Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование исполнительских действий учащихся в процессе начального обучения игре на музыкальном инструменте (баяне)

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Литвинов, Валерий Владимирович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Екатеринбург
Год защиты
 2004
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Формирование исполнительских действий учащихся в процессе начального обучения игре на музыкальном инструменте (баяне)», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Литвинов, Валерий Владимирович, 2004 год

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты проблемы формирования исполнительских действий.

1.1. Психофизическая сущность процесса исполнения музыки.

1.2. Педагогические условия формирования исполнительских действий учащихся.

Глава 2. Экспериментальное исследование методики формирования исполнительских действий учащихся в процессе начального обучения игре на музыкальном инструменте.

2.1. Методы формирования исполнительских действий.

2.2. Ход и итоги экспериментальной работы

Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование исполнительских действий учащихся в процессе начального обучения игре на музыкальном инструменте (баяне)"

Актуальность исследования. Развитие современного общества показывает, что противоречие между быстрым ростом научно-технических достижений и недостаточно высоким уровнем развития гуманитарной сферы становится все более ощутимым и ведет ко многим негативным последствиям как социокультурного, так и экономического характера.

Формированию духовного облика подрастающего поколения способствуют различные институты музыкального образования: школы с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла, ДМШ и ДШИ, в которых дети осваивают гуманистические ценности. Особенное значение в данном процессе имеет обучение музыкальному исполнительству, так как в этом случае ученик постигает музыку «изнутри», через собственный исполнительский опыт, не только слушая, но и воссоздавая исполняемые музыкальные произведения.

Однако освоение музыкального исполнительства связано с определенными трудностями: музицирование является сложным и многогранным процессом, результаты которого зависят от уровня музыкальных способностей учащегося, особенностей психических и физических функций нашего организма. Техническое осуществление и художественное воплощение исполнительского замысла обеспечивается при помощи мысленных музыкально-слуховых и двигательных действий. Формирование единства этих действий определяет успешность дальнейшего исполнительского развития учащегося.

Представители определенных исполнительских школ и направлений связывали исполнительские действия с проявлениями односторонней физической или психической активности, когда музыкант совершенствует только движения рук, пальцев или внутрислуховые способности («механистическая школа» - Ш. Ганой, И. Гуммель, Ф. Калькбреннер, И.

Ложье, «анатомофизиологическая школа» - Р. Брейтхаупт, JL Деппе, Ф. Штейнхаузен; «психотехническая школа» - Ф. Бузони, В. Гизекинг, Т. Лешетицкий, Я. Хейфец).

Ф.Э. Бах, Ф. Лист, Ф. Шопен, Р. Шуман подчеркивали особенное значение психической функции - музыкального слуха, направляющего действия моторных органов. Ведущую роль мысленных действий в процессе исполнения отмечали видные отечественные музыканты и просветители (М.Н. Курбатов, С.М. Майкапар, И.Т. Назаров, В.Ф. Одоевский, Н.А. Римский-Корсаков, А.Г. Рубинштейн, В.И. Сафонов).

К.А. Мартинсен обратил внимание на то, что развитие музыкального исполнителя определяется наличием у него воображаемого представления звуковых образов, а также двигательного ощущения места звучания звуковых образов на клавиатуре. По его утверждению, эффективность исполнительского процесса зависит от опережения действий моторики действиями внутрислуховой сферы.

Современные исследования, основываясь на данных физиологии, общей и музыкальной психологии, рассматривают исполнительский акт как сложный психофизический процесс, а исполнительские действия - как взаимовлияние функций музыкального слуха и двигательных органов. При этом действия музыкального слуха предопределяют конечный исполнительский результат (Г. М. Цыпин, О.Ф. Шульпяков).

На взаимосвязь слуховых и двигательных исполнительских действий указывали такие авторы, как А.Б. Гольденвейзер, Б. Кременштейн, Г.П. Прокофьев, С.И. Савшинский, А.П. Щапов. Кроме этого, Д. Благой, Л. Маккиннон, Я.И. Мильштейн, А. Стоянов, Л.М. Цейтлин отмечали важность непрерывного слухового внимания, обеспечивающего опережение двигательных действий в процессе музыкального исполнения.

Анализ и обобщение различных работ позволил определить исполнительские действия как действия внутреннего музыкального слуха, воспроизводящего мысленно предстоящее звучание во взаимосвязи с двигательными действиями, воплощающими реальное звучание на клавиатуре, а также процесс слухового внимания, обеспечивающий опережение двигательных действий и контроль за качеством звукового результата.

Основные принципы педагогической деятельности, направленной на формирование исполнительских действий в процессе обучения игре на музыкальном инструменте (прежде всего - фортепиано), рассматривались в работах Ю.Г. Акимова, А.Д. Алексеева, JI.A. Баренбойма, М.Н. Бариновой, T.JL Беркман, Г.М. Когана, Н.А. Любомудровой, Я.И. Милыптейна, Г.Г. Нейгауза, Г.П. Прокофьева, С.И. Савшинского, A.G. Сударикова, Т.И. Юдовиной - Гальпериной.

О развитии внутреннего слуха на уроках сольфеджио писали И.П. Гейнрихс, А.А. Островский, Ю.Н. Pare, В.А. Серединская, Б.И. Уткин, Г.И. Шатковский.

Разрабатывались методики обучения подбору по слуху, чтению нот, транспонированию, импровизации — видам деятельности, в той или иной степени способствующим формированию слуховых и двигательных исполнительских действий учащихся (П.И. Говорушко, С.М. Мальцев, В.Н. Мотов, С.Е. Оськина, Д.Г. Парнес, О.В. Рафалович, Е.С. Эфрусси, Г.И. Шахов др.).

