Темы диссертаций по психологии » Общая психология, психология личности, история психологии

автореферат и диссертация по психологии 19.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Эволюция понятия "эмпатия" в психологии

Автореферат по психологии на тему «Эволюция понятия "эмпатия" в психологии», специальность ВАК РФ 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии
Автореферат
Автор научной работы
 Карягина, Татьяна Дмитриевна
Ученая степень
 кандидата психологических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2013
Специальность ВАК РФ
 19.00.01
Диссертация по психологии на тему «Эволюция понятия "эмпатия" в психологии», специальность ВАК РФ 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Эволюция понятия "эмпатия" в психологии"

На правах рукописи

Карягина Татьяна Дмнтриевна

ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ «ЭМПАТИЯ» В ПСИХОЛОГИИ

19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук

Москва-2013

г 8 НАР 2013

005051228

005051228

Работа выполнена в Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет»

Научный руководитель: Василюк Федор Ефимович -

доктор психологических наук, профессор; заведующий кафедрой индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии ГБОУ ВПО г. Москвы МГППУ

Официальные оппоненты: Ждан Антонина Николаевна —

доктор психологических наук, профессор; профессор кафедры общей психологии факультета психологии ФГБОУ ВПО «МГУ имени М.В. Ломоносова»

Колпачников Вениамин Валентинович —

кандидат психологических наук, доцент; доцент кафедры психологии личности факультета

психологии ФГАОУ ВПО НИУ ВШЭ

Ведущая организация: Государственное бюджетное научное учреждение

«Психологический институт» Российской академии образования

Защита состоится 22 марта 2013 года в 17.00 часов на заседании диссертационного совета Д 501.001.14 в ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» по адресу: 125009, г. Москва, улица Моховая, дом 11, строение 9, аудитория 215.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Ломоносовский просп., д. 27).

Автореферат разослан

Ученый секретарь диссертационного совета

Д 501.001.14,

доктор психологических наук, доцент

М.Ш. Магомед-Эминов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования

Бурный рост психологической практики и задачи, встающие перед психологической наукой в связи с этим ростом (Архангельская, 2005; Асмолов, 2002; Василюк, 2003, 2007; Гулина, 2001; Журавлев, 2007; Корнилова, Смирнов, 2006; Петровский, Ярошевский, 1998), определяют особое внимание к понятиям, обобщающим основные феномены психологической помощи. Задача преодоления разрыва между академической психологией и психологической практикой требует разработки особых категорий, «категорий-медиаторов», которые соединяют науку и практику, служат своеобразными понятийными мостами, на которых совершаются взаимообогащающие обмены между ними. На эту роль могут претендовать только такие понятия, за которыми, с одной стороны, стоит серьезная научно-исследовательская традиция, и которые, с другой стороны, являются «своими» для психологов-практиков различных подходов.

Такие понятия, соединяющие «живую практику» и теорию, призваны выполнять задачу «восхождения от абстрактного к конкретному», обеспечивать методологические основания и средства для рефлексии и развития практики и способствовать обратному ходу — от практики к теории, позволяя успешно обобщать и осмыслять эмпирию в интересах развития теоретического знания.

«Эмпатия» является одним из таких понятий. С одной стороны, данное

понятие имеет длительную историю разработки в академической психологии

от Э. Титченера до современных когнитивных и нейрофизиологических

подходов (Э. Титченер, Дж. Мид, Г. Олпорт, С. Престон, Ф. де Вааль,

К. Штубер). С другой стороны, эмпатия — центральная категория целого ряда

направлений консультирования и психотерапии (человекоцентрированный

подход, психология самости, интерсубъективный подход в психоанализе, так

называемые «экспириентальные» подходы, в частности, понимающая

3

психотерапия и др.). В самых разных психотерапевтических школах именно высокий уровень эмпатии психотерапевта считается наиболее доказанным условием эффективности психотерапии в целом (Пуговкина и др., 2009; Duan, Hall, 1996; Elliott, Friere, 2007). Способность к эмпатии считается важнейшим профессионально значимым качеством психолога (Грищенко, 2003; Дорошенко, 2007; Кочюнас, 2004; Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 Психология (квалификация (степень) «Бакалавр»), 2009).

На фоне большой теоретической и практической значимости особенно проблемным выглядит чрезвычайно высокий уровень многозначности, неопределенности понятия «эмпатия». Авторы называют его «неуловимым» (Wispe, 1987), отмечают отсутствие или невозможность удержания целостного взгляда на эмпатию («балканизация» области исследований - см.: Davis, 1996), смешение процессов и их результатов, терминологическую путаницу, отсутствие общего языка описания (Davis, 1996; Duan, Hall, 1996; Wispe, 1987). Распространенным методом презентации такого положения дел являются говорящие сами за себя своей длиной списки определений, в которых присутствуют порой такие противоречащие друг другу дефиниции эмпатии, как «когнитивная способность» и как «аффективная чувствительность», «средство для входа в психоэнергетическое пространство другого человека» и «способ бытия с Другим». Существуют узкие и широкие определения, специфичные для данного термина и явно дублирующие содержание других понятий и категорий и т.д. Так, не утихают споры о соотношении эмпатии и симпатии, эмпатии и идентификации. Попытки многофокусного, целостного видения феноменологии эмпатии в психологии крайне редки (Юсупов, 1997; Davis, 1996).

Концептуальная невнятность понятия «эмпатия» в большинстве

современных подходов усугубляется еще и таким феноменом, который

Т.В. Власова назвала «анонимностью» эмпатии (Власова, 2000). Многие

исследователи размышляют об эмпатии так, словно за этим понятием не

4

стоит столетняя история, в которую вписаны такие имена, как В. Дильтей, К. Ясперс, Э. Гуссерль, Э. Титченер, Г. Олпорт. Без этой драматичной истории невозможно понять, как зарождалось и формировалось ядро понятия, какие ключевые для психологии идеи вошли в это ядро. Печальный методологический факт: история важнейшего понятия не только не усвоена, но зачастую и попросту неизвестна. Поэтому нередко эмпатия воспринимается лишь как гуманистическая фраза, «выскочка без роду без племени», благое намерение, лишенное весомого конкретно-научного содержания.

Наиболее разработанной областью исследований является изучение эмпатии как фактора мотивации помощи и альтруизма, в том числе в онтогенезе (Н. Айзенберг, М. Хоффман, Ч. Батсон, М. Дэвис, Т.П. Гаврилова, Л.П. Стрелкова, Е.С. Гончаренко). Однако здесь эмпатия понимается слишком узко - как эмоциональная реакция на эмоции другого человека. Поэтому весь объем проблематики эмпатии это направление исследований охватить не может.

Характерно, что как в отечественной, так и в зарубежной психологии практически нет общепсихологических исследований эмпатии в контексте психотерапии и консультирования (то есть в тех сферах, где она представлена в своих наиболее развернутых, развитых формах). Неинтегрированность различных подходов к эмпатии ярко отражает следующий факт. В монографии М. Дэвиса «Эмпатия: социально-психологический подход» (Davis, 1996), считающейся одной из лучших и рекомендуемой в качестве учебного пособия в американских университетах, нет ни одного упоминания (!) о понимании эмпатии К. Роджерсом и X. Кохутом. А ведь в их психотерапевтических подходах, помимо обоснования эмпатии как метода психотерапии, утверждается ее «общепсихологический» статус как предмета важнейшей потребности или условия личностного развития.

Таким образом, важнейшей общепсгаологической задачей развития исследований эмпатии является поиск методологических оснований для интеграции, целостного видения предметной области, подпадающей под влияние понятия эмпатии, при сохранении всего богатства наработок в отдельных разделах ее изучения.

Для решения такой общепсихологической задачи наиболее адекватным и актуальным является историко-психологическое исследование эволюции понятия «эмпатия», критическое подведение итогов уже более чем столетнего этапа его существования в науке. Разграничение различных значений и смысловых оттенков термина, возникших в определенные исторические периоды его развития, на разных этапах его научной проработки, выявление связей и отношений с родственными и близкими понятиями и категориями - вот важнейшие методологические задачи такого исследования. Общим методом данного историко-психологического исследования является реконструкция предметной области понятия эмпатии как целого, взятого в становлении и развитии. Исследование источников и движущих сил этого развития позволяет установить связи между различными вариантами подходов к проблеме эмпатии, выявить причины существующего многообразия и наметить пути поиска оснований для их методологической интеграции и дифференциации. Выделение проблемных точек, анализ узлов разногласий дает возможность увидеть в них точки роста, зону ближайшего развития понятия.

