автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование умений межличностного взаимодействия у младших школьников в музыкально-театральной деятельности
- Автор научной работы
- Савина, Елена Геннадьевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Екатеринбург
- Год защиты
- 2005
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Формирование умений межличностного взаимодействия у младших школьников в музыкально-театральной деятельности"
На правах рукописи
САВИНА Елена Геннадьевна
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (музыка: уровень начального и общего образования)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Екатеринбург - 2005
Работа выполнена в ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук, доцент Самакаева Марина Юрьевна
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Дудина Маргарита Николаевна
Защита состоится « 29 » июня 2005 г. в ауд. 35 в 10.00 часов на заседании диссертационного совета К 212.283.02 при ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» по адресу: 620151, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, 9.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ГОУ ВПО Уральский государственный педагогический университет».
Автореферат разослан « 28 » мая 2005 г.
кандидат педагогических наук, доцент Алексеева Татьяна Юрьевна
Ведущая организация: Московский государственный открытый
педагогический университет им. МАШолохова
Ученый секретарь диссертационного совета
ОБШДЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Эффективность совместной деятельности людей во многом обусловливается уровнем их компетентности в сфере межличностных взаимодействий. Искусство общения и знание его психологических механизмов необходимы сегодня каждому как основа жизненного и профессионального успеха. Обучение межличностному взаимодействию и развитие коммуникативных качеств личности происходит, прежде всего, в школьные годы, поэтому в основополагающем государственном документе - Национальной доктрине образования в Российской Федерации - одной из основных задач являются обеспечение у детей «формирования культуры мира и межличностных отношений».
Разработка проблемы межличностных взаимодействий в отечественной науке носит междисциплинарный характер: от поисков философских оснований, сущности и генезиса различного рода взаимодействий до общетеоретических и прикладных социологических, психологических и педагогических изысканий в области взаимодействия человека с окружающим миром. Теоретические исследования, направленные на определение научного статуса понятия, связаны с работами И.И.Жбанковой, Б.ФЛомова, В.Н.Мясищева, Л И.Пригожина, И.Т.Фролова, Л ГЧусовитина. Параллельно с этим проведено большое количество конкретных социологических исследований механизмов социальных взаимодействий (работы Г.М.Андреевой, А.А.Бодалёва, М.Вебера, М.С.Кагана, А.АЛеонтьева, М.ИЛисиной, АВ.Мудрика, Т.Парсонса, Т.Шибутани и др.). Общепсихологические основы межличностных взаимодействий и педагогические разработки по руководству этим процессом нашли свое отражение в трудах Т.А.Антоновой, А.Б.Добровича, ВАКан-Калика, ЯЛ.Коломинского, Е.В.Коротаевой, Х.ЙЛийметс, М.ИЛисиной, АВ.Петровского, ВАПетровского, ГАЦу-керман и др. Исследователи отмечают, что отношения личности, её потребности, интересы, склонности являются не продуктом абстрактных истории-ческих условий, а прежде всего результатом взаимодействия человека с совершенно конкретной для него окружающей средой и влиянием этой среды на развитие его индивидуальности в предметной деятельности.
Важным периодом в формировании умений межличностного взаимодействия является младший школьный возраст. В это время происходят существенные изменения в коммуникативной деятельности детей: меняется характер взаимоотношений с окружающими взрослыми, расширяются контакты со сверстниками, усложняются формы взаимодействия в совместной деятельности (И.АЗимняя, Л.И.Божович, А.В.Петровский, В.Н.Белкина, М.ИЛисина, В.СМухина, Е.О.Смирнова и др.). Между тем, как показывают результаты проведенного Психологическим институтом РАО в 20022003 годах научного исследования по сотрудничеству младших школьни-
ков в межличностном взаимодействии со сверстниками, только 20% обследуемых могут конструктивно и самостоятельно находить решение в предложенных ситуациях, а около 50% - демонстрируют недостаточную социальную компетентность и отсутствие необходимых умений межличностного взаимодействия или же противоборствующий тип взаимодействия друг с другом, отчего их действия носят конфликтный характер.
Одним из возможных средств решения проблемы обучения детей межличностному взаимодействию является их участие в театральной деятельности, поскольку суть театрального искусства заключается в воссоздании человеческих взаимоотношений.
Театральная деятельность - это форма коллективного творчества, которое предполагает понятие «ансамбля» как согласованного, совместного действия, т.е. взаимодействия (К.С.Станиславский). Включение музыкального компонента расширяет перцептивно-коммуникативную сферу театральной деятельности детей, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется музыкальный язык мыслей и чувств. Это обеспечивает иной качественный уровень восприятия «себя в других» и «других в себе», что является основополагающим свойством личности в процессе межличностных взаимодействий (АН.Леонтьев, В.В.Меду-шевский, А.А.Пиличаускас и др.). Всё вышесказанное позволяет говорить о возможности использования музыкально-театральной деятельности как средства обучения детей межличностному взаимодействию.
Различные аспекты театральной деятельности детей являются предметом целого ряда научных исследований. Вопросы организации и методики обучения театральной деятельности детей нашли отражение в работах В.ИАшикова, В.М.Букатова, Т.Н.Дороновой, А.П.Ершовой, О.АЛа-пиной, В.И.Логиновой, Л.В.Макаренко, Л.А.Никольского, Т.Г.Пени, Ю.И.Рубиной, Н.Ф.Сорокиной и др. Её возможности в развитии различных сторон личности ребёнка раскрыты в исследованиях Л.А.Тарасовой (социальные отношения), И.Г.Андреевой (творческая активность), Д.А.Стрелкова, М.А.Бабаканова, Е.А.Медведевой, В.И.Козловского (творческие интересы), Т.Н.Поляковой (гуманитарная культура), Г.Ф.Похмелкиной (гуманистическая направленность), Е.М.Котиковой (нравственно-эстетическое воспитание).
В обрасти музыкального образования проблема развития ребёнка через театральную деятельность нашла отражение в работах Л.Л.Пилипенко (формирование эмоциональной отзывчивости у младших школьников), И.Б.Нестеровой (формирование социокультурных ориентации), О.Н.Со-коловой-Набойченко (музыкально-театральная деятельность в дополнительном образовании), А.Г.Гениной (формирование музыкальной куль-
туры), Е.ВАлександровой (развитие восприятия музыкального образа в процессе постановки детской оперы). Однако возможности музыкально-театральной деятельности детей в формировании умений межличностного взаимодействия до сих пор не являлись предметом специального исследования.
Таким образом, существуют противоречия:
- между значимостью культуры межличностного взаимодействия в жизни человека и недостаточным уровнем её развития у детей;
- между возможностью использования музыкально-театральной деятельности детей как средства их обучения межличностному взаимодействию и недостаточной разработанностью данной проблемы в области музыкального образования;
- между признанием значимости межличностного взаимодействия в развитии личности ребёнка в психологии и отсутствием теоретического и методического обеспечения процесса формирования умений межличностного взаимодействия у детей в музыкально-театральной деятельности.
Данные противоречия определили актуальность проблемы: каковы возможности музыкально-театральной деятельности в формировании умений межличностного взаимодействия у младших школьников?
Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬ-НО-ТЕАТРАЛЬНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить технологию формирования умений межличностного взаимодействия у младших школьников в музыкально-театральной деятельности.
Объект исследования - музыкально-театральная деятельность младших школьников.
Предмет исследования - процесс формирования умений межличностного взаимодействия у младших школьников в музыкально-театральной Деятельности.
Гипотеза исследования: формирование умений межличностного взаимодействия у младших школьников в музыкально-театральной деятельности будет эффективным при условии:
- стимулирования социально-значимой мотивации детей, включающей стремление к контактам со сверстниками, желание понять другого человека, ожидание и получение оценок со стороны сверстников;
- организации музыкально-театральной деятельности детей на основе принципа предоставления равных возможностей, предполагающего участие детей во всех видах музыкально-театральной деятельности и обеспе-
чивающего формирование у них личностных качеств, являющихся базовыми для успешного взаимодействия в коллективе;
- реализации пропедевтического и творческо-практического этапов, обусловливающих поэтапное формирование коммуникативных, перцептивных и интерактивных умений.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
1. Осуществить анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Выявить уровни и показатели сформированности умений межличностного взаимодействия младших школьников.
3. Разработать технологию формирования умений межличностного взаимодействия младших школьников в процессе музыкально-театральной деятельности.
4. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность данной технологии.
