Темы диссертаций по психологии » Педагогическая психология

автореферат и диссертация по психологии 19.00.07 для написания научной статьи или работы на тему: Динамика ценностных и смысложизненных ориентаций молодежи в полиэтнической образовательной среде

Автореферат по психологии на тему «Динамика ценностных и смысложизненных ориентаций молодежи в полиэтнической образовательной среде», специальность ВАК РФ 19.00.07 - Педагогическая психология
Автореферат
Автор научной работы
 Хайбулаева, Айшат Гамзатовна
Ученая степень
 кандидата психологических наук
Место защиты
 Махачкала
Год защиты
 2015
Специальность ВАК РФ
 19.00.07
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Динамика ценностных и смысложизненных ориентаций молодежи в полиэтнической образовательной среде"

На правах рукописи

Хайбулаева Айшат Гамзатовна

ДИНАМИКА ЦЕННОСТНЫХ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Специальность 19.00.07-«Педагогическая психология»

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени кандидата психологических наук

2 3 СЕН 2015

•о

Махачкала — 2015

005562437

Рабата выполнена на кафедре психологии ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет».

Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор,

заведующий кафедрой психологии ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»

Далгатов Магомед Магомедаминович.

Официальные оппоненты: Солдатова Галина Уртанбековна,

доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии личности ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова»;

Слспко Юрий Николаевич,

кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского».

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Российский государственный

педагогический университет им. А.И. Герцена».

Защита диссертации состоится «11» ноября 2015 года в 16-00 час. на заседании совета Д 212.307.07 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского» по адресу: 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 108, ауд. 203.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского» и на сайте http://yspu.org.

Отзывы об автореферате присылать по адресу: 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 108, ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, кафедра общей и социальной психологии.

Автореферат разослан «10» сентября 2015 г.

Ученый секретарь ///7 fí

диссертационного совета Огородникова Лариса Анатольевна

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Ускорение социальной динамики и структурные изменения в российском обществе в настоящее время привели к трансформации общественных идеалов и индивидуальных ценностей. В современных условиях «кризиса ценностей» и отсутствия общепризнанной идеологии представления о культурно одобряемом поведении размываются, а выбор моделей поведения опирается на иерархию индивидуальных ценностей, смысложизненные ориентации личности. Таким образом, изучение ценностей и смысложизненных ориентации личности позволяет получить представление о тенденциях в изменении социальных норм, установок и стратегий поведения. В этой связи особое внимание привлекает молодежь, поскольку она наиболее динамична и чутко реагирует на социальные перемены. Вместе с тем в этом возрасте активно развивается система личностных смыслов и происходит порождение новых смысловых структур.

В психологических исследованиях ценности рассматриваются как жизненные цели, смыслы и идеалы, задающие общую направленность деятельности, а личностные ценности как одна из форм существования ценностей. При этом большинство авторов не проводит различия между личностными ценностями и ценностными ори-ентациями, часто рассматривая их как синонимы. Вслед за М.С. Яницким и A.B. Серым мы рассматриваем ценностные ориентации как систему индивидуальных установок, убеждений, предпочтений, опосредованных личностными смыслами, выражающуюся также в поведении.

Смысложизненные ориентации человека рассматриваются в психологии как результат осознания ценностей, целей и смысла собственной жизни, в тесной связи с понятиями «ценностные ориентации», «жизненные цели» и «смысл жизни». В.Э. Чудновский определяет смысложизненные ориентации как целостную систему сознательных и избирательных связей, отражающих направленность личности, наличие жизненных целей, осмысленность выборов и оценок, удовлетворенность жизнью (самореализацией) и способность брать за нее ответственность, влиять на ее ход. Другое значение этого понятия связано с тестом смысложизненных ориентации (СЖО) Д.А. Леонтьева, созданным на основе адаптации теста «Цель в жизни» Д. Крамбо и Л. Махолика, являющегося, в свою очередь, операционализацией теории стремления к смыслу В. Франкла. Понятие смысла широко используется в дея-тельностном подходе. Согласно А.Н. Леонтьеву, личностный смысл порождается отношением мотива к цели. В концепции Б.С. Братуся смысл представлен как сложная динамическая система, которая и обусловливает всю жизнедеятельность человека. Д.А. Леонтьев рассматривает смысл как «принцип регуляции поведения человека его жизненным миром как целым».

Проблема формирования и динамики ценностных и смысложизненных ориентации личности рассматривается в исследованиях в контексте общих закономерностей психического развития, в непосредственной связи с особенностями возрастного развития на различных его стадиях. Исследователи представляют формирование ценностных ориентации личности как результат взаимодействия развивающихся мыслительных структур с постепенно расширяющимся социальным опытом (Ж. Пиаже); как результат интериоризации, перехода от интерпсихического (соци-

ального) к интрапсихическому индивидуальному способу жизни человека (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев).

Отмечается, что в юношеском возрасте система ценностных ориентации приобретает подлинно регулятивные функции (Л.И. Божович), складывается собственное мировоззрение человека, создающее возможность формирования внутренней, автономной системы ценностей. Однако динамическая система ценностных ориентации не останавливается в своем развитии, кризисы развития приводят к переосмыслению жизненных целей, смене характера деятельности и межличностных взаимоотношений и к определенной трансформации системы ценностей (М.С. Яницкий). В качестве средовых факторов формирования индивидуальной системы ценностей исследователи выделяют семью, школу, трудовой коллектив, выступающие как «трансляторы социального опыта», норм и ценностей (Г.М. Андреева); указывается на возрастающее влияние СМИ и массовых информационных процессов на ценностные ориентации личности (А.Г. Асмолов и др.).

В многочисленных исследованиях, посвященным ценностным и смысложиз-ненным ориентациям современной молодежи, представлена противоречивая картина влияния социальных перемен на трансформацию ценностей, что может объясняться, прежде всего, различиями в методических подходах к исследованию и в теоретических основаниях, с которых интерпретируются эмпирические данные. Тем не менее, в этих исследованиях прослеживаются общие тенденции в изменении ценностно-смысловой сферы молодежи в различных социальных условиях. Однако, несмотря на множество исследований ценностей, в том числе учитывающих различные средо-вые и социально-психологические условия, недостаточно исследована роль поликультурного и полиэтнического окружения, в частности, влияние полиэтнической образовательной среды вуза на динамику ценностных и смысложизненных ориента-ций современной молодежи. Исходя из этого определена цель нашего исследования.

Цель исследования - определить общую структуру и динамику ценностных и смысложизненных ориентации выпускников общеобразовательных школ с этнически однородным и смешанным составом обучающихся в полиэтнической образовательной среде вуза.

Объект исследования - ценностные и смысложизненные ориентации молодежи.

Предмет исследования - влияние полиэтнической образовательной среды вуза на динамику ценностных и смысложизненных ориентации выпускников общеобразовательных школ с этнически однородным и смешанным составом обучающихся.

Гипотеза исследования: имеются различия в структуре и динамике ценностных и смысложизненных ориентации выпускников школ с этнически однородным и смешанным составом обучающихся в полиэтнической образовательной среде вуза:

1. В моноэтнической образовательной среде молодежь больше привержена консервативным и просоциальным ценностям. Для молодежи в полиэтнической образовательной среде более высокую значимость имеют самостоятельность и открытость изменениям.

2. При переходе из моноэтнической образовательной среды школы в полиэтническую среду вуза возрастает значимость ценностей самостоятельности и открытости изменениям, а также осмысленность жизни. У молодежи, перешедшей из по-

лиэтнической образовательной среды школы в полиэтническую среду вуза, возрастает приверженность ценностям терпимости и понимания. Задачи исследования:

1. Осуществить теоретический обзор проблемы ценностных и смысложизненных ориентаций современной молодежи.

