автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие познавательной активности школьников на основе организации учебно-игровой деятельности при обучении информатике
- Автор научной работы
- Дергачева, Лариса Михайловна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2006
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Дергачева, Лариса Михайловна, 2006 год
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ
1.1. Сущность и особенности познавательной активности учащихся.
1.2. Анализ психолого-педагогических исследований теории игры.
1.3. Дидактическая игра как эффективное средство развития познавательной активности учащихся.
1.4. Особенности использования дидактических игр в процессе обучения информатике.
Выводы к первой главе.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ
2.1. Дидактические игры, развивающие познавательную активность учащихся на уроках информатики.
2.2. Особенности подготовки систем заданий для различных видов дидактических игр по информатике.
2.3. Методические рекомендации по организации и проведению дидактической игры на уроках информатики.
2.4. Экспериментальная проверка эффективности использования дидактических игр для развития познавательной активности учащихся на уроках информатики.
Выводы ко второй главе.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Развитие познавательной активности школьников на основе организации учебно-игровой деятельности при обучении информатике"
Информатика как учебный предмет является достаточно специфичной дисциплиной. В первую очередь, это связано с тем, что, с одной стороны, информатика - это фундаментальная дисциплина, способствующая формированию мировоззрения и стиля мышления учащихся, и, с другой стороны, это дисциплина, обеспечивающая приобретение школьниками комплекса умений и навыков, связанных с оперированием программным обеспечением и компьютерной техникой. Одним из основных средств обучения информатике является компьютер, что также не может не сказаться на подходах к построению методических систем обучения и принципах выстраивания отношений между учеником и учителем. В этих условиях актуальной является задача развить у учащегося интерес к самостоятельному получению знаний, привитию ему навыков использования уже имеющихся знаний в нестандартных ситуациях. Тем более, что это полностью соответствует тенденциям, наметившимся за последнее время в педагогике ряда стран, в том числе и России, ставящих перед своей школой задачу формирования инициативной образованной личности, обладающей знаниями, достаточно глубокими для возможности плодотворного дальнейшего обучения.
За время становления и развития информатики как учебного предмета было проведено большое количество исследований, направленных на разработку методики ее преподавания в средней школе. В их числе научные работы С. А. Бешенкова, А. Г. Гейна, А. В. Горячева, С. Г. Григорьева, А. П. Ершова, В. А. Каймина, А. А. Кузнецова, А. Г. Кушниренко, М. П. Лапчика, Г. В. Лебедева, А. С. Лесневского, Н. В. Макаровой, Ю. А. Первина, И. Г. Семакина, Н. Д. Угриновича, Ю. А. Шафрина и др [14, 32, 35, 46, 57, 78, 79, 81, 88, 95, 103, 111, 115, 123].
Анализ этих исследований свидетельствует о том, что в области методики преподавания информатики до сих пор существует ряд нерешенных проблем. В частности, учащиеся, в силу объективных причин, воспринимают курс информатики, либо отдельные его разделы с видимыми затруднениями.
Очень часто в школах учебная деятельность при изучении информатики сводится лишь к «зубрежке» и получению «механических» навыков, в том числе и навыков работы на компьютере. Очевидно, что в данном случае возможно достижение определенных результатов. Но при этом не происходит полноценного использования творческого потенциала ученика, не формируется инициативная личность, не развивается интерес школьника к углубленному изучению предмета, самостоятельному получению знаний, то есть всего того, что в педагогической литературе принято называть «познавательной активностью». В связи с этим, можно предположить, что формирование познавательной активности школьников положительно отразится на эффективности обучения информатике.
Проблеме формирования и развития познавательной активности у обучаемых посвящены исследования многих педагогов и психологов, а именно Д. Н. Богоявленского, JI. И. Божовича, А. А. Вербицкого, JI. С. Выготского, П. И. Гальперина, В. В. Давыдова, В. С. Ильина, В. А. Крутецкого, Т. А. Кудрявцева, А. Н. Леонтьева, А. К. Марковой, Н. А. Менчинской, JI. М. Фридмана, Т. И. Шамовой, Д. Б. Эльконина, И. С. Якиманской и др [18, 24, 28, 29, 31, 38, 56,74,75, 77, 86, 97,119, 122, 130].
