Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Музыкально-театральная деятельность как фактор развития навыков социальной адаптации у младших школьников

Автореферат по педагогике на тему «Музыкально-театральная деятельность как фактор развития навыков социальной адаптации у младших школьников», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Кузнецов, Алексей Николаевич
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2014
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Музыкально-театральная деятельность как фактор развития навыков социальной адаптации у младших школьников», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Музыкально-театральная деятельность как фактор развития навыков социальной адаптации у младших школьников"

На правах рукописи

Кузнецов Алексей Николаевич

Музыкально-театральная деятельность как фактор развития навыков социальной адаптации у младших школьников

13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (музыка)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

1 ь Ш 20 и

Москва-2014

005549417

Работа выполнена на кафедре истории и теории музыки и музыкального образования Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет»

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Кабкова Елена Павловна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, доцент,

заместитель директора ФГНУ «Институт художественного образования» Российской академии образования

Алексеева Лариса Леонидовна

кандидат педагогических наук, педагог дополнительного образования ГБОУ города Москвы Центр образования № 1811 «Измайлово» Ершова Елена Вячеславовна

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный

университет им. Н.Ф. Катанова»

Защита состоится 25 июня 2014 года в 11 часов на заседании диссертационного совета Д 850.007.04 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет».

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГБОУ ВПО города Москвы «Московский городской педагогический университет» по адресу: 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д.4. ауд. 2310 и на сайте http://www.mgpu.ru.

Автореферат разослан «/<£» мая 2014 г.

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат искусствоведения,

доцент гв- Заднепровская

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования.

С первых дней своей жизни человек как существо социальное окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Будучи частью социума, человек, так или иначе, приобретает определенный субъективный опыт, который становится частью его личности. В этой связи наиболее ответственным является школьный возраст, время, когда происходит формирование основных факторов, определяющих в дальнейшем способность человека к продуктивной коммуникации, к позитивному и сбалансированному общению с окружающими людьми и миром в целом. Выдающиеся отечественные исследователи - H.A. Ветлугина, А.П. Ершова, Б.Е. Захава, А.Н. Леонтьев, В.В. Медушевский, A.A. Пиличаускас, А.И. Савостьянов, О.Н. Соколова-Набойченко, Д.Б. Эльконин и др. утверждают, что наиболее эффективным фактором развития указанных качеств в школьном возрасте становится музыкально-театральная деятельность, которая осуществляется в пространстве дополнительного образования - в театральных студиях, детских театрах и кружках, и способствует освоению школьниками различных социальных ролей, методов управления собственным поведением - то есть, способствует формированию способности к социальной адаптации. Социальная адаптация - это процесс усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта, неразрывно связанный с общением и совместной деятельностью.

Одним из наиболее актуальных направлений воспитания подрастающего поколения в наши дни Российской академией образования признано направление, разрабатывающее «Теоретические и перспективные модели социализации и воспитания детей и молодежи в условиях современного общества» (научный руководитель - академик C.B. Дармодехин).

Базой жизненного и профессионального успеха в современном мире становится развитая способность к общению и знание психологических механизмов этого процесса. Это обуславливает эффективность совместной деятельности людей. Развитие коммуникативных качеств личности происходит, как правило, в годы школьной учебы. Именно поэтому один из важнейших государственных документов - Национальная доктрина образования Российской Федерации - большое внимание уделяет задаче «формирования у детей культуры мира и межличностных отношений».

Очевидно, что для успешного развития навыков социальной адаптации необходимо целенаправленное педагогическое сопровождение, которое обеспечит сбалансированное, соответствующее возрастным особенностям детей продвижение в направлении освоения ими межличностной коммуникации, реализации собственных лидерских качеств, способности действовать в коллективе единомышленников.

Социальная адаптация в широком смысле слова означает соответствие, согласие, согласованность человека с окружающим миром. Социально-адаптированный человек в состоянии выполнять необходимые социальные роли и функции, он имеет устойчивые связи с окружающими, у него есть -навыки общественного сосуществования в данной среде.

Вместе с тем, в современном мире, где все в большей степени используется компьютерная и другая разнообразная мультимедийная техника, дети не получают в полной мере навыков живого человеческого общения, что ведет за собой неразвитость способностей межличностного взаимодействия, вследствие чего современные школьники нередко с трудом приспосабливаются к новым (а порой любым) социальным условиям (средам).

Разработка проблемы социальной адаптации в отечественной науке многогранна и идет в нескольких направлениях. Это и поиск философских оснований и сущности взаимодействий, и исследования в области педагогики, психологии, социологии. Теоретические исследования вопроса

представлены работами Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева, Л.И. Пригожина, Л.Г. Чусовитина и др. Механизмы социальных взаимодействий стали предметом изучения Г.М. Андреевой, A.A. Бодалева, М. Вебера, М.С. Кагана, A.A. Леонтьева, М.И. Лисиной, A.B. Мудрика, Т. Парсонса, Ю.У. Фохта-Бабушкина, B.C. Собкина, Т. Шибутани и др. Разработки по педагогическому сопровождению этого процесса и определение его общепсихологических основ принадлежат таким авторам, как Ф.Б. Березин, А.П. Корнилов, Я.Л. Коломинский, И.А Милославов, В.А. Балцевич, С.Я. Балцевич, Т.А. Антонова, А.Б. Добрович, В.А. Кан-Калик, Е.В. Коротаева и др.

Учеными установлено, что потребности, интересы и склонности личности формируются в процессе взаимодействия человека с совершенно определенной средой, влияющей на его развитие через предметную деятельность. Необходимо отметить, что важнейшим периодом в развитии навыков социальной адаптации является младший школьный возраст, так как именно в этом возрасте происходит смена характера взаимоотношений ребенка с окружающими, а само взаимодействие детей в процессе совместной деятельности приобретает более разнообразные формы (В.Н. Белкина, Л.И. Божович, И.А. Зимняя, М.И. Лисина, B.C. Мухина, A.B. Петровский, Е.О. Смирнова и др.). Особо следует отметить, что по результатам исследования, проведенного сотрудниками Психологического института РАО (2002-2003 гг.) лишь 20% обследованных младших школьников могли самостоятельно находить решения в ситуациях межличностного взаимодействия, в то время, как остальные не проявили необходимых навыков, что зачастую приводило к конфликтам (О.В. Гударева, Е.О. Смирнова, B.C. Собкин и др.).

Таким образом, опираясь на многочисленные исследования в области социальной адаптации, мы определяем ее как целостный, и, в то же время многосоставный системный процесс, характеризующий взаимодействие человека с природной и социальной средой, который может совершенствоваться под воздействием определенных педагогических

условий. Важным периодом в формировании социальной адаптации является младший школьный возраст.