Тем не менее, методическое обеспечение процесса формирования единства слуховых и двигательных действий музыканта-исполнителя, обучающегося игре на баяне, нуждается в дальнейшем совершенствовании. Теоретические исследования, раскрывая сущность и значение исполнительских действий, только указывают на необходимость их целенаправленного формирования. В музыкально-педагогической практике же этот процесс осуществляется, как правило, на более поздних ступенях обучения, что ограничивает реализацию исполнительских возможностей учащегося. Все это дает основание для научного поиска системы методов формирования всего комплекса элементов, обеспечивающих эффективное функционирование исполнительских действий учащихся, конкретизации задач, содержания, смысла этой учебной деятельности применительно к процессу начального обучения игре на баяне. Этот период обучения особенно важен, ибо сложившиеся в это время умения и навыки продолжают оказывать влияние на все последующее исполнительское развитие учащихся.

Таким образом, сложились противоречия между необходимостью организованного, целостного формирования исполнительских действий учащегося при обучении игре на музыкальном инструменте, и отсутствием научно-обоснованной рациональной системы методов обучения, позволяющих формировать исполнительские действия в классе баяна с учащимися разного уровня подготовки и развития музыкальных способностей; между необходимостью осуществления этой деятельности во взаимосвязи слуховых и двигательных действий и отсутствием этой взаимосвязи в процессе начального обучения игре на музыкальном инструменте. Данные противоречия определили актуальность проблемы, состоящей в поиске и обосновании системы методов формирования исполнительских действий учащихся и привели к выбору соответствующей темы исследования: «ФОРМИРОВАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ИНСТРУМЕНТЕ (БАЯНЕ)».

Цель исследования - выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить систему методов формирования исполнительских действий учащихся в процессе начального обучения игре на музыкальном инструменте (баяне).

Объект исследования - учебный процесс в классе специального инструмента (баяна) ДМШ.

Предмет исследования - система методов, обеспечивающих формирование исполнительских действий учащихся в процессе начального обучения игре на музыкальном инструменте (баяне).

Гипотеза исследования - формирование исполнительских действий учащегося в процессе начального обучения игре на музыкальном инструменте (баяне) будет осуществляться эффективно при условии:

- обеспечения взаимосвязи музыкально-слуховой и моторно-двигательной учебной деятельности учащихся;

- реализации модели учебного процесса «восприятие - воспроизведение - реализация»;

- использования системы методов, включающей эмоционально-слуховое освоение учащимися элементов музыкального языка (лада, интервалов, аккордов), практическое оперирование элементами музыкального языка на клавиатуре, абстрагирование элементов музыкального языка, используемых в фактуре исполняемых музыкальных произведений, а также варьирование деталей звуковой фактуры исполняемых музыкальных произведений.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по исследуемой проблеме.

2. Уточнить сущность понятия «исполнительские действия».

3. Обосновать модель учебного процесса «восприятие — воспроизведение - реализация».

4. Выявить систему методов формирования исполнительских действий учащихся в процессе начального обучения игре на музыкальном инструменте (баяне).

5. Определить показатели сформированное™ исполнительских действий учащегося в процессе обучения игре на музыкальном инструменте (баяне).

6. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность системы методов формирования исполнительских действий учащихся на начальном этапе обучения игре на баяне в ДМШ.

Теоретико-методологической основой исследования явились: положения рефлекторной теории (И.П. Павлов); исследования о значении условного рефлекса (Н.А. Бернштейн, А. Брейтбург); теория уподобления (И.М. Сеченов) теория антиципации (Б.Ф. Ломов, С.Н. Сурков); теория обратной афферентации (П.К. Анохин); психолого-педагогическая теория деятельности (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев); теория развития музыкальных способностей (Б.М. Теплов); учение о планомерно-поэтапном формировании умственных действий и понятий (П.Я. Гальперин); положения психологии музыкального образования о значении движения в восприятии и психологической установки в воспроизведении звучания (А.Л. Готсдинер, Е.В. Назайкинский); педагогические принципы формирования музыкально-исполнительских навыков (А.Б. Гольденвейзер, И. Гофман, Я.И. Зак, К.Н. Игумнов, Н.К. Метнер, Л.Н. Оборин, В.Ф. Одоевский, П.П. Петрухин, Н.А. Римский-Корсаков, М.Я. Хальфин, Л.М. Цейтлин, Р. Шуман); работы, рассматривающие проблемы формирования исполнительских действий (Э. Жак-Далькроз, К.А. Мартинсен, К. Леймер, Ю. Pare); музыкально-слухового восприятия и представления в исполнительской практике (Л.А. Баренбойм, И.П. Гейнрихс, Г.М. Коган, Г.Г. Нейгауз, Я.И. Милыптейн, О.Ф, Шульпяков, Г.М. Цыпин); развития мелодического, гармонического, ладового слуха, навыков музыкально-слухового представления, слуходвигательной координации, предслышания (А.Д. Алексеев, Т.Л. Беркман, Е.Я. Либерман, С.М. Мальцев, С.И. Савшинский, В.А. Серединская, Б.И. Уткин, Г.И. Шатковский, Г.И. Шахов, А.П. Щапов, Е.С. Эфрусси и др.).

В ходе исследования были использованы следующие методы: - теоретические: анализ научной и методической литературы по исследуемой проблеме, обобщение и систематизация педагогического опыта; моделирование; качественный и количественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы;

- эмпирические: целенаправленное педагогическое наблюдение; беседа, анкетирование, тестирование учащихся, метод экспертной оценки; педагогический эксперимент.

Исследование проводилось в период с 1996 по 2003 г.г. и осуществлялось в три этапа.

На первом этапе (1996 - 1997 г.г.) проводились изучение и анализ проблемы исследования в контексте практической работы в инструментальном классе по специальности баян — аккордеон, осмысливались теоретические положения исследования, определялись его тема, предмет, цели и задачи.

