автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Личностно ориентированный подход к профессиональной подготовке актера
- Автор научной работы
- Савостьянов, Александр Иванович
- Ученая степень
- доктора педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1997
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.08
Содержание диссертации автор научной статьи: доктора педагогических наук, Савостьянов, Александр Иванович, 1997 год
ГЛАВА I. ЛИЧНОСТЬ И ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АКТЕРА . 1&
1.1. Психолого-педагогическое содержание понятий 16-33 личности и деятельности.
1.2. Источники творческой деятельности . 34
1.3. Особенности личности актера как субъекта 68-1Q1 деятельности.
1.4. "Перспектива артиста и перспектива роли".101
1.5. Личность актера и сценический образ. 124
ГЛАВА П. ОБРАЗОВАТЕЛоНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ)
ОШНЖШАННОГО ПОДХОДА В ПИШССИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКЕ АКТЕРА 162
2.1. Практико-ориентированный подход к профессиональной подготовке и формированию личности актера . 164-2S
2.2. Ведущие направления, принципы и психолого-педагогические условия личностно ориентированного подхода в профессиональной подготовке актера. 29Ü-3QQ
ГЛАВА 111. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМШНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
3.1. Исследование личностных характеристик студента -актера . 3£)$!*
3.2. Изменение личности студента-актера в процессе коррекшонной работы. 316
3.3. Организация и результаты тестовых обследованийД32
РТ. 17 ЛТЛ
• • •
Введение диссертации по педагогике, на тему "Личностно ориентированный подход к профессиональной подготовке актера"
Актуальность проблемы. Выдающаяся роль отечественной театральной школы, ее достижения и вклад в мировой театральный процесс общеизвестны. Однако на рубеже XXI века театральное образование, театральная педагогика не справляются с решением многих насущных проблем культурного, духовного, эстетического возрождения и восхождения общества.
Система подготовки театральных деятелей, и прежде всего, актеров, должна соответствовать тенденциям развития современной педагогики, психологии, человекознания в целом. Без этого невозможно решение тех извечных и всегда новых и актуальных задач, которые стоят перед российским и мировым театральным искусством. Система театрального образования глубоко специфична и не может быть построена по общим стендартам, нормам и схемам, приемлемым для иных сфер образования. Решение новых педагогических задач, поставленных развитием современного театрального процесса, подчинено, конечно, общим тенденциям еовершенствования образования, но обязательно ориентировано на особенности профессиональной деятельности и личности будущих деятелей театра.
Необходимость введения в содержание профессиональной подготовки актера принципов личностно ориентированной педагогики обусловлена целым рядом объективных причин.
В традиционной театральной педагогике индивидуальный подход к обучению и воспитанию, разумеется, декларировался, но в реальности своеобразие, неповторимость, разносторонность личности студента-актера не только не учитывалась, но и фактически, невольно нивелировалась до уровня некоего "стандарта", типажа, удобного и понятного обществу.
Традиционная распространенность "знаниевого" или как бы когнитивного подхода к преподаванию мастерства актера как учебной дисциплины, когда игнорируются мотивация, эмоции, ценностные ориентации индивида, личностная обусловленность избирательной сортировки знаний и т.д., не способствует усилению интереса как к учебному предмету, так и к будущей профессиональной деятельности, Более того, педагогические категории, закономерности, идеи, принципы формируются в сознании студента-актера в виде некоего точного механизма, от которого всегда и при любых условиях ожидают один и тот же запланированный конечный продукш-результат. Такое обучение не может быть воспитывающим, а потому оно ущербно.
Основные организационно-методические формы вузовского обучения продолжают развивать и совершенствовать традиции репродуктивного обучения, которые фактически препятствуют развитию рефлексивных процессов и не обеспечивают формирования собственной целостной, динамичной и разносторонней системы взглядов будущего актера на самого себя, на профессиональную деятельность, на мир в целом.
В результате театральный учебно-воспитательный процесс становится все менее плодотворным, его результативность все менее эффективной: реже и случайнее появление актеров-личностей.
Таким образом, очевидна острая необходимость принципиально иного подхода к определению содержания театрального образования и выработке новых технологий обучения и развития личности студентов-актеров .
Один из возможных подходов - это анализ и структурирование личностных характеристик актера, важных как в профессиональном, так и в общечеловеческом, жизненных планах. Этот подход стихийно складывался в истории театра и оформился в педагогической концепции К.С. Станиславского, в которой особое внимание уделяется развитию коШлекса личностных и интеллектуальных характеристик: воображения, сценического внимания, образного мышления, эмоциональной памяти и до. В сущности это был подход психолого-педаго-гическяй, .хотя и не нашеднщй до сего времени достойного теоретического, собственно педагогического обоснования и осмысления.
Вся система воспитания и обучения актера, давно принятая в отечественной театральной педагогиге, опирается на идеи личностно ориентированного подхода (Е.Б.Вахтангов, М.О.Кнебель, В.Э.Мейерхольд, В.И.Немирович-Данченко, А.Д.Попов, К.С.Станиславский, Г.А.Товстоногов и др.). Отсюда в качестве одного из самых высших профессиональных черт актера называется - "э ф ф е к т личностного присутствия" (А.А.Гончаров).
Личностная ориентированность в обучении актера и сегодня признается центральным звеном всего педагогического процесса (В.П.Демин, М.О. Кнебель, А.И.Савостьянов и др.,).
Саш организация многомерного творческого процесса взаимодействия актер-образ, режиссер-актер-роль требует определенного концептуального представлениям структуре личности актера, на что указывали современные режиссеры-педагоги (Г.В.Волчек, А.А.Гончаров, В.П.Демин, О.И.Ефремов, М.А.Захаров, М.О.Кнебель,
Ю.П.Любимов, А.Д.Попов, А.И.Савостьянов, О.П.Табаков, Г.А.Товстоногов, П.Н.Фоменко, А.В.Эфрос и др.). Однако парадоксальным является тот факт, что убедительные призывы деятелей театральной педагогики остались нереализованными с точки зрения научной разработки этой многосложной проблемы. Хотя другие виды эмоционально напряженной деятельности (например, спортивной, операторской) изучались довольно обстоятельно (Л.Д.Гиссе, О.В.Дашкевич, Б.В.Некрасов, А.О.Прохоров, Н.А.Худадов и др.).
