автореферат и диссертация по психологии 19.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Психологическое и медико-психогигиеническое наследие А. И. Яроцкого и его роль в формировании российской психосоматики
- Автор научной работы
- Баранова, Галина Викторовна
- Ученая степень
- кандидата психологических наук
- Место защиты
- Тверь
- Год защиты
- 2000
- Специальность ВАК РФ
- 19.00.01
Автореферат диссертации по теме "Психологическое и медико-психогигиеническое наследие А. И. Яроцкого и его роль в формировании российской психосоматики"
На правах рукописи
Г Го ОД
----------------------------2ТАЗГ2ЛП
БАРАНОВА Галина Викторовна
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ И МЕДИКО-ПСИХОГИГИЕНИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ А.И.ЯРОЦКОГО И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ РОССИЙСКОЙ ПСИХОСОМАТИКИ
Специальность 19.00.01 - общая психология; история психологии
АВТОРЕФЕРАТ диссертации, представленной на соискание ученой степени кандидата психологических наук
Тверь 2000
Диссертация выполнена в Тверском государственном университете
Научный руководитель: доктор медицинских наук, профессор А.К.ЗИНЬКОВСКИЙ
Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор А.Ф.ШИКУН доктор медицинских наук, профессор С.В.ЛИТВИНЦЕВ
Защита состоится " 12 " июля 2000 г. в_часов на заседании
диссертационного совета Д097.04/2 АМТН 050 по специальностям 19.00.01 - общая психология; история психологии при Межотраслевом центре эргономических исследований по адресу: г.Тверь, ул.Хрустальная, 2, кор.4.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Эргоцентра. Автореферат разослан "_"_" 2000 г.
Ученый секретарь диссертационного совета, доктор технических наук,
профессор В.М.ЛБВОВ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования определяется существенным гостом в последнее время так называемых психосоматических заболеваний, - заболеваний," вызванных нарушениями эмоционально-волевой сферы человека. Такая ситуация обусловлена прежде всего нестабильностью социально-экономического и политического положения в стране, в результате чего люди с тревогой и бесперспективностью смотрят в будущее. Исходя из этого, вполне закономерно увеличение таких негативных явлений, как напряжённость, агрессивность, разного рода страхи и т.д. Кроме того, в стране нарастает духовно-нравственный кризис, начинают теряться национальные корни, происходит всё большая ориентация на западные образцы не только экономики, но и морали. Как следствие описанного, - неуклонный рост числа пациентов различных психоневрологических учреждений, - пациентов, чьи заболевания имеют психогенную природу.
Основу лечения указанных недугов составляют психотерапевтические и психокоррекционные методы. К сожалению, в этих областям отечественная наука активно ориентирована на опыт зарубежных стран, бурно осваивая западные техники и методики. Конечно же такой процесс расширяет представления о самых разных подходах в психологии и психотерапии, но в то же время нельзя не отметить, что в процессе освоения указанного опыта, оставляется без внимания наследие отечественных тсихоло-гов и психотерапевтов. А между тем, отечественные наработки, учитывающие российское сознание, российский менталитет, куда более результативны по сравнению даже с очень хорошими, но во многом чуждыми нам зарубежными направлениями.
К числу почти полностью забытых имён в отечественной психологии и медицине относится и имя известного в своё время врача-терапевта и психотерапевта Александра Ивановича Яроцкого (1866-1944), хотя разработанный им метод психотерапии (арететерапия) в современных условиях является как никогда более необходимым и востребуемым. Психотерапия А.И.Яроцкого направлена на излечение большого круга психосоматических заболеваний, имеющих выраженный психогенный компонент в своих
патогенезе и этиологии. Замечательным открытием учёного была замеченная им связь уровня нравственности человека с состоянием его здоровья и степенью выраженности болезненных проявлений. Поэтому для физического здоровья человека крайне значимы чувство нравственного долга и альтруистические мотивы поведения, кроме того, обращение человека на путь нравственности может послужить решающим моментом в выздоровлении его от тяжёлых соматических недугов. А.И.Яроцкий категорически утверждал, что человек должен ещё в юности выработать нравственный идеал и следовать ему всю жизнь, - и тогда это будет гарантией наименьшей степени старения и заболеваемости.
Анализ литературных данных показывает, что жизнь и деятельность А.И.Яроцкого (особенно его психологические взгляды) никем глубоко и полно не исследовались. Его творческому наследию посвящено несколько статей (больше обращенных к его медицинской деятельности): Н.П.Разумов (1930), Е.И.Соколов (1955), М.Касемаа (1986).
В свете тяжелейших современных проблем мысли А.И.Яроцкого о том, что нравственность является существенным фактором в вопросах здоровья и болезни, что глубокое нравственное перерождение является могучей силой, которая может принести человеку выздоровление при самых тяжёлых болезнях, что, может быть, сама продолжительность и интенсивность физиологической жизни зависит от степени того, насколько душа человека проникнута нравственными мотивами, забывать ни б коем случае нельзя. С учётом вышеизложенного это и определило выбор нами темы исследования.
Объект исследования: личность А.И.Яроцкого, создателя арететера-пии - лечения нравственным совершенствованием, - и его медицинская и медико-психологическая деятельность.
Предмет исследования: творческое наследие А.ИЛроцкого, его роль становлении и развитии отечественной психотерапии и медицинской психологии и ,возможности его реализации в современных условиях.
.Цель исследования: комплексный анализ научно-практического наследия А.ИЛроцкого и выявление теоретических и прикладных аспектов его творчества, которые могут быть использованы в решении актуальных медико-психологических, социальных и педагогических проблем современности.
