автореферат и диссертация по психологии 19.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Изменение самосознания под влиянием религиозного обращения
- Автор научной работы
- Буланова, Ирина Сергеевна
- Ученая степень
- кандидата психологических наук
- Место защиты
- Ярославль
- Год защиты
- 2015
- Специальность ВАК РФ
- 19.00.01
Автореферат диссертации по теме "Изменение самосознания под влиянием религиозного обращения"
На правах рукописи
БУЛАНОВА Ирина Сергеевна
ИЗМЕНЕНИЕ САМОСОЗНАНИЯ ПОД ВЛИЯНИЕМ РЕЛИГИОЗНОГО
ОБРАЩЕНИЯ
Специальность 19.00.01 - «Общая психология, психология личности, история
психологии»
Автореферат 8 АПР 2015
диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук
Ярославль - 2015
005567035
005567035
Работа выполнена на кафедре психологии ФГАОУ ВПО «Волгоградский государственный университет»
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
Ведущая организация:
доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии ФГАОУ ВПО «Волгоградский государственный
университет»
Чернов Алексавдр Юрьевич.
Гаджимурадова Зоя Магомедовна,
доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психология ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный
педагогический университет»;
Двойнин Алексей Михайлович,
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии образования ГБОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет».
ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет».
Защита диссертации состоится «20» мая 2015 г. в 12.00 часов на заседании совета Д 212.307.07 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского» по адресу: 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 108, ауд. 203
С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского» и на сайте http://yspu.org.
Отзывы об автореферате присылать по адресу: 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 108, ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, кафедра общей и социальной психологии.
Автореферат разослан «30» март 2015 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
Огородникова Лариса Анатольевна
Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования определяется обращением к проблеме изменения самосознания под влиянием различных специфических условий и обстоятельств жизни. Фундаментальное направление исследования самосознания рассматривает вопросы его изменения (Б.Г.Ананьев, Р.Бернс, Л.И.Божович, У.Джемса, А.В.Карпов, И.С. Кон, К.Роджерс, С.Л.Рубинштейн, А.Г.Спиркин, В.В.Столин, И.И.Чеснокова, Е.В.Шорохова, Э.Эриксон, и др.). В психологии . широко представлена линия исследований изменения самосознания под влиянием различных факторов и условий: экстремальности (М.Ш.Магомед-Эминов), трудных жизненных ситуации (Л.И.Анцыферова, Ф.Е. Василюк), специфических и нормативных жизненных событий (А.В.Захарова, А.И. Липкина, С.Н. Чистякова), психотерапии и психологического тренинга (И.В.Вачков, К.Роджерс,) и др. Исследуются содержание, глубина, индивидуально-типологические особенности изменений самосознания под влиянием различных факторов.
Существенным фактором изменения самосознания является религия. Изменение самосознания под влиянием религии является содержанием процессов изменения религиозности. В рамках нормативного подхода этот феномен рассматривается как поступательный и закономерный процесс формирования и развития религиозности, связанный с онтогенезом (Б.С. Братусь, Д.В. Винникот, Л. Кириллова, У. Майсснером, Е.В. Перевозникова, ПЛройзер, А.Э. Пятинин, А. Риззуто, A.B. Романов, Е.А. Савина, Е.А. Салина, Т.В. Склярова, С.А. Черняева, Д.Элкинд и др.). Изменение самосознания в контексте нормативного развития религиозности изучается с точки зрения этапов формирования и развития самосознания в онтогенезе под влиянием религиозного воспитания и обучения.
К другому процессу изменения религиозности относят феномен религиозного обращения, который определяется как ненормативный и скачкообразный процесс увеличения уровня религиозности (С.Батсон, И.М.Богдановская, E.H. Волков, А.И. Демьянов, У.Джеймс, В.Г. Кирсанова, Э.Кларк, Д.В.Ольшанский, Ф. Палоутзиана, К. Парджамент, Ю.И. Полищук, A.B. Романов, Э.Д. Старбак, Д.М.Угринович, А.М.Улановский, С. Хилл). Однако, несмотря на широкую распространенность изучения феномена религиозного обращения в междисциплинарном контексте, психологическое содержание этого процесса, с нашей точки зрения, все еще остается не раскрытым. Важнейшим элементом процесса религиозного обращения может являться изменение самосознания, поскольку именно самосознание, как ведущий элемент психического склада личности, детерминирует организацию и регуляцию всей жизнедеятельности верующего, является основой мотивационной, поведенческой активности личности.
Актуальность исследованию придает ее практический аспект, связанный с решением вопроса о психологическом содержании и мотивации деструктивных форм религиозности. Актуальная религиозная ситуация в нашей стране, а именно,
рост новых религиозных движений, увеличение числа приверженцев традиционных вероисповеданий, а также новая проблема радикального ислама и религиозного терроризма, ставит перед необходимостью психологическое ; осмысление быстрых и ненормативных трансформационных процессов религиозности. В связи с этим, феномен религиозного обращения приобретает особую актуальность как быстрый, свернутый во времени процесс религиозных изменений, влекущий за собой существенные психологические изменения.
Таким образом, актуальность данного исследования определяется тем, что оно направлено на решение важной научной проблемы - ненормативного изменения самосознания под влиянием религиозного обращения. Без ответа на этот вопрос общая картина о динамической стороне самосознания остается явно не полной.
Объект исследования: самосознание.
Предмет исследования: изменение самосознания под влиянием религиозного обращения.
Основной гипотезой исследования выступает предположение, что религиозное обращение как психологический процесс ненормативного увеличения уровня религиозности сопровождается изменениями в самосознании.