При историко-психологическом анализе генезиса понятия «эмпатия»

особенно отчетливо проступает его важнейший методологический статус,

оно оказывается одной из центральных фигур в решении фундаментальной

проблемы предмета и метода психологии. Понятие появилось на рубеже

XIX—XX веков внутри особой традиции, связанной с так называемой

«философией жизни» и описательной (понимающей) психологией

В. Дильтея. Возникновение этой традиции стало в том числе реакцией на

позитивистскую тенденцию, трактующую «подлинную научность»

6

психологии, ее предмета и метода, в духе откровенного натурализма. Понятие вчувствования (Einfühlung) Т. Липпса, которое затем будет введено в психологию как «эмпатия», являлось наравне с переживанием центральной категорией для этой традиции. Отвлекаясь от многих деталей, можно предложить общую методологическую формулу: если переживание - это предмет описательной, понимающей психологии, то вчувствование — это ее метод. Характерно, что переживание и эмпатия (как сопереживание) появляются в словаре философии практически одновременно в рамках ответов на одни и те же вопросы: как мы осознаем, познаем «живую жизнь», как вообще возможно познание другого сознания? Так эмпатия оказалась в центре дискуссий о предмете и методе психологии. Поэтому и эволюция этого понятия неотделима от истории ключевых методологических проблем психологической науки, в частности проблемы противопоставления гуманитарного и естественнонаучного познания как доминирующей парадигмы психологического мышления.

В настоящем исследовании осуществляется частичное решение задач историко-психологического анализа.

Цель исследования: историко-психологическая реконструкция возникновения и развития понятия «эмпатия», выделение основных исторических форм этого понятия, соответствующих специфическим для каждого исторического периода задачам развития психологической науки и практики.

Объект исследования: психологические и философские теории, разрабатывающие понятие эмпатии.

Предмет исследования: историческое развитие понятия эмпатии.

Гипотезы исследования

Введение понятия «эмпатия» и его исторические трансформации обусловлены функцией понятия в теоретических построениях философии и психологии конкретного периода.

В современных представлениях об эмпатии в психологии доминируют два ее различных понимания — как феномена познания и феномена отношения. История развития понятия «эмпатия» может быть описана как путь к интеграции этих двух основных значений.

Задачи исследования

• Анализ истории возникновения и развития понятия «эмпатия», восстановление хронологии развития понятия.

• Анализ основных источников содержания понятия «эмпатия» в философии и психологии.

• Выявление основных значений и смысловых оттенков определения понятия на разных этапах, в том числе, до появления термина «эмпатия».

• Реконструкция основных теорий, рассматривающих понятие эмпатии, и места понятия в них.

• Реконструкция основных функций понятия в связи с решением конкретных проблем и задач психологии и философии на каждом историческом этапе.

Методологические основания исследования: концепция развития науки как объективного процесса (М.Г. Брошевский); концепция личностной, социокультурной и предметно-логической детерминации развития науки, представленная в отечественной историко-психологической традиции (Л.И. Анцыферова, А.Н. Ждан, В.А. Кольцова,

Т.Д. Марцинковская, Е.Е. Соколова, М.Г. Ярошевский и др.); «революционная» модель развития науки (Т. Кун, Б.М. Кедров), рассматривающая процесс развития научного знания не только как количественный прирост, но как, в первую очередь, качественные его трансформации, диалектическое взаимодействие движения «вширь» и движения «вглубь» (Б.М. Кедров).

Методы: теоретическая реконструкция научных систем, восстановление значения понятия по контекстам его научного использования; сравнительно-исторический анализ теорий; «проблемологический анализ» (В.А. Кольцова); категориальный анализ (A.B. Петровский, М.Г Ярошевский), количественный метод анализа частоты встречаемости понятия.

В ходе теоретической реконструкции теорий и концепций воссоздается научная система как целое, в котором понятие является элементом, связанным определенными отношениями с другими понятиями. Такое видение позволяет определить роль, функции понятия в данной системе и наиболее точно восстановить его значение. Учитывая терминологическую неопределенность понятия «эмпатия», данный метод является важнейшим для выявления преемственности различных исторических форм понятия, их соотношения с «понятиями-предшественниками» — вчувствованием, сопереживанием и симпатией. «Проблемологический анализ» в данной работе дополняет теоретическую реконструкцию теорий и концепций, выявляя общий контекст их возникновения в рамках дискуссий по наиболее актуальным вопросам науки и философии определенного периода, позволяет провести типологизацию форм понятия как вариантов ответов на эти вопросы. Так, анализ различных подходов к решению гносеологической проблемы (проблемы «чужого сознания») в конце XIX - начале XX века позволяет все многообразие трактовок вчувствования, сопереживания и симпатии свести к двум основным типам понятия - эмпатии как феномена познания и эмпатии как феномена отношения.

Сравнительно-исторический анализ теорий, в которых разрабатывалось понятие эмпатии, выявляет логику истории развития понятия, закономерности этого развития. Он применяется в данной работе с целью исследования инвариантного и вариативного в понятии и теориях эмпатии, что позволяет исследовать личностные, социокультурные и предметно-

логические факторы, детерминирующие развитие представлений об эмпатии.

9

Категориальный анализ рассматривает инфраструктуру теоретических конструкций - категориальный аппарат науки, выстраиваемый благодаря функционированию специальных научных понятий. Согласно развиваемым М.Г. Ярошевским принципам категориального анализа, категории рассматриваются не просто как предельно общие понятия, но как инструменты мысли, организаторы научного знания. Исторический анализ категориального аппарата выявляет накопление тех признаков, которые при всем разнообразии концепций постепенно входят в структуру «коллективного научного разума». В системе категорий выявляются горизонтальные и вертикальные связи. Способность категории служить инструментом научной деятельности не может быть раскрыта, если рассматривать ее изолированно, независимо от других категорий и понятий. Мы рассматриваем, какова центральная категория, в соотношении с которой получает определение понятие эмпатии в конкретной теории (познание, отношение, переживание и т.п.), и с помощью каких именно методологических процедур устанавливается это соотношение.

Метод количественного анализа частоты встречаемости понятия использовался как дополнительный для выявления основных тенденций в развитии понятия «эмпатия» на современном этапе.

Научная новизна

В отечественной психологии понятие эмпатии анализировалось, в том

числе с учетом историко-психологических аспектов, в работах

Т.П. Гавриловой, И.М. Юсупова, Ю.А. Менджерицкой. Научная новизна

работы состоит в том, что впервые в отечественной психологии осуществлен

целенаправленный анализ истории развития понятия «эмпатия». С одной

стороны, подробно реконструируется ситуация рождения и оформления

понятия, с историко-психологических позиций анализируются подходы, до

сих пор практически не попадавшие в зону исследований отечественной

науки (Э. Штайн, М Шелер, Ш. Ференци, X. Кохут, современные подходы в

психоанализе и личностноцентрированной психотерапии К. Роджерса,

10

нейрофизиологические исследования зеркальных нейронных систем и т.д.). С другой стороны, сфокусированно рассматривается логика эволюции понятия «эмпатия» в контексте постановки и решения основных проблем психологии, в том числе проблемы предмета и метода, психогностической, психосоциальной проблем.

Теоретическое значение

В результате исторического анализа сформировано системное, комплексное, многоуровневое понятие эмпатии, включившее в свое содержание наиболее существенные моменты его эволюции как в истории психологии, так и в философии и психотерапии XX века. Особое значение этого результата для общепсихологической теории заключается в том, что она обретает концепт, способный служить инструментом продуктивной рефлексии опыта психологической практики и извлечения его теоретического содержания. Проведенный историко-психологический анализ выявил важнейшие линии развития гуманитарной парадигмы в психологии, в том числе, затрагивающие фундаментальную проблему предмета и метода психологии. Разработанный в диссертации подход к эмпатии может служить основой для перспективных направлений эмпирических исследований с позиций гуманитарной парадигмы, в частности, в области качественных, феноменологических исследований, приобретающих все больший вес в современной психологии.

Практи ческая значимость

В работе особое внимание уделяется анализу направлений в

психологии, напрямую связанных с практикой психотерапии и

консультирования, - психоанализу, гуманистической психологии. Понятие

эмпатии является ключевым для многих подходов в этих направлениях.

Научная проработка понятия может способствовать развитию средств

обучения будущих психологов, а также совершенствованию методов

супервизорского сопровождения психологической практики. Полученный в

ходе исследования материал может быть использован в практике

11

преподавания таких дисциплин высшего психологического образования, как «Общая психология», «История психологии», «Основы психологического консультирования, психотерапии и психокоррекции», а также в рамках программ повышения квалификации по психологическому консультированию и психотерапии.

Достоверность и надежность результатов диссертационного исследования обеспечены тщательным подбором информативных источников, что особенно важно для исторического исследования; применением современной методологии исторического анализа с использованием комплекса конкретных методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования.

Положения, выносимые на защиту

1. История и содержание понятия «эмпатия» могут быть наиболее полно реконструированы при принятии в качестве исходной «точки восстановления» решавшуюся на рубеже Х1Х-ХХ веков проблему предмета и метода гуманитарных наук (в том числе психологии как гуманитарной науки). Эта проблематика — место рождения понятия эмпатии и поэтому — аутентичный контекст понимания ее первичных форм и «врожденного» методологического статуса: эмпатия мыслится как общий метод психологии, соотносимый с переживанием как ее предметом.

2. На первом этапе формирования содержание понятия «эмпатия» определяется понятиями «вчувствование» (Т. Липпс) и «сопереживание» (В. Дильтей). При всем своем различии, оба понятия задают подход к эмпатии как к специфическому методу и феномену познания, что формирует соответствующее направление исследований.