В соответствии с поставленной целью исследования были определены следующие задачи:
- изучить биографические данные учёного, естественнонаучные и философские истоки научных воззрений А.ИЛроцкого, а также динамику его взглядов да природу человека;
- рассмотреть концептуальную основу, методологические и классификационные аспекты арететерапии А.И.Яроцкого, а также и пути её применения;
- исследовать направления поисков А.И.Яроцкого и проанализировать применение им научных разработок в теоретических и практических вопросах психотерапии, медицинской и социальной психологии;
- рассмотреть основные направления и научно-практическую эффективность применения научного наследия А.ИЛроцкого в практической деятельности по оптимизации современных методов медицинской психологии, психосоматики и психотерапии.
В качестве научной гипотезы исследования выдвинуто предположение, что концепция нравственности и нравственного совершенствования А.ИЛроцкого, будучи одним из наиболее перспективных подходов в решении проблем воспитания и лечения психогений, является основой для современных представлений о болезни и здоровье, а также для формирования здоровой личности, социальной адаптации и психотерапии и может быть эффективно включена в современную систему духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения России,
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые проведен комплексный научный анализ медико-психологического, социально-психологического, педагогического наследия А.ИЛроцкого, убедительно
обоснована необходимость и возможность применения нравственных категорий для профилактики и эффективной терапии различных психосоматических расстройств, а также для успешной коррекции и реабилитации детей, подростков и взрослых с различными пограничными психическими расстройствами.
Методологические основы исследования составляют диалектико-материалистические принципы историко-психологического познания, включающие принципы детерминизма, развития, активности психического, единства сознания и деятельности, культурно-исторической обусловленности, а также представления о социальной и творческой сущности личности как субъекте исторического развития общества. В основе исследования лежит глубокий анализ гуманистических воззрений видных представителей отечественной науки, взгляды великих врачей-учёных (Н.И.Пирогова, С.П.Боткина, И.М.Сеченова, И.П.Павлова, В.М.Бехтерева, С.С.Корсакова, П.Г.Ганнушкина, В.Н.Мясищева).
Методы исследования: сравнительно-исторический анализ публицистических (монографий, статей, рукописей, газетных публикаций) и архивных материалов (Российский государственный исторический архив, Российский государственный военно-исторический архив, Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга, Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки, архив Российской Академии наук, Центральный Московский муниципальный архив и др.); сопоставительный анализ, обобщение и систематизация фактического научно-практического материала.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что раскрыт глубокий потенциал использования литературного, публицистического и эпистолярного наследия А.И.Яроцкого. Показана прямая концептуальная преемственность арететерапии А.И.Яроцкого и концепции "психологии отношений личности" В.Н.Мясищева, формирование истоков российской психосоматической медицины. С учётом современных условий аргументируется значение интериоризации нравственных категорий,
альтруизма и самопожертвования в понимании А.И.Яроцкого для сохранения здоровья и творческого потенциала человека.
Практическая значение исследования определяется обоснованием на достоверном эмпирическом материале практической ценности и результативности методов арететерапии А.И.Яроцкого, использование которых в современной практике может способствовать эффективному решению многих задач психотерапии конкретных заболеваний (невротических, психосоматических, инфекционных и т.д.), нравственного воспитания детей и подростков, перевоспитания, психологической коррекции и социальной адаптации.
Достоверность научных результатов и выводов определяется методологической обоснованностью теоретических позиций в ходе изучения предмета, а также использованием методов исследования, соответствующих задачам научного поиска.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Научные взгляды А.И.Яроцкого в своей динамике от гомеостатиче-ского к гетеростатическому пониманию природы человека, являются результатом синтетического обобщения диалектико-материалистичсских философских и эволгоционно-исторических подходов отечественной науки.
2. Арететерапия А.И.Яроцкого представляет собой универсальный метод перевоспитания и нравственного совершенствования личности, который позволяет не только осуществлять терапию тяжёлых заболеваний, но и проводить профилактику этих заболеваний при соответствующем духовно-нравственном воспитании.
3. Научные концепции А.И.Яроцкого являются основой для современных взглядов, новых подходов к психотерапии, медицинской, социальной и педагогической психологии, к проблемам религии и веры, к происхождению многих заболеваний и методам их лечения.
4. Высокая эффективность применения теоретических положений и практических рекомендаций А.И.Яроцкого в деятельности ряда различ-
ных медико-психологических учреждений по профилактике и лечению психосоматических и невротических заболеваний, психологической коррекции и социальной адаптации даёт основания рекомендовать психотерапевтам, психологам, педагогам дальнейшую разработку и практическое использование творческого наследия учёного.
Апробация работы. Основное содержание диссертации отражено в 16 публикациях по теме исследования, освещено на съездах, конференциях, симпозиумах и научно-методических семинарах в городах Твери, Новгороде, Ярославле, Торжке. Результаты работы использовались при проведении лекций и практических занятий по общей и медицинской психологии в Тверском и Ярославском государственных университетах, в практической лечебной работе с больными психосоматическими заболеваниями, (неврозами и пограничными состояниями в НРЦ "Коррекция" (г.Торжок), больнице МО РАН (г. Троицк), AHO ЦКТ "Лад (г.Москва); 5-м Центральном военном клиническом госпитале ВВС (г. Красногорск); Московской областной психиатрической больнице №3 (г.Егорьевск Московской области).
Структура диссертации: работа состоит из введения, трёх глав и заключения, библиографического списка.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяется объект, предмет, цель, задачи, методология и методы исследования, раскрывается его научная новизна, а также теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе "Общая характеристика научно-практической деятельности А.И.Яроцкого описывается жизненный путь учёного, условия становления врача-гуманиста и учёного-гражданина, анализируются основы его теории нравственного совершенствования человека и выстраданный в трудной жизни оптимистический подход к ряду плохо кура-бельных психосоматических заболеваний. Показана многогранность взглядов А.ИЛроцкого, позволявших ему компетентно освешать разные проблемы медицины, психологии, педагогики, религии.
