автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Обучение интонированию нотного текста на основе концепции опорных звуков мелодии
- Автор научной работы
- Исакова, Юлия Давыдовна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1999
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Исакова, Юлия Давыдовна, 1999 год
Введение.
Глава I. Теоретические основы интонирования.
§1. Акустические основы интонирования одноголосия.
§2. Психологические основы интонирования одноголосия.
§3. Интонирование одноголосия (к истории вопроса).
§4. Предварительный анализ мелодии как необходимое условие правильного интонирования.
Глава II. Методические основы программирования интонационного процесса в связи с концепцией опорных звуков мелодии.
§ 1. Терминологические и деятельностные характеристики понятия «опорность».
§2. Предпосылки выделения опорных звуков в мелодии
2.1. Синтаксический аспект.
2.2. Ладофункциональный аспект.
2.3.Метроритмический аспект.
2.4. Интервальный аспект.
2.5. Аспект дыхания.
2.6. Аспект регистра.
§3. Методика выявления опорных звуков мелодии в одноголосных примерах.
Глава III. Экспериментальное исследование зависимости качества интонирования от умения выбрать в мелодии опорные звуки.
§ 1. Условия проведения эксперимента. Основные этапы исследования.
§2. Ход и результаты пилотажного эксперимента.
§3. Ход и результаты основного эксперимента.
§4. Методические рекомендации по обучению интонированию одноголосного нотного текста в связи с концепцией опорных звуков мелодии.
Выводы.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Обучение интонированию нотного текста на основе концепции опорных звуков мелодии"
Музыкальное искусство интонационно по своей сути: музыка есть интонирование и его восприятие. Интонирование как «выявление интонации в непосредственном звукотворчестве» (108, с. 8), является неотъемлемой частью любой музыкальной деятельности - слушательской, композиторской, исполнительской.* Воспринимая музыкальное произведение, человек мысленно соинтонирует, выстраивая в сознании свой, более или менее адекватный вариант данного произведения, модель исполнения. При этом «интонирование не просто воспроизводит воспринятое, а входит во внутренний, интимный механизм самого процесса восприятия» (75, с. 35). Процесс сочинения музыки, в силу её интонационной природы, также не может обойтись без мысленного или реального соинтонирования. Композитор в процессе творчества решает «много задач, требующих от него не порывов вдохновения, а точного расчёта и знания своего ремесла: структура тем, фактурное развитие, голосоведение, инструментовка и многое другое.» (15, с.141-142), - то есть, тех задач, которые немыслимы вне интонирования. Наконец, любое исполнение (как пение, так и игра на музыкальных инструментах) основано на интонировании, в котором воспроизводятся не только основные характеристики музыкального материала, но и свойства личности. От качества интонирования зависит степень реализации художественных намерений, поэтому в процессе обучения музыке проблема качества интонирования (как вокального, так и инструментального) является актуальной. Особая же роль сольфеджио заключается в том, что оно определяет проблему интонирования как ключевую, как одну из важнейших.
Теоретическим музыкознанием и методикой накоплен немалый багаж научных знаний, эффективных способов и методов обучения интонированию, о которых пишут исследователи разных специальностей - от теоретиков до школьных учителей музыки. Направления и жанры их исследований имеют Ещё В. Одоевский утверждал, что «все музыкальные знания и умения сводятся к одному главному, к умению интонировать» (44, с. 10). Несмотря на некоторую избыточную категоричность этого утверждения, тем не менее, необходимо признать его безусловную справедливость. широкий спектр: от разработки методов работы с неточно интонирующими учащимися первых классов (Н. Куликова) до обоснования методики развития у учащихся музыкального мышления в процессе пения по нотам (Н. Малиборский, Д. Брайнин); от критического анализа различных методик освоения лада (А. Агажанов, И. Гейнрихс) до демонстрации методики пения новой музыки XX века (М. Карасёва); от обоснования роли интонирования в создании музыкально-слуховых представлений, определения норм правильного интонирования, его правил, программы и системы (Ю. Гонтаревская, Ю. Pare, Б. Незванов) до разработки поэтапно-арочного метода интонирования, основанного на расстановке в произведении опорно-интонационных вех (Е. Николаева).
Несмотря на значительное количество работ, посвященных интонированию, а также глубоких исследований в смежных областях (педагогике - Н. Талызина, М. Махмутов и музыкальной педагогике - Э. Абдуллин, Ю. Алиев, Н. Ветлугина; психологии - А. Леонтьев, В. Зинченко, П. Гальперин, J1. Выготский и музыкальной психологии - В. Медушевский, Е. Назайкинский, М. Арановский, В. Петру шин, Г. Цыпин) практические результаты обучения интонированию в вузе, в целом, остаются неудовлетворительными. Поэтому нам представилось необходимым продолжить дальнейшую разработку этой перспективной области преподавания сольфеджио на основе новых достижений психолого-педагогической науки.
