Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Интонационный анализ как средство освоения историко-стилевых закономерностей музыкальных произведений студентами-музыкантами

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Эдуардова, Ирина Борисовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2002
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Интонационный анализ как средство освоения историко-стилевых закономерностей музыкальных произведений студентами-музыкантами», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Эдуардова, Ирина Борисовна, 2002 год

Введение

Глава I. Теоретические предпосылки использования интонационного анализа в процессе музыкально-исторической подготовки учителя музыки

1.1. Интонационная теория Б.В. Асафьева и ее значение для развития музыкознания и музыкальной педагогики.

1.2. Современное состояние музыкально-педагогического образования и роль курса истории музыки

1.3. Интонационный анализ: сущность, специфика и условия применения в курсе истории музыки.

Глава II. Опытно-экспериментальное исследование 142 2.1. Задачи, этапы и результаты экспериментальной работы

Введение диссертации по педагогике, на тему "Интонационный анализ как средство освоения историко-стилевых закономерностей музыкальных произведений студентами-музыкантами"

Актуальность исследования. В настоящее время проблема высшего образования в России находится под пристальным вниманием общественности: открытое обсуждение в прессе, выход научных книг и статей, разработка образовательных концепций, подготовка учебных программ и т.д.

В связи с этим современные требования к уровню и качеству образования вызывают необходимость в изменениях и дополнениях традиционной методики высшего музыкального образования. Создание новых нетрадиционных форм образования и использование инновационных систем в определенной степени решают встающие перед современной педагогикой проблемы.

В последние годы сделаны важные шаги в направлении осмысления концепции музыкально-исторического образования в высшей школе. В числе авторов, которые обращались к проблеме подготовки педагогов-музыкантов, можно назвать: Э.Б. Абдуллина, О.А. Апраксину, Л.Г. Арчажникову, Ю.Б. Алиева, Б.Ш. Бонфельда, И.Н. Немыкину, Т.А. Колышеву, Л.А. Рапацкую, Б.М. Целковникова, Г.М. Цыпина и др. В этих работах выдвигаются разнообразные концепции музыкально-педагогического образования. Их реализация на практике предполагает достаточно высокий уровень музыкально-исторической подготовки будущих учителей музыки. Данную функцию в настоящее время выполняет курс истории музыки: зарубежной, русской, современной и отечественной.

Учебный курс истории музыки в высшей школе отличается обобщенностью знаний по истории становления и развития зарубежной и отечественной музыкальной культуры, он нацелен на формирование у студентов представлений о разнообразных творческих школах и композиторских индивидуальностях. Освоение данной дисциплины предполагает тесные межпредметные связи с параллельными музыковедческими дисциплинами: гармонией, сольфеджио, анализом музыкальных произведений, полифонией.

Однако, практика показала, что в преподавании курса истории музыки в музыкально-педагогическом вузе имеется ряд нерешенных проблем. К ним можно отнести использование устаревших методов обучения, а именно: технологических и описательных анализов музыкальных произведений, пассивного репродуцирования материала, различный уровень развития музыкально-слуховых и исполнительских навыков большинства студентов, обучение в малые сроки в условиях больших групп, неумение анализировать музыкальное произведение с позиций стилевой типологии в процессуально-историческом аспекте и применять интонационный анализ в качестве специфической музыкально-аналитической деятельности и метода обучения.

Существующее противоречие между высокими требованиями, предъявляемыми к выпускникам музыкально-педагогических факультетов, и изначально низким уровнем музыкально-исторических знаний и умений студентов заставляет искать методы освоения курса истории музыки, которые позволили бы активизировать познавательный процесс, способствующий формированию творческой активности и профессиональной заинтересованности будущих учителей. В числе таких методов мы выделяем интонационный анализ, который рассматривается нами как универсальный способ и как средство освоения историко-стилевых закономерностей музыкальных произведений. В контексте проблемы нашего исследования мы рассматриваем интонационный анализ как специфическую музыкально-аналитическую деятельность, способствующую формированию профессиональных музыкально-исторических знаний и умений будущих педагогов-музыкантов, основанную на взаимосвязанных компонентах, а именно: целостном восприятии произведения в единстве формы и содержания; дифференциации интонационного строя музыкального произведения для осмысления его образов; оперировании музыкально-смысловыми представлениями; синтезе и обогащении воспринятого на основе эстетических, историко-теоретических и культурологических знаний.

В основе интонационного анализа лежит теория Б.В. Асафьева об интонационной природе музыки, как «искусстве интонируемого смысла». Между музыкальным образом и интонационной природой музыки, между содержанием произведения и его интонационным воплощением существует нерасторжимое единство: «Мысль, интонация, формы музыки, писал Б.В. Асафьев, все в постоянной связи: мысль, чтобы стать звуково выраженной, становится интонацией, интонируется, интонационный строй музыкального произведения, рассматриваемый в историческом аспекте, служит своего рода «индикатором» художественного мышления той или иной эпохи». Теория Б.В. Асафьева является фундаментальным основанием развития музыковедческой науки в XX веке, однако теоретические положения асафьевского учения не нашли достаточного применения в практике подготовки учителя музыки, в том числе в сфере музыкально-исторического образования в высшей школе.

Совершенствование методов преподавания истории музыки позволило нам выделить интонационный анализ как способ освоения музыкальных произведений, направленный на выявление смысла через призму интонационного «ядра» гармонии, лада, ритма и т.д.