Участие детей младшего школьного возраста в театральной деятельности может быть рассмотрено как одно из эффективных средств решения проблемы развития навыков социальной адаптации. Именно театральная деятельность, воссоздавая взаимодействия людей в различных социальных условиях, давая возможность всем участникам процесса «примерить» на себя различные социальные роли, осознавая одновременно свое «Я» становится оптимальной средой этого развития, соединяя игровую и ведущую учебную деятельность (Б.Г. Ананьев, H.A. Ветлугина, JI.C. Выготский, А.П. Ершова, Б.Е. Захава, В.И. Немирович-Данченко, Д.Б. Эльконин и др.).

К.С. Станиславский отмечал, что ансамбль как согласованное совместное действие является основой театральной деятельности. Включение музыкального компонента обогащает театральную деятельность детей музыкальным языком «интонируемого смысла» (Б.В. Асафьев), что позволяет воспринимать «себя в других» и «других в себе» на более глубоком уровне. Это свойство личности является основным при межличностных взаимодействиях, успешность которых в свою очередь составляют основу навыков социальной адаптации. Таким образом, выявляется возможность привлечения музыкально-театральной деятельности как средства развития навыков социальной адаптации у младших школьников.

Детская театральная деятельность и ее аспекты отражены в работах ряда ученых. Среди них: В.М. Букатов, Т.Н. Доронова, А.П. Ершова, O.A. Лапина, JI.B. Макаренко, Т.Г. Пеня и др., которые исследовали вопросы методики обучения детей театральной деятельности. Вопросы развития детей средствами театральной деятельности исследовались и в области музыкального образования: интегрированный подход в освоении музыки детьми (Т. В. Надолинская); музыкально-театральная деятельность в дополнительном образовании (О.Н. Соколова-Набойченко); формирование

социокультурных ориентации (И.Б. Нестерова); формирование эмоциональной отзывчивости у младших школьников (Л.Л. Пилипенко); развитие восприятия музыкального образа в процессе постановки детской оперы (Е.В. Александрова) и др.

Однако исследование педагогических условий, позволяющих в процессе музыкально-театральной деятельности детей младшего школьного возраста в условиях студии формировать и развивать необходимые для жизни навыки социальной адаптации, до сих пор не являлись предметом специального педагогического исследования.

Таким образом, выявлены следующие противоречия:

между возможностью использования музыкально-театральной деятельности детей как средства развития навыков социальной адаптации и недостаточной разработанностью данной проблемы в области музыкального образования;

между признанием значимости навыков социальной адаптации в развитии личности ребенка и отсутствием теоретического и методического обеспечения процесса развития навыков социальной адаптации у детей младшего школьного возраста средствами музыкально-театральной деятельности.

Данные противоречия определили актуальность проблемы: в чем заключаются педагогические условия развития навыков социальной адаптации у детей младшего школьного возраста в процессе музыкально-театральной деятельности? Это обусловило выбор темы исследования: «Музыкально-театральная деятельность как фактор развития навыков социальной адаптации у младших школьников».

Объект исследования - музыкально-театральная деятельность младших школьников в системе дополнительного образования.

Предмет исследования - педагогические условия развития навыков социальной адаптации у младших школьников в музыкально-театральной деятельности.

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий развития навыков социальной адаптации у младших школьников средствами музыкально-театральной деятельности в системе дополнительного образования.

Гипотеза исследования: музыкально-театральная деятельность младших школьников будет эффективной в развитии навыков социальной адаптации при наличии следующих педагогических условий:

- актуализация социально-значимой мотивации детей, которая включает в себя стремление к контактам со сверстниками в процессе музыкально-театральной деятельности, стремление к пониманию другого человека, готовность и ожидание получения оценок со стороны зрителей;

- организация музыкально-театральной деятельности детей на основе принципа предоставления равных возможностей;

- участие детей во всех доступных видах музыкально-театральной деятельности, что может обеспечить формирование у них умений межличностных взаимодействий, социально значимых личностных качеств и обретение опыта социализации, являющихся базовыми для успешного взаимодействия в коллективе;

- обучение детей на основе авторского учебно-методического комплекса, включающего в себя образовательную программу, комплекс методов и технологий, направленных на развитие навыков социальной адаптации и специальный репертуар, позволяющий детям проявить свои способности и умения в наиболее благоприятном для них режиме с сохранением всех позитивных сторон музыкально-театральной деятельности.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

1. Осуществить анализ научной литературы по проблеме исследования.

2. Определить педагогические условия развития навыков социальной адаптации в детском музыкальном театре.

3. Выявить уровни и показатели сформированности умений и навыков социальной адаптации младших школьников, в условиях музыкально-театральной деятельности.

4. Разработать педагогическую модель музыкально-театральной деятельности по развитию навыков социальной адаптации у младших школьников и учебно-методический комплекс в качестве базы для ее практической реализации.

5. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность музыкально-театральной деятельности в развитии навыков социальной адаптации у младших школьников.

Методологической основой исследования явились следующие теории и концепции:

- теория деятельности (JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн и

др.);

- теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.);

- теория коммуникации (Г.М. Андреева, A.A. Бодалёв, М.С. Каган, Е.В. Коротаева, В.А. Лабунская, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Д. Ширшов);

- концепции развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин);

- теория периодизации возрастных этапов развития личности ребёнка (Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, Н.С. Лейтес, B.C. Мухина, В.А. Петровский);

- теория организации детской театральной деятельности (В.М. Букатов, А.П. Ершова, Т.Г. Пеня, Ю.И. Рубина, А.И. Савостьянов, Е.К. Чухман);

- исследования потенциала музыкальной деятельности в развитии ребенка (H.A. Ветлугина, Л.А. Баренбойм, Н.Г. Куприна, Т.Э. Тютюнникова, М.И. Чистякова).

В ходе нашего исследования использовались следующие методы: теоретические - изучение и анализ философской, психолого-педагогической, музыкально-педагогической и театроведческой литературы по

исследуемой проблеме; анализ передового театрально-педагогического опыта, обобщение опыта занятий с детьми в детском музыкальном театре; анализ программ и методик работы детских музыкальных театров;

эмпирические - педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (2009-2010) изучалась и анализировалась литература по теме исследования; обобщался педагогический опыт в области театральной педагогики с целью выявления методологических основ и современных тенденций музыкально-театрального образования; определялись проблема, цель, объект и предмет исследования, формулировалась гипотеза; проводился констатирующий эксперимент; разрабатывалось программное обеспечение.