2. Определить общую структуру и динамику ценностных и смысложизненных ориентаций молодежи при переходе из школы в вуз.

3. Выявить особенности ценностей и смысложизненных ориентаций старшеклассников в моноэтнической среде и их динамику в полиэтнической образовательной среде вуза.

4. Выявить особенности ценностей и смысложизненных ориентаций старшеклассников в полиэтнической среде и их динамику в полиэтнической образовательной среде вуза.

5. Разработать практические рекомендации по оптимизации образовательной среды с учетом ее этнической однородности и полиэтничности.

Теоретической и методологической основой исследования послужили культурно-историческая теория психического развития (JI.C. Выготский), деятельност-ный подход в психологии (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), теория стремления к смыслу В. Франкла, концепции «цели в жизни» Дж. Крамбо и J1. Махолика, смысла жизни Б.С. Братуся, смысловой установки личности А.Г. Асмолова, психологии смысла Д.А. Леонтьева, смысложизненных ориентаций В.Э. Чудновского, эволюционная концепция личности и развития духовности В.Д. Шадрикова, становления личности в профессиональной деятельности Ю.П. Поваренкова, принципы системо-генетического подхода к исследованию личности и деятельности (В.Н. Дружинин, A.B. Карпов, Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков). А также концепции усвоения социальных ценностей (Г.М. Андреева, Е.П. Белинская, Л.И. Божович, A.B. Петровский, Ж. Пиаже, В.И. Слободчиков, др.); теоретические концепции ценностей (С.С.Бубнова, Н.В. Клюева, Д.А. Леонтьев, A.B. Серый, М.С. Яницкий, M. Rokeach, S. Schwartz, W. Bilsky, др.); представление о взаимосвязи личностных ценностей, атрибуции достижений и успешности учебной и педагогической деятельности (М.М. Далгатов, П.Ш. Магомедов).

Методы исследования. Методы получения информации: аналитический обзор литературы по проблеме исследования, беседа, тестирование. Методы обработки эмпирических данных: корреляционный анализ, кластерный анализ, дисперсионный анализ (ANOVA). Обработка данных проводилась с помощью статистической системы SPSS-13.

Методики эмпирического исследования. Методика изучения личностных ценностей Ш. Шварца (Карандашев В.Н., 2004); опросник «Жизненные цели» Э. Диси, Р. Райана в адаптации Н.В. Клюевой и В.И. Чиркова; методика диагностики индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности (Бубнова С.С., 2006); тест смысложизненных ориентаций (СЖО) (Леонтьев Д.А., 2000).

Организация исследования. Эмпирическое исследование проводилось в 2011- 2014 гг. Всего было охвачено исследованием 286 человек (132 юноши и 154 девушки) в возрасте от 16 лет до 21 года, представляющие моноэтнические районы (128 чел.) и полиэтнический Кизлярский район Республики Дагестан (158 чел.).

Общая выборка состояла из следующих групп:

- учащиеся 11 классов сельских общеобразовательных школ Казбековского, Гумбетовского районов (аварцы) и Ахтынского района (лезгины) Республики Дагестан (всего 64 учащихся: 30 юношей, 34 девушки) - моноэтническая группа старшеклассников;

- учащиеся 11 классов сельских общеобразовательных школ Кизлярского района Республики Дагестан (аварцы, даргинцы, лезгины, кумыки, русские, табасаранцы (70 учащихся: 32 юноши, 38 девушек) - полиэтническая группа старшеклассников;

- студенты 4-х курсов различных вузов Дагестана (152 студента: 70 юношей, 82 девушки), в том числе 64 студента (30 юношей, 34 девушки), выходцы из моноэтнических сельских поселений.

Достоверность и надежность полученных результатов определяется методологическими принципами, положенными в основу исследования, теоретической обоснованностью проблемы, адекватностью методов и методик исследования, репрезентативностью выборки, применением к полученным результатам методов ма-тематико-статисгической обработки.

Научная новизна исследования. В диссертационном исследовании впервые подвергнуты сравнительному изучению ценностные и смысложизненные ориентации молодежи в этнически однородной и полиэтнической образовательной среде. Выявлены различия в ценностных и смысложизненных ориентациях молодежи в моно- и полиэтнической среде и их динамика при переходе в полиэтническую образовательную среду вуза.

Установлено, что в системе ценностей современной молодежи преобладают ценности сохранения и общности, менее значимы ценности открытости изменениям, а отвергаемыми являются ценности самовозвышения. Зафиксировано, что структура ценностей молодежи характеризуется дисгармоничностью, в ней доминируют противоположные мотивационные типы (сохранения и открытости изменениям).

Выявлено, что фактор моно - и полиэтнической образовательной среды влияет на предпочтение ценностей «конформность», «доброта», «универсализм», «самостоятельность», «безопасность» — по Шварцу; «материальное благосостояние», «социальный статус» - по С.С. Бубновой. Для молодежи в полиэтнической образовательной среде более высокую значимость имеют доминирующие ценности «доброта», «универсализм», «самостоятельность», среди ценностей среднего слоя - «социальная активность», «любовь» и «познание нового». Молодежь, перешедшая из моноэтнической в полиэтническую среду, проявляет большую осмысленность жизни: сравнительно высокая осмысленность «целей жизни» и оценка «процесса жизни». Разработаны практические рекомендации по оптимизации образовательной среды с учетом ее этнической однородности и полиэтничности.

Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования расширяют теоретические представления о взаимосвязях в структуре ценностей и смысложизненных ориентаций, а также о влиянии полиэтнической образовательной среды на динамику ценностей и смысложизненных ориентаций молодежи.

Подтверждено, что доминирование ценностей сохранения и отвержение индивидуалистических ценностей обусловлено высокой потребностью в безопасности,

которая удовлетворяется через стремление к общности, но не к достижениям и высокому социальному статусу.

Конкретизировано представление о том, что изменение традиционного уклада жизни, предполагающего большую зависимость от окружения, и необходимость саморегуляции поведения в условиях этнически неоднородной среды определяют большую самостоятельность молодежи, перешедшей из моноэтнической в полиэтническую образовательную среду. При этом этнокультурная неоднородность образовательной среды актуализирует потребность личности в приспособлении и принятии и способствует развитию межличностной чувствительности и толерантности, преодолению традиционных стереотипов.

Обнаруженные различия в структуре ценностей и смысложизненных ориентации молодежи в полиэтнической и этнически однородной среде указывают на перспективность исследования роли этнокультурной неоднородности образовательной среды в формировании ценностей и смысложизненных ориентации и развитии благоприятных личностных качеств обучающихся.

Практическая значимость исследования. Результаты данного исследования могут найти применение в психологическом сопровождении обучающихся, в психо-профилакгической и коррекционно-развивающей деятельности психологических служб системы образования. Полученные данные подтверждают позитивную роль полиэтнической образовательной среды в развитии ценностно-смысловой сферы обучающихся и указывают на необходимость формирования в образовательных учреждениях учебных групп с учетом этнического фактора, поддержания относительно равного соотношения численности представителей различных этносов, что особенно важно для образовательных учреждений с полиэтническим составом детей.

Данные об особенностях структуры ценностей и смысложизненных ориентации молодежи в этнически однородной и полиэтнической образовательной среде позволяют наметить пути коррекции и гармонизации системы индивидуальных ценностей и смысложизненных ориентаций обучающихся. При этом следует исходить из того, что процесс формирована ценностно-смысловой сферы у старшеклассников и студентов является незавершенным. Важно учесть, что в полиэтнической образовательной среде молодежи более конформно в межличностном взаимодействии, чем в этнически однородных группах, а этнокультурные различия актуализируют потребность личности в приспособлении и принятии, стереотипы межэтнического восприятия в полиэтнической среде преодолеваются легче, что способствует возникновению благоприятных условий для развития межличностной чувствительности и толерантности.

