Темы диссертаций по педагогике » Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Социально-культурные факторы развития вьетнамского кинематографа

Автореферат по педагогике на тему «Социально-культурные факторы развития вьетнамского кинематографа», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Автореферат
Автор научной работы
 Нгуен Тхи Хань Ле
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2000
Специальность ВАК РФ
 13.00.05
Диссертация по педагогике на тему «Социально-культурные факторы развития вьетнамского кинематографа», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Социально-культурные факторы развития вьетнамского кинематографа"

На правах рукописи

РГб од

Нгуен ТхиХаиьЛе -д ИОЯ ИИ

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ВЬЕТНАМСКОГО КИНЕМАТОГРАФА

13.00.05 -теория, методика и организация культурно-просветительной деятельности

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва - 2000

Работа выполнена в Институте экономики, управления к права Московского государственного университета культуры и искусств

Научные руководители - кандидат педагогических наук,

Ведущая организация - Институт востоковедения РАН

Защита состоится в « 9 »октября 2000г. в 12.30

на заседании диссертационного совета Д. 092.07.02 по присуждению ученой степени кандидата наук в Московском государственном университете культуры и искусств по адресу: 141400, Московская область, г. Химкя-6, ул. Библиотечная, д. 7

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке университета.

Автореферат разослан « Т » сгмтя£ря2000г.

профессор Клеппер Е.В., • кандидат экономических наук, профессор Нагибина В.В.

Официальные оппоненты - доктор педагогических наук,

профессор Сокольникова Н.М., - кандидат педагогических наук, профессор Красильников Ю.Д.

Ученый секретарь диссертационного совета

Петрова Э.И.

*

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования: Проблемы социально-культурных факторов развития кинематографа Вьетнама в современных условиях достаточно новы и до сих пор не исследовались на научном уровне.

Кинематографическая деятельность имеет своей целью удовлетворение социально-культурных (художественных, эстетических, информационных, коммуникативных, развлекательных и т.д.) потребностей, проявляющихся в определенных установках восприятия. В ходе общественного развития формируются новые потребности в кинематографической деятельности в целом, а также возникают определенные представления о кино - особый его образ, который может не совпадать с реальным кинематографическим процессом. Исследование социально-культурных факторов кино позволяет осваивать комплекс вопросов, в который входят специфика и условия кинопроизводства, проката, показа фильмов, подготовки кадров кинематографа, прогнозирования развития кино и т.д.

Важным моментом настоящего исследования является то, что кино рассматривается как одна из составляющих частей сферы социально-культурной деятельности государства. Исследуется соединение статичных и динамических аспектов изучения взаимодействия кино и зрителя с точки зрения исторически изменяющихся процессов социально-культурных и экономических преобразований страны, а также истории кинематографической деятельности в целом.

Социально-культурные факторы развития вьетнамской кинематографической деятельности включают в себя комплекс вопросов, связанных не только с функционированием, но и с дальнейшим развитием и влиянием кино на общество. Анализ и обобщение социально-культурных факторов развития вьетнамского кино позволяют выявить возможности повышения его воспитательного воздействия, определить пути дальнейшего совершенствования кинематографа в условиях социально-культурного и экономического реформирования страны.

При определении социально-культурных факторов развития вьетнамского национального кинематографа в современных условиях следует всесторонне учитывать разные стороны кинодеятельности, в основе которой лежат: состояние и тенденция развития

кинопроизводства, проката, показа фильмов, обеспечение кадрами; государственная политика поддержки национального кинематографа.

Вопрос развития вьетнамской национальной кинематографии неотделим от политической линии, которая проводилась в этой области на протяжения много лет и, вероятно, должен рассматриваться в общем контексте традиционного понимания особенностей национального развития в целом и национальных особенностей в культуре. Мы не вправе оценивать современное кино вне контекста исторического развития страны и ее искусства. В противном случае мы не сможем разобраться в вопросах воспитательного содержания современного фильма и в оценке его задач, а также в том, что представляет собой и как должно развиваться современное национальное кино с учетом менталитета народа.

В отличие от развития кинодеятельности во многих западных государствах, где она расценивается как бизнес, государственная политика во Вьетнаме высоко оценивает воспитательную функцию кино и подтверждает важное место кинематографии в области социально-культурной деятельности страны. Вьетнамский кинематограф считает своей первейшей задачей достижение художественной и воспитательной ценности, доведение до зрителя высших духовных идеалов, конечная цель которых сделать человека совершеннее.

Основные пути совершенствования национального кино должны соответствовать особенностям государства, не отвергая и опыт кинематографии других стран. Общая тенденция в мировом кино внимание к сотрудничеству между кино и телевидением в демонстрации фильмов. В связи с этим, определена необходимость создания во Вьетнаме новых форм сотрудничества между кинематографом и телевидением.

Учитывая слабую разработанность теории и методики обеспечения кадрами кинематографа и возрастающую потребность в профессиональных кинематографистах, владеющих знаниями кинодеятельности, в данной работе также изучается проблема подготовки кадров для вьетнамского кинематографа на современном этапе. Это позволяет эффективно решать задачи развития национального кино и повышения его воспитательного воздействия в условиях социально-культурных и экономических преобразований.

При анализе развития вьетнамского кино, мы не ставили целью его всестороннее изучение. Наша основная задача заключалась в том,

чтобы создать картину вьетнамского кинематографа с точки зрения социально-культурных факторов его развития.

Актуачьность данной работы обусловлена ее темой, отвечающей на вопрос о развитии вьетнамского кино в условиях социально-культурных и экономических преобразований страны. Автором данной диссертации на основе анализа социально-культурных факторов развития вьетнамского кино, была сделана попытка, внести свой посильный вклад в дело совершенствования вьетнамского национального кино на современном этапе.

Степень разработанности исследования

Во Вьетнаме проблему развития кино разрабатывали исследователи-киноведы: Бань Чау, Фам Нгок Чыонг, Нго Фыонг Лай и др. Особый интерес представляют такие публикации, как монография «Спутник экрана» Нго Фыонг Лан, сборник «Народность вьетнамского кино», включающий статьи ряда авторов. В них глубоко разработаны проблемы совершенствования художественного уровня вьетнамского кино и сохранения его национальных традиций. В определенной степени они были использованы при проведении комплексного анализа состояния кинематографа Вьетнама.

Для анализа социально-культурных факторов развития кино в их взаимосвязи использованы российские, зарубежные и отечественные (вьетнамские) кулыурологические, педагогические, экономические и киноведческие исследования. Однако фундаментальные исследования обобщающего характера, отражающие социатьно-культурные факторы развития кино Вьетнама, отсутствуют.

В связи с этим при подготовке диссертации особое внимание уделялось соответствующим работам российских авторов: Рачука И.А., Жабского М.И., Лукшина И.П., Токарева И.Е., Иосифана С.А., Дробашенко C.B., Зака М.Е., Садчикова И.И., Волковой В.В., Богданова М.А., Власова М.П., Александрова Г.В. и др.

Большой вклад в исследование проблемы социально-культурных факторов кинематографической деятельности внес один из ведущих российских историков кино Лебедев Н А.. В рамках этой проблематики изучались проблемы: структура и динамика кинопублики, типология зрителей, характер отношения различных социально-демографических групп населения к кино, мотивы посещения кино, факторы, определяющие прокатный успех, влияние изменений в структуре

свободного времени на посещаемость кино, взаимоотношение кино и телевидения и т.д.

Американские социологи Г. Блумер, Р. Петершон, Л. Терстон с педагогическими целями проводили исследования влияния кино на молодежь. Исследовательская работа велась в двух направлениях:

- эмпирические исследования институциональных аспектов кинематографа публики и производства, в ходе которых накапливались данные о закономерностях производства и функционирования фильма.

- изучение содержания «экранного мира», механизмов воздействия кино на зрителя.

Наибольший интерес для данного исследования представляют выдвинутые гипотезы и научные теории, рассматривающие влияния социально-культурных и экономических преобразований страны на состояние, перспективы развития кинематографа. Во многом сходные условия России и Вьетнама позволяют достаточно аргуменнтировано применять российский опыт к явлениям, происходящим в кинематографе Вьетнама.

Следует отметить работы Александрова Г.В., Андреева Б.Б., Дробашенко C.B., Зака М.Е. и др. Среди этих публикаций особое место занимают работы: Дробашенко C.B. «Процессы перестройки и проблемы творчества в кинематографе и педагогике», Д. Дондурея «Российское кино: парадоксы обновления», посвященные изучению проблем развития российского кинематографа на современном этапе. Авторы размышляют над многими дискуссионными проблемами развития кино в условиях социально-культурных и экономических преобразований страны.

