Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Аксиологичекое развитие личности подростка в монтессори-образовании

Автореферат по педагогике на тему «Аксиологичекое развитие личности подростка в монтессори-образовании», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Каргапольцева, Дарья Сергеевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Оренбург
Год защиты
 2013
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Аксиологичекое развитие личности подростка в монтессори-образовании», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Аксиологичекое развитие личности подростка в монтессори-образовании"

На правах рукописи

005534155

КАРГАПОЛЬЦЕВА Дарья Сергеевна

АКСИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА В МОНТЕССОРИ-ОБРАЗОВАНИИ

13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

3 ОКТ 2013

Оренбург 2013

005534155

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет»

Научный руководитель -Официальные оппоненты:

Ведущая организация —

Кнрьякова Аида Васильевна,

доктор педагогических наук, профессор Бездухов Владимир Петрович, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» (ПГСГА), заведующий кафедрой педагогики

Алёхина Нопна Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики, психологии и управления персоналом ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный аграрный университет»

ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»

Защита диссертации состоится 28 октября 2013 г. в 12 час. на заседании диссертационного совета Д 212.181.01, созданного на базе ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», по адресу: 460018, г. Оренбург, пр. Победы, 13, ауд. 170215.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет» по адресу: 460018, г. Оренбург, пр. Победы, 13.

Текст автореферата размещен на сайте ВАК www.vak. ed. gov.ru 24 сентября 2013 года.

Автореферат разослан 24 сентября 2013 года.

Ученый секретарь диссертационного совета, доктор педагогических наук, профессор

И.Д. Белоновская

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Социально-экономические, политические и духовные изменения в современной России, происходящие в условиях глобально расширяющегося взаимодействия стран и народов, обуславливают необходимость обновляющего развития системы отечественного образования на основе актуализации личностно развивающего потенциала общечеловеческих ценностей, идей и идеалов.

Аксиологические приоритеты модернизации российского образования, реализуемые в «новом пространстве-времени» человеческого бытия (Д.И. Фельдштейн), на этапе перехода к «культуре достоинства» (А.Г. Асмолов), связаны с утверждением гуманистической парадигмы воспитания, ориентирующей педагогическую науку и практику на отношение к растущему человеку как безусловной ценности, обосновывающей самоценную значимость детства в статусе особого, незаменимого периода личностного развития (Л.Г. Безумова, Т.И. Боровкова, Б.С. Гершунский, Г.В. Елизарова, М.Г. Заборская, Н.Б. Крылова, С.В.Кульневич, C.B. Яковлев).

Актуализация воспитательных ориентиров и доминант, отраженно представленная содержанием федеральных государственных образовательных стандартов, существенно повышает роль базовых общекультурных ценностей в развитии личности, способной самостоятельно определять смысловые ориентиры должного жизненного пути (Б.М.Бим-Бад, В.И. Гинецинский, Н.Д. Никандров, В.Г. Пряникова, З.И. Равкин, В.М. Розин, В.А. Сластенин, E.H. Шиянов), понимать и принимать высокий статус своего предназначения как творческого созидателя «образа жизни, достойной Человека» (Н.Е. Щуркова).

Образовательная логика развития личности в гуманистическом континууме общечеловеческих ценностей имеет наднациональный, кросскультурный характер, что обосновывается в исследованиях отечественных (O.E. Баксанский, В.П. Бездухов, Е.В. Бондаревская, Н.М.Борытко, В.П. Веряскина, A.B. Кирьякова, В.В. Краевский, Г.А.Мелекесов, В.В. Сериков) и зарубежных (А.Маслоу, X. Плеснер, К.Роджерс, 3. Фрейд, Э. Фромм, М. Шелер, Р. Шуерман) ученых. В расширяющемся пространстве гуманитарной интеграции отечественная педагогика, сохраняя и развития гуманистические традиции, в то же время, открыта передовому зарубежному опыту, критически осмысляемому в соответствии с определяющими идеями и ценностями российского образования (Н.Д. Никандров).

3

Значимым потенциалом инновационного обновления отечественного образования, приоритетно обращенным к гуманистическим ценностям саморазвития личности и в полной мере отвечающим «современным тенденциям развития педагогической науки» (Ю.И. Фаусек), обладает система Марии Монтессори - «яркий пример эффективной практической реализации идей гуманистической педагогики» (Г.Б. Корнетов), один из наиболее известных педагогических проектов XX века, связанных с осуществлением «идеалов свободного человека» (A.M. Лобок), одна из «хорошо проработанных программ воспитания» (Н.Б.Крылова), которая в последние годы стала «отдельным направлением в развитии российского образования» (Е.А. Хилтунен).

Различные аспекты реализации педагогических идей М. Монтессори в образовательной теории и практике рассмотрены в работах отечественных (Т.Г. Белова, Л.Г. Бородаева, Т.П.Войтенко, E.H. Горутько, Т.В. Громакова, И.Н. Дичковсг.ая, Е.А. Кондратова, Л.А. Максутова, В.П. Никитина, A.C. Никольская, H.H. Рудакова, Д.Г. Сороков, М.Г. Со-рокова, К.Е. Сумнительный, Т.В. Фуряева, М.Н.Якимова) и зарубежных (F. Gerve, I.M. Standing) исследователей.

Вместе с тем гуманистический потенциал ценностей Монтессори-образования еще не в полной мере реализован отечественной педагогикой, особенно, в плоскости аксиологического развития личности подростка, для которого характерны повышенная сензитивность к ценностному освоению мира и себя в этом мире (Г.С. Абрамова, III. Бюлер, Л.С. Выготский, Т.В. Драгунова, М. Кле, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, Д.А.Леонтьев, B.C. Мухина, В. Штерн), ориентация на высокие общечеловеческие идеалы «сферы возможного будущего» (Л.И. Божович).

Кроме того, обращение к позитивному опыту гуманистического становления личности подростка в Монтессори-образовании могло бы способствовать решению аксиологических по своей сути проблем современного личностно ориентированного воспитания школьников, которое далеко не всегда способно противостоять «вызовам и негативному воздействию» социальной действительности, что обуславливает необходимость поиска путей «обеспечения гуманистической направленности образования» (В.П. Бедерханова, И.Д. Демакова, Н.Б. Крылова), создания «очеловеченной среды проживания ребенка» (Ш.А. Амо-нашвили), гуманизации «пространства-времени Детского Социума» (Д.И. Фельдштейн).

Гуманитарная оптимизация сложившейся ситуации предполагает образовательное преодоление имеющихся противоречий между:

- потребностью социума в личности гражданина как ответственного субъекта свободного выбора и ценностного самопостроения, и необходимостью дальнейшего повышения эффективности современного образования в аспекте подготовки взрослеющего человека к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире мировоззренческой поливек-торности и ценностного плюрализма;

- гуманистическим потенциалом ценностей Монтессори-образовании, доказательно подтверждаемым более чем столетним опытом успешной реализации, и стремлением прогрессивной части отечественных педагогов к его более полному раскрытию в комиетентностно-ориентированной парадигме российского образования;

- возможностями Монтессори-образования в аксиологическом развитии личности подростка как «достойного гражданина цивилизованного общества» (М. Монтессори) и их практическим осуществлением в условиях интеграции основного общего и дополнительного образования на основе Монтессори-образовательных ценностей.

Выделенные противоречия эвристически очерчивают содержательно-смысловые границы проблемы исследования: «При каких педагогических условиях аксиологическое развитие личности подростка в Мон-тессори-образовании будет осуществляться более эффективно?»

Актуальность обозначенной проблемы и необходимость образовательного разрешения выделенных противоречий определили тему исследования: «Аксиологическое развитие личности подростка в Монтес-сори-образовании».

Цель исследования: теоретически обосновать и практически апробировать педагогические условия аксиологического развития личности подростка в Монтессори-образовании.

