Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.04 для написания научной статьи или работы на тему: Основы контроля и планирования нагрузок по совершенствованию физической подготовленности артистов балета

Автореферат по педагогике на тему «Основы контроля и планирования нагрузок по совершенствованию физической подготовленности артистов балета», специальность ВАК РФ 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Автореферат
Автор научной работы
 Левина, Маргарита Николаевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1992
Специальность ВАК РФ
 13.00.04
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Основы контроля и планирования нагрузок по совершенствованию физической подготовленности артистов балета"

государственный центр альшй ордена Ленина

ИНСТЛУГ «ООДСКОЛ КЛЪТШ

г£а правах рукописи

ЛЕВИНА Маргарита Николаевна

ОСНОВЫ КОНТРОЛЯ И ОНАНИРОВАНИЯ НАГРУЗОК ПО СОВЕРи1ЕНСТВОБАНИЗО Фиаявскол ПОДГОТОВЛЕННОСТИ АРТИСТОВ ШЕТА

13.00.04 - Теория и методика физического воспитания спортивной тренировки и оздоровительной ¿язической культуры

АВТОРЕФЕРАТ

дассертадаи на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва - 199?

Работа выполнена в Государственном Центральном ордена Ленина институте физической культуры. -

Научный руководитель - доктор педагогических наук,

профессор - ГОШ М.А. Официальные оппоненты - доктор медицинских наук,• •

- профессор ПОЛИйЭСгЦЙ С.А.

I

- кандидат педагогических наук, < . . доцент СМИРНОВ Ю.И.

Ведущая организация - Всесоазяш Научно-Исследовательский . институт ¡¿¡азической культуры.

Защита диссертации состоится 1аЭ2г.

а/^^час. на заседании специализированного совета Государственного центрального ордена Бенина института ^зическоЯ культуры по адресу: Москва, Сиреневый бульвар 4.

С диссертацией, молю .ознакомиться в' библиотеке института.

Автореферат разослан - ^: - 1992г.

. .. V

V/ ;

. . Учений секретарь- ... ■■•■.■ I У .

• • \.' ,* специализированного совета-, \ ' / : '

кандидат педагогических наук, 'Д \

доцент .; . . . " Ю.Н» Примаков/.

/

I

\

\

i-, 4f5TS23¿y . - -'-i *

иссэртму.'\| ОБЛАЯ YMkxii?Vu"iiL\k РШУШ

Актуальность. Стре »¿ленде к повышенна мастерства танцовщик ов, находился в сзйзи с лс/столннла поаска-и, совершенствовать " школу" пбдгстоз.си, .сак в направлении усло-леняа сценически;: образов, так я танцевальных

Важное jscTO в этом процессе доллно _ан.чть научное обоснование средств а .-етодов додготззки, которое до настоящего времени не подвергались всесторонне^ глубокоьзу исследованию.

Высокие достдлекая в .:алете од^едгля^тся шогжя ^акторам!, где вопросы :изяческод подготовки, о-гспечивалциа танцовщикам ьозмо.хнозтб Еидер./лзать серьезнее нагрузки в продольятелънах и сло.шых спектаиих / на ълохои jr-oзне иазтерстга/ закиг.;алт не последнее í:s;to. Ctó этой свидетельствует указания в специально.; иетодячез.».; ллтерзтуре классического танца ( Ваганова А.Я, Дарэгов Н.И., Ьахарсв F.B., Лавровский Л.й. и др).

Признавал роа^ ,пз:гческо2 подготовки s разных

вида:: двигательной деятель не с га, .ученее считает, что наилуч-

' - -шЛ.

;дяе ьозт.щс.зга э^-ектизкего пролвлензд способностей изаолпи-

ь -

теля ц,,;е-тсл .ишь в 'íom случае, если организм изшдкБает адекватные кагруэгаг, хал оэ'касравлеяяаетя, обьему-, тал и do их интенсивности / Годил \:.А., Волков'Е.П.. Задиорзда.' В»Ги'.,и др/.

2геиеяь вгучзнногги легрузоа г ¿глете, равно дш г ергдетг и методов' лзиэльзуе^: ь иаготгме, еьзеог^тзл ка ¿asase уровллД o:-3i:.cbSEü»- лззкольз;, г этой Еьярзздейгя аззледсв*-не л.'ог-гдг..':'Ь, г: за.1:г-га-т -далп--

йрмггкв с.-лдьл'иаклез осседгзд- к дорвде ежа я;т52 co:.up_sh;;¿"j£e::z-. .^гедл.дг fis esse осзах зе^ижер-

Цаучная новизна сострит в том, что изучение нагрузок в балете к их значения в деятельности алерян разного уровня мастерства, пред'дрян^а лея впервые. По ходу доследования разрабатывается ¡ыа учета и конгро/л нагрузок на основе анализа реакций организма в ответ на выполненные упражнения.

