Темы диссертаций по педагогике » Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Театральные системы в контексте народной культуры

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Чистюхин, Игорь Николаевич
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1999
Специальность ВАК РФ
 13.00.05
Диссертация по педагогике на тему «Театральные системы в контексте народной культуры», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Чистюхин, Игорь Николаевич, 1999 год

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ТЕАТРАЛЬНЫХ СИСТЕМ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, ИХ РИТУАЛЬНЫЙ И МИСТЕРИАЛЬНЫЙ ГЕНЕЗИС П

• Параграф /. Генезис театральных представлений

Параграф 2. Театры и театральные системы

ГЛАВА 2. ИНСТИТУТ МИСТЕРИЙ КАК ЯВЛЕНИЕ ДУХОВНОЙ

КУЛЬТУРЫ

• : ^«х» .*</ • napa^pg^Jj^Mистерии - древние системы посвящения* ' • —

Параграф 2. Структурные принципы

Введение диссертации по педагогике, на тему "Театральные системы в контексте народной культуры"

Актуальность темы исследования.

В современной художественной культуре ведется поиск новых форм как в искусстве профессиональном, так и любительском. В культуре духовной настойчиво ощущается необходимость Философского осмысления основ современного искусства и тех, социально -экономических переустройств, которые происходят в нашей стране. В связи с чем, повышается значимость общения в современном мире, возрождения и сохранения национальной духовной культуры. Это в свою очередь требует пристального внимания к своему прошлому, к своей истории, осмыслению ее. С другой стороны, углубленного изучения требуют проблемы становления и развития духовной культуры, разных народов мира. На современном этапе, происходит интеграция различных культур, широкое изучение и исследование их национальных особенностей. Понимание этих закономерностей позволит лучше познать общие законы исторического развития человечества и учитывая этот опыт, мы сможем создать новое (Ьилосо<Ьского мышления в русской духовной культуре.

В контексте народной культуры театр и театральные представления предстают, как попытка наглядно представить основы и основные этапы духовного развития человека. При всем многообразии трактовок понятия «народная культура» это, прежде всего содержание достигнутого человеком, накопленного и переданного последующим поколениям того или иного народа. В понятие культуры, на современном этапе включается не только мифология, народное творчество, искусство, науки, обычаи, обряды, религия и т.д., но и широкий комплекс духовных * практик. Особенно актуальной в этом отношении является взаимосвязь искусства народно - художественного творчества с широким комплексом мифологии, обрядности и ритуала.

Социально - экономические потрясения XX века, во многом привели, и приводят к деформации этнического сознания, духовной культуры и сегодня стоит вопрос о сохранении культуры. Подобные проблемы стояли во все времена перед человечеством. Каждая эпоха находила свой «рецепт». Во времена возникновения театра подобные вопросы занимали человека так же, как и сейчас. И то решение, будь это Посвящение, или его более расширенная модель - театральное представление - было попыткой выйти из некоего, миросозерцательного тупика. Поэтому нам необходимо знание прошлого, наследия духовной культуры и одной из оригинальных его форм - Мистерий.

В современных условиях интеграции мирового сообщества, на первый план выдвигаются общечеловеческие ценности, проблемы возрождения культур, духовного развития личности, приобщение к творчеству (в том числе и театральному), и это делает исследования в этом направлении особенно актуальным.

Степень научной разработанности проблемы.

Существует не так много работ, в которых рассматривается институт Мистерий. К ним можно отнести работы Новосадского и Вяч. Иванова, В. Шмакова, Д. Лауэнштайна. В теософском движении разработкой этих вопросов занималась Е.П. Блаватская. В основном же все эти работы относятся к началу века.

