Темы диссертаций по психологии » Педагогическая психология

автореферат и диссертация по психологии 19.00.07 для написания научной статьи или работы на тему: Использование генетико-моделирующего метода в развитии музыкальных способностей младшего школьника

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Чеснокова, Елена Владимировна
Ученая степень
 кандидата психологических наук
Место защиты
 Курск
Год защиты
 2003
Специальность ВАК РФ
 19.00.07
Диссертация по психологии на тему «Использование генетико-моделирующего метода в развитии музыкальных способностей младшего школьника», специальность ВАК РФ 19.00.07 - Педагогическая психология
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Чеснокова, Елена Владимировна, 2003 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.

1.1 Музыкальные способности как психологическая проблема.

1.2 Методологические основы развития музыкальных способностей младшего школьника.

1.3 Возрастная специфика и психолого-педагогические условия развития музыкальных способностей младшего школьника.

1.4 Генетико-моделирующий метод как фактор развития музыкальных способностей младшего школьника.

ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ГЕНЕТИКО-МОДЕЛИРУЮЩЕМ ЭКСПЕРИМЕНТЕ.

2.1 Организация и методы экспериментальной работы.

2.2 Методика развития музыкальных способностей с использованием генетико-моделирующего метода.

2.3 Анализ результатов экспериментальной работы.

Введение диссертации по психологии, на тему "Использование генетико-моделирующего метода в развитии музыкальных способностей младшего школьника"

Успешная реализация воспитательно-образовательных задач в области музыкального развития младшего школьника связана со сложной структурой современной музыкальной жизни. К какому бы элементу этого явления мы не обратились, в каждом из них теория и практика подтверждают необходимость и важность разработки музыкально-психологических проблем [4].

Композиторы размышляют о процессах творчества и восприятия музыки слушателем. Исполнители, достигшие вершин мастерства, задумываются о причинах эстрадного волнения, о необходимости сохранять эмоциональную свежесть исполнительского слышания произведений, об умении устанавливать контакт с аудиторией. Слушатели задают себе вопрос: как воспринимать музыку?

Эти же проблемы существовали и прежде. Но наступившее третье тысячелетие выдвигает перед обществом их новые аспекты.

Изменения приоритетов в сфере образования, противоречивость, интенсификация связей различных национальных культур, многоплановость печати, телевидения, звукозаписи и, в частности, связанное с ними в искусстве взаимодействие жанров - все это не только обновляет и заостряет старые проблемы социологии и психологии музыки, но и выдвигает ряд аспектов, ранее вообще не встававших перед музыкантами.

Таковы вопросы массового музыкального обучения и воспитания. Педагоги, работающие над развитием слуха, голоса, исполнительских навыков, должны учитывать подчас весьма значительные индивидуальные различия в степени и характере музыкальных способностей детей, глубоко разбираться в психологии способностей, анализировать и обобщать с этой точки зрения материал педагогических наблюдений и экспериментов [7; 23; 75].

4 Наиболее остро потребность в разработке проблем психологии музыкальных способностей, в определении роли, которую играют их законы в самых различных сферах музыкальной деятельности, ощущают педагоги-музыканты. В силу своей профессии они призваны вместе с детьми изучать музыкальное искусство и его развитие, находить объективные основания для эстетической оценки музыкальных произведений, различных стилей исполнения, зарождающихся и трансформирующихся жанров музыки. Наряду с этим учителя должны формировать и развивать субъективный музыкальный опыт каждого ребенка, его эстетическую культуру. Без реализации этих задач в практике массового музыкального образования не может успешно разрабатываться и одна из центральных философских проблем эстетики -проблема отношения искусства к действительности. Между тем, социологические, музыкально-психологические и эстетические критерии, на которые можно было бы опереться при решении данных задач, далеко не во всех случаях обоснованы в психолого-педагогическом отношении, а иногда и вообще не найдены.

Успешность познания музыки напрямую зависит от степени развития музыкальных способностей ребенка. Возможность адекватного восприятия и понимания музыки как вида искусства заложена в становлении музыкальной деятельности в дошкольном и в младшем школьном возрасте, в организации особых условий музицирования, применении эффективных методов музыкального обучения и развития [93; 29; 25].

Данные аспекты проблемы развития музыкальных способностей ребенка не только ставят задачу эстетико-психологического анализа музыкальных способностей, но и влияют на познание ребенком целостной картины мира, на формирование общей культуры учащихся путем освоения и осмысления человеческих ценностей, перехода их из объективно в субъективно-значимые [99; 52] .

Таким образом, развитие способностей является необходимым для успешности осуществления музыкальной учебной деятельности, возможности адекватного восприятия и познания музыки как вида искусства [147; 151; 2; 10].

Вместе с тем налицо ограниченность использования в учебно-воспитательном музыкальном процессе в начальной школе специальных условий и методов организации музыкальной деятельности, недостаточная психолого-педагогическая обоснованность методик музыкального воспитания. Это сказывается на низком уровне развития музыкальных способностей ребенка, что, в свою очередь, отрицательно влияет не только на познание музыки как вида искусства, но и на общее развитие младшего школьника.