Личностно ориентированный подход в профессиональной подготовке актера остался как бы вне интересов педагогов и психологов.Совершенствование актерской деятельности, относящейся к одному из специфических видов эмоционально напряженной профессиональной деятельности, настоятельно требует специального изучения, психолого-педагогической поддержки, теоретического обоснования профессиональных требований к субъекту этой деятельности.
Теоретическую Основу профессиограммы творческой деятельности актера составляет представление о специфике этой деятельности, а также связанная с предыдущим модель структуры личности актера. Все это следует рассматривать как основание теоретически обоснованной режиссерской, во многом педагогической стратегии и тактики профессионально-личностной, а в необходимых случаях коррекционной работы с актером.
Рассмотрение индивидуально-психологических личностных особенностей актера в контексте его профессионального совершенствования осуществлялось на основе функционально-динамической психологической структуры личности (К.К.Платонов).
Отдельные ее подструктуры и компоненты ранее выступали предметом соответствующих исследований. Подструктура форм отражения, охватывающая индивидуальные особенности отдельных психических процессов: внимание, память, воображение, а также эмоции и чувства описывались театральными педагогами (М.Б.Александровская, Н.Х.Бритаева, С.В.Гиппиус, Н.А.Зверева, Г.В.Кристи и до.) и психологами (Д.Н.Абрамян, АЛ.Гройсман, Р.Г.Натадзе, С.Х.Раппопорт, П.М.Якобсон и др.). Природа актерского темперамента и индивидуальные психофизиологические проявления, которые не являются предметом нашего исследования, но косвенно учитывались в нашей работе, рассматривались Л .11 .Ермолаевой-Томиной.
Личный опыт базируется на повседневной активности, его источником является практика и наблюдение, а также косвенный опыт, почерпнутый из различных информационных источников (Б.В.Киска, К.К.Платонов, С.Л.Рубинштейн). Но профессиональный опыт актера, накапливаемый в ежедневной исполнительской репетиционной практике, постоянно модифицируется в силу реальной выраженности индивидуальности артиста: мерой адекватности его самооценки, уровнем рефлексивности и другими как общеличностными, так и профессионально обусловленными психологическими особенностями.
Особый интерес для нашего исследования представляют работы, посвященные формированию личности будущего учителя, прежде всего, труды В.А.Сластенина, и его учеников: Х.А.Абду-каримова, И.Н. Андреевой, Р.М.Асадуллина, Э.З.Бабаева, Л.Я.Бондаренко, Е.Г.Булновой, А.И.Воротниковой, М.И.Волошкиной,
Е.А.Дубицкой, С.А.Заврадина, И.Ф.Исаева, А.В.Кашина, Н.Ю.Крутогорской, Н.А.Матвеевой, А.И.Мищенко, Н.Е.Можара, И.£.Плетневой, В.Г.Плеханова, И.Т.Пуковой, Е.И.Ромашковой, Н.Н.Савиной, Г .А .Самодовой, Л.Д.Трепоуховой, Е.Н.Шиянова и до. Это сформировавшееся научное направление, исследующее различные аспекты глобальной цроблемы подготовки учителя. В научных трудах С.И.Архангельского, 0.А.Абдуллиной,Е.П.Бело-зерцева, Н.В.Кузьминой эта проблема получает дополнительное освещение и развитие.
Несмотря на значительное расширение исследований в области организации театрального образования, возникло и все более осознается противоречие между возрастающими требованиями к творчеству и личности актера и недостаточным уровнем его реальной готовности к профессиональной деятельности.
Рассматрение этого противоречия определило тему исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: какова сущность личностно ориентированного подхода и условия его эффективности в профессиональной подготовке актера. Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - профессиональная подготовка актера.
Предмет исследования - построение и реализация личностно ориентированного подхода в профессиональной подготовке актера.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования поставлены следующие задачи:
- рассмотреть личностно ориентированный подход в контексте таких категорий как образование, театральное образование, профессиональное воспитание актера;
- определить сущность, содержание и смысл личностно ориентированного подхода в профессиональной подготовке актера;
- обосновать психолого-педагогические условия эффективности личностно ориентированного подхода в профессиональной подготовке актера;
- выявить основные направления развития и расширения личностно ориентированного подхода в профессиональной подготовке актера.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что противоречие между возрастающими требованиями общества к творчеству актера и существующими условиями его подготовки может быть разрешено, если в учебно-воспитательном процессе театрального вуза реализуется личностно ориентированный подход.
Такой подход должен адекватно отражать коммуникативную природу актерской деятельности, ее гуманистическую направленность, которая означает реальное признание целостности, ценности, неповторимости личности актера, его право на свободное проявление и развитие своих способностей.
Личностно ориентированный подход в профессиональной подготовке актера может быть переведен на технологический уровень, если он предполагает особое внимание технологии актера, обеспе чивающий его диагностируемый, корректировочный и гарантированный результат в изменяющихся условиях.