На пороге XXI века педагоги и исследователи озабочены, казалось бы, более острыми проблемами: проблемой овладения современным музыкальным языком, освоения нетрадиционных для сольфеджио стилей, воспитания музыкального мышления, - однако, вне правильного интонирования «все остальные вопросы слухового воспитания теряют смысл» (120, с. 171).
Таким образом, актуальность исследования, на наш взгляд, определяется, во-первых, несоответствием между развивающейся научно-методологической базой в области обучения интонированию и недостаточным количеством методических разработок, основанных на этой базе и способствующих оптимизации процесса обучения. А во-вторых - малым количеством специальных исследований процесса интонирования одноголосия в вузе, отвечающих современным требованиям преподавания сольфеджио и »> направленных на совершенствование профессиональной подготовки будущего учителя музыки.
Анализируя возможные подходы к обучению интонированию одноголосия в вузе, мы пришли к выводу о необходимости создания специальной методики, которая основывается на научно обоснованном и максимально осознанном студентами подходе к интонированию. Различные исследования последних десятилетий (Д. Христов, В. Зак, М. Арановский) предлагают свои оригинальные концепции выявления в мелодии опорных и неопорных элементов, однако, в методической литературе и практике преподавания сольфеджио эти концепции не нашли своего отражения, а сведения об опорах как ориентирах правильного интонирования носят фрагментарный и разрозненный характер. Поэтому мы обратились к исследованию феномена опорности в организации музыкальной ткани и в * процессе интонирования, выделив в качестве базисного понятие «опорные звуки i мелодии».
Целью исследования явилось обоснование теоретической концепции опорных звуков мелодии и создание на её основе специальной методики обучения правильному интонированию.
В соответствии с целью исследования был определён и ряд основных задач:
• выявить понимание феномена опорности как неотъемлемого элемента высшей психической деятельности;
• проследить эволюцию понятия «опора» в теоретическом музыкознании и в процессе обучения интонированию на занятиях по сольфеджио;
• раскрыть понятие «правильное интонирование» с позиций основных законов акустики, психологии и на основе культурно-исторического опыта интонирования одноголосного нотного текста;
• определить объективные и субъективные предпосылки выделения опорных 1 звуков в мелодии;
• обосновать вариантный характер механизма создания индивидуальной интонационной программы в ходе выделения опорных звуков мелодии;
• разработать методические рекомендации по обучению правильному интонированию одноголосия на основе концепции опорных звуков мелодии;
• осуществить экспериментальную проверку теоретических и методических положений исследования в учебных группах музыкальных факультетов.
В ходе исследования сформировалась гипотеза, состоящая из следующих положений:
- формирование профессиональных навыков правильного интонирования протекает наиболее эффективно при направленности внимания обучаемых на своеобразные звуковые ориентиры - опорные звуки мелодии;
- система опорных звуков мелодии служит базой для создания индивидуальной программы интонирования, следование которой способствует максимальной осознанности исполнения.
Объектом исследования явилась учебная деятельность студентов музыкальных факультетов педагогических вузов на сольфеджио.
Предметом исследования - процесс обучения правильному интонированию путём формирования индивидуальных интонационных программ на основе выделения в мелодии системы интонационных опор. Методологическим фундаментом исследования послужили:
- положение Б. Асафьева о музыкальном мышлении как о специфической высокоразвитой форме интонационного мышления',
- деятельностная психологическая концепция (А. Леонтьев, П. Зинченко, В. Зинченко, П. Гальперин, Н. Бернштейн, Ю. Гиппенрейтер, Б. Ананьев);
- положения о феномене опорности в структуре и работе высших психических функций: гештальттеория о восприятии объекта как «фигуры на фоне»; идея возникновения в процессе восприятия «образа-эталона» (Д. Ошанин, Л. Шебек, Э. Конрад); положения о роли опорных «стимулов-средств» в правильной организации работы памяти и внимания (А. Леонтьев, Л. Выготский) и о сути внимания как ориентировочно-исследовательской деятельности (П. Гальперин); положения о значении анализа и синтеза в мыслительном процессе (С.
Рубинштейн, Н. Менчинская, Н. Жинкин); положения о ведущем и фоновых б уровнях деятельности (Ю. Гиппенрейтер); учение А. Ухтомского о физиологических доминантах.
- положения о психологических механизмах восприятия и исполнения музыки Е. Назайкинского, В. Медушевского, М. Арановского;
- теории строения мелодии М. Арановского, В. Зака, Д. Христова;
- теории интонирования в нетемперированном строе, представленные трудами Н. Гарбузова, П. Барановского и Е. Юцевича, Н. Переверзева, Ю. Рагса;
- теории обучения интонированию Б. Незванова, И. Гейнрихса, а также практические рекомендации и опыт преподавания сольфеджио Н. Долматова и В. Солодухо.
