автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Целенаправленность в деятельности руководителя и участников самодеятельного художественного коллектива
- Автор научной работы
- Русанова, Лариса Петровна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Ленинград
- Год защиты
- 1984
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.05
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Русанова, Лариса Петровна, 1984 год
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ КАК ИЩГОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОЛЛЕКТИВА
ГЛАВА П. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТИ
У ЧЕБНО-ВО СПИТА1ЕШШОГО ПЮЦЕССА В
САМОДЕЯТЕЛШОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ КОЛЛЕКТИВЕ
2.1. Цели учебно-воспитательного процесса
2.2. Реализация целей учебно-воспитательного
ГЛАВА III. ПЩАГОГИЧЕСКШ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ФОРМИРОВАНИЯ НАПРАВЛЕННОСТИ УЧАСТНИКОВ В
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛШОМ ПРОЦЕССЕ
САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВШШГО КОЛЛЕКТИВА
3.1. Программа формирования направленности участников в учебно-воспитательном процессе.
3.2. Повышение социальной значимости учебно-воспитательного процесса в коллективах художественной.самодеятельности.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Целенаправленность в деятельности руководителя и участников самодеятельного художественного коллектива"
тащинив Актуальность проблемы
В программных документах КПСС, в решениях ХХ1У, ХХУ , ХД1 съездов партии формирование нового человека, всестороннее развитие его способностей и потребностей определяются в качестве реально-практической основы развития общества, его социального прогресса«
Возрастание масштабности этой великой социальной задачи подчеркивается в решениях Пленумов ЦК КПСС, "Чтобы советское общество уверенно двигалось вперед, к нашим великим целям, -отметил в речи на Апрельском (1984 года) Пленуме ЦК КПСС К.У*Черненко, - каждое новое поколение долгно подниматься на более высокий уровень образованности и общей культуры, про* фессиональной квалификации и гражданской активности* Таков, можно сказать, закон социального прогресса".1
На решение этой задачи направлена и проводимая реформа общеобразовательной и профессиональной школы, значение которой трудно переоценить, ибо она ооздает условия для сопряженного развития всех социальных институтов воспитания и развития личности, предъявляет ряд новых требований к управлению социокультурной деятельностью масс, в том числе и к управлению самодеятельными художественными коллективами*
Их деятельность, сочетающая в себе художественное творчество масс с целенаправленным развитием творческих способностей участников и активной пропагандистской деятельностью
1 Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 10 апреля 1984 г. М., 1984, с*16. средствами искусств, обладает большим педагогическим потенциалом*
Однако, многоаспектный анализ результатов конкретно-со-циологичеоких исследований, публикаций по проблемам развития художественной самодеятельности, наблюдения и практический опыт автора дают основание утверждать, что современное состояние учебно-воспитательной работы в самодеятельных коллективах еще не отвечает требованиям, предъявляемым к нему как педагогическому процессу*
Как показывают исследования, большинство руководителей клубной самодеятельности основную свою задачу видят в подготовке концертных программ, а не в решении проблем формирования личности* Подобная установка зачастую приводит к тому,что механичеокая тренировка и отработка исполнительской техники вытесняют или отодвигают на второй план учебно-воспитательную работу, которой обеспечивается непрерывный рост качественных изменений свойств личности до уровня, соответствующего потребностям общества* Налицо рассогласование между возрастающим социально-культурным назначением художественной самодеятельности, ее потенциальными возможностями как сферы социального воспитания и реальным состоянием дел в коллективах* уто делает особенно актуальной проблему качественного преобразования учебно-воспитательного процесса в направлении его интенсификации*
Но сама категория "качество" выражает прежде всего высей кий уровень соответствия результатов стоящим целям, высокий уровень достижения этих целей* Как общефилософская категория "цель" связывает воедино оредства ее достижения и полученные на практике результаты. Именно наличие цели придает смысл всякой деятельности» Для того, чтобы сделать заключение об успешной или неуспешной деятельности коллектива, необходимо знать, ради чего люди объединились, как цели каадого соотносятся о целью коллектива, как движется деятельность по напраг-влению к цели* При всей очевидной значимости эта проблема исследована пока далеко недостаточно.
При анализе целей учебно-воспитательного процесса самодеятельного коллектива часто исходят из предпосылок, что последние представляют собой объединения людей, которые служат удовлетворению их личных интересов и потребностей, разрешению их собственных проблем. Корни такого мнения идут, на наш взгляд, из традиций рассматривать в качестве первичных, непосредственных, якобы изначальные стремления участников лишь к личному благу, которые могут быть удовлетворены при совместной деятельности* Но такое представление не учитывает тот реальный факт, что в рамках определенного социального института самодеятельный художественный коллектив возникает и существует лишь в соответствии с определенной, объективной общественной потребностью, которая отражается в общественном сознании* в сознании членов коллектива и лиц, причастных к формирований данного коллектива, в виде общественных, внеиндивидуальных целей. Это конечно не означает, что участники, вступая в коллектив, не преследуют свои личные цели. Специфика самодеятельного коллектива, как формы добровольного объединения людей на основе общего интереса, и состоит в диалектическом сочетании коллективных и личных интересов и целей.
Такой подход при анализе учебно-воспитательного процесса в самодеятельном коллективе дает возможность выявить существующие в практике рассогласования между, во-первых, общественными требованиями к художественной самодеятельности как социальному институту, формирующему общественно-значимые качества личности, и целями руководителей коллективов, направленными лишь на получение художественного продукта, во-вторых, между целями руководителя и целевыми установками участника, что в значительной мере снижает как творческие, так и педагогические результаты деятельности коллектива*
Олабая изученность данной проблемы отражается и на процессе подготовки кадров руководителей коллективов, где еще незначительную роль играют компоненты, связанные с накоплением у студентов опыта постановки и решения педагогических целей и задач в конкретной оитуации. То же самое можно сказать о системе повышения квалификации руководителей коллективов.'
Таким образом, проблема исследования процессов постановки и реализации целей как ведущего компонента в выборе оптимального варианта учебно-воспитательного процесса, безусловно, находится в зоне ближайшего развития педагогики культурно-просветительной работы и является весьма актуальной»
Цель исследования: определить педагогические условия обеспечения целенаправленности учебно-воспитательного процесса как важнейшего средства реализации социально-педагогического потенциала художественной самодеятельности в социалистическом обществе.
Задачи исследования:
- на основе конкретизации методологических принципов целен олагания дать анализ целей педагогической деятельности руководителя в учебно-воспитательном процессе самодеятельного коллектива и раскрыть механизм их реализации;
- исследовать зависимость меаду целенаправленностью в деятельности руководителя и результативностью учебно-воспитательного процесса;
- осуществить анализ целей участников коллектива в учебной работе;
- разработать и экспериментально проверить педагогическую программу, обеспечивающую диалектическое единство целей участников и руководителя и способствующую социально-педагогической результативности учебно-воспитательного процесса в целом»
Объектом исследования явился учебно-воспитательный процесс в разножанровых коллективах художественной самодеятельности*
Предметом исследования стала совместная деятельность руководителя и участников коллектива в процессе постановки и реализации целей учебно-воспитательного процесса«
Основными базами исследования явились: 312 коллективов художественной самодеятельности дальневосточного региона и курсы повышения квалификации работников культуры в ряде областей.
Педагогический эксперимент осуществлялся на базе народного коллектива любительской хоровой капеллы городского Дворца культуры г.Биробиджана* В качестве контрольного коллектива был использован народный коллектив академического хора Дома культуры имени А.М.Горького г.Хабаровска.
Исследование строилось, исходя из следующей г^ротезы;
1« Целенаправленность учебно-воспитательного процесса в самодеятельном коллективе является ведущим условием его педаг-гогической эффективности.
2. Целенаправленность руководства самодеятельным художественным коллективом предполагает достижение педагогических целей, органично сочетающих общественные требования к художественной деятельности и индивидуальные требования участников. Она обеспечивается совместными действиями руководителя и участников как сознательных субъектов деятельности, субъектов саморазвития, самовоспитания*
3* Уровень культуры целеполагащей деятельности руководителя следует рассматривать как один из критериев оценки педагогической эффективности руководства самодеятельностью.
Методологическую основу исследования составили труды классиков марксизма-ленинизма, в которых всестороннее развитие всех членов общества рассматривается как самоцель общественного развития, а высший тип самодеятельной организации определяется как "ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех".*
Основополагающими документами при выборе конкретных задач исследования стали материалы ШУ, ХХУ, ХХУ1 съездов КПСС, Постановления ЦК КПСС и Советского правительства, директивы Июньского С1983 г.), Февральского (1984 г.), Апрельского (1984 г.) Пленумов ЦК КПСС, обосновывающие современные требования к совершенствованию воспитательной работы и определяющие роль культурно-просветительных учреждений в развитии социально-культурной активности советоких людей.
Методологической основой исследования явилиоь марксистско-ленинские положения: о целенаправленности как самом сущет
Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической парши. - Соч. 3-е изд., т.4, с.447. ственном моменте сознательной человеческой деятельности; о соотношении необходимости и свобода в сознательной деятельности людей; о диалектике взаимоотношений человека и конкретной социальной группы. Эти положения в различных своих аспектах получили дальнейшую разработку в трудах философов,* психоло
2 3 г ов, педагогов.
