Темы диссертаций по педагогике » Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические условия совершенствования художественно-публицистической деятельности в учреждениях культуры

Автореферат по педагогике на тему «Педагогические условия совершенствования художественно-публицистической деятельности в учреждениях культуры», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Автореферат
Автор научной работы
 Аскеров, Мирза Сафтарович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1993
Специальность ВАК РФ
 13.00.05
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Педагогические условия совершенствования художественно-публицистической деятельности в учреждениях культуры"

{

РГ6 од

ШбЮВС&ШРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ

На правах рукописи

АСКЕРОВ Мирза Сафтарович

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЧ1УБЛИЦИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ

•13.00.05. - "Теория, методика и организация культурно-просветительной деятельности".

.АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва - 1993

Работа выполнена на кафедре педагогики и психологии поъюъ-. окого ордена Трудового красного Знамени государственного института культуры.

Научный руководитель Официальные оппоненты

Ведущее учреждение

Защита состоится ' 17_* _ мая.'.'__1993 г. в 14^

на заседании специализированного совета 092.07.ОТ по присуждению ученой степени кандидата наук в Московской ордена Трудового Красного Знамени государственном институте культуры.

Адрес: 141400, Московская область, Хиики-б, ул.Бнблиотонгш,

Д.7.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке института.

Автореферат разослан^багтреля 1993 г .

- парков А.Л•, доктор педагогических наук, яроФессор

- Триолин в.К., доктор педагоги :ких наук, профессор

- Владимиров К.А., кандидат пеяагогн-ческих наук, доцент

- Российский институт культуротогии

-Ученый секретарь

специализированного л

совета, кандидат педа- ~

гогнческих. наук доцент Э.И.Петрова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА .ПИССКРТАЫИИ

Актуальность исследования. Смена педагогических смыслов уп-ровоззренческого характера, девальвация фундаментальных "елсе^ес-ких ценностей, составляющих основу общенациональной культуры и оп-рвделятаих гуманистические ориентира человеческого бытия, пепехол общества к рыночным отношениям, внедрении нового хозяйственного механизма в сфере культуры создали прои.емы в художественно-публицистической деятельности учреждений культуры. Внутренний кпизис культуры усугубляется внепними обстоятельствами - экспансией нежностей западной культуры, выступающих в качестве дополнительного фактора культурно-педагогической дезинтегоации. ясе это не позволяет определить перспективы деятельности учреждений культуры в целом, и особенно в очном из ведущих направлений художественно-пуб-лрт-истической деятельности.

На Фоке социальной напряженности общества, художественно-публицистическая деятельность призвана удовлетворять и (Нормировать эстетические и нравственные потребности человека, ^водить его в конкретно-историческуг систему социальных отношений.. Находясь в этой системе в качестве самостоятельно функционирующей и развивап-щейся по своим специфическим законам сферы духовного производства, художественно-публицистическая деятельность учреждений культуры обретает конкретные черты, смысл и Форму, поскольку мож°т остро, с больг раскрыть животрепещущие проблемы, касатечеся конкретной аудитории . Поэтому процесс Функционирования художественно-публицистической деятельности носит характер прямой зависимости, ачекватно? детерминации от педагогических условий, которые обеспечивает внутреннюю прочность, устойчивость, высоку- степень сопряженности всех компонентов и элементов данного Феномена.

В связи с динамичной сменой идеалов, отношений, принципов, духовных ценностей, образцов, норм повеления, кууиров, актуальность проблемы обусловлена следующими противоречиями меж^у:

- потребностями общества в сохранении художлственно-пуПлицис-•ической деятельностью как способа чувственно-художественного познания пира и утратой его социальной значимости на практике;

- назначением художественно-публицистической деятельности уч- \ реждений культуры и педагогическими условиями, котооые не способствуют раскрытие ее потенциальных возможностей интеллектуального и

эмоционального воздейстркя;

. - необходимостью сохранения пелостности художественно-публицистической деятельность« учреждении культуры от распада ее на отдельные компоненты и элемент ;

- потребностями учреждений культуры б специалистах, занимающихся этим видом духовно-практическоР деятельности и отсутствием концепту льного подхода в их потг-отовке р институтах культуры.

Степень науч!. i разпаботанности проблемы. Георетичес—тй аспект исследования педагогических условий художественно-публицистической деятельности пог;ебовал обратиться к философским трудам Афанасьева В.Г.,Андреева С.Ф., Абульхановой-Славской К.А., Арноль-дова д.И., Библера B.C., Давыдовой М.А., Иконниковой С.Н., Чету-ева В.М., Уледова А.К., определившим значение худо* чтренной культуры в духовно" тсиэни общества.