Методологической основой исследования явились фундаментальные положения отечественных психологов и педагогов о сущности и психологических особенностях личности и ее развитии в деятельности (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, Л.И.Божо-вич, Л.С.Выготский, И.В.Дубровина, А.Н.Леонтьев, Б.У2Ломов, В.Лю-шук, В.Я.Ляудис, Ю.М.Орлов, К.К.Платонов, С.Л.Рубинштейн,Б.А.Сосновский и др.); о факторах становления и воспитания личности (и.К.Бабанский, С.Л.Батышев, О.С.Богданова, А.А.Деркач, В.М.Коро-тов, Н.В.Кузьмина, Б.И.фпцов, А.Н.Леонтьев, В.Т.Лихаяев,З.А.Маль-кова, В.С.Хелемендик и др.); о сущности гуманистической педагого-ки как общекультурной, человеческой деятельности (Е.П.Белозерцев, В.П.Зинченко, Н.ДНикандров, В.А.Сластенин); о педагогической прогностике концепций высшего образования (С.Н.Архангельский, Е.П.Белозерцев, Е.В.Бондаревская, З.И.Васильева, И.А.Колесникова, Н.В. Кузьмина, М.М.Левина, А.В.Мудрик, Е.К.Осипова, В.А.Сластенин, В.А Тамарин, И.Ф.Харламов, Д.С.Яковлева); о сущности личностно ориентированной педагогиги (Е.П.Белозерцев, Н.Д.Никандров, В.А.Сластенин и др.); о структуре и сущности учебной деятельности студентов (Х.Барнеке, П.Я.Гальперин, И.И.Ильясов, В.Я.Ляудис); о психологии творческой деятельности (Д.Б.Богоявленская, Я .А. Пономарев, М.Г .Яро-шевский); о теории профессиональной деятельности (Е.А.Климов, Т.В Кудрявцев, Е.Н.Милерян, В.Д.Шадриков, А.С.Шафранова, В.Я.Ядов); о специфике творческой деятельности актера и сущности становления и развития личности актера (Б.Г.Ананьев, Е.Б.Вахтангов, Л.С.Выготский, С.В.Гиппиус, А.А.Гончаров, Е.Гротовский, В.II.Демин,Н.В.Демидов, П.М.Ершов, Б.Е.Захава, Ю.А.Завадский, З.Я.Корогодский, М.О Кнебель, Ю.А.Кренке, Г.В.Кристи, В.И.Немирович-данченко, Л.П.Новицкая, В.Э.Мейерхольд, В.А.Петров, А.Д.Попов, И.М.Раппопорт,
О.Л.Ремез, Н.В.Рождественская, Л.М.Савицкайте, К.С.Станиславский, И.Л.Судаков, Б.М.Сушкевич, А.Я.Таиров, В.О.Топорков, Г.А.Товстоногов, А.В.Петровский, С.Л.Рубинштейн, М.А.Чехов, А.В.Зфрос и др.); о возможности и целесообразности коррек-ционных воздействий на процессы личностного развития (В.М.Бехтерев, Б.ДлСарвасарский, Д.Морено, Т.Рибо,, В.Е.Рожнов, К.Роджерс, Л.Шерток, З.^рейд, К.Г.Юнг).
Исследование выполнено в русле подходов, разрабатываемых на кафедре педагогиги высшей школы Московского педагогического государственного университета (В.А.Сластенин) и на кафедре педагогического образования Московского педагогического открытого государственного университета (ЕЛ.Белозерцев).
Методы исследования. В работе применялся комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных природе изучаемого явления и поставленным задачам: теоретико-методологический анализ научной литературы по исследуемой проблеме, анализ и обобщение существующего опыта, разработка и внедрение программ по личностно ориентированному подходу в профессиональной подготовке актера, целенаправленное наблюдение за деятельностью студентов-актеров в процессе их вхождения в новую психолого-педагогическую реальность, анкетирование, интервьюирование студентов-актеров; стандартизованные методы исследования личности актера, когнитивно-эмотивные измерения эмоциональных состояний, метод "компетентных судей", коррекционные методики и др.
Опытно-экспериментальной базой исследования выступила кафедра мастерства актера Российской Академии театрального искусства (ГИТИС), театральные школы Италии, Франции, где на основе опыта преподавания мастерства актера были уточнены цели исследования и собран эмпирический материал, представленный в диссертационной работе. Кроме того автором использовались видеозаписи занятий польского режиссера и педагога Е.Гротовског в "Театре-Лаборатории" (1962г.) и опыт проведений занятий педагогов Студии М.А.Чехова (Нью-Йорк) Б.Стрейт и Ф.Мейсон (Москва, СТД РСФСР, март 1989 г.).
Автор диссертации опирается на собственный двадцатипятилетний опыт актера, режиссера и педагога.
Исследование выполнялось в несколько этапов.
Первый этап - (1984-1989 гг.) - исторический анализ пробле мы, изучение педагогического и театрального опыта, уточнение области исследования, определение его основных направлений и методов, формулирование целей и задач, предварительной гипотезы исследования и ее проверка в процессе опытно-экспериментальной работы; практическая работа по созданию и апробации педагогической системы личностно ориентированного подхода в профессиональной подготовке актера, изучение и обобщение опыта театральной педагогики.
Второй этап - (1989-1997 гг.) - разработка авторской концепции педагогической системы личностно ориентированного подхода в профессиональной подготовке актера, отбор психологопедагогических методов и методик, их апробация и вадидизация, внедрение результатов исследования в практику театральных институтов, институтов культуры, в работу с профессиональными актерами. Подготовка учебных пособий и методических рекомендаций по теме исследования; оформление результатов исследования в виде монографий (3).
Основные положения, выносимые на защиту:
1.Личностно ориентированный подход составляет важнейшую сущностную характеристику профессиональной подготовки будущего актера, определить ее успешность и психолого-педагогическую эффективность .
2.Структура личностно ориентированного подхода представляет собой сложное целостное образование, соединяющее в себе мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный, орга-низационно-деятельностный, оценочно-корректировочный, эмоционально-ценностный компоненты.
3.Личностно ориентированный подход в профессиональной подготовке актера содержит ряд этапов: диагностико-мотивацион-ный, содержательно-деятельностный, контрольно-оценочный.