;1аучени оэъеиш ра^оти йакрзн разного класса, разрабо-

I

теки критерии уч-гга нагрузок, проведено изучение физиологической сгогаэеги средств балвга. .Оаределени прзвдишмдыше предложения методики функционально.! подготовки о&терлн высокого класса. о

Теоретическая и шаатичеалаз значимость определяется результатами ра„отит, которое вкоедт в.слад в те орла развития " аколы" ;члассичесяого танца, на базе анализа значения ^.изическоД нагрузки, 0rpa_.aj.4er0 взаимосвязь ее с эф-фектпЕКоегьхо деятельности балерины, характеризуйцеЛся: точностью, интенсивностью, выразительность»».

Еа зааиту Б>;нос.1тал;

1. Киаоси^ияация показателей и средств падле .^чих учету при .«этроле иа нагрузками, а Налете.

2. Данное оценок характерязу^цзх чизиологпческие сдвлги происходящие' под гоэдеЛствиеы различных средств подготовки црамзняешх в рецлтицилх г спе.стаслях.

с. Методические др::е*щ сиособствуа-ле регламентации средств и .«етодов в пздагоглчес.-ю;! работе с учетом характера деятельноз:и. ;

И е д ь р исследования является разработка крятэриев оцешш нагрузок в калеча и методики ¿<онтро,дя основанной на педагогической проверке возможности сочетания специальных средств со средства:^ дазическо!:'подготовки ижентичнши по объему и интенсивности. ¿адата исследавыш.

1, Провести оценку нагрузок в балете.

2, Опреле;л,ь дискр^дияатмные . признака показателей работоспособности 5а ер.тн разного ;с:асса.

с. Разработать ¡¿етодику поагаенид саецашыюЛ работоспособности артистов■ Оа.ета и гуовести-педагогическую проверку основных ее иаю^гшл.

1'£Г0аЫ 'А ОРГШсА^И . '

-^ля релеадя доставленных задач использовалась следуалре методы: аналлз научно-иетодячееко'? лвгерат/ра, ц/лъоо:/.зтр2л, бго^иаически^ акалаз крови, регистрация артериального давле-. кал, анкетирование / САК/, реггстра.да вертикальны* перемечена:.: те.:а, субъективная о-евка треста, нагрузки / по Боргу/, . кето*;;» эксоергшл: оценок, роршру,и£ге / педагогические У эксперх.:еяты / аоаеречя-е и .логлтудиальще/, методы иате-штическо.. зтатлсгя/.зи . . . ' -

'Ьследогс.'гоя о 2»7Э оо 135Эг. на газе. Г^ХИЗХ,

. «уз»ка:1яог;> театра ж*. С'1 аягзлавекого я. Л. Ееьл^лнча-„анчепхо, „30 "^'рудоьие резерв" г. Сочл.

. С1РУЛУРА И 0£ЪШ PiEOIK • . . '

Общий обьеы работы составляет 150 страниц чашикописаого гекопа а состоит из введения, алти глав, выводов и ошсха литературы. Работа содеркит 29 таблиц z 9 расуаков.

В смске литературы приводится 137 источников / из ш. 107 отечественных и ¿0 зарубвкйых./ .

СОДШШВ РАБОТЫ

о

£азр£ботйа_сдо1екц_одЗД0Е захр£зки_в_б^летв и цх_ '

Тчагиваа сдецкда? харадтерйа/шогюся едяшгвом <¿2-зическоа, технической г эишдаоза.заоа подготовки / работы над образом/, а гак^е исходя аз особенное«;* сценической деятельности» была разработааа классикахацин показателей подле^ацах учету еря оценке нагрузок в балета.