В ходе исследования были использованы работы советских исследователей: в области эстетического и художественного аос
Гендин A.M. Предвидение и цель в развитии общества. Красноярск, 1970; Кодин В.Н. Процесс познания цели. Калинин, 1968; Макаров М.Г. Категория "цель" в марксистской философии и критика теологии. Л., 1977; Трубников H.H. О категориях "цель", "средство", "результат". М., 1968; Чунаева A.A. Категория цели в современной науке и ее методологическое значение.
Л., 1979 и др. р
Ананьев Б.Г. Развитие психофизиологических функций взрослых людей. М., 1972; Анохин ШК. Теория отражения и современная наука о мозге. М., 1970; Кон И.О. Открытие "Я". М., 1978; Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 3-е изд., М., 1977; Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969 и др. о Крупокая Н.К. Главполитпросвет и искусство. - Пед.соч.: В 10-ти т. М,, 1959, т.7, с.85-88; Крупская Н.К. Воспитание. - Пед.соч.: В IO-ти т. М., 1958, т.2, с.347-368; Шкаренко A.C. О коммунистическом воспитании. М., 1952; Макаренко A.C. Цель воспитания. - Соч.: В 'ЗЧяи т. М., 1951, т.5, с.325-337; Лихачев Б.Т. Цель как объект научного познания. - Сов.педагогика, 1973, й 2, с.47-57. питания (Г.З.Апресян, М,С.Каган, М.Ф#0всянников, Б.К.Скатер-щиков и ДР.); в области музыкального воспитания и образования Ü5.В.Асафьев, A.B.Луначарский, Д.Б.Кабалевский, АЛ.Сохор и др.), работы по психологии музыкального восприятия 1А.С.ВБ1-готский, Е.Я.Назайкинский, Б.М.Тешюв).
Особое внимание было уделено исследованиям, определяющим различные аспекты проблемы постановки и реализации целей в самодеятельных художественных коллективах»
Наиболее глубокую разработку эти вопросы подучили в работах Е.И.Смирновой.1 Через выявление сущностных характеристик самодеятельного творчества и на основе сравнительного анализа целей и задач самодеятельной организации и других педагогических оистем, автор отмечает, что извне самодеятельности задаг-ются только конкретно-исторические ориентиры развития личное« ти,. конкретные же задачи и программы работы самодеятельных коллективов формируются внутри самодеятельной организации в зависимости от педагогической ситуации, которая в наибольшей
1 Од.: Смирнова Е.И. Методологические вопросы развития самодеятельного художественного творчества в социалистическом обществе. - В кн.: Совершенствование идейно-воспитательной работы клубов. Д., 1980, о.82-103; Проблемы изучения художественной самодеятельности как социально-педагогического явления. - В кн.: Педагогические уоловия организации самодеятельного творчества. Д., 1982, с.3-12; Теория и методика организации самодеятельного творчества трудящихся в культурно-просветительных учреждениях: Уч.пособие для студентов культурно-просветительных факультетов институтов культуры, искусств, пед.вузов и университетов. - М.: Просвещение, 1983, 0.58-71. степени определяется индивидуальными характеристиками участников. А это значит, что руководитель объединения должен в каждом случае сам моделировать программу знаний и деятельности f которые способны дать педагогические результаты«
Попытка конкретизации целей и задач педагогического процесса в коллективе художественной самодеятельности путем их ранжирования на общие, специфические и ситуативные предпринята в исследовании Т.ВДавровой.* В соответствии с требованиями общества определяются основные общие задачи воспитательного процесса в коллективе и, исходя из них, - специфические и ситуативные задачи театральной самодеятельности»
Сознательно поставленная и квалифицированно разработанная педагогическая цель "цементирует многогранную учебу и самообуо чение в клубном объединении". Такая позиция характерна для многих работ исследователей.
Г.И.Маленкович , исследуя динамику общения участников хорового самодеятельного коллектива под влиянием активизации учебной деятельности, приходит к выводу, что в коллективах, где педагогические цели воспитания и развития личности участника являются центральными в деятельности руководителя, создат Лаврова Т.В. Пути повышения эффективности педагогического руководства самодеятельными театральными коллективами.
Л., 1978, с.6-7. 2
Сасыхов A.B. Педагогический процесс в клубных самодеятельных объединениях. - В кн.: Кпубоведение. М., 1980, с»277.
•э
Маленкович Г.И. Динамика общения участников хорового самодеятельного коллектива под влиянием активизации учебного процесса. M«, 1974. ются условия для формирования у них чувства удовлетворенности личным участием в работе коллектива, положением в системе взаимоотношений, уверенности в своих возможностях и способностях.
Исследуя пути совершенствования учебно-воспитательного процесса в самодеятельных хоровых коллективах клубов по музыкально-певческому развитию их участников, В.И.Закутский замечает, что организация учебно-восшгтатеяьного процесса в самодеятельности, его содержание»метода и пдаемы обучения могут быть эффективными, если они отражают специфику целей и задач самодеятельного творчества, а не копируют учебный процесс в профессиональных коллективах.^
Основной целью учебно-воспитательного процесса в самодеятельном художественном коллективе является, по мнению автора, музыкально-эстетическое воспитание хористов» Мзследователь предлагает методику поэтапного формирования музыкально-певческих способностей участников с определением целевой установки каждого этапа*
Наличие ведущей цели, продуманной и понятной членами кол2 лектива, ряд исследователей выдвигает как основное требовав 1
Закутский В.И. Пути совершенствования учебно-воспитательного процесса в самодеятельных хоровых коллективах клубных объединений по музыкально-певческому развитию их участников. М., 1979, 2
Соломоник Ф«А» Музыкальный самодеятельный молодежный коллектив как фактор гармонического развития личности.Л.,1977; Каргин A.C. Ийинство нравственного и эстетического воспитания участников художественной самодеятельности. М., 1977. ние, оказывающее влияние на жизнеспособность любого коллектива. Общественная ценность этой цеди, степень ее доступности для каждого участника и соответствие его интересам во многом определяют, по мнению «г.А.Соломоника, жизнеспособность коллектива досуга. Автор обращает особое внимание на необходимость совместной выработки цеди в коллективе досуга, на умение руководителя правильно соразмерить свои педагогические цели с целевыми установками коллектива на разных этапах его существования.1
Объединение участников коллектива на основе выполнения поставленных перед ними целей В.Ф.Чабанный считает наиболее действенной формой организации ответственной взаимозависимости в самодеятельном коллективе. При этом, замечает автор, руководитель должен ставить перед коллективом реальные цели , уметь вносить необходимые корректировки в иерархию целей. Создание общих целевых установок в коллективе определяется В.Ф. Чабанным как сложнейший момент педагогического управления, в котором определяющей выступает способность руководителя сба2 лансировать личные цеди участников с интересами общества»
В.И.Плоткин рассматривает в своем исследовании динамику целей педагогического процесса в истории детской театральной 3 самодеятельности, что дает автору возможность охарактеризот
Соломоник Ф.А. Музыка. Самодеятельность. Коллектив. М., 1983. о
Чабанный В.Ф. Пзихолого-педагогические условия управления самодеятельным хоровым коллективом. Л., 1976. и Шоткин В.И. Художественно-педагогичеокая деятельность театрального коллектива подростков. Л., 1981. вать эту динамику как процесс освоения педагогикой художественных особенностей театра как вида искусства, как процесс проникновения самодеятельных начал в различные составляющие театральной деятельности. Цель деятельности коллектива, соответствующую ей атмосферу и определенные нравственные и моральные требования коллектива автор считает необходимыми составными элемента!® тактики художественно-педагогической деятельности коллектива.
На способность руководителя предвидеть все возможности реализации цели и оптимальные методы обеспечения этой возможности, как необходимого условия управления процессом воспитания в самодеятельном коллективе, обращает внимание Э.А.Куруленко,"1" ограничиваясь при этом только постановкой вопроса. р
И.Ю.Гончаров, исследуя пробдемы совершенствования художественной самодеятельности как средства эстетического воспитания трудящихся, обращает особое внимание на необходимость укрепления единства общей цели в самодеятельных коллективах.
В ряде исследований, посвященных проблемам учебно-воспитательного процесса в коллективе художественной самодеятельности, авторы касаются вопроса определения целевых установок я педагогического процесса. Так Т.И.Бакланова, указывая на не т
Куруленко Э.А. Развитие творческих способностей подростков в клубе« I», 1981. р Гончаров И.Ю. Проблемы совершенствования художественной самодеятельности как средства эстетического воспитания трудящихся. М., 1971.
3 Бакланова Т.И. Музыкально-образовательная работа в самодеятельном хоре и пути повышения ее эффективности. М.,1979. обходимость оптимизация учебно-воспитательной работы, исследует музыкально-образовательную работу как существенный компонент учебно-воспитательного процесса в самодеятельном коллективе и основную ее цель видит в том, чтобы средствами музыкального искусства содействовать коммунистическому воспитанию участников хоровой самодеятельности.
