автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические условия формирования историко-стилевого мышления у студентов музыкальных училищ
- Автор научной работы
- Секретова, Лариса Адольфовна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Екатеринбург
- Год защиты
- 2001
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.08
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Секретова, Лариса Адольфовна, 2001 год
Введение.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИКО-СТИЛЕВОГО МЫШЛЕНИЯ
1.1 Мышление как предмет психолого-педагогического исследования
1.2 Особенности развития мыслительной деятельности студентов в учебном процессе.
1.3 Феномен музыкального мышления.
1.4 Историко-стилевое мышление и его роль в профессиональной подготовке педагога-музыканта.
ГЛАВА II. ИСТОРИКО-СТИЛЕВОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ПРЕДМЕТ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Организационно-методические основы формирования историко-стилевого мышления у студентов музыкальных училищ.
2.2 Педагогическое обеспечение процесса формирования историко-стилевого мышления.
2.3 Методика экспериментального исследования по проверке эффективности педагогических условий формирования историко-стилевого мышления.
2.4 Ход и результаты экспериментального исследования.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогические условия формирования историко-стилевого мышления у студентов музыкальных училищ"
Проблема совершенствования образования на всех его этапах - одна из ключевых для современного общественного сознания. Особенно остро она обозначилась в свете идеи гуманизации общества, предопределившей прямую зависимость между качеством образования и культурой и наложившей особую ответственность на сферу художественно-гуманитарного образования, призванного формировать профессионала-просветителя, прямого посредника между миром художественного и обыденного.
Новый этап развития музыкального образования, связанный с реформой российской образовательной системы в целом, выдвинул на первый план концепцию широкого развития личности, воспитания специалиста-профессионала, владеющего многими видами деятельности, обладающего богатой историко-культурной эрудицией, развитым активным мышлением. В русле наметившихся тенденций важнейшей задачей профессиональной подготовки современного музыканта становится формирование комплексного историко-стилевого мышления, способного объединить музыкально-теоретические и общегуманитарные знания в целостную систему знаний о музыкальном искусстве и закономерностях его развития, направить музыкально-теоретическое обучение на решение практически-творческих задач, вооружить музыканта методикой самостоятельного изучения разнообразных явлений музыкальной культуры.
Проблема мышления широко разработана в общенаучной литературе: она исследуется с точки зрения философии (В.Библер, А.Леонтьев, А.Спиркин, А.Шептулин, В.Лекторский и др.), формальной логики
Э.Ильенков, В.Швырев), кибернетики (В.Соколов, А.Ракитов, С.Шалютин, Г.Альтшуллер), физиологии (И.Павлов, И.Сеченов, Э.Вебер) и других наук.
В психологии и педагогике созданы различные целостные концепции мышления: ассоциативная теория мышления, логическая теория мышления (С.Рубинштейн), теория развития понятий (Л.Выготский), деятельностная теория мышления (А.Леонтъев, П.Гальперин, В.Давыдов), теория формирования умственных действий (П.Гальперин). Поиск существа этой категории ведется учеными в разных аспектах: связи языка и мышления (А.Р.Лурия, Ж.Пиаже), реальности и мышления (Д.Брунер, А.Брушлинский), мышления человека и машины (ЭВМ) (А.Анисимов, В.Барашенков, А.Митрофанов) и т. д.
Исследованием проблем музыкального мышления: его художественно-образной природы, интонационной сущности, структуры художественного образа, соотношения эмоционального и рационального начал, разработкой категориального подхода занимаются ведущие ученые в области музыкальной педагогики, психологии и музыкознания (Л.Выготский, Б.Теплов, Б.Асафьев, В.Медушевский, Е.Назайкинский, И.Котляревский, С.Скребков, В.Озеров и др.).
Вместе с тем, отдельные аспекты, касающиеся музыкально-мыслительной деятельности, по-прежнему остаются не исследованными. В частности, не разработана в музыкальной педагогике категория историко-стилевого мышления. Музыковедами и музыкантами-педагогами неоднократно поднимались вопросы внедрения в практику музыкально-теоретического обучения историко-стилевого подхода, изучения музыкальных явлений в историко-стилевом ракурсе (Ю.Рагс, Е.Назайкинский, Г.Тараева, М.Смирнов), однако проблема формирования историко-стилевого мышления студентов до настоящего времени специально не исследовалась.
Рассматривая особенности профессиональной подготовки музыкантов-педагогов, многие исследователи (В.Медушевский, А.Вербицкий, Е.Назайкинский, Л.Арчажникова, Ю.Рагс и др.) отмечают неоправданную узко-технологическую ее направленность, отрыв теоретической и практической сторон обучения, отсутствие в преподавании музыкально-теоретических дисциплин ориентации на будущую самостоятельную деятельность выпускников. Ученые и педагоги-практики признают, что в существующей системе музыкального образования цикл теоретических дисциплин не нацелен на вооружение студентов методологией и методикой анализа музыкального произведения, на формирование комплексного исторического мышления, на создание целостных представлений о музыкальной культуре путем изучения ее структуры, взаимосвязей и взаимовлияний ее пластов.