Методологической основой исследования явились: теория деятельности (Л.С.Выготский, АН.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.); теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.); теория коммуникации (Г.М.Андреева, ААБодалёв, М.С.Каган, Е.В.Коротаева, ВАЛабунская, А.АЛеонтьев, Б.ФЛомов, ВДШиршов и др.); концепция развивающего обучения (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин и др.); теория личностно-ориентированного образования (А.В.Запорожец, А.В.Петровский, В.В.Сериков, И.СЯкиманская и др.); теория мотивации (В.Г.Асеев, В.И.Ковалёв, А.К.Маркова, Х.Хекхаузен и др.); теория периодизации возрастных этапов развития личности ребёнка (Л.С.Выготский, И.А.Зимняя, Н.С.Лейтес, В.С.Мухина, В.А.Петровский и др.); положения психологии о природе и сущности эмоций и эмпатии (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, Б.КДодонов, К.Изард,С.Л.Рубинштейн и др.); положения общей и музыкальной педагогики и эстетики о природе музыкальной деятельности (Н.А.Ветлугина, Е.В.Назайкинский, В.Г.Ражников, А.Н.Сохор, Б.МТеплов, П.М.Якобсон и др.); теория познания музыки как познания самого себя (Г.С.Тарасов, ВБ.Медушевский, ААПили-чаускас и др.); теория музыкального обучения и воспитания (Э.Б.Абдул-лин, Ю.Б.Алиев, НАВетлугина, Н.Л.Гродзенская, Д.Б.Кабалевский, О.П.Радынова, В.Н.Шацкая, Б.Л.Яворский и др.); теория организации детской театральной деятельности (АП.Ершова, Т.Г.Пеня, Е.К.Чухман, Ю.И.Рубина и др.). В ходе исследования использовались следующие методы:
- теоретические - изучение и анализ философской, психолого-педагогической, музыкально-педагогической и театроведческой литературы по
исследуемой проблеме; анализ передового театрально-педагогического опыта, обобщение опыта занятий с детьми в детском музыкальном театре; анализ программ и методик работы детских музыкальных театров; - эмпирические - педагогическое наблюдение, беседа, социометрия, Анкетирование, метод экспертных оценок, педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
Исследование осуществлялось в три этапа. На первом этапе (1996-1997) изучалась и анализировалась литература по теме исследования; обобщался педагогический опыт в области театральной педагогики с целью выявления методологических основ и современных тенденций музыкально-театрального образования; определялись проблема, цель, объект и предмет исследования, формулировалась гипотеза; проводился констатирующий эксперимент.
На втором этапе (1997-2000) уточнялась гипотеза исследования; определялось оптимальное содержание экспериментальной работы, её структура и основные организационные формы; проводился формирующий эксперимент, осуществлялись накопление и обработка полученной информации.
На третьем этапе (2000-2004) проводились анализ, обобщение и систематизация накопленных материалов, интерпретация полученных результатов исследования и их оформление.
Экспериментальной базой исследования явились детский музыкальный театр (ДМТ) «Маленький принц» при Детской музыкальной школе № 12 Октябрьского района г. Екатеринбурга и детский музыкальный театр при Детской школе искусств г. В. Пышма Свердловской области. В опытно -экспериментальной работе приняло участие 128 детей младшего школьного возраста и более 100 взрослых (родители и педагоги).
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Теоретически обоснована и экспериментально доказана целесооразность использования музыкально-театральной деятельности в формировании умений межличностного взаимодействия у младших школьников как фактора, обеспечивающего повышение уровня владения коммуникативными средствами (вербальными и невербальными) и механизмами межличностного восприятия (эмпатия, идентификация, социально-психологическая рефлексия) и влияющего на развитие интерактивных личностных качеств детей (открытость, организованность, ответственность и коллективизм), которые являются базовыми для успешного взаимодействия в коллективе.
2. Выявлен комплекс умений межличностного взаимодействия применительно к младшему школьному возрасту, включающий умения принимать и передавать эмоциональную и рациональную информацию, пони-
мать эмоциональное состояние партнёра по взаимодействию и сопереживать, адекватно реагируя на партнёра, строить диалог и согласовывать свои действия с действииями партнёра. 3. Разработана технология формирования умений межличностного взаимодействия у младших школьников, включающая стимулирование социально-значимой мотивации, организацию музыкально-театральной деятельности на основе принципа предоставления равных возможностей каждому ребёнку и реализацию пропедевтического и творческо-практи-ческого этапов обучения.
Теоретическаязначимость исследования заключается:
- в научном обосновании педагогических возможностей музыкально-театральной деятельности в формировании умений межличностного взаимодействия у младших школьников, заключающихся в овладении коммуникативными вербальными и невербальными средствами, перцептивными механизма-ми и интерактивными качествами;
- в разработке показателей сформированности умений межличностного взаимодействия у детей младшего школьного возраста, а именно владение вербальными и невербальными средствами взаимодействия, эмпа-тия, адекватность ролевой позиции партнёра во взаимодействии, скор-динированность действий, конструктивность поведения и социометрический статус в детском коллективе.
Практическая значимость исследования связана с разработкой программы занятий в детском музыкальном театре и её учебно-методического обеспечения, способствующих формированию умений межличностного взаимодействия у младших школьников. Представленный материал может быть использован в детских театральных студиях, в музыкально-театральных кружках различных образовательных учреждений.
Достоверность результатов и обоснованность выводов обеспечены научным, методологически обоснованным подходом к решению данной проблемы, использованием комплекса адекватных содержанию теоретических и эмпирических методов исследования, положительными результатами экспериментальной работы.
Апробация результатов исследования и внедрение их в практику осуществлялись в процессе работы автора в качестве руководителя детского музыкального театра «Маленький принц» при ДМШ № 12 г.Екатеринбурга; через проведение мастер-класса в рамках областных и городских научно-методических семинаров руководителей ДМТ (2003, 2004, 2005). Основные теоретические и методические положения исследования и выводы представлялись на международных, всероссийских, региональных и областных научно-практических конференциях (1999, 2001, 2003, 2004, 2005), а также посредством
публикаций в сборниках научных статей и тезисов докладов (Екатеринбург, Красноярск, Сургут).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Музыкально--театральная деятельность, способствующая овладению средствами вербальной и невербальной коммуникации, перцептивными механизмами межличностного взаимодействия и стимулирующая развитие интерактивных личностных качеств младших школьников, является эффективным педагогическим средством формирования у них умений межличностных взаимодействий.
2. Комплекс умений межличностного взаимодействия применительно к младшему школьному возрасту включает умения принимать и передавать эмоциональную и рациональную информацию, понимать эмоциональное состояние партнёра по взаимодействию и сопереживать, адекватно реагируя на партнёра, строить диалог и согласовывать свои действия с действиями партнёра.
3. Формирование умений межличностного взаимодействия у младших школьников в музыкально-театральной деятельности обеспечивается технологией, включающей стимулирование социально-значимой мотивации, организацию музыкально-театральной деятельности на основе принципа предоставления равных возможностей и реализацию пропедевтического и творческо-практического этапов обучения.
Структура и объем диссертации: Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосновывается актуальность темы исследования; определяются цель, объект, предмет исследования; формулируются гипотеза и задачи; раскрывается методологическая основа исследования; показываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы; выделяются этапы исследования; формулируются основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе - «ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬ-НОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА» - даётся общетеоретический анализ понятия «межличностное взаимодействие»; раскрываются особенности межличностного взаимодействия младших школьников; определяются умения межличностного взаимодействия у детей младшего школьного возраста и выявляются возможности музыкально-театральной деятельности в их формировании.
Понятие «взаимодействие» является общим для многих человеко- и обществоведческих отраслей знаний, где ему даются определения, отражающие специфику объекта исследования конкретной науки. В философии понятие «взаимодействие» рассматривается как процесс взаимного влияния тел друг на друга, универсальная форма изменения их состояний. В социологии используется понятие «социальное взаимодействие», определяемое как процесс непосредственных контактов, при которых в ходе коммуникации одни люди влияют на других, вызывая ответные реакции. В психологии предметом исследования являются разнообразные формы совместной деятельности и общения людей, прямые и «обратные» воздействия, процессы обмена (энергией, информацией, эмоциями), т.е. межличностные взаимодействия. В педагогике используется понятие «педагогическое взаимодействие», представляющее собой один из видов межличностных взаимодействий ребёнка в жизни, а именно его взаимодействие с субъектами образовательного процесса.