А.ИЛроцкий родился в 1866 году в Санкт-Петербурге. В 1884 г. поступил в Военно-медицинскую Академию, которую окончил в 1889 г. с отличием и получил звание врача1. В течение 1890-1893 г.г. А.И.Яроцкий работал земским врачом в Новгородской и Тверской губерниях. В эти же годы совершил две поездки за границу с научной целью, работ&т в клиниках Шарко и Эвальда. С 1894 по 1899 г.г. работал в Санкт-Петербургской городской Обуховской больнице под руководством д-ра В.М.Кернига2. В 1898 г. А.И.Яроцкий защитил докторскую диссертацию "Об изменениях величины и строения клеток поджелудочной железы при некоторых видах голодания". В 1899 А.И.Яроцкий переходит работать в Петропавловскую городскую больницу и вступает в должность ассистента диагностической клиники бывшего Женского мединститута. В 1901-1903 г.г. А.ИЛроцкий работал в Париже в институте Пастера в отделении проф. И.И.Мечникова3. С 1903 по 1918 г.г. А.ИЛроцкий находился в должности приват-доцента, а затем экстра-ординарного и ординарного профессора по кафедре специальной патологии госпитально-терапевтической клиники
1 РГВИА, ф.316, оп.64, д. 1517
2 ЦГИА СПб, ф.62, оп.1, д.д.1169,1230
3 РГИА, ф.733, оп.152, д.1
Юрьевского университета. С 1919 по 1923 г.г. А.И.Яроцкий последовательно занимает в Крымском университете кафедры истории и энциклопедии медицины, диагностики внутренних болезней, госпитальной и факультетской терапии1. В 1923 г. А.И.Яроцкий был избран профессором Клинического института усовершенствования врачей в г.Москве и до 1929 г. занимал должность помощника директора института. С 1929 г. состоял сверхштатным профессором I МГУ, являлся старшим врачом терапевтического отделения Бабухинской больницы. Позднее А.И.Яроцкий был профессором терапии Московского областного клинического института. Умер в 1944 г. в г. Самарканде. Опубликовал за свою жизнь более 100 научных работ по медицине, психологии, биологии, педагогики.
Психологические и философские взгляды А.И.Яроцкого были новаторскими для своего времени. Его труды явились значимым этапом в осмыслении роли отношений и их динамики в борьбе за здорор'.е и полноценность человеческой личности. На рубеже Х1Х-ХХ столетий отечественный учёный акцентировал внимание на психических свойствах качественно высшего уровня личностного развития, связанного с целенаправленным формированием развития альтруистического круга эмоций, что впоследствии явилось важнейшим компонентом характерологических представлений А.Ф.Лазурского и "концепции психологии отношений личности" В.Н.Мясищева.
Уже в своих ранних, преимущественно философского направления трудах, несмотря на свойственный времени налёт социал-дарвинизма (по многим параметрам критикуемого и самим автором), А.И.Яроцкий развивает мысль о зависимости личностного богатства людей от степени культурно-исторического развития общества с доминирующей характеристикой личностного развития - уровнем нравственных отношений к окружающему миру. Ранние взгляды А.И.Яроцкого характеризуются ¿омеоста-тическим пониманием природы человеческих чувств и отношений.
1 Архив РАН, ф.1538, оп.4, д.386
Свой подход к анализу социальных явлений А.И.Яроцкий называет "психологическим". Сущность его заключается в поиске такого отношения человека к непростой и неоднозначной общественной жизни, которое объективно соответствует здоровью и полноценности личностного развития относительно независимо от тягот реальной жизни. Первым этапом решения этой ключевой для научного творчества А.И.Яроцкиго задачи было обоснование необходимости веры человека в прогресс. Считая возможность решения этой проблемы на социологических основаниях исторически преждевременной, А.ИЛроцкий своё представление о детерминации личностного развития со стороны усложняющегося многообразия общественных отношений (вне учёта многотысячелетнего антагонистического характера общественного развития) связывает с психическими свойствами человека, которые могут достигать своего высшего уровня при "идеалистическом" умонастроении (под "идеализмом" учёный понимал "не философский термин, то есть идеалистическое миросозерцание, как противоположность материалистическому, а известное душевное состояние - стремление к идеалу, то есть идеализм психологический"1), нравственными чувствами и убеждениями, Второй этап - уже медико-психологических поисков А.И.Яроцкого - составляет обоснование необходимости для здоровья и личностного расцвета "идеалистического" умонастроения как важнейшего элемента системы отношений личности. Выдвинутая "гипотеза" о необходимости "полного нравственного перерождения личности" в целях оздоровления организма и достижения личностного расцвета обосновывается А.И.Яроцким на материале исторических и клинических данных (включая не только психогенные, но также соматические и инфекционные заболевания). Разработка проблемы интенсивности душевного подъёма на основе нравственных отношений указывает на новое, гетеростатическое понимание учёным высших чувств.
Центральным компонентом нравственности, по А.И.Яроцкому, язля-ется способность к самопожертвованию, которая, несмотря на относи-
1 Яроцкий А.И. Идеализм как физиологический фактор, Юрьев, 1908,303 с.
9
тельную независимость от прогрессивных или консервативных политических позиций, всё-таки, в конечном итоге, должна соответствовать народным стремлениям. Врач-психолог дал определение пяти ступеней воспитания в человеке нравственности: развитие способности любить природу, развитие интереса к людям и их интересам как профилактика против эгоизма, проникновение идеалами мировой литературы и искусства, формирование уважения к женщине. Кроме того, отечественный учёный развивает представление об условиях эффективности нравственного воспитания: всестороннее развитие личности, личный пример отношений со стороны воспитателей, реализация нравственных принципов в практике жизни.