На сегодняшнее состояние проблемы школьного музыкального образования определяющее влияние оказали исследования по музыкальной педагогике Савшинского С.И. [102], Ветлугиной H.A. [39], Горюнова JI.B. [136], Баренбойма J1.A. [19], Остроменского В.Д. [102], Кабалевского Д.Б. [76], Апраксиной O.A. [11], Абдуллина Э.Б. [102] и других педагогов-музыкантов.

Данные этих работ обосновывают соотношение воспитательной и образовательной функций искусства в школе, влияние музыки на становления личности ребенка, при ведущем значении процесса художественного восприятия. Этот взгляд на школьное музыкальное образование, по нашему мнению, не в полной мере способствует решению музыкально-дидактических задач, так как музыкальное восприятие - это не только эмоциональная сторона психологического процесса, то есть не только слушание, но и слышание, собственно процессы музыкального мышления и памяти. Кроме того, данная формулировка целей и задач музыкального обучения, не раскрывает сущности индивидуальных особенностей этих психических процессов, условий их становления и развития, не учитывает влияние организации различных видов музыкальной деятельности на успешность решения поставленных задач.

Существующие музыкально-психологические концепции Теплова Б.М. [139], Назайкинского Е.В. [107], Тарасова Г.С. [134], Тарасовой К.В. [138], Петрушина В.И. [114] хотя и рассматривают структуру музыкальных способностей ребенка, некоторые условия и факторы генезиса музыкальных способностей и их составляющих, однако не раскрывают сущность процесса развития музыкальных способностей именно в условиях начальной школы, общего музыкального образования. * Освещение данной проблемы в музыковедении в основном направлено на применение результатов теоретических исследований в практике специального музыкального образования (детские школы искусств), в исполнительской и слушательской деятельности, в становлении и развитии творчества музыкантов. Это работы Мутли А.Ф. [103], Мазеля Л.А. [90], Асафьева Б.В. [16], Гемгольца Г. [57], Медушевского В.В. [96], ¥ Цуккермана В.А. [148] и ряда других авторов. Учитывая тенденции современной школы (сближение общих и специальных музыкальных учебных заведений, широкая межпредметная интеграция), наиболее целесообразной, на наш взгляд, была бы интеграция результатов исследований педагогов, психологов и музыковедов, направленная на совместный поиск эффективных средств и методов развития музыкальных способностей детей. В свою очередь ^ это оказало бы влияние и на успешность управления музыкальным, эстетическим образованием, а также на формирование общей культуры учащихся, изменило бы условия музыкального обучения детей при различных формах организации учебно-воспитательного процесса.

Сказанное выше подтверждает наше предположение о том, что вопросы развития музыкальных способностей ребенка исследовались в рамках и на стыке различных наук: педагогики, музыкальной педагогики, психологии, I* музыкальной психологии, музыковедения. Сегодня необходимо рассмотрение музыкально-психологического и социального аспектов проблемы применительно к общему музыкальному образованию в условиях начальной школы.

Одним из способов развития музыкальных способностей младших школьников является моделирование звуковысотных, ритмических и пространственных отношений в процессе обучения. Однако моделирование как ^ метод обучения необходимо соотнести с видами музыкальной деятельности ребенка и с формами музицирования. Это позволит выявить специфику развития музыкальных способностей младших школьников и определить условия управления музыкальным развитием ребенка.

Суть обозначенного противоречия: необходимость развития музыкальных способностей детей и недостаточная обоснованность психолого-педагогических условий успешной реализации этих способностей в деятельности, дидактико-воспитательных средств их развития. Это определило проблему данного диссертационного исследования: каковы возможности генетико-моделирующего метода в развитии музыкальных способностей младшего школьника.

Объект исследования - музыкальный учебно-воспитательный процесс в начальной общеобразовательной школе.

Предметом исследования является развитие музыкальных способностей младшего школьника посредством генетико-моделирующего метода.

Цель исследования - теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности генетико-моделирующего метода, рассматриваемого как активная стратегия развития всех компонентов музыкальных способностей, обеспечивающая процесс активного присвоения музыкального опыта ребенком в определенных жанрово-коммуникативных ситуациях, включающих организацию различных видов музыкальной деятельности и моделирование музыкальных отношений.

В связи с обозначенной целью определились задачи исследования:

1. Раскрыть суть понятия генетико-моделирующего метода развития музыкальных способностей младшего школьника.

2. Выявить специфику развития музыкальных способностей учащихся начальной школы в экспериментальном обучении.

3. Разработать и экспериментально апробировать методику развития музыкальных способностей младшего школьника с использованием генетико-моделирующего метода и обосновать эффективность его применения. > В основу исследования положена гипотеза, согласно которой использование генетико-моделирующего метода обеспечивает эффективное развитие музыкальных способностей ребенка в начальном звене общеобразовательной школы, если в музыкальном учебно-воспитательном процессе: используются «музыка», «ритмика», «оркестр» как основные жанрово-коммуникативные ситуации и моделирование звуковысотных, f метроритмических и двигательных музыкальных отношений; реализуется опора генетико-моделирующего метода на синтез слова, музыки и движения -посредством организации различных видов учебной деятельности младших школьников (немузыкальных, неспецифически музыкальных, собственно музыкальных).