Второе, в психологии хронологически более позднее, направление исследований определяется понятием «симпатия» (Г. Спенсер, М. Шелер и др.) и задает подход к эмпатии как к феномену отношений.

Все многообразие форм эмпатии, которое проявлялось по ходу его развития, является переплетением и взаимодействием этих двух основных направлений.

3. В современном психоанализе (X. Кохут) и гуманистической психотерапии (К. Роджерс) была осуществлена интеграция двух основных направлений развития понятия «эмпатия». Методологической формой этой интеграции является взаимное опосредствование познания и отношения. Основным контекстом интеграции выступает проблема диалогической трактовки личностного развития: развитие личности невозможно вне и без встречи с Другим. В этом контексте эмпатия выступает как фундаментальное условие развития личности.

Апробация работы

Основные положения работы обсуждались на заседании кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета психологического консультирования МГППУ в апреле 2012 года и на заседании кафедры психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова в сентябре 2012 года. Результаты исследования были представлены на международной конференции «Общение - 2006: на пути к энциклопедическому знанию» (Москва), на заседаниях I Международной психологической школы «Психологическая наука в изменяющемся мире» (Москва-Даугавпилс, 2008), на IX Международном форуме по человекоцентрированному подходу (Ершово, 2010).

Структура работы

Работа состоит из Введения, четырех глав, Заключения и списка литературы. Работа изложена (включая список литературы) на 175 страницах. В диссертации содержится 1 таблица. В списке литературы указано 256 источников, в том числе 71 на иностранных языках.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во Введении обосновывается актуальность исследования; определяются его объект и предмет; формулируются цель, задачи и положения, выносимые на защиту; раскрываются новизна, практическая и теоретическая значимость работы.

В главе 1 «Основные подходы к определению эмпатии» разрабатывается типология подходов к определению понятия «эмпатия». В качестве оснований для такой типологии рассматриваются, во-первых, понятия-предшественники эмпатии, послужившие основными источниками развития содержания понятия; во-вторых, основные философские и психологические категории, в соотношении с которыми оформляется значение понятия.

Анализ показывает, что основными типами подходов к рассмотрению понятия являются подход к эмпатии как феномену познания и подход к эмпатии как феномену отношения. Эти подходы фиксируют и различают гносеологическое и этическое измерение эмпатии. В отдельном разделе главы рассматриваются пнтегратпвные подходы к эмпатии и выделяются основания такой интеграции. Интеграция рассматривается не с точки зрения механизмов эмпатии (признания и рациональных, и эмоциональных процессов, механизмов, ее осуществляющих), а как сущностное видение эмпатии как единства познания и отношения.

Понятиями-предшественниками эмпатии являются «вчувствование» Т. Липпса (Einfühlung - буквально «вчувствование») и «сопереживание» В. Дильтея (Nacherleben - буквально «к переживанию», Hineinversetzen -буквально «занять место другого»). Оба понятия возникают в ходе решения так называемой проблемы «чужого сознания», задач обоснования специфических методов познания — «не-рациональных», «одушевляющих», не объективирующих, а «субъективирующих» человека, причем как познаваемого, так и познающего.

Основной категорией, в соотношении с которой оформляются эти понятия, таким образом, выступает категория познания.

В традиции, рассматривающей эмпатию в первую очередь как феномен познания, она определяется как:

• вчувствование в объекты познания (Т. Липпс, Э. Штайн, Э. Гуссерль);

• понимание чувств другого человека (Ш. Ференци);

• понимание другого человека с помощью чувств (Г.М. Андреева);

• понимание как сопереживание (В. Дильтей);

• понимание внутреннего мира другого «изнутри», с точки зрения его «внутренней феноменологической перспективы» (К. Ясперс).

Эти трактовки осуществляются в рамках двух основных оппозиций, описывающих познание и выделяющих феноменологическое понимание как особую форму познания:

• рациональное познание — чувственное познание;

• познание общего, типичного - понимание индивидуального, особого, уникального.

Специфика эмпатии как особой формы понимания задается следующими способами:

во-первых, ее направленностью на эмоциональные явления: они или цель и предмет познания при эмпатии, или источник познания;

во-вторых, особым характером осуществляющих ее процессов -вчувствования, сопереживания, проживания, вживания и т.д.;

в-третьих, особым контекстом понимания - внутренней феноменологической перспективой другого человека.

Последние два способа позволяют наиболее однозначно дифференцировать эмпатию от других форм понимания и познания, не отрицая связь эмпатии с эмоциональными явлениями. Эмоции являются наиболее непосредственной формой выражения отношения человека к

событиям, ситуациям, самому себе, ярким индикатором смысловых узлов жизни личности. Поэтому вход во внутренний мир другого человека, ключ к его пониманию часто лежит именно здесь, осуществляется через чувства.

Соотношение эмпатии с категорией переживания задает, исходя из традиционных философских трактовок этой категории в описательной (понимающей) психологии и феноменологии, феноменологический характер познания и определяет видение эмпатии как целостного и «аналогового» понимания.

Подходы, рассматривающие эмпатию как сопереживание, занимают особое место среди подходов к эмпатии как феномену познания и в первую очередь связаны с консультативной и психотерапевтической практикой (К. Роджерс, Ю. Джендлин). Различные современные трактовки понятия «переживание» - от узких до широких - обусловливают соответствующее видение и эмпатии как сопереживания: от «замещающего» (сопережитого) чувства до целенаправленного исследования внутренней феноменологической перспективы другого человека.

В результате проведенного анализа содержания понятия эмпатии как феномена познания представляется более целесообразным говорить о рациональных аспектах эмпатии при характеристике механизмов, ее осуществляющих, или как об элементах структуры эмпатических способностей и т.п. (М. Дэвис, Н.И. Сарджвеладзе, И.М. Юсупов.), а не о «когнитивной» эмпатии (Р. Даймонд, А. Гладщтейн, В. Икс). Применение термина «когнитивный» в отношении эмпатии представляется непродуктивным, провоцирующим редукцию эмпатии как понимания только к рациональным аспектам. Многие авторы указывают на терминологическую путаницу, возникающую при разделении эмпатии на «когнитивную» и «эмоциональную» (Davis, 1996; Duan, Hall; 1996; Wispe, 1987). Она связана со смешением анализа механизмов и целей эмпатии. Выделение основных категорий, задающих целевое содержание понятия, — познания и отношения

— позволяет обосновать сущностно основные типы определения понятия и избежать такого смешения.

В качестве более позднего для психологии источника содержания понятия «эмпатия» выступает философская традиция, идущая от понятия-предшественника «симпатии» (А. Смит, Г. Спенсер, А. Шопенгауэр, М. Шелер). Она послужила основой подходов к эмпатии как феномену отношения и формированию этического аспекта значения понятия. Проведенный в главе анализ понимания эмпатии в психологических исследованиях, рассматривающих ее как важнейший фактор мотивации помощи, альтруизма, морального развития, показывает, что в их основе лежит трактовка эмпатии как эмоционального реагирования, отклика на состояние другого человека (воспринимаемое или предполагаемое), различные вариации которой могут быть обобщены с помощью категории отношения (Н. Айзенберг, Ч. Батсон, Т.П. Гаврилова, М. Хоффман).

Эмпатия в этом аспекте рассматривается как:

• разделение чувств другого человека;

• испытывание чувств, соответствующих состоянию другого и способствующих его благополучию;

• способность/склонность эмоционально отзываться на чувства других людей (в том числе включая реагирование чувствами, ориентированными на себя, а не на другого).

Существуют подходы, в которых в понимание эмпатии включаются оба

аспекта — гносеологический и этический. Мы обозначили их как

интегративные. Такое объединение становится теоретически возможным, во-

первых, за счет задания в качестве доминанты понятия эмпатии ценностного

измерения. Эмпатия рассматривается в контексте, который суммарно можно

обозначить как исцеляющее соучастие. Во-вторых, за счет характера

процессов, составляющих ядро эмпатических явлений, — разделение чувств,

сопереживание. Особое феноменологическое понимание реализует особое

отношение, и наоборот, диалогические отношения, подлинно личностное

17

общение требуют понимания, видения внутреннего мира другого человека в «его системе координат».

Таким образом, все многообразие подходов к определению эмпатии может быть описано через соотношение с базовыми категориями познания и отношения. Реконструкция предельных целей эмпатии как познания и эмпатии как отношения выявляет заложенную в понятиях основу для интеграции, примеры которой дают социально-психологические и психотерапевтические концепции эмпатии.

В результате проведенного анализа формулируется следующее рабочее определение эмпатии «интегративного типа»: эмпатия - это процесс понимания и отклика на переживание другого, основанный на сопереживании и ориентированный относительно внутренней феноменологической перспективы другого.

В главе 2 «Возникновение понятия "эмпатия" в психологии» описывается хронология первого этапа развития понятия и подробно рассматриваются теории и концепции философии и психологии, в которых происходит это развитие.