В сфере изучения актуальных вопросов подготовки кадров для различных областей культурно-досуговой деятельности большой интерес представляют работы, рассматривающие специфику обучения в учебных заведениях культуры, Арнсшьдова А.И., Баклановой Н.К., Баклановой Т.И, Вохрышевой М.Г., Горловой И.И., Жаркова А.Д., Зазыкина В.Г., Ивановой И.А., Иконниковой С.Н., Каргина A.C., Киселевой Т.Г., Кротовой Н.В., Клеппер Е.В., Стрельцова Ю.А., Нагибиной В.В., Красильникова Ю.Д. и др.

Педагогические основы подготовки кадров, обеспечивающие их адаптацию к условиям социально-культурных и экономических преобразований страны, рассмотрены в различных публикациях, среди которых особое место занимают работы Садчикова И.И. «К вопросу о

концепции нового ВГИКа», Волковой В.В. «Проблемы определения потребности в специалистах кинематографии» и др.

В диссертации использованы материалы крупнейших библиотек: Российской государственной библиотеки, Российской государственной библиотеки иностранной литературы; во Вьетнаме использованы фонды Национальной библиотеки (г. Ханоя), Библиотеки общественных наук и ДР-

Цель исследования состоит в обосновании ведущих социально-культурных факторов развития вьетнамского национального кино и выявлении на этой основе направления его совершенствования.

Для достижения цели исследования в работе были поставлены следующие задачи:

- раскрыть основные исторические этапы формирования вьетнамского кино;

проанализировать современное состояние вьетнамского кинематографа (кинопроизводство, прокат, показ фильмов и обеспечение кадрами);

- изучить культурно-просветительные аспекты кинодеятельности Вьетнама;

определить реализацию воспитательного потенциала вьетнамского кино;

выявить роль государственной политики поддержки национального кино;

- определить формы сотрудничества кино и телевидения

- изучить проблемы подготовки кадров кинематографа с учетом социально-культурных и экономических преобразований в стране.

- дать рекомендации по совершенствованию вьетнамского национального кинематографа в современных социально-культурных и экономических условиях.

Объектом исследования явились социально-культурные факторы вьетнамского кино.

Предмет исследования - процесс развития вьетнамского кинематографа.

Гипотезу исследования составило предположение о том, что изучение социально-культурных факторов развития вьетнамского кинематографа повысит возможности реализации воспитательного потенциала кино и выявит тенденции развития кинематографа. Основные направления совершенствования вьетнамского кинематографа

должны осуществляться в соответствии с условиями социально-культурного и экономического реформирования страны.

Методологической основой исследования являются идеи российских ученых различных поколений - Выготского Л.С., Ушинского К.Д., Лосского НО., Розанова ВВ., Макаренко A.C., Арнольдова А.И., Азарова Ю.П., Баклановой Н.К., Баклановой Т.И., Карамышева А.Л., Кузина B.C., а также западных исследователей М, Вебера, И. Канта, Т. Манна, Ж.-Ж. Руссо, Э. Фромма и др. о творческом развитии личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, о профессиональном и педагогическом мастерстве, педагогической технике и ее значении в воспитательном процессе личности, относящиеся к решению проблемы, поставленной в данном исследовании.

В центре внимания диссертанта были концепции, разработанные кафедрой драматургии ВГИК, кафедрой социально-культурной деятельности МГУКИ, Института управления, экономики и права МГУТСИ. Среди множества новаций наше внимание было направлено на культурное влияние педагогической деятельности на личность профессионала, работающего в сфере кинематографии, главной и основной чертой которой должно стать не только умение способствовать повышению материального благосостояния киноотрасли, но и активное участие в гуманизации зрителей, воспитание их эстетического и патриотического чувств.

Методы исследования обусловлены спецификой поставленных в нем задач и включают в себя научный анализ литературы по проблеме диссертации, изучение кинопродукции Вьетнама и сравнение опыта практического кинообслуживания населения во Вьетнаме, России и в других странах, а также анализ документации. В исследовательской работе автором использовались методы: логического анализа исторического процесса (вьетнамский кинематограф рассматривается в развитии, соответствующем определенным конкретным этапам социально-экономических условий в стране); опрос кинозрителей, беседы с руководителями киностудий и телевидения; комплексного анализа (исследование вьетнамского кинематографа базируется на анализе динамики взаимодействия всех его подотраслей: кинопроизводства, кинопроката, кинопоказа и обеспеченности кадрами).

Основные этапы исследования:

Исследование проводилось с 1997 по 2000 гг.

На первом этапе (1996-1997гг.) изучались и анализировались документы и литературные источники, необходимые для составления объективной характеристики содержания, форм и методов исследуемого феномена.

На втором этапе (1997-1999гг.) выявлялось состояние вьетнамского кинематографа в условиях социально-культурных и экономических преобразований страны. Исследовались социально-культурные факторы развития вьетнамской кинематографии.

Третий этап (1998-2000гг.) был посвящен обобщению педагогических основ единой системы подготовки кадров кинематографа, написанию и литературному оформлению диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость результатов исследования состоят в том, что впервые рассмотрены история и современное состояние вьетнамского кинематографа с точки зрения социально-культурных факторов его развития.

Принципиально новым с нашей точки зрения является и комплексный подход к кинематографической деятельности, включающей кинопроизводство, кинопрокат, кинопоказ и подготовку кадров, каждый из которых рассматривается в свете воспитательного воздействия на зрителя.

Выдвинутое положение о непосредственном государственном влиянии на национальную кинематографию как фактора ее развития, безусловно является дискуссионным. Однако обоснование этой точки зрения содержит, по нашему мнению, элементы научной новизны, отражает опыт стран Юго-Восточной Азии н их понимание демократического процесса в соответствии с менталитетом вьетнамского народа.

Практическая значимость исследования заключается в разработке конкретных направлений развития вьетнамского кинематографа в условиях социально-культурного и экономического реформирования в стране, которые могут быть использованы Управлением по делам кинематографии Вьетнама. Результаты исследования, полученные в данной работе, также могут быть учтены при формировании системы подготовки кадров и дальнейшей разработке законодательной базы вьетнамской кинематографии. В диссертации разработаны варианты учебных планов с учетом требований к

комплексной подготовке специалистов в области кинематографа и соответствующих образовательных стандартов. Проведено их экспериментальное внедрение в практику работы Вьетнамского государственного института кинематографии и театра.

На защиту выносятся следующие положения:

- теоретическое обоснование социально-культурных факторов развития вьетнамской кинематографической кинодеятельности в современных условиях;

- необходимость комплексного подхода к всем звеньям кинематографической деятельности, включающей кинопроизводство, прокат, показ фильмов и подготовку кадров;

- необходимость проведения системной государственной политики в области кинематографии, направленной на развитие воспитательного значения кино, сохранения национальных традиций путем создания законодательных основ, единого управления и финансирования;

включение в систему национального кинематографа педагогических технологий, направленных на гуманизацию личности и эстетического воспитания зрителей;

актуальность профессиональной подготовки кадров кинематографа с учетом социально-культурного и экономического реформирования в стране.

Апробация работы осуществлялась в ходе исследования при получении его основных результатов, которые были изложены на заседаниях кафедры экономики и управления культуры МГУКИ, на научной конференции молодых исследователей, состоявшейся в Москве 21-23 февраля 2000 года, а также в тезисах «История развития вьетнамского кино», опубликованных в сборнике «Историческое единство человечества и его многонациональных культур» (М,: МГУКИ, 2000 г.).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяется объект, предмет, цель, задачи, методы исследования, степень его научной разработанности. Раскрывается научная новизна и практическая значимость работы, формулируются положения, выносимые на защиту.

Первая глава «Вьетнамский кинематограф как сфера социально-культурной деятельности государства» состоит из трех параграфов.

В первом параграфе «История формирования вьетнамского национального кино» показаны основные характеристики вьетнамского кино на всех этапах его истории.

Обращаясь к анализу истории формирования вьетнамского кино, автор стремился к выявлению основных чертов вьетнамского национального кино. Через призму истории развития вьетнамского кино можно понять многое из того, что происходит в современной кинематографической деятельности Вьетнама сегодня. Особо подчеркивается гуманистический, культурологический, развивающий характер вьетнамского кино, его значимые культурные цели.

Важным моментом в настоящем исследовании является выявление понимания роли вьетнамской кинематографии как средства воспитания масс со стороны государства. Были отмечены характерные особенности кинематографии Вьетнама, которая зародилась во время войны. Кино считалось оружьем революции, финансировалось государством, и обслуживало его политические цели. Рассматривая развитие вьетнамского кинематографа в период становления, исследователи кино определили три его главные черты: документальность, реальность, и народность.

Во втором параграфе «Культурно-просветительные аспекты кинодеятельности Вьетнама» рассматривается эстетическое воспитание как один из ведущих социально-культурных факторов вьетнамского кино.

Диссертант обращается к трудам ряда российских авторов (H.A. Лебедева, В.И. Волкова, С.А. Иосифана и др.), а также зарубежных авторов (Д. Джарви, Э. Тюдор), посвященным проблеме социально-культурных факторов развития кино. В настоящее время многие зарубежные киноведы дискутируют вопросы о функциях искусства.