Положения, выносимые на защиту: 1. В полиэтнической образовательной среде для старшеклассников более значимы ценности, отражающие стремление к открытости и достижениям (социальная активность, самостоятельность и достижения), у них выше показатели осмысленности жизни. В моноэтнической среде старшеклассники больше привержены традиционным ценностям (конформности, доброте, безопасности, традициям). Таким образом, полиэтническая образовательная среда в целом более благоприятна для проявления самостоятельности и открытости изменениям.

2. При переходе из моноэтнической образовательной среды школы в полиэтническую среду вуза ценностные типы доброта, универсализм и самостоятельность приобретают для молодежи большую значимость, более высокое место в иерархии занимают ценности-идеалы любовь и познание нового, повышаются показатели всех шкал смысложизненных ориентаций. Относительно высокую самостоятельность молодежи, перешедшей в полиэтническую образовательную среду, можно рассматривать как следствие необходимости большей саморегуляции поведения в условиях изменения традиционного уклада жизни.

3. Для молодежи, перешедшей из полиэтнической среды школы в образовательную среду вуза, возрастает значимость ценностных типов, как конформность, доброта и универсализм, а также общения-, снижается значимость ценностей-идеалов материальное благосостояние и социальный статус. Таким образом, в полиэтнической образовательной среде вуза ценности молодежи в большей степени приобретают просоциальный характер.

4. Молодежь, перешедшая из моноэтнической в полиэтническую среду, имеет более высокие показатели осмысленности жизни, тогда как для студентов, перешедших в вуз из полиэтнической среды школы, показатели осмысленности жизни несколько снижаются, что отражает выявившуюся тенденцию к снижению социальной активности и стремление к достижениям студенческой молодежи по сравнению со старшеклассниками.

Апробация результатов исследования. Материалы исследования докладывались на заседаниях кафедры психологии Дагестанского государственного педагогического университета, на семинарах аспирантов и соискателей. Результаты исследования были представлены в различных научно-практических конференциях и научных сессиях. По данной проблеме опубликовано 7 статей и тезисов, в том числе 3 - в рецензируемых журналах ВАК.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 143 источника, из которых на английском языке - 8. Объем основного текста диссертации составляет 193 страницы, в том числе 68 таблиц и 47 рисунков.

Основное содержание работы

Во введении обоснована актуальность исследования, сформулированы объект, предмет, цель, гипотеза и задачи исследования, определены методологическая, теоретическая и методическая база диссертационной работы, её научная новизна, теоретическая и практическая значимость, даны положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Проблема ценностных и смысложизненных ориентации молодежи в психологических исследованиях» рассматриваются понятия «личностные ценности» и «смысложизненные ориентации личности», а также проблема формирования, трансформации и динамики ценностных и смысложизненных ориентаций личности, поставлена проблема влияния полиэтнической образовательной среды на динамику ценностных и смысложизненных ориентаций молодежи.

Первый параграф «Понятия «личностные ценности» и «смысложизненные ориентации личности» в психологии» посвящен анализу указанных понятий.

В первом пункте первого параграфа «Личностные ценности и ценностные ориентации» представлены различные подходы к интерпретации понятия «лич-

ностные ценности». Показано, что в психологических исследованиях ценности рассматриваются как жизненные цели, смыслы и идеалы, задающие общую направленность деятельности, а личностные ценности - как одна из форм существования ценностей, наряду с социальными идеалами и предметно воплощёнными ценностями. Личностные ценности проявляются не только в процессе осуществления той или иной деятельности, но уже на этапе порождения конкретно-ситуативных мотивов, отражаясь в их структуре и смысловой характеристике (Д.А. Леонтьев). Понятие личностные ценности располагается в ряду таких понятий, как идеалы, убеждения, установки, мотивы и потребности. Показано, что большинство авторов не проводит различия между личностными ценностями и ценностными ориентациями, часто рассматривая эти понятия как синонимы. Вместе с тем ценностные ориентации понимаются как направленное отношение к целям жизнедеятельности и к средствам удовлетворения этих целей (Г.М. Андреева); как избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система индивидуальных установок, убеждений, предпочтений, опосредованных личностными смыслами (A.B. Серый, М.С. Яницкий). Система ценностных ориентации личности обладает многоуровне-востью, проявляющейся в ее иерархическом строении, и многомерностью, заключающейся в том, что она «включает в себя разные содержательные аспекты, обусловленные влиянием разных типов и форм социальных отношений» (С.С. Бубнова).

Во втором пункте первого параграфа «Смысложизненные ориентации личности как психологический конструкт» представлены основные подходы к интерпретации понятия «смысложизненные ориентации».

Смысложизненные ориентации человека рассматриваются в психологии как результат осознания ценностей, целей и смысла собственной жизни, в тесной связи с понятиями «ценностные ориентации», «жизненные цели» и «смысл жизни», исходя из того, что ценности - это осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни (Б.С. Братусь). Выделяется два основных значения понятия «смысложизненные ориентации личности». В первом значении оно аналогично понятию «ценностные ориентации» и обозначает определяющие жизненные цели человека, выражающие то, что является для него наиболее важным и обладает личностным смыслом (М.С. Яницкий, A.B. Серый). Второе значения этого понятия связано с тестом смыс-ложизненных ориентаций (СЖО), разработанным Д.А. Леонтьевым на основе адаптации теста «Цель в жизни» Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Последний, в свою очередь, является операционализацией теории стремления к смыслу Виктора Франкла, согласно которому неудача в поиске человеком смысла своей жизни (экзистенциальная фрустрация) и вытекающее из нее ощущение утраты смысла (экзистенциальный вакуум) являются причиной особого рода душевных заболеваний -ноогенных неврозов. В результате этого человек оказывается в ситуации неопределённости, в скуке и апатии, когда «никакие условности, традиции и ценности не говорят, что ему должно делать» (В. Франкл).

Понятие смысла также широко используется в деятельностном подходе. Согласно А.Н. Леонтьеву личностный смысл порождается отношением мотива к цели; мотивы придают сознательному отражению субъективную окрашенность, выражая значение отражаемого для самого субъекта, то есть личностный смысл. Смысловые установки определяют в конечном итоге устойчивость и направленность поведения

личности, ее поступки и деяния (А.Г. Асмолов). В концепции Б.С. Братуся смысл представлен как сложная динамическая система, образующая смысловую сферу личности, которая и обусловливает всю жизнедеятельность человека. Д.А. Леонтьев рассматривает смысл как «принцип регуляции поведения человека его жизненным миром как целым». Предложенная им схема содержит три аспекта смысла жизни: субъективный образ цели, объективная направленность и эмоциональное переживание включенности и осмысленности. В.Э. Чудновский определяют смысложизнен-ные ориентации как целостную систему сознательных и избирательных связей, отражающих направленность личности, наличие жизненных целей, осмысленность выборов и оценок, удовлетворенность жизнью (самореализацией) и способность брать за нее ответственность, влияя на ее ход.

Во втором параграфе «Проблема формирования и динамики ценностных и смысложизнеиных ориентации личности» рассматриваются факторы формирования и динамики ценностных и смысложизнеиных ориентации личности.

