Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.04 для написания научной статьи или работы на тему: Методика формирования навыков двигательной выразительности в художественной гимнастике

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Каравацкая, Наталья Александровна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Великие Луки
Год защиты
 2002
Специальность ВАК РФ
 13.00.04
Диссертация по педагогике на тему «Методика формирования навыков двигательной выразительности в художественной гимнастике», специальность ВАК РФ 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Каравацкая, Наталья Александровна, 2002 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА В НАУЧНО - МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

1.1. Сущность и критерии выразительности.

1.2. Двигательная выразительность в композиционных видах спорта и ее компоненты.

1.3. Различные направления при формировании двигательной выразительности.

ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.

2.1. Задачи работы.

2.2. Методы исследования.

2.2.1. Анализ научно - методической литературы.

2.2.2. Метод фотофиксации и видеосъёмки.

2.2.3. Метод экспертных оценок.

2.2.4. 16 - факторный личностный опросник Кеттела.

2.2.5. Педагогический эксперимент.

2.2.6. Методы математической статистики.

2.3. Организация исследования.

ГЛАВА III. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА СОСТАВЛЕНИЯ КОМПОЗИЦИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ.

3.1 Исследование выразительности гимнасток.

3.2 Характеристика составления произвольных упражнений в художественной гимнастике.

ГЛАВА IV. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯПРОВЕРКА МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ.

4.1. Методические подходы к формированию навыков двигательной выразительности.

4.2. Исследование формирования двигательной выразительности в композициях гимнасток.

4.2.1. Формирование двигательной выразительности гимнасток в упражнениях без предмета на 1 этапе исследования.

4.2.2.Результаты оценок за комбинации с предметами гимнасток

М экспериментальной и контрольной группы на 2 этапе педагогического эксперимента.

4.2.3 .Результаты оценок за собственные постановочные комбинации с предметами гимнасток экспериментальной и контрольной группы на 3 этапе педагогического эксперимента.

4.3. Типические стили составления композиций в художественной гимнастике.

ВЫВОДЫ.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Методика формирования навыков двигательной выразительности в художественной гимнастике"

Художественная гимнастика - один из видов программы Олимпийских игр со сложнокоординационной деятельностью, требующей от спортсменок проявления широкого круга умений, навыков и качеств. Гармоническое развитие гимнасток, красота двигательных действий, эстетичность и выразительность определяют широкую популярность и привлекательность данного вида спорта (9, 60, 220, 221).

В настоящее время, произвольные упражнения в художественной гимнастике включают большое количество трудностей и сложно-технических элементов (55, 211, 214). Повышение трудностей произвольных композиций все чаще ставит судей в затруднительное положение. Гимнастки включают в свою произвольную программу максимум элементов высшей трудности и выполняют их технически совершенно и поэтому судьям сложно определить истинного лидера выступлений. Одним из критериев, который позволяет спортсменке выделиться и добиться высоких результатов в соревновательной деятельности, является выразительность выступлений (28, 218, 234).

Актуальность нашего исследования состоит в изучении специфики двигательной выразительности гимнасток-«художниц». По правилам соревнований, произвольная композиция в художественной гимнастике должна включать большой набор трудностей, а время на выполнение упражнения ограничено и практически не позволяет исполнить танцевальных движений, выражающих характер музыкальных произведений. Именно поэтому важная роль в подготовке будущих тренеров заключается в умении научить гимнасток отражать характер музыкального сопровождения при выполнении композиций и способствовать повышению уровня двигательной выразительности гимнасток.

Однако до настоящего времени остается не достаточно изучен вопрос формирования двигательной выразительности в художественной гимнастике. В связи с этим нами были проведены исследования в этом направлении.

Гипотеза - предполагалось, что существуют типические стили составления упражнений в художественной гимнастике, влияющие на двигательную выразительность спортсменок. Учёт всех особенностей двигательной выразительности должен способствовать разработке эффективной методики по формированию навыков двигательной выразительности гимнасток - «художниц».

Цель работы: На основе определения типических ошибок составления композиций в художественной гимнастике разработать и апробировать методику формирования навыков двигательной выразительности гимнасток-художниц», а также выявить их типические стили составления произвольных упражнений.

Объект исследования: Двигательная выразительность гимнасток -«художниц» и их типические стили составления композиций.

Предмет исследования: Средства и методы формирования двигательной выразительности занимающихся художественной гимнастикой.

Научная новизна. Впервые разработана методика поэтапного формирования двигательной выразительности в художественной гимнастике; изучено влияние личностных свойств на выразительность гимнасток; экспериментально обоснована эффективность применения методики формирования двигательной выразительности в тренировочной деятельности гимнасток-«художниц».

Теоретическая значимость. Результаты исследования вносят новый вклад в теорию и методику спортивной тренировки, расширяя информацию о влиянии личностных свойств на выразительность движений гимнасток. Обоснование методики формирования двигательной выразительности гимнасток-«художниц» позволяет определять направление тренировочного процесса гимнасток.

Практическая значимость исследования раскрывается через непосредственное внедрение в практику разработанных теоретико-методических положений по освоению специализированных упражнений на основе двигательной выразительности гимнасток-«художниц», что создает предпосылки для дальнейшего роста спортивного мастерства.

Методика по формированию навыков двигательной выразительности может быть использована:

- в группах ДЮСШ, СДЮШОР и спортивного совершенствования;

- в учебном процессе по художественной гимнастике институтов и академий физической культуры;

- при унификации в координационно-композиционных видах спорта.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Особенности проявления выразительности в различных видах искусства - живописи, архитектуре, литературе, музыке, сценическом движении и технико-композиционных видах спорта определяют технический, художественный и логический компоненты двигательной выразительности в художественной гимнастике.

2. Уровень двигательной выразительности и качество составления произвольных композиций в художественной гимнастике под музыку различного характера у спортсменок неодинаков и зависит от их индивидуальных особенностей и опыта двигательной деятельности спортсменок.