Кульминацией научных поисков А.ИЛроцкого явилось обоснование альтруистических тенденций личности как наивысшего содержания нравственности. Истоки нравственности учёный-психолог прослеживает, начиная с эволюционного уровня и вслед за ПЛ.Кропоткиным рассматривая её как проявление сформированного естественным отбором (особенно на длительной стадии межплеменной борьбы) общественного инстинкта, проявляющегося в сложной системе душевных переживаний культурно-исторической природы. Эгоистическое и альтруистическое, в оценке А.И.Яроцкого, это две стороны психики человека, составляющие её природную суть. Согласно логике А.ИЛроцкого, условием роста человеческой личности является деятельность, полноценно реализуемая в рамках общественности, что формирует личность в сторону широких социальных отношений, высшим выражением которых является альтруизм, позитивно отражающийся на всех сторонах душевной жизни человека. Врач-психолог формулирует закон, согласно которому "такое направление душевной деятельности, которое наиболее благоприятствует социальным отношениям, будет наиболее благоприятствовать и развитию душевной жизни индивидуума"1. По А.И.Яроцкому, следовать принципам альтруизма - значит, осуществлять правила душевной гигиены.
1 Яроцкий А.И. О возможности индивидуалистического обоснования альтруистической морали./ В журн. "Вопросы философии и психологии", кн.2 (117), М., 1913, с.211.
10
Анализ высших душевных свойств человека А.И.Яроцкий существенно дополняет разработкой проблемы веры, которая рассматривалась им как условие устойчивости человеческой личности. Учёный-психолог связывает этот психический феномен нетолькбсрелйгйёй, но й с наукой, и вообще с любой деятельностью, требующей веры в успех. Содержанием веры является то богатство душевных сил, которое таится в каждом человеке, будь он поставлен в благоприятные для развития условия. Особенность подобной веры заключается в отсутствии "мистицизма" и утверждении реальной возможности в жизни великих чувств, мыслей и поступков.
При всех исторически обусловленных слабостях своего научного мировоззрения А.И.Яроцкий одним их первых разработал систему представлений о роли в жизни человека и свойствах высшего уровня его отношений к окружающему миру.
В разделе "Единомышленники А.И.Яроцкого, психолога и психотерапевта (предшественники, современники, последователи) прослеживаются взгляды ведущих учёных-медиков и психологов, впитанные А.И.Яроцким или повлиявшие на формирование его мировоззрения. Это были научные позиции натурфилософии М.Я.Мудрова, пронизанные идеями материализма, по поводу этиологических и патогенетических условий возникновения заболеваний (неблагоприятные условия окружающей среды, нравственный уровень личности и её взаимоотношения в своей среде); при этом учёный утверждал, что лекарь сам должен быть высоко моральным человеком, соблюдать все заповеди Гиппократа. К ним относились и воззрения А.М.Филомафитского, который выдвинул гипотезу о циклическом характере нервной деятельности, где источником "живого начала" является головной мозг, где все взаимодействия и явления в человеке и вокруг человека имеют свои причинно-следственные закономерности, а центром всего является Бог - высшее духовное начало, высшая нравственность. Чувство нравственного долга, по мнению П.А.Кропоткина, - это эволюционно укоренившийся инстинкт, так как социальные инстинкты глубочайшим образом заложены в основу нашей организации
11
и являются основным фактором социального и нравственного прогресса; а необузданный индивидуализм - явление новейшего времени, не свойственное первобытному человечеству. Близки были А.ИЛроцкому и взгляды Ч.Дарвина на нравственность, как на фактор борьбы за существование между отдельными первобытными племенами, где выживало лучшее племя; вместе с этим, Ч.Дарвин отрицал влияние естественного отбора на повышения уровня нравственности у цивилизованных народов, с чем был не согласен А.И.Яроцкий и говорил, что инстинкт самопожертвования ради общественных интересов должен передаваться по наследству.
Работы И.П.Павлова о влиянии душевных переживаний на отделение желудочного сока позволили А.ИЛроцкому доказать, что душевные переживания изменяют ход химических процессов и деятельность мышц и желез внутренней секреции, и включить эти позиции в свою психотерапию.
А.М.Филомафитский описывал характер как последний результат духовной стороны человека и придавал огромное значение стилю воспитания детей, полагая, что воспитание нравственное, основание которого должно быть положено ещё в младенчестве и в начале отрочества, что было несомненно взято А.И.Яроцким на вооружение. Психологические и педагогические работы Н.И.Пирогова укрепили выводы А.И.Яроцкого о том, что воспитательное дело должно стоять в обществе на первом месте, что нельзя забывать о духовной жизни ребёнка и его собственных стремлениях, в основе которых должна находиться высокая нравственность.
Большое значение для А.ИЛроцкого имели новая психология И.М.Сеченова, которая объясняла богатство психической жизни человека разнообразием общения его с огромным арсеналом раздражителей внешней среды и включила в себя учение о чувствовании как орудии общения с предметным миром, а также теория нервизма С.П.Боткина, на которую опирался А.ИЛроцкий в своём понимании зависимости здоровья человека от состояния его душевных сил и при сердечных страданиях, и при заболевании почек, и при туберкулёзе или других инфекционных заболеваниях. А.И.Яроцкий полностью разделял представления профессора-тера-
12
певта Г.А.Захарьина о важности душевных переживаний при возникновении и лечении лёгочной чахотки. Вошли в научную сокровищницу А.ИЛроцкого и положения известного философа и психолога М.М.Троицкого, называвшего психологию наукой о духе и полагавшем, что все психические явления находятся в прямой зависимости от условий физиологического характера, а такие понятия, как воля и произвольная деятельность, не существуют без чувственного отношения, без направленного воспитания.