Формулировка общей гипотезы конкретизируется в ряде частных гипотез:
1. Религиозное обращение как психологический процесс ненормативного увеличения уровня религиозности детерминирует изменения в самосознании на уровне личностной активности, а именно в степени осмысленности жизни;
2. Изменения в самосознании, вызванные религиозным обращением имеют качественную и количественную специфику, определяемую уровнем религиозности как результатом религиозного обращения;
3. Типы изменения самосознания, вызванные религиозным обращением, связаны с когнитивной, эмоциональной и поведенческой религиозной активностью.
Цель исследования: выявить специфику изменения самосознания под влиянием религиозного обращения как ненормативного процесса увеличения уровня религиозности.
Задачи:
1. Осуществить анализ методологических и теоретических подходов к исследованию изменения самосознания;
2. Обобщить закономерности и механизмы изменения самосознания, определяемые религией и религиозностью человека;
3. Провести анализ теорий религиозного обращения как психологического процесса. Выявить и обобщить его сущностные психологические составляющие;
4. В эмпирическом исследовании выявить специфику изменений самосознания личности под влиянием религиозного обращения как ненормативного психологического процесса.
Методологической и теоретической основой исследования выступили:
- Основные положения отечественных теорий самосознания И. С. Кона, А.Н. Леонтьева, B.C. Мерлина, С.Л.Рубинштейна, И. И. Чесноковой, уровневой концепции самосознания В.В. Сталина;
- Подходы к психологическому содержанию религиозности (В.И.Носович, М.Г. Писманик, Д.М. Угринович); функциональный подход к религии (С.Батсон, И.М. Богдановская, Ф.Палоутзиан, К. Паргамент); положения гуманистической и экзистенциальной психологии в объяснении религиозности (А. Маслоу, Р. Мэй, Г. Олпорт и др.);
- Теории религиозного обращения М.Г. Писманик, Д.М.Угриновича, теории религиозной конверсии Ф С.Батсона, У.Джеймса, , Э.Кларка, Ф.Палоутзиана, К. Паргамента, Э.Д. Старбака, С. Хилла;
- Методы психосемантики, разрабатываемые Е.Ю. Артемьевой, В.Ф. Петренко, В.П. Серкиным.
Методы исследования и обработки полученных данных: В работе использованы общепсихологические методы проведения психологического исследования: теоретический анализ проблемы, опросный метод, диагностическая методика, методы статистической обработки данных. С целью определения специфики изменений самосознания личности под влиянием религиозного обращения использовались метод психосемантики, диагностический метод (опросник оценки компонентов религиозности С.Хубера). Методики соответствуют основным психометрическим критериям надежности, валидности и достоверности.
Для выявления статистических закономерностей применялись следующие методы статистической обработки: методы описательной статистики, корреляционный анализ r-Пирсона, кластерный анализ методом К-средних, факторный анализ, методы сравнения средних значений (Т-Стьюдента) для зависимых и независимых выборок.
Достоверность результатов и выводов обеспечивалась посредством реализации методологических, логико-научных принципов и соблюдения нормативов теоретического и эмпирического исследования, правил формирования релевантных цели и задачам исследования выборки испытуемых, методов и методик исследования, качественной интерпретации данных, подтвержденных методами их статистической обработки.
Теоретическая значимость исследования определяется его вкладом в разработку фундаментальной проблемы психологии - изменения самосознания.
Полученные в ходе исследования результаты, позволяют расширить представления о факторах изменения самосознания, каким является религия и религиозность. Доказано единство общих условий и механизмов изменения самосознания с условиями и механизмами изменений, характерных для религиозного обращения.
Раскрыта психологическая сущность религиозного обращения как специфического психологического процесса изменения самосознания личности. Определена типология религиозного обращения как психологического процесса изменения самосознания личности.
Установлена взаимосвязь типов религиозного обращения с уровнем религиозности, когнитивной, эмоциональной и поведенческой религиозной активностью.
Определены деструктивные типы религиозного обращения. Обнаружена необходимость разрабатывать современные методы психологической профилактики негативных последствий религиозного обращения.
Применительно к проблематике диссертации результативно использован комплекс методов математической статистики, сравнительного анализа, качественных и количественных методов сбора и анализа данных психологического исследования.
Результаты исследования вносят вклад в развитие психологии личности и психологии религии как самостоятельных, но взаимосвязанных отраслей психологической науки.
Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней сформулированы концептуальные положения, раскрывающие психологическое содержание религиозного обращения как психологического процесса ненормативного изменения самосознания.
Выдвинута и доказана гипотеза о взаимосвязи религиозного обращения с самосознанием личности, с когнитивным, эмоциональным и поведенческим компонентами религиозности, что позволяет по-новому решать проблемы, связанные с ее возможными негативными последствиями - религиозным экстремизмом и терроризмом.
Введены понятия для обозначения типов религиозного обращения («аскетический», «кризисный», «позитивный», «катарсический»), как основные эмпирические критерии для дифференциации ее психологического содержания.
Практическая значимость проведенного исследования определяется тем, что в нем разработаны и внедрены методы и методики изучения религиозного обращения как специфического психологического процесса изменения самосознания, которые могут использоваться в интересах прикладных исследований. Данные о динамике, типах, существенных взаимосвязях религиозного обращения предназначены для достижения образовательных целей, в частности, для формирования профессиональных компетенций у студентов, изучающих общую психологию, социальную психологию, психологию личности и психологию религии.
Результаты исследования религиозного обращения могут быть применены в разработке программ группового и индивидуального консультирования. В них могут быть заинтересованы работники учреждений, осуществляющих взаимосвязь религиозных институтов с другими институтами гражданского общества.