Объект исследования: личностно-развивающий потенциал Монтессори-образовательных ценностей.

Предмет исследования: процесс аксиологического развития личности подростка в Монтессори-образовании.

Гипотеза исследования: аксиологическое развитие личности подростка в Монтессори-образовании будет происходить более эффективно, если:

- осуществляется проектирование и реализация личностных программ развития учащихся на основе принципов свободного воспитания;

- обеспечивается включение школьников-подростков в проектную исследовательскую деятельность;

- организуется профессиональное развитие педагогов в гуманитарной среде Монтессори-образовательных ценностей.

Задачи исследования:

1. Уточнить содержание базовых понятий и категорий исследования.

2. Определить возможности Монтессори-образования в аксиологическом развитии личности подростка.

3. Обосновать критерии и показатели аксиологического развития личности учащихся подросткового возраста (младших подростков) в Монтессори-образовательном взаимодействии.

4. Разработать (пространственно-временную) модель аксиологического развития личности подростка в Монтессори-образовании.

5. Подготовить методические рекомендации по проблеме исследования.

Теоретико-методологические основы исследования:

-аксиологические положения прогностического (Ю.К. Бабанский,

B.Г1. Беспалько, Б.С. Гершунский, AIM. Новиков) и феноменологического (Н.М. Борытко, Г.П. Звенигородская, М.К. Мамардашвили, М. Мерло-Понти, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер) подходов в образовании;

- педагогические интерпретации аксиологических идей концепции неклассической рациональности (C.B. Кульневич, H.H. Моисеев, Н.В. Назаров, И.Я. Свирский, B.C. Степин) и онтологической парадигмы о бытии как потенциально возможном (Г.Л. Тульчинский, М.Н. Эп-штейн);

- базовые положения деятельностного подхода к развитию личности как субъекта ценностного самопостроения (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, A.A. Бодалев, JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин);

- аксиологические концепты личностно-ориентированного (Н.В.Алехина, В.П. Бездухов, Н.М. Борытко, В.П. Бедерханова, Е.В.Бондаревская, Б.С. Братусь, И.Д. Демакова, В.П. Зинченко, А.В.Кирьякова, Н.Б. Крылова, С.Е. Матушкин, Д.А. Петровский, О.К.Позднякова, В.Г. Рындак, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн, А.И. Щетинская) и вероятностного (В.Г. Безрогов,

C.B. Кульневич, A.M. Лобок) образования;

- ценностные доминанты гуманной педагогики (Ш.А. Амонашви-ли, A.A. Куманёв, С.Л. Соловейчик, В.А. Сухомлинский) и свободного воспитания (К.Н. Вентцель, С.И. Гессен, М. Монтессори);

- аксиологические идеи Монтессори-образования, раскрывающие личностно-развивающий потенциал свободного выбора (A.A. Адамскнй, М.В. Богуславский, H.A. Каргапольцева, Г.Б. Корнетов, A.C. Никольская, И.М. Осмоловская, Д.Г. Сороков, М.Г. Сорокова, К.Е. Сумнитель-ный, Е.А. Хилтунен).

Ведущим для нашего исследования явилось взаимообусловленное (методологическое) единство прогностического подхода, раскрывающего гуманитарный потенциал педагогического целеполагания в ориентации взрослеющего человека на возможное как достойное будущее, и подхода феноменологического, утверждающего целостную самоценность личности подростка как субъекта становящегося опыта отношений достоинства, обретаемого в аксиологическом пространстве/времени Монтессори-образования.

Для проверки основных положений гипотезы и решения обозначенных задач применялись следующие методы исследования: анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме; изучение и обобщение педагогического опыта; анкетирование, тестирование, беседа; прямое, косвенное и включенное наблюдение; констатирующий и формирующий этапы опытно-экспериментальной работы.

База исследования: МОБУ «Гимназия № 5» г. Оренбурга, МОАУ «Гимназия № 2» г. Оренбурга, Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко, образовательные организации Ассоциации «Оренбургский университетский (учебный) округ». Основную эмпирическую базу диссертационного исследования составили материалы и результаты изучения практики образовательной деятельности «Гимназии № 2» г. Оренбурга и ее филиала «Монтессори-школа» (1995-1999), «Гимназии № 5» г. Оренбурга (с 1999 г. - по настоящее время) на протяжении длительного времени использующих педагогические идеи М. Монтессори, в том числе, в аспекте аксиологического развития личности подростка. Общее количество респондентов -500 чел., выборка составила 106 чел.

Цель, поставленные задачи и методология исследования определили основные этапы его проведения. На поисково-диагностическом этапе (2007-2009) изучалась философская, психолого-педагогическая литература и диссертационные исследования по проблеме аксиологического развития личности; на основе анализа теоретических источников и данных констатирующей диагностики были содержательно конкретизированы базовые категории и понятия исследования. Формирующий этап (2009-2011) был связан с образовательной реализацией выделенных педагогических условий, содержательным уточнением гипотезы исследования на основе полученных результатов. На аналитико-рефлексивном этапе (201 2-2013) обрабатывались и систематизировались полученные данные, уточнялись и корректировались теоретико-экспериментальные выводы, осуществлялось внедрение результатов исследования в муниципально-региональную образовательную практику, оформлялись текст диссертационной работы и автореферат.

Научная новизна исследования:

- уточнено содержание категории «аксиологическое развитие личности», которое по своей образовательной сути выступает педагогически инициируемым процессом и результатом возвышения достоинства взрослеющего человека как субъекта ценностного самопостроения и поступочно-действенной самореализации; аксиологическое развитие личности происходит в жизненном контексте широко понимаемой значимости, непосредственно обращено к сфере личностных ценностей, образовательно ориентировано на ценностную категорию возможного, педагогически реализуется в опоре на феномен человеческого достоинства как абсолютную ценность индивидуального и общественного бытия;

- конкретизирована сущность понятия «аксиологическое развитие личности подростка», которое осуществляется в опоре на базовую для этого возраста ценностную категорию взросления, становления чувства взрослости и связывается с образовательным расширением сферы возможного взрослеющего человека за счет педагогических проекций веры, надежды, любви, укрепляющих силы личностного самоосуществления и педагогического сопровождения процесса деятельност-ного обретения практико-ориентированных личностных достоинств (способностей, умений, компетенций);

- конкретизировано содержание понятия «аксиологическое развитие личности подростка в Монтессори-образовании», которое понимается нами как обращенный к утверждению и возвышению достоинства растущего человека процесс и результат личностного самопостроения, реализуемый в ценностных проекциях «быть», «мочь», «стать» и осуществляемый в педагогически организуемом пространстве свободного выбора и творческой активности;

- выявлены критерии (когнитивный, эмотивный, поведенческо-деятельностный, рефлексивный), определены уровни (высокий, средний, низкий) и уточнены показатели аксиологического развития личности подростка в Монтессори-образовании: познавательный (системность знаний о ценностных качествах/достоинствах человека в прогностических ориентирах космического воспитания); мотивационно-целевой (характер личностного самопринятия и ценностного принятия другого); операциональный (степень овладения практико-ориентированными умениями, повышающими уровень самостоятельности и свободы); рефлексивный (продуктивный потенциал оптимизирующей самооценки);

- уточнена аксиологическая сущность педагогического функционала Монтессори-учителя за счет актуализации тьюторских доми-

нант образовательного взаимодействия (помощь, поддержка, забота, любовь), направленных на утверждение личностного достоинства подростка в Монтессори-образовательной парадигме: «Помоги мне это сделать (поступить) самому!»;

- разработана модель аксиологического развития личности подростка в Монтессори-образовании, раскрывающая содержание и логику процесса ценностного самопостроения личности учащихся подросткового возраста как самодеятельных субъектов утверждения и возвышения человеческого достоинства в пространственно-временном континууме Монтессори-образовательных ценностей.