4.Образовательная технология личностно ориентированного подхода в профессиональной подготовке актера структурируется в логике движения от образа к смыслу. Это своеобразный способ интеграции человековедческих знаний, которые по сути своей не могут быть только философскими, психологическими, педагогическими и т.д., потому что сам человек есть целостность, и разорванность в познании, рождает в конечном итоге, ограниченность поэлементность в познании Мира. Современная "образовательная технология" позволяет отказаться от технократического подхода к актерскому образованию, ибо невозможна, неприемлема без рефлексии. Выделяются содержание и внутренние факторы образовательной технологии актера.
•5. Важнейшими психолого-педагогическими условиями личностно ориентированного подхода в профессиональной подготовке актера являются: поэтапный характер личностно ориентированного подхода в профессиональной подготовке актера; усложнение задачи и содержания деятельности актера; изменение уровня требований к студентам-актерам от этапа к этапу; отношение к личности студента-актера как субъекту учебно-профессиональной деятельности; органическое единство теоретической подготовки, коллективных и индивидуальных форм профессиональной подготовки и др.
Научная новизна и теоретическое значение исследования.
Полученные в нем объективные научные результаты содержат в своей совокупности решение крупной научной проблемы - личностно ориентированный подход в профессиональной подготовке актера:
- определено его место в структуре базовых профессиональных категориях педагогики;
- выявлены этапы реализации личностно ориентированного подхода в профессиональной подготовке актера;
- разработана и внедрена образовательная технология личностно ориентированного подхода в профессиональной подготовке актера; выявлена совокупность психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективное использование личностно ориентированного подхода в профессиональной подготовке актера;
- теоретически обоснованы и экспериментально подтверждены основные направления личностно ориентированного подхода в профессиональной подготовке актера.
Прогностический потенциал проведенного исследования, обусловлен принципиальной возможностью организации на его основе дальнейшего изучения личностно ориентированных технологий и формирования личности актера.
Практическая значимость исследования. Содержащиеся в нем рекомендации и выводы конкретизируют и расширяют представления о возможных стратегиях реформирования высшего театрального образования, создают предпосылки создания системы психолого-педагогической подготовки актерских кадров. Прошедшие опытно-экспериментальную проверку образовательная технология и частные методические приемы и рекомендации могут использоваться и находят непосредственное применение в практике театральных школ и профессиональных театров.
Достоверность научных результатов обеспечена теоретической и понятийной целостностью исследования, качественной и количественной репрезентативностью выборки испытуемых, использованием адекватных и валидных методов и методик, статистической достоверностью результатов, подтвержденных практикой многолетнего педагогического эксперимента.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Основные теоретические положения исследования и практические разработки изложены в монографиях (3), статьях (¿1), методических пособиях (I).
Апробация работы проведена на кафедре мастерства актера Российской Академии театрального искусства (ГИТИС), на кафедре педагогики и психологии Московской медицинской Академии имени И.М.Сеченова, а театре "Современник", в театре им.А.С.Пушкина, в театре им.Н.В.Гоголя, в Зй&сибиг- «¿ы. -¿Мяил&ь»- ъаАоЛсАла, (Париж, Франция), в театре и театральном Центре
Яй^Лиик. е (Рим, Италия). Материалы диссертации докладывались на Всесоюзных и межвузовских конференциях (Москва, 1937, 1993; ^зань, 1985).
Внедрение результатов исследования осуществлялось также: I) в лекциях и практических занятиях по курсу "мостерство актера" в Российской Академии театрального искусства, 2) по курсу "Основы педагогического мастерства" для студентов факультета начальных классов Московского педагогического государственного университета.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 299 наименований, приложения. Общий объем диссертации 380 страниц машинописного текста, имеется 8 таблиц, 2 графика, I схема.
Список литературы диссертации автор научной работы: доктора педагогических наук, Савостьянов, Александр Иванович, Москва
1.Гальперин П.Я., Кабыльницкая С. Экспериментальное формирование внимания. - М.: Кзд-во МГЕ, 1974. - 102 с.
2. Гальперин П.Я. и др. Актуальные проблемы возрастной психологии: Материалы к курсу лекций 3'Гальперин П.Я., Запорожец A.B., Карпова С.Н. М.: Чзд-во МГУ, I97ö. - 113 с.
3. Галеева Б.М. (ред.) Свет и музыка. Казань. -с.ГЛ*.
4. Гесян С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. M.: 1995.
5. Герцен А.И. Об искусстве. М.: Искусство, 1954. - 447 с.
6. Гилгуд Д. Па сцене и за кулисами: Первые шаги на сцене: Режиссерские ремарки. Л.: Искусство, Î969. - 350 с^
7. Гиппиус C.B. Гимнастика чувств. Тренинг творческой * психотехники. М., Л., Искусство, 1Э67. - 295 с.
8. Гоголь М.В. О театре, об одностороннем взгляде на театр и вообще об одностороннем // Гоголь и театр. М.:Искусство, 1952. с.335-390.
9. Гончаров A.A. режиссерские тетради. М.: ВТО, 1980. - 375 с.69 .Горчаков Н.М. Режиссерские уроки К.С.Станиславского. -3-е изд. М.: Искусство, 1952. - 575 с.
10. Горчаков Н.М. Режиссерские уроки Е.Б.Вахтангова. М. Искусство, 1957. - 192 с.
11. Готсдинер А.Л., Луковников А.И. Социально-психологические аспекты общения и проблемы эстетического воспитания.Ь Калинин, 1985. 132 с.
12. Готсдинер А.Л. Готезис и динамика формирования способностей к восприятию музыки: Автореферат докторской диссертации Москва, 1989. 45 с.
13. Гройсман А.Л. Психогигиена творческого труда актера. Руководство по психотерапии. Ташкент, 1985 г. - с.125-129.
14. Гройсман А.Л. Сценическое творчество и психогигиена. Чс кусствознание и психология художественного творчества. М.: Наука, 1968. - с.383-351.