Интонационный анализ выявляет в музыкальном произведении историко-стилевые закономерности художественного мышления эпохи и стиля, соединяет исторический подход с логическим, развивает навыки музицирования в стилях, сочинении, импровизации, формирует знания о стилях, стилевых системах, их истоках и исторических связях. Под историко-стилевыми закономерностями мы понимаем:

1.Осознание места данного произведения в контексте музыкальной культуры той или иной эпохи;

2.Выявление роли данного сочинения в эволюции творчества композитора;

3.Определение смысловой сущности содержательных особенностей стиля анализируемого сочинения с позиции понимания музыки как искусства «интонируемого смысла».

Применение интонационного анализа позволяет вырабатывать умения обобщать, сравнивать, систематизировать, актуализировать музыкально-исторические знания, а главное, формировать более глубокое понимание сущности музыкально-исторических процессов.

Изучение состояния музыкально-исторической подготовки студентов педагогического вуза показало, что интонационный анализ, приобретший важное значение в исследовательской ветви музыкознания, не находит должного применения в педагогической практике по ряду причин, связанных, прежде всего, с недостаточной разработанностью теории и методики применения данного вида анализа в учебном процессе.

Педагог-музыкант должен обладать музыкально-интонационным, теоретическим и историческим мышлением, комплексом музыкально-исторических знаний, в совершенстве владеть методикой интонационного анализа, это является главным условием качественной подготовки учителя истории музыки, предназначенной для подготовки: лекций, бесед, исполнения, работе над анализом произведений и фундаментом верной интерпретации стилевых особенностей музыки.

Задача воспитания студентов-музыкантов решается путем вовлечения их в активные музыкально-исполнительские формы деятельности и углубленным изучением дисциплин музыкально-исторического цикла. Однако гарантом успешности решения этих задач является и формирование музыкально-исторического мышления, и включение культурологических знаний в курс истории музыки.

Функцию подготовки студентов к такому качественному музыкально-историческому обучению выполняет учитель истории музыки, который обязан на современном этапе владеть огромным потенциалом знаний по музыкальному просвещению и образованию, музыкально-исполнительской деятельности, музыкальной эстетике, педагогике, психологии, всеобщей истории музыки, истории отдельных национальных культур и др. Помимо решения профессиональных задач учитель истории музыки решает воспитательные - формирует историческое мировоззрение, развивает художественный вкус, творчески-активное мышление, эмоционально-оценочное отношение к музыкальным произведениям, так как музыкально-исторические знания нужны и музыкальному критику, и музыкальному исполнителю, и музыканту-педагогу.

Вместе с тем в музыкально-историческом образовании студентов ясно обозначилась «проблемная ситуация», вызванная противоречиями между насущной потребностью школ, училищ, вузов в таких специалистах, владеющих методами музыкально-исторической подготовки студентов и отсутствием профессионального организованного обучения студентов на музыкально-историческом факультете.

К сожалению, специалистов-профессионалов, владеющих комплексом музыкально-исторических знаний и умений, не так много. Педагога-музыканта, учителя истории музыки не могут заменить выпускники консерваторий, владеющие узконаправленными знаниями по истории музыки, гармонии, сольфеджио, полифонии и т.д., не учитывающих специфику работы в музыкально-педагогическом вузе.

Следствием возникновения противоречия является неудовлетворительное состояние практики преподавания истории музыки в вузе. Как показали наши наблюдения, преподаватели пользуются устаревшими методами преподавания: технологическими и описательными анализами, академическими способами ведения курса, пассивного репродуцирования материала, которые не подходят для современного студента.

Преподавание истории музыки в музыкально-педагогическом вузе имеет свои особенности к числу которых относятся: низкий музыкально-слуховой багаж студентов, Я«умение вникнуть в суть таких научных категорий как «интонация», «интонационный анализ», раскрыть их суть и связать их с общим развитием культуры, слабое владение теоретическими понятиями, слабые знания в области других смежных искусств, слабое владение музыкально-исполнительскими навыками. Преподавание курса в вузе ведется в условиях: больших групп, затрудняющих контроль за качеством музыкальной деятельности студентов; малые сроки обучения.

Причины следует искать в самой дисциплине, интегративной, многогранной, сложной по содержанию для любого педагога, в ней четко не определены цели и задачи музыкально-исторической подготовки студентов, все это сказалось на недостаточном методическом обеспечении: к настоящему времени учебников, методических рекомендаций и разработок в помощь педагогу и студентам создано очень немного.

Педагогическая деятельность преподавателя истории музыки в вузе является сложной, она требует знаний по огромному числу дисциплин: гармонии, полифонии, всеобщей истории музыки, музыкальной психологии и педагогике, музыкальной эстетике, так и умения «встраивать» принципы, цели, технологии преподавания в общую систему дисциплин музыкально-исторической направленности.

В числе таких авторов, которые обращались к проблеме преподавания истории музыки можно назвать: В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, Е.М. Орлову, Е.А. Ручьевскую, В.Н. Холопову, Ю.Н. Холопова, Л.А. Рапацкую, М.К. Михайлова, С.С. Скребкова, Б.Ш. Бонфельда, М.И. Ройтерштейна и др.

Проблемам культурологических оснований содержания обучения посвящены работы: JI.A. Рапацкой, Л.Г. Емоноховой, Т.Н. Баклановой, Н.И. Киященко, В.Г. Маранцмана, Ю.А. Солодовникова, И.А. Химик, Е.Н. Ценковой, Н.М. Сокольникова и др.

