Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Воспитание театральной культуры школьников как педагогическая проблема

Автореферат по педагогике на тему «Воспитание театральной культуры школьников как педагогическая проблема», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Максимович, Владимир Владимирович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2005
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Воспитание театральной культуры школьников как педагогическая проблема», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Воспитание театральной культуры школьников как педагогическая проблема"

На правах рукописи

Максимович Владимир Владимирович

[ е

ВОСПИТАНИЕ ТЕАТРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Специальность 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (художественное воспитание в дошкольных учреждениях, общеобразовательной и высшей школе)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

I

МОСКВА-2005

Работа выполнена в Государственном учреждении «Институт художественного образования» Российской академии образования

Научный консультант:

кандидат педагогических наук, доцент Школяр Владимир Александрович

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор Торшилова Елена Михайловна

кандидат искусствоведения, профессор Зива Валентина Фёдоровна

Ведущая организация:

Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма

Защита состоится 29 ноября 2005 года в I О час. 30

мин.

на заседании Диссертационного Совета Д 008. 015.01 учреждении Институте художественного образования 191121, г.Москва, ул.Погодинская, дом 8, корпус 1.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГУ Института художественного образования РАО.

в Государственном РАО по адресу:

Автореферат разослан 28 октября 2005 года

Учёный секретарь Диссертационного Совета кандидат педагогических наук

Л.Н.Мун

ты. тът

УРЛу

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Глобальные перемены, происшедшие в российском обществе, и их последствия резко заострили необходимость переосмысления современных стратегических воспитательных ориентиров.

Необходимо понять, во-первых, что система образования не может стать прикладным средством обеспечения успешности в рыночной экономике, что центром приложения всех педагогических сил должен оставаться человек, способный к саморазвитию, самообразованию, самореализации в любом виде деятельности, а также философско-психологический аспект творчества, как высшая форма самосовершенствования личности. Во-вторых, понять, что роль театра, воссоздающего художественными средствами реальную жизнь в полном объеме ее проблематики, и при этом рассматривающего ее под нравственно-эстетическим углом зрения, от рождения человечества навсегда останется незаменимой в воспитании детей любого возраста.

Однако социокультурная ситуация свидетельствует о наступившем кризисе в художественно-театральной системе страны, который охватил все сферы - от репертуарной политики до качества режиссуры и игры актеров. В условиях резкого падения уровня культуры в обществе и необходимости «приспособления» театра к рыночной экономике из театра фактически исчезла подлинная классика, уступив место «современным прочтениям», более похожим на прямое надругательство над возвышенными идеалами, торжествует примитивный бытовой натурализм, обильно сдобренный пошлостью, смакованием «остреньких» деталей, множатся сомнительные «авангардистские эксперименты» и т.д. Фактически великое искусство лицедейства сводится до уровня обслуживания вкусов публики, превращается в одну из сфер шоу-бизнеса. Кроме того, компьютеризация - великое достижение человечества, однако она заменила детям живое общение с театром на «кнопочное» участие в культуре вообще, а приучение детской психики к компьютерной автоматизации и алгоритмизации мышления фактически исключило из нее не только творческое образно-эстетическое начало, но и живое человеческое общение.

Дети перестали любить театр, причем, несмотря на обозначившийся в связи с рыночной экономикой «парадокс»: в условиях выживания взрослый профессиональный драматический театр как раз проявил заинтересованность в привлечении детей. Но опять же не с целью воспитательного воздействия на юные души, а только из-за финансовой заинтересованности, при этом на спектакли далеко не детского репертуара. Это привело к «овзрослению» репертуарной политики детских профессиональных театров и выразилось в участившемся преобразовании дет-

1Р0С. НАЦИОНАЛЬНАЯ I БИБЛИОТЕКА^ { С.Летер < 09

НИОТЕКА. 1

ских театров в молодёжные с традиционным репертуаром для взрослого зрителя.

Сегодня наблюдается дефицит научных работ по проблемам школьной театральной педагогики. Существующие же отдельные теоретические работы (в большей части это статьи и выступления) целиком замкнуты рамками театроведческого подхода к спектаклю, ввиду чего они ориентированы не на всестороннее развитие творческого потенциала личности путем воздействия театра как вида искусства, а сведены к своего рода «ознакомительному курсу» со спецификой и формами профессионально-театральной деятельности.

В этих условиях вопрос стоит уже не просто о возвращении в общеобразовательную школу театральной педагогики, а о необходимости сделать театральную педагогику обязательной и равноправной областью массового школьного образования. В работе сделана попытка доказать это и обосновать содержание и формы театральной педагогики массовой школы на научной основе - с позиций классической теории познания.

Социально-педагогическая значимость проблемы воспитания театральной культуры школьников и масштабность поставленной в исследовании «сверхзадачи» потребовали ее содержательного рассмотрения в нескольких взаимосвязанных между собой аспектах.

Философский аспект. Наследие Аристотеля, Г.Ф.В.Гегеля, Э.В.Ильенкова, И.Канта, К.Маркса, Н.Г.Чернышевского, Ф.Энгельса и других мыслителей прошлого и настоящего дает возможность представить театральную культуру в контексте духовной культуры человечества, обосновать концептуальные положения осуществления воспитательно-театрального процесса как «жизни человеческого духа», с научных позиций подойти к вопросам содержания и форм как самого театрального искусства, так и школьного театрального образования и просвещения.

Психолого-педагогический аспект проблемы воспитания театральной культуры школьников заставил обратиться к работам виднейших представителей отечественной педагогики (С.И.Гессен, Д.Б.Кабалевский, Н.К.Крупская, И.Я.Лернер А.В.Луначарский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский, С.Т.Шацкий, и др.). Разработка ими ключевых вопросов гуманистической педагогики в совокупности с творческим наследием лучших представителей отечественной психологической школы (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.) позволила не только проанализировать современные подходы и ведущие прогрессивные тенденции в образовании, но и содержательно рассмотреть проблему становления личности школьника.

Театральный аспект, в котором можно выделить три пласта. Профессиональная театральная педагогика позволила подойти к исследуемой проблеме с высоких позиций отраженных в трудах основоположника

отечественной театральной школы К.С.Станиславского и продолжателей его идей, выдающихся режиссёров и педагогов - Н.П.Акимова, Е.Б.Вахтангова, О.Н.Ефремова, Б.Е.Захавы, М.П.Кедрова, М.О.Кнебель, В.Э.Мейерхольда, П.А.Хомского и других. В свете их наследия ясно обозначились особенности и возможности профессионального детского театра в воспитании театральной культуры школьника в совокупности ее сторон - эстетической, этической культуры, эмоциональной, речевой, движения и т.д.

Детская театральная педагогика, представленная в работах

A.А.Брянцева, В.М.Букатова, Р.А.Быкова, П.М.Ершова, А.П.Ершовой, Ю.П.Киселева, С.В.Образцова, Ю.И.Рубиной, А.И.Савостьянова, Н.И.Сац,

B.С.Фридман, Е.К.Чухман и других авторов.

Их творческое наследие, во-первых, позволило рельефно высветить роль и место в воспитании театральной культуры различных видов театрально-художественной деятельности - актерское, драматургическое, режиссерское, оформительское творчество и т.д. Во-вторых, помогло в раскрытии воспитательного потенциала различных форм театрального образования - специализированные уроки театра в общеобразовательной школе, «театрализация» преподавания различных школьных предметов, школьный театр, студия, кружок и пр.

Определённую роль в осмыслении исследуемой проблемы сыграли уникальные исследования Ю.У.Фохт-Бабушкина, где отражено отношение молодёжи к искусству, театроведческие работы Н.А.Горчакова, В.Ф.Зивы, Б.А.Поюровского, П.А.Маркова - в них сделана попытка осмысления роли, значения, особенностей деятельности и репертуарной политики, в том числе детского театра.

В совокупности указанные аспекты позволили рассмотреть проблему воспитания театральной культуры как единство взаимосвязанных воспитательных пространств - театрального и образовательного, и показать, что эмоционально-образная театральная деятельность и педагогика должны органически переходить друг в друга.

Все изложенное определило тему и аппарат исследования.

Объект исследования - воспитание театральной культуры школьников в современной театральной педагогике массовой школы.

Предмет исследования - процесс воспитания театральной культуры как решающий фактор развития духовного мира личности школьника.

Цель исследования - обосновать содержание и формы театральной педагогики массовой школы на позициях классической теории познания.

Задачи исследования:

1 На основе теоретического анализа философской, психолого-педагогической и театроведческой литературы изучить значение и специ-

фику воздействия театра как компоненты процесса личностного развития школьника.

2. Проанализировать современное состояние театральной педагогики общеобразовательной школы.

3. Определить педагогические условия воспитания театральной культуры школьников как необходимой составляющей философско-художественного мировоззрения.

4. Осуществить экспериментальную проверку воспитания театральной культуры школьников в условиях театрально-образовательного пространства, направленного на развитие фундаментальных способностей личности.

Гипотеза исследования - воспитание театральной культуры школьников будет осуществляться наиболее эффективно, если:

- будет определено значение и специфика воздействия театра как необходимой компоненты процесса личностного развития школьника;

- современная методологическая культура педагога и содержание театрального воспитания будут основаны не только на опыте выдающихся мастеров театра и достижениях педагогической и театроведческой науки, но и на сущности театральной педагогики, в том числе «Системы Станиславского», «ядром» которой явится исторически предопределенное воспитывающее предназначение театра, как процесса становления человека Человеком;

- в основу деятельностного постижения школьниками театрального искусства, воспитания их театральной культуры будет положено создание педагогически целесообразного единого театрально-образовательного пространства, предпосылкой и целью которого является раскрытие гуманистической сущности театра;

- реализация модели единого театрально-образовательного пространства выступит как объединение всех воспитательных институтов на развитие сущностных сил и фундаментальных способностей школьника.

