Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Эстетическое воспитание старшеклассников в процессе самодеятельного кино-фото творчества

Автореферат по педагогике на тему «Эстетическое воспитание старшеклассников в процессе самодеятельного кино-фото творчества», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Мамбеталиев, Тулеген
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Алма-Ата
Год защиты
 1992
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Эстетическое воспитание старшеклассников в процессе самодеятельного кино-фото творчества"

шшстерсгбо народного 0бра30в.шия ресшеши каза2сш казахский ордена трздобого красного знашшя

гоощрстеенный вдагошчесхий университет

ИМЕНИ АБАЯ

На правах рзнояася

МАМБЕТдПШЗВ Tjwerea

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ЮСиЙТАШТЕ. СГАРШЕМАССШКОВ В ПРОЦЕССЕ СДОСЩВЯТШНОГО НИНО-ЗОТО ТВОРЧЕСТВА

13.00.01 - Тоорая а псгорая аедагогака

a bï g р в ф 3 р а т

диссертации на ссэснакае ученоЗ мелена кандадата аедагогаческях aajs

АША-АТА 1392

"Работа выполнена на кафедре яедагогакв Казахского государственного педагогаче ск ого университета вмени ¿бая.

Научные руководители: - доктор педагогических наук, проел с сор xpAir таков г.м. - доктор деди о гячеснях наук, профессор БЭ7 ¿.'ЙОТОВ М.А.

Офащальные оппоненты: - действительный член АПН СССР, док-

гор педагогических наук, профессор ХЯЙГЗШВ А.П. ■ - кандидат педагогических наук, доцент ШЗПШСШ В.И.

Вадущая организация - НазахсетЛЗ государственный хенс-

кай педагогический институт.

Ващага сосгоагся ™ . ssj&yf? . 35S2 года

в часов на заседании следааяЕ&ированного совета

К ИЗ. 03.02 по прасугдейив ученой егепени кандидата Пёдагеш«-чееких науй в Ка&ахейом ^осударйвеннои дедагогачейкьа ушв&р-с&Нтф ^480|Об< Ttpmeekek, црЛеййва, 13)..

С MPfftP с^еко^шться в бибдаотейе универси-

тета.

Шореферб* гай *,■„_..-* -......- IS92 г.

Ученый секрета^ спецаализлрованного совета

ОЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Во все времена эстетическое воспитание было важной проблемой. Используя лучшие произведения искусства всех стран и народов, учителя стремились привить человеку гракданоко-нравственные идеала.

Нскуссхгэ реализует свой воспитательный потенциал, раскрывая не только совершенство человека, но и красоту природа, многообразие форм, красок, звуков окружающего нас иира. Являясь продуктом творческого труда, искусство, в свои очередь, стшу-ларует творческий потенциал человека. Эстетическая активность -составная часть общей активности личности.

Исследований, посвященных проблемам эстетического воспитания средствами любительского "кино-фото творчества» немного. ^окно сказать, что исследования в данном направленна тать ко начинаются.

Решение, многоаспектных проблем эстетического воспитания старшеклассников средствами кано-^ото творчества во внешкольных и культурно-просветительных учреждениях базируется на определённых- йетодгаогаческих принципах»

Некоторые культпросветработника от оадесткшя худокествен-ное и эстетическое воспитание, хотя ва самсы деле это различные понятия. Под худокественяш воспитанием нами понимается действие искусства на личность. В то вреда ваг эстетическое воспитание предполагает более широкий спектр воздействия. Это и лриро-да, и человеческие взаимоотношения, и дрозгссн общения, г взаимодействие личности а общества» а социальные кратехаа и г.г.

В дассерташоняах исследованиях по эстетическому госсд^а-яию школьников и мол оде на, псе говорятся об гсяолвзозаЕ^ г я-

личных вадов деятельности (М.Ахкедова, М.Х.Бадтабаев, Д.М.Еалк, Т.А.Бакишов, С.Б.Баридо, С.А.Г-закбаева а др.). а также технических средств (Ю.И.Бокков, П.Д.Генкан, О.Ш.Георгадзе, А.Ю.Гондар-чук, Э.А.Янеляускас и др.), к сокаленшо, не рассматривается проблемы развитая творческих способностей старшеклассников в процессе кано-£ото самодеятельности.