Данной проблемы касались и социологи: Анпреенков В.Г., Чол-, ков И.И., Иванов В4Н., Кабыща A.B., Колбановская В.В., Коробейников B.C., Оспиов Г.В., Рокин В.П., Ракитор А.И., Рывкина P.M., Харчев А.Г., Филиппов Ф.Р., изучавшие отношение различных групп населения к художественной деятельности.

Важное место в вопросах Функционирования художественной культуры зан: хают труды Апресяна А.Я., Андреева A.M., Дадамяна Г.Г., Кагана Ч.С., Лукина Г.А., Сохора Г.А.,Фокт-Бабушкина У.Г.,1!укер-мана B.C., которые лали анал..э влияния различных Факторов на художественный процесс.

В педагогической науке к данной проблеме обращались Азаров Ю.П., Бакланова Н.К., Иванов Н.И., Кузин B.C., Коробейников B.C., Хихачев Б.И., "орозов Б.М., Платонов К.К., Рувинский Х.И., Смирнов ГЛ., Соколов В.М., Уианский Л.И., рассматривание. (Тункциони-рование художественной культуры как целостный процесс.

Существует ряд исследований имещих научно-методическое зна-. ченио для изучения художественно-публицистической деятельности уч* ретдений культуры имеют труды, подготовленные Вановской Е.В., Катышевой Д.Н., Силиным А.Д., Селивановым Е.Д., Триадским В.А..Тумановым И.М.ЛПароевым И.Г. Чечетиныч А.И., в которых раскшваптся ре^иссерско-лраматургические основы массовых театрализованных представлений и праздников.

В кссде-срание проблем худогестреино-публипистиоеской деятельности учпетдений культуры особый вклад внесли Владимиров *\А.,Га-

гин В.Н., Генкин Д.М., Жарков \.Д., Каргин A.C., Конорич ".А., ротова Н.В., красильников Г.Д., Сасыхов A.B., Стрельцов Г.А., Триодин В.Е.

Существенны и пробелом в педагогической осмыслении функционирования художественно-публицисг...1еской деятельности является отсутствие специальных исследований по данной теме.

Таким образом, актуальность ксслецоваг -я neiarornveCK/x условий функционирования художественно-публицистической деятельности учреждений культуры определяется потребностями общества в совеош^н-ствовании этой деятельности и отсутствием ее на практике.

Учитывая актуальность и недостаточную разработанность проблемы диссертант.избрал объектом исследования художественно-публицистическую деятельность учреждений культуры, а предметом - педагогические условия функционирования художественно-публицистической деятельности учреждений культуры.

Предварительный анализ проблемы позволил сформулировать рабочую гипотезу исследования: гтроцег ■ создания педагогических услорий для "удожественно-публицистической деятельности учреждений культуры будет р-иболее эффективным, если в разработанной поограмме Fecb техно )гический процесс подчинен обшим закочомерностям этолгции социальных систем и предполагает создание условий перехода системы э режим самоорган'' ации и саморазвития.

Все это и определило це^ь исследования, которая состоит в поиске оптимальных педагогических условий художественно-публицистической деятельности учреждений культуры, через призму концепции целостного подхода к общему и профессиональному развитию личности.

данная цель обусловила необходимость ¿.ишения ряда взаимосвязанных исследовательских задач:

- рассмотреть сущность художественно-публицистической деятельности учреждений культуры в современный период;

- раскрыть возможности воздействия худоткестяекно-публицисти-ческой деятельности учреждений культуры на личность;

- выявить основные направления совершенствования организационных условий функционирования художественно-публицистической деятельности;

- выработать практические рекомендации по со »дани*? педагогических условий художественно-публицистической деятельности учпеж.че-

ний культуры.

Базами исследования стали московские Дворцы культуры - МВТУ

- А -

им.Баумана - контрольный и Московского.государственного университета им.Ломоносова - экспериментальный. ■

Выбор баз исследования был опрет* •'ен идентичностью решения ими художественно-публицистических чадач, территориальном расположением, наличием хоровых коллективов на обеих базах, розмо*ностью диссертанта участвовать в работе обоих баз, что со-^авало бтаго-приятние возмокности для сравнительного анализа, осуществления констатирующего и опытно-экспериментального чтапор исследования.