Музыканту, прошедшему школу традиционного обучения, в собственной педагогической деятельности весьма трудно дать детям музыкально-теоретические знания, "работающие" на решение творчески-исполнительских задач, выработать верные аксиологические ориентиры в сложной панораме искусства XX века, развить продуктивное творческое мышление.
Таким образом, существует противоречие между потребностью современной музыкальной культуры и образования в профессионально грамотных специалистах, обладающих широкой историко-культурной эрудицией и развитым мышлением - с одной стороны, и сложившейся системой профессиональной подготовки музыкантов, не обеспечивающей формирование у студентов историко-стилевого мышления, создание целостных представлений о музыкальном искусстве и процессах его развития - с другой.
Проблему формирования историко-стилевого мышления целесообразнее исследовать на материале курса анализа музыкальных произведений.
Данный курс занимает центральное и завершающее положение в системе музыкально-теоретических дисциплин: он изучает целый комплекс средств музыкальной выразительности, решает множество задач как информативного, так и общегуманитарного характера, объединяет знания, умения, навыки, полученные студентами на предыдущих курсах, и таким образом, является синтезирующим. В силу данных причин курс анализа обладает наибольшими возможностями для формирования историко-стилевого мышления, и поэтому избран нами в качестве базы экспериментального исследования.
Все вышеизложенное определило актуальность и выбор темы исследования: "Педагогические условия формирования историко-стилевого мышления у студентов музыкальных училищ".
Цель исследования - выявить и экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования историко-стилевого мышления у студентов музыкальных училищ.
Объект исследования - естественный учебный процесс на теоретическом и исполнительских отделениях музыкального училища.
Предмет исследования - историко-стилевое мышление и его значение в профессиональной подготовке педагога-музыканта.
Гипотеза исследования - формирование историко-стилевого мышления у студентов музыкальных училищ обеспечивается при реализации комплекса педагогических условий, включающих:
- расширение исторических границ изучения музыкального искусства;
- интеграцию музыкально-теоретических и общегуманитарных дисциплин;
- изучение музыки различных стилей с помощью единой учебной модели;
- использование стилистического моделирования как основного метода практически-творческого освоения музыкального материала.
1. Осуществить анализ: психолого-педагогической, музыковедческой и музыкально-педагогической литературы по изучаемой проблеме.
2. Дать определение понятия "историко-стилевое мышление", рассмотреть его содержание и значение в профессиональной подготовке педагога-музыканта.
3. Определить условия, критерии и последовательность процесса формирования историко-стилевого мышления.
4. Экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования историко-стилевого мышления.
Общей методологической основой исследования явились: психолого-педагогическая теория деятельности (П.Гальперин, В.Давыдов, Н.Талызина,Н.Кузьмина,А.Леонтьев); учение об основных типах мышления человека (С.Рубинштейн, О.Тихомиров); учение о сущностной природе способностей и зонах их развития (С.Рубинштейн, Б.Теплов, Л.Выготский, Д.Эльконин), теория проблемного обучения (А.Матюшкин, М.Махмутов, В.Оконь и др.); теория моделирования (В.Краевский, В.Штофф, В.Михеев и др.); теория профессиональной подготовки педагога-музыканта (Г.Цыпин, Л.Арчажникова, Л.Рапацкая, КНемыкина, Э.Абдуллин и др.); положения искусствознания, музыкальной психологии и музыкознания о природе музыкально-мыслительной деятельности (Б.Асафьев, Е.НазайкинсКий, Е.Медушевский, И.Котляревский); теория музыки и теория музыкального анализа (Ю.Холопов, Л.Мазель, В.Цуккерман, Ю.Тюлин, И.Способин и др.).
Исследование проводилось в течение 1993 - 2000 гг. в условиях естественно протекающего учебного процесса на базе теоретического и исполнительских отделений Челябинского музыкального училища им. П.И. Чайковского; использовался собственный опыт преподавания, опыт работы педагогов музыкальных школ и училищ Челябинской области.
В ходе исследования были изучены и применены следующие методы:
- теоретические: анализ психолого-педагогической, музыковедческой и музыкально-педагогической литературы по проблеме исследования; обобщение и систематизация теоретического и практического опыта подготовки студентов музыкальных училищ к будущей педагогической деятельности, структурно-функциональный анализ.
- эмпирические: наблюдение за деятельностью преподавателей средних специальных музыкальных учебных заведений и музыкальных школ, анкетирование и беседы с будущими преподавателями специальных и теоретических дисциплин, наблюдение процесса исполнительской деятельности студентов музыкальных училищ, метод экспертной оценки, педагогический эксперимент.
Исследование осуществлялось в три этапа.
На первом этапе (1993 - 1995 гг.) изучалась проблема исследования в контексте практической работы теоретического и исполнительских отделений музыкального училища, происходил выбор темы и её теоретическое осмысление, проводился констатирующий эксперимент с целью использования его результатов в будущей диссертационной работе.
На втором этапе (1995 - 1997 гг.) уточнялась гипотеза исследования» определялись оптимальное содержание экспериментальной работы, ее структура и организационные формы, осуществлялись накопление и обработка полученной информации.
На третьем этапе (1997 - 2000 гг.) проводились анализ, обобщение и систематизация накопленных материалов, интерпретация полученных результатов исследования и их оформление.