Результаты диссертационного исследования можно рассматривать в качестве основы для дальнейших исследований в области ненормативного изменения самосознания в религиозном контексте.
Положения, выносимые на защиту:
1. Религиозное обращение - это психологический процесс ненормативного изменения самосознания, вследствие незакономерного и скачкообразного процесса увеличения уровня религиозности;
2. Религиозное обращение как психологический процесс ненормативного увеличения уровня религиозности детерминирует изменения в самосознании на уровне личностной активности, а именно в степени осмысленности жизни;
3. Количественный показатель изменения самосознания определяется уровнем религиозности как результатом религиозного обращения. Чем выше уровень религиозности, тем выше количественный показатель изменения самосознания;
4. Изменения самосознания под влиянием религиозного обращения имеют качественное разнообразие. Можно выделить четыре типа изменений: отрицательные изменения степени осмысленности жизни (аскетический тип), максимально положительные изменения степени осмысленности жизни (катарсический тип), амбивалентные изменения степени осмысленности жизни (кризисный тип), незначительные положительные изменения степени осмысленности жизни (позитивный тип).
Тип изменения самосознания определяется уровнем религиозности как результатом религиозного обращения. Чем выше уровень религиозности, тем выше вероятность максимально положительных изменений степени осмысленности жизни (катарсический тип). Чем выше уровень религиозности, тем меньше вероятность отрицательных и незначительных положительных изменений степени осмысленности жизни (аскетический и позитивный тип изменения самосознания);
5. С типами изменения самосознания связаны негативная и позитивная религиозная активность, выраженность компонентов религиозности. Максимально положительные изменения самосознания (катарсический тип) связаны с аффективным компонентом религиозности. Негативные последствия религиозного обращения (религиозный суицидальный терроризм) могут являться следствием отрицательных изменений самосознания (аскетический тип), которые связаны с иррациональным компонентом религиозности.
Эмпирическая база исследования. Выборку исследования составили 195 респондентов, причисляющих себя к верующим, и принадлежащих различным религиозным сообществам. Из общего числа верующих 87 (44%) мужчин, 108 (56%) женщин. Возраст респондентов располагался в интервале от 17 до 63 лет.
Апробация работы и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты работы обсуждались на всероссийских и международных научно-практических конференциях: международная заочная конференция,
посвященная 20-летию ВГИ (г. Волгоград, 2012 г.), научно-практическая конференция с международным участием «Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований» (г. Ярославль, 2011 г.), IV межвузовской научно-практической конференции с международным участием «Современное состояние и тенденции развития гуманитарных и экономических наук» (г. Волгоград, 2011 г.), международной научно-практической конференции «Человек и Религия» (г. Минск, Республика Беларусь, 2013 г.), международной научной конференции «Религия и религиозность в локальном и глобальном контексте» (г. Владимир, 2013 г.), международной научной конференции «Религия и религиозность в локальном и глобальном контексте II» (г. Владимир, 2014 г.).
Содержание диссертационного исследования было представлено на научно-методических семинарах кафедры психологии Волгоградского государственного университета и методологических семинарах Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д. Ушинского.
По теме диссертации опубликовано 15 научных статей, в том числе 5 статей в журналах, рекомендованных ВАК РФ.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, основных выводов по диссертации, заключения, библиографического списка литературы (включающего 168 источников, из которых 40 - на английском языке) и приложений.
Основное содержание работы
Во введении обоснована актуальность изучаемой проблемы, определены объект, предмет, цель и задачи исследования, сформулированы гипотеза и основные положения, выносимые на защиту, описаны теоретическая и практическая значимость, научная новизна работы.
В первой главе диссертации «Теоретический анализ проблемы самосознания в психологии» представлен обзор и выполнен анализ теоретических и экспериментальных исследований по теме диссертации.
В параграфе 1.1. «Проблема самосознания в психологии» рассматриваются основные отечественные и зарубежные подходы к изучению самосознания (Р.Бернс, А. А. Бодалев, Л.И. Божович, Л. В. Бороздина, Б. С. Братусь, У.Джеймс, И. С. Кон, Ч.Кули, А.Н. Леонтьев, Дж.Мид, В. С. Мухина, К.Роджерс, Г. Я. Розен, С. Л. Рубинштейн, В. В. Столин, Э.Фромм, К.Хорни, И. И. Чеснокова, Е. В. Шорохова, К.Г.Юнг, и др.), что позволило выявить его основные особенности как уровневого, процессуального и изменчивого психического образования.
В данном разделе подробно рассматриваются такие вопросы как психологическая природа самосознания, соотношение сознания и самосознания, личности и самосознания, самосознания как продукта и как процесса, функции самосознания (И.С. Кон, А.Н.Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, И.И.Чеснокова,
Е.В.Шорохова,). В данном разделе также излагаются различные подходы к структуре самосознания (B.C. Мерлин, А.Г. Спиркин, В.В. Столин,, И.И. Чеснокова), что позволило выработать обобщенное представление о компонентном и уровневом строении самосознания. В нашем эмпирическом исследовании мы придерживаемся точки зрения, разделяемой и развиваемой в трудах В .В .Сталина, И.И. Чесноковой. Самосознание - процесс, подразумевающий восприятие личностью многочисленных образов самого себя в различных ситуациях и в соединении этих образов в единое целостное образование (И.И. Чеснокова). Уровневое строение самосознания подразумевает, что различные процессы самосознания соотносятся с уровнями активности человека как организма, индивида и личности (В.В.Столин). Теории самосознания объединяет признание принципа непрерывности изменения самосознания на протяжении всей жизни человека.