Методологической основой исследования явились: материалистическая теория познания, ядром которой выступает диалектика; концептуальные идеи развития личности, отражённые в научных трудах Л.С.Вытотского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина и др.; теория деятельности, целостно раскрывающая человека в процессе его исторического развития; теория развивающего обучения В.В.Давыдова-Д.Б.Эльконина; научная школа Д.Б.Кабалевского, теоретические разработки В.А.Школяра и его учеников в педагогике искусства, а также концепции воспитания искусством Б.М.Неменского, Б.П.Юсова, утверждающие приоритет духовного совершенствования личности; теоретическое наследие основателя науки о театре К.С. Стани-

славского и его учеников и последователей Е.Б.Вахтангова, МС.Топоркова, А.Д.Попова.

Методы исследования: теоретические методы изучения фило-софско - эстетической, психолого - педагогической, методической, театроведческой литературы по проблеме исследования; анализ диссертационных, междисциплинарных исследований по рассматриваемой теме; эмпирические методы: анализ многолетнего личного творческого и административного опыта работы в театре юного зрителя, осмысление собственной педагогической деятельности; диагностические методы: анкетирование, опросы детей и родителей, учителей и воспитателей, режиссёров и артистов; опытно-экспериментальная работа, включающая констатирующий, формирующий и контрольный этапы, статистическая обработка данных.

Научная новизна исследования.

1 .Впервые школьная театральная педагогика рассмотрена с пози-Ь ций классической теории познания, позволяющая раскрыть закономерно-

сти театрального искусства, исходя из исторически предопределённого воспитывающего предназначения театра.

2. Обоснована необходимость воспитания театральной культуры школьников как области философско-эстетического мировоззрения. В его основу положен принцип взаимодействия педагогики и театроведения с одной стороны и педагогической практики и театра с другой стороны, учитывающей возрастные градации школьников как зрителей детского театра. На этой базе логически организован процесс постижения искусства театра как воспроизведение родовой природы человека.

3. Научно обоснован современный подход к обновлению содержания школьной театральной педагогики, учитывающей природу искусства, природу театрально-художественного творчества и природу ребенка, обеспечивающий уровень его воспитания и развития.

Теоретическая значимость исследования.

1. Разработана теоретическая модель организации педагогически целесообразного театрально-образовательного пространства, направленного на развитие фундаментальных способностей личности в опоре на принцип органического взаимоперехода деятельности театра, семьи и школы.

2. Воспитание методологической культуры педагога театрального искусства в общеобразовательной школе рассмотрено, как преломление теории познания в театральной педагогике через «Систему Станиславского». Дано определение театральной культуры: театральная культура школьников есть философско-художественное мировоззрение.

3. Определено, что педагогически обоснованное руководство и направление субъективного понимания целей и задач театрального воспита-

ния влияют на динамику художественного и эстетического развития школьника и находят отражение в его самостоятельной творческой деятельности. Для отдельных школьников подобная интеграция может способствовать развитию не только эстетического, но и начального профессионального интереса.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы учебных пособий, методики воспитания театральной культуры школьников могут быть положены в основу подготовки специалистов -педагогов-организаторов театрального воспитания; использоваться в дополнительном педагогическом образовании, на курсах повышения квалификации в системе общего художественного образования.

Теоретические положения и практические рекомендации могут быть полезны при изучении педагогики театра, при формировании школьных театров, при разработке новых программ обучения, как в комплексе сценических искусств, так и в системе эстетического воспитания в целом. Многие положения исследования могут быть использованы в высших и средних художественных профессиональных учебных заведениях нетеатрального профиля, в педагогических вузах при изучении факультативных предметов по театральному искусству и дисциплин по выбору студентов.

Достоверность исследования обеспечена: его методологической базой; многоаспектностью рассмотрения проблемы и сопоставлением данных, полученных различными методами; опытом многолетней деятельности автора в качестве актера и директора детского театра; внедрением разработанной модели воспитания театральной культуры школьников в преподавание школьных предметов как эстетического, так и естественнонаучного цикла. Выводы и положения исследования одобрены в лаборатории театра Института художественного образования Российской академии образования.

Этапы исследования.

На первом этапе исследования (1996 - 1998гг.) определялись исходные позиции исследования: в процессе изучения научно-теоретических и литературных источников была выбрана проблема и в ее рамках сформулирована тема исследования. Был проведен анализ развития вопроса в теории педагогики и психологии и обобщен опыт работы театров с педагогами общеобразовательных школ.

На втором этапе (1999 - 2001 гг.) разрабатывались и внедрялись различного рода программы взаимодействия театра и школы при составлении репертуара театра, формулировалась гипотеза и задачи исследования, рассмагривались пути взаимодействия педагогической части театра с педагогами школ. Обобщался научно-исследовательский опыт педагогов системы дополнительного образования; формулировались задачи повышения уровня профессиональной квалификации педагогов-организаторов педаго-

гической части детского театра, проводились опросы и анкетирование зрителей.

На третьем этапе (2002 - 2005 гт.) обобщались полученные результаты опытно-экспериментальной работы по организации детского театра, как центра воспитания школьников. Проверялись возможности влияния спектаклей на формирование эстетического вкуса и психологическое состояние школьников. Проводились зрительские конференции и обсуждения текущего репертуара; разрабатывались концепции проведения фестивалей детского творчества. Осуществлялась обработка материалов исследования и формулировались его выводы.

Результаты данного исследования внедрены в интегрированный воспитательный процесс: краевого драматического театра и общеобразовательной школы № 14 г.Ставрополя; лицея № 2, общеобразовательных школ №4, №25 и государственного театра юного зрителя г.Воронежа; Московского государственного областного театра юного зрителя и общеобразовательных школ Московской области (гт. Руза, Ивантеевка, Подольск), общеобразовательной школы с углублённым изучением традиционного прикладного искусства при государственном высшем учебном заведении Высшей школе народных искусств (институте) в Санкт-Петербурге.

Кроме этого, результаты исследования используются в воспитательной работе профессиональны учебных заведений нетеатрального профиля: в Палехском училище лаковой миниатюрной живописи, Красносельском училище художественной обработки металлов, Нижне-Тагильском училище искусств.

База исследования. Основная работа по апробации результатов исследования проходила в Московском областном государственном театре юного зрителя, Московском областном учебно-методическом центре при Министерстве Культуры Московской области, Московском областном театре кукол, Воронежском и Тульском театрах юного зрителя, Московском центре «Золотой петушок».

В прямом эксперименте с 1998 по2005 годы приняли участие более ста учителей общеобразовательных школ, более 2000 учащихся (1-11 кл.) школ Москвы, Воронежа, Тулы.

Положения, выносимые на защиту.

1. Театральная культура личности должна быть понята как составляющая широкого философско-художественного мировоззрения. В него обязательно входят: гуманистическое представление о мире как источнике искусства, природе человека, убеждение в необходимости приобщения школьника к театральному искусству как к родовой природе Человека. Современные возрастные градации зрителей в детском театре обуславливают методы и условия формирования и развития художественно-творческого

потенциала школьников, обеспечивающие уровень его воспитания и развития.

2. Теоретическая база современной школьной театральной педагогики нуждается в существенном пересмотре. Ведущей научной базой театральной педагогики массовой школы выступает классическая теория познания, позволяющая раскрыть закономерности театрального искусства, исходя из его предназначения. В качестве методологической культуры педагога-организатора театральной деятельности школьников должно выступать философско-эстетическое сознание, «ядром» которого является театральное мышление. Оно исходит из природы театра как вида искусства и осуществляется как эмоционально-оценочное постижение смысла жизни и действенно-символическое их воспроизведение на диалектической основе.

3. Обязательным условием воспитания театральной культуры является создание единого (интсгративного) театрально-образовательного пространства, представляющего единство воспитательных институтов, фокусирующих свою деятельность на воссоздании и развитии подлинной природы человеческого мышления, развитии сущностных сил и фундаментальных способностей человека, раскрытии гуманистической сущности театра на основе «Системы Станиславского», воссоздающей метод выведения природы театра и всех его элементов из монистического основания -диалектической сущности мира.

Структура диссертации. Диссертация состоит и введения, двух глав, заключения и списка литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во Введении обоснована актуальность темы исследования; определены проблема, объект, предмет, цель и задачи; сформулирована гипотеза; охарактеризованы методологические основы и методы исследования; изложены новизна и теоретическая значимость; указаны положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические предпосылки театрального воспитания школьников» рассматриваются: система «Детский театр -Педагогика - Личность» в философском, психолого - педагогическом, эстетическом и театроведческом аспектах; выявляются тенденции и противоречия школьной театральной педагогики на современном этапе; формулируются концептуальные основы воспитания театральной культуры школьников.

В теоретической части исследования в качестве обоснования необходимости выражения школьной театральной педагогики в триединстве ее ключевых понятий подвергается критике традиционное рассмотрение двухзвенного отношения «объект - субъект». В отличие от эмпирической

методологии теория познания требует не структурно-технологического анализа вещей (из чего они состоят), а сосредоточивает внимание на сущности их взаимодействия, взаимоперехода. Именно эта методология отражена в логике триединства, и подлежит рассмотрению как «объект влияния» - «сущность влияния» - «результат влияния».