На втором этапе (1998 - 2001 г.г.) уточнялась гипотеза исследования, определялось оптимальное содержание экспериментальной работы, разрабатывалась ее структура и условия проведения, накапливалась и обрабатывалась полученная информация.

На третьем этапе (2002 - 2003 г.г.) проводились анализ, обобщение и систематизация накопленных материалов, интерпретация полученных результатов исследования и их оформление.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Определены этапы формирования исполнительских действий. Это этап восприятия звуковых образов, этап воспроизведения этих образов на клавиатуре и этап реализации навыков восприятия и воспроизведения звуковых образов в процессе исполнения музыкальных произведений;

2. Выявлены условия формирования исполнительских действий. Это развитие музыкально-слуховых способностей учащегося (мелодического, гармонического слуха, способности музыкально-слухового представления) в тесной взаимосвязи с музыкально-слуховой и моторно-двигательной учебной деятельностью;

3. Разработана система методов формирования исполнительских действий. Это эмоционально-слуховое освоение элементов музыкального языка (лада, интервалов, аккордов), практическое оперирование элементами музыкального языка на клавиатуре (простейшая импровизация, игра со звуками, комбинирование мелодических, гармонических, ритмических, фактурных вариантов «букв» и «слов» музыкальной речи), методы абстрагирования элементов музыкального языка, используемых в фактуре исполняемых музыкальных произведений, а также варьирования деталей звуковой фактуры исполняемых музыкальных произведений.

Теоретическая значимость исследования:

1. Уточнено содержание понятия «исполнительские действия», которое включает в себя действия внутреннего музыкального слуха, воспроизводящего предстоящее звучание мысленно, двигательные действия, воплощающие реальное звучание на клавиатуре, и процесс слухового внимания, обеспечивающий опережение двигательных действий, а также контроль за качеством звукового результата.

2. Определены показатели сформированности исполнительских действий, состоящие в способности представлять музыкальный материал мысленно (музыкально-слуховое представление), предощущать его местонахождение на клавиатуре (слуходвигательная координация), и непрерывно опережать реальное звучание мысленным предвидением в течение всего исполнительского процесса (предслышание).

Практическая значимость исследования: разработанная система методов формирования исполнительских действий учащихся может применяться в полном или адаптированном виде на начальном этапе обучения музыкальному исполнительству в классе баяна, а также в других инструментальных классах ДМШ и ДШИ. Использование наиболее эффективных ее элементов возможно также в последующем музыкально-исполнительском развитии учащихся. Материалы исследования могут способствовать дальнейшему совершенствованию методики и технологии обучения игре на музыкальном инструменте.

Научная достоверность результатов и обоснованность выводов исследования обеспечены научным, методологически обоснованным подходом к решению данной проблемы, использованием комплекса адекватных содержанию теоретических и эмпирических методов исследования, результатами экспериментальной работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Исполнительские действия включают в себя действия внутреннего музыкального слуха, воспроизводящего мысленно предстоящее звучание во взаимосвязи с двигательными действиями, воплощающими реальное звучание на клавиатуре, процесс слухового внимания, обеспечивающий опережение двигательных действий, а также контроль за качеством звукового результата.

Сформированные исполнительские действия обеспечивают прочное усвоение учащимся музыкального материала, способствуют технически стабильному и художественно выразительному исполнению музыкальных произведений учебного и концертного репертуара.

2. Педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность процесса формирования исполнительских действий учащихся на начальном этапе обучения игре на баяне, являются: модель учебного процесса «восприятие - воспроизведение - реализация», а также система методов, включающая эмоционально-слуховое освоение элементов музыкального языка (лада, интервалов, аккордов), практическое оперирование элементами музыкального языка на клавиатуре, абстрагирование элементов музыкального языка, используемых в фактуре исполняемых музыкальных произведений, и варьирование деталей звуковой фактуры исполняемых музыкальных произведений.

3. Показателями сформированное™ исполнительских действий являются способности представлять музыкальный материал мысленно (музыкально-слуховое представление), предощущать его местонахождение на клавиатуре (слуходвигательная координация), и непрерывно опережать реальное звучание мысленным предвидением в течение всего игрового процесса (предслышание).

Апробация и практическое внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе опытно-экспериментальной работы и обсуждения материалов диссертации на заседаниях кафедры истории, теории музыки и музыкальных инструментов УрГПУ, в выступлениях на научных конференциях (Екатеринбург, 2002, 2003, 2004 гг., Челябинск, 2004 г., Оренбург, 2004 г.), через опубликование научно-исследовательских работ, использование материалов и результатов исследования в учебном процессе ДШИ г. Белоярского Тюменской области.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, обобщая основные теоретические положения нашего исследования, можно сделать следующие выводы.

Процесс музыкального исполнения представляет собой комплекс исполнительских действий, включающий в себя действия внутреннего музыкального слуха, воспроизводящего мысленно предстоящее звучание во взаимосвязи с двигательными действиями, воплощающими реальное звучание на клавиатуре, а также процесс слухового внимания, обеспечивающий опережение двигательных действий и контроль за качеством звукового результата. Формирование исполнительских действий осуществляется в процессе совершенствования навыков музыкально-слухового представления, слуходвигательной координации и предслышания.

Наше исследование показало, что сформированные исполнительские действия определяют все дальнейшее исполнительское развитие учащегося: продолжительность и продуктивность занятий, качество усвоения музыкального материала, стабильность и художественную выразительность его воспроизведения.

Процесс формирования исполнительских действий учащихся представляет собой взаимосвязанную последовательность трех этапов: восприятие (возникновение мысленных слуховых образов), воспроизведение (образование их связи с клавиатурой), реализация (применение навыков восприятия и воспроизведения в процессе исполнения музыкальных произведений).