3. Поэтапная трехкомпонентная методика формирования двигательной выразительности, основанная на особенностях составления произвольных композиций в художественной гимнастике и структурных компонентах двигательной выразительности, позволит существенно повысить двигательную вырази lejibHocib гимнасток и навыки составления упражнений с предметами и без предметов.

4. Личностные свойства гимнасток - «художниц» определяют типические стили составления упражнений и характер их музыкального сопровождения. Структура и объём диссертации. Диссертация изложена на 144 страницах машинописного текста, состоит из 4 глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы (включает 251 источник, из них 20 на иностранных языках), приложений и двух актов внедрения.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры"

ВЫВОДЫ

1. По результатам теоретического анализа специальной научно-методической литературы оценивали двигательную выразительность в различных видах искусства и двигательной деятельности, выявили три её структурных компонента: технический, художественный, логический.

Двигательная выразительность определяется непосредственным проявлением двигательного действия технически и логически грамотного построения и обладающего художественной ценностью.

2. Итоги констатирующего педагогического эксперимента показали, что исходный уровень двигательной выразительности гимнасток различен. Установлено, что гимнастки не в одинаковой степени выражают разные характеры музыкальных произведений. Ярко выражая музыку одного характера, спортсменка не всегда может выразить другой стиль музыки.

Из всех исследуемых гимнасток, лишь 50% спортсменок обладают достаточной выразительностью для исполнения двигательного действия под все характеры музыкальных стилей.

Двигательная выразительность на музыку героического характера у гимнасток выражается слабее, чем на лирическую или весёлую.

3. Выявлены следующие особенности составления произвольных упражнений художественной гимнастики: а) при «постановке» общее количество движений во всех трех направлениях музыкальных произведений является большим, чем при «импровизации»; б) насыщенность комбинаций движениями при «импровизации» меньше, чем при «постановке»; в) общее количество характерных движений в постановочных упражнениях меньше чем в импровизационных; г) при «постановке» композиций увеличивается использование специфических движений в композициях гимнасток; д) при «импровизации» и при «постановке» гимнастки использовали повторяющиеся движения; е) при «импровизации» и при «постановке» гимнастки выполняли однотипные перемещения.

4. Разработана методика формирования двигательной выразительности гимнасток-«художниц», основанная на трёх компонентах выразительности и состоит из трех этапов, каждый из которых делится на блоки заданий.

5. По результатам педагогического эксперимента было установлено: а) задания 1 этапа более просты в выполнении; б) на 1 этапе самыми простыми в выполнении были задания на составления комбинации на 32 и 64 счета без использования групп сложностей (ступень А|) под все исследуемые нами характеры музыкальных произведений (хА=3,4 балла; хВ=3,4 балла; хГ=2,8 балла; в) задания на выполнение отдельных базовых групп в различных музыкальных стилях (ступень В|) оказались самыми сложными (Р< 0,05) (хА=3,0 балла; хВ=2,8 балла; хГ=1,7 балла); г) оценки за все ступени 1 этапа, при выполнении заданий под героическую музыку ниже, чем под лирическую и веселую; д) на II этапе тенденция усложнения заданий такая же как и на 1 этапе: от ступени А2 к ступеням Сг и В2; е) высокие оценки были зафиксированы у испытуемых в комбинациях с обручем под все исследуемые музыкальные характеры (Р< 0,05); ж) наиболее низкие оценки под веселую и героическую музыку были получены за комбинации с мячом, а под лирическую - со скакалкой (Р< 0,05); з) оценки за постановку упражнений без предмета у гимнасток экспериментальной группы повысились на 1,6 балла, а коэффициент вариации в группе снизился (1,5%) (Р< 0,05); и) оценки за постановку упражнений с предметами в процессе исследования у гимнасток экспериментальной группы повысились на 0,3 балла (Р< 0,05). к) общий прирост оценок за составление композиции составил 1,9 балла (Р< 0,05). Коэффициент вариации понизился от 11,3% до 3,2%. В тоже время результаты контрольной группы повысились незначительно и составил 0,1 балла.

6. Определены три типических стиля составления произвольных композиций в художественной гимнастике:

- лирический стиль составления (характерен для спортсменок с ярко выраженными свойствами, определяемые такими факторами как: J — чувствительность; Е - независимость; В - интеллект; М - мечтательность);

- веселый стиль составления (характерен для спортсменок ярко выраженными личностными свойствами, определяемые такими факторами как: J - чувствительность; Е - независимость; F - беспечность; МД - самооценка; Q4 - фрустрация);

- героический стиль составления (характерен для спортсменок с ярко выраженными личностными качествами, определяемые такими факторами как: J - чувствительность; Е - независимость; Q2 - самоустойчивость.

На основе корреляционного анализа между выразительностью гимнасток, насыщенностью комбинаций, количеством характерных движений в композициях, количеством перемещений и личностными свойствами гимнасток определено, что всего два фактора J и F (независимость и чувствительность), влияют на качество составления произвольных комбинаций под все исследуемые нами характеры музыкальных произведений.

7. Разработанная методика формирования навыков двигательной выразительности в художественной гимнастике показала высокую эффективность и может быть экстраполирована в сложнокоординационно — композиционных видах спорта.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. В импровизационном выполнении гимнастки лучше выражают музыку любого характера. Таким образом, для повышения двигательной выразительности спортсменок, следует включать в тренировочный процесс задания на импровизационное выполнение под различную музыку.

2. Так как гимнасткам труднее всего выразить, а также составить упражнения под героический характер музыкального произведения, то больше времени в тренировочном процессе нужно уделять на небольшие этюды под этот характер музыки.

3.Для увеличения художественной ценности и оригинальности произвольных композиций в художественной гимнастике следует выполнять характерные движения, выражающие стиль музыки на базовых элементах и специфических сложностях.

4. Рекомендуем для повышения качества составления композиций, а также для развития навыков двигательной выразительности использовать в тренировочном процессе гимнасток задания разработанной нами методики по формированию навыков двигательной выразительности.