На втором этапе (2010-2013) уточнялась гипотеза исследования; определялось оптимальное содержание экспериментальной работы, её структура и основные организационные формы; корректировалось и дополнялось программное обеспечение; проводился формирующий эксперимент, осуществлялось накопление и обработка полученной информации.

На третьем этапе (2013 по настоящее время) проводился всесторонний анализ результатов экспериментальной работы, их обобщение и систематизация, оформлялся текст диссертации.

Экспериментальной базой исследования является Музыкальный театр-студия «Галёрка» при (Государственном бюджетном образовательном учреждении города Москвы) Центре юношеского научно-технического творчества «Исток» в ЮЗАО. В опытно-экспериментальной работе (вместе с контрольными группами из следующих коллективов: Театральная студия «И там, и сям...» (ГБОУ Средняя общеобразовательная школа №1360, CAO г. Москвы) и Детский музыкальный театр «Жар-птица» (ГБОУ Средняя

общеобразовательная школа №324 ЗАО г. Москвы) приняло участие около 250 человек. Экспериментальная группа на завершающем этапе составила 4 группы детей младшего школьного возраста по 15 человек в каждой и около 75 взрослых (родители учащихся и педагоги вышеназванных коллективов).

Научная новизна исследования заключается в том, что было проведено исследование педагогических условий, позволяющих в процессе музыкально-театральной деятельности детей младшего школьного возраста на занятиях в театральной студии развивать необходимые для жизни навыки социальной адаптации, которые до сих пор не являлись предметом специального изучения в данном контексте.

Выявлены показатели сформированности умений межличностных взаимодействий, как одного из основных аспектов развития навыков социальной адаптации. Это - адекватность ролевой позиции, владение вербальными и невербальными средствами коммуникации, конструктивность поведения.

Определены показатели развития социально значимых личностных качеств - эмпатия, открытость, ответственность, организованность, коллективизм. Организован педагогический процесс формирования опыта социализации детей младшего школьного возраста.

Созданы авторские методики развития выразительности средствами музыкальных спектаклей - «Учебный показ спектакля» и «Метод неподготовленной смены роли», а также технология развития навыков социальной адаптации средствами сценической жизни в процессе обучения в музыкально-театральной студии «Через сцену».

Создан и апробирован оригинальный репертуар, отвечающий возрастным особенностям младших школьников - учащихся Музыкального театра-студии «Галёрка» (см. Приложение).

Теоретическая значимость. Выявлены и сформулированы возможности музыкально-театральной деятельности в развитии навыков социальной адаптации у младших школьников, которые проявляются: в

доступности музыкального и драматического материала и сценического выражения, что предполагает учёт возрастных и индивидуальных особенностей и интересов детей; в последовательности и целесообразности накопления художественных впечатлений; в единстве анализа театральной постановки, музыкального материала и изучения литературной первоосновы; в опоре на игровую деятельность ребёнка, что соответствует его психическим особенностям; в синтезировании различных видов искусства в ходе музыкально-театральной работы; в правдивом действенном исполнении.

Выявлены и описаны педагогические условия развития навыков социальной адаптации младших школьников в процессе музыкально-театральной деятельности, включающие в себя образовательную программу, методы и специальный репертуар, способствующие развитию навыков социальной адаптации младших школьников в условиях музыкально-театральной деятельности.

Определены и сформулированы показатели и уровни сформированное™ навыков социальной адаптации в условиях детского музыкального театра.

Обоснована и создана педагогическая модель музыкально-театральной деятельности по развитию навыков социальной адаптации у младших школьников.

Практическая значимость заключается в том, что были экспериментально проверены педагогические условия, способствующие развитию навыков социальной адаптации у младших школьников, включающие в себя музыкальные, театральные и музыкально-театральные методы, авторскую образовательную программу и специальный репертуар, созданный с учетом возрастных особенностей (10 спектаклей, музыка к которым написана автором данного исследования). Результаты данного исследования могут быть применены в работе учреждений дополнительного образования - детских музыкально-театральных студиях и театрах, музыкально-педагогический отделений колледжей и факультетов ВУЗов, а

также в системе повышения квалификации педагогических кадров и профессиональной переподготовки.

Достоверность исследования обеспечена опорой на фундаментальные отечественные и зарубежные исследования в области педагогики, психологии и музыкальной педагогики, системностью изучения проблемы и сопоставления данных, полученных различными методами, опытом практической работы (7 лет) в музыкально-театральной студии в качестве педагога и руководителя, а также в качестве композитора, автора ряда музыкальных спектаклей, принятых к постановке и представленных на суд зрителей, внедрением авторской программы развития социальной адаптации младших школьников в условиях детской музыкально-театральной студии. Достоверность исследования подтверждается также тем, что авторская образовательная программа «Музыкальный театр - дорога в жизнь», ставшая основой проведения экспериментальной части диссертационной работы была удостоена Гранта Москвы в сфере образования за лучшие достижения в создании развивающей творческой социокультурной среды для обучающихся, воспитанников образовательного учреждения (2012 год).

Апробация результатов исследования была осуществлена в процессе докладов на кафедре истории и теории музыки и музыкального образования ГБОУ МГПУ, участия в конференциях и научных мероприятиях («Современные методы и технологии музыкального образования» (2012), «I Международный научно-практический форум» (2012), «Образовательная и профессиональная траектория педагога-музыканта» (2013), «Методология и методы музыкального образования» (2013), «Наука и современность - 2013» (2013), а также в процессе практической деятельности в качестве руководителя детской музыкально-театральной студии.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Музыкально-театральная деятельность является эффективным средством развития у детей младшего школьного возраста навыков

социальной адаптации, так как сущность театрального искусства и игровой деятельности заключается в постижении смысла взаимоотношений людей, в осознании своего «Я» и нахождении своего места в общем ансамблевом действии.

2. В современном мире человек нуждается в наличии развитых навыков социальной адаптации, для успешного развития которых в младшем школьном возрасте необходимо целенаправленное педагогическое сопровождение, обеспечивающее сбалансированное, соответствующее возрастным особенностям детей продвижение в направлении освоения ими межличностной коммуникации, реализации собственных лидерских качеств, способности действовать в коллективе единомышленников.

3. Возможности музыкально-театральной деятельности младших школьников в развитии навыков социальной адаптации заключаются в приобретении умений межличностного взаимодействия (вербальные и невербальные коммуникативные средства, адекватность ролевой позиции, конструктивность поведения), формировании социально значимых личностных качеств (эмпатия, открытость, ответственность, организованность, коллективизм) и опыта социализации, которые являются базовыми для успешного взаимодействия в коллективе.

