автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Эстетическое воспитание школьников средствами музейной экспозиции
- Автор научной работы
- Зонина, Светлана Николаевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1999
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Зонина, Светлана Николаевна, 1999 год
Введение.
ГЛАВА I. Современные тенденции развития музейной педагогики. Образовательные и воспитательные функции музея 1.1.Образовательно-воспитательные концепции музея в историческом и культурологическом контексте.
1.2. Педагогические функции музея.
Выводы.
ГЛАВА 2. Музейная экспозиция как феномен культуры, связанный с формированием и развитием общекультурного процесса и эстетического воспитания
2.1. Тенденции развития современной музейной экспозиции.
2.2. Эстетические ориентированные тенденции работы музеев на региональном уровне. ■.
Выводы.
ГЛАВА 3.Педагогические условия эстетического воспитания школьников на основе взаимодействия музея и школы
3.1. Проект «Музей-школа» как структурно-функциональная модель эстетического воспитания школьников.
3.2. Критерии эстетического воспитания школьников средствами музейной экспозиции.
Вывод ы.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Эстетическое воспитание школьников средствами музейной экспозиции"
Эстетическое воспитание и художественное образование подрастающего поколения является одной из главных задач музейной педагогики. Особый подъем педагогической деятельности музеев свойственен последним десятилетиям, во многом является социально обусловленным. Переосмысление концепции музея вызвано серьезными гуманистическими социальными проблемами.
Сегодня задачи формирования духовной культуры человека, его познавательных потребностей становится не менее важным, чем задачи образовательные, потому что при успешном решении первых, эффективно реализуются вторые условия.
Значительную роль в этом процессе может сыграть музей, особенное отличие которого от других образовательных центров - в его демократичности и его возможностях воспитательного воздействия на все категории и группы населения, независимо от возраста и образования.
Известно, что искусство, художественное творчество, могут способствовать ослаблению технократических тенденций в современном обществе, при этом осуществляя формирующую и воспитательную функцию в процессе развития и становления личности. Этому свидетельствует переосмысление концепции образования, которая все более охватывает процесс гуманизации, проявляющийся в пересмотре соотношений функций образования и воспитания.
В диссертациях 70-х годов уже отчетливо прослеживаются отношение к музею как к учебно-просветительскому учреждению.
В 80-е годы, когда все сильнее появляется потребность в осмыслении, протекающих в обществе социокультурных процессов, находят выход диссертационные исследования, в которых музей и его деятельность рассматриваются в системе современной культуры.
В этот период происходит переосмысление задач и функций музеев, связанных с их образовательной и воспитательной деятельностью. На этом этапе прослеживаются тенденции к активному поиску новых путей взаимодействия музея с посетителями, возникновению разных форм и методов этих отношений.
Главную цель образовательно-воспитательной деятельности музееведы-исследователи видят в формировании у человека способности к творческому восприятию того или иного феномена культуры, органичного включения его в культурную сферу.
Л.М.Поплевина следующим образом определяет феномен музея: «Музей - это социально-культурное учреждение, которое собирает, сохраняет, изучает, представляет образцы материальных свидетельств развития природы, культуры общества в соответствии с социальными потребностями, а также создает условия для удовлетворения потребности в самостоятельной деятельности и стимулирует ее развитие» (140 с.6,34) Подобное толкование дает возможность рассматривать музей как инструмент, способствующий творческому раскрытию личности.
Процесс творческого осмысления духовных ценностей, происходящий в музее благодаря тому, что музей создает новые отношения между человеком и вещью-экспонатом, человеком и общественной средой, становится предметом пристального внимания Н.Л.Кульчинской. «Сегодня в музейной педагогике стало аксиомой то, что первые навыки художественного воспитания изобразительного искусства должны формироваться в детском возрасте с 4-5 лет. Однако, у не специалистов в области детской музейной педагогики продолжают возникать сомнения: нужно ли помещать маленького ребенка в атмосферу взрослого искусства, созданного не для него, правомерно ли присутствие детей дошкольного возраста в стенах музея, где принято чопорное поведение, создающее наиболее комфортные условия для восприятия искусства взрослыми, но идущее вразрез с особенностями детского поведения, со стремлением детей все потрогать, осмотреть, получить ответы на все вопросы. Но усвоение социального опыта - в данном случае музейной этики, нацеленной на длительное зрительное восприятие, - не может быть передано в устной или письменной форме. Это происходит непосредственно во время пребывания детей в музее; отсутствие же такого опыта в зрелом возрасте является серьезным препятствием на пути полноценного художественного восприятия: человек в этом случае, как правило, реализует «детскую схему поведения», то есть стремится в наиболее короткий срок увидеть как можно больше, удовлетворяя тем самым свое любопытство или любознательность, но, даже не приступая к углубленному восприятию. Разрешить эти закономерные сомнения возможно при условии такой организации детской деятельности в музее, которая учитывала бы особенности детского развития на разных возрастных этапах, с одной стороны, и правило их ограничения, имеющиеся в среде музея, - с другой.» (73 с. 1,2)
З.А.Бонами, исследуя проблему музея, рассматривает ее, прежде всего, исходя из главных его функций - сбор, хранение и трансляция исторических ценностей - и относит ее к коммуникативной системе. (24, с.64)
Музей есть собрание всего отжившего, мертвого, негодного для употребления, но именно потому - то он и есть надежда века, ибо существование музея показывает, что нет дел конченных. Для музея нет ничего безнадежного, «отпетого», то есть такого, что воскресить и оживить невозможно. Музей есть высшая инстанция, которая должна и может возвращать жизнь.» (173, с.578,579) Это емкое толкование, данное русским философом Н.Ф.Федоровым, также определяет сущность музея и подчеркивает его историческую ориентацию.
Многим диссертационным исследованиям ученых-музееведов характерна связь сущности музея с проблемой актуализации культурного наследия.
Аналогичный взгляд развивается в диссертации Н.Г.Макаровой, которая рассматривает музей, как ценностный ориентир и специальный культурный механизм, благодаря которому происходит обогащение реально действующего поля культуры и осуществляется воздействием на эстетическое сознание личности. (93, с.7)
Практически все исследования музееведов затрагивают проблему роли и места музейного предмета в процессе образовательно-воспитательной деятельности музея.
Диссертационным исследованием конца 80-90-х годов свойственно осознание самоценности музейного предмета, представление его в качестве образа действительности. В них наблюдается новый подход к интерпретации воспитательного значения исторического и культурного памятника. Исследователи приходят к выводу, что в воспитательном процессе прежде должна быть затронута эмоциональная сфера, личностные качества человека. Главной задачей воспитания в музее признаются формирование в личности ценностного отношения к действительности на основе приобщения к предыдущему историческому опыту.