Теопеткко-мето'юлогическую основу ясслечования составили идеи демократизации и гумани1ации общества, роли искусства в тизня общества, внедрение в практическую деятельность учреждени1* культуры нового хозяйственного механизма, обеспечивающего в сФеое досуга условия для выбора личностью Форм участия в художествепно-публи-цистической деятельности.

В основу исследования была положена научная концепция полтора педагогических наук,профессора Азарова Г.П. о целостное по?ходе к процессу общ 1 и профессиональной подготовке специалистов в вузах культур: , о целостном развитии личности в основе которой легат основополагающие условия свободы и любви, в тайной концепции интеллектуально-эстетический потенциал, включающий познавательные процессы, эстетическое отношение к деятельности, творческие Формы воображения, развитую интуицию, занимают ведущее положение в художественном развитии личности.

Проблемы художественно-публицистической деятельности учреждений культуры рассматривались с позиций пезагогических и ястетичео-ких идей. А.Л.Андреева, С.Д.Беэклубенко, Г.Б.Борева, А.А Чухомлин-ского, м О.кнчбель, ,).С.Кузина и др.

Существенную роль в определении теоретической позиции диссертанта сыграли труды, обогащающие опыт хутотественно-гтубляцг^тичео-ко деятельности учреждений культуры, функционирующих в различных регионах Рос ли.

Все это овчзчвает устанавливать более тесные связи между социальной окружающей ср^чоЙ, с одной стороны, и специфическими педагогическими условиями в учреждениях культуры - с яругой.1

рпган..запия исследования. Исследование проводилось в течение

о«»ии лет /1985-199? гг./, в три этапа.

1 Эмм значительно облегчится проблема переориентации нынешней методологии эмпирических исследований: сначала следует проводить ' работы «рлентировочно - исследовательского плана 'установление диМюрвнниропаннЫл различий и выработка общей системы пепеченных', а ¿.атем формировать теоретические претполо»е!тя, по ялежащие экс-певичеятальнои проверке. В сравнительном исследовании типа на. квго обе стадии лелядатся существенными.

Первый этап /1984-1986 п ./ - предусматривал изучен:», и ана--Лиз философской, психологической, социологической, петагог^ческой, культурологической и художественно-публицистической научной .тите . ратуры с целью теоретического анализа состояния проблемы. На этом этапе происходила разработка программы, инструментария и методики исследования, подбор баз для проведения экспериментальной работы. На оонове' анализа документов, материалов, г. пио"ической печати, монографий и других публикаций по интересующим автора проблемам была сформирована методологическая часть программы исследования и намечен ее процедурный раздел. На основе контент-анализа документации Дворцов культуры было изучено состояние художественно-публиписти-ческой деятельности на обеих .базах. Для этого был выяялен реальный уровень . зятельности контрольной и экспериментальной баз.

На П этапе 987-1988 гг,/, носившем характер экспериментального исследования, в обоих Дворцах культуры проготилось : .учение объективных возможностей сове^ ленствования ху-зжественно-публицяс-тической деятельности учреждений . ультуры, а также степени реализации -тих возможностей на практике. В этих целях была разработана специальна прог-амма совершенствования художественнр-публиписти-ческо. деятельности на экспериментальной баг .

На Ш этапе /1989-1992 гг./, носившем Формирушщий характер,' проводилась опытно экспериментальная работа по внедрению в практику разработанной автором программы педагогических условий совеоиент ствования художественно-публицистической деятельности учреждений культуры с испол' ованием хорового коллектива в художественно-публицистически х программах.

Методика исследования включала целый комплекс различных методов, направленных на достижение поставленной цели. Это составление социологической документации - анкет, карт, опросных лис-зв, бесед, которые проводились со всеми категориями посетителей базовых учреждений культуры, всего участвовало 687 человек.

Метод наблюдения использовался в целях определения эффективности различных Форм художественно-публицистической деятельности прежде всего массовых и групповых программ, занятий в коллективах художественной самодеятельности, любительских объединениях художественно-публицистической направленности.

С применением выпе-казанных методов было осуществлено снятие первого среза уровня базовых учреждений культуры в хучее'ственно-

публицистической деятельности. •

. В рамках исследования был осуществлен социальао-педагогический эксперимент, в котором участвовало 3Ьб человек посетителей и 26 активистов. Цель эксперимента состояла в том, чтобы выявить потенциальные возможности художественно-публицистической деятельности учреждений культуры в современный период.