Понятие «межличностные взаимодействия» наиболее часто употребляется в контексте проблем общения. Анализ литературы позволил выявить два основных подхода в определении соотношения этих процессов. Одни авторы (Г.М.Андреева, В.С.Крижанская, Н.И.Конюхов, А.В.Петровский, МГ.Ярошевский и др.) рассматривают отношение между взаимодействием и общением как отношение формы некоторого процесса и его содержания (взаимодействие - это предметная деятельность, входящая в структуру общения). В соответствии с этим межличностные взаимодействия представляют собой систему взаимно обусловленных индии-видуальных действий, связанных причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников действия выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных (СЮ. Головин).
Другой подход, рассматривающий общение как коммуникативно-перцептивный компонент межличностного взаимодействия, более отвечает задачам нашего исследования. В соответствии с ним межличностное взаимодействие представляет собой случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный и невербальный личный контакт двух и более человек, в результате которого происходят изменения их поведения, деятельности, отношений и установок (А.А.Бодалёв, В.П.Зинченко, М.С.Каган, А.В.Мудрик, Г.В.Осипов, С.С.Степанов и др.).
В структуре межличностного взаимодействия можно выделить три взаимосвязанных компонента: коммуникативный, перцептивный и интерактивный (поведенческий). Коммуникативный компонент связан с выявлением специфики информационного процесса между людьми как активны-ми субъектами, что приводит к уточнению и обогащению
знаний, сведений и мнений. В связи с этим в ходе взаимодействия его участники должны использовать одну и ту же знаковую систему вербальных и невербальных средств. К вербальным средствам информативного взаимодействия относится речь, среди невербальных выделяют визуальные и тактильные (такесические) контакты, а также кинетическую систему знаков (мимика, жесты, пантомима). Перцептивный компонент межличностного взаимодействия включает в себя процесс восприятия и на его основе процессы самопознания и формирования образа другого человека, что достигается постижением его психических свойств и особенностей поведения через физические характеристики. Важнейшим условием успешности межличностных взаимодействий и основой перцептивного взаимодействия является процесс «удвоенного, зеркального взаимоотражения субъектов, содержанием коего выступает воспроизведение, воссоздание особенностей друг друга», т.е. рефлексия. Интерактивный компонент межличностного взаимодействия отражает совокупность взаимосвязей людей в совместной деятельности, сферу межличностной активности в группе. Эта активность предполагает равнозначность/неравнозначность общения членов группы, направленного на выполнение общей задачи через диалог и согласование, в процессе чего уточняются взаимные ожидания и установки, идёт рациио-нальное обсуждение и анализ проблем, принимаются решения о направлении и содержании действий партнёров.
Таким образом, коммуникативный контакт, содержание представлений и понятий человека о других людях и совместная деятельность составляют звенья одной цепи в системе межличностного взаимодействия, позитивный результат которого зависит от реализации всех трёх составляющих его компонентов.
Система межличностных взаимодействий детей долгое время находилась вне поля зрения учёных. Отдавая приоритет в развитии личности ребёнка влиянию взрослого, психологи и педагоги недооценивали межличностные взаимодействия детей друг с другом. Между тем при взаимодействии ребёнка с взрослыми их отношения строятся как иерархические, несимметричные, в которых за взрослым закрепляется своего рода монополия на рефлексивные сферы деятельности: целеполагание, контроль, оценку (Ж.Пиаже). Не подвергая анализу и критике действия взрослого, ребёнок эти действия сразу же объявляет правильными (Е.В.Субботский). Такое неравное взаимодействие, существующее между ребёнком и взрослым, не способствует развитию функции «когнитивного воспроизведения». Как отмечал Ж. Пиаже, «критическое отношение рождается из дискуссии, а дискуссия возможна только между равными». Длительная автономия диады «ребёнок-взрослый» может привести к деформации детской личности (ТАРепина, Т.П.Гаврилова, ГАЦукерман и др.).
Практика показывает, и исследования подтверждают, что влияние младших школьников друг на друга в процессе взаимодействия не менее важно, чем влияние взрослых (Б.С.Волков, Н.В.Волкова, Л.Н.Галигузо-ва, Г.ПЛаврентьева, В.С.Мухина, ТАРепина, А.Г.Рузская, Е.О.Смирнова и др.). Это связано с психологическими запросами детского возраста, в частности, с потребностью в познании, совместной деятельности, общении и игре. Со сверстником ребёнок получает больше простора для свободного, не регламентированного взрослым, взаимодействия с миром. Он оказывается деятелем в истинном смысле и строит своё поведение на основе собственных побуждений с учётом своих возможностей. Повышенная эмоциональность отражает особую свободу, раскованность, так характерную для взаимодействия детей друг с другом. Отсутствие жёстких норм и правил во взаимодействии, когда ничто не сковывает и не тормозит активности, создаёт условия для самостоятельного творчества, для проявления индивидуальности. Ситуация общения и совместных действий со сверстником - это ситуация относительного равноправия партнёров, что в свою очередь значимо для развития у ребёнка критичности по отношению к другим людям, умения отстаивать свою точку зрения, согласовывать свои действия с действиями партнеров по взаимодействию.
Рассматривая умения как способы выполнения действий, мы провели анализ психолого-педагогической литературы по проблемам их формирования (Б.Б.Айсмонтас, А.В.Мудрик, А.АЛеонтьев и др.). Этот анализ позволил выделить следующие умения межличностного взаимодействия применительно к младшему школьному возрасту: умения принимать и передавать эмоциональную и рациональную информацию (коммуникативный компо-нент), сопереживать и адекватно реагировать на эмоциональное состояние партнёра (перцептивный компонент), строить диалог и согласовывать свои действия с действиями партнёра (интерактивный компонент).
В процессе жизнедеятельности дети вступают в различные межличностные взаимодействия, и поскольку ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является учебная, а игровая сохраняет в первые годы школьной жизни своё важное значение, то музыкально-театральная деятельность, в основе которой лежит игра, может стать средством формирования у детей умений межличностного взаимодействия.
Традиции детской театральной деятельности в России имеют глубокие корни в древних языческих обрядах. Театр как форма художественной деятельности детей широко использовалась и в дореволюционной России. В советское время признание государством значения детской театральной деятельности в воспитательном процессе нашло отражение в
Положении о Единой Трудовой школе (1918 г.), где указывалось, что если игра вообще и драматическая игра в частности занимает такое большое место в жизни детей, если стремление к перевоплощению является одной из основных особенностей детской психики, то, очевидно, школа и воспитание не имеют права ни проходить мимо этой особенности, ни, тем более, вычеркнуть из жизни и из программы воспитания всё, что имеет к ней какое-либо отношение. Выдающиеся отечественные педагоги и психологи прошлого (П.П.Блонский, В.М.Бехтерев, Л.С.Выготский, П.Ф.Каптерев и др.) отмечали природную предрасположенность детей к «напеванию» и «пританцовыванию», объясняющую их живой интерес к восприятию музыкально-театрального действа и к участию в нем.
Детский музыкальный театр - одна из форм относительно самостоятельного функционирования детского сообщества (А.П. Усова), основанная на творческом партнёрстве в коллективной деятельности. В основе сценического взаимодействия лежит высший уровень развития игровой деятельности - игра-отношение (Д.Б. Эльконин), в которой внимание ребёнка сконцентрировано на выполнении действий, связанных с отношением к другим людям, к ролям, выполняемым партнёрами.
Деятельность детей в детском музыкальном театре представляет собой своеобразную, независимую школу общения и произвольного поведения, т.е. школу взаимодействия. Функция музыки в музыкально-сценической деятельности заключается в моделировании «смыслового поля взаимодействия», обеспечивающего взаимопонимание партнёров и их содействующее поведение. Кроме того, в музыкально-театральной деятельности скрыт большой потенциал для развития эмоционально-волевой сферы ребёнка, обеспечивающей эффективность коммуникативно-перцептивного компонента межличностного взаимодействия: смысл слова, украшенного музыкальной интонацией, лирической или драматической, быстрее и глубже проникнет в душу ребёнка и его сознание, тем более, если это слово будет спето и, соответственно, сыграно им самим.
Как показывают психолого-педагогические исследования (В.Н.Белкина, Е.О.Смирнова и др.), младшие школьники испытывают трудности в принятии цели, направляющей совместную деятельность и определяющей её коллективный характер. Согласно нашей гипотезе реализация принципа предоставления равных возможностей, предполагающего участие всех детей во всех видах музьиально-театральной деятельности создаст необходимые и условия для развития сонаправленности отношений между детьми и восприятие ими цели в качестве общей, а не индивидуальной, что будет способствовать формированию у них таких личностных интерактивных качеств, как открытость, организованность, ответственность и коллективизм.