Научная новизна исследования: 1. Впервые историко-стилевое мышление рассматривается как фактор повышения качества профессиональной подготовки педагога-музыканта.
2. Определены и экспериментально проверены педагогические условия, обеспечивающие успешное формирование историко-стилевого мышления у студентов музыкальных училищ, а именно: расширение исторических границ изучения музыкального искусства, интеграция музыкально-теоретических и общегуманитарных дисциплин, введение единой учебной модели для изучения музыки различных стилей, использование стилистического моделирования для практического освоения музыкального материала.
Теоретическая значимость исследования: м——«—I I ■ ЩИ ——^Я » mm ш ттттт шттш
1. Дано определение понятия историко-стилевого мышления как формы отражения музыкальных представлений, основанной на установлении системы связей и отношений между отдельными музыкальными явлениями посредством раскрытия их специфически-индивидуальных и общих "родовых" свойств, оперирующей различными иерархически организованными стилевыми моделями, соотнесенными друг с другом в условиях музыкально-исторического процесса.
2. Выработаны критерии формирования историко-стилевого мышления, реализующиеся с одной стороны - в умении студентов определять особенности музыкального стиля конкретной исторической эпохи в художественно-содержательном и языково-грамматическом аспектах) с другой - в способности обучающихся выявлять музыкально-стилевые преобразования "родовых" элементов в музыке различных исторических эпох и тем самым устанавливать связи музыкальных явлений в общем историческом процессе.
Практическая значимость исследования. Определена и экспериментально проверена методика изучения музыки различных стилей с помощью единой учебной модели, реализующей комплекс стилевых детерминант; на этой основе разработан и внедрен в учебный процесс курс "Техники композиции в музыке XX века"; апробирована технология использования стилистического моделирования как основного метода практически-творческого освоения учебного материала в курсе анализа музыкальных произведений.
Представленный материал обладает высокой степенью универсальности, в полном или редуцированном виде может применяться в учебном процессе музыкально-педагогических училищ и вузов.
Достоверность результатов и обоснованность выводов обеспечены научным, методологически обоснованным подходом к решению данной проблемы, использованием комплекса адекватных содержанию теоретических и эмпирических методов исследования, результатами экспериментальной работы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Историко-стилевое мышление является важнейшим фактором повышения качества профессиональной подготовки педагога-музыканта, так как позволяет интегрировать музыкально-теоретические и историко-культурные знания, использовать их в решении практически-творческих задач, вооружает музыканта методикой самостоятельного изучения различных музыкальных явлений, обеспечивает адекватность восприятия, понимания и оценки содержания музыкального произведения.
2. Эффективное формирование историко-стилевого мышления у студентов музыкальных училищ достигается при условиях расширения исторических границ изучения музыкального искусства, интеграции музыкально-теоретических и общегуманитарных дисциплин, введении единой учебной модели для изучения музыки различных стилей, использования стилистического моделирования для практического освоения музыкального материала.
Апробация и практическое внедрение результатов исследования осуществлялись: в процессе экспериментальной работы и обсуждения материалов диссертации на заседаниях кафедры истории и теории музыки
ЧВМУ (вуза); кафедры истории, теории музыки и музыкальных инструментов УрГПУ; в выступлениях на научно-практических конференциях (Челябинск 1997, 1998, 2001); посредством опубликования научно-исследовательских работ; путём внедрения результатов исследования в практику работы теоретического и исполнительских отделений Челябинского музыкального училища.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"
Выводы по второй главе:
В настоящей главе мы рассмотрели вопросы, связанные с организацией и проведением экспериментального исследования по определению эффективности педагогических условий формирования историко-стилевого мышления у студентов музыкального училища. Результаты эксперимента позволяют сделать следующие выводы:
Построение программ музыкально-теоретических курсов, в частности курса анализа музыкальных произведений, по историко-стилевому принципу позволяет расширить историко-культурный кругозор студентов, обогатить их музыкальную эрудицию. При этом введение в программу обучения искусства XX века обеспечивает широту охвата исторической перспективы развития музыки, осознание преемственности эволюционных процессов музыкального мышления, развивает навыки стилевого восприятия и анализа музыкальных явлений современности, необходимые для адекватного понимания и оценки содержания музыкальных произведений, для использования теоретических знаний на практике.
1. Опора в музыкально-теоретическом обучении на общегуманитарные знания позволяет изучать музыкальное искусство конкретной исторической эпохи через познание ее художественной картины мира, а закономерности музыкально-исторического процесса - через понимание эволюционности художественного мышления в целом. Это дает возможность выйти с уровня музыкальной технологии на уровень художественно-содержательного контекста музыки и осознания музыкально-исторических процессов, и тем самым обеспечить формирование у студентов целостных представлений о музыкальном искусстве и законах его развития.
2. Изучение музыки различных стилей с помощью единой учебной модели, реализующей комплекс стилевых детерминант, дает ряд преимуществ: позволяет уловить в каждом конкретном стиле его сущностные, определяющие черты и составить на этой основе обобщенную модель стиля, следовательно - способствует формированию модельных историко-стилевых представлений; вырабатывает дуалистическое восприятие музыкальных явлений: через изучение в них инвариантных свойств и выявление на этой основе действия общих исторических законов, и познание индивидуально-особенных качеств, проявившихся в результате конкретно-исторической трансформации исходной модели.