15. Гройсман А.Л. Семиотика личностного восприятия музыки (Сб.трудов НИИХВ АПН СССР. М., 1982. - с.241-261.
16. Гройсман А.Л. Коллективная психотерапия. М.: Медицина, 1969. - 212 с.
17. Гротовский Е. Наши зднятия // Театр.- 1973. 3 12. - с.21-34.
18. Гротовский Е., Проект: Гора //Одра. 1975. - $ 6 -с.37-54.
19. Гротовский Е. Институт-Лаборатория. Программа 1975 -1976г. Официальное письмо Яну Строту от 31 декабря 1974 г.
20. Гротовский Е. Театр и ритуал. Доклад на конференции в Париже от 15 сентября 1968 г.
21. Демидов Н.В. Искусство жить на сцене. М.-.Искусство, 1965. - 363 с.
22. Демин В.П. Формирование личности режиссера. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1983. - 136 с.
23. Диагностика и развитие актерской одаренности. Об.Научных: трудов. Л.: лгтаик, 1936. - 153 с.
24. Дидро Д. Парадокс об актере. Л., М.: Искусство, . - 167 с.
25. Дикий А.Д. Статьи. Переписка. Воспоминания (Сост. и ред. Н.Г.Литвиненко и Н.Г. Гулиева. М.: ВТО, Нскуство,1967. 4S4 с.
26. Дмитриев D.A. Русские трагики конца XIX начала XX вв. Очерки. М.: ВТО, 1983. - 144 с.
27. Дмитриев U.A. Советское актерское искусство. М.: Знание, 1963. - 48 с.
28. Доданов Б.И. Структура и динамика деятельности // Вопросы психологии, 1984, Т' 4 с.12-18.
29. Ершов П.М. Технология актерского творчества. М.:Т00Горбунок, 1992. 287 с.
30. Ершов П.М. Режиссура, как практическая психология. М.: Искусство, 1972с - 50 с.
31. Зись А.Л. Конфортация в эстетике. М.:Наука, 1980 -217 с.
32. Завадский Ю.А. Об искусстве театра. М.:ВТ0, 1965. - 347 с.
33. Закаридзе С. Требовать с себя много // Правда. -1970. 13 декабря. - С.5.
34. Захава Б.Е. Современники. М.: Искусство, 1967. -392 с.
35. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. Изд.4-е., М.: Просвещение, 1978. - 334 с.
36. Шуве Л. Мысли о театре. М.: Иноетр.литер.,i960.0 а
37. Ильенков Э.В. Об эстетической природе фантазии // Вопросы эстетики: Вып. 6. М., 1964. - с.50Юб.Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность, как творческий процесс. М.: Просвещение, 1976. - 286 с.
38. Кан-Калик В.А. Основы профессионально-педагогического общения. Грозный, 1973. - 138 с.ПО.Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество М.: Педагогика, 1990 - 141 с.
39. I.Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа), М., 1974. - 326 с.
40. Кнебель М.О. Вся жизнь. М.: ВТО, ГЭ67. - 537 с.Иб. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. 2-е изд., М.:ВТО, 1934. -526 с.
41. Кнебель М.О. В дороге // Театр. 1963. - d. - с.90.ИЗ.Кнебель М.О. 0 действенном анализе пьесы и роли. -М.: Искусство, 1962. 131 с.
42. Ковалев Г.А. Активное социальное обучение, как метод коррекции психологических характеристик субъекта обучения. -Автор, канд.диссертации, 1980. 21 с.Ковалев А.Г. Мясищев В.И. Психологические особенности желовека. В 2-х т. т.2. Л. 1957.
43. Коган Л.Н. Культурный уровень и культурная деятельность// Исследования культурной деятельности и культурногоуровня городов Урала. Свердловск, 1979. - с.49-73.
44. Кон И.С. Личность, как субъект общественных: отношений. М.: Политиздат, 1977. 147 с.
45. Кон И.С. Открытия "Я". М.:Мысль, 1974. - 234 с.
46. Кон И.С. Люди и роли //Новый мир. 1970. № 12.с.74-85
47. Констандов Э.А. Восприятие и эмоции. М.: Медицина, 1977.213 с.12э.Кончаловский A.C. Парабола замысла. М.:Йскусство, 1977. - 273 с.
48. Коломинский л.Л. Человек: психология. М.: Просвещение, 1936. - 232 с.
49. Коклен-стар!пий Б.К. Искусство актера. Л., М.: Искусство, 1937. - 142 с.
50. Кондратьева C.B. Понимание учителем личности учащегося // Вопросы психологии. 1930. $ 3, - с.31-39.
51. Кристи Г.З. Воспитание актера школы К.С.Станиславского. -М.: Искусство, Î963. 474 с.
52. Крэг Г.Э. Об актере. Актер и сверхмарианетка. Артисты Будущего театра //Искусство театра. СПБ.: Изд-во И.И.Бутковской,1913. с.11-15, 46 - 47.
53. Крымова П.С. Станиславский-режиссер. . М: Искусство, 1971, 143 с.
54. Кугель А. Театральные портреты. М.: Искусство, 1967. - 213.
55. Кузьмина Н.В. Нормирование педагогических способностей ЛГУ, 1961. 93 с.
56. Левитов В.Д. О психологических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964. - 344 с.
57. Хузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя и формирование его личности, Л. 1967, с.183.
58. Кузьмина И.В. Основы вузовской педагогики Л: ЛГУ,Г968.с.ЗХ1
59. Лазурекий А.а. Классификация личностей. 3-е изд. Я.,1924
60. Лежнев В.Т. Учение о потребностях в современной психологии /Дченые записки Московского педагогического института. Вып.1.~1fir ТПОЛ Г-/1 rjr?М . , . С . O'-i-/ / .
61. Леонтьев А.Я. Потребность, мотивы, эмоции. М.: Изд-во МГУ, 1971. - 317 с.
62. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.¡Политиздат, 1975. 304 с.