Учитель А.И.Яроцкого, врач-терапевт В.А.Манассеин много лет разрабатывал вопрос о роли психических влияний в этиологии заболеваний и показал, как неблагоприятные бытовые, семейные и соци&чьные раздражители вызывают различные болезненные проявления (от приеппа истерии до параличей, кровотечений, сахарного мочеизнурения, желтухи, и т.п.). Он также говорил и о значении отвлекающей и успокаивающей психотерапии, о благотворном нравственно-эстетическом воздействии.
А.И.Яроцкий был категорически не согласен с метафизическими предпосылками в построении теории нравственности, однако представления некоторых зарубежных учёных были им разумно приняты (идеи Г.Спенсера, Гюйо, Ж.Дежерина, Э.Ромберга, П.Жане, О.Конта, и некоторых других).
Обоснованные В.М.Бехтеревым с точки зрения физиологии элементы эмоции, показанное им огромное значение словесного воздействия на эмоциональные реакции, важнейшие вопросы педагогики: воспитание в раннем детстве, воспитание семейное, нравственное, социально-трудовое и т.д., не могли не лечь в основу представлений А.ИЛроцкого о личности как продукте биосоциальных условий, зависящем от уровня его моральных ценностей.
А.И.Яроцкий находил здравое зерно в рациональной психотерапии П.Дюбуа, который считал, что у больного неврозом есть определённый порок мышления, которое требует логических доводов, убеждений, чтобы изменить картину болезни, что закрепить выздоровление больного можно только перевоспитав его, уничтожив его эгоизм, малодушие и неспокой-
13
ствие, что больной будет здоров только тогда, когда перестроит свой д> шевный мир к альтруизму и будет больше уделять внимания и л;обви сво им окружающим. Близки А.И.Яроцкому были и идеи А.А.Ухтомского о! "идеализации человека", его высокое стремление обратить людей друг ] другу с помощью любви и истинного взаимного уважения, показать лю дям насколько вредна и болезнетворна их привычка судить ближнегс дл) них самих, их самоудовлетворение и нетребовательность к самим себе.
А.И.Яроцкий разрабатывал медико-психологическое направление выдвигая положение о том, что альтруистический круг эмоций, целенаправленно развиваемый в человеке с раннего детства, будет основой столь высокого уровня развития личности, который сохранит его здоровье.
В своих педагогических воззрениях А.ИЛроцкий шёл в русле установок педагога-психолога П.Ф.Каптерева, который затрагивал всегда значимые вопросы воспитания и образования: от привития, воспитания нравственного чувства до того, когда, в какое время, какими науками (в том числе и языками) и в какой мере ребёнку следует начать заниматься
Современники А.И.Яроцкого, выдающиеся педагоги России с большим интересом воспринимали и многое поддерживали в педагогических поисках учёного, предложившего своеобразные школьные программы, направленные на развитие "идеализма" у детей, на то, чтобы научить их рассказывать и писать, делать выводы и замечать факты, ориентироваться на красивые и великие образы. К ним относятся М.А.Чехов, Н.В.Чехов, Я.С.Кульжинский, А.Н.Острогорский, И.Соловьёв, В.В.Водовозов, М.Бушмакин и др.
К последователям теории нравственности и психотерапии А.И.Яроцкого можно отнести многих врачей и педагогов нашей страны, которые глубоко понимали, что сохранение душевного равновесия как важнейшей предпосылки продуктивности целенаправленной деятельности человека требует в сегодняшнем мире особой психической приспособляемости и гибкости, богатого запаса душевных сил. К ним относятся, например, В.Н.Мясищев, В.Е.Рожнов, В.А.Гиляровский, сотрудники Б.Д.Карвасар-
ского, Н.В.Иванов, А.Галич, А.Долгорукий, Н.Рудаков, С.С.Либих, Р.А.За-чепицкий и др.
А.ИЛроцкий, таким образом, оказался у начал русской психосоматики. Он очень серьёзно, глубоко, последовательно разрабатывал вопросы, касающиеся связи души и тела. А это главный вопрос психосоматической медицины. А.И.Яроцкий был одним из первых врачей в России, кто активно пытался его разрешить не только на теоретическом уровне, но и с практической стороны и отмечал, что вопрос влияния миросозерцания на развитие и лечение болезни важен не только при нервных болезнях, но и при болезнях с глубокими изменениями внутренних органов, которые тоже зависят от состояния группы клеток мозговой коры, строением и жизнедеятельностью которых обуславливаются их трофические системы.
А.И.Яроцкий не раз говорил, что идеалистическое, возвышенное душевное настроение даёт спокойствие и бодрость духа, которые учёный считал значимым условием для правильного функционирования важнейших жизненных органов. Подавленное же, неспокойное душевное состояние отражается на их деятельности самым невыгодным образом. Причины возникновения соматических заболеваний учёный определял так: чем больше накапливается жизненных противоречий, тем больше человек чувствует себя окружённым непреодолимыми препятствиями, тогда и наступает душевный кризис, который и разрешается тяжёлым соматическим страданием. В число заболеваний, зависящих от душевных состояний, А.И.Яроцкий включал болезни желудочно-кишечного тракта, сердца, лёгких, сахарный диабет, кожные заболевания, некоторые опухоли и т.п.
Глава 2-ая "Медицинские, медико-психологические и педагогические аспекты научно-практической деятельности А.И.Яроцкого" содержит анализ проблем, касающихся здоровья и болезни, ятрогснных заболеваний и психотерапии при них, а также проблем естественной старости и смерти. В главе нашли отражения взгляды А.И.Яроцкого на воспитание здорового поколения и его нравственные воззрения.