Исследуя пути эффективности педагогического руководства процессом формирования творческой активности молодежи в процессе обучения в клубных музыкальных студиях, В.Г•Кузнецов* определяет группы участников по степени интенсивности их воспроизводящей и творческой активности на различных этапах обучения* Однако, определяя цель каждого этапа, автор во главу угла ставит лишь приобретение определенных навыков и умений, о
М.М.Щибаева обращает внимание на целевые установки студийности» связанные прежде всего с формированием ценных общественных и творческих качеств любителя. Вследствии этого, не экспериментально-творческая, а педагогическая направленность (.учебно-воспитательный процесс) выступает определяющим моментом самодеятельной театральной студии.
Б исследовании проблемы активизации творческой деятельнот
Кузнецов В.Г. Пути повышения эффективности педагогического руководства процессом формирования творческой активности молодежи. М., 1973. р
Щзбаева М.М. Педагогические проблемы творческой подготовки участников театральной самодеятельности в условиях студийности. М., 1977. сти участников самодеятельного театра В.С.Казаринов* рассматривает воспитательный процеос, направленный на формирование личности участника, как конечную цель режиссера, а работу над пьесой как главное и основное средство его творческой деятельности. 2
Л.П.Подоба в качестве главной целевой установки рассматривает стимулирование активной жизненной позиции и гармоническое развитие каждого участника. Автор отмечает, что педагогические задачи, решаемые в процессе учебно-репетиционной работы должны быть увязаны в единый педагогический процесс, осуществляемый во всех видах деятельности коллектива.
Анализ исследований показал, что современные авторы единодушно указывают на то, что цель учебно-воспитательной работы в самодеятельных коллективах - максимально способствовать всестороннему гармоническому развитию личности, формированию духовного облика участников, воспитанию качеств в утверздении которых заинтересовано общество. Однако, в названных и ряде других работ вопрос об определении совокупности условий, обеспечивающих целенаправленность в деятельности руководителя и участников самодеятельного коллектива, а значит целенаправленность учебно-воспитательного процесса в целом, еще не ставил-оя. Его выяснение и стало целью данного исследования.
- т
А Казаринов B.C. Проблемы активизации творческой деятельности участников самодеятельного театра. М., 1979. Подоба Л.П. Самодеятельное художественное творчество в системе формирования общественной активности трудящихся. Л., 1979.
Методика исследования носила комплексный характер и соединила в себе изучение теории вопроса, применение поисково-кон-статирующих методик, проведение оштно-экспериментальнои работы, связанной с изучением процесса постановки и реализации целей в деятельности руководителя коллектива и внедрением специально разработанной педагогической программы в учебно-воспитательный процесс коллективов художественной самодеятельности.
На различных этапах исследования, в частности, были применены: а) анализ материалов социальной паспортизации 312 коллективов художественной самодеятельности, перспективных и текущих планов учебно-воспитательной работы 67 коллективов, репертуарных планов самодеятельных коллективов; б) опрос: 112 руководителей коллективов с целью выяснения их представлений о необходимых умениях руководителя, связанных с постановкой и реализацией целей деятельности;
- 67 опытных руководителей самодеятельных коллективов для выяснения их представлений о содержательной стороне педагогических целей учебно-воспитательного процесса на различных уровнях их постановки;
- 307 участников коллективов с целью выявления их отношения к учебной деятельности в коллективе;
- анкетный опрос 84 участников для сравнительной характеристики коллективов по результатам экспериментальной работа; в) метод психологического измерения - оценивание I рейтинг) , позволяющий экспертам по специально разработанным критериям оценить деятельность 36 руководителей в процессе учетной работы и, при последующей обработке данных, выяснить зависимость результативности учебно-воспитательного процесса от I 1 уровня целеполагающей деятельности руководителя; г) педагогический эксперимент, включающий непосредственную организацию учебно-воспитательного процеоса в коллективе на основе специально разработанной педагогической программы.
Ведущую роль в исследовании сыграли педагогические методы прямого и опосредованного наблюдения жизнедеятельности самодеятельных художественных коллективов и развития их участников, проводимые автором исследования в течение двадцати лет практической деятельности.
Научная новизна исследования состоит: а) в обосновании положения о том, что основным оредством достижения социальных целей в самодеятельных художественных коллективах выступает учебный процесс, включающий в себя во взаимосвави: приобщение участников к наследию духовной культуры человечества, развитие их творческих способностей и овладение технологией деятельности в процессе восприятия, усвоения, исполнения художественных произведений; б) в теоретико-методической разработке основ педагогической стратегии учебно-воспитательного процесса, опирающейся на механизм обеспечения диалектического единства коллективных и индивидуальных целей и интегрирующей в итоге:
- общественные требования к духовному наполнению свободного времени;
- природу и опецифику самодеятельного художественного творчества как явления духовной жизни;
- реально-проявляемые духовно-эстетические интересы и потребности участников.
Практическая значимость исследования оостоит в разработке:
- методики анализа деятельности руководителя коллектива в процеосе постановки и реализации целей учебно-воспитательной работы;
- педагогической программы активизации участников самодеятельного коллектива как субъектов учебно-воспитательного процесса;
- педагогических условий обеспечения целенаправленности учебно-воспитательного процесса в коллективе художественной самодеятельности.
Взвода и рекомендации нашли практическое применение при: а) подготовке кадров руководителей самодеятельных коллективов в специальных учебных'заведениях; б) организации переподготовки руководителей в системе курсов повышения квалификации; в) организации учебно-воспитательного процесса в коллективах художественной самодеятельности.
Педагогическая программа активизации участников как субъектов учебно-воспитательного процесса положительно оценена научно-методическими центрами народного творчества и культурно-просветительной работы Хабаровского края, Еврейской автономной, Амурской, Сахалинской областей и принята к внедрению в практику деятельности самодеятельных художественных коллективов.
Вывода и рекомендации исследования широко используются в учебном процессе Хабаровского государственного института культуры при разработке курсов "Методика организации самодеятельного творчества" и "Хороведение и методика работы с самодеятельным хором", а также в форме методических рекомендаций по совершенствованию подготовки кадров руководителей коллективов при организации учебной и производственной практики, оптимизации учебного процесса на заочном отделении, в совместной работе выпускающих кафедр института и краевого управления культуры в целях дальнейшего совершенствования уровня подготовки молодых специалистов.
Апробация работы осуществлялась путем выступлений автора на межвузовокой научно-практической конференции (Москва, 1983), Пятой Всероссийской конференции аспирантов вузов культуры и искусства (Саратов, 1984), на научно-практических конференциях Ленинградского (1982, 1984) и Хабаровского (1980, 1981, 1983 ) институтов культуры, на курсах повышения квалификации руководителей самодеятельных коллективов в Хабаровском краевом межсоюзном Доме самодеятельного творчества; проведения опытно-экспериментальной работы по внедрению педагогической программы в практику работы коллективов; опубликований материалов исследования в печати. Работа осуществлялась в рамках комплексной темы ЛГИК им.Н.К,Крупской "Педагогические условия организации самодеятельного творчества".
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория, методика и организация социально-культурной деятельности"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поиок путей повышения качества учебно-воспитательного процесса в самодеятельных коллективах является одной из главных задач, поставленных ЦК КПСС перед работниками культурнот просветительных учреждений. Проблема качества является сложной и зависит от многих факторов.
Осуществленное на протяжении 1979-1983 года исследование учебно-воспитательного процесса в самодеятельных художественных коллективах подтвердило исходную установку о том, что повышение качества учебно-воспитательного процесса, в первую очередь, определяется уровнем постановки целей учебно-воспитательного процесса, соответствием средств, методов и форм обучения и воспитания участников постоянно усложняющимися требованиями к формированию линности.
Б процессе исследования, на основе конкретизации методологических принципов целеполагания, были определены основные требования к целеполагающей деятельности руководителя самодеятельного художественного коллектива, исследована зависимость между готовностью руководителя к целе полагающей деятельности и результативностью учебно-воспитательного процесса в целом. Одновременно была разработана и проверена методика анализа деятельности руководителя коллектива в процессе постановки и реализации целей учебно-воспитательной работы. См.: Постановление ЦК КШС "О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного художественного творчества". - Правда, 1978 , 2 апреля.
В ходе исследования была подтверждена и расширена исходная гипотеза о зависимости педагогической эффективности учебно-воспитательного процесса от уровня постановки и реализации педагогических целей, органично сочетающих в себе общественные требования к самодеятельному художественному творчеству масс, индивидуальные интересы и потребности участников коллектива, а также позиции участника в процессе деятельности, его отношение к учебно-воспитательному процессу, которое делает возможным не только понимание, но и принятие целей учебно-воспитательной работы.
Доказано» что результативность учебно-воспитательного процесса в коллективе находится в прямой зависимости от отепе-ни готовности руководителя к целеполагающей деятельности, от его умений четко сформулировать цель на данном этапе развития коллектива, произвести ее декомпозицию, выбрать комплекс средств наиболее эффективных для осуществления цели, своевременно корректировать, направлять и оценивать деятельность участников, делать обобщения и уточнять представления о педагогической цели и способах ее достижения.
Специфика самодеятельного коллектива как формы добровольного объединения участников на основе общего интереса состоит в диалектическом единстве коллективных и личных интересов и целей. Проблема согласования целей особенно важна и особенно сложна в работе со взрослыми участниками, поскольку они в полной мере выступают как субъекты деятельности, имеющие собственную позицию относительно процесса деятельности в коллективе.