Как доказывав® анализ литературы, в дроцессе учебно-воспитательной практики клубных и ваешколъннх учревдений происходит формирование основ кино-Фото любительских творческих умений школьников.

Здесь мы исходам из структурной схемы: личность - деятельность - эстетическая культура эстетически® вкус - способность - кино-^ого любительские творческие умения старшеклассников. Поиск путей совершенствования эстетического воспитания старшеклассников через фото-кино любительские крупки и студии составил проблему нашего исследования. Актуальность указанной проблема, недостаточная ее разработанность, научно-практическая значимость, обусловили выбор данной теш для диссертационного исследования»

Объект исследования - эстетическое воспитание старшеклассников в састеле-культурно-просветительных и внешкольных учреждений.

Предает исследования - развитие самодеятельных кино-фото творчески: умений старшеклассников.

' Цель исследования - разработка педагогических условий развития самодеятельных кино-фото творческих умений школьников в целях совершенствования их эстетического воспитания.

Гипотеза .исследование: Самодеятельные творческие уценил

старшеклассников в процессе их кино-фото любительской деятельности более результативно сформируются, если:

- обеспечить эстетическую направленность занятий фото-кино крукков;

- разраоотать программы любительских кинокрукков и киностудий, ориентирущде кружковцев на творческие умения;

- ссблвдать организации эстетического воспитания старшеклассников выполнение организационных, худокественных и технических условий;

- выявить адекватные пути и способы обучения круаковцев основам фото-кино любительских творческих умений.

Предает, цель и гипотеза исследования позволяли нам сформулировать конфетные задачи:

1. Проанализировать историю развитая-самодеятельных фотокино кружков и студий, воспитательные еозмоености любительского кинотворчества старшеклассников и его эстетическую направленность. •

2. Выявить психолого-педагогические условия формирования основ творческо-эстетических способностей кружковцев.

3. Разработать структурную модель кино-фото любительских творческо-зсгетических умений старшеклассников и провести опытную проверку путей их формирования ъ процессе кино-фото творчества.

Для разрешения выдвинутых задач вами применялись следугаие методы исследования: теоретический анализ дсйхолого-педагогнче-ской и кинотворческой литературы, программ кино-фото крукков, обобщение опыта работы кино-фото любителей, анкетирование, беседа, наблюдение, моделирование,, педагогический эксперимент.

Теоретическую основу исследования составляют теория познания, теория личности, педагогические теории деятельности, учение психологов, педагогов о формировании творческих умений у школьников.

Исследование проводилось в четыре э'.т па:

I этап (1983-1985 гг.) - изучение анализ литературы по проблеме исследования, определение исходных теоретических положений, разработка процедуры поискового и констатирующего педэко-периментов.

П этап (1385 - 1986 гг.) - диагностическое изучение состояния фото-кино творчества школьников* определение системы и структуры творческих кино-фото любитель снах умений кружковцев, возможных путей, этапов а способов формирования их у старшеклассников.

Ш этап <1987-1989 гг.) - оштяо-эксперимеятальная работа в клубах, круЕках, киностудиях.

1У этап <1989-1990 гг.) - анализ и обработка данных экспериментов и литературное оформление диссертационной работы.

Ведущей идеей выступает утверждение, что эстетическое воспитание старшеклассников осуществляется более эффективно при условий формирования и развития системы кино-фото любительских знаяяй и умений кружковцев, составляющих один из основных компонентов каяогворческах способностей.

Базой исследования слутаиш дома и Дворца культуры г.г.Чимкента, Кентау, Алма-Аты, 18 индивидуальных кинолюбителей Чимкентской, Алма-Атинской, Дшибулской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской областей. <

На защиту выносятся следующие дадожения:

1. Аналитические данные но истории развития фото-кино любительских кружков а-студий-

2. Система структуры фото-кино любительских творческих умений старшеклассников.

3. Характеристика эстетической направленности программы обучения основам кинолог о любительского творчества и методика воспитательной деятельности.