63. Леонтьев А.Н. Психология общения. Тарту: Изд-во ЗГУ, 1974. - 219 с.
64. Леонтьев А.Н. Педагогическое общение. М.:3нание, 1979. - 4d с.
65. Леонидов Л.М. Воспоминания, статьи, беседы, переписка, записные книжки.: Статьи и воспоминания Я Л.М.Леонидове.М.: Искусство, I960, 756 с.
66. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М., 1993.
67. Лобанов A.M. Документы, статьи, воспоминания. М.: Искусство, I960. - 408 с.146 .Ломов Б• Проблема социального и биологического в психологии //Биологическое и социальное в развитии человека. -М.: Наука, 1977. с.43-64.
68. Ломов Б.£. О системном подходе в психологии //Вопросы психологии. 1975. 2. - с.31-45.
69. Лорка 'Jj.r. О воображении и вдохновении //Называть вещи своими именами. М., 1986. - с.237-267.
70. Львова В,К., Шихматов Л.И. Первые этюды. М., ВТО, 1959. - 98 с.
71. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев; Изд-во Выслан школа, 1981. - 140 с.loi, Личко /I.E. Психопатия и акцентуации характера у подростка. Л.1981.
72. Лозанов У.К. Суггестология и суггетопедия. Автор. Докторской диссертации. София, 1970. - 64 с.
73. Лук А.Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. - 127с.
74. Макаренко A.C. Книга для родителей. М.: Учпедгиз, 1949. - 340 с.
75. Марешаль М. Путь театра. М.:Радуга, 1982. -- 225 с.
76. Маркова А.ГС., Матис Т.А., Орлов A.B. Нормирование мотивации учения. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. - 182 с.
77. Маркс К., Энгельс 2-е изд. М.: Политиздат, 1955-1974, iè тт.1-50, т.З - 571 е.; т.20. - 564 с.
78. Мастерство актера. Программа для театральных институтов по специальности № 2209. Актер драматического театра и кино.M. :ГИТИС, 1983. 13 с.
79. Мельников В.М., Нмпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Просвещение, 1985. - 318 с.
80. Мейерхольд В.З. Статьи. Письма. Речи. Беседы: в 2-х с. -М.: Искусство, 1968. ч.1. - I89I-I9I7 г.г. - 349 с. - ч.21917-1939. 610 с.
81. Миккин Х.О. Применение видеотренинга в целях совершенствования коммуникативной деятельности будущих учителей // Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизация. М.: 1983. - С.28-35.
82. Мильман В.З. Производительная и потребительная мотивация // Психологический журнал. 1985. - 5. - С.62-72.
83. Мильман 3.3. Рабочая мотивация и удовлетворенность трудом // Психологический журнал. 1935. - " I - С.27-39.1о4. Михоэлс G.M. Статьи, беседы, речи. Статьи и воспоминания о Михоэлсе. 3-е изд., доп.-М.:Искусство, 1981. - 556 с.
84. Мордвинов Н.Д. Дневники. 1938-1966. М.: Искусство, 1976. - 374 с.
85. Морозова Г.В., Рощупкин П.Е. Кон-фу и карате элементы сценического боя без оружия. - М.: ГИТИС, 1991. - 35 с.
86. Москвин И.М. Творческая встреча с молодыми актерами и режиссерами московских театров, организованная ВТО. М., Л.:ВТО, 1930. 40 с.
87. Мудрик A.B. Учитель: мастерство и вдохновение.М.: 1986 160 с.
88. Мудрик A.B. Общение, как фактор воспитания школьников,
89. Мухина B.C. Проблема генезиса личности: Учебное пособие к спецкурсу. М.: МПГИ им. В.И.Ленина, 1975. - 104 с.
90. Мясищев В.Н. Некоторые вопросы психологии отношений человека //Ученые записки ЛГУ. 7214, вып.9. - Психология и педагогика. - Л., 1956. - С.3-10.
91. Мясищев В.Н. О потребностях, как отношениях человека // Ученые записки ЛГУ. " 265, вып.16. - Психология. - Л., 1959. -С.32-40.
92. Мясищвв В.Н. Способности и потребности // Ученые записки.-ЛГУ. Ч* 287, вып.19. - Психология. - Л., I960. - с.3-19.
93. Налчаджян А .А. Личность, психологическая адаптация и творчество. М.: Мысль, 1972. - 271 с.
94. Натадзе Р.Г. Воображение, как фактор установки. -Тбилиси: Мецниереба, 1978. 196 с.
95. Натадзе Р.Г. Воображение, как фактор установки. -Тбилиси, Мецниереба, 1972. 134 с.
96. Немирович-Данченко В.И. О творчестве актера. -М.: Искусство, 1973. 487 с.
97. Немирович-Данченко В.И. Театральное наследие: В 2 т./ Сост. ред. авт. примеч. В.Я.Виленкина. - М.: Ис;сусство, 1952. -т.1.: Статьи. Речи. Бечеды. Письма. - 443 с. - 1954. - т.2.: Речи. Беседы. Письма. - 640 с.
98. Никандров Н.Д., Кан-Калик В.А. Творчество, как условие профессиональной подготовки будущего учителя // Советская педагогика, 1982 ^ 4 с.90-92.
99. Новицкий П. Щукин. М.¡Искусство, 1948. - 174 с.
100. Норакидзе В.Г. ¿актор структур и установки личности в художественном творчестве //Узнадзе Д.Н. Классики советской психологии. Тбилиси: Мецниереба, 1986. - с.194-227.
101. Норакидзе В.Г. Методы исследования характера личности. -Тбилиси: Мецниереба, 1975. 174 с.
102. Норакидзе В.Г. Типы характера и фиксированная установка.-Тбилиси: Мецниереба, 1966. 195 с.
103. Норакидзе В.Г. Методы исследования установки, как бессознательного психического // Бессознательное: природа, функция, методы исследования, т.III. Тбилиси: Мецниереба, 1973.с.611-621.