5. Так как на постановку упражнений под все исследуемые нами характеры музыкальных произведений влияют такие качества как независимость и чувствительность, то мы рекомендуем подбирать хореографов именно с этими ярко - выраженными личностными свойствами.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Каравацкая, Наталья Александровна, Великие Луки

1. Аверкович Э.П. Анализ произвольных упражнений в художественной гимнастике и пути совершенствования технического мастерства сильнейших гимнасток: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М.,1980. - 23 с.

2. Алексеев А.А. Поймите меня правильно или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми / Алексеев А.А., Громова JI.A. -СПб.: Экономическая школа, 1993. 352 с.

3. Алексеенко И.С. Обоснование комплекса средств в формировании профессиональных умений преподавателя ритмической гимнастики: Дис. . канд. пед. наук. JL, 1990. - 188 с.

4. Амилахвири М.Г. Проявление воли в художественной гимнастике // Проблемы психологии спорта. М., 1962. - Вып. 2. - С. 198-204.

5. Ананьев Б.Г. Формирование одаренности // Склонности и способности:

6. Сб. статей.-Л., 1962.-С. 5-17.5.

7. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука,1977.-380 с.

8. Анореев В.И. Методика педагогической оценки и самооценки творческих способностей личности // Опыт компьютерной педагогической диагностики творческих способностей. Казань, 1989. - С. 3-36.

9. Арбузов В., Илларионов Г.Г., Фетискин Н.П. Психологические особенности в проявлении основных свойств нервной системы у боксеров // Спортивная и возрастная психофизиология. СПб, 1974. - С. 25-27.

10. Аркаев Л .Я., Радионенко А.Ф. О современных упражнениях гимнастов // Гимнастика: Сб.статей. М.: Физкультура и спорт, 1976. - Вып. 2. - С.4-7.

11. Ю.Арсентьев Ж. Ритмика: Планирование на III и IV четверти // Начальная школа. 1995. - № 2. - С. 1.11 .Артамонова И.Е. Средства повышения готовности ксоревнованиям в художественной гимнастике: Автореф. дис. . канд. пед. наук. — Малаховка, 1990. 24 с.

12. Архипова Ю.А. Базовая подготовка юных гимнасток в упражнениях с предметами: Автореф. дис. . канд. пед. наук. СПб., 1998. — 24 с.

13. П.Архипова Ю.А., Карпенко J1.A. Исследование специальных способностей гимнасток манипулятивной деятельности с предметами // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы: Тез. докл. Международного конгресса. М., 1998. - Т. 1. - С. 251-252.

14. М.Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для ин-тов физ. культ. М.: Просвещение, 1990. - 258 с.

15. Бабушкин Г.Д. Актуальные проблемы профессионального становления и воспитания специалистов по физической культуре и спорту // Теория и практика физической культуры. 1991. - № 7. - С. 11-16.

16. Бальные танцы / Сост. М.Ф. Попова. М.: Сов. Россия, 1987. - 80 е.: ил.

17. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. — М.: Физкультура и спорт, 1988. — 195 с.

18. Батаен В.Г. Современные требования к упражнениям в художественной гимнастике: Метод, рек. / Батаен В.Г., Аверкович Э.П. М., 1977. - 16 с.

19. Башнина А.Р. Составление произвольной программы // Тезисы докладов Всесоюзной конференции тренеров по художественной гимнастике. -Смоленск, 1973.-С. 17-21.

20. Белова Е.П. Ракурсы танца: Телевизионный балет. М.: искусство, 1991. - 127 с.21 .Белорусский танец: Сб./Сост. Ю.М. Чурко. -М.: Искусство, 1991. 223 с.

21. Бенджамин Jloy. Красота спорта / Пер. с англ. И.Л. Моничева; Под. ред. В.И. Столярова. М.: Радуга, 1984. - 153 с .

22. Бернштейн Н.А. О построении движений. М.: Медгиз, 1947. - 255 с.

23. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. — М.: Физкультура и спорт, 1991.- 180 с.

24. Беспутник В.Г. Круговая аэробика // Физкультура в школе. — 1996. — № 1. -С. 26-28.

25. Биндусов Е.Е. Ритмическая гимнастика в институте физической культуры: Лекция / Биндусов Е Е., Казачан И.Ю., Матвеева Н А. — Малаховка: МОГИФК, 1987. 20 с.

26. Бирюк Е.В., Овчинникова Н.А., Власова Л.Г. Совершенствование технической подготовленности во владении предметами в художественной гимнастике // Гимнастика: Сб. статей. М.: Физкультура и спорт, 1983. - Вып. 1. - С. 60-63.

27. Бирюкова И В. Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души // Бюллетень АТДТ Лето - Осень 2000. - № 4. - С. 3-9.

28. Боброва Г.А. Художественная гимнастика в спортивных школах. — М.: Физкультура и спорт, 1974. 110 с.

29. Боброва Г.А. Искусство граций. СПб.: Детская литература, 1986.-110 с.

30. Богомолов А.П. Каракашьянц К.С., Козлов Е.Г. Обучая движению // Гимнастика: Сб. статей. — М.: Физкультура и спорт, 1972. — Вып. 1. — С. 45-47.

31. Бондарь Я., Бондарь О. Смысл творчества счастье: Развитие детского творчества и литературных способностей на уроках гуманитарной направленности // Сто друзей. - 2001. - № 4. - С. 4-5.

32. Брушинский А.В. Мышление и прогнозирование: Логико-психологический анализ. М.: Мысль, 1979. - 215 с.

33. Брыкин А.Т., Назарова О.М. Терминология // Художественная гимнастика: Учеб. для ин-тов физ. культ. / Под ред. Т.С. Лисицкой. — М.: Физкультура и спорт, 1982. С. 11-15.

34. Бутии Н.М., Ткачев В.К. Обучение нетрадиционным методам // Физкультура в школе. 1995. - № 6. - С. 27-29.

35. Вартерьян 3. Хореография для групп художественной гимнастики: Авторская программа // Спорт в школе. 1997. - № 27. - С. 5-10.