Методы исследования заключались в изучении литературы по проблемам общей и музыкальной психологии и педагогики, исторического и теоретического музыкознания; в методологическом анализе опыта ведущих ' специалистов в области сольфеджио; в педагогическом наблюдении и беседах со t студентами и педагогами вузов; в проведении специальной экспериментальной работы - пилотажного эксперимента и основного эксперимента, включающего констатирующий (диагностический), промежуточный и обучающий этапы.
Новизна работы определяется тем, что впервые при обучении интонированию в курсе сольфеджио механизм создания интонационной программы базируется на концепции опорных звуков мелодии.
Теоретическая значимость исследования заключается в разработке на основе достижений теоретического музыкознания, педагогики и психологии фундаментального понятия «опорные звуки мелодии» и в обосновании специальной методики правильного интонирования, способствующей оптимизации процесса обучения.
Практическая значимость исследования определяется разработкой и внедрением методических рекомендаций по организации процесса обучения интонированию на основе концепции опорных звуков мелодии, повышающих * эффективность этого процесса и качество его результатов.
На защиту выносятся следующие положения исследования:
1. Одним из условий правильного интонирования одноголосия является й создание индивидуальной программы исполнения мелодии. Механизм создания такой программы базируется на выделении в тексте определённых интонационных ориентиров - опорных звуков мелодии.
2. Опорные звуки образуют мобильную систему, индивидуально организованную в каждой конкретной мелодии и в каждом конкретном исполнении. На выбор опор влияют как музыкальные, так и внемузыкальные факторы, одни из которых обладают большей объективностью и постоянством действия, другие же более субъективны и действуют спорадически.
3. Ориентация исполнения на выделенную в процессе предварительного анализа текста систему опорных звуков повышает качество интонирования, процесс пения по нотам приобретает максимально осознанный характер.
Апробация работы осуществлялась в ходе эксперимента на базе музыкальных факультетов Московского и Воронежского Государственных ' Педагогических Университетов в течение 1996-1998 годов; на лекциях и семинарских занятиях со студентами музыкального факультета МПГУ; путём обсуждения материалов исследования на заседаниях кафедры теории и истории музыки МПГУ; путём публикаций основных положений исследования (Москва, 1998-99г.г.; Кострома, 1999г.). в
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
-------------------------------------Выводы
I. На основе анализа строения и принципов работы высших психических функций, закономерностей музыкальной акустики и исторического развития процесса интонирования одноголосия, в данном исследовании предпринята попытка раскрыть содержание понятия «правильное интонирование».
• Правильное интонирование, отражающее как общие закономерности мыслительных процессов, так и более специфические закономерности мышления музыкального, реализуется на основе диалектического взаимодействия процессов анализа и «планирующего» синтеза. Правильное интонирование, с психологической точки зрения, - это структурированная, планомерно организованная, сознательная деятельность, регулируемая посредством многоуровневой иерархической системы опор-ориентиров. Функции опор элементы мелодии приобретают в зависимости от места в иерархии структур и полиструктур музыкального языка и от индивидуальности исполнителя.
• В реальном пении нормы правильного интонирования представляют собой гибкую и подвижную систему, складывающуюся под влиянием разнообразных факторов и определяемую, в конечном итоге, как музыкальным материалом, так и творческими намерениями исполнителя. С акустической точки зрения правильным является свободное, зонное интонирование, с тенденцией максимального приближения величины интервалов, составляющих мелодическую линию, к пифагорову строю.
• Правильное интонирование одноголосия основывается на исторически сложившихся реалиях мировой музыкальной культуры. С точки зрения сложившейся музыкально-исторической практики, правильное интонирование максимально осознанно и ориентировано на опорные звуки мелодии, индивидуальный отбор которых осуществляется в процессе многоуровневого теоретического и интонационного анализа нотного текста.
II. На основе осмысления данных философии, психологии, теоретического музыкознания, музыкально-педагогической теории и
---практического опыта ведущих педагогов, в данном исследовании обоснована концепция опорных звуков мелодии.
• Опорные звуки мелодии - это мобильная система интонационных ориентиров, определяющих индивидуальную программу интонирования. Выделение опор в тексте обосновывается, с одной стороны, их принадлежностью к интонационному остову мелодии, а с другой - мотивами, установками, уровнем профессиональной оснащённости и индивидуальными представлениями исполнителя об особенностях данной мелодии. Система опор индивидуальна для каждой мелодии и для каждого исполнителя.