Отсюда появляются новые принципы построения экспозиции и ее интерпретации, направленные не на информативное и иллюстративное отражение исторической действительности, а на ее эмоциональное, личностное, оценочное восприятие. Музейный предмет, по мысли ученого Бонами З.А. перестает быть иллюстрацией или доказательством к умозрительным рассуждениям, а превращается в «образ действительности». (24, с.64) Известный ученый В.В.Ванслов в своей книге «Что такое искусство» пишет: «Искусство развивает как мышление, эмоции, фантазию зрителя, так и восприятие, формирует глаз, чувствующий красоту цвета и формы, объема и композиционных соотношений. Оно учит смотреть не только на мир, но и видеть эстетическую значимость и внутренний смысл его явлений. Развивает чувственные способности человека, оно поднимает их на высший уровень культуры своего времени.» (34 с.22)
Рассуждения на эту тему позволяют определить, что памятники материальной и духовной культуры, обладая большой силой эмоционального воздействия, является средствами познания, творческого преобразования действительности и ценностного осмысления. Иными словами именно подлинник, музейный предмет, дает основания для современного переосмысления исторического прошлого.
Проблема эмоционально-личностного ценностного отношения к музейным предметам, затрагивается в исследованиях ученых З.А.Бонами, Г.И.Галич, Б.А.Столярова, Е.Н.Конуховой Л.Н.Кульчинской, М.Ю.Юхневич, и других.
Анализ путей теоретического осмысления сущности музея в аспекте образовательно-воспитательной функции позволяет предположить, что перспективным направлением музееведческих исследований, становится определение специфических возможностей музея в процессе актуализации культурного наследия, выявлении его ценности, значимости для современного человека.
Образовательно-воспитательная деятельность музея связана с проблемой музейной коммуникации.
Пионером разработки коммуникационных представлений в музееведении стал Д.Камерон, предложивший рассматривать музей как особую коммуникативную систему (72, с.33-40). По его определению музейная коммуникация представляет собой процесс общения посетителя с «реальными вещами», условиями которого является способность аудитории понимать «язык вещей» и способность создателей экспозиции с помощью экспонатов выстраивать невербальные пространственные «высказывания».
В современном музееведении уже достаточно прочно утвердилось положение о том, что музейная коммуникация - это особый вид культурной коммуникации, который в свою очередь определяет специфику функционирования музея. Музееведы отмечают, что формирование теоретических представлений о музейной коммуникации связано с обсуждением воспитательных задач музея.
Музееведы-ученые, рассматривая сущность и основные формы музейной коммуникации, приходят к выводу о коммуникативной природе процесса эстетического воспитания в музее. Музейная коммуникация определяется как процесс передачи информации через общение с музейными предметами, составляющими экспозицию. Исследования ученых затрагивают выявление особенности музейной информации, определяющие специфику воздействия экспозиции на посетителя. Особенностью музейной информации является ее оценочный характер, обусловленный тем, что отбор культурных ценностей, носителей информации из среды их бытования, предполагает ценностное оценочное отношение.
Диссертационные исследования конца 80-90-х годов убедительно свидетельствуют о новых процессах, происходящих как в образовательно-воспитательной деятельности музеев, так и теоретическом осмыслении музееведческих проблем. В этот период проявляет себя специальная научная дисциплина - музейная педагогика, исследующая музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики.
Предметом музейной педагогики является культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, то есть исследования закономерностей, принципов, методов и форм работы музея с аудиторией (А.К.Ломунова, Е.Б.Медведева, М.Ю.Юхневич и другие).
Разработка основ музейной педагогики предполагает утверждение специфики образовательно-воспитательного воздействия музея, поиска контактов музея с детской и юношеской аудиторией, в ходе которых воздействие оказывается максимальным и результативным.
За последние годы в образовательной и воспитательной деятельности музея происходят серьезные изменения. Прежде всего, это выражается в том, что музей стал ближе к своему посетителю, по возможности учитывая его интересы и эстетические потребности. В тоже время современная культурная жизнь нашего общества характеризуется возросшей активностью людей в различных сферах общественной деятельности, в том числе и в сфере эстетического воспитания подрастающего поколения. Значение этой активности для современного музея осознанно рядом теоретиков и практиков музейного дела (М.Б.Гнедовский, В.А.Лапшин, Н.Г.Макарова и другие).
Музейная практика показывает, что формирование у молодежи представление о музее, как специфическом учреждении, о его общественной значимости каждого конкретного музея, о роли его в культуре данного региона, важно для воспитания музейной культуры учащихся и для решения общих образовательно-воспитательных задач.
Обобщение опыта работы художественных музеев и галерей в области эстетического воспитания школьников позволяет выделить наиболее распространенные методы воздействия на зрителя. Таковыми являются экскурсии, лектории, путеводители. К менее распространенным можно отнести экспозицию и выставочную режиссуру. Таким образом, становится очевидным, что в основе музейной деятельносга традиционно лежит информационный процесс, тогда как целостное эмоционально-личностное переживание посетителя музейной экспозиции является высшей, специфической формой познания. Создавшееся несоответствие между «природными» возможностями музея и традиционной информационно-иллюстрированной направленностью его деятельности в реальности, приводит к снижению музейного воздействия.
В этом противоречии заключается одна из определенных проблем, которая лежит в основе данного диссертационного исследования. Проблема имеет еще один важный аспект. В силу неподготовленности музейного посетителя, неспособности его к эмоционально-ценностному восприятию музейной экспозиции, культурного наследия в целом, специфические возможности музея также раскрываются не в полной мере или остаются невостребованными. Здесь, особую актуальность приобретает работа со школьником, у которого формирование эстетического восприятия находится в стадии становления.
Разрешению данного противоречия может способствовать обращение ребенка к культурному наследию, восприятию духовных ценностей через музейную экспозицию, музейный предмет.
Все вышеизложенное подтверждает актуальность темы исследования.
Однако, косвенно материал по этой проблеме содержится в научных трудах по истории музейного дела.
Вопросы формирования ценностного отношения к культурному наследию и эстетического воспитания музейного посетителя средствами экспоната-подлинника рассматривались в трудах крупных исследователях А.В.Бакушинского, Н.Д.Бартрама, Н.И.Романова, Ф.И.Шмита и других.
Теоретические труды философа Н.Н.Федорова (19 век) и современных ученых М.М.Бахтина, В.С.Библера и других, способствовали выявлению характера эмоционально-ценностного отношения к культурным и историческим памятникам.
Педагогический аспект проблемы формирования духовной культуры, эстетического развития школьников, роли народного искусства, музейного предмета освещен в ряде работ известных ученых, в частности, в трудах В.С.Кузина, 'Н.Н.Ростовцева, Б.Т.Лихачева, Т.Я.Шпикаловой, Б.М.Неменского и других.