4. Педагогические условия развития навыков социальной адаптации в детском музыкальном театре включают в себя методы, авторскую образовательную программу и специальный репертуар, отвечающий потребностям и возможностям детей младшего школьного возраста. Они могут быть реализованы при соблюдении принципа предоставления равных возможностей, который предполагает участие детей во всех видах музыкально-театральной деятельности и освоение каждым ребёнком всех ролей с последующим поочерёдным их исполнением; в процессе развития художественно-творческих способностей ребенка и обеспечения стимулирования его социально-значимой мотивации; в создании единства трёх компонентов: коммуникативного, перцептивного и интерактивного.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель, задачи и гипотеза исследования, сформулированы научная новизна, теоретическая и практическая значимость и достоверность исследования, а также положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Музыкально-театральная деятельность младших школьников в развитии навыков социальной адаптации как педагогическая проблема» показаны цели и специфика успешной социальной адаптации у младших школьников и возможности музыкально-театральной деятельности в формировании навыков социальной адаптации, дана характеристика и выявлена сущность такого явления как социальная адаптация, сформулированы и рассмотрены педагогические условия развития навыков социальной адаптации в детском музыкальном театре.

Первый параграф «Возможности музыкально-театральной деятельности в развитии навыков социальной адаптации у младших школьников» посвящен ретроспективному освещению деятельности детей в условиях музыкального театра, особенностям современного состояния этой области дополнительного образования детей, рассмотрению различных форм проявления музыкально-театральной деятельности младших школьников.

Музыкально-театральная деятельность детей имеет давнюю историю. Исследования археологов, историков, антропологов говорят о том, что уже древнейшие языческие культуры обращались к различным обрядам, в которых дети принимали активное участие. В первую очередь это обряды инициации - то есть, такие обряды, с помощью которых отмечалось вступление молодых членов сообщества во взрослую жизнь. Как правило, такой обряд становился неким красочным представлением, в котором

принимали участие и дети. Звуковое сопровождение этого действа осуществлялось с помощью тех музыкальных инструментов, которые были характерны для данного региона и для данного исторического времени. В Древней Руси дети активно участвовали в обрядах, пели колядки, величали хозяев дома, за что получали подарки и угощение. Таким образом, мы видим, что приобщение детей к традициям своего народа происходило зачастую в форме музыкально-театральной игры. На протяжении XVIII века в России развился такой вид театра как крепостной театр, ставший одной из вершин музыкально-театрального искусства. При крепостных театрах существовали школы, в которых обучали талантливых детей крепостных, принимавших участие в театральных постановках. Так, известно, что в шереметевском крепостном театре выдающаяся русская актриса и певица П.И. Ковалева-Жемчугова сыграла свои первые роли уже в 12 лет, а М.С. Щепкин — выдающийся актер, один из основателей отечественной театральной школы также дебютировал на сцене еще ребенком.

Советский период в развитии детского театра можно отметить как значимый по той причине, что внимание к эстетическому образованию детей и, в частности, к детской театральной деятельности на государственном уровне отмечается уже с первых дней существования нового государства (Положения о Единой Трудовой школе (1918 год). В разъяснительных документах — программах, методических записках и различных комментариях раскрывалось значение собственно игры как важного вида деятельности ребенка, а также и драматической игры, отражающей стремление детей к перевоплощению.

В настоящее время детский музыкальный театр сформировался как самостоятельное культурное явление, основными функциями которого являются: эффективная передача подрастающему поколению культурных ценностей, накопленных предыдущими поколениями; воспитание способных к творческой деятельности, генерированию новых идей во всех областях человеческой деятельности личностей. Взаимосвязь данных функций -

основа детского музыкального театра, его суть. Недаром И. Хейзинга отмечает, что именно в игре воплощаются новые идеалы и создаются новые культурные ориентиры.

Во втором параграфе «Социальная адаптация: общетеоретический анализ. Роль межличностных взаимодействий и социально значимых личностных качеств у младших школьников в развитии навыков социальной адаптации» дано определение изучаемого явления и показаны закономерности его проявления. Социальная адаптация рассматривается в трудах Т.В. Азаровой, М.В. Антроповой, М.В. Битяновой, М.А. Галагузовой, М.М. Кольцовой, В.С, Маркова, JI.B. Мардахаева, A.B. Мудрика, и др. как согласование оценок, притязаний индивида, его личных возможностей со спецификой социальной среды; целей, ценностей, ориентации личности с возможностями и условиями их реализации в конкретной социальной среде; как взаимоотношения индивида и его окружения; как процесс гомеостатического (от греч. «сохранение состояния») уравновешивания (Ж. Пиаже).

Показаны точки зрения различных исследователей на процесс развития социальной адаптации, а также на роль в нем игры и детского музыкального театра.

В третьем параграфе «Педагогические условия развития навыков социальной адаптации в детском музыкальном театре» рассматриваются конкретные педагогические условия, которые могут способствовать развитию навыков социальной адаптации детей.

Включение музыкального компонента обогащает театральную деятельность детей музыкальным языком «интонируемого смысла» (Б.В. Асафьев), что позволяет воспринимать «себя в других» и «других в себе» на более глубоком уровне.

Таким образом, выявляется возможность привлечения музыкально-театральной деятельности как средства развития навыков социальной адаптации у младших школьников.

Необходимыми для успешного формирования и развития навыков социальной адаптации младших школьников в условиях музыкально-театральной деятельности можно считать следующие педагогические условия: обучение детей на основе авторского учебно-методического комплекса, включающего в себя образовательную программу, комплекс методов и технологий, направленных на:

• достижение ансамблевости через развитое межличностное взаимодействие;

• развитие основных перцептивных механизмов - рефлексии, эмпатии и идентификации;

• формирование педагогом чувства важности и нужности самого театрального творческого процесса, а также важности и нужности в этом процессе каждого участника;

• педагогическое стимулирование социально-значимой мотивации;

• соблюдение принципа предоставления равных возможностей. Важным педагогическим условием является наличие соответствующего

репертуара, таких музыкально-сценических произведений, при постижении которых дети-исполнители смогут в полной мере (соответственно своему возрасту) развить способность к социально-психологической рефлексии, овладеть перцептивными механизмами.

Во Второй главе «Опытно-экспериментальное исследование возможностей музыкально-театральной деятельности в развитии навыков социальной адаптации у младших школьников» на основе разработанной педагогической модели рассматривается созданный в процессе эксперимента учебно-методический комплекс, а также подробно освещаются этапы и ход самого эксперимента.

В первом параграфе Второй главы представлена схема развития навыков социальной адаптации младших школьников в процессе музыкально-театральной деятельности (Схема №1).