фоведека оаевка объема к; интенсивности фазлческо! работы и дана характеристика пудьсовоа стошоо^а отдельных показателей, ъ тсцл числе трзягиногокласса я его частей / таблица I/. ' :

Таблица I

Дульсовая оценка нагрузок увршшениЗ треналного класса

упражнения 2 децгза___

Тпрдол2.Т Тцульсовш" ___ímíuíisk.________i cywwa__

Стзноя . 25 2900 - boOO

1.Пляе I II0-II0 110 - lio

З.Тащдо i 110-120 220 -240

3.2ете. о 110-120- -20 -240

4.Ранд партер 4 110-125 440 -500

5. ЗанД-э о 90-100 ¿70 -300

6. Вони анаер 1 I00-13Q 200 -220

7.Адада> 4 120-125 480 -500

8. Гранд батман 2 '1о0-140 260 -280

9. Паузы общее время vo-roo -500

. 5шв . 450

Середина 15 ПО-Г20 1700 - 1950 '

I. Тандо . - 2. 220 -240

з.фондй а 30-100 270 -300

3. Ма;.ао 5 Io0-I40 ' 550 -700

4.Гранд батман • 2 IbS-145 .' . 270 -290

5. Паузы, 90-^00 270 -soo

Поиски 9

I. Асс амйле Ю'х4 135-145' 88 -96 ч

З.лете Ю'х4 155-145 88 -96

З.Ферме " . 15'х2 145-155 72 -77

4.Каориоли . '20*24 150-160 . 200 -214

5.Перекидные ¿0*24 160-130 104 -120

S. Дадеша ..■ . 15'22 160-280 ao - 90

7.2анаемаяы .20' ■ 2£0-2¿s5 43 - 45

а.Зоего дри вшол-

:■ нении при .ков 4кия.30сек-

-5 жнут 700 -■720

9. Паузы " ;бшш.Ь0саж -' 2100 -1400

-15 млн 70-100

.Всего: I час 6500 - 8700

Аналогичная' o^eiaia Oáza лррвеазка ьо spata- репатаой и CflSKTa.wTej различи»:-. до хаг„ру и их иа.1рсьлеш:ссг2. Так, За-:о. я овггеяо' jsyarar&'izscjiяое гзсдзсоввние с

• дгл5с0£0_- 0^8кк02 .дрп ^йг.гсгс^.'.г одного'и

' . % s.

0>дучеаны8 данние. реддгяциоцкоя раЗоти разках dateран лра подготовке я с центами) / однод а тол-аз роли/, раскрывают направления а.ана целевод подготовки;.;.

Результаты полученные в ходе экспериментов позволили определять критерия оценки нагрузок, их объемы и интенсив^ ноогь, проследить их место в различных »ормах'подготовки балерины. Было установлено, что управление об'ьекаьд и интенсив-нос тьи нагрузок сложилось ймдерячески я на яьдаат научных оу'осковаши.

, Агличихе^ьаые дрдзд аото:шообноjтв_ . _балерзя_р^зло£;о_.лЛагса _ В практике не асе -.алирины, рдадезояе необходимой Непал нлтэльско.! техникой, спо ч.обдя гэщееать полные / двух и , трехакгнке/\соейтекли, в то время, кал с аодобкша: танцевальна ¿оралами в концертных aporpaiuax л одноактных багетах они справляатсл весьма успешно. '

Выявление, факторов, различаддах балерин ао квалификация, о точки зрения ^у&щионалвоД.готовности, бьыо задачей после-дувдаг оерии экоюрааз^ов» . г ' ' '.■'••Показателя частоты сердечных сокрадзний яри подготовке •'•.

'Изучение особ-;н::бствл реакции Сердечко-сосудистой еззто^ы на нагрузку в. одинаковое рештаиих пооеодилоо* на двух балзрянах'разного уровня, в ходе подгото^.-а к iOJia в. одноименном 5а..еге.

э.

Значения *сс на реплтнцаязс ролл йА&Ш у балерин разного класса

! ! ведущая, з.а. ! солистка,

I I ЙССР й -6 1 ' * -4

Г среднее 148 134

размах 120-160 1оО-Ш

А среднее 22,8 29,4

разках 21 - 24,5 ¿3,0 - ыд

Полученное значения ЧЗС у испытуемых бшг не идентичны. Процесс подготовки в решгзцяоклоЛ работе у ведущей балерин происходит на 5a.ee Еиасксм пульсе, ирлчем, у балерины более низкого клзсса набл..даетзя тенденция к снижении янтекспвности работы в конце репитиоаи.

. ^еэу.зтаты это!! части работы повлекли.за собо.1 необходимость поиска причин леладах в основе работоспособности балерин разного класса.