36. Варшавская Р.А. Задачи и содержание художественной гимнастики // Художественная гимнастика: Учеб. пособие для ин-тов физ. культ.-М., 1973.-С. 3-11.

37. Венгерова Н.Н. Средства классического экзерсиса на уроках хореографической подготовки в сложно-координационных видах спорта: Учеб.-методич. пособие / Венгерова Н.Н., Федорова О.С. СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта.- 1990. - Ч. I. - 46 с.

38. Вербова З.Д. Композиция произвольных упражнений и требования к составлению произвольных упражнений и подбору музыкального материала // Тезисы докладов Всесоюзной конференции по художественной гимнастике. М., 1960. — С. 8-14. 39.

39. Вербова З.Д. Искусство произвольных упражнений. М.: Физкультура и спорт, 1967. - 50 с.41 .Волков И.П. Много ли в школе талантов?. М.: Знание, 1989. - 80 с.

40. Волконский С. Выразительный человек. — СПб.: Апполон, 1913. С. 60.

41. Воскобойников Ф.А. Попытка использования теста Айзенка для выявления эмоциональной устойчивости гимнастов // Теория и практика физической культуры. 1974. - С. 32-33.

42. Воскресенская А.П. и др. Исследование эмоциональной напряженности спортсменок в художественной гимнастике // Психологические и психогигиенические аспекты в гимнастике. Смоленск, 1977. - С. 5-6.

43. Выготский Л.С. Психология искусства / Под ред. М.Г. Ярошевского. -М.: Педагогика, 1987. 344 с.

44. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 92 с.

45. Выдрин В.М. Теория и практика физической культуры (культуроведческий аспект): Учеб. пособие. СПб.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1988.-45 с.

46. Вяткин Б.А. Влияние темперамента на деятельность спортсменок в художественной гимнастике // Темперамент и спорт. — Пермь, 1974. — Вып. II.-С. 42-58.

47. Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. — М.: Физкультура и спорт, 1978. 135 с.

48. Вяткин Б.А. Спорт и развитие индивидуальности человека // Теория и практика физической культуры. 1993. - № 2. - С. 1 -5.51 .Гавердовский Ю.К. Стиль, композиция, мода // Гимнастика: Сб. статей. — М.: физкультура и спорт, 1974. Вып. 2. - С. 5-9.

49. Галкина И.Э. Проявление двигательных способностей у занимающихся художественной гимнастикой в упражнениях с предметами // Проблемы спортивной тренировки: Матер, науч.-практ. конф. республик Прибалтики и Белоруссии. Минск, 1982. - С. 83-84.

50. Галкина Т.В., Алексеева Л.Г. Диагностика и развитие креативности // Развитие и диагностика способностей / Отв. Ред. В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков. -М., 1991.-С. 170-177.

51. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. М., 1966.-С. 215-238.

52. Ганюшкин А.Д., Дмитриенкова Л.П. Влияние некоторых особенностей на надежность соревновательной деятельности в художественной гимнастике // Проявление индивидуальных особенностей личности в спорте. -Смоленск, 1979. С. 49-56.

53. Гевара П. Содержание хореографических элементов в композиции упражнений спортсменок высокой квалификации в художественной гимнастике: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1994. - 23 с.

54. Гончаренко Л.В. К проблеме воспитания выразительности в художественной гимнастике // Физическое воспитание молодежи и профессиональная подготовка.: Сб. статей. — Ростов-на-Дону, 1977. -С.54-56.

55. Горбачева Ж.С. Использование эффекта положительного переноса навыка в процессе начального обучения упражнениям с предметами в художественной гимнастике // Теория и практика физической культуры. -1997. -№ 10.-С. 52-54.

56. Горбачева Ж.С. Формирование пластической выразительности в художественной гимнастике: Автореф. дис. . канд. пед. наук. — СПб, 2000. 24 с.

57. Горшунин Г.Ю. От исцеления танцем к танце-двигательной терапии // Бюллетень АТДТ. Февраль 2000. - № 2. - С. 2-6.

58. Григорьев А.Е. Критерии технического мастерства в видах спорта, связанных с оценкой точности и выразительности движений // Техническое мастерство спортсменов: Сб. науч. статей / Под ред. В.М. Дьячкова. -М., 1972.-С. 58-61.

59. Григорьев А.Е. Рост спортивного мастерства гимнасток (содержание и трудность упражнений 30 70 годов): Учеб. пособие для студ., специализирующихся по гимнастике. - 1978. - 20 с.

60. Григорьянц И.А. Психологическая подготовка юных гимнастов: Метод, разраб. для студ. Академии. М. 1993. - 41 с.

61. Григорьянц И.А. Психологическая подготовка тренера по спортивной гимнастике: Учеб. пособие. М., 1995. - 73 с.

62. Григорьянц И.А. Психология соревновательной деятельности в спортивной гимнастике: Учеб. пособие. — М., 1998. 89 с.

63. Губанов В.А. Проведение занятий гимнастикой с музыкальным сопровождением :Метод. разраб. для студ. ГЦОЛИФКа. М.,1980. — 30 с.

64. Губанов В.А. Гимнастика: Гимнастические выступления: Метод, разраб. для студ. ГЦОЛИФКа / Губанов В.А., Губанова М.И. М., 1989. - 51 с.

65. Губанова М.И. Постановка спортивно-художественных выступлений в массовых театрализованных и церемониальных спортивных праздниках : Метод, разраб. / Губанова М.И., Дружков А.Л., Табаков С.Е.- М.,1995. -52 с.

66. Гульвани Р.Ш. Техническая подготовка в художественной гимнастике на основе обучения базовым упражнениям : Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1984.-23 с.

67. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. М.: Русский язык, 1994. - Т. 4. - 852 с.

68. Диманов X. Программированное обучение гимнастическим упражнениям невысокой сложности // Материалы по программированному обучению (курс специализации): Метод, разраб. / Под общ. ред. Ю.К. Гавердовского. М., 1985. - 80 с.

69. Дмитриев С.В. Двигательная задача как предмет методологического анализа // Совершенствование учебно-тренировочного процесса в спортивной гимнастике. М., 1982. - С. 52-54.