Изучение участников как субъектов учебно-воспитательного процесса, их представлений о целях и ценности учебной работы позволило выявить существующее в практике рассогласование между пониманием участниками личностного ошсла учебного процесса в коллективе и его действительным, объективным значением. В итоге отсутствует основа для принятия участниками всей системы целей учебн£>-воспитатального цроцесса в коллективе.
На основе этой информации, опираясь на теоретические положения исследования, была составлена программа опытно-экспериментальной работы, которая ставила задачей обеспечение согласованности целей руководителя и участников коллектива в учебно-воспитательном процессе. Конечная цель работы предусматривала формирование художественно-познавательной направленности участника, как качества его личности, обеспечивающего отрешение к самообразованию, самовоспитанию. При этом предполагал ось, что главнейшим фактором сближения индивидуальной и общеотвенно-заданной цеди в процессе учебно-воспитательной работы является освоение идейно-образного содержания произведений, способов и средств художественной деятельности при активной позиции участника как субъекта деятельности. Такая установка обеспечивалась комплексом педагогических действий, направленных на включение участника в процесс активной художественно-познавательной деятельности в условиях осознанного целевого представления об ее содержании, перспективах и результатах.
В традиционной методике учебной работы в самодеятельных коллективах исключительная роль принадлежит таким мотивам учения, которые не связаны внутренне, по существу с художественным познанием. Наиболее сильным мотивом этого рода является "выступление на сцене". Когда "действуют" подобные мотивы, преодоление трудностей, напряжение происходят для достижения цели, которая является внешней по отношению к познанию, а овладение знаниями, навыками становится средотвом. Реализация наших положений приводит к росту и углублению внутреннего побуждения к обучению, к самому процеосу овладения знаниями, умениями и навыками.
Эффект организации, учебно-воо питатель ног о процесса в экспериментальном коллективе оценивался по уровню динамики таких качеотв личности как целеустремленность, интерес, удовлетворенность и художественно-познавательная самостоятельность. Зафиксирована динамика развития этих качеств от более низкого к более высокому уровню.
Таким образом, в диссертации разработаны положения об учебном процессе как основной сфере реализации социальных требований общества к художественной самодеятельности, о культуре целеполагающей деятельности руководителя самодеятельного коллектива, обоснованы и проверены факторы, обеспечивающие сближение целей руководителя и участников в учебно-воспитательном процессе коллектива.
В результате проведенного исследования, автор выносит на защиту:
I. Теоретическое положение о том, что целенаправленность учебно-воопитательного процесса в самодеятельном художественном коллективе обеспечивается достижением диалектического единства коллективных и индивидуальных целей в процессе освоения идейно-образного содержания произведений, способов и средств художественной и общественной деятельности при активной позиции участников как сознательных субъектов учебно-воспитательного процесса. Сформированные при этом знания, умения и навыки, художественные споообнооти и, самое главное, отношение к деятельности, изменяют ее мотивы, поднимают индивидуальную
168 . цель до уровня социально-значимой,
2. Педагогические условия обеспечения целенаправленности учебно-воспитательного процесса в самодеятельном художественном коллективе, включающие в себя комплеко требований, определяющих культуру целеполагающей деятельности руководителя и комплекс педагогических взаимодействий, обеспечивающих диалектическое единство целей руководителя и участников.
Первый комплекс включает в себя во взаимосвязи:
- уяснение руководителем социальных потребностей современного этапа развития общества и соотнесение их с возможностями я задачами самодеятельного художественного творчества;
- анализ ведущих интересов и потребностей участников,знаг ние их индивидуальных характеристик;
- вовлечение участников в процеосе определения целей и задач учебно-воспитательного процесса;
- осознание собственных возможностей воздействия на участников и коллектив в целом;
- опосредованный целями отбор учебнсъхудожественного материала и средств педагогической коммуникации;
- способность к корректировке деятельности и уточнению задач в зависимости от изменения ситуаций в коллективе;
- самоанализ полученных результатов.
Комплеко педагогических действий, обеспечивающих единство целей руководителя и участников коллектива включает в себя:
- формирование устойчивого мотива учебно-художественной деятельности участников, соответствующего общественно-обусловленным целевым установкам руководителя;
- организацию сознательно-практической деятельности участников путем расширения в учебно-воспитательном процессе набора видов деятельности» связанных с восприятием, усвоением, исполнением и пропагандой художественных произведений;
- привлечение участников к анализу и оценке собственных возможностей в овладении художественной деятельностью и путей совершенствования своих способностей;
- включение максимального количества членов коллектива в определение целей и содержания учебно-воспитательной работы в коллективе посредством приобщения их к анализу результатов деятельности.
3. Педагогическая программа формирования направленности учаотника в учебно-воопитательном процессе, предусматривающая реализацию изложенных выше условий и основанная на включении участника в процесс активной деятельности при ооознанном целевом представлении об ее содержании, перспективах и результатах.
Разработанная в диссертации педаговичеокая программа не может быть представлена в виде стабильных рекомендаций. Ситуации в коллективах столь сложны и многообранны, что выработка универсальных рекомендаций не представляется возможной. Программа не избавляет руководителя коллектива от самостоятельного творческого поиска, но она лишает его деятельность волюнтаристической спонтанности, вводит эту деятельность в научно обоснованные рамки определенной педагогической стратегии.
Наше исследование не исчерпывает обширной проблематики процесса постановки и реализации целей в деятельности самодеятельного художественного коллектива. Был выявлен круг проблем, нуждающихся в дополнительном изучении. Прежде всего требует дальнейшей разработки конструирование содержания и совершенствование форм учебно-воспитательной работы коллективов различных уровней организации.
Определяемый в исследовании комплекс требований к культуре целеполагающей деятельности руководителя, требует новых исследований, связанных с совершенствованием подготовки кадров руководителей коллективов. Изучение "механизмов" формирования педагогических целей руководителей, развитие их умений и навыков в конструктивной, гностической видах деятельности должно явиться предметом специального изучения.
Проблема совершенствования педагогического процесса в самодеятельных коллективах не может ограничиваться формированием отношения к конкретным формам работы, она должна решатьоя в рамках системного исследования всей жизнедеятельности коллектива, что требует дальнейших исследований.
Путем анализа целей деятельности руководителя и участников, их совмещения, коррелирования с общественными целями социальных институтов воспитания данное исследование открывает еще один путь управления самодеятельным художественным творчеством масс.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Русанова, Лариса Петровна, Ленинград
1. Марко К» Экономическо-философские рукописи 1844 года, -.Маркс К,, Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956, 0,517-642,
2. Шркс К. Тетради.по истории эпикурейской, стоической и скептической философии. Маркс K,t Энгельс Ф, Из ранних произведений. М,, 1956, с.99-215.
3. Шркс К, 0.сословных комиссиях в Пруооии. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М,, 1956, с.221-236.
4. Шркс К. К критике гегелевской философии права,
5. Шркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.1, с.219-368.i
6. Шркс К. Дебаты, шестого рейнского ландтага, Шркс К. , Энгельс Ф. Соч. 3-е изд., т.1, с.30-84.
7. Шркс К. Нищета филооофии. Ответ на "Философию нищеты" г-на Прудона. Шркс К., Энгельс Ф. Соч. 3-е изд., т.4, с.65-185.
8. Шркс К. Восемнадцатое брюмерга Луи Бонопарта. -Шркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд#, т,8, с.115-217.
9. Шркс К. Введение (Из экономических рукописей 18571858 годов). Шркс К., Энгельс Ф. Соч, 2-е изд., т.12,с.709-738.
10. Шркс К. К критике политической экономии. - Шркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.13, с.1-167.
11. Шркс К. Критика Готской программы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.19, с.9-32.
12. Шркс К. Капитал. Шркс К», Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.23. - 907 с.
13. Марко К. Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.40, с.147-233.
14. Маркс.К. Критика политической.экономии* Шркс К., Энгельс Ф. Соч. 3-е изд., т.46. 4.1, с.51-511; ч.П,с.5-392.
15. Энгельс Ф. Принципы коммунизма. Маркс К., Эн^ гельс Ф. Соч. 2-е изд., т.4,.о.322-339.
16. Энгельс.Ф. Письма А.Бебелю. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.19, с.1-8.
17. Энгельс Ф., Развитие социализма от утопии к науке. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.19, с.185-230.
18. Энгельс.Ф. Диалектика природа. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.20, с.345-499.
19. Энгельс Ф. Анти-Дюирнг. Переворот в науке, произведенный г ос по дин ом. Евгением Дюрингом. Щркс К., Энгельс Ф. Собр.соч. 2-е изд., т.20, С.&-338.
20. Энгельс.Ф. Происхождение семьи» частной собственности и государства. Маркс К., Энгельс Ф. Собр.соч. 2-е изд., т.21, с.23-178.
21. Энгельс Ф.К истории Союза коммунистов. Маркс К», Энгельс.Ф. Собр.соч. 2-е изд., т.21, 0.214-232.
22. Энгельс.Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Маркс К., Энгельс Ф. Собр.соч., 2-е изд., т.21, с.269-317.
23. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство, или критика критической критики. Против Бруно .Бауэра и компании. Маркс К», Энгельс.Ф. Соч., 2-е изд., т.2, с.3-230.
24. Маркс.К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Шркс К., Энгельс Ф. Соч. 3-е изд., т.З, с.7-544.
25. Маркс К., Энгельс.Ф, Шнифест Коммунистической партии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.4, с.4X9-459.
26. Маркс К., Энгельс §. Об искусстве. &-е изд. М.: Искусство, 1976, т.1. - 575 е., т.2. - 719 с.
27. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература. Полн.собр.ооч., т.12, с.99-105.
28. Ленин В.И. Развитие рабочих хоров в Германии. Полн. собр.соч., т.22,.с.275-276.
29. Ленин В.И. Конспект книги Гегеля "Наука логики." -Полн.собр.ооч., т.29, с.77-218.
30. Ленин В.И. Конспекты книги Фейербаха "Лекции о сущности религии". Полн.собр.ооч., т.29, с.41-64.
31. Ленин В.И. Государство и революция. Полн.собр. соч., т.33, с.1-120.31. .Ленин В.И. Ответ на запрос левых эьсеров. Полн. собр.соч., т.35, с.57.
32. Ленин В.И. Очередные задачи советокой власти. -Полн.собр.ооч., т.36, с.165-208.
33. Ленин В.И. Речь на I Всероссийском съезде работников просвещения и социалистической культуры 31 июля 1919 г. -Полн.собр.ооч., т.39, с.131-138.
34. Ленин В.И. О государстве. Полн.собр.ооч., т.39, с. 64-84.
35. Ленин В.И. От разрушения векового уклада к творчеству нового. Полн.собр.ооч., т.40, с.314-316.
36. Ленин В.И. Речь на Всероссийском совещании политпросвет ов губернских и уездных отделов народного образования. 3 ноября 1920 г. Полн.ообр.соч., т.41, с.398-408.
37. Ленин В.'К. Детская болезнь "левизны" в коммунизме. -Полн.собр.соч., т.41, с.3-104.
38. Ленин В.И. Задачи Союзов молодежи (Речь на Ш Всероссийском съезде Российского коммунистического Союза молодежи2 окт. 1920 г.). Полн.собр.соч., т.41, 0.298-318. .
39. Ленин В.И. 0 работе Наркомпроса. Полн.собр»соч., т.42, с.323-332.
40. Ленин В.И. Странички из дневника. Полн.собр.соч., т.45, с.363-368. .
41. Ленин В.И. О литературе и искусстве. 6-е изд. -М.: Худож.лит., 1979.- 827 о.
42. Программа Коммунистической партии Советского Союза.- М.: Политиздат, 1976. 144 с.
43. Материалы ХХ1У оъезда КПСС. М.: Политиздат, 1971.- 320 с.
44. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976. -256 с.
45. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981.- 223 с.
46. Материалы Пленума ЦК КПСС, 14-15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983. - 80 е.
47. Материалы Пленума ЦК КПСС, 10 апреля 1984 г. М.: Политиздат, 1984. - 31 о.
48. Основные направления экономического и социального развития СССР на 1981-1985 года и на период до 1990 года. -М.: Политиздат, 1980.- 95 с.
49. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сборник документов и материалов. М.: Политиздат, 1984. -112 с. .
50. Андропов Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. Коммунист, 1983, & 3, с.9-23.
51. Демичев П.Н. На магистрале социалистической культуры. Коммунист, 1978, № 3, 0.24-39.
52. Демичев П.Н. ХХУ1 съезд КПСС и задачи культуры. В кн.: ХХУ1 съезд КПСС: Еаднство теории и практики. Веш.1. -М.: Политиздат, 1982, с.316-320.
53. Крупская Н.К. .0 социальном воспитании. Пед.соч.: В 10-ти.т. М., 1958, т.2, с.454-458.
54. Крупская Н.К. Воспитание. Пед.соч.: В 10-ти т. М., 1958, т.2, с.347-368*
55. Крупская Н.К. Идеалы социалистического воспитания. Пед.ооч.: В 10-ти т. М., 1958, т.2, с.83-91.
56. Крупская Н.К. Трудовая школа и научная организация труда. Пед.соч.: В 10-ти т. М., 1958, т.4, с.71-74*
57. Крупская Н.К, Главполитпросвет и искусство. Пед. соч.: В 10-ти т. М., 1959, т,7, с.85-88.
58. Крупская H.K. О пролетарской культуре. Пед.соч.: В 10-ти т. М., 1959, т.7, с.10-12.
59. Крупская Н.К. О задачах художественного воспитания.- Пед.соч.: В 10-ти т., М., т.9, с.304-306,
60. Крупская.Н.К. Организация и метода самообразовательной работы. Пед.соч.: В 10-ти т* М., т.9, о. 156-158;
61. Крупская Н.К. Об искусстве и литературе. М. : Искусство, 1963. - 283 с.
62. Луначарский A.B. В мире музыки. М.: Сов .композитор, 1958. - 549 с.
63. Луначарский A.B. Статьи об иокусстве. М.; Л.: Искусство, 1941. -664 с,
64. Шкаренко A.C. Проблема школьного советского воспитания. Методы воспитания. Соч.: В 7-ми т. М., 1951, т.4, с. .68. .Шкаренко A.C. Штодика организации воспитательного процесса. Соч.: В 7-ми т. М., 1951, т.5, с.99-100.
65. Макаренко A.C. Цель воспитания. Соч.: В 7-ми т. М., 1951, т.5, С.32&-337.
66. Шкаренко A.C. О коммунистическом воспитании: Избр. пед.произведения. М.: Учпедгиз, 1952. - 536 с.
67. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Изд-во "Раденьска школа", 1972. - 244 с.
68. Акопадданян Е.С. О природе эстетической потребности.- Ереван: Изд-во Ш Арм.ССР, 1973. 126 с.
69. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. -339 с.
70. Ананьев Б.Г, 0 проблемах современного человекознания.- М.: Наука, 1977, 380 с.
71. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1980. - 415 с. .
72. Андреева Е.Г. Педагогические подхода к оценке аудитории. В кн.: Вопросы теории и методов идеологической работы. Вып.7. - М.: Мысль, 1977, с.3M-I74.
73. Ангушев Г.И. Исследование системного характера психической регуляции деятельности: Автореф. дис. . д-ра пед.наг-ук. М., 1977. - 37.с.
74. Антонюк Г.А. Системный подход в социологическом исследовании: Автореф. дис. . канд.филос.наук. Минск, 1977. - 26 с.
75. Анохин П.К. Психическая форма отражения действительности. В кн.: Ленинская теория отражения и современность. София, 1969, с.109-139.
76. Арнольдов А.И. Культура развитого социализма. М.: Политиздат, 1975.- 128 с.
77. Артановский С.Н. йзторическое единство человека и взаимное влияние культур. Л.: Просвещение, 1970. - 268 с.
78. Асафьев Б «В. .Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971. - 376 с.
79. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении, и образовании. 2-е изд. - М.; Л.: Музыка, 1973. -144 с. .
80. Афанасьев В.Г. Управление формированием и жизнедеятельностью личности. Вопр.философии, 1976, №.11, с.3-16.
81. Афанасьев В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. - 368 с.
82. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. - 192 с.87» Бакланова Т.И. Музыкально-образовательная работа в самодеятельном хоре и пути повышения ее эффективности: Авто-реф. дис. . канд.пед.наук. М., 1979. - 23 с.
83. Барабаш Ю.Я. Некоторые аспекты развития художественной культуры в условиях зрелого социализма. Коммунист, 1977, й 6, с.50-54.
84. Баранов С.П. Сущность процесса обучения. М.: Просвещение, 1981.- 143. с.
85. Баренбойм I. Музыкальная педагогика и исполнительство (Статьи и речи). Л.: Музыка Ленингр.отд-ние, 1974. - 336 с.
86. Березин Б., Косолалов С. Художественное творчество масс важная часть духовной культуры. - Коммунист, 1973, -ЮТ, с.78-88.
87. Бескин Э.М. Художественная работа в клубе / В над-заг.: Главполитпросвет. Гос.изд-во, 1926. 79 с.
88. Бестужев-Лада И. Клуб 2000 года. Клуб и худож.са-модеятельность, 1975, гё 2, с.22-25.
89. Божович Л.Й. Познавательные интересы и пути их изучения. Известия АПН РСФСР, вып.73. М., 1955, 0.9-17.
90. Бойко Н.И. Механизмы умственной деятельности.' М.: Педагогика, 1976. - 246 с.
91. Бугреев А.Н. Диалектика стихийности и сознательности в общественном развитии. М.: Мясль, 1982. - 199 с.
92. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мзсль, 1978. - 216 с.
93. Быкова Э.В., Михайлова Н.Г. Проблема мотивации участников самодеятельных художественных коллективов. Экспресс-инфорл., вып.2. М«, 1983, с.6.
94. Велединский В;Г. Проблемы эстетического воспитания в клубном художественном коллективе. В кн.: Художественная самодеятельность в клубном учреждении. Л., 1978, с.3-29.
95. Веяьвич В.Д. Апология самодеятельных театральных коллективов и формы учебно-воспитательной работы. В сб.: Художественная самодеятельность: вопросы развития и руководства: Тр./НИИ.культуры, т.88, .М,, 1980, с.125-151.