3. Применение метода стилистического моделирования, предполагающего изучение музыки различных стилей через анализ художественных образцов и практическое воспроизведение стилевых атрибутов, обеспечивает преподавание музыкально-теоретических дисциплин на художественно полноценном материале, позволяет сохранить связи между музыкальным искусством и учебной дисциплиной, познать глубокие сущностные явления музыкальной стилистики через конкретные модельные представления.
Все вышесказанное свидетельствует о том, что расширение исторических рамок изучения музыкального искусства, интеграция музыкально-теоретических и общегуманитарных знаний, введение в учебный процесс единой модели для освоения музыки различных стилей, использование метода стилистического моделирования - данные условия обеспечивают эффективное формирование историко-стилевого мышления у студентов музыкальных училищ в процессе музыкально-теоретического обучения.
Применение методов проблемного обучения в экспериментальных условиях углубляет специальные знания студентов, активизирует самостоятельную поисковую деятельность, развивает аналитические умения и практические навыки, стимулирует творческую инициативу в различных формах проявления, обогащает слуховые представления и в результате значительно интенсифицирует процесс формирования историко-стилевого мышления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящем исследовании в теоретическом и практическом аспектах реализована идея формирования историко-стилевого мышления студентов как фактора, способствующего повышению качества профессиональной подготовки педагога-музыканта.
Проблема формирования историко-стилевого мышления до настоящего времени не выступала в качестве предмета рассмотрения: в музыкальной педагогике и психологии не разработана категория историко-стилевого мышления, не определено его значение в профессиональной подготовке педагога-музыканта, не выявлены педагогические условия его формирования.
Для обоснования целесообразности решения обозначенной проблемы в настоящем исследовании была проведена работа по изучению различных аспектов проблемы мышления с точки зрения философии, психологии, педагогики, музыкознания.
Изучение философской и психолого-педагогической литературы показало, что мышление, понимаемое как социально и исторически обусловленный целенаправленный процесс опосредованного отражения объективной действительности, непосредственно связан с познавательной деятельностью индивида. Процесс познания, согласно концепции диалектического материализма, заключается в раскрытии сущности объекта через изучение его свойств, установление связей и отношений с другими объектами, выявление путем умозаключений новых абстрактных свойств и установление новых взаимосвязей.
Психолого-педагогическими исследованиями доказано, что мыслительная деятельность учащихся наиболее эффективно развивается в проблемном обучении, сущность которого заключается в предъявлении познавательных задач в форме проблемных ситуаций. Решение проблемы обусловливает активную поисковую деятельность учащихся, в процессе которой развиваются основные мыслительные операции и происходит достижение нового знания.
Изучение искусствоведческой и музыковедческой литературы показало, что музыкально-мыслительная деятельность имеет интонационную природу и протекает в форме взаимодействия интонационных моделей различных уровней, детерминированных художественным сознанием конкретной исторической эпохи (а также художественного направления, творческой школы и пр.). Историческая обусловленность музыкального мышления реализуется в понятии музыкального стиля, категориальный аппарат которого «материализует» систему стилевых детерминант, определяющих конкретно-исторические проявления музыкально-мыслительной деятельности.
Осознание негативных сторон в существующей системе музыкально-теоретического обучения: ее узкотехнологической направленности, оторванности музыкально-теоретических знаний от историко-культурного контекста, от практических нужд музыканта, привело нас к необходимости обосновать понятие историко-стилевого мышления и его значение в профессиональной подготовке педагога-музыканта.
Историко-стилевое мышление определяется нами как особая форма отражения музыкальных представлений, основанная на установлении системы связей и отношений между отдельными музыкальными явлениями посредством раскрытия их специфически-индивидуальных и общих «родовых» свойств, оперирующая различными иерархически организованными стилевыми моделями, соотнесенными друг с другом в условиях музыкально-исторического процесса.
Особенность историко-стилевого мышления составляет дуалистичное восприятие музыкальных явлений: через познание их индивидуально-особенных качеств, обусловленных спецификой художественного сознания конкретной исторической эпохи, и выявление неизменных инвариантных свойств, связывающих разностилевые, разноэпохальные явления.
Значение историко-стилевого мышления в профессиональной подготовке педагога-музыканта определяется рядом факторов: Историко-стилевое мышление, предполагающее актуализацию общегуманитарных знаний в процессе решения музыкально-теоретических задач и, таким образом, основанное на интеграции музыкально-теоретических и общекультурных знаний, позволяет сформировать у студентов целостные представления о музыкальном искусстве и законах его развития.
1. Историко-стилевое мышление, основанное на знании как конкретных особенностей различных музыкальных стилей, так и закономерностей музыкально-исторического процесса в целом, вырабатывает у студентов стилевой аналитический аппарат, позволяющий воспринимать музыкальные явления не в абстрактно-технологическом ключе, а со стилистических позиций, вскрывая исторически обусловленные связи данного явления с прошлым и будущим музыкальной культуры, постигая эволюционность музыкального мышления.
2. Выработка стилевого аналитического аппарата позволяет студентам самостоятельно изучать музыкальные явления различных исторических эпох и стилевых направлений, постигать всю глубину содержательного контекста музыкального произведения, адекватно оценивать его художественные достоинства, воплощать это в собственной интерпретации сочинения.