Схема №1

Развитие навыков социальной адаптации младших школьников в процессе музыкально-театральной деятельности Музыкально-

Содержание музыкальной, театральной и музыкально-театральной деятельности (вариативный модуль)

театральная деятельность младших школьников

Виды музыкальной, театральной и музыкально-театральной деятельности (вариативный модуль)

Цель и задачи музыкально-театральной деятельности Основные принципы организации учебной деятельности в музыкальном театре

(константные составляющие)

Педагогические условия развития навыков социальной адаптации младших школьников в процессе музыкально-театральной деятельности

Музыкальные, театральные и музыкально-театральные методы, ориентированные на развитие навыков социальной адаптации

Образовательная

программа

ориентированная

на развитие

навыков

социальной

адаптации

Специальный репертуар (музыкальные спектакли), подобранный или созданный с учетом развития навыков социальной адаптации

Эффективное развитие навыков' социальной адаптации у младших школьников средствами музыкально-театральной деятельности

Схема Педагогической модели состоит из двух частей: первая часть представляет собой взаимосвязанные - константные (неизменные) и модульные (вариативные) составляющие. В качестве констант выделены цель и задачи музыкально-театральной деятельности учащихся, а также основные принципы организации учебной деятельности в музыкальном

детском театре, среди которых: отношение к ребенку как к субъекту любого вида деятельности, признание за ним права на существование собственного мнения и индивидуальной линии развития; признание за ребенком права на индивидуальную траекторию развития; формирование личностного (субъект-субъектного) стиля взаимоотношений ученика со сверстниками и педагогом на основе диалогического способа выполнения учебных заданий; создание личностного стиля взаимоотношений учеников друг с другом и с педагогом на базе диалогического метода деятельности; организация активного взаимодействия учащихся со сверстниками и создание ситуаций взаимообогащения, предполагающих равновесие в области обмена ценностями; создание ситуаций взаимообогащения в процессе взаимодействия; включение учащихся в творческую деятельность и развитие на базе учебного материала интеллектуальных и творческих способностей и личностных качеств ребенка; развитие творческих способностей и личностных качеств ребенка; создание на занятиях положительного эмоционального фона обучения, атмосферы эмоционального подъема и ощущения успеха.

Вторая часть конструкции, представленной на схеме, раскрывает структуру педагогических условий развития навыков социальной адаптации младших школьников в процессе музыкально-театральной деятельности. Развитие навыков социальной адаптации у детей младшего школьного возраста обуславливается ориентированным на данную тему учебно-методическим комплексом, в который входят: программа дополнительного образования детей «Музыкальный театр — дорога в жизнь»; комплексное методическое обеспечение — музыкальные, театральные и музыкально-театральные методы работы с детьми и методы организации учебной деятельности; специальный сценический репертуар - детские музыкальные спектакли, соответствующие возрастным особенностям учащихся и отвечающие их интересам. Наиболее полно данная педагогическая модель отображена в Таблице №1.

Таблица №1

Педагогическая модель музыкально-театральной деятельности по развитию навыков социальной адаптации у младших школьников

Цель

развитие навыков социальной адаптации и всестороннее развитие студийца в процессе театрально-творческой и музыкальной деятельности. Задачи

Развивающие Воспитательные Образовательные Оздоповнтель- Адаптационные

развитие развитие всестороннее приобщение ные развитие

мышления. самоконтроля. детей и подростков к укрепление и способности к

речи, памяти. ответственности. музыкально-театральному поддержание продуктивному

воображения. способности к искусству, развитие и здоровья детей творчеству в

эмоций. продуктивному поддержание интереса к через различных условиях,

познавательны общению со образовательной и оздоровительн способности

х и творческих сверстниками и творческой деятельности. ую функцию самостоятельЕю

способностей. преподавателями. повышение творчества ориентироваться при

в том числе воспитание интелле ктуал ьно го выполнении учебных

специальных требовательности к уровня, развитие навыков творческих заданий.

музыкальных себе, саморазвития и

и театральных; удовлетворение самообразования

творческой индивидуального

активности интереса творческой деятельности к

Основные принципы организации учебной деятельности в музыкальном театре

Отношение к ребенку как к субъекту любого вида деятельности. Признание за ребенком права на индивидуальную траекторию развития. Формирование личностного стиля взаимоотношений ученика со сверстниками и педагогом на основе диалогического способа выполнения учебных заданий. Организация активного взаимодействия учащихся со сверстниками и создание ситуаций взаимообогащения. Развитие творческих способностей и личностных качеств ребенка. Создание на занятиях положительного эмоционального фона обучения. атмосферы эмоционального подъема и ощущения успеха.

Виды музыкальной, театральной и музыкально-театральной деятельности Содержание музыкальной, театральной и музыкально-театральной деятельности

Педагогические условия развития навыков социальной адаптации младших _школьников в процессе музыкально-театральной деятельности_

образовательная программа, методы и специальный репертуар, способствующие развитию навыков социальной адаптации младших школьников в условиях музыкально-театральной деятельности.

Эффективное развитие навыков социальной адаптации у младших школытковсредствамн музыкально-театральной деятельности

Во Втором параграфе Второй главы представлен авторский учебно-методический комплекс как база для практической реализации модели развития навыков социальной адаптации младших школьников в условиях

музыкально-театральной деятельности. В него входит: авторская образовательная программа «Музыкальный театр - дорога в жизнь; комплексное методическое обеспечение, включающее в себя музыкальные, театральные и музыкально-театральные методы, ориентированные на развитие навыков социальной адаптации, в том числе авторские: «Учебный показ спектакля», «Метод неподготовленной смены роли», а также технологию развития навыков социальной адаптации средствами сценической жизни в процессе обучения в музыкально-театральной студии; специальный сценический репертуар, созданный с учетом особенностей возрастного развития младших школьников.

В третьем параграфе Второй главы описана экспериментальная база, показаны этапы исследования, рассмотрен ход и результаты экспериментальной работы. В педагогическом эксперименте принимали участие 4 группы детей младшего школьного возраста: две контрольных группы («К-1» и «К-2») и две экспериментальные («Э-1» и «Э-2»). На констатирующем этапе эксперимента фиксировался ряд показателей: владение вербальными и невербальными средствами взаимодействия, адекватность ролевой позиции, конструктивность поведения, эмпатия, открытость, ответственность, организованность, коллективизм. Анализ результатов начального диагностического среза на констатирующем этапе эксперимента показал следующее:

Таблица №3

Группа Уровень сформированное™ навыков социальной адаптации, чел.

Низкий Средний Высокий

«К-1» 7 6 2

«К-2» 10 4 1

«Э-1» 9 6 0

«Э-2» 8 6 1

Анализ ответов родителей и детей в ходе беседы и наблюдения за ними позволил обнаружить факторы, препятствующие осуществлению успешного сотрудничества в музыкально-театральной деятельности. К ним относятся: отсутствие или низкий уровень коммуникативных (принимать и передавать рациональную и эмоциональную информацию), перцептивных (понимать эмоциональное состояние партнёра и сопереживать, адекватно реагируя на него) и интерактивных (строить диалог, согласовывать свои действия с действиями партнёра) умений, что говорит о низком уровне сформированное™ навыков социальной адаптации.