В диалектической логике подлинным знанием является процесс его выведения. В соответствии с этим, появляется необходимость проследить тот процесс, который определил природу театра, систему его элементов, характеристик, форм и средств выразительности именно в таком виде, почему сложились выражения «жизнь как театр», «познать жизнь через театр» и др., где театр и жизнь поставлены в отношение взаимоперехода. Понять это возможно, если начать выяснение природы театрального искусства с главного противоречия, породившего цивилизацию как таковую - с противоречия-противопоставления «Человек - Природа».

Исходя из «альфы и омеги» диалектики - из категории «движение», которая заставляет все рассматривать в развитии, и в опоре на фундаментальные философские развитие категории деятельность, сознание, творчество прослежено развитие этого изначального противопоставления, ставшего неиссякаемым источником энергии движения человека от своих первобытных форм к высшим. Выявлено, что в деятельности возникла собственно человеческая надбиологическая психика, выразившая себя в том, что человек, стремясь разрешить свое противоречие с природой, одухотворил ее, стал относится к ней как «к самому себе».

Особое внимание уделяется тому факту, что объективная реальность отражается в сознании в преобразованном виде, как проект, продиктованный жизненной пользой. Так в психике человека слились воедино деятельность, сознание и творчество, результатом чего стала творческая деятельность сознания по созданию стратегических моделей обеспечения жизни.

Такой творческой «моделью» жизни и стал театр. В нем в синкрет-ном виде отразилась вся человеческая жизненная практика в целом, но отразилась особым образом, как оценка - «так есть», и как проект жизненной практики, обусловленный ее потребностями, - «так должно быть». Человек не просто «играл» в театр, в этой творческой форме удвоения действительности он реализовал то, чего не было у животного - собственно человеческую психику, свою духовность. Так театральная деятельность стала особой сущностной силой, одним из способов существования человека как Человека.

Принципиально важно, что его психика с самого начала складывалась как психика общественного человека, что предопределило его становление как социального существа, а в конечном итоге, как движения от «животного стадного» к «существу общественному». Энергию этому движе-

нию придает противоречие между «я» и «мы», разрешаемое в сторону общественного блага.

Именно это противоречие стало сущностью отношения театра и жизни, и для понимания диалектической сущности их «партнерства» как взаимообогащения в исследовании сделан краткий аналитический обзор соотношения эмпирического и теоретического уровня мышления.

Результатом его стал вывод, к которому логически шла вся история человеческого познания: мышление человека как «продолжения тела природы» могло сложиться только как отражение монистической сущности мира, следовательно, подлинно человеческое мышление есть диалектическое мышление. Диалектическая логика выступает тем генетическим источником, из которого произрастает любой вид человеческого мышления, тем более, такое как художественное мышление, исторически начавшееся с различения в природе «пользы» и «вреда» (добра и зла)

На этом основании сделан вывод, что художественная деятель- 1

ность существует как опредмечивание ценностного сознания человеческого мышления, а ее «ядро» - художественное мышление, несмотря на свою эмоционально-образную специфику, генетически обусловлено быть способом теоретического воспроизведения действительности. При этом изначальная категориальность художественного мышления обязывает любую образно-смысловую конкретность в театральном искусстве рассматривать не с позиций «налично» представленного в ней содержания, а в свете высоких понятий духовности.

Уже в ходе исследовании ставится задача: исходя из монистической сущности мира и диалектической природы театра, выявить в театральной педагогике противоречие, могущее стать источником постоянного самосовершенствования школьника. Оно находится в самом школьнике и формулируется как противоречие между «Я есть» и «Я должен быть».

В полном соответствии с диалектикой целого, согласно которой и содержание, и механизм развития (а также процесс и результат, сущность и явление и пр.) уже заложены в самом этом целом, это противоречие становится источником энергии саморазвития личности.

Таким образом, в диалектике как логике и теории познания театральная педагогика обретает то фундаментальное методологическое основание, где личность школьника закономерно становится предпосылкой и целью организации учебно-воспитательного процесса во всех его звеньях.

Раздел исследования, посвященный анализу современного состояния театральной педагогики, начинается с констатации факта, что подлинной методологической базы и, соответственно, методической грамотности современного педагога-театрала как раз и нет. Вместо нее наблюдается весьма сложная и противоречивая картина из подходов, точек зрения на состояние дел, мнений и пр.

Так, с одной стороны утверждается, что говорить о кризисе детско-

го театра и воспитания театральной культуры школьников нет оснований, с другой стороны, выражается глубокая озабоченность состоянием профессиональных детских театров, режиссуры, актерского мастерства, формированием репертуарной политики и т.д. Критическая «инвентаризация» школьного театрального хозяйства позволила выделить ряд факторов, одинаково присущих технологиям любых подходов, воззрений, взглядов и т.д.

«Фактор способностей» - на первый взгляд, весьма положительный, так как предполагает повышенное внимание к отдельной личности. Но если принять во внимание, что на этом основании школа считает первоочередной задачей выявление художественно одаренных детей (ведь это показатель ее работы), спонтанное творчество которых в дальнейшем лишь эксплуатируется, то негатив ориентации на этот фактор проявляется достаточно ясно: любое несоответствие «стандартизации способностей» (как в ту, так и в другую сторону) может привести к психологическим травмам.

«Фактор репертуарно-возрастного восприятия» - нацеленный также на повышенное внимание к личности, он предназначен привести в соответствие уровень содержательной сложности произведения с утвержденными в педагогике «возрастными нормами восприятия» Доказано, что в качестве «методологической базы» идея соответствия выступать не может, поскольку при этом уничтожается самое главное - противоречие, без которого создание какой-либо реально действующей системы психического развития школьников вообще невозможно.

«Фактор творческого воображения и фантазии» - на этом факторе стихийно-эмпирическая театральная педагогика обрела в себе то образное мышление, те элементы психики, которые, будучи генетическим даром природы, развиваются независимо от педагогического воздействия.

Исследование отмечает, что в изложении материала смоделирована логика самостоятельного овладения будущими педагогами-организаторами театральной деятельности методологической культурой (такова традиция научной школы Д.Б.Кабалевского в педагогике искусства). С этой целью в исследовании будущим педагогам искусства предложен мыслительный эксперимент, позволяющий понять коренное различие между эмпирической «методологией» и диалектической логикой через моделирование его в собственной мыслительной деятельности, самим определить тот предел, за которым метафизический способ познания становится антинаучным, а заодно и сформулировать причину, по которой это происходит (после знакомства с диалектической логикой она им известна).

Поскольку речь идет о театральной педагогике, определен комплекс сущностных сил человека и тех качеств личности, которые самым непосредственным образом попадают под воздействие театрального искус-

ства, необходимо сделать его целостным, объединив его элементы соответствующим видом «жизненной энергии». Такой целостностью может стать, если исходить из природы искусства, «творческий потенциал личности», где специфика искусства отражена в понятии «художественный»

Можно в буквальном смысле слова «придумать» еще потенциалы, благо громадная система человеческой деятельности это позволяет. Дело не в их количестве, а в способе мышления, позволяющем их обнаружить В совокупности и равновесии развития потенциалов как сущностных сил человека, к которым относятся его способность к активному труду; способность к познанию; способность к духовному общению, индивидуальному и совместному творчеству; эмоционально-волевая и действенно-практическая способность к постановке и достижению цели видится нам гармоничное развитие внутренних сущностных сил личности. На их основе формируется интенсивное всестороннее развитие школьника, отвечающее требованиям общества.

В исследовании найдена такая форма существования человека и ей дано абстрактное определение. А конкретное - оно уже заложено в абстрактном, но в не развитом виде, и начнет обнаруживать себя во всем богатстве в процессе восхождение к нему.

Систематизируя художественно-творческий потенциал личности, узнаем, что можно выразить целостного человека через различные определения, одним из которых и является сам потенциал, из чего он может состоять, куда он может быть направлен и какой результат следует ожидать, если будет обеспечена его реализация.

Современная театральная педагогика массовой школы осуществляется, в основном, на принципах общей дидактики, что изначально исключает осуществление воспитания театральной культуры сообразно природе ребенка, природе художественного творчества в целом и природе театрального искусства. В частности, для коренного реформирования школьной театральной педагогики необходим переход на научно-теоретический уровень ее организации и осуществления, что делает необходимым пересмотреть содержание методологической подготовки будущего педагога-организатора театральной деятельности школьников.

Театральное мышление - это эмоционально-оценочное постижение смыслов жизни и действенно-символическое их воспроизведение на диалектической основе. Закономерность появления в определении всех понятий для педагогов-организаторов театральной деятельности становится в соответствии с диалектикой объектом анализа в виде ответа на ряд вопросов.

Первым шагом на этом пути становится выяснение подлинной роли противоречия в познании. В свете этого положения уже само появление в практике острого противоречия между «театром представления» и «театром переживания» как двух подходов к сущности театральной деятельно-

сти представляется закономерным выражением диалектической сущности мира - раздвоения единого на противоположности и многообразие переходов их друг в друга. Исходящее из этой сущности театральное мышление практически оказывается процессом, раскрывающим факт, что вся «абстрактная наука» естественно «вплавлена» в «Систему Станиславского».

Сквозь призму «раздвоения» и с помощью закона «единства содержания и формы» рассматривается вся проблематика театрального искусства.

