1993. 16 с.

22. Вахтеров В. П. Предметный метод обучения. М., 1918.

23. Виноградов В.Н., Василенко Е. А. Альхименок А. А. и др. Словарь-справочник по черчению. М.: Просвещение, 1993.

24. Волков Ю. А. Работа над живописными этюдами. М.: Просвещение, 1984.

25. Волкова Е. В. Эстетический анализ художественного произведения. -М.: Знание,1974.

26. Вопросы теории и практики создания и использования средств наглядности обучения учащихся. // Сб. научных трудов. М., 1980.

27. Галич А. Е. Наглядность в системе обучения рисунку на художественно-графических факультетах педагогических институтов. Автореф. канд. пед. наук. 1972.

28. Галкина О. И. Психологические вопросы наглядности в начальном обучении // «Известия А. П. И. РСФСР» Вып. 26 М., 1950, с. 25-68.

29. Гамезо М. В., Гуркина А. П., Домашенко И. А. и др. Под ред. Гамезо М. В. Курс общей возрастной и педагогической психологии. Вып. 3 -М.: Просвещение, 1982.

30. Геворгян Н. Р. Педагогические условия активизации учебной и творческой деятельности студентов-заочников в процессе обучения композиции на художественно-графических факультетах педвузов: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1993. 24 с.

31. Гельмонт А. Внедрять новые средства наглядности в обучение. // «Наглядное образование», № 9 ,1959.

32. Гончаров Н. К. Наглядность как дидактический принцип. «Советская педагогика», № 5-6, 1937.

33. Григорьев Б. В. Классическая логика: Учеб. Пособие. М.: гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1996.

34. Громов Г. А., Солодовников Г. Н., Черепашенец Б. А. Практикум по деревообработке: Учебное пособие для учащихся 9 и 10 классов. М.: Просвещение, 1981.

35. Де Лионде Ф. Г. Съемка эскиза и чтение чертежа. — Москва-Ленинград: Государственное научно-техническое, горногеологическое изд-во, 1932.

36. Дембинский С. И., Серов А. М., Макарова М. Н. Вопросы истории, теории и методики преподавания художественно-графических дисциплин: Ученые записки № 378. М., 1970.

37. Егоров А. С., Загрядский В. П. Психофизиология умственного труда. -Л.: Наука, 1973.

38. Ермолаев О. Ю., Марютина Т. М. Индивидуальность школьника и компьютера. // Педагогика и психология, № 9, 1990. М.: Знание, 1990.

39. Ершов Г. В. Активизация процесса формирования умений и навыков передачи пространства на занятиях живописью у студентов педагогических вузов художественно графических факультетов: Автореф. дис. . канд. пед. наук.- М., 1993. 16 с.

40. Занков Л. В. К проблеме взаимодействия слова и наглядности в обучении. «Советская педагогика», № 8, 1955.

41. Зефельд В. В. Психоморфология рабочего места. // Техническая эстетика, 1988, № 7. М., 1988.

42. Каптеров П. Теория наглядного обучения, «Женское образование» -Спб.,№9,1884.

43. Карточки-задания по черчению: 7 кл.: Пособие для учителя / В. В. Степакова, Л. Н. Анисимова, Р. М. Минчева и др.; под ред. В. В. Степаковой. М.: Просвещение, 1999. - 160с.

44. Карточки-задания по черчению: 8 кл.: Пособие для учителя / В. В. Степакова, Л. Н. Анисимова, В. А. Гервер и др.; Под ред. В. В. Степаковой. М.: Просвещение, 2000. - 64 е.: ил.

45. Кирцер Ю. М. Рисунок и живопись. М.: Высшая школа, 1992.

46. Клевцов „ М. И. Теоретические основы эргономического проектирования. // Техническая эстетика. 1988, № 2. М., 1988.

47. Козлов В. Н. Физиология и психология труда. Саратов: СПИ, 1982.

48. Комарова Е. А. ред. Программы педагогических институтов. Сборник № 14. М.: Просвещение, 1988.

49. Коменский Я. А. / Антология гуманной педагогики / . Институт русского языка / Отв. ред. Б. С. Шварцкопф. М.: Наука, 1979.

50. Конобеевский К. П. Учебно-наглядные пособия для начальной школы, их типы, характеристика и педагогические требования к ним. -М., 1913.

51. Королев В. А. Учебный рисунок. М.: Изобразительное искусство, 1981.

52. Королева И. А., Проферансова М. Ф. Давай учиться рисовать: Золотарев Е. М. ред. М.: ДЭНДИ, 1993.

53. Костенко Т. В. Школа: зерна дизайна — ростки культуры. // Техническая эстетика, 1991, № 11. М., 1991.

54. Коськов М. А. Еще раз о теоретической подготовке дизайнеров. // Техническая эстетика, 1989.

55. Кочубей Б. И. Мужчина и ребенок // Педагогика и психология, № 7, 1990.-М.: Знание, 1990.

56. Кудрявцев Т. В. Особенности мышления учащихся в процессе трудового обучения. М.: Педагогика, 1970.