В диссертации использованы музееведческие исследования последних лет, которые рассматривают музей как специфическую форму выражения, как своеобразный ценностный ориентир. Разработчики этой концепции (З.А.Бонами, М.Б.Гнедовский, В.Ю.Дукельский, Н.А.Никишин, Т.П.Поляков, М.Ю.Юхневич и другие) связывают практическую деятельность музея, в том числе, образовательно-воспитательную с решением задач включения культурного наследия в сферу эмоционального и эстетического переживания личности.
Образовательно-воспитательная функция музея может осуществляться при условии сочетания научности и образности экспозиции. Экспозиции и выставки, как результат научной работы его коллектива, строится на основе музейных фондов. Музейный экспонат, обладающий информационными, экспрессивными свойствами, в условиях музейной среды имеет уникальную возможность воздействовать на интеллектуальные и эмоциональные процессы личности посетителя одновременно, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений, оценок и чувств.
Особую роль в эстетическом воспитании учащихся в музее играют экспозиции и выставки народного искусства. Теоретический анализ научных исследований показывает, что народное искусство рассматривается как важное средство духовного развития личности, определяется значению народного искусства в формировании ведущих ценностных качеств личности. Народное искусство рассматривается как мир духовных ценностей учеными-исследователями А.В.Бакушинским,
Г.К.Вагнером, В.С.Вороновым. Народное и декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью традиционной художественной кулыуры России и культуры народов мира. Его сохранение, возрождение и развитие способствует формированию духовной культуры личности школьника.
В этой связи, проблема эстетического воспитания учащихся, развитие творческих способностей личности в системе художественного образования и эстетического воспитания рассматривают в своих трудах ученые М.А.Некрасова, В.С.Кузин, И.И.Зарецкая, Т.Я.Шпикалова, Н.М.Сокольникова, Э.И.Кубышкина и другие.
Однако анализ теории и практики деятельности музеев, галерей, выставочных залов в Ханты-Мансийском автономном округе показал, что недостаточно раскрывается своеобразный язык музейной экспозиции, не в полной мере рассматривается значимость экспозиции как полихудожественного произведения, способного вызвать эмоционально-личностное переживание, не широко используются возможности средств музейной экспозиции в системе музей - школа.
Приходится также признавать недостаточность публикаций, содержащих практические советы по созданию экспозиций и выставок, отличающихся специальным подходом к тематико-образному решению и дающих широкие возможности воздействия на школьника. Состояние теоретической разработки проблемы эстетического воспитания школьников средств музейной экспозиции, исследование практического опыта вызывают необходимость более подробного изучения данной проблемы. Актуальность и значимость темы, недостаточная ее разработанность обусловили выбор темы.
Новаторство диссертационного исследования выражается в том, что в качестве главной задачи музея видится не столько информирование посетителя об исторических или искусствоведческих фактах и событиях, и на этой основе построения воспитательной концепции, - а создание необходимых условий для самостоятельного личностного восприятия и переживания эстетически значимой информации, которая заложена в музейных предметах и самой экспозиции.
Все сказанное определило проблему, задачи, предмет, объект и гипотезу исследования.
Проблема исследования заключается в разработке содержания эффективных форм и методов эстетического воспитания школьников средствами музейной экспозиции. Средствами музейной экспозиции определяются: музейный экспонат, экскурсия-общение, экспозиция как полихудожественное произведение. Решение данной проблемы составило и цель исследования.
Объектом исследования в данной диссертации является процесс эстетического воспитания средствами музейной экспозиции, а также педагогические основы и методика включения музейных экспозиций, в школьную практику, как важного звена в системе приобщения учащихся к предметному миру художественной культуры.
Предметом исследования служит содержание, формы и методы музейной экспозиции, направленные на эстетическое воспитание подрастающего поколения на основе взаимодействия школы, музея и галереи краеведческого и художественного профиля.
Проблема, предмет и объект исследования определили его задачи:
1.Выявление места и роли музейной экспозиции в системе приобщения школьников к миру художественной культуры.
Разработка научной концепции «Культурное пространство музея» и проекта «Музей-школа» как структурно-функциональной модели эстетического воспитания в системе музей-школа.
2.Изучение опыта экспозиционно-выставочной практики ведущих музеев. Анализ и обобщение опыта работы музеев Ханты-Мансийского автономного округа
3.Изучение и раскрытие истории развития образовательно-воспитательных концепций музеев.
Выявление педагогических возможностей, влияние экспозиции на формирование эстетического восприятия, художественного интереса школьников.
4.Разработка, апробация и внедрение экспериментальной методики эстетического воспитания школьников средствами музейной экспозиции в рамках проекта «Музей-школа».
Гипотезой исследования явилась предположение, что музейная экспозиция может выступать эффективным средством эстетического воспитания при выполнении следующих условий: музейная экспозиция рассматривается, как важный и составной компонент системы эстетического воспитания; учитывается художественно-эстетическое ценность произведения и подлинность экспоната; экспозиция рассматривается как полихудожественное произведение, обусловленное интеграцией различных видов искусства (пространственное, временное, пространственно-временное).
Методами исследования являются: теоретический анализ искусствоведческой, культурологической, психолого-педагогической, музееведческой, философской литературы; анализ деятельности музеев и галерей (краеведческих, художественных), общеобразовательных школ по эстетическому воспитанию учащихся, формированию эмоционально-ценностного отношения к художественной культуре; изучение и обобщение массового и индивидуального опыта выставочно-экспозиционной работы музеев, галерей, выставочных залов; выявление лучших экспозиционно-выставочных проектов, опыта выставочной режиссуры; изучение, обобщение опыта музейно педагогики, методов музейно-педагогических ситуаций; проведение бесед с преподавателями и учащимися, а также анкетирование, опрос, фотографирование, видеозапись; использование констатирующего, поискового, формирующего, экспериментального метода, проведение психолого-педагогического эксперимента; изучение продуктов творческой деятельности учащихся (рисунков, работ ДЛИ и т.д.)
Экспериментально-исследовательская работа проводилась с 1993 по 1999 гг. на базе Нефтеюганского краеведческого музея, художественной галереи «Метаморфоза» и общеобразовательной школы №13 г.Нефтеюганска.
Первый этап исследования (1993-1995 гг.) - изучение истории проблемы и определение уровня ее изученности, анализ специальной литературы по проблеме исследования, выдвижение теоретической научной гипотезы.
Изучение и обобщение массового и индивидуального опыта выставочно-экспозиционной работы музеев и галерей. Выявление места музейной экспозиции в системе эстетического воспитания школьников.
Второй этап (1995-1998 гг.) - определение содержания, форм, методов эстетического воспитания школьников средствами музейной экспозиции. Разработка научной концепции «Культурное пространство музея», создание проекта «Музей-школа» как структурно-функциональной модели эстетического воспитания в системе музей-школа; апробация проекта «Музей-школа» на базе школы №13 г.Нефтеюганска, музея и галереи; экспериментальная проверка методики эстетического воспитания средствами музейной экспозиции.