В разделе "Критический анализ психотерапии" даны позици А.И.Яроцкого по этому вопросу. Он отмечал, что психотерапия развива ется по двум направлениям: во-первых, общая психотерапия, воздейст вующая на душевный мир больного во всей его совокупности, во-вторы> более специальные методы лечения (с одной стороны, гипноз, с другсн стороны, приёмы лечения, выдвинутые и разработанные Фрейдом} А.И.Яроцкий относился к гипнозу, как к обычному приёму терапии, и ут верждал, что при помощи гипноза можно бороться лишь с отдельным] болезненными проявлениями, такими, как бессонница, приступы страха боли, запоры, поносы и т.д., практически не меняя убеждения больного \ его нравственный уровень. Давая краткий анализ метода З.Фрейда, учё ный выделяет как значимую черту психоанализа убеждённость в высокое важности для душевной жизни человека вообще и для возникновенш нервных заболеваний в частности тех душевных процессов, которые происходят в человеке вне сферы его сознания. А.И.Яроцкий гринима^ "сублимацию" низших стремлений путём замены их высшими, социальными как переход неудовлетворённого полового чувства в стремление к осуществлению альтруистических, социальных и политических идеалов.
Многие представления П.Дюбуа импонировали взглядам А.ИЛроц-кого, например, что в основе всей картины болезни лежит бедность и узость душевной жизни больного и что в таких случаях можно надеяться на выздоровление больного, только перевоспитав его, что важным фактором в развитии нервных симптомов является эгоизм больного, его стремление ставить себя в центр своего внимания. Выздоровление дня подобных больных возможно лишь в случае, если они перестроят свой душевный мир в смысле большего внимания и любви к окружающим, т.е. на основе альтруизма.
Очень близких взглядов придерживались и ведущие неврологи Европы Дежерин и Марциновский, которые считали, что человек, который знает, чего он хочет и руководится религиозным или философским идеалом, то есть совестью, не может стать неврастеником, что болеть - это значит иметь мысли, полные страха и слабости, это значит неверно думать
16
и давать чересчур высокую оценку пустякам, что большая распространённость нервных заболеваний связана с воспитанием, которое переполнено "отрицательными целями".
--—Говоря-о двух направлениях психотерапии (внушении и убеждении) сам А.И.Яроцкий склонялся к убеждающему направлению, так как при убеждении новая идея делается составной частью душевного мира человека при полном контроле сознания посредством логических доводов или путём воздействия на чувства, а при внушении новая идея входит в душевный мир человека, как нечто инородное.
Опираясь на эволюционно-исторические представления своих предшественников и весь свой богатый и трудный опыт практикующего врача и учёного, А.И.Яроцкий создал свою психотерапию, которую назвал аре-тетерапией - лечением нравственным совершенствованием, в которой придавал огромное значение миросозерцанию, как одному из основных условий устойчивости человека против болезни, и особенно подчёркивал, что спасительным фактором при любой болезни является чувство беззаветной преданности идеалу, охватывающее человека с необыкновенной интенсивностью и яркостью. Надо не только материально обставить больного соответствующим образом (уход, лекарства, режим и т.п.), не только воздействовать на его интеллектуальную сферу, на его настроение и чувство, но добиваться полного нравственного перерождения личности, так как только оно подымает до высших ступеней все стороны душевной жизни человека и даст человеку справиться со своим горем и своим недугом.
Рассуждая о здоровье и болезни, А.И.Яроцкий считал, что понять, что же такое болезнь, можно лишь встав на широкую биологическую точку зрения. Он дал своё определение и болезни, и здоровью, мало чем отличающееся от современного нам: "Болезнь есть ни что иное, как нарушение соответствия между организмом и окружающей средой"1. "Здоровьем, согласно точке зрения, которую я развиваю здесь, будет называться такое
1 Яроцкий А.И. О психотерапии при хронических внутренних болезнях./ В газ. "Русский врач", №25-28, 1917, с.437.
состояние, когда между организмом и окружающей средой существует известное соответствие, гармония"1. А.ИЛроцкий отрицал возможность существования здорового человека без нравственных идеалов или, как он ещё выражался, без идеалистических настроений. В связи с этим А.И.Яроцкий писал о психогенном компоненте в патогенезе туберкулёза, разбирая своеобразие характера и поведения таких больных. По его мнению, во многих случаях чахоточные настолько страстно отдаются творческой, научной и другой деятельности, что они истощают свои силы, у них падает жизнеспособность организма, понижается сопротивляемость его к заболеванию чахоткой. С другой стороны, высокая одарённость и душевная чуткость могут ставить его в резкое противоречие с окружающим и с общественным строем, что подвергает больного таким тяжёлым внешним ударам, что он погибает. Третьим, как нам кажется, довольно спорным, что эйфория чахоточных служат не причиной заболевания, а его припадком, что заразное начало бугорчатой как будто возбуждает деятельность высших отделов нервной системы.
Много думал А.И.Яроцкий о возникновении ятрогенных заболеваний и призывал врачей быть очень осторожными при общении с больными вообще, а с невротиками в особенности, потому что для невротиков иногда одна мысль о том, что у них паралич, оказывается достаточной, чтобы этот паралич возник и существовал. Механизм ятрогении состоит в том, что врач направляет жалобы и внимание больного на определённый орган. А причина болезни заключалась не в изменении этого опгача, а в душевном строе больного, в его отношении к самому себе и к внешнему миру. И такого больного легко можно вылечить, если изменить его душевный строй.
Серьёзно занимали А.И.Яроцкого и мысли о старости, которую он считал неестественным болезненным явлением, и вслед за И.И.Мечниковым, обосновывал насильственный характер смерти тем, что человек при современных ему условиях даже в преклонных годах очень
' Яроцкий А.И. Идеализм как физиологический фактор, Юрьев, 1908, с.67.