57. Кудрявцев Т. В., Якиманская И. С. Развитие технического мышления учащихся. М., 1964.

58. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. 2-е изд. - М.: «Ось-89», 1997.-208 с.

59. Лебедев П. М. Учебная картина как вид наглядного пособия. // «Советская педагогика», № 9, 1958.

60. Лубенец Т. О наглядном преподавании. Киев, 1911.

61. Лукин Н. Н. Обоснование системы методов формирования восприятия цвета в процессе преподавания живописи / при подготовке художника-педагога /: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1993. 21 с.

62. Макушин В. Г. Основы физиологии и психологии труда. Вып. 1. -М.: Профиздат, 1971.

63. Маркелов Г. И. Этюды по психологии искусства. Общественная польза, 1913.

64. Мартенссон А. Начинаем мастерить из древесины: Синюков В. И. перевод с англ. М.: Просвещение, 1999.

65. Медведев JI. Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку. М.: Просвещение, 1986.

66. Михайлов А. М. Искусство акварели. М.: Изобразительное искусство, 1995.

67. Мудренцов С. И. Теория и практика создания учебно-методических пособий по трудовому обучению: Автореф. дис. . канд. пед. наук.-М., 1985. 17 с.

68. Мунипов В. М. Перестройка производства: эргономические проблемы усиления его социальной ориентации. // Техническая эстетика, 1988, № 9. М., 1988.

69. Наливина Т. И. Практическое цветоведение: Метод, указания по курсам. М.: МШИ им. В. И. Ленина, 1985.

70. Научные работы: Методика подготовки и оформления. / Сост. И.Н. Кузнецов Мн.: Амалфея, 1998. - 272 с.

71. Николай Петрович Крымов художник и педагог. «Академия художеств СССР» - М., 1960. 264с.

72. Нюрберг Н. Д. Курс цветоведения. Гизлегпром, 1932, - 119с.

73. Одноралов Н. В. Секреты мастера. М., 1991, с. 43-143.

74. Павлов Г. М., Павлова В. Н. Пластическая анатомия. М.: Искусство, 1967.

75. Пашутин А. М. Прольем свет на темноту // Природа и человек. / Свет /.- 1995-№7.-С. 32-34.

76. Печкова Т. А. Современная наука о цвете и проблема цветового проектирования. М., 1989.

77. Пидоу Д. Геометрия и искусство: Яглом И. М. ред. Пер. с англ. Данилова Ю. А. М.: Мир, 1979.

78. Пиз А. Язык жестов. Перевод с англ. Воронеж: НПО «МОДЕК», 1992.

79. Писарский П. С. Эмоционально-оценочное восприятие живописи у учащихся младшего и среднего школьного возраста: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1985. 17 с.

80. Подставкина Т. П. Совещание по экономическим проблемам КП НТП. // Техническая эстетика, 1988, № 9. М., 1988.

81. Постоногова JI. Н. Влияние цветовых и графических элементов образа на характер творческой активности младших школьников в процессе изобразительной деятельности: Автореф. канд. пед. наук. -М., 1977.21 с.

82. Пучков А. С., Триселев А. В. Методика работы над натюрмортом. -М.: Просвещение, 1982.

83. Рабинович М. Ц. Пластическая анатомия и изображение человека на ее основах. -М.: Изобразительное искусство, 1983.

84. Рачинская Н. Н., Цвик Л. Д., Доброборская С. В. Изобразительное искусство и музыка. -М.: Просвещение, 1981.

85. Рихвк Э. В. Мастерим из древесины. М.: Просвещение, 1988.

86. Россолимо Г. И. Искусство, больные нервы и воспитание / по поводу «Декадентство». 8*, бр. -М., 1901.

87. Ростовцев Н. Н., Игнатьев С. Е., Шорохов Е. В. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия. М.: Просвещение, 1989.

88. Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию: Зарубежная школа рисунка. М.: Просвещение, 1981.

89. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1980.

90. Ростовцев Н. Н. Очерки по истории, теории и методике преподавания художественно-графических дисциплин: Ученые записки, XCY т. — М., 1960.

91. Ростовцев Н. Н. Ученые записки: LXIY т., Художественно-графический факультет. М., 1960.

92. Ростовцев Н. Н., Терентьев А. Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. М.: Просвещение, 1987.

93. Рубахин В. Ф., Ломов Б. Ф., Венда В. Ф. и др. Инженерная психология. М.: Наука, 1977.

94. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. -М.: Учпедгиз, 1940.

95. Рындин А. С. Исследование методов обучения передачи световоздушной среды в живописи / в системе подготовки художника-педагога / : Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1977. 21с.

96. Рындин А. С. Проблемы теории и методики изобразительного искусства. Пермь, 1979.

97. Самюэл Данкелл, М. Д. Позы спящего: Островский Л., перевод с англ. Нижний Новгород: «Елена», «Арника», 1994.

98. Сапожников А. П. Полный курс рисования: Ларионов ред. М.: АЛЕВ, 1966.

99. Серов А. М. ред. Рисунок. М.: Просвещение, 1975.