Научная новизна заключается: в обследовании теоретических основ формирования кано-фото творческих умений в процессе кинофото творческой деятельности определены этапы развития лвбатель-сках фото-кано кружков и студий; изучены возмояноста эстетачео-кого воспитания старшеклассников в процессе кино-фото творческой деятельности; выявлены психслогсь-педагогачеснае предпосылка а условия; в разработке системы а структуры работы по развитию кино-фото любительских творческих умений старшеклассников, служащих основой развитая их эстетических способностей

Практическая значимость: исследование состоит в той, что обобщенный в нем опыт раооты республиканских кинолюбителей а программа по эстетическому воспитанию со старшеклассниками в кино-Фото кружке найдет определенное практическое применение в ходе дальнейшей деятельности кино-фото студии,кино-фото объе-данениа.

ЕГолученные материалы исследования могут быть использованы в учебно-воспататеяьном процессе при организации кино-ф>то кружков и студий в средних школах, училищах, техникумах а вузах при изучении курса эстетака.

Достоверность а обоснованность полученных результатов обеспечивается использованием элективных методов, гдетегзних за-

дачам исследования, количественным и качественным анализом данных опытно-экспериментальной работы .

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования была доложены на научно-практических конференциях в г.г.Алыа-Ате (1989 г.), Целинограде <1939 г.), Оше (1989 г.), Лешшабаде <1990 г.), Душанбе (1990 г.) а %мкенте (1990 г.).

Структура и объем диссертации. Диссертационная работа состоит аз введения, двух плав, заключения, библиографии а приложений. В диссертации содернится Ц таблиц, 3 рисунка и 4 схемы.

ОСНОВНОЕ СОДКШНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

В первой главе "ЩДАГОГИЧЕСЙШ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШЙСЖБНЙКОВ В ПРОЦЕССЕ СМОДЕЯТЖЬНСЕГО КИНО-ФОТО ТВОРЧЕСТВА" рассматривается влияние научно-технической революции на развитие самодеятельного кино-фото творчества старшеклассников и роль нравственно-эстетического воспитания старшеклассников в , этой деятельности.

•В исследовании мы пытались обеспечить структурно-системный подход при разработке вопросов эстетического воспитания в процессе кино-фото творчества, основываясь на труды В.И.Андреева, . Ю.К.Еабанского, Б.С.Гершунского, В.И.Загвязинского, В.С.Ильина, Ц.Н.Скаткина, А.И.Шехмаеаа, Ы.А.Кудайкулова и др.

Современная научно-техническая революция (НТР) представляет собой процесс глубоких качественных изменений, затрагивающих самые различные сторона жизни общества - от его экономики и производительных сил до духовной жизни, имеющие взаимодействие а взаимообусловленный системный характер. Тенденция развитая а своеобразие НТР, рассмотренные в исгориче-

ской перспективе, обнаруживают свои естествеяяо-яаучнве, технические и социально-экономические предпосылки, а.в качестве центрального следует выделить вопрос о роли человека как объекта и субъекта своей эюхи и жизни страны. Человек рассматривается как современник и участник событий, составлявших вехи истории общества и его общественного гизненного пути. Роль человека в низни общества связана1 с его целенаправленной творчео-»

кой деятельностью, которая в конечной итоге формирует личность.

Удовлетворение интересов и потребностей дпчпбстд лредус-

»

матривает определенные усилия для достижения художественной, эстетической стороны любого вида деятельности. Если обратиться к искусству, то в нем, как правило, действует дее активные силы: сала, созидавдая худокественное произведение, и сила, воспринимающая его. Так, писатель творит для читателя, ренассер -для зрителя; музыкант - для слушателя. Слэеэ приходит к ТЕОр-цу как результат благодарного восприятия его.произведений обществом, людьми, молодежью. И чем активнее творчество художника направлено на молодое поколение, с его эстетическими принципами, тем мощнее отзвук произведения искусства в его дуае и тем устойчивее сохраняется оно в истории человеческой культуры.

Самодеятельное кино-фото творчество, наряду' о другими видам искусства, раскрывает правду казня, и учащиеся с яадностьэ вкладываются в кавдую ее деталь, в признаки, внешнего облика человека, впитывают манеру людей общаться друг с другом, мыслить, трудиться, отдыхать» Из всего этого они делают своя выводы и обобщения, как бы заново открывая для себя реальный мир, в котором иы гивем. ЕЬа этом у них закладываются основы эстетического подхода к действительности.