• Система опорных звуков мелодии формируется под влиянием многих факторов (синтаксического, ладофункционального, метроритмического и др.), каждый из которых, в конкретных мелодических условиях, способен занимать приоритетную позицию. При этом одни предпосылки выбора опор - более объективны, в большей степени основываются на положениях музыкальной науки и действуют более систематично, а другие - более субъективны, в большей степени основываются на индивидуальном интонационном опыте исполнителя и действуют спорадически.
• Методика выбора системы интонационных ориентиров - опорных звуков мелодии - основана на проведении многоуровневого анализа текста, согласно разработанному алгоритму. Вместе с тем, выбор опор - процесс, раскрывающий многовариантность возможностей решения художественных задач, поскольку каждый из вариантов отражает индивидуальную модель прочтения мелодии.
III. В результате проведённой теоретической и опытно-экспериментальной работы, в данном исследовании разработана специальная методика обучения интонированию одноголосия в вузе, основанная на концепции опорных звуков мелодии, которая включает в себя конкретные рекомендации по содержанию и организации учебной деятельности студентов на занятиях по сольфеджио.
• Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что обучение по данной методике способствует развитию у студентов мышления и других высших
-----------психических функций; актуализации знаний предметов теоретического цикла; повышению и развитию музыкального контроля и самоконтроля.
• Обучение по данной методике позволяет значительно повысить качество интонирования, придать исполнению мелодии максимальную осознанность благодаря созданию индивидуальной интонационной программы. Процесс выбора системы опор-ориентиров интонирования оказывается значимым для всех студентов - независимо от уровня их профессиональной оснащённости.
• Обучение интонированию по данной методике формирует профессиональный взгляд на процесс пения по нотам, развивает педагогическую культуру учащихся. Методика опорных звуков вооружает студентов эффективными механизмами обучения правильному интонированию и умением применять их в различных учебно-педагогических ситуациях, соответствуя, таким образом, задачам профессиональной подготовки учителя музыки.
Результаты экспериментального исследования выявили эффективность применения разработанной методики, способствующей оптимизации процесса обучению интонированию одноголосия в вузе. Таким образом, можно считать, что выдвинутая гипотеза подтверждена и основная цель исследования достигнута.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Исакова, Юлия Давыдовна, Москва
1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования: Учебное пособие - М., «Прометей», 1990. - 186с.
2. Агажанов А. Курс сольфеджио Вып. 2 М., «Музыка», 1973. - 221с.
3. Агажанов А. Методика изучения ступеней лада в абсолютной системе сольфеджио II Воспитание музыкального слуха. Вып. 2 М., «Музыка», 1985.-с. 41-58.
4. Агажанов А. Об абсолютной и релятивной системах курса сольфеджио
5. Воспитание музыкального слуха М., «Музыка», 1977. - с. 78-85.
6. Алексеев Б. О преподавании сольфеджио на дирижёрско-хоровых факультетах и отделениях //Воспитание музыкального слуха М., «Музыка», 1977.-с. 118-134.
7. Алексеев Э.Е. О динамической природе лада II Советская музыка, № 11, 1969.-с. 67-75.
8. Алексеев Э.Е. Раннефольклорное интонирование М., «Советский композитор», 1986. - 240с.
9. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки М., «Просвещение», 1978. - 175с.
10. Аль-Фараби Трактаты о музыке и поэзии Алма-Ата, «Гылым», 1992. -455с.
11. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды T.II М., «Педагогика», 1980.-284с.
12. П.Ананьев Б.Г. Проблема представлений в советской психологической науке //Философские записки АН СССР, т.5 M.-JL, 1959. - с.59-98.
13. Арановскнй М.Г. Интонация, отношение, процесс И Советская музыка, № 12, 1984.-с. 80-87.
14. Арановскнй М.Г. Мышление, язык, семантика //Проблемы музыкального мышления М., «Музыка», 1974. - с.90-128.
15. Арановскнй М.Г. Синтаксическая структура мелодии М., «Музыка», 1991.-318с.
16. Арановский М.Г.—Сознательное и бессознательное в творческомпроцессе композитора //Вопросы музыкального стиля. Сб. статей Д., 1978. - с.140-156.
17. Арановский М.Г. О психологических предпосылках предметно-пространственных слуховых представлений //Проблемы музыкального мышления М., «Музыка», 1974. - с.252 - 271.
18. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс Кн. 1-2 JL, 1963. - 378с.
19. Асмолов А.Г. Основные принципы психологической теории деятельности //А.Н. Леонтьев и современная психология М., 1983. - с. 118128.
20. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения М., «Прогресс», 1980.-528с.
21. Барабошкина А.В. Методика преподавания сольфеджио в детской музыкальной школе Л., «Музгиз», 1963. - 42с.
22. Барановский П.П., Юцевич Е.Е. Звуковысотный анализ свободного мелодического строя Киев, 1956. - 82с.