Условиями формирования исполнительских действий учащихся является развитие музыкально-слуховых способностей (гармонического, мелодического слуха, способности музыкально-слухового представления) на основе тесной взаимосвязи музыкально-слуховой и моторно-двигательной учебной деятельности.

Методами формирования исполнительских действий учащихся являются эмоционально-слуховое освоение элементов музыкального языка (лада, интервалов, аккордов), практическое оперирование элементами музыкального языка на клавиатуре, методы абстрагирования элементов музыкального языка, используемых в фактуре исполняемых музыкальных произведений, а также варьирования деталей звуковой фактуры исполняемых музыкальных произведений.

Показателями сформированности исполнительских действий являются способности представлять музыкальный материал мысленно, предощущать его местонахождение на клавиатуре, и непрерывно опережать реальное звучание мысленным предвидением в течение всего игрового процесса.

Опытная работа доказала необходимость целенаправленного формирования исполнительских действий учащихся как основы их исполнительского развития; материал данного исследования является одним из вариантов решения данной проблемы и может быть использован для дальнейшего совершенствования методики и технологии обучения музыкальному исполнительству на других музыкальных инструментах или в других возрастных группах.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Литвинов, Валерий Владимирович, Екатеринбург

1. Акимов Ю. Актуальность дальнейшего совершенствования теоретической мысли баянистов // Баян и баянисты, Вып. 4. — М., Советский композитор, 1978, с. 3-12.

2. Акимов Ю., Кузовлев В. О проблеме сценического самочувствия исполнителя баяниста // Баян и баянисты, Вып. 4. - М., Советский композитор, 1978, с. 79-96.

3. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. М., Музыка, 1978, 288 с.

4. Ананьев Б.Г. Проблемы представления в советской психологической науке // Философские записки АН СССР, t.V. JI., 1950, с. 60-78.

5. Анохин П.К. Особенности афферентного аппарата условного рефлекса и их значение для психологии // Вопросы психологии. 1955, № 6, с. 16-38.

6. Арчажникова С.Н. Развитие творческих способностей младших школьников (6-8 лет) на основе взаимосвязи преподавания «Сольфеджио» и «Фортепиано» // Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2000, 24 с.

7. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. -М., Музыка, 1973, 180 с.

8. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. М., Музыка, 1971, 91 с.

9. Бардас В. Психология техники игры на фортепиано. М., Госмузиздат, 1928, 47 с.

10. Баренбойм JI.A. Еще раз о воспитании молодых исполнителей // Музыкальная педагогика и искусство. JL, Музыка, 1974, 336 с.

11. Баренбойм JI.A. Карл Орф и институт Орфа // Советская музыка, 1969, №5, с. 130-139.

12. Баренбойм J1.A. Путь к музицированию. JL, Музыка, 1979, 352 с.

13. Баренбойм JI.А. Рубинштейн педагог // Музыкальная педагогика и исполнительство. - J1., Музыка, 1974, 336 с.

14. Баренбойм JI.A. Фортепианно-педагогические принципы Ф.М. Блуменфельда // Музыкальная педагогика и исполнительство. — JL, Музыка, 1974, 336 с.

15. Баринова М.Н. О развитии творческих способностей ученика. Л., Музгиз, 1961, 60 с.

16. Баринова М.Н. Очерки по методике фортепиано. JL, 1926, - ч. II, 148 с.

17. Беленький Б.В., Эльбойм Э.Я. Педагогические принципы JI.M. Цейтлина. М., Музыка, 1990, 128 с.

18. Бергер Н. Роль пространственных представлений в процессе формирования тонально-ладового мышления П Вопросы воспитания музыкального слуха. -JI., Музыка, 1987, с. 168-184.'

19. Беркман Т.Л. Индивидуальное обучение музыке. М., Просвещение, 1964, 220 с.

20. Беркман Т.Л., Грищенко К.С. Музыкальное образование учителя. М., Издательство академии педагогических наук, 1956, 170 с.

21. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологической активности. -М., 1966, 172 с.

22. БирмакА.В. О художественной технике пианиста. — М., Музыка, 1973, 141 с.

23. Благой Д. Еще из «Пестрых листков» // Вопросы музыкальной педагогики, вып. 1. -М., Музыка, 1979, с. 58-70.

24. Благой Д. Пестрые листки. Заметки педагога // Вопросы фортепианной педагогики, вып. 4. -М., Музыка, 1976, с. 105-133.

25. Боголюбова Н. Творческие упражнения как средство активизации слухового внимания // Некоторые вопросы слухового развития учащегося. Л., Музыка, 1959, с. 16-25.

26. Бочкарев Л.Jl. Психология музыкальной деятельности. — Институт психологии РАН, 1997, 350 с.

27. Брейтбург А. Значение физиологического учения академика И.П. Павлова для музыкальной педагогики и исполнительства // Вопросы музыкознания. М., 1954, 116 с.

28. Брянская Ф. Навык игры с листа, его структура и принципы развития // Вопросы фортепианной педагогики, вып. 4. -М., Музыка, 1976, с. 46-62.

29. Брянская Ф. Навык игры с листа и принципы его формирования // Ребенок за роялем. М., Музыка, 1981, с. 194-200.

30. Бузони Ф. О пианистическом мастерстве // Исполнительское искусство зарубежных стран, вып. 1. — М., Музыка, 1962, с. 159-160.

31. Веспреми J1. Чтение нот // Ребенок за роялем. М., Музыка, 1981, с. 8287.

32. Виноградова О. На уроках К.Н. Игумнова // Вопросы музыкальной педагогики, вып. 5. -М., Музыка, 1984, 134 с.

33. Винокур Л.И. Первоначальное обучение искусству аккомпанемента. -М., Музыка, 1978,46 с.

34. В классе А.Б. Гольденвейзера. М., Музыка, 1986, 213 с.

35. Воронина Т.А. Моисей Яковлевич Хальфин // В фортепианных классах Ленинградской консерватории. Л., Музыка, 1968, с. 155-187.