В первом этапе можно выделить два периода: 1) вторая половина XIX века — 20-е годы XX века; 2) 20—40-е годы XX века. В течение первого периода происходит оформление содержания понятий «вчувствование» и «сопереживание» в рамках преимущественно философской проблематики и появляются первые конкретно-психологические трактовки феномена. После этого в целом происходит «перемещение» эмпатии из философии в психологию на фоне уменьшения интереса к ней в философии. Второй период можно назвать периодом «созревания» и постепенного утверждения понятия в психологии, в том числе закрепления термина «эмпатия» в науке. Он характеризуется появлением основных современных направлений трактовки понятия, введением понятия эмпатии в область психологической практики (психоанализ).

В рамках характеристики первого периода развития понятия (вторая половина XIX века - 20-е годы XX века) подробно рассматривается вклад в разработку понятия следующих авторов:

• В. Дильтей: «сопереживание» («повторное переживание» — синонимично в русских переводах) в системе обоснования метода понимания в описательной (понимающей) психологии;

• Т. Липпс: понятие вчувствования как «объективированного самочувствия»;

• К. Ясперс: вчувствование, обогащенное смыслами сопереживания Дильтея и определяемое как метод понимающей психологии в дополнение к объяснительной психологии;

• Э. Штайн и Э. Гуссерль: вчувствование как переживание опыта другого сознания и условие феноменологического обоснования онтологии «другого»;

• Э. Титченер: введение термина «эмпатия».

Понятие сопереживания, вчувствования/эмпатии появляется на пересечении нескольких взаимосвязанных философских направлений: философии жизни, описательной (понимающей) психологии и феноменологии. Общими для них являлись преодоление механицизма и рационализма философии Нового времени и новаторский подход к определению предмета и метода гуманитарных наук.

Предметом гуманитарных наук объявлялось переживание как единица сознания, понимаемое как непосредственная данность жизни нашему сознанию, воплощаемая в духовных продуктах (В. Дильтей), как интенциональное отношение (Э. Гуссерль). То, что манифестируется в переживании, и есть жизнь, но при этом и само переживание становится моментом жизни. Такое обоснование предмета гуманитарных наук и психологии, в частности, требовало введения новых методов его исследования. Вчувствование/сопереживание утверждается как одно из них.

Так, В. Дильтей обосновывает в качестве основных методов гуманитарных наук понимание и герменевтику, причем сопереживание является для него высшей формой понимания.

Определяющее значение для первоначальных концепций эмпатии имел именно методологический контекст — проблема предмета и метода гуманитарных наук и связь с категорией познания. С помощью вчувствования/сопереживания происходит спецификация познания переживания (чувств) другого человека. Анализ показывает изначальное удерживание в фокусе большинства подходов этических аспектов значения и постепенное нарастание важности категории отношения и общения для его определения, преодоление изначального монологизма «вчувствования» Т. Липпса.

Т. Липпс с помощью понятия «вчувствование» решает задачу объяснения непосредственного характера восприятия, объективации индивидуальных смыслов при понимании другого человека, явлений природы, произведений искусства. Использование этого понятия Липпсом для объяснения эстетического восприятия заложило основы его применения в разнообразных концепциях искусствоведения и психологии художественного творчества.

Вчувствование, объясняет Т. Липпс, это «объективированное самочувствие»: при восприятии внешнего объекта запускаются некоторые переживания, сходные с теми, которые были у субъекта, когда он был вовлечен в различные виды деятельности, в том числе двигательные, а так как субъект вчувствования сфокусирован на внешнем объекте, он автоматически проецирует эти переживания в объект и ощущает их как принадлежащие объекту.

Категорию вчувствования Липпса важно осмыслять не только

предметно-психологически, но культурно-исторически: она оказалась в

центре важнейшей методологической полемики и является не только

описанием реальности, но и аргументом и контраргументом в дискуссиях: с

20

одной стороны, с ассоциативной психологией и ассоцианизмом, с другой — с феноменологией.

Феноменологи (Э. Гуссерль, Э. Штайн, М. Шелер) используют это понятие, но в то же время критикуют результаты попыток Липпса наполнить его конкретно-психологическим содержанием (критике подвергаются в первую очередь теория моторной имитации как механизма вчувствования и проективный характер вчувствования).

Изначально понятия «сопереживание» и «вчувствование» не связываются. Дильтей упоминает вчувствование в качестве возможного механизма сопереживания. Однако уже в системе понимающей психологии К. Ясперса термином «вчувствование» обозначаются в том числе и смыслы, вкладываемые Дильтеем в понятие сопереживания. Для Ясперса вчувствование является методом понимающей психологии, который определяет ее предмет: то, что может быть вчувствовано, то и является психологическим. Важнейшей поднимаемой Ясперсом темой является истинность вчувствования - как, за счет чего оно может быть «объективным». Ответ Ясперса: за счет нашего опыта общения и существования в едином культурном поле.

В феноменологии вчувствование является важнейшим понятием, позволяющим решать задачи феноменологической редукции при объяснении понимания внутреннего мира и переживаний другого человека. Эмпатия как «переживание (опыт) другого сознания» (Э. Штайн) служит основанием не только гносеологии, но и онтологии Другого. Такое переживание дано мне как несомненное, «первопорядковое» и потому может служить предельным основанием знания, но дано по-особому, не так, как переживания восприятия, инсайты, память, фантазия и т.п. Именно такая «инаковость» опыта позволяет мне конструировать другого, Ты. Но за счет Ты появляется, собственно, мое Я и оформляется мой жизненный мир, формируется интерсубъективность (Э. Гуссерль).

При всей важности работы, проделанной Э. Штайн для психологии эмпатии (тонкая феноменологическая нюансировка при описании собственно эмпатии как опыта переживания другого, симпатии, идентификации и т.п., обоснование высокого статуса вчувствования в познании), ею, как и Т. Липпсом, не был позитивно решен вопрос: за счет чего вчувствование как проекция моих чувств может быть истинно? Я монологично и замкнуто само на себя. Решение осуществляется в феноменологии М. Шелером: он переворачивает картину — не я живу в других, проецируя себя в них в актах вчувствования, а другие живут во мне. Шелер считает корневой ошибкой традиционной философии познания установку, постулирующую то, что знание себя предшествует знанию других и является более фундаментальным. Изначально опыт себя и опыт других не дифференцируются. Ребенок чувствует и мыслит чувствами и мыслями окружающих его взрослых, идентифицируется с ними. Существует единый поток опыта, в который он погружен. Лишь постепенно в этом потоке выкристаллизовывается то, что позже будет определено как «мое» и «чужое». Язык закрепляет и фиксирует совместные смыслы. Именно это, по мнению Шелера, объясняет наше прямое, непосредственное знание психической жизни других.

Дискуссия Штайн и Шелера, по сути, знаменует окончание периода

активного использования понятия «вчувствование» в философии. Оценивая

значение понятия «вчувствование» для рассмотренных философских

подходов конца XIX - начала XX века, не будет преувеличением сказать, что

оно находилось в центре фундаментальных, основополагающих для этих

подходов дискуссий. Критика трактовок вчувствования, существующих на

тот момент, послужила в том числе отправной точкой для развития

важнейших категорий в подходах, в корне изменивших «философскую

карту» XX века, — в экзистенциализме, философской антропологии

(М. Хайдеггер, М. Шелер, К. Ясперс). Неудовлетворенность решением

проблемы «чужого сознания» с помощью проективного вчувствования,

22

задающего стратегию понимания другого как объективацию моего Я, моего cogito, способствовала поиску категорий, способных отразить базовую, онтологическую включенность человека в мир Других, предопределила переход части исследователей к другим категориям, связанным с социально-культурным опосредствованием психического, с коммуникацией. Но и само понятие вчувствование уже не могло больше являться понятием исключительно гносеологическим, его содержание неизбежно должно было эволюционировать, чтобы быть способным включиться в методологию познания, удовлетворяющую условиям нового видения человека и понимания бытия человека в мире.

В 1909 году Э. Титченер переводит «Einfühlung» на английский язык как «empathy». Парадоксально, но в его теории это понятие призвано было сыграть в корне противоположную роль, чем для Т. Липпса, - служить обоснованием одного из тезисов структурализма: об образном характере значений. Заслугой Титченера, на наш взгляд, является введение самого термина в научную психологию — емкого, способного «притянуть» к себе различные содержания, объединяемые смыслами вчувствования, сопереживания и симпатии.

В рамках характеристики второго периода развития понятия (20^10-е годы XX века) рассматриваются теория симпатии М. Шелера; психологические концепции симпатии и подходы, закладывавшие основы изучения социальной детерминации психического и личностного развития (Т. Рибо, В. Штерн, Ж. Пиаже, Дж. Мид). Данная проблематика не сразу, но постепенно будет включена в область изучения эмпатии (симпатия и ее значение для альтруизма и помощи, децентрация, принятие роли другого человека).

М. Шелер делает темой феноменологического исследования сферу человеческих чувств, эмоциональное начало, которое в свете его философии обретает главное место в процессе познания мира.