Проблема формирования и динамики ценностных и смысложизнеиных ориентации личности рассматривается в исследованиях в контексте общих закономерностей психического развития, в непосредственной связи с особенностями возрастного развития на различных его стадиях. Исследователи понимали формирование ценностных ориентации личности как результат взаимодействия развивающихся мыслительных структур с постепенно расширяющимся социальным опытом (Ж. Пиаже); как переход от интерпсихического (социального) к интрапсихическому индивидуальному способу жизни человека, как результат интериоризации, являющегося механизмом социализации (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев). Описаны различные механизмы усвоения социальных ценностей, среди которых рассматриваются: внушение, подражание, идентификация, а также адаптация, индивидуализация, интеграция, персонализация (A.B. Петровский, В.И. Слободчиков). Отмечается, что в юношеском возрасте система ценностных ориентации приобретает подлинно регулятивные функции (Л.И. Божович), складывается собственное мировоззрение человека, создающее возможность формирования внутренней, автономной системы ценностей. Однако динамическая система ценностных ориентаций не останавливается в своем развитии, кризисы развития приводят к переосмыслению жизненных целей, смене характера деятельности и межличностных взаимоотношений и к определенной трансформации системы ценностей (М.С. Яницкий). В качестве средовых факторов формирования индивидуальной системы ценностей выделяют семью, школу, трудовой коллектив, выступающие как «трансляторы социального опыта», норм и ценностей (Г.М. Андреева). При этом авторы указывают на возрастающее влияние СМИ и массовых информационных процессов на ценностные ориентации личности.

В третьем параграфе «Проблема трансформации ценностных и смысло-жизненных ориентаций современной молодежи в условиях социальных перемен» обсуждается проблема трансформации ценностных и смысложизнеиных ориентаций молодежи в современных условиях.

Многими исследователями отмечается трансформация идеалов общества и ценностно-смысловых ориентаций личности, изменение всего хода социализации в связи с ускорением социальной динамики и структурными изменениями в россий-

ском обществе в последние десятилетия. В этой связи эсобое внимание привлекает молодежь, поскольку она наиболее динамична и чутко реагирует на социальные перемены и изменения в идеологии и ценностях общества (Е.П. Белинская). Таким образом, в современных условиях «кризиса ценностей» и отсутствия общепризнанной идеологии представления о культурно одобряемом поведении размываются, а выбор моделей поведения опирается на иерархию индивидуальных ценностей, смысло-жизненные ориентации личности. Отсюда изучение ценностей и СЖО позволяют получить представление о тенденциях в изменении социальных норм, установок и стратегий поведения, особенно молодежи, у которой в этом возрасте активно развивается система личностных смыслов и происходит порождение новых смысловых структур. Несмотря на множество исследований ценностей, в том числе рассматривающих влияние на них различных средовых и социально-психологических условий, недостаточно изучена дифференциация личностных ценностей в зависимости от таких факторов как учебно-образовательный статус личности и особенности образовательной среды. В этой связи представляет интерес изучение такой характеристики образовательной среды как её полиэтнический характер.

В четвертом параграфе «Полиэтническая образовательная среда как фактор формирования и развития ценностных и смысложнзненных ориентации молодежи» осуществлена постановка проблемы исследования.

В многочисленных исследованиях, относящихся к ценностным и смысложиз-ненным ориентациям современной молодежи, представлена достаточно противоречивая картина влияния социальных перемен на трансформацию ценностей, которая также объясняется различиями в методических подходах к исследованиям и теоретических основаниях, с которых интерпретируются эмпирические данные. Тем не менее в этих исследованиях прослеживаются общие тенденции в изменении ценностно-смысловой сферы молодежи в зависимости от различных средовых и социально-психологических характеристик. Однако в данном контексте недостаточно исследована роль поликультурного и полиэтнического окружения. Исходя из этого становится актуальной проблема влияния полиэтнической образовательной среды на разЛмЧ;!^ " ц»«иостных и смысложнзненных ориентациях молодежи.

В пятом параграфе содержатся выводы из главы 1.

Во второй главе «Эмпирическое исследование ценностных и смысложнзненных ориентации молодежи» даны организация, методика, результаты эмпирического исследования, их обсуждение, выводы и практические рекомендации.

В первом параграфе «Организация и методика эмпирического исследования» указаны задачи эмпирического исследования, дана характеристика исследуемой выборки, представлены зависимые и независимые переменные, описаны методики эмпирического исследования.

В задачи эмпирического исследования входило:

1. Определить общую структуру и динамику ценностных и смысложнзненных ориентации молодежи при переходе из школы в вуз.

2. Выявить особенности ценностей и смысложнзненных ориентации старшеклассников в моноэтнической среде и их динамику в полиэтнической образовательной среде вуза.

3. Выявить особенности ценностей и смысложизненных ориентаций старшеклассников в полиэтнической среде и их динамику в полиэтнической образовательной среде вуза.

В качестве независимых переменных в данном эмпирическом исследовании рассматриваются:

1) образовательная среда (два уровня - моноэтническая и полиэтническая);

2) возраст (два уровня - старшеклассники и студенты).

Зависимые переменные - ценности и смысложизненные ориентации.

Характеристика выборки и методики эмпирического исследования представлены во введении.

Во втором параграфе «Результаты эмпирического исследования» содержится описание результатов эмпирического исследования.

В первом пункте параграфа «Структура личностных ценностей и смысложизненных ориентаций молодежи» представлена иерархия ценностей молодежи, кластерный анализ структуры ценностей, интеркорреляции между ценностными и смысложизненными орие!Гтациями молодежи.

Анализ полученной структуры ценностей - мотивационных типов по Шварцу показывает, что доминирующими ценностными типами молодежи на нормативном уровне являются безопасность, конформность и доброта, мотивационные типы одного полюса; на уровне индивидуальных приоритетов доминируют - доброта, самостоятельность и безопасность, составляющие дисгармоничную группу ценностей противоположных полюсов. Вместе с тем в индивидуальных приоритетах дагестанской молодежи ценность безопасность вытесняется с первого на третье место, а самостоятельность соотносится не с достижениями, а со стимуляцией — стремлением к разнообразию и глубоким переживаниям. Аналогичные результаты получены по методике С.С. Бубновой и опроснику Э. Диси, Р. Райана, модифицированного Н.В. Клюевой и В.И. Чирковым. Таким образом, доминирующие ценности молодежи являются социоориентированными и отражают стремление к здоровью (безопасности), оказанию помощи и принятию группой. Их высокая значимость вытесняет на второй план ценности индивидуализма, собственных достижений, а также духовные ценности.

По результатам исследования смысложизненных ориентаций молодежи наибольшее среднее значение получено по шкале Цели жизни, характеризующей наличие или отсутствие в жизни целей в будущем. Вместе с тем наименьшее среднее значение по шкале Локус контроля - Я (Я - хозяин жизни) свидетельствует о том, что цели жизни недостаточно подкрепляются личной ответственностью за их реализацию и верой в свои возможности контролировать события собственной жизни. При этом относительно высокое среднее значение по шкале Локус контроля — жизнь (или управляемость жизни) является показателем достаточной уверенности в свободе принимать решения и реализовывать их в жизни, а также свойственного данному возрасту большего оптимизма. Невысокое среднее значение по шкале Результативность жизни (или удовлетворенность самореализацией), как и более высокое значение по шкале Процесс жизни (или интерес и эмоциональная насыщенность жизни), находятся в пределах тестовых норм.

Во втором пункте параграфа «Возрастные различия в ценностях и смыс-ложизненных ориентация* старшеклассников и студентов» представлены данные о различиях в ценностных и смысложизненных ориентациях старшеклассников и студентов безотносительно к моно- и полиэтнической среде.

Таблица 1

Доминирующие ценности - нормативные идеалы старшеклассников.

__Описательные статистики

Ценности - нормативные Кол. Среди. Станд.