В прг-рамму социально-педагогического эксперимента входила апробация разработана л педагогической программы с овершенствования художественно-публицистической деятельности учреждений культуры:

- включение в различные виды предметной художественно-публицистической деятельности нас^.ения микрорайона и использование новых методик в подготовке художественно-публицистических программ. После реализации каждой программы проводился опрос, выяснялось мнение его участников, опре~элялась степень воздействия на аудиторию;

- осуществлялось внедрение хозрасчетных начал при подготовке "удокественно-публицистических программ: самофинансирование, самоокупаемость, самоуправление;

- совершенствование коммерческих структур художественно-публицистической деятельности учреждений культуры.

В контрольном Дворце культуры шла обычная работа по собственному планг в котором автор диссертации не предпринимал попыток изменить положение дел, а лишь наблюдал и Фиксировал результаты деятельности для сравнительно- :> анализа.

В процессе эксперимента в подготовке и проведении художественно-публицистических программ основное внимание уделялось созданию педагогических условий повышения их эффективности.

Создание оптимальных педагогических условий в базовом Дворце культуры потребовало значительной помощи 18 специалистов и штатных сотрудников.

В 1992 г. подводились окончательные итоги исследования. .Уточнялись основные теоретические выводы и практические рекомендации, осуществлялась проверка исходной гипотезы и конкретных результатов опытно-экспериментальной работы.

Достоверность исслед ания обеспечивалась использованием на всех этапах идентичного инструментария, применением взаимодопол-няи_/х методик, организацией экспериментально-опытной работы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования со?т^ тоят в том, что по-новояу рассмотрены понятие и сущностные характеристики художественно-публицистической деятельности учреждения культуры.

Впервые рассмотрена художественно-публицистическая л лтель- • ызсть учреждений культуры через призму целостного пропесса, обтего и профессионального развития личности его трех подсистем: технологическую, социально-психологические отношения и »уховног.тииностнь'е, что позволило выстроить систему способную «утко реагировать на -запросы личности, быть самоуправляемой, саморазвивающейся. Для *ыяс-нен'л. жизнеобеспечения системы исследованы едагоги^есняе условия художествелно-пуС^яцистической деятельности учреждении культуры, проведена экспериментальная работа.

В процессе экспериментальной работы выработан новый подход в методике подготовке и проведения художественно-публицистических' программ, направленной, на взаимодействие хутожественно-публяцис-тяческой информационно-просветительной и культурно-развлекательной деятельности -'чреждений культуры и использования выразительных средств хорового искусства.

Определены две группы педагогических условий повышения результативности художественно-публицис..тоеской деятельности. К первой груг з диссертант относит организационные условия: определение программы : удоке^твенно-публицистической деятельности учреждений культ^ы, в которой проявляется профессионал ю-гтрогностичгская деятельность специалистов, нацеленная на оптимизацию количества и качества разнообра,яых Форм культурно-досуговых программ, расширение их диапазона, что предстг 'ляет наибольгаие возможности для про-, явления активности личности, обогащение художественно-публицистических программ : •астие коллективов художественной самодеятельности, любительских объединений художественно-публицистической направленности. Вторая группа-условий касается привнесения хорового искусства в сложившиеся формы художественно-публицистической чеятель-ности, способствующие повышению их эмоционального воздействия, создание психолого-педагогических ситуаций для реализации социально-творческих способностей.личности.

Разработаны и внедрены в практику методические рекомендации для учреждений культуры, где автор дрлает акцент на то", *'то педагогические условия способствуют развитию многофункциональной прет-метной художественной деятельности, созданию иолжТункциональннх худокественно-публипистичесдах программ, различающихся по ¿¡-ор'.'ам организации и методам подготовки.

Практическая значимость исследования заключается г раэоабо-

тайных автором рекомендациях, предложениях и выводах, которые внедрены в практику во Дворцах культуры ЯГУ и ЧВТ.> им.Баумана Москвы и могут быть использованы в учреждениях культуры всех типов.

Материалы, полученные в ходе исследования данной проблемы используются в Московском государственном институте культуры в процессе преподавания курса "Режиссура худог.ественно-публяпистячес--ких прог; 1мм" и могут быть использованы в курсах "Педагогика", ■"Режиссура культур, j-развлекательных программ".

Содержание диссертации послужит важным подспорьем для препода вания теория и методикг культурно-досуговой деятельности в училищах культуры.

Внедрение хорового искусства в художественно-публицистические программы учреждений культуры Москвы показало прозг"?ивнэсть данноС методики, что п уволило зафиксировать реальные позитивные результаты. „

Апробация работы, осуществлялась по ряду направлений путем:

- опубликования результатов исследования в печати;

- выступлений: на научно-методической конференция "Совершенствование учебно-воспитательного процесса в институте культуры". Москва, 1989; на инструктивно-методических совещаниях 1988, семинарах работ шков учреждений культуры горкома профсоюзов высшей школы Москвы 1990 г.

