Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Музейная экспозиция как средство приобщения школьников к художественной культуре

Автореферат по педагогике на тему «Музейная экспозиция как средство приобщения школьников к художественной культуре», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Скоробогатов, Дмитрий Валерьевич
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Махачкала
Год защиты
 2003
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Музейная экспозиция как средство приобщения школьников к художественной культуре», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Музейная экспозиция как средство приобщения школьников к художественной культуре"

На правах рукописи

Скоробогатов Дмитрий Валерьевич

МУЗЕЙНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ (на материале республики дагестан)

13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Махачкала 2003

Работа выполнена на кафедре методики преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства Дагестанского государственного педагогического университета

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Раджабов Исмаил Магомедович

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

абдурахманов СелимДаудович

кандидат педагогических наук, профессор Коркмасов Мурад Муэддинович

Ведущая организация: Дагестанский институт повышения квалификации

педагогических кадров

Защита состоится "_" _2003 г. в _часов

на заседании диссертационного совета К 212.051.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук при Дагестанском государственном педагогическом университете по адресу: 367003, Махачкала, ул. М. Ярагского, 57.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Дагестанского государственного педагогического университета

Автореферат разослан "_"_2003 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета, кандидат педагогических наук, профессор

Мирзоев Ш.А.

loos-Ч хшъ

39д2>1(

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. На современном историческом этапе демократизации и гуманизации российского общества, художественная культура каждого народа приобретает особую роль, становясь достоянием всего человечества, составным элементом его художественно-эстетического и творческого потенциала.

Художественная культура включает в себя все ценное, что имеется в художественном наследии всех наций, народов, в их бытовых традициях, обычаях. Художественное творчество и изобразительное искусство, в частности, воплощает как эстетические, так и этические идеалы общества, составляет собой гармоническую совокупность, производит обоюдное обогащение художественных традиций народа и общемирового культурного, постоянно растущего наследия, осуществляя при этом формирующую и воспитательную функцию в процессе развития и становления личности.

Важнейшее место в сохранении и преумножении историко-культурного наследия народа принадлежит музеям. Роль музеев в современной жизни, их активное участие в развитии духовно-нравственной культуры учащихся делает проблему изучения музейного дела в общеобразовательных школах чрезвычайно актуальной. В силу своих специфических возможностей музеи создают особые педагогические условия для усвоения учащимися культурного наследия, могут выступать в качестве ценностного ориентира в приобщении школьников к художественной культуре.

Значение специфических возможностей музея в образовательно-воспитательной деятельности показано ведущими авторитетами музейного дела М.Б. Гнедовским, Г.Н. Галичем, H.JI. Кульчинской, E.H. Конуховой, Н.Г.Макаровой, и др. Проблемы формирования ценностного

РОГ , .к,\ЛЬНАЯ

3 , ХА

('Г

У.0 jf> >■

отношения к культурному наследию, эстетического воспитания музейного посетителя средствами музейных экспонатов подробно рассматривалась в работах ведущих исследователей А.Н. Бакушинского, Н.Д. Бартрама, H.H. Романова, Ф.И. Шмита и многих других. Принципиально важное значение для нашего исследования имели труды ученых, рассматривающих музеи как своеобразный ценностный ориентир. Они связывают образовательно-воспитательную деятельность музея с решением задач эстетического восприятия и переживания (М.Б. Гнедовский, В.Ю. Дукельский, H.A. Никишин, Т.П. Поляков, М.Ю. Юхневич и др.).

В нашем исследовании были также использованы и творчески осмыслены работы ведущих ученых, в которых рассматривался педагогический аспект формирования художественной культуры и роли изобразительного и декоративного искусства в развитии художественно-творческой личности. Это труды М.М. Байрамбекова, Т.С. Комарова, B.C. Кузина, Б.Т. Лихачева, Б.М.Неменского, И.М. Раджабова, Т.Я. Шпикаловой, Е.В. Шорохова, и др., внесших значительный вклад в методику эстетического воспитания и художественного образования школьников.

Ведущие исследователи народного декоративно-прикладного творчества (H.H. Василенко, B.C. Воронов, В.В. Корешков, M.JI. Некрасова, Т.Я.Хворостов и мн. др.) утверждают, что этой области художественной национальной культуры в наибольшей степени присущи традиционность, внимательный учет художественных и эстетических традиций, конкретных практических приемов, подлинно гуманистическая ориентация.

Однако на настоящий момент приходится констатировать, что музейная культура и предметы музейной экспозиции еще не стали неотъемлемым органическим элементом системы, как общего эстетического воспитания, так и конкретного художественного

образования учащихся в средней образовательной школе.

Проведенные исследования и анализ деятельности школ показывают, что многие учителя изобразительного искусства недооценивают образовательно-воспитательный потенциал музеев, рассматривая музей как хранилище произведений искусства, а не как культурный центр, способствующий развитию художественно-эстетического воспитания школьников.

Следует отметить также, что многие школьники не посещают музеи, имеют весьма поверхностные представления о музейных экспонатах, их свойствах и функциях, недостаточно воспринимают эстетическое качество, не в полной мере осознают ценностное значение экспозиционного материала. При этом для большинства из них не существенны такие признаки музейных предметов, как подлинность, типичность, уникальность, наглядность, связь с общественно историческими явлениями, событиями. В этом противоречии заключается главная проблема, которая лежит в основе научно-теоретической концепции данного исследования «Музейная экспозиция как средство приобщения школьников к художественной культуре (на материале Республики Дагестан)».

Цель исследования; выявить и научно обосновать дидактические условия приобщения школьников к художественной культуре средствами музейной экспозиции.

Объест исследования: процесс художественно-эстетического образования школьников средствами музейной экспозиции.

Предмет исследования; дидактические условия, формы и методы приобщения учащихся к национальной художественной культуре средствами музейной экспозиции.

Гипотеза исследования. Приобщение учащихся к национальной художественной культуре средствами музейной экспозиции будет

наиболее эффективным, если:

- рассматривать музейную экспозицию как важный составной компонент приобщения школьников к художественной культуре в процессе обучения изобразительному искусству в школе;

рассматривать художественно-эстетическую ценность, подлинность произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, музейных предметов, экспозиционного выставочного материала как средство развития художественной культуры школьников;

- разработать и использовать дидактические формы и методы приобщения учащихся к национальной художественной культуре с помощью музейных средств.

Задачи исследования:

- дать теоретический анализ и оценку современного состояния проблемы исследования, установить перспективы ее развития;

- выявить и определить роль и место художественной культуры в эстетическом образовании учащихся средствами музейной экспозиции;

- определить и экспериментально проверить дидактические условия, способствующие приобщению учащихся к национальной художественной культуре;

- разработать систему занятий по изучению произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства в контексте музейной экспозиции.

Методологическую основу исследования составляют философские положения о всеобщей связи, взаимной обусловленности социальной деятельности и творческой сущности личности, выступающей субъектом материальной и духовной культуры, принципами эстетики в художественном образном отражении действительности.

Теоретическую основу исследования составляют труды таких выдающихся ученых как Г. Гегель, Л.С. Выготский, М.С. Каган, Н.И.

Крюковский, Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьев и др.

Методы исследования: изучение искусствоведческой, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования; педагогическое наблюдение, выявление, анализ и обобщение опыта школ, музеев, галерей и выставочных залов по эстетическому воспитанию учащихся, приобщению их к эмоционально-ценностному отношению к художественной культуре; беседа, анкетирование, опрос, фотографирование, видеозапись, экскурсии; опытно-экспериментальная работа, изучение продуктов творческой деятельности школьников.