3. Все вышеизложенное обусловило поиск путей формирования историко-стилевого мышления в процессе музыкально-теоретического обучения студентов музыкального училища. Изучение специфики музыковедческой подготовки позволило сделать предположение, что историко-стилевое мышление успешно сформируется при реализации комплекса педагогических условий.
Проведенный педагогический эксперимент подтвердил исходную гипотезу и дал возможность сформулировать следующие выводы:
1. Историко-стилевое мышление, позволяющее интегрировать музыкально-теоретические и историко-культурные знания, использовать их в решении практически-творческих задач, вооружить музыканта методикой самостоятельного изучения различных музыкальных явлений, обеспечить адекватность восприятия, понимания и оценки содержания музыкального произведения, является важнейшим фактором повышения качества профессиональной подготовки педагога-музыканта.
2. Педагогическими условиями, необходимыми для успешного формирования историко-стилевого мышления, являются: расширение исторических границ изучения музыкального искусства, позволяющее обогатить музыкальную и гуманитарную эрудицию студентов, проследить историческую эволюционность музыкального мышления, сформировать на этой основе понимание процессуально-динамической природы музыкальных явлений; интеграция музыкально-теоретических и общегуманитарных дисциплин, позволяющая достичь скоординированности учебных программ, взаимодополнения информации, обеспечить актуализацию историко-культурных знаний в музыкально-теоретическом обучении; введение в учебный процесс единой модели для освоения музыки различных стилей, позволяющее с одной стороны - прочнее усвоить художественно-содержательные и языково-грамматические особенности конкретного музыкального стиля, с другой - яснее видеть наличие инвариантных, повторяющихся свойств в различных историко-стилевых преобразованиях исходной модели и таким образом устанавливать исторические связи музыкальных явлений в общем историческом процессе; — использование метода стилистического моделирования, позволяющее практически освоить различные стилевые модели, предварительно сформированные в сознании учащихся в виде обобщенных «идеальных» стилевых моделей, т.е. закрепить теоретические знания в форме модельных представлений и сознательно использовать их в слуховой и мыслительной деятельности.
Процесс формирования историко-стилевого мышления представляет собой последовательность трёх взаимосвязанных этапов: от накопления первичных знаний и слуховых представлений, через освоение категориального аппарата музыкального мышления и формирование комплекса стилевых детерминант, через их усвоение и формирование в сознании обобщенных моделей различных музыкальных стилей, через встраивание данных моделей в общий исторический контекст путем установления преемственных исторических связей - к свободному оперированию ими в самостоятельной мыслительной деятельности.
Эксперимент показал, что по достижение второго этапа (формирование стилевых детерминант), когда учащиеся начинают самостоятельно узнавать конкретные стилевые атрибуты в нотном тексте, при прослушивании музыкальных произведений, объяснять их грамматические закономерности, реализуется первый критерий формирования историко-стилевого мышления. По достижение третьего этапа, когда обучаемые самостоятельно прослеживают исторические связи музыкальных явлений, выявляют генезис выразительных средств, делают прогнозы относительно музыкально-исторического развития, реализуется второй критерий формирования историко-стилевого мышления.
Применение методов проблемного обучения значительно интенсифицирует процесс формирования историко-стилевого мышления, так как существенно активизирует самостоятельную поисковую деятельность учащихся, стимулирует проявления творческой инициативы, развивает аналитические умения и практические навыки.
Таким образом, результаты эксперимента реально показали, что процесс формирования историко-стилевого мышления проходит все три этапа и успешно заканчивается к концу обучения при наличии названных нами педагогических условий. Это позволяет считать выдвинутые педагогические условия эффективными, обеспечивающими формирование историко-стилевого мышления. Таким образом, цель исследования достигнута, а гипотеза доказана.
Проблема развития мыслительной деятельности в процессе музыкально-теоретического обучения студентов музыкальных училищ с целью совершенствования профессиональной подготовки музыканта-педагога, обладает большим педагогическим потенциалом и может в дальнейшем разрабатываться как на уровне теории обучения, так и методики преподавания музыки.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Секретова, Лариса Адольфовна, Екатеринбург
1. Авратинер В.И. Обучение и воспитание музыканта-педагога: Учебное пособие по курсу педагогики для студентов вузов / ГМПИ им. Гнесиных. М., 1984. 84 с.
2. Актуальные проблемы вузовской музыкальной педагогики: Сб. статей / ГМПИ им. Гнесиных. М., 1984.154 с.
3. Анализ музыкальных произведений: Программа конспект для историко теоретико-композиторских факультетов музыкальных вузов / Под общ. ред. Цуккермана В.А., Назайкинского Е.В. М., 1997. 85 с.
4. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс: Книги первая и вторая. 2-е изд. Л.: Музыка, 1971. 376 с.
5. Асафьев. Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.: Музыка, 1965. 151 с.
6. Асафьев. Б.В. Путеводитель по концертам. М., 1978. С. 220 с.
7. Бабанский Ю.М.: Педагогика, М.: Просвещение, 1988. 478 с.