Теоретико-методологической основой исследования являются . философские, эстетические и музыковедческие труды Асафьева Б.В.,

Медушевского В.В., Выготского JI.C; идеи Назайкинского Е.В., Мазеля JI.A., Дружинина В.Н.; теоретико-генетическая концепция структурных методов познания Пиаже Ж., положения о моделирующем методе исследования Выготского JI.C., Эльконина Д.Б., Давыдова В.В., Гальперина П.Я., Леонтьева А.Н.; работы Запорожца A.B., Теплова Б.М., ОрфаК., Кодая 3., Ражникова В.Г. о необходимости управления процессом музыкального ■ развития ребенка; исследования роли формирующих воздействий наглядных пространственных моделей музыкальных структур Медушевского В.В., Ендовицкой Т.В., Ветлугиной Д.А., Голода Б.М.

Работы ученых Венгера JI.A., Беляевой-Экземплярской С.Н., Катинене А., Радыновой О.П., Палавандишвили М.П., Тарасовой К.В., Тарасова Г.С., Назайкинского Е.В., Якобсона П.М., Петрушина В.И. и других способствовали \ научному поиску.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы: теоретический анализ философской, психологической, музыковедческой и музыкально-педагогической литературы; систематическое и длительное включенное наблюдение; моделирование музыкальных отношений; анализ продуктов музыкальной деятельности учащихся и учебной документации; беседы; анализ и обобщение личного опыта автора и преподавателей музыки школ г. Воронежа и области; лонгиподный метод; теория вероятностей и математическая статистика.

Опытно-экспериментальная база. Исследование проводилось на базе общеобразовательных школ № 64, № 12, государственного музыкально-педагогического колледжа, школы-интерната № 3, областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования г. Воронежа.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (1990-1994 г.г.) был посвящен изучению и анализу литературы по проблеме музыкальных способностей младших школьников и выявлению влияния условий организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы на успешность музыкального обучения и воспитания. На базе средней школы № 64 г. Воронежа (языковая гимназия № 6) был проведен констатирующий эксперимент, определяющий начальный уровень развития музыкальных способностей учащихся. На этом же этапе разрабатывалась структура и план генетико-моделирующего эксперимента.

На втором этапе (1994-1999 г.г.) были определены проблема, объект, предмет, цели, задачи, база исследования. На этом этапе был начат генетико-моделирующий эксперимент в первых классах школы-лицея № 12 г.Воронежа. В ходе эксперимента определялись условия развития музыкальных способностей учащихся, а также обосновывались методы моделирования музыкальных отношений в учебно-воспитательном процессе.

Третий этап (1999-2002 г.г.) исследования включал в себя обобщение результатов экспериментальной работы, качественный и количественный анализ полученных данных, систематизацию практического и методического материала, оформление диссертационного исследования.

Научная новизна исследования определяется тем, что:

- в работе дана авторская трактовка понятия генетико-моделирующего метода развития музыкальных способностей ребенка в музыкальном учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы; определены психолого-педагогические условия развития музыкальных способностей младшего школьника.

Теоретическая значимость исследования: дано определение и раскрыта специфика генетико-моделирующего метода развития музыкальных способностей учащихся начальной школы; установлена последовательность использования приемов (рецитация, слушание звуковой среды, игра в музыкальном оркестре, музыкально-ритмические пластические композиции), обеспечивающая развитие музыкальных способностей младшего школьников.

Практическая значимость исследования состоит в том, что: разработанная методика поэтапного становления и развития музыкальных способностей младшего школьника используется в практике работы средних общеобразовательных учреждений г.Воронежа и Воронежской области (общеобразовательная школа №64, школа-лицей № 12, школа-интернат № 3, Нововоронежская детская школа искусств, Воронежский областной институт повышения квалификации работников образования); апробированные авторские методика «Развитие музыкальных способностей младшего школьника посредством генетико-моделирующего метода» и программа «Музыка и ритмика в начальной школе» включены в послевузовский план повышения квалификации учителей музыки на базе Воронежского областного института повышения квалификации работников образования, а также в программу профессиональной подготовки студентов музыкального отделения Воронежского музыкально-педагогического колледжа. методика может быть реализована также в детских школах искусств в блоке музыкально-теоретических дисциплин;

На защиту выносятся следующие положения:

1. Генетико-моделирующий метод есть активная стратегия развития всех компонентов музыкальных способностей, обеспечивающая процесс присвоения музыкального опыта ребенком в определенных жанрово-коммуникативных ситуациях, включающих организацию различных видов музыкальной деятельности и моделирование музыкальных отношений.

2. Специфика развития музыкальных способностей младшего школьника (интенсивное развитие; покомпонентное формирование от элементарного к более высокому уровню; изменение характера связей между компонентами в зависимости от возраста; зависимость процесса развития от методики и условий обучения) определяется использованием различных видов музыкальной деятельности (перцептивной, исполнительской, музыкально-ритмического движения, игровой), объединенных в жанрово-коммуникативные музыкальные ситуации («музыка», «ритмика», «оркестр»). Под жанрово-коммуникативной музыкальной ситуацией понимается система внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредующих его активность. Жанровость коммуникативной музыкальной ситуации определяется пространственными условиями исполнения, числом членов музыкальной коммуникации и характером их участия в ней, включенностью исполнения музыки в реальную жизненную среду.