Задачами формирующего этапа экспериментального исследования являлись: апробация разработанного учебно-методического комплекса, выявление уровня умений межличностного взаимодействия, сформированное™ социальных качеств личности и опыта социализации младших школьников в театральной, музыкальной и музыкально-театральной деятельности как важного фактора развития навыков социальной адаптации. Анализ результатов заключительного диагностического среза по выявлению сформированное™ навыков социальной адаптации у младших школьников в условиях музыкального театра показал, что динамика развития навыков социальной адаптации у каждого участника испытуемых групп положительная.

В заключении изложены итоги данного исследования, даны наиболее общие Выводы проведенного исследования:

1. Музыкально-театральная деятельность, где воедино сливаются музыкальная, театральная и игровая деятельность, имеющая большое значение в начальный период обучения в школе, является основой эффективного развития навыков социальной адаптации младших школьников - необходимого условия их дальнейшего успешного продвижения в направлении освоения межличностной коммуникации, реализации собственных лидерских качеств, способности действовать в коллективе единомышленников. Развитие данных навыков нужно начинать уже в младшем школьном возрасте в условиях целенаправленного

педагогического сопровождения, обеспечивающего сбалансированное, соответствующее возрастным особенностям детей продвижение.

2. Выявленные педагогические условия музыкально-театральной деятельности, включающие в себя методы, авторскую образовательную программу и специальный репертуар, отвечающий потребностям и возможностям детей младшего школьного возраста могут быть успешно реализованы при соблюдении принципа предоставления равных возможностей; в процессе развития художественно-творческих способностей ребенка; обеспечения стимулирования социально-значимой мотивации ребёнка; создания единства коммуникативного, перцептивного и интерактивного компонентов, что способствует эффективной реализации возможностей музыкально-театральной деятельности.

3. Педагогическая модель музыкально-театральной деятельности по развитию навыков социальной адаптации у младших школьников раскрывает возможности музыкально-театральной деятельности младших школьников в формировании навыков социальной адаптации, которые заключаются в приобретении умений межличностного взаимодействия, обеспечении повышения уровня владения коммуникативными средствами (вербальными и невербальными), механизмами межличностного восприятия (эмпатия, идентификация, социально-психологическая рефлексия) и развития интерактивных личностных качеств детей (открытость, организованность, ответственность и коллективизм).

4. На основе реализации построенной педагогической модели были получены достоверные результаты, подтверждающие выдвинутую в исследовании гипотезу об эффективности обучения детей в детском музыкальном театре, способствующего поэтапному формированию умений межличностного взаимодействия и развитию навыков социальной адаптации учащихся младшего школьного возраста.

Основные положения исследования изложены в публикациях, в том числе, в изданиях, рекомендованных списком ВАК:

1. Кузнецов, А. Н. Педагогическое руководство развитием навыков социальной адаптации у младших школьников и подростков средствами сценической жизни в условиях музыкально-театральной студии [Электронный ресурс) / А. Н. Кузнецов // Педагогика искусства: электронный научный журнал. 2012. - №4. - Режим дocтyпa:http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-4-2012/1иш1е1соу_17-01-2013.рсЩ0,5 п.л.).

2. Кузнецов, А. Н. Репертуар для детей младшего школьного возраста в музыкально-театральной студии |Текст1 /А. Н. Кузнецов //Всероссийский научный и общественно-просветительский журнал «Инициативы XXI века».2013. - №2. - С. 47-50.

3. Кузнецов, А. Н. Педагогическая модель музыкально-театральной деятельности по развитию навыков социальной адаптации у младших школьников и условия ее реализацин[Электронный ресурс] /А. Н. Кузнецов //Педагогика искусства: электронный научный журнал. 2013. - №4. — Режим доступа: http://www.art-education.ru/AE-п^а2те/агсЫуе/потег-4-2013/1«ш1е1«оу.рё1'(0,5 п.л.).

4. Кузнецов, А. Н. Детский музыкальный театр как универсальная среда развития способностей к общению [Текст] /А. Н. Кузнецов // Научные школы педагогики искусства в современном образовании. - М.: ИХО РАО, 2012.-С. 250-254.

5. Кузнецов, А. Н. Возможности музыкально-эстетического развития детей в условиях детского музыкального театра [Текст] /А. Н. Кузнецов // Современные методы и технологии музыкального образования. - М.: ГБОУ ВПОМГПУ, 2012. - С. 118-123.

6. Кузнецов, А. Н. Авторские методы развития речевой и вокальной выразительности в процессе обучения в музыкально-театральной студии [Текст] /А. Н. Кузнецов // Образовательная и профессиональная траектория педагога-музыканта. - М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2013. - С. 7077.

7. Кузнецов, А. Н. Методы развития способностей межличностного взаимодействия в процессе музыкально-театральной деятельности [Текст] /А. Н. Кузнецов //Методология и методы музыкального образования /под ред. Е. А. Бодиной, Е. Г. Артемовой. - М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2013. - С. 221-226.

8. Кузнецов, А. Н. Педагогический потенциал концерта как формы публичного выступления учащихся в студии музыкального театра. [Текст] /А. Н. Кузнецов // Наука и современность — 2013: сборник материалов XXV Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Часть 1 / Под общ.ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2013. С, - 100-105.

9. Кузнецов, А. Н. О детском музыкальном театре. Интервью руководителей детских музыкальных театров. Фестиваль «Си» 2012 [Электронный ресурс] /А. Н. Кузнецов. — Режим доступа: http://f-mt.ru/Kuznecov-Aleksei-Мко1аеУ1с11. (0,5 п.л.).

Подписало в печать 25.04.2014г. Формат 60x84/1/16. Бумага офсетная. Печать цифровая. Условный печатный лист 1,5. Тираж 130 экз. Заказ №1980А. Отпечатано в типографии «ТриКард». г.Москва, Варшавское шоссе, д.26 www.3card.ru | e-mail: 7891942@7891942.ru тел.: (495) 789-19-42

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Кузнецов, Алексей Николаевич, Москва

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ «МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

На правах рукописи

04201458290

Кузнецов Алексей Николаевич

МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

специальность 13.00.02. - теория и методика обучения и воспитания (музыка)

Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель -доктор педагогических наук, профессор

Кабкова Е.П.