Ученые-психологи отмечают детерминационную роль мотивации в деятельности человека (В.ГАсеев, В.И.Ковалёв, А.К.Маркова, Х.Хекха-узен и др.). Мотивация не только побуждает к началу деятельности, но и регулирует направление и способы осуществления конкретных форм деятельности, придаёт осмысленность действиям на всём её протяжении. Результативность процесса овладения детьми умениями межличностных взаимодействий в значительной степени зависит от характера их мотивации. Детский музыкальный театр в условиях ДМШ является учебной дисциплиной, а в условиях общеобразовательной школы - одной из форм внеклассной музыкальной работы, поэтому к нему применимо понятие «учебная мотивация», включающая и социальные мотивы. К социальным относятся мотивы, обеспечивающие эффективное взаимодействие детей в образовательном процессе: стремление к контактам со сверстниками, желание понять другого человека, ожидание и получение оценок со стороны сверстников и др. (Б.Б.Айсмонтас). Поэтому условием повышения эффективности данного процесса является стимулирование социально-значимой мотивации, включающей стремление к контактам со сверстниками, желание понять другого человека, ожидание и получение оценок со стороны сверстников.
Проведённый анализ теории и практики развития умений межличностного взаимодействия у младших школьников позволил разработать педагогическую технологию, основанную на дидактических принципах систематичности, последовательности и доступности обучения и включающую пропедевтический (т.е. подготовительный) и творческо-практический этапы, обусловливающие поэтапное формирование коммуникативных, перцептивных и интерактивных умений. На пропедевтическом этапе у детей формируются первоначальные представления об умениях межличностного взаимодействия через совершенствование вербальных и невербальных средствах взаимодействия, освоение механизмов межличностного восприятия в коллективном творчестве. Твор-ческо-практический этап предполагает применение детьми умений межличностного взаимодействия на более сложном и объёмном музыкальном материале (детская опера, музыкальная сказка), т.е. в изменившихся условиях.
Таким образом, технология формирования умений межличностного взаимодействия у младших школьников в музыкально-театральной деятельности предусматривает стимулирование социально-значимой мотивации детей; организацию музыкально-театральной деятельности детей на основе принципа предоставления равных возможностей и реализацию пропедевтического и творческо-практического этапов.
Во второй главе «ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» рассматриваются задачи, организация, содержание и результаты опытно-экспериментальной работы.
Осуществление экспериментальной проверки выдвинутой гипотезы потребовало разработки показателей сформированности умений межличностного взаимодействия у младших школьников. Исходя из указанного выше комплекса умений межличностного взаимодействия младших школьников, ими стали: владение вербальными и невербальными средствами взаимодействия, эмпатия, адекватность ролевой позиции партнёра во взаимодействии, скоординированность действий, конструктивность поведения и социометрический статус в детском коллективе.
С учетом данных показателей были определены уровни сформиро-ванности умений межличностного взаимодействия. Дети с высоким уровнем отличаются в соответствии с возрастом грамотной, выразительной, аргументированной речью; они могут передавать невербальными средствами все базальные эмоции (радость, гнев, удивление, отвращение, страх и грусть); точно характеризуют внутреннее состояние других людей по внешним проявлениям (по выражению лица, по поведению); занимают адекватную ролевую позицию в совместной деятельности; соотносят свои действия с действиями партнёров по взаимодействию; способны самостоятельно конструктивно разрешать возникающие спорные вопросы; имеют благоприятный социометрический статус в детском коллективе. Детей со средним уровнем сформированности умений межличностного взаимодействия характеризует наличие в основном выразительной, но не всегда грамотной и аргументированной речи; они могут передавать невербальными средствами основные из базальных эмоций (радость, грусть); им необходима помощь педагога при понимании внутренних переживаний партнёров (через наводящие вопросы, ассоциативные сопоставления), в выборе адекватной ролевой позиции и координации совместных действий, а также при выборе способов конструктивного разрешения спорных вопросов; имеют нестабильный социометрический статус в детском коллективе. Дети с низким уровнем сформированности умений межличностного взаимодействия обнаруживают неразвитость речи, которая проявляется в неграмотности, отсутствии аргументации и в монотонности; они не могут передавать невербальными средствами базальные эмоции; им необходима постоянная помощь педагога при понимании внутренних переживаний другого человека (через разъяснения и объяснения); они занимают неадекватную ролевую позицию в коллективной деятельности; не могут соотносить свои действия с действиями партнёра; в случае несогласия с партнё-
ром либо отказываются от взаимодействия, либо вступают с ним в конфликт; имеют низкий социометрический статус в детском коллективе.
Обучающий эксперимент проводился в естественных условиях на базе детского музыкального театра «Маленький принц» при Детской музыкальной школе № 12 Октябрьского района г. Екатеринбурга. В качестве контрольной группы выступали младшие школьники, участники детского музыкального театра при ДШИ г. В. Пышма. Общее количество детей, участвовавших в опытно-экспериментальной работе, составило 128 человек.
На основе технологии формирования умений межличностного взаимодействия в детском музыкальном театре были разработаны формы и методов работы с детьми.
На пропедевтическом этапе (первый год обучения) основной формой проведения занятий являлась дидактическая игра. Ведущим методом обучения был игровой тренинг, который включал комплекс специально подобранных заданий и упражнений, направленных на реализацию возможностей музыкально-театральной деятельности детей в формировании у них перцептивных механизмов межличностных взаимодействий и в стимулировании социально-значимой мотивации. На данном этапе также применялись методы эмоционального стимулирования (анализ жизненных ситуаций, создание ситуации успеха), методы моделирования предролевого взаимодействия и «когнитивного конфликта»,, методы интерактивного обучения (игровое моделирование, «круглый стол»).
На формирование у детей коммуникативных умений, а именно умения пользоваться вербальными и невербальными средствами были направлены задания, включающие монолог (раскрывающий переживания говорящего от имени сценического персонажа или от собственного имени), простейший диалог (воспроизводящий разговор сказочных персонажей), творческий диалог (придуманный разговор между героями разных сказок, аргументированный диалог с партнёром на заданную тему). Кроме того, диалоги, пересказы и сочинение в лицах способствовали освоению логических закономерностей речи («Речетворчество», «Театр слова», «Интересно об известном»). Пользуясь вербальными и невербальными средствами взаимодействия, в процессе театрально-игрового тренинга дети приобретают умения принимать рациональную (обеспечивающуюся условиями и правилами игр) и эмициональную (связанную непосредственно с содержанием игр) информацию от одних детей, анализировать её, а затем передавать дальше другим детям («Садовник», «Лесовик», «Дирижёр» и др.).
С целью развития у детей перцептивных умений, а именно умения воспринимать партнёров по совместной игровой деятельности через
зрительные, слуховые и тактильные анализаторы, умения занимать адекватную ролевую позицию на пропедевтических занятиях использовались игры-упражнения, в основе которых лежали психологические приёмы «имя собственное» и «зеркало отношения», обеспечивающие стремление детей к контактам со сверстниками, желание понять другого человека, ожидание и получение оценок со стороны сверстников и др. («Приятно познакомиться», «Кто на новенького», «Ритмичный паровозик», «Весёлый оркестр», «Звуковое лото»). Механизмы межличностного восприятия детей (эмпатия, идентификация и социально-психологическая рефлексия), умение сопереживать и адекватно реагировать на эмоциональное состояние другого человека, а также выразительная сторона речи развивались в интонациионно-речевых импровизациях, предполагающих передачу голосом эмоциональных переживаний героя - грусть, радость, тревога и т.д. - и различного рода интонаций - требование, вопрос, жалоба и т.д. («Перепревращения», «Жужжащие стихи»). Для овладения формами самовыражения языком мимики, жестов и пластики использовались мимическая зарядка, ориентирующая детей в базальных эмоциях человека, упражнения на раскрепощения мышц лица и тела («Чудо-голова», «Говорящее лицо», «Волшебные руки») и отработку выразительных музыкально-ритмических движений («Азбука движений», «Танцующая звезда»).
При формировании у детей интерактивных умении, заключающихся в готовности действовать согласованно, включаясь в совместную деятельность одновременно или последовательно, в умении контролировать и оценивать собственные действия и действия товарищей и соизмерять свои действия с действиями других использовались игры-пропевания «Паровозик имён», «Мои соседи», «Снежный ком», «Путаница».