70. Дункан А. Моя жизнь. М.: Федерация, 1930. - 69 с.

71. Дятловский И.С. Развитие мышления и практика физической культуры. -1988. -№ 6.-С. 9-17.

72. Егоров О. Искусство театра в инновационной школе: Дети и театр // Искусство в школе. 2001. - № 1. - С. 68-71.

73. Задача формирования пластической выразительности на разных этапах многолетней подготовки в художественной гимнастике // Научные исследования и разработки в спорте: Сб. науч. тр.: Вестник аспирантуры. СПб., 1998. - Вып. 5. - С. 225-229.

74. Иванова О.А. Методы оценки исполнительского мастерства в художественной гимнастике: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1982. -23 с.

75. Иванова О.А. Методика количественной трудности элементов в художественной гимнастике: Метод, рек. М., 1984. - 43 с.

76. Иевлева М.М. Психолого-педагогическая система контроля и коррекции техники выполнения сложнокоординационных упражнений в художественной гимнастике: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1995. - 18 с.

77. К вопросу о пластической выразительности в художественной гимнастике // Научные исследования и разработки в спорте: Сб. науч. тр.: Вестник аспирантуры. СПб., 1987. - С. 83-89.

78. Кабанов Ю.М. Критические периоды развития статического и динамического равновесия у школьников 1-11 классов // Теория и практика физической культуры. 1996. - № 1. - С. 17-18.

79. Карпеев А.Г. Направления и принципы изучения двигательной координации основных видов движений // Теория и практика физической культуры. 1995. - № 9. - С. 5-7.

80. Карпенко J1.A. Значение творческой активности гимнасток в составлении произвольной комбинации // Совершенствование научных основ физического воспитания и спорта. СПб., 1977. - 27 с.

81. Карпенко J1.A. Творческая активность важный фактор спортивной подготовки в художественной гимнастике // Теория и практика физической культуры. - 1977. — № 6. — С. 14-17.

82. Карпенко J1.A. Пути развития творческой активности у занимающихся художественной гимнастикой младшего возраста: Автореф. дис. . канд. пед. наук. СПб., 1978. - 16 с.

83. Карпенко J1.A. Систематизация средств, тенденции и перспективы развития художественной гимнастики // Гимнастика: Сб. статей. — М., 1985.-Вып. 1.-С. 47-51.

84. Карпенко Л. А. Методические указания по использованию современных средств художественной гимнастики. СПб., 1986. - 24 с.

85. Карпенко Л. А. Академия физической культуры имени П.Ф.

86. Лесгафта. Родина олимпийской художественной гимнастики: Учеб.пособие. СПб., 1999. - 32 с.

87. Ким Д.Х. Модельные характеристики трудности индивидуальных композиций как фактор планирования технической подготовленности вхудожественной гимнастике: Автореф. дис. . канд. пед. наук. — М., 1997. -23 с.

88. ЮЗ.Клименкова В.Я., Аверкович Э.П., Царькова Н.И., Иванова О.А. Современные тенденции развития упражнений в художественной гимнастике //Гимнастика: Сб. статей. -М., 1982. Вып. 1. - С. 63.

89. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969. - 278 с.

90. Композиция упражнений в художественной гимнастике: Метод, рек. — М.: ВНИИФК, 1989.-17 с.

91. Юб.Коренберг В.Б. Объективизация оценок: реальность и иллюзии // Гимнастика: Сб. статей. М., 1977. - Вып. 1. - С. 61-65.

92. Ю7.Коренберг В.Б. Психологические особенности гимнастики как вида спорта // Психологические и психогигиенические аспекты гимнастики: Матер. Всесоюз. симпозиума. Смоленск, 1977. - С. 27-43.

93. Коренберг В.Б. Проблемы физических и двигательных качеств // Теория и практика физической культуры. 1996. - № 7. - С. 2-5.

94. Крапивина Е.А. Техника базовых опорных вращательных движений и методика обучения ими в художественной гимнастике: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1988. - 20 с.

95. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. - 315 с.

96. Краткий словарь по эстетике. М.: Политиздат, 1964. - 543 с.

97. Краткий словарь по эстетике: Кн. Для учителя / Под ред. М.Ф. Овсянникова. М.: Просвещение, 1983. - 223 с.

98. З.Кузнецов Е.В., Локонова Е В. Характерные психологические проблемы в спортивно-танцевальных коллективах // Тезисы 3-й Российской научно-методической конференции по проблемам развития спортивных танцев. -М., 1999.-С. 31-34.

99. И 4.Кузьмина И В. Основы вузовской педагогики: Учеб. пособие для студ. ун-тов.-СПб.: ЛГИ, 1972.-312 с.

100. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. - 64 е.

101. Лисицкая Т.С. Тренировочные нагрузки и методы их регистрации в художественной гимнастике // Гимнастика: Сб. статей. М., 1975. - Вып. 1.-С. 45-46.

102. Лисицкая Т.С., Белкина Т.В. Экзерсис с предметами в художественной гимнастике // Гимнастика: Сб. статей. М., 1980. - Вып. 2. - С. 68-70.

103. Лисицкая Т.С. Хореография в гимнастике. М.: Физкультура и спорт, 1984.- 176 с.

104. Лисицкая Т.С. , Ростовцева М.Ю., Широковец Е.А. Ритмическая гимнастика: методика и физиологическое воздействие // Гимнастика: Сб. статей. М., 1985. - Вып. 1. - С. 24-29.

105. Лисицкая Т.С. Ритм + пластика. М.: Физкультура и спорт, 1987.- 158 с.

106. Лисицкая Т.С. Хореография в аэробике / Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. — М., 2001.-20 с

107. Лищенко В. Гимнастика для занятий // Начальная школа. 1996. - № 10. -С. 8.

108. Лузина Ю.Л. Творческая лаборатория учителя: Из опыта работы. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1985. - 158 с.

109. Лутченко Н.Г. Гимнастика как учебная и научная дисциплина в специализированном вузе // Физическая культура и спорт в современном образовании: Методология и практика. СПб., 1993. - С. 7-9.