Згааиозвлзь госазателеЗ гарз.гг-грззу.эзах аэробнуэ про2звод:па.днозть и уровень асзтерзтза артистов балета

Юль^ие значена.» о'ьеиа а гятексльаззтл- ¿азичез.<а>1 г ¿изиолоппезко.; каг^ьл у ве.^-дей йелврззы в сравнении а содлст.гол аозвзагн пр^дло-юзить, что это следствие различно.; аэробной д.ойгвсдтге .н.сгг /сздзЛ в^»здж.эзт2/.

3 зоздзду л: 3.13- били зо;.зз;здле;:^ результа-

ты пог^н^е в т-зте .-«..■¿ра с эл^вртао^ о.;е:;-

.чо,- -^ззх-рстга» обьаруйвдо огсутзгага "зу-еатзеаяоЗ

10.

степени информативности »f^ -0,1.

Сдна-to анализ корреляций-позволил заметить» что солист- -ни и ведущие артистки балета шехя результаты по тесту не менее 2000 метров. Ео-зе высокие/результаты не отражали раздета ¿ в уровне класса асштуешх. ¿то дало основание пред-, пололть, что артисткам необходим определенный, урозень аэробной производительности. В то-.-.е зреда показатгли аэробно:; производительности ■ не являются в данном случае дисаршди-натизныьд- признаками-.¿яст.ерства.; .

Соотношение .газическо:-! а .'■¿иэисцогичеакоз наг#зав.

До ходу экспериментов» в цервой случае , .задавалась стан-дартнал. нагрузка с одновременно»: .'регистрацией ..¿язаокогячесхях сдвигов.. Зо втором случае, aporpaii.vuipoBai.acb ¿изаологачес-кая нагрузка /- по ЗЗС/ я при этом- :йксироеался .объем выполненной раЗоты. • • '

Кроме-балерян к учасгаю в'.'эксперименте были привлечены спортзйвнка адо-.й'стеовш^ гашасгики."'.. ... .

В 'Экорвригнвнтвх рещот^яровалязь'показйтвли. ÍEC, лок-тага к'рози ори /чете качества исаолньаил удра.;:ъ'н;и.-

3 качестве стаддаргкоЗ. нагрузки азаолюашь вариации из '<5айзта.кОН-КЮЮ1.'ло начата и .'по окончания- гыаддкеядк вариаций-у цсшдуейнх набл.^з.в.'^сь¿ прх.ярво одинаковые ве- ' личины 420, которые не ви-ходзли-за предела 170-180 удДЬш.

данные лактаг'а крови 'существенно отличались. ílo аоваавЕва уровня квала^якации /'лал у артисток, так д у спортсменок/ уровень лактата £иел. наиболее низкие значения,

Обращает.на себя внимание характерные тенденции изменения качества варлаций. Кабядцалогь незначительное онииешь его у гедуще.1 балерины, лото рог главным о'раз ом отразилось на высоте прыжков и амплитуде двиаети. Резкое синение качества от вариации к вариации било у артисток кордебалета .

^акям образом, .данные экспериментов'говорит об отличиях ведуде;: балерины,.характеразулдихся более высоким поро-. гом аэробного обмана. В связи о этим она обладает способности) бо-хее длительно "тердеть", что позволяет сохранять , высокий уровень технического ыастёрства и эмоциональной выразительности. ■

Ски ,.ение выразительности в данном случае ыоано рассматривать, как часики.-; случай, вызывании заселением организма в следствие' чего и наступает снижение " цереяос»,;оств нагрузки-.

Объем ¿'изнчезхой работы при.заданных - Зизлолог.пезхгих показателях .

- В продезее эгюшра..8нта, *з до.лода кардиолкдера задавалось два ре.ьи:.:а ра:оти: 140 и 180 удЛ-зн. и при этом регистрировалось качество работы при выполнении специальны:: хореогра.ических аоийЗлнацвЯ у " станка"

"1'а^тааа 2

ОЗьеыы работы вшюлн .нние у "стаяла" при заданной лгзиоло-гаческоЗ нагрузке /коллчество гамбанаци2 2 отдельных дви-•»ензи! при работе с кадписшиером/

! ре^лнл 140уд/ыян, 1 с е. л до 130 УдД'.ля. Лзыт/еы» рм Тда«.Тмю Тк-во + ЧЙ 7 ?^1к-во-\'к-во ________'¿ежь.__±Щ«й-дДё5 ~ ___¡ко^б^!^!^