Опыт преподавания других школьных дисциплин, не столь молодых, как информатика, свидетельствует о том, что одним из действенных подходов к активизации познавательной деятельности учащихся, наряду с использованием других методов и средств, является включение в учебный процесс дидактических игр. Существует несколько подходов к определению понятия дидактическая игра. В настоящем исследовании под дидактической игрой понимается деятельность, организуемая в процессе обучения, целью которой является развитие познавательного интереса за счет эмоциональной окрашенности игровых действий, основанных на имитационном или символическом моделировании изучаемых объектов, явлений или процессов. В результате проведения игры у ее участников формируются конкретные знания, соответствующие умения и навыки по творческому использованию знаний. В силу того, что дидактическая игра обладает способностью пробуждения интереса не только к приобретению определенных знаний, но и к их самостоятельному получению, порождая у учащихся потребность в самообразовании и самосовершенствовании, дидактическую игру можно рассматривать в качестве средства развития познавательной активности школьников.
Многие отечественные педагоги и психологи, такие как П. П. Блонский, JI. С. Выготский, Н. К. Крупская, А. Н. Леонтьев,
A. С. Макаренко, Д. В. Меджерицкая, Г. В. Плеханов, С. JT. Рубинштейн,
B. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, С. А. Шмаков, Д. Б. Эльконин, и др., занимались исследованием специфики игровой деятельности [28, 29, 86, 87, 93, 94, 98,106,109,110,113, 116,117,125, 126,130].
Однако, несмотря на то, что данной проблеме посвящены многие разработки и исследования педагогов и психологов, а также существует несколько научных работ, посвященных деловым играм, можно выделить ряд нерешенных проблем, а именно: не исследовано влияние дидактических игр по информатике на развитие познавательной активности школьников; практически не существует методических рекомендаций по организации и проведению дидактических игр на уроках информатики; не выработаны принципы создания дидактических игр по информатике, способствующих развитию познавательной активности; не сформированы дидактические игры, положительно влияющие на развитие познавательной активности школьников; а также ряд других проблем.
Таким образом, налицо противоречие между необходимостью развития познавательной активности, положительно влияющей на эффективность обучения информатике, с одной стороны, и, с другой стороны, отсутствием научно-обоснованных подходов к формированию и использованию дидактических игр по информатике как средства развития познавательной активности школьников.
Необходимость устранения указанного противоречия свидетельствует об актуальности темы, избранной для исследования, «Развитие познавательной активности школьников на основе организации учебно-игровой деятельности при обучении информатике».
Проблема исследования заключается в необходимости развития познавательной активности школьников на основе организации учебно-игровой деятельности при обучении информатике, определения принципов создания и использования дидактических игр по информатике.
Цель исследования - обосновать возможность и необходимость использования дидактических игр как средства активизации познавательной деятельности учащихся при изучении информатики на основе разработки комплекта дидактических игр по содержательной линии "Алгоритмизация и программирование".
Объект исследования - развитие познавательной активности учащихся при обучении информатике.
Предмет исследования - дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности школьников на занятиях по информатике.
В процессе исследования была выдвинута гипотеза: применение дидактических игр на уроках информатики приводит к активизации учебной деятельности школьников, и, как следствие, к повышению эффективности обучения информатике, в том случае, если такие игры служат средством приобретения знаний, умений и навыков по информатике, отражают основное содержание обучения, а также способствуют развитию мыслительной деятельности и содержат элемент соревнования между участниками.
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующих основных задач:
1. Исследовать особенности и приемы активизации познавательной деятельности учащихся при использовании дидактических игр на уроках информатики, выявить степень влияния дидактических игр на развитие познавательной активности школьников при обучении информатике;
2. Осуществить классификацию дидактических игр и обосновать критерии, выбранные для классификации;
3. Определить принципы отбора и формирования дидактических игр по информатике, разработать методические рекомендации по составлению и проведению дидактических игр на уроках информатики в школе;
4. Разработать комплекс тематических дидактических игр по содержательной линии «Алгоритмизация и программирование» школьного курса информатики, использование которых способствовало бы развитию познавательной активности школьников;
5. Экспериментально проверить эффективность использования дидактических игр на уроках информатики и подтвердить гипотезу исследования.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1. Обоснованы возможность и необходимость использования дидактических игр в процессе обучения школьников информатике с целью активизации их познавательной деятельности;
2. Определена оптимальная классификация дидактических игр в зависимости от дидактической цели обучения;
3. Выявлены принципы отбора и формирования дидактических игр по информатике, определено назначение и содержание учебного комплекта дидактических игр по информатике (на примере разработки комплекта дидактических игр по содержательной линии «Алгоритмизация и программирование»);
4. Выявлены педагогические условия применения дидактических игр на уроках информатики с целью развития познавательной активности школьников.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе обосновано положительное влияние применения дидактических игр на активизацию познавательной деятельности школьников при изучении информатики, определена наиболее эффективная классификация дидактических игр, адекватная целям обучения, выявлены принципы отбора и формирования дидактических игр по информатике.