110. Лях В.И. Развитие и совершенствование координационных способностей школьников // Физическая культура в школе. 1986. - № 12. -С. 56-58.

111. Лях В.И. Развивая координационные способности // Физическая культура в школе. 1996. — № 5.-С. 31-33.

112. Лях В.И. Совершенствуя координационные способности // Физическая культура в школе. 1996. - № 4. - С. 18-20.

113. Макарова Е.Ю., Менхин А.В. Особенности двигательной подготовки спортсменок в художественной гимнастике // Юбилейный сборник трудов молодых ученых и студентов РГАФК, посвященный 80-летию академии. — М., 1998.-С. 97-101.

114. Макарова Е.Ю. Структура специальной двигательной подготовки, определяющей техническое мастерство в художественной гимнастике: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1999. -23 с.

115. Максимова Е.О. О соотношении выразительности и техники // Автограф. 1998. - № 1.-С. 14-15.

116. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учеб. для ин-тов физ. культ. М.: Физкультура и спорт, 1991. - 417 с.

117. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. — М.: Просвещение, 1975. 368 с.

118. Менхин Ю.В. Управление подготовкой гимнастов: Учеб. пособие. — Малаховка: МОГИФК, 1988. 68 с.

119. Мерлин B.C. Очерк теории темперамента. М.: Просвещение, 1964. -290 с.

120. Мерлин B.C. Очерк теории темперамента 2-е изд. - Пермь, 1973.-290 с.

121. Месищев В.М. О связи склонностей и способностей // Склонности и способности: Сб. статей. Л., 1962. - С. 75-102.

122. Мессерер А. Танец. Мысль. Время. 2-е изд., доп. - М.: Искусство, 1990.-265 с.

123. Методика обучения танцевальным упражнениям: Метод, рек. СПб.: ГДОИФК, 1991.-37 с.

124. Методика составления произвольных комбинаций, формирование творческих умений и музыкально-двигательной подготовки в художественной гимнастике: Метод, рек. СПб.: СПГАФК, 1994. - 30 с.

125. Методические особенности формирования пластической выразительности в художественной гимнастике // Научные исследования и разработки в спорте: Сб. науч. тр.: Вестник аспирантуры. СПб., 1998. - Вып. 5. - С. 225-229.

126. Модельные показатели трудности произвольных комбинаций и оценка уровня технического мастерства гимнасток высшей квалификации: Метод, рек. М., 1978. — 16 с.

127. Моляко В.А. Техническое творчество и трудовое воспитание // Педагогика и психология. — 1985. № 6. - С. 34-36.

128. Музыка и хореография современного балета JT.: Музыка, 1987. - Вып. 5.-248 с.

129. Музыкально-ритмическая подготовка студентов факультета физической культуры: Учеб.-методич. пособие. Пенза, 1996. - 49 с.

130. Музыкальное сопровождение на занятиях гимнастикой: Метод, разраб. — Малаховка: МОГИФК, 1987. 20 с.

131. Мышление // Психология и педагогика: Учеб. пособие / Под ред. А.А. Радугина. М., 1997. - С. 62-67.

132. Мышление в спорте // Бабушкин Г.Д. Психология спорта / Бабушкин Г.Д., Смоленцева В.Н. Омск, 1998. - С. 11-12.

133. Мышление: процесс, деятельность, общение / Отв. ред. А.В. Брушинский. М.: Наука, 1982. - 387 с.

134. Мышление спортсмена // Богданова Д.Я. Занимательная психология спорта. М., 1993. - Кн. 1. - С. 125-159.

135. Назаренко Л.Д. Пластичность как одно из проявлений двигательно-координационных способностей // Валеология: проблемы и перспективы развития. Ижевск, 1998.-С. 144-145.

136. Найдиффер P.M. Определение и формирование оптимального уровня эмоционального возбуждения // Стресс и тревога в спорте: Международный сб. ст. / Сост. Ю.Л. Ханин. М., 1983. - С. 195-197.

137. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец. Продолжение обучения. М.: ВЦХТ, 2001.- 168 с.

138. Николаева М.С. Формирование и совершенствование способностей к пространственной ориентации у гимнасток высокой спортивной квалификации при выполнении бросков и ловли мяча: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1999. - 23 с.

139. Новик М.Г. Произвольные упражнения в художественной гимнастке // Гимнастика: принципы и методика составления произвольных упражнений: Метод, разраб. М., 1977. - С. 24-25.

140. Новик М.Г. Современное состояние художественной гимнастики: Лекция для студ. М.: ГЦОЛИФК, 1980. - 31 с.

141. Новые элементы в упражнениях с предметами сильнейших гимнасток мира : Метод, рек. М.: ВНИИФК, 1990. - 18 с.

142. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1989. - 812 с.162,Основы спортивной статистики / Под ред. С.В. Начинской. — Киев: Висща школа, 1987. 189 с.

143. Пасынкова-Н.Б. Влияние музыкального движения на эмоциональную сферу личности // Психологический журнал. 1993. - Т. 14. — № 4. — С. 142-146.

144. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. — М.: Физкультура и спорт, 1986. С. 239-240.

145. Плеханова М.Э. Методы объективизации визуальной оценки экспрессивности движений в художественной гимнастике: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Малаховка, 1997. - 33 с.

146. Подкасистый П.И. Всепроводящая и творческая самостоятельная деятельность учащихся // Советская педагогика. 1969. — № 5. - С. 60-69.

147. Полторапавлова И.Р. Методы моделирования и оценки оригинальных элементов в художественной гимнастике: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1991.-24 с.

148. Пономарев Я.А. Психология творчества педагога. М.: Педагогика, 1976.-278 с.

149. Пономарев Я.А. Фазы творчества и структурные уровня его организации // Вопросы психологии. 1982. - № 2. - С. 5-13.

150. Правила судейства соревнований по художественной гимнастике. -ФИЖ, 1997.-212 с.