Теоретическая значимость исследования: результаты исследования обогащают педагогическое знание относительно содержания и логики аксиологического развития личности в гуманистических моделях воспитания в условиях новых ценностей образования, в том числе, за счет выделения теоретико-практического вклада М. Монтессори в содержательное обогащение принципа природосообразности и обоснование категории «обучающее воспитание»; терминологически-видовая классификация ценностей Монтессори-образования (инновационно-авторские, традиционные, специфические, негативные) конкретизирует и расширяет аксиологические аспекты адаптации системы М. Монтессори в российской педагогике; переведены и введены в научный оборот малоизвестные отечественной науке источники и имена зарубежных исследователей педагогического наследия М. Монтессори: Maria Montessori Die Macht der Schwachen (Сила слабых) - Verlag Herde Freiburg im Breisgau, 1989.; Friedrich Gerve Frei Arbeit (Свободная работа) : Grundkurs für die Aus - und Fortbildung. - Beltz Verlag, 1998.

Практическая значимость исследования: разработанные методические рекомендации способствуют повышению эффективности процесса аксиологического развития учащихся подросткового возраста на основе демократических ценностей прогрессивной педагогики; результаты проведенного исследования могут быть использованы в системе повышения квалификации учителей и педагогов дополнительного образования, в спецкурсах по практическому применению аксиологических идей М. Монтессори в гуманитарном контексте современного образования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Педагогическими условиями аксиологического развития личности подростка в Монтессори-образовании выступают:

- проектирование и реализация личностных программ развития учащихся на основе принципов свободного воспитания;

- включение школьников-подростков в проектную исследовательскую деятельность;

- организация профессионального развития педагогов в гуманитарной среде Монтессори-образовательных ценностей.

2. Проектирование и реализация личностных программ развития учащихся на основе принципов свободного воспитания осуществляется в опоре на базовые ценности Монтессори-образования (свобода выбора, самостоятельность, самодисциплина, принятие и самопринятие), представляет собой развернутый ряд последовательно усложняющихся достижений подростка как ответственного субъекта социально-значимой деятельности, активного участника социально-ролевых тренингов и упражнений («Формирование ответственного отношения к слову как к поступку»; «Воспитание культуры зрителя»; педагогический кейс «Упражнения в социальном поведении»), способствует росту личностной зрелости и становлению позитивной Я-концепщш.

3. Включение школьников-подростков в проектную исследовательскую деятельность коэволюционно центрировано аксиологическими проекциями Монтессори-образования, способствует утверждению категорий знания и общения в статусе личностных ценностей, инициирует становление личности взрослеющего человека как ответственного субъекта «взаимосвязи вещей во Вселенной», достойного представителя Культуры в расширяющемся, вплоть до космических пределов, пространстве служения «великой Цели Жизни, вдохновляющей на благородные деянья» (М. Монтессори).

4. Организация профессионального развития педагогов в гуманитарной среде Монтессори-образовательных ценностей направлена на реализацию аксиологического потенциала Монтессори-Метода в условиях восхождения Взрослого к ценностям Детства, оптимизирует процесс принятия образовательных стратегий и тактик поддерживающего сопровождения личностного роста подростка как субъекта ценностного самопостроения и достойного образа жизни.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в образовательных организациях г. Оренбурга (Гимназии № 2,5) и образовательных субъектах Ассоциации «Оренбургский университетский (учебный) округ», в образовательной деятельности Оренбургского областного Дворца творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко.

Ход и результаты исследования обсуждались на международных (Киев: 2011-2013; Нижний-Новгород, 2013; Оренбург, 2011; СПб, 2012), Всероссийских (СПб: 2010-2013; Оренбург: 2011-2013) научно-практических и научно-методических конференциях, в работе тематиче-

ских семинаров и круглых столов, на заседаниях кафедры теории и методологии образования Оренбургского государственного университета, а также отражались путем публикаций, в том числе, в журналах реестра ВАК РФ и ВАК Украины.

Личный вклад автора состоит: в осуществлении научно-теоретического анализа проблемы аксиологического развития личности в ценностном хронотопе Монтессори-образования; обосновании педагогических условий и разработке модели аксиологического развития личности подростка в Монтессори-образовании; организации и проведении опытно-экспериментальной работы, анализе результатов и систематизации полученных данных.

Структура диссертации соответствует логике научного исследования и содержит введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования; определяется цель, объект, предмет исследования; определяются методологические предпосылки, этапы, методы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования.

В первой главе «Теоретические аспекты аксиологического развития личности в Монтессори-образовании» раскрывается педагогическая проблематика развития личности как субъекта ценностного освоения мира и ценностного самоутверждения в бытии, конкретизируются личностные характеристики подростка как субъекта аксиологического развития, уточняются возможности Монтессори-образования в аксиологическом развитии личности учащихся подросткового возраста.

Монтессори-образование понимается нами как открытая педагогическая система, способная к органической интегращга в гуманистически ориентированные образовательные хронотопы на основе принятия общих ценностей и принципов взаимодействия.

Ценностный ряд Монтессори-образования имеет вполне определенные «точки» гуманитарного сопряжения с традиционно выделяемыми базовыми российскими ценностями (А.Я. Данилюк, A.C. Кондаков, В.А. Тишков). Вместе с тем ценностно-целевое обновление отечественного образования, приоритетно полагающее подготовку «нового» человека (Д.И. Фельдштейн), воспринимаемого как самоценность, а отнюдь не в качестве только лишь учебного «средства» (В.П. Бездухов), делает необходимым выявление новых ориентиров и векторов аксиоло-

гического развития личности и, тем самым, выделение новых граней образовательной интеграции основополагающих идей М. Монтессори в российскую действительность.

На образование XXI века обновляюще влияет целый ряд ценностно акцентированных факторов. Прежде всего, современные реалии рыночной экономики, повсеместно утверждающие стоимостно-оценочные измерения жизненных явлений, в частности, в аксиологических проекциях категорий «человеческий капитал» и «собственность». Гуманитарные интерпретации человеческого капитала характеризуют человека как субъекта «прибыльного» самонриращения и «доходного» обнаружения своих достоинств (В.П. Бабкин, А.Л. Бовенберг, Д. Даффи, Т.В. Ефремова, В.А. Каменецкий, О.Н. Мельников, Р.М.Нуреев, Дж. Ролз, Т. Шульц, А.И. Юрьев). Во втором рассмотрении выделяется феномен «духовной (нравственной) собственности» (Л.А.Тутов, А.К. Шторх), отражающий «меру укорененности в бытии» (Г.Л. Тульчинский) как особое состояние человека, одновременно принадлежащего «миру природному, социальному и духовному» (A.B.Савка), обретаемому в ценностных категориях значимости, восходящих от «моего», «близкого», «родного» - к «бесценному», «любимому» и «святому».

Тем самым, с одной стороны, аксиологическое развитие личности подростка в предметно-пространственных измерениях собственности соотносимо с известным определением У Джемса - «Личность это то, что человек считает своим» и связывается с возможностным расширением сферы смысложизненного принятия взрослеющим человеком своего окружения в ценностных категориях «мой Мир» и «Я отвечаю за всё» (аспект построения ценностного/ценного «образа мира»), С другой стороны, аксиологическое развитие личности обращено к ее становлению, прежде всего, в статусе субъекта «внутреннего локуса контроля» (Дж. Роттер) или, используя экономическую терминологию, полноправного (по крайней мере, стремящегося к этому), самостоятельного, а потому и ответственного собственника и хозяина, не только своего окружения, но и своего слова, намерения, действия, поступка. В этом отношении нам близка формулируемая Гегелем субъектная максима ценностного осмысления феномена личности как «господина самого себя».