Ведущая 144 3,5 Ь,0 86. 162 с,5 . 114

Солистка 142 5,1 2,6 82 162 5,7 3,1 :оа

дордебалет :40 5,3 2,5 78 160 с,7 5,0 55

'.!. с аорта :44 5,4 2,0 об 150 VI б о 2,5 82

Х.и.саорта 144 £>,0 2,0 64 162 3,4 2,5 80

I разряд 142 3,3 2,0 62 160 2,4 75

• Среди нсшпуеиых вцделлэгся показатели артисток балета в сравнении со спортсменками, ¿то «шга рассматривать, к ас следствие специализированное иг нагрузки. Однако, среди артисток наметилась диэдрещвацкя указкваадая на ю^-ддение объемов, вшолняемьзс ведууе:; .агерлшй.

Рассмотренные ранты дозволдзт установить заЕЯСииос-ть качества вцоэдЕеши упрвлН ^шй с квалификацией к саецкатизирован-ко.1 райотогоспособносты) балерин. Способность вкполг'лть болыцул работу лри одзнакомз ¿язаоюгатес лих сдвигах, с одно; стороны, квллетсл ¿актороы определяли« качество, а с другой. сторона, позволяет випслнихь бользу~| работу в рештицдлх, что в итоге так.~е отражаете* на качестве. ,

Реакции седаечно-сосудистоЛ слсте;.:м у балерин разно.! квалификации на нагрузку о-ссаер:-!..;еЕТ арозодадз*; в усдэзнлз есисггонного вроиз-водзггешого процесса з театре.

регистрировалось-качество выполнявшее упра^ненз.'-; з экзер-реакция сердечно-сосуднатол систем /432 ж артериальное давление/, вычислялся ивдекс "сердечно;; модности? разница верхнего и нижнего кровяного давления на UC/.

Оценка сердечно-сосудистых реакций на нагрузку производилась путем работы да двуи направлениям: в одном случае сопоставлялась результаты у Затерян относящихся к разшля аадгруп-пам, а з другом аиализарозашаь индивидуальные яоказатели одних и тах-^е ба-;рин взятые в случаях, когда оценки, порченные за качество репетиции бьли различные.

Но .салаге..и сердечно.'; годности у иалерив раз по Л квалификация после нагрузки Лналзз результатов не вшзал какоД-лабо закономерности во взаимосвязи показателей индекса * сердечной мощности" с квалификацией арт.тсток / таблица £/•»

Таблица d

.Артериальное давление, та и индекс" сердечной . ' модности" /С *,/ / артисток багета /через 10 цзнтут после экзерсиса/

испытуемые !к-во ! ^ ^ 420 ; СМ ______1реиетд.;_верх.1н^н._!. разница ±_____•______

Зед/аде бале- 115т ;с 30-э0 о0-о2 73-80 ' -58-45 рзны ¿.-э 5-10 - 140

Солистки б а- 225т «о 75 50-55 . 78-110 ' "46-71

лета .v -з г-3' •.

Сол::с. .я ;:а- т._, 115- 70-80 40-50 80-88 47-56 ракт. танца ~ ° -Г30

;« -о

Артистки кор-г ,' 10?I25 ^ ^0-45 86-92 3*-4Э

ireri&ttvrn ~ ®

деба-зта

й.

Повидимоцу, основнуа причину отсутствия четких закономерностей следует усматривать в значительных иядивидуальных уровнях ЧЗС. ....

Однако, моцно заметить тенденция свзи ледду ранжированной оценкой класса артисток и индексом " сердечной модности" внутри групп лараятеризущих уровенй разяоя подготовки. Показатель "сердечной модности" там выа.з, где.вьше класс артистки для данной категории.

Сердечная .мощность и качественная оценка работы в тре нагнои длассе Показатели " сердечно;! ¡¿одяосги" до нагрузки у балерин, разно;! квалификации, практически не имеат существенных раз-'

личил.' ■ ' :'.'•-.._..'

После работы наиболее высоким.оценкам качества соответствуй! меньшие;значений ивдекса "сердечно.! мощности". Где оценка.качества носила.отрицательный характер, иьеат ыестог болъзие значения индекса С',!. / Таблица 4/. 1

•- ; '¿'аблица л '

Показатели "сердечно!! мощности" после экзерсиса при разных оценках педагога за качество занята,!

«..ишлташв . зЗяЯТИ.' !ХОрОЛО!уДОВЛетВ. ¡плохо !

