автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические условия формирования музыкально-слухового мышления учащихся
- Автор научной работы
- Поляков, Вениамин Клавдиевич
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Самара
- Год защиты
- 1999
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Поляков, Вениамин Клавдиевич, 1999 год
Введение.
Гл. 1 Методологические предпосылки развития теории музыкального мышления как педагогическая проблема.
§ 1 Исторический аспект развития теории музыкального мышления.
§ 2 Психолого-педагогические предпосылки развития музыкально-слухового мышления учащихся.
§ 3 Мелодическая семантика музыкального языка и педагогические возможности её использования в учебном процессе.
Гл. 2 Комплекс педагогических условий формирования музыкально-слухового мышления учащихся
§ 1 Выявление педагогических особенностей формирования зрительно-слуховых ориентиров в процессе обучения учащихся пению по нотам.
§ 2 Методы усвоения конструктивных элементов музыкального языка.
§ 3 Обоснование методов формирования модуляционного слуха как функциональной детерминанты в системе ориентиров музыкального мышления учащихся.
§ 4 Экспериментальная проверка эффективности формирования музыкально-слухового мышления учащихся в процессе восприятия и интонирования современной музыки.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогические условия формирования музыкально-слухового мышления учащихся"
Необходимость поиска путей наиболее эффективного формирования музыкально-слухового мышления учащихся в процессе музыкального обучения обусловлена рядом объективных причин и обстоятельств. Сложный, во многом противоречивый характер социокультурных процессов, происходящих в настоящее время в России, изменение ценностных ориентаций в обществе, снижение уровня эстетического воспитания детей и молодежи ставят перед музыкальной педагогикой ряд новых актуальных задач.
Анализ проблемы музыкально-эстетического воспитания и образования на современном этапе показывает, что огромно влияние на сам процесс формирования музыкального мышления учащихся и студентов оказывает поток низкопробной музыкальной информации, хлынувшей с экранов телевидения, концертных залов, танцплощадок и т.п. Бесчисленное количество музыкальных групп, ансамблей, эстрадных исполнителей используют в своих концертных программах по преимуществу собственные музыкальные "сочинения", насыщенные в большинстве своем примитивно пошлыми, а подчас, и просто вульгарными интонациями. К сожалению, это явление начинает превращаться в моду, в то время как популярная музыка профессиональных композиторов звучит все реже и реже. Подготовка музыкантов- исполнителей и педагогов практически не учитывает этот негативный фактор, поскольку в учебных планах и программах музыкально-теоретических дисциплин не предусматривается выработка навыков сочинения студентами мелодий и композиций популярной музыки.
В последнее десятилетие появились научные концепции, рассматривающие подготовку педагогов как целостную, постоянно развивающуюся психолого-педагогическую систему (Ю.Н.Кулюткин, А.К.Маркова, Л.М.Митина, А.Б.Орлов, Т.И.Руднева).
Профессионально-педагогическое развитие в этой системе рассматривается как динамичный и непрерывный процесс. Этот процесс обусловлен внутренней активностью специалиста, без чего невозможно решение важнейших вопросов обучения и воспитания в условиях гуманизации образования.
Музыкальное мышление является одним из видов художественного мышления, которое, в свою очередь принадлежит к образно-творческим типам мышления человека.
Идеи развития мышления вообще, и творческого в частности, как основы теории познания, были заложены в глубокой древности и анализировались Сократом, Платоном, Аристотелем и др. В нашей стране понятие творческого мышления и пути его развития изложены в работах Ф.Я.Байкова, З.И.Калмыковой, Т.В.Кудрявцева, И.Я.Лернера, А.М.Матюшкина, Н.А.Менчинской, И.С.Якиманской и др.
Для данного исследования представляют интерес работы, в которых творческое мышление характеризуется как процесс, приводящий человека к решению новых задач (Ю.Н.Кулюткин, Г.С.Сухобская и др.). Такой подход рассматривает решения различного рода практических и теоретических задач.
Вопросы структуры творческого мышления анализируют И.В.Блауберг, А.Н.Леонтьев, Э.Р.Юдин. Через введение категории деятельности в понимание мышления появилась возможность ставить и решать вопросы о генезисе творческого мышления, о его формировании и развитии в результате целенаправленного обучения. Деятельностная теория мышления способствовала решению многих практических задач, связанных с обучением (П.Д.Гальперин, Н.Ф.Талызина, В.В.Давыдов, Л.В.Занков и др.).
Первостепенное значение в формировании и развитии творческого мышления приобретает проблемная организация занятий (А.М.Матюшкин, Н.А.Менчинская, З.И.Калмыкова), в основе которой лежит идея моделирования проблемных ситуаций (Г.И.Железовская, С.Н.Филипченко и др.).
Решение задач, разучивание и исполнение мелодий в курсе музыкально-теоретических дисциплин является одним из основных видов музыкальной деятельности, в процессе которой происходит формирование и развитие музыкального мышления. Однако, практика показывает, что такой метод формирования мышления у студентов является не проблемным, а репродуктивным видом получения знаний и выработки музыкально-слуховых и исполнительских навыков.
Практика показывает, что в образовательном процессе необходимо использовать не отдельные задачи и проблемы, а целостную их систему, объединенную целями и задачами вузовского обучения. Системы вузовских задач, адекватно отражающие цели высшей школы, построены на основе трех классификаций. Первые две классификации - по аспектным проблемам курса и по методам науки -достаточно полно разработаны в современной дидактике (И.Я.Лернер и др.). Но последняя, третья классификация - на основе интеллектуальных качеств личности — разработана недостаточно полно и требует дальнейших исследований.
В большинстве случаев при развитии творческого мышления основным является логико-теоретический анализ изучаемого материала. При этом творческое мышление сводится к развитию навыков использования логики в учебной и практической деятельности (А.И.Подольский, А.З.Рахимов и др.).
Эти исследования опираются на концепцию учебной деятельности Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова, где процесс решения проблемных задач осуществляется в результате взаимодействия различных компонентов мышления - понятийных, практических и наглядно-образных.
Все эти данные подтверждают необходимость исследования проблемы формирования творческого музыкально-слухового мышления с учетом функций "невербального" интеллекта и чувственных проявлений психики. К ним, в частности, относится развитие пространственно-образных (в данном случае - нотно-зрительных и зрительно-слуховых) представлений и оперирование ими в процессе решения творческих задач. В таком ракурсе выполненные ранее исследования не дают достаточного системного обоснования по решению проблемы в этом направлении, что требует качественно нового подхода к формированию музыкально-слухового мышления учащихся.
Феномен воздействия музыки на человека всегда интересовал выдающихся ученых прошлого (Платон, Аристотель, Кант, Гегель и др.). Но история научного использования и теоретического толкования понятия "музыкальное мышление" началась на рубеже XVIII-XIX столетий: в философско-эстетической литературе - это труды Д.Дидро,
Ж.Руссо, И.Форкеля, Э.Ганслика и др., в психолого-педагогических исследованиях - работы И.Гербарта, Г.Фехнера, Е.Курта и др.
Вопросы формирования музыкального мышления в процессе обучения нотной грамоте были предметом изучения и внедрения в практику со стороны таких известных ученых и педагогов как П.Гален, Э.Пари, Э.Шеве (Франция), Д.Кёрвен, С.Гловер (Англия), Г.Ломакин,
B.Соллогуб, В.Одоевский, Н.Рубинштейн (Россия) и др.
В XX веке эта проблема получила дальнейшее развитие в работах
C.Н.Беляевой-Экземплярской, М.П.Блиновой, Б.М.Теплова и др. В наше время проблемы, музыкального мышления нашли отражение в монографических исследованиях В.В.Медушевского, Е.В.Назайкин-ского, В.И.Петру шина, Г.М.Цыпина и др.