- ID -

В эпоху научно-технического прогресса молодежь получает первачаую ae$cpiai®n не в клубе (как это било когда-то), а через средства кассовой информации. Однако, средства массовой нн-фррмеда се могут эшенЕЯв потребности молодежи в еквш общении с другим-, лша. Отсвда в преимущества каяо-фото круака, который uosst удовлетворить тягу старшеклассников в различав*? фор-каа ойцйния, совестных переживаний, действий, добувдаощис их к коекеетнвному обсувдеяив важных проблем. Сочетая в себе две форсш работы; массовую инфоршцйв и контакты старшеклассников кеиду собой, кино-фзто кружш может полнее удовлетворяв потребности м си одет дщей как в непосредственной общении а сшере-кении» таз: и в проявлении его внутренней духовной активности, что в делается £ вастояцее вреда.

Ханш образом, в период научно-технической ревспшда работа культурно-просветительных учреждений дошша быть на такое уроЕяе, чзгобя посла представлять самые широкие возможности кия реадазахзш многогранных запросов старшеклассников.

Творческая личность - важнейшая даль как всего процесса обучения я воспитание, так и эстетического воспитаний- Без ао-тет2*геского воспитания, без формирования способности; к встегз-че^ЕОыу творчеству вевозаожно решить задачу по всестарсенему а гаpt;0e3i4sскшу развагио личности. Совершенно очевидно, что кеж— рукозодатель любительской кино-фото стадии посредствок so-тетическсго воспюганяз готовит старшеклассников к преобрезсва— тельной деятельности. Есть дртдя (таких очень шало), которыа действительно ¿osasaxs творческой свксдеятельностью jgea разва— тия своих способностей. Птт* на все смотрят гак-то особенно» оригинально, го всей вадн? д всему удивляется, что древде-втото нз

- П -

шдела.

Эстетический вкус, опиравшийся на эстетическое чувство а ведущий к способности рационально оценить эстетачзскуз информацию, обладает и константностью, я в то se время является перманентно динамичным, пэдванным образованием. Эстетический вк^с направляет эстетическое творчество личности яа соответствие от-рааенных в его результатах законов красота, гармонии а совершенства объективнш процесса.»! и закономерностям, то есть объективной истине. •'

Далее з диссертации рассматривается история развитая круа-ков и студий по киноискусству. Проанализирована этапы развития самодеятельных круккоз а стулнй, особенности кйкотЕсрческой деятельности индивидуальных лябитеяей-пкольников.

Начальным этапом развития советского любительского кинофото творчества мозно счзтать 1920-1927 гг. Яа этом, первом этапе Зело создано Общество друзей советского кино (ОДСК). ТГерваэ шага кино-фото любительские круаха получила именно благодаря повседневной псмсща 0Д(Ж.

На втором этапе (I927-IS57 гг.) в связи со смертьа председателя ОДСК Ф.Э.Дзерздяского а труднна зксясмачэснаа nazozeszez в стране, затем с началом Великой Отечественной война, восстановительна« периодом народного хозяйства страна Советское зазо-фото лгбатеяьство Ее получало заметного развитая. Поэтому этот этап можно назвать "застойяш".

На третьей этапе {IS57-IS3S гг.) намечается азвестЕы* сзлг з разЕатаа любительского наяо-|ото творчества. 3 этот перге-увеличилось количество ^гяс-^ото груззоз, zfjzzz л сбъзгиленг.;*. з учебных заведениях, на заводах, сабраках, колхозах 2 сп-хс^эх.

Начиная с 1985 года (на 4-ом этапе), любительское, кино-фото творчество получило новый скачок в своем развитии е связи, с развитием таких новых видов, техники как телевидение, магнитофон, радиоаппаратура, видеотехника, киносъемочные камеры и т.д.

В этот период формируется и развивается система управления самодеятельным кинотворчествоы. Создается "Федерация непрофессиональных кинематографистов СССР" (1988 в-)» которая осуществляет общее руководство любительским кинотворчествоы (схема I).

Психолого-педагогические обоснования формирования элементов эстетической культуры старшеклассников даются в § 1.3.