96. Верещагина Н.Ф. Исследование особеннос тей личности клубного работника: Автореф. дис. . канд.лед.наук. Л., 1971. - 18 о.
97. Водзинская В.В. , Триодин В.Е. Применение методов социологических исследований в практике культурно-просветительной работы: Учеб.пособие. Л.: ВПШК, 1978.- 119 с.
98. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. проф.А.ВЛетровского. М.: Просвещение, 1973. - 286 с.
99. Валосщщкова А.Г. Познавательные интересы и. их рольв формировании личности: Учебно-методическое пособие. Свердловск, 1971. - 13- с.
100. Вопросы социологии искусства: Сб.науч.трудов /Ленингр. ин-гт театра, музыки и кинематографии; Редкол.: Я.Ю.Искович и др. Л., 1980. 150 е., ил.
101. ПО. Выготский Л.С. Психология искусства. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во АПН РСФСР, I960,- 500 с. .
102. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: МГУ. -150 с. .
103. Голубичная Л.Н. Искусство как фактор.социализации личности в условиях социализма: Автореф. дис. . канд.филос. наук. Виев, 1980. - 24 с.
104. Гончаров И.Ю. Проблемы совершензтвования художественной самодеятельности как средства эстетического воспитания трудящихся: Автореф. дис. . канд.педнаук. М.,1971.- 19 с.
105. Гончарова B.C. Совершенствование деятельности клубных объединений, по коммунистическому воспитанию трудящихся: Автореф. дис. . канд. пед.наук. М., 1977. - 24 с.
106. Гордин Л.ЮУ, Коротов В.М., Лихачев ВЖ Методика, педагогического воздействия. М.: Просвещение, 1967.- 144 с. .
107. Григорьева В.А. Метод оценивания (рейтинг). В кн.: Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах. Л.: ЛГУ, 1970. - 62 с.
108. Гулыга A.B. Изкусство в век науки. М.: Наука, 1978. - 182 с.
109. Гурова В.И. Некоторые пути развития способностей у участников самодеятельного коллектива художественного слова; Автореф. дис. . канд.пед.наук. М., 1973. - 29 с.
110. Дадашев В.А. Фактор удовлетворенности участников в педагогическом руководстве художественным само деятельным кол-, лективом: Автореф. дис. . канд.пед.наук. Л., 1981. - 19 с.
111. Даринский A.B. Педагогика взрослых, ее предмет и задачи. Сов.педагогика, 1969, й 16, с.21-29.
112. Дело всей партии: Штериалы совещания идеологических работников в Москве 16-17 окт. 1979 г. М.: Политиздат, 1980. - 319 с.
113. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей. В кн.: Дистервег А. Избранные педагогические сочинения.- М,: Гос.уч-.пед.изд-во Шн-ва просвещения РСФСР, 1956,с.55-215.
114. Додонов В.И. Проблемы формирования нового человека в решениях ХХ1У, ХХУ, ХХУ1 съездов КПСС и других документов партии. Свв.педагогика, 1982, $ I,с.79-95.
115. Додонов Б• И. 2моция как ценность. М.: Политиздат, 1978. - 272 с.
116. Долинова К;Б. Самодеятельное творчество путь формирования творческой личности : Автореф. дис. . канд.пед* наук. - Л., 1976. - 15 с.
117. Егоров Ю.Е., Хасанов М.Х. Система, структура, функция. -.Научные доклада высш.школы. Философ,науки, 1978, гё 5, с.38-47.
118. Зазерский Е.Я. Требование времени: Обогащение содержания и форм культурно-просветительной работы в развитом, социалистическом обществе. М.: Сов.Россия, 1982. - III с.
119. Зарин екая М.Ф. Что мы поем? Клуб и худ.самодея-тельность, 1980, № 18, с^5-6.
120. Закутский В.И. Пути совершенствования учебно-воспитательного процесса в самодеятельных хоровых коллективах клубных учреждений по музыкально-певческому развитию их участников: Автореф. дас. . канд.пед.наук. М., ТЭТО. - 19 с.
121. Иванов В.Г. Развитие и воспитание познавательных интересов старших школьников.' Л.: ЛГУ, 1959. - 83 с.
122. Иванов В.Г. Коллектив и личность.- Л.: ЛГУ, 1971 .-120с.137» Иванов В.Г. Комплексный подход к воспитанию» М.: Знание, 1978. - 64 с,
123. Иванов В.Г. Коллективизм или конформизм? Проблемы взаимосвязи.коллектива и личности в современной идеологической борьбе. Л.: Лениздат, 1980. - 167 с.
124. Иконникова С.Н. Проблема всестороннего и гармонического развития личности, -г В кн.: .Духовная культура развитого социализма и личность: Сб.науч.тр. Л.: ЛГИК, 1980, с.142-151.
125. Ильин В.С. Проблема воспитания потребности в знании у школьников. Ростов-на-Дону, 3977. 174 с.
126. Иовчук М.Т., Коган Л.Н. Культурная деятельность: Опыт социологического исследования. М.: Наука, 1981.239 с.
127. Кабалевский Д.Б. Прекрасное побуждает доброе. Эстетическое воспитание. М«: Педагогика, 1973. -.334 с.
128. Каган М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. М»: Политиздат, 1974. - 328 с.
129. Казакевич Т.А. Целесообразность и цель в общественном развитии. М.: йзд-во ЛГУ, 1969. - 96 с.
130. Казаринов B.C. Проблемы активизации творческой дея-. тельности участников самодеятельного театра: Автореф. дис. . канд.пед.наук. М., 1979. - 21 с.
131. Картин Я.С. Единство нравственного и эстетического воспитания участников художественной самодеятельности Сна опыте работы самодеятельных музыкальных коллективов): Автореф. дис. .канд.пед^наук. Mi, 1977. - 23 с.
132. Картин А.С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе: Учеб.пособие для студентов культ.-просвет.фак. вузов культуры и искусств. М.: Просвещение, 1984. - 224 с.
133. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Теория отражения и проблемы. эстетики. М.: Искусство, 1983. - 224 с.
134. Клубоведение: Учеб.пособие для ин-тов культуры, искусств и фак.культ.-просвет.работы пед.ин-тов /Под ред;С.Н;. Иконниковой и В. И. Шепелева. М,: Просвещение, 1980. - 397 с.
135. Ковалев. А.Г,, Шсищев В.Н. Психологические особенности человека, т.1. Характер. Л.:,ЛГУ, 1957. - 263 с.
136. Ковалев . А.Г. , Мясищев В.Н. Психологические особенности. чел о века, т.2. Способности. Л.: Изд-во ЛГУ, I960. -304 с. .
137. Коган Л.Ы. Художественный вкус: Опыт конкр.социолог, исследования. М.:.Шсль, 1966. - 213 с.
138. Коган Л.Н. Содержание и структура художественной культуры. В кн.: Социологические проблемы художественной культуры: теория, методология, конкретные исследования. Свердловск, 1976, с.3-28.
139. Кодин В.Н. Процесс познания цели. Калинин, 1968. -22 с.
140. Козлова Э.В. Эстетическое воспитание учащихся в процессе изучения произведений советской.музыки: Автореф. дис. . канд.пед.наук. М., 1970. - 16 с.
141. Кон,И.С. Открытие "Я". М.: Изд-во полит.лит-ры, 1978. - 367 с.
142. Коротов В.М. Развитие воспитательных функций коллектива. М.: Педагогика, 1974. - 280 с.
143. Коротов В.М. Воспитывающее обучение. М. : Просвещение, 1980. - 191 с.
144. Корольков.Н.А. Музыка как средство эстетического воспитания: Автореф* дис. . канд.филос.наук.- Киев,1978.-20 с.
145. Коршунова Л.С. Диалектика чувственного и рационального в воображении, В кн.: Творчество и социальное познание. - Изд-во Моск.ун-та, 1982, с.168-191.
146. Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей. Л.: ЛГУ, 1961.- 97 с. /В надзаг.: ЛГУ им.А.АДцанова;
147. Кузьмина Н*В. Шихологическая структура деятельности учителя и формирование его личности: Автореф. дис. . канд.пед.наук. Л,, ЛГУ, 1967. - 39 с.
148. Кузьмина Н.В., Воеводская Г.К. Цели педагогической, деятельности. Вестник Ленингр.ун-та, J® 17, Экон. Филос.право. Внп.3, 1974, с.90-96.
149. Кузьмина Н.В^, Кухарев Е.В. Психологическая.струк- . тура деятельности учителя: Тексты лекци. Гомель, 1976. 57 с.
150. Кузнецов В.Г. Пути повышения эффективности педагогического руководства процессом формирования творческой активности . молодежи. (На материалах .клубных музыкальных. студий): Автореф. дис. . канд.пед.наук. М., 1973. - 20 с.
151. Кулько.В.А. Взаимосвязь умения учиться с мотивами учебных действий. Сов.педагогика, 1980, № II, с.15-17.
152. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Изследование познавательной деятельности учащихся вечерней школы.'-М.: Педагогика, 1977. 151 с.