Ведудая.з.а

РОСС? 8 0,3 .0,4 0,5

~ Зедудая 5 0,3 0,4. . . 0,6

Солистка • -5 С.З 0,4 •'/0,6

Дрт.кордеб. 4 - • -.0,4 . 0,55

Влияние качества на показатели "сердечко.; ¡ложности" оо длзиерзиоако^у анализу ¿=0,71 Р -23, Ь Р |<р - 3,5

Показатели "СК" аме^т высока информативность по отношению к качеству работы в гренажном классе.

Результаты исследований указывают на тб, что наиболее яркие функциональные сдвиги во время работы име«л: место у артисток высокой квалификации.- Объяснить это- можно с тех позиций» что физическач подготовка у артисток мнее высоких категорий находится на недостаточном уровне.

При выполнении одних и тех-^е упражнений физиологическая нагрузка артистов разно"!, квалификации отличается. Следовательно, показатель " сердечно-л модности" mo.íst быть информативен только для стандартной,, строго регламентированной нагрузка.

Заслуживает внимания то положение, что отличительной чарто! артистов высокого класса является болев высокая специальная работоспособность, Зто указывает на необходимость разработки методики тренировки выносливости о учетом специфики ыыиечно.; деятельности балерин.'

пщАго^даздрй зйдааАНйв' cpssj© л жсесв шш&ш РАЕОТОЗДОЗОБЬССХИ -,

. . Изучаете лито х:т/р.адх изто-кшоа обратило вншание на настойчивые в^с.саз^ванкя авторов пособий и известных'танцовщиков, о валкости цеденаиравлзяноЛ ¿яэическоЛ. подготовки. Вместе с тем сколь-либо стройно нзло\знных методических поло :гтЛ в этом направлении нет.

В.чедезяи9' caeugagbgoj ^и^этэско^ядаго^о^си . в зелтельнботь_тощовйщх^с_щльа_п^2^гогаческо2 ироверяи_ _'Лл S:Í5ütííbhoot3' _

Результаты предздуда;с исследований была далолеяы в

основу работы с гр/дяади артистов балета в условиях сведааль-кого учеЗно -тренировочного сбора.

трудность раоотд закл-очаласъ е том, что наряду с-требованиями'к пэвьленио уровня ^лзическик качеств к функциональных возможностей, следовало откоситься тан, чтобц они дг оказали отрицательного воздействия на показатели валя^е для ба ¡ета /антропометры. шщ, объеиы, йрепагура, амплитуды и т.д./.

УЧитшга*, чго с педагогических ж биомеханических позиция они дальни б&ти отвечать следу ади.*. требований^: ' • .

- Обеспечивать похипеняе. анаэробной производительности «¿гид несудах наибольшую ¿/нг-щиодальвуа нагрузку. -

- Методика работд долдна строиться с /четом спедиализи-рсваннозтя уцраднекиЗ, с адекватной дипа;л::ко2» кднеиатякол и координацией работаддих ишзц.

Наиболее по.-но этий требованигд; отвечала детодика разработанная .Силуяяовш В.Е. и С Сарсаная, направленная на развитие лапидарного и иетохаадриального аппарата ишцы.

На основе контроля вкллчаддего комплекс тестов по .изи-ческол подготовке и антропоиетри ;ескик издерзндли ' йсшо показано, что специальная физическая подготовка артистов балета при целенаправленном ее проьедзяии способствует улучшении показателей, которые считаэтзя ¿ег.атзлькылт для артистов Залета: оозыл^Еие устойчивости в специфических статических поззх удушение гибкости,_ прцгучести, а такле, специальна! работоспособности. уабдида 5.

Таблица 5

Odbe:.; работы вшолненяо.1 у станка срн заданной

¡¡изао.тогячесгсо.: нагрузке / с кадецкдадерок/

Время !_- оеиз!4_140_УЛ/М2Щ-___!__„ _Рl^-L1£0 гд/мин_

¡ гй ! к-во I к-во ! лЗС I «-во Г к-во • __;__!£заль._коыс5.;__¡„дви^еjj LPS.«-«QMSi ШЗ^вЧ* _

Начало 142 .1,0 ' ' 162 о,1 ■ IC5

экспер. о. 0-2.5 '¿6-73 о, 5-3,0 114-»5

середина 144 „,1 " экспер. Ь,0-3,4

3 конце т,т

Таблица'6

Оценка обкатов дпягатедько.Ч авдгазкоота в реютициях и спектаклях /вертикальные аерлвчвнля тела, по показателям J а гофера/.