В социальном аспекте эта деятельность способствует улучшению профориентации учащихся на фото-кино, а также технические и творческие профессии-. В педагогическом плане стимулирует становление и развитие нравственно-эстетических качеств личности, активизирует их трудовую самостоятельность. В творческом аспекте развивает способности старшеклассников в обращении с техникой и, в конечном счете, удовлетворяет их художественные вкусы и потребности.

Эстетическое воспитание не адекватно понятию художественное воспитание, оно гораздо шире и направлено нз на одно лить искусство, е на весь спектр эстетического отношения, человека к миру. Однако в системе эстетического воспитания именно киноискусству принадлежат особое место. Причины - е уникальной способности киноискусства формировать разностороннюю личность. При этом киноискусство в своем воспитательном воздействии направлено на развитие всех пята потенциалов'личности (гноселогический, аксиома-тол огаческий творческий, коммуникативный, художественный), а ченз них формирование как худокественных, так и нехудожествен-

ьсееоюлным сьеы Федерации иепрошесаюнальных шематогрсшсгшй СССР

правление Федерации непрс^сионешьных кинематогРашистоь Ссьнк) . ПРемтип Замееяитеяь Ошьшютирь

Презодиш маьлеиия сьенераш иеаю&еесм-нальных шешгоотеасьшпоь (аш} Прегсшиень Замрститеяь ИРеюелатеп^ Отьетстг.. секретарь

оыиестла_*Л

I ШйМШШи

- *• — • •• |

гсас____

Уйенний/ \ кий \coaen Жлд^д&ет^ (тогичесл Чслет

/^•ДЮШкЫНЛЫЙ

шйоьшдозний #'

пнаюрмаиюиое обеспечение Оманиьаш учеьио-ышпаино процесса. техническое кшцтие

^тасштечг

Л ЛС 111ЛЛГТЧ1М Л

\к№ный/ \кий родвИод^шеви

соьет

/ ¿шестао {§ толсмйелеКЕ

льшстйо &> (элюш.кйиосиа^.

_б> I

ушаекны^Х кпд 'соьега

машериалыю-тештео-

ше оьеспсченлс. проведение аесгаиадлей койка гейшшшмт всееоюаньм прокат

культурные

Сагактирная скема генерации непю&есешнаяьшк кикематотраажстое»

схемл 1

ннх ее способностей.

Целенаправленное воспитывающее воздействие киноискусства на личность, цревде Есего на ее творческий и художественный по-теншалы, введенное в русло определенной эстетической системы, уместно определить как "художественную педагогику". Эта преобразовательная деятельность направлена на человека, его духовное бытие, в которой инструментом воздействия выступает искусство, а методология "худокественного миропознания", художественного понимания правды еизни рондается на стыке искусства и педагогики- Искусство воспитывает совокупностью освоенных им средств худокесгЕенной реальности, главным иятегративннм своим качеством - художественностью, а также взаимопроникающим единством познавательных, оценочных, конструктивных, коммуникативных, языковых качеств.

Вопросы социально-худокественной активности личности в процессе самодеятельного кино-фото творчества специально исследовались в работах А.В.Багенова, П.Д.Генкина, З.С.Малобицкой, Т.Н. Уекенина, Э.А.Янедяускаса.

Художественная педагогика воспитывает благодаря сопрякению этих двух реальностей - худонественной и социальной; проверяя, дополняя одна другую. Именно через систему худокественной педагогики ыолодеЕЬ способна познать целостно, в единстве реальную действительность, "технику творчества" (в самом широком смысле слова, как эстетические законы искусства), направленную на ее освоение и, наконец, художественную, преобразующую реальность. В этом ее эстетическая сила, реализованная в конкретной совокупности принципов, методов и механизмов современной художественно? педагогики.

Л обительское кино связано с современностью множеством Факторов - социальных, эстетических, этических, идеологически.: V др. и постоянно в этой системе оно проверяется на качество отражения современности в мышлении, чувствовании, языке.