Базой исследования были определены средние школы № 52, 39 г.Махачкалы и сельские общеобразовательные школы сс. Кубачи Дахадаевского района, Балхар Акушинского района Республики Дагестан.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (2000-2001 гг.) в ходе теоретического анализа философской, психолого-педагогической и специальной литературы уточнены проблема, гипотеза, предмет и задачи исследования, обоснована тема, выявлены научный уровень знаний и интерес учащихся к национальной художественной культуре, а также роль музейной экспозиции в системе художественно-эстетического воспитания школьников.

На втором этапе (2001-2002 гг.) подготовлена научно-методологическая и экспериментальная база исследования, проведены серии экспериментов, определены наиболее эффективные формы и методы, дидактические условия, способствующие приобщению учащихся к национальной художественной культуре средствами музейной экспозиции.

На третьем этапе (2002-2003 гг.) обоснованы и в полном объеме апробированы разработанные нами дидактические условия приобщения

школьников к художественной культуре с учетом специфики музейных экспонатов; осуществлены анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, сформулированы выводы и рекомендации.

Научная новизна исследования:

- выявлены сущность и специфика места и роли музейной экспозиции в образовательно-воспитательной деятельности школьников как средства приобщения учащихся к национальной художественной культуре;

- определены дидактические условия приобщения школьников к художественной культуре, система занятий по изучению произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства в контексте музейной экспозиции;

- разработаны параметры и критерии, позволяющие выявить и оценить уровень сформированное™ знаний и глубину интереса учащихся к национальной художественной культуре;

- подготовлены учебное пособие, методические разработки, комплект наглядных учебно-методических пособий, способствующих развитию художественной культуры школьников с помощью музейных экспозиций.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в ней комплексно решены проблемы приобщения учащихся к национальной художественной культуре средствами музейной экспозиции, выявлены и научно обоснованы дидактические условия изучения произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства на базе экспозиции музея.

Практическая значимость исследования состоит:

- в разработке дидактических условий приобщения учащихся к традиционной художественной культуре в процессе изучения музейной экспозиции на уроках дисциплин эстетического цикла;

- в выявлении возможности использования материалов данного исследования в художественно-эстетическом образовании в других регионах, где развиты культурно-исторические и промысловые центры.

На защиту выносятся следующие положения;

- роль и место музейной экспозиции в образовательно-воспитательной деятельности школьников как важного средства приобщения учащихся к художественной национальной культуре;

- дидактические условия приобщения учащихся к музейной экспозиции, использования музейной экспозиции как важного компонента развития художественной культуры учащихся;

- художественно-эстетическая ценность в познании музейного предмета, экспоната (подлинность, уникальность, историческая значимость);

- использование произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства на базе изучения музейной экспозиции, культурных традиций, предмета, экспоната;

- разработанные параметры уровней и критерии, позволяющие выявить не только уровень знаний, глубину интереса учащихся к национальной художественной культуре, но и суждения, ценностные ориентации в процессе приобщения их к музейным ценностям.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось представлением и обсуждением основных положений исследования на заседаниях кафедры методики преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства Даггоспедуниверситета, на научных конференциях, посвященных проблемам развития художественно-педагогического образования в гг. Санкт-Петербург, Карачаевск, Махачкала, а также в ходе чтения лекций на художественно-графическом факультете Даггоспедуниверситета.

Материалы исследования внедрены в практику обучения

изобразительному искусству в школах № 16, 39 г. Махачкала, с. Кубачи Дахадаевского района, с. Балхар Акушинского района Республики Дагестан.

Автором разработано учебное пособие для учителей школ и студентов художественно-графического факультета «Музейная экспозиция как средство приобщения к художественной культуре школьников (на материале Республики Дагестан)».

Основное содержание диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Во введении обосновывается актуальность, степень научной разработанности; формулируются объект, предмет, цель, гипотеза, задачи исследования; раскрываются методологические и теоретические основы, этапы и методы исследования, его новизна, теоретическая и практическая значимость; определяются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические аспекты приобщения школьников к художественной культуре средствами музейной экспозиции» рассматриваются методологические, психолого-педагогические особенности образовательно-воспитательной

деятельности музеев в аспекте формирования интереса учащихся к художественной культуре; определяются предпосылки влияния художественной культуры на эстетическое образование учащихся с помощью музейных экспонатов.

При всем разнообразии существующих сегодня музеев в разных странах, обусловленных особенностями их истории, социально-политического устройства, культурных традиций в развитии музейного дела, наблюдается ряд общих черт и устойчивых тенденций. Объясняется это, прежде всего общностью задач, стоящих перед музеями в современных условиях роста культурного самосознания народов,

повсеместного усиления интереса к культурам прошлого и потребностью выявления ценностей в условиях меняющейся социокультурной ситуации.

Во все времена роли музеев придавалось большое значение. Еще в XVIII веке Ж.Л. Давид говорил: «Не заблуждайтесь, граждане, музей отнюдь не бесполезное собрание предметов роскоши и развлечения, которые способны лишь удовлетворять любопытство. Он должен сделаться серьезной школой. Учителя пошлют туда своих юных питомцев; отец поведет туда сына. При виде гениальных творений юноша почувствует, как загорят в нем те способности к наукам или искусству, которые вдохнула в него природа».

Поэтому, рассмотрев специфику музейных возможностей как важного компонента воспитания, можно поставить вопрос о проблеме взаимоотношений музея с системой художественного образования и, в частности, о музее как средстве формирования художественной культуры школьников.

В настоящее время существует острая необходимость формирования с помощью музейных средств гуманистической системы ценностей, воспитание патриота, человека-творца, ориентирующегося на самостоятельные дальнейшие контакты с культурой.

Достижение этой цели предполагает возможности поиска наиболее продуктивных путей и решение ряда важных задач - формирование исторического сознания, художественной культуры, нравственных ориентиров, развитие эстетических чувств, помощь в самосознании подрастающего поколения. Решение этих задач помогает воспитанию человека высокой художественной культуры, чтобы культурные привычки стали естественным, неотъемлемым элементом системы ценностей личности.

Особенностью образовательно-воспитательной деятельности музеев является, прежде всего, стремление дать школьникам более широкое

представление о культуре и искусстве, познакомить их с замечательными традициями прошлого и высокими образцами современного искусства. Естественно, педагогический потенциал музеев влияет на развитие художественной культуры школьников, но он может быть реализован в полной мере только при тесном сотрудничестве со школой.

Изменение социальной функции музея, т.е. превращение его из хранилища произведений искусства в центр художественной национальной культуры, формирующий мировоззрение, нравственно-эстетические критерии, историческое сознание - важнейшая задача времени. При этом необходимо учитывать его исключительно важное значение в духовно-нравственном и художественно-творческом развитии школьников в современных условиях.

Разрешение данной проблемы может способствовать углубленному изучению школьниками культурного наследия народа, восприятию и познанию их духовных ценностей через экспозиционно-выставочную деятельность, музейный предмет.

В Дагестане много краеведческих, художественных, вузовских, школьных музеев. Однако в большей степени учащиеся общеобразовательных и других школ не включены в культурное музейное пространство, недостаточно используется огромный педагогический потенциал музейных средств, направленный на расширение кругозора школьников в развитии их художественной культуры. Контакты музеев и школ имеют давние традиции, но чаще всего учащиеся посещают музеи несистематически, без предварительной подготовки. При этом школьники не получают достаточных сведений о роли музейных экспонатов в ,

художественно-эстетическом воспитании, не создается определенная дидактическая система приобщения учащихся к музейной культуре, не 1

ведется предварительная работа, не ставятся задачи формирования исторического сознания, развития художественной музейной культуры

учащихся с помощью музейных предметов.