Вое im те£тлро::ши ____ ¿o зксаерякента л-на >,, S • ПАХЛА 1500, . - - i 200. - - з 1 ГАЯЕЭ !_ вреш 1600 i ¡--o .

После 0KCusp:i'... .ï-на ■ a 2200 " t 120 : - - a 2630 с 80 - 5

,!ва- ве J» 1500 ' ± 120 - 3

Ч- на ** * -S30 • - г

« - количество рейнглщй

-9 153- о, 2 121 110-85 . 8,6 -4,4 II5-126

:i5 152 4,2' 1о4

120-105 4,G-5,2 I2a-I42

контроль за показателями телосложения позволил выявить следующее; на аагеальноы. этапе до обцеЭ -^изетезкой подготовке наблюдался некоторый прирост охватных показателей/ левая в правая голени имели увеличение ири^ерно на 0.9-1 см,/,правого и левого бедра - о,6-1,2 см. Это свидетельствовало о наращивании мышечной массы г считалось неблагоприятным. В тоже время охватные характеристики таза, правого л левого недколений, талии уменьшились в своих размерах. Я концу .занятий все охватные показатели.стали либо меньше исходных, либо верцрдись на исходный уровень. .

В связи с тем, что оценка работоспособности долбана была предусматривать специачизированносгь, но не исключить влияния треяда, который мог проявиться в связи с тем, что во время тренировочного сбора использовались удрахненяя с движениями по своей структуре схо:даш с движениями'экзерсиса, использовалась . субъективная оценка тяжести во время занятий в классе по шкала Борга / Таблица 7/.

Таблица 7

■ Субъективная оценка тяжести экзерсиса до шкале Еорга

/средние значения ин индивидуальный размах шести занятий/

Групш !йзан. ! ___до_ _ . __я,осле______

„________Г_ I _ _Т_размчх _ 1 _ _ ^ I £азыах_ _

Эксперимент. 1 10 - 572 6-4

2 .8,6 9-6 6,4 7-5 л 5 чел з в д е-6 &,8 5-3

4 6,6 7-4 4,5 5тЗ

5 7,1 9-5 8,6 9-6

_ . х. _ „ . - _ . . __ ... _ . . ** . . _

_ ¿¡азизх. _ - __8д4___;___ .... 2-£

контрольная : 9, "5 10-9 - • 9,2 30-8

£ 5 чел. 2 8,3 9-4 8,8 * 1СЬ6

3 6,2 9-5 - 6,4 8-4

4 6,6 7-4 6,6 8,4

5 7,0 9-5 / ' 9,5 10—В ■ - - - - —'

. ¿аэгах._____ •____ ;__. ___.:_■. . -0-4 . .

Влияние методики тренировки па оцзаку трудности 72$ ори Р 0.01» Влияние на различие оценок в контрольной и эк -оиери-лентальноа группах после "тренировки равно 53% при Р 0,01 / до результатам деопзртеиояного анализа/.

В экспериментальной группе, арошедшей.сбор резко изменилась оценка гялесги нагрузки, она стала оцениваться как более легая. _

Аашш образом, занятия специальной физической подготовкой позволили-в . значительной ¿.ере повысить уровень переносимости нагрузок. .

Выводы.

I. Аля подготовки танцовщиков ж танцовщиц высокого класса в современной методике хореографии классического балета озуцалась и ощущается в настоящее время настоятельная необходимость поиска средств для развития сцециаг-ьноЗ работоспособности. Традиционная методика, .как а традиционно тополь-. зу.эдиеся* методические пр:;еыы не гозволязт в достаточной-мере решать эти задачи. Зго мокет Знть разрешимо на основе учета характера специфики нагрузок, особенностей характеризующих работоспособность артистов высокого класса, поиска средств в .методов на основе' теории и да.тодшг физического воспитания и тренировки^ адекватяшс профессионадьяоИ деятельности артистов балета..

Определена показатели по котарьы маззтасудествлятся учет ¿изич ездой нагрузки артистов Залета, Проведена оценка пульсовой стоимости / объема и интенсивности/ основных

показателей. Проведенная оценка позволяет отнести класскчес-.ний балет к *изическшл упразднениям предъявляющим с алые,высокие требования к функциональным системам организма,

3. Сопоставление оценок' нагрузки получаемой артистом в тренахяом классе, решгициях спектакля и спектаклях позволяет заклзчить, что как до показателям объема, так л интенсивности сердечной деятельности рео_:тиции значительно превосходят занятия в класса, а спектакли -превосходят рецитации» .