18
редко умирал от равномерного старческого ослабления жизнедеятельности его органов. Не отрицая вредного влияния тех или других физических факторов на организм человека, А.И.Яроцкий говорил, что душевный мир "человека обусловливает продолжительность его жизни и течение её. Человек живёт столько, сколько у него имеется в запасе идеализма и хватает ему душевных сил в борьбе с его окружающим. От его душевного мира зависит состояние и степень изнашиваемости его важнейших органов. А.И.Яроцкий утверждал, что запас идеализма должен быть выработан человеком в юности, чтобы потом он поддерживал его в жизни, проводил через трудные моменты невредимым, не давал отчаиваться, какие бы мрачные явления его ни окружали.
Социально-психологические воззрения А.И.Яроцкого касались анализа положения крестьянства до реформы 1861 г. и после неё. Учёный утверждал, что реформа не стала освобождением личности крестьян из рабского состояния. Бедность и однообразие психической жизни обеспечивались элементарностью построения общества: внизу крестьянская семья со своим натуральным хозяйством, затем помещичьи хозяйства, державшие в своих руках крестьянскую массу, затем чиновничество и офицерство. Весь этот государственный строй был наилучшим образом приспособлен к тому, чтобы уродовать, загонять человеческую личность в несколько определённых шаблонов. О рабочем классе России А.И.Яроцкий говорил, что положение его хуже положения рабочего скота, потому что хозяин может тут же найти ему заместителя. Учёный утверждал, что в общественно-политической жизни страны того времени было одно-единственное светлое пятно - это земство и мировой суд; в них личность находила себе почву для развития таланта, поэтому то, что реакция раздавила земство и мировой суд, было огромным ударом для общественной жизни, ухудшив почву, необходимую для расцвета личности.
Нравственные воззрения А.И.Яроцкого касаются утверждения, что от той или другой степени процветания высших сторон душевной жизни зависит и процветание тела: состояние душевной жизни человека обу-
словливает устойчивость и прочность его тела. От нравственного уровня зависит поведение человека и его поступки, которые учёный делит на два типа: один тип этих поступков направлен на сохранение и достижение непосредственного блага для себя; другой тип имеет целью благо близких людей, благо потомства, интересы рода и, наконец, интересы всего человечества.
А.КЯроцкий подробно сравнивает и анализирует такие понятия, как эгоизм и альтруизм, и считает, что очень легко каждое действие я, а частности, альтруистическое, объяснить эгоистическими мотивами, а вот эгоистические действия альтруистическими мотивами не объяснишь. Следовать велениям чувства нравственного долга разумно, так как повиновение ему влечёт за собою наибольшую полноту и развитие душевной жизни, что является наиболее ценным благом для человека. Альтруизм - это тот путь, по которому из слабой жизни можно сделать сильную.
С рассуждениями о нравственности тесно переплетаются религиозно-нравственные взгляды учёного, который считал религию одним из проявлений душевной жизни. А.ИЛроцкий старался максимально полно выяснить ту роль, которую играют для человека религиозные переживания и религия как орудие в борьбе за существование. По своему мировоззрению А.И.Яроцкий был материалистом и атеистом, поэтому, признавая, что способность верить есть одно из основных свойств человеческой природы, он пытался подойти к решению вопроса о том, каким эквивалентом может замениться религия у людей с последовательным естественнонаучным складом мышления и отвечал, что объектом веры должно быть то богатство душевных сил, которое таится в каждом человеке, то богатство возможностей развития, которое имеется для каждого, будь он поставлен в условия, которые могли бы дать ему возможность их проявить.
Личность врача и его место в социально-общественной действительности определялась А.И.Яроцким тем активным участием, которое врач проявлял в общественно-политической жизни, уровнем его этических норм и альтруистической направленности его личности. Врач должен
быть сам высоконравственным человеком и столь же высокообразованным, чтобы правильно вести любого больного не только медикаментозно, но и психотерапевтически. Для успешности лечения строго необходимо, чтобы между врачом и больным возникали и существовали узы доверия и симпатии.
Педагогические взгляды А.И.Яроцкого сформировались в результате раздумий по поводу неудовлетворительной подготовки студентов в средней школе, которая напичкивает ребёнка многими, не всегда нужными фактами, не формируя у молодого, "замученного работой" существа ясно выраженного чувства долга и не давая навыка правильно наблюдать и анализировать фактический материал. Эти положения врача-психолога вызывают чувство протеста, потому что связывать нравственность, её воспитание с количеством учебной работы, занятий нельзя. Большой плюс педагогических положений учёного состоял в том, что он не только обрушивался с критикой на среднюю школу, но и попытался предложить положительную альтернативу не удовлетворяющему нужды общества образованию в виде плана создания по сути новой школы, с новыми программами.
А.И.Яроцкий многократно подчёркивал важность нравственного воспитания для физического здоровья человека. Каждый человек должен вступать в жизнь с большим запасом идеализма, который явится одним из самых важных факторов в его борьбе за существование, понимаемой даже в узком смысле борьбы за его здоровье. Он считал, что основы воспитания должны быть по возможности самыми широкими. На первое место в системе воспитания учёный ставил развитие способности любить окружающую природу и наслаждаться ею, развитие умения видеть красивое в окружающем; способность любить себе подобных, уважать людей противоположного пола; любить свою страну; на самом последнем месте должен остаться эгоизм. Основной задачей воспитания А.И.Яроцкий считал формирование цельного идеалистического миросозерцания и целомудрия.