Еще одним фактором актуализации аксиологической проблематики образования выступает происходящая на рубеже тысячелетий смена научной парадигмы, связанная с онтологическим «сдвигом» гуманитарного осмысления «с проблематики бытия на проблематику ста-

новления» (И.Я. Свирский, В.И. Гордон), обоснованием представлений о бытии как «потенциально возможном» (Г.Л. Тульчинский. М.Н. Эп-штейн), переходом к «неклассическим» интерпретациям феномена развития, утверждающим образовательные приоритеты ценностных категорий «выбора» и «возможности» (Т.Н. Боровкова, Н.М. Борытко, М.Г.Заборская, C.B. Кульневич, A.M. Лобок, H.H. Моисеев, Н.В. Назаров).

В расширяющемся пространстве аксиологических альтернатив выбор выступает уникальным способом возникновения, существования и присвоения ценностей (A.A. Волочков, Е.Г. Ермоленко, В.И. Плотников, Н.Е. Щуркова), полагается фактом «внутреннего ценностного строительства» человека (Ф.Е. Василюк), является определяющим звеном механизма ориентации личности в мире ценностей «поиск-оценка-выбор-проекция» (A.B. Кирьякова). Феномен возможности («то, чего пет, но что может быть») глубинно сопряжен с универсальной «по-тентностью» человека, выражаемой самопроизводящей модальностью глагола «мочь» (М.Н. Эпштейн), раскрывает бесконечные проекции аксиологического развития личности в самопостроительной плоскости «Я могу быть», неотделимой от «Я есмь» (Г.Л. Тульчинский), утверждает ценностную правомочность переживания «Я могу», позволяющего человеку «ощутить свою силу», обратить внимание на «свои собственные усилия» (Г.С. Абрамова).

В обозначенном контексте ценности понимаются как непосредственно переживаемая «форма отношения» к «предельным возможностям» самопостроителыюго бытия (В.Е. Кемеров), выполняют функцию «перспективных стратегических жизненных целей и главных мотивов жизнедеятельности» (Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова), в качестве «метамотивируюгцей» системы включаются во «всеобъемлющее определение полностью развитого Я, или личности» (А. Маслоу), опосредуя векторными доминантами «надситуативной активности» новые, «избыточные по отношению к первоначальным, требования к себе» (В. А. Петровский). В этой связи гуманистически центрированная педагогика направленно (духовно) расширяет сферу возможного (возможностей) становящейся личности в аспекте оптимистического самопринятия, укрепления веры в свои силы, помогает взрослеющему человеку «осознавать, оценивать и усовершенствовать себя как главный фактор, обуславливающий качество собственного бытия» (И.А. Колесникова), обосновывает определяющую значимость потребности в одобрении, похвале, успехе для выстраивания педагогических стратегий и тактик аксиологического развития личности (И.Б.Ф. Дюскере, Дж. Локк,

В.И. Плотников, А.И. Пригожин, Е.Т. Соколова): именно успех повышает самооценку, ибо «никто не добивается успеха, не обладая достоинствами» (А. Моруа), а потому «достойное человека неотделимо от возможного для человека» (М. Мерло-Понти).

Аксиологическое развитие личности как процесс и результат индивидуального присвоения, усвоения, принятия духовно-нравственных ценностей социума осуществляется, главным образом, в пространственно-временном континууме воспитания (И.В. Кичева, И. А. Колесникова, E.H. Шиянов), концептуально обращено к становлению «смысловых отношений» человека с миром (А.Н. Леонтьев).

Определяющей целью гуманистически ориентированного воспитания выступает возрастающий позитив содержания личностных ценностей - осознанно н переживаемо принимаемых человеком генерализированных смыслов и глубинных мировоззренческих установок индивидуального бытия (А.Г. Асмолов, Н.М. Борытко, B.C. Братусь, Д.А.Леонтьев). С этой точки зрения личностные ценности - это «наиболее глубокий уровень значимости» (В.К. Шохин), который концентрирует представления о «совершенном, должном, лучшем, ради чего стоит трудиться, жертвовать временем, силами» (И.А. Пригожин) совокупностью «вечных» смысловых универсалий (честность, щедрость, храбрость, человечность, сострадание, верность, стойкость) (Т. Шварц, Д. Лоэр) и, тем самым, выступает содержательно-смысловой основой целого ряда аксиологически центрированных атрибуций внутреннего мира человека, включая ценностные представления, ценностные ориентации, ценностные стереотипы, ценностные идеалы (Д.А. Леонтьев).

Особую культурно-образовательную и социальную значимость имеет аксиологическое развитие личности подростка как субъекта ценностного освоения и присвоения мира, поскольку по своей глубинной сути подростковый возраст — это переход взрослеющего человека от ценностей Детства - к ценностям Взрослости (Юности). Именно обретение «чувства взрослости», обусловленное динамическим характером «переходных» изменений жизни (Г.С. Абрамова, Б.Ц. Бадмаев, Б.М.Бим-Бад, З.Б. Исламова, B.C. Мухина, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эль-конин), выступает одной из системообразующих личностных ценностей отрочества, делает подростковый возраст чрезвычайно важным этапом «формирования чувства собственного достоинства» (А.Г. Асмолов) которое мы полагаем приоритетным содержанием и базовой основой аксиологического развития личности подростка в Монтессори-образовании.

Категория достоинства, выступая гуманитарным абсолютом мира человеческих ценностей, обладает надгосударственной, надидеологиче-ской и наднациональной значимостью: «Все люди равны в своем достоинстве», утверждается в «Декларации прав человека» (1948).

Отражая «отношение к человеку как к безусловной ценности» (Ю.Е. Зайцева), феномен достоинства атрибутивно определяет целевые доминанты гуманистического воспитания (Ш.А. Амонашвили, И.Г.Песталоцци, В.А. Сухомлинский), преемственно включается в номенклатуру «новых духовных ценностей» образования (И.Е. Видт, Н.С. Искрин, В.В. Комаров, A.B. Кузнецов, Н.М. Борытко, Д.И. Фельд-штейн, Р.Д. Шуерман), гуманитарно центрирует содержание «личностных универсальных действий» и «личностных компетенций» (А.Г. Ас-молов, A.B. Хуторской), утверждает поведенческие приоритеты «каждого конкретного мига» жизни взрослеющего человека самовзыскующим вопрошанием: «Достойно ль?» (Н.Е. Щуркова), ибо «ничего более значительного, чем достоинство, для взрослых, как и для детей, нет» (С.Л. Соловейчик).

Выделение ценовых, «стоимостных» измерений категории достоинства (В. Даль, Д.Н. Ушаков, И.А. Ширшов) актуализирует отно-шенческую, «взглядовую», собственно формирующую роль значимых других в осуществлении позитивных сценариев аксиологического развития личности (Р.Г. Апресян, М.М. Бахтин, И.Г. Песталоцци, Е.С. Ра-пацевич, В.А. Сухомлинский), понимаемой в органическом единстве «внутреннего» и «внешнего» (В.П. Зинченко, В.А. Лабунская, А.Ф. Лосев, В.А. Петровский, Р. Берне), а также утверждает феноменологические приоритеты педагогической инструментовки этого процесса, поскольку «без живого индивидуума, наделенного телесностью, разумом, чувствами гуманизм утрачивает свою основу» (Н.М. Борытко).

В переживаемых атрибуциях личностной ценности чувство собственного достоинства или самоуважение образуют два взаимосвязанных аспекта: а) ощущение значимости собственной личности и убежденность в одобрении совершенных действий/поступков со стороны уважаемых людей и б) уверенность в собственных способностях выполнить намерения и реализовать планы (Дж. Ролз), что позволяет выделить ценностно-смысловые сферы аксиологического развития личности - «быть» и «мочь», проектно объединенные обращенной к будущему векторной сферой «стать» («стремиться», «желать»).