идеалы (по Шварцу) испыт. знач. отклонение Ранг

БЕЗОПАСНОСТЬ 134 5,05373 ,779498 1

КОНФОРМНОСТЬ 134 4,86381 ,940732 2

ДОСТИЖЕНИЯ 134 ^,85224 ,870309 3

ДОБРОТА 134 4,74328 1,032585 4

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ 134 4.64776 ,913122 5

ТРАДИЦИИ 134 4,36716 ,999306 6

ГЕДОНИЗМ 134 4.34328 1,550024 7

УНИВЕРСАЛИЗМ 134 4.33377 ,912725 8

ВЛАСТЬ 134 4,04627 1,268482 9

СТИМУЛЯЦИЯ 134 3,61940 1,296582 10

Таблица 2

Доминирующие ценности - нормативные идеалы студентов.

__Описательные статистики

Ценности - нормативные Кол. Средн. Станд.

идеалы (по Шварцу) испыт. знач. отклонение Ранг

БЕЗОПАСНОСТЬ 152 5,33158 ,933584 1

КОНФОРМНОСТЬ 152 5,31908 ,962542 2

ДОБРОТА 152 5,28947 1,045910 3

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ 152 5.03684 ,883527 4

ДОСТИЖЕНИЯ 152 5.01974 ,913261 5

УНИВЕРСАЛИЗМ 152 4,8717! ,810724 6

ГЕДОНИЗМ 152 4,70175 1,705803 7

ТРАДИЦИИ 152 4,63947 1,442228 8

ВЛАСТЬ 152 4,36513 1.191471 9

СТИМУЛЯЦИЯ 152 3,78946 1,439312 10

1 23456 123456

1-конформность, 2-доброта, 3-универсализм, 4-самостоягельность, 5-власть, 6-безопасность Рисунок X. - Гистограмма средних значений (в баллах) ценностей - нормативных идеалов, в которых имеются значимые различия между старшеклассниками и студентами

| 5,4

| 5.2

5.0

а

1 4.8

1

< 4.6

1 4.4

1 4.2

4.0

38

студенты

старшеклассники

Доминирующие ценностные типы - нормативные идеалы старшеклассников и студентов различаются лишь в иерархиях: 1-ый ранг у безопасности, у старшеклассников достижения занимают третье место, тогда как у студентов достижения вытесняются добротой и занимают лишь пятое место. Самостоятельность у студентов занимает сравнительно высокое четвертое место. Отвергаемые ценности - нормативные идеалы старшеклассников и студентов также совпадают (табл. 1 и 2).

На уровне индивидуальных приоритетов (табл. 3 и 4) у старшеклассников и студентов в доминирующей пятерке три одинаковых ценностных типа - безопасность, самостоятельность и доброта. При этом самостоятельность и стимуляция у старшеклассников занимает ведущее место в отличие от студентов; конформность у студентов сменился близким ему типом традиция (5-ые места). Существенно, что в отвергаемых индивидуальных приоритетах у студентов оказался ценностный тип достижение, занимающий у старшеклассников более высокое место.

Таблица 3

.нктппшие ценности - индивидуальные приоритеты ст аршек лассников 1 { : I

Ценности - индивидуальные Кол. испыт. Средн. знач. Станд. отклонение Ранг

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ¡44 2,30037 ,780868 1 2

ДОБРОТ Л 134 2,28172 ,747440

СТИМУЛЯЦИЯ 134 2,17413 .880226 3

БЕЗОПАСНОСТЬ 134 Г2Г16418 ,821094 4

КОНФОРМНОСТЬ 134 2,15112 ,809958 5

ДОСТИЖЕНИЯ рП4 2.14179 ,949103 6

ТРАДИЦИИ 134 2,11567 ,842736 7 1

ГЕДОНИЗМ 134 2,01741 1.163578 8

УНИВЕРСАЛИЗМ 134 1,98258 742623 _9

ВЛАСТЬ 134 1,45523 | 1,063205 10

Доминирующие ценности - индивид Таблица 4 уальные приоритет!.; студентов ,

Ценности - индивидуальные приоритеты (по Шварцу) Кол. испыт. Средн. знач. Станд. отклонение Ранг { 1 { 1 | |

ДОБРОТА 152 2,39803 ,825080 1

УНИВЕРСАЛИЗМ 152 2,39474 ,711951 2

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ 152 2,28289 ,883384 з

БЕЗОПАСНОСТЬ 152 2,19474 ,872219 4

ТРАДИЦИИ 152 2,15461 ,883033 5

ГЕДОНИЗМ 152 2,07895 1,217808 6

СТИМУЛЯЦИЯ 152 2,07017 ,944855 7

ДОСТИЖЕНИЯ 152 2,04276 ,862566 8

КОНФОРМНОСТЬ 152 1,96382 ,900427 9

ВЛАСТЬ 152 1,27193 1,075119 10

Доминирующими ценностями старшеклассников в структуре ценностей по С.С. Бубновой являются здоровье, помощь и милосердие, признание и уважение людей. Эта доминирующая тройка старшеклассников и студентов совпадает полностью. Одинаковы также отвергаемые ценности в обеих группах - это наслаждение прекрасным, материальное благосостояние и социальный статус. Иерархия меняется вслед за доминирующей тройкой: для старшеклассников более значимой является социальная активность, а для студентов - любовь.

Имеются значимые различия между старшеклассниками и студентами в общей осмысленности жизни и отдельных шкалах теста СЖО за исключением шкалы Процесс жизни. Студенты по всем шкалам СЖО показывают более высокий уровень осмысленности жизни.

В третьем пункте второго параграфа «Различия в ценностях и смысложиз-ненных ориентациях старшеклассников в моно- и полиэтнической образовательной среде» представлены различия между старшеклассниками в моно- и полиэтнической среде.

Полученные данные показывают, что в иерархии нормативных идеалов старшеклассников в моноэтнической среде доминируют две группы ценностных типов. Одна отражает стремление к общности и сохранению (безопасность, конформность, доброта - более значимые), другая (достижения, самостоятельность) -индивидуализм и готовность к изменениям. У старшеклассников из полиэтнической среды доминирующая пятерка значимых ценностей - нормативных идеалов содержит те же типы. Однако важное отличие состоит в том, что у старшеклассников из полиэтнической среды индивидуалистические нормативные идеалы самостоятельность и достижения занимают более высокое место. Отвергаемые ценностные типы не различаются. В середине иерархии в моноэтнической среде традиции соседствуют с универсализмом, в полиэтнической среде - с гедонизмом. В целом в моноэтнической среде для старшеклассников более значимы нормативные идеалы сохранения.

Рисунок 2. Гистограмма средних значений (в баллах) ценностей - индивидуальных приоритете!) старшеклассников в моноэтнической среде

Средн. знач.

Рисунок 3. Гистограмма средних значений (в балла*) ценностей - индивидуальных приоритетов старшеклассников в полиэтнической среде

В иерархии индивидуальных приоритетов старшеклассников в моноэтнической среде (рис. 2) доминирует однородная группа ценностных типов, которая отражает стремление к общности и сохранению (конформность, доброта, безопасность, традиции). К ним примыкает мотивационный тип самостоятельность (на пятом месте).

В индивидуальных приоритетах старшеклассников в полиэтнической среде (рис. 3) доминируют разнородные группы ценностных типов, которые, с одной стороны, выражают стремление к открытости, изменениям и самовозвышению (самостоятельность, гедонизм, стимуляция и достижения), с другой - значимость общности {доброта).

В ценностях-идеалах (по С.С. Бубновой) старшеклассников из моноэтнической среды (рис. 4) доминируют (в порядке убывания значимости) здоровье, помощь и милосердие, признание и уважение людей, общение, любовь. Эти ценности содержательно соответствуют иерархии индивидуальных приоритетов (по Ш. Шварцу) стар)пеклассников и^мс410этнической среды (ценностям общности и сохранения).

Средн. знач.

Рисунок 4. Гистограмма средних значений (в баллах) ценностей-идеалов старшеклассников в моноэтнической среде (по методике С.С. Бубновой)

Средн. знач.