Практическая значимость исследования состоит в разработке методических рекомендаций по организации и проведению дидактических игр на уроках информатики, создании тематического комплекса дидактических игр для применения на уроках информатики в рамках обучения содержательной линии «Алгоритмизация и программирование».
Методологической основой исследования являются современные научно-методические и психолого-педагогические основы обучения, универсальный в научном познании системно-структурный подход. В ходе исследования был применен специализированный метод, позволивший выявить особенности и своеобразие работы школьников при проведении дидактических игр на уроках информатики.
Теоретической основой исследования послужили труды ученых, изучавших психологические и возрастные особенности подростков (JI.C. Выготского, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина и др.); теоретические разработки в области методики обучения информатике в школе (С.А. Бешенкова, Т.А. Бороненко, С.А. Жданова, Т.Б. Захаровой, А.А. Кузнецова, Э.И. Кузнецова, М.П. Лапчика, И.В. Левченко и др.); материалы исследований в области информатизации образования и внедрения информационных технологий в процесс обучения информатике (Л. Альбертсона, С.Г. Григорьева, В.В. Гриншкуна, А.А. Кузнецова, Д.Ш. Матроса, Е.В. Огородникова, И.В. Роберт и др.); работы по дидактике средств обучения (В. Вильяма, Л.С. Зазнобиной, Т.С. Назаровой, Е.С. Полат, С.Г. Шаповаленко и др.) [29,38,130, 14,21,78,82,108].
В ходе исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ предмета исследования, изучение проблемы исследования посредством освоения передового педагогического опыта, теоретическое обобщение результатов исследования, а также их интерпретация с точки зрения новых фактов и действительных условий, наблюдение, беседа, интервьюирование, изучение коллективов школьников и отдельных учащихся, экспериментирование, статистические методы обработки результатов эксперимента, изучение творческих работ, анализ результатов деятельности учащихся.
Экспериментальной базой исследования являлись средняя общеобразовательная школа №1189 им. И.В. Курчатова города Москвы и Московский городской педагогический университет. Разработки, полученные в ходе исследования, применялись студентами МГЛУ во время прохождения педагогической практики в средних учебных заведениях города Москвы.
Ход исследования, проведенного в 2002-2006 г.г., условно можно разделить на три основных этапа.
На первом этапе (2002-2003 г.г.) проводился теоретический анализ научной литературы, содержащей необходимую информацию по рассматриваемой теме, была определена проблема исследования, выявлены и обоснованы цель, задачи, а так же рабочая гипотеза исследования. Параллельно с этим в процессе работы с учащимися 5-11 классов школы № 1189 им. И.В. Курчатова, происходило накопление необходимого материала, производился его теоретический анализ.
На втором этапе (2003-2005 г.г.) была осуществлена классификация дидактических игр по информатике, определены принципы отбора и формирования дидактических игр, сформированы рекомендации по их использованию в обучении школьников. В процессе опытной экспериментальной работы составлялась система дидактических игр по информатике, разрабатывалась методика их проведения с учетом дидактической цели урока и уровня подготовки учащихся по предмету, производилась апробация дидактических игр и выявление возможностей игр для активизации учебной деятельности школьников на уроках информатики.
На третьем этапе (2005-2006 г.г.) осуществлялись обработка, систематизация и анализ результатов исследования, были сформулированы и уточнены экспериментальные выводы исследования, оформлялась диссертационная работа.
Положения, выносимые на защиту:
1. Использование дидактических игр при изучении информатики способствует развитию познавательной активности учащихся, в первую очередь, за счет изменения мотивации к получению знаний.
2. Использование дидактических игр при обучении информатике будет эффективным и приведет к повышению познавательной активности школьников только в том случае, если при создании игр будут учтены, а в процессе игры достигнуты как учебные, так и игровые цели деятельности учащихся.
3. Дидактические игры, проводимые на уроках информатики, должны быть разными как по содержанию предлагаемого материала, так и по форме проведения.
4. Разработанные в ходе исследования комплекс дидактических игр по содержательной линии «Алгоритмизация и программирование» школьного курса информатики и рекомендации по их использованию способствуют повышению эффективности обучения и развитию познавательной активности школьников.
Апробация и внедрение. Основные результаты исследования обсуждались на Международных научно-практических конференциях «Информационные технологии в образовании (ИТО)» (Москва, МОН РФ, МИФИ, 2004, 2005), Международной научной конференции «Применение новых информационных технологий в образовании» (Троицк, Фонд «Байтик», 2004, 2005), Фестивале Педагогических Идей (Москва, 2003-2004, 2004-2005), Международной научно-практической конференции «Московский городской педагогический университет в московском и российском образовательном пространстве» (Москва, МГЛУ, 2005).