151. Приставкина М.В. Психологические особенности квалифицированных спортсменов, занимающихся художественной гимнастикой // XXIV Всесоюзная научная конференция студентов институтов физической культуры: Тез. докл. М., 1977. - С. 64.

152. Приставкина М.В., Ганюшкин А.Д. Манера исполнения в художественной гимнастике как компонент индивидуального стиля деятельности // Проявление индивидуальных особенностей личности в спорте. Смоленск, 1979. - С. 3-16.

153. Приставкина М.В. Психологические особенности деятельности и личности спортсменок в художественной гимнастике: Лекция. -Смоленск: СГИФК, 1982. 20 с.

154. Приставкина М.В. Исполнительский стиль в художественной гимнастике и личностные особенности спортсменок // Актуальные проблемы повышения спортивного мастертва юных спортсменов. -Смоленск, 1983.-С. 50-54.

155. Приставкина М.В. Исполнительский стиль как разновидность стиля деятельности (на материалах художественной гимнастики): Автореф. дис. . канд. психол. наук. СПб., 1984. — 20 с.

156. Притяжение: Вестник контактной импровизации в России. Лето -Осень 2000. - Вып. 3. - 16 с.

157. Проблемы мышления: Сб. статей. Ярославль, 1968. - 172 с.

158. Прохорова М.В. Теоретические и методические основы формирования управленческой компетентности специалистов по физической культуре и спорту в условиях высшего физкультурного образования: Автореф. дис. . д-ра пед. наук. СПб., 1993. - 47 с.

159. Психологические исследования творческой деятельности / Отв. ред. O.K. Тихомиров. М.: Наука, 1975. - 215 с.

160. Психологические тесты на творческое развитие личности (Пакет тестов) / ЦИРКУС, Тверской ун-т бизнеса. Тверь, 1990. - 124 с.

161. Психологический словарь / Под общ. ред. А.Т. Айрапетьянц, Л.Я. Альтман. М.: Педагогика, 1983. - 315 с.

162. Психология: словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 356 с.

163. Пуни А.Ц. Психологические аспекты спорта в современном обществе // Материалы 1 Всероссийского конгресса. М., 1974.-С. 188-189.

164. Пушкина С. Инсценировка русских народных сказок, песен, игр. — М.: МГУКИ, ИПО Профиздат, 2000. Вып. 2. - 64 с.

165. Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся. — М.: Просвещение, 1975. 272 с.

166. Резников С.А. Такая методика перспективна // Физическая культура в школе. 1996. - № 1. - С. 18.

167. Реугский С.В., Бычкова Л.Ю. Каждый урок неповторимое творение, или Несколько слов о нетрадиционной физкультуре // Начальная школа. -1995.-№35.-С. 7.

168. Роль эмоций в спортивной деятельности // Соперничество, риск, самообладание в спорте / Под ред. О.А. Черниковой. М., 1980. — Гл. 1. — С. 5-11.

169. Ротерс Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика : Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1989. - 175 с.

170. Ротерс Т.Т. Уроки ритмики в III IV классах // Физическая культура в школе. - 1996.-№2. -С. 13-19.

171. Рудестам К. Групповая психотерапия. — М.: Прогресс, 1993. — 368 с.

172. Руднева С.Д., Пасынкова А.В. Опыт работы по развитию эстетической активности методом музыкального движения // Психологический журнал. 1982. - Т. 3. - № 3. - С. 84-92.

173. Руманова Н.Б. Музыкальное движение и его психотерапевтические возможности // Материалы 2-й научно-методической конференции по проблемам развития спортивных танцев. — М., 1998. С. 11-15.

174. Сенаторова С.М., Амирбекова Э.Н., Бутиян-заде B.C. О роли тестирования в художественной гимнастике // Научные аспекты управления подготовкой квалифицированных спортсменов: Тем. Сб. науч. тр. Баку, 1989. - С. 90-95.

175. Сербина Л.П., Хекельман А., Блазер П., Эленбергер В. Взаимодействие музыки и движения // Теория и практика физической культуры. 2000. -№ 5. - С. 42-46.

176. Сербина Л.П., Хекельман А., Блазер П. Импровизация и форма движения под воздействием музыки (исследование с точки зрения качества) // Теория и практика физической культуры. 2001. - № 8. - С. 39-41.

177. Смирнов Ю.И., Шабарова И.Н. Эстетические показатели спортивно-технического мастерства // Гимнастика: Сб. статей. М., 1985. - Вып. 1. -С. 28-31.

178. Смирнов И.В. Искусство балетмейстера: Учеб. пособие для студ. — М.: Просвещение, 1986. 192 с.

179. Смолевский В.М. Совершенствование произвольных упражнений // Гимнастика: Сб. статей. М., 1970. - Вып. 1. - С. 5-12.

180. Смолевский В.М. Психологические особенности гимнастики как видаtспорта // Психологические и психогигиенические аспекты гимнастики: Метер. Всесоюз. симпозиума. Смоленск, 1977. - С. 41-42.

181. Собинов Б.М. Художественная гимнастика.- М.: Искусство,I960. -230 с.

182. Современный словарь-справочник по искусству / Науч. ред. И сост. А.А. Мелик-Пашаев. М.: Олимп: ACT, 1999. - 816 с.

183. Сортелл В. Танец как терапия // Танцевально-двигательная терапия. — М., 1995.-С. 43-46.

184. Спорт, музыка, грация / Авт. текста В. Кирсанов. 2-е изд., перераб. -М.: Физкультура и спорт, 1984. - 144 с.

185. Степанова И.А. Формирование профессиональных умений студентов на основе решения творческих задач по обучению двигательным действиям в художественной гимнастике: Автореф. дис. . канд. пед. наук. — СПб., 1991.-24 с.

186. Страхов И.В. Проблемы и методы психологического творчества // Вопросы психологии творчества. Саратов, 1968. - С. 63-87.

187. Сулейманов О. Мы приходим, чтобы действовать // Литературная газета. 1981.-2 сентября.-С. 3.

188. Сюжетные танцы / Сост. А.О. Вевиорская. М.:Сов. Россия, 1989.- 96 с.