Внимание сосредотачивается на ключевых проблемах: генетические истоки театра, его воспитательная сверхфункция, двойственная сущность актерской игры, диалектика сценического действия как живой, спонтанно-импровизационный процесс «движения от правды жизни человеческого тела к правде жизни человеческого духа». Результатом этого анализа становится выведение фундаментальных положений, призванных организовать процесс воспитания театральной культуры школьников на научной основе, и которые одновременно выступят как педагогические принципы, обеспечивая переход теоретического в педагогическое:

1. Познание театрального искусства есть единый процесс выведения всех его элементов из монистического основания -диалектической сущности мира.

2. «Театр - Жизнь». Их диалектическое противопоставление и взаимопереход есть начало познания театрального искусства и должно раскрываться школьникам как процесс превращения человека в Человека.

3. Предпосылкой и целью театральной педагогики является раскрытие гуманистической сущности театра и реализация ее на научной основе.

4. Раскрытие в театральной деятельности диалектики жизни следует считать первоочередной педагогической задачей в воссоздании и развитии подлинной природы человеческого мышления.

5. Единый процесс познания театрального искусства может быть реализован на основе «Системы Станиславского». Следовательно, любое педагогическое воздействие должно «органически твориться» из диалектической природы искусства.

Во второй главе «Пути, формы и методы воспитания театральной культуры школьников» система театрального воспитания обосновывается на принципах научности, цельности мыслительных процессов в сочетании с усвоением теоретических знаний; излагается совокупность приемов и способов исследования проблемы воспитания театральной культуры; раскрывается методика освоения театрального искусства педагогами-организаторами театрального воспитания в общеобразовательной школе; раскрываются основные принципы организации театрально-образовательного пространства как условия формирования театральной

культуры школьников, проводится анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы.

В период современной социо-кулътурной ситуации театрально-педагогическая система, связанная с другими сферами человеческой деятельности реализует информационнно-коммуникативную, профориенти-рующую, человекотворческую функции и, признавая самостоятельность, уникальность каждого индивида, как субъекта своего развития, является фактором формирования социально активной личности, способной к преобразованию действительности и самой себя, с готовностью принимающей на себя ответственные дела и решения.

В искусстве существуют свои законы, у каждого вида и жанра есть своя специфика. Они формировались на протяжении длительного исторического времени, и знать их необходимо как педагогам-организаторам театрального воспитания в общеобразовательной школе, так и профессиональным педагогам-организаторам театра, чтобы помимо знаний специальных, обладать широкой эрудицией, быть в гуще общественной жизни, иметь четкую гражданскую и художественную позицию, что, в свою очередь, усилит авторитет театра и его влияние на учащихся.

Театр - один из древних видов искусства, «вторая природа человека», продолжает оставаться динамичным и жизненным. Все, что написано о театре - лишь философия, иногда очень интересная, прекрасно говорящая о результатах, которых желательно достигнуть в искусстве, или критика, рассуждающая о пригодности или непригодности достигнутых конечных результатов. В театре интегрированы все виды художественной деятельности, по сути, это продукт художественного мышления, которое развивается в процессе творчества, выражая эмоционально-оценочную деятельность человека. В исследовании дается определение театральной культуры: театральная культура школьников есть философско-художественное мировоззрение.

Индивидуализация театрального процесса, в силу своей специфики, предполагает готовность учителя дать оценку работе ученика, исходя из возможностей роста каждого ученика, принимая во внимание весь процесс детской творческой деятельности, выраженной в конкретной работе над созданием спектакля. Спектакль нередко таит в себе опасность для легкоранимой детской психики, и если не все произведения художественной литературы рекомендуется читать детям, то тем более осторожно надо относиться к тому, что дети видят на сцене. Увиденное оставляет след в их душах, мыслях, чувствах, а поэтому каждому учителю, каждому родителю, каждому театральному деятелю надо обязательно задуматься над тем, что показать, на что обратить внимание и как добиться, чтобы полученные впечатления оставили благодатный след.

В свете этого создание единого театрально-образовательного пространства - общая цель детского театра и общеобразовательной шко-

лы. Внешне раздельно существующие в действительности, школа и театр объединены раскрытием одного и того же предмета с разных сторон.

Очень важна для театрально-образовательного пространства проф-ориентационная функция, обеспечивающая становление жизненной позиции, помогающая получить первоначальные знания, умения, навыки в театральной деятельности. Этот социально-педагогический феномен наиболее ярко и полно проявляется в создании и существовании Детских, Молодежных, Юношеских, Школьных театров-студий и обуславливает необходимость интеграции театрального и школьного образования. И здесь «Система Станиславского», как цельная и стройная наука становится неотъемлемой частью интеграции.

Развитие школьных театров в большей степени происходит под влиянием профессиональных театров, поэтому в диссертации исследуются педагогические условия развития как профессионального, так и школьного театров с точки зрения творческой лаборатории направленной на духовное воспитание детей и юношества, однако развитие театральной деятельности школьных театров не должно сводиться к механистическому копированию профессионального театра.

Анализ работы школьных театров показал, что научные открытия в теории театра, особенность которого заключается в том, что момент восприятия совпадает с моментом творческого созидания, в силу чего они становятся зависимы друг от друга, недостаточно используются в педагогической практике.

Сегодня формирование театральной культуры школьников можно рассматривать как хаотичное, а не целенаправленное, когда фактически с театром связаны учителя (при этом далеко не большинство из них, а как показало исследование посещаемость педагогами театров в среднем по России составляет менее 30 %), отдельные родители (менее 17 % ) и обособленно находится ученик, который за все годы обучения в школе (с 1 класса и до её окончания) посещает театр в среднем 5-6 раз.

Организация театрально-образовательного пространства потребовала разработки диагностического комплекса по изучению уровня сформи-рованности театральной культуры школьников.

В ходе разработки было установлено, что в гт. Воронеже, Москве, Туле, за период с 2000 по2004 годы только 23,8% школьников 13-15 лет знают что театр - «вид искусства»; 18,6% - затруднились ответить на этот вопрос; 54,8% опрошенных школьников этого возраста любят театр, а 27,3% не любят. При этом «хотели бы посещать театр» только 15 % опрошенных школьников. Редкое посещение театра более 20% объяснили загруженностью в школе, 17% - компьютерным увлечением; 19% - предпочтением телевидения, 10,5% - отсутствием современных пьес, созвучных им;

25% школьников г. Воронежа и 31 % в г. Туле - плохим состоянием здания и интерьера театра.

Путем опроса и анкетирования школьников разного возраста определены и выделены наиболее важные источники формирования жизненных интересов и профессиональной ориентации - школа, семья, сенсорная жажда, творческие способности. В исследовании предлагается, подтверждённая результатами опытно-экспериментальной работы, схема инте-гративной деятельности в системе «Театр - Учитель - Родители», где театральная культура школьника воспитывается как бы в центре этого треугольника.

Результаты экспериментальной работы по внедрению инноваций при формировании театральной культуры школьников показали, что уровень театральной культуры становится адекватным целям воспитания духовной личности школьника при условии целенаправленной работы с детьми, включающей систематическое и последовательное осуществление системы театрального воспитания в учебном процессе и во вне учебное время, в том числе в домашней обстановке.

Важную роль играет системное управление процессом театрального обучения и воспитания. Это: занятия по изобразительному искусству (сценография- оформление сцены, костюмы, грим), уроки русского языка (сценическая речь), литературы (инсценировка литературных произведений), истории (воплощение исторических вех на сцене), географии (место действия событий), физкультуры (сценическое движение, осанка) и т.д.

Таким образом, на основе взаимодействия профессионального детского театра, школы и родителей создаётся органическое единство не только театрального, а духовно-эстетического, поведенческого и даже физического воспитания школьников, что позволяет сформировать активную культурную личность, гражданина нашей страны.

Проведённый эксперимент подтвердил, что реализация предлагаемых методов и форм работы по формированию театральной культуры подростков позволяет, создав начальный тезаурус театральной культуры ребёнка, пробудив интерес школьников к театру, повысить уровень театральной культуры обучающихся, а театральная культура при этом приобретает многоаспектный и многоцелевой характер, отражая многофункциональность театра как художественной системы, отражающей духовную, культурную, социальную, эстетическую, праздничную стороны компоненты. Проводится анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы.

Интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы позволила обнаружить основные принципы организации единого театрально-образовательного пространства как условия формирования театральной культуры школьников. Раскрытие его сущности, как условия реализации целей и задач гуманистической модели театральной

педагогики, начинается с анализа многообразия направлений работы, продиктованных единством «Детский театр - Педагогика - Личность».

В качестве главных направлений, вытекающих из принципа моделирования художественно-творческого процесса, указываются следующие:

1. Масштабность охвата театральной деятельностью сфер и интересов общества, которая обязывает понимать воспитание театральной культуры школьников в свете решения наболевших вопросов социума. Театральная деятельность способствует кардинальной ломке традиционных понятий бытовой прагматической нравственности, приведения их в соответствие с нетленными нравственными законами, исторически сложившимися как условия духовного выживания человечества.

2. Формирование художественных знаний, умений и навыков, несмотря на их «специфику», должно осуществляться на позициях теории развивающего обучения. Сегодня это единственная научно-педагогическая теория, которая ставит своей целью воссоздание подлинной природы человеческого мышления путем воспитания умения «добывать» знания в процессе мыслительного экспериментирования с изучаемым материалом. В связи с этим в исследовании подчеркивается неслучайность совпадения способов научного исследования и творческой работы актера - оба процесса действительно есть мысленное экспериментирование с жизненным материалом, т.е. адекватны исторически воплощенной в них человеческой деятельности.