23. Бернштейн Н.А. О построении движений М., «Медгиз», 1947. - 255с.
24. Блинова М. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности Л., «Музыка», 1974. - 144с.
25. Бонфельд М.Ш. Музыка как речь и как мышление автореф. дис. .д-ра искусств. - М., 1992. - 40 с.
26. Брайнин В. Чтение с листа достижение главной цели через побочную -Рукопись (б.г.) - 22с.
27. Бычков Ю.Н. Из истории учений о ладе и гармонии //Учебное пособие -М., 1993.-62 с.
28. Варфоломос А.Д. Пение в курсе сольфеджио Л., «Музгиз», 1962. - 63с.
29. Вейс П. Абсолютная и относительная сольмизация II Вопросы методики воспитания слуха Л., «Музыка», 1967. - с. 67-107.
30. Ветлугина Н. Возраст и музыкальная восприимчивость //Восприятие > музыки. Сб. статей М., «Музыка», 1980. - с. 229-244.
31. Вопросы методики воспитания слуха //Сб. статей JL, «Музыка», 1967.135 с.
32. Воспитание музыкального слуха //Сб. статей / Редактор-составитель А.П. Агажанов М., «Музыка», 1977. - 156 с.
33. Воспитание музыкального слуха //Сборник статей, вып. 2 /Составитель А.П. Агажанов М., «Музыка», 1985. - 120 с.
34. Восприятие музыки //Сб. статей. /Редактор-составитель Максимов В.Н. -М., «Музыка», 1980. 256с.
35. Вундт В. Сознание и внимание //Хрестоматия по вниманию М., 1976. -с.3-25.
36. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте //Хрестоматия по вниманию М., 1976 - с. 184-219.
37. Гальперин П. Я. К проблеме внимания //Хрестоматия по вниманию М., 1976-с. 220-228.
38. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий //Исследования мышления в советской психологии /Ред. Е.В. Шорохова М., «Наука», 1966. - с.259-276.
39. Гарбузов Н. Зонная природа звуковысотного слуха -М., JL, 1948. 84с.
40. Гарбузов Н. Зонная природа тембрового слуха М., «Музгиз», 1956. - 71с.
41. Гарбузов Н.А. Внутризонный интонационный слух и методы его развития M.-JL, «Музгиз», 1951. -64с.
42. Гаспаров Б.М. О некоторых принципах структурного анализа музыки
43. Проблемы музыкального мышления М., «Музыка», 1974. - с. 129-152.
44. Гейнрихс И. Музыкальный слух и его развитие М., «Музыка», 1978. -> 80с.
45. Гейнрихс И. Обучение пению по нотам в начальной и средней школе М.,1. Музгиз», 1962.-245с.
46. Герцман Е. Античное музыкальное мышление JL, «Музыка», 1986. -223с.
47. Гиппенрейтер Ю.Б. Глаз как двигательный орган //Восприятие и деятельность М., 1976. - с.28-55.
48. Гиппенрейтер Ю.Б. Деятельность и внимание //А.Н. Леонтьев и современная психология М., 1983. -с. 165-178.
49. Годфруа Ж. Что такое психология Т.1 М., «Мир», 1992. - 491 с.
50. Голубева Н.А. Проблема историко-стилевого анализа в учебном курсе истории музыки автореферат дис. . канд. пед. наук-М., 1998. - 17 с.
51. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание М., «Педагогика», 1972. -160с.
52. Гонтаревская Ю.П. Методика формирования звуковысотных представлений при обучении интонированию в курсе сольфеджио (в процессе подготовки педагога-музыканта) дис. . канд. пед. наук - М., 1984. - 172с.
53. Готсдинер A.JI. Музыкальная психология М., 1993. - 190с.
54. Готсдинер A.JI. О стадиях формирования музыкального восприятия //Проблемы музыкального мышления М., «Музыка», 1974. - с.230-251.
55. Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио М., 1986. - 159 с.
56. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка Т. II М., «Русский язык», 1989. - с. 679.
57. Далькроз Ж. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и для искусства Изд-во 2-е М., 1907. - 129 с.
58. Девуцкий В.Э. О бинарной природе ладотональных тяготений //Актуальные проблемы ладогармонического мышления. Сб. трудов, вып. 63 -М., 1982.-с. 5-14.
59. Дидактика: учебно-методические материалы по курсу /ред. О.А. Абдуллиной М., «Прометей» МПГУ, 1992. - 249 с.
60. Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания //Хрестоматия по-------------------вниманию М., 1976. - с.243-259.-----------------------------------------------------
61. Долматов Н.А. Музыкальная грамота и сольфеджио Ч. II М., «Музыка», 1965.-243с.
62. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания М., «Тривола», 1995.-347с.62.3ак В.И. О закономерностях песенной мелодики М., «Советский композитор», 1990. - 292с.
63. Захарченко B.C. Развитие интонационно-слуховой опоры у студентов в курсе сольфеджио вузов культуры автореферат дис. . канд. пед. наук -М., 1997.-22с.
64. Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании М., «Тривола», 1995. - 63с.
65. Ирисов А. Звук и музыка M.-JL, 1926. - 139с.
66. Карасёва М.В. Теоретические проблемы современного сольфеджио -автореферат дис. . канд. искусствоведения М., 1988. - 22с.
67. Коргузалов В.В. Генетические предпосылки жанровой классификации музыкального фольклора //Русский фольклор Л., вып. 15, 1975 - с.240-243.
68. Корредор X. Беседы с Пабло Казальсом Л., Госмузиздат, 1960. - 370с.
69. Костюк А. О мелодической ориентации музыкального восприятия //Восприятие музыки. Сб. статей М., «Музыка», 1980. - с. 112-127.
70. Костюк А.Г. Восприятие мелодии: мелодические параметры процесса восприятия музыки Киев: Наукова думка, 1986. - 189 с.
71. Куликова Н. К вопросу о работе с неточно интонирующими учащимися первого класса («гудошниками») //Музыкальное воспитание в школе. Вып. 11-М., «Музыка», 1976. -с.30-47.
72. Ладухин Н. Одноголосное сольфеджио М., «Музыка», 1995. - 32с.
73. Леонтьев А. А. Речевая деятельность //Основы теории речевой деятельности М., «Наука», 1974. - с.21-28.
74. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность М., 1975. - 304с.
75. Леонтьев А.Н. О социальной природе психики человека //Вопросы философии М., 1961, №3. - с.26-40.------------------76. Леонтьев AM. Общее понятие о деятельности //Основы теории речевой «деятельности М., «Наука», 1974. - с.5-20.
76. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики-М., МГУ, 1981.-584 с.
77. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания //Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти М., 1979. - с. 163-176.
78. Лесман И. Очерки по методике обучения игре на скрипке М., Музгиз, 1964. - 272с.
79. Лотман Ю.М. Структура художественного текста М., 1970. - 383с.
80. Лурия А.Р. Язык и сознание -М., 1979.-319с.
81. Ляуднс В.Я. Генетический и структурно-функциональный анализ памяти в трудах А.Н. Леонтьева //А.Н. Леонтьев и современная психология М., 1983. - с. 178-183.
82. МазельЛ. О мелодии -М., «Музгиз», 1952. 300с.
83. Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений М., 1979. - 534с.
84. Мазель Л.А., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений М., 1967. - 752с.
85. Малиборский Н.В. Закономерности звуковысотного музыкального мышления и их проявление в процессе пения по нотам автореферат дис. . канд. пед. наук - Киев, 1980. - 25 с.
86. Мамардашвили М.К. Формы и содержание мышления М., «Высшая школа», 1968. - 191с.
87. Масленкова Л. Воспитание вокалиста в классе сольфеджио //Вопросы методики воспитания слуха Л., «Музыка», 1967. - с. 43-57.
88. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе М., «Просвещение», 1977. - 240с.
89. Медушевский В. Человек в зеркале интонационной формы II Советская музыка, №9, 1980. с. 39-40.
90. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки М., «Композитор», 1993.- 265 с.
91. Медушевский В.В. К проблеме семантического синтаксиса /Советская музыка, №8, 1979. с. 14-21.
92. Мейлах Б.С.-----О подходах к упорядочению"Ш иискусствоведческой терминологии //Психология процессов художественного творчества Л., «Наука», 1980. - с.220-228.
93. Менчинская Н.А. Мышление в процессе обучения //Исследования мышления в советской психологии /Ред. Е.В. Шорохова - М., «Наука», 1966. - с.354-387.
94. Методология музыкального образования: проблемы, направления, концепции /Отв. редактор Абдуллин Э.Б. - М., 1999. - 118с.
95. Милка А. Теоретические основы функциональности в музыке Л., «Музыка», 1982. - 150с.
96. Михалевская Б.М. Экспериментальное исследование эффектов установки в русле теории деятельности //А.Н. Леонтьев и современная психология М., 1983. - с. 183-191.
97. Мострас К. Интонация на скрипке Методический очерк, изд.2-е М., «Музгиз», 1962. - 155с.
98. Музыкальная акустика /Общ. ред. Н. Гарбузова М.-Л., «Музгиз», 1940. -246 с.
99. Музыкальное искусство и наука Вып. 2 М., 1973. - 213с.
100. Мюллер Т. Вопросы методики сольфеджио //Воспитание музыкального слуха М., «Музыка», 1977. - с. 8-24.