Применяемые в широкой педагогической практике традиционные методы обучения пению по нотам во многом не отражают новейших достижений педагогической мысли, что, отрицательно сказывается как на качестве, так и сроках выработки у обучающихся необходимых слуховых навыков и умений. Возникающие в этом направлении трудности связаны, прежде всего, с несовершенством существующих методов формирования в мелодическом мышлении учащихся системы слуховых ориентиров. Кроме того, в практике преподавания явно недооцениваются имеющиеся резервы и потенциальные возможности музыкального слуха учащихся (особенно - в пении модуляционных оборотов) по овладению ими навыками интонирования мелодики современной музыки.
Основными ориентирами в существующей практике обучения пению по нотам являются конструктивные элементы музыкального языка - ступени лада и интервалы. Поэтому формирование музыкальнослухового мышления учащихся происходит на фонетическом уровне (т.е. "от звука к звуку", также как в чтении - "от буквы к букве"). Именно это обстоятельство является самым слабым звеном в системе формирования зрительно-слуховой ориентации музыкального мышления учащихся.
Следует отметить, что в теории музыкознания проблема семантики музыкальной речи за последние годы привлекает внимание многих ученых (И.И.Земцовский, Б.С.Мейлах, А.Н.Сохор и др.). Однако, проблема семантики музыкального языка к настоящему времени остается не разработанной, а точнее, находится в стадии дискуссионных поисков. Так, одни ученые считают, что музыкальный язык — это семиотическая система без знаковых единиц (М.Г.Арановский и др.). Другие ученые (И.Б.Боровский, П.Ф.Вейс и др.) в качестве единиц-знаков в музыкальном языке рассматривают его конструктивные элементы (интервалы, звукоряды, ритмические фигуры и т.д.).
В нашем исследовании предпринята попытка в качестве основных ориентиров в процессе обучения пению по нотам использовать семантические единицы-знаки мотивных и фразовых интонаций (так называемые "ладово-метрические попевки") на "морфологическом" и "синтаксическом" уровнях музыкального языка.
В формировании музыкального мышления ладово-метрические попевки рассматриваются не только как основные ориентировочные единицы, но и как алгоритмы, на основе которых значительно облегчается процесс сочинения учащимися различного рода мелодий. Поэтому наша система формирования творческого музыкальнослухового мышления учащихся может быть выражена формулой: алгоритмы - эвристика - творчество.
Противоречия между потребностью практики и недостаточной разработанностью теории определило проблему исследования -обосновать, разработать и экспериментально проверить условия развития творческого музыкально-слухового мышления учащихся. Именно с этих позиций мы и определили тему исследования "Педагогические условия формирования музыкально-слухового мышления учащихся".
Цель исследования. - обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования музыкально-слухового мышления учеников музыкальных школ и студий, студентов академии культуры и искусств
Объект исследования - процесс музыкального обучения учащихся в школах, училищах, музыкальных вузах.
Предмет исследования - формирование музыкально-слухового мышления учащихся на занятиях по музыкально-теоретическим дисциплинам.
Гипотеза исследования: формирование музыкально-слухового мышления учащихся в процессе обучения будет более эффективным, если:
- музыкально-слуховое мышление] формируемое в процессе обучения, [рассматривается как сложное структурное образование, интегрирующее процессы зрительно-слухового восприятия и представления музыки и нотного текста;
- формирование музыкально-слухового мышления в процессе i обучения учащихся будет направлено на развитие их творческих музыкальных способностей на основе совокупности методов варьирования, моделирования и сочинения музыки, посредством использования мотивных и фразовых инвариантов семантики музыкального языка;
- убудет] разработана система зрительно-слуховой ориентировки учащихся в процессе восприятия музыки и нотного текста, в которой в качестве основных ориентиров должны использоваться знаковые инварианты мелодической семантики музыкального языка;
- изучение конструктивных элементов музыкального языка т -— ступени лада, интервалы, ритмические фигуры и т.д.) будет взаимосвязано с усвоением знаковых инвариантов музыкальной семантики;
- для преодоления трудностей интонирования мелодики современной музыки (в моменты модуляционных переходов) будут вырабатываться у учащихся слуховые стереотипы политональной слуховой самонастройки.
В соответствии с проблемой, целью, предметом и гипотезой исследования определены его основные задачи:
1) определить состояние проблемы формирования музыкально-слухового мышления учащихся в теории и практике;
2) выявить и обосновать педагогические условия успешного формирования музыкального мышления учащихся в процессах переработки зрительно воспринимаемой нотной информации в слуховые представления, основываясь на последних достижениях в области психологии музыкального восприятия и других смежных наук;
3) определить возможности схематизации формообразующих мелодических единиц музыкального языка (мотивов, фраз, простых предложений) посредством выделения в них схематизированных интонаций (состоящих только из опорных звуков) для использования их в качестве основных ориентиров в процессе восприятия и исполнения музыки; 3) провести анализ методических приёмов, рекомендуемых теорией и используемых в практике преподавания, с целью наиболее эффективного изучения и слухового усвоения конструктивных элементов музыкального языка (высотных и ритмических);
S 4) экспериментальным путём и в практике обучения исследовать возможности внутреннего слуха учащихся для выработки навыков достаточно свободного интонирования сложных модуляционных мелодических оборотов на ранних этапах обучения; е 5) осуществить экспериментальную проверку разработанных в диссертации методов формирования музыкально-слухового мышления студентов 1-2 курсов Самарской академии культуры и искусств на занятиях по гармонии и сольфеджио.
Методологической и теоретической базой исследования являются положения диалектико-материалистической теории познания, мышления и развития: концепция системно-структурного подхода -И.В.Блауберг, В.Н.Садовский, Э.Р.Юдин; концепция деятельностного подхода - Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев; психолого-педагогическая теория развития мышления в обучении - З.И.Калмыкова, Н.М.Магомедов, А.М.Матюшкин, В.М.Медведев, Н.А.Менчинская; по музыкальной психологии и нейрофизиологии - В.В.Медушевский, Е.В.Назайкинский, В.И.Петрушин, Б.М.Теплов, Г.М.Цыпин; Л.Я.Балонов, В.М.Бехтерев, М.П.Блинова, В.Л.Деглин, по музыкознанию - Б.Г.Асафьев, М.Г.Арановский, Н.А.Гарбузов,
И.И.Земцовский, Л.А.Мазель, А.С.Соколов, А.Н.Сохор, Ю.Н.Тюлин, Б.Л.Яворский; по музыкальной педагогике и музыкально-эстетическому воспитанию - А.П.Агажанов, А.В.Барабошкина, Т.Л.Беркман, В.А.Вахромеев, Н.А.Ветлугина, И.П.Гейнрихс, Е.В.Давыдова, И.И.Дубовский, С.М.Каргопольцев, С.Е.Максимов, Т.Ф.Мюллер, А.Л.Островский, В.А.Серединская, В.Н.Шацкая и др.
Методы исследования. Для реализации цели и задач исследования был использован комплекс методов, взаимодополняющих друг друга: теоретический анализ (в том числе - сравнительно-сопоставительный и ретроспективный); моделирование; монографическое изучение опыта преподавания музыкально-теоретических дисциплин; диагностические методы (анкетирование, тестирование, фиксация музыкальных данных у испытуемых с применением специальной аппаратуры, обобщение независимых характеристик, наблюдение); констатирующий и формирующий эксперименты.
Опытно-экспериментальной базой явились: кафедра теории и истории музыки Самарской государственной академии культуры и искусств, музыкально-эстетическая школа-студия на базе средней школы №174 г. Самары. В исследовании принимали участие: 172 студентов, 129 учеников студии.