Широкая разработка тем связанных с процессом возникновения театральных представлений у народов мира в древние и архаические времена, содержится в трудах Авдеева А.Д., Гусейнова Г.Ч., Иванова Вяч., Калистова Д.П., Лидовой Н.Р., Мерварта А.И., Варнеке Б.В., Головни В.Б., Дальского А.Н., Крыжицкого Г., Лукомского Г.К. В целом эти исследования содержат богатый и интересный материал, но ни одно из них не ставит своей целью специального исследования мистериального начала. Большая часть изысканий выполнена во времена Советского

Союза, что накладывает определенный отпечаток на подход и стиль изложения рассматриваемой проблемы. Атеистическое (даже грубо материалистическое) мышление того времени отрицало само понятие миросозерцания, неважно в какой религиозной системе оно было бы выражено. Этих недостатков избегают во многом работы Kirbv Е.Т., Nicoll A. Bieber М., Kitto H.D., Taplin О., Walton М., Arnott P. D.

Более широко разработан миф об умирающем и воскресающем божестве, который содержится в работах: Афанасьева А.Н., Богаевского Б.Л., Введенского А.И., Гринцепа П.А., Иванова В.В.,., Белова А., Мелетинского Е.Н., Рыбакова Б.А., ТёмкинаЭ.Н., Топорова В.Н., Эрмана В.Г., Фрезера Дж., Элиаде М., Harrison J.E., Lang A., Meautis G., Seantaire H. Burkert W., Campbell J., Creuzer F., Detienne M., Dumezil G.

Объектом исследования выступают институт Мистерий как явление народной культуры.

Предмет исследования - ритуально - обрядовый генезис театральных систем.

Актуальность темы исследования, ее недостаточная изученность определила цель и задачи данной работы.

Цель исследования заключалась в том, чтобы представить единый процесс развития театральных систем в контексте народной культуры во взаимосвязи с мистериальными началами системы Посвящений

В соответствии с основным замыслом диссертации для достижения цели были поставлены следующие задачи:

• рассмотреть этапы зарождения и становления театральных систем народов мира;

• исследовать структурные принципы, формы существования и принципы функционирования первых театральных представлений;

• исследовать мифологический и обрядовый комплекс различных народов мира;

• выявить ритуальный генезис театральных представлений;

• проанализировать взаимосвязь театральных представлений и мифа об умирающем и воскресающем божестве, лежащего в основе обрядов посвящения;

• выявить взаимосвязь театральных и мистериальных представлений;

• раскрыть сущность института мистерий;

• рассмотреть структуру и принципы функционирования мистерий;

• выявить структурное единство храмовых посвящений, Мистерий и театральных систем;

• определить театральное представление как расширенную модель Посвящений или публичную Мистерию;

В результате предварительного изучения материалов по исследуемой проблеме диссертантом были разработаны ряд гипотез.

Онтологической основой гипотезы первого ряда стало положение о том, что театр как самостоятельный вид искусства является феноменом духовной культуры и духовная основа определяется его природой. В этой связи предполагалось, что выход на новое видение и понимание природы, назначения и функций театрального творчества как в рамках профессионального, так и любительского искусства возможен через анализ элементов народной духовной культуры.

Важную роль сыграло предположение о том, что театр не мог возникнуть из народных праздников, земледельческих обрядов, магического ритуала, т.к. выявлялась тесная взаимосвязь не с этими явлениями, а с обрядами мифа об умирающем и воскресающем божестве, оставляющими основную и главную часть народной художественной культуры. Диссертант полагал, что поставленные задачи могут быть решены только в том случае, если исследуемое явление будет рассматриваться в качественно новой форме - как элемент института Мистерий. Было сделано предположение о тесном взаимоотношении мистериальных и театральных представлений.

Инструментально - поисковые гипотезы были связаны с предположением о том, что Мистерии являются древними системами посвящения в сакральные знания о человеке и мире, о способе взаимоотношения человека с окружающим его миром. Предположительно мы считали, что Мистерии занимали гораздо большее значение в духовной жизни древнего человека, чем это было известно до сих пор. Это предположение подтвердило глубокое исследование этого феномена народной духовной культуры. Расшифровка сакральных образов позволила сделать структурный анализ системы Посвящений, Мистерий и Театра, который выявил их структурное единство. Это положение было также подтверждено и анализом сюжетов мифа, сценария Элевсинских мистерий, греческой трагедии и комедии.