3. Методика развития музыкальных способностей учащихся начальной школы с использованием генетико-моделирующего метода представляет собой систему обучающих упражнений, последовательное введение которых составляет условие развития музыкальных способностей ребенка. Основой методики является синтез слова, музыки и движения, позволяющий ускорять формирование и развитие межфункциональных связей между процессами восприятия, мышления и речи, обеспечивая тем самым интенсивное развитие музыкальных способностей. Эффективность применения методики выражается в значительном повышении степени развития всех компонентов музыкальных способностей младшего школьника.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе опытно-экспериментальной работы на базе школ г. Воронежа (№ 64, № 12, № 3), в рамках курсов повышения квалификации учителей музыки Воронежского областного института повышения квалификации работников образования (1995, 1996, 1997, 1998 г.г.), на учебно-педагогических конференциях преподавателей и студентов Воронежского музыкально-педагогического колледжа (1997, 1998, 1999 г.г.), на заседаниях кафедры педагогики Воронежского государственного педагогического университета.

Основные положения и выводы исследования были изложены и представлены на межрегиональной методической конференции «Актуальные проблемы музыкального и художественного образования в учебных заведениях культуры и искусств» (Воронеж 2000 г.), на научной конференции Российского Психологического Общества, Российского гуманитарного научного фонда Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева «Психология созидания» (Казань 2000 г.), в публикациях кафедры педагогики

Воронежского государственного педагогического университета (Воронеж 1999, 2002 г.г.), в сборниках «Вестник образования» Воронежского областного института повышения квалификации работников образования (Воронеж 2000, 2001 г.г.), на ежегодной научной сессии преподавателей и студентов Муниципального образовательного учреждения Воронежского Экономико-Правового института (Воронеж 2001, 2002 г.г.).

Апробация исследования проводилась также в ряде школ г. Воронежа и Воронежской области в рамках послевузовской подготовки учителей музыки на базе Воронежского областного института повышения квалификации работников образования: Нововоронежской детской школы искусств, средней школы № 58 г. Воронежа, Верхнемамонской средней школы, Петровской школы Лискинского района, школы-интерната № 3 г. Воронежа, Ольховатской средней школы Верхнемамонского района, Грибановской сельской школы №12 и других.

Достоверность результатов и обоснованность научных выводов, полученных в исследовании, обеспечиваются исходными методологическими положениями, использованием комплекса методов обработки результатов, их адекватностью поставленным задачам, объекту и предмету исследования, количественным и качественным анализом экспериментальных данных исследования.

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 163 наименований, четырех приложений, содержащих программы по музыке и ритмике, музыкальный материал к программе по ритмике, выборочные тематические планы к программам по музыке и ритмике, а также индивидуальные результаты диагностики музыкальных способностей учащихся. Работа содержит 7 таблиц, 11 рисунков, 2 диаграммы, нотные примеры.

Заключение диссертации научная статья по теме "Педагогическая психология"

Выводы

Итоги экспериментальной работы по использованию генетико-моделирующего метода в развитии музыкальных способностей младших школьников констатируются в следующих выводах:

1. Использование количественных показателей для оценки степени развития музыкальных способностей и введение обобщенного количественного критерия музыкального развития школьников позволило более полно использовать возможности математических методов обработки данных и получить более точные результаты. Предложенная система оценок показателей на базе симметричных интервалов достаточно наглядна, поскольку числовое значение показателя несет также «визуальную» информацию о его месте на шкале качественной оценки «высокий - средний - элементарный».

Начальные средние значения музыкальных способностей младших школьников, за исключением компонента эмоциональная отзывчивость, характеризуются как «ниже среднего». Использование генетико-моделирующего метода в течение трех лет приводит к развитию музыкальных способностей младших школьников в среднем в 4-5 раз. За это же время традиционная методика обучения музыке дает рост в 1,5-2 раза. Средние значения музыкальных способностей младших школьников после трехлетнего использования генетико-моделирующего метода находятся в пределах 0,6 - 0,7 , что оценивается как «значительно выше» среднего уровня развития.

После трех лет обучения младших школьников с использованием генетико-моделирующего метода отмечается корреляция на уровне значимости 0,05 между музыкальным мышлением и чувством ритма (КК 0,76).

Не подтвердилось предположение о значимой корреляции музыкальной памяти с другими компонентами музыкальных способностей в процессе обучения ни в экспериментальной, ни в контрольной группе.

Эффективность использования генетико-моделирующего метода в экспериментальной группе подтверждается высоким значением критерия музыкального развития (4,64) в конце эксперимента по сравнению с его величиной (-1,26) в контрольной группе. Прирост этого критерия в экспериментальной группе составил около 7 пунктов, а в контрольной группе около 1,2 пункта за это же время.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

V Проведенное исследование развития музыкальных способностей младшего школьника с применением генетико-моделирующего метода показало:

- Комплекс музыкальных способностей развивается как система в сложном взаимодействии входящих в него компонентов.

- Основными компонентами музыкальных способностей, без которых ^ невозможна любая музыкальная деятельность, являются: ладовое чувство, эмоциональная отзывчивость, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, музыкальная память, музыкальное мышление.

- В ходе проведения эксперимента выделены виды музыкальной деятельности младших школьников (перцептивная, исполнительская, музыкальное движение, музыкально-ритмическая, игровая), которые были объединены в жанрово-коммуникативные ситуации: «музыку», «ритмику», «оркестр».