3. Театральная культура школьника не может быть воспитана вне обогащения и развития эмоционально-чувственной сферы личности. Этот процесс, основанный на факте художественного моделирования эмоций в искусстве, есть содержание, предпосылка, и одновременно сам механизм ее воспитания. Внутренняя самореализация механизма обусловлена тем, что любое человеческое чувство всегда не однородно, а противоположно в самом себе, и что богатство духовного мира есть не что иное, как оттенки, нюансы градации взаимопереходов чувств и эмоций в свою противоположность.

4. Конкретизация деятельности педагога - организатора театрального воспитания состоит в направлении предупреждения и преодоления противоречий, могущих возникнуть при приведении традиционных форм к единой методологической базе. Основная сущность этой базы вытекает из гуманистического содержания школьной театральной педагогики, которая вырастает из реальности: в школу принимаются ребята без специального отбора, независимо от уровня развития и способностей, следовательно, театральная педагогика массовой школы должна сосредоточить внимание на фундаментальных способностях школьника, которые даны ему от природы и поэтому поддаются развитию у всех без исключения людей. Вне сомнения, вовлечение школьника в кол-

лективное театральное творчество дает ему возможность попробовать себя в профессиональных ролях творца и искусствоведа, менеджера и педагога. Но прежде всего позволяет освоить важную человеческую «профессию» - культурного зрителя, заинтересованного любителя и ценителя искусства.

В исследовании предлагается возрастная периодизация, предназначенная для определения зон ближайшего развития для каждой возрастной категории школьников и, в связи с этим, для выявления приоритетных направлений работы и формирования репертуара.

Так, при анализе реальности и перспектив развития личности старшеклассников выделяются следующие составляющие смыслового поля личности:

-Иерархия ценностей, отражающая приоритеты общечеловеческого развития;

-Позиция объективного реализма, т.е. уровень адекватного осознания и принятия своей ответственности за общество, за себя, за страну в соотнесении возможностей нести эту ответственность;

-Стратегия жизни, построенная в соответствии с личностными ценностями, притязаниями, устремлениями и индивидуальными возможностями осуществления;

-Зрелость эмоциональной сферы, нравственно-эстетического идеала, высоких чувств, художественного вкуса.

Наше исследование, подтвержденное результатами опытно-экспериментальной работы по реализации концепции единого театрально - образовательного пространства показало правильность интегра-тивной системы «Театр - Родители Школа», где Ученик - центр, вокруг которого формируется и на котором концентрируются все составляющие процесса воспитания театральной культуры школьника.

В Заключении диссертационного исследования представлены основные итоги и общие выводы исследования:

1. Театральное воспитание, являясь важной компонентой образовательной системы, требует коренного преобразования теоретической базы современной школьной театральной педагогики. Воспитание театральной культуры школьника не может исходить из представления о ней как «самодостаточной» системы сформированных профессиональных знаний, умений и навыков, и нравственных оценок, эстетических вкусов и предпочтений, взглядов, точек зрения и пр. Театральная культура должна быть понята как необходимая и реальная составляющая философско-художественного мировоззрения, включающая гуманистическое понимание: природы человека и художественной деятельности, приобщения человека к театральному искусству как своей родовой природе и убеждение в его необходимости.

2. Ведущей научной базой театральной педагогики массовой школы выступает классическая теория познания, позволяющая раскрыть закономерности театрального искусства, исходя из его предназначения. В качестве методологической культуры педагога-организатора театральной деятельности школьников должно выступать философско-эстетическое сознание, «ядром» которого является театральное мышление. Оно исходит из природы театра как вида искусства и осуществляется как эмоционально-оценочное постижение смыслов жизни и действенно-символическое их воспроизведение на диалектической основе.

3. Создание интегративного театрально-образовательного пространства, основанного на единстве воспитательных институтов (Театр - Школа -Родители), фокусирующих свою деятельность на воссоздании и развитии подлинной природы человеческого мышления, развитии способностей человека, является обязательным условием реализации модели воспитания театральной культуры школьников.

4. Воспитание театральной культуры школьников предполагает одно из важнейших специфических условий - современные возрастные градации зрителей в детском театре, что обуславливает конкретные методы и способы формирования и развития художественно-творческого потенциала школьников, обеспечивающие уровень его воспитания и развития. Инте-гративные принципы и приемы дают возможность подключить к существенному развитию творческой личности обучаемого и к глубинному обогащению его духовных и физических способностей, с учётом возрастных градаций, практически все виды искусства и разнообразные формы творческой деятельности.

Содержание и основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора:

1.Максимович В.В. Античный театр. //Учебно-методическое пособие по курсу «История театрального искусства». - Москва.: Педагогика, 2004. -1,5 п.л.

2. Максимович В.В. Исторический аспект и современное развитие детского профессионального театра России. - М.: Педагогика, 2003 .- 2,0 п.л.

3. Максимович В.В. Современное состояние театральной культуры школьников. - М.: Педагогика, 2003. - 2,0 п.л.

4. Максимович В.В. Театр средних веков. //Учебно-методическое пособие по курсу «История театрального искусства». - Москва.: Педагогика, 2004.-1,4 п.л.

5. Максимович В.В. Театр французского классицизма - М. Педагоги-ка,2004. - 0,7 пл.

6. Максимович В.В. Театр эпохи просвещения. - М.: Педагогика, 2005. -1,0 п .л.

7. Максимович В.В. Учебная программа по курсу «История театрального искусства». - М.: Педагогика, 2003. - 0,4 п.л. французского классицизма. - М.: Педагогика, 2004. - 0,7 пл.

Заказ № 16

Объем 1 печ. л.

Тираж 100 экз.

Отпечатано в ООО «Педагогика» Москва, ул. Погодинская, д. 8

»2 1 М «

РНБ Русский фонд

2006-4 18732

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Максимович, Владимир Владимирович, 2005 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ

ТЕАТРАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ.

1.1 «Детский театр-Педагогика-Личность» в философском, психолого-педагогическом и эстетическом аспектах.

1.2. Школьная театральная педагогика на современном этапе: противоречия и тенденции.

1.3. Концептуальные основы воспитания театральной культуры школьников.

ГЛАВА 2. ПУТИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ТЕАТРАЛЬНОЙ

КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ.

2.1.Театрально — образовательное пространство как условие формирования театральной культуры школьников.

2.2. Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы. us

Введение диссертации по педагогике, на тему "Воспитание театральной культуры школьников как педагогическая проблема"

Глобальные перемены, происшедшие в российском обществе, и их последствия резко заострили необходимость переосмысления современных стратегических воспитательных ориентиров. Надо понять, во-первых, что система образования не может стать прикладным средством обеспечения успешности в рыночной экономике, что центром приложения всех педагогических сил должен оставаться человек, способный к саморазвитию, самообразованию, самореализации в любом виде деятельности, а также философско-психологический аспект творчества, как высшая форма самосовершенствования личности. Во-вторых, понять, что роль театра, воссоздающего художественными средствами реальную жизнь в полном объеме ее проблематики, и при этом рассматривающего ее под нравственно-эстетическим углом зрения, от рождения человечества навсегда останется незаменимой в воспитании детей любого возраста.

Однако социокультурная ситуация свидетельствует о наступившем кризисе в художественно-театральной системе страны, который охватил все сферы - от репертуарной политики до качества режиссуры и игры актеров. В условиях резкого падения уровня культуры в обществе и необходимости «приспособления» театра к рыночной экономике из театра фактически исчезла подлинная классика, уступив место «современным прочтениям», более похожим на прямое надругательство над возвышенными идеалами, торжествует примитивный бытовой натурализм, обильно сдобренный пошлостью, смакованием «остреньких» деталей, множатся сомнительные «авангардистские эксперименты» и т.д. Фактически великое искусство лицедейства сводится до уровня обслуживания вкусов публики, превращается в одну из сфер шоу-бизнеса. Кроме того, компьютеризация - великое достижение человечества, заменила детям живое общение с театром на «кнопочное» участие в культуре вообще, а приучение детской психики к компьютерной автоматизации и алгоритмизации мышления фактически исключило из нее не только творческое образно- эстетическое начало, но и живое человеческое общение.

Дети перестали любить театр, причем, несмотря на обозначившийся в связи с рыночной экономикой «парадокс»: в условиях выживания взрослый профессиональный драматический театр как раз проявил заинтересованность в привлечении детей. Но опять же не с целью воспитательного воздействия на юные души, а только из-за финансовой заинтересованности, при этом на спектакли далеко не детского репертуара. Это привело к «овзросле-нию» репертуарной политики детских профессиональных театров и выразилось в участившемся преобразовании детских театров в молодёжные с традиционным репертуаром для взрослого зрителя.

Сегодня наблюдается дефицит научных работ по проблемам школьной театральной педагогики. Существующие же отдельные теоретические работы (в большей части это статьи и выступления) целиком замкнуты рамками театроведческого подхода к спектаклю, ввиду чего они ориентированы не на всестороннее развитие творческого потенциала личности путем воздействия театра как вида искусства, а сведены к своего рода «ознакомительному курсу» со спецификой и формами профессионально-театральной деятельности.

В этих условиях вопрос стоит уже не просто о возвращении в общеобразовательную школу театральной педагогики, а о необходимости сделать театральную педагогику обязательной и равноправной областью массового школьного образования. В работе сделана попытка доказать это и обосновать содержание и формы театральной педагогики массовой школы на научной основе - с позиций классической теории познания.