Сегодня, как известно, в различных художественных промысловых центрах и музеях республики сосредоточен колоссальный, культурный, ценностный экспозиционный материал, но их огромный образовательно-воспитательный потенциал в системе эстетического воспитания школьников востребован довольно слабо и используется явно недостаточно.

Изучение и познание музейных экспонатов в художественно-эстетическом образовании школьников следует воспринимать и рассматривать как одно из наиболее действенных средств воспитания традиционной художественной культуры.

Большим подспорьем педагогу в этом отношении могло бы послужить и знакомство учащихся школ с различными краеведческими, художественными, а также домашними музеями, имеющимися в различных художественных и промышленных центрах Республики Дагестан.

Одной из теоретических позиций, важнейших методических положений предлагаемого исследования, является изучение, осмысление и приобщение учащихся школ к национальной художественной культуре с учетом специфики музейных возможностей.

Именно они дают возможность правильно осмыслить и понять степень активности субъекта восприятия в процессе познания объективной действительности и формирование, при этом, личного художественно-творческого потенциала. Эстетические чувства и восприятие объектов природы, музейные предметы на занятиях в процессе обучения той или иной деятельности (ИЗО, прослушивание музыки) дают возможность учащимся освоить художественные знания для развития творческих способностей. Это положение нашло отражение в исследованиях Б.А. Флериной, H.A. Ветлугиной, Н.П. Сакулиной, И.Л.

Дзержинской, Е.Г. Ковальской.

Формированию художественной культуры школьников активно помогает умелое использование на уроках изобразительного искусства экспозиционного материала из коллекций фондов дагестанских музеев. Во время посещения музеев учителю совместно с музейными работниками необходимо предварительно определить подлинные образцы музейных экспонатов для просмотра и анализа.

Основные требования, предъявляемые для изучения и познания музейных экспонатов: экспозиционный материал должен обладать образной, художественной выразительностью, быть доступным для восприятия, целесообразным для использования в эстетическом воспитании школьников.

Задачи, поставленные программой художественно-эстетического воспитания школьников, будут решаться успешно, если учителя изобразительного искусства будут привлекать и успешно использовать в учебной работе экспозиционный материал, имеющийся в различных местных музеях и выставках. На экспозиции музея необходимо проводить уроки истории и культуры, беседы об изобразительном искусстве Дагестана.

В Дагестанском музее изобразительных искусств сегодня насчитывается около 15 тыс. экспонатов живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Наиболее крупным в составе музея является собрание произведений традиционного и современного декоративно-прикладного искусства Дагестана. Памятники древнейшей культуры народов представлены в музее материалами археологических раскопок, уникальными образцами бронзолитейного дела, древнейшими керамическими изделиями. Представлены также современные произведения ювелиров и балхарских гончаров.

Изучение и ознакомление учащихся школ с произведениями

искусства и музейными экспонатами рекомендуется строить в строгой методической последовательности. Приобщение учащихся к музейной культуре необходимо начинать с ознакомления их с историей возникновения музеев и их ролью и значением в развитии художественной культуры и искусства, а также в воспитании творческой личности.

Знакомство с произведениями изобразительного искусства, мы считаем, необходимо начинать с наиболее авторитетных художников-профессионалов, с наиболее известных полотен, имеющих историческое значение в жизни горцев.

Важное место в структуре Дагестанского музея изобразительных искусств занимают экспозиции и фонды отдела русского искусства конца XVIII - начала XX вв. Наряду с небольшой коллекцией западноевропейского искусства ХУ1-Х1Х вв., куда входят подлинные произведения итальянских, голландских, немецких и французских художников, работы видных русских мастеров кисти и резца являются гордостью музейного собрания. Здесь хранятся произведения В.К. Шебуева («Нищий»), И.К. Айвазовского («Буря у мыса Айя», «Морской пейзаж»), художников-передвижников - И.Н. Крамского («Портрет сестры»), Ф.С. Журавлева («Старик»), К.В Лемоха («Крестьянский дворик»), К.Е. Маковского («Портрет мальчика»), этюд В.И. Сурикова к картине «Боярыня Морозова».

Важно отметить, что в музее экспонируются работы таких великих мастеров русской живописи как В. А.Серов, И.И Левитан, НЕ. Репин, В.И. Суриков, а также есть небольшая выставка живописных и скульптурных работ западноевропейских художников. Творчество русских художников, безусловно, сыграло важную роль в возникновении и становлении дагестанского изобразительного искусства. Самый большой раздел музея -это дагестанское искусство, живопись, графика, скульптура, декоративно-

прикладное искусство. Здесь также представлены работы художников З.Р. Рабаданова, К.А. Мурзабекова, Х.М.Курбанова, В.Г. Пшенициной. В беседе с учащимися школ необходимо отметить, что музей особенно богат произведениями декоративно-прикладного искусства - особая область применения таланта умельцев и мастеров.

В музее имеется также богатая коллекция художественной керамики, представленная декоративными кувшинами, различными сосудами, украшенными национальным орнаментом, созданными мастерами знаменитых аулов: Балхар, Сулевкент, Джули, Кала, где художники-прикладники до сих пор тщательно соблюдают строго традиционные формы сосудов самого различного практического и декоративного назначения.

Во второй главе «Педагогические условия использования музейной экспозиции для приобщения к художественной культуре школьников» комплексно представлены дидактические условия приобщения школьников к художественной культуре, а также система занятий по изучению произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства в контексте музейной экспозиции.

Исходя из специфики традиционной народной художественной культуры, и, в частности, декоративно-прикладного искусства, а так же, опираясь на результаты анализа недостатков в системе художественно-эстетического образования, мы разработали дидактические условия развития художественной культуры школьников, которые предполагают не только посещение учащимися лучших музеев Республики Дагестан, но и определение специфических возможностей музея в художественно-эстетическом воспитании школьников, когда музей выступает как центр национальной художественной культуры, имеющий историческую художественно-творческую ценность.

Основная цель предлагаемого дидактического условия

формирование у школьников исторического сознания, воспитания интереса к музейной культуре как части общей художественной культуры. Как показывает анализ практической деятельности школ для формирования художественной культуры учащихся с помощью музейных средств в процессе обучения изобразительному искусству необходимо создание развивающей предметной среды.

Важным условием в развитии художественной культуры с помощью музейных средств является отбор экспозиционных материалов для бесед и показа на уроках изобразительного искусства. Важным критерием в отборе музейных экспонатов является возможность плодотворно использовать их в учебно-воспитательном процессе.

На основе нашего опыта и соответствующего анализа условий деятельности школ мы предлагаем три основных этапа работы по развитию художественной культуры школьников с помощью музейных средств.

Первый этап обучения вводит детей в мир художественной культуры, мир искусства, мир музеев. Здесь школьники изучают в большей степени теоретическое музееведение. Далее они узнают о том, как возникли музеи, какова роль и значение музеев в развитии культуры и искусства, а также в воспитании художественно-творческой личности. В теоретической части музееведения учащиеся школ подробно ознакамливаются с различными направлениями работы музеев.

Необходимо здесь помочь им в достаточной степени разобраться в художественных достоинствах музейных экспонатов, предметов как способов творческого познания художественной культуры.

Второй этап. После проведения экспериментальных занятий в школе на втором этапе предусмотрены экскурсии в художественные и краеведческие музеи республики, т.е. погружение учащихся школ в музейную среду. Здесь у учащихся есть возможность наглядно увидеть

разнообразие музейных предметов, у них закладывается чувство восприятия и понимания произведений художественной культуры с помощью музейных средств. Живая непосредственная встреча с уникальными подлинниками, которые имеются в фондах коллекций дагестанских музеев, развивает фантазию учащихся, пробуждает школьников к самостоятельному художественному творчеству в различных видах учебных занятий по изобразительному искусству.