Структура диссертации п^ дчинена логике научного поиска и последовательного изложения его результатов.

В. первой главе "Сущность хутотествечно-публицистической тея-тельности учреждений культуры" анализируется понятие хуто»ествен-по-публицистическая деятельность, рассмотрены организационные и педагогические условия Функционирования художественно-публицистической деятельности учреждений -культуры, что соответствует первой, второй и третьей тадачам исследования.

Во второ? главе "Целостный процесс - основной Фактор совершенствования художественно-публицистической деятельности учреждении культуры" на большом экспериментальном материале исслетуются значение основных элемен в в целостном процессе хуложестренно-публипистической деятельности где основными счагаемыми является пр^/четная деятельность, а также подготовка и проведение v • -т-венно-публицкстических программ, что соответствует четверо i-

4:1 исс."!е:ова!!ия.

Основное содержание диссертации

Во введении обосновывается актуальность проблемы, степень ее научной разработанности, раскрываются методологические.основы исследование, выдвигается гипотеза, определяются предмет и объест, пели и задачи, методика, научная новизна, практическая значимость, структура диссертации.

3 первой главе "Сущность художественно-публицистической деятельности учреждений культуры", сама хуто*е"",венно-публиписти«рскгиг деятельность рассматривается как объект иссле-гования, затем теоое-тические основы организационных и педагогических условий худотест-венно-публицистической деятельности учреждений культуоы. 3 первом параграфе I главы "Художественно-публицистическая деятельность учреждений культуры - как объект исследования" художественно-публицистическая деятельность рассматривается как особого сода »уховно-творческий целостный процесс. '

Исследование показало, что демократизация общества и трттрнт-рализация управления культурой требуют создания педагогических условий для реализации остро публицистических прогр .мм с художественным наполнением, это прежде всего переход на концепцию общего и ■ профессионального развития личности, что позволило рассмотреть сущность художественно-публицистической деятельности с новых позиций.

Анализируя понятие худотсественно-публициетипеекоЯ деятельности диссертант рассматривает ее Ггк полиФушспиональное образование, как суммарный стимулятор интеллектуальной и эмоциональной активности личности.

Проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что художественно-публицистическая деятельность культуры это сложный Феномен, где взаимодействие искусства и публицистики требует от специалистов высокого профессионального мастерства и подвижнического характера, что соответствует концепции общего и профессионального развития личности.

Отказ от внедрения регламентских начал при подготовке и про-■веде" чи худо*. .ствепно-публицистических программ, потребовал изменения и внутренней логики педагогического процесса в учреждении культуры. Это обусловлено переходом к решг-чю но"ых, более сложных задач, стимулирупзих качественные изменения в отношении к художественно-публицистической деятельности. Анализ показал, что масятабч, структура, динамика этого процесса могут не только распирать тт углублять круг решаемых ладач, но и обогащать механизм г.заи»/о*<,!<ст-

вия об-чекта к субъекта в учреждении культуры, взаимодополняя друг друга. Следовательно при таком подходе специалисты и сотрудники учреждений культуры получает возможность разработать и освоить сов-реж луп «етодичу подготовки и проведения худотеса-венно-публицис-тических программ.

Г.ме болеч острым является Еопрос струтуры х> джественно-пуб-л*1исткческой деятельности учреждений культуры. Анализируя избиения происходящие в обществе диссертант пришел к выводу о том, «то структура худоксственко-публипистяческой деятельности осят пони-Фонический характер и зависит от <!упкци2 учреждений культуры.

во "торо" ;;араграФ° "Организационные основы Функционирования художественно публицистической деятельности учреждений культуры" исследуется влияние демократизации общества, перехода к рыко^ным отношениям, ориентация на свободное принятие решений учреждениями культуры. С позиций концепции общего, и профессионального развития личности организационные оснот<ы - это технологическая полсястема, которая обеспечивает жизнедеятельность других подсистем.

Диссертант, анализируя организационные основы худогественно-публицистической деятельности, пришел к выводу о том, что в целостной системе - это тот ресурсный механизм создания структурных элементов я программы в целом, обуславливающий наиболее эффективный спосс5 достижения цчди.

Заявление организационных основ, которые в большей степени оказывают воздействие на Функционирование художественно-публяпяс-тич экой деятельности, создают условия для поиска эффективных средств, форм и методов, направленных на совершенствование деятельности учреждений культуры, определяется уровнем квалификации специалистов.