Диссертант предполагал, что знакомство с источниками, ставшими доступными для исследователей в последнее время, поможет внести существенные уточнения в утвердившиеся ранее представления о развитии не только театрального искусства, но и народной духовной культуры и будет способствовать их более истинному пониманию.

Методы исследования:

Цель и задачи, которыми руководствовался диссертант, определили общую логику исследования и выбор познавательных средств. В ходе исследования использовалась целостная совокупность эмпирических и теоретических методов. В первую группу вошли методы источниковедческого разыскания и классификации первичных материалов. Использование этих материалов во многом уточнило само направление поисков, ряд моментов в истории театра, обозначило пробелы и неясности в изучении Мистерий, определило, что искать, как искать и как организовать собранный материал в целостную систему. Во вторую группу вошли: метод системного анализа, позволивший рассмотреть основные компоненты театрального представления; метод сравнительного анализа различных систем посвящений; проблемно -хронологический и исторический анализ развития духовной культуры у различных народов мира; метод терминологического анализа основных понятий мистериального комплекса; историко - культурологический анализ общей картины мистериальной культуры античности.

В качестве основных источников для изучения использовались: монографии, справочники и другие издания, посвященные вопросам народной духовной культуры, результаты археологических и этнографических экспедиций.

Научная новизна, теоретическая значимость исследования определяется тем, что:

• Осуществлен теоретический подход к изучению крупной научной проблемы в исследовании института Мистерий как явлению народной культуры.

• В научный оборот впервые введены материалы о деятельности древних институтов посвящения и просвещения.

• Выявлена взаимосвязь мистериальной культуры с театральным искусством античности.

• Раскрыта динамика процесса развития ритуальных представлений к театральным формам в архаическую эпоху.

• В научный обиход включаются малоизвестные и новые публикации русских, и зарубежных авторов рассматривающих институт Мистерий. Книги: Аргуэлес X., Аргуэлес М., Бла вотской Е.П., Гекерторна Ч.У., Зелинского Ф.Ф., Лауэнштайна Д., Леей Э., Найдаковой В.Ц., Холла М.П., Шмакова В.

Практическая значимость исследования заключается в том, что отраженные в авторских публикациях и сообщениях материалы диссертации внедрены в преподавание вузовских курсов в Орловском государственном институте искусств и культуры: «Этнология», «Истории театра», «История зарубежного театра», «История русского театра», «Теория драмы», «Основы драматургии», «Интеграция театральных систем в режиссуре XX века». На основании этих материалов внесены определенные дополнения в современную методическую документацию и учебные материалы для студентов институтов искусств и культуры. Введен в практику учебного процесса новый понятийный аппарат.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе при подготовки студентов средних и высших учебных заведений культуры и искусства в предметах «Режиссура и мастерство актера», «Праздники. традиции и обычаи», «Мифология», «Философия», «Теория и история народно-художественной культуры». «Сакральные тексты в системе духовной культуры», «Этнографический театр», «История религии».

Апробация результатов исследования осуществлялась в форме участия диссертанта в научных и научно - практических конференциях (с 1994 по 1998 гг.), через публикацию основных положений исследования, посредством использования диссертационных материалов в учебно -педагогической деятельности в должности преподавателя кафедры режиссуры и мастерства актера и преподавателя кафедры Организации социально - культурной деятельности Орловского государственного института искусств и культуры, учителя школы - лицея № 22 г. Орла.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Театральные системы имеют ритуальный генезис и являются важной и неотъемлемой частью народной культуры.

2. Взаимосвязь мистериальных и театральных представлений способствует более широкому изучению и анализу такого явления как Мистерии, раскрывая тем самым, исторические корни народно-художественной культуры.

3. Методологический подход к выявлению сущности народно-художественной культуры на материале Мистерий, мифологических систем выводит широкий культурологический и историко-культурологический контекст, который замкнут на педагогических задачах.