Ценностно-смысловая сфера «быть» содержательно конкретизирована другодоминантными феноменами самопринятия и принятия другого, повышающими ощущение ценности собственной личности, воз-

вышающими чувство собственного достоинства, утверждающими веру в себя и свои возможности (Г.С. Абрамова, Н.Б. Крылова, С.Л. Рубинштейн). В инструментально-способностном отношении (ценностно-смысловая сфера «мочь») аксиологическое развитие личности предполагает «стратегическое» оснащение взрослеющего человека «способами самостоятельно строить свою жизнь по избранному образу и осознаваемой цели» (К.А. Абульханова-Славская), «вооружение» воспитанника «общественно ценными способами и средствами удовлетворения присущих ему потребностей» (П.В. Симонов), в том числе, восходящих к становлению умелости и профессионального мастерства (Н.С. Пряж-ников), поскольку «лишь мастер действительно независим и свободен» (С.Л.Соловейчик) (ср. у В. Даля: «достойник» - мастер, дока, искусный ремесленник). Неотъемлемым фактором становления чувства достоинства в аксиологической плоскости «стать», создающим «условия для полного раскрытия себя в этом мире» (Н. Е. Щуркова), утверждающим ориентацию на «будущее как ценность», связанную с воображением, фантазией, мечтой (Л.И. Божович, B.C. Мухина), выступает оценочный позитив уважительного отношения к подростку, прежде всего, со стороны взрослых, значимых других (Г.С. Абрамова, A.C. Белкин, Б.М. Бим-Бад, Э.Шпрангер, Э. Эриксон).

Обобщая вышесказанное, полагаем, что аксиологическое развитие личности подростка совершается, прежде всего, в содержательно-смысловой плоскости утверждения и возвышения достоинства взрослеющего человека как базовой, системообразующей личностной ценности, выступающей инициирующим вектором ценностного ориентирования, своеобразной «точкой отсчета» в реализации желаний и устремлений, осуществлении намерений и возможностей.

В обозначенном отношении аксиологический потенциал Монтес-сори-образования может рассматриваться как значимый фактор педагогического влияния на процесс и результат ценностного самопостроения личности подростка, выступающего субъектом максимальной реализации индивидуальных сил, возможностей, потенций и энергий в условиях свободного и ответственного выбора, связанного с самостоятельным, «опытническим» обретением базовых ценностей бытия. Не случайно отличительную черту своего Метода, «прославляющего духовную свободу», воегштывающе обращенного к самостоятельности и независимости как «фундаменту достоинства человека», М. Монтессори формулирует императивным двуединством утверждений: «На первый план выходит человеческая личность ребенка» и «Величие человеческой личности изначально».

Результат

Подросток как самоценный субъект обретения и возвышения человеческого достоинства («Новый ребенок», «Новая личность», «Новый человек»)

ПРОЕКЦИЯ

ВЫБОР

ОЦЕНКА

ПОИСК

«Освобождение»: «Принятие» и «само принятие» (ценностная трансформация «Я-потенциального» в «Я-реальное»)

«Нормализация»:

Встреча с «Я-потенциальным »

Порядок (внутренний): Встреча с «Я актуальным»

Порядок (внешний): Встреча с Предметом

Постоянство в работе. Упорство в труде. Состояние «сильного человека»

Свободная работа/ Концентрация (поляризация) внимания Воля

Действие/' Внимание

Активность/ Интерес

Помощь-служение. Наблюдение -любовь

Помощь-и оддержка. Наблюдение-радость

Помощь-забота. Наблюдение -вера

Помощь-устранение препятствии; по мощь-защита. Наблюдение-ожидание.

Этапы

Метод

<

Среда подготовленная ( рас ширяющаяся)

Подросток (уважение к личности)

Педагог («Новый учитель», тьютор)

Актуализация аксиологических проекций «нового образования», «нового воспитания», «нового обучения», повышающих степень самоценной значимости личности подростка как субъекта «самопостроительного труда» (Монтессори-Метод; «Мой метод»)

Ценности

Свобода выбора, самостоятельность, самодисциплина, принятие и самопринятие

Условия

Цель

- проектирование личностных программ развития учащихся на основе принципов свободного воспитания;

- включение школьников-подростков в проектную исследовательскую деятельность;

- организация профессионального развития педагогов в гуманитарной среде Монтессо-ри-образовательных ценностей.

Аксиологическое развитие личности подростка в Монтессори-образовательном пространстве/времени ценностного самопостроения

Модель аксиологического развития личности подростка в Мо нтес сор и- о бр а зова нии

Во второй главе «Опыт аксиологического развития личности подростка в Монтессори-образовании» раскрываются логика и содержание опытно-экспериментальной работы, при организации которой мы учитывали обусловленную содержанием новых образовательных стандартов атрибутивную возможность интеграции основного общего и дополнительного образования, в плоскости которой, в основном, реализуется Монтессори-аксиологический потенциал личностного развития учащихся в современном российском образовании.

Ведущими аксиологическими доминантами (доминирующими ценностями) подростка - «ученого» и «организатора», по терминологии М. Монтессори, в нашем исследовании выступили: формирование «образа мира» и «образа Я», освоение социальных ролей и обретение опыта межличностного взаимодействия в групповой деятельности, поиск своего места в социуме и природе. Реализация данных направлений в ценностном континууме Монтессори-образования предполагала развитие способности к эффективному взаимодействию с социумом, воспитание «вселенского сознания» взрослеющего человека, чувства ответственности перед человечеством (М.Г. Сорокова), актуализацию процесса самопостроения личности подростка в специально подготовленной среде через раскрытие перед ним закономерностей и связей, существующих в Космосе (К.Е. Сумнительный).

Основной базой опытно-педагогической работы выступили образовательные учреждения (Гимназии № 2,5 г. Оренбурга), имеющие длительный опыт успешной работы по практической реализации основополагающих ценностей Монтессори-образования в сотрудничестве с Оренбургским областным дворцом творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко. На этапе констатирующей диагностики приняло участие 394 учащихся подросткового возраста, 84 педагога, 145 родителей. На формирующем этапе - 106 учащихся, 26 педагогов, 68 родителей.

Образовательное осуществление первого педагогического условия предполагало проектирование и реализацию личностных программ развития учащихся в Монтессори-подготовленной среде и непосредственно связывалось с педагогически направленным повышением ее развивающего потенциала за счет пространственного расширения, предметного насыщения и субъектного обогащения, в том числе, путем создания ситуаций реализации подростками свободного выбора действия, отношения, поступка в соответствии с аксиологическими доминантами возраста. Частота самостоятельного осуществления выбора выступила в нашем исследовании образовательным индикатором аксиологической успешности реализации личностных программ развития, показателем успешности ценностного самопостроения личности подростка (Таблица 1).

Таблица 1. Сравнительная динамика показателей выбора подростками доминирующей ценности в Монтессори-подготовленной среде

Выбор/ Общее кол-во человек Самостоятельный выбор Выбор с помощью педагога Затруднения с выбором

Конст. Форм. Конст. Форм. Конст. Форм.

106 34 32,2% 72 67,9% 43 40,5% 19 17.9% 29 27.3% 15 14,2%

Образовательная реализация второго педагогического условия включала подготовку подростками исследовательских проектов, в том числе, совместно со старшеклассниками, что предполагало интерактивное взаимодействие, в том числе, на основе сетевых технологий, что аксиологически расширяло возможности формирования социального опыта, утверждало ценности межличностного взаимодействия и бытия современного школьника. Тем самым существенно изменялась развивающая среда, которая, не ограничиваясь стенами учебного заведения, предполагала внеучебную деятельность в микрорайоне, городе (библиотеки, музей, театры, ботанический сад, планетарий), участие в общественных, в том числе, волонтерских объединениях, что, со своей стороны, утверждало основную аксиологическую идею Монтессори-образования о «всеединстве человечества». Все это способствовало расширению аксиологически значимого пространства личностных достижений подростка, подтверждением чему явилась оптимизация показателей внутреннего самоощущения по методике Спилберга-Ханина (шкалы личностной и ситуативной тревожности), а также позитивная динамика результатов, устанавливающих взаимосвязи между отношением подростка к себе, его самооценкой, представлением о будущем и отношением к родителям и сверстникам (методика Д.И. Фельдштейна).