Не меньшее значение для педагогической науки имеют психолого-педагогические работы, раскрывающие концепцию музыкально-исторического образования в высшей школе: Э.Б. Абдуллина, О.А. Апраксиной, Л.Г. Арчажниковой, Н.А. Гродзенской, Г.М. Цыпина, В.Н. Щацкой, Т.Я. Шпикаловой, Д.Б. Кабалевского, Ю.Б. Алиева, Л.А. Рапацкой и др. Кроме того, огромное значение имеют концепции русских и зарубежных философов XVIII-XIX веков о сущности музыкального искусства: Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, Р. Декарта, И.В. Гегеля, А.Н. Серова и др.

Интонационный анализ при изучении истории музыки выступает как способ разбора произведения, направленный на всестороннее рассмотрение интонационной системы сочинения: «интонационных единиц стиля», их взаимодействия, «переинтонирования» и т.д., в глубокой взаимосвязи с воплощенным композитором смыслом. Интонационный анализ требует неизбежно детального рассмотрения системы музыкальных образов, вместе с тем нацелен в нашей методике на раскрытие стилевых особенностей творчества того или иного композитора, постижение музыкально-исторических закономерностей, выявление «интонационно-смысловых единиц стиля». Однако интонационный анализ, приобретший важное значение в исследовательской ветви музыкознания, в подготовке музыкантов профессионалов, не получил до настоящего времени должной разработки и применения в системе подготовки музыкально-педагогических кадров.

Интонационный анализ — это специфическая музыкальная деятельность, которая представляет собой процесс, включающий ряд взаимосвязанных компонентов, а именно: целостное восприятие произведения в единстве формы и содержания, дифференциацию интонационного строя музыкального произведения «ли произведений» для осмысления системы его образов, оперирование музыкально-смысловыми представлениями: звуковысотными, ритмическими, темповыми, тембровыми и т.д., в целях выявления взаимосвязей интонаций, прослеживания за «переинтонированием» /Б.В. Асафьев/ материала и его логикой в форме, синтез и обобщение воспринятого на основе эстетических, историко-теоретических и культурологических знаний.

Все сказанное предопределило выбор проблемы исследования, которая заключается в изучении теоретических и методических основ использования интонационного анализа в процессе освоения курса истории музыки студентами-музыкантами. Основанием для выбора проблемы данного исследования является анализ содержания предмета истории музыки и его методов преподавания, включающих интонационный анализ как средство освоения стилевых закономерностей зарубежной музыки. Решение данной проблемы составило цель настоящего исследования.

Объект исследования - процесс музыкально-педагогической подготовки студентов-музыкантов в музыкально-педагогическом вузе.

Предмет исследования - педагогические условия и методы использования интонационного анализа как средство освоения историко-стилевых закономерностей музыкальных произведений студентами музыкально-педагогических вузов.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой профессиональная подготовка студентов - музыкантов к освоению историко-стилевых закономерностей музыкальных произведений будет проходить более успешно, если:

- рассматривать интонационный анализ как один из ведущих способов освоения историко-стилевых закономерностей музыкальных произведений;

- структурировать учебный материал курса истории музыки в опоре на специфику интонационного мышления в ту или иную эпоху;

- применить специальные методы обучения на основе интонационного анализа: метод поиска культурной «доминанты» эпохи (J1.A. Рапацкая), метод «эмоциональной» драматургии (Э.Б. Абдуллин), метод музыкально-исторических интеллектуальных упражнений, метод «обобщения через жанр и стиль», метод сопоставления по принципу контраста и общности, которые будут способствовать изучению историко-стилевых закономерностей произведений, освоению музыкально-исторических знаний, формированию музыкально-аналитических умений в процессе активной творческой деятельности студентов.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой нами были определены следующие задачи диссертационного исследования:

1. Охарактеризовать сущность и особенности категории интонационного анализа, определить ее значение и возможность применения в качестве специфического вида музыкально-аналитической деятельности студентов.

2. Выявить предпосылки и разработать теоретические основы использования интонационного анализа в курсе истории музыки.

3. Разработать педагогические условия и методы внедрения интонационного анализа в процесс изучения курса истории музыки как наиболее эффективного средства освоения историко-стилевых закономерностей музыкальных произведений.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

- исследования отечественных и зарубежных ученых о сущности музыки, как искусства «интонируемого смысла»: Б.В. Асафьев, Э. Курт, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, Б.Л. Яворский и др.;

- музыковедческие исследования, в которых раскрываются вопросы интонационного анализа /Б.В. Асафьев, J1.A. Мазель, В.А. Цуккерман, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, Е.А. Ручьевская, Е.М. Орлова, В.Н.

Холопова, JT.A. Рапацкая, Ю.Н. Холопов, В.П. Бобровский, С.С. Скребков, Б.Л. Яворский, М.К. Михайлов, Б.Ш. Бонфельд, М.И. Ройтерштейн и др./;

- исследования по культурологии /JI.A. Рапацкая, С.С. Аверинцев, Ю.М. Борев, И.А. Ильин, М.М. Бахтин,М.С. Каган, Ю.М. Лотман, И.В. Кондаков, B.C. Библер, Д.С. Лихачев и др./;

- психолого-педагогические исследования о деятельности человека: В.Г. Афанасьев, Ю.К. Бабанский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.;

- труды по проблеме подготовки специалиста в системе высшего образования: В.П. Беспалько, А.А. Вербицкий, И.Я. Лернер, И.Я. Огородников, В.А. Сластенин и др.;

- работы по проблеме подготовки учителя музыки: Э.Б. Абдуллин, Л.Г. Арчажникова, О.А. Апраксина, А.Ю. Гончарук, Л.А. Рапацкая, Г.Т. Стулова, Г.М. Цыпин и др.;

- музыковедческие исследования по теории целостного интонационного анализа: Б.В. Асафьев, В.Л. Бобровский, Б.Ш. Бонфельд, Л.А. Мазель, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, М.К. Михайлов, В.Н. Холопова, Ю.Н. Холопов, В.А. Цуккерман и др.;

- исследования по истории музыки и культурологии: B.C. Библер, М.М. Бахтин, Р.И. Грубер, М.С. Друскин, М.С. Каган^М.И. Киященко, Т.Н. Ливанова, Л.А. Рапацкая, М.Е. Тараканов и др.