Рисунок 5. Гистограмма средних значений (в баллах) ценностей-идеалов старшеклассников в полиэтнической среде (по методике С.С. Бубновой) На рисунке 5 представлена иерархия ценностей-идеалов старшеклассников из полиэтнической среды. Сравнение данных рисунков 4 и 5 показывает наличие значимых различий в иерархиях ценностей старшеклассников в моно- и полиэтнической среде. При совпадении в целом верхушки иерархии такие ценности, как социальная активность и социальный статус (самостоятельность и достижения), т.е.

ценностные идеалы, отражающие стремление к открытости и достижениям (или индивидуалистические ценности), более значимы для старшеклассников из полиэтнической среды. Для их сверстников из моноэтнической среды характерно доминирование однотипной группы ценностей, которая отражает стремление к общности и сохранению (конформность, доброта, безопасность, традиции), хотя стремление к самостоятельности и достижениям, пусть и на уровне нормативных идеалов, также близко к их доминирующим ценностям. Вместе с тем в обеих сравниваемых группах старшеклассников доминируют конкурирующие ценностные типы, что отражает сложность процесса ценностно-смыслового самоопределения старшеклассников.

Данные исследования смысложизненных ориентации показали, что по всем шкалам старшеклассники из полиэтнической среды имеют более высокие показатели по сравнению с их сверстниками из моноэтнической среды, при этом различия являются значимыми на высоком уровне достоверности. Вместе с тем соотношение в значимости разных шкал СЖО для обеих групп остается одинаковым (рисунок 9).

Рисунок 6. Гистограмма различий средних значений (в баллах) шкал теста СЖО старшеклассников в моно- и полиэтнической среде

В четвертом пункте второго параграфа «Структура и динамика ценностных и смысложизненных ориентации выпускников моно- и полиэтнических школ в образовательной среде вуза» представлены сравнительные данные изменения структуры ценностей и СЖО молодежи при переходе из моноэтнической и полиэтнической среды в полиэтническую образовательную среду вуза.

Сравнение иерархий ценностей - нормативных идеалов молодежи при переходе из моноэтнической в полиэтническую образовательную среду показывает (таблица 5), что ценности молодежи на уровне нормативных идеалов больших изменений не претерпевают. Доминирующие ценности - нормативные идеалы молодежи остаются одни и те же, но их иерархия меняется. Значимость мотивационной цели доброта возрастает в иерархии в полиэтнической среде. Отвергаемые ценностные типы не отличаются. При этом все нормативные идеалы оцениваются молодежью в полиэтнической среде значительно выше.

Сравнение иерархий ценностей - нормативных идеалов молодежи, перешедшей из полиэтнической среды школы в образовательную среду вуза (таблица 6), показывает, что нормативные идеалы конформность, доброта и универсализм приобретают для студентов более высокую значимость. Нормативный идеал достижения теряет для студентов свою значимость, также безопасность и самостоятельность

Таблица 5

Изменение иерархии ценностей - нормативных идеалов молодежи,

Ценности - нормативные идеалы (по Шварцу) 1- старшекл. моноэтн. 2- студенты, полиэтн.

Средн. знач. Ранг Средн. знач. Ранг

КОНФОРМНОСТЬ 4,87891 2 5,33438 2

ТРАДИЦИИ 4,25625 7 4,72750 7

ДОБРОТА 4,65938 4 5,33000 3

УНИВЕРСАЛИЗМ 4,29063 6 4,92344 6

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ 4,35000 5 5,08000 4

СТИМУЛЯЦИЯ 3,32813 10 3,83749 10

ГЕДОНИЗМ 3,97917 8 4,72083 8

ДОСТИЖЕНИЯ 4,71797 3 5,07188 5

ВЛАСТЬ 3,82813 9 4,37500 9

БЕЗОПАСНОСТЬ 4,96875 1 5,37500 1

Таблица 6

Изменение иерархии ценностей - нормативных идеалов старшеклассников из полиэтниче-

Ценности - нормативные идеалы (по Шварцу) 1- старшекл. полиэтн. 2- студенты, полиэтн.

Средн. знач. Ранг Средн. знач. Ранг

КОНФОРМНОСТЬ 4,85000 4 5,30208 1

ТРАДИЦИИ 4,46857 7 4,54167 8

ДОБРОТА 4,82000 5 5,24444 3

УНИВЕРСАЛИЗМ 4,37321 8 4,81424 6

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ 4,92000 3 4,98889 4

СТИМУЛЯЦИЯ 3,88571 10 3,73611 10

ГЕДОНИЗМ 4,67619 6 4,68055 7

ДОСТИЖЕНИЯ 4,97500 2 4,96181 5

ВЛАСТЬ 4,24571 9 4,35417 9

БЕЗОПАСНОСТЬ 5,13143 1 5,28333 2

Аналогичные данные для ценностей - индивидуальных приоритетов молодежи представлены в таблицах 7 и 8.

Таблица 7

Изменение иерархии ценностей - индивидуальных приоритетов молодежи,

Ценности - индивид, приоритеты (по Шварцу) 1- старшекл. моноэтн. 2- студенты, полиэтн.

Средн. знач. Ранг Средн. знач. Ранг

КОНФОРМНОСТЬ 2,19531 1 2,00625 9

ТРАДИЦИИ 2,13672 4 2,16563 5

ДОБРОТА 2,18359 2 2,39688 1

УНИВЕРСАЛИЗМ 2,00521 8 2,38958 2

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ 2,12500 5 2,25000 3

СТИМУЛЯЦИЯ 2,09896 6 2,12083 6

ГЕДОНИЗМ 1,75000 9 2,06667 7

ДОСТИЖЕНИЯ 2,04688 7 2,05313 8

ВЛАСТЬ 1,50521 10 1,28333 10

БЕЗОПАСНОСТЬ 2,16250 3 2,17500 4

Таблица 8

Изменение иерархии ценностей - индивидуальных приоритетов старшеклассников из поли-

Ценности - индивид, приоритеты (по Шварцу) 1- старшекл. полиэтн. 2- студенты, полиэтн.

Средн. знач. ! Ранг Средн. знач. Ранг

КОНФОРМНОСТЬ 2,11071 7 1,91667 9

ТРАДИЦИИ 2,09643 8 2,14236 5

ДОБРОТА 2,37143 2 2,39931 2

УНИВЕРСАЛИЗМ 1,96190 9 2,40046 1

С АМОСТОЯТЕЛЫ ЮСТЬ 2,46071 1 2,31944 3

СТИМУЛЯЦИЯ 2,24286 4 2,01388 8

ГЕДОНИЗМ 2,26190 3 2,09259 6

ДОСТИЖЕНИЯ 2,22857 5 2,03125 7

ВЛАСТЬ 1,40952 10 1,25926 10

БЕЗОПАСНОСТЬ 2,16571 6 2,21667 4

Индивидуальные приоритеты старшеклассников при переходе из моноэтнической образовательной среды в полиэтническую среду вуза также претерпевают существенные изменения (таблица 7). Доминирующая тройка конформность, доброта и безопасность сменяются на более открытые изменениям типы ценностей доброта, универсализм и самостоятельность. При этом абсолютная значимость индивидуальных приоритетов для сравниваемых групп не различается статистически, за исключением универсализма, более значимого для полиэтнической среды.

Индивидуальные приоритеты старшеклассников при переходе из полиэтнической среды школы в образовательную среду вуза (таблица 8) претерпевают существенные изменения. Доминирующее место занимает универсализм, а самостоятельность, стимуляция, гедонизм и достижения становятся относительно менее значимыми. При этом доминирующие индивидуальные приоритеты студентов универсализм, доброта и самостоятельность менее непротиворечивы в сравнении с доминирующей тройкой индивидуальных приоритетов старшеклассников.