Исследования проводились с 1984 по 1997 годы в три этапа. На первом этапе (1984-1987 гг.) изучалось состояние проблемы в теории и практике. На основе произведенного анализа осуществлялась конкретизация понятия музыкального мышления (функции, структура, семантика музыкальной речи и языка), изучались психологические механизмы зрительно-слуховой ориентации в процессе нения по нотам и записи музыкальных диктантов. На втором этапе (1987-1993 гг.) проведен констатирующий эксперимент, способствовавший определению уровней музыкально-слухового мышления учащихся и студентов. На основе результатов эксперимента разработаны план и методика формирования музыкально-слухового мышления учащихся. На третьем этапе (1993-1997гг.) проведена опытная работа с учащимися по всем параметрам формирования музыкально-слухового мышления. Осуществлялся качественный и количественный анализ полученных результатов, их систематизация и обобщение. Формулировались основные положения диссертационного исследования. Разработаны методические материалы в помощь учащимся и преподавателям.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что: выявлены причины неэффективности ориентировочных механизмов музыкально-слухового мышления студентов, сформировавшихся в период их предшествующего обучения;
- раскрыты сущность, содержание, психолого-педагогические условияЧу^ювых методов формирования музыкально-слухового мышления учащихся и студентов;
- на основе знаковых инвариантов семантики музыкального языка разработана система зрительно-слуховой ориентировки в процессе пения по нотам;
- предложен новый подход в методике формирования модуляционного слуха учащихся для преодоления трудностей интонирования тональных переходов сложноладовой мелодики современной музыки;
- разработаны методы развития музыкальных творческих способностей учащихся и студентов средствами варьирования, моделирования и сочинения мелодий;
Практическое значение диссертационного исследования состоит в том, что разработанная в нем система развития слуховых способностей на базе определённым образом организованного музыкального мышления учащихся значительно сокращает сроки и улучшает качество формируемых навыков пения и игры по нотам. Применение методов формирования модуляционного слуха позволили приступить к изучению и слуховому усвоению интонационного строя сложноладовой мелодики современной музыки уже на первоначальных этапах музыкального обучения учащихся. На основе результатов диссертационного исследования опубликованы методические разработки по теории музыки и сольфеджио для студентов и преподавателей институтов искусств и культуры
Достоверность и обоснованность результатов обеспечивается методологической базой исходных положений, используемых для предлагаемой модели формирования музыкально-слухового мышления в процессе обучения пению по нотам, применением комплекса методов исследования, адекватных его предмету и задачам, а также подтверждается опытно-экспериментальной работой.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Целостный процесс формирования музыкально-слухового мышления учащихся и студентов, обусловленный единством содержания, форм и методов.
2. Система методов выявления в мелодиях семантических знаковых инвариантов музыкального языка, являющихся основными ориентирами слухового мышления в процессе восприятия и исполнения музыки.
3. Новый метод формирования модуляционного слуха учащихся для преодоления трудностей в интонировании сложноладовой мелодики современной музыки.
4. Система методического обеспечения внедрения в учебный процесс формирования музыкально-слухового мышления учащихся, эффективность которой доказана в ходе формирующего эксперимента.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе экспериментальной работы в музыкальных школах и студиях г. Самары, на занятиях со студентами Самарской академии искусств и культуры. Основные положения и результаты исследования обсуждались на кафедрах педагогики и психологии, теории и истории музыки СГАКИ, межвузовских научных конференциях в Таганроге, Екатеринбурге, Самаре, на ежегодных итоговых научных конференциях СГАКИ (19901997 г.г.); изложены в девяти публикациях по теме диссертации.
Структура диссертационной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Выводы
1. Усвоение современной мелодики должно основываться на ладовой преемственности связей с классикой и, в то же время, проводиться параллельно с ней, начиная с первоначальных этапов обучения.
2. Одним из эффективных способов усвоения интонационного строя современной музыки является разучивание на память эталонных образцов мелодики по различным разделам трудностей. Этот вид работы - не только накопление слухового "багажа", но и основа качественного усвоения и слухового закрепления конструктивных элементах музыкального языка (альтераций, хроматизмов, тональных соотношений и проч.).
3. Ведущим ориентиром в зрительно-слуховом осознании самых сложных мелодических конструкций является именно ладовое мышление: как в однотональных, так и разнотональных структурах. В качестве же основных ориентировочных единиц в процессе интонирования и слухового анализа такой музыки являются ступени (диатонические и альтерированные) на опорных звуках ладово-метрических попевок и выработанные слуховые стереотипы "политональных настроек".
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В диссертационном исследовании теоретически и экспериментально обоснована определенная система развития музыкально-слухового мышления учащихся в процессе обучения.
•Ее основные положения связаны с проблемой исследования ориентировочной деятельности музыкального мышления учащихся в процессе пения и запоминания музыки по нотам, а также с вопросами выявления скрытых резервов внутреннего слуха учащихся по усвоению конструктивных элементов музыкального языка и преодолению трудностей интонирования сложных тонально-ладовых соотношений, столь характерных для строя современной мелодики.
•Принцип выделения опорных звуков в мотивных и фразовых интонациях даёт возможность совмещения метроритма и высотности, выявляя тем самым в мелодическом материале ладово-метрические попевки как инварианты, обобщённо отражающие интонационно-образную сущность, элементарных синтаксических единиц музыкальной речи. Эти инварианты, функционирующие в интуитивной сфере музыкального мышления человека непроизвольно, отражают, по нашему мнению, адекватные слуховые представления обобщённо-схематизированных единиц семантики музыкального языка. Именно на их основе происходит запоминание и формирование в слуховой памяти определённых мелодий, что позволяет рассматривать ладово-метрические попевки как схематизированные интонации-знаки музыкального языка, как своеобразные "корни слов" музыкальной лексики.
Поэтому, данные интонации и предлагается использовать в процессе пения и игры по нотам в качестве основных зрительно-слуховых ориентиров на синтаксическом уровне.
•Усвоение ладово-метрических интонаций на самых ранних этапах обучения музыке - одна из важнейших задач музыкальной педагогики. Эти интонации-инварианты, постепенно накапливаясь в музыкальной памяти учеников в виде осознанных представлений, явятся своеобразными эталонами для зрительно-слухового "опознания" (по принципу полной или частичной схожести) тех или иных синтаксических интонаций в нотном тексте. Это значительно облегчает процесс восприятия мелодического рисунка в целом. Опыт показал, что графическое выделение в тексте опорных нот, составляющих ладово-метрические попевки, в исключительной степени помогает в начальном периоде обучения осознанию этих единиц и, одновременно, способствует выработке оптимальных навыков зрительно-слуховой ориентации в пении по нотам. Именно поэтому, представляется целесообразным издавать музыкальные буквари и пособия по первоначальному сольфеджио с графическим выделением в мелодиях и примерах опорных звуков ладово-метрических попевок.
•Формирование ритмических представлений и укрепление чувства метрической пульсации также тесно связано с выработкой навыков зрительно-слуховой ориентировки по ладово-метрическим попевкам. Мы считаем, что именно здесь находится центральное звено координационной совместимости рационально-логического мышления и механизмов музыкально-интуитивного "предслышания".
Логическое мышление, осуществляя "стратегическую" функцию опережающего распределения внимания по блокам ладовых попевок, создаёт готовую схему обобщённого интонационного содержания мелодии. В то же время, музыкально-слуховое мышление, располагая набором высотно-конструктивных элементов, "укладываемых" в ритмические мотивные ячейки, осуществляет "тактическую" функцию, заполняя проходящими и вспомогательными звуками (на основе механизмов "предслышания") ладово-метрические попевки. Отработку по дифференцированному осознанию высотно-ритмических микроединиц музыкального языка (различные ритмические фигуры "заполняемые" мелкими длительностями высотных микрокомплексов, т.е. отрезками звукорядов, мелодическими интонациями по звукам аккордов, опеваниями опорных долей и т.д.) целесообразно проводить на основе уже сформированных навыков зрительно-слуховой ориентировки по опорным звукам ладово-метрических попевок.