Заключительный третий этап очень важен для закрепления и углубления навыков практического рисования, полученных во время посещения музеев. После посещения музеев целесообразно организовать с учащимися беседы, практические занятия на анализ и наблюдения музейных предметов, по возможности сделать наброски, зарисовки по памяти и по представлению из натурных постановок. Сам музей, его специфическая особенность постоянно подсказывает учащимся необходимые темы и сюжеты для сочинения интересных оригинальных декоративных композиций.

Основная цель педагогического эксперимента заключалась в том, чтобы расширить, обогатить и систематизировать знания учащихся о музейной культуре, интенсифицировать процесс художественно-эстетического образования и развития школьников с помощью музейных средств. Реализация данной педагогической системы в процессе художественного образования и эстетического воспитания школьника предполагает формирование у учащихся интереса к истории национальной художественной культуры, искусству.

Методика экспериментального обучения разрабатывалась с учетом содержания школьной программы по изобразительному искусству и новой концепции системы художественного образования в РФ, что позволило активно привлекать к работе учителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства, мировой художественной культуры, а также

культуры и традиций народов Дагестана.

Задачи педагогического эксперимента:

1. Выявить, разработать, экспериментально проверить эффективность дидактических условий, способствующих развитию художественной культуры школьников с помощью музейных средств.

2. Раскрыть закономерности развития художественно-эстетического образования учащихся в силу специфических возможностей музейных экспонатов, акцентируя внимание школьников на коллекции фондов дагестанских музеев.

3. Воспитать у учащихся интерес к произведениям изобразительного и декоративно-прикладного искусства на базе изучения музейных экспонатов, прививать любовь и уважение к художественной национальной культуре.

Эксперимент проводился также на базе Государственного объединенного краеведческого музея и музея изобразительных искусств г. Махачкалы.

В ходе эксперимента была изучена и выявлена полная картина привития интереса учащихся к традиционной художественной культуре с помощью произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Определены их способности оценивать произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, экспозиционного материала с учетом музейных предметов.

Важной стороной опытно - экспериментальной работы было определение и включение в содержание уроков изобразительного искусства системы учебных занятий по изучению музейных экспонатов из коллекции фондов республиканских музеев как важного способа приобщения учащихся к национальной художественной культуре.

Целью констатирующего эксперимента было выявление места и роли музеев в системе художественно-эстетического образования, а также

определения интереса и общего уровня знаний учащихся школ о традиционной художественной культуре с учетом специфики музейных средств.

Формирующий эксперимент позволил скорректировать отдельные моменты экспериментальной методики обучения.

Экспериментальная работа была проведена в школе № 39, 52 г.Махачкалы, средних школах п. Кубачи и с. Балхар Республики Дагестан. Исследование проводилось также на базе республиканского краеведческого и художественного музея изобразительных искусств г. Махачкалы. Для проведения экспериментальных занятий были использованы музейные предметы, экспозиционные и выставочные работы, копии, фотоиллюстрации из архивного материала, произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства из коллекции фондов дагестанских музеев.

В разработанную нами экспериментальную методику обучения введены новые факторы, способствующие развитию интереса школьников к национальной художественной культуре в процессе обучения изобразительному искусству в школе:

выявлены дидактические условия, формы и методы, способствующие развитию художественной культуры школьников с помощью музейных средств;

разработана система занятий, направленная на изучение и познание музейных предметов, экспозиционного выставочного материала;

- определены этапы и конкретные методические пути приобщения школьников в мир художественной культуры, мир искусства, в мир музеев;

- в качестве объектов изображения использованы музейные экспонаты, предметы быта, копии, фотоиллюстрации из коллекции фондов дагестанских музеев;

- представлены сводные таблицы, определяющие критерии оценки, параметров уровней работ учащихся экспериментальных и контрольных классов. При проведении педагогического эксперимента формы и методы обучения в экспериментальных и контрольных классах были в основном одинаковы: количество изучаемых тем при изучении и познании музейных экспонатов, виды учебных занятий по изобразительному искусству, число практических работ учащихся экспериментальных и контрольных классов.

Исключение составляли лишь дидактические условия и система занятий, включенные в экспериментальное обучение, а также методика практической реализации разработанной системы развития художественной культуры школьников с помощью музейных средств.

Сравнительный анализ практических работ, а также уровень развития интереса к художественной культуре учащихся до и после проведения обучающего эксперимента достаточно убедительно показывает, что учащиеся экспериментальных классов превзошли учащихся контрольных классов по совокупности всех взятых параметров и уровней, которые были положены в основу методики экспериментального обучения, что говорит о более высокой их художественно-творческой подготовке.

Анализ, изучение и обобщение результатов обучающего эксперимента показали приемлемость и универсальность предлагаемой методики как для сельских школ, учащиеся которых в значительной мере воспитаны под влиянием местных художественных промыслов, так и для учащихся городских школ, в большей степени знакомых с общей художественной культурой, имеющих возможность посещать библиотеки, музеи, изостудии и т.д. Сказанное подтверждается также результатами, представленными в сводных таблицах и графиках.

В заключении исследования сделаны обобщающие выводы:

1. Роль музеев в современной жизни, их активное участие в развитии художественной культуры учащихся делает проблему изучения музейного дела в общеобразовательных школах чрезвычайно актуальной. Сосредоточение в музеях колоссального, систематизированного ценностного материала способствует превращению их в подлинные очаги художественной культуры.

2. Изобразительное, декоративно-прикладное искусство и музейные экспонаты являются неоспоримо важными компонентами общей системы художественно-эстетического воспитания, способствующего эффективному приобщению учащихся к национальной художественной культуре.

3. Для применения музейной экспозиции в образовательно-воспитательной деятельности школьников, особое значение приобретает изучение художественно-эстетических свойств музейного экспоната (подлинность, уникальность, историческая значимость) как важного средства приобщения учащихся к национальной художественной культуре.

4. Важна роль и место разработанных дидактических условий, форм и методов, способствующих приобщению к художественной культуре школьников с помощью музейных экспонатов.

5. Приобщению школьников к художественной культуре способствуют разработанные параметры уровней и критерии, позволяющие выявить не только уровень знаний и глубину интереса учащихся к национальной художественной культуре, но и степень формированности суждений, ценностных ориентаций в процессе приобщения их к музейным экспонатам.

6. В ходе исследования подтвердилась гипотеза о том, что музейная экспозиция - составной компонент в процессе обучения изобразительному искусству; художественно-эстетическая ценность, подлинность,

значимость музейных предметов, экспозиционного выставочного материала выступают в качестве важного средства приобщения школьников к художественной культуре.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

1. Развитие художественной культуры школьников средствами музейной экспозиции // Материалы межвузовской научно-практической конференции «Начальное образование на рубеже XXI века: основные тенденции развития» - Карачаевск, 1999. - С. 98-101.

2. Приобщение учащихся к художественной культуре с помощью музейных средств. // Сб. «Состояние и перспективы развития художественно-педагогического образования». Материалы Республиканской научно-практической конференции, посвященной 30-летию ХГФ ДГПУ. - Махачкала, 2001. - С. 57-61.

3. Музейная экспозиция как средство приобщения учащихся к традиционной национальной культуре. // Сб. науч. тр. - СПб., 2003 - С. 120-122.

4. Музейная экспозиция как средство приобщения к художественной культуре школьников // Учебное пособие. - Махачкала: Полиграф-Сервис, 2003. - 60 с. (в соавторстве).