3-я глава "А.И.Яроцкий и современность" отражает востребованность взглядов учёного для психотерапии современных больных и воспитания подрастающего поколения в условиях подъёма нравственных сил до альтруистических потребностей, которые способствуют сохранению не только физического, но и психического здоровья. Перед современными врачами-психотерапевтами стоит непростая задача сформировать у девальвировавших мораль пациентов чувство нравственного долга., способность жертвовать собой ради других, а это значит укрепить их волю, повысить интеллектуальный уровень и обогатить эмоциональною сферу до способности к сопереживанию и внутреннему чувству необходимости совершать добрые поступки, стремлением или потребностью сделать полезное для окружающих, несмотря на разнообразные размышления и ощущения (или без них), сопровождающие альтруистический поступок. Нам удавалось, используя рекомендации А.И.Яроцкого, чувство нравственного долга противопоставить "разлагающему влиянию интеллекта" у больных с психосоматическими расстройствами или воспитать ответственную любовь матери к ребёнку. Обращаясь к практике СЭШИ "Феникс', можно увидеть, как правильно созданные эмпатически-аффилиационные отношения в школе, метод переключения в учебно-трудовой деятельности и яркость преподавания позволяли детям много и интересно заниматься и не испытывать при этом утомления, а наоборот, поднимая ребят нравственно, давали им возможность за год кончать от двух до четырёх классов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, исследование, подтвердив основную гипотезу исследования о целесообразности опоры на научные позиции А.ИЛроцкого в решении проблем психотерапии психосоматических заболеваний и нравственного воспитания, позволило сформулировать следующие выводы:
1. А.И.Яроцкий как учёный в своих мировоззренческих позициях прошел путь от осознания необходимости веры в прогресс до убеждения в том, что идеалистическое, то есть глубоко нравственное умонастроение ведет к расцвету личности и следовательно к здоровью человека. Он яв-
22
лялся убеждённым сторонником формирования идеалистического высоконравственного миросозерцания у людей. Его труды заложили основу для разработки отечественными психологами и врачами психологии отношений личности и развития отечественной психосоматики.
2. Использование разработанного А.И.Яроцким метода арететерапии не только обеспечивает эффективность лечения психосоматических и психогенных заболеваний, но и является весьма ценным подспорьем в вопросах воспитания, профилактики психогенных нарушений, начиная с раннего детства.
3. Предложенный А.И.Яроцким комплексный подход к профилактике и терапии психосоматических и ятрогенных заболеваний, а также его вклад в решение проблем воспитания и нравственного совершенствования человека не потеряли актуальности и в наши дни.
4. Теоретические положения и практические рекомендации АИЛроцкого достоверно подтверждаются в использованном нами подходе к концепции психосоматических заболеваний, их терапии, проблеме формирования здоровой личности в детско-подростковом коллективе, что практически подтверждает ценность положений об альтруистических эмоциях и позволяет дать рекомендацию наращивать их уровень при ра-эоте с больными и детьми.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:
1. Нравственные воззрения А.И.Яроцкого.// Научные записки психологоь-педагогов го-зода Твери и области, вып.6, Тверь, 1998 (в соавторстве).
2. У начал русской психосоматики (по трудам А.И.Яроцкого).// Научные записки пси-сологов-педагогов города Твери и области, вып.6, Тверь, 1998.
3. А.И.Яроцкий: арететерапия - лечение нравственным совершенствованием.// Научные ¡аписки психологов-педагогов города Твери и области, вып.б, Тверь, 1998 (в соавторстве).
4. Мысли А.И.Яроцкого о старости.// Научные записки психологов-педагогов города Гвери и области, вып.6, Тверь, 1998.
5. А.И.Яроцкий о здоровье и болезни.// Научные записки психологов-педш ^гов города Гвери и области, вып.6, Тверь, 1998.
6. Социально-политические воззрения А.И.Яроцкого.// Научно-исследовательские ма-гериалы по истории российской психологии, т. 1, Ярославль-Тверь, 1999.
7. О религиозно-нравственных взглядах А.И.Яроцкого.// Научно-исследовательские материалы по истории российской психологии, т.1, Ярославль-Тверь, 1999.
8. Личность врача и его место в социально-общественной действительности (пс А.И.Яроцкому).// Научно-исследовательские материалы по истории российской психологии т.1, Ярославль-Тверь, 1999.
9. Педагогические взгляды А.И.Яроцкого.// Научно-исследовательские материалы пс истории российской психологии, т.1, Ярославль-Тверь, 1999.
10. А.И.Яроцкий о психогенном компоненте в патогенезе туберкулёза.// Научно-исследовательские материалы по истории российской психологии, т.1, Ярославль-Тверь, 1999 (I соавторстве).
•11. А.И.Яроцкий о значении воспитания для физического здоровья человека.// Научно исследовательские материалы по истории российской психологии, т.1, Ярославль-Тверь 1999.
12. А.И.Яроцкий: критический анализ психотерапии.// Научно-исследовательские ма териалы по истории российской психологии, т.1, Ярославль-Тверь, 1999 (в соавторстве).
13. Мысли А.И.Яроцкого о возникновении ятрогенных заболеваний.// Научно-исследовательские материалы по истории российской психологии, т.2, Ярославль-Тверь, 1999.
14. Медико-психологические и философские взгляды А.И.Яроцкого как один из источ ников формирования отечественной "психологии отношений".// Научные записи психоло гов-педагогов города Твери и области, вып.7, Тверь, 2000 (в соавторстве).
15. Единомышленники А.ИЛроцкого, психолога и психотерапевта (предшественники современники, последователи).// Научные записки психологов-педагогов города Твери и об ласти, вып.7, Тверь, 2000 (в соавторстве).
16. Сведения к биографии психотерапевта-психолога А.И.Яроцкого.// Научные записи психологов-педагогов города Твери и области, вып.7, Тверь, 2000.