Структура диссертации определяется предметом, логикой исследования, целью и задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, библиографии по теме диссертации и приложения. В Приложении представлены программы курсов, разработанные диссертантом и введенные диссертантом в учебный процесс Орловского государственного института искусств и культуры, на материале диссертационного исследования.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория, методика и организация социально-культурной деятельности"

ВЫВОДЫ.

Театральные системы имеют ритуальный генезис. Они не выходят из магического ритуала, театральных массовых и праздничных представлений и собственно «игр». Театр развивается независимо от стран, эпох, континентов, по одним и тем же весьма характерным законам: в основе театрального представления лежит (инсценируется) миф об умирающем и воскресающем божестве: сама структура театрального представления напоминает структуру мистерий.

Существует четкая взаимосвязь мистериальных и театральных представлений.

Мистерии представляют собой определенный комплекс Посвящений. Они являются важной и неотъемлемой часть народной культуры. Их цель и назначение, заключается в посвящении в основы духовной культуры, приводящее человека к состоянию гармонии, духовного совершенства к активной общественной и социальной позиции. Театр и театральные представления, выделяясь из института мистерий, выполняют ту же задачу, но иным способом.

Необходимо уделять больше внимание такому малоизученному в отечественной науке явлению как Мистерии, которое обновляет наш взгляд на народно - художественную культуру. Потому, что многие элементы народной культуры рассматриваются, начиная с XIX, например, самодеятельное искусство и самодеятельное творчество, как будто до этого таких явлений не существовало вообще. Анализ мистериальной культуры раскрывает исторические корни народно-художественной культуры, которые уходят в глубинные пласты архаической культуры, языческой мифологической картины мира, дохристианской культурной традиции.

Материалы, исследуемые в диссертации, дают основание утверждать, что театр является расширенной формой Мистерии. Но формула остается мертвой, если она каждодневно не подтверждена жизнью. Оживить данную констатацию возможно лишь через воспитательно - педагогический процесс. Те. кто взял на себя миссию учить театру, должны и обязаны всем своим мастерством Учителя привить эти принципы Ученику. Пусть каждый раз. обращаясь к Театру он ощущает себя Посвященным.

Методологический подход к выявлению сущности народно-художественной культуры на материале Мистерий, мифологических систем выводит широкий культурологический и историко-культурологический контекст, который замкнут на педагогических задачах. Это в целом приводит к новому представлению о сущности народно-художественной культуры как социально-педагогическом явлении, как духовно-историческом, этнокультурном и этнопедагогическом явлении. Такой подход и отражается в учебных курсах разработанных автором.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

К моменту начала нашего исследования в области изучения генезиса театральных систем в теории народно - художественной культуры их взаимосвязь с институтом Мистерий не рассматривалась. Само же это явление (Мистерии) изучалось на наш взгляд несколько однобоко, лишь как религиозное явление. Исходя из этого, театр как вид искусства являлся предметом искусствоведения, а Мистерии - народной культуры. Этот искусственный разрыв и приводил к тому, что подменялась не только историческая действительность, но сама сущность и природа театрального представления. Нужно сказать, что в XX веке, а особенно в последнее время, делались и делаются попытки осмыслить сущность театра, его природу, корни, «тайны» и его сакральный характер. Вернуть театр к своей первоначальной сути хотел К.С. Станиславским, но, к сожалению, это устремление осталось так и не реализованным как в его,

А Л 7 так и в последующее время. Но если в начале века эти исследования носили эстетически-практический характер, то в наше время - эти поиски носят более культурологический характер. О театре много говорят, пишут, «думают», спорят, но играть и «ставить» спектакли предпочитается лучше «по старинке», обращаясь к традиционной форме. Кроме того, эти поиски «сакральной природы театра» все же являются в большей степени интуитивными озарениями, предчувствиями, предположениями, чем системным подходом и научным исследованием. Но все-таки его необходимость ясно ощущается. Это отражено в работах А. Арто, П. Пави, Д. Лауэнштайна, в творческих поисках таких режиссеров как П. Брук и Е. Гротовский.