Параграф 1.2. «Проблема изменения самосознания. Факторы изменения самосознания» посвящен анализу теоретических и эмпирических работ по проблеме изменения самосознания и его структурных составляющих под влиянием различных факторов и условий.
К анализу проблемы изменения самосознания применен нормативный и ситуативный подходы. Нормативный подход подразумевает закономерные изменения самосознания, связанные с онтогенетическим развитием. Применительно к проблеме изменения самосознания нормативный подход представлен в рамках общепсихологических исследований становления и развития самосознания в контексте онтогенетического развития личности (Л. И. Божович, И.С.Кон, В.С.Мерлин, В.С.Мухина, М. С. Неймарк, Г. А. Собиева и др.)
Ситуативный подход рассматривает ненормативные, незакономерные изменения самосознания, происходящие под влиянием различных условий и обстоятельств жизни. Ситуативный подход к изменению самосознания широко представлен в психологии, раскрывается в работах, посвященных влиянию трудных жизненных ситуаций на психологические изменения (Л.И. Анцыферова, Ф.Е. Василюк), личности в контексте экстремальности (М.Ш.Магомед-Эминов), влияние специфических, психотравмирующих событий на процессы самосознания, изменение самосознания в контексте нормативных жизненных событий и пр. В параграфе представлен анализ исследований изменения самосознания под влиянием различных факторов, что позволило описать специфику ненормативного изменения самосознания и степень изменчивости различных его компонентов (ценностных ориентации, образа-Я, смысла жизни, идентичности).
Задачей параграфа 1.3. «Категория смысла жизни как компонент самосознания» является определение психологического содержания феномена смысла жизни как компонента самосознания.
Смысл и осмысленность жизни предстает одним из центральных понятий в отечественной психологии. Данная проблематика широко представлена в работах
К.А.Абульхановой-Славской, А.Г.Асмолова, Б.С.Братуся, Ф.Е. Василюка, Л.С. Выготского, Б.В.Зейгарник, А.Н.Леонтьева, Д.А.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, В.Э.Чудновского и пр. В отечественной психологии сложились представления о становлении смысложизненных ориентаций как о важнейших условиях становления личности. В связи с этим, смысл жизни предстает не отдельно взятой психологической категорией, а компонентом самосознания, теснейшим образом связанного с такими понятиями отечественной психологии как «жизненный путь», «субъект жизни», «направленность личности» (К.А.Абульханова-Славская,
A.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, и др.). Смысл жизни, являясь компонентом самосознания, определяется как «более или менее адекватное переживание интенциональной направленности собственной жизни» (Ю.Б. Гиппенрейтер). В структуре самосознания смысл жизни представлен уровнем активности человека как личности, оказывающим влияние на нижележащие уровни самосознания. Являясь компонентом самосознания, смысл жизни представляет собой динамическую структуру, находящуюся в постоянном развитии и изменении. В качестве факторов изменения смысла жизни исследуются широкий круг социально-психологических условий и обстоятельств.
Вторая глава диссертации «Теоретический анализ феномена религиозного обращения как фактора изменения самосознания» посвящена анализу психологического содержания феномена религиозного обращения.
Параграф 2.1. «Религиозность как психологический феномен» посвящен определению психологического содержания религиозности.
Психологическое понимание религиозности задано в границах фундаментальных положений соответствующих ему основных направлений или «школ» в психологии.
В работе раскрывается психологическое содержание религиозности, представленное в бихевиористическом, психоаналитическом и гуманистическом направлениях (М.Аргайл, А.Бандура, Д.Бьюдженталь, У.Джеймс, А.Маслоу, Р.Мэй, Г.Олпорт, Б.Скиннер, В.Франкл, З.Фрейд, Э.Фромм). Представлен обзор отечественной психологии в вопросе определения религиозности (С.Белорусов, И.М.Богдановская, Б.С.Братусь, Р.М.Грановская, А.И.Демьянов, Г.Н.Мелехова,
B.И.Носович, Д.В.Ольшанский, К.К.Платонов, Д.М.Угринович, И.Н.Яблоков). Религиозность представляет собой интегральное психологическое образование, приверженность религии, отраженная в сознании и поведении. Структура религиозности определяется совокупностью религиозных свойств сознания и поведения и выражается в религиозной вере, религиозных отношениях, религиозном поведении и пр.
В параграфе 2.2. «Психологическое содержание процессов изменения религиозности» проанализирована динамическая составляющая религиозности как интегрального психологического образования. Понимание религиозности как динамической характеристики неоднократно освещалось в трудах отечественных и зарубежных авторов (С.Батсон, Б.С.Братусь, С.Белорусов, Р.М.Грановская,
А.И.Демьянов, В.И.Носович, Д.В.Ольшанский, Ф. Палоутзиан, К. Паргамент, К.К.Платонов, Э.Д. Старбак Д.М.Угринович, И.НЛблоков). Под процессом изменения религиозности понимается увеличение уровня, религиозности как приверженности элементов религии, отраженных в сознании и поведении. Уровень религиозности выражается в интенсивности проявления религиозных свойств сознания и поведения.