Симпатия для Шелера — не просто разделение чувств другого. Это интенциональный акт, направленный на познание личности другого как высшей ценности. Симпатия является способом истинной человеческой трансценденции, выхода за пределы собственного опыта. Он подвергает феноменологическому анализу различные формы симпатии и любви и разрабатывает их классификацию.

Шелер признает важнейшее значение вчувствования как источника опыта «чужого сознания», рассматривает его как необходимое условие симпатии и любви, но постулирует его роль как подчиненную симпатии. Можно сказать, что в теории М. Шелера происходит интеграция подходов к эмпатии как познанию (вчувствование) и к эмпатии как отношению (симпатия) на основе, с одной стороны, постановки и решения философских этических вопросов - ценностный характер познания, а с другой - на основе феноменологического анализа самих актов вчувствования и симпатии, их содержания и связи.

В психологических теориях этого периода (Т. Рибо, В. Штерн, М. Мак-Дауголл, Х.В. Олпорт) симпатия рассматривается как первичная социальная эмоция, основа социальных чувств, берущая начало в стадных инстинктах животных. В американской психологии 20—30-х годов здесь появляются бихевиористские трактовки, влияние которых ощущается и поныне.

Также в этот период начинает разрабатываться проблематика децентрации, учета точки зрения другого в работах Ж. Пиаже и его школы; принятия роли, постановки на место другого в теории Дж. Мида. Все более активно в зарубежной психологии формируется зона исследований различных феноменов социальной жизни, социальности человека, в которую включаются симпатия и вчувствование или там возникают новые понятия, описывающие «эмпатическую» проблематику.

В работах Г. Олпорта происходит важнейший исторический поворот:

эмпатия впервые прямо связывается с категорией личности. Он

рассматривает эмпатию как способ понимания личности личностью. Эмпатия

24

выступает здесь как личностный акт. С этих позиций он критикует феноменологические трактовки проективного вчувствования Т. Липпса и Э. Штайн, солидаризируясь с М. Шелером в признании первичности социального опыта. Можно предположить, что именно благодаря популяризаторскому таланту Г. Олпорта европейская философская традиция понимания эмпатии становится известна К. Роджерсу.

Таким образом, можно говорить о постепенном утверждении понятия в психологии через участие в решении как теоретических, так и прикладных задач этого времени.

Важнейшим событием этого периода является появление понятия эмпатии в психоанализе. В 1924 году Ш. Ференци вводит «правило эмпатии». Анализ контекстов его введения в психоанализ показывает, что это - проблемы введения субъективности психоаналитика в процесс терапии и рассмотрения психоанализа как отношений. Работа с субъективностью психоаналитика и, значит, с его эмпатическими переживаниями, «профессионализация» эмпатии — новый этап не только для психоанализа, но и для теории эмпатии. Эмпатия попадает в контекст профессионально значимого для психотерапии и формулируется как качество, определяющее психотерапевтические отношения.

В исторической перспективе становится ясным, что все три линии развития понятия — философская, конкретно-психологическая и психотерапевтическая — должны были сойтись, так как они идут в одном направлении: к личности, формирующейся и реализующейся в отношениях и в общении.

Глава 3 «Эмпатическин переворот К. Роджерса и X. Кохута»

рассматривает видение эмпатии в психотерапевтических подходах данных

авторов как вершину развития психологии эмпатии в XX столетии. Эмпатия

наиболее полно, интегративно представлена в этих подходах как единство

познания и отношения, реализуемого в личностной встрече, ради

личностного развития. В этих подходах эмпатия утверждается в статусе:

25

• практического метода психотерапии;

• метода психологии;

• предмета базовой человеческой потребности;

• необходимого условия личностного развития.

При этом как метод она обосновывается на разных уровнях - это и способ доступа к переживанию, его порождения и развития, и способ реализации безусловно положительного отношения, безусловного принятия другого человека. Благодаря такому видению эмпатии происходит сближение гуманистического подхода К. Роджерса и психоаналитического направления — психологии самости X. Кохута, плодотворно развиваемое в современных направлениях психотерапии.

В главе подробно анализируются и сравниваются представления К. Роджерса и X. Кохута о сути, феноменологии эмпатии в психотерапии и в общении ребенка со значимыми другими, роль и значение эмпатии психотерапевта, «технические» аспекты эмпатии как профессионального навыка, а также основные тенденции развития психоанализа в 20-40-е годы, способствовавшие формированию таких подходов к эмпатии. Можно говорить о существенном сходстве основных принципов обоснования роли и значения эмпатии у данных авторов.

И Кохут, и Роджерс трактуют эмпатию как процесс, ориентированный на понимание и реагирование на внутренний мир другого человека с точки зрения его внутренней феноменологической перспективы, базирующийся на сопереживании, предельной целью которого является развитие личности другого человека. На уровне профессиональных установок и навыков работы психотерапевта эмпатия выступает как особое отношение к клиенту и способ реализации этого отношения. К. Роджерсом особо подчеркивается роль эмпатии в реализации принципов доверия, безусловного принятия опыта другого человека при понимании условного принятия как основного

источника нарушений развития Я-концепции и противодействия актуализирующей тенденции.

Эмпатия для обоих авторов выступает фактически фундаментальным, онтологическим условием существования и развития личности. К. Роджерс говорит об эмпатии как о необходимом и достаточном условии личностного развития. X. Кохут выделяет базовую потребность ребенка в эмпатическом отражении его переживаний значимыми взрослыми. Отсутствие эмпатии со стороны значимых других для обоих авторов является источником нарушений развития самости, Я-концепции, структуры и качества переживания. Психотерапевтический процесс, базирующийся на эмпатии, призван восстановить разрушенные и развить несформированные структуры личности.

Одним из выводов анализа, осуществленного в данной главе, является признание недооценки вклада X. Кохута в психологию эмпатии. Если вклад К. Роджерса широко признан и достаточно глубоко проанализирован, как в зарубежной, так и в отечественной психологии и психотерапии, то идеи X. Кохута об эмпатии еще ждут внимательного изучения. Поэтому специально выделяются вопросы, в которых проявился оригинальный вклад X. Кохута в психологию эмпатии.

X. Кохут особо выделяет потребность в эмпатическом отражении переживаний ребенка значимыми другими для развития его Я, формирования зрелых механизмов переживания и совладания. Также особое внимание уделено X. Кохутом обоснованию статуса эмпатии как метода психологии. Он разграничивает методы понимания и объяснения в психологии и психотерапии через выделение «околоопытных» понятий, задающих предмет психологии как эмпирической науки, причем, вслед за К. Ясперсом, для него принадлежность предмету психологии определяется тем, способны ли феномены, описываемые с помощью данных понятий, быть эмпатически воспринятыми и понятыми.

В качестве перспективного направления изучения понимания эмпатии X. Кохутом также видится анализ его подхода к развитию эмпатии, как в онтогенетическом контексте, так и в качестве навыка специалистов коммуникативных профессий.

В главе 4 «Современные направления изучения эмпатии: основные тенденции» анализируется развитие эмпатии с 60-х годов XX века по настоящее время. На этом этапе закладываются основные методологические схемы эмпирического изучения эмпатии и формируется основная проблематика такого изучения. В данной главе выделяются основные области изучения эмпатии и обзорно рассматриваются тенденции их развития, методологические трудности, с которыми сталкиваются различные подходы. С позиций выявленной в предыдущих главах логики развития понятия делаются предположения о возможных путях их преодоления.

Наиболее активно развиваемыми во второй половине XX века являлись направления изучения эмпатии в контекстах:

• морального развития ребенка;

• мотивации помощи и альтруизма;

• проверки гипотезы К. Роджерса об эмпатии как необходимом и достаточном условии личностного развития.

В начале XXI века важность этих направлений остается, но акценты частично меняются. Так, мотивационные и генетические исследования увязываются с нейрофизиологической парадигмой изучения эмпатии (исследования зеркальных нейронных сетей). Проблема роли эмпатии для личностного развития переформулируется в связи с проблемой эффективности психотерапии.

Активно начинает изучаться эмпатия в деятельности профессионалов в помогающих профессиях.

Эмпатия как познание включается в современные исследования имплицитных теорий интеллекта и личности.

В качестве новейшей тенденции, которая, с нашей точки зрения, имеет самое непосредственное отношение к проблематике эмпатии, необходимо отметить следующую: с конца XX века в психологии все более развиваются качественные методы, среди которых особое место занимают методы феноменологического исследования. Исследователи констатируют возникновение такой области, как феноменологическая психология (A.M. Улановский). Некоторые авторы включают эмпатию в арсенал феноменологической методологии, ссылаясь, например, на К. Ясперса (Ю.С. Савенко). Однако обоснованного включения ее как научного метода пока не произошло. Возникает ощущение избегания использования термина «эмпатия» в этой области, хотя как конкретный метод, например, употребляется «понимание и вживание во внутренний мир человека» (A.M. Улановский). Можно предположить, что такая ситуация является отзвуком философской дискредитации понятия эмпатии в начале XX века. В этой связи видится особо важным восстановление изначального контекста появления понятия «эмпатия», который, по своей сути, аналогичен современной проблематизации вопроса о методологии гуманитарных наук, предлагаемой феноменологической психологией.