Обращаясь к изучению воспитательного воздействия кино на народные массы, мы не ставили целью его всестороннее исследование в философском смысле. Наша основная задача заключалась в том, чтобы определить необходимость и значение воспитательного воздействия кино на вьетнамский народ в современных условиях. Традиционно во Вьетнаме основной задачей киноискусства считается воспитательное воздействие на зрителей. В отличие от представлений, распространенных в многих других государствах, такая позиция остается неизменной и не

подвергается пересмотру. Вьетнамский кинематограф направлен на доведение до зрителей общечеловеческих и национальных ценностей, создание нравственных ориентиров, воспитание возвышенных чувства.

Важным моментом в настоящем исследовании является раскрытие критериев эффективного использования педагогических технологий эстетического воспитания молодежи средствами кино.

Эффективность эстетического развития молодых людей с использованием педагогических технологий эстетического воспитания средствами кино определяется системой научно разработанных критериев. Необходимость определения критериев связана с решением вопроса об уровнях эстетического воспитания молодежи средствами кино и телевидения в их взаимодействии, которая является интегративным показателем эстетического развития, эстетического образования и воспитания.

Диссертант обращается к трудам ряда российских авторов (Андреева Б.Б., Дробашенко C.B., Садчикова И.И. и др.), в которых рассматриваются культурно-просветительные аспекты кинодеятелыюсти и делает вывод о том, что кино несет в себе заряд культурно-просветительной деятельности. На основе теоретического анализа современных исследований в области психологии искусства можно определить содержательную сущность эстети ческою развития молодежи средствами кино и телевидения, включив в нес эстетическое воспитание личности, состоящее из системы определенных эстетических установок, мотивов, ценностных ориентаций, художественных интересов и •эстетических идеалов.

В третьем параграфе «Состояние национального кинематографа в современных социально-культурных и экономических условиях» были проанализированы определенные сквозные показатели, объединяющие деятельность всех звеньев вьетнамского кинематографа: кинопроизводство, кинопрокат, кинопоказ, обеспеченность отрасли квалифицированными кадрами с целью выяснения его состояния, тенденции развития в условиях реформирования страны.

Киноискусство рассматривается как художественное творчество, развивающееся на основе современной прогрессивной материально-технической базы. Анализ общего состояния кинодеятельности во Вьетнаме в начале социально-экономического реформирования страны (1987-1992) показал, что организация и управление кинематографом в период перехода к рыночной экономике оказались в состоянии развала,

было выявлено много недостатков; материально-техническая база всей киноотрасли ухудшалась. Проблема художественной и воспитательной ценности кинопроизведения утратила свое значение для частного кино. Можно сказать, что в начале переходного периода вьетнамская кинематография испытала негативные явления.

С 1992 г. по настоящее время кинопроизводство Вьетнама развивается при финансовой поддержке со стороны государства. Киноотрасль Вьетнама ежегодно производила 8-10 художественных кинофильмов, 20 видеофильмов, 20 научно-документальных фильмов и 10 мультфильмов. Кроме этого, ежегодно снимаюсь около 200 телефильмов для распространения по телевидению.

Исследования современного состояния вьетнамского кино выявили актуальные требования к совершенствованию национального кинематографа. Принципиально новым с нашей точки зрения является и комплексный подход к кинодеятельности, включающей кинопроизводство, кинопрокат, кинопоказ и подготовку кадров; каждая из этих составляющих рассматривается в свете воспитательного воздействия на зрителя.

Вьетнамский кинематограф в процессе своего обновления должен учитывать влияние тенденций развития мирового кино. Киноотрасли необходимо не только повышать художественное качество своей продукции, но и укреплять свою материально-техническую базу. Для развития национального кино в условиях социально-культурного и экономического реформирования страны требуется всесторонняя государственная поддержка в области законодательства, создание единой системы управления и финансирования.

В чевертом перзграфе «Государственная политика по развитию национального кинематографа» анализируется государственная политика поддержки кинематографической деятельности во Вьетнаме.

Государственная политика поддержки кино рассматривается как один из самых важных социально-культурных факторов развития вьетнамской национальной кинематографии.

Вьетнамское государство берет на себя роль идейной, художественной и эстетической ориентации при производстве фильмов, импорте-экспорте фильмов и их распространении. Для укрепления национального кино вьетнамское государство ежегодно заказывает и финансирует расходы на производство художественных кинофильмов, мулыфильмов для детей и научно-документальных фильмов. В области распространения фильмов государство финансирует прокат фильмов не

только в городах, но и в деревнях, в горных и отдаленных районах, где проживают национальные меньшинства. С целью обеспечения кадрами кинематорафа государство организует формы повышения квалификации киноработников, как например, семинары, учебные поездки за рубеж и т.д. Государство поддерживает международный обмен кинопродукции и финансирует расходы, связанные с участием вьетнамских фильмов в международных кинофестивалях.

Можно сказать, что государственная политика по поддержке национального кино сумела спасти вьетнамский кинематограф от тяжелого кризисного состояния, которое было в начале переходного периода. Благодаря государственной политике поддержки, киноотрасль Вьетнама начинала справляться с трудностями в условиях социально-культурного и экономического реформирования страны.

Вторая глава «Основные факторы повышения воспитательною воздействия вьетнамского кино в современных социально-культурных и экономических условиях» состоит из трех параграфов.

В первом параграфе «Реализация воспитательного потенциала вьетнамского кино» выявлена кинопотребность населения Вьетнама, анализируются основное содержание и формы реализации воспитательного потенциала национального кино.

Показаны результаты проведенных опросов кинозрителей: среднесгатический вьетнамец (по данным переписи 1999 г. население Вьетнама составляет в 76,7 млн. человек) любит смотреть отечественные фильмы, которые близки его психологии, национальным традициям. Результаты исследований кинопотребности во Вьетнаме свидетельствуют, что число кинозрителей (и в кинотеатрах, и использующих семейные видеомагнитофоны и телевизоры) превалирует над всеми другими аудиториями потребителей.

Расчет кинопотребности народа показывает расширение сферы распространения воспитательного воздействия кинематографа, повышение уровня эстетического образования кинозрителей. Кинематографисты должны повышать свою квалификацию, способность создавать ценные кинопроизведения, удовлетворяющие потребности зрителя.

В этой части диссертационной работы ставится вопрос о кинообразовании не в узкопрофессиональном, а в широком смысле этого понятия, подразумевающего вовлечение в кинопроцесс обширной подготовленной зрительской аудитории. Проблема распространения аудиовизуальной грамотности, особенно среди молодежи, совершенствования вкуса зрителей, остро стоит не только во Вьетнаме,

но и во многих странах мира. Кинематографисты обсуждают вопрос, как помочь юным зрителям сориентироваться в существующем кинопотоке, как защитить их от киносуррогатов, как развить способности к эмоциональному соучастию.

Одним из новых аспектов реализации воспитательного потенциала кино является использование его в учебном процессе. В современной школьной практике кинематограф чаще всего используется на уроках истории и литературы, но в основном только как иллюстративный материал.

Вьетнамское правительство высоко оцениваег воспитательную функцию кино и активно поддерживает национальное кино с целью создания ценных кинопроизведений. В развитии производства и демонстрации фильмов во Вьетнаме с 1992 г. и по настоящее время сформировались две группы фильмов, соответствующие различными подходам к воспитательному воздействию кино на массового зрителя:

Группа заказных фильмов включает фильмы, которые снимаются по заказу государства: научно-документальные фильмы, мультфильмы и масштабные художественные фильмы, имеющие историческое и политическое значение. Государство ежегодно заказывает крупномасштабные фильмы о важных исторических событиях вьетнамского народа и полностью финансирует производстве этих фильмов.

Действительно, благодаря финансовой поддержке государства производители фильмов имеют средства и условия для работы. Несмотря на то, что одной из задач заказных фильмов является политическое образование, эти фильмы имеют и художественную ценность. Картина «Перекрест Донглок», рассказывающая о жизни и смерти десяти молодых девушек на фронте во время войны против американской агрессии, завоевал большие симпатии киноаудитории и собирает количество зрителей в десять раз больше, чем зарубежные фильмы, и в тридцать раз больше, чем отечественные коммерческие и развлекательные фильмы.

Вторая группа фильмов включает художественные фильмы, поставленные по сценариям, имеющим художественную, воспитательную ценность. Ежегодно государство финансирует 60-80% расходов, используемых на производство этих фильмов.

Вьетнамским кинематографам в последние годы удалось поставить значительные кинопроизведения. Вьетнамская кинопродукция начинает активнее участвовать в международных кинофестивалях. Многие киноленты были отмечены заслуженными нафадами, например

фильм «Те, кто прошли долгий путь» режиссер Ле Хоанг, получил в «Специальный приз» на Международном кинофестивале в Сингапуре в 1996 г., премию «Серебряный аэростат» на Международном кинофестивале в Нанте (1997), «Серебряный приз» на Международном кинофестивале Бергамо (1997); фильм «Светлая полоса в жизни» (режиссер Ву Суан Хынг) получил Премию кинозрителей на Международном кинофестивале Нью Порт Бич (США, 1998 г.) и т.д.