Третий этап (1998-1999 гг.) - анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, формулирование выводов, подведение итогов опытно-экспериментальной работы.
Научная новизна и теоретическая ценность диссертационного исследования состоит в том, что создан, научно обоснован и внедрен проект «Музей-школа», являющийся структурно-функциональной моделью эстетического воспитания в системе музей-школа. Определены содержание, формы и методы эстетического воспитания школьников средствами музейной экспозиции. Разработана экспериментальная методика. Научно обоснованы, определены и экспериментально проверены педагогические условия формирования эстетического восприятия, художественного интереса, творческой активности школьников как критерия эстетического развития. Главные из них: художественная и эстетическая ценность произведения. Подлинность музейного экспоната; создание экспозиции как полихудожественного произведения, способного вызвать эмоционально-ценностные переживания; погружение в «музейную среду» через выставочную режиссуру; применение дидактических приемов на выставке; вариативность выставок, использование художественно-краеведческой направленности; дифференцированный подход, учет возрастных особенностей; моделирование проблемной ситуации; интегрированные формы занятий в экспозиции.
Результаты исследования могут быть использованы при создании учебно-образовательных концепций музеев и галерей, при разработке лекций по музейной педагогике, в практической деятельности современных музеев, учреждений культуры, школ искусств и общеобразовательных школ с эстетической направленностью.
Проект-программа «Музей-Школа» является авторской разработкой идей включения музейных экспозиций и художественных выставок в школьную практику.
В основе этого проекта лежит идея внедрения «музейной среды» в школу, и наоборот, приобщение школьника к музейной экспозиции в музее, галереи, где в центре системы «музейной среды» включается подросток.
Экспериментальная методика, разработанная в рамках проекта, имеет оригинальную концепцию, структуру, подходы и содержание.
Концептуальная особенность методы галереи заключается во взаимодействии музея, школы и галереи на основе осознания музея, как феномена культуры с одной стороны, и потенциальных потребителей духовных и интеллектуальных ценностей, с другой.
Модификация экспериментальной методики «Эстетическое воспитание средствами музейной экспозиции» может быть использована в районных школах на базе местных краеведческих музеев и выставочных залов.
Концепция проекта «Музей-Школа» и методики галереи предполагает, что использование художественно-краеведческого принципа в организации выставки является эффективным воспитательным средством посредством чего, осуществляется связь школы, музея с историей родного края, с художественной культурой города, региона, округа.
Критерии отбора содержания программы в рамках проекта «Музей-Школа» определяются ее концепцией: выявить ценностный «художественный» материал (произведение живописи, графики, ДПИ, профессиональных и самодеятельных художников города, региона, округа, изделия народных мастеров, произведения детского творчества); постичь вклад в развитие художественной культуры города, региона, в современную культуру округа.
Материалы отбирались по принципу возможности их использования следующих основных блоках программы: экспозиция-урок, экспозиция-театр, экспозиция-салон, экспозиция-мастерская, экспозиция-город мастеров.
Учитывались также психологические особенности учащихся 3-7 классов, требования принципов дидактики.
Достоверность научных результатов исследования обеспечивается использованием методологической обоснованности исходных положений, всестороннем анализе данных, полученных в ходе исследований, сочетанием количественного и качественного анализа результатов эксперимента.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Заключение
Совершенствование системы эстетического воспитания школьников требует разных подходов: педагогического, психологического, социального, социально-психологического, философского. Последние десятилетия отмечаются все большей активностью в изучении художественно-педагогических проблем.
К примеру, труды по фундаментальным теоретическим вопросам (В.В. Ванслов, А.И. Буров, В.Т. Лихачев, В.К. Скатерщиков и др.). Чаще стали обращаться к проблеме "Человек и искусство" психологи и психофизиологи (В.П. Зинченко, О.И. Никифорова, П.М. Якобсон и др.).
Прочные основы эстетического воспитания и художественного образования заложены в исследованиях B.C. Кузина, Д.Б. Кабалевского, Б.М. Неменского, Т.Я. Шпикаловой и др.
Современная социокультурная ситуация обусловила возникновение педагогических концепций, в основе которых лежит гуманизация всего образовательно-воспитательного процесса.
Формирование духовно богатой и творчески активной личности обрело значение определяющего фактора в качественном преобразовании всех сфер.
Сегодня в сфере культурно-просветительной работы и экспозиционно-выставочной деятельности музеев открывается наиболее благоприятные возможности для апробации существующих положений теории и выработке новых концепций, закладывается практические фундаментальные основы художественно-эстетического воспитания.
Музееведами выделяется ряд основных аспектов культурно-просветительской деятельности музеев: образовательный (познавательный), воспитательный, социологический.
Первые из них обусловлены гносеологической ценностью музейной коллекций, являющихся средством коммуникации и носителем информации; второй аспект обусловливается психологической, педагогической и дидактической стороной культурно-воспитательной деятельности; третий связан с социально-психологическим и социологическим подходом к человеку, как представителю конкретной общественной группы.
Интенсивные исследования в области эстетического воспитания в музейной сфере влекут и выявляют новые плодотворные тенденции, которые требуют эксперимента проверки апробации.
В настоящем исследовании мы сделали попытку проследить зависимость образовательного аспекта культурно-воспитательной деятельности музея и галереи не только от состояния музейных коллекций, но и в зависимости от качества музейной экспозиции, выставочной режиссуры, форм и методов занятий в экспозиции.
С позиции теории и научной информации экспозиция, являясь полихудожественным произведением, не только несет культурно-историческую информацию, но и как "событие-переживание" коренным образом влияет на внутреннюю сущность индивида (музейного посетителя).
Познавательная ценность произведения реализуется в рамках коммуникативной системы, которую составляют музейные предметы, экспозиция и " экскурсия-общение".
В нашем исследовании мы уделили большое внимание такой специфической особенности музейной экспозиции и художественной выставки, как наглядность, образность и зрелищность.
Применяемые нами на экспериментальном уровне формы и методы создания интегрированных экспозиций позволили нам обновить содержание эстетического воспитания школьников в Нефтеюганском краеведческом музее и художественной галерее "Метаморфоза". В свою очередь, разработанная методика работы со школьниками в экспозиции способствовала эффективному образовательному и воспитательному процессу.
При подведении основных итогов работы, нами сделаны следующие выводы:
1. В ходе исследования научно обоснован, создан и внедрен проект "Музей-школа" как струклгурно-функциональная модель эстетического воспитания школьников в системе музей-школа.
2. На основе теоретического анализа психолого-педагогической, исторической, искусствоведческой, музееведческой литературы и экспериментального исследования выявлены место и роль музейной экспозиции в системе приобщения школьников к миру художественной культуры.