Для решения указанных задач и обобщения полученных результатов в исследовании применялись следующие методы исследования:

- теоретический анализ педагогической, музыковедческой, философско-эстетической, культурологической и искусствоведческой литературы;

- изучение методической литературы, действующих учебных программ по курсу истории музыки;

- анализ современного состояния работы по исследуемой проблеме;

- теоретическое моделирование;

- анализ собственного педагогического опыта;

- педагогический эксперимент, включающий качественный и количественный анализ экспериментальных данных.

Опытно-экспериментальную базу исследования составило музыкальное отделение Забайкальского государственного педагогического университета. Экспериментом было охвачено более 200 студентов, из них 21 студент иностранной группы Цицикарского педагогического университета (Китайская Народная Республика).

Этапы исследования:

Первый этап /1999 — 2000 гг./ - поисково-теоретический анализ философской, психолого-педагогической, музыковедческой, искусствоведческой литературы, определение цели, объекта, предмета, задач, гипотезы исследования, наблюдение и обобщение опыта работы со студентами на музыкальном отделении, проведение констатирующего эксперимента.

Второй этап /2000 - 2001 гг./ - проведение формирующего эксперимента, цель которого заключалась в проверке на практике разработанной системы методов обучения интонационному анализу студентов-музыкантов, изучающих курс истории музыки.

Третий этап /2002 - 2002 гг./ - подведение итогов эксперимента и обобщение результатов работы.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- проблема освоения историко-стилевых закономерностей музыкальных произведений на основе интонационного анализа в процессе подготовки будущих учителей музыки впервые явилась предметом специального научного исследования;

- сформулировано определение интонационного анализа в контексте задач профессиональной подготовки студентов в курсе истории музыки.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

- получено подтверждение теоретического положения о том, что освоение истории музыки на основе интонационного анализа как специфического вида музыкально-аналитической деятельности способствует формированию творческой активности студентов, их ценностных ориентаций и общей музыкальной культуры;

- разработан и экспериментально проверен комплекс специальных методов обучения, в курсе истории музыки обеспечивающих освоение историко-стилевых закономерностей произведения на основе интонационного анализа. Среди которых: метод поиска культурной доминанты эпохи, .метод эмоциональной драматургии, метод музыкально-исторических интеллектуальных упражнений, метод обобщения через жанр и стиль, метод сопоставления по принципу контраста и общности.

Практическая значимость полученных в исследовании результатов подтверждается возможностью их широкого применения в деятельности высших учебных музыкально-педагогических заведений. Автором разработаны и опубликованы программы курса истории музыки, разработаны формы и методы его преподавания: семинары, лекции, индивидуальные задания, вопросы, анкеты, тесты и пр., учебно-методические пособия. На основе данных, полученных в ходе исследования проблемы интонационного анализа, создан и апробирован курс истории музыки, внесены существенные коррективы в методику преподавания этого предмет. Создан методический инструментарий для занятий: нотные хрестоматии, записи музыкальных произведений, списки литературы для чтения и конспектирования. Материалы исследования могут быть использованы в рамках лекционных курсов и практических занятий на музыкальных отделениях педагогических вузов, а также для совершенствования системы подготовки среднего и вышестоящего звена педагогического образования.

Достоверность исследования обеспечена опорой на обширный круг научно-теоретических трудов российских и зарубежных авторов-педагогов, философов, музыковедов и пр. обоснованность результатов подтверждена данными опытно-экспериментальной работы, обеспечиваются опорой на научную методологию. В ходе работы использовались разнообразные методы исследования, адекватные его целям и задачам. Внедрение результатов диссертационного труда, подтвердившее его достоверность, осуществлялось в 1999 — 2002 гт., экспериментальной базой явилось музыкальное отделение Забайкальского государственного педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского.

Положения, выносимые на защиту:

1 .Интонационный анализ в условиях освоения курса истории музыки является специфическим видом профессиональной деятельности, составляющими которого в условиях освоения курса истории музыки являются:

- знание об интонационной природе музыки и соотносимости содержательно-смысловых и формообразующих сторон музыкальных произведений;

- умение выявлять основополагающие смысловые «единицы» музыкальных произведений, являющихся доминантными для данного композитора;

- умение сопоставлять интонационный строй произведений разных авторов, относящихся к одному творческому направлению или школе;

- умение соотносить анализируемые музыкальные произведения с «интонационным словарем эпохи» и со стилем эпохи (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм).

2.Освоение историко-стилевых закономерностей музыкальных произведений осуществляется при: а) структурировании учебного материала вокруг стилеобразующих и жанрово-обобщающих тем курса истории музыки; б) выявлении интонационного смысла музыкальных произведений, относящихся к конкретному историческому стилю; осуществлении межпредметных связей курса истории музыки с курсами анализа музыкальных произведений, гармонией, полифонией и др.