Во втором параграфе «Развитие сотрудничества между кино и телевидением Вьетнама» анализируются особенности развития вьетнамского телевидения и выдвигаются предложения о создании новых форм сотрудничества кино с телевидением Вьетнама на современном этапе.

В результате исследования особенностей вьетнамского телевидения, а также результатов изучения опыта развития кино и телевидения в разных странах, особенно в США, утверждается актуальность создаиия сотрудничества между кино и телевидением Вьетнама.

Во Вьетнаме кино и телевидение, являющиеся государственными сферами, принадлежат двум разным органам управления - киноотрасль относится к Министерству культуры и информации, а телевидение непосредственно принадлежит Правительству СРВ. Из-за отсутствия законодательства о кино и обшего управления со стороны государства проблема сотрудничества между кино и телевидением во Вьетнаме достаточно нова и требует своего решения.

В соответствии с принципами государственного управления кинофильмы и видеофильмы во Вьетнаме производятся в киностудиях, а телефильмы - на телестудии. Государство ежегодно заказывает и полностью финансирует производство 200 телефильмов. Молодая телестудия Вьетнама (была открыта в 1996 году) из-за нехватки творческих работников, брала в производство 200 фильмов в год. Одновременно все государственные киностудии, где сосредоточено большое количество киноработников, производят только 8-10 фильмов в год. Для всего штата не хватает фонда заработной платы. Практика такова, что многие киносценаристы, кинорежиссеры, операторы, актеры киностудий стали подрабатывать на телестудии.

Для рационального решения этого противоречия, на наш взгляд, можно создать следующие формы сотрудничества между кино и телевидением :

- Наряду с подготовкой телережиссеров, телесценаристов и других специалистов, которые будут обеспечивать постановку телефильмов на телестудии в будущем, государство могло бы разделить ежегодный заказ на производство телефильмов между киностудиями и телестудией. Это решение станет разумным и дня киностудии и для телестудии и будет иметь большое значение для поддержки и защиты отряда кинодеятелей, работающих на киностудиях. Киностудия со своими квалифицированными кадрами способна обеспечить телевидение качественной продукцией.

- Телефильм имеет большое социальное влияние. Телевидению необходимо постепенно повышать художественную и воспитательную ценность телефильма. В настоящее время вьетнамское телевидение имеет право использовать 10% дохода, полученного от рекламы, для производства своих программ. Ежегодно телевидение и кино могли бы сотрудничать в производстве некоторых масштабных кинофильмов, которые сначала будут демонстрироваться в кинотеатрах, а затем будут транслироваться по телевидению.

- Другая форма сопрудничества между телевидением и кино - это создание в сфере телевидения специальных передач о событиях и развитии отечественного кино. Такие программы необходимо сделать постоянными и интересными.

В третьем параграфе «Подготовка кадров вьетнамского кинематографа с учетом социально-культурных и экономических преобразований в стране» представлена оценка современного состояния подготовки кадров вьетнамского кино. Обоснованы требования к кадрам кинематографа в соответствии с условиями реформирования общества. <• Изучена комплексная подготовка кадров кинематографа на современном этапе.

Исследование состояния подготовки кадров различных специализаций вьетнамского кинематографа выявило, что в настоящее время в киноотрасли Вьетнама существует нехватка специалистов, имеющих профессиональную подготовку по многим специализациям кинодеятельности. В киноотрасли работают большое число кадров без специальной профессиональной подготовки.

Определена аюуальная задача кинематографических вузов и других образовательных учреждений, готовящих кадры для кинематографа в условиях социально-культурного и экономического

реформирования страны, как необходимое условие создания системы комплексной подготовки различных категорий киноработников.

Для повышения художественного качества национальных кинопроизведений в области подготовки художественных работников необходимо обратить внимание на формирование профессионального мастерства. Проанализирована проблема развития личности и ее гуманизации, которая долгие годы была закрыта во вьетнамском искусстве.

Особое внимание необходимо уделить переориентации будущих специалистов с решения чисто идеологических задач на воспитательные. Возникают новые важные образовательные задачи: развитие личности обучающихся; подготовка студентов к работе в условиях социально-экономического реформирования страны.

В данном параграфе определяются общие требования к знаниям творческих кадров кинематографа на современном этапе. Киноработники должны не только овладеть основными принципами киноискусства, но и одновременно уметь разбираться в вопросах кинодеятельности, процессе кинопроизводства, кинопроката и кинопоказа. Важным моментом исследования комплексной подготовки кадров для современного кинематографа является обоснование дифференциации обучения знаниям студентов различных специальностей.

Обобщён опыт работы по подготовке кадров в зарубежных учебных заведениях. Большой интерес для совершенствования учебного процесса в социально-культурной сфере представляет опыт работы Московского государственного университета культуры и искусств; а также Московского государственного института кинематографии, который готовит специалистов кинематографа и телевидения в условиях переходной экономики. Изучение учебных планов ведущих зарубежных институтов дает возможность адаптации комплексной подготовки кадров молодого вьетнамского кинематографа к тенденциям развития мирового кино.

В включении подводятся основные итоги исследования, подтверждающие и уточняющие его основную гипотезу, формулируются выводы и рекомендации теоретического и практического значения, предлагается план дальнейшего изучения проблемы. Даются предложения по совершенствованию национального кино в целом, повышению его воспитательною воздействия и укреплению законодательной базы вьетнамского кинематографа.

Диссертантом опубликованы следующие работы:

1. История развития вьетнамского кино // Историческое единство человечества и его многонациональных культур/ Сборник статей и тезисов к Научно-практической конференции молодых исследователей. М.: МГУТСИ, 2000 г. С 107-111.

2. К вопросу современного подхода к подготовке киноработников// Молодежь и культура / Сборник статей и тезисов к Научной конференции «Тенденции развития национального кинематографа в 20-ом веке». Ханой, 1998 г. С 92-104 (на вьетнамском языке).

3. Сценарий «Голубая мелодия» 158с. // «Киносценария 1996 №9» -Ханой.: Министерство культуры и информации СРВ. По этому сценарию в 1997 г. был поставлен фильм «Душевные раны» Вьетнамской киностудией художественных фильмов.

4. Сценарий «Загубленные судьбы» 126с.// «Киносценария 1997 №3» - Ханой.: Министерство культуры Вьетнама. По этому сценарию в 1998 г. был снят одноименный видеофильм на Вьетнамской киностудии художественных фильмов.

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Нгуен Тхи Хань Ле, 2000 год

Введение 3

Глава 1. Вьетнамский кинематограф как сфера 15 социально-культурной деятельности государства.

1.1. История формирования вьетнамского национального кино 15

1.2. Культурно-просветительные аспекты кинодеятельности Вьетнама 23

1.3. Государственная политика по развитию национального кинематографа 33

1.4. Состояние национального кинематографа в современных социально-культурных и экономических условиях 45

Глава 2. Основные факторы повышения воспитательного воздействия вьетнамского кино в современных социально-культурных и экономических условиях

2.1. Реализация воспитательного потенциала вьетнамского кино 68

2.2. Развитие сотрудничества между кино и телевидением Вьетнама 80 - 89 2.4. Подготовка кадров вьетнамского кинематографа с учетом социальнокультурных и экономических преобразований в стране. 90 - ИЗ

Введение диссертации по педагогике, на тему "Социально-культурные факторы развития вьетнамского кинематографа"

Сорок лет назад, в 1959 году вьетнамский документальный фильм «Вода ходит в Бакхынгхай» участвовал в Московском международном кинофестивале и получил первую премию. Известный французский киновед Жорж Садуль в своей книге «История мирового кино» так написал о молодой вьетнамской кинематографии: «.Это кинематография острова Индокитая, но она не индокитайская, не китайская, а национальная кинематография Вьетнама»1. Так мировое кино приняло вьетнамскую кинематографию как своеобразный национальный кинематограф. Многие зарубежные коллеги кинематографисты и просто друзья этой страны удивлялись, когда узнали, что страна Вьетнам, которая входит в число развивающихся стран с отсталой материально-технической базой, уже имеет свою национальную кинематографию и производит кинокартины, многие из которых были удостоены международных наград за высокие художественные и идейные достижения. И такой оценкой мы -вьетнамские кинематографисты - можем гордиться.

До 1986 года кинозрители Азии и Восточной Европы были знакомы с вьетнамским кино по картинам, получившим премии на международных кинофестивалях в Москве, Карловых Варах (Чехословакия), Нью-Дели (Индия), Джакарте (Индонезия), Нанте (Франция) и других. С 1987 года, после провозглашения во Вьетнаме политики «обновления и открытых дверей», вьетнамская кинематография становится известной во многих европейских странах. Благодаря проводимому правительством СРВ курсу, вьетнамский

1 Жорж Садуль. История мирового кино (перевод с французского языка на вьетнамский язык), Ханой. 1976. С. 6 кинематограф стал активнее участвовать в международных кинофестивалях.