3. Разработаны и в процессе исследования проверены педагогические условия эстетического воспитания школьников средствами музейной экспозиции; художественно-эстетическая ценность музейного экспоната и музейной экспозиции как полихудожественного произведения; образно-сюжетное построение экспозиции (синтезирующий элементы дизайна, живописи, театра, драматургии и др.), использование дидактических принципов с учетом восприятия экспозиции школьниками; "театрализованное" сюжетно-драматическое построение экспозиционной среды, способной вызвать эмоционально-ценностное переживание школьников; использование краеведческих принципов для обогащения эстетических знаний школьника о художественной культуре края; моделирование художественно- творческих задач разного типа в процессе воспитания средствами музейной экспозиции; дифференцированный подход, учет возрастных особенностей; создание проблемных ситуаций в экскурсии - общении, в решении совокупности художественно-творческих задач; интеграция разных видов искусства, в разнообразных формах индивидуальной и коллективной работы со школьниками; создание условий для участия школьников в организации художественно-эстетической среды школы и музея; знания и опыт музейных педагогов, умение, искусство экспозиционеров и художников.
4. Разработана методика эстетического воспитания школьников средствами музейной экспозиции.
5. В ходе исследования подтвердилась наша гипотеза: на основе взаимодействия музея и школы при выполнении педагогических условий музейная экспозиция выступает эффективным средством эстетического воспитания школьников.
6. Экспериментально подтверждено, что педагогические условия Проекта "Музей-школа" обеспечивают формирование эстетического восприятия и художественного интереса школьника, способствуют включению его творческой активности.
Проведенные исследования не исчерпывают всего объема эстетического воспитания в музее и галерее. Дальнейшая разработка может быть осуществлена по следующим направлениям: содержание и методы музейной экспозиции, направленной на эстетическое воспитание учащихся старших классов, значение этнохудожественных традиций родного края в интеграции разнообразных видов искусств.
Однако, уже сегодня в ходе теоретических и практических исследований мы пришли к следующему трактованию процесса эстетического воспитания в музее.
Воспитание через искусство экспозиции, музейный экспонат, музейный урок (экскурсия - общение) - это процесс формирования и самосозидания целостной, мыслящей, чувствующей личности школьника на протяжении всего пути его развития, под воздействием синтеза искусств, как "учебника" созидательной жизни.
При проведении экспериментального исследования в целях усовершенствования музейного "педагогического инструмента" мы рассматривали более широкое понимание искусства. Мы относили к искусству не только сами произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, но и экспозицию, выставочную режиссуру, художественную акцию, а так же процесс их создания - художественную деятельность ( искусство и творчество) во всех видах искусства, как профессионального, так и народного.
Проведенная апробация с использованием такого "набора" "педагогического инструмента" дали положительные результаты эстетического воспитания школьников в музее.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Зонина, Светлана Николаевна, Москва
1. Апресян Г.З. Эстетическое отношение к природе в социалистическом обществе. М., 1981.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избр.психол.тр.: в 2 т.- М., 1980а т. 1
3. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980а.
4. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. Кн.1: Учеб.пособие для студентов высш.учеб.заведений. Казань: Изд-во Казан.ун-та 1996
5. Абаева И.М. Интегрированный курс художественного творчества в общеобразовательной школе / Негосударств. Образоват.учреждение «МУФ РЕКОРД». -М.: Валент, 1996
6. Андреюшкин А.Н. Основы эстетического воспитания учащихся общеобразовательных учебных заведений в условиях развивающего обучения: Автореф.дис.канд.пед.наук / ИОО М-ва образования РФ. М., 1996.
7. Антонова А. Дифференциация и интеграция содержания образования: Эстетическое воспитание // Дошкольное воспитание. 1996 -№7
8. Афанасьева С. Напитать душу красотой. // Дошкольное воспитание. 1996. - № 8
9. Амурзаева Г. Невидимые миру шедевры: размышления о музейной работе // Сов.культура, 1989.
10. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! -М.: Просвещение, 1983
11. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа.: Кн.для учителя. М.:Просвещение 1984.
12. Бакушинский В.В. Художественное творчество и воспитание. М.: Культура и просвещение, 1922, с.45-46.
13. Бакушинский А.В. Музейно-эстетические экскурсии. М., 1919, с. 15.
14. Бакушинский А.В. Искусство и музеи. Современные музеи искусства и музеи будущего // Исследования и статьи. М., 1981.
15. Бараш Л.А. Межсубъектные отношения в художественном освоении мира: (Культурн. ист.аспект): Автореф.дис.канд.филос.наук. / С-Петерб.гос.ун-т. - СПб., 1996
16. Белоусова Н.А. Джорджоне: Очерки о творчестве. 2-е испр.и доп.изд. -М.: Изобраз.искусство, 1996.
17. Березкин В. На пути к театру художника: Балеты П.Пикассо, Ф.Леже, Ф.Пикабия, П.Челищева и С.Дали // Вопросы искусствознания. -1996,- № 1
18. Бел М., Брайсен Н. Семиотика и искусствознание // Вопросы искусствознания. — 1996. № 2
19. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений, М., 1953, Т.4, с.421
20. Бердяев Н.А. Кризис искусства. М; 1918.
21. Бартрам Н.Д. Об игрушках: По поводу выставки игрушек прошлого и настоящего в Московском Кустарном музее. М., 1909. - с. 14.
22. Бартрам Н.Д. Музей игрушки: Об игрушке, кукольном театре, начатках труда и знаний и о книге для ребенка. Л., 1928. - с.67
23. Бодалев А.А. Восприятие человеком. Л., 1965.
24. Бонами З.А. Психолого-педагогические особенности эстетического воспитания трудящихся в процессе культурно-просветительской деятельности литературных музеев / Дисс.канд.пед.наук. -М., 1986с.64
25. Бурцева И.В. Воспитание духовности у старшеклассников средствами изобразительного искусства в условиях групповой деятельности: Автореф. Дис.канд.пед.наук /Моск.гос.открытыйпед.ун-т. -М., 1996
26. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр.соч.: В 6 т. М., 1982 - т.2.
27. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском творчестве. Психологический очерк. Изд.2-е. М.: Просвещение, 1967
28. Л.С.Выготский История развития высших психических функций // Собр.соч.:В 6 т. М., 1983. - т.З. - с.5-328
29. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968, с.80
30. Волкова Е.В. Зритель и музей. М., 1989.
31. Васильева А. Нужны уроки дизайна: Нар.школа. 1996. - № 5.
32. Василевский Искусство и школа. М.: Просвещение, 1981.