101. Назайкинский Е. Взаимосвязи интервальных и ступеневых представлений в развитии музыкального слуха //Воспитание музыкального слуха М., «Музыка», 1977. - с. 25-77.
102. Назайкинский Е. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания //Восприятие музыки. Сб. статей М., «Музыка», 1980. - с. 91-112.
103. Назайкинский Е. Настройка и настроение в музыке II Воспитание музыкального слуха. Вып.2 М., «Музыка», 1985. - с. 6-40.
104. Назайкинский Е. О музыкальном темпе М., «Музыка», 1965. - 95с.
105. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия М., 1972. -383 с.
106. Налимов В.В. Непрерывность против дискретности в языке и мышлении Тбилиси, 1978. - 84с.
107. Незванов Б. Интонирование в курсе сольфеджио JL, «Музыка», 1985. - 181с.
108. Немов Р.С. Психология Кн.1, 2-ое изд. М., «Просвещение», «Владос», 1995.-573с.
109. Немов Р.С. Психология Кн. 3 М., «Просвещение», «Владос», 1995. -506с.
110. Николаева Е. Первые шаги к выразительному пению //Музыка в школе, вып.2 -М., «Просвещение», 1990. -с.48-53.
111. Николаева Е.В. Особенности становления музыкального образования в Древней Руси с XI до середины XVII столетия. Исследование М., 1998. -135с.
112. Николаева Е.В. Педагогические условия освоения современной музыки в детских и молодёжных хоровых коллективах дис. .канд. пед. наук -М., 1986.-231с.
113. Овчинникова В.О. О некоторых путях экспериментального исследования мотивации человека, открываемых концепцией деятельности //А.Н. Леонтьев и современная психология М., 1983. - с. 200212.
114. Овчинникова Т.Н. К вопросу об особенностях и происхождении пения
115. Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательной школы /Сб. тезисов VI научной конференции. М., 1982. - с. 174-178.
116. Ожегов С.И. Словарь русского языка М., «Русский язык», 1988. - с. 366.
117. Островский А., Соловьёв С., Шокин В. Сольфеджио Вып.2. 5-е изд. -М., 1973,- 171с.
118. Островский А.Л. Очерки по методике теории музыки и сольфеджио -Л., «Музгиз», 1954. 299с.
119. Ошанин Д.А., Шебек Л.Р., Конрад Э.И. О природе образа-эталона в процессах опознания вариативных объектов //Вопросы психологии М., 1968, №5. - с.42-49.
120. Ощепкова О.В. Эмоции как стимул художественного творчества
121. Научные труды МПГУ. Серия: гуманитарные науки М., «Прометей», 1998. - с.426-428.
122. Переверзев Н. Проблемы музыкального интонирования М.,1. Музыка», 1966. 224 с.
123. Петрушин В.И. Музыкальная психология М., «Пассим», 1994. -300с.
124. Попдимитров К., Ионова 3. Мысленное (внутреннее) интонирование при чтении нот II Музыкальное воспитание в странах социализма М., 1975.-с. 51-60.
125. Проблемное обучение: Основные вопросы теории М., «Педагогика», 1975.- 367 с.
126. Проблемы музыкального мышления М., 1974. - 335с.
127. Рабинович А.В. Осциллографический метод анализа мелодии1. Музгиз, М., 1932.- 32с.
128. Pare Ю. Интонирование мелодии в связи с некоторыми её элементами II Труды кафедры теории музыки Московской Государственной консерватории М., 1960. - с.338-355.
129. Pare Ю.Н. О художественной норме чистой интонации при исполнении мелодии дис. . канд. искусствоведения в 2-х томах - М., 1970.-423 с.
130. Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательной школы /Сб. тезисов VI научной конференции М., 1982. - 272с.
131. Ройтерштейн М.И. Введение в анализ гармонии ~ М., 1984. 86с.
132. Рубинштейн C.JI. О природе мышления и его составе //Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления М., 1981. - с.73.
133. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии: В 2 т., T.II М., 1989. -328с.
134. Рудик П.А. Психология М., 1976. - 234 с.
135. Ручьевская Е. Функции музыкальной темы -J1., 1977. 160с.
136. Ручьевская Е.А. Тематизм и форма в методологии анализа музыки XX века II Современные вопросы музыкознания М., «Музыка», 1976. - с. 146-206.
137. Сафонова В.И. Формирование певческого самоконтроля у подростков и молодёжи в процессе хоровых занятий дис. . канд. пед. наук - М., 1989.-282с.
138. Сахалтуева О. О некоторых закономерностях интонирования в связи с формой, динамикой и ладом II Труды кафедры теории музыки Московской Государственной консерватории. Вып.1 М., «Музгиз», 1960. -с.356-378.