Традиционный взгляд на процесс изменения религиозности раскрывается в нормативном подходе (Б.С. Братусь, Л.Кириллова, Е.В. Перевезникова, А.Э. Пятинин, A.B. Романов, Е.А. Савина, Склярова Т.В., Д.М.Угринович, С.А. Черняева и др.). В нормативном подходе изменение религиозности представлено поступательным и последовательным психологическим процессом формирования и развития религиозности в контексте онтогенетического развития, происходящее под влиянием религиозных факторов. Религия понимается как социокультурный контекст, в котором происходит нормативное психологическое развитие. Изменение самосознания в процессе нормативного формирования религиозности сводится к одному из этапов этого процесса, которые в целом, соответствуют стадиям и этапам онтогенетического развития личности. В этом случае, изменение самосознания в процессе формирования и развития религиозности рассматривается в подростковом возрасте и связано с факторами религиозного воспитания и обучения (Д-М. Азаматов, A.M. Двойнин, Н.В.Моздор, Е.В. Перевозникова, Д.М.Угринович, К.В. Храмова).
Параграф 2.3. «Психологическое содержание процесса религиозного обращения» посвящен анализу теорий религиозного обращения как ненормативного психологического процесса увеличения уровня религиозности. Задачей данного параграфа является описание и объяснение религиозного обращения как психологического феномена.
Религиозное обращение является междисциплинарным понятием и исследуется в рамках различных дисциплин. В самом общем виде религиозное обращение означает переход от неверия к вере, смену религиозной ориентации или переход от одной веры в другую. В рамках психологии религиозное обращение представлено в работах С.Батсона, У.Джеймса, Э.Кларка, К. Паргамента, М.Г. Писманик, К.К. Платонова, Э.Д. Старбака, Д.М.Угриновича, С. Хилла. В психологических теориях процесс религиозного обращения описывается как инсайт (С.Батсон), катарсис (Ф.Палоутзиана, Д.М.Угринович,), разрешение внутриличностного конфликта, кризисный период нормативного развития религиозности (теории социализации), процесс смыслообразования (М. Леоне, Ф.Палоутзиан, К.Паргамент). Вне зависимости от объяснительного принципа, представленного в работах различных авторов, содержание религиозного обращения сводится к процессу актуализации или появлению религии в сознании и поведении. Проведенный анализ психологических теорий религиозного обращения позволяет сформулировать рабочее определение: религиозное обращение - это незакономерный и скачкообразный процесс увеличения степени
приверженности религии, отраженной в сознании и поведении. Незакономерный характер процесса религиозного обращения подразумевает, что религиозное обращение представляет собой быстрый и интенсивный процесс, не связанный с процессом онтогенетического развития личности, происходящий во взрослом возрасте, в отсутствие факторов религиозного воспитания и обучения. Психологическое содержание этого явления сводится к когнитивным процессам. Религиозное обращение - это психологический процесс изменения смысловой сферы, результатом которого является увеличение интенсивности проявления религиозных свойств сознания. Обобщая теории религиозного обращения, можно описать этот феномен как снятие противоречия между специфическим жизненным событием и сложившейся смысловой системой.
Третья глава диссертационной работы «Эмпирическое исследование изменения самосознания под влиянием религиозного обращения» посвящена эмпирическому исследованию влияния религиозного обращения на изменение самосознания.
Исследование проводилось в несколько этапов. На первом этапе была сформирована выборка верующих респондентов. Выборка формировалась с использованием трех методов: методика религиозности С.Хубера, метод экспертной оценки, метод субъективного шкалирования. Среди общего числа верующих были отобраны верующие с опытом религиозного обращения. Сформированная выборка была разбита на три группы в соответствие с градациями независимой переменной. В каждой группе исследовалась специфика изменения самосознания.
На первом этапе формирования выборки в нее вошли 195 респондентов. Из общего числа верующих 87 (45%) мужчин, 108 (55%) женщин. Возраст респондентов располагался в интервале от 17 до 63 лет. Влияние религиозного обращения на изменение самосознания проверялось при помощи варьирования уровня религиозного обращения, которое соответствует различным уровням религиозности. Предполагается, что повышение уровня религиозности является содержанием процесса религиозного обращения. Субъективный признак религиозного обращения был оценен при помощи анкетного опроса. Таким образом, дальнейшее исследование изменения самосознания под влиянием религиозного обращения проводилось со 152 верующими с опытом религиозного обращения. Средний уровень религиозности для обращенных в веру составил 63,0879 (ст. отклонение 13,62291).
В исследовании специфики изменения самосознания был использован психосемантический метод. В качестве единицы самосознания использовалась категория осмысленности жизни, которая характеризует самосознание на уровне активности человека как личности.
В качестве методов статистической обработки данных были использованы: описательные статистики, корреляционный анализ r-Пирсона, метод сравнения средних (Т-Стьюдента) для зависимых и независимых выборок, факторный
анализ, кластерный анализ. Для обработки результатов применялись стандартные пакеты программ статистического анализа «SPSS 18.00».
Результаты эмпирического исследования отражены в параграфе 3.3. третей главы.
1.3.1. Взаимосвязь религиозного обращения с количественными показателями изменения самосознания.
Увеличение показателя изменений осмысленности жизни связано с увеличением уровня религиозности. Чем выше показатель изменения степени осмысленности жизни, тем выше уровень религиозности.
Средние значения показателя изменений осмысленности жизни для верующих с низким уровнем религиозности составляет 1,5998, со средним уровнем религиозности составляет 1,7298, с высоким уровнем религиозности 2,0419 (рисунок 1).
Метод парных сравнений t-Стьюдента показал, что существуют значимые различия в средних значениях степени изменений осмысленности жизни для низкого, среднего и высокого уровня религиозности (р=0.000).