Закономерности психологии юношеского возраста, особенности развития интеллекта, эмоцай, художественного восприятия, индивидуально-типологических характеристик определяют важнейшие условия по обеспечению активного восприятия старшеклассниками кинофото творческого цикла:

- активизация чувственной, эмошоиальяой п интеллектуальной сфер личности;

- общая и специальная установка яа актдвное эмоциональное восприятие художественной информации;

- учет возрастных я индивидуально-типологических особенностей старшеклассников, а также факторов, обуславливавших доленей уровень восприятия, таких как имеющиеся представления, интересы, желание, наблюдательность, самостоятельность мышления, эмопионально-оценочные отношения;

- максимальное использование социально-психологического, сопиально-культурного и нравственно-эстетического опгза крукков-цев; : • -

- учет специфических особенностей эстетического восприятия (дифференцированного по фазам - лредкоммуникативная, коммуникативная и посткоммуникативная).

Сила действия любительского кино обуславливается тем, что при его восприятии взаимодействует слухоЕой и зрительный анализаторы, создавая акустико-визуатьнне динамические образы, такие протяженные во времени а пространстве. Это дает возможность рас-

крыть большое количество связей в коммуникативном акте, и не только услышать, но и ощутить в зримом пространстве.

Педагогическая организация процесса эстетического воспитания старшеклассников средствами лнэбитешского кино-фото творчества требует четкого представления содгря шия и целевой направленности этой работы, которая рассматривается не только как обогащение кружковцев определенными эстетическими знаниями и навыками, но и как совершенствование качественной структуры личности старшеклассника в целом, ее идейно-нравственного и мировоззренческого потенциала.

Определенное место в эстетическом воспитании молодежи занимает любительское кино-фото творчество. В нем органически сочетается литературная деятельность,, киеопись, архитектура, декора-тиЕко-прикладное искусство, музыка и др. Все эти еиды искусства входят в кияотворчество, объединяют искусство сценариста, режиссера, оператора, звукорежиссера и т.д. Эта целостность делает их могучим средством эстетического воспитания. Эффективность эстетического воспитания детей и молодеяи существенно повышается при непосредственном участии в самодеятельном кино-фото творчестве. В процессе активной деятельности они не только приобщаются к миру прекрасного, ео а сами участвуют в создании кино-фото произведений, делают свой досуг полезны:-.? и интересным.

Ео второй главе "ФОНДИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭСТЕТИЧЕСКИ: ВКУСОВ У СГАКГЕКЕАССЯШЮВ В ПРОЦЕССЕ СА1ТОДЕЯТ331ЬНОГО КИНО-ФОТО ТВОРЧЕСТВА" рассмотрены организационно-педагогические условия эстетического воспитания в процессе кино-фото творчества старшеклассников, эстетические аспекты любительского кинотЕорчества, организация и результаты слитно-экспериментальной работы по формирова-

Система и структура-кйно-4ото любительских творческих умений кружковцев

я

N

«ценарнко умения

'Я)*

ПГ п

«я

й

«1 »»•

Й! Я

м <и ш о

1.1

и; эз м и и, <1> о и

в

:я м о

И

о

я

о

иг« м 1» и-

V* П1

Ш 45

а С1 о

Режиссер ские умения

А

Ш 1У

о м

14

о

а 01 о ц о о

В)

л к 5 ш м Сч о о :с г-ч ;м о _! ш и

К 1(1

¡Й а

Оператосские

умения

У1

I

01

и о

я

ы и

о а о

м

Я>

СТ) н

Р. И

■о и ГЧ А ию

о

¡и

м о Ю Г-,

0) о >»

УП

Ч> "-л

Умение обработать кинопленку

Умения монтировать ки«

ног?,ильм

УШ IX

1 я

я о

111 с-<

г-С «1

Л а

и

о

о « к

м о

я ам

1> о <и

иГСП -о ч

О) м ОЛ Я

о а о

о г; 5

О К К & Я

Л № м

н Р) я

Ш СП р,н П1 « И я О О

о чо

(Ч О СП

о р

о о охз

^ ы о

а) о ®. и;

си 1-,

Д о - М

»» Г.'.

Рис.!

Я

хп

а

я

о

т а

а сз

Я

« я

т «

И( а

ы

о

о м

И И

о о

о р

а)

0) о

о

а; №

о>

Л о р

13Ёуко-о пе-

раторские

умения-

Демонстрационны« умения

1-.