36. Выготский Л.С. О педологическом анализе педагогического процесса // Антология гуманной педагогики Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996, с. 197-215.

37. Галич В. О развитии внутреннего слуха, творческой инициативы и фантазии на индивидуальных занятиях в фортепианных классах // Вопросы фортепианной педагогики, вып. 4. М., Музыка, 1976, с. 31-45.

38. Галич В. Развитие слуховых навыков в классе по специальности // Некоторые вопросы музыкально-слухового развития учащихся. Л., Музгиз, 1959, с. 26-32.

39. Гальперин П.Я. Психолого-педагогические проблемы профессионального обучения -М., МГУ, 1979, 208 с.

40. Гальперин П.Я. Четыре лекции по психологии. М., Книжный дом Университет, 2000, 112 с.

41. Гат Й. Техника фортепианной игры. — Москва, Музыка, Будапешт, Корвина, 1967, 244 с.

42. Гейнрихс И.П. Внутренний слух и его развитие. М., Музыка, 1978, 80 с.

43. Гизекинг В. Как артисты занимаются // Исполнительское искусство зарубежных стран, вып. 7. М., Музыка, 1975, с. 226-228.

44. Гиппенрейтер Ю.Б. О восприятии высоты звука // Автореф. дис. канд. псих, наук, М., 1960,19 с.

45. Гировский В. К вопросу об эффективности методов обучения игре на фортепиано // Вопрос музыкальной педагогики, вып. 1. М., Музыка, 1979, с. 29-36.

46. Говорушко М. Чтение с листа в процессе обучения баяниста // Вопросы музыкальной педагогики, вып. 6.-Л., Музыка, 1985, с. 15-22.

47. Гольденвейзер А.Б. Об искусстве // Вопросы фортепианного исполнительства, вып. 1. М., Музыка, 1965, с. 66-67.

48. Гольденвейзер А.Б. О фортепианной педагогике // Пианисты рассказывают, вып. 2. М., Советский композитор, 1984, с. 88-100.

49. Гольденвейзер А.Б. Советы молодым музыкантам // Пианисты рассказывают, вып. 2. М., Советский композитор, 1984, с. 100-115.

50. Гольденвейзер А.Б. Советы педагога пианиста // Пианисты рассказывают. - М., Советский композитор, 1979, с. 159-176.

51. Гонтаревская Ю.П. Методика формирования звуковысотных представлений при обучении интонированию в. курсе сольфеджио // Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1984, 20 с.

52. Готсдинер А. Дидактические основы музыкального развития учащихся // Вопросы музыкальной педагогики, вып. 2. -М., Музыка, 1980, с. 10-28.

53. Готсдинер А. Музыкальная психология. М., Просвещение, 1993, 190 с.

54. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М., Музыка, 1961, 224 с.

55. Грач Б. Слуховое развитие в начальном периоде обучения игре на фортепиано // Некоторые вопросы музыкально-слухового развития учащихся. JL, Музгиз, 1959, с. 33-45.

56. Гржибовская Р.Н. Музыкальное воображение // Теория и методика, обучения игре на фортепиано. М., Владос, 2001, с. 172-187.

57. Григорьев В. О развитии музыкальной памяти учащегося // Вопросы музыкальной педагогики, вып. 2. М., Музыка, 1980, с. 68-78.

58. Гринберг М., Пронин В. В классе П.С. Столярского // Музыкальное исполнительство, вып. 6. -М., Музыка, 1970, с. 162-193.

59. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального исследования. М., Педагогика, 1986, 240 с.

60. Диалог с Артуром Рубинштейном // Выдающиеся пианисты педагоги о фортепианном исполнительстве. - М. - JL, Музыка, 1966, с. 291-300.

61. Достал Я. О начальном обучении менее способных детей // Ребенок за роялем. М., Музыка, 1981, с. 110-118.

62. Жак-Далькроз Э. Ритм М., «Классика - XXI» 2002, 248 с.

63. Загвязинский В.И. Творческое ядро педагогического исследования // Понятийный аппарат педагогики и образования, вып. 2. Екатеринбург, 2000, с. 94-98.

64. Зак Я. О некоторых вопросах воспитания молодых пианистов // Вопросы фортепианного исполнительства, вып. 2. М., Музыка, 1968, с. 81" 99.

65. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. М., Просвещение, 1986, 316 с.

66. Зетель И.З. Педагогические воззрения Н.К. Метнера и их значение для советской пианистической школы // Научно-методические записки, вып. 5. Свердловск, 1963, с. 360-408.

67. Игумнов К.Н. О творческом пути и исполнительском искусстве пианиста // Пианисты рассказывают, вып. 2. М., Музыка, 1984, с. 12-86.

68. Ильина Г.А. К вопросу о формировании музыкальных представлений у дошкольников // Вопросы психологии, 1959, № 5, с. 134-144.

69. Калугина Е.В. Творческое музицирование основа эффективного развития музыкального мышления // Исполнительство и образование во втором тысячелетии (теория, практика, педагогические позиции) - Оренбург, 2001, с. 130-135.

70. Калужская Т. О взаимосвязи между теоретическими и специальными дисциплинами // Вопросы фортепианной педагогики, вып. 4 М., Музыка, 1976, с. 80-87.

71. Карпова Е.П. Исследование путей и методов активизации музыкально-слухового самоконтроля в процессе обучения игре на фортепиано // Автореф. дис. канд. пед. наук М., 1975, 22 с.

72. Клещев С. Два пути развития техники пианиста // Советская музыка» 1936, №2 с. 54-58.

73. Ключарева Т. Развитие слухового, музыкального и художественного восприятия в начальном периоде обучения // Вопросы музыкальной педагогики, вып. 1. -М., Музыка, 1979, с. 3-20.