•В свою очередь, усвоение звуковысотных конструктивных элементов (ступеней, интервалов и т.д.) должно быть взаимосвязано с осознанием ладово-метрических попевок. Такая целенаправленность будет способствовать одновременно и укреплению чувства метрической пульсации, и осознанию элементарных форм синтаксиса музыкальной речи.
•Рекомендуемые существующей методикой способы интонирования модуляций и сопоставлений посредством "вне ладового" слухового осознания интервалов или переосмысливания ступеней малоэффективны и, в сущности, не отражают природу ладового мышления человека, поскольку фиксация внимания на переходном модулирующем звене является дезориентирующем фактором, резко затормаживающим сам процесс исполнения музыки.
•Развитию творческих способностей учащихся и студентов в значительной мере способствуют формы и методы в учебной работе по сочинению ими музыкальных произведений малой формы средствами варьирования, моделирования и композиции, с обязательным их собственным исполнением на зачетах и экзаменах. Разработанные в диссертации методы осознания уже имеющихся в музыкальной памяти слуховых стереотипов (тональности диатонического родства) и формирования новых стереотипов ладовой переменности (сопоставления не родственных тональностей) позволяют интонировать любые модуляционные обороты и сопоставления значительно проще, увереннее и, главное, естественнее. Опыт экспериментального обучения детей доказал реальную возможность и необходимость такой работы с ними уже на первоначальных этапах занятий параллельно с другими видами формирования слуховых и исполнительских навыков. Особую актуальность данный вид работы приобретает в связи с подготовкой слухового мышления учащихся к естественности восприятия и понимания ими интонационного строя современной музыки.
•Экспериментальные данные и опыт работы убедительно свидетельствует о том, что применение разработанных в диссертации методов развития модуляционного слуха даёт высокие результаты успеваемости учащихся и студентов, особенно по разделам усвоения сложноладовой мелодики произведений современных композиторов.
•Результаты диссертационного исследования дают основания для пересмотра и внесения системных и содержательных изменений в учебные программы, учебники и пособия по музыкально-теоретическим дисциплинам для детских музыкальных школ и студий, училищ и вузов.
137
Полученные данные открывают дальнейшую перспективу исследований проблемы формирования творческого музыкального мышления учащихся и студентов по всем дисциплинам музыкальных специализаций.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Поляков, Вениамин Клавдиевич, Самара
1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. - М.: Прометей, 1990.186 с.
2. Абызова Е.Н. Гармония. М.: Музыка, 1994.-383 с.
3. Агажанов А.П. Курс сольфеджио. Вып.2. М.: Музыка, 1973.222 с.
4. Агажанов А.П. Об абсолютной и релятивной системах курса сольфеджио // Воспитание музыкального слуха. М.: Музыка, 1977.-С.73-85.
5. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1991.- 272 с.
6. Алфеевский Г.С. Анализ музыкальных произведений. М.: Интерпракс, 1994.- 31 с.
7. Ананьев Б.Г. Проблема представления в советской психологической науке. Философские записки. - 1950.-Т.5. С.64-97.
8. Анастази А. Психологическое тестирование. М.: Наука, 1982.-Кн. 1,2.-346 с.
9. Андронова Т.Д. Формирование у будущих учителей умения использовать педагогические явления. // Формирование личности учителя в системе высшего педагогического образования. М.: МГПИ, 1979.-145 с.
10. Антошина М.И. Интонационная настройка по камертону в классах сольфеджио. М.: Музгиз, 1962.-48 с.
11. Арановский М.Г. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974. - С.90-123.
12. Арановский М.Г. О психологических предпосылках предметно-пространственных слуховых представлений // Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974. - С.252-271.
13. Арзаманов Ф.Г. Теория музыки и работа исполнителя // Актуальные проблемы музыкальной педагогики. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1977.- С.63-89.
14. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки. - М.: Просвещение, 1984.- III с.
15. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс, ч.2. Интонация. М.: Музгиз, 1947. -127 с.
16. Асафьев Б.Г. Избранные труды. Т. 1.- М.: Изд-во АН СССР, 1952.-400 с.
17. Асафьев Б.Г. Избранные труды. Т.2 . М.: Изд-во АН СССР, 1954.-386 с.
18. Асафьев Б.Г. Избранные труды. Т.З. М.: Изд-во АН СССР, 1954.-335 с.
19. Бабанский Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. М.: Просвещение, 1978.-127 с.
20. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогического исследования. М.: Педагогика, 1992. - 180 с.
21. Багаева И.Д. Профессионализм педагогической деятельности и основы его формирования у будущих учителей. Автореферат докторской диссертации. Усть-Каменогорск, 1991.- 45 с.
22. Балонов Л.Я., Деглин В.Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушарий. Л.: Медицина, 1976.- 161 с.
23. Барабошкина А.В. Методика преподавания сольфеджио в детской музыкальной школе. Л.: Музгиз, 1963. - 44 с.
24. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.-424 с.
25. Беленкова И. Определение и границы музыкального знака // Точные методы и музыкальное искусство. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 1973.-С .204-213.
26. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М.: Просвещение, 1991.-175 с.
27. Беркман T.JI. Индивидуальное обучение музыке. М.: Просвещение, 1964. -220 с.
28. Беркман Т.Д., Грищенко К.С. Музыкальное образование учителя. М.: АПН РСФСР, 1956. -172 с.
29. Бернштейн А.Н. Мир звуков как объект восприятия и мысли. -М.: 1896.-184 с.
30. Бехтерев В.М. О воспитании в младенческом возрасте Вестник психологии, криминальной антропологии и педологии СПБ, 1918.-С.44-57.
31. Бехтерев В.М. Избранные труды. М.: Медгиз, 1954. - 527 с.
32. Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. М.: Педагогика, 1989. - 160 с.
33. Блинова М.П. Некоторые вопросы музыкального воспитания школьников. -M.-JL: Просвещение, 1964.-105 с.
34. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х т. Т.1.-М.: Педагогика, 1979,- 390 с.
35. Бобровский В.П. Тематизм как фактор музыкального мышления. Выл. 1. -М.: Музыка, 1989.- 268 с.
36. Богданова О.С., Черенкова С.В. Нравственное воспитание старшеклассников.// Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988.- 204с.
37. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. -М.: Просвещение, 1982.- 272 с.
38. Бодалев А.А., Рудкевич J1.A. О субъективных факторах творческой деятельности человека. // Педагогика, 1995. №3. С 19-23.
39. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: АПН РСФСР, 1971.-217 с.
40. Божович Л.И., Славина Л.С. Психологическое развитие школьника и его воспитание. М.: Знание, 1976. - 96 с.
41. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-педагогический климат коллектива и личности. М.: Мысль, 1983.- 178с.
42. Бойко Е.И. Время реакции человека. М.: Медицина, 1964.430с.
43. Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1974. - 223 с.
44. Боровский И. Об инвариантности в музыкальном творчестве // Точные методы и музыкальное искусство. Ростов-на-Дону: Изд. Ростовского университета, 1973.- С.40-48.
45. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978.-216 с.
46. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Просвещение, 1984. - 200 с.
47. Вахромеев В.А. Вопросы методики преподавания сольфеджио в детской музыкальной школе. М.: Музыка, 1966.- 88 с.
48. Вейс П.Ф. Опыт применения наглядных пособий на уроках сольфеджио. Относительная сольмизация и советская музыкальная педагогика. Л.: Музыка, 1967.- 44 с.
49. Вейс П.Ф. Абсолютная и относительная сольмизация // Вопросы методики воспитания слуха. JI.: Музыка, 1967.- С.67-107.
50. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. М.: Просвещение, 1968.-384 с.
51. Ветлугина Н.А. Возраст и музыкальная восприимчивость. // Восприятие музыки. М.: Музыка, 1980.- С.229-243.
52. Виноградов Е., Красовская Е. Занимательная теория музыки. -М.: Советский композитор, 1991.- 192 с.
53. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. М.: Просвещение, 1987.- 159с.
54. Водзинский Д.И. Научные основы нравственного воспитания школьников. Учебное пособие для студентов пединститута. Минск: Высшая школа, 1982.- 176 с.
55. Волков Г.Н. Педагогика жизни.- Чебоксары: Чувашское книж. изд-во, 1989.- 334 с.
56. Восприятие. Механизмы и модели. // Ред. Н.Ю. Алексеенко. Перевод с английского Л.Я.Белопольского и Ю.И.Дашкевича. М.: Мир, 1974.- 367 с.
57. Вохрышева М.Г. Библиографическая деятельность: структура и эффективность. М.: Книжная палата, 1989.- 200 с.
58. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965.- 165 с.
59. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т.4 Детская психология.- М.: Педагогика, 1984.- 432 с.
60. Выготский Jl.С. Педагогическая психология. М.: Просвещение, 1991.- 479 с.
61. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. М.: Просвещение, 1991, - 94 с.
62. Выражемская А.И. Влияние социальных установок учителя на межличностные отношения участников педагогического взаимодействия. М.:Владос, 1995.-186 с.
63. Галагузова М.А., Сердюк Г.В. Моделирование в процессе обучения педагогике.// Педагогика, 1994, № 12.- С. 15-25.
64. Гарбузов Н.А. Внутризонный интонационный слух и методы его развития. М.: Музгиз, 1951. - 64 с.
65. Гармаш Е.Б. Формирование педагогической культуры будущих учителей (на материале педагогических дисциплин). Автореферат канд. дисс. Киев, 1990. - 21 с.
66. Гегель Г. Сочинения. Т.4. Система наук, ч. 1. Феноменология духа. - М.: Соцэкгиз, 1959. - 454 с.
67. Гегель Г. Эстетика. Т.4. М.: Искусство, 1973. - 675 с.
68. Гейнрихс И.П. Обучение пению по нотам в начальной и средней школе. М.: Музгиз, 1962. -246 с.
69. Гейнрихс И.П. Музыкальный слух и его развитие. М.: Музыка, 1976.-232 с.
70. Георгиев Ф.И., Дубовский В.И., Коршунов А. М., Михайлова И.Б.// Чувственное познание. М.: Издательство МГУ, 1965. -238 с.
71. Герасимова-Персидская Н.А. Русская музыка XVII века -встреча двух эпох. М.: Музыка, 1994. - 126 с.
72. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. -Санкт-Петербург, 1992. -154 с.
73. Гольдбург С.Н. Нейродинамика слуховой системы человека. -Л.: Издательство ЛГУ, 1964. -212 с.
74. Гончаров В.Н., Лопаткин В.М., Одинцов П.К. Многоуровневая подготовка в педагогическом университете.//Педагогика, №1, 1994. -С. 23-30.
75. Горячев М.Д. Социальная педагогика и социальная работа за рубежом. Самара: Самарский университет, 1998.- 131 с.
76. Грехнев B.C. Культура педагогического общения. М.: Просвещение, 1990. -142 с.
77. Григорьев В. О развитии музыкальной памяти учащихся // Вопросы музыкальной педагогики. Вып.2.- М.: Музыка, 1980.- С.68-74.
78. Григорьев С.И., Миронов В.Л. Проблемы университетского педагогического образования.//Педагогика, 1994, №4. С .68-71.
79. Громова М.Т. О педагогической подготовке преподавателей высшей школы.//Высшее образование в России 1994, №4.- С. 105-108.
80. Гуляницкая Н.С. Курс гармонии сегодня: проблемы, тенденции, задачи // Актуальные проблемы музыкальной педагогики. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1977.-146-150.
81. Гуревич Е.Л. Западноевропейская музыка в лицах и звуках. М.: Музыка, 1994. 312 с.
82. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Наука, 1972.219 с.
83. Давыдов В.В. Л.С.Выготский и современная психология. / Вы готский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.- 134 с.
84. Давыдова Е.В. Методика преподавания музыкального диктанта. М.: Музгиз, 1962. -160 с.
85. Давыдова Е.В. К вопросу о подготовке преподавателей сольфеджио // Вопросы методики преподавания музыкально-теоретических дисциплин. М.: Музыка, 1967.- С. 181-194.
86. Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио. М.: Музыка, 1975.-160 с.
87. Давыдова Е.В. Сольфеджио как область воспитания музыканта. // Актуальные проблемы музыкальной педагогики. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1977.-142-145.
88. Данилов М.А. Основные проблемы методологии и методики педагогических исследований // "Советская педагогика".-1969.- №5.
89. Деглин В. Функциональная асимметрия уникальная особенность мозга человека // Наука и жизнь. - 1975.- №1.- С. 104-114.
90. Десфонтейнес П.Г. Ценностные ориентации на различных этапах развития личности. С.-Петербург, 1995.- 110 с.
91. Детловс В. Статистические методы в музыковедении // Точные методы и музыкальное искусство. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 1973.- С.51-53.
92. Дмитриев А.Н. Исследования. Статьи. Наблюдения./ Редактор-составитель Л.Данько. Л.: Советский композитор, 1988.- 286 с.
93. Дранков В.Д. Психология художественного творчества. Учеб. пособие/ЛГИК.-Л., 1991 .-76 с.
94. Дубовский И.И. Модуляция. М.: Музыка, 1965. -84 с.
95. Дурай-Новикова К.М. Формирование профессиональной готовности к педагогической деятельности. Диссертация д.п.н. М., 1983.356 с.
96. Дьячкова Л. Гармония в музыке XX века. М.: Музыка, 1994.144 с.
97. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке,- М.: Просвещение, 1961.-183 с.
98. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990.-116 с.
99. Задерацкий В.В. Музыкальная форма. Вып. 1. М.: Музыка, 1995.- 544 с.
100. Занков JI.B. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1968.156 с.
101. Захарова Т.П. О развитии ладотонального слуха на уроках сольфеджио. Методические рекомендации для преподавателей ДМШ.-М.: ЦНМК, 1984,- 65 с.
102. Землянский Б.Я. О музыкальной педагогике. М.: Музыка, 1987.-144 с.
103. Земцовский И.И. Семасиология музыкального фольклора // Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974.- С. 177-206.
104. Зязюн И.А. Основы педагогического мастерства. М., 1989,138 с.
105. Ильин B.C. Формирование личности школьника / целостный процесс/. М.: Педагогика, 1984. - 144 с.
106. Иезуитов А.Н. Философия взаимодействия. Основы и перспективы . СПб., 1993.- 58 с.
107. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1981.- 192 с.
108. Кабалевский Д.Б. "Ровесники": Беседы о музыке. М.: Музыка, 1987.-126 с.
109. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и модели процесса обучения. М.: Наука, 1968.- 275 с.
110. Кадцын J1.M. Музыкальное искусство и творчество слушателя. М.: Высшая школа, 1990.- 303 с.
111. Казанцева JI. Система семантических функций музыкально-тематического материала // Выразительные средства в музыке. -Красноярск, 1988.- С. 28-49.
112. Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Одноголосие. Часть 1. М.: Музыка, 1974. -144 с.
113. Кандыбович JI.A. Психология высшей школы. Минск: БГУ, 1981.-256 с.
114. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М.: Просвещение, 1990.- 224 с.