Социально-педагогическая значимость проблемы воспитания театральной культуры школьников и масштабность поставленной в исследовании «сверхзадачи» потребовали ее содержательного рассмотрения в нескольких взаимосвязанных между собой аспектах.

Философский аспект. Наследие Аристотеля, Г.Ф.В.Гегеля, Э.В.Ильенкова, И.Канта, К.Маркса, Н.Г.Чернышевского, Ф.Энгельса и других мыслителей прошлого и настоящего дает возможность представить те4 атрапьную культуру в контексте духовной культуры человечества, обосновать концептуальные положения осуществления воспитательно-театрального процесса как «жизни человеческого духа», с научных позиций подойти к вопросам содержания и форм как самого театрального искусства, так и школьного театрального образования и просвещения.

Психолого-педагогический аспект проблемы воспитания театральной культуры школьников заставил обратиться к работам виднейших представителей отечественной педагогики (С.И.Гессен, Д.Б.Кабалевский, Н.К.Крупская, И.Я.Лернер А.В.Луначарский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский, С.Т.Шацкий, и др.). Разработка ими ключевых вопросов гуманистической педагогики в совокупности с творческим наследием лучших представителей отечественной психологической школы (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.) позволила не только проанализировать современные подходы и ведущие прогрессивные тенденции в образовании, но и содержательно рассмотреть проблему становления личности школьника.

Театральный аспект, в котором можно выделить три пласта. Профессиональная театральная педагогика позволила подойти к исследуемой проблеме с высоких позиций отраженных в трудах основоположника отечественной театральной школы К.С.Станиславского и продолжателей его идей, выдающихся режиссёров и педагогов - Н.П.Акимова, Е.Б.Вахтангова, О.Н.Ефремова, Б.Е.Захавы, М.П.Кедрова, М.О.Кнебель, В.Э.Мейерхольда, П.А.Хомского и др. В свете их наследия ясно обозначились особенности и возможности профессионального детского театра в воспитании театральной культуры школьника в совокупности ее сторон - эстетической, этической культуры, эмоциональной, речевой, движения и т.д. Детская театральная педагогика, представленная в работах А.А.Брянцева, В.М.Букатова, Р.А.Быкова, П.М.Ершова, А.П.Ершовой, Ю.П.Киселева, С.В.Образцова, Ю.И.Рубиной, А.И.Савостьянова, Н.И.Сац, В.С.Фридман, Е.К.Чухман и других авторов. Их творческое наследие, во-первых, позволило рельефно высветить роль и место в воспитании театральной культуры различных видов театрально-художественной деятельности - актерское, драматургическое, режиссерское, оформительское творчество и т.д. Во-вторых, помогло в раскрытии воспитательного потенциала различных форм театрального образования - специализированные уроки театра в общеобразовательной школе, «театрализация» преподавания различных школьных предметов, школьный театр, студия, кружок и пр. Определённую роль в осмыслении исследуемой проблемы сыграли уникальные исследования Ю.У.Фохт-Бабушкина, где отражено отношение молодёжи к искусству, театроведческие работы Н.А.Горчакова, В.Ф.Зивы, Б.А.Поюровского, П.А.Маркова — в них сделана попытка осмысления роли, значения, особенностей деятельности и репертуарной политики, в том числе детского театра.

В совокупности указанные аспекты позволили рассмотреть проблему воспитания театральной культуры как единство взаимосвязанных воспитательных пространств - театрального и образовательного, и показать, что эмоционально-образная театральная деятельность и педагогика должны органически переходить друг в друга.

Все изложенное определило тему и аппарат исследования.

Объект исследования — воспитание театральной культуры школьников в современной театральной педагогике массовой школы.

Предмет исследования - процесс воспитания театральной культуры как решающий фактор развития духовного мира личности школьника.

Цель исследования - обосновать содержание и формы театральной педагогики массовой школы на позициях классической теории познания.

Задачи исследования:

1. На основе теоретического анализа философской, психолого-педагогической и театроведческой литературы изучить значение и специфику воздействия театра как компоненты процесса личностного развития школьника.

2. Проанализировать современное состояние театральной педагогики общеобразовательной школы.

3. Определить педагогические условия воспитания театральной культуры школьников как необходимой составляющей философско-художественного мировоззрения.

4. Осуществить экспериментальную проверку воспитания театральной культуры школьников в условиях театрально-образовательного пространства, направленного на развитие фундаментальных способностей личности.

Гипотеза исследования — воспитание театральной культуры школьников будет осуществляться наиболее эффективно, если:

- будет определено значение и специфика воздействия театра как необходимой компоненты процесса личностного развития школьника;

- современная методологическая культура педагога и содержание театрального воспитания! будут основаны не только на опыте выдающихся мастеров театра и достижениях педагогической и театроведческой науки, но и на сущности театральной педагогики, в том числе «Системы Станиславского», «ядром» которой явится исторически предопределенное воспитывающее предназначение театра, как процесса становления человека Человеком;

- в основу деятельностного постижения школьниками театрального искусства, воспитания их театральной культуры будет положено создание педагогически целесообразного единого театрально-образовательного пространства, предпосылкой и целью которого является раскрытие гуманистической сущности театра;

- реализация модели единого театрально-образовательного пространства выступит как объединение всех воспитательных институтов на развитие сущностных сил и фундаментальных способностей школьника.

Методологической основой исследования явились: материалистическая теория познания, ядром которой выступает диалектика; концептуальные идеи развития личности, отражённые в научных трудах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина и др.; теория деятельности, целостно раскрывающая человека в процессе его исторического разви7 тия; теория развивающего обучения В.В.Давыдова - Д.Б.Эльконина; научная школа Д.Б.Кабалевского, теоретические разработки В.А.Школяра и его учеников в педагогике искусства, а также концепции воспитания искусством Б.М.Неменского, Б.П.Юсова, утверждающие приоритет духовного совершенствования личности; теоретическое наследие основателя науки о театре K.G. Станиславского и его учеников и последователей Е.Б.Вахтангова, М.С.Топоркова, А.ДЛопова.

Методы исследования: теоретические методы изучения философ-ско-эстетической, психолого-педагогической, методической, театроведческой литературы по проблеме исследования; анализ диссертационных, междисциплинарных исследований по рассматриваемой теме; эмпирические методы: анализ многолетнего личного творческого и административного опыта работы в театре юного зрителя, осмысление собственной педагогической деятельности; диагностические методы: анкетирование, опросы детей и родителей, учителей и воспитателей, режиссёров и артистов; опытно-экспериментальная работа, включающая констатирующий, формирующий и контрольный этапы, статистическая обработка данных.

Научная новизна исследования.

1.Впервые школьная театральная педагогика рассмотрена с позиций классической теории познания, позволяющая раскрыть закономерности театрального искусства, исходя из исторически предопределённого воспитывающего предназначения театра.

2. Обоснована необходимость воспитания театральной культуры школьников как области философско-эстетического мировоззрения. В его основу положен принцип взаимодействия педагогики и театроведения с одной стороны и педагогической практики и театра с другой стороны, учитывающей возрастные градации школьников как зрителей детского театра. На этой базе логически организован процесс постижения искусства театра как воспроизведение родовой природы человека.

3. Научно обоснован современный подход к обновлению содержания школьной театральной педагогики, учитывающей природу искусства, при8 роду театрально-художественного творчества и природу ребенка, обеспечивающий уровень его воспитания и развития.

Теоретическая значимость исследования.

1. Разработана теоретическая модель организации педагогически целесообразного театрально-образовательного пространства, направленного на развитие фундаментальных способностей личности в опоре на принцип органического взаимоперехода деятельности театра, семьи и школы.

2. Воспитание методологической культуры педагога театрального искусства в общеобразовательной школе рассмотрено, как преломление теории познания в театральной педагогике через «Систему Станиславского». Дано определение театральной культуры: театральная культура школьников есть философско-художественное мировоззрение.

3. Определено, что педагогически обоснованное руководство и направление субъективного понимания целей и задач театрального воспитания влияют на динамику художественного и эстетического развития школьника и находят отражение в его самостоятельной творческой деятельности. Для отдельных школьников подобная интеграция может способствовать развитию не только эстетического, но и начального профессионального интереса.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы учебных пособий, методики воспитания театральной культуры школьников могут быть положены в основу подготовки специалистов - педагогов-организаторов театрального воспитания; использоваться в дополнительном педагогическом образовании, на курсах повышения квалификации в системе общего художественного образования. Теоретические положения и практические рекомендации могут быть полезны при изучении педагогики театра, при формировании школьных театров, при разработке новых программ обучения, как в комплексе сценических искусств, так и в системе эстетического воспитания в целом. Многие положения исследования могут быть использованы в высших и средних художественных профессиональных учебных заведениях нетеатрального профиля, в педагогических вузах при изучении факультативных предметов по театральному искусству и дисциплин по выбору студентов.

Достоверность исследования обеспечена: его методологической базой; многоаспектностью рассмотрения проблемы и сопоставлением данных, полученных различными методами; опытом многолетней деятельности автора в качестве актера и директора детского театра; внедрением разработанной модели воспитания театральной культуры школьников в преподавание школьных предметов как эстетического, так и естественнонаучного цикла. Выводы и положения исследования одобрены в лаборатории театра Института художественного образования РАО.