3. Комплекс специальных методов обучения, связанный с использованием интонационного анализа и обеспечивающий развитие исторического мышления, способствующий формированию музыкально-аналитических навыков и творческого потенциала студентов-музыкантов.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. Библиография включает 155 наименований. В первой главе рассматриваются теоретические предпосылки использования интонационного анализа в курсе истории музыки студентами-музыкантами. Вторая глава посвящена выработке комплекса специальных методов, направленных на эффективное применение интонационного анализа при освоении курса истории музыки, а также описанию задач, хода и результатов опытно-экспериментального исследования.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Заключение

Проведенное теоретическое и экспериментальное исследование по проблеме изучения теоретических и методических основ интонационного анализа в процессе освоения курса история музыки студентами музыкально-педагогических вузов позволило сделать следующие выводы;

1.Категория интонационного анализа является специфическим видом музыкально-аналитической деятельности, составляющими которой в контексте музыкально-исторической подготовки студентов-музыкантов является изучение всех элементов музыкальной речи, комплексное интегративное исследование противопоставленное разбору отдельных частей и рассмотрению отдельно взятой стороны произведения, единство формы и содержания как целостного феномена, рождение и познание интонационной сущности основных единиц стиля, формирование музыкально-смысловых представлений и основных теоретических понятий, эмоциональной отзывчивости на музыку.

2. Формирование умений и навыков интонационного анализа актуально в свете ведущих задач профессиональной подготовки педагогов-музыкантов, которым на практике приходится применять этот тип анализа для организации; музыкальных бесед и лекций, разделов слушания музыки и др.; так как ориентируется на активные, мобильные музыкально-исторические знания, являясь связующим звеном в осуществлении межпредметных связей; побуждает студентов самостоятельно анализировать и рассматривать музыку как смысл, постигая ее сущность, осмыслять стилевые особенности творчества и эпох, искать новые решения в анализе;

3. В диссертации подтвердилось теоретическое положение о том, что освоение истории музыки должно основываться на культурологическом, ис-торико-стилевом подходе, который требует художественно-стилистических обобщений на разных уровнях: преемственности эпох, логики и последовательности стилей, раскрытия проблем взаимодействия форм и содержания, владение интонационным анализом. Следует указать на особое место курса история музыки в подготовке музыканта-педагога, отличающегося обобщенностью знаний, характеристикой каждого культурно-исторического этапа развития музыкального искусства в его тесной взаимосвязи с другими видами искусств, то есть в контексте всей культуры, на основе межпредметных связей, иметь четкую профессионально-педагогическую направленность, а именно: анализировать произведение, как составную часть художественной культуры во взаимосвязи с художественной характеристикой эпохи, со стилевыми процессами в музыке, литературе, театре и живописи и др.;

4. В диссертации проанализированы следующие педагогические проблемы, связанные с обучением и воспитанием студентов-музыкантов, где одной из важных является изучение курса истории музыки, который отражает и формирует современное музыкальное историческое мышление, помогает постигать музыкальную культуру в ее целостности и системности, расшифровывать смысл музыки на языке интонаций и интонационного анализа. Именно история музыки позволяет проникать в глубины человеческой жизни, несет неизвестную художественную информацию, дает знание о целом мире чувств эмоций, мыслей, действий. Отсюда вытекают и ценности классической музыки: жизнь и смерть, самопожертвование, борьба со злом и победа над ним.

5. Формирование знаний по истории музыки зависит от ряда педагогических условий содержащих в себе как традиционные, так и новые, соответствующие специфике предмета история музыки и зависят от: организации материала учебников, программ, тематических планов к учебным занятиям, расположение учебного материала вокруг стилеобразующих тем; специального отбора музыкального материала, используемого в ходе лекций, практических занятий; специально организованного восприятии музыкальных произведений, в процессе которого происходит состояние вдохновенного слияния с художественным смыслом музыки, в результате чего у студентов формируется отношение к музыке, как к живому существу, усиливается творчеекая активность, любовь классическому искусству, желание ее слушать и понимать.

6. Исследование подтвердило, что разработанный нами комплекс специальных методов обучения обладает большими педагогическими возможностями, так как создает благоприятные условия для применения метода интонационного анализа в курсе история музыки студентами-музыкантами. Эти методы позволяют сформировать у студентов устойчивые музыкально-исторические знания и умения, являющимися базовыми для постижения курса истории музыки в педагогическом вузе, помогают глубже понимать смысл классической музыки, формировать знания о музыкальном стиле, стилистических направлениях и исторических эпох, вырабатывают умения анализировать образный строй произведений и другие музыкальные компоненты, сравнивать, обобщать, систематизировать «символов-эталонов» любых стилей.

Эти методы стимулируют самостоятельность, творческий поиск, интерес, инициативность, развивают музыкальный интеллект и музыкальный вкус.

7. Разработанные в диссертации теоретические положения о категории интонационного анализа и подходе к музыкально-историческому образованию как целостной системе, имеющей культурологическую направленность содержания курса история музыки, а также опытно-экспериментальная работа по практическому применению интонационного анализа позволила сделать вывод о том, что данный анализ является самым результативным и перспективным в обучении студентов-музыкантов в вузе.

9.Теоретические положения и результаты нашей диссертационной работы не исчерпывают всех проблем обучения интонационному анализу в курсе история музыки. Перспективным на наш взгляд является разработка проблемы применения интонационного анализа в других учебных дисциплинах таких как: сольфеджио, введение в гармонию и полифонию, дирижирование, основной музыкальный инструмент, вокал и других.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Эдуардова, Ирина Борисовна, Москва

1. Алфеевская Г.С. Теория и методика музыкального воспитания. Вопросы музыкознания в профессиональной деятельности учителя. Спецкурс для студентов музыкально-педагогических факультетов. - М., 1988.