115. Кант И. Критика чистого разума.// Соч.: В 6 т.- М.: Мысль. -1965,- Т.2, ч. 1.- С. 213-445.
116. Каргопольцев С.М. Восприятие музыки как фактор воспитания: теория, история, практика. Оренбург, 1997. - 313 с.
117. Климов Е.А. Путь в профессию. Л.: ЛГУ, 1974.- 190 с.
118. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988.-280 с.
119. Козырева А.К. Лекции по педагогике и психологии творчества. Пенза: Научно-методический центр, 1994. - 344 с.
120. Колев Ц. Развитие музыкального слуха в процессе обучения пению // Развитие детского голоса М.: АПН РСФСР, 1963.- С.252-258.
121. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.-254 с.
122. Копнин П.В. Диалектика как логика и теория познания. М.: АПН РСФСР, 1973.- 324 с.
123. Коротов В.М. Введение в общую теорию развития личности: Лекции / НИИ теории и методов воспитания АПН СССР. М., 1991. -134 с.
124. Коротов В.М. Воспитание и развитие личности. М.: МГУ культуры, 1992.- 28 с.
125. Костюк А.Г. О мелодической ориентации музыкального восприятия.// Музыкальное восприятие. М.: Музыка, 1980.- С. 112-126.
126. Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитанием. Минск: Выс.шк., 1991.-186 с.
127. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Пособие для педагога-исследователя. Самара, 1994.- 165 с.
128. Красинская Л.Ф. Современная школа: ориентация на развитие творческих способностей учащихся // Научное мировоззрение и духовное развитие учащихся. Самара: СГАКИ, 1998.- С.66-71.
129. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. -М.: МГУ, 1991.- 207 с.
130. Кудрявцев Т.В. Некоторые психолого-дидактические вопросы проблемного обучения // Советская педагогика. 1967.- №8.- С. 2833.
131. Кузьмина Н.В. Изучение и учет индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения и воспитания. Гомель, 1985.120 с.
132. Ларионов В.Е. О музыкальных и тоновых в частности центрах головного мозга. СПб., 1899. -124 с.
133. Ладухин Н.М. Одноголосное сольфеджио. М.: Музыка, 1975. -32 с.
134. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Полит-издат, 1975.- 304 с.
135. Леонтьев Д.А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1990.225 с.
136. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Просвещение, 1974.-365 с.
137. Лисецкий К.С. Психология межличностного конфликта в старшем школьном возрасте Самара, 1995.- 127 с.
138. Лихачев Б.Т. Педагогика. М.: Наука, 1993.- 528 с.
139. Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. Самара, 1997. - 84 с.
140. Лихачев Б.Т. Методологические основы педагогики. -Самара, 1998.-199 с.
141. Лобанова М. Западноевропейское музыкальное барокко. -М.: Музыка, 1994.-317 с.
142. Локшин Д.Л., Давыдова Е.В., Шацкая В.Н. Уроки пения в 78 классах. Методическое пособие для учителей. Л.: Учпедгиз, 1962. -228 с.
143. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. М.: АПН РСФСР, 1963. - 480 с.
144. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов: Экспериментально-психологическое исследование. М.: Медицина, 1974.- 232 с.
145. Люстрицкий В.К учению о центре музыки. СПб., 1908.123с.
146. Магомедов Н.М. Воспитание без принуждения. Учебное пособие. Самара, СамГУ, 1994. - 249 с.
147. Магомедов Н.М. Методология и методика свободного воспитания. Самара: СИУ, 1995,- 280 с.
148. Мазель JI.A. О мелодии. М.: Музгиз, 1952. -300 с.
149. Мазель J1.A. Проблемы классической гармонии. М.: Музыка, 1972. - 616 с.
150. Мазель J1.A. О природе и средствах музыки: теоретический очерк. М.: Музыка, 1983.- 72 с.
151. Мазель J1.A. Вопросы анализа музыки. Изд. 2. М.: Советский композитор, 1991.- 376 с.
152. Майкапар С.М. Музыкальный слух. Изд. 2.- СПб, 1915- 154 с
153. Макаренко А.С. Сочинения. Т.4. М.: АПН РСФСР, 1951.-С. 28-45.
154. Максимов В.Н. Анализ ситуации художественного восприятия // Восприятие музыки. М.: Музыка, 1980,- С.54-90.
155. Максимов С.Е. Развитие гармонического слуха. -М.: Музгиз, 1960. -95 с.
156. Макуренкова Е.П. Влияние прогрессивных общепедагогических теорий на решение проблем музыкального образования //Актуальные проблемы музыкальной педагогики. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1977.-С.18-25.
157. Марков М.Е. Теория искусства: функциональный подход.// Восприятие музыки. М.: Музыка, 1980.- С.28-37.
158. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника.- М.: Педагогика, 1985.- 103 с.
159. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обу-чении.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1972.-175 с.
160. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории М.: Наука, 1975,- 317 с.
161. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. -М.: Наука, 1977.- 162 с.
162. Медведев В.М. Формирование научного мировоззрения учащихся средней школы в процессе обучения. Саратов, 1980.- 392 с.
163. Медведев В.М., Фоминых Ю.Ф. Научное мировоззрение4основа духовного развития школьников. Саратов, 1994.- 220 с.
164. Медведев В.М., Соколов В.Н. Современная эвристика. Диалектика познания и категория духовности обучения "// Научное мировоззрение и духовное развитие учащихся. Самара: СГАКИ, 1998.-С. 89-92.
165. Медушевский В.В. Какая наука нужна музыкальной культуре?/ Советская музыка, 1977, №12.
166. Медушевский В.В. Как устроены художественные средства музыки?// Эстетические очерки. Выл .4. М.: Музыка, 1977.- 227 с.
167. Медушевский В.В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки // Восприятие музыки. М.: Музыка, 1980.- С. 178194.
168. Мейлах B.C. Комплексное изучение творчества и музыковедение // Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974.-С.9-28.
169. Менчинская Н.А. Вопросы умственного развития ребенка. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1970.- 176 с.
170. Методологические и теоретические проблемы гуманитаризации высшего образования. Казань, 1992.- 90 с.171 .Милка А.П. Теоретические основы функциональности в музыке: Исследование. Л.: Музыка, 1982.- 150 с.
171. Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте./ НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР.-М.: Педагогика, 1991.-151 с.
172. Моделирование педагогических ситуаций /Под ред. Ю.Н.Ку-люткина, Г.С.Сухобской. М.: Педагогика, 1981.- 134 с.
173. Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика /Опыт экспериментального исследования/. М.: Педагогика, 1981.-144 с.
174. Мухина B.C. Проблемы формирования ценностных ориен-таций и активности личности в ее ортогенезе М., 1987,- 168 с.
175. Мухина B.C. Психологический статус личности в различных социальных условиях; развитие, диагностика и коррекция. М., 1992.272 с.
176. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат // Под ред. Ю.Н.Кулюткина, Г.С.Сухобской. М.: Педагогика. -1990.-104 с.
177. Мюллер Т.Ф. Вопросы методики сольфеджио // Воспитание музыкального слуха. М.: Музыка, 1977.- С. 8-24.
178. Мясоедов А.Н. Задачи по гармонии. 4-е изд. доп. - М.: Музыка, 1994.-110 с.
179. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.- 384 с.
180. Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания.// Музыкальное восприятие. М.: Музыка, 1980.- С.91-111.
181. Назайкинский Е.В. Оценочная деятельность при восприятии музыки.// Музыкальное восприятие. М.: Музыка, 1980.- С. 195-228.
182. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982.-319 с.
183. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988.- 254 с.
184. Наливайко Н.В. Гносеологические и методологические основы научной деятельности. Новосибирск, 1990.- 119 с.