Среди организационных основ, оказывающих 'срое воздействие на Функционирование художественно-публицистической деятельности, диссертант выделяет наи^олер острое - состояние матеряально-техпиоес-кой базы к* иаличи финансов.

• одним из ведущих организационных уопорий вляется наличие творческих коллективов художественной направленности способных объединиться дл? решения общих задач на сценарно-ре*-яссерской основе.

Анализ документальных данный, их группировка и сравнение результатов^ позволил констатировать Фактор относительности организа-

1 метод обработки информации в исследования состоят т> отбопе и обобщения единиц художественно-публицистической деятельности тто /продолжение сноски см. на стр.11/

)

ционных возможностей многих форм худотественно-публ'тдисти"есной деятельности.

Диссертант пришел н выводу, что технологическая попстстрма, ценностные ориентация и установки личности, ее отнопепие к художественно-публицистической деятельности учреждений культуры поояв- ■ ляются во многом в зависи!'0ст: от взаимопроникновения всех тлех подсистем целостного процесса общего и профессионального развития личности. Поэтому специфика построения художественно-публицистической программы зависит ^ глубокого анализ адресата 'аудитории7.

Будучи производными целевых установок пе'агоитчрск^е услория организации художественно-публицистической деятельности учретденн54 культуры имеют относительную самостоятельность и способность активно влиять на участников творческого процесса и ау^торию. они могут тормозить социально-культурной активности трудящихся, .если ориентированы лишь на культурное обслуживание,людей л достаточно эгУек-тивно стимулировать ее, если обеспечивают поеобразовапие объекта художественно-публицистического воздействия в субъект.

Б третьем параграфе I главы гПедагогические сновы функционирования художественно-публицистической деятельности учреждений культуры", исследуются мотивы, потребности, интересы, психологические установки, ценностные ориентации людей как печагогчческт'е основы художественно-публицистической деятельности учпеждряий культуры.

Полученные материалы показывают, что среди посетителей экспериментального Дворца культуры МГУ, на художественно-публицистических программах присутствовало в основном 43?. моюдчх людей до лет. Из них 72% ответили, что они идут во Лворец культуры, отлучая потребность в острых впечатлениях о проблемах жизни, - в

культурном общении и лишь 6,2% - ъ участии в тактх дел . и ппопрс-сах, коюрые бы отличались от ппивы-шости обычной жизни. учитывая это в художественно-публкцистич' ской чрчтелькостн э"спгр-*"рптадь-ного Дворца культуры для молодых людей создавалась петагогичрск'-'о оспо™* колпе; ирного поиска, творчества, праздничного и НРФоп»аль-

/прод.сноски со стр.10/ - определенному почзнаку для получения показателя реально существующего процесса Я', отпаянного г док'^-ру'те. Напоимер, в годовых отчетах имеются показатели паботнико« упярчг.е-няи культуры Москвы, которые считают, что редко встое«а"тся на практике самоорганиэугдие (Торт х.удожестяенно-пуЗлнпт'стт'чг^ко? деятельности - танцевальные ревю, раздняк Троп - гитара" и дп. Ч исслеювания был осуществлен поиск реальных, но српчтых или отбросанных по различным источникам ин^ормзти »»еличин.

ного общения. Оти педагогические основы способствуют совпадению психологических устаногок молодежи, оЗгспе^ивают глубокое проникновение в содержание материала.

В диссертг -ц:и покапано как чувства, настроения, ценностные ориентации и установки личности, ее отношение к хутожественно-пуб-лицистической деятельности учреждений культуры проявляются во многим в зависимости от возможности их перехода в конкретное действие. Отсгда вытекае* вывод, что специфика методики построения всех видов предметной деятельности зависит от глубокого анализа адресата /аудитории/, его социально-психологических и демографических особенностей, потребностей л интересов, посещающего учреждение культуры, культурного социума в микрорайоне и системного показа аудитории художественно-публицистических программ.

Теоретический анализ, проведенный диссертантом показал, "то сК активность художественно-публицистической деятельности пропорционально зависит ,от создания целостного процесса, в котором специалисты выступают одновременно и как носители педагогического с 'нта и как создатели и потребители духовных ценностей.

Отсюда, на взгляд диссертанта, одним из'педагогических основ является: оценочные умения обобщать положительны" опыт, анализировать причины ошибок и определять пути их устранения; регулятивные -сйязанкий с учете« и .члэтролем качества художественно-публицистической деятельности.