74. Коган Г.М. О работе музыканта педагога // Вопросы музыкальной педагогики, вып. 1.-М., 1979, с. 71-84.

75. Коган Г.М. Проблемы теории пианизма // Вопросы пианизма. — М., Музыка, 1968, с. 18-25.

76. Коган Г.М. У врат мастерства. М., Музыка, 1969, 342 с.

77. Корто А. О фортепианном исполнительстве. М., Музыка, 1965, 363 с.

78. Корыхалова Н.П. Играем гаммы. М., Музыка, 1995, 75 с.

79. Корыхалова Н.П. Самарий Ильич Савшинский // В фортепианных классах Ленинградской консерватории. Л., Музыка, 1968, с. 86-122.

80. Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащихся в классе специального фортепиано. М., Музыка, 1966, 120 с.

81. Кременштейн Б. К вопросу о противоречиях как источнике развития в процессе обучения музыканта исполнителя // Вопросы музыкальной педагогики, вып. 7. -М., Музыка, 1986, с. 51-65.

82. Кременштейн Б. Педагогика Г.Г. Нейгауза. М., Музыка, 1984, 88 с.

83. Кушнир A.M. Педагогика грамотности // Школьные технологии, 1996, № 4-5, 200 с.

84. Кушнир A.M. Педагогика иностранного языка // Школьные технологии, 1997, № 6, 200 с.

85. Леймер К. Современная фортепианная игра // Выдающиеся пианисты -педагоги о фортепианном исполнительстве. М. - Л., Музыка, 1966, с. 168183.

86. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., Политиздат, 1955, 311с.

87. Лехина Л. Аккордовые сказки для больших и маленьких // Учебно-игровое пособие М, Классика-ХХ1, 2003, 34 с.

88. Лехина Л. Путешествие в страну интервалов // учебно-игровое пособие М, Классика - XXI, 2002, 22 с.

89. Либерман Е.Я. Работа над фортепианной техникой. М., Музыка, 1985, 136 с.

90. Литвинов В.В. Музыкальный слух: Проблемы и поиски их решения в музыкальной педагогике XX века // Педагогика искусства: из века в век.

91. Материалы научной конференции студентов и молодых ученых. -Екатеринбург, 2002. С. 31-37.

92. Литвинов В.В. Развитие музыкально-слуховых представлений в процессе инструментального обучения // Педагогика искусства: региональный опыт. Материалы научной конференции. Екатеринбург, 2003. С. 55-62.

93. Литвинов В.В. Формирование психофизических действий учащихся в процессе музыкального обучения (Из опыта работы в классе баяна ДШИ) // Оренбург, 2004.

94. К проблеме формирования слуходвигательных действий учащихся на начальном этапе обучения игре на музыкальном инструменте // Педагогика искусства: История и современность: Материалы научной конференции. Екатеринбург, 2004.

95. Липе Ф. Искусство игры на баяне. М., Музыка, 1985, 158 с.

96. Логинова Л.Н. О слуховой деятельности музыканта исполнителя. -Московская государственная консерватория, М., 1998, 176 с.

97. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. М., 1980, 86 с.

98. Лонг М. За роялем с Габриелем Форе // Исполнительское искусство зарубежных стран. М., Музыка, 1981, с. 15-37.

99. Лонг М. Французская школа фортепиано // Выдающиеся пианисты -педагоги о фортепианном исполнительстве. М. - Л., Музыка, 1966, с. 208235.

100. Любомудрова Н.А. Методика обучения игре на фортепиано. — М., Музыка, 1982, 144 с.

101. Ляховицкая С.С. Задачи воспитания учащихся // Педагогические способности, Л., Государственное музыкальное издательство, 1963, с. 5-15.

102. Майкапар С.М. Годы учения. М. - Л., Госмузиздат, 1938, 78 с.

103. Майкапар С.М. Музыкальный слух, его значение, природа, особенности и метод правильного развития. — Петроград, 1915, 233 с.

104. Макаровская Ф. Творческое музицирование как метод музыкального воспитания // Вопросы методики начального музыкального образования. — М., 1981, с. 55-62.

105. Маккиннон Л. Игра наизусть. Л., Музыка, 1967, 144 с.

106. Мальцев С.М. О психологии музыкальной импровизации. М., Музыка, 1991,86 с.

107. Мальцев С.М. О субсенсорном и сенсорном уровнях антиципации в музыкальной импровизации // Вопросы психологии, 1988, № 3, с. 118.

108. Мальцев С.М. Раннее обучение гармонии путь к детскому творчеству // Музыкальное воспитание в СССР, вып. 2. - М., Советский композитор, 1985, с. 169-203.

109. Мальцев С., Розанов И. Учить искусству импровизации // Советская музыка, 1973, № 10, с. 62-64.

110. Марморштейн Ф. Экспериментальная работа на уроках сольфеджио в средней специальной музыкальной школе // Музыкальное воспитание в СССР. -М., Советский композитор, 1978, с. 301-355.

111. Мартинсен К.А. Индивидуальная фортепианная техника. М., Музыка, 1966, 220 с.

112. Мартинсен К.А. К методике фортепианного обучения // Выдающиеся пианисты педагоги о фортепианном искусстве. - М. - JL, Музыка, 1966, с. 184-207.

113. Мартинсен К.А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. М., Музыка, 1977, 128 с.

114. Масленкова JI. Б.Л. Яворский о воспитании слуха // Критика и музыкознание, вып. 2. Л., Музыка, 1980, с. 198-207.

115. Метнер Н.К. Повседневная работа пианиста и композитора. — М., Музыка, 1979, 69 с.

116. Мильштейн Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства. М., Музыка, 1983, 262 с.

117. Мильштейн Я.И. Исполнительские и педагогические принципы К.Н. Игумнова // Мастера советской пианистической школы. М., Государственное музыкальное издательство, 1961, с. 41-114.