Как мы уже отмечали, интуитивно ощущая, предчувствуя истинное происхождение театра, его корни и природу, современное исследование дальше этих «предощущений» не идет. Сегодня, когда западная цивилизация перестала считать себя единственной и непревзойденной и расширила свои горизонты до культур внеевропейских, где ритуал еще играет важную роль в общественной жизни, театр ощущает сильную ностальгию по своим культовым источникам. Общее устремление театра, на сегодня, заключается в том, чтобы некоторым образом вновь обрести ритуал, из которого он вышел, как v язычников, так и v христиан.

Aw" х 7 ~ г.

Рассматривая структурные принципы, относящиеся к процессу возникновения театральных систем, можно с уверенностью утверждать, что театр имеет ритуальный генезис. Он не мог произойти из земледельческих обрядов, т.к. не подчинен сельскохозяйственному циклу: мифология земледельчества существенно отличается от мифов, которые входят в театральный комплекс. Так же нами установлено, что театральные представления не выходят из магического ритуала: анализ взаимоотношений участников с ролью (исполнением) во время магического ритуала и театрального представления убеждает нас в этом. При анализе театральных массовых и праздничных представлений нами установлено, что существует структурное отличие (герой - персонаж, герой - народ) разъединяющие эти два понятия.

Анализ театральных систем и традиций народов мира, показывает, что они развиваются, независимо от стран, эпох, континентов, по одним и тем же весьма характерным законам. Их объединяет ряд устойчивых элементов, а именно:

• представление как таковое имеет ритуальные корни;

• первые постановки, их организацию, проведение, исполнение ролей брали на себя жрецы, священники;

• в основе театрального представления, лежит (инсценируется) миф об умирающем и воскресающем божестве;

• миф об умирающем и воскресающем божестве так же используется в качестве сюжетной основы системы Посвящения;

• сама структура театрального представления напоминает структуру мистерий;

• существует четкая взаимосвязь мистериальных и театральных представлений;

Рассмотрев и проанализировав сущность, историю возникновения и развития института мистерий, была отмечена их обширная распространенность в древнем мире и влияние на многие элементы народной культуры. Они представляли собой определенный комплекс Посвящений в первоначальные знания и доктрины духовной культуры того или иного народа. С другой стороны, они предстают как возможность теоретического моделирования в форме драмы тех процессов, которые происходят в реальной жизни. Предметом рассмотрения и анализа конкретной Мистерии стали Элевсинские (Большие и Малые) мистерии.

Положение о том, что источником возникновения театра и театральных представлений являются Мистерии, и что театр -расширенная модель Мистерий - подтверждается сравнительным анализом Египетских Посвящений, Греческих Мистерий и театрального представления, и прослеживается в виде идеальной и творческой модели. В этом же направлении сделан и анализ сюжетов мифа об умирающем и воскресающем божестве (Дионисе), Элевсинских мистерий, трагедии Эсхила «Прометей прикованный» и комедии Аристофана «Лягушки».

В итоге, говоря о необходимости существования Мистерий, их целей и назначения, мы воспринимаем их как один из элементов духовной культуры, одного из методов духовной практики, приводящей человека к состоянию гармонии, духовного совершенства к активной общественной и социальной позиции. Театр и театральные представления, выделяясь из института мистерий, выполняю ту же задачу, но иным способом.

Театр, являясь синтезом всех искусств, с одной стороны, с другой -главным выразителем процесса объективизации духа, отражает именно это вышестоящее положение - несовершенство и разделенность - в процессе выделения актера из хора. Поэтому мы можем определить первый, «высшим», жанр античного театра - трагедию - как некий, наглядно представленный путь к слиянию, обретению потерянного равновесия, но не в прежнем андрогином состоянии, а через смерть и воскрешение (миф о Дионисе).