Многие вьетнамские киноленты были отмечены заслуженными наградами. Например, в 1997 году фильм «Те, кто прошли долгий путь» получил три премии на международных кинофестивалях в Нанте, Бергамо и в Сингапуре. В 1998 году два вьетнамских кинофильма «Перекресток Донглок» и «Светлая полоса в жизни» получили премии на международных кинофестивалях в Южной Корее, в США. Полученные награды свидетельствуют об интересе к развивающемуся кинематографу Вьетнама.

Сегодня, в начале XXI века, в период бурного развития аудиовизуальных средств и телевидения, во всем мире значительно снизилось посещение кинотеатров. В кинодеятельности Вьетнама возникли дополнительные трудности, связанные с финансовыми проблемами социально-культурного и экономического реформирования страны.

Проблемы социально-культурных факторов развития кинематографа Вьетнама в современных условиях достаточно новы и до сих пор не исследовались на научном уровне.

Кинематографическая деятельность имеет своей целью удовлетворение социально-культурных (художественных, эстетических, информационных, коммуникативных, развлекательных и т.д.) потребностей, проявляющихся в определенных установках восприятия. В ходе общественного развития формируются новые потребности в кинематографической деятельности в целом, а также возникают определенные представления о кино - особый его образ, который может не совпадать с реальным кинематографическим процессом. Исследование социально-культурных факторов кино позволяет осваивать комплекс вопросов, в который входят специфика и условия кинопроизводства, проката, показа фильмов, подготовки кадров кинематографа, прогнозирования развития кино и т.д.

Важным моментом настоящего исследования является то, что кино рассматривается как одна из составляющих частей сферы социально-культурной деятельности государства. Исследуется соединение статичных и динамических аспектов изучения взаимодействия кино и зрителя с точки зрения исторически изменяющихся процессов социально-культурных и экономических преобразований страны, а также истории кинематографической деятельности в целом.

Социально-культурные факторы развития вьетнамской кинематографической деятельности включают в себя комплекс вопросов, связанных не только с функционированием, но и с дальнейшим развитием и влиянием кино на общество. Анализ и обобщение социально-культурных факторов развития вьетнамского кино позволяют выявить возможности повышения его воспитательного воздействия, определить пути дальнейшего совершенствования кинематографа в условиях социально-культурного и экономического реформирования страны.

При определении социально-культурных факторов развития вьетнамского национального кинематографа в современных условиях следует всесторонне учитывать разные стороны кинодеятельности, в основе которой лежат: состояние и тенденция развития кинопроизводства, проката, показа фильмов, обеспечение кадрами; государственная политика поддержки национального кинематографа.

Вопрос развития вьетнамской национальной кинематографии неотделим от политической линии, которая проводилась в этой области на протяжении многих лет, и, вероятно, должен рассматриваться в общем контексте традиционного понимания особенностей национального развития в целом и национальных особенностей в культуре. Мы не вправе оценивать современное кино вне контекста исторического развития страны и ее искусства. В противном случае мы не сможем разобраться в вопросах воспитательного содержания современного фильма и в оценке его задач, а также в том, что представляет собой и как должно развиваться современное национальное кино с учетом менталитета народа. В отличие от развития кинодеятельности во многих западных государствах, где она расценивается как бизнес, государственная политика во Вьетнаме высоко оценивает воспитательную функцию кино и подтверждает важное место кинематографии в области социально-культурной деятельности страны. Вьетнамский кинематограф считает своей первейшей задачей достижение художественной и воспитательной ценности, доведение до зрителя высших духовных идеалов, конечная цель которых - сделать человека совершеннее.

Основные пути совершенствования национального кино должны соответствовать особенностям государства, не отвергая и опыт кинематографии других стран. Общая тенденция в мировом кино -внимание к сотрудничеству между кино и телевидением в демонстрации фильмов. В связи с этим определена необходимость создания во Вьетнаме новых форм сотрудничества между кинематографом и телевидением.

Учитывая слабую разработанность теории и методики обеспечения кадрами кинематографа и возрастающую потребность в профессиональных кинематографистах, владеющих знаниями кинодеятельности, в данной работе также изучается проблема подготовки кадров для вьетнамского кинематографа на современном u этапе. Это позволяет эффективно решать задачи развития национального кино и повышения его воспитательного воздействия в условиях социально-культурных и экономических преобразований.

Обращаясь к анализу развития вьетнамского кино, мы не ставили целью его всестороннее изучение. Наша основная задача заключалась в том, чтобы создать картину вьетнамского кинематографа с точки зрения социально-культурных факторов его развития.

Актуальность данной работы обусловлена ее темой, отвечающей V на вопрос о развитии вьетнамского кино в условиях социально-культурных и экономических преобразований страны. Автором данной диссертации на основе анализа социально-культурных факторов развития вьетнамского кино была сделана попытка внести свой посильный вклад в общее дело национального вьетнамского кино

I изучение путей его совершенствования на современном этапе. I

Степень разработанности исследования. Во Вьетнаме проблему г развития вьетнамского кино разрабатывали ученые, исследователи-киноведы: Бань Чау, Фам Нгок Чыонг, Нго Фыонг Лан и др. Особый ^ интерес представляют такие публикации, как монография «Спутник экрана» Нго Фыонг Лан, сборник «Народность вьетнамского кино», включающий статьи ряда авторов. В них глубоко разработаны проблемы совершенствования художественного уровня вьетнамского кино и сохранения его национального традиций. В определенной степени они были использованы при проведении комплексного анализа состояния кинематографа Вьетнама.

Для анализа социально-культурных факторов развития кино в их взаимосвязи использованы российские, зарубежные и отечественные (вьетнамские) культурологические, педагогические, экономические и 4 киноведческие исследования. Однако фундаментальные исследования обобщающего характера, отражающие социально-культурные факторы развития кино Вьетнама, отсутствуют.

В связи с этим при подготовке диссертации особое внимание уделялось соответствующим работам российских авторов: Рачука И.А., Жабского М.И., Левшиной И.С., Кокарева И.Е., Иосифана С.А., Дробашенко С.В., Зака М.Е., Садчикова И.И., Волковой В.В., Богданова М. А., Власова М.П. и др.

Большой вклад в исследование проблемы социально-культурных факторов кинематографической деятельности внес один из ведущих российских историков кино Лебедев Н.А. В рамках этой проблематики изучались проблемы: структура и динамика кинопублики, типология зрителей, характер отношения различных социально-демографических групп населения к кино, мотивы посещения кино, факторы, определяющие прокатный успех, влияние изменении в структуре свободного времени на посещаемость кино, взаимоотношения кино и телевидения и т.д.

Американские социологи Г. Блумер, Р. Петершон, Л. Терстон с педагогическими целями проводили исследования влияния кино на молодежь. Исследовательская работа велась в двух направлениях:

- эмпирические исследования институциональных аспектов кинематографа - публики и производства, в ходе которых накапливались данные о закономерностях производства и функционирования фильма.

- изучение содержания «экранного мира», механизмов воздействия кино на зрителя.

Наибольший интерес для данного исследования представляют выдвинутые ими гипотезы и научные теории, рассматривающие влияние социально-культурных и экономических преобразований страны на состояние, перспективы развития кинематографа. В многом сходные условия в России и Вьетнаме позволяют достаточно аргументировано переносить российский опыт на явления, происходящие в кинематографе Вьетнама.

Следует отметить работы: Александрова Г.В., Андреева Б.Б., Дробашенко С.В., Зака М.Е. и др. Среди этих публикаций особое место занимают работы Дробашенко С.В. «Процессы перестройки и проблемы творчества в кинематографе и педагогике», Д. Дондурея «Российское кино: парадоксы обновления», посвященные изучению проблем развития российского кинематографа на современном этапе. Авторы размышляют над многими дискуссионными проблемами развития кино в условиях социально-культурных и экономических преобразований страны.

В сфере изучения актуальных вопросов подготовки кадров для различных областей культурно-досуговой деятельности большой интерес представляют работы, рассматривающие специфику обучения в учебных заведениях культуры: Арнольдова А.И., Баклановой Н.К., Баклановой Т.И, Вохрышевой М.Г., Горловой И.И., Жаркова А.Д., Зазыкина В.Г., Ивановой И.А., Иконниковой С.Н., Каргина А.С., Киселевой Т.Г., Кротовой Н.В., Клеппер Е.В., Стрельцова Ю.А., Нагибиной В.В., Красильникова Ю.Д. и др.

Педагогические основы подготовки кадров, обеспечивающие их адаптацию к условиям социально-культурных и экономических преобразований страны, рассмотрены в различных публикациях, среди которых особое место занимают работы Садчикова И.И. «К вопросу о концепции нового ВГИКа», Волковой В.В. «Проблемы определения потребности в специалистах кинематографии» и др.