118. Мотов В.Н. Развитие первоначальных навыков игры по слуху // Баян и баянисты, вып. 5. М., Советский композитор, 1981, с. 4-33.

119. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М., Музыка, 1972, 383 с.

120. Назайкинский Е.В. Пути совершенствования музыкально-теоретических дисциплин // Советская музыка, 1983, № 2, с. 64-78.

121. Назаров И.Т. Основы музыкально-исполнительской техники и метод ее совершенствования. Л., Музыка, 1969, 37 с.

122. Науменко С.И. Индивидуально-психологические особенности музыкальности//Вопросы психологии, 1982, № 5, с. 85-93.

123. Науменко С.И. Формирование музыкальности у младших школьников в процессе индивидуального обучения // Вопросы психологии, 1987, №4, с. 71-75.

124. Незванов Б. Некоторые вопросы воспитания гармонического слуха // Вопросы воспитания музыкального слуха. Л., Музыка, 1987, с. 157167.

125. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М., Госмузиздат, 1961,318 с.

126. Нейгауз Г.Г. Проблемы фортепианной педагогики // Пианисты рассказывают, вып. 2. М., Музыка, 1984, с. 162-174.

127. Немыкина И.Н. Основы музыкальной педагогики: Учебное пособие. — Екатеринбург, УГПУ, 1993, 64 с.

128. Николаев А. Взгляды Г.Г. Нейгауза на развитие пианистического мастерства // Мастера советской пианистической школы. М., Госмузиздат, 1961, с. 167-203.

129. Николаев А. Елена Фабиановна Гнесина педагог // Вопросы музыкальной педагогики, вып. 1. -М., Музыка, 1979, с. 145-157.

130. Николаев А. Исполнительские и педагогические принципы А.Б. Гольденвейзера // Мастера советской пианистической школы. — М., Госмузиздат, 1961, с. 115-166.

131. Николаев А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма. М., Музыка, 1980, 112 с.

132. Николаев JI. Из бесед с учениками // Выдающиеся пианисты -педагоги о фортепианном исполнительстве. М. - JL, Музыка, 1966, с. 111143.

133. Овчинникова О.В. Опыт формирования звуковысотного слуха // Автореф. дис. канд. псих, наук,-М., 1960, 18 с.

134. Одоевский В.Ф. Музыкальная азбука // Музыкально-литературное наследие. М., 1956, с. 468-481.

135. Ориентлихерман Н. Подготовка ученика к открытому выступлению // Вопросы методики начального музыкального образования. -М., Музыка, 1981, с. 145-160.

136. Островский A.J1. Взгляды Н.А. Римского-Корсакова на образование музыкантов исполнителей // Н.А. Римский-Корсаков и музыкальное образование. - Л., Госмузиздат, 1959, с. 58-70.

137. Островский A.JI. Развитие внутреннего музыкального слуха учащихся музыкальной школы // Некоторые вопросы музыкально-слухового развития учащихся. JL, Музгиз, 1959, с. 5-15.

138. Оськина С.Е. Внутренний музыкальный слух // В помощь педагогу музыканту. - М., Музыка, 1977, 72 с.

139. Оськина С.Е., Парнес Д.Г. Музыкальный слух: Теория и методика развития и совершенствования. ООО Издательство АТС, 2001, 79 с.

140. Оськина С.Е., Парнес Д.Г. Прививать практические навыки // Советская музыка, 1982, № 7, с. 72-73.

141. Павлов И.П. Полное собрание сочинений, т. III, кн. 2. М. - Л., 1951,438 с.

142. Павлов И.П. Условный рефлекс // Избранные труды. М., Изд-во Академии мед. наук СССР, 1952, 80 с.

143. Петрухин П.П. Горжусь своими учениками! // Музыкальное образование 1999, № 1-2, с. 11-13.

144. Петрушин Музыкальная психология. М., Владос, 1997, 383 с.

145. Поздеева Р.П. К вопросу о теоретическом и практическом освоении гармонии в музыке XX в. // Материалы межвузовской научно-практической конференции. Екатеринбург, УрГПУ 2000, т. 3, с. 107.

146. Прокофьев Г.П. Образ музыкального произведения и его воплощение исполнителем // Вопросы психологии, 1959, № 5, с. 59-70.

147. Прокофьев Г.П. Формирование музыканта исполнителя. - М., Госмузиздат, 1956, 480 с.

148. Равичер Я. Василий Ильич Сафонов. М., Госмузиздат, 1959, 195 с.

149. Pare Ю.Н. Проблемы воспитания музыкального слуха (о соотношении учебного предмета сольфеджио с художественной практикой) // Вопросы воспитания музыкального слуха. Л., Музыка, 1987, с. 7-19.

150. Рафалович О.В. Транспонирование в классе фортепиано. Л., Музгиз, 1963, 38 с.

151. Ригина Т. Развитие у первоклассников ладовых звуковысотных представлений // Вопросы методики музыкального воспитания детей. М., Музыка, 1975, с. 50-70.

152. Римский — Корсаков Н.А. О музыкальном образовании // Литературные произведения и переписка, т. II. М., 1963, с. 175-212.

153. Родионова Т. Обучение основам композиции в классах фортепиано детских музыкальных школ // Вопросы фортепианной педагогики, вып. 4. -М., Музыка, 1976, с. 63-79.

154. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., изд-во Питер, 1999, 720 с.

155. Руденко В., Руденко Н. Некоторые вопросы подготовки педагога детской музыкальной школы к практической деятельности // Вопросы музыкальной педагогики, вып. 7. М., Музыка, с. 5-29.

156. Савшинский С.И. Детская фортепианная педагогика // Вопросы фортепианной педагогики, вып. 4. -М., Музыка, 1976, с. 3-30.