189. Теплов В.М. Проблемы индивидуальных решений. М., 1961. - 536 с.

190. Укран М.Л. Роль представлений о движении и овладение спортивной техникой // Теория и практика физической культуры. 1951. - № 11. — С. 20-21.

191. Фельденкрайз М. Осознавание через движение: 12 практических уроков. -СПб., 2000.- 160 с.

192. Халприн Д. Возвращение к жизни: Метод творческого самовыражения: Матер. АТДТ, 2000. 286 с.

193. Хвацкая Е.Е. Типичные трудности спортсменов на этапе начальной специализации // Физическая культура, спорт и здоровье нации: Матер, методич. конгресса. СПб., 1996. - С. 122.

194. Художественная гимнастика: Правила судейства соревнований. ФИЖ, 1993.-221 с.

195. Художественная гимнастика: Правила судейства соревнований (проект). ФИЖ, 1999. - 58 с.

196. Художественная гимнастика: Учеб. для ин-тов физ. культ. / Под ред. Т.С. Лисицкой. М.: Физкультура и спорт, 1982. - 232 с.

197. Цыганкова И.Я. Формирование навыков составления композиций произвольных упражнений в художественной гимнастике: Метод, разраб. М.: ГЦОЛИФК, 1991. - 34 с.

198. Черникова О.А. Спорт и воспитание эмоциональных сторон личности // Спорт и личность. М., 1975. - С. 173-183.

199. Чехов М. О технике актера. М., 1945. - 210 с.

200. Чикалова Г.А., Мамзин В.И., Попов Ю.П. Обучение бросковым упражнениям обруча в художественной гимнастике // Совершенствование системы подготовки специалистов по гимнастике в институте физической культуры. Малаховка, 1989. - С. 93-99.

201. Чудина Е.А., Бирюкова И.В., Бебик М.А., Сайфутдинова JI.P. Танцевально-двигательная терапия как одно из направлений психотерапии // Статья в настоящем бюллетене. 1990. - С. 3-6.

202. Чурко Ю. Линия, уходящая в бесконечность. Минск: Полымя, 1999.224 с.

203. Шлем и н A.M. Способность юных гимнасток оценивать длительность движений и ее влияние на воспитание скоростных качеств // Теория и практика физической культуры. 1975. - № 11. - С. 44-45.

204. Эстрада России XX век: Лексика / Отв. ред. Е.Д. Уварова. — М.: РОСМЭН, 2000.-591 с.

205. Яковлев А.П. Программно-целевой подход к формированию творческих способностей младших школьников в учебной и спортивной деятельности: Дис. . канд. пед. наук. Казань, 1987. - 222 с.

206. Allesch, Ch.G.: Das Musikerleben als persohaler Gestaltunosprozer/ I n: Harrer. G. (Hrsd.): Grundladen der Musiktherapie und Musikpsychdogie. Stuttgart,, New York, 1982. 122-155.

207. Банков Ил., Ванкова M. Проучване въерху системата на спортно-педагогическия контрол в художественната гимнастика // Въпроси на физическата культура. София. - 1977. - № 9. - С. 486-494.

208. Bodo-Schmid Andrea. Gimnasia Ritmica Derortiva. Barselona: Editorial Hispano Europea, S. A., 1985. - P. 22.

209. Catherina Ferand. Gymnastigue Ritmidue sroptive: Tesis. Francia: h* institut National dec sport et de 1* Education physidue, 1983. - H. 236.

210. Danse-movement therapy: theory and practice/ H. Payne (Ed.) Tavistock / Routledge. London. New York, 1992.

211. Dodds, D.; Creatvity in Movement. Models for Analysis. In; Journal of Creativ Behavious 12 (1978) 4, 267-272.

212. Ebirlein, R.; Theorien und Experimente zur Wahrnehmung musikasiher Klonge. Frankfurt am Main, Bern, New York, Paris. 1990, 10-25.

213. O* Farrill Yernandez, Santos Bonza. Gimnasia Ritmica Deportiva. Buenos Airis; Stadium, S.R.L., 1982. - P. 10.

214. Federacion Gimnastika d, Italia. Ier semunario di studio per docent; I, S, E,F di Gimnastica Artistica e ritmica sportive. Roma; Scuola dello sport, 1980. — P. 16.

215. Franco Bonaforte L., Lopes Benedicto M.A., Terreros Becento J.L. Enrenamiento en dimnasia rimica, analisis sorbe el terreno. Archivos de medicina del deporte (Pamplona, Spa), 8 (29), Jan-mar, 1991. P. 11-15.

216. Ciross, F.; Musicanalysen fur technisch-kompositorische Sportarten. Unveruff. Leipzig 1988, 14.

217. Hokelmann, A.; Blaser, P.; Ellenberger, W.: Musik derch Beweegung und Beweegung durch Musik. I n: Musik Tanz - und Kunsttherapie Verlag fur Angewandte Psychologie. Guttinden. 11 (2000) 3, 141-145.

218. Jourdain, R.: Das wohltemperierte Gehirn: Wie Musik im Kopf entsteht und wirht. Heidelbero, Berlin, 1988, 163-170.

219. Koop Evelun. hes elements de la Gymnastigue Rythmigus Moderne. — Montreal: ASA. Printing Go, 1978. P 55.

220. Louven, Chr.: Die Konstuktion von Musik. Berlin, Bern, New York, Paris, Wien, 1989, 162-167.

221. Radisavljevic L. Klasifikacija elemenata na tli ritmicko sportkoj gymnastici // Fizicka Kultura. 1980. 34( 1). - P. 54-56.

222. Ruis Garza Homero. Manual de Gymnasia Rytmica. Mexico: Azor, 1975. -P. 155.

223. Schwabowski, R., Brzank, R.; Nicklas, J.: Rhythmische Sportgymnastik. Aachen, 1992, 72-73.

224. Susana Mengizabal, Izabel Mendizabel, Gimnasia Ritmica. — Madrid: Gymnos S.A., 1988. P 281.