Результаты исследования внедрены в учебный процесс школ г. Москвы (№1189 им И. В. Курчатова, №900, № 1948, №289, №1320, №206), а также в обучение дисциплине «Методика преподавания информатики» для студентов МГПУ.
Публикации. Основное содержание диссертации опубликовано в 15 печатных работах.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
Выводы ко второй главе
Во второй главе «Организация учебно-игровой деятельности учащихся в процессе изучения информатики», содержащей четыре параграфа, выявлены принципы отбора и формирования дидактических игр, разработан комплект дидактических игр по содержательной линии «Алгоритмизация и программирование» школьного курса информатики и задания для них, создана методика использования дидактических игр при обучении информатике в школе, определены условия, при которых подобные игры будут положительно влиять на активизацию познавательной деятельности школьников, проведено экспериментальное обучение, в процессе которого проверилась эффективность использования дидактических игр при изучении содержательной линии «Алгоритмизация и программирование» школьного курса информатики.
При подборе дидактических игр по информатике необходимо помнить о том, что они должны содействовать полноценному всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к занятиям по информатике (проводимым, как с использованием компьютера, так и без него), формировать умения и навыки учебной деятельности, помочь ребенку овладеть умением анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать, критически относиться к информации, что особенно важно при изучении курса информатики. В процессе проведения игр интеллектуальная деятельность ребенка должна быть связана с действиями по отношению к информации, которая его окружает.
Игра, способствующая активизации учебной деятельности школьников, и, следовательно, использование которой целесообразно при обучении информатике, должна обеспечивать активность каждого участника игры, доступность дидактической игры для каждого школьника, проблемность, занимательность и эмоциональность, индивидуальность и коллективность игры, состязательность и соревнование, оправданность использования компьютерной техники и других средств, результативность игры для каждого ее участника.
Вторая глава диссертации содержит описание принципов отбора дидактических игр, с учетом специфики курса информатики. Одним из таких принципов является принцип результативности дидактической игры, представляющий ее как активную творческую деятельность, как каждого отдельного игрока, так и всей команды в целом. Как и во всех командных соревнованиях, результат выступления всей команды напрямую зависит от вклада каждого из игроков. Для рассматриваемого принципа характерно то, что результат деятельности каждого учащегося совпадает с результатом всей команды и един для игрока и его соперника.
С учетом перечисленных в диссертации принципов из значительного количества дидактических игр проведен отбор именно тех, использование которых на уроках информатики наиболее целесообразно при изучении содержательной линии «Алгоритмизация и программирование». При этом, использование таких игр нацелено на активизацию учебной деятельности школьников.
Экспериментальное исследование эффективности использования дидактических игр для активизации учебной деятельности учащихся при изучении школьного курса информатики проводилось в три этапа: этап формирования гипотезы (констатирующий этап), этап выдвижения гипотезы (поисковый этап), этап подтверждения гипотезы (обучающий этап).
Экспериментальное измерение эффективности применения дидактических игр в процессе обучения информатике с целью развития познавательной активности учащихся, осуществленное с привлечением методов математической статистики, подтвердило его эффективность. Выполненная экспериментальная проверка результативности использования предложенных дидактических игр в процессе изучения содержательной линии «Алгоритмизация и программирование» курса информатики подтвердила гипотезу исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В начале XXI века во многих странах, ставящих перед своей школой в качестве основных ориентиров формирование всесторонне развитой, инициативной, образованной личности, обладающей достаточно глубокими для возможности плодотворного дальнейшего обучения знаниями, видя это одной из наиболее значимых задач, ставится задача формирования инициативной, заинтересованной в результатах учебного процесса позиции учащегося. Российская педагогика стремится идти в фарватере мировой педагогической мысли, что, совершенно очевидно, вызывает необходимость пересмотра традиционного обучения, с целью поисков путей включения в учебный процесс различных инноваций, направленных на интенсификацию процесса получения знаний, основанную на личной заинтересованности учащегося, формирование его активной позиции в процессе обучения.
Одной из наиболее эффективных технологий, позволяющих добиться максимальной эффективности обучения за счет повышения интереса учащихся к уроку информатики, придания процессу получения знаний ярко выраженной положительной эмоциональной окраски, является привнесение в учебную элементов игровой деятельности.