На творческо-практическом этапе (второй год обучения) закреплявшись умения межличностного взаимодействия, приобретённые на занятиях пропедевтического этапа. Этому способствовала музыкально-постановочная работа, предполагающая создание конкретных музыкально-сценических образов спектаклей, которая являлась основной формой организации занятий творческо-практического этапа. Ведущими методами работы с детьми на этом этапе выступали метод моделирования ролевого взаимодействия, методы генерации идей и инсценизации (И.П.Подласый). Основополагающим принципом организации музыкально-театральной деятельности выступал принцип предоставления равных возможностей детям, который предполагал участие детей во всех видах музыкально-театральной Деятельности, а также освоение каждым ребёнком всех ролей с последующим поочерёдным их исполнением. Принцип обеспечивал сопричастность каждого ребёнка ко всему, что происходило на занятиях, универсальную
взаимозаменяемость детьми друг друга, а также способствовал развитию сонаправленности отношений между детьми, что положительно отражалось на формировании у них таких личностных интерактивных качеств, как открытость, организованность, ответственность и коллективизм.
В качестве учебного материала использовались музыкальные сказки: «Колобок-колючий бок» С.Бодренкова, «Львёнок и черепаха» Г.Гладкова, «Как Петя с птичкой волка победили» Е.Щекалёвой, «Лесная история о дружбе» и «Святки с Еленой Премудрой» в авторской обработке Е.Савиной. На занятиях широко использовались методы развивающего обучения: метод создания ситуации успеха, формирования готовности восприятия учебного материала, стимулирования занимательным содержанием, создания проблемных ситуаций, создания креативного поля (САСмирнов, ГАЦукерман, В.В.Давыдов), которые способствовали формированию умений межличностного взаимодействия.
В ходе педагогического эксперимента были проведены диагностические срезы: начальный, промежуточный и заключительный, целью которых была констатация уровня сформированности умений межличностного взаимодействия младших школьников. Контрольная диагностика, проведённая на итоговом этапе исследования, позволила выполнить сравнительный анализ уровней сформированности умений межличностного взаимодействия младших школьников в музыкально-театральной деятельности.
Анализ результатов начального среза показал, что в целом уровень сформированности умений межличностного взаимодействия детей в экспериментальной и контрольной группах характеризуется как низкий. Сравнение полученных результатов заключительного среза в экспериментальной и контрольной группах свидетельствует о том, что занятия в детском музыкальном театре способствуют формированию умений межличностного взаимодействия. В экспериментальной группе было отмечено большее количество детей с высоким уровнем сформированности умений по сравнению с контрольной: 78,4% и 44,7% детей соответственно. Кроме того, предложенная технология позволяет формировать в первую очередь, как видно из таблицы, интерактивные умения (умение строить диалог, умение согласовывать свои действия с действиями партнёра), способствующие успешному межличностному взаимодействию детей в коллективе (см. табл. 1).
Таким образом, сопоставление данных, полученных по всем формам контрольных проверок, позволило считать гипотезу нашего исследования доказанной.
Таблица 1
Сравнительный агализ уровней сформированности умений межличностного взаимодействия у младших школьников в музыкально-театральной деятельности
в результате опытно-экспери ментал ьного исследо вания
умения показатели сформированности умений уров ни эг КГ
нач. срез* закл. срез нач. срез закл. срез
коммуникативные владение вербальными средствами В - 52,8 - 28,4
С 14,2 33 14,8 36,1
Н 85,8 14,2 85,2 35,5
владение невербальными средствами В 19,8 85,8 7,7 63,9
С 20,8 14,2 21,3 14,2
Н 59,4 - 71 21,9
перцептивные эмпатия В 14,2 72,6 14,5 35,5
С 19,8 27,4 14,5 21,9
Н 66 - 71 42,6
адекватная ролевая позиция В 6,6 66 14,8 43,2
С 27,4 34 21,3 35,5
Н 66 - 63,9 21,3
интерактивные скоординиро- ванность действий В 14,2 92,4 7,7 49,7
С 26,4 7,6 14,2 21,3
Н 59,4 - 78,1 29
конструктивное поведение В - 79,2 - 28,4
С 39,6 20,8 36,1 36,1
Н 59,4 - 63,9 35,5
социометрический статус В - 73,6 - 49,7
С - 26,4 — 42,6
Н - - - 7,7
Общий результат сформирванности умений межличностного взаимодействия В 9,1 78,4 7,5 44,7
С 24,7 19,6 20,4 19,3
н 66 2,02 72,2 31,7
* Цифры даны в процентном выражении от общего количества детей в группе.
В заключении дается обобщение основных теоретических положений и формулируются вы воды:
1. Актуальность проблемы формирования умений межличностных взаимодействий у младших школьников объясняется значимостью межличностных взаимодействий как основы человеческого познания, регулятора развития интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер личности ребёнка.
В структуру процесса межличностных взаимодействий входят коммуникативный контакт, содержание представлений и понятий человека о других людях и их совместная деятельность.
2. Показателями уровня сформированности умений межличностных взаимодействий являются: владение вербальными и невербальными средствами взаимодействия, эмпатия, адекватность ролевой позиции партнёра во взаимодействии, скоординированность действий, конструктивность поведения и социометрический статус в детском коллективе.
3. Технология формирования умений межличностного взаимодействия у младших школьников в музыкально-театральной деятельности предполагает стимулирование социально-значимой мотивации детей, активизирующей их самопознание и познание ими другого человека как субъекта взаимодействия; организацию музыкально-театральной деятельности детей на основе принципа предоставления равных возможностей, предполагающего участие детей во всех видах музыкально-театральной деятельности и обеспечивающего формирование у них личностных качеств, являющихся базовыми для успешного взаимодействия в коллективе; реализацию пропедевтического и творческо-практического этапов, обусловливающих поэтапное формирование коммуникативных, перцептивных и интерактивных умений.
4. Результаты обучающего эксперимента показали эффективность предложенной технологии обучения детей в детском музыкальном театре, способствующей овладению коммуникативными средствами взаимодействия (вербальными и невербальными) и механизмами межличностного восприятия (эмпатия, идентификация, социально-психологическая рефлексия), поэтапному формированию умений межличностного взаимодействия и развитию интерактивных личностных качеств детей.
Перспективы нашей работы связаны с дальнейшей разработкой форм и содержания музыкально-театральной деятельности, направленной на формирование умений межличностного взаимодействия детей младшего школьного и подросткового возраста.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:
1. Савина Е.Г. Эстетическое развитие личности ребёнка в условиях детской музыкальной школы // Музыкально-эстегическое образование в социокультурном развитии личности: Тезисы докладов межвуз. научно-практич. конф. / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 1999. - 0,1 п.л.
2. Савина Е.Г. Двигательно-моторное соинтонирование как метод формирования музыкальных понятий у детей // Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности:
Материалы Всерос. межвуз. научно-практич. конф. / Урал. гос. пед. ун-т. -Екатеринбург, 2000. - ОД п.л.
3. Савина Е.Г. Ассоциативное сопоставление как метод активизации музыкального восприятия // Музыкальное образование детей и юношества: проблемы и поиски: Материалы научно-практич. конф. / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2002. - 0,1 пл.
4. Савина Е.Г. Развивающие игры в музыкально-театральной деятельности дошкольников // Теория и практика образования в период детства: Сборник науч. статей / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2004. - 0,4 пл.
5. Савина Е.Г. Организация сценарной работы в деятельности руководителя детского музыкального театра: Методические рекомендации / Урал, гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2004. - 3,5 пл.
6. Савина Е.Г. К проблеме профессиональной компетентности педагога детского музыкального театра // Теория и практика образования в период детства: Сборник науч. статей / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2004. -0,4п.л.
7. Савина Е.Г. Музыкально-театральная деятельность как средство развития личности ребёнка 5-8 лет: Сб. ст. межвуз. заочн. научно-практич. конф. // Проблемы модернизации современной системы образования / СурГГТИ. - Сургут, 2005. - 0,3 пл.
8. Савина Е.Г. Подготовка к театральной деятельности // Развитие личности ребёнка от пяти до семи. - Екатеринбург: У-Фактория, 2005. -0,8 пл.
9. Савина Е.Г. Музыкально - театральная деятельность и развитие личности ребёнка // Развитие личности ребёнка от пяти до семи. - Екатеринбург: Изд-во У-Фактория, 2005. - 0,9 пл.