185. Натадзе Р.Г. Экспериментальные основы теории установки Д.Н.Узнадзе. / Психологическая наука в СССР,- М„ АПН РСФСР, 1960.Т. 2. С. 126-143.
186. Незванов Б.А. Интонирование в курсе сольфеджио. Л.: Музыка, 1985.-185 с.
187. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога, 4-е изд. М.: Музыка, 1982.- 300 с.
188. Йеменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1981.-192 с.
189. Никандров Н.Д., Гершунский Б.С. Актуальные проблемы методологии педагогики. М.: Просвещение, 1984.- 43 с.
190. Орлова Е.М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления: История. Становление. Сущность. -М.: Музыка, 1984.- 301 с.
191. Основы дидактики. Под редакцией Б.П.Есипова. М.: Учпедгиз, 1967.-127 с.
192. Островский А.Л. Учебник сольфеджио. Вып. 1.- Л.: Музгиз, 1962.- 273 с.154
193. Островский A.J1. Учебник сольфеджио. Вып.2.-М.-Л.: Музгиз, 1966.- 272 с.
194. Островский А.Л. Учебник сольфеджио. Вып.З.- Л.: Музгиз, 1974.- 208 с.
195. Островский А.Л. Учебник сольфеджио. Вып.4.- Л.: Музгиз, 1978.-192 с.
196. Островский А.Л. Очерки по методике теории музыки и сольфеджио. Л.: Музгиз, 1954,- 304 с.
197. Островский А.Л. О преодолении ладовой инерции при восприятии современной музыки // Вопросы методики воспитания слуха. -Л. 1967.-С. 5-27.
198. Оськина Б.А. Внутренний музыкальный слух. М.: Музыка, 1991.-71 с.
199. Педагогическое исследование // Методические рекомендации. // Сост. Т.И.Руднева. Самара: ЮНРОС, 1992.- 55 с.
200. Переверзев Н.К. Проблемы музыкального интонирования. -М.: Музгиз, 1966. 224 с.
201. Петровский В.А. Психология воспитания. М., 1995.- 198 с.
202. Петровский В.А. Личность в психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.- 507 с.
203. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: ТОО "Пас-силь", 1994. - 304 с.
204. Петрушин В.Н. Музыкальная психология. Учебное пособие: -2-е изд-е. М.: ВЛАДОС, 1997.- 383 с.
205. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избранные психологические труды. М.: АПН РСФСР, 1992.- 242 с.
206. Прангишвили А.С. Общепсихологическая теория установки // Психологическая наука в СССР.- М.: АПН РСФСР, I960,- Т.2, С. 126143.
207. Поляков В.К. Некоторые вопросы методики обучения детей пению по нотам // Вопросы воспитания и обучения. Вып.2.- Ижевск, 1962.- С. 201-227.
208. Поляков В.К. Нужны другие ориентиры // Советская музыка. -1967.-№6.-С. 86-91.
209. Поляков В.К. Принципы преподавания хорового сольфеджио // Тезисы докладов на межвузовской научной конференции по проблемам музыкально-эстетического воспитания. Таганрог, 1966,- С .25-26.
210. Поляков В.К. Психологические особенности зрительно-слуховой ориентации в процессе пения по нотам в начальном периоде обучения музыке // Тезисы докладов ХП научно-теоретической конференции Таганрогского пединститута. Таганрог. - 1968.- С. 136138.
211. Поляков В.К. Формирование музыкальных представлений у детей школьного возраста // Тезисы докладов на межвузовской научной конференции по проблемам музыкально-эстетического воспитания. -Таганрог, 1966.- С. 42-43.
212. Поляков В.К. К вопросу о выработке модуляционного слуха на ранних этапах обучения детей // Музыка и пение в школе. Ростов-на-Дону, 1971 .-С. 56-76.
213. Поляков В.К. Вопросы метроритма и зрительно-слуховой ориентации в обучении пению по нотам // Профессиональная подготовка студентов музыкально-педагогического факультета. Куйбышев, 1975.-С. 71-87.
214. Поляков В.К. Игра на фортепиано модуляционных формул в период изучения 1-й части курса гармонии. Методическая разработка для студентов. Куйбышев, 1984.- 33 с.
215. Поляков В.К. Развитие творческих навыков средствами мелодического варьирования и моделирования. Методическая разработка для студентов 1-2 курсов по сольфеджио, теории музыки и гармонии. -Куйбышев, 1986.- 32 с.
216. Поляков В.К. Подготовка музыкального мышления к восприятию и интонированию современной мелодики. Методическая разработка для студентов-заочников и преподавателей институтов культуры. Куйбышев, 1987.- 36 с.
217. Поляков В.К. Некоторые вопросы психологии восприятия музыкальной семантики и зрительно-слуховой ориентировки в процессе исполнения музыки // Культура. Творчество. Человек //Тезисы республиканской научной конференции. Самара, 1991.- С. 153-155.
218. Поляков В.К. Организация коллективной групповой работы на занятиях по музыкально-теоретическим дисциплинам // Сборник тезисов XVIII научно-методической конференции Самарского института искусств и культуры. Самара, 1991.- С. 37-38.
219. Поляков В.К. Вопросы развития музыкального мышления студентов: слуховые ориентиры, музыкальный язык и его семантические единицы // Научное мировоззрение и духовное развитие учащихся. Самара.: СГАКИ, 1998.-С. 146-155.
220. Прангишвили А.С. Общепсихологическая теория установки // Психологическая наука в СССР. Т.2. М.: АПН РСФСР, 1960. -С.126-143.
221. Pare Ю.Н. Психологические аспекты подготовки музыкальных критиков //Актуальные проблемы музыкальной педагогики. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1977.-30-39.
222. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: Учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 1997.- 398 с.
223. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: Музыка. - 1989.- 132 с.
224. Раппопорт С. Семиотика и язык искусства // Музыкальное искусство и наука. М.: Музыка, 1973.- С. 17-58.
225. Римский-Корсаков Н.А. Полное собрание соч. Лит. Произведения и переписка. Т.2. М, 1963.
226. Ромм Р.Д. Музыкальная грамота в форме заданий к нотным примерам: Учебное пособие, 2-е изд-е. М.: Музыка, 1994.- 48 с
227. Руднева Т.Н. На пути к социокультурной педагогике.- Самара: СамГУ, 1991.-39 с.
228. Руднева Т.Н. Основы педагогического профессионализма. -Самара: СИУ, 1996.-118 с.
229. Руднева Т.И. Формирование основ педагогического профессионализма у студентов университета. Самара: СамГУ, 1996.- 243 с.
230. Серединская В.А. Развитие внутреннего слуха в классах сольфеджио. М.: Музгиз, 1962.- 92 с.
231. Сладков П. Основы сольфеджио: история, теория, методика. -М.: Музыка, 1997.-188 с.
232. Сластенин В.А. Теория и практика высшего педагогического образования. М.: Изд-во МГПИ, 1987.-142 с.
233. Сластенин В.А., Мажар Н.Е. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности. М.: МГПИ, 1991 .-147 с.
234. Соколов А.С. Музыка вокруг нас. М.: ИДФ, 1996.- 224 с.
235. Соколов О.В. О принципах структурного мышления в музыке // Проблемы музыкального мышления/ М.: Музыка, 1974.- С. 153176.
236. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.: Смысл, 1995.- 134 с.
237. Сохор А.Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия // Проблемы музыкального мышления/ М.: Музыка, 1974,.-С. 59-74.
238. Старчеус М.С. Об инвариантных механизмах музыкального восприятия.// Музыкальное восприятие. М.: Музыка, 1980.- С.167-177.
239. Стоуне Э. Психопедагогика. М.: Педагогика, 1989.- 304 с.
240. Сухомлинский В.А. Воспитание гражданина-М.,1972.-213 с.
241. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека / Этика коммунистического воспитания/ М.: Педагогика, 1989.- 286 с.
242. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. -М.: Наука, 1975.-185 с.
243. Тарасов Г.С. Педагогика в системе музыкального образования: Учебное пособие. М.: Музыка, 1986.- 46 с. (
244. Теплое Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-536 с.
245. Тонких А.С. Научное мировоззрение: понятие, структура, функции. Воронеж, 1980.- 148 с.
246. Тюлин Ю.Н. Строение музыкальной речи. Л.: Музыка, 1962.-208 с.
247. Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Наука, 1978.-272 с.
248. Утробин И.С. Сложность, развитие, научно-технический прогресс. Иркутск, 1991.- 160 с.
249. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: Т. 8. М„ 1954.- 340 с.
250. Ушинский К.Д. Избранные произведения. Выл.4. Человек как предмет воспитания. Книга 1.-М.-Л.: АПН РСФСР, 1946.- 280 с.
251. Фельдштейн Д.И. Психология личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1990.- 206 с.
252. Филонов Г.Н. Методологические проблемы формирования научного мировоззрения// Советская педагогика.-1976.- №4.
253. Филонов Г.Н. Воспитание личности школьника. М.: Педагогика, 1985.- 223 с.
254. Фоминых Ю.Ф. Интегративный подход к формированию мировоззрения школьников // Педагогика 1993.- №4.- С. 26-30.
255. Фрейд 3. "Я" и "Оно". Труды разных лет. Кн. 1. Тбилиси: Мерани, 1991.-397 с.
256. Фрейд 3. "Я" и "Оно" Кн.2. Тбилиси: Мерани, 1991.- 427 с.
257. Фрид Г.С. Музыка! Музыка? Музыка.и молодежь. М.: Советский композитор, 1991 .-218с.
258. Халабузарь П. Методика музыкального образования: Уч-е пособие для музыкальных училищ. М.: Музыка, 1990.- 176 с.
259. Холопов Ю.Н. Гармония: теоретический курс М.: Музыка, 1988.-510 с.
260. Холопов Ю.Н. Изменяющееся и неизменное в эволюции музыкального мышления // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. М.: Музыка, 1992.- С. 52-103.
261. Целикова О.П. Нравственная целостность личности. М.: Наука. 1983.-188 с.
262. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. М.: Советский композитор, 1988.- 384 с.
263. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения: Пособие для учащихся муз-пед. отделений вузов и консерваторий. М.: Интерпракс, 1994.- 385 с.
264. Чесноков П.В. Основные единицы языка и мышления.-Ростов-на-Дону: ГПИ, I960.- 288 с.
265. Черкасова О.В. Школа Рудольфа Штейнера. Самара, 1996.188 с.
266. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. Учеб. пособие. 2-е изд. - М.: Логос, 1996. -319 с.
267. Шамова Т.Н. Проблемный подход в обучении. Новосибирск, 1969.-119 с.
268. Шарон А. Музыкальный психофизиологический этюд. -Санкт-Петербург, 1909.-104 с.
269. Шацкая В.Н. Эстетическое воспитание детей в семье-М.1954.-24 с.
270. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. -М.: Педагогика, 1980.-Т. 1 -304 е., Т.2-414 с.
271. Шуман Р. О музыке и музыкантах: Собрание статей, т. 1.-М.: Музыка, 1975.
272. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. М.: Педагогика, 1992.-128 с.
273. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.- 560 с.
274. Юсфин А.Г. Сольфеджио на материале советской музыки.-M.-JI.: Советский композитор, 1975.- 80 с.
275. Яворский Б.Л. Статьи, воспоминания, переписка. Т. 1. М.: Музыка, 1972.-482 с.
276. Якобсон П.М. Проблема психологии эмоций // Психологическая наука в СССР. М., I960.- С. 168-189.
277. Batel G. Komponenten musikalischen Erliebens. (Eine experi-mentalpsychologische Untersachung). Gottinger Musikwissenschaftliche Arbeiten, 1976.-201 s.
278. Besseler H. Das Musikalische Horen der Neuzeit. Berlin, 1959.
279. Bimberg S. Kontrast als musikastetische Kategorie. Berlin, 1981.-168 s.
280. Bolton T.L. Rhitm./Joumal of Psychology, №6. N.Y.- 1994.
281. Cook D. The language of music.- London, 1959.- 236 p.
282. Crocker R.L. A history of musical style.- N.Y., 1966.- 386 p.
283. De Charms R. Motivation enchantment in education settings //Ames C., Ames R., /Ed./ Research on motivation in education. VI.- N.Y., 1984.- P.84-91.
284. Farnsworth P.R. The social psychology of music. The 2-nd ed. low a state uniw. press, 1969.- 213 p.
285. Fechner G.Th. Vorschule der Asthetic. Bd.l. Leipzig, 1925.292 s.
286. Fellerer K. Klong und Struktur in der abendlandischen Musik.-Koln, 1987.- 72 s.
287. Ferguson D. A history of musical thought. 3 ed. N.Y., 1959.264 p.
288. Graham G. Tonality and Musical Structure. New-York -Washington, 1990.-231 p.
289. Hanslik E. Vom Musikalisch-Schonen. Berlin, 1854. - 257 s.
290. Heinemann R. Untersuchungen zur Reception der seriellen Musik.-Regensburg, 1966.- 227 s.
291. Helfert V. Poznamky к otazce hudebnosti reci // Slovo a sllovesnost.- 1937.- № 3.- S.99-104.
292. Herbart J.F. Psychologie als Wissenschaft, neu gegrtindet auf Erfahrung, Metaphjsik und Mathematik. Leipzig, 1924. - 468 s.
293. Hindemith P. A Composer's World. Horizons and Limitations. -N.Y., 1961.
294. Kemp A. Personality differences between the players of string, woodwind, brass and Keyboard instruments and singers //Bulletin Council for Research in Music Education. Special issue. ISME Spring-summer.-1981.-№66.- P.380-381.
295. Kurth E. Musikpsychologie.- Berlin, 1931.- 324 s.
296. Kornar A. Theory of Suspension. A Study of Metrical and Pitch Relations in Tonal music.- Princeton, 1971.- 166 p.
297. Lissa Z. Aufsatze zur Musikasthetik. Auswahl.- Berlin, 1969.324 s.
298. Mc.Dougal R. The relation of auditory rythm to nervous discharge./ Psychol. Rew. 9. London, 1902.
299. Muller-Freienfels R. Psychologie der Kunst. Bd.l., 3 Auflage.-Leipzig-Berlin, 1923,-S.181-184.
300. Perception: mechanisms and models. // With introductions by Richard Held and Whitman Richards Massachusetts Institute of Technology W.H. Freeman and Company. San Francisco, 1972.- 362 p.
301. Reti R. Tonality. Atonality. Pantonality. London, Rockliff, Salisbury Square, 1956.- 167 p.
302. Riemann H. Kleines Handbuch der Musikgeschichte.- Leipzig, 1908.- 124 s.
303. Riemann H. Musikalische Logik.- Berlin, 1873.- S.41-42.
304. Riemann H. Musikalische Syntaxis.- Berlin, 1877.- S.10-12.
305. Schoen M. The Understanding of Music.- N.Y„ 1945.- 274 p.
306. Stein L. Structure and Style. The study and analysis of musical forms. Evanston, Illinois, 1962. 316 p.
307. Swindle P.F. On the inheritance of Rhythm./ Amer.Journ. of Psychol., N.Y, 1913. -P.79-86.
308. Torrance E.P. Torrance Tests of Creative Thinking. Princeton. -N.Y., 1966.- 86 p.
309. Zich O. Hudebni estetika . Hudebni rozhleby. Praha, 1924.458 s.• |,"> ------ - :Т -.-