104. Норакидзе В.Г. Свойства личности и фиксированная установка // Вопросы психологии. 1933. - ,R 4. - с.37-54.
105. Обозов H.H. Межличностные отношения. Л.: лзд-во ЛГУ, 1979. - с.151.
106. Обуховский К. Психология влечений человека. -М.: Прогресс, 1972. 247 с.
107. Общая психодиагностика (под ред. А.А.Бодалева, В .В. Стопина. М.: Изд-во МГУ, 1987. - 404 с.
108. Орлов В.А. Творческое наследие. М.: ВТО, I960. - 279 с
109. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание херактера. -М.: Просвещение, 1987. 224с.
110. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М.: Просве щение, 199I. - 287 с.
111. Орлов A.B. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя // Вопросы психологии, 1988. Т! I с.16-26.
112. Охлопков Н.П. Всем молодым /Предисловие Н.Абалкина. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Молодая гвардия, 1931. - 95 с.
113. Петкер Б.Л. Это мой мир. М.¡Искусство, 1968. - 265 с.
114. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Изд-во МГУ, 1982. -168 с.
115. Платонов К.К. Проблема способностей. М.:Наука, 1972. - 312 с.
116. Платонов К.1С. Структура и развитие личности M.I986.
117. Пансо В. Талант и труд в творчестве актера. М.: ВТО, # 1972. - 270 с.
118. Пиз А. Язык телодвижений. Нижний Новгород. Лй-Кью, 1992, 262 с.
119. Петровский A.B., Врушлинский A.B., Зинченко В.И. и др. Общая психология. M. 1936.
120. Полякова ЕЛ. Станиславский актер. - М. : Искусство, 1972. - 421 с.
121. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. -М.: Наука, 1932. 310 с.
122. Полтавченко Т.М. Искусство в системе социального познания.-Кишинев, I9c3l. 137 с.
123. Полис A.Î. Единство социального и биологического в <ф гармоническом развитии личности. Рига, 1981. - 194 с.
124. Попов А.Д. Творческое наследие: в 3 кн. к.1. - Воспоминания и размышления о театре. Художественная целостность спектакля. - М.ВТ0, 1979. - 519 с.
125. Попов А.Д. Одухотворенность нашего искусства в его идейности //Наследие Станиславского и практика советсквго театра. -M.:Искусство, 1953. - с.57-72.
126. Попов а.Д. Проблема образа в сценическом творчестве. М.: ВТО, 1959. - вып.1. - с.34-63.20b.Пономарев я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. - 302 с.m
127. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. -M; 1976 230 с.- 355
128. Петровский JI.il. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. - 255 с.
129. Проблема интегрального исследования индивидуальности.Пермь, 1378. 214 с.
130. Психофизиологические и эстетические основы НОТ. М.: Политиздат, 1971. - 221 с.
131. Рождественская Н.В. Проблемы сценического перевоплощения. Л.,: ЛГШКК, 1973. 101 с.
132. Рождественаская II.Б. Проблемы и поиски художественных способностей. Художественное творчество. М.: Наука, 1963.с. 1оо—123.
133. Райковский Л, Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979, - 391 с.
134. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. М.: Музыка, * 1972. - .167 с.
135. Ражников В.Г. Динамика Художественного сознания в музыкальном обучении. Диссертация. . докт.психол.наук в форме научного доклада. М., 1993. - 70 с.
136. Ремез О.Я. введение в режиссуру. Учебное пособие. М.: ГИТИС, 1987. - 86 с.
137. Росси Э. Сорок лет на сцене. М.: Искусство, 1976. -264 с.
138. Ремез О.Я. Искусство делать искусство. М.: Искусство, 1974. - 171 с.0 221.Рибо Т. Психология чувств. Южно-русское книжное изд-воУ>.А.Яогансона, 1896. 383 с.
139. Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопроси психологической теории // Психология индивидуальных различий. МЛ2ь2 .
140. Рувинский Л.И. Соловьева А.Е. Психология самовоспитания.-М.: Просвещение, 1982. 142 с.
141. Сальвини Т. Листки из биографии // Артист. 1337. -^ 34. - с.136-137. - 35. - с.176.
142. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. ".-Просвещение 1969. - 254 с.
143. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс,1979 - 127с.
144. Симонов П.В. Метод К.С.Станиславского и физиология эмоций. М.: Изд-во АН СССР, 1962. - 140 с.
145. Симонов П.В., Ершов П.М., Тэмперамент, Характер. Личность • М.: Наука, 1984. 160 с.
146. Симонов П.В. Что такое эмоции? М.: Наука, 1966 - 130с.
147. Симонов П.В. Высшая нервная деятельность человека: ноти-вационно-эмоциональные аспекты. М.: Наука, 1975. - 175 с.
148. Симонов В.П. Категория сознания, подсознания и сверхсознания в творческой системе К.С.Станиславского // Бессознательное. Тбилиси: Мецниереба, 1978. - т.2 / с.518-528.
149. Симонов П.В. Эмоциональное возбуждение и психический мутагенез //Второй симпозиум по проблеме "человек и малина". М., 1966. - с.28-38.
150. Симонов П.В. "Сверхзадача" художника в свете психологиии психофизиологии // Психология процессов художественного творчества Л., 1980.
151. Симонов П.В. Эмоциональный мозг.-М.:Наука,1931. 195с.
152. Сластенин В.Л. Нормирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. M.: 1976. -160с.
153. Сластенин В.А. Нормирование социально-активной личности учителя // Советская педагогика, 1981 I.
154. Сластенин В.А., Ильин В.П., Концепция высшего педагогического образования в СССР. В кн., формирование социально-активной личности учителя. M., 1963 - 155 с.
155. Слободава В.Л. Взгляд с позиции художника // Художествен ноэ творчество. Л., 1983 - с.33-117.