В результате исследования: 1. Раскрыта суть генетико-моделирующего метода развития музыкальных способностей младшего школьника, которая состоит в том, что: используются «музыка», «ритмика» и «оркестр» как основные жанрово-коммуникативные ситуации; реализуется основной принцип генетико-моделирующего метода - синтез слова, музыки и движения посредством расширения видов музыкальной деятельности младших школьников (от немузыкальных форм деятельности через неспецифически музыкальные к собственно музыкальным); используется моделирование звуковысотных, метроритмических и двигательных музыкальных отношений. ± 2. Выявлена специфика развития музыкальных способностей младшего школьника в ходе генетико-моделирующего обучения, состоящая в том, что: каждая музыкальная способность формируется покомпонентно от элементарного к более высокому уровню; процесс развития музыкальных способностей имеет свои возрастные закономерности, но в силу многоаспектности, определяется главным образом методикой и условиями обучения; период младшего школьного возраста характеризуется интенсивным формированием и развитием музыкальных способностей, что подтверждается результатами эксперимента; в процессе развития меняется характер связей между компонентами музыкальных способностей младшего школьника в зависимости от возраста; отмечена значимая корреляция между компонентами музыкальных способностей: музыкальным мышлением и чувством ритма.

Разработана и экспериментально проверена методика развития музыкальных способностей учащихся начальной школы с использованием генетико-моделирующего метода. Она определяет модель взаимосвязей жанрово-коммуникативных ситуаций, видов музыкальной деятельности младшего школьника. Основа методики - опора на синтез слова, музыки и движения. Результаты развивающей экспериментальной работы позволили разработать программы по музыке и ритмике для 1-3 классов общеобразовательной школы. Обоснована эффективность применения генетико-моделирующего метода в развитии музыкальных способностей младшего школьника: использование генетико-моделирующего метода в течение трех лет приводит к развитию музыкальных способностей младших школьников в среднем в 4-5 раз. За это же время традиционная методика обучения музыке дает рост музыкальных способностей в 1,5-2 раза; средние значения музыкальных способностей младших школьников после трехлетнего использования генетико-моделирующего метода находятся в пределах 0,6 - 0,7 , что оценивается как «значительно выше» среднего уровня развития; сравнительный анализ итоговых результатов демонстрирует значительное преимущество использования генетикомоделирующего метода в экспериментальной группе, что подтверждается высоким значением критерия музыкального развития (4,64) в конце эксперимента по сравнению с его величиной (-1,26) в контрольной группе. За все время эксперимента прирост этого критерия в экспериментальной группе составил примерно 7 пунктов, а в контрольной группе приблизительно 1,2 пункта.

Диссертационное исследование подтвердило справедливость гипотезы о том, что использование генетико-моделирующего метода обеспечивает эффективное развитие музыкальных способностей ребенка в начальном звене общеобразовательной школы.

Проделанная работа позволяет наметить некоторые направления научной и практической деятельности, которые могут иметь большое значение для музыкального обучения, воспитания и развития младших школьников.

1. Мы считаем необходимым продолжить работы по исследованию структуры музыкальных способностей, в частности, по выявлению их компонентного состава, иерархической связи компонентов.

2. Научно значимым направлением будущих исследований представляется выявление характера и условий компенсации отдельных компонентов музыкальных способностей.

3. Особого внимания требует разработка методов диагностики музыкальных способностей, так как эта проблема практически не разработана.

4. Значимым направлением будущих исследований учителей-практиков может являться изучение индивидуальных особенностей музыкальных способностей, их качественного своеобразия и разработка на этой основе дифференцированного подхода к музыкальному обучению.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Чеснокова, Елена Владимировна, Курск

1. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности //В сб.: Психология формирования и развития личности. М., 1981. - С.34-36.

2. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-486с.

3. Ананьев Б.Г. Задачи психологии искусства /В сб.: Художественное творчество. Л.: Наука, 1982. - С.234-245.

4. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2 т. М.: Педагогика, 1980. - Т.2: О человеке как объекте и субъекте воспитания. -С. 9-127.

5. Ананьев Б.Г. О взаимосвязях в развитии способностей и характера /В сб.: Доклады на совещании по вопросам психологии личности. М., 1956.-С. 93-97.

6. Ананьев Б.Г. Формирование одаренности /В сб.: Склонности и способности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1962. - С. 15-36.

7. Андреева М. Дождик песенку поет. М.: Музыка, 1981. - С.9-13,19,26,28,51,55.

8. Анохин П.К. Очерки по физиологиии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. - 447 с.

9. Апраксина O.A. Музыкальное воспитание в русской общеобразовательной школе. М.: Музыка, 1987. - С.27-29. Апраксина O.A. О праве учителя-музыканта на эксперимент /В кн.: Музыкальное воспитание в школе. - М.: Музыка, 1978. - Вып. 13. -С.5.

10. Арановский М.Г. Интонация, знак и «новые методы» // Советская музыка, 1980. №10. - С.99-109.

11. Артемьева Т.И. Методический аспект проблемы способностей . М.: Наука, 1977. - 184с.

12. Артемьева Т.И. Проблемы способностей: Личностный аспект //Психологический журнал. 1984. - №3. - С.46-55. Артемьева Т.И. Способности и условия их развития: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 1969. - 24с.

13. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л., 1973. - С.59-60,201,204,271.

14. Балашова С.С., Шенталинская Т.С. Фольклор на уроках и во внеклассной работе/ В сб.: Спутник учителя музыки. М.: Просвещение, 1993. - С.192-230.