В диссертации использованы материалы крупнейших библиотек: Российской государственной библиотеки, Российской государственной библиотеки иностранной литературы; во Вьетнаме использованы фонды

Национальной библиотеки (г. Ханоя), Библиотеки общественных наук и др.

Цель исследования состоит в обосновании ведущих социально-культурных факторов развития вьетнамского национального кино и выявлении на этой основе направления его совершенствования.

Для достижения цели исследования в работе были поставлены следующие задачи: раскрыть основные исторические этапы формирования вьетнамского кино;

- изучить культурно-просветительные аспекты кинодеятельности Вьетнама;

- раскрыть критерии, уровни эффективного использования педагогических технологий эстетического воспитания молодежи средствами кино; проанализировать современное состояние вьетнамского кинематографа (анализ всех главных звеньев кинематографии: кинопроизводство, прокат, показ фильмов и обеспечение кадрами); проанализировать государственную политику поддержки национального кино;

- изучить развитие сотрудничества между кино и телевидением;

- изучить проблемы подготовки кадров кинематографа с учетом социально-культурных и экономических преобразований в стране.

Объектом исследования явились социально-культурные факторы вьетнамского кино.

Предмет исследования - процесс развития вьетнамского кинематографа.

Гипотезу исследования составило предположение о том, что изучение социально-культурных факторов развития вьетнамского кинематографа повысит возможности реализации воспитательного потенциала кино и выявит тенденции развития кинематографа. Основные направления совершенствования вьетнамского кинематографа должны осуществляться в соответствии с условиями социально-культурного и экономического реформирования страны.

Методологической основой исследования являются идеи российских ученых различных поколений: Выготского JI.C., Ушинского К.Д., Лосского Н.О., Розанова В.В., Макаренко А.С., Арнольдова А.И., Азарова Ю.П., Баклановой Н.К., Баклановой Т.Н., Карамышева А.Л., Кузина B.C., а также западных исследователей. М. Вебера, И. Канта, Т. Манна, Ж.-Ж. Руссо, Э. Фромма и др. о творческом развитии личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, о профессиональном и педагогическом мастерстве, педагогической технике и ее значении в воспитательном процессе личности, относящиеся к решению проблемы, поставленной в данном исследовании.

В центре внимания диссертанта были концепции, разработанные кафедрой драматургии ВГИК, кафедрой социально-культурной деятельности МГУКИ, Института управления, экономики и права МГУКИ. Среди множества новаций наше внимание было направлено на культурное влияние педагогической деятельности на личность, работающую в сфере кинематографии, главной и основной чертой которой должно стать не только умение способствовать повышению материального благосостояния киноотрасли, но и активное участие в формировании гуманизации личности зрителей, воспитание эстетического и патриотического чувства.

Методы исследования обусловлены спецификой поставленных в нем задач и включают в себя научный анализ литературы по проблеме диссертации, изучение кинопродукции Вьетнама и сравнение опыта практического кинообслуживания населения во Вьетнаме, России и в других странах, а также анализ документации. В исследовательской работе автором использовались методы: логического анализа исторического процесса (вьетнамский кинематограф рассматривается в развитии, соответствующем с определенным конкретным этапом социально-экономических условий в стране); комплексного анализа (исследование вьетнамского кинематографа базируется на анализе динамики взаимодействия всех его подотраслей: кинопроизводства, кинопроката, кинопоказа и обеспеченности кадрами).

Основные этапы исследования:

Исследование проводилось с 1997 по 2000 гг.

На первом этапе (1996-1997гг.) изучались и анализировались документы и литературные источники, необходимые для составления объективной характеристики содержания, форм и методов исследуемого феномена.

На втором этапе (1997-1999гг.) выявлялось состояние вьетнамского кинематографа в условиях социально-культурных и экономических преобразований страны. Исследовались социально-культурные факторы развития вьетнамской кинематографии.

Третий этап (1998-2000гг.) был посвящен обобщению педагогических основ единой системы подготовки кадров кинематографа, написанию и литературному оформлению диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость результатов исследования состоят в том, что впервые рассмотрены история и современное состояние вьетнамского кинематографа с точки зрения социально-культурных факторов его развития.

Принципиально новым с нашей точки зрения является и комплексный подход к кинематографической деятельности, включающей кинопроизводство, кинопрокат, кинопоказ и подготовку кадров, каждый из которых рассматривается в свете воспитательного воздействия на зрителя.

Выдвинутое положение о непосредственном государственном влиянии на национальную кинематографию как факторе ее развития, безусловно, является дискуссионным. Однако обоснование этой точки зрения обладает, по нашему мнению, элементами научной новизны, отражает опыт стран Юго-восточной Азии и их понимание демократического процесса в соответствии с менталитетом вьетнамского народа.

Практическая значимость исследования заключается в разработке конкретных направлений развития вьетнамского кинематографа в условиях социально-культурного и экономического реформирования в стране, которые могут быть использованы Управлением по делам кинематографии Вьетнама. Результаты исследования, полученные в данной работе, также могут быть учтены при формировании системы подготовки кадров и дальнейшей разработке законодательной базы вьетнамской кинематографии. В диссертации разработаны варианты учебных планов с учетом требований к комплексной подготовке специалистов в области кинематографа и соответствующих образовательных стандартов. Проведено их экспериментальное внедрение в практику работы Вьетнамского государственного института кинематографии и театра.

На защиту выносятся следующие положения:

- Теоретическое обоснование социально-культурных факторов развития вьетнамской кинематографической кинодеятельности в современных условиях.

- Необходимость комплексного подхода к всем звеньям кинематографической деятельности, включающей кинопроизводство, прокат, показ фильмов и подготовку кадров.

- Необходимость проведения системной государственной политики в области кинематографии, направленной на развитие воспитательного значения кино, сохранения национальных традиций путем создания законодательных основ, единого управления и финансирования.

Включение в систему национального кинематографа педагогических технологий, направленных на гуманизацию личности и эстетического воспитания зрителей.

Актуальность профессиональной подготовки кадров кинематографа с учетом социально-культурного и экономического реформирования в стране.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория, методика и организация социально-культурной деятельности"

Результаты исследования показали, что:

1. Развитие вьетнамского кинематографа формируется под влиянием различных социально-культурных факторов, к которым относятся: политическая система страны; уровень развития демократии в обществе; степень вмешательства государства в сферу управления культурным процессом; экономические возможности страны; менталитет народа, его культурные традиции и эстетические вкусы; общие представления о воспитании и образовании населения и педагогической направленности кино; понимание роли личности в общественной жизни, степень ее свободы.

2. Совершенствование педагогического воздействия вьетнамского кинематографа на широкие слои населения требует уточнения его эстетических задач и приемов творчества; ориентации на гуманистические цели и развитие личности; подготовки кадров для кинематографа; финансового и материально-технического обеспечения всех стадий кинопроизводства, кинопроката и кинопоказа.

3. Во Вьетнаме основной задачей киноискусства считается его воспитательное воздействие на зрителей. В отличие от представлений, распространенных в России и многих других странах, такая позиция остается неизменной и не подвергается пересмотру.

4. Выдвинутое положение о непосредственном государственном влиянии на национальную кинематографию как факторе ее позитивного развития, безусловно, является дискуссионным. Однако исследование показало, что в условиях Вьетнама оно соответствует менталитету народа, его политической системе и уровню развития демократического процесса в обществе, характерного для всех юго-восточных стран Азии, а также позволяет решать вопросы финансирования и материально-технического обеспечения отрасли, сохранять национальные традиции.

5. Усиление профессиональной подготовки кадров кинематографа является важным звеном, которое позволит подойти к решению не только творческих проблем, но и управления кинематографической деятельностью. Система образования должна интегрировать познавательные потребности личности и соответствовать условиям социально-культурных и экономических преобразований страны.

6. Вьетнамский кинематограф нуждается в новом комплексном подходе к его развитию, совмещающем творческие задачи и систему обеспечения кадрами, финансами, материально-техническими средствами. Приципиально новым, с нащей точки зрения, является и комплексный подход к анализу кинодеятельности, включающей кинопроизводство, кинопрокат, кинопоказ и подготовку кадров, каждый из которых рассматривается в свете воспитательного воздействия на зрителя.

Выявлено:

Целесообразность изменения содержания и форм образования с целью формирования личности специалистов национального кинематографа, совершенствования их умения эмоционально воздействовать на зрителя, способности художественными средствами решать воспитательные задачи.

Исходя из этих положений проведен анализ состояния кинематографа в исторической ретроспективе, его современного уровня и прогнозируемых изменений. Исследован воспитательный потенциал вьетнамского кинематографа и пути его реализации за счет создания новых форм сотрудничества кино и телевидения.

Показана необходимость гуманизации образования за счет изменения содержательной основы ряда дисциплин и применения форм и методов обучения, выявления индивидуальных свойств и способностей будущих специалистов.