Этапы исследования. На первом этапе исследования (1996 - 1998гг.) определялись исходные позиции исследования: в процессе изучения научно-теоретических и литературных источников была выбрана проблема и в ее рамках сформулирована тема исследования. Был проведен анализ развития вопроса в теории педагогики и психологии и обобщен опыт работы театров с педагогами общеобразовательных школ. На втором этапе (1999 - 2001 гг.) разрабатывались и внедрялись различного рода программы взаимодействия театра и школы при составлении репертуара театра, формулировалась гипотеза и задачи исследования, рассматривались пути взаимодействия педагогической части театра с педагогами школ. Обобщался научно-исследовательский опыт педагогов системы дополнительного образования; формулировались задачи повышения уровня профессиональной квалификации педагогов-организаторов педагогической части детского театра, проводились опросы и анкетирование зрителей. На третьем этапе (2002 - 2005 гг.) обобщались полученные результаты опытно-экспериментальной работы по организации детского театра, как центра воспитания школьников. Проверялись возможности влияния спектаклей на формирование эстетического вкуса и психологическое состояние школьников. Проводились зрительские конференции и обсуждения текущего репертуара; разрабатывались концепции проведения фестивалей детского творчества. Осуществлялась обработка материалов исследования и формулировались его выводы.

Результаты данного исследования внедрены в интегрированный воспитательный процесс: краевого драматического театра и общеобразовательной школы № 14 г.Ставрополя; лицея № 2, общеобразовательных школ №4, №25 и государственного театра юного зрителя г. Воронежа; Московского государственного областного театра юного зрителя и общеобразовательных школ Московской области (гг. Руза, Ивантеевка, Подольск), общеобразовательной школы с углублённым изучением традиционного прикладного искусства при государственном высшем учебном заведении Высшей школе народных искусств (институте) в Санкт-Петербурге. Кроме этого, результаты исследования используются в воспитательной работе профессиональны учебных заведений нетеатрального профиля: в Палехском училище лаковой миниатюрной живописи, Красносельском училище художественной обработки металлов, Нижне-Тагильском училище искусств.

База исследования. Основная работа по апробации результатов исследования проходила в Московском областном государственном театре юного зрителя, Московском областном учебно-методическом центре при Министерстве Культуры Московской области, Московском областном театре кукол, Воронежском и Тульском театрах юного зрителя, Московском центре «Золотой петушок». В прямом эксперименте с 1998 по2005 годы приняли участие более ста учителей общеобразовательных школ, более 2000 учащихся (1-11 ют.) школ Москвы, Воронежа, Тулы.

Положения, выносимые на защиту.

1. Театральная культура личности должна быть понята как составляющая широкого философско-художественного мировоззрения. В него обязательно входят: гуманистическое представление о мире как источнике искусства, природе человека, убеждение в необходимости приобщения школьника к театральному искусству как к родовой природе Человека. Современные возрастные градации зрителей в детском театре обуславливают методы и условия формирования и развития художественно-творческого потенциала школьников, обеспечивающие уровень его воспитания и развития.

2. Теоретическая база современной школьной театральной педагогики нуждается в существенном пересмотре. Ведущей научной базой театральной педагогики массовой школы выступает классическая теория познания, позволяющая раскрыть закономерности театрального искусства, исходя из его предназначения. В качестве методологической культуры педагога-организатора театральной деятельности школьников должно выступать философско-эстетическое сознание, «ядром» которого является театральное мышление. Оно исходит из природы театра как вида искусства и осуществляется как эмоционально-оценочное постижение смысла жизни и действенно-символическое их воспроизведение на диалектической основе.

3. Обязательным условием воспитания театральной культуры является создание единого (интегративного) театрально-образовательного пространства, представляющего единство воспитательных институтов, фокусирующих свою деятельность на воссоздании и развитии подлинной природы человеческого мышления, развитии сущностных сил и фундаментальных способностей человека, раскрытии гуманистической сущности театра на основе «Системы Станиславского», воссоздающей метод выведения природы театра и всех его элементов из монистического основания - диалектической сущности мира.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Максимович, Владимир Владимирович, Москва

1.Акимов Н.П. Театральное наследие. - Ленинград. Искусство. 1978. З.Александрова Е.А Возрастание роли театра в формировании гармоничной личности. Дисс. Канд. Искусств. Ярославль. 1986.

2. Андреева И.Г. Развитие творческой активности у детей младшего школьного возраста. Дисс. докт. пед. наук. Саратов. 2001.

3. Антарова К.Е. Беседы Станиславского. М. Искусство. 1952.

4. Аркин Е.А. Театр для детей и его зритель. Опыт работы в Московском театре для детей. М. Культура. 1934.

5. Аристотель. Соч. в 4-х т. М. 1983.

6. Арямов Н.А. Основы педологии. М. Московский рабочий. 1927.

7. Бакланова Н.К, Бакланов К.В. шаг к успеху: психология для вас. М. ИПО Профиздат. 2000.

8. Безгин И.Д. Организационные проблемы художественного творчества в театре. Дисс. док. искусствоведения. Киев. 1990.Ю.Белинский В.Г. Полное Собр. Соч. М. 1955. т.У!!.1..Белинский В.Г. Полное собр. соч. 11 т. М. М-Л. 1953.

9. Бердяев Н.А. Самопознание (Опыт философской автобиографии) Па-риж.УМСА-ПРЕСС. 1949.

10. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. М. 1961 М.Божович Л.И. Возрастные закономерности формирования личности ребенка. М. 1966.

11. Бойко Е.И. К постановке проблемы умений и навыков в современной психологии. М. Вопросы психологии № 1. 1957.

12. Бояджиев Г.Н. Душа театра. М. Молодая гвардия. 1974.

13. Бруштейн АЛ. Советский театр для детей. М. Советский театр. 1947.

14. Брянцев А.А. Воспомининия, статьи, выступления. М.ВТО.1979.

15. Большая Советская Энциклопедия. Советская энциклопедия. М.1975.

16. Букатов В.М. Реализация общедидактических требований как условие художественно-творческого развития подростков на театральном отделении школы искусств. Дисс. Канд. Пед. наук. М. 1988.

17. Буров А.И. Эстетическая сущность искусства. М. Искусство. 1956.

18. Буров А.И. Учебно-воспитательная работа в самодеятельном театре. М. 1985

19. Веретенникова JI.K. Подготовка будущих учителей к формированию творческого потенциала школьников. Дисс. Док. Пед. наук. Казань 1997.

20. Ветлугина А.Н, Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. М. Просвещение, 1983.

21. Воспитательная работа в драматических кружках школьников (сборник под ред. Седого Б.М.). М. 1951.

22. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. Изд. 2-е М. Просвещение. 1967.

23. Выготский JT.C. Психология искусства. М. Искусство. Изд. 2-е. 1968.

24. Выготский JI.C. Педагогическая психология. М. Искусство. 1991

25. Гайдар Аркадий. Письма. Советский писатель. 1983.

26. Гегель. Сочинения т. 6. М. Просвещение. 1939

27. Гегель. Эстетика. Т.4. М. Искусство. 1973.

28. Герцен А.И. Сочинения. Т. 2. М. ГИХЛ. 1955.

29. Герцен А.И. Былое и думы. Минск. 1974.

30. Гершунский Б.С. Философия образования. М. АПН. 1986.

31. Гессен С.И. Основы педагогики. М. Школа-Пресс. 1995.

32. Гладков А.К. Театр. М. Искусство. 1980.

33. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. М. Педагогика. 1986.

34. Горчаков Н.М. Режиссерские уроки Вахтангова. М. Искусство. 1957.

35. Горчаков Н.М. Режиссерские уроки Станиславского. М. Искусство. 1951

36. Горчаков Н.М. Станиславский о работе режиссера с актером. М.Ис-во. 1950

37. Громов Е.С. Природа художественного творчества: Книга для учителя. М. Просвещение. 1986.

38. Гиллгут Джон. На сцене и за кулисами. Л-д. Искусство. 1969.

39. Гущина Т.Н. Формирование методической компетентности студентов педагогических вузов. Дисс. Канд. Пед. наук. Ярославль. 2001.

40. Давыдкина В. Художественные знания. Умения. Навыки. Дисс. Канд. Пед. наук. М. 2003.

41. Давыдов В.В. Что такое учебная деятельность. Томск Пеленг. 1995.

42. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения ( опыт теоретического ' и экспериментального психологического исследования. М. Педагогика.1986.

43. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении/логико-психологические построения учебных предметов/. М. Педагогика. 1972.

44. Давыдов В.В. Кудрявцев В.Т. Развивающее образование ( теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней).Вопросы психологии №1. 1997.

45. Дадамян Г.Г. Социологические исследования театральной жизни. М. ВТО. 1980.• 50.Деятельность: теории, методология, проблемы. М. Политиздат. 1990.

46. Диденко В.Д. Искусство и философия. М. Знание. 1986.

47. Дзержинский Ф.Э. Избранные статьи и речи. М. Политиздат. 1947.

48. Дидро. Собрание соч. в 10-ти т. Т. 5. М. M-JI. 1936.

49. Добролюбов Н.А. Избранные педагогические произведения. М. 1952

50. Добролюбов Н.А. Собрание соч. в 6-ти. т. Госполитиздат. 1936.

51. Екатерина Куприяновна Чухман (ред.-сост. Каплан Б.С.). М. 1998.

52. Ершов П.М. Режиссура, как практическая психология. М. ВТО. 1972.

53. Ершов П.М. Технология актерского искусства. М.ТОО «Горбу* нок» 1992.