Ряд экспериментальных исследований показывает справедливость того, что игра способствует активизации учебной деятельности школьников, так как:
- в первую очередь происходит изменение мотивации к получению знаний. Если при традиционной форме обучения они, как правило, получаются учениками по принуждению, то при игровой форме обучения знания учащиеся получают на основе личной заинтересованности, причем, нередко, делают это с большим желанием;
- на фоне остальных уроков, уроки, имеющие игровую окраску, воспринимаются учащимися с заметной радостью, что является очень существенной предпосылкой к расположению учащихся лично к преподавателю и, самое главное, учебному предмету информатика;
- немаловажным представляется и то, что каждый учащийся получает возможность сравнения своего уровня подготовки по предмету с соответствующим уровнем одноклассников, причем сделать это в мягкой, неконфликтной форме;
- наряду с решением обучающих задач, игра способствует решению и ряда воспитательных, как, например: формирование сотрудничества между участниками игры, преломление индивидуальных качеств каждого из участников к виду необходимому для деятельности в коллективе, что способствует формированию учащегося как члена общества, личности и т. д.;
- при включении дидактических игр в урок, у преподавателя появляются более широкие возможности для установления межпредметных связей. Очевидно, что это способствует восприятию изучаемого вопроса в курсе информатики как одной из составляющих стройной системы знания во всем многообразии дисциплин.
На основе всего вышесказанного справедливо предположить, что дидактическая игра в руках умелого, обладающего творческим подходом учителя является мощным инструментом, позволяющим развивать у учащихся на фоне более глубоких теоретических знаний практические навыки, абстрактное, наглядно-образное мышление, память и речь.
Результаты, полученные в ходе исследования, позволяют сделать следующие выводы:
1. Обосновано положительное влияние дидактических игр на развитие познавательной активности школьников при обучении информатике за счет:
• воодушевления и пробуждения интереса к изучению фундаментальных основ информатики и технологий работы с компьютерной техникой (повышения мотивации);
• освоения диалектики общения, в том числе и с использованием средств телекоммуникаций (коммуникативной функции);
• самореализации в игре;
• преодоления различных трудностей, возникающих в деятельности человека, связанной с обработкой информации;
• самопознания в процессе игры и развития мыслительной деятельности;
• внесения позитивных изменений в структуру личностных показателей;
• включения в систему общественных отношений, усвоения норм человеческого общения.
2. Осуществлена классификация дидактических игр, выявлены критерии их классификации (в зависимости от цели дидактической игры и степени влияния игры на познавательную активность учащихся). Сформулированы принципы отбора и формирования дидактических игр по информатике, в числе которых - принцип дифференциации подхода к учащимся с различной степенью подготовки по информатике, принцип сотрудничества педагога и учащихся, принцип пропорционального соотношения игровых форм и традиционных способов обучения, а также другие принципы;
3. На основе учета выявленных принципов разработан комплекс тематических дидактических игр по содержательной линии «Алгоритмизация и программирование» школьного курса информатики, направленных на развитие познавательной активности школьников и, как следствие, повышение эффективности обучения, среди которых игры-соревнования («Интеллектуальные эстафеты», «Морской бой»), деловые игры («Пресс-конференция», «Трудовые будни НИИ», «Информационный контракт», «Биржа»), а также другие игры;
4. Разработаны методические рекомендации по составлению и проведению дидактических игр на уроках информатики в школе. В частности, необходимо, чтобы дидактические игры отражали основное содержание обучения одной или нескольким содержательным линиям школьного курса информатики, способствовали достижению учебных и игровых целей деятельности учащихся, были разными по содержанию и по форме проведения, содержали элемент соревнования между участниками;
5. На основе использования методов математической статистики экспериментально подтверждена эффективность организации учебно-игровой деятельности на уроках информатики и ее положительное влияние на развитие познавательной активности школьников.
Дальнейшего исследования требуют вопросы расширения комплекса рекомендаций по формированию дидактических игр, способствующих развитию познавательной активности школьников на уроках информатики, разработки соответствующих дидактических игр по остальным содержательным линиям курса информатики.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Дергачева, Лариса Михайловна, Москва
1. Ананьев Б. Г. Познавательные потребности и интересы. // Ученые записки ЛГУ. Психология. - Л., 1959. - Вып. 16. - №265. - С. 41-46.
2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. - 338с.
3. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. Казань, КГУ, 1988. - 238с.
4. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: Кн. для учителя. М.: Новосибирск,1994. 144с.
5. Аристова Л. П. Активность учения школьников. М.: Просвещение, 1968.- 139с.
6. Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения. Т. 4. М.: Мысль, 1983.-643 с.
7. Арутюнов Ю. С. Методические вопросы деловых игр // Применение активных методов обучения: Тез. докл. научно-техн. школы семинара. - Л., 1987.-с. 85.
8. Асмолов А. Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990. 367 с.
9. Бабанский Ю. К. Как оптимизировать процесс обучения. М.: Знания, 1978.-48 с.
10. Баянкина 3. В. Познавательные игры. Челябинск: ЧГПИ, 1992. -с. 110-153.
11. Бельчиков Я. М., Бирштейн М. М. Деловые игры. Рига: Авотс, 1989. -403 с.