Научное исследование позволило сформулировать первоочередные задачи вьетнамского кино в современных условиях, а именно:

- Прежде всего необходимо создать и принять Закон о кино, устанавливающий юридические основы кинопроизводства, кинопроката, кинопоказа и обеспечения всех этих звеньев кадрами. Этот Закон должен соответствовать современному состоянию развития вьетнамского национального кино в условиях социально-культурного и экономического реформирования страны.

Государство должно оказывать содействие развитию кинематографа путем заказа фильмов в зависимости от прогноза художественной ценности фильма, его жанра и воспитательного воздействия.

- Главным звеном процесса совершенствования вьетнамского кинематографа является подготовка кадров, которая должна рассматриваться как объект перспективного инвестирования. Подготовка кинематографических кадров нуждается в совершенствовании, чтобы соответствовать современным условиям социально-культурных и экономических преобразований страны.

Учебный процесс должен строиться на основе задач формирования личности и гуманизации дисциплин различных циклов, применения педагогических приёмов, активизирующих личность и направляющих ее ценностную ориентацию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Нгуен Тхи Хань Ле, Москва

1. Русско-вьетнамский словарь

2. Вьетнамско-русский словарь.3. Кинословарь в 2-х томах.1. Книги на русском языке :

3. Абикеева Г.О. Кинообразование в ракурсе взаимодействия культур Запада и Востока.// Современный кинематограф и педагогический процесс. М.:ВГИК„ 1990. с. 10-16

4. Азаров Ю.П. О мастерстве воспитателя. М.: Знание 1974. 64с

5. Азаров Ю.П Педагогика любви и свободы. М.:Топикал. 1994. 607с

6. Александров Г.В. Эпоха и кино. М. Политиздат, 1983г. 134с

7. Аносова Л.А. Вьетнам на пороге 20 века. М.: Луч., 4.1. 1993. 129с

8. Аносова Л.А. Вьетнам на пороге 20 века. М.: Луч., 4.2. 1993. 391с

9. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры, М.: МГИК, 1992. 237с

10. Арнольдов А.И. Живой мир социальной педагогики. М.:МГУК„ 1999. 131с

11. Арнольдов А.И. Национальные культуры: современное видение: Лекция. М.:МГИК„ 1992. 30с

12. Арнольдов А.И. Социальная педагогика и культурология: содружество наук. РАО., 1996. 28с

13. Андреев Б.Б. Эстетика кино. М. МГУК, 1998.78с

14. Актуальные проблемы социально-культурной деятельности. Сборник разных авторов. М МГУК. 1995. 121с.

15. Актуальные проблем подготовки специалистов культуры и искусства в условиях рыночной экономики». Сборник разных авторов. Часть 1,2. МГУК 1992. 147с.

16. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры. М. 1994. 118с

17. Бакланова Н.К. Психологические основы профессионального мастера МГУК., 1991. 53с

18. Бакланова Н.К. Психолого-педагогические основы профессионального мастера специалистов культуры художественного профиля. Дис. док. пед. наук. МГУК 1997.

19. П.Бакланова Т.Н. Педагогика художественной самодеятельности. М.: МГИК. 1992. 160с.

20. Бакланова Т.Н. Организация и научно-методическое обеспечение художественной самодеятельности. М.: МГИК. 1992. 102с

21. Бакланова Т.И. Народная художественная культура. М.: МГУК. 1999. 95с

22. Бабанский Ю.К. Педагогика высшей школы. Алма-Ата: Мектеп, 1989.

23. Бестужев-Лада И.В. Социальное прогнозирование: особенности и проблемы, М. 1977. 152с.

24. Богданов М.А. Творчество художника кино и современный кинопроцесс.// Современный кинематограф и педагогический процесс. М.:ВГИК„ 1990. С 16-21

25. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М. SvR-Apryc, 1994. 158с

26. Бургов В.А. Зрительное восприятие кинофильма: Учеб. пособие. Л.: изд. Ленинг. ин-та киноинженеров. 1986. 67с.

27. Бургов В.А. Психофизика кинопоказа: Учеб. пособие. Л.: Санкт-Петебург. Ин-т кино и телевидения. 1993. 122с.

28. Бюмин М.А. Вокруг клубного экрана. М.: Сов. Россия., 1984. 102с

29. Вайсфельд И.В. Кино как вид искусства. М. 1983. 142с.

30. Васильков И.А. Научно-популярное кино и современность. М., 1982. 55с

31. Васильков И.А. Искусство кино-популяризации: Очерки теории научно-популярного кино. М.:Искусство., 1982. 349с

32. Власов М.П. Виды и жары киноискусства. М. 1976г. 62с

33. Волкова В В. Проблемы определения потребности в специалистах кинематографии, М. 1990г. 157с

34. Жарков А.Д., Жаркова Л.С. и др. Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований. МГУК 1994.

35. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под науч. ред. Академика Жаркова А.Д . и ЧижиковаВ.М. М.: МГУК, 1998.

36. Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры : Учеб. пос. МГУК 1998

37. Жаркова Л.С. Коммерческая деятельность учреждений культуры. МГУК 1994

38. Жуковский И.М. Психогносеологические проблемы восприятия произведений киноискусства. Автореф. Дис. на соис. степ. канд. фил. наук. М. 1977. 25 с.

39. Зак М.Е. Кинопроцесс и задачи современной педагогики. // Современный кинематограф и педагогический процесс. М.:ВГИК„ 1990. С 55-60

40. Деопик Д.В. Вьетнам как часть юно-восточной Азии. Традиционный Вьетнам, М. 1993. 215с

41. Добин Е. Политика киноискусства. Повествование и метафора. М„ 1961.

42. Дондурей Д.Б. Киноаудитория сегодня и завтра. / Гос. ком. СССР по кинематографии. М. 1986. 47с

43. Дробашенко С.В. Процессы перестройки и проблемы творчества в кинематографе и педагогике. // Современный кинематограф и педагогический процесс. М.:ВГИК., 1990. С 3-10

44. Егоров А.Г. Социология и культурно-эстетическое развитие //

45. Егоров А.Г. Социология и культурно-экстетическое развитие// Социологические исследования, М. 1990, №2, с. 17-33.

46. Габрилович Е.И. Вопросы кинодраматургии. М.: ВГИК. 1984. 68с

47. Галуцкий Г.М. Управляемость культуры и управление культурными процессами, М. МГУК. 1998г. 267с

48. Герасимов С.А. Воспитание кинорежиссеров. М.: Искусство, 1978г. 243с

49. Горюнова Г.Н. Организация производства кинофильмов. М. Искусство 1983.

50. Генкин П.Д. (сост.) Методика использования видео в клубной работе: Метод разраб. / ВЦСПС. Высш. профсоюз, шк. культуры. 1989.

51. Грашенкова И.Н. Кино как средство эстетического воспитания: Социально-эстетический потенциал современного кинопроцесса. М.: Высш. шк. 1986.223 с.

52. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по специальности 061200 - «Менеджмент в социальной сфере».

53. Горюнова Г.Н. Пути снижения себе стоимости фильма. М. ВГИК 1982. 126с

54. Громов Е. Духовность экрана. М. 1976. 214с

55. Иосифан С.А. Проблемы массовости киноискусства. М. ВГИК., 1977. 59с

56. Иосифан С.А. Кино и молодежная аудитория. М.:ВГИК., 1979. 77 с

57. Иконникова С.Н. Мораль и культура развитого социалистического общества. М.: Знание., 1976. 61с

58. Иконникова С.Н. Диалог о культуре. Л.: 1987. 203с

59. Кабо J1.P. Кино в эстетическом и нравственном воспитании детей. М.: Просвещение. 1978. 172 с.

60. Караганов А. В спорах о кинематографе. М. 1977. 196с

61. Каргин А.С. Народная художественная культура: Учеб. пособие. М.: Гос. респ. центр, русс. Фольклора. 1997. 286с

62. Каргин А.С. Нравственно эстетическое формирование личности. М.: Знание., 1981. 64с

63. Киселева Т.Г., Красильков Ю.Д. «Основы социально-культурной деятельности». М. МГУК, 1993. 159с

64. Киселева Т.Г. Теория досуга за рубежом. Курс лекции. М. 1992.

65. Кокарев И.Е. Кино как бизнес. Минск. 1991. 288с

66. Красильков Ю.Д. Культурно-просветительная деятельность развитого социалистического общества: Учеб. пособие ин-та культуры.1. М. 1983. 79с

67. Красильков Ю.Д. Методика социально-культурного проектирования. М. МГИК, 1993.73с

68. Красильков Ю.Д. Основы теории культурно-просветительной работы. М. 1982. 80 с

69. Кротова Н.В. Концепция развития кафедры «Управления и экономика культуры» : метод, разраб. для преп. вузов культуры.1. МГУК., 1996. 16с.

70. Клеппер Е.В. Основы экономики культурно-просветительных учреждений: Учеб. пособие. / Е.В. Клеппер, В.В. Нагибина, И.В. Чарная,. МГИК., 1989. 61с

71. Культурно-досуговая деятельность: Учебник/ Под науч.ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. М:МГУК, 1998.