Основным фактором, обусловливающим развитие исследований эмпатии на современном этапе, является смена приоритетных парадигм в психологии, философии и смежных науках. Определенные аспекты эмпатии удачно включаются в исследования в рамках когнитивной и нейрофизиологической парадигм, но наивысшее развитие психология эмпатии приобретает в рамках гуманистической парадигмы.

В настоящее время, на наш взгляд, психология эмпатии, несмотря на возросший к ней интерес, в целом находится в трудном положении, что определяется методологическими трудностями самой гуманистической парадигмы. Попытки найти выход за счет других парадигм способствуют расширению взгляда на эмпатию, постановке новых важных вопросов, но не

могут, как мы полагаем, привести к качественным изменениям без интеграции за счет гуманистической парадигмы.

Кроме того, наиболее эффективно развиваются современные исследования в рамках генетической парадигмы. Удерживание категорий развития и личности видится крайне необходимым для прогресса в проблематике эмпатии. Продуктивной для решения многих проблем также видится методология культурно-деятельностного подхода, например, рассмотрение развития эмпатии (как онтогенетического, так и профессионального) как развития высшей психической функции, психотехнического подхода к профессиональной эмпатии.

В Заключении формулируются основные выводы диссертационного исследования.

ВЫВОДЫ

1. Понятие эмпатии традиционно оценивается как многозначное. Можно выделить основные группы понятий по следующему принципу: источник содержания (понятие-предшественник) и базовая категория, в соотношении с которой оформляется содержание понятия. Такими категориями являются:

1) категория познания, в связи с которой оформляются предшествующие эмпатии понятия —

• понятие вчувствования как особого механизма познания у Т. Липпса;

• понятие сопереживания как способа познания переживания, формулируемое В. Дильтеем для описания особой формы или метода понимания в гуманитарных науках;

2) категория отношения, в связи с которой оформляется содержание понятия эмпатии, идущее от философской традиции понятия «симпатия».

В рамках нашего исследования мы зафиксировали типы понятия «эмпатия», данные через связь с этими категориями: эмпатия как феномен

познания и эмпатия как феномен отношения, а также интегративные подходы, объединяющие их.

2. Подходы, рассматривающие эмпатию как феномен познания, возникли на пересечении феноменологии, философии жизни, описательной (понимающей) психологии, то есть в направлениях, заложивших основы неклассической парадигмы гуманитарных наук. Переживание как репрезентирующее уникальное, смысловое измерение жизни личности рассматривается в этой традиции в качестве предмета гуманитарных наук и психологии, эмпатия как способ доступа к переживанию претендует на статус их метода.

3. Изначально понятие «вчувствование» Т. Липпса и введенный Э. Титченером термин «эмпатия» как его перевод не связаны с традицией сопереживания и симпатии. Понятие вчувствования подразумевает проекцию переживаний Я в объекты на основе моторной имитации и решает конкретные гносеологические задачи обоснования непосредственного характера восприятия, объективации индивидуальных смыслов и значений в психической деятельности индивида и т.п. Однако рассмотрение Т. Липпсом этих вопросов в контексте феноменологического подхода, противостояния предельно рационалистическим трактовкам познания, позитивистским установкам, ассоцианизму и структурализму в психологии позволило другим исследователям использовать именно липпсово понятие как основу, постепенно обогащаемую смыслами, накопленными при разработке понятия сопереживания В. Дильтеем и К. Ясперсом.

4. Эти смыслы сопереживания задают, во-первых, феноменологический

оттенок значения понятия «эмпатия» — эмпатия рассматривается как

понимание другого в его системе координат, так, как видит себя он сам, из

внутренней феноменологической перспективы. В дальнейшем эта традиция

будет продолжена авторами концепций так называемой «когнитивной

эмпатии», в интеракционизме Дж. Мида (эмпатия как принятие роли другого,

постановка на место другого), онтогенетических исследованиях развития

31

децентрации (Ж. Пиаже). Во-вторых, от В. Дильтея идет спецификация эмпатии как целостного и «аналогового» процесса понимания. Как переживание является единицей жизни, полномочным представителем ее в целостности и единстве, так и сопереживание многопланово, но едино, переживается, а не заключается, выводится.

5. Узкая и широкая трактовки понятия «переживание» — как непосредственного испытывания, как событийного переживания, как деятельности — обусловливают существование узких и широких трактовок сопереживания и эмпатии: от эмоциональной реакции на эмоции до исследования внутреннего мира другого человека.

6. Критика концепции вчувствования как психологизации теории познания у Т. Липпса феноменологами, дискредитация проекта описательной (понимающей) психологии, неучет коммуникативных контекстов познания в феноменологии приводят к упадку интереса к вчувствованию как методу познания в философии в 20-30-е годы. Однако понятие эмпатии постепенно обживает поле психологии и начинает играть важную роль в подходах, развивающих представления о социальной детерминации развития психики и личности. Параллельно развиваются представления об эмпатии в зарождающейся психотерапевтической практике, где оно от способа выражения уважительного отношения к пациенту эволюционирует до важнейшего метода, необходимого условия эффективности психотерапевтического процесса.

7. Обобщение опыта практики в теориях гуманистической психологии

К. Роджерса и психологии самости X. Кохута приводит к формулированию

представлений о статусе эмпатии как предмете универсальной потребности

развития и условии личностного развития, методе психотерапии и методе

психологии. В данных психотерапевтических системах осуществлена

наиболее полная интеграция значений и смыслов понятия «эмпатия». И

Кохут, и Роджерс понимают эмпатию как процесс, ориентированный на

понимание и реагирование на внутренний мир другого человека с точки

32

зрения его собственной системы координат, базирующийся на сопереживании, предельной целью которого является развитие личности другого человека. На уровне профессиональных установок и навыков работы психотерапевта эмпатия выступает как особое отношение к клиенту и способ реализации этого отношения.

8. Статус эмпатии (в философии, психологии) неизбежно повышается в периоды роста в общественной мысли и науке тенденций гуманизации, целостного видения человека, стремления к развитию личности и т.д. (последняя четверть XIX века, 40-60-е годы XX века).

9. В современной психологии преобладают исследования эмпатии как реагирования на чувства, состояние другого человека. Содержание, традиционное для симпатии, — сочувствие, сострадание, забота — было дополнено за счет понятия личного дистресса: чувств, возникающих в ответ, но ориентированных на себя, на состояние субъекта эмпатии. Данный подход распространен в возрастной психологии и исследованиях мотивации морального поведения и помощи. Они являются, на наш взгляд, локальной по предмету областью изучения эмпатии. Постепенно в этом поле возникает необходимость и возможность видения генетического, личностного или коммуникативного контекста, и это составляет основную тенденцию их развития в конце XX века. Однако некритичная интеграция с нейрофизиологическими подходами без учета этих контекстов способна, скорее, усилить редукционистские тенденции такого видения и затормозить развитие.

10. Интегративный подход к эмпатии развивается в социальной

психологии и в различных направлениях консультативной и

психотерапевтической практики. Единство познания и отношения,

реализуемое в интегративных подходах, осуществляется в них либо на

основе категории общения (единство коммуникативного, интерактивного и

перцептивного в общении), либо на основе категории личности и

личностного развития. В современной психотерапии реализуется видение

33

эмпатии, во-первых, как «способа доступа» к переживаниям и их развития здесь-и-сейчас и, во-вторых, как феномена интерперсональных отношений и фактора личностных изменений в целом. В человекоцентрированном подходе развивается «экспириентальное» направление, в котором акцентируется первый фокус видения эмпатии. При этом представляется важным удерживать фокусы второго типа, личностный, интерперсональный контекст. Тенденция к потере такого контекста существует в некоторых вариантах «экспириентальных» подходов. В психоанализе эмпатия рассматривается в отношениях со значимыми другими и реализуется и анализируется в отношениях с аналитиком. В целом и в экспириентальных, и в психоаналитических подходах, основывающихся на психологии самости X. Кохута, реализуется «психотехническое» понимание эмпатии как метода порождения и развития переживания.

11. Наиболее продуктивное развитие психология эмпатии приобретает в рамках гуманистической психологии и генетической парадигмы исследований. Именно эти контексты являются, на наш взгляд, основными зонами роста теории и практики эмпатии.

Основное содержание диссертационного исследования отражено в 9 научных публикациях автора (общий объем — 6,7 п.л.; авторский вклад — 6,4 п.л.).

Публикации в рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК при Министерстве образования н науки РФ для публикации основных результатов диссертационных исследований:

1. Карягина, Т. Д. Феномен конгруэнтной эмпатии / Ю. Б. Гиппенрейтер, Т. Д. Карягина, Е. Н. Козлова // Вопросы психологии. - 1993. - № 4. - С. 61—68 (0,7 п.л./ 0,4 п.л.).

2. Карягина, Т. Д. Некоторые проблемы изучения эмпатии в контексте психологического консультирования и психотерапии /

Т. Д. Карягина // Культурно-историческая психология. - 2009. — № 4. -С. 115-124 (1 п.л.).