Образовательная реализация третьего педагогического условия предполагала организацию и проведение при непосредственном участии соискателя направленных мероприятий с учителями и педагогами дополнительного образования (курсовая подготовка, семинары, тренинги, участие в научно-практических конференциях, в т.ч. международных), приоритетно обращенных к развитию умений проектировать и создавать условия для аксиологического развития личности подростка на основе овладения педагогическим инструментарием и принятия базовых ценностей Монтессори-учителя. Диагностическими показателями

выступили результаты самооценки педагогами профессионально-значимых качеств в аксиологической парадигме Монтессори-образования (Таблица 2).

Таблица 2. Самооценка профессионального развития педагога в гуманитарной среде Монтессори-образовательных ценностей

№№ Личностно-профессиональные качества Средний балл

Конст. Форм.

1 Исследовательские умения 3,6 4,1

2 Наблюдательность 3,7 4,3

3 Понимание воспитанника 3,9 4,4

4 Творческое решение педагогических задач 3,8 4,2

В заключении сформулированы выводы проведенного исследования, обозначены направления дальнейшего педагогического поиска.

Основные результаты диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора:

1. Каргапольцева, Д.С. Ценностн Монтессорн-образования: антропологический контекст / Д.С. Каргапольцева // Вестннк Оренбургского государственного университета. - 2012. - № 7. -С. 190-193. (Реестр ВАК)

2. Каргапольцева, Д.С. Факторы аксиологического развития личности в Монтессори-образовашш / Д.С. Каргапольцева / Вестник-Оренбургского государственного университета. - 2013. - № 7. -С. 198-203. (Реестр ВАК)

3. Каргапольцева, Д.С. Аксносфера Монтессори-образовашш / Д.С. Каргапольцева // Вестннк Оренбургского государственного университета. - 2013. - № 9 - С. 22-24 (Реестр ВАК)

4. Каргапольцева, Д.С. Гуманитарные константы Монтессорн-образования / Д.С. Каргапольцева // Проблем» освети (Проблемы образования. Украина) : Научный сборник. - Киев, 2011. - Выпуск № 66. Часть 1. - С. 146-149. (Реестр ВАК Украины)

5. Каргапольцева, Д.С. Аксиологическое развитие личности как педагогическая проблема / Д.С. Каргапольцева // Проблеми освети (Проблемы образования. Украина) : Научный сборник. - Киев, 2012. - Выпуск № 70. Часть 1. - С. 187-191. (Реестр ВАК Украины)

6. Каргапольцева, Д.С. Аксиологическое развитие личности педагога / Д.С. Каргапольцева И Проблеми освети (Проблемы обра-

зовання. Украина) : Научный сборник. - Киев, 2013. - Выпуск № 74. Часть 1. - С. 162-166. (Реестр ВАК Украины)

7. Каргапольцева, Д.С. Монтессори-образование и формирование коммуникативной компетентности школьников / Д.С. Каргапольцева // Региональный аспект экспликации гуманитарного образования : материалы Всерос. науч.-практ. конф. ; редкол. А.Л. Генкин и [др.].-СПб.: Университетский образовательный округ Санкт-Петербурга и Ленинградской области, 2010. - С.205-207.

8. Каргапольцева, Д.С. Аксиологические потенциалы личностного развития / Д.С. Каргапольцева // Труды кафедры общей педагогики Оренбургского гос. ун-та : сб. науч. ст. - Вып. 7. - Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2011. - С. 165-170.

9. Каргапольцева, Д.С. К проблеме педагогических ценностей Мон-тессори-образования / Д.С. Каргапольцева // Актуальные проблемы реализации образовательных стандартов нового поколения в условиях университетского комплекса : материалы Всерос. науч.-методич. конф. -Оренбург: ОГУ, 2011. - С. 129-131.

10. Каргапольцева, Д.С. Технология «кейс-стади» в компетент-ностно-ориентированном образовании : учеб.-методич. пособие / A.B. Кирьякова, И.Д. Белоновская, Т.А. Ольховая, Д.С. Каргапольцева // Аксиологический ресурс развития университетского образования. -Оренбург: НикОс, 2011. - Вып. 7. - 105 с.

11. Каргапольцева, Д.С. Гуманитарные ценности Монтессори-образования как фактор социализации личности / Д.С. Каргапольцева // Университетские округа и перспективы развития отечественного образования : материалы V Всерос. науч.-практ. конф. университетских округов России ; отв. ред. А.Л. Генкин. - СПб. : Университетский образовательный округ Санкт-Петербурга и Ленинградской области, 2011.-С.196-199.

12. Каргапольцева, Д.С. Аксиологический потенциал коммуникативного взаимодействия / Д.С. Каргапольцева // Аксиология университетского образования : материалы междунар. науч. конф. поев. 55-летию Оренбургского государственного университета. - Часть 2. - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2011. - С. 300-304.

13. Каргапольцева, Д.С. Природосообразность аксиологического развития личности в Монтессори-образовании / Д.С. Каргапольцева // Биоадекватные технологии в образовании : материалы Всероссийской научно-практической конференции; ред.кол.: А.Л. Генкин, В.И. Ивлев и [др.]. - Санкт-Петербург; Саранск : Университетский образовательный округ Санкт-Петербурга и Ленинградской области, 2011. - С.35-38.

14. Каргапольцева, Д.С. Духовно-нравственные основания Монтес-сори-педагогики / Д.С. Каргапольцева // Духовно-нравственное воспитание и современная система ценностей : материалы Всерос. науч.-практ. конф, ; отв. ред. Л.В. Кипнес. - СПб. : Университетские Образовательные Округа, 2012. - С. 76-79.

15. Каргапольцева, Д.С. Ценностная креативность личности как социальная активность // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры : материалы Всерос. науч.-метод. конф. / Д.С. Каргапольцева. - Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2012. - С. 2514-2518. [электронный ресурс]

16. Каргапольцева, Д.С. Аксиологическое развитие личности в Монтессори-образовании: гуманитарный аспект / Д.С. Каргапольцева // Университетский Округ: информационно-методический журнал. - Оренбург: ИПК «Южный Урал», 2012. - № 15. - С. 60-62.

17. Каргапольцева, Д.С. Слово как фактор аксиологического развития личности / Д.С. Каргапольцева // Филология и образование: междисциплинарный аспект : материалы Всерос. науч.-практ. конф. ; отв.ред. Л.В. Кипнес. - СПб. : Университетские Образовательные округа, 2013. - С.101-104.

18. Каргапольцева, Д.С. Подросток как субъект аксиологического развития / Д.С. Каргапольцева // Труды кафедры общей педагогики Оренбургского гос. ун-та : сб. науч. ст. - Вып. 8. - Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2012. - С. 63-74.

19. Каргапольцева, Д.С. Монтессори-образование как аксиологический феномен / Д.С. Каргапольцева // Университетские округа: открытый диалог школы и вуза : материалы VI Всерос. (с международным участием) науч.-практ. конф. университетских округов России ; отв. ред. А.Л. Гзнкин. - СПб. - Нижний Новгород: Университетские Образовательные Округа, 2013. - С. 160-163.

20. Каргапольцева, Д.С. Пространственно-временные аспекты аксиологического развития личности в Монтессори-образовании / Д.С. Каргапольцева // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры : материалы Всерос. науч.-методич. конф. (с международным участием). - Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013. -С. 2386-2392 [электронный ресурс]

21. Каргапольцева, Д.С. Аксиологическое развитие личности в Монтессори-образовании : монография / Д.С. Каргапольцева. -Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013. - 136 с.