10. Савина Е.Г. Детский музыкальный театр как средство развития личности ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста // Научное творчество молодых: Материалы научно-практич. конф. / Красноярск, гос академия музыки и театра. - Красноярск: Знамя, 2005. - 0,3 п.л.
11. Савина Е.Г. Межличностные взаимодействия детей в условиях музыкального театра: Межвуз. сб. науч. трудов // Музыкальное образование в XXI веке: проблемы, поиски, перспективы / Урал. гос. пед. ун-т. -Екатеринбург, 2005. - 0,5 пл.
12. Савина Е.Г. Формирование умения музыкально-сценической Деятельности у детей пяти-восьми лет: Материалы У1-й научно-практич. конф. // Музыкальное образование детей и юношества: проблемы и поиски / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2005. - 0,25 пл.
13. Савина Е.Г. Игра как средство формирования умений межличностных взаимодействий детей на занятиях детского музыкального театра: Материалы У!-й научно-практич. конф. // Музыкальное образование детей
и юношества: проблемы и поиски / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2005.-0,4 п.л.
14. Савина Е.Г. Театральный букварь (игры для дошкольников и младших школьников), часть 1: Методические рекомендации. - Екатеринбург, 2005. -1,25 п.л.
Подписано в печать Формат 60x84/16
Бумага для множит, апп. Печать на ризографе. Уч.издл. 1,0 Тираж 100 экз. Заказ-ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» Отдел множительной техники 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 2
73
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Савина, Елена Геннадьевна, 2005 год
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ МЕЖЛИЧНОСТНОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО - ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.
1.1 Межличностное взаимодействие: общетеоретический анализ.
1.2 Особенности межличностного взаимодействия младших школьников.
1.3 Возможности музыкально - театральной деятельности в формировании умений межличностного взаимодействия у детей.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО - ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
2.1 Технология формирования умений межличностного взаимодействия у младших школьников в условиях детского музыкального театра.
2.2 Задачи, организация и структура экспериментального исследования.
2.3 Ход и результаты эксперимента.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование умений межличностного взаимодействия у младших школьников в музыкально-театральной деятельности"
Эффективность совместной деятельности людей во многом обусловливается уровнем их компетентности в сфере межличностных взаимодействий. Искусство общения и знание его психологических механизмов необходимы сегодня каждому как основа жизненного и профессионального успеха. Обучение межличностному взаимодействию и развитие коммуникативных качеств личности происходит, прежде всего, в школьные годы, поэтому в основополагающем государственном документе -Национальной доктрине образования в Российской Федерации - одной из основных задач является обеспечение у детей «формирования культуры мира и межличностных отношений».
Разработка проблемы межличностных взаимодействий в отечественной науке носит междисциплинарный характер: от поисков философских оснований, сущности и генезиса различного рода взаимодействий до общетеоретических и прикладных социологических, психологических и педагогических изысканий в области взаимодействия человека с окружающим миром. Теоретические исследования, направленные на определение научного статуса понятия, связаны с работами И.И.Жбанковой, Б.Ф.Ломова, В.Н.Мясищева, Л.И.Пригожина, И.Т.Фролова, Л.Г.Чусовитина. Параллельно с этим проведено большое количество конкретных социологических исследований механизмов социальных взаимодействий (работы Г.М.Андреевой, А.А.Бодалёва, М.Вебера, М.С.Кагана, А.А.Леонтьева, М.И.Лисиной, А.В.Мудрика, Т.Парсонса, Т.Шибутани и др.). Общепсихологические основы межличностных взаимодействий и педагогические разработки по руководству этим процессом нашли свое отражение в трудах Т.А.Антоновой, А.Б.Добровича, В.А.Кан-Калика, Я.Л.Коломинского, Е.В.Коротаевой, Х.И.Лийметс, М.И.Лисиной, А.В.Петровского, В.А.Петровского, Г.А.Цукерман и др. Исследователи отмечают, что отношения личности, её потребности, интересы, склонности являются не продуктом абстрактных исторических условий, а, прежде всего, результатом взаимодействия человека с совершенно конкретной для него окружающей средой и влияния этой среды на развитие его индивидуальности в предметной деятельности.
Важным периодом в формировании умений межличностного взаимодействия является младший школьный возраст. В это время происходят существенные изменения в коммуникативной деятельности детей: меняется характер взаимоотношений с окружающими взрослыми, расширяются контакты со сверстниками, усложняются формы взаимодействия детей в совместной деятельности (И.А.Зимняя, Л.И.Божович, А.В.Петровский, В.Н.Белкина, М.И.Лисина, В.С.Мухина, Е.О.Смирнова и др.). Между тем, как показывают результаты проведенного Психологическим институтом РАО в 2002-2003 годах научного исследования по сотрудничеству младших школьников в межличностном взаимодействии со сверстниками, только 20% обследуемых могут конструктивно и самостоятельно находить решение в предложенных ситуациях, а около 50% -демонстрируют недостаточную социальную компетентность и отсутствие необходимых умений межличностного взаимодействия или же противоборствующий тип взаимодействия друг с другом, отчего их действия носят конфликтный характер (О.В.Гударёва, Е.О.Смирнова, В.С.Собкин и ДР-)
Одним из возможных средств решения проблемы обучения детей младшего школьного возраста межличностному взаимодействию является их участие в театральной деятельности, поскольку именно в постижении и раскрытии смыслов взаимоотношений людей, в воссоздании этих взаимоотношений с осознанием своего «Я» каждым человеком заключается сущность театрального искусства и игровой деятельности, которая наряду с ведущей учебной сохраняет своё важное значение в начальный период обучения в школе (Б.Г.Ананьев, Н.А.Ветлугина, Л.С.Выготский, А.П.Ершова, Б.Е.Захава, В.И.Немирович - Данченко, Д.Б.Эльконин и др.).
Театральная деятельность — это форма коллективного творчества, которая предполагает понятие «ансамбля» как согласованного, совместного действия, т.е. взаимодействия (К.С.Станиславский). Включение музыкального компонента расширяет перцептивно-коммуникативную сферу театральной деятельности детей, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется музыкальный язык мыслей и чувств. Это обеспечивает иной качественный уровень восприятия «себя в других» и «других в себе», что является основополагающим свойством личности в процессе межличностных взаимодействий (А.Н.Леонтьев, В.В.Медушевский, А.А.Пиличаускас и др.).' Вей вышесказанное позволяет говорить о возможности использования музыкально-театральной деятельности как средства обучения детей межличностному взаимодействию.
Различные аспекты театральней деятельности детей являются предметом целого ряда научных исследований. Вопросы организации и методики обучения театральной деятельности детей нашли отражение в работах В.И.Ашикова, В.М.Букатова, Т.Н.Дороновой, А.П.Ершовой, О.А.Лапиной, В.И.Логиновой, Л.В.Макаренко, Л.А.Никольского, Т.Г.Пени, Ю.И.Рубиной, Н.Ф.Сорокиной и др. Её возможности в развитии различных сторон личности ребёнка раскрыты в исследованиях Л.А.Тарасовой (социальные отношения), И.Г.Андреевой (творческая активность), Д.А.Стрелкова, М.А.Бабаканова, Е. А.Медведевой, В.И.Козловского (творческие интересы), Т.Н.Поляковой . (гуманитарная культура), Г.Ф.Похмелкиной (гуманистическая направленность), Е.М.Котиковой (нравственно-эстетическое воспитание).
В области музыкального образования проблема развития ребёнка через театральную деятельность нашла отражение в работах Л.Л.Пилипенко (формирование эмоциональной отзывчивости у младших школьников), И.Б.Нестеровой (формирование социокультурных ориентаций), О.Н.Соколовой-Набойченко (музыкально-театральная деятельность в дополнительном образовании), А.Г.Гениной (формирование музыкальной культуры), Е.В.Александровой (развитие восприятия музыкального образа в процессе постановки детской оперы). Однако возможности музыкально-театральной деятельности детей в формировании умений межличностного взаимодействия до сих пор не являлись предметом специального исследования.
Таким образом, существуют противоречия:
- между значимостью культуры межличностного взаимодействия в жизни человека и недостаточным уровнем её развития у детей;
- между возможностью использования музыкально-театральной деятельности детей как средства их обучения межличностному взаимодействию и недостаточной разработанностью данной проблемы в области музыкального образования;
- между признанием значимости межличностного взаимодействия в развитии личности ребёнка и отсутствием теоретического и методического обеспечения процесса формирования умений межличностного взаимодействия у детей в музыкально-театральной деятельности.