100. Славин А. В. Роль наглядных образов в процессе научного мышления. Автореф. дис. канд. философск. наук. Л., 1966,19 с.

101. Сланский Б. Техника живописи. Живописные материалы. — М.: Академия художеств СССР, 1962.

102. Смирнов Г. Б., Унковский А. А. Рисунок и живопись пейзажа. М.: Просвещение, 1976.

103. Смирнов Г. Б. Живопись. М.: Просвещение, 1975.

104. Смирнов Г. Б. Рисунок головы. М.: Просвещение, 1976.

105. Смирнов Г. Б. Техника масляной живописи. — М.: Просвещение, 1974.

106. Современная русская пунктуация: Сб. науч. тр. / Институт русского языка / Отв. ред. Б. С. Шварцкопф. М.: Наука, 1979.

107. Соловьев С. А., Буланже Г. В., Шульга А. К. Черчение и перспектива. -М.: Высшая школа, 1982.

108. Соловьев С. П. Астрова Т. Е. Цвет в интерьерах общеобразовательных школ. М.: Стройиздат, 1973.

109. Степакова В. В. Становление методического мастерства учителя как проблема вузовского педагогического образования. — М.: Изд-во «Прометей» Ml JUL У им. Ленина, 1995.

110. Теппервайн К. Лицо зеркало здоровья: Иванов В. перевод с нем. -М.: Интерэксперт, Санкт-Петербург. ПИТЕР, 1996.

111. Терентьев А. Е., Серов А. М., Дембинский С. И. Вопросы теории истории и методики преподавания художественно-графических дисциплин: Ученые записки № 295. М.: 1967.

112. Унковский А. А. Живопись. Изображение фигуры. Портрет. М.: Просвещение, 1982.

113. Унковский А. А. Научно-теоретические проблемы методики обучения живописи при подготовке учителей изобразительного искусства: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1972. 27 с.

114. Унковский А. А. Цвет в живописи. М.: Просвещение, 1983.

115. Устинов А. Г. Дизайн в японской школе. // Техническая эстетика, 1988, №6. М., 1988.

116. Федотов Г. Я. Секреты бондарного ремесла. М.: Экология, 1991.

117. Философия. Основные идеи и принципы: Попул. Очерк / Под. общ. Ред. А. И. Ракитова. 2-е изд., переработ. И доп. - М.: Политиздат, 1990.

118. Фрейтаг И. П. Урок технического труда в начальных классах. М.: Просвещение, 1990.

119. Фролов С. А. Начертательная геометрия М.: Машиностроение, 1978.

120. Харитонов М. Ф. Рисование мелом на классной доске. М.: Просвещение, 1982.

121. Хворостов А. С., Ящухин А. П., Гаврилко В. А. И др. Вопросы теории, истории и методики преподавания изобразительного искусства. Ставрополь, 1973.

122. Чернышева О. Н. Эргономические основы проектирования рабочих мест.-М.: МГУ, 1983.

123. Черчение: Программы общеобразовательных учреждений. / Составители: Степакова В. В., Самовольнова JI. Е. М.: Просвещение, 2000.

124. Чигарков В. М. Вуз, похожий на другие или как обучают дизайнеров в Филадельфийском университете искусств /США/ // Техническая эстетика, 1989, № 1. М., 1989.

125. Чудновский В. Э., Юркевич В. С. Одаренность: дар или испытание.

126. Педагогика и психология, № 12,1990. М.: Знание, 1990.

127. Шорохов Е. В., Пучков А. С., Триселев А. В. и др. Вопросы теории истории и методики преподавания изобразительного искусства. Межвузовский сборник научных трудов. М., 1988.

128. Эйдельс Л. М. Оборудование уроков черчения и внеклассная работа. М.: Просвещение, 1956.

129. Эргономика. В. П. Зинченко ред. Вып. 1. П. Мунипов В. М. и др., 1970.

130. Юстова Е. Н., Алексеева К. А. Ваше цветовое решение. // Техническая эстетика, 1988, № 8. М., 1988.

131. Яблонский В. А. Преподавание предметов «Рисунок» и «Основы композиции». М.: Высшая школа, 1983.

132. Якиманская И. С. Развитие пространственного мышления школьников. М.: Педагогика, 1980.

133. Яковлев А. Критический разбор книги В. П. Вахтерова: «Предметный метод обучения» М., 1911.

134. Ясько А. М. Роль и значение различных типов наглядных пособий в процессе формирования научных понятий. Дис. Харьков, 1952.

135. Яшухин А. П. Живопись. -М.: Просвещение, 1985.

136. Яшухин А. П. Наглядность в обучении живописи на художественно-графических факультетах педагогических институтов. Автор, дис. канд. пед. наук. -М., 1971. -22с.

137. Яшухин А.П., Зинченко В.П., Попова К.К. Развитие творческих способностей студентов и школьников на занятиях изобразительным искусством. Ростов-на-Дону, 1986.

138. Яшухин А. П. Требования, предъявляемые к наглядным средствам обучения живописи. В кн. «Вопросы теории, истории и методики преподавания изобразительного искусства. Кар., 1971. 180 с.