>4

Ы

т

а а

еч : о О

И Р о о я и

О) м

»8. а и м о а> ш к >» м

Й

ш т о и,

к _ Р|М Ен О

о о а о О Е-«

а> ш

о з а

ш » о

РчР( и о

М Н Ы М О 03

о £&

еию основ кинолюбительских творческих умений у участников самодеятельного кино-фото творчества.

В процессе нашей опытно-эксперим а I зльной работы мы выделили из общего объема понятий эстетического Боепитания старшеклассников только один аспект - развитие кино-фото творческих способностей школьников и конкретно из них - формирование у них кино-фото любительских творческих умений.

В результате анкетирования и обсузрения с руководителями кино-фото кружков, методистами, а '. акже с педагогами паи удалось выявить систему и структуру фото-кино любительских творческих умений (рнс.1), состоящих из 7 блоков, 16 компонентов и 31 звена. ОпнтЕо-эксперяменгальноз обучение крукковцев основам этих умений проходило в течение 5 лет; оно осуществлялось в 4-е этапа (таблица II). Им было охвачено всего 287 человек.

Содержание опытно-экспериментальной работы ьключало организационно-ознакомительную работу, консультатиЕно-педагогичес-кие занятия с индивидуальными фото-кино любителями, кружковые занятия и обучение школьников па любительских киностудиях.

■ Экепериментально-опытная работа подтвердила правомерность высказанной наш гипотезы о том, что эффективность воспитания старшеклассников средствами киноискусства повышается при использовании в воспитательной работе самодеятельного кинотворчества старшеклассников, при совладении определенных условий и педагогического контроля.

Опираясь на опытно-экспериментальную работу по организации самодеятельного кинотворчества и опыт любительских киностудий, мы припили к выводу, что в работе со стариеняасснзкаил необходимо учитывать: перьичную неоднородность состава кружковцев, уро-

Таблица Г.

Пути и этапы обучения кружковцев основам любят ель ск его кикотзорчества в культурно-просветительных учреждениях.

Этапы обучения Количество ко угков по голам

пп 1935 1985 1987 1938 Г939 Всего

I. Органнзацзоняо-ознакогштель-кая работа с индивидуальными фотолюбителями 7 12 19

г. Хонсультатавяо-аедагогаче с-кие занятия с андзвидуаль-нэдз каналсбЕтеляка 19 22 27 68

3. КруглОгпэ занятия с кинолв-бзтеяяяя по форкзроЕангв гверчгекпх уаеяяй а эстетического воспрзятяя в процессе деятеяьностя 31 35 38 106

Обучение кружковцев основам самодеятельного Еияеаато-трафачаского твсрчгства на зсбательсках киностудиях _ И 37 47 95 1

Итога! 7 31 84 КС! 85 2871

ост, ех зететачеезето Еоспиташш, ог^нка, тип ТЕорчзсзого по*ш>-а. Исхцдз ез этого сгрпзтсз:

а) - сртангзЕпдя срегдаийауникатлЕЯоЗ в посткпаауяикатявЕоЗа гбетн с пзСательсЕзи фнльиш;

б) иетодака соойжназ гесретачвсках и эстетических знаний;

в) иетсства создания учебных фильнов на этапе псщгсг твза .к ,еикв фалкш;

г) кетадза кзяосьеяхэ лЕбгтельсзих фильмов.

Рис.2. График сформированности хино-фото о бительских умений у крунковцев.

Баллы

н-3 2 Н

—г~

в

-I—

г

—г— е

Ы

Едоки умений .

примечание:

- экспериментальная группа

■--- контрольная группа.

Критерием эстетической направленности и социальной активности старшеклассников выступает реальная ценность их творческих умений, широта участия детей в общественно значимой деятельности, творческий уровень этой деятельности, ее мотивы и уровень осознания.

Одновременно исследование выявило проблемы для дальнейшей работы. Теоретическая интерпретация результатов эксперимента показала универсальный характер изученного социально-педагогического механизма, что определяет возможность его дальнейшей разработки, как применительно к художественной самодеятельности в целом, так и по отношению к отдельным досуговам интересам.

Предложен вариант развития эстетического восприятия любительского кикотворчестга старшеклассниками, система руководства

этим процессом, которая исключает стихийность воздействия кинематографа и требует от педагога продуманной, систематической работы по повышению общей эстетической культуры кружковцев.