1.5 1
0,5 0
■средние значения изменений
низкий ОУР средний высокий ОУР ОУР
Рисунок 1. Показатели изменения самосознания при разных уровнях религиозности
Условные обозначения: ОУР - общий уровень религиозности; в баллах
Таким образом, религиозное обращение связано с изменением степени осмысленности жизни. Увеличение уровня религиозности как результата религиозного обращения связано с увеличением показателя изменения в степени осмысленности жизни. Чем выше уровень религиозности, тем сильнее выражены изменения в степени осмысленности жизни (на уровне значимости р<0.01). Можно заключить, что психологическим содержанием религиозного обращения
как процесса ненормативного увеличения уровня религиозности является изменение самосознания.
1.3.2. Качественные изменения самосознания под влиянием религиозного обращения.
Для выявления качественной специфики изменения самосознания были использованы данные психосемантического метода. В качестве статистической процедуры обработки данных был использован кластерный анализ. Результаты кластерного анализа показали 4 кластера, соответствующие различным изменениям осмысленности жизни в результате религиозного обращения.
□ аскетический
тип 10 кризисный
В позитивный
■ катарсический
частота встречаемости типа
Рисунок 2. Частота встречаемости типа изменения самосознания Условные обозначения: в процентах
Аскетический тип. Изменения происходят в сторону уменьшения смысловой наполненности во всех сферах жизни (2%). Последствием религиозного обращения в данном случае является так называемое «служение». Для верующего свойственно смирение, а также сопровождающее его чувство вины. Уменьшение степени осмысленности жизни во всех ее сферах воспринимается верующим как благо.
Кризисный тип изменений характеризуется тем, что в результате религиозного обращения в некоторых сферах жизни верующий отмечает увеличение степени осмысленности, а в некоторых - уменьшение (3%). Данная группа верующих отмечает изменения в сфере преодоления болезней. Преобладают такие эмоции как чувство вины. По-видимому, данный религиозный опыт связан с отрицательными жизненными событиями, как детерминирующими обращение человека в веру. Можно предположить, что кризисный характер изменений связан с незавершенностью самого процесса обращения. Смысловая
сфера потенциального новообращенного находится в состоянии разрушения и существенных трансформаций, вызванных трудной жизненной ситуацией.
Позитивный тип изменений характеризуется небольшим увеличением смысловой наполненности во всех сферах жизни (40%). По позитивному типу изменяются такие сферы осмысленной жизни как сфера достижений, сфера духовности, сфера совладания с трудностями, сфера общественных отношений.
Катарсический тип изменений смысловой сферы характеризуется максимальным увеличением смысловой наполненности во всех сферах жизни (55%). Специфика катарсического типа обращения заключается в резкой разрядке высокого эмоционального напряжения. В результате религиозного обращения происходит максимальная наполненность смыслом в таких сферах как: сфера личных отношений, сфера достижений, сфера общественных отношений, сфера совладания с трудностями, сфера духовности (Рисунок 2).
1.3.3. Взаимосвязь типов изменения самосознания с уровнями религиозности.
Для определения взаимосвязи типов изменения самосознания с уровнем религиозности кластеры были преобразованы в номинативную переменную. Далее с использованием кросстабуляции была выявлена взаимосвязь типов изменения самосознания с уровнем религиозности.
Уровень значимости взаимосвязи типов изменения самосознания с уровнем религиозности составляет р=0.054. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Взаимосвязь уровня религиозности с типами изменения самосознания
Уровни религиозности
1 2 3 Всего
Типы изменения аскетический 2 0 3
самосознания катарсический 13 21 44 84
кризисный 3 0 2 5
позитивный 32 24 4 60
Всего 50 52 50 152
Условные обозначения: уровни религиозности 1 — низкий уровень религиозности, 2 — средний уровень религиозности, 3 — высокий уровень религиозности
Таким образом, увеличение уровня религиозности как результата религиозного обращения связано с увеличением вероятности изменения самосознания по катарсическому типу и уменьшением вероятности изменения самосознания по позитивному и аскетическому типу. Кризисный тип изменения
самосознания характерен для низкой и высокой степени религиозного обращения (Рисунок 3).
аскетический тип
—• - кризисный тип
' "•■"■" катарсический тип
позитивный тип
Рисунок 3. Типы изменения самосознания при разном уровне религиозности
Условные обозначения: ОУР - общий уровень религиозности; в процентах
Катарсический тип изменения самосознания, по-видимому, связан с резкой разрядкой длительного высокого эмоционального напряжения. Религиозное обращение как актуализация и появление религии в сознании соответствует разрешению эмоционального напряжения и по своему психологическому содержанию представляет собой процесс катарсиса.
1.3.4. Взаимосвязь типов изменения самосознания с когнитивным, поведенческим, аффективным компонентами религиозности при разных уровнях религиозности.
Далее был произведен дисперсионный анализ типов изменений самосознания с компонентами религиозности, а также типов изменения самосознания, характерных для каждого уровня религиозности с компонентами религиозности.
Высокий уровень религиозности.
Существуют значимые различия в аффективном компоненте религиозности в различных типах изменений самосознания (р=0.023). Наиболее высокий аффективный компонент представлен в катарсическом типе изменений самосознания (таблица 2).
Таблица 2
Сравнение средних значений аффективного компонента религиозности при различных типах изменения самосознания
Средние значения аффективного компонента в четырех типах изменений
Аскетический тип изменений 4,0000
Катарсический тип изменений 7,3640
Кризисный тип изменений 4,3438
Позитивный тип изменений 4,9156
Это означает, что для верующего важнейшим становится аспект восприятия высших сил, прямой контакт со сверхъестественной реальностью. Эмоциональная основа катарсического типа изменения самосознания объясняется характером изменений. Катарсическому типу изменения самосознания могут сопутствовать эмоции эйфории, радости, связанные с разрядкой сильного и длительного состояния напряжения и фрустрации. Эти эмоции атрибутируются Богу, благодаря которому, по мнению верующего, происходит разрешение всех противоречий.