33. Ванслов В.В. Что такое искусство. Изобразительное искусство. М.: 1988. с.22, 263, 320
34. ВансловаЕ.Г. Музейный всеобуч. Научно-практич.рекоменд. М., 1988 с.45
35. Виноградова Е. Метаморфозы чешского кубизма // Вопросы искусствознания. 1996. - № 2
36. Громов Е.С. Природа художественного творчества. М.: Просвещение, 1986
37. Габричевский А. Новая наука об искусстве (! Вопросы искусствознания. -1996. № 1
38. Ганова Т.В. Активизация творческого поиска у учащихся средней школы в процессе создания карнавально-маскарадного костюма: Автореф.дис.канд.пед.наук. / Моск.пед.гос.ун-т им.В.И.Ленина. М., 1996
39. Гладких Г.А. Из истории создания дизайнерского направления // сборник научно-методических материалов по развитию технического творчества. Вып.2(10) / Центр технич.тв-ва учащихся. М., 1996.
40. Гнедовский М.Б. Роль сценария в экспозиционной работе музеев // Актуальные проблемы советского музееведения. М., 1987. (Сб.науч.тр. /ЦМР)
41. Гнедовский М.Б. Современные тенденции развития музейной коммуникации в капиталистических странах: теория и практика, М., 1986, с.9 (Обз.информ.серия: Музейное дело и охрана памятников / ГБЛ Вып. 1
42. Галич Т.И. К вопросу о формировании исторического сознания у зрителей в Эрмитаже. Сб.науч.тр. / Эрмитаж и зритель Л; 1988, с. 138.
43. Давыдов В.В. Психологические проблемы воспитания и обучения подрастающего поколения // Вопр.психол. 1977 № 5
44. Дериновская А.Г. Системность в использовании наглядного материала в процессе преподавания предметов в гуманитарно-эстетическом цикле: Автореф.дис.канд.пед.наук. ( Удмуртский гос.ун-т. Ижевск, 1996.
45. Дмитриева М. Винкельман и метаморфозы классического идеала: Искусство Германии кон.18-перв.трети 19 в. // Вопросы искусствознания 1996. № 2
46. Дини М. Музейный бум и порожденные им проблемы // За рубежом.--1986. № 43
47. Игнатьев В.Н. Музееведение. Советские музеи: Учебн. Пособие /Университет дружбы народов им. П.Лумумбы М., 1968.
48. Исторические и краеведческие музеи СССР: Каталог /ЦИР СССР, М., 1988.
49. Иконников А.В. Искусство, среда, время. М., 1985.
50. Искусство и общение. Л., 1984.
51. Исследования художественных интересов школьников под общей ред. Е.В.Квятковского, Ю.У.Фохта-Бабушкина. М: «Педагогика», 1974 - с. 160.
52. Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974.
53. Каган М. Музей в системе культуры // Вопросы искусствознания. 1994. - № 4
54. Каган М.С. Эстетика как философская наука: Унив.курс лекций / С-Петеррб.гос.ун-т, Акад.гуманитар.наук. СПб.: Петрополис, 1997.
55. Конев В.А. Культура и архитектура педагогического пространства // Вопр.философии. 1996. № 10
56. Кон И.С. Общение и самосознание // Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения и развития контактов между людьми. М., 1971
57. Коваленко Г. Авангард 1910-1920-х годов: Взаимодействие искусств //Вопросы искусствознания. 1996
58. Крейн А.З. Рождение музея. М., 1969; Жизнь музея. - М., 1979.67 .Кодекс Профессиональной этики /Иком. Париж, 1986.
59. Ковалев А.Г. Воспитание чувств. М.: Педагогика, 1971
60. Компери Г. Умственное и нравственное развитие ребенка. М., 1912 с. 190191
61. Королева Н. Под крышей «Скворечника» // Народное образование. -1996. №6
62. Косова И.М. Музей в культурной жизни края. Советская Россия. М., 1989
63. Кузьмина Е.Е. Работа зарубежных музеев с подрастающим поколением (на материалах музеев Англии) М., 1990 (Обз.информ. серия: Музейное дело и охрана памятников / ГБЛ Вып.2)
64. Кульчинская Н.Л. Эстетическое воспитание; Экспресс-информ -Вып.4 -Эстетическое воспитание и детская музейная педагогика (зарубежный опыт) М., 1990.-с. 1-2.
65. Кузин B.C. Психология. М.: АГАР, 1997. - С.96.
66. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. М.: Просвещение, 1977.
67. Кузин B.C., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе: Учеб.для общеобразоват.учеб.заведений: В 2 кн. Кн.1 М.: Дрофа, 1996.
68. Курьерова Г.Г. Экологическая ориентация в современной проектной культуре Западной Европы // Социально-культурные проблемы образа жизни и предметной среды. М., 1987
69. Культурно-образовательная деятельность музеев. М.: Брандес, 1997.
70. Ладыженская Т.А. Учитесь общению // Обруч (Образование: Ребенок и Ученик). 1996. - № 5
71. Лаппшн В.А. Социокультурная активность населения и музей. Музейное дело и охрана памятников / ГБЛ; Вып.1
72. Лашкевич А. Теория ценности в историческом развитии // Академ.тетради. 1996. - № 2. - Рец.на кн.: Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина: очерки,истории эстетической аксиологии. - М., 1994
73. Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения. / Научн. исслед.ик - т общей и педагогической психологии Акад.пед.наук СССР. - М., Педагогика 1986 с.9
74. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М. 1981
75. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е издание. М.: Политиздат 1975
76. Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. М. 1976
77. Лепская Н.А. Диагностика художественного развития младших школьников. Методика «5 рисунков» : Пособие для учителя / Научно-практич.центр непрерывного художеств.образования. М., 1995.
78. Методическое пособие по курсу «Культурология, этика и эстетика»/ Магнитогорский пед.ин-т. Магнитогорск, 1996.
79. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общества. М.: Педагогика, 1986.
80. Ломунова А.К. Воспитание музейной культуры: Конспект лекций /ВИПРК.-М., 1990,1991.
81. Лихачев Д.С. Прошлое будущему. Л., 198591 .Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М. 1996
82. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. М., 1983
83. Макарова Н.Г. Музей как социально-эстетический феномен / Дисс.канд.философ.наук. М., 1987, с.7
84. Максютин Н.Ф. Культурологические аспекты праздника: Учеб.пособие «История массового праздника» для студентов ин-тов культуры / Казан.гос.Академия культуры и искусств. Казань: Медицина, 1996.
85. Майстровская М.Т. Очерк развитие современного экспозиционного дизайна // Музееведение. На пути к музею 21 века. М., 1989 (Сб.науч.тр / НИИ культуры)
86. Майстровская М.Т. Художественно-композиционные основы и тенденции формирования оборудования и экспозиций музеев изобразительных и прикладных искусств: Дисс.канд.искусств. М., 1987
87. Метелягин А. Воспитание на традициях русской культуры // Воспитание школьников. 1996. - № 5
88. Музей и школа. М.: Просвещение, 1985.