Мы полагаем, что полученные выводы в отношении возмоеенх путей управления и организации самодеятельного кинотворчества послужат определенной осноеой для дальнейшей работы в этом направлении.

В результате нашего исследования мн пришш к следующим основным выводам:

1. Выявлены психолого-педагогические предпосылки формирований основ эстетической культуры старшеклассников средствам фотокино творчества. Их анализ показал, что в процессе формирования творческих умений возможно решение задач эстетического, нравственного, трудового воспитания школьников. В них заложен огромный потенциал для развития эстетической культуры, эстетических вкусов, эстетических способностей а творческих умений.

2. Одним из ваннейших психолого-педагогических предпосылок развития эстетической культуры старшеклассников является целенаправленное улучшение педагогического руководства организащон-но-технической работой среди кино-фото кружковцгз а студийцев; оно главным образоы заключалось в активизаши эмоционально-эстетического опыта кружковцев; в проведении методически целенаправленного просмотра и психологически эффективного обсуждения лгбз-тельского фильма; в закреплении эмопдопального а оценочного впечатления, а также в осмыслении содержания любительского кинофильма; в создании необходимых организацаонао-педахогическах г художественно-технических условий для кружкснцэв.

3. Для реализации задач эстетического возпитанля етарсэтс^с-

сников в процессе развития иорчесних умений необходимо выполнение ряда условий, а именно:

1. Организационные условия:

а) подбор участников и комплектование съемочной группы;

б) решение всевозможных вопросов, связанных с работой большего числа людей, особенно в условиях добровольной деятельности.

2. Художественные условия:

а) создание самодеятельного литературного произведения в виде сценария;

б) режиссерских и операторских разработок сценария;

в) выбора музыки;

г) выполнения художественного процесса съемка а монтажа фильма.

3. Технические условия:

а) техническая организация объекта съемки;

б) съемка с использованием.съемочной техники и приспособлений; "

в) лабораторная обработка.

4. Качество руководства работой кино-фото кружка в целях реализации эстетического воспитания ¿¡ожет быть обеспечена специальной подготовкой руководителей. Мы в ходе экспериментальной работы разработали программу семинара для руководителей кано-фото кружков.

5. Формирование интереса к любительскому кинотворчеству необходимо начинать с юношеского возраста. В средних школах, училищах, в высших учебна заведениях необходимо ввести преподавание практиче кой эстетики, включая курс "Основы любительского каг>фмо искусства".

ОсноЕйке полскения, научные результаты, полученные авторш диссертации, нашли отражение в следующих публикациях:

1. Практикум по техническим средствам культурно-просветительной раооты. Методическое пособие. "Знание", г.Чимкент, 1980. - С.58.

2. Технические средства обучения как средство формирования эстетической культуры будущих яедагогов-музккантов.//Тезиса докладов республиканской конференции. Алма-Атинская Гос.консервато-рйя им.Нурмангазы. Алма-Ата, 1989. - С.47.

3. Любительское кинс-фото творчество как средство эстетического воспитания в клубе^Методическое пособие. РБМЦ. Алка-Ата, 1989. - С.41.

4. Кто пононет кинолюбителям? //Статья. Журнал "Агитатор Казахстана", В 8, 1989. - С.25.

5. Роль любительского кинотЕорчества в эстетическом воспитании молодежи. /Материалы Всесоюзной научной конференции, г.Целиноград, 1989. - С.416-417.

6. Развитие любительского кинотворчвства как важнейшая форма формирования нового эстетического сознания студенческой молодежи.//Материалы межреспубликанской научно-методической конференции. г.Ош, 1989. - С.210.

7. Возможности любительского кинотворчества в эстетическом воспитании молодежи. //Материалы межвузовской научно-практической конференции. г.Чимкент, 1990. - С.83-89.

8. Педагогические проблемы и методы использования технических средств в подготовке студентов к творческой деятельности.// Материалы республиканской научно-практической конференции. гЛе-нинабад, 1990. - С.107.

9. Психолого-педагогические проблемы подготовки студентов к воспитательной работе в условиях кинг>-$ото кружа.//Материалы менреспубликансиой научно-практячесро* конференции, г.Душанбе, 1990. - С.68.