157. Савшинский С.И. О работе с музыкально одаренными детьми // Вопросы музыкальной педагогики, вып. 1. М., Музыка, 1979, с. 37-43.

158. Савшинский С.И. Пианист и его работа. Л., Музыка, 1961, 272 с.

159. Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. М, - Л., Музыка, 1964, 188 с.

160. Самойлова Т.Н. Работа над развитием гармонического слуха в ДМШ Екатеринбург, Управление культуры Администрации Свердловской области, 1995, 24 с.

161. Саямов М. О некоторых проблемах музыкального восприятия детей // Вопросы методики начального музыкального образования. М., Музыка, 1981, с. 5-12.

162. Серединская В. А. Развитие внутреннего слуха в классах сольфеджио. М., Госмузиздат, 1962, 92 с.

163. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М., 1947, 142 с.

164. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. М., 1961, 100 с.

165. Сени Э. Некоторые стороны метода Кодая // Музыкальное воспитание в Венгрии. -М., Советский композитор, 1983, с. 64-139.

166. Сиротина Т. Подбираем аккомпанемент, вып. 1. М., Музыка, 2001,80 с.

167. Соколов Ф. О музыкальной памяти пианистов — исполнителей // Музыкальное исполнительство, вып. 6. -М., Музыка, 1970, с. 144-161.

168. Сольфеджио для I II классов ДМШ. - JL, Музыка, 1989, 80 с.

169. Стоянов А. Искусство пианиста. М., Госмузиздат, 1958, 158 с.

170. Стоянов А. Некоторые проблемы музыкальной педагогики в связи с обучением игре на фортепиано // Выдающиеся пианисты педагоги о фортепианном искусстве. - М, JL, Музыка, 1966, с. 236-261.

171. Судариков А. Исполнительская техника баяниста. М., Советский композитор» 1986, 127 с.

172. Судариков А. Основы начального обучения на баяне. М., Советский композитор, 1978, 104 с.

173. Сухомлинский В.А. О воспитании. М., Просвещение, 1982, 270 с.

174. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М., Педагогика, 1988, 175 с.

175. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1961, 535 с.

176. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. М., Советский композитор, 1989, 145 с.

177. Три битых кита // Народное образование, 1997, № 9, с. 7-11.

178. Тюлин. Учение о гармонии. М., Музыка, 1966,223 с.

179. Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки: Система обучения К. Орфа. -М., ООО Издательство АТС, 2001, 94 с.

180. Уткин Б.И. Воспитание профессионального слуха музыканта в училище. М., Музыка, 1985, 101 с.

181. Федорович Е.Н. Педагогическая деятельность выдающихся российских пианистов: Учебное пособие. — Екатеринбург, ОАО Полиграфист, 1998, 80 с.

182. Фишман Н. Людвиг Ван Бетховен о фортепианном искусстве и педагогике // Вопросы фортепианной педагогики, вып. 1. М., Госмузиздат, 1963, с. 118-157.

183. Хольцвейссиг Э. Сочинение сопровождения к песням // Ребенок за роялем. -М., Музыка, 1981, с. 236-245.

184. Цыпин Г.М. «В классе Льва Николаевича Оборина» Конец 40-х -начало 50-х годов // Вопросы фортепианного искусства, вып. 4. - М., Музыка, 1976, с. 107-118.

185. Цыпин Г.М. Исполнитель и техника. М., Издательский центр Академия, 1999, 192 с.

186. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М., Просвещение, 1984,176 с.

187. Цыпин Г.М. Развитие учащегося фортепианного класса: формы и методы // Вопросы музыкальной педагогики, вып. 1. М., Музыка, 1979, с. 44-56.

188. Шарабуров В.И. Исследование методов формирования исполнительских навыков игры на баяне // Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1976,21 с.

189. Шатковский Г.И. Развитие музыкального слуха. М., Музыка, 1996, 184 с.

190. Шахов Г.И. Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование в классе баяна. М., Музыка, 1987, 190 с.

191. Шахов Г.И. Развитие слуховой активности учащихся баянистов музыкальных кружков и студий художественной самодеятельности. — М., Музыка, 1981,84 с.

192. Шахов Г.И. Теоретические основы преподавания транспонирования на баяне // Баян и баянисты, вып. 5. М., Советский композитор, 1981, с. 34-56.

193. Шахов Г.И. Транспонирование на баяне. М., Музыка, 1974, 140 с.

194. Шацилло А.С. Некоторые вопросы методики обучения гармонизации мелодии. М., Музыка, 1982, 108 с.

195. Шнабель А. Вопросы и ответы // Исполнительское искусство зарубежных стран, вып. 7. -М., Музыка, 1975, с. 129-188.

196. Штауб В. В классе С.И. Савшинского // Вопросы фортепианной педагогики, вып. 4. -М., Музыка, 1976, с. 262-271.

197. Шульпяков О.Ф. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ. JL, Музыка, 1986, 126 с.

198. Шульпяков О.Ф. Техническое развитие музыканта исполнителя. -Л., Музыка, 1973, 83 с.

199. Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов. М., Госмузиздат,1959, 40 с.

200. Щапов А.П. Некоторые вопросы фортепианной техники. — М., Музыка, 1968, 248 с.

201. Щапов А.П. Фортепианная педагогика. Советская Россия,1960, 171 с.

202. Эфрусси Е.С. Музыкальное воспитание начинающих пианистов // Развитие пианиста. М., ОГИЗ - МУЗГИЗ, 1935, с. 80-116.

203. Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слез или я детский педагог - С - Пб., Союз художников, 2002, 236 с.

204. Юзлова В. Обучение игре наизусть // Ребенок за роялем. М., Музыка, 1981, с. 159-169.

205. Янкова Т. Заметки о болгарской фортепианной культуре // Выдающиеся пианисты педагоги о фортепианном искусстве. - М. - JL, Музыка, 1966, с. 262.