89. Маймин Е.А. Эстетика наука о прекрасном. М.: Просвещение, 1982
90. Музееобразование Обз.информ серия: Музейное дело и охрана памятников / ГБЛ Вып.5 М., 1989, с.41
91. Музейное дело. История 20 века в музейных экспозициях / Сб.науч.тр.вып.22, М., 1995
92. Музей и подрастающее поколение / Труды научно-практич.центра по проблемам музейной педагогики. Гос.Русский музей. Вып.З С-Петербург, 1993
93. Музееведение. Музеи мира: Сб. науч.тр. /НИИ культуры. М., 1991.
94. Музееведение. Музеи исторического профиля. Учебное пособие под ред. К.Г.Левыкина, В.Хербета, М.: Высшая школа, 1988, с.272.
95. Музей Москвы — взрослым и детям: Справочник. М.: МЙРОС, 1994.
96. Музей и посетитель: Сб. науч. Тр. /НИИ культуры. М., 1975,1976, 1978.
97. Музей, его смысл и назначение // Федоров Н.Ф. Сочинения.
98. Михайлов А.А. Сценография: теория и опыт. Советский художник. М.: 1990
99. Модернизм. Анализ и критика основных направлений М.: Искусство, 1980
100. В.С.Мухина. Детская психология: Учеб.для студентов пед.ин-тов/под ред.Л.А.Венгера. 2-е изд., перераб. и доп. - М: Просвещение. 1985.-с.42,45,222, 241.
101. Некрасова М.А. Современное народное творчество (по материалам выставок 1977-1978). -Л. 1980
102. Некрасова М.А. Народное искусство России. М. 1983
103. Некрасова М.А. Народное искусство России. Народное творчество, как мир целостности. М.: Сов.Россия 1989
104. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. М. 1994
105. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. Теория и практика. М. 1983
106. Никишин Н.А. «Язык музея» как универсальное моделирующая система музейной деятельности // Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. М., 1989. (Сб. науч.тр ./НИИ культуры.)
107. Неменский Б.М. Мудрость красоты. М., 1981
108. Немного о разном // Творчество. 1986. - № 2
109. Некоторые формы и методы выставочной работы в развитых капиталистических странах. М., 1986. - (Культура и искусство за рубежом. Сер.: изобразительное искусство. Экспресс-информ. / ГБЛ. Вып.4; 1986)
110. Неменский Б.М. Дидактика глазами художника // Педагогика. -1996. № 3
111. Никольский Л.А., Рабинович Р.Г. Художественные интересы современных школьников. Сов.педагогика, 1971
112. Опыт развития детского художественного восприятия (экспериментальная методика ГМИИ им. А.С.Пушкина). М., 1990 (Экспресс-информ / ГБЛ Вып. 5).
113. Орлова Л.В. Формирование творческой активности детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе обучения народному искусству: Автореф.дисс. канд.пед.наук. М., 1996.
114. Окларников А.П. Утро искусств. Л., 1967.
115. Очерки истории музейного дела в России (СССР): Сб.науч.тр. /НИИ музееведения (культуры). Вып. 1-7. — М., 1957-1971. .
116. Петров В., Грибков В. Искусство в будущем: «Конструктивный концептуализм» // Вопросы искусствознания. 1996. - № 1
117. Переверзев Л.Б. Дизайн как новая технология образования // Технологическое образование: Специальный выпуск журнала «Информатика и образование». М., 1996
118. Постников Н.О. Графический дизайн в системе эстетического воспитания и художественного образования школьников среднего и старшего подросткового возраста на уроках изобразительного искусства: Автореф.дис.канд.пед.наук.-М., 1995
119. Поляков Т.П. Как делать музей, (о методах проектирования) учебное пособие для студентов и аспирантов, обучающихся по специальности музееведение. М;-1996 с. 18, 89,90,91,92, 101,171,173.
120. Поляков Т.Н. Образно-сюжетный метод в системе взаимосвязей традиционных методов построения экспозиций // Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. М., 1989. (Сб.науч.тр. / НИИ культуры)
121. Поляков Т.П. Образно-сюжетный метод организации музейной экспозиции // Некоторые проблемы исследований современной культуры. М., 1987. (Сб.науч.тр./НИИ культуры)
122. Подари красоту детям / Марийский ин-т образования; Авт.-сост. Иванова О.Г. Йошкар-Ола, 1995.
123. Поиск новых форм музейно-выставочной деятельности (опыт Франции). М., 1985. - (Культура и искусство за рубежом. Сер.: Изобразительное искусство. Экспресс-информ. / ГБЛ. Вып.6; 1985 ).
124. Поиск новых форм выставочной деятельности в развитых капиталистических странах (Франция, Италия). М., 1986. - (Культура и искусство за рубежом. Сер.: Изобразительное искусство. Экспресс-информ. / ГБЛ. Вып. 3; 1986
125. Программы общеобразовательных учреждений. Искусство: Сборник программ интегрированных курсов. 1-11 класс. М.: Просвещение, 1995.
126. Полунина В.Н. Искусство и дети. М.: Просвещение, 1982
127. Плюхин В.У. Творчество у истоков гражданственности. М.: Просвещение, 1989
128. Психология процессов художественного творчества. Наука. Л.: 1980
129. Поплевина JI.M. Пути повышения эффективности культурно-просветительной деятельности музея / Дис. канд.пед.наук. М., Л., 1982 с.6,34
130. Прейер В. Духовное развитие в первом детстве. Спб; 1894 с.51
131. Прокина Т.П. Народное искусство // Мордва: Историко-культур. очерки. Саранск: Мордов. Кн.изд-во, 1995
132. Программа средней общеобразовательной школы. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства 5-8 кл. / Науч.рук.Т.Я.Шпикалова. М.: Просвещение 1995 с. 87
133. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы / Науч.рук. Б.М.Неменский. М.: Просвещение, 1994. - с. 173
134. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. 1-9 классы / Науч.рук. В.С.Кузин М.: Просвещение 1994. -с.160.
135. Разгон А.М. Место музееведения в системе наук //Музей и современность: Сб.науч.тр. /Цир ССР. М., 1986.
136. Решетников Н.И. Общественные музеи. Проблемы и перспективы развития: Конспект лекций. М., 1992
137. Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисование. М.: Просвещение. 1987
138. Ронделлли Л.Д. Композиция в декоративном искусстве. К-в. 1988
139. Рабочая программа по дисциплине «Культурология, этика и эстетика» и методические указания по разделу «Основы эстетики» // Отделение социальной педагогики: Программно-методические материалы / Магнитогорский гос.пед.ин-т. Магнитогорск, 1996.
140. Разумный В.А. Эстетическое воспитание: Взаимодействие общеобразовательных школ и учреждений культуры // Социол.исслед. 1984
141. Рашников В. О программе эмоционально-эстетического развития детей «Маленький Эмо» // Дошкольное воспитание. 1996. - № 9
142. Резанова О.В. Формирование творчества учащихся 1-4 классов в процессе ознакомления с русским народным костюмом на уроках изобразительного искусства: Автореф.дис.канд.пед.наук. -М., 1998.