□ аскетический тип В катарсический тип В кризисный тип 0 позитивный тип
Рисунок 4. Средние значения аффективного компонента религиозности при различных типах изменения самосознания Условные обозначения: в баллах
Низкий уровень религиозности.
Низкий уровень религиозности характеризуется такими изменениями самосознания как позитивный, катарсический, кризисный и аскетический типы. Однофакторный дисперсионный анализ показал, что существуют значимые
различия во взаимосвязи типов изменения самосознания с иррациональным компонентом религиозности (р=0.0011). Наиболее выражен иррациональный компонент религиозности при аскетическом типе изменения самосознания (т=26.3167), далее при кризисном типе изменений самосознания (т=25.4833), позитивном типе (т=19.4490), катарсическом типе (т=15.9064) (Рисунок 5).
□ аскетический тип Щ катарсический тип 83 кризисный тип 0 позитивный тип
Рисунок 5. Выраженность иррационального компонента религиозности для каждого типа изменения самосознания при низком уровне религиозности Условные обозначения: в баллах
типы изменения самосознания
1.3.5. Религиозный суицидальный терроризм в контексте предмета исследования.
Аскетический тип изменения самосознания может потенциально являться основой деструктивных форм поведения. На фоне потери смысловой наполненности всех сфер жизни, центральным для верующего становятся отношения с Богом. Возникает мотив служения. В традиционном православии, например, служение подразумевает практику аскезы, постоянное совершенство в добровольной депривации и мученичество в качестве средства приближения к Богу. Радикальный ислам не подразумевает разрыва между мирской и духовной жизнью, а социальные, индивидуальные, общественные, политические, религиозные аспекты жизни рассматриваются в единстве. Идеология радикального ислама стремится к установление законов шариата (от араб, прямой, правильный путь) во всем мире, в борьбе с несовершенством мира и моральным упадком современного западного общества. В качестве дальнейших действий как стремлении избавиться от этого несовершенства и приблизиться к Аллаху возникает тема очистки, жертвы и установлении законов Бога на земле.
Аскетические изменения самосознания, как потеря смысловой наполненности всех сфер жизни и возникновение смысла жизни в отношениях с
Богом также вызывает мотив служения. Однако в данном случае он выражается в принятии на себя роли того, кто совершит акты очистки и жертвоприношения. Совершение террористических актов для верующего становится формой служения. Это форма служения подразумевает крайнюю «форму добровольной депривации» - лишении себя жизни. Однако через такое служение верующий попадает в рай и достигает конечной цели. Более того, среди радикальных исламистов есть убеждение, что, будучи шахидом террорист не просто приблизиться к Богу, а войдет в рай как один из самых почитаемых святых (лишь на ступень ниже пророков).
Общие выводы
1. В работе было установлено, что религиозный контекст является существенным фактором изменения самосознания. Эти изменения являются содержанием процессов изменения религиозности как увеличения уровня приверженности религии, отраженных в сознании и поведении. Нормативные изменения религиозности представлены поступательным и закономерным процессом формирования и развития религиозности, связанного с онтогенетическим развитием и происходящее под влиянием религиозных факторов (религиозного воспитания, религиозной семьи).
2. Ненормативные изменения религиозности представлены феноменом религиозного обращения, которое определяется как незакономерный и скачкообразный процесс увеличения уровня религиозности. С психологической точки зрения религиозное обращение может представлять собой процесс разрешения внутриличностного конфликта, либо выход из трудной жизненной ситуации, который сопровождается актуализацией или появлением религии в сознании. Религиозное обращение сопровождается существенными изменениями мотивационной, поведенческой, эмоциональной и когнитивной сфер.
3. Увеличение уровня религиозности в 78% случаев детерминировано религиозным обращением как ненормативным психологическим процессом динамики религиозности. Чем выше уровень религиозности, тем выше процент вероятности, что в субъективном опыте верующего представлено религиозное обращение как процесс перехода от неверия к вере.
4. В исследовании доказано, что в результате религиозного обращения происходит изменение самосознания личности. Религиозное обращение можно определить как психологический процесс ненормативного изменения самосознания личности, связанного со скачкообразным и незакономерным процессом увеличения уровня религиозности. Уровень изменения самосознания (количественный показатель изменений) связан с увеличением уровня религиозности как приверженности религии.
5. Выявлена типология религиозного обращения как психологического процесса ненормативного изменения самосознания, связанного с увеличением
уровня религиозности: аскетический, кризисный, катарсический и позитивный типы. Для каждого типа характерно специфическое содержание изменений осмысленности жизни. Для аскетического типа изменения характерно уменьшение смысловой наполненности всех сфер жизни. Для кризисного типа изменения характерны амбивалентные изменения осмысленности жизни. Позитивный тип характеризуется незначительными положительными изменениями в степени осмысленности жизни. Специфика катарсического типа состоит в максимальных положительных изменениях осмысленности жизни.
6. Доказано, что тип изменения самосознания определяется уровнем религиозности как результатом процесса религиозного обращения. По мере увеличения уровня религиозности растет вероятность изменения самосознания по катарсическому типу. Это может означать, что религиозное обращение связано с процессом разрядки высокого эмоционального напряжения, вызванного специфическими событиями или трудными жизненными ситуациями.