12. Бенно А. Об организации групповой работы и выборе заданий для неё // Советская педагогика и школа, 1У, Тарту, 1972. с.93-104.
13. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Игры в которые играют люди. -М.: Прогресс, 1992. 325 с.
14. Бешенков С.А., Гейн А.Г., Григорьев С.Г. Информатика и информационные технологии: Учебное пособие для гуманитарных факультетов педвузов. Екатеринбург. 2000. -144 с.
15. Битинас Б. П. Введение в диагностику воспитания. М.: Педагогика, 1989.-214 с.
16. Богоявленская Д. Б. Диагностика становления творческой личности. // Психодиагностика и школа. Таллин, 1980. - С. 5-12.
17. Бодалев А. А. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1988. - 188 с.
18. Божович JI. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. -447с.
19. Бондаренко А. К. Воспитание детей в игре. М.: Просвещение, 1983 -137 с.
20. Борисова О. В. Конструирование деловых игр // Новые методы и средства обучения. Вып. 2, М., 1989. - с.54-78.
21. Бороненко Т. А. Теоретическая модель системы методической подготовки учителя информатики: Дис. . докт. пед. наук. СПб., 1997.
22. Боярова JI. А. Активизация познавательной деятельности учащихся // Специалист, 1996 №4. - с. 9-10.
23. Венгер JI. А. Сюжетно-ролевая игра и психологическое развитие ребенка // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М., 1978. -с.32-36.
24. Вербицкий А. А., Борисова Н. В. Методические рекомендации по проведению деловых игр. М., 1990. - 95 с.
25. Воробьев Г. Г. Школа будущего начинается сегодня: книга для учителя. -М.: Просвещение, 1991. 239 с.
26. Воробьев Н.Н. Теория игр. М.: Знание, 1976. - 196 с.
27. Воспитание детей в игре. / Сост.: А. К. Бондаренко, А. И. Матусик; Под ред. Д. В. Менджерицкой. М.: Просвещение, 1979. - 175 с.
28. Выготский JI. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. -479 с.
29. Выготский JI. С. Собрание сочинений в 6 т. М.: Педагогика, 1984. Т. 4.-432 с.
30. Газман О. С., Харитонова Н. Е. В школу с игрой: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 96 с.
31. Гальперин П. И. Введение в психологию. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.- 150 с.
32. Гейн А. Г., Шолохович В. Ф. Преподавание курса «Основы информатики и вычислительной техники» в средней школе: Руководство для учителя. -Екатеринбург, 1992.138 с.
33. Гинзбург Я. С., Коряк Н. М. Социально-психологическое сопровождение деловых игр // Хрестоматия по педагогической психологии. М., 1995. -с. 263-275.
34. Глушков В. М. Опыт проведения деловых игр в США. М.: Наука, 1972.-207 с.
35. Горячева А. В., Шафрин Ю. А. Практикум по информационным технологиям. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999. - 356 с.
36. Григорьев С.А., Раевский A.M. Групповая форма работы на уроке // Сов. педагогика. 1989. №8. с. 38-41.
37. Гущев Ю.А Экспресс-аренда: Развлекательно-познавательная экономико-математическая игра. -М.: Просвещение, 1994. 64 с.
38. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М.: Просвещение, 1986.-239 с.
39. Дайри Н. Г. Основное усвоить на уроке: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1978. - 192 с.
40. Далингер В. А. Некоторые аспекты формирования познавательного интереса в процессе обучения математике // Воспитание учащихся при обучении математике: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1987. - С. 149-157.
41. Дежникова Н. С., Первин И. Б. Товарищеская взаимопомощь школьников. -М.: Педагогика, 1981. 112 с.
42. Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991.-192 с.
43. Елисеева JI. В. Развитие познавательного интереса как условие подготовки младших подростков к самообразованию: Дис. .канд. пед. наук. -Смоленск, 1989.-198 с.
44. Елканов С. Б. Профессиональное самовоспитание учителя: книга для учителя. -М.: Просвещение, 1986. 143 с.
45. Ершов А. П., Звенигородский Г. А. Зачем надо уметь программировать? // Квант. 1979. - № 9.
46. Ершов А. П., Звенигородский Г. А., Первин Ю. А. Школьная информатика (концепция, состояние, перспективы). Новосибирск, 1979. - 19 с.
47. Ефимов В. М., Комаров В. Ф. Введение в управленческие имитационные игры. -М.: Наука, 1980. 272 с.
48. Занько С. Ф., Тюнников Ю. С., Тюнникова С. И. Игра и ее значение (теория, практика, перспектива игрового обучения). -М., 1992. 259 с.
49. Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. - 160 с.