54. Ершов П.М, Ершова А.П, Букатов В.М.Общение на уроке, или режиссура поведения учителя. М.МПСИ Флинта. 1998.

55. Ершова А.П. Влияние актерского творчества на всестороннее развитие личности. М.АПН.1984.

56. Ершова А.П, Букатов В.М. Актерская грамота подросткам. Программы, советы. Ивантеевка. 1994.

57. Иванов С.П. Психология художественного действия субъекта. М. МПСИ.2002.

58. Иванова Н.В. Элементы театральной педагогики. Дисс. Канд. Пед. наук. Минск. 1992.

59. Ильенков Э.В. Идеальное. М. Философская энциклопедия. Т.2.1963.

60. Ильенков Э.В. Философия и культура. Мыслители XX века. М. Политиздат 1991.

61. Ильенков Э.В. Об эстетической природе фантазии./Вопросы эстетики/ вып. 6 . 1964.

62. Ильенков Э.В. Диалектическая логика . Очерки истории и теории. М. Политиздат. 1974

63. Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить. М. МПСИ.2002.

64. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. М. Педагогика. 1973.

65. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. Книга учителя. М. Просвещение. 1981.

66. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления; Избранные статьи, доклады. М. Педагогика. 1986.

67. Каган М.С. Социальные принципы искусства. Л-д. 1978.

68. Каган М.С. Человеческая деятельность. М. Изд.полит.лит. 1974.

69. Кант И. Сочинения в 6-ти т. т 5.1996.

70. Кантор С.Я, Ниегинский Е.П. Театр юного зрителя и школа. Л-д. 1959.

71. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М.1989.83 .Кедров М.Н. Статьи, речи, беседы, заметки. М.ВТО.1978.

72. Кнебель М. О. Поэзия педагогики. М. Искусство. 1977.

73. Комарова Т.С, Зырянова О.Ю. Преемственность в формировании художественного творчества детей. М. ПОР. 2002.

74. Корогодский З.Я. Возвращение. Л-д. Искусство. 2001

75. Кроль В.М. Психология и педагогика. М. Высшая школа. 2004.

76. Крупская Н.К. Политехнизм при теперешнем состоянии техники. М. «На путях к новой школе» №6. 1930.

77. Кудрявцев В.Т. Творческая природа психики человека. М. Вопросы психологии № 3. 1990.

78. Кудрявцев В.Т. Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход. Часть 1.Дубна. 1977.

79. Кудрявцев В.Т. Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход. Часть 2 Методологические проблемы психологии развития. Дубна. 1977.

80. Кулютин Ю.Н, Сухобская Г.Н. Развитие творческого мышления школьников. Л-д. 1967.

81. Кузьмичев И.К. Литература и нравственное воспитание личности. М. Просвещение. 1980.

82. Ладыгина А.Б, Гринин В.В. Искусство в системе духовных ценностей общества. М. Педагогика. 1986.

83. Латынина Д.И. История педагогики. М. «Форум». 1998.

84. Ленин В.И. Философские тетради. М. Политиздат. 1947. 97Ле*м С. звездные дневники И. Тихого. М. 1981.

85. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М. Политиздат. 1975.i! 99.Линькова Н.П. Личностный потенциал работника: проблемыформирования и развития. М. Наука. 1987. ЮО.Лихачев Б.Т. педагогика. Курс лекций. М. Юрайт.1998.

86. Лук А.Н. Мышление и творчество. М. Политиздат. 1976.

87. Максимович В.В. Детский театр: история и перспективы развития. М. Педагогика. 2003.

88. Малюков А.Н. Художественное воспитание подростков. Дисс. Кад. Пед. наук. М. 1980.

89. Ю.Марков М.И. Искусство как процесс. М. Искусство. 1970 111 .Марков П.А. О театре. В 4-х т. Т.1. Искусство. 1974.

90. Маркс К, Энгельс Ф. Об искусстве. М. Политическая литература. 1978. ИЗ. Маркс К, Энгельс Ф. Собр.соч. т. 46.часть1. М. Политиздат 1976. *' 1 Н.Маркс К, Энгельс Ф. Собр.соч. т.39. М. Политиздат. 1976.

91. Маркс К, Энгельс Ф. Собр. Соч. т.20. М. Политиздат. 19761. б.Марксистско-ленинская теория культуры. М. Политиздат. 1984.

92. Марченко Т.А. Театр воспитывает. М. Педагогика. 1967.

93. Межуев В.М. о понятии культуры. М. Педагогика 1968.

94. Мейлах Б.С, Высочина Е.Н. Новое в изучении художественного творчества. /Проблемы комплексного подхода/. М. Знание. 1983.

95. Миронова Н.И. Приобщение студентов педагогических вузов к духовным общечеловеческим ценностям. Дисс. Канд. Пед. наук. М. 1999.

96. Михайлова Л.И. Народная художественная культура. Вузовская книга.

97. Михалков С.В. Наш детский мир. М. Советский писатель 1971

98. Народное образование в СССР. М. Общеобразовательная школа.

99. Некрасов Н.А. Полн. Собр. Соч. и писем.т. 10. М. Искусство. 1952.

100. Неменский Б.М. Искусство. Культура. Образование. М. МЦХК.1993.

101. Неменский Б.М. Мудрость красоты. М.АПН. 1982.

102. Новиков A.M. Российское образование в новой эпохе. М. ЭГВЕС.2000.

103. Новикова Л.И. духовное производство: источники, функции, механизмы. М. 1977.

104. Панкратов В.Н. Игровая природа актерского творчества. Дисс. Канд. Искусствоведения. Спб. 1992.

105. Пиаже Ж. Избранные психологические труды . М. 1969.

106. Плеханов Г.В. Искусство и литература. М. Политиздат. 1978.

107. Попов А.Д. Творческое наследие. М. ВТО. 1980.

108. Поюровский Б.М. Беседы, статьи, рецензии, устные выступления.

109. Поюровский Б.М. Не верьте Образцову. М. Молодая гвардия. 1987.

110. Пушкин А.С. Полное собр. Соч. т.11. М.М-Л. 1943.

111. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю: как построено и функционирует произведение искусств. М. Сов. Художник. 1978.

112. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. 2-е изд. Доп. М. Музыка. 1972.

113. Рубина Ю.И. Возрастная направленность спектакля в детском театре, как художественно-педагогическая проблема. М. АПН. 1984.

114. Рубинштейн C.JI. О мышлении и путях его исследования. М. АН СССР.1958.

115. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М. АН СССР. 1973.

116. Рыков Н.А. К вопросу об образовании умения. М.Сов.педагогика.!999.

117. Савостьянов А.И. Личностно ориентированный подход к профессиональной подготовке актера. Дисс. док.пед.наук. М. 2002.

118. Сазонов Е.Ю. К вопросу о комплексном воспитании в детском и юношеском театральном коллективе. М. АПН. 1984.

119. Сац Н.И. Новеллы моей жизни. М. Искусство. 1979.

120. Смайлс Самюэль. Ум и энергия. СПБ. 1905.

121. Соколова-Набойченко О.Н. Музыкально театральная деятельность в дополнительном педагогическом образовании. Дисс. Канд. Пед. на-ук.М.2003.

122. Спиноза Барух. Этика м. Политиздат. 1982.

123. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. М. Искусство 1972.

124. Станиславский К.С. Беседы. М. Искусство. 1952.

125. Станиславский К.С. Этика. М. Искусство. 1981.

126. Станиславский К.С. Собрание сочинений в 8-ми т. М. Искусство 1975.

127. Столович Л.Н. Жизнь творчество — человек: функции художественной деятельности. М. Политиздат. 1985.

128. Стрижов А.А, Фомин С.Л. Опыт православной педагогики М. 1933.

129. Сухомлинский В.А. О воспитании. М. Политиздат. 1985.

130. Торшилова Е.М. Шалун или мир дому твоему М. РАО. 1998.

131. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2-х т. М. Педагогика. 1952.

132. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт антропологии. Собр. соч. т. 8. М. 195о.

133. Философская энциклопедия т.З . М.

134. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека. М.Наука.1982.

135. Фохт-Бабушкин Ю.У. Человек в мире художественно культуры. 1982.

136. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство в жизни молодых поколений России. СПБ. Плетейя. 2005.

137. Футлик Л.Я. Воспитание творчеством. Пермь. 1984.

138. Холодов Е.Г. Театр и зрители М.ГИИ. 2000.

139. Цветаева М.И. Театр, искусство. 1988.

140. Чернышевский Н.Г. Избранные философские сочинения. Т.2. М.1950. 175.Чернышевский Н.Г. Избранные педагогические высказывания. М. 1940.

141. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения в 2-х т. М. 1980

142. Шварц E.JI. Живу беспокойно. Сов. Писатель. 1990.

143. Ширяева В.Г. Театр и дети. М. Знание 1961.

144. Школяр В.А. Обновление содержания музыкального образования с методологических позиций. Опыт исследования проблемы. М. 1999.

145. Школяр JI.B. Музыкальное искусство как учебный предмет в начальной школе (в системе развивающего обучения) Дисс. Док. Пед. наук. М. 1999.

146. Эльконин Д.Б. Психология игры. М. Просвещение. 1978. 182.Эльконин Д.Б. Интеллектуальные возможности младших школьников. М. Просвещение. 1966.

147. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. М. Политиздат.1983.

148. Юсов Б.П. Воплощение основ гуманистической философии в становлении и развитии духовной личности ребенка. М. ИХО.

149. Якобсон П.М. Психология чувств. М. АПН. 1961.