8. Баранова Т.Б. О комплексном музыкально теоретическом курсе для исполнителей в музыкальном вузе // Актуальные проблемы музыкального образования: Сб. статей. Киев: Музична Украина, 1986. С 109-117.
9. Барсова И.А. Опыт этимологического анализа: К постановке проблемы // Сов. Музыка. 1985. №9. С. 32-39.
10. Библер В. С. Мышление как творчество. М., 1975. 399 с.
11. Берлянчик М.М. Некоторые проблемы совершенствования музыкального образования (По материалам конференции в Новосибирске. Апрель 1981). М., 1981. 16 с. (Музыка: Экспресс-информация / Информационный центр по проблемам культуры и искусства. Вып. 5).
12. Бобровский В.П. Функциональные основы музыкальной формы. М.: Музыка, 1978. 322 с.
13. Блауберг И.В.,Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода.М.,1973 ЛОЗ с.
14. Брунер Д. Психология познания. М., 1977.412 с.
15. Брушлинский А.В. Мышление: процесс, деятельность, общение. М., 1982. 387 с.
16. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М.: Мысль, 1973. 290 с.
17. Брушлинский А.В. Культурно-историческая теория мышления. М.: «Высшая школа», 1968. 104 с.
18. Бычков Ю.Н. Некоторые вопросы координации музыкально теоретического образования в училище и вузе // Актуальные проблемы музыкального образования: Сб. Статей. Киев: Музична Украина, 1986. С. 19-24.
19. Валькова В.К вопросу о понятии «музыкальная тема» // Музыкальное искусство и наука. Вып. 3. М.: Музыка, 1978. С. 168- 190.
20. Введение в научное пособие по педагогике: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1988. 139 с.
21. Выготский JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 479 с.
22. Гальперин П.Я. Управление познавательной деятельностью учащихся: Сб. статей. 1972. 262 с.
23. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 2000.329 с.
24. Гальперин П.Я. Психолого-педагогические проблемы профессионального обучения М.:МГУ, 1979 -208 с.
25. Гарбузов Н.А. Зонная природа звуковысотного слуха M.-JL, 1948. 120 с.
26. Гегель Ф. Сочинения. Т. V, С. 15 24.
27. Гецелев Б.О драматургии крупных инструментальных форм во второй половине XX века // Проблемы музыки XX века. Горький: 1977. С. 272291.
28. Григорьева Г.В. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века. М., 1989. 206 с
29. Гуляницкая Н.С. Введение в современную гармонию. М.: Музыка, 1984. 255 с.
30. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.240 с.
31. Денисов Э. Современная музыка и проблемы эволюции современной композиторской техники. М.: Сов. композитор, 1986. 205 с.
32. Денисов Э. Современная музыка и проблемы современной композиторской техники // Музыка и современность: Вып. 6. М., 1969.С. 18-20.
33. Дыс. Л. Музыкальное мышление как объект исследования // Проблемы музыкального мышления. М., 1974. С. 35-41.
34. Дьячкова Л.С Гармония в музыке XX века. М.: Музыка, 1993. 144 с.
35. Житомирский Д.В., Леонтьева О.Т., Мяло К.Г. Западный музыкальный авангард после второй мировой войны. М.: Музыка, 1989. 303 с.
36. Золозова Т.В. Инструментальная музыка послевоенной Франции. Киев: 1989. С. 162-201.
37. Ильенков Э.В. Диалектическая логика // Очерки истории и теории. М., 1984. 320 с.
38. Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. М.: РОССПЭН, 1997.464 с.
39. Ильина Т. А. Педагогика. М.: Просвещение, 1984. 494 с.
40. Каган М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974. 328 с.
41. Когоутек Ц. Техника композиции в музыке XX века. М.: Музыка, 1976. 366 с.
42. Кон. И. Пьер Булез как теоретик // Кризис буржуазной культуры и музыка: Вып. 4. М., 1983. С. 162-196.
43. Котляревский И. А. К вопросу о понятийности музыкального мышления // Проблемы музыкального мышления. М., 1974 С. 28-34.
44. Крылова А.В. Шабунова И.С. Современное музыкальное творчество и компьютер: Реф. обзор / Библиогр. инф. Вып. 3. М.: Музыка, 1989. С 8699.
45. Крючкова В.В. Поп арт, оп арт, кинетическое искусство // Модернизм: Анализ и критика основных направлений. М., 1987. С. 234-249.
46. Кюрегян Т.А. Новые формы изложения в музыке советских композиторов 60-70-х годов // Теоретические и эстетические проблемы советской музыки. М., 1985. С. 24-46.
47. Лаул Р. О творческом методе А. Шенберга // Вопросы теории и эстетики музыки: Вып. 9. Л., 1969 .С. 41-70.
48. Левая Т.С. Советская музыка: диалог десятилетий // Советская музыка 70 80 х годов. Стиль и стилевые диалоги. /Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных М., 1986. Вып. 62. С. 32 -45.
49. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980. 359 с.
50. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 304 с.
51. Леонтьев А.Н. Философия психологии М.: МГУ, 1994. 285 с.
52. Лернер И .Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Просвещение, 1981. 185 с.
53. Лернер И .Я. Проблемное обучение. М., 1974. 64 с.
54. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Просвещение, 1980. 96 с.