72. Иновационая образовательная деятельность по переподготовке специалистов социально-культурной сферы.

73. Культура и образование // сборник тезисов к конференции 16 декабря 1997

74. Козинцев Г. Глубокий экран. М. 1971г. 174с

75. Коноплев Б.Н. Основы фильмопроизводства. М. Искусство, 1975. 125с

76. Козырев В.М. Основы современной экономики, Москва «Финансы и статистика», 1998. 162с

77. Квалификационные характеристики социолога культуры, менеджера культуры, менеджера туризма, менеджера социальной сферы // Учебно-методический материал кафедры социально-культурной деятельности МГИК.

78. Лаврова А.В. О профессиональном образовании и проблеме авторитета // Современный кинематограф и педагогический процесс. М.:ВГИК„ 1990. С 80-84

79. Левшина И.С. Подросток идет в кино. М. 1987. 46с

80. Лихачев Б.Т. Методологические основы педагогики. Самара. 1998. 199с

81. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. М.: Прометей. 1998. 462с

82. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука, М. 1983. 156с

83. Максютин Н.Ф. Педагогические ресурсы досуга» Казань 1996. 214с

84. Михалкович В.И. О киноязыке. // Современный кинематограф и педагогический процесс. М.:ВГИК., 1990. С. 99-104

85. Медведев А.Н. «Кино и закон: в чем драма самого массового из искусства», М. Известия 1993г. 256с

86. Новаторов В.Е. Культурно-досуговая деятельность. Словарь-справочник, Омск, 1992. 142с

87. Никитина Г.А. История культурно-досуговой деятельности. М. МГУК 1998.65с

88. Овчинников В.А. Киноискусство и духовное формирование молодежи. 1982. 17 с

89. Педагогика отечественной культуры и современность: Сб. науч. тр. М.МГУК., 1998. 86с

90. Пензин С. Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. Воронеж.: Изд. Воронеж. Ун-та. 1987. 173 с

91. Садчиков И.И. К вопросу о концепции нового ВГИКа // Современный кинематограф и педагогический процесс. М.:ВГИК., 1990. С. 104-117

92. Свенцицкая В.А. Социально-психологические аспекты воздействия киноискусства на молодежную аудиторию: Автореф. Санкт-Петебург. гос. ун-т. Санкт-Петебург. 1995. 16с

93. Сильвестров В.В. Философское обоснование теории и истории культуры. М.1990. 254с

94. Соколов З.В. Культура и общество. Ленинград, 1979. 146с

95. Соколов Э.В. Понятие. Сущность и основание функции культуры, Ленинград, 1989. 137с

96. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. 4.4: Краткий словарь художественных терминов. 1996. 78с

97. Социально-культурная деятельность (история, теория, методика):

98. Программа курса по специальностям «Социальная педагогика», «Социальная работа», «Социология культуры». М., 1992.

99. Стрельцов Ю.А. Социальная педагогика М.: МГУК, 1998. 217с

100. Стрельцов Ю.А. Человек в мире общения. М 1999. 200с.

101. Стрельцов Ю.А. Научно-методические основы культурно-просветительной работы. МГИК 1998.

102. Стрельцов Ю.А., Киселева Т.Г. и Стрельцова Е.Ю. Культура и революция: Историческая хроника первых послеоктябрьских деятилетий. МГУК 1998. 200с.

103. Стрельцов Ю.А. и Чаган Н.Г. Нетрадиционая рекламная деятельность: история, теория, семантика . Новокузнец 1997

104. Стрельцов Ю.А. Педагогические основы работы с клубным коллективом. МГИК 1979

105. Социальная педагогика. Теория, методика, опыт исследования. Изд.

106. Уральского ун-та, Сверловск, 1990г. Сборник коллектив авторов.

107. Современные проблемы подготовки кадров в вузе культуры. Сборник материалов. М: МГУК., 1993.

108. Перестройка учебно-воспитательного процесса в вузах культуры:опыт, проблем, перспективы. Сборник труды . МГУК 1988

109. Современный кинематограф и педагогический процесс. М. ВГИК, 1990г.

110. Этническая история народов восточной и Юго-восточной Азии.

111. Сборник разных авторов. М : Наука, 1981

112. Харчев А.Г. Социология воспитания. М., 1990.

113. Фрейлих С.И. Кто спасет кино: размышления накануне 6-огосъезда кинематографистов». М.: Известия, 1991.

114. Фрейлих С.И. Блеск и нищета киносоюза. М.: Культура, 1994.

115. Тулупов Г.П. Основы предпринимательского дела: конспект лекции для студентов специальностей «Управление и экономика социально-культурной сферы».

116. Триодин В.Е. Воспитание увлечением. М. 1987

117. Тюрин А.А. Время, кино, культура. М.:ВГИК. 1990.

118. Тюрин Ю.П. Становление личности, (кинематограф и нравственное воспитание). М.: Просвещение. 1983. 176с

119. Черниченко В.И. Сборник педагогических задач: Метод, пособие для студ. вузов культуры. М.: 1994.

120. Черниченко В.И. Методы обучения: Лекция по педагогике высшей школы для студентов и аспирантов вузов культуры. МГУК 1996.

121. Черненко М.М. Вопросы киноискусства социалистических стран : Сб. науч. тр. ВНИИ киноискусства. М. 1981. 154с1. Диссертации

122. Базлубенко С. Д. Некоторые проблемы взаимоотношений кино и телевидения. М., 1970.

123. Бакланова Н.К. Психолого-педагогические основы профессионального мастерства специалистов культуры художественном профиля. М. 1997.

124. Болочагина В.В. Формирование технологической системы стандартизации высшего образования в сфере культуры. М., 1998.

125. Воробьева М.Н. Организационно-экономические методы поддержки национальных кинематографии. М., 1997.

126. Дедич Б. Изобразительная взаимосвязь киноискусства телевидение и видео. М., 1991.

127. Долматовская Г.Е. Мировой кинематограф и война во Вьетнаме. М. 1989.

128. Лозинский В.Н. Моделирование и регулирование рыночных отношений в отечественном кинематографе. М., 1994.

129. Михан Х.Р. Концепциа личности в современном кино ГДР, М. 1982.

130. Монастырский Д.В. Взаимодействие учреждений культуры и кинопроката при организации досуга молодежи. М., 1999.

131. Нго Мань Лан .Современные творческие проблемы искусства Вьетнама. М„ 1984.

132. Тарханова Е. С. Кинематографичность как форма общения в канул 21 века. М., 1997.

133. Чхартишвили Н.А. Научно-технический прогресс и киноискусство. Тбилиси., 1986.

134. Христидис Т.В. Формирование коммуникативных способностей у менеджеров социально-культурной сферы в процессе психолого-педагогической подготовки в виде культуры» М., 1995.

135. Усов Ю.Н. Кинообразование как средства эстетического воспитания и художественного развития школьников. М., 1989.

136. Книги на иностранных языках

137. Buckle F.G. The mind and the film. New York, Arno press New Yord Time 1970. 119c

138. Blumer H. Movies and conduct. New Yord.: Arno press: New Yord Time., 1970.257c

139. Книги на вьетнамском языке

140. Бань Бао и другие авторы. История вьетнамского революционного кино. Ханой.: Культура., 1985. 173с

141. By Куан Тинь. Народность и коммерческие фильмы. Ханоя 1998. 46с

142. Жорд Шадуль. История мирового кино. Перевод на вьетнамский язык, Перевод с французского языка на вьетнамский язык1. Ханой., 1985. 149с

143. Нго Фыонг Лан. Спутник киноэкрана. Ханой.: изд. Министерства культуры и информации., 1998. 276с

144. Нго Фыонг Лан. Характеристика вьетнамского кино. Ханой, 1998. 72с

145. Нгуен Ким Кыонг. Обновление и дополнение технической базы, как актуальное требование киноотрасли Вьетнама.// Наше кино. Ханой., 1998.

146. Нгуен Зань Нга. Управление предприятием некоммерческой деятельности во Вьетнаме. Ханой.: изд. Министерства культуры и информации СРВ., 1995. 153с

147. Фам Нгок Чыонг. Вьетнамское кино // Вьетнамское кино в период формирования. Ханой.: изд. Министерства культуры и информации СРВ., 1996. С 22- 27

148. Фам Минь. Влияние кино на народ // Вьетнамское кино. Ханой.: изд. Министерства культуры и информации СРВ., 1992. С. 27-36

149. Кино ведомость. Управление по делам кинематографии СРВ. 1987

150. Кино ведомость. Управление по делам кинематографии. 1989

151. Кино ведомость. Управление по делам кинематографии. 1990

152. Кино ведомость. Управление по делам

153. Кино ведомость. Управление по делам

154. Кино ведомость. Управление по делам

155. Кино ведомость. Управление по делам

156. Кино ведомость. Управление по делам