2. Алфеевская Г.С. Вопросы музыковедения в системе подготовки учителя музыки и Повышение эффективности подготовки учителя музыки в условиях высшего вечернего и заочного образования. М., 1987.

3. Аль шванг А. Произведения К. Дебюсси и К. Равеля. М., 1963.

4. Арановский М. Структура музыкального жанра и современная ситуация в музыке. Музыка и современность. Сб. ст. - Вып. 6. - М., 1987.

5. Арчажникова Л.Г. Методика музыкального воспитания. Учебное пособие для студентов 3-4 курсов вечернего и заочного отделений музыкально-педагогических факультетов. 4.1. - М., 1990.

6. Арчажникова Л.Г. Общие предпосылки исследования музыкальных дисциплин в педагогическом институте. Кн.: Теоретические основы профессиональной подготовки учителя музыки. - М., 1980.

7. Арчажникова Л.Г. Проблемы совершенствования профессиональной подготовки учителя музыки В кн.: Совершенствование профессиональной подготовки учителя музыки в условиях высшего педагогического образования. Сб. научных трудов. М., 1982.

8. Арчажникова Л.Г. Профессия — учитель музыки. М.: Просвещение. -1984.

9. Арчажникова Л.Г. Формирование музыкально-слуховых представлений как метод музыкального мышления учащихся. В кн.: Формирование музыкально-слуховых представлений. Вып. 2. - Саратов, 1973.

10. Арчажникова Л.Г. Формирование педагогических убеждений, учителямузыки. Повышение эффективности подготовки в условиях высшего вечернего и заочного образования. М., 1978.

11. Н.Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. JL, 1978.

12. Базарнова В.В. О формообразующих факторах музыки Равеля. В кн.: Вопросы теории музыки. Вып. 3. - М., 1975.

13. Бахтин М. Проблема автора. //Вопр. Философии. 1977, № 7.

14. Бергер М. Закономерности истории музыки. // Музыкальная академия. — 1993, №2.

15. Бершадская Т.С Лекции по гармонии. Л., 1978.

16. Бершадская Т.С Функции мелодических связей в современной музыке. В кн.: Критика и музыкознание. Вып. 2. - Л., 1980.

17. Бершадская Т.С. Проблемы ладовой классификации. // Сов. музыка. -1977, №8.

18. Библер В. Мышление как творчество. М., 1975.

19. Бобровский В. Функциональные основы музыкальной формы. М., 1978.

20. Бонфельд Б.Ш. Введение в музыкознание. — М., 2001.

21. Бочкарев Л. Актуальные проблемы современной музыкально-педагогической психологии. В кн.: Психолого-педагогические проблемы высшего музыкального образования. М., 1979.

22. Бочкарев Л. Насущные задачи музыкальной психологии. // Сов. музыка. -1982, №3.

23. Бочкарев Л. Проблемы психологии музыкальных способностей. Обзор литературы. В кн.: Художественное творчество. М., 1983.

24. Бочкарев Л. Эмоциональная экспрессия как компонент художественной одаренности. В кн.: Психологические аспекты обучения студентов творческих вузов. М., 1984.

25. Бруверис И. Художественный образ-символ и его реальная основа Музыка в социальном обществе. Л., 1969.

26. Буренко B.C. Дебюсси и музыка XX века. В кн.: Критика и музыкознание. -Вып. 2. Л., 1980.

27. Бэлза И. Исторические судьбы романтизма и музыка. М., 1985.

28. Гуревич Е. Западно-Европейская музыка в лицах и звуках XVII-1 пол. XX в. -М., 1994.

29. Вайман С. Гармонии таинственная власть. М, 1989.

30. Варунц В. Музыкальный неоклассицизм. Исторические очерки. М., 1988.

31. Васина-Гроссман В.А. Романтическая песня XX в. М., 1966.

32. Восприятие музыки. Сост. В. Максимов. М., 1980.

33. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965.

34. Гийо М. Искусство с социологической точки зрения. СПб.: Народная польза, 1900.

35. Галеев Б. Критерий художественности при системном прогнозировании новых видов искусства. В кн.: Критерий художественности в литературе и искусстве. Казань, 1984.

36. Герасимова И. Музыка и духовное творчество. // Вопросы философии. -1995, №6.

37. Гирн И. Происхождение искусства исследование его социальных психологических причин. Украина, 1923.

38. Глядешкина З.И. Гармония в музыке венских классиков. М., 1998.

39. Головинский Г.Л. Композитор и фольклор. М., 1981.

40. Горюнова Л. Певческое музицирование как творческая деятельность на уроке В кн.: Музыкальное воспитание в школе. —Вып. 8. М., 1972.41 .Горюнова Л. Музыка дети - учитель. // Музыка в школе. - 1987, № 1.

41. Горюнова Л. Формирование у студентов музыкально-педагогического факультета навыков прогнозирования уровня музыкального развития школьников. В кн.: Вопросы теории и практики музыкального воспитания школьников. -М., 1982.

42. Григорьев С.С. Теоретический курс гармонии. Л., 1980.

43. Гуревич П. Этот зыбкий фантастический мир. Предисловие и спонтанность К. Кастанеда. Учения дона Хуана. М., 1991.

44. Гурков В. О ладово-мелодическом направлении в музыке XIX в. Критика и музыкознание. Сб. ст. - Вып. 2. - Л., 1980.

45. Гурков В.О. О ладово-мелодическом направлении в музыке XX века. В кн.: Критика и музыкознание. - Вып. 2. - Л., 1980.