РНБ Русский фонд

2005-4 28883

Автореферат печатается по решению диссертационного совета К 212.051.01 Дагестанского государственного педагогического университета

Подписано в печать 25,06.2003 V Формат 60x84 '/16

Печать офсетная Усл. п. л. 1,5 \Уч.-изд. л. 1,6

Тираж 100 экз._\\ ^каз № 160

Издательско-полиграфический центрЬДГУ г. Махачкала, ул. М. Ярагского, 59е

? 5 , Г 2003

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Скоробогатов, Дмитрий Валерьевич, 2003 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИОБЩЕНИЯ

ШКОЛЬНИКОВ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ.

1.1. Работа музеев в образовательно-воспитательной деятельности школьников.

1.2. Развитие художественной культуры в эстетическом образовании учащихся средствами музейной экспозиции.

1.3. Приобщение учащихся к художественной культуре на базе экспозиции Дагестанского музея изобразительных искусств.

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИОБЩЕНИЯ

ШКОЛЬНИКОВ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ.

2.1. Дидактические условия приобщения школьников к художественной культуре в процессе обучения изобразительному искусству с учетом специфики музейных средств.

2.2. Система занятий по ознакомлению школьников с произведениями изобразительного и декоративного искусства в контексте музейной экспозиции.

2.3. Методика реализации педагогического потенциала музейной экспозиции как показатель приобщения школьников к художественной культуре.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Музейная экспозиция как средство приобщения школьников к художественной культуре"

Актуальность исследования. На современном историческом этапе демократизации и гуманизации российского общества, художественная культура каждого народа приобретает особую роль, становясь достоянием всего человечества, составным элементом его художественно-эстетического и творческого потенциала.

Художественная культура включает в себя все ценное, что имеется в художественном наследии всех наций, народов, в их бытовых традициях, обычаях. Художественное творчество и изобразительное искусство, в частности, воплощает как эстетические, так и этические идеалы общества, составляет собой гармоническую совокупность, производит обоюдное обогащение художественных традиций народа и общемирового культурного, постоянно растущего наследия, осуществляя при этом формирующую и воспитательную функцию в процессе развития и становления личности.

Важнейшее место в сохранении и преумножении историко-культурного наследия народа принадлежит музеям. Роль музеев в современной жизни, их активное участие в развитии духовно-нравственной культуры учащихся делает проблему изучения музейного дела в общеобразовательных школах чрезвычайно актуальной. В силу своих специфических возможностей музеи создают особые педагогические условия для усвоения учащимися культурного наследия, могут выступать в качестве ценностного ориентира в приобщении школьников к художественной культуре.

Значение специфических возможностей музея в образовательно-воспитательной деятельности показано ведущими авторитетами музейного дела М.Б. Гнедовским, Г.Н. Галичем, H.J1. Кульчинской, Е.Н. Конуховой, Н.Г.Макаровой, и др. Проблемы формирования ценностного отношения к культурному наследию, эстетического воспитания музейного посетителя средствами музейных экспонатов подробно рассматривалась в работах ведущих исследователей А.Н. Бакушинского, Н.Д. Бартрама, Н.Н. Романова, Ф.И. Шмита и многих других. Принципиально важное значение для нашего исследования имели труды ученых, рассматривающих музеи как своеобразный ценностный ориентир. Они связывают образовательно-воспитательную деятельность музея с решением задач эстетического восприятия и переживания (М.Б. Гнедовский, В.Ю. Дукельский, Н.А. Никишин, Т.П. Поляков, М.Ю. Юхневич и др.).

В нашем исследовании были также использованы и творчески осмыслены работы ведущих ученых, в которых рассматривался педагогический аспект формирования художественной культуры и роли изобразительного и декоративного искусства в развитии художественно-творческой личности. Это труды ММ. Байрамбекова, Т.С. Комарова, B.C. Кузина, Б.Т. Лихачева, Б.М.Неменского, И.М. Раджабова, Т.Я. Шпикаловой, Е.В. Шорохова, и др., внесших значительный вклад в методику эстетического воспитания и художественного образования школьников.

Ведущие исследователи народного декоративно-прикладного творчества (Н.Н. Василенко, B.C. Воронов, В.В. Корешков, M.JI. Некрасова, Т.Я.Хворостов и мн. др.) утверждают, что этой области художественной национальной культуры в наибольшей степени присущи традиционность, внимательный учет художественных и эстетических традиций, конкретных практических приемов, подлинно гуманистическая ориентация.

Однако на настоящий момент приходится констатировать, что музейная культура и предметы музейной экспозиции еще не стали неотъемлемым органическим элементом системы, как общего эстетического воспитания, так и конкретного художественного образования учащихся в средней образовательной школе.

Проведенные исследования и анализ деятельности школ показывают, что многие учителя изобразительного искусства недооценивают образовательно-воспитательный потенциал музеев, рассматривая музей как хранилище произведений искусства, а не как культурный центр, способствующий развитию художественно-эстетического воспитания школьников.

Следует отметить также, что многие школьники не посещают музеи, имеют весьма поверхностные представления о музейных экспонатах, их свойствах и функциях, недостаточно воспринимают эстетическое качество, не в полной мере осознают ценностное значение экспозиционного материала. При этом для большинства из них не существенны такие признаки музейных предметов, как подлинность, типичность, уникальность, наглядность, связь с общественно историческими явлениями, событиями. В этом противоречии заключается главная проблема, которая лежит в основе научно-теоретической концепции данного исследования «Музейная экспозиция как средство приобщения школьников к художественной культуре (на материале Республики Дагестан)».

Цель исследования: выявить и научно обосновать дидактические условия приобщения школьников к художественной культуре средствами музейной экспозиции.

Объект исследования: процесс художественно-эстетического образования школьников средствами музейной экспозиции.

Предмет исследования: дидактические условия, формы и методы приобщения учащихся к национальной художественной культуре средствами музейной экспозиции.

Гипотеза исследования. Приобщение учащихся к национальной художественной культуре средствами музейной экспозиции будет наиболее эффективным, если:

- рассматривать музейную экспозицию как важный составной компонент приобщения школьников к художественной культуре в процессе обучения изобразительному искусству в школе;

- рассматривать художественно-эстетическую ценность, подлинность произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, музейных предметов, экспозиционного выставочного материала как средство развития художественной культуры школьников;

- разработать и использовать дидактические формы и методы приобщения учащихся к национальной художественной культуре с помощью музейных средств.

Задачи исследования:

- дать теоретический анализ и оценку современного состояния проблемы исследования, установить перспективы ее развития;

- выявить и определить роль и место художественной культуры в эстетическом образовании учащихся средствами музейной экспозиции;

- определить и экспериментально проверить дидактические условия, способствующие приобщению учащихся к национальной художественной культуре;

- разработать систему занятий по изучению произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства в контексте музейной экспозиции.

Методологическую основу исследования составляют философские положения о всеобщей связи, взаимной обусловленности социальной деятельности и творческой сущности личности, выступающей субъектом материальной и духовной культуры, принципами эстетики в художественном образном отражении действительности.

Теоретическую основу исследования составляют труды таких выдающихся ученых как Г. Гегель, JI.C. Выготский, М.С. Каган, Н.И. Крюковский, Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, В.В. Давыдов, В.П. Зинченко,

Е.И. Игнатьев и др.

Методы исследования: изучение искусствоведческой, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования; педагогическое наблюдение, выявление, анализ и обобщение опыта школ, музеев, галерей и выставочных залов по эстетическому воспитанию учащихся, приобщению их к эмоционально-ценностному отношению к художественной культуре; беседа, анкетирование, опрос, фотографирование, видеозапись, экскурсии; опытно-экспериментальная работа, изучение продуктов творческой деятельности школьников.