Москва, 2014

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................4

ГЛАВА ГМУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАЗВИТИИ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА................................................................................17

1.1. Возможности музыкально-театральной деятельности в развитии навыков социальной адаптации у младших школьников .................................................................................................17

1.2. Социальная адаптация: общетеоретический анализ. Роль межличностных взаимодействий и социально значимых личностных качеств у младших школьников в развитии навыков социальной адаптации .................................................................................................33

1.3. Педагогические условия развития навыков социальной адаптации в

детском музыкальном театре.............................................................49

Выводы Первой главы..................................................................60

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ...........................................................................62

2.1. Педагогическая модель музыкально-театральной деятельности по развитию навыков социальной адаптации у младших школьников.................................................................................62

2.2. Авторский учебно-методический комплекс как база для практической реализации модели музыкально-театральной деятельности по развитию навыков социальной адаптации у младших школьников..................................................................................75

2.3. Экспериментальная апробация модели музыкально-театральной деятельности по развитию навыков социальной адаптации у младших школьников в процессе освоения авторского учебно-методического

комплекса..................................................................................113

Выводы Второй главы.................................................................134

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ЛИТЕРАТУРА.. ПРИЛОЖЕНИЯ

139

143

160

ВВЕДЕНИЕ

С первых дней своей жизни человек как существо социальное окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Будучи частью социума, человек, так или иначе, приобретает определенный субъективный опыт, который становится частью его личности. В этой связи наиболее ответственным является школьный возраст, время, когда происходит формирование основных факторов, определяющих в дальнейшем способность человека к продуктивной коммуникации, к позитивному и сбалансированному общению с окружающими людьми и миром в целом. Выдающиеся отечественные исследователи - H.A. Ветлугина, А.П. Ершова, Б.Е. Захава, А.Н. Леонтьев, В.В. Медушевский, A.A. Пиличаускас, А.И. Савостьянов, О.Н. Соколова-Набойченко, Д.Б. Эльконин и др. утверждают, что наиболее эффективным фактором развития указанных качеств в школьном возрасте становится музыкально-театральная деятельность, которая осуществляется в пространстве дополнительного образования - в театральных студиях, детских театрах и кружках, и способствует освоению школьниками различных социальных ролей, методов управления собственным поведением — то есть, способствует формированию способности к социальной адаптации. Социальная адаптация - это процесс усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта, неразрывно связанный с общением и совместной деятельностью.

Одним из наиболее актуальных направлений воспитания подрастающего поколения в наши дни Российской академией образования признано направление, разрабатывающее «Теоретические и перспективные модели социализации и воспитания детей и молодежи в условиях современного общества» (научный руководитель - академик C.B. Дармодехин).

Базой жизненного и профессионального успеха в современном мире становится развитая способность к общению и знание психологических механизмов этого процесса. Это обуславливает эффективность совместной деятельности людей. Развитие коммуникативных качеств личности происходит, как правило, в годы школьной учебы. Именно поэтому один из важнейших государственных документов - Национальная доктрина образования Российской Федерации — большое внимание уделяет задаче «формирования у детей культуры мира и межличностных отношений».

Очевидно, что для успешного развития навыков социальной адаптации необходимо целенаправленное педагогическое сопровождение, которое обеспечит сбалансированное, соответствующее возрастным особенностям детей продвижение в направлении освоения ими межличностной коммуникации, реализации собственных лидерских качеств, способности действовать в коллективе единомышленников.

Социальная адаптация в широком смысле слова означает соответствие, согласие, согласованность человека с окружающим миром. Социально-адаптированный человек в состоянии выполнять необходимые социальные роли и функции, он имеет устойчивые связи с окружающими, у него есть навыки общественного сосуществования в данной среде.

Вместе с тем, в современном мире, где все в большей степени используется компьютерная и другая разнообразная мультимедийная техника, дети не получают в полной мере навыков живого человеческого общения, что ведет за собой неразвитость способностей межличностного взаимодействия, вследствие чего современные школьники нередко с трудом приспосабливаются к новым (а порой любым) социальным условиям (средам).

Разработка проблемы социальной адаптации в отечественной науке многогранна и идет в нескольких направлениях. Это и поиск философских оснований и сущности взаимодействий, и исследования в области педагогики, психологии, социологии. Теоретические исследования вопроса

представлены работами Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева, Л.И. Пригожина, Л.Г. Чусовитина и др. Механизмы социальных взаимодействий стали предметом изучения Г.М. Андреевой, A.A. Бодалева, М. Вебера, М.С. Кагана, A.A. Леонтьева, М.И. Лисиной, A.B. Мудрика, Т. Парсонса, Ю.У. Фохта-Бабушкина, B.C. Собкина, Т. Шибутани и др. Разработки по педагогическому сопровождению этого процесса и определение его общепсихологических основ принадлежат таким авторам, как Ф.Б. Березин, Березина, А.П. Корнилова, Я.Л. Коломинского, И.А Милославова, В.А. Балцевич, С.Я. Балцевич, Т.А. Антоновой, Антоновой, А.Б. Добровича, В.А. Кан-Калика, Е.В. Коротаевой и др.

Учеными установлено, что потребности, интересы и склонности личности формируются в процессе взаимодействия человека с совершенно определенной средой, влияющей на его развитие через предметную деятельность. Необходимо отметить, что важнейшим периодом в развитии навыков социальной адаптации является младший школьный возраст, так как именно в этом возрасте происходит смена характера взаимоотношений ребенка с окружающими, а само взаимодействие детей в процессе совместной деятельности приобретает более разнообразные формы (И.А. Зимняя, Л.И. Божович, A.B. Петровский, В.Н. Белкина, М.И. Лисина, B.C. Мухина, Е.О. Смирнова и др.). Особо следует отметить, что по результатам исследования, проведенного сотрудниками Психологического института РАО (2002-2003 гг.) лишь 20% обследованных младших школьников могли самостоятельно находить решения в ситуациях межличностного взаимодействия, в то время, как остальные не проявили необходимых навыков, что зачастую приводило к конфликтам (О.В. Гударева, Е.О. Смирнова, B.C. Собкин и др.).

Таким образом, опираясь на многочисленные исследования в области социальной адаптации, мы определяем ее как целостный, и, в то же время многосоставный системный процесс, характеризующий взаимодействие человека с природной и социальной средой, который может

совершенствоваться под воздействием определенных педагогических условий. Важным периодом в формировании социальной адаптации является младший школьный возраст.

Участие детей младшего школьного возраста в театральной деятельности может быть рассмотрено как одно из эффективных средств решения проблемы развития навыков социальной адаптации. Именно театральная деятельность, воссоздавая взаимодействия людей в различных социальных условиях, давая возможность всем участникам процесса «примерить» на себя различные социальные роли, осознавая одновременно свое «Я» становится оптимальной средой этого развития, соединяя игровую и ведущую учебную деятельность (Б.Г. Ананьев, H.A. Ветлугина, JI.C. Выготский, А.П. Ершова, Б.Е. Захава, В.И. Немирович-Данченко, Д.Б. Эльконин и др.).