Во второй главе "Целостный процесс - основной Фактор совершенствования художественно-публитистической деятельности учрежде-ннй культуры" рассматриваются результаты проведенного эксперимента, б котором диссь^гант предпринял попытку исследоват1 петагогя-ческие условия Функционирования худохествекко-г-Злицистической деятельности, как целостной системы, раскрыть те\лологию постю-ения различных моделей художествекно-чубляцистичес ¡их программ и хоровое искусство как ваЖйе5Ьяй структурный элемент художест^нко-публицисгичсской деятельности учреждений культуру.

В первом параграфе "Яедагогическир условия гТупкцяонироваяия х.удокественко-публицнстической деятельности т:ан гедостная система", излагается программа социально-педагогического эксперимента по выявлению педагогических условий Функционирования художественно-публицистической деятельности в учреждениях культуры..

Одна из важнейших задач эксперимента состояла в поиске механизма взаимодействия педагогики и художественно-публкцястическо4

деятельности, учитывая многогранность процесса, который проявляется как в функциях, роли :? значении художест^енно-п)блнцнотичрс-кой деятельности, в жизни общества, так и во взаимосвязи о общественным бытием, общественным сознанием, ее внутренней стпуит'пы, где отбор ^юрм, методов, имеет актуальное значение для ее Функционирования, во взаимодействии с педагогикой создается ломитанта интегрального образа действительности.

• Анализ показал, что 647, из всего объема художественно-публицистической деятельности обследуемых учреждений культуры осуществляется абстрактно, без каких-либо конкретных а*ресов, '-то исключает возможность определения ее результативности. Это происходит потому, что не определяется опорный уровень состояния группового сознания аудитории учреждения культуры, бея чяго трудпо выбрать необходимые Формы художественно-публицистической деятельности. Достаточно сказать, что в 38'£ художественно-публицистических программ отсутствует четко аргументированный выбор Яоом и методов работы, а в 23г■ не учитываются социально-демократические особенности аудитории, ее интересы, склонности, настроение. Это объясняется тем, что не проводится социологическое исследование эффективности художественно-публицистических программ тех или иных Форм, методов, приемов этой деятельности, выявляющих изменения, •роясходящие в духовном облике посетителей учреждений культуры.

Отношение к художественно-публицистической программе так же, .<ак и к любому другому виду предметной деятельпооти, во многом обусловлено личностным смыслом и зависит в не?*алой степени от того. как человек оценивает значение услышанного и увиденного, какую видит практическую целесообразность и пользу от полученной информации и того эмоционального заряда, который ее сопровождал. Лалее в систему педагогических условий следует включать:, а/ направленность на единство целей и зада«} сочетание *ос-й.ттания людей с вовлечением их в активную социальную деятельность» у«жтывать особенности различных групп населения;

б/ единство действий ви^х структурных подразделений учтк-жде-~ТГШ гультуры; любительских объединений, клу/лв по игтересам, сала'цельных коллективов, а также штатного аппарата п обществет-

ИИНОВ;

в> органическое соединение содержания и его эмоционального выражения в проводимих программах, углублений разностороннего воздействия на основе вызванного им эмоционального настроя,-

к -

г/ художественио-публитпстическая программа не может быть ин-ресна без психслого-педагогического изучения, без рассмотрения социальных и психологических проблем, п^ретяваемых личностью, коллег ивом, группой;

д/ деятельность зрителей нь. художественно-публицистической поогргмме педагогически направляется и рсулируе1. л. А зто в свою очередь означает, что художественно-публицистическая программа ¿ависи? от создания педагогических условий, где одним и.„ них является активность людей, включение их в технологию пост'эения различных моделей художественно-пу5лип:'.сти"пской программ.

Оо втором лграгра+е "Технология построения различных мотелей художествен!: -публицистических программ" рассмотпен один из вариантов педагогической првграмм художественно-публицистической деятельности.

Технология построения различных моделей художественно-публицистических программ опивается на созданные педагогические условия, где активное участие людей является обязательным.

йксперимент подтвердил необходимость осутдгствлеш'.я пе-тагоги-чеокой програч';^:, направленной на системное использование- различных групп Форм художественно-публицистической деятельности. Однако, как показал эксперимептный анализ, данная система требует коп-ректирогчи, определявшейся рядом объективных и субъективных Факторов, учета особенностей рыночных отношений, а также исторически слогивиихся культурных традиций, реально.проявляемых интересов и потребностей трудящихся, возможностей каждого конкретного убеждения культуры: состояния материально-технической базы, количества самодеятельных коллективов и т.д. .