3. Карягина, Т. Д. Проблема формирования эмпатни / Т. Д. Карягина // Консультативная психология и психотерапия. - 2010. -№ 1. - С. 38-54 (0,8 п.л.).

4. Карягина, Т. Д. Откуда в психотерапии эмпатия: К. Роджерс и его психоаналитические предшественники и последователи / Т. Д. Карягина // Консультативная психология и психотерапия. - 2012. -№1.-С. 8-31(1,5 п.л.).

Публикации в других изданиях

5. Карягина, Т. Д. Некоторые аспекты развития представлений об эмпатии / Т. Д. Карягина // Материалы международной конференции «Общение — 2006: на пути к энциклопедическому знанию». - М. : Психологический институт РАО, 2006. - С. 373-380 (0,6 п.л.).

6. Карягина, Т. Д. Современные подходы к изучению эмпатии / Т. Д. Карягина // Материалы I Международной психологической школы «Психологическая наука в изменяющемся мире», Москва—Даугавпилс. — М. : МГППУ, 2008. - С. 118-125 (0,4 п.л).

7. Карягина, Т. Д. Основные контексты современного изучения эмпатии / Т. Д. Карягина // Познание в структуре общения / под ред.

B. А. Барабанщикова, Е. С. Самойленко. - М. : Ин-т психологии РАН, 2009. -

C. 150-158 (0,4 п.л.).

8. Карягина, Т. Д. Философские и научные контексты проблемы эмпатии / Т. Д. Карягина // Московский психотерапевтический журнал. -2009. - № 4. - С. 50-74 (1,2 п.л.).

9. Kaiyagina, Т. D. Empathy development in the context of psychotherapy education / T. D. Karyagina // Abstracts book of the IX International Forum for person-centered approach, Russia, Ershovo, 2010. -Электрон, опт. диск (CD-ROM) (0,1 п.л.).

Подписано в печать. Формат А4 Бумага офсетная. Печать цифровая. Тираж ЮОэкз. Заказ № 0278 Типография ООО "Ай-клуб" (Печатный салон МДМ) 119146, г. Москва, Комсомольский пр-т, д.28 Тел. 8(495)782-88-39

Текст диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Карягина, Татьяна Дмитриевна, Москва

Московский городской психолого-педагогический университет

факультет «Консультативная и клиническая психология»

На правах рукописи Карягина Татьяна Дмитриевна

04201354914

ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ «ЭМПАТИЯ» в ПСИХОЛОГИИ

19.00.01 - общая психология, психология личности, история психологии

Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук

Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор Василюк Ф.Е.

Москва-2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................................4

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЭМПАТИИ....................16

1.1. Эмпатия и вчувствование/сопереживание - эмпатия как феномен познания..................................................................................18

1.2. Эмпатия и симпатия - эмпатия как феномен общения......................26

1.3. Интегративный подход к пониманию эмпатии..................................30

Выводы к главе 1............................................................................................34

ГЛАВА 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ЭМПАТИЯ» В ПСИХОЛОГИИ........37

2.1. Философские и научные контексты возникновения понятия «эмпатия» в конце XIX - начале XX века...........................................39

2.1.1. Описательная и объяснительная психология...........................39

2.1.2. Теория вчувствования Т. Липпса...............................................42

2.1.3. Понимающая психология В. Дильтея и К. Ясперса.................47

2.1.4. Вчувствование в традиции феноменологии: Э. Штайн,

Э. Гуссерль..................................................................................54

2.1.5. Введение понятия «эмпатия» Э. Титченером...........................59

2.2. Развитие понятия «эмпатия» в психологии 20^0-х годов

XX века...................................................................................................66

2.2.1. Симпатия в философии М. Шелера...........................................67

2.2.2. Эмпатия/симпатия и социальное развитие ребенка. Социальные и личностные контексты эмпатии/симпатии

в американской психологии.......................................................73

2.2.3. Вчувствование и ранний психоанализ: 3. Фрейд и «правило эмпатии» Ш. Ференци...............................................78

Выводы к главе 2............................................................................................87

ГЛАВА 3. ЭМПАТИЧЕСКИЙ ПЕРЕВОРОТ К. РОДЖЕРСА И X. КОХУТА..........90

3.1. Эмпатия в гуманистической психологии К. Роджерса......................90

3.1.1. Сущность эмпатии по Роджерсу................................................90

3.1.2. Значение эмпатии по Роджерсу..................................................96

3.1.3. Эмпатия Роджерса - истоки, предшественники.......................98

3.2. Эмпатия в психологии самости Хайнца Кохута..............................101

3.2.1. Отношение Кохута к классическому психоанализу.............101

3.2.2. Понятие самости и эмпатия родителей и аналитика.............102

3.2.3. Эмпатия терапевта «в разрезе»...............................................104

3.2.4. Научность классического и кохутовского психоанализа.....106

3.2.5. Эмпатия как метод психологии...............................................108

3.2.6. Противоречия подхода Кохута. Понимание и объяснение.. 109

3.2.7. Проблема механизмов и развития эмпатии...........................113

3.3. Обоснование роли эмпатии в теоретических системах и

практике личностноцентрированного подхода и психологии самости: сравнительный анализ........................................................114

3.3.1. Эмпатия как метод психологии...............................................115

3.3.2. Эмпатия как процесс в психотерапии....................................117

3.3.3. Эмпатия как предмет потребности и условие личностного развития..............................................................120

Выводы к главе 3.........................................................................................122

ГЛАВА 4. СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЭМПАТИИ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ........................................................................................124

4.1. Нейрофизиологические исследования эмпатии. Зеркальные нейронные сети...................................................................................129

4.2. Исследования эмпатии в психологии второй половины XX -начале XXI века..................................................................................132

4.2.1. Эмпатия и моральное развитие...............................................132

4.2.2. Исследования эмпатии как профессионально значимого качества в помогающих профессиях.....................................136

4.3. Эмпатия в современных направлениях консультирования

и психотерапии...................................................................................141

Выводы к главе 4.........................................................................................145

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................................147

ЛИТЕРАТУРА...............................................................................................................153

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее исследование посвящено историко-психологическому анализу развития понятия «эмпатия» в психологии.

Бурный рост психотерапевтической и консультативной практики и задачи, встающие перед психологической наукой в связи с этим ростом, требуют особого внимания к понятиям, обобщающим основные феномены психологической помощи (Архангельская, 20056; Асмолов, 2002; Василюк, 2003, 2007а; Гулина, 2001; Журавлев, 2007; Корнилова, Смирнов 2006; Петровский, Ярошевский, 1998; Радзиховский, 1987, 1989). Задача преодоления разрыва между академической психологией и психологической практикой требует разработки особых категорий, «категорий-медиаторов», соединяющих науку и практику, служащих своеобразными понятийными мостами, на которых совершаются взаимообогащающие обмены между ними. На эту роль могут претендовать только такие понятия, за которыми, с одной стороны, стоит серьезная научно-исследовательская традиция и которые, с другой стороны, являются «своими» для психологов-практиков различных подходов.

Подобные понятия, соединяющие «живую практику» и теорию, призваны обеспечить методологические основания и средства для рефлексии и развития практики и способствовать обратному ходу - от практики к теории, позволяя успешно обобщать и осмыслять эмпирию в интересах развития теоретического знания.

Одним из таких понятий, на наш взгляд, является «эмпатия».

С одной стороны, понятие «эмпатия» имеет длительную историю разработки в научной психологии от Э. Титченера до современных когнитивных подходов (Э. Титченер, Дж. Мид, Г. Олпорт, С. Престон, Ф. де Вааль, К. Штубер). С другой стороны, эмпатия - центральная категория целого ряда направлений консультирования и психотерапии (личностноцентрированный подход, психология самости, интерсубъективный подход в психоанализе, так называемые «экспириентальные» подходы, в частности понимающая психотерапия, и др.). В самых разных психотерапевтических школах именно высокий уровень эмпатии психотерапевта считается наиболее доказанным условием эффективности

психотерапии в целом (Пуговкина и др., 2009; Duan, Hall, 1996; Elliott, Friere, 2007). Способность к эмпатии считается важнейшим профессионально значимым качеством психолога, проблема развития эмпатии ставится как одна из основных в контексте организации обучения и супервизии профессионалов-практиков (Бенеш, 2007; Боуэн, 1992; Булюбаш, 2004; Грищенко, 2003; Дорошенко, 2007; Иган, 2001; Кохут, 2002, 2004; Кочюнас, 2004; Роджерс, 1994, 2001, 2002; Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 Психология (квалификация (степень) «Бакалавр»), 2009; Щукина, б.г.).