Результаты дисперсионного анализа влияния моно- и полиэтнической среды на различия в ценностях-идеалах даны в таблице 9. Из них следует, что фактор моно- и полиэтнической среды статистически значимо влияет на предпочтение ценностей материальное благосостояние, социальный статус, здоровье и общение. При этом все эти ценности-идеалы, за исключением общения, более значимы для молодежи в полиэтнической образовательной среде.

Таблица 9

Результаты дисперсионного анализа влияния моно- и полиэтнической среды на различия в _ценностях-идеалах (ANOVA)

Сумма Сте- Sig.

ЦЕННОСТИ квадра- пени Mean Крите- Стат.

(По С.С. Бубновой) тов своб. Square рий F Знач.

Приятное времяпрепровождение Межгругаговой 17,664 3 5,888 1,798 ,150

Внутркгрунпов. 497,772 152 3,275

Общий 515,436 155

Материальное благосостояние Межгру ппово й 42,982 3 14,327 3,204 ,025

Внутрнгруштов. 679,607 152 4,471

Общий 722,590 155

Наслаждение прекрасным Межгрупповой 9,798 3 3,266 ,931 ,427

Внутригруппов. 533,125 152 3,507

Общий 542,923 155!

Межгрупповой 18,043 3 6,014 ,950 ,418

сердие Внутригруппов. 962,034 152 6,329

Общий 980,077 155

Любовь Межгрупповой 35,412 3 11,804 1,709 ,167

Внутригруппов. 1049,665 152 6,906

Общий 1085,077 155

Познание нового Межгрупповой 4,156 3 1,385 ,322 ,810

Внутригруппов. 654,833 152 4,308

Общий 658,994 155

Социальный статус Могарушговой 96,794 3 32,265 5,703 ,001

Внутригруппов. 859,950 152 5,658

Общий 956,744 155

Признание и уважение людей Межгрупповой 17,976 3 5,992 1,236 ,299

Внутригруппов. 737,171 152 4,850

Обший 755,147 155

Социальная активность Межгрупповой 28,749 3 9,583 2,032 ,112

Внутригруппов. 716,860 152 4,716

Общий 745,609 155

Здоровье Межгрупповой 30,842 3 10,281 2,827 ,041

Внутригруппов. 552,715 152 3,636

Общий 583,558 155

Общение Межгрупповой 88,478 3 29,493 6,218 ,001

В1гутригруппов. 720,958 152 4,743

Общий 1 809,436 155

Ниже представлены результаты сравнения показателей смысложизненных ориентаций (СЖО) для молодежи до и после перехода в полиэтническую среду.

В таблице 10 и на рисунке 7 даны групповые показатели средних значений по шкалам СЖО с указанием значимости групповых различий. Выделяются более высокие показатели осмысленности жизни по всем шкалам у молодежи, перешедшей из моноэтнической в полиэтническую среду. Все групповые различия являются статистически значимыми. Оценивая в целом показатели по отдельным шкалам, можно отметить, что наименьшие баллы имеются по шкалам локус контроля - Я и результативность жизни.

Таблица 10

Смысл ожизненные ориентации молодежи в моно- и полиэтнической среде (динамика)

Описательные статистики

ПАРАМЕТРЫ (Шкалы теста СЖО) 1-моноэтнич. 2-полиэтнич. Кол. испыт. Средн. знач. Станд. отклонение

ЦЕЛИ ЖИЗНИ 1 55 30,2909 5,82674

2 51 32,8039 5,86181

ПРОЦЕСС ЖИЗНИ 1 55 29,3091 5,18142

2 51 33,4510 5,78036

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ЖИЗНИ 1 55 23,6727 4,19018

2 51 26,7059 3,50025

ЛОКУС КОНТРОЛЯ - Я 1 55 19,6545 3,91681

2 51 22,5490 2,92789

ЛОКУС КОНТРОЛЯ -ЖИЗНЬ 1 55 27,8182 4,73400

2 51 31,3922 5,92985

ОСМЫСЛЕННОСТЬ ЖИЗНИ (Общий показат.) 1 55 130,6364 19,06069

2 51 144,9608 20,35383

Рисунок 7. Гистограмма различий средних значений (в баллах) шкал теста СЖО молодежи

в моно- и полиэтнической среде Таким образом, молодежь, перешедшая из моноэтнической в полиэтническую среду, имеет более высокие показатели осмысленности жизни по всем шкалам. Вместе с тем обращает на себя внимание, что обоих случаях наименьшие значения у молодежи имеются по шкалам локус контроля -Я и результативность жизни.

Третий параграф второй главы «Обсуждение результатов эмпирического исследования» содержит анализ результатов эмпирического исследования. Анализируется система ценностей дагестанской молодежи в целом, изменения в ценностях и смысложизненных ориентациях молодежи при переходе из школы в вуз, включая сравнение старшеклассников и студентов, перешедших из моноэтнической и полиэтнической среды школы в полиэтническую образовательную среду вуза. Выявлены тенденции в изменении ценностей и смысложизненных ориентаций молодежи в образовательной среде вуза, дано им объяснение, сделаны обобщения. Четвертый параграф второй главы содержит выводы:

1. Система ценностей дагестанской молодежи в целом отражает ее приверженность к ценностям сохранения (традиции) и групповой принадлежности, в противоположность ценностям индивидуализма и собственньи достижений. При этом иерархию ценностей устойчиво возглавляет мотивационный тип безопасность, доминирование которого можно рассматривать как следствие длительного периода высокой социальной напряженности, а наиболее отвергаемыми ценностями стали власть, стимуляция, гедонизм (по Шварцу), высокий социальный статус, материальное благосостояние, наслаждение прекрасным и приятное времяпрепровождение (по С.С. Бубновой). Имеется существенное расхождение между нормативными идеалами и индивидуальными приоритетами, которое проявляется в реальном

| поведении. Ценности «безопасность» и «здоровье», занимающих место на вершине 1 иерархии, в индивидуальных приоритетах вытесняются из доминирующей тройки самостоятельностью, что свидетельствует об адаптации молодежи к неблагоприятным социальным условиям и стремлении к активности и изменениям.

2. С доминированием мотивации безопасности связана высокая значимость для молодежи ценностей общности и сохранения таких ценностей, как конформность и доброта (по Ш. Шварцу), помощь и милосердие, признание и уважение людей (по С.С. Бубновой), привязанность и любовь (по Н.В. Клюевой), противоположных индивидуалистическим ценностям и открытости изменениям. Таким образом, будучи

базовой, дефициентной потребность в безопасности (по А. Маслоу) вытесняет на второй план ценности личностного роста и развития, таких как достижения, стремление к познанию, духовные ценности. Признание и уважение людей связывается молодежью не с высоким социальным статусом, а со стремлением к общности и конформности, самостоятельность соотносится не с достижениями, а со стимуляцией - стремлением к разнообразию и новым ощущениям. Познание нового (по С.С. Бубновой) значимо отрицательно коррелирует с признанием людей, любовью и с материальным благосостоянием, а также с целями жизни, что указывает на девальвацию престижа знания и его роли в социальном успехе. Анализ смысложиз-ненных ориентации показывает, что наименее низкими являются показатели по шкалам локус контроля -Ян результативность жизни. Это указывает как на низкую удовлетворенность жизнью, так и низкий уровень оценки контроля над событиями своей жизни, неуверенность молодежи в своих возможностях, приводящую к снижению социальной активности и стремления к достижениям.