50. Зарецкая Г., Аксенова Ю. Деловые игры для деловой молодежи // школьный экономический журнал. 1996. - №2. - с.29-37.
51. Зарянова Ф. В., Казаченкова Т. Б. Работа группах и парах современного состава. Варианты деловой игры: методические рекомендации. -JL: ЛГИУ, 1990.-44 с.
52. Зенов М., Сенкевич В. Коллективная организация учебно-воспитательной деятельности учащихся // Сов. педагогика, 1972. №9, с. 155157.
53. Игры обучение, тренинг, досуг / под редакцией В.В. Петрусинского. -М., 1994.-136 с.
54. Игры. Деловые и организационно деятельностные игры. Практика познавательных и ролевых игр школьников. - Челябинск, 41 ПИ, 1992. - 156 с.
55. Изучение основ информатики и вычислительной техники: Метод, пособие для учителей и преподавателей сред. учеб. заведений: В 2 ч./ Под ред. А. П. Ершова и В. М. Монахова. М.: Просвещение, 1985 (ч. 1), 1986 (ч. 2).
56. Ильин В. С. Формирование личности школьника (целостный подход). -М.: Педагогика, 1984. 144 с.
57. Каймин В. А., Касаев Б. С. Информатика: Практикум на ЭВМ: Учебное пособие. М., ИНФРА-М, 2001. - 216 с.
58. Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. - 144 с.
59. Кант И. Критика способности суждения. Собрание сочинений в 8 томах. Т. 5. М.: Чоро, 1994. - 21 с.
60. Каптерев П. Ф. О детских играх и развлечениях. СПб., 1998 - 198 с.
61. Карабанова О. А. Игра в коррекции психологического развития ребенка.-М.: РПА, 1997. 192 с.
62. Карненко JI. А. Влияние размера учебной группы на успеваемость совместной познавательной деятельности // Вопр. психологии. 1984. №1. с. 7174.
63. Карпов Ю. В., Талызина Н. Ф. Психодиагностика познавательного развития учащегося. М.: Знание, 1989. - 40 с.
64. Карпова Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1997.-240 с.
65. Картотека коллективных познавательных и ролевых игр школьников // Игры. -Челябинск, ЧГПУ, 1992. С. 30-109.
66. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М.: Класс, 1993. -224 с.
67. Кириллова Г. Д. Теория и практика в условиях развивающего обучения. М.: Просвещение, 1980. -159 с.
68. Коваленко В. Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1990. - 96 с.
69. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников / Под ред. И. Б. Первина. М.: Педагогика, 1985. - 144 с.
70. Комаров В. Ф. Управленческие имитационные игры. Новосибирск: Наука, 1989,-272 с.
71. Коменский Я. А., Великая дидактика // Педагогическое наследие / сост.
72. B.М.Кларин, М.: Педагогика, 1988, - 416 с.
73. Комплексная деловая игра «Мысль»: Методическое пособие / И. Г. Абрамова, М. В. Братиский. М., 1991. - 64 с.
74. Каратаева Н. Е. Урок-викторина «Счастливый случай». // Информатика и образование. М., 2005, №10, С. 20-26.
75. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение. 1972. - 255 с.
76. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников: Автореф. дис. . докт. психол. наук. -М., 1967. 36 с.
77. Крюкова Л. Игровое имитационное моделирование 21 века // Вестник высшей школы. №2.1992. - с.61-84.
78. Кудрявцев Т. А. Современная математика и ее преподавание. М.: Наука, 1980. - 144 с.
79. Кузнецов А. А. О концепции содержания образовательной области «Информатика» в 12-летней школе//Информатика и образование. 2000. № 7.1. C. 4-9.
80. Кушниренко А.Г., Лебедев Г. В. 12 лекций о том, для чего нужен школьный курс информатики и как его преподавать. Методическое пособие. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. - 464 с.
81. Ланина И. Я. 100 игр по физике: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1995.-224 с.
82. Лапчик М. П. Обучение алгоритмизации. Омск, 1977. - 145 с.
83. Лапчик М. П. Методика преподавания информатики. Свердловск: СГПИ, 1987.-231 с.
84. Леднев В. С., Кузнецов А. А., Бешенков С. А. О теоретических основах содержания обучения информатике в общеобразовательной шко-ле//Информатика и образование. 2000. № 2. С. 4-12.
85. Леднев В. С., Никандров Н. Д. Учебные стандарты школ России. Том 2.- М.: Изд-во сфера, 1998.
86. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М.: Политиздат, 1971.-125 с.
87. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1981. - 481 с.
88. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.-304 с.
89. Лесневский А. С. Практикум по объектно-ориентированному проектированию и программированию // Информатика и образование. 1998. № 5. -С.114-121.