Данные противоречия определили актуальность проблемы: каковы возможности музыкально-театральной деятельности в формировании умений межличностного взаимодействия у младших школьников?
Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
Объект исследования - музыкально-театральная деятельность младших школьников.
Предмет исследования — процесс формирования умений межличностного взаимодействия у младших школьников в музыкально-театральной деятельности.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить технологию формирования умений межличностного взаимодействия у младших школьников в музыкально-театральной деятельности.
Гипотеза исследования: формирование умений межличностного взаимодействия у младших школьников в музыкально-театральной деятельности будет эффективным при условии:
- стимулирования социально-значимой мотивации детей, включающей стремление к контактам со сверстниками, желание понять другого человека, ожидание и получение оценок со стороны сверстников;
- организации музыкально-театральной деятельности детей на основе принципа предоставления равных возможностей, предполагающего участие детей во всех видах музыкально-театральной деятельности и обеспечивающего формирование у них личностных качеств, являющихся базовыми для успешного взаимодействия в коллективе;
- реализации пропедевтического и творческо-практического этапов, обусловливающих поэтапное формирование коммуникативных, перцептивных и интерактивных умений.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
1. Осуществить анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Выявить уровни и показатели сформированности умений межличностного взаимодействия младших школьников.
3. Разработать технологию формирования умений межличностного взаимодействия младших школьников в процессе музыкально-театральной деятельности.
4. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность данной технологии.
Методологической основой исследования явились: теория деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.); теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.); теория коммуникации (Г.М.Андреева, А.А.Бодалёв, М.С.Каган, Е.В.Коротаева, В.А.Лабунская, А.А.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, В.Д.Ширшов и др-); концепция развивающего обучения (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин и др.);
- теория личностно-ориентированного образования (А.В.Запорожец,
A.В.Петровский, В.В.Сериков, И.С.Якиманская и др.);
- теория мотивации (В.Г.Асеев, В.И.Ковалёв, А.К.Маркова, Х.Хекхаузен и др.);
- теория периодизации возрастных этапов развития личности ребёнка (Л.С.Выготский, И.А.Зимняя, Н.С.Лейтес, В.С.Мухина, В.А.Петровский и др.);
- положения психологии о природе и сущности эмоций и эмпатии V (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, Б.И.Додонов, К.Изард, С.Л.Рубинштейн и др-);
- положения общей и музыкальной педагогики и эстетики о природе музыкальной деятельности (Н.А.Ветлугина, Е.В.Назайкинский,
B.Г.Ражников, А.Н.Сохор, Б.М.Теплов, П.М.Якобсон и др.); теория познания музыки как познания самого себя (Г.С.Тарасов, В.В.Медушевский, А.А.Пиличаускас и др.); теория музыкального обучения и воспитания (Э.Б.Абдуллин, Ю.Б.Алиев, Н.А.Ветлугина, Н.Л.Гродзенская, Д.Б.Кабалевский, О.П.Радынова, В.Н.Шацкая, Б.Л.Яворский и др.);
- теория организации детской театральной деятельности (А.П.Ершова, ш Т.Г.Пеня, Е.К.Чухман, Ю.И.Рубина и др.).
В ходе нашего исследования использовались следующие методы: теоретические - изучение и анализ философской, психолого-педагогической, музыкально-педагогической и театроведческой литературы по исследуемой проблеме; анализ передового театрально-педагогического опыта, обобщение опыта занятий с детьми в детском музыкальном театре; анализ программ и методик работы детских музыкальных театров; эмпирические - педагогическое наблюдение, беседа, социометрия, анкетирование, метод экспертных оценок, педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
Исследование осуществлялось в три этапа.
На первом этапе (1996-1997) изучалась и анализировалась литература по теме исследования; обобщался педагогический опыт в области театральной педагогики с целью выявления методологических основ и современных тенденций музыкально-театрального образования; определялись проблема, цель, объект и предмет исследования, формулировалась гипотеза; проводился констатирующий эксперимент.
На втором этапе (1997-20G0) уточнялась гипотеза исследования; определялось оптимальное содержание экспериментальной работы, её * структура и основные организационные формы; проводился формирующий эксперимент, осуществлялись накопление и обработка полученной информации.
На третьем этапе (2000-2004) проводились анализ, обобщение и систематизация накопленных материалов, интерпретация полученных результатов исследования и их оформление.
Экспериментальной базой исследования явились детский музыкальный театр (ДМТ) «Маленький принц» при Детской музыкальной школе № 12 г. Екатеринбурга и детский музыкальный театр при Детской школе искусств г. В. Пышма Свердловской области. В опытно -экспериментальной работе приняло участие 128 детей младшего школьного щ возраста и более 100 взрослых (родители и педагоги).
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Теоретически обоснована и экспериментально доказана целесообразность использования музыкально-театральной деятельности в формировании умений межличностного взаимодействия у младших школьников как фактора, обеспечивающего повышение уровня владения коммуникативными средствами (вербальными и невербальными) и механизмами межличностного восприятия (эмпатия, идентификация, социально-психологическая рефлексия) и влияющего на развитие интерактивных личностных качеств детей (открытость, организованность, ответственность и коллективизм), которые являются базовыми для успешного взаимодействия в коллективе.
2. Выявлен комплекс умений межличностного взаимодействия применительно к младшему. школьному возрасту, включающий умения принимать и передавать эмоциональную и рациональную информацию, понимать эмоциональное состояние партнёра по взаимодействию и сопереживать, адекватно реагируя на партнёра, строить диалог и согласовывать свои действия с действиями партнёра.
3. Разработана технология формирования умений межличностного взаимодействия у младших школьников, включающая стимулирование социально-значимой мотивации, организацию музыкально-театральной деятельности на основе принципа предоставления равных возможностей каждому ребёнку и реализацию пропедевтического и творческо-практического этапов обучения.
Теоретическая значимость исследования заключается:
- в научном обосновании педагогических возможностей музыкально-театральной деятельности в формировании умений межличностного взаимодействия у младших школьников, заключающихся в овладении коммуникативными вербальными и невербальными средствами, перцептивными механизмами и интерактивными качествами;
- в разработке показателей сформированности умений межличностного взаимодействия у детей младшего школьного возраста, а именно владение вербальными и невербальными средствами взаимодействия, эмпатия, адекватность ролевой позиции во взаимодействии, скоординированность действий, конструктивность поведения и социометрический статус в детском коллективе.
Практическая значимость исследования связана с разработкой программы занятий в детском музыкальном театре и её учебно-методического обеспечения, способствующих формированию умений межличностного взаимодействия у младших школьников. Представленный материал может быть использован в детских театральных студиях, в музыкально-театральных кружках различных образовательных учреждений.
Научная достоверность результатов и обоснованность выводов исследования обеспечены • научным, методологически обоснованным подходом к решению данной проблемы, использованием комплекса адекватных содержанию теоретических и эмпирических методов исследования, положительными результатами экспериментальной работы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Музыкально-театральная деятельность, способствующая овладению средствами .вербальной и невербальной коммуникации, перцептивными механизмами межличностного взаимодействия и стимулирующая развитие интерактивных личностных качеств младших школьников, является эффективным педагогическим средством формирования у них умений межличностного взаимодействия.
2. Комплекс умений межличностного взаимодействия применительно к младшему школьному возрасту включает умения принимать и передавать эмоциональную и рациональную информацию, понимать эмоциональное состояние партнёра по взаимодействию и сопереживать, адекватно реагируя на партнёра, строить диалог и согласовывать свои действия с действиями партнёра.
3. Формирование умений межличностного взаимодействия у младших школьников в музыкально-театральной деятельности обеспечивается технологией, включающей стимулирование социально-значимой мотивации, организацию музыкально-театральной деятельности на основе принципа предоставления равных возможностей и реализацию пропедевтического и творческо-практического этапов обучения.
Апробация результатов исследования и внедрение их в практику осуществлялись в процессе работы автора в качестве руководителя детского музыкального театра «Маленький принц» при ДМШ № 12 г. Екатеринбурга; через проведение мастер-класса в рамках областных и городских научно-методических семинаров руководителей ДМТ (2003, 2004, 2005). Основные теоретические и методические положения исследования и выводы представлялись на международных, всероссийских, региональных и областных научно-практических конференциях (1999, 2001, 2003, 2004, 2005), а также посредством публикаций в сборниках научных статей и тезисов докладов (Екатеринбург, Красноярск, Сургут).