Этот путь, пролегающий через страдания и страх, приводит к катрасису (очищению) и исцелению, т.е. к «самоисполненному слиянию» (по выражению Г. Гадамера). В этом состоит главный принцип театрального действия - преодоление дискретности бытия. В древности различные акты этого преодоления, как «проявление», были связаны с такими формами как:

• теофания (богопроявление): • онтофания (проявление сущего): • иерофания (проявление священного);

Праздник, как выражение онтофании, нес в своей основе принцип коллективного слияния, наилучшим образом отражающий мифологию иерогамии, что и составляло основу многих праздников. Театр же, напротив, ведет свое происхождение от другой группы мифов повествующих об умирающем и воскресающем божестве. Он возникает именно в момент дискретности, раскола, неравенства, становясь универсальным примером обретения принципа «всеобщего» существования, соединения воедино духа и тела, неба и земли, т.е. иерогамии.

Имея столь обширный материал представленный в нашем исследовании, мы можем преодолеть тот искусственный разрыв между формами театрального искусства и элементами народной культуры. А так же раскрыть и показать те универсалии и универсальные основы народного художественного сознания, которые проявились, во взаимосвязи не только тем, сюжетов древнеславянской мифологии, но и тех архетипических образов, которые и составляли мифологическую картину мира.

Особенно важным это становиться в подходе к рассмотрению вопроса, почему на территории России вплоть до конца XVII века не возникает возможности существования театра как института, как «кафедры духа» (по выражению Гоголя).

Наиболее существенным, мы считаем, что данный подход позволяет показать, как на материале одной национальной культурной традиции, через познание этой традиции, через ее генезис, можно выйти в мировое этнокультурное пространство; свободно апеллировать к разным национальным традициям, обнаруживая в них все те же закономерности, все те же тенденции развертывания в мировом культурно - историческом процессе и все те же педагогические системы. Потому что языческое мифологическое сознание, потом и христианское сознание, в принципе имели определенную сверхзадачу - формирование массового сознания на основах той или иной веры, но все равно это способ влияния на массовое сознание, сознание этноса. Эти задач и как раз и помогали решать система Посвящений (мистерии), и их более расширенная форма -театральные представления.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Чистюхин, Игорь Николаевич, Москва

1. Авастхи С. Дар небес. // Курьер Юнеско. 1983. - № 5. - С. 30 - 31

2. Авдеев А.Д. Происхождение театра. Элементы театра в первобытнообщинном строе. М.-Л., 1959. - С. 240.

3. Апарина Н.Г. Японский театр Но. М.: Искусство, 1984, - С. 237

4. А пикет А. А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. М.: Наука, 1967. - С. 455.

5. Античная литература. Греция. Антология в 2-х ч. Ч. 2. М.: Высшая школа. 1989. - С. 383.

6. Антарова. К.Е. Две жизни. В 4-х т. М.: Сирин, 1993.

7. Антарова К.Е. Труд актера. // Б-чка в помощь художественной самодеятельн. №10. Вып. 37. М.: 1990. - С. 67.

8. Апулей. Аплогия.Метаморфозы. Флориды. М.: Изд.-во Академии Наук СССР, 1956.-С. 455.

9. Аргуэлес X. Аргуэлес М.< Мандала. М.: Благовест, 1993. - С. 128.

10. Аристотель. Сочинения в 4-х томах. Т. 4. М.: Мысль. 1984. - С. 830.11 .Афанасьев А.А. Поэтические воззрения славян на природу. В 3-х т. Т. 3. М.: Индрик, 1994. - С. 840.

11. М.Барбой Ю.М. Структура действия и современный спектакль. Л.: ЛГИТМИК, 1988.-С. 200.

12. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990. -С. 543.

13. А.Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. В 3-х т. Т.1. М.: Т-ОКО, 1991. - С. 845.

14. Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида. В 2-х т. Т.2. М.: РТО, 1992. -С. 534.

15. Хб.Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. В 3-х т.Т.2.- М.: Т-ОКО, 1991. С. 1008.

16. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. В 3-х т. Т. 3. М.: РТО, 1993. - С. 511.

17. Буддизм :словарь. М.: Прогресс, 1992. - С. 447.

18. Восточный театр. Сб. статей, под редакцией А.И. Мерварта. Л.: Academia.1928. - С. 268.