55. Лигети Д. Превращения музыкальной формы II Личность и творчество. М., 1993. С. 167-189.
56. Лобанова М.Н. Музыкальный стиль и жанр. История и современность. М., 1980.370 с.
57. Лурия А.Р. Язык и мышление.-М.Д979. 264с.
58. Мазель Л.А. Музыкознание и достижения других наук // Сов. музыка. 1974. № 4. С. 24-35.
59. Мазель Л.А. О путях развития современной музыки // Сов. музыка. 1965. №6. С. 21-23.
60. Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки. Опыт сближения теоретического музыкознания и эстетики. М.: Сов. композитор, 1978. С. 255-347.
61. Мазель Л.А. Метод анализа современного творчества // Статьи по теории и анализу музыки. М., 1982. С 14-19.
62. Маклыгин А.С. Сонорика в музыке советских композиторов: Автореф. дисс. канд. искусствоведения. М., 1983. 21 с.
63. Маклыгин А.С. Фактурные формы сонорной музыки // Laudamus. М. 1992. С. 129-137.
64. Малинковская А.В. К вопросу моделирования структуры деятельности музыканта педагога // Актуальные проблемы музыкальной педагогики: Сб. науч. тр. Вып. 62 / ГМПИ им. Гнесиных. М., 1982. 1982. С. 7-32.
65. Манн Т. Собр. соч. М., 1960. Т. 9. 300 с.
66. Матвеев В.Г., Матвеева С.А. Эволюция музыкального авангарда и его отношения к публике // Современное буржуазное искусство. М., 1975 С. 215-272.
67. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.208 с.
68. Медушевский В.В. Интонационная теория в исторической перспективе // Сов. музыка. 1985. № 7. С. 66-70.
69. Медушевский В.В. Может быть вернемся к истокам? // Вестник высшей школы. 1988. № 8. С. 73-80
70. Медушевский В.В. Музыковедение: проблемы духовности // Сов. музыка. 1988. № 5. С. 8-10.
71. Медушевский В.В. Углублять концепцию музыкального образования // Сов. музыка. 1981. № 9. С. 52-59.
72. Медушевский В.В. Музыкальное мышление и логос жизни // Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования. Киев, 1989. С. 18-28.
73. Медушевский В.В. Музыкальное произведение и его культурно-генетическая основа // Музыкальное произведение: сущность, аспекты анализа. Киев, 1988. С. 5-18.
74. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Сов. композитор, 1976. 254 с.
75. Медушевский В.В. Художественная картина мира в музыкегк анализу понятия // Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения. Д., 1986. С. 82-99.
76. Медушевский В.В. Человек в зеркале интонационной формы // Сов. музыка. 1980. №9. С. 39-48.
77. Мещанинов А.Н., Холопов Ю.Н. Электронная музыка: Муз. Энциклопед. Т. 6. М., 1982. С. 514-517.
78. Михайлов М.К. Этюды о стиле в музыке. Д.: Музыка, 1990. 283 с.
79. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988.284 с.
80. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. М., 1982. 319 с.
81. Назайкинский Е.В. Проблема комплексного изучения музыкального произведения //Музыкальное искусство и наука. Вып.З.М.,1978 .С.3-12.
82. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. 383 с.
83. Назайкинский Е.В. О системе музыкально теоретических дисциплин // Проблемы образования и воспитания в музыкальном вузе. М., 1978. С. 34-36.
84. Назайкинский. Е.В. Пути совершенствования музыкально теоретических дисциплин // Сов музыка. 1982. №2. С. 64 78.
85. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов ст. курсов. Кн. 1. Общие основы психологии. М.: Владос, 2000. 286 с.
86. Немов. Р.С. Общие основы психологии. М., 1984.471 с.
87. Немыкина И.Н. Развитие интеллектуальной активности студентов на занятиях фортепиано на музыкально педагогическом факультете: Дисс. канд. пед. наук. М., 1982 166 с.
88. Павлов. И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. М.: Изд-во мед. наук СССР. 1952. 288 с.
89. Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. научн. тр. Вып. 1 / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1995.224 с.
90. Поспелов П.А. Минимализм и репетитивная музыка // Муз. акад. 1992. № 4 С. 74-82.
91. Поспелов П.А. Репетитивная техника или так называемый минимализм в творчестве советских композиторов и композиторов русского зарубежья: Дипломная работа / МГК им. П. И. Чайковского, М., 1990. 132 с.
92. Проблемы анализа советской музыки: Материалы конференции // Сов. музыка. 1979. № 2. С. 18-26.
93. Проблемы музыкальной драматургии XX века / ГМПИ Сб. тр. Вып. 69. М., 1983.158 с.
94. Протопопов В.В. Вариационные процессы в музыкальной форме. М.: Музыка, 1967. 150 с.
95. Психология. Словарь / Под общ ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г.М., 1990.205 с.
96. Pare Ю.Н. «Модель специалиста» как задача развития музыкального образования / Проблемы высшего музыкального образования: Сб. тр. Вып. 19. М., 1975. С. 7-16.
97. Рейсе Я. Малая история музыки. Краков., 1965.109 с.
98. Рубинштейн C.JI Основы общей психологии. В 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1989.485 с.