156. Слободова В.Л. Психолог в художественном вузе //Психолого-педагогические аспекты обучения студентов в творческом вузе. Под ред. А .Л .Гройсмана. и- M. :ГИТИС, 1984. с. 113-118.
157. Спиваковская A.C. Нарушения игровой деятельности. М.: Изд-во МГУ, I960. - 133 с.
158. Стреллер Д. Театр для людей. М.: Искусство, 1934. -384 с.
159. Станиславский К.С. Статьи. Беседы, Письма. М.: Искусство, 1059. - 673 с.
160. Страхов В.И. Психология воображения. Саратов,1971 г.
161. Стромов iü.Á. Путь актера к творческому перевоплощению: Учебн.пособие. 2 изд. - М.: Просвещение, 1930. - 79 с.
162. Судакова И.И. Внимание и восприятие //Мастерство актера. Теория и практика: Сб. науч. трудов. М.: ГИТИС, 1934. - с.33-57.
163. Судакова И.И. От этюда к спектаклю. М.: Искусство, 1969. III с.
164. Судаков И.И. Беседы о внутренней технике //Мастерство актера. Теория и практика: Сб. науч.трудов. М.: ГИТИС, 1934. -с.133-167.
165. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М.: Просвещение, 1971. - 372 с.
166. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. М.: Просвещение, 1981. - 430 с.
167. Сушкевич Б.М. Семь моментов работы над ролью. Л.: Изд-во Гос.Академ, т-ра Драмы, 1933. - 29 с.
168. Тальян Л.Ш. Некоторые особенности психологии актера в творческом процессе. Ереван, 1970.
169. Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности (на материале музыкального восприятия). М.: Наука, 1979. - 191 с.
170. Таиров А.Л. О театре. Записки режиссера. Статьи.Беседы. Речи, Письма. М.: ВТО, 1970. - 603 с.
171. Талызина H.¿. Управление процессом усвоения знаний. -М.: Изд-во МГУ, 1975. 349 с.Л "Л
172. Товстоногов Г.А. Зеркало сцены: В 2 т., изд., исправ.и доп. Л. ¡Искусство, 13о4. - вт.1,2.
173. Товстоногов Г.А. О профессии режиссера. 2 изд., доп. -М.:ВТ0, 196 5. - 35о с.
174. Товстоногов Г.А. ICpyr мыслей. Л.:Искусство, 1972. - 287
175. Топорков 3.0. 0 технике актера. М.:ЗТ0,1958. - 102 с.
176. Топорков В.О. Станиславский на репетиции. Воспоминания.-М., Л.,¡Искусство, 1359. 131 с.
177. Толстой Л,И. Полн. собр.соч. М.: Худ.литература, -т.30. ™ с.4.
178. Тургенев И.О. Избранное. М.: Худ.литература, 1979. -с.194-260.
179. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Паука,1966. 450 с.
180. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установ ки. Тбилиси, Мецниереба, 1365 - 212 с.
181. Ульянов М.А. Моя профессия. 2-е изд. М.: Молодая гвардия, 1976. - 254 с.
182. Ухтомский A.A. Избранные труды. -Л.: Наука, 1973. 358 с.
183. Ухтомский A.A. Доминанта. М.: Наука, 1966. - 272 с.
184. Хмелев Н.П. Творческая анкета //Ежегодник Моск. Худ.театра 1945. т.2. - М., Л., Искусство, 1943. - с.357-375.
185. Хмелев Н.П. Роль пишется для актера // Театр и драматурТЛЯ о »» тт тогия, i.933. - о. - с.±1,х2.
186. Хмелев Н.П. "0 бедной роли" // Театр и драматургия. -1934. V& о. - с.13.14.
187. Хорни К. Невротическая личность нашего времени: Самоанализ. М.: Изд. группа Прогресс, 1993. 430 с.
188. Чехов М.А. Литературное наследие: В 2-х т./ Сост. М.ОЛСне бель, М.¡Искусство, 1936. - т.2 Об искусстве аитрра. - 559 с.
189. Сангина Е.З. Проблема диагностики художественных способностей //Психолого-педагогические аспекты обучения студентов творческих вузов //Под ред. А.Л.Гройсман. М.: ГИТИС, 1934.с.1x0—129.
190. Щербаков il.k. Режиссер и актер "Театра на Воли: Розговор с тадеушем Ломнщким о гражданственности художника // Литературная газета. 1977. - 6 июля - с. 15.27Э. Шерток Л. Гипноз. М.: Медицина, 1972. - 160 с.
191. Шерток Л. Неосознанное в психике человека. М.: Прогресс 1932. - 310 с.
192. Шихматов Л.М. От студии к театру. М.: ВТО, 1970.201 с.
193. Шадрчков В.Д. Психологический анализ деятельности, как система // Психологический журнал. 1990 - т.1 - 3. - с.34-49.
194. Горохова S.B. Социально-психологические проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Социальная психология. М.: Наука. 19 . - с. 5-2 5.
195. Щукин Б.В. Статьи. Воспоминания. Материалы. М.: Искусств 1965, - 333 с.
196. Зльконин Д.Б. Избранные психологические труды. -М.: Педагогика, 1989. 560 с.
197. Эфрос A.B. Репетиция любовь моя. - М.: Искусство, 1975. - 319 с.2о9. Эфрос A.B. Профессия режиссер. - М.: Искусство, 1979. - 367 с.
198. Юрский С.Ю. Кто держит паузу. Л.: ВТО, 1977. - 175 с.
199. Юткевич С.И. Контрапункт режиссера. /М.:Искусство, i960. 447 с.
200. Лкобсон П.М. О психологии творчества Н.П.Хмелева // Ежегодник Моек.Худ.театра. 1945. т.2. - М: Искусство, 1946.-й с .181-211.
201. Ульянов М.А. Профессия актер // "Театр". - 1976. -12. с.81-93.