19. Гадамер Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. - С. 367. 21 .Гайда И.В. Китайский традиционный театр Сицюй. - М.: Наука,1971.1. С.126.

20. Галич М. История доколумбовых цивилизаций. М.: Мысль, 1990. - С. 407.2Ъ.Гекерторн Ч.У. Тайные общества всех веков и всех стран. Ташкент : Шарк, 1994. - С. 384.

21. Грейвс Р. Мифы древней Греции. М.: Прогресс, 1992. - С. 624.

22. Греческая трагедия. М.: Детгиз,!956. - С. 368.

23. Гришелева Л.Д. Театр современной Японии. М.: Искусство, 1977. - С. 237.21 .Гусейнов Г.Ч. «Ористея» Эсхила: образное моделирование действия.

24. М.: ГИТИС,1982. С. 64. 28Дзэами Мотокиё. Предание о цветке стиля: (Фуси кадэн), или

25. Часть 2. Образцы. Пг: Огни, 1920. - С. 227. Ъ2.Зелинский Ф.Ф. Древнегреческая религия. - Киев, СИНТО, 1993. - С. 128.

26. Иванов В. Дионис и прадионисийство. СПб.: Алетейя,1994. - С. 344.

27. У!.История всемирной литературы в 9-ти томах. Т. 2. М.: Наука, 1983. -С. 584.

28. История зарубежного театра. Театр Западной Европы. Учебник для культ. просвет, и театр, учебн. заведений, ч. 1. Под общ. Ред. Проф. Г.Н. Бояджиева. - М.: Просвещение, 1971. - С. 360.

29. Мифы в искусстве старом и новом. Историко художественная монография (по Рене Менару). - Спб.: Лениздат,1993. - С. 384.

30. Мифы древних славян. Велесова книга. Сост. А.И. Баженова, В.И. Вардугин.-Саратов, Надежда, 1993. - С. 32051 .Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х томах. Т. 1. М. Советская энциклопедия, 1991. - С. 671.

31. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х томах. Т. 2. М.: Советская энциклопедия. 1991. - С. 719.

32. Найдакова В.Ц. Буддийские мистерии цам в Бурятии. Улан -Удэ, 1997. - С. 40.

33. ЗА.Обраиов С.В. Театр китайского народа. М.: Искусство, 1971. - С. 379.

34. Пави П. Словарь театра. М.: Прогресс, 1991. - С. 504

35. Патерсон X. Кельтская астрология. М.: RELF- book, К.: Ваклер, 1996. - С. 352.

36. Платон. Собрание сочинений в 4 т. т.1 М.: Мысль, 1990. - С. 860.

37. Платон. Собрание сочинений в 4-х т. т.2 М.: Мысль, 1993. - С. 528.

38. Рус А. Народ майя. М.: Мысль, 1986. - С. 254.

39. Серова С.А. «Зеркало просветленного духа» Хуань-Фань-чо и эстетика китайского классического театра. М.: Наука, 1979. - С. 224.61 .Станиславский. К.С. Мое гражданское служение России. М.: 1990. С. 576.

40. Театральная энциклопедия в 5-ти томах. Под ред. Маркова П.А. М., 1969.

41. Тит Ливий. История Рима от основания города. М.: Наука, 1989. - С. 576.

42. Фомин В. Сокровенное учение античности в духовном наследии Платона. М.: Аргус, 1994. - С. 286.

43. Фрезер Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М.: Политиздат, 1980. - С. 731.

44. Хализев В.Е. Драма как явление искусства. М.: Искусство, 1978. - С. 240.

45. Ваклер, 1996.-С. 288. 15.Ют К. Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. - С. 304.

46. Юнг К.Г. Феномен духа в искусстве и науке. М.: Ренессанс, 1992. - С. 320

47. Ямвлих. О египетских мистериях. М.: АО «Х.Г.С.», 1995. - С. 288. Японский театр: Сборник. - J1-M., 1928. - С. 226

48. UbersfeIdA. Lire le theatre. Paris, Edition Sociales, 1977. - С. 309. 80.jBritannica. Encyclopedia // version 97. CD.