143. Розенблюм Е.А. Художник в дизайне. М., 1974; Искусство экспозиции//Музейное дело в СССР. - М., 1983; Музей и художник//Декоративное искусство. - 1967. - № 11
144. Рылова Л.Б. Проблемное обучение на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе: Автореф.дис.канд.пед.наук / АПН СССР НИИ Худ.воспитания М., 1984.
145. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973
146. Степанов В.М. Школа развития личности // Магистр: Независимой науч. пед.журн. - 1996 № 6.
147. Светлорусова Л. Роль культуры в формировании личности // Социализм и проблемы культуры; Сб.обзоров / ИНИОН. М., 1983. Вып.1.
148. Снегирева Т. Детские рисунки глазами психолога // Обруч (Образование: Ребенок и Ученик) 1996. № 5
149. Сорокина М., Миланович Л. Программа «Театр творчество -дети» // Дошкольное воспитание. - 1996 № 8, № 9.
150. Сокольникова Н.М. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания // Монография. -М., 1997
151. Сокольникова Н.Н. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: в 4-х частях Обнинск. 1996.
152. Смирнов В.Г. Художественное краеведение. М.: Просвещение, 1997.-c.9-20.
153. Сурио Э. Эстетические категории / Предисл.; примеч.и пер. с фр.Акопян К.З. // Филос.науки. 1995 - № 2-4
154. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения в 3-х т. — М., 1980
155. Толстых А.В. Гуманитаризация образования и актуальные проблемы эстетического воспитания // Педагогика. — 1996. № 4
156. Толмачева С. К развитию творческого воображения ребят // Искусство в школе. 1996 № 3
157. Театр кукол: Метод.рекомендация по организации спектакля на уроке изобразительного искусства / Магнитогорский пед.ин-т. -Магнитогорск 1996
158. Титов С. О границах и безграничности художественного творчества // Становление человека в творчестве. М., 1994
159. Толстой Л.Н. Собрание сочинений. М., 1964, Т. 15, с.85
160. Фастовец Е.В. Эстетика: Учеб.пособия. Рязань: Изд-во РГПУ, 1996
161. Файбисович С. Актуальные проблемы актуального искусства // Новый мир. 1997. - № 5.
162. Федоров Н.Ф. Сочинения. М.: Мысль 1982, с.578, 579.
163. Федосеева О.А. Экспозиция современного музея // Музеи России: поиски, исследования, опыт работы: Сб.науч.тр. / Ассоц.музеев России. -СПб., 1995.
164. Фильчакова Ю. Художественное конструирование в старших классах // Искусство в школе. 1996. - № 3
165. Формозов А.А. Русское общество и охрана памятников культуры. -М.: Сов. Россия, 1990.
166. Фохт-Бабушкин Ю.У. Театр в системе художественных интересов сельского школьника. В кн.: Театр и наука. (Современные направления в исследовании театра) М: ВТО, 1976.
167. Фохт-Бабушкин Ю.У. О некоторых методологических и методических принципах социологического изучения художественных интересов школьника. В кн.: Методы социально-психологических исследований. М: АПН СССР, 1975
168. Фохт-Бабушкин Ю.У. Изобразительное искусство и школьник. В кн.: Роль художественных музеев в эстетическом воспитании школьников (научный семинар). М., 1973
169. Фролов А.И. Основатели музеев. -М., 1991.
170. Хансен Т. Музей как просветительское учреждение // Museum. -1984 №144.
171. Хан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда: В 2 кн.: КН. 1: Проблемы формообразования. Мастера и течение. М.: Стройиздат, 1996.
172. Цветков Ю.В. Изобразительное искусство источник нравственного воспитания школьников // Наука и школа. - 1996. - № 1
173. Царенко JI. Игра жизнь - театр // Обруч (Образование: Ребенок и Ученик). - 1996. - № 4
174. Церетели К. Параджаниада // Наше наследие. 1995. - № 34
175. Чудиновских И. О преподавании театра в общеэстетических классах // Искусство в школе. 1996. - № 3
176. Чумалова Т.В. Пути становления музейной педагогики (Обзор диссертации 70-80-х годов) М., 1990 (Обз.информ.серия.Музейное дело и охрана памятников / ГБЛ; Вып.З)
177. Чумалова Т.В. Формирование ценностного отношения культурно-историческому прошлому у учащихся начальных классов средствами музейной педагогики: Автореф.дис.канд.пед.наук. — М., 1995.
178. Шеллинг Ф. Философия искусства / Общ.ред.Овсянников М.Ф. -СПб.: Алетейя; Кренов, 1996
179. Шпикалова Т.Я. Народное искусство как системообразующий компонент до вузовского и вузовского образования в этнохудожественной образовательной системе. (из материалов Всероссийской науч.-практич. конференции). М., - 1998
180. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителей 2-е изд. М.: Просвещение. 1979
181. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 1 классе. М.: Просвещение. 1979
182. Штейнер Р. Современная духовная жизнь и воспитание: Пер.с нем. М.: Парсифаль, 1996.
183. Щеглов М.М. Социальная активность интеллигенции как фактор развития духовной культуры России. СПб.: МП РИЦ «Культ-информпресс» 1996.
184. Щербаков B.C. Изобразительное искусство: Обучение и творчество. М.: Просвещение. - 1969.
185. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1976
186. Эльконин Д.Б. Детская психология, М.: Учпедгиз, 1966, с.328
187. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. М.: Просвещение. 1983
188. Эстетическое воспитание; Экспресс-информ. Вып.4. -Эстетическое воспитание и детская музейная педагогика (зарубежный опыт). - М., 1990.
189. Экспериментальная музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!». Спб., 1994 (Рос.науч.практич.центр по проблемам муз.педагогики Гос.Русский музей).
190. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., Педагогика, 1978 с.ЗО
191. Эрремен Яни. Новое поле деятельности для творческой личности: современные тенденции в архитектуре музеев//Музеум. № 164. - с. 5
192. Юстус И.В. Использование дидактических средств драматизации как способа развития личности в образовании: Автореф.дис.канд.пед.наук / Исслед. Центр проблем качества подготовки специалиста. М., 1996
193. Юхневич М.Ю. Текст в экспозиции // Музейное дело в СССР. М., 1980. (Сб.науч.тр. / ЦМР)
194. Юстус И. Мир глазами театра // Искусство в школе. 1996. № 3
195. Юсов Б.П. Проблема художественного воспитания и развития школьников: Автореф. дис.д-ра пед.наук. / АПН СССР НИИ Общих проблем воспитания. М., 1984
196. Якобсон С.Г. Программа «Радуга» // Психологическая наука и образование. 1996. - № 3
197. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1984
198. Cameron, D.A viewpoint: the Museum as a Communication System and implication for Museum Education. Curator, 1968, No 1, pp/33-40.