46. Давыдов В. Виды общения в обучении. М., 1972.

47. Денисов Э. О композиционном процессе. Эстетические очерки Избранное.-М., 1980.

48. Денисов Э. Современная музыка. Проблемы эволюции композиторской техники. -М., 1986.

49. Друскин М. К полемике о романтизме. В кн.: Друскин М. Избранное. -М., 1981.

50. Друскин М. Австрийский импрессионизм. В кн.: О западноевропейской музыке XX века. М., 1973.

51. Измайлова Л. Ладовые истоки музыки Дебюсси. В кн.: Вопросы теории музыки. -М., 1975.5 6. Ильина Г. Особенности развития музыкального ритма у детей. // Вопр. психологии. 1961, № 1.

52. Карабельникова Л. Архив композиторов, материал для изучения процессов художественного творчества М., 1982.

53. Катала Ж. Размышления о Равеле. // Сов. Музыка, 1955. № 7, 62.

54. Катунян М. К изучению новых тональных систем в современной музыке.

55. Катунян М. К изучению новых тональных систем в современной музыке. -М, 1983.

56. Конен В.Д.Театр и симфония. М., 1975.

57. Конен В. Д. О музыкальном экспрессионизме в ее кн.: Этюды о зарубежной музыке. М., 1975.

58. Кураев В. Содержание и форма / Философский словарь. М., 1983.

59. Коптев С.К. Истории вопроса о политональности. В кн. Теоретические проблемы музыки XX века. Вып. 1. - М., 1967.

60. Коптев С.К. О явлениях полил адовости, политональности и политони-кальности в народном творчестве. В кн.: Проблемы музыкальной науки. -Вып. 2. - М., 1975.

61. Котлер Н. Импрессионистические черты Кароля Шимановского. В кн.: Проблемы музыкальной науки. Вып. 2. - 1975.

62. Котляровский И. Музыкально-теоретические системы европейского искусствознания. — Киев, 1983.

63. Курт Э. Основы Линеарного контрапункта. — М., 1931.

64. Крейн Ю. Симфонические произведения Мориса Равеля. М., 1960.

65. КремлевЮ. Прошлое и будущее романтизма. М., 1968.

66. Кузнецов К. Стиль в музыке. // Муз. образование. 1930, № 4-5.

67. Кулинкович Е. Методологический уровень мышления учителя музыки: художественные и научные аспекты мышления. М., 1992.

68. Куницкая Р. О романтической поэтике в творчестве Дебюсси. М., 1982.

69. Курт Э. Романтическая гармония и ее кризис в «Тристане» Вагнера. М., 1975.

70. Леонтьев А. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.

71. Леонтьев А. Проблемы развития психики. М., 1972.

72. Ливанова Т.Н. Из истории музыки и музыкознания за рубежом. М., 1981.кусств. М, 1977.

73. Лобанова М. Музыкальный стиль и жанр. История и современность. -М, 1980.

74. Мазель Л. А. Статьи по теории и анализу музыки. М., 1982.

75. Мазель Л. А. К дискуссии о современной гармонии. В кн.: Теоретические проблемы музыки XX века. Вып. 1. - М., 1967.

76. Мазель Л.А. Проблемы классической гармонии. М., 1960.

77. Максимов М. Восприятие музыки. -М., 1980.

78. Малышев И. К определению понятия музыкальное произведение. М., 1980.

79. Мартынов А. Исповедимый путь. М., 1991.

80. Масленкова Л. Яворский о воспитании слуха. В кн.: Критика и музыкознание. Вып. 2. - Л., 1980.

81. Медушевский В.В, К проблеме семантического синтаксиса о художественном моделировании эмоций. // Сов. музыка. 1973, №8.

82. Медушевский В.В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки. -М., 1980.

83. Медушевский В. В. О художественной ценности мелодического начала в современной музыке. / Критика и музыкознание. Вып. 2. - Л., 1980.

84. Миклин А. Категория развития: Трудности развития. // Вопр. философии. -1978, № 3.

85. Михайлов М.К. Музыкальный стиль в аспекте взаимоотношения содержания и формы. Критика и музыкознание. М., 1975.

86. Михайлов М.К. О классицистских тенденциях в музыке XIX-нач. XX вв. / Вопросы теории и эстетики музыки. Вып.2. - 1963.

87. Михайлов М.К. Этюды о стиле в музыке. Л., 1980.

88. Михайлов М.К. Стиль в музыке. Л., 1981.

89. Михайловский Н. Художник и жизнь. / Музыка и современность. Вып. 1.-М., 1962.

90. Музыка Австрии и Германии XIX в. Кн. 1. - М., 1975.

91. Музыка XX века. Очерки. ч. 1. - Кн. 1. - М., 1976.

92. Музыкальная эстетика Западной Европы XV XYIII вв. - М., 1971.

93. Музыкальная эстетика Германии XIX в. Т. 1-2. - М., 1981-1982.

94. Музыкальная эстетика Франции XIX в. М., 1974.

95. Назайкинский Е.В. К проблеме семантического синтаксиса. М., 1974.

96. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. М., 1982.

97. Назайкинский Е.В. О константности в восприятии музыки. / Музыкальное искусство и наука. Вып. 2. - М., 1973.

98. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М., 1972.

99. Налимов В. Спонтанность сознания. М., 1989.

100. Орлова Е. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике изучения музыкального мышления. М., 1984.

101. Паисов Ю.Н. Политональность в творчестве советских и зарубежных композиторов XX века. М., 1977.