Трен&мие н репитиционше занятия в традиционном виде не могут рассматриваться как достаточное средство развита? специальной физической подготовленности необхллдаой для дальнейшего повышения мастерства артистов отвеаалдего повышенным требованиям. • _

4. Ачлиз дискри^нативных признаков-работоспособности балерин, позволяет заметит*, что по по. показателям характеризующим аэробную производительность / тест фпера/ танцовдицы различного класса.не отличаются медцу собой. По показателям характеризующим реакцию сердечно-сосудистой системы на спици-фическу» нагрзку балерины разлитого амплуа и класса таклсе не отличаются.- Эти показатели не яосяг .различительной информативности но в токе врекя являдтся досточно гв.1ориативны:.ш по отнолешт к качеству выполнения балетных упра^дкявЗ в разное время однаш и теци ге исаоднзтаяяая / диагностическая ик;орметивнозть/.

Это дает основание заключить, -чге уровень развитая кар-диораспираторной системы У артистов 5але$&- не является дис--

крпмлнативным признаком класса и не' является лимитируз'яим фа.суором для достижения высокого уровня мастерства.

5. Квалифицированные балерины отличается способностями выполнять Сйецаализнрованиуз работу с больше2 интенсивности), объемом и качестзом выполнения. При одинаковой физиологической нагрузке с регламентированной частотой сердечных сокращенна хваливицированнке балерины гыполяяат больший объем физической зазогн и яьеэт мзяыаиЛ уровень лактата пари4дри-чесхо:! крови, равно, как и .-;ень^ге сдвиги его под влиянием одинаковой по частоте сердечных сокращений а длительности нагрузки.

При выполнении спе.дталязированноЛ ра'.отц / исполнение вариаций/ при ¡..еяыле:* стеяенл .сояцеятрацил лактата в пери-¿ирическоЯ крови квалифицированным балеринам свойственно

х

более длите.д>ное сохранение худо хественного качества. езуль-тата аозволлзт заключить, тго ддскрилинатяваин признаком класса балерин является специализированкость характер.!зу-а'цаясл Еисокох анаэробно.! производительностью групп ¡.иш* . . обеспечив а лих специфические дъи .е;щд.

6. При подборе средств и .„зтодов адекватных классичес-хо;'! хореографии зах.-.гил специально.: .Тязэтеской подготовкой мог/Т органично сочетаться; с основной про^ессиохальноЗ деятельностью / репзтнцш спехтакля/ без уцерба для последней,

а такзе не охаэипать'отрицательного влаляая на ¿актуру артистоз.

Адекватность средств определяется каарээлэяжм развитием ^унхцлонильних сззтем обеспеч-шахдих качезиэнное выполнение лореогра.дчзссдш двхияай в тол числе развитие сила соответ-

ствуацгх шпечяых групп, специально."; работоспособности их, повышение гибкости, пригучести. Ко второй группе средств моаяо отнести специфические балетные дви;ения / па / вшолвяеыые с заданиями определенного напряжения и регламентированной по другим показателям нагрузкой, вызываюдей биошлические сдвиги, способств/эдие развитии функциональных счстем, которые обеспечивает специальную работоспособность танцовщиков и танцовщиц.,

Ьаяятяя Физической подготовкой свыбором средств и методов адекватных балету с точки зрения специальной работоспособности и технического мастерства позволяют повысить двигательную активность л £реия реш;тици11, улучшить качество выполнения отдельных элементов и более легко переносить ¿изичес-кие нагрузки трзнадного .лас с а.

Внедрение результатов осуществлялось в Ууэакальноы театре им. л.С. Станиславского и .{.Немировича -ланченко 2 хореографического коллектива" Классический танец".

Бо результатам работы опубликовано: ' •

1. Левина ?,!.К._, Голоыазов С.В. -Медико-биологическая оценка специально;: работоспособности балердн и Акторов ли_лтиру-;дих е.;, - В кн. Современные средства и методы восстановления работоспособности зысококвшш1идЕровакдьа спортом нов. - 1582.С-5-7.

2. Левина к.Н. Оценка соотношения ¿лзическо,; 'а ... изиологи-ческод нагрузки при з-кятиях хореографией. - Материалы научно-практическод контерендии. ^етродавлозск-Камчатски2. - 3933.,

с 37-39.

Тирах 100 экз. объем 1,0