15. Баренбойм JI.А. Музыкальное воспитание в Венгрии. М.: Советский композитор, 1983. - 399с.

16. Баренбойм Л.О. О музыкальном воспитании в СССР / В кн.:

17. V- Музыкальное воспитание в СССР. М., 1978. - Вып. 1. - С.16-21.

18. Басин Е.А. Психология художественного творчества: личностный подход . М.: Знание, 1985. - 64с.

19. Баттерворд Дж., Харрис М. Психология развития. М.: Когито-центр, 2000. - 349 с.

20. Блинова М. Некоторые вопросы музыкального воспитания школьников в свете учения о высшей нервной деятельности. М. - Л., 1964. - С.9.

21. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: ACADEMA, 2002. - 318 с.

22. Бодалев A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 1982,- 199с.

23. Бодалев A.A. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей // Вопросы психологии. 1984. - №1. - С. 119-124.

24. Бодалев A.A., Мельников В.М. Анализ тематики диссертационных исследований по психологии, защищенных в 1976-1981 г.г. // Вопросы психологии. 1982. - №3. - С.35-41.

25. Божович Е.Д. О возможности управления умственной деятельностью школьников посредством образцов // Психология формирования иразвития личности. М., 1981. - С. 123-134.

26. Братко A.A., Волков П.П., Кочергин А.Н., Царегородцев Г.И. Моделирование психической деятельности. М.: Мысль, 1969. - 384 с.

27. Брушлинский A.B. О природных предпосылках психического развития человека. М.: Знание, 1977. - 64 с.

28. Брушлинский A.B. Психология мышления и кибернетика. М.: Мысль, 1970. -191 с.

29. Бублей С. Детский оркестр. Л.: Музыка, 1983. - 103 с.

30. Буцаев П.И. Художественный интерес как фактор формирования эстетических способностей старшеклассников: Автореф. дис. канд. пед. наук.-Л., 1976.-19 с.

31. Бырченко Т. С песенкой по лесенке. М.: Советский композитор, 1983. -112 с.

32. Бырченко Т., Франио Г. Хрестоматия по сольфеджио и ритмике. М.: Советский композитор, 1991. - 200 с.

33. Васадзе А.Г. Проблема художественного чувства. Тбилиси: Мецниереба, 1978. - 174 с.

34. Вейн A.M., Каменецкая Б.И. Память человека. М.: Наука, 1973. -209 с.

35. Венгер Л.А. Педагогика способностей. М.: Знание, 1973. - 96 с.

36. Вен дрова Т.Е. Художественно-педагогический анализ на уроке музыки1. Музыка в школе, 1979. №3

37. Ветлугина H.A. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1968. - С.148-152.

38. Воспитание музыкой /Сост. Т.Е.Вендрова, И.В. Пигарева. М.: > Просвещение, 1991. - 205 с.

39. Восприятие музыки / Под ред. В.Максимова. М., 1980. - С.7-9.

40. Выготский J1.C. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967. - 92 с.

41. Выготский JI.C. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. - 519 с.

42. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1965. - 379 с.

43. Гаврилова Т.П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков /В сб.: Психология межличностного познания. М.: Педагогика, 1981. - С.122-139.

44. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в современной психологии. М., 1966. - С.236-251.

45. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1982. - 176 с.

46. Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. - 495 с.

47. Годфруа Ж. Что такое психология? т.2. - М.: Мир, 1996. - 370с.

48. Голубева Э.А. Комплексное исследование способностей //Вопросы психологии. 1986. - №5. - С. 18-23.

49. Гоноболин Ф.Н. Психология. М.: Просвещение, 1973. - 240 с.

50. Гончаров И.Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников. М.: Просвещение, 1978. - 160с.

51. Готсдинер А. Дидактические основы музыкального развития учащихся //Вопросы музыкальной педагогики. М., 1979. - Вып. 1. - С.13.

52. Грушина Л .Я. Развитие воссоздающего воображения четвероклассников //Литература в школе. 1972. - №2. - С.49-55.

53. Давлетшин М.Г. Психология технических способностей: Дис. д-ра психол. наук. Ташкент, 1973.

54. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Просвещение, 1987. -С.441-448.

55. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. - С. 154.

56. Давыдов В.В., Варданян А.У. Учебная деятельность и моделирование. -Ереван, 1981. С.73-89.

57. Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. М.: Музыка, 1975. -159 с.

58. Далькроз Ж.-Э. Ритм: его воспитательное значение для жизни и для искусства. Спб.: Театр и искусство, 1972. - С. 110-111.

59. Детский голос: Экспериментальные исследования / Под ред.

60. В.Н.Шацкой.-М., 1970.-С.212.

61. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. - 272с.

62. Дранков B.JI. К вопросу о сочетании способностей в творческой деятельности. М., 1959. - С. 100-102.

63. Дранков B.JI. О природе художественного таланта: Автореф. д-ра. психол. наук. JI., 1973. - 38с.

64. Дранков B.JI. Психология. Изд-во ЛГПИ им. Н.К.Крупской, 1960. -67с.

65. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2002.- 368 с.

66. Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. -Смоленск: Изд-во Смоленского гос. пединститута им. К.Маркса, 1974.- 153с.

67. Ересь Е.П. Способности /В кн.: Психология. Минск: Вышейшая школа, 1970. - С.410-428.