На фоне большой теоретической и практической значимости особенно проблемным выглядит чрезвычайно высокий уровень многозначности, неопределенности понятия «эмпатия». Одна из первых задач, которая встает перед психологом, задумавшим изучать эмпатию, это попытка систематизировать удивительно разнородные, разноуровневые явления, упоминаемые как имеющие отношение к эмпатии. На данный момент существует огромное количество определений и описаний тех механизмов, феноменов и структур, которые принято называть, например, видами эмпатии или процессами, близкими к эмпатии. Практически каждая серьезная обзорная монография или статья об эмпатии начинается с констатации размытости понятия (Davis, 1996; Empathy and its development, 1987; Goldstein, Michaels, 1985). В качестве наиболее проблемных вопросов называются:

• непроясненность соотношения эмоционального и когнитивного, «внутреннего» и поведенческого в эмпатии;

• отсутствие оснований для дифференциации статуса эмпатии: она и процесс, и состояние, и установка, и черта или диспозиция и т.п.;

• отсутствие определенности в понимании механизмов эмпатии: в качестве таковых называются проекция, интроекция, идентификация, децентрация и т.д;

• неразличение эмпатии и сходных явлений: в первую очередь, эмпатии и симпатии, эмпатии и идентификации.

Распространенным методом презентации факта многозначности и в то же время «неуловимости» (Wispe, 1991) понятия «эмпатия» являются говорящие сами

за себя своей длиной списки или таблицы определений, в которых присутствуют и «когнитивная способность», и «аффективная чувствительность», и «способ бытия с Другим» (см., например: Менджерицкая, 1998; Goldstein, Michaels, 1985). Существуют узкие и широкие определения, специфичные для данного термина и явно дублирующие содержание других понятий и категорий и т.д.

Помимо естественных трудностей изучения такого предмета, как эмпатия, -многомерности диалогического пространства, в котором она «живет», интимности, а не просто субъективности его проявления и т.д., отметим следующее соображение, связанное с историей развития понятия. «Эмпатия» - понятие, для обозначения которого был сконструирован новый термин, а не взято слово из обыденного языка или термин других наук (Юревич, 2008). Но тематика, им обобщаемая, касается важнейших аспектов жизни человека и была предметом размышления с древнейших времен. Термин, появившийся только в начале XX века, не мог не попасть на уже многократно вспаханное поле. Поэтому анализ соотношения понятия «эмпатия» с его более древними предшественниками имеет особое значение для его понимания.

Однако концептуальная невнятность в большинстве современных подходов только усугубляется феноменом, который Т.В. Власова назвала «анонимностью» эмпатии (Власова, 2000). Многие исследователи размышляют об эмпатии так, словно за этим понятием не стоит богатейшая столетняя история, в которую вписаны такие имена, как В. Дильтей, К. Ясперс, Э. Гуссерль, М. Шелер, Э. Титченер, Г. Олпорт. Без этой драматичной истории невозможно понять, как зарождалось и формировалось ядро понятия, какие ключевые для психологии идеи вошли в это ядро. Печальный методологический факт: история важнейшего понятия не только не усвоена, но зачастую и попросту неизвестна. Поэтому нередко эмпатия воспринимается лишь как гуманистическая фраза, «выскочка без роду без племени», благое намерение, лишенное весомого научного содержания.

При историко-психологическом анализе появления и развития понятия «эмпатия» особенно отчетливо проявляется особый ракурс ее видения - в контексте проблемы предмета и метода психологии. Понятие возникло на рубеже XIX и XX веков внутри особой традиции, связанной с так называемой «философией жизни» и описательной (понимающей) психологией В. Дильтея,

феноменологическими подходами. Возникновение этой традиции стало в том числе реакцией на позитивистскую тенденцию, трактующую «подлинную научность» психологии, ее предмета и метода, в духе откровенного натурализма. Понятие вчувствования (немецкое «Einfühlung»), которое затем будет переведено в психологии как «эмпатия» (английское «empathy»), являлось наравне с переживанием центральной категорией для этой традиции. Отвлекаясь от многих деталей, можно предложить общую методологическую формулу: если переживание - это предмет описательной, понимающей психологии, то вчувствование - это ее метод. Характерно, что переживание и эмпатия - как сопереживание - появляются в словаре философии практически одновременно, в рамках ответов на одни и те же вопросы: как мы осознаем, познаем «живую жизнь», как вообще возможно познание другого сознания? Так эмпатия оказалась в центре дискуссий о предмете и методе психологии и заняла свое место в системе обоснования ее гуманитарного характера и парадигмы неклассической рациональности в целом.

Таким образом, эмпатия по праву может считаться понятием, разработка которого должна способствовать как развитию и обогащению психологической теории, так и развитию психологической практики и средств ее рефлексии и осмысления.

В последние годы и в зарубежной, и в отечественной психологии наблюдается рост интереса к эмпатии. Характерны названия двух объемных изданий последних лет, опубликованных в США: «Переосмысленная эмпатия» (Empathy reconsidered, 1997), «Вновь открывая эмпатию» (Stueber, 2006).

В нашей стране, к сожалению, рост числа исследований эмпатии в основном количественный, вызванный, очевидно, оживлением научных процессов в целом после кризиса 90-х годов. В зарубежной психологии он во многом связан с появлением, по сути, новой области изучения эмпатии - нейрофизиологической. Данная область возникла после открытия в 1997 году итальянским ученым Дж. Риццолатти с коллегами (Риццолагги, Синигалья, 2012; Rizzolatti, Craighero, 2004) так называемых зеркальных нейронов. Ученые заговорили о зеркальном принципе работы мозга в целом. С каждым днем множатся как эмпирические исследования эмпатии с использованием средств регистрации возбуждения зеркальных нейронных сетей (Lamm et al., 2004; Preston, de Waal, 2002; Vignemont,

Singer, 2006), так и теоретические работы, предпринимающие попытки переосмыслить в свете новых открытий нейрофизиологов саму суть социальности, человеческих отношений в целом и эмпатии в частности (Staemler, 2009).

По сути дела, наблюдается некоторая эйфория - вот теперь про эмпатию все станет ясно, вот-вот исчезнут все разногласия и противоречия в подходах! Однако анализ оснований проводящихся исследований показывает, что новые подходы зачастую повторяют старые методологические схемы, в свое время уже заводившие исследователей в тупик.

Т.П. Гавриловой еще в 70-е годы прошлого века были указаны методологические проблемы исследования эмпатии, которые сохраняют свою актуальность и поныне: «...одновременно затрагивается ряд вопросов, теоретически и экспериментально мало разработанных в науке, таких, например, как проблема эмоциональных состояний, взаимосвязь переживания и поведения и т.д.» (Гаврилова, 1975, с. 147).

Один из признанных авторитетных исследователей эмпатии М. Дэвис, обобщая трудности ее изучения как смешение процессов, их результатов и механизмов, считает наиболее актуальной задачей критический анализ методологии подходов к эмпатии (Davis, 1996). Как связанную в первую очередь с методологическими трудностями оценивает ситуацию в области изучения эмпатии и много сделавший для «расчистки» категориального поля данной тематики JI. Виспе. В этой области не существует общепринятого языка описания, общей методологической базы, на основе которой можно было бы сравнивать фактологию и закономерности, выделяемые в разных теориях и направлениях изучения (Wispe, 1987, 1991).

Характерно, что как в отечественной, так и в зарубежной психологии «общепсихологических» исследований эмпатии в контексте психотерапии и консультирования - то есть в тех сферах, где эмпатия существует в своих наиболее развернутых, развитых формах, - практически нет. Неинтегрированность различных подходов к эмпатии ярко отражает следующий факт: в монографии М. Дэвиса «Эмпатия: социально-психологический подход» (1996), считающейся одной из лучших, рекомендуемой в качестве учебного пособия, нет ни одного (!) упоминания о понимании эмпатии психотерапевтами, основателями мощнейших

психотерапевтических направлений К. Роджерсом и X. Кохутом. А ведь в их работах помимо обоснования эмпатии как важнейшего метода психотерапии утверждается ее статус как предмета важнейшей потребности развития.

В отечественной психологии понятие эмпатии появилось довольно поздно благодаря работам Т.П. Гавриловой (Гаврилова, 1974, 1975, 1977, 1979)1. Наибольшее внимание уделялось исследованиям эмпатии в отечественной социальной психологии как феномену социальной перцепции и межличностного взаимодействия (Андреева, 1988, 2007; Бодалев, 1983; Бодалев, Каштанова, 1975; Джрназян, 1984; Лабунская, 1986; Менджерицкая, 1998; Пашукова, 1979; Психологическая теория коллектива, 1979). В настоящее время, как показывает анализ тематики защищенных диссертаций, эмпатия изучается практически исключительно как профессионально значимое качество педагогов, медиков, социальных работников и т.п. (Агавелян, 1995; Василькова, 1998; Дорошенко, 2007; Козина, 1998). Несколько возрастно-психологических исследований посвящены ее онтогенетическому развитию и его условиям (Гончаренко, 2003; Стрелкова, 1987). В целом в основных психологических журналах с 2000 по 2011 год была опубликована лишь одна статья, содержащая в названии слово «эмпатия», - «Семиотика и техника эмпатии» (Василюк,, 20076).

Таким образом, ситуация, сложившаяся в области изучения эмпатии в психологии, характеризуется, с одной стороны, признанием большой значимости данного понятия как для теории, так и для практики, а с другой стороны, наличием значительных трудностей и в эмпирическом изучении эмпатии, и в теоретическом осмыслении результатов ее экспериментальных исследований и наработок психологичес