Базой исследования были определены средние школы № 52, 39 г.Махачкалы и сельские общеобразовательные школы сс. Кубачи Дахадаевского района, Балхар Акушинского района Республики Дагестан.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (2000-2001 гт.) в ходе теоретического анализа философской, психолого-педагогической и специальной литературы уточнены проблема, гипотеза, предмет и задачи исследования, обоснована тема, выявлены научный уровень знаний и интерес учащихся к национальной художественной культуре, а также роль музейной экспозиции в системе художественно-эстетического воспитания школьников.

На втором этапе (2001-2002 гг.) подготовлена научно-методологическая и экспериментальная база исследования, проведены серии экспериментов, определены наиболее эффективные формы и методы, дидактические условия, способствующие приобщению учащихся к национальной художественной культуре средствами музейной экспозиции.

На третьем этапе (2002-2003 гг.) обоснованы и в полном объеме апробированы разработанные нами дидактические условия приобщения школьников к художественной культуре с учетом специфики музейных экспонатов; осуществлены анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, сформулированы выводы и рекомендации.

Научная новизна исследования;

- выявлены сущность и специфика места и роли музейной экспозиции в образовательно-воспитательной деятельности школьников как средства приобщения учащихся к национальной художественной культуре;

- определены дидактические условия приобщения школьников к художественной культуре, система занятий по изучению произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства в контексте музейной экспозиции;

- разработаны параметры и критерии, позволяющие выявить и оценить уровень сформированности знаний и глубину интереса учащихся к национальной художественной культуре;

- подготовлены учебное пособие, методические разработки, комплект наглядных учебно-методических пособий, способствующих развитию художественной культуры школьников с помощью музейных экспозиций.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в ней комплексно решены проблемы приобщения учащихся к национальной художественной культуре средствами музейной экспозиции, выявлены и научно обоснованы дидактические условия изучения произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства на базе экспозиции музея.

Практическая значимость исследования состоит:

- в разработке дидактических условий приобщения учащихся к традиционной художественной культуре в процессе изучения музейной экспозиции на уроках дисциплин эстетического цикла;

- в выявлении возможности использования материалов данного исследования в художественно-эстетическом образовании в других регионах, где развиты культурно-исторические и промысловые центры.

На защиту выносятся следующие положения: роль и место музейной экспозиции в образовательно-воспитательной деятельности школьников как важного средства приобщения учащихся к художественной национальной культуре;

- дидактические условия приобщения учащихся к музейной экспозиции, использования музейной экспозиции как важного компонента развития художественной культуры учащихся;

- художественно-эстетическая ценность в познании музейного предмета, экспоната (подлинность, уникальность, историческая значимость);

- использование произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства на базе изучения музейной экспозиции, культурных традиций, предмета, экспоната;

- разработанные параметры уровней и критерии, позволяющие выявить не только уровень знаний, глубину интереса учащихся к национальной художественной культуре, но и суждения, ценностные ориентации в процессе приобщения их к музейным ценностям.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось представлением и обсуждением основных положений исследования на заседаниях кафедры методики преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства Даггоспедуниверситета, на научных конференциях, посвященных проблемам развития художественно-педагогического образования в гг. Санкт-Петербург, Карачаевск, Махачкала, а также в ходе чтения лекций на художественно-графическом факультете Даггоспедуниверситета.

Материалы исследования внедрены в практику обучения изобразительному искусству в школах № 16, 39 г. Махачкала, с. Кубачи

Дахадаевского района, с. Балхар Акушинского района Республики Дагестан.

Автором разработано учебное пособие для учителей школ и студентов художественно-графического факультета «Музейная экспозиция как средство приобщения к художественной культуре школьников (на материале Республики Дагестан)».

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Роль музеев в современной жизни, их активное участие в развитии художественно-нравственной культуры учащихся делает проблему изучения музейного дела в общеобразовательных школах чрезвычайно актуальной. Сосредоточение в музеях колоссального и разнообразного систематизированного ценностного материала способствует превращению их в подлинные очаги художественной культуры.

2. Изобразительное, декоративно-прикладное искусство и музейные экспонаты являются неоспоримо важными компонентами общей системы художественно-эстетического воспитания, способствующего эффективному приобщению учащихся к национальной художественной культуре.

3. Выявлены роль и место музейной экспозиции в образовательно-воспитательной деятельности школьников, изучена художественно-эстетическая ценность музейного экспоната (подлинность, уникальность, историческая значимость) как важного средства приобщения учащихся к национальной художественной культуре.

4. В ходе исследования разработаны дидактические условия, формы и методы, способствующие приобщению к художественной культуре школьников с помощью музейных экспонатов.

5. Разработаны параметры уровней и критерии, позволяющие выявить не только уровень знаний и глубину интереса учащихся к национальной художественной культуре, но и формирования суждений, ценностных ориентаций в процессе приобщения их к музейным экспонатам.

6. В ходе исследования подтвердилась гипотеза о том, что рассматривать музейную экспозицию как составной компонент в процессе обучения изобразительному искусству, учесть художественноэстетическую ценность, подлинность, значимость музейных предметов, экспозиционного выставочного материала как важного средства приобщения к художественной культуре школьников.

7. Исследование подтвердило эффективность дидактических условий приобщения к национальной художественной культуре школьников средствами музейной экспозиции. Это подтверждается не только сравнительным анализом практических работ, но и повышением познавательного интереса учащихся к художественной культуре до и после проведения обучающего эксперимента, что учащиеся экспериментальных классов превзошли учащихся контрольных классов по совокупности всех взятых параметров и уровней, которые были положены в основу эффективности методики экспериментального обучения, что говорит о более высокой художественно-творческой подготовке.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Скоробогатов, Дмитрий Валерьевич, Махачкала

1. 200 лет Академии Художеств СССР, каталог выставки. М., 1958.2. 225 лет Академии художеств СССР, каталог выставки, т. 1-2. М., 1985.

2. Азаров Ю. П. Радость учить и учиться: Педагогика гармоничного развития. М.: Политиздат, 1989. - 333 с.

3. Аламат. Каталог молодежной выставки. Махачкала, 1995.

4. Алехин А. Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984. - 160 с.

5. Алиев А. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Махачкала, 1986.

6. Алиханов Р.А., Иванов А.И. Искусство Кубачи. Л., 1976.- 207 с.

7. Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней. Пер. с фр. - М.: Искусство, 1982.-577 с.

8. Аралов С. С. Курс «Музей и культура» в начальных классах школы силами вузовского музея

9. Ю.Арнаутова О.Ф. Мои встречи с третьеклассниками. Л., 1988.

10. П.Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. /Сокращ. пер. с англ. В.Н. Самохина М.: Наука, 1974. - 68 с.

11. Асельдеров М.А. О школьных традициях. Махачкала, 1962.

12. Багандов Б. М. На основе добрых традиций // Дагестанская правда -1989.- 10 октября.

13. Байрамбеков М. М. Дагестанский народный орнамент. Махачкала: Изд-во НИИ педагогики, 2001. - 115 с.

14. Байрамбеков М. М. Система занятий по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством народов Дагестана. Махачкала: Дагучпедгиз, 1996. - 95 с.

15. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание М.: Новая Москва, 1925.

16. Барадулин В. А. Сельскому учителю о народных промыслах. М., 1979. -70 с.

17. Булатова А. Г. Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана в XIX начале XX века. - JI.: Наука, 1988. - 197 с.

18. Ванслов М. М. Эстетика. Искусствознание. Вопросы теории и истории. Изобразительное искусство. М.: 1983.-439 с.

19. Ванслова Е.Г. Аудитория 2000 года. //Советский музей. 1986. № 1. С. 36.

20. Ванслова Е.Г. Путешествие в предметный мир. //Советский музей. 1983. № 1.С. 28-30.

21. Василенко В. М. Русское прикладное искусство. М., 1977. - 464 с.

22. Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс. Т. 1. М. 1977.

23. Волков И. П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1982. - 144 с.

24. Воронкина Н.П. Изобразительное искусство Советского Дагестана. -Махачкала, 1978.

25. Воронов В. С. О крестьянском искусстве: Избранные труды. М.: Сов. художник, 1972.

26. Выготский JI. С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. -314с.

27. Гаджиев А. Г. Влияние присоединения Дагестана к России на развитие просвещения и культуры. Махачкала: Дагучпедгиз, 1966.

28. Гаджиев Б. И. Тропа дагестанского учителя. -Махачкала: Дагучпедгиз, 1981.

29. Гаджимурадов М. С., Байрамбеков М. М. Основы народного и декоративно-прикладного искусства Дагестана /программы для 1-4 кл. Махачкала: Дагучпедгиз, - 122 с.

30. Газимагомедов М. Г. Народные художественные промыслы

31. Дагестана. Махачкала: Дагучпедгиз, 1988. - 104 с.

32. Гершензон-Чегодаева Н.М. Изобразительное искусство Фландрии XVII в. Сб. «Искусство XVII века». «Искусство». М. 1988.

33. Гончаров И. Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. М.: Педагогика, 1986. - 126 с.

34. Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства. М.: Просвещение, 1991.-168 с.

35. Грицай Н. Фламандская живопись XVII века. «Искусство». JI. 1990.

36. Дагестанский республиканский музей изобразительного искусства. Ювелирное искусство Гаджи-Бахмуд Магомедова. Каталог выставки. М.: Детская книга.

37. Даги. Чистая абстракция. Каталог выставки. «Первая галерея» Махачкала, 2000.

38. Дагирова Д. И это все о нас. //Художественный журнал. Мм 2000. №33

39. Дебиров П. М. Резьба по дереву в Дагестане. М.: Наука, 1982. - 234 с.

40. Дебиров П. М. Резьба по камню в Дагестане. -М.: Наука, 1966. 208 с.

41. Дидактика средней школы / Под. ред. М. А. Данилова и М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1975. - 216 с.

42. Дик Н.Е., Валишин Ю.И. Географическая экспозиция школьного краеведческого музея. М., 1979.

43. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Очерки. Вып. 1. «Искусство». М. 1969.

44. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Очерки. Вып. 2. «Искусство». М. 1975.

45. Жукова А. С. Помогите смешанным рисункам. М.: Просвещение, 1964.

46. Западноевропейская гравюра XV-XVII вв. Каталог выставки Государственного Эрмитажа. М., 1980.

47. Игнатьев Е. И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения // Вып. 76: Известия АПН РСФСР, 1956.

48. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. 2-е изд. дополненное. М.: Учпедгиз, 1961.

49. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1 класс / Шпикалова Т. Я., Сокольникова Н. М. и др. М.: Мозаика-Синтез, 1996. - 80 с.

50. Исследование художественных интересов школьников /Под ред. Е.В. Квятковского, Ю. У. Фохт-Бабушкина. М., 1974.

51. Каган М. С. Культура как предмет философского исследования. //Роль духовной культуры в развитии личности. JL: Знание, 1979. -94 с.

52. Каган М. С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972. - 87 с.

53. Каймаразов Г. Ш. Очерки истории культуры и просвещения народов Дагестана. Ростов на Дону, 1965.

54. Кильчевская Э.В., Иванов А.С. Художественные промыслы Дагестана. М.: Всесоюзное кооперативное издательство, 1959. - 176 с.

55. Кириенко В. И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М., 1959.

56. Кобалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение. -206 с.

57. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. М.: Столетие, 1994.-140 с.

58. Коменский Я. А. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения в 2-х томах., т. 1. М.: Педагогика, 1982.

59. Кон И.С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. М.: Просвещение, 1979. - 175 с.

60. Кондахчан Е. С., Башилов Я. А. Детский рисунок. М.: Учпедгиз, 1940.

61. Константинова В.В. Экспериментальная программа «Музей и культура» для шестилеток. М., 1990.

62. Корин А. 50 знаменитых советских художников. М., 1995.

63. Коростин А.Ф. Русская литография. М., 1953.

64. Коростин А.Ф., Смирнова Е. И. Русская гравюра XVIII в. М. 1952.

65. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и творчество. М., 1978.

66. Краевский В. В. Проблемы научного обоснования обучения. М.: Педагогика, 1977. - 75 с.

67. Крейн А.З. Жизнь музея. М., 1979.

68. Крейн А.З. Рождение музея. М., 1969.

69. Круг. Современные художники Дагестана. Альбом-каталог. М., 2001.

70. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. М.: Просвещение, 1984. - 318 с.

71. Кузин В. С. Методика преподавания изобразительного искусства в 13 классах. 2-е издание. М.: Просвещение, 1983. - 191 с.

72. Кузин В. С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. М.: Просвещение, 1977. - 207 с.

73. Кузин В. С. Психология. 2-е изд-е. М.: Высшая школа, 1982. - 256 с.

74. Кузнецов Ю. Голландская живопись XVII-XVIII вв. в Эрмитаже. «Искусство». Л. 1988.

75. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977.

76. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.

77. Лернер И.Я. Обучение истории в школе и высшее историческое образование. //Вопросы истории. 1987- № 9. С. 123-125.

78. Лихачев В.Д., Лихачев Д.С. Художественное наследие древней Русии современность. Л.: Наука, 1971. - 186 с.

79. Лобунская Г. В. Изобразительное творчество детей. -М.: Просвещение, 1965. 207 с.

80. Маммаев М.М. Декоративно-прикладное искусство Дагестана: истоки становления. Махачкала: Доп. институт, изд-во, 1989. - 64 с.

81. Мацкевич М.В. Войди в мир искусства. Опыт разработки программы для дошкольников. М., 1987.

82. Меденникова Г. М. Работа с первоклассниками в музее и школе83.методика руководства изобразительной деятельности детей. М.: Просвещение, 1981.- 144 с.

83. Мирзоев Ш. А. Саидов Т. Г. Культура и традиции народов Дагестана. Подготовка юношей и девушек к жизни (9-10 кл.) Программы (экспериментальные). Махачкала: Дагучпедгиз, 1992. -56 с.

84. Музей и современность. Проблемы координации научной и научно-просветительной работы. - М., вып. II, 1976.

85. Музей и современность. Вопросы экспозиционной работы краеведческих музеев. М., 1979.

86. Музейное дело в СССР. Сб. научных трудов Центрального музея революции СССР; М., 1976, вып. 9. Роль музеев в военно-патриотическом воспитании трудящихся; М., 1979, вып. 14. Массовая идейно-воспитательная работа музеев на современном этапе.

87. Народное образование в СССР. Сборник документов 1917-1973 гг. -М., 1974. С. 8.

88. Наумова Н.Д. Работа над созданием авторского варианта программы «Музей и культура» для начальных классов. М., 1998.

89. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. М.: Изобразительное искусство, 1983. - 343 с.

90. Некрасова М. А. Народное искусство России. Народное творчествокак мир целостности. М.: Советская Россия, 1989. - 220 с.

91. Некрасова М.А. Народные, мастера. Традиции и школа. М.: Изобразительное искусство, 1985. - 290 с.

92. Неменский Б. М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. М.: Просвещеннее, 1987. - 253 с.

93. Никанорова Н. П. Наглядные пособия и оборудование для занятий изобразительным искусством: Из опыта работы учителя. М.: Просвещение, 1975.

94. Никогосян М.Н. Копия с картины Тициана «Венера перед зеркалом». Сб. «Оригинал и повторение в живописи. Экспертиза художественных произведений». ВХНРЦ им. И.Грабаря, М., 1988.96,Огризко З.А., Элькин Г.Ю. Школьные музеи. М., 1972.