Подписано в печать 20.09.2013 г. 1

Формат 60x84 / . Бумага писчая. Цена свободная. Усл. печ. листов 1,0. Тираж 100. Заказ 225.

ООО ИПК «Университет» 460007, г. Оренбург, ул. М. Джалиля, 6. E-mail: ipk_universitet@mail.ru Тел./факс: (3532) 90-00-26

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Каргапольцева, Дарья Сергеевна, Оренбург

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет»

На правах рукописи

т опч ii.iL чп VIси I ¿.и

КАРГАПОЛЬЦЕВА Дарья Сергеевна

АКСИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА В МОНТЕССОРИ-ОБРАЗОВАНИИ

13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор А.В. Кирьякова

Оренбург - 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.................................................................. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В МОНТЕССОРИ-ОБРАЗОВАНИИ............................................................. 15

1.1 Аксиологическое развитие личности в гуманистически ориентированном образовании как педагогическая проблема................................................................................. 17

1.2 Подросток как субъект аксиологического развития......... 73

3.1 Возможности Монтессори-образования в аксиологическом развитии личности подростка ................................. 92

Выводы по первой главе..........................................................................................128

ГЛАВА 2. ОПЫТ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА В МОНТЕССОРИ-ОБРАЗОВАНИИ ............................................................ 130

1.2 Проектирование и реализация личностных программ развития учащихся на основе принципов свободного воспитания..........................................................135

2.2 Включение школьников-подростков в проектную исследовательскую деятельность.................................................. 150

3.2 Организация профессионального развития педагогов

в гуманитарной среде Монтессори-образовательных цен- 165

ностей .............................

Выводы по второй главе..................................................................................................174

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................................................175

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ....................................178

ПРИЛОЖЕНИЯ ..........................................................................................................................209

Введение

Актуальность исследования. Социально-экономические, политические и духовные изменения в современной России, происходящие в условиях глобально расширяющегося взаимодействия стран и народов, обуславливают необходимость обновляющего развития системы отечественного образования на основе актуализации личностно развивающего потенциала общечеловеческих ценностей, идей и идеалов.

Аксиологические приоритеты модернизации российского образования, реализуемые в «новом пространстве-времени» человеческого бытия (Д. И. Фельдштейн), на этапе перехода к «культуре достоинства» (А.Г. Асмолов), связаны с утверждением гуманистической парадигмы воспитания, ориентирующей педагогическую науку и практику на отношение к растущему человеку как безусловной ценности, обосновывающей самоценную значимость детства в статусе особого, незаменимого периода личностного развития (Л.Г. Безумова, Т.И. Боровкова, Б.С. Гершунский, Г.В.Елизарова, М.Г. Заборская, Н.Б. Крылова, C.B. Кульневич, C.B. Яковлев).

Актуализация воспитательных ориентиров и доминант, отраженно представленная содержанием федеральных государственных образовательных стандартов, существенно повышает роль базовых общекультурных ценностей в развитии личности, способной самостоятельно определять смысловые ориентиры должного жизненного пути (Б.М. Бим-Бад, В.И. Гинецинский, Н.Д. Никандров, В.Г.Пряникова, З.И. Равкин, В.М. Розин, В.А.Сластенин, E.H. Шия-нов), понимать и принимать высокий статус своего предназначения как творческого созидателя «образа жизни, достойной Человека» (Н.Е. Щуркова).

Образовательная логика развития личности в гуманистиче-

ском континууме общечеловеческих ценностей имеет наднациональный, кросскультурный характер, что обосновывается в исследованиях отечественных (O.E. Баксанский, В.П. Бездухов, Е.В.Бондаревская, Н.М. Борытко, В.П. Веряскина, A.B. Кирьякова, В.В. Краевский, Г.А. Мелекесов, В.В. Сериков) и зарубежных (А.Маслоу, X. Плеснер, К. Роджерс, 3. Фрейд, Э. Фромм, М. Шелер, Р. Шуерман) ученых. В расширяющемся пространстве гуманитарной интеграции отечественная педагогика, сохраняя и развивая гуманистические традиции, в то же время, открыта передовому зарубежному опыту, критически осмысляемому в соответствии с определяющими идеями и ценностями российского образования (Н.Д.Никандров).

Значимым потенциалом инновационного обновления отечественного образования, приоритетно обращенным к гуманистическим ценностям саморазвития личности и в полной мере отвечающим «современным тенденциям развития педагогической науки» (Ю.И.Фаусек), обладает система Марии Монтессори - «яркий пример эффективной практической реализации идей гуманистической педагогики» (Г.Б. Корнетов), один из наиболее известных педагогических проектов XX века, связанных с осуществлением «идеалов свободного человека» (A.M. Лобок), одна из «хорошо проработанных программ воспитания» (Н.Б. Крылова), которая в последние годы стала «отдельным направлением в развитии российского образования» (Е.А. Хилтунен).

Различные аспекты реализации педагогических идей М. Монтессори в образовательной теории и практике рассмотрены в работах отечественных (Т.Г. Белова, Л.Г. Бородаева, Т.П. Войтенко, E.H. Горутько, Т.В. Громакова, И.Н. Дичковская, Е.А. Кондратова, Л.А. Максутова, В.П. Никитина, A.C. Никольская, Н.Н.Рудакова, Д.Г.Сороков, М.Г. Сорокова, К.Е. Сумнительный, Т.В. Фуряева,

М.Н.Якимова) и зарубежных (F. Gerve, I.M. Standing) исследователей.

Вместе с тем гуманистический потенциал ценностей Монтес-сори-образования еще не в полной мере реализован отечественной педагогикой, особенно, в плоскости аксиологического развития личности подростка, для которого характерны повышенная сензитив-ность к ценностному освоению мира и себя в этом мире (Г.С. Абрамова, Ш. Бюлер, JI.C. Выготский, Т.В. Драгунова, М. Кле, И.С.Кон, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, B.C. Мухина, В.Штерн), ориентация на высокие общечеловеческие идеалы «сферы возможного будущего» (Л.И. Божович).

Кроме того, обращение к позитивному опыту гуманистического становления личности подростка в Монтессори-образовании могло бы способствовать решению аксиологических по своей сути проблем современного личностно ориентированного воспитания школьников, которое далеко не всегда способно противостоять «вызовам и негативному воздействию» социальной действительности, что обуславливает необходимость поиска путей «обеспечения гуманистической направленности образования» (В.П. Бедерха-нова, И.Д. Демакова, Н.Б. Крылова), создания «очеловеченной среды проживания ребенка» (Ш.А. Амонашвили), гуманизации «пространства-времени Детского Социума» (Д.И. Фельдштейн).

Гуманитарная оптимизация сложившейся ситуации предполагает образовательное преодоление имеющихся противоречий между:

- потребностью социума в личности гражданина как ответственного субъекта свободного выбора и ценностного самопостроения, и необходимостью дальнейшего повышения эффективности современного образования в аспекте подготовки взрослеющего человека к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире миро-

воззренческой поливекторности и ценностного плюрализма;

- гуманистическим потенциалом ценностей Монтессори-образования, доказательно подтверждаемым более чем столетним опытом успешной реализации, и стремлением прогрессивной части отечественных педагогов к его более полному раскрытию в ком-петентностно-ориентированной парадигме российского образования;

- возможностями Монтессори-образования в аксиологическом развитии личности подростка как «достойного гражданина цивилизованного общества» (М. Монтессори) и их практическим осуществлением в условиях интеграции основного общего и дополнительного образования на основе Монтессори-образовательных ценностей.

Выделенные противоречия эвристически очерчивают содержательно-смысловые границы проблемы исследования: «При каких педагогических условиях аксиологическое развитие личности подростка в Монтессори-образовании будет осуществляться более эффективно?»

Актуальность обозначенной проблемы и необходимость образовательного разрешения выделенных противоречий определили тему исследования: «Аксиологическое развитие личности подростка в Монтессори-образовании».