102. Парадигматические и синтагматические отношения в ладовой организации. Методическая разработка для слушателей ФПК. М., 1990.

103. Петровский А. Общая психология. М., 1970.

104. Рети Р. Тональность в современной музыка. М., 1968.

105. Платонов К. О системе психологии. М., 1976.

106. Платонов К. Система психологии и теория отражения. М., 1982.

107. Проблемы творческого комплексного воспитания музыканта-исполнителя школа-училище вуз. / Сб. трудов. Новосибирск, 1998.

108. ИЗ. Процессы музыкального творчества. / Сб. трудов. Вып. 130. - М., 1994.

109. Психологические и педагогические проблемы музыкального образования. / Межвузовский сборник трудов. Вып. 4. - Новосибирск, 1986.

110. Раабен Л. Музыка барокко. / Вопросы музыкального стиля. Л., 1978.

111. Ражников В. Партитурная транскрипция. // Вопр. всихологии. 1980,

112. Рапацкая JI.A. Активизация творческого мышления в курсе «Анализ музыкальных произведений» В кн.: Условия формирования педагогических умений и творческих способностей учителя музыки. / Сб. научных трудов. -Вып. 63. Ярославль, 1982.

113. Рапацкая JI.A. Основы общехудожественной подготовки учителя музыки. Уч. пособие. -М., 1996.

114. Рапацкая JI.A. Спецкурс «Проблемы современной художественной культуры» на музыкально-педагогическом факультете. // «Музыка в школе». -1984. -№ 3.

115. Раппопорт С. Природа искусства и специфика музыки. Эстетические очерки. Вып. 4. - М., 1977.

116. Рахманинов С. Литературное наследие. Т. 1. - М., 1978.

117. Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей в западноевропейском искусстве ХУ-ХУШ вв. М., 1966.

118. Рождественская Н. Творческая одаренность и свойства личности. В кн.: Психология процессов художественного творчества. Л., 1980.

119. Ручьевская Е.А. Об анализе содержания музыкальных произведений. Критика и музыкознание. / Сб. ст. Вып. 3. - Л., 1987.

120. Ручьевская Е.А. Целостный и стилевой анализ. // Музыкальная академия. -1994. -№1.

121. Савенко С.И. Есть ли индивидуальный стиль в музыке поставангарда? // Сов. музыка. 1982. - №5.

122. Сапронов П.Л. Культурология: курс лекции по теории и истории культуры. СПб.: Союз, 1998.

123. Середа В.Л. Основные компоненты музыкальной системы. Вопросы теории музыки. Вып. 3. - М., 1975.

124. Середа В.П. О ладовой структуре музыки Шостаковича. В кн.: Вопросы теории музыки. Вып. 1. - М., 1968.

125. Середа В.П. Основные компоненты музыкальной системы. В кн.: Вопросы теории музыки. Вып. 3. - М., 1975.

126. Скребков С.С Как трактовать тональность? // Сов. музыка. 1965. -№2.

127. Скребков С.С. Об интонационных особенностях гармонических функций в современной музыке. В кн.: Теоретические проблемы музыки XX в. -Вып. 1.-М., 1972.

128. Скребков С.С. Гармония в современной музыке. М., 1965.

129. Скребков С.С. Художественные принципы музыкальных стилей. М., 1973.

130. Смирнов В. Возникновение неоклассицизма и неоклассицизм Стравинского. / Кризис буржуазной культуры и музыка. Вып.2. - М., 1973.

131. Современная музыка и проблемы воспитания музыковеда. / Межвузовский сборник трудов. Вып. 9. - Новосибирск, 1988.

132. Соколов А. Внутренняя речь и мышление. М., 1968.

133. Соллертинский И.И. Романтизм, его общая и музыкальная эстетика. В кн.: Исторические этюды. T.l. - JI., 1963.

134. Сохор А.Н. Стиль, метод, направление. В сб.: Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 4. - Л., 1965.

135. Тараканов М. Новая тональность в музыке XX века. В кн.: Проблемы музыкальной науки. Вып. 1. - М., 1972.

136. Тарасов Г. Психология в художественных вузах. // Психол. журнал. -1984. -№1.

137. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. В кн.: Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.

138. Тюлин Ю.Н. Учение о гармонии. М., 1966.

139. Тюлин Ю.Н. Современная гармония и ее историческое происхождение. В кн.: Теоретические проблемы музыки XX в. Вып. 1. - М., 1967.

140. Тюлин Ю.Н. Учебник гармонии. 4.1. - М., 1957; 4.2. - М., 1959.

141. Фалья. Статьи о музыке и музыкантах. М., 1971.

142. Холопов Ю.Н Об эволюции европейской тональной системы. В кн.: Проблемы лада. М., 1972.

143. Холопов Ю.Н. Классические структуры в современной гармонии. В кн.: Теоретические проблемы музыки XX в. - Вып. - 1.М., 1967.

144. ХолоповаВ.Н. О линеарно-мелодическом мышлении композиторов XX века. В кн.: Критика и музыкознание. Вып. 2. - Л., 1980.

145. Христев Д. Теоретические основы мелодики. — М., 1980.

146. Шнеерсон Г. Французская музыка XX века. М., 1964.

147. Шульпяиов О. О психофизическом единстве исполнительского искусства. В кн.: Вопросы теории и эстетики музыки. - Вып. 12. - Л., 1973.

148. Яворский Б. Л. Статьи, воспоминания, переписка. Т. 1. - М.,1972.

149. Якиманская Н. Развивающее обучение. М., 1979.

150. Яроциньский С. Дебюсси, импрессионизм и символизм. М., 1978.it*