68. Жаворонушки. Русские песни. М.: Советский композитор, 1981. -Вып. 2. - 113 с.

69. Запорожец A.B. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности /В сб.: Принцип развития в психологии . М.: Наука, 1978. - С.243-267.

70. Иванов П.И. Общая психология. Ташкент: Укиувчи, 1967. - 452с.

71. Из истории музыкального воспитания /Сост. O.A. Апраксина. М.: Просвещение, 1990. - С.5.

72. Ильенков Э.О. О «специфике» искусства /В сб.: Вопросы эстетики. -Вып. 4. Искусство и эстетическое воспитание. - М.: Педагогика, 1982.

73. Ильин Е.П. Проблема способностей: два подхода к ее решению //Психологический журнал. 1987. - №2. - Т.8. - С.37-47.

74. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. М.: Советский композитор, 1977. - С.109-110.

75. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы экспериментальной программы по музыке для общеобразовательной школы //Программа средней общеобразовательной школы. М.: Музыка, 1990. -С.16,25,29-30.

76. Кабанова-Меллер E.H. Структура и закономерности учебной деятельности в условиях развивающего обучения //Структура познавательной деятельности. Владимир, 1976. - С.29-32,38-39.

77. Ковалев А.Г. Способности /В кн.: Общая психология. М.: Просвещение, 1981. - С.361-381.

78. Корн Г. и Корн Т. Справочник по математике для научных работников и инженеров. М.: Наука, 1968. - 720с.

79. Корсунский Е.А. Развитие литературных способностей школьников. -Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1985.

80. Костюк Г.С. Актуальные вопросы обучения и развития младшего школьника // Обучение и развитие младших школьников. Киев, 1970. - С.3-6.

81. V 82. Крутецкий В.А. Способности /В кн.: Психология. М.: Просвещение,1986. 336с.

82. Лейтес Н.С. Возрастные предпосылки умственных способностей /В кн.: Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1987. - С.386-395.

83. Лейтес Н.С. Проблема соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьника // Вопросы психологии. 1985. - №1. - С.9-18.

84. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М.: Знание, 1984.-79с.

85. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М.:

86. Педагогика, 1983. Т. 1. - 392с.

87. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики /В кн.: Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1987. - С.84-90.

88. Лернер И. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980. - С. 10, 18, 36.

89. Лурия А.Р. Мозг и психика. Маленькая книжка о большой памяти /В кн.: Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1987. - С.134-143.

90. Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки. М.: Советский композитор, ^ 1978. - С.149-154.

91. Мазель Л.А. Статьи по теории и анализу музыки. М.: Советский композитор, 1982. - 327 с.

92. Маношкин A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии, 1982. №4. - С.89-93.

93. Матюшкин A.M. Психологические вопросы диагностики и развития творческих способностей в обучении /В сб.: Проблемы способностей в советсткой психологии . М., 1982. С. 18-24.

94. Медушевский В.В. Интонация и интонационная гармония / В сб.: Спутник учителя музыки. М.: Просвещение, 1993. - С.74-75.

95. Медушевский В.В. Композитор исполнитель - слушатель / В сб.: Спутник учителя музыки. - М.: Просвещение, 1993. - С.75-77.

96. Медушевский В.В. Музыкальное образование / В сб.: Спутник учителя музыки. -М.: Просвещение, 1993. С.21-24.

97. Медушевский В.В. Музыкальное произведение и его культурно-генетические основы. Киев, 1988. - С.7-9.

98. Медушевский В.В. Музыкальное произведение и музыкальный язык / В сб.: Спутник учителя музыки. М.: Просвещение, 1993. - С.116-120.

99. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. М.: + Педагогика, 1987. - 144с.

100. Мир детства: Младший школьник /Под ред. А.Г. Хрипковой. М., 1981. - С.52-55.

101. Музыка и движение / Авт.-сост. С.И. Бекина и др. М.: Просвещение, ir 1983. - С. 197-202.

102. Музыкальное воспитание в современном мире. М., 1973.

103. Мутли А.Ф. Звук и слух /В сб.: Вопросы музыкознания. М.: Музгиз, 1960. - Т.З. - С. 8-11.

104. Мухина B.C. Детская психология. М.: Просвещение, 1985. - 272с.

105. Муцмахер В.И. Совершенствование музыкальной памяти в процессе обучения игре на фортепиано. М., 1984.

106. Мясищев В.Н. О связи склонностей и способностей /В сб.: Склонности и способности. JL: Изд-во ЛГУ, 1962. - С.3-14.

107. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.:1. Музыка, 1972. 83 с.

108. Обучение и развитие /Под ред. Л.В. Занкова. М., 1975.

109. Общая психология /Под ред. A.B. Петровского. М.: Просвещение, 1986.-484с.

110. Орджоникидзе Г.Ш. Звуковая среда современности /В сб.: Музыкальный современник. Вып.4. - М.: Советский композитор, 1983. - С.272-304.

111. Орджоникидзе Г.Ш. К вопросу о специфике музыкального мышления ^ /В сб.: Вопросы музыкознания. М.: Музгиз, 1960. - Т.З. - С.299.

112. Основы психодиагностики / Под ред. А.Г. Шмелева. Ростов-наДону: Феникс, 1996. - 544 с.