153. Куотов Ю.П. Пути совершенствования воспитательной деятельности.в.молодежном самодеятельном хоровом коллективе: Автореф. дис. . канд.пед*наук. Л., 1975.- 15 с,
154. Кустов Ю.'П. Молодежь .в хоровой самодеятельности. -В.кн.: Молодежь и культура. Тр./ЛГЙК им .Н.К.Крупской, т. 36. Л., 1977, о.118-128.
155. Кустов Ю.П. 0 специфике самодеятельного хора. В кн.: Хоровая самодеятельность как средство воопитания: Сб. науч.тр. - Л.: ЛГИК, 1981, с.13-22.
156. Куотов KUH. Организационно-педагогические условия эффективности развития самодеятельных молодежных хоров. В кн.: Роль клубных.учреждений в развитии музыкального творчества: Сб. науч.тр. - Л.: ЛГШС, 1982, с.40-54.
157. Лаврова Т.В. Пути повышения эффективности педагогического руководства самодеятельными театральными коллективами: Автореф. дис. . канд.пед.наук. Л., 1978. - 20 с.
158. Левшин Л.А. Логика педагогического процесса.-Вопр. философии, 1978, № 5, с.95-106.
159. Легонький Г.И. Педагогический процесс как целостная динамическая система. Харьков: Втца школа, 1979. - 143.с.
160. Леонтьев А.Н.- Деятельность. Сознание, Личность. -М.: Политиздат, 1977 304 с.те. Леонтьев,А.Н. Категория деятельности в современной психологии. Во пр. психологии, 1979, $ 3, с.11-16.
161. Лихачев Б.Г. Цель воспитания как объект научного познания. Сов,педагогика, 1973, №. 2, с,49-51.
162. Лихачев Б.Г. Теория коммунистического воспитания: Опыт методологического исследования. М.: Педагогика, 1977.- 496 с.
163. Лихачев Б.Г. О взаимодействии объективных и субъективных факторов в воспитательном процессе. Со в. педагогика, 1977, të 4, c.IOO-IIO.
164. Ломов.Б.Ф. Личность в системе общественных отношений. Психолог,журнал, 1981, т;2, té I, с.3-17.
165. Лында A.C. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся.- М.: Высшая школа, ДЭ79. 155 с,
166. Макаров М.П'. Категория "цель" в марксистской философии и критика теологии. Л«: Наука, 1977. - 188 с.
167. Маленкович Г.И. Динамика общения участников хорового самодеятельного коллектива. под влиянием активизации учебного процесса: Автореф. дис. . канд.пед.наук. M., 1974. - 19 с.
168. Шниковская М.А. Роль и значение художественной . культуры в формировании нового человека. M., 1979. 179 с.
169. Шркарян Э.С. Систематическое исследование.человеческой деятельности. Вопр.философии, 1982, № 10, с;7ЧЧ37.
170. Штюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. - 208 с.
171. Шгун B.C. Потребности и психология социальной.деятельности личности /Под ред.В.А.Ядова. Л.: Наука, 1983. -175 с. .
172. Мзнжилевская Э.С. Формирование творческой личности клубного работника в.условиях его профессиональной деятельности: Автореф. дис. . канд.пед.наук. M., 1974. - 30 с.
173. Мерлин B.C. Лекции по поихологии мотивов человека.- Л.: ЛГУ, 1971. 120.с.
174. Монахов Н.И . Изучение эффективности воспитания: Опыт экспериментального исследования. М.: Педагогика, 1981.- 141 с.
175. Моносзон Э.И. Принципы воспитания. Сов.педагогика, 1981, № 8, с.10т18.
176. Мэрозов В;Д.,.Морозов В.Б. Диалектика: Системы и развитие. Минск: Высш.школа, 1978. - 223 с.200. №нин В.Н. Интервью с художественным руководителем и главным дирижером Московского камерного хора. В кн.: Воспитание увлечением. М., 1980, с.165-171.
177. Шсников В.П. Философский, анализ категорий "элемент" и "структура": Автореф. дис. . канд.фил ос.наук. -Шнек, 1973. 24 с.
178. Назаренко.В.Я. Второе солнце (очерки психологии искусства). М.: Мол .гвардия, 1972. - 384 с.
179. Назайкинский Е.В. О поихологии музыкального восприятия. М.: Музыка , 1972. - 383 е.
180. Онушкин В.Г., Кулготкин Ю.Н. Образование взрослых как предмет исследования. Сов.педагогика, 1981, № 6,с.86-97.
181. Павлов Т. Информация, отражение, творчество. М., 1967. 102 с.
182. Павлов Т. Избранные труды по эстетике. М.: Искусство, 1968, - 638 с.
183. Парыгин Б.Д. Научно-техническая революция и личность. Социально-психологические проблемы. М.;; Политиздат, 1978. -238 с.
184. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории^ М.: Шсль, 1971. - 351 о.
185. Петрова В.И. Формирование нравственного сознания в процессе обучения и воспитания учащихся. Сов.педагогика, 1981, № 5, 0.53-57.
186. Петровский П.И. Диалектика объективного и субъективного в основаниях целеполагающей деятельности: Автореф. дао. . канд.филос.наук. Львов, 1982. - 23 с.
187. Длоткин В.И. Художественно-педагогическая деятельность театрального коллектива подростков: Автореф. дис. . канд.пед.наук. Л., 1981. - 16 с.
188. Платонов К.К, 0 системе психологии. М.: Шсль, 1972. - 216 с.
189. Платонов К.К. Проблемы способностей. М;:: Наука, 1972* - 312 с.
190. Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в коллективе художественной самодеятельности и а вузе культуры: Мзжвузовский сборник научных трудов. М.: МГИК, 1982.- 147 с.
191. Подоба Л.П. Самодеятельное художественное творчество в системе формирования общественной.активности трудящихся: А&-тореф. дис. . . канд.пед.наук. Л., 1979, - 16 cL.
192. Понятовская 0. Профессионализм второй профессии. -Клуб и худ.самодеятельность, 1978, № 8, с.27-32.
193. Попов Г;х., Косов H.G. Программно-целевой метод в управлении и планировании. М.: Экономика, 1980. - 39 с.
194. Психология /Под ред.А,А'.Ширнова. 2-е изд. - М.: Учпедгиз, 1962. - 450 с.
195. Психологические механизмы целеообразования /Отв. ред.ф.К. Тихомиров. М.: Наука, 1977. - 259 с.
196. Раппопорт С.Х. Природа искусства и специфика музыки. -.В кн.: Эстетические очерки. Избранное. М.: Музыка, 1980, с.63-102.
197. Рогява Г.Д. З.И.Ленин о категории цели: Автореф. дис. . канд. фил ос. наук. Тбилиси, 1970.- 20 с.
198. Роль духовной культуры в развитии личности: Сб4науч» тр. /Ленингр.гос.ин-т культуры им.Н.К.Крупской. Л";: ЛГИК, 1979. - 160 с.
199. Роль .клубных.учревдений в развитии музыкального творчества: Об.науч.тр. /Ленингр.гос.ин-т культуры им.Н.К.Крупской. Л.: ЛГИК, 1982. - 136 с.
200. Романова К.С. Социальные роли.личности в.сфере свободного времени: Автореф. дис. . канд.филос.наук. Свердловск, 1979. - 19 с. . .
201. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. - 704 с.
202. Рувинский А.И. Основы самовоспитания: Автореф. дис. . д-ра.пед.наук. М., 1971. - 40 с.
203. Савельев В.Я. Самодеятельное творчество в клубе: Учебн. пособие по курсу "Организация и методика самодеятельного творчества в клубах".для студентов отд. "Организатор-методист клубной работы". М., ЛЭ77. 116 е. (МГИК).
204. Санатулов Ш.З. Формирование общественно-значимых мотивов, участия, трудящихся.в художественной самодеятельности: Автореф. дис. канд.пед.наук. Л., 1981. - 17 с.
205. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности /Под ред.В.А.Ядова. Л.: Наука, I979V - 264 с.
206. Сидельковский А.П. Современный, системный подход в трактовке дидактических принципов. Сов.педагогика, 1980, J6 5, с.65-70.
207. Симонов П.В. 1&сшая нервная деятельность человека. Мотивационно-эмоциональная сфера. М.: Наука, 1975. - 175 с.
208. Симонов П.В. Метод Станиславского и физиология эмоций. М.2 йзд-во АН СССР, 1962. - 139 с.
209. Слижикова Л.А. Некоторые проблемы повышения эффективности эстетического воспитания в коллективах массового.самодеятельного, драматического коллектива: Автореф. дис. канд.педЕшаук. M,, 1972. - 19 с,
210. Смирнова.Е.И. Клубные объединения. М.г Просвещение, 1977. - 158 с.
211. Смирнова Е.И. Мзтодшшгические вопросы развития самодеятельного художественного творчества в социалистическом обществе. В кн.: Совершенствование идейно-воспитательной работы клубов. - Л.: ЛГИК, 1980, с.82-103.
212. Смирнова Е.И. Проблемы изучения художественной самодеятельности как социально-педагогического явления. В кн.: Педагогические условия организации самодеятельного творчества. Л., 1982, с.3-12.
213. Смирнова Е.И., Голованов Г.Н^, Мухина Е.Н. Изучение структуры ориентации участников художественной самодеятельности для совершенствования руководства коллективами. В сб.: Педагогические условия организации самодеятельного творчества. 1982,с.13.