Цель исследования: теоретически обосновать и практически апробировать педагогические условия аксиологического развития личности подростка в Монтессори-образовании.

Объект исследования: личностно-развивающий потенциал Монтессори-образовательных ценностей.

Предмет исследования: процесс аксиологического развития личности подростка в Монтессори-образовании.

Гипотеза исследования: аксиологическое развитие личности подростка в Монтессори-образовании будет происходить более эф-

фективно, если:

- осуществляется проектирование и реализация личностных программ развития учащихся на основе принципов свободного воспитания ;

- обеспечивается включение школьников-подростков в проектную исследовательскую деятельность;

- организуется профессиональное развитие педагогов в гуманитарной среде Монтессори-образовательных ценностей.

Задачи исследования:

1. Уточнить содержание базовых понятий и категорий исследования.

2. Определить возможности Монтессори-образования в аксиологическом развитии личности подростка.

3. Обосновать критерии и показатели аксиологического развития личности учащихся подросткового возраста (младших подростков) в Монтессори-образовательном взаимодействии.

4. Разработать (пространственно-временную) модель аксиологического развития личности подростка в Монтессори-образовании.

5. Подготовить методические рекомендации по проблеме исследования.

Теоретико-методологические основы исследования:

- аксиологические положения прогностического (Ю.К. Бабан-ский, В.П. Беспалько, Б.С. Гершунский, A.M. Новиков) и феноменологического (Н.М. Борытко, Г.П. Звенигородская, М.К. Мамарда-швили, М. Мерло-Понти, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер) подходов в образовании;

- педагогические интерпретации аксиологических идей концепции неклассической рациональности (C.B. Кульневич, H.H. Моисеев, Н.В. Назаров, И.Я. Свирский, B.C. Степин) и онтологической парадигмы о бытии как потенциально возможном (Г.Л. Тульчинский,

M.H. Эпштейн);

- базовые положения деятельностного подхода к развитию личности как субъекта ценностного самопостроения (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, A.A. Бо-далев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эль-конин);

- аксиологические концепты личностно-ориентированного (Н.В.Алехина, В.П. Бездухов, З.М. Большакова, Н.М. Борытко, В.П. Бедерханова, Е.В.Бондаревская, Б.С. Братусь, И.Д. Демакова, В.П. Зинченко, А.В.Кирьякова, Н.Б. Крылова, С.Е. Матушкин, В.А. Петровский, О.К.Позднякова, В.Г. Рындак, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков, H.H. Тулькибаева, Д.И. Фельдштейн) и вероятностного (В.Г. Безрогов, C.B. Кульневич, A.M. Лобок) образования;

- ценностные доминанты гуманной педагогики (Ш.А. Амона-швили, A.A. Куманёв, С.Л. Соловейчик, В.А. Сухомлинский) и свободного воспитания (К.Н. Вентцель, С.И. Гессен, М. Монтессо-ри);

- аксиологические идеи Монтессори-образования, раскрывающие личностно-развивающий потенциал свободного выбора (А.А.Адамский, М.В. Богуславский, H.A. Каргапольцева, Г.Б. Корнетов, A.C. Никольская, И.М. Осмоловская, Д.Г. Сороков, М.Г. Со-рокова, К.Е. Сумнительный, Е.А. Хилтунен).

Ведущим для нашего исследования явилось взаимообусловленное (методологическое) единство прогностического подхода, раскрывающего гуманитарный потенциал педагогического целепо-лагания в ориентации взрослеющего человека на возможное как достойное будущее, и подхода феноменологического, утверждающего целостную самоценность личности подростка как субъекта становящегося опыта отношений достоинства, обретаемого в аксиологическом пространстве/времени Монтессори-образования.

Для проверки основных положений гипотезы и решения обозначенных задач применялись следующие методы исследования: анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме; изучение и обобщение педагогического опыта; анкетирование, тестирование, беседа; прямое, косвенное и включенное наблюдение; констатирующий и формирующий этапы опытно-экспериментальной работы.

База исследования: МОБУ «Гимназия № 5» г. Оренбурга, МОАУ «Гимназия № 2» г. Оренбурга, Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко, образовательные организации Ассоциации «Оренбургский университетский (учебный) округ». Основную эмпирическую базу диссертационного исследования составили материалы и результаты изучения практики образовательной деятельности «Гимназии № 2» г. Оренбурга и ее филиала «Монтессори-школа» (1995-1999 гг.), «Гимназии № 5» г. Оренбурга (с 1999 г. - по настоящее время) на протяжении длительного времени использующих педагогические идеи М. Монтес-сори, в том числе, в аспекте аксиологического развития личности подростка.

Цель, поставленные задачи и методология исследования определили основные этапы его проведения. На поисково-диагностическом этапе (2007-2009) изучалась и анализировалась философская, психолого-педагогическая литература и диссертационные исследования по проблеме аксиологического развития личности; на основе анализа теоретических источников и данных констатирующей диагностики были содержательно конкретизированы базовые категории и понятия исследования. Формирующий этап (2009-2011) был связан с образовательной реализацией выделенных педагогических условий, содержательным уточнением гипотезы исследования на основе полученных результатов. На аналитико-

рефлексивном этапе (2012-2013) обрабатывались и систематизировались полученные данные, уточнялись и корректировались теоретико-экспериментальные выводы, осуществлялось внедрение результатов исследования в муниципально-региональную образовательную практику, оформлялись текст диссертационной работы и автореферат.

Научная новизна исследования:

- уточнено содержание категории «аксиологическое развитие личности», которое по своей образовательной сути выступает педагогически инициируемым процессом и результатом возвышения достоинства взрослеющего человека как субъекта ценностного самопостроения и поступочно-действенной самореализации; аксиологическое развитие личности происходит в жизненном контексте широко понимаемой значимости, непосредственно обращено к сфере личностных ценностей, образовательно ориентировано на ценностную категорию возможного, педагогически реализуется в опоре на феномен человеческого достоинства как абсолютную ценность индивидуального и общественного бытия;

- конкретизирована сущность понятия «аксиологическое развитие личности подростка», которое осуществляется в опоре на базовую для этого возраста ценностную категорию взросления, становления чувства взрослости и связывается с образовательным расширением сферы возможного взрослеющего человека за счет педагогических проекций веры, надежды, любви, укрепляющих силы личностного самоосуществления и педагогического устроения области деятельностного обретения практико-ориентированных личностных достоинств (способностей, умений, компетенций);

- конкретизировано содержание понятия «аксиологическое развитие личности подростка в Монтессори-образовании», которое понимается нами как обращенный к утверждению и возвышению

достоинства растущего человека процесс и результат личностного самопостроения, реализуемый в ценностных проекциях «быть», «мочь», «стать» и осуществляемый в педагогически организуемом пространстве свободного выбора и творческой активности;

- выявлены критерии (когнитивный, эмотивный, поведенче-ско-деятельностный, рефлексивный), определены уровни (высокий, средний, низкий) и уточнены показатели аксиологического развития личности подростка в Монтессори-образовании: познавательный (системность знаний о ценностных качествах/достоинствах человека в прогностических ориентирах космического воспитания); мотивационно-целевой (характер личностного самопринятия и ценностного принятия другого); операциональный (степень овладения практико-ориентированными умениями, повышающими уровень независимости и свободы); рефлексивный (продуктивный потенциал оптимизирующей самооценки);

- уточнена аксиологическая сущность педагогического функционала Монтессори-учителя за счет актуализации тьютор-ских доминант образовательного взаимодействия (помощь, поддержка, забота, любовь), направленных на утверждение личностного достоинства подростка в Монтессори-образовательной парадигме: «Помоги мне это сделать (поступить) самому!»;

- разработана модель аксиологического развития личности подростка в Монтессори-образовании, раскрывающая содержание и логику процесса ценностног