139. Сёни Э. Чтение и запись музыки //Музыкальное воспитание в Венгрии -М., «Советский композитор», 1983. с.266-399.
140. Сладкое П.П. Воспитание интонационного слуха у учащихся музыкальных училищ автореферат дис. . канд. искусствоведения - М., 1995. - 22с.
141. Словарь русского языка Т. II М., «Русский язык», 1983. - с. 626.
142. Солодухо В.Я. Сольфеджио и методика его преподавания в педагогических училищах //Программа МПГУ рукопись, 1998. - 27с.
143. Сохор А.Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия //Проблемы музыкального мышления М., «Музыка», 1974. -с.59-74.
144. Способин И. Элементарная теория музыки Л., 1951. - 202с.
145. Старчеус М. Об инвариантных механизмах музыкального восприятия //Восприятие музыки. Сб. статей М., «Музыка», 1980. - с. 167-178.
146. Стулова Г.П. Дидактические основы обучения пению /Учебное пособие М., МГПИ им. Ленина, 1988. - 69 с.
147. Стулова Г.П. Методологические основы развития вокального слуха у детей //Научные труды МПГУ. Серия: гуманитарные науки М., «Прометей», 1998. - с. 438 - 441.
148. Суслова Н.В. Музыкальное мышление младших школьников и методика его развития дис. . канд. пед. наук - М., 1997. - 178 с.
149. Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения М., Изд. Моск. Ун-та, 1969. - 133с.
150. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний М., МГУ, 1975.-343с.
151. Теоретические дисциплины в музыкальном училище //Сб. статей по методике преподавания /Составитель Б. Незванов Л., «Музыка», 1977. -126с.
152. Теплов Б. Психология музыкальных способностей М., Л., АПН РСФСР,1947. - 335с.
153. Титченер Э.Б. Внимание //Хрестоматия по вниманию-М., 1976.-С.26-46.
154. Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека -М., 1969. 304с.
155. Тюлин Ю.Н. Учение о гармонии Т.1, изд.2 JI.-M., «Музгиз», 1939. -192с.
156. Узнадзе Д.Н. Установка у человека //Хрестоматия по вниманию М., 1976. - с.260-270.
157. Уткин Б. Воспитание профессионального слуха музыканта в училище-М., 1985.- 100 с.
158. Фрейндлинг Г. Слуховой самоконтроль и методика сольфеджио
159. Вопросы методики воспитания слуха Л., «Музыка», 1967. -с.28-42.
160. Ходякова Л.А. О параметрах измерения чтения учебных текстов //Научные труды МПГУ. Серия: гуманитарные науки М., «Прометей», 1998. -с. 56 - 57.
161. Холопов Ю. Как петь новую музыку XX века // Воспитание музыкального слуха. Вып. 2 М., «Музыка», 1985. - с. 59-85.
162. Холопов Ю. Н. О трёх зарубежных системах гармонии //Музыка и современность. Вып.4 М., «Музыка», 1966. - с.216-329.
163. Холопов Ю.Н. К проблеме музыкального анализа //Проблемы музыкальной науки. Сб. статей. Вып.6 М., 1985. - с. 138-150.
164. Холопов Ю.Н. Современная музыка в системе музыкально-теоретического образования М., 1977. - 42с.
165. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. В 2-х частях. 4.1 М., МГК, 1990.- 138 с.
166. Хомская Е.Д. Нейропсихология М., МГУ, 1987. - 288с.
167. Христов Д. Теоретические основы мелодики М., «Музыка», 1980. -256 с.
168. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения М., 1994. - 374 с.
169. Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры Долгопрудный, «Аллегро - Пресс», 1994. Вып. 1 - 218с., Вып. 2 - 175с.
170. Чернова Л.В. Совершенствование способов самоконтроля в процессе формирования вокальной интонации у младших школьников дис. . канд. пед. наук-М., 1990. - 162с.
171. Чесноков П.Г. Хор и управление им Изд. 2 М., «Музгиз», 1952. - 224с.
172. Шатковский Г. Развитие музыкального слуха М., «Музыка», 1996. -183с.
173. Шеломов Б. Импровизация на уроках сольфеджио JI., «Музыка», 1977.-96с.
174. Шерман Н. Формирование равномерно-темперированного строя М.,1. Музыка», 1964. 120с.
175. Шютц А. Повседневное мышление и научная интерпретация
176. Современная зарубежная социология 70-80 годы М., ИНИОН, 1993. -с.107.
177. Якиманская И.С. Развивающее обучение М., «Педагогика», 1979. -144 с.
178. Ярбус A.JI. Движения глаза при восприятии сложных объектов
179. Хрестоматия по ощущению и восприятию М., 1975. - с. 361-367.