214. Смирнова Е.И. Эта новая старая профессия.- Культурно-просветительная работа, 1983, № 5, с.23-27; ^ 6, с.21-26.
215. Смирнова Е.И. Теория и методика организации самодеятельного творчества трудящихся в культурно-просветительных учреждениях: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1983. - 192 с.
216. Соколов Э.В. Свободаое время и культура досуга* -Л.: Лениздат, 1977. 206 с.
217. Соколовский Ю.Е. Коллектив художественной самодеятельности. М.: Сов.Россия, 1979. - 128 с.
218. Соломоник Ф.А. Музыкальный самодеятельный молодежный коллектив как фактор гармонического развития личности: Автореф.194дис. . канд.год.наук. М., 1977. - 18 с.
219. Соломоник Ф.А. Музыка. Самодеятельность. Коллектив. М.: Сов.Россия, 1983, - 314 с.
220. Соотношение биологического и социального.в человеке: Щтериалы к симпозиуму в.г.Москве, сент. 1975 /Отв.ред.В.М. . Банщиков, Б.Ф.Ломов. М., 1975. 865 с. - В надзаг.: Всерос. нау.об-во невропатологов и психиаторов.
221. Сорокина М.Н. О художественной образности в хоровом искусстве.,- В кн.: Хоровая самодеятельность как средство воспитания. Л.: ЛГИК, 1981, с.49-63.
222. Отроков Ю. К вопросу о методике выдвижения воспитательных задач. Научн.труды Тгоменск.ун-та, 1975, № 15, с.94-104.
223. Сохор А. Социология и музыкальная культура. М.: Сов.композитор, 1975. - 211 с.
224. Сохор А. "Патетическая оратория" революционное действо ХК века. - В кн.': Шига о Свиридове /Сост.А.А.Золо-тов. - М.: Сов.композитор, 1983, с.129-148.
225. Сохор А. Вопросы социологии и эстетики музыки: Сб. статей. Внп.1. Л.: Сов.композитор, 1980. - 296 с.
226. Теория и практика педагогического эксперимента; -М,: Педагогика, 1979. 207 с.
227. Теория и практика коммунистического воспитания/Под ред.Н.Т.Тощенко. М.: Шсяь, 1980. - 367 с.
228. Те плов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.-: йзд-во АПН РСФСР, 1961. - 536 с.
229. Тешюв Б.М. Психология музыкальных способностей. -М.-Л., 1947." 335 с. с нот. ил;
230. Триодин В.Ы. Клуб и свободное время. М.: Профиз-дат, 1982. - 135 с.
231. Триодин В.Е. Педагогические основы культурно-просветительной работы: Учеб.пособие. Л.: ВПШ культуры, 1980. -119 с.269.- Трубников H.H. Отношение цели» средства и результаг-та деятельности: Автореф. дне. . канд. фил ос. наук. М., 1964. - 18 е.
232. Трубников Н.Н; 0 категориях "цель", "средство", "результат". М.-: Высшая шкала, 1967. - 148 с.
233. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси: йзд-во АН Груз.ССР, ДЭ61. - 210 с.
234. Уледов А.К. Духовная жизнь общества: Проблемы методологии исследованда; М*: Шсль, 1980. - 271 с.
235. Учебно-воспитательная работа в коллективах художественной самодеятельности. /Сост.Л.Жирнова /НИИ культуры М-ва культуры РСФСР. М.: Искусство, 1973. - 128 с.
236. Филонов Г.Н. Проблемы оптимизации воспитания личности в условиях развитого социализма: Автореф. дис. . д-ра фи-лос.наук. М., 1975. - 54 с.
237. Филонов Г.Н. Проблемы эффективности воспитания личности в уоловиях развитого социализма* М.: Педагогика, 1978^ -224 с.
238. Фортунатов Проблемы художественного восприятия. Поиски и перспективы комплексного подхода. В кн.: Художественное творчество. Вопросы комплексного из учения/1982* Л.: Наука, 1982, с.150-165.
239. ФохаЯ5абушкин Ю.У. Искусство и формирование личности.- В кн.: Человек в мире художественной культуры. М.: Изд-во Наука, 1982, с.157-207.!
240. Хачатурян А.П. Пути повышения эффективности педагогического воздействия клубных работников на аудиторию: Автореф. дис. . канд.пед.наук. Л., 1977. - 23 с.
241. Художественная деятельность: Пробл. субъекта и объективной детерминации /АН СССР, Ин-т философии: Отв'.ред.~В.И. tee па. Киев: Наукова думка, 1980. - 295 с;
242. Дукерман B.C. Художественная самодеятельность как сфера и средство развития личности. В кн.-: Культура и всестороннее развитие социалистической личности. Свердловск, 1980, t с.99-109.
243. Чабанный В.Ф. Психолого-педагогические условия управления самодеятельным хоровым коллективом: Автореф. дис. канд.пед.наук. Л., 1977. - 19 с.
244. Чабанный В.Ф. Самодеятельный хоровой коллектив. Организация творческого и воспитательного процесса: Учеб.пособие.- Л.: ЛГИК, 1980;: 74 с.
245. Черняк Ю.И. Простота сложного. Mir: Знание, 1975.- 208 с.
246. Чернушенко. Любовь к Отечеству любовь к его искусству. - Культурно-просветительная работа, 1982, № I, с.12-21.
247. Чурбанов В.Б. Талантлив кадцый. Молодой коммунист, * 12, 1978, с.84-88.
248. Чурбанов В.В^ Культура и развитие личности в социалистическом обществе. М.: Шдагогика, 1981. - 152 с;'
249. Чунаева А.-А. Категория цели в современной науке иее методологическое значение. Л.: Изд-во ЛГУ, I979i - 147 с.
250. Шаров Ю.В. Сущность и генезис познавательной потребности. В кн.: Вопросы воспитания и перевоспитания.' Новосибирск, 1972, с.10.
251. Шепилов I.A. Условия оптимизации творчества личности в самодеятельном хоровом коллективе: Автореф. дис. . канд. пед.наук. Л. , 1979. - 19 с.
252. Шептулин А.П. Диалектагка единичного, особенного и всеобщего. М.: Высш. школ а, 1973.- - 271 с^
253. Шилин В.Н. Художественная идея как предает теоретического познания: Автореф. дис; . канд.филос.наук. Л., 1983. - 18 о.
254. Шибаева М.М. Педагогические проблемы творческой подготовь! участников театральной самодеятельности в условиях студийности: Автореф. дис. . канд;пед.наукw М. , ДЭ7721 с.
255. Щукина Г.И. Познавательный интерес как педагогическая проблема: Автореф. дас. д-ра neflwHayK. Л., 1969^- 41 с.
256. Щукина Г.И. Проблема познавательново интереса в пе• %дагогике. М.: Педагогика, 197Г. - 351 с.
257. Эстетическая культура советского человека /Под ред; М.С.Кагана. Л.: Изд-во ЛГУ, 1976.- 168 с;
258. Эстетическое развитие и воспитание молодежи /Под ред.О.ВДармина. М.: Изд-во Мосвдн-та, 1978. - 326 с;
259. Юдин ЭЛ?. Системный подход и принцип деятельности.1 Мэтодологические проблемы современной науки.; М.: Наука,1978. - 391 о.
260. Ядов В Л. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. М.: Наука, 1972. - 239 с;
261. Якобсон И.П. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. - 171 с.303.- Яркина Н.И. Деятельность клуба по организации самообразования молодежи: Автореф. дис; . канд.пед.наук. Л., 1976. - 16 с.
262. Яценко Л.И. Целеполагание и идеалы. Киев: Наукова думка, 1977. - 99 с-.1. УВАЖАЕМЫЙ ТОВАРИЦ !
263. Сообщаем Вам примерный перечень вопросов, которые предполагается обсудить на совещании и просим вернуть его, отметив наиболее приемлемые для Вас формы участия в работе.вопрос Линия отреза вариант ответа (отметить)
264. Педагогические I. Могу выступить с небольшим докладомвозможности о возможностях коллективов жанра, вколлектива худо- котором я работаю.жественной само- 2. С интересом послушаю коллег и спедеятельности циалистов
265. Готов участвовать в коллективномобе узвде НИИ
266. Вопрос малоинтересный и малозначительный
267. Могу поделиться своими соображениями
268. Сформулируйте, пожалуйста, вопрос, который Вы считаете наиболее интересным и актуальным; в каком виде его следовало бы поставить на совещании (пригласить специалистов, организовать обмен опытом и т.д.)«
269. КАРТОЧКА-ХАРАКТЕРИСТИКА. РУКОВОДИТЕЛЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОЛЛЕКТИВА :1. Ф ИО руководителя2. Год рождения3. Семейное положение4. Партийность5. Штатный или совместитель
270. Какое учебное заведение окончил, когда
271. Общий стаж работы с самодеятельным коллективом
272. Стаж работы в данном коллективе
273. Когда, где повышал квалификацию 10 ♦ Жанр коллектива
274. Оценка компетентными судьями эффективностидеятельности руководителя на репетиции
275. Критерии умений руководителя : совершенно согласен согласен не совсем согласен не согласен