7. Выдвинута и доказана гипотеза о взаимосвязи изменения самосознания с когнитивной, эмоциональной и поведенческой религиозной активностью. В этом случае изменения самосознания как ключевой элемент процесса обращения позволяет объяснить обобщенный и радикальный характер изменений, связанных со специфической религиозной активностью, в том числе и деструктивной. Катарсический тип изменения самосознания связан с аффективным компонентом религиозности. В религиозности такого верующего преобладает эмоциональная связь с трансцендентным миром, отмеченная положительными эмоциями. Аскетический тип изменения самосознания связан с иррациональным компонентом религиозности и может являться предпосылкой деструктивных форм религиозности, в частности, религиозного суицидального терроризма.
Основное содержание диссертационного исследования отражено в следующих публикациях автора
Публикации в журналах, включенных в перечень научных рецензируемых журналов и изданий
1. Буланова, И.С. Смысловое содержание религиозной конверсии [Текст] / И.С. Буланова//Религиоведение. - 2013. - Т.4. - с.132-138. - 0,51 п.л.
2. Буланова И.С. Специфика религиозной конверсии как психологического феномена [Текст] / И.С. Буланова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2014. - № 2 - с. 114-116. - 0,35
3. Буланова И.С. Типология личностных изменений в контексте религиозной конверсии [Текст] / И.С. Буланова // В мире научных открытий. -2014. -№111 (59).-с.434-446.-0,43 п.л.
4. Буланова, И.С. Аппликация внутренних компонентов религиозности в религиозном опыте верующих [Текст] / И.С. Буланова // Вестник Тверского' государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - 2013. - № 4. ■ с. 123-128.-0,41 п.л.
5. Буланова, И.С. Психологическое объяснение мотивации религиозного суицидального терроризма [Текст] / И.С. Буланова, А.Ю. Чернов // Вестник Волгоградского государственного университета, Серия 7, Философия, социология и социальные технологии. - 2013. - № 2 (20). - с. 115-120. - 0,47 п.л. (авторское участие 70%. - 0,32 п.л.)
Монографии и главы в монографиях
6. Буланова, И.С. Религиозное обращение как фактор изменения самосознания [Текст] / И.С. Буланова // 750 определений религии: история символизации и интерпретаций. Коллективная монография под ред. Е.И. Аринина / Владимирский государственный университет. Владимир, 2014. - 397-423 с. - 1,22 пл.
Статья в других научных сборниках, научно-практических журналах
7. Буланова, И. С. Качественное исследование смыслового содержания религиозной конверсии [Текст] / И. С. Буланова, А. Ю. Чернов // Актуальные проблемы психологии : сборник статей Международной заочной конференции, посвященной 20-летию ВГИ (филиал) / отв. ред. О. Н. Макаренко. - Волгоград, 2012. - С. 111-120. - 0,53 п.л. (авторское участие 50% - 0,26 п.л.)
8. Буланова, И.С. Нарративный анализ текстов об обретении Бога [Текст] / И.С. Буланова // Психологический коллаж: между психоанализом и экзистенциализмом : сборник научных статей участников VI Всероссийского молодежного психологического форума, Волгоград 8-13 апреля 2011 / Российская ассоциация студентов-психологов, ВолГУ. - Волгоград, 2011. - С. 19-27. - 0,41 п.л.
9. Буланова, И.С. Интеграция психологических теорий в объяснении религиозного опыта [Текст] / И.С. Буланова, А.Ю. Чернов // Вестник ВолГУ. Серия 11. 2011. № 1 (1), с. 72-79. - 0,67 пл. (авторское участие 50% - 0,33)
10. Буланова, И.С. Психология религии и развитие религиозной толерантности [Текст] / И.С. Буланова // Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований: сборник научных статей / под научн. ред. Н.В.Новикова, Н.В.Нижегородцевой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. - 357 е., с. 45-47. - 0,27 п.л.
11. Буланова, И.С. Классификация типов религиозного опыта [Текст] / И.С. Буланова, А.Ю. Чернов // Вестник ВолГУ. Серия 11, 2011 № 2 (2), с. 82-87. - 0,47 п.л. (авторское участие 30% - 0,14 пл.)
12. Буланова, Й.С. К психологическому пониманию религиозной конверсии: аналогия креативности [Текст] / И.С. Буланова // Современное состояние и тенденции развития гуманитарных и экономических наук: сборник научных трудов IV межвузовской научно-практической конференции с международным участием, Волгоград./Редколл.: ЛА.Демидова, В.Н.Чайкин и др., Волгоградское научное из-во, 2012.-363 е., с. 154-159. - 0,33 пл.
13. Буланова, И.С. Специфика сбора данных в исследовании религиозных явлений [Текст] / И.С. Буланова // Человек и Религия: Материалы международной научно-практической конференции г. Минск, Республика Беларусь : изд. центр БГУ, 2013. - с.315-320. - 0,26 п.л.
14. Буланова, И.С. Структурные характеристики религиозной конверсии [Текст] / И.С. Буланова // СВЕЧА-2013. Том 24. Сб. материалов международной научной конференции «Религия и религиозность в локальном и глобальном контексте», г. Владимир, ВлГУ - с. 105-113. - 0,36 пл.
15. Буланова, И.С. Специфика религиозности в зависимости от типа религиозной конверсии [Текст] / И.С. Буданова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С.Пушкина. - 2014. - Том 5. № 1. - С. 146155.- 0,53 пл.
Подписано в печать 18.03 2015 г. Формат 60x84/16. Бумага офсетная. Гарнитура Тайме. Усл. печ. л. 1,2. Тираж 100 экз. Заказ 70.
Издательство Волгоградского государственного университета. 400062 Волгоград, просп. Университетский, 100. E-mail: izvolgu@volsu.ru