113. ИЗ. Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности животных: В 6 т. - М.: Изд-во АН СССР, 1951-1952.-Т.З.-390с.

114. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: Владос, 1997. - 384 с.

115. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. М.: Владос, 1993. -176 с.

116. Пиаже Ж. Психология, междисциплинарные связи и система наук /В кн.: Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1987. - С.75-84.

117. Платонов К.К. Проблема способностей. М.: Наука, 1972. - 312с.

118. Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978. - С.250-261.

119. Психология формирования и развития личности. М., 1981. - С.70-78.

120. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Просвещение, Владос, 1994. - 223 с.

121. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М., 1980. - 95с.

122. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы психологии. 1986. - №4. - С.101-108.

123. Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. М.: * Просвещение, 1972. - 334 с.

124. Русский детский игровой фольклор. (1, 2, 3, 4, 5, мы идем с тобой играть). М.: Просвещение, 1995. - 223с.

125. Русский народ / Сост. М. Забылин. М.: Автор, 1992. - 616 с.

126. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. - С.50-57, 208-212.

127. Смирнов Н.В, и Дунин-Барковский. Курс теории вероятностей и математической статистики для технических приложений. М.: «Наука», 1969.-511с

128. Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки. М.: Музыка, 1975. - 63 с.

129. Способности и склонности: комплексные исследования /Под ред. O.A. Голубевой. М.: Педагогика, 1989. - 200с.

130. Спутник учителя музыки /Сост. Т.В.Челышева М.: Просвещение, 1993.-237 с.

131. Стихи, сказки, рассказы, игры для начальных классов школы /Сост. Э. Кирстен, Н. Петерсен. Штутгарт, Издание Х.Яффке, 1992. - 128 с.

132. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. -671 с.

133. Тарасов Г.С. Музыкальное восприятие школьников/ В сб.: Спутник учителя музыки. М.: Просвещение, 1993. - С.27-34.

134. Тарасов Г.С. Психологические основы музыкального воспитания школьников / В сб.: Спутник учителя музыки. М.: Просвещение, 1993. - С.39-43.

135. Тарасов Г.С. Психологические особенности младших школьников / В сб.: Спутник учителя музыки. М.: Просвещение, 1993. - С.43-45.

136. Тарасов Г.С. Психология музыкальной потребности // Психологический журнал, 1988. №3.

137. Тарасов Г.С. Психология музыкальных способностей / В сб.: Спутник учителя музыки. М.: Просвещение, 1993. - С.55-58.

138. Тарасова К. В. Онтогенез музыкальных способностей М.: Педагогика, 1988. - С. 176.

139. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей //Избранные труды: в 2 т. М.: Педагогика, 1985. - Т.1. - С.42-222.

140. Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий //Избранные труды: в 2 т. М.: Педагогика, 1985. - Т.2. - С.5-189.

141. Теплов Б.М. Способности и одаренность //Избранные труды: в 2 т. -М.: Педагогика, 1985. Т.2. - С.15-41.

142. Философский словарь /Под ред. И.Т.Фролова. М.: Политиздат, 1986. -600с.

143. Фридман Л.М. Моделирование как форма продуктивного мышления в процессах постановки и решения задач // Экспериментальное исследование продуктивных процессов мышления. М., 1973. - С. 1518.

144. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя.- М.: Просвещение, 1991.-288 с.

145. Холопова В.Н. Вопросы ритма в творчестве композиторов XX века. -М.: Музыка, 1971. С.164-228.

146. Хрестоматия по психологии /Под ред. A.B. Петровского. М.: Просвещение, 1987. - 528 с.

147. Художественное творчество /Под ред. Б.С. Мейлаха. JL: Наука, 1983.- 279с.

148. Цуккерман В.А. Музыкально-теоретические очерки и этюды. М.: Советский композитор, 1970. - С.258-259.

149. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано . М., 1974. - С. 24.

150. Чудновский В.Э. Актуальные проблемы психологии способностей // Вопросы психологии. 1986. - №3. - С.78-89.

151. Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. -М.: Знание, 1986.-80с.

152. Чудновский В.Э. Развитие способностей //Воспитание школьников. -1990.-№4.-С.32-37.

153. Шадриков В.Н. О структуре познавательных способностей /Психологический журнал. 1985. - №3. - Т.6. - С.38-47.

154. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. -М.: Владос, 1998.-512 с.

155. Шехтер М.С. Некоторые теоретические вопросы психологии узнавания // Вопросы психологии, 1963. №4. - С. 74-76.

156. Щербаков А.И. Способности личности и общество /В сб.: Проблемы развития познавательных способностей. Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1983. - С.3-20.

157. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития детей в детском возрасте /В кн.: Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1987. - С.348-356.

158. Эстетическое воспитание в школе. М.: Педагогика, 1980. - 136с.

159. Ягункова В.П. Индивидуально-психологические особенности школьников, способных к литературному творчеству /В сб.: Вопросы психологии способностей школьников. М.: Просвещение, 1964. -С.136-202.

160. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. - 86с.

161. Якобсон П.М. Психология чувств. М.: Просвещение, 1998. - С.480-487.

162. Яновская В. Ритмика. М.: Музыка, 1979. - 96 с.

163. Klaus G., Hiebsch. Kinderpsychologie. Volk und wisseneigenen Verlag, Berlin, 1962. 419 s.