95. Основы советского музееведения. М., 1955.

96. Основы экскурсионного дела в музеях. М., 1976, вып. 1; 1977, вып. 2.

97. Очерки истории искусства Советского Дагестана 1917-1940 гг. М., 1987.

98. Претте И. К., Капальдо А. Творчество и выражение. 2 курс художественного воспитания. М.: Советский художник, 1985.

99. Программа средней общеобразовательной школы: Изобразительное искусство. Начальные классы (1-4 кл.). М.: Просвещение, 1985. - 64 с.

100. Программа средней общеобразовательной школы: Изобразительное искусство (4-6 кл.). М.: Просвещение, 1983.

101. Программы восьмилетней школы. Изобразительное искусство начальные классы (1-3 кл.). М.: Просвещение, 1985.

102. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы / научный рук. Б. М. Неменский. М.: Просвещение, 1994. - 173 с.

103. Программы общеобразовательных учреждений. Мироваяхудожественная культура. 6-11 классы. / Ю. А. Солодовников, Л. М. Предтеченская. М.: Просвещение, 1994. - 96 с.

104. Программы средней общеобразовательной школы. Основы народного и декоративно прикладного искусства (1-4 кл.) Л^учн. рук. Г. Я. Шпикалова. - М.: Просвещение, 1992. - 78 с.

105. Программы: Основы народного и декоративно прикладного искусства Дагестана. 1-4 кл. 11-тилетней школы. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1994.

106. Раджабов И. М. Декоративно-прикладное искусство в системе художественного образования Республики Дагестан : Автореф. дисс. докт. пед. наук. М., 1998. - 36 с.

107. Раджабов И. М. Декоративное и изобразительное искусство в системе художественного образования. М.: Прометей, 1998. -100 с.

108. Раджабов И. М. Примерные разработки иллюстрированно -календарного плана по изобразительному искусству для 1-6 классов и методические указания к ним. Махачкала: Дагучпедгиз, 1993.-50 с.

109. Раджабов И. М. Художественные традиции и изобразительное искусство в школе. Махачкала: Дагучпедгиз, 1990. - 40 с.

110. Раджабов И. М., Магомедов Д. Б. Иллюстрированные планы и разработки уроков по изобразительному искусству для 1-6 классов. Махачкала: ИПЦ ДПТУ, 1997. - 48 с.

111. Раджабов И. М., Магомедов Д. Б. Орнаменты народов Дагестана. -Махачкала: ИПЦ ДПТУ, 1997. 120 с.

112. Разина Т. М. Русское народное творчество. М.: Изобразительное искусство, 1970. - 255 с.

113. Рамазанов М. Б. Педагогические основы формирования социально-экономической активности школьников в процессе трудовойдеятельности / Автореф. дисс. докт. пед. наук. М.: Институт общего и среднего образования РАО, 1998.

114. Риччи К. Дети-художники. М.: Изд-во Саблина, 1911. - 84 с.

115. Родин А. Ф., Соколовский Ю. Е. Экскурсионная работа по истории.- М., 1974.

116. Роль художественных музеев в эстетическом воспитании школьников. М., 1973. ч. 1, 2.

117. Романова Т.В. Курс «Музей и культура» в учебной программе начальной школы

118. Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию. Зарубежные школы рисунка. М.: Просвещение, 1981. - 192 е.: ил.

119. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. 2-е издание дополненное и переработанное. -М.: Просвещение, 1980. 239 е.: ил.

120. Ростовцев Н. Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка: Учебное пособие. М.: Изобразительное искусство, 1983.

121. Рубинштейн С. J1. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946.- 704 с.

122. Савицкая О. Неизвестное произведение мастерской Андреа дель Сар-то. //Искусство. №1. 1985.

123. Салтыков А. Б. Самое близкое искусство. М.: Просвещение, 1968.- 295 с.

124. Самохин В. Н. Искусство и психология. М.: Знание, 1977. - 58 с.

125. Свидерская М.И. Изобразительное искусство Италии XVII в. Сб. «Искусство XVII века». «Искусство». М. 1988.

126. Скаткин М. Н. Дидактика средней школы. -М.: Просвещение, 1982. -318с.

127. Сластенин В. А. Формирование социально активной личности учителя. М.: Советская педагогика, 1981.

128. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 368 с.

129. Сокольникова Н. М. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания. Монография. М., 1997.

130. Сухомлинский В. А. Избр. пед. соч. В 3-х т. М., 1979-1981.

131. Тотальная каллиграфия. Каталог выставки М. Кажлаева. Махачкала, 1993.

132. Турицина Т. Познавать играя. //Советский музей. 1987. № 2. С. 3941.

133. Турова В. В. Что такое гравюра М., 1986 г.

134. Федотов Г. Я. Дарите людям красоту: Из практики народных, художественных ремесел. Книга для учащегося старших классов. -М.: Просвещение, 1985. - 225 е.: ил.

135. Флекель М.И. От Маркантонио Раймонди до Остроумовой-Лебедевой. М., 1987.

136. Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Просвещение, 1988. - 176 с.

137. Чирков Д. Декоративное искусство Дагестана. М., 1971

138. Шефов А. Н. Народные мастера Дагестана. -Л.: Художник РСФСР, 1982.-108 е.: ил.

139. Шиллинг Е. М. Кубачинцы и их культура. Л., 1949.

140. Школьные музеи; Из опыта работы / Ред. В.Н. Столетов и М.П. Кашин. М., 1977.

141. Энциклопедия живописи. М., 1997.

142. Юсов Б.П. Проблема творчества в американской теории художественного воспитания // Искусство и дети: Эстетическое воспитание за рубежом. М.: Искусство, 1969.

143. Контр. Контр. Контр. Контр. ВИДЫ ЭКСПЕРИМЕНТА7 7 7 6 6 6 5 5 5 4 4 4 Классы

144. Низкий Отсутствие элементарного интереса к творческому наследию предков Наличие интереса к творческому наследию предков

145. Средний Учащиеся частично проявляют интерес к творческому наследию предков

146. Высокий Осознание проявления интереса к творческому наследию предков

147. Низкий Полное отсутствие чувства восприятия художественного и декоративного образа Чувство восприятия художественного и декоративного образа

148. Средний Частично правильное восприятие художественного и декоративного образа• • Высокий Достаточно высокое чувство восприятия художественного и декоративного образа

149. Низкий Показывает полную неспособность к восприятию культурных ценностей Способность к восприятию культурных ценностей с помощью музейных средств

150. Средний Отмечается частичная способность к восприятию культурных ценностей• Высокий Достаточно высокая способность к восприятию культурных ценностей

151. Низкий Отсутствие понимания национальных особенностей и специфики музейных экспонатов Понимание национальных особенностей и специфики музейных экспонатов

152. Средний Частично понимание национальных особенностей и специфики музейных экспонатов

153. Высокий Полное понимание национальных особенностей и специфики музейных экспонатов

154. Низкий Отсутствие чувства формы и колористических особенностей изображаемых предметов Чувство формы и колористических особенностей изображаемых предметов

155. Средний Частичное понимание чувства формы и колористических особенностей изображаемых предметов

156. Высокий Осознанное понимание чувства формы и колористических особенностей изображаемых предметов

157. Низкий Отсутствие художественно-эстетической оценки музейных предметов Художественно-эстетическая оценка музейных предметов

158. Средний Наличие частично правильной художественно-эстетической оценки музейных предметов

159. Высокий Правильная художественно-эстетическая оценка музейных предметовы U) ы 33,3 33,3 ел Ъ. 33.3 50,0 о 33,3 66,6 о с? Ъ* 83.3 Результаты %