К.С. Станиславский отмечал, что ансамбль как согласованное совместное действие является основой театральной деятельности. Включение музыкального компонента обогащает театральную деятельность детей, музыкальным языком «интонируемого смысла» (Б.В. Асафьев), что позволяет воспринимать «себя в других» и «других в себе» на более глубоком уровне. Это свойство личности является основным при межличностных взаимодействиях, успешность которых в свою очередь составляют основу навыков социальной адаптации.

Таким образом, выявляется возможность привлечения музыкально-театральной деятельности как средства развития навыков социальной адаптации у младших школьников.

Детская театральная деятельность и ее аспекты отражены в работах ряда ученых. Среди них: В.М. Букатов, Т.Н. Доронова, А.П. Ершова, O.A. Лапина, Л.В. Макаренко, Т.Г. Пеня и др., которые исследовали вопросы методики обучения детей театральной деятельности. Вопросы развития детей средствами театральной деятельности исследовались и в области музыкального образования:

- интегрированный подход в освоении музыки детьми (Т.В. Надолинская);

- музыкально-театральная деятельность в дополнительном образовании (О.Н. Соколова-Набойченко);

- формирование социокультурных ориентации (И.Б. Нестерова);

- формирование эмоциональной отзывчивости у младших школьников (Л.Л. Пилипенко);

- развитие восприятия музыкального образа в процессе постановки детской оперы (Е.В. Александрова); и др.

Однако исследование педагогических условий, позволяющих в процессе музыкально-театральной деятельности детей младшего школьного возраста в условиях студии формировать и развивать необходимые для жизни навыки социальной адаптации, до сих пор не являлись предметом специального педагогического исследования.

Таким образом, выявлены следующие противоречия:

между возможностью использования музыкально-театральной деятельности детей как средства развития навыков социальной адаптации и недостаточной разработанностью данной проблемы в области музыкального образования;

между признанием значимости навыков социальной адаптации в развитии личности ребенка и отсутствием теоретического и методического обеспечения процесса развития навыков социальной адаптации у детей младшего школьного возраста средствами музыкально-театральной деятельности.

Данные противоречия определили актуальность проблемы: в чем заключаются педагогические условия развития навыков социальной адаптации у детей младшего школьного возраста в процессе музыкально-театральной деятельности? Это обусловило выбор темы исследования: «Музыкально-театральная деятельность как фактор развития навыков социальной адаптации у младших школьников».

Объект исследования - музыкально-театральная деятельность младших школьников в системе дополнительного образования.

Предмет исследования - педагогические условия развития навыков социальной адаптации у младших школьников в музыкально-театральной деятельности.

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий развития навыков социальной адаптации у младших школьников средствами музыкально -театральной деятельности в системе дополнительного образования.

Гипотеза исследования: музыкально-театральная деятельность младших школьников будет эффективной в развитии навыков социальной адаптации при наличии следующих педагогических условий:

- актуализация социально-значимой мотивации детей, которая включает в себя стремление к контактам со сверстниками в процессе музыкально-театральной деятельности, стремление к пониманию другого человека, готовность и ожидание получения оценок со стороны зрителей;

- организация музыкально-театральной деятельности детей на основе принципа предоставления равных возможностей;

- участие детей во всех доступных видах музыкально-театральной деятельности, что может обеспечить формирование у них умений межличностных взаимодействий, социально значимых личностных качеств и обретение опыта социализации, являющихся базовыми для успешного взаимодействия в коллективе;

- обучение детей на основе авторского учебно-методического комплекса, включающего в себя образовательную программу, комплекс методов и технологий, направленных на развитие навыков социальной адаптации и специальный репертуар, позволяющий детям проявить свои способности и умения в наиболее благоприятном для них режиме с сохранением всех позитивных сторон музыкально-театральной деятельности.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

1. Осуществить анализ научной литературы по проблеме исследования.

2. Определить педагогические условия развития навыков социальной адаптации в детском музыкальном театре.

3. Выявить уровни и показатели сформированное™ умений и навыков социальной адаптации младших школьников, в условиях музыкально-театральной деятельности.

4. Разработать педагогическую модель музыкально-театральной деятельности по развитию навыков социальной адаптации у младших школьников и учебно-методический комплекс в качестве базы для ее практической реализации.

5. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность музыкально-театральной деятельности в развитии навыков социальной адаптации у младших школьников.

Методологической основой исследования явились следующие теории и концепции:

- теория деятельности (JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и

др-);

- теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.);

- теория коммуникации (Г.М. Андреева, A.A. Бодалёв, М.С. Каган, Е.В. Коротаева, В.А. Лабунская, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Д. Ширшов);

- концепции развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин);

- теория периодизации возрастных этапов развития личности ребёнка (Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, Н.С. Лейтес, B.C. Мухина, В.А. Петровский);

- теория организации детской театральной деятельности (В.М. Букатов, А.П. Ершова, Т.Г. Пеня, Ю.И. Рубина, А.И. Савостьянов, Е.К. Чухман);

- исследования потенциала музыкальной деятельности в развитии ребенка (Н.А. Ветлугина, Л.А. Баренбойм, Н.Г. Куприна, Т.Э. Тютюнникова, М.И. Чистякова).

В ходе нашего исследования использовались следующие методы: теоретические - изучение и анализ философской, психолого-педагогической, музыкально-педагогической и театроведческой литературы по исследуемой проблеме; анализ передового театрально-педагогического опыта, обобщение опыта занятий с детьми в детском музыкальном театре; анализ программ и методик работы детских музыкальных театров;

эмпирические - педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (2009-2010) изучалась и анализировалась литература по теме исследования; обобщался педагогический опыт в области театральной педагогики с целью выявления методологических основ и современных тенденций музыкально-театрального образования; определялись проблема, цель, объект и предмет исследования, формулировалась гипотеза; проводился констатирующий эксперимент; разрабатывалось программное обеспечение.

На втором этапе (2010-2013) уточнялась гипотеза исследования; определялось оптимальное содержание экспериментальной работы, её структура и основные организационные формы; корректировалось и дополнялось программное обеспечение; проводился формирующий эксперимент, осуществлялось накопление и обработка полученной информации.

На третьем этапе (2013 по настоящее время) проводился всесторонний анализ результатов экспериментальной работы, их обобщение и систематизация, оформлялся текст диссертации.

Экспериментальной базой исследования является Муз