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
Результаты исследования, полученные на констатирующем этапе позволили сделать следующие выводы. Несмотря на то, что большинство младших школьников имеет позитивное отношение к музыкально-театральной деятельности, его реализация в условиях детского музыкального театра может быть затруднена по причине низкого уровня межличностного взаимодействия у половины детей. Анализ ответов детей в ходе беседы и наблюдения за ними в процессе общения с преподавателем позволил обнаружить факторы, препятствующие осуществлению успешного сотрудничества в музыкально-театральной деятельности. К ним относятся: фактическое отсутствие или низкий уровень коммуникативных (принимать и передавать рациональную и эмоциональную информацию), перцептивных (понимать эмоциональное состояние партнёра и сопереживать, адекватно реагируя на него) и интерактивных (строить диалог, согласовывать свои действия с действиями партнёра) умений.
Результаты, полученные на формирующем (обучающем) этапе экспериментального исследования подтвердили наши предположении о необходимости поэтапного формирования умений межличностного взаимодействия у младших школьников (пропедевтический и творческо-практический этапы) и позволили сформулировать основные положения технологии, включающей стимулирование социально-значимой мотивации детей (стремление к контактам со сверстниками, желание понять другого человека, ожидание и получение оценок со стороны сверстников), организацию музыкально-театральной деятельности детей на основе принципа предоставления равных возможностей (участие детей во всех видах музыкально-театральной деятельности).
Контрольный (обучающий проверочный) эксперимент был проведён трижды на базе детского музыкального театра «Маленький принц» при детской музыкальной школе № 12 г. Екатеринбурга в период с 2000 по 2004 гг. В нём приняли участие 87 детей 6-8 лет (в экспериментальной группе - 45 человек, в контрольной — 42 человека). Контрольную группу составили младшие школьники, посещающие занятия детского музыкального театра в детской школе искусств г. В. Пышма.
Перед началом обучающего эксперимента 2002-2004 годов был проведён начальный срез исходного уровня сформированности умений межличностного взаимодействия в экспериментальных и контрольных группах. С этой целью было проведено анкетирование родителей, наблюдение за детьми в процессе занятий музыкального театра и других учебных дисциплин. Кроме того, для перепроверки полученных данных использовался метод экспертных оценок, который осуществлялся преподавателями по слушанию музыки, хору, музицированию, сольфеджио и специальному музыкальному инструменту (фортепиано, скрипка, виолончель, флейта, домра, аккордеон).
Полученные результаты по анкетированию родителей представлены в таблицах 4 (ЭГ) и 5 (КГ), где по горизонтали указаны показатели межличностного взаимодействия: владение вербальными средствами (1), владение невербальными средствами (2), эмпатия (3), адекватность ролевой позиции во взаимодействии (4), скоординированность действий (5), конструктивность поведения (6).
Результаты анкетирования родителей на начальном срезе в ЭГ п/п испыт. показатели сформированности умений межличностного взаимодействия (%) сумма баллов уровень
1 2 3 4 5 6
1 4 6 10 11 5 4 40 Н
2 7 5 6 5 7 4 34 Н
3 4 5 6 7 4 6 32 Н
4 5 6 7 8 5 4 35 Н
5 3 8 4 6 5 5 31 Н
6 7 14 13 12 11 10 67 В
7 10 12 12 8 11 10 63 С
8 4 7 7 5 4 5 32 Н
9 4 6 5 5 5 5 30 Н
10 5 11 10 8 4 5 43 С
11 6 12 11 7 6 5 47 С
12 5 8 8 5 4 5 35 Н
13 5 7 7 4 3 5 31 Н
14 4 7 5 7 9 7 39 Н
15 5 7 8 3 5 5 33 Н общая сумма 78 121 119 101 88 85 592 средний балл по группе 5,2 8,06 7,93 6,73 5,86 5,66
Результаты анкетирования родителей на начальном срезе в КГ показатели сформированности сумма уроп/п умений межличностного баллов вень испыт. взаимодействия (%)
1 2 3 4 5 6
1 4 7 6 5 4 6 32 Н
2 3 7 5 4 5 5 29 Н
3 3 6 6 3 4 5 27 Н
4 4 8 5 6 5 5 33 Н
5 3 5 4 3 4 4 23 Н
6 4 8 9 6 5 8 40 Н
7 6 10 8 6 8 8 46 С
8 3 7 6 3 4 5 28 Н
9 3 6 5 5 3 6 28 Н
10 3 9 8 7 4 7 38 Н
11 7 10 8 7 8 7 47 С
12 5 9 8 5 6 9 42 С
13 4 5 5 4 7 6 31 Н
14 4 8 9 6 5 6 38 Н общая сумма 56 105 92 70 72 87 482 средний балл по группе 4,0 7,5 6,57 5,0 5,14 6,21
Из таблиц видно, что начальный уровень сформированности умений межличностного взаимодействия у детей в экспериментальной и контрольной группах приблизительно одинаков. Низкий уровень сформированности умений межличностного взаимодействия показали 73,3% детей в экспериментальной ipynne и 78,6% - в контрольной. По качественному составу умения межличностного взаимодействия в среднем по группе достигают среднего уровня результаты по показателям «владение невербальными средствами» и «эмпатия». По остальным показателям (владение вербальными средствами адекватность ролевой позиции во взаимодействии, скоординированность действий, конструктивность поведения) дети демонстрируют низкий уровень сформированности умений межличностного взаимодействия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность проблемы формирования умений межличностных взаимодействий у младших школьников объясняется значимостью межличностных взаимодействий как основы человеческого познания, регулятора развития интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер личности ребёнка. В структуру процесса межличностных взаимодействий входят коммуникативный контакт, содержание представлений и понятий человека о других людях и их совместная деятельность.
Показателями уровня сформированности умений межличностных взаимодействий являются: владение вербальными и невербальными средствами взаимодействия, эмпатия, адекватность ролевой позиции партнёра во взаимодействии, скоординированность действий, конструктивность поведения и социометрический статус в детском коллективе.
Технология формирования умений межличностного взаимодействия у младших школьников в музыкально-театральной деятельности предполагает стимулирование социально-значимой мотивации детей, активизирующей их самопознание и познание ими другого человека как субъекта взаимодействия; организацию музыкально-театральной деятельности детей на основе принципа предоставления равных возможностей, предполагающего участие детей во всех видах музыкально-театральной деятельности и обеспечивающего формирование у них личностных качеств, являющихся базовыми для успешного взаимодействия в коллективе; реализацию пропедевтического и творческо-практического этапов, обусловливающих поэтапное формирование коммуникативных, перцептивных и интерактивных умений.
Результаты обучающего эксперимента показали эффективность предложенной технологии обучения детей в детском музыкальном театре, способствующей овладению коммуникативными средствами взаимодействия вербальными и невербальными) и механизмами межличностного восприятия (эмпатия, идентификация, социально-психологическая рефлексия), поэтапному формированию умений межличностного взаимодействия и развитию интерактивных личностных качеств детей.
Перспективы нашей работы связаны с дальнейшей разработкой форм и содержания музыкально-театральной деятельности, направленной на формирование умений межличностного взаимодействия детей младшего школьного и подросткового возраста.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Савина, Елена Геннадьевна, Екатеринбург
1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. -М.: Просвещение, 1983. 111 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Просвещение, 1980.-335 с.
3. Абдульханова-Славская К.А. Совместная деятельность: методология, теория, практика. -М.: Наука, 1988.-228 с.
4. Актуальные понятия современной педагогики // Педагогика. 2003. - № 7.-С. 44-60.
5. Алиев Ю.Б. Музыка и её воспитательная функция // Домашнее воспитание. 1998. -№ 4. - С.57-61.
6. Алиев Ю.Б. Настольная книга учителя музыканта. М.: ВЛАДОС, 2000. -336 с.
7. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. — М.: Просвещение, 1976. 175 с.
8. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университетское, 1990. — 560 с.
9. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект - Пресс, 2002. -364 с.
10. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983.-221 с.
11. Аркин Е.А. Особенности школьного возраста. М.: Московский большевик, 1947. 48 с.
12. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. -М.: Музыка, 1973. 142 с.
13. Асафьев Б.В. О хоровом искусстве. Л.: Музыка, 1980. - 215 с.
14. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976.- 158 с.
15. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общий дидактический аспект. М.: Педагогика, 1977. - 254 с.16