99. Рубинштейн C.JI. О мышлении и путях его исследования. М.: Ак. наук СССР, 1958.147 с.
100. Рубинштейн C.JI. Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения. М.: Ак. наук СССР, 1960.168 с.
101. Савенко С.И. Проблема индивидуального стиля в музыке поставангарда // Кризис буржуазной культуры и музыка. JL, 1983. Вып. 5. С. 34-44.
102. Салонов М.А. Искусство импровизации. М.: Музыка, 1982. 77 с.
103. Серов А.Н. Критические статьи. Т 3 М.: Сов. композитор, 1976. 120 с.
104. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Просвещение, 1971. 201 с.
105. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980. 96 с.
106. Скребков С.С. Художественные принципы музыкальных стилей. М.: Музыка, 1973.448 с.
107. Скребкова-Филатова М.С. Фактура в музыке. М.: Музыка, 1985. 285 с.
108. Современные тенденции в организации высшего музыкального образования: Сб. трудов. Вып. 93 / ГМПИ им. Гнесиных. М., 1987. 160 с.
109. Совершенствование музыкально-теоретического образования в высшей школе :Сб.науч.тр.Вып. 137 /Рам. им. Гнесиных, М., 1997. С. 106-137.
110. Талызина Н.Ф. Задачи частных методик в высшей школе // Актуальные проблемы музыкальной педагогики: Сб. статей. Вып. 32 / ГМПИ им. Гнесиных. М., 1977. С. 8-18.
111. Тараева Г.Б. Историко-стилевая ориентация курса анализа музыкальных произведений / Преподавание музыкально-теоретических дисциплин в историко-стилевом аспекте: Сб. тр. Вып. 120 / ГМПИ им. Гнесиных. М., 1991. С. 16-29.
112. Теория познания в 4х т. М.: Мысль, Т. 1 304 с.
113. Теплое Б.М. Психология музыкальных способностей. M.-JI.: Акад. пед. наук РСФСР, 1947. 335 с.
114. Управление познавательной деятельностью учащихся: Сб. статей / Под ред. П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной. М.: Изд-во МГУ, 1972. 262 с.
115. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопед., 1983. 839 с.
116. Холопов Ю.Н. Музыка XX века в вузовском курсе анализа музыкальных произведений // Современная музыка в теоретических курсах вуза. М., 1981. Вып. 51. С. 119-141.
117. Холопов Ю.Н. Современная музыка в курсе анализа музыкальных произведений // Методические записки по вопросам музыкального образования. М., 1979. С. 70-102.
118. Холопов Ю.Н. Современные задачи / Сов. музыка. 1982. №2 С. 72-79.
119. Холопов Ю.Н., Ценова В. А. Эдисон Денисов. М.: Композитор, 1993. С. 51-148.
120. Холопова В.Н., Чигарева Е.Р., Альфред Шнитке. М.: Композитор, 1990. 256 с.
121. Холопова В.Н., Рестаньо Э., София Губайдулина. М.: Композитор, 1996. 324 с.
122. Холопова В.Н. Фактура. М.: Музыка, 1979. 87 с.
123. Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений. С.-П. 1999.484 с.
124. Хрестоматия по общей психологии // Психология мышления. М.: Просвещение 1981.400 с.
125. Хрестоматия по психологии // 2-е изд., изд-во МГУ, М.: Просвещение, 1987.446 с.
126. Ценова В. А. О современной систематике музыкальных форм // М., 1992. С. 107-114.
127. Цуккерман В.А. Музыкально теоретические очерки и этюды. М.: Сов. композитор, С. 197-209.
128. Цуккерман В.А. Целостный анализ музыкальных произведений и его методика // Интонация и музыкальный образ. М.: Музыка, С. 264-320.
129. Цуккерман. В.А. О курсе анализа музыкальных произведений // Сов. музыка. 1983. № 1, С. 93-97.
130. Чередниченко Т.В. Тенденции современной западной музыкальной эстетики М., 1989. 331с.
131. Штофф В.А. Введение в методологию научного познания: Учеб. пособие. Л.: Изд-во ЛГУ, 1972.191 с.
132. Швырев B.C. Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы. М.: Наука, 1988.175 с.
133. Швырев B.C. Научное познание как деятельность. М.: Политиздат, 1984. 232 с.
134. Шептулин А. П. Диалектика единичного, особенного и общего // Уч. пособие по спецкурсу для фил. фак. ун-тов. 2-е изд. М., 1993.406 с.
135. Шептулин А. П. Диалектический метод познания. М.: Наука, 1983. 384 с.
136. Шептулин А. Категории диалектики как отражение закономерностей развития мышления. М.: Политиздат, 1980. 64 с.
137. Шептулин А. Основные законы диалектического материализма. М.: Наука, 1966. 184 с.
138. Шнитке А. Полистилистические тенденции в современной музыке // Холопова В.Н., Чигарева Е.И. Альфред Шнитке. М.: Композитор, 1990. С. 327-331.
139. Штофф В.А. Введение в методологию научного познания: Учеб. пособие. Л.: Изд-во ЛГУ, 1972. 191 с.
140. Электронная и компьютерная музыка. Направления развития / Сост. Суслова. Экспресс инф., М.: Музыка, 1990. Вып. 1. 20 с.