90. Лифшиц А. Л. Деловые игры в управлении. Л.: Лениздат, 1989. -172 с.
91. Лноис Р. Д., Райфа X. Игры и решения. М.: Изд-во иностранной литературы, 1961. - 642 с.
92. Логинова Н. П. и др. Интеллектуальные игры. Чебоксары: «Клио», 1996.-48 с.
93. Локк Д. Мысли о воспитании // Педагогическое наследие / сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский, М.: Педагогика, 1988, - 416 с.
94. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей // Соч. М.: Педагогика, 1980,-Т. 4.-374 с.
95. Макаренко А.С. Некоторые выводы из педагогического опыта // Соч. -М.: Педагогика, 1980, Т. 5. - 272 с.
96. Макарова Н. В. Информатика. Практикум по технологии работы на компьютере. М.: Финансы и статистика, 1998. 326 с.
97. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте.- М.: Просвещение, 1983. 96 с.
98. Маркова А. К., Матис Г. А., Орлов А. В. Формирование мотивации учения. -М.: Просвещение, 1990. 120 с.
99. Меджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. -М.: Просвещение, 1982.-154 с.
100. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. -М.: Онега, 1994. 192 с.
101. Михайлова Н. Н. Ориентационно ролевая игра «Семья». - М.: НМО «Творческая педагогика», 1991. - 88 с.
102. Моломедов Н. М. Внеурочные формы обучения и воспитания школьников. Самара: СамГУ, 1991. - 32 с.
103. Педагогика. Учебное пособие для вузов. Под. ред. Пидкасистого П. И. -М.:РПА, 2006.-608 с.
104. Первин Ю. А. Некоторые дидактические механизмы школьного курса программирования // Математика в школе. 1982. - № 3. С 15-23.
105. Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии: Учебное пособие. М.: МПУ, 1996. 269 с.
106. Платон. Законы // Платон. Государство. Законы. Политик. М.: Мысль, 1998.-403 с.
107. Плеханов Г. В. Избр. Филос. Произв., T.V. -М., 1958. С.336-337.
108. Полыцикова О. Н. Использование деловых игр в преподавании школьного курса информатики: Дис. .канд. пед. наук. Москва, 2005. -143 с.
109. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. М.: Школа-пресс, 1994.
110. Рубинштейн С. JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1989.-328 с.
111. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. И. М.: Педагогика, 1989.-328 с.
112. Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика. 10-й класс. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. - 168 с.
113. Спенсер Г. Основания психологии Ч. VI. М. 1954. - 474 с.
114. Сухомлинский В. А. Избр. пед. соч.: в 3 т., ТI. С. 77-78.
115. Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии: Учеб. Пособие М., 2000. - 211 с.
116. Угринович Н. Д. Программа непрерывного курса информатики для средней школы // Информатика и образование. 1993. - № 1. С 3-11.
117. Ушинский К. Д. соч.: В 3-х т. T.l. -М., 1979.
118. Ушинский К. Д. Избранные педагогические произведения. / Под ред. Н. А. Сундукова. М.: Просвещение, 1968. - 557 с.
119. Фрадкин Ф. И. Роль игры в формировании учебных интересов. // Изд. АПН РСФСР. М., 1955. - Вып. 73. - С. 55-80.
120. Фридман JI. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991. - 228 с.
121. Харламов Ф. И. Педагогика: Курс лекций для университетов и пединститутов. Минск: Изд-во БГУ, 1979. - 462 с.
122. Шамова Т. И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982.-209 с.
123. Шамова Т. И. К вопросу о методах преподавания и учения. // Советская педагогика, 1974. №1. - С. 41-49.
124. Шафрин Ю. А. Информационные технологии: 10-11 кл. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999. - 174 с.
125. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании. // Собр. соч.: в 7 т. Т VI.-М., 1957.-302 с.
126. Шмаков С. А. Её величество игра. Забавы, потехи, розыгрыши для детей, родителей, воспитателей. -М.: Магистр, 1992. - 160с.
127. Шмаков С. А. Игры учащихся феномен культуры. - М.: Новая школа, 1994.- 238с.
128. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. -М.: Педагогика, 1979. 160 с.
129. Щукина Г. И. Познавательный интерес как педагогическая проблема: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Л., 1969.-41 с.
130. Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986. -144 с.
131. Эльконин Д. Б. Детская психология. М.: Академия, 2005. -384 с.
132. Юдин Э. Г. Системный подход и принципы деятельности. М.: Педагогика, 1976. -391 с.
133. Якиманская И. С. Психологические основы математического образования. М.: Академия, 2004. -320с.
134. Якиманская И. С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. -144 с.