3. Сравнение иерархии ценностей россиян в различных регионах страны, представленной в исследованиях последних лет, с доминирующими ценностями дагестанской молодежи показывает, что они являются весьма схожими. В них проявляются противоречивые тенденции, связанные с высокой потребностью в безопасности и обусловленной ею стремлением к общности и конформности, с одной стороны, значимостью потребности в самостоятельности, материальном успехе и социальном статусе - с другой. Различия в иерархии доминирующих ценностей отражают как социокультурные особенности (в частности большая приверженность дагестанцев коллективизму), так и социально-экономические и политические реалии Дагестана, менее благоприятные для проявления самостоятельности и достижений. При этом основания для предположения аксиологического конфликта как возможной причины возникновения межэтнических противоречий, несмотря на значительную социокультурную неоднородность российской молодежи, отсутствуют.

4. Доминирующие ценности старшеклассников более противоречивы и менее гармоничны по сравнению с таковыми у студентов. У старшеклассников значимый мотивационный тип самостоятельность соотносится со стремлением к разнообразию и глубоким переживаниям, у студентов - с универсализмом и традициями. Общий вывод состоит в том, что старшеклассники больше стремятся к самостоятельности и изменениям, а студенты привержены универсализму и традициям. В середине иерархии у студентов находятся ценности «любовь» и «гедонизм», у старшеклассников - «социальная активность» и «достижения». Студенты проявляют большую осмысленность жизни в целом, при этом «процесс жизни» по тесту СЖО оценивается молодежью одинаково низко. Снижение мотивации социальной активности у студентов по сравнению со старшеклассниками является индикатором неблагополучия социальной среды для самореализации личности.

5. Фактор моно - и полиэтнической среды значимо влияет на предпочтение ценностей «конформность», «доброта», «самостоятельность», «материальное благосостояние», «социальный статус» («власть»), «гедонизм», «здоровье» («безопасность»), они более значимы для молодежи в полиэтнической образовательной среде. В иерархии ценностей доминируют «доброта», «самостоятельность», «безопасность» («здоровье»), а «материальное благосостояние», «социальный статус»

(«власть»), «гедонизм» отвергаются. Таким образом, в полиэтнической образовательной среде молодежь более конформна, чем в этнически однородных группах. Вероятно, этнокультурные различия в полиэтнической среде актуализируют потребность личности в приспособлении и принятии и способствуют развитию межличностной чувствительности, преодолению традиционных стереотипов.

6. Сравнение групп старшеклассников в моно - и полиэтнической среде показывает, что у второй группы структура ценностей ближе к общевыборочной. Таким образом, фактор среды в данном случае оказывается более значимым, чем возрастные различия. При совпадении доминирующих и отвергаемых ценностей, в их иерархии такие ценности, как социальная активность и социальный статус (самостоятельность и достижения), т.е. ценностные идеалы, отражающие стремление к открытости и достижениям более значимы для старшеклассников из полиэтнической среды. Вместе с тем в обеих сравниваемых группах в иерархиях доминируют конкурирующие ценностные типы, что отражает сложность процесса ценностно-смыслового самоопределения старшеклассников. В целом, в моноэтнической среде для старшеклассников более значимы ценности сохранения. Старшеклассники в полиэтнической среде имеют также более высокие показатели осмысленности жизни по сравнению с их сверстниками из моноэтнической среды, что указывает на их большую социальную зрелость. При этом сохраняется одинаковая общая тенденция оценивать низко «Локус контроля - Я» и высоко «Локус контроля - жизнь», что соответствует низкой общей интерналыюсти и малой значимости самостоятельности и достижений.

7. Динамика ценностей при переходе из моноэтнической в полиэтническую образовательную среду состоит в том, что в индивидуальных приоритетах молодежи в полиэтнической образовательной среде высокую значимость приобретает наряду с мотивационным типом «доброта» также «самостоятельность» и «универсализм». Как ценности-идеалы среднего слоя в полиэтнической среде более значимы «любовь» и «познание нового». Высокая самостоятельность молодежи, перешедшей в полиэтническую образовательную среду, может быть следствием изменения традиционного уклада жизни, предполагающего большую зависимость от окружения, и возникшей необходимости большей саморегуляции поведения в новых условиях.

8. Молодежь, перешедшая из моноэтнической в полиэтническую среду, имеет более высокие показатели осмысленности жизни, включая «цели жизни». «Процесс жизни» оценивается студентами, выходцами из полиэтнической среды, выше; то же самое относится к общей осмысленности жизни.

В параграфе 2.5 даны практические рекомендации по оптимизации образовательной среды с учетом ее этнической однородности и полиэтничности.

В Заключении подведены общие итоги работы и отмечено значение результатов исследования.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях: 1. Далгатов, М.М. Джамалудинова,* А.Г. Проблема личностных ценностей и ценностных ориентации в психологических исследованиях [Текст] / А.Г. Джамалудинова, М.М. Далгатов // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». — № 3. - 2013г. - С.18-23.

- 0,62 пл. (авторское участие 50% - 0,31 п.л.) (Журнал входит в список научных

рецензируемых изданий).

2. Далгатов, М.М., Магомедов, П.Ш., Джамалудинова,* А.Г. Иерархия личностных ценностей современной дагестанской молодежи [Текст] / А.Г. Джамалудинова, М.М. Далгатов, П.Ш. Магомедов // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». -№ 4.-2014.

- С.13-18. - 0,62 п.л. (авторское участие 33% - 0,21 п.л.) (Журнал входит в список научных рецензируемых изданий).

3. Хайбулаева А.Г. Структура личностных ценностей и смысложизненных ориентации современной молодежи (на материале изучения студенческой молодежи Дагестана) [Текст] / А.Г. Хайбулаева// Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». - № 3. - 2015.

- С. 10-16. (Журнал входит в список научных рецензируемых изданий).

4. Джамалудинова,*АГ. Теоретический анализ исследований ценностно-смысловой сферы личности в зарубежной и отечественной психологии [Текст] / А.Г. Джамалудинова // Материалы ^Международной молодежной научной конференции «Современная наука и молодежь» - Ч. 1. - Махачкала: Изд-во ДГПУ, 2011. -С. 59-62. -0,2 п.л.

5. Далгатов, М.М. Джамалудинова,* А.Г. Проблема личностных ценностей и ценностных ориентации в психологических исследованиях [Текст] / А.Г. Джамалудинова, М.М. Далгатов // Теоретические и прикладные вопросы науки и образования. Тамбов, 31 января 2015 г. Ч. 7 / отв. ред. ООО «Консалтинговая компания Юком». -Тамбов. - С. 23-26. - 0,1 п.л. (авторское участие 50% - 0,05 пл.).

6. Далгатов М.М., Джамалудинова*А.Г. Особенности ценностно-смысловой сферы студентов в полиэтническом образовательном пространстве (на материале изучения студенческой молодежи Дагестана) [Текст] / А.Г. Джамалудинова, М.М. Далгатов // Московское отделение Российского Психологического Общества. Юбилейная конференция «ОТ ИСТОКОВ К СОВРЕМЕННОСТИ» (130 лет организации психологического общества при Московском университете). г.Москва, 2015г. С.23-26 -0,1 пл. (авторское участие 50% - 0,05 пл.).

7. Хайбулаева, А.Г. Личностные ценности и ценностные ориентации. [Текст] / Научный альманах №1 (3) 2015, Тамбов, 17 апреля 2015 г. Ч. 9 / Отв. ред. ООО «Консалтинговая компания Юком». - Тамбов. 2015 г., С.214-219-0,1 пл.

♦Фамилия Джамалудинова изменена на фамилию Хайбулаева на основании свидетельства о браке 1-БД №837873.

Формат 60x84 1/16. Бумага тип К» I. Объем 1,5 п. л. Тираж 100 экз. Заказ №

Типография Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Уишнского 15000, г. Ярославль, Которосльнах наб., 44