Эксперимент предусматривал оптимизацию количественного и качественного разнообразил Форм художественно-публицистических программ . Преимущественное использование таких Форм* которые обеспечивают поэтапное вовлечение практически всех групп населения " процесс их подготовки и проведения.

После проведения цикла художествепно-публяцистических программ в экспериментальном Дворце кулът.\ры значительно усилилась положительная м^тиваш". ; желание не только посмотреть, но и поучаствовать /36,;г£/, попробовать сво^ силы в подготовке и проведения /23,3^/ программ, ' . .

На основе .полученных данных о чотивапия участия в програи'/ах

• >

художественно-публицистической наггравленлости била рпзоаботана методика их подготовки и проведения.

Опрос, проведенный среди участников экспсоимеитальн'гх художественно-публицистических программ, "• которые были подготовлены по новой методике, показа^, что 28,9« были удовлетвопои«: угюгн<г/ проведения, созданием свободно.! непринужденно- обстановки.

учитывая специфику проведения в учреждениях культуры хутоте-ственно-публицкстических "пограм'*, заклпча"-"—'пся в повторно* демонстрации одной и той же программы, диссертант практиковал их проведение в различных нотификациях.

Результаты показывают, что 83,6% участников и 97,3"? зрителей были удовлетворены тем, что в худочсественно-публяцистичесг х программах>стал включаться ::гровой метод подготовки и прове-епия. 76,8' участников и 69,3» зрителей высказались за использование метода игры, то есть те элементы, которые являются пементнрующч'-н в методике художественно-публицистической деятельности учреждений культуры.

Специфической особенностью, подготовленных н^ их основе художественно-публицистических программ, является отбор выразительных средств, постановочные возможности, сценическая площадка, которые оказывают влияние на технологию создания представления от • зарождения замысла до его воплощения.

В третьем параграфе "Хоровог'искусство - важнейший структурный элемент художественно-публицистической деятельности в учреждениях культуры* раскрываются внутренние механизмы этого наиболее распространенного вида художественно-публицистической деятельности.

На основе многолетних поисков было установлено, что хововое искусство может стать интегратором всех структурных элементов в художественно-публицистических программах.

Под воздействием методики интеграции разных структурных элементов значительно поднялся уровень удовлетворенности у участников х~оовых л :лектквов. С 24£ до 69,4$ поднялся уровепь удовлетворенности содержанием занятий у участников хоровых коллективов, когда они стали регулярно участвовать в по"~отовке и проведении художественно-публицистических программ. Однако пока только ТС' членов хорового коллектива участвовало в подготовке тудотст^ен-но-публицистических программ, остальные выступали в качестве зпи-

- Io - .

телсй. Несмотря на относительно низкий процент участников тенденция в целим положительная.

В течение многолетнего эксперимента учалось постигнуть определенной гармонии в деятельности хоровых коллективов. Они участвовали в календарных праздниках, обрядах, массовых гуляниях, как сам тстояте..jHbie коллективы и кок структурный элемент художественно-публицистической программы.

Участники хоровы< коллективов пап.'влиянием создания новой целевой усглнтвк/. на художественно-публицистическую деятельность, осознали свою функцию и значение расширения границ своей деятельности. Это позволило применить новь:е( более углубленные способы учебн'-репетиционной работы .: включить в подготовку к участию в художественно-публицистических программах элементарные познания в ецена^ийной и режиссерской подготовке.

В заключении подводятся итоги исследования, сопоставляется гипотеза и результаты. Делаются выводы о том, что изучение'резуль-тотивности художественно-публицистической деятельности в учреждениях культуры следует осуществлять на основе создания оптимальных педагогических условий, которые находятся в постоянном, нередко крайне противоречивом взаимодействии. Другой вывод состоит в том, что чем содержательнее и разнообразнее переживания и сопереживания участников и зрителей б процессе восприятия художественно-' публицистической программы, том выше уровень методики их подготовки и проведения.

По материалам исследования опубликованы следующие работы:

1. Сущность художественно публицистической деятельности учреждений культуры в современный период. ЦГИК,- М., 1993.- 41 с,-Библиог^аф.: о назв.-Деп. в НИО Лнформкультура Российской гос. б-ки 09.C4.Sj, !Г 2711 '

2. Хоровое искусство как структурный элемент художественно-публицистической деятельное ч. MTHK.-M.J 1993.- 26 .е.- ■ Библиогр.: 6. назв.- Деп. в НИО Информкультура Российской гос. б-ки 09.04.С , № 2712