автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие эстетического вкуса студенческой молодежи (на материале музыкально-исполнительских коллективов художественной самодеятельности)
- Автор научной работы
- Дряпика, Владимир Иванович
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Киев
- Год защиты
- 1984
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Дряпика, Владимир Иванович, 1984 год
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА СТУДЕН" ЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЙ
§ I. Теоретические основы исследования. 13
§ 2. Ведущие факторы развития эстетического вкуса молодежи. 31
§ 3. Состояние сформированноети эстетического вкуса у студентов педвузов. 45
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ. 74
ГЛАВА П. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В КОЛЛЕКТИВАХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ
§ I. Педагогические условия руководства развитием эстетического вкуса участников художественной самодеятельности вузов. 79
§ 2. Организация и ход экспериментальной работы по развитию эстетического вкуса студенческой молодежи. 95
§ 3. Динамика развития эстетического вкуса участников художественной самодеятельности.124
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.148
Введение диссертации по педагогике, на тему "Развитие эстетического вкуса студенческой молодежи (на материале музыкально-исполнительских коллективов художественной самодеятельности)"
В Отчетном докладе ЦК КПСС ХХУ1 сьезду парши подчеркивается важность того, "чтобы все окружающее нас несло на себе печать красоты, хорошего вкуса" /14, 62/. На современном этапе социалистического строительства развитие у каждого человека высокого эстетического вкуса, умения правильно ориентироваться в событиях общественно-политической, культурной, художественной жизни представляет одно из важных направлений идеологической работы /15; 19/. Документы июньского /1983 г./, февральского и апрельского /1984 г./ Пленумов ЦК КПСС еще раз убеждают в том, что главный смысл, коренное содержание деятельности КПСС - неустанная забота о формировании человека нового мира /16, 17/, привитии молодежи непримиримости к чуждым нашему образу жизни взглядам и вкусам /17, 30/.
Здоровый, развитый эстетический вкус дает человеку те эмоционально-чувственные и одновременно осознанные революционно-гуманистические критерии, с помощью которых возможно сугубо индивидуально оценить всю систему существующих в обществе интересов, идей, стремлений и идеалов. Будучи связан с борьбой за мир и счастье людей, эстетический вкус - одно из самых могущественных средств общественного прогресса /208; 125/.
В трудах К.Маркса и Ф.Энгельса обосновано положение о формировании эстетического вкуса как проявления сущностных сил человека, его способности преобразовывать действительность по "законам красоты" /2, 94/. Рассматривая вкус как общественное явление, В.И.Ленин считал его важным показателем эстетического развития, умением личности грамотно относиться к явлениям действительности и искусства /II, 660/.
Большое внимание этому вопросу уделяли выдающиеся деятели Коммунистической партии и Советского государства М.И.Калинин, А.В.Луначарский, Н.К.Крупская /72; 107; 89; 90/. В разработку проблемы
- Ц. значительный вклад внесли крупнейшие советские педагоги А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинекий /III; 112; 171; 172/.
Современная наука глубоко исследует партийность вкуса /М.С.Каган, Ю.А.Лукин, Е.Г.Яковлев/, его связь с мировоззрением /А.П.Бе-лик, И.А.Зязюн, В.А.Кудин, Л.Т.Левчук, Н.ЛЛейзеров/, роль, место и функцию вкуса в сфере эстетической оценки /А.И.Буров, Л.Н.Коган, А.С.Молчанова, Л.Н.Столович/, взаимосвязь с идеалом /О.В.Лармин, И.Ф.Ляшенко, Е.С.Громов, В.И.Горынь/, взглядами и интересами людей /Н.А.Аринина, Э.Е.Алексеев, В.К.Скатерщиков, В.С.Цукерман, Ю.У.Фохт-Бабушкин/.
Процесс формирования этого важного компонента эстетического воспитания рассматривается сквозь призму развития отношений человека к явлениям действительности и искусства во всем их многообразии /Е.В.Квятковский, Б.Т.Лихачев, И.Л.Маца, В.А.Разумный/, а также посредством различных видов художественной культуры /О.А.Апраксина, Ю.Б.Алиев, Н.А.Ветлугина, Д.Б.Кабалевский, Л.А.Кассиль, С.В.Михалков, Б.М.Неменский, В.Н.Шацкая/.
Работы советских психологов раскрывают основу, на которой развивается эстетический вкус: механизм формирования эстетических восприятий и чувств /Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, Б.М.Теплов, И.А.Джидарьян, С.Н.Беляева-Экземплярская, С.Х.Раппопорт, А.Г.Кос-тюк/, склонности и потребности /А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, М.А.Верб, А.Г.Ковалев, Г.С.Тарасов/, что дает возможность глубоко исследовать процесс его развития.
Определенную значимость для решения проблемы развития вкуса представляют исследования в области социальной психологии /В.Д.11а-рыгин, Д.Н.Узнадзе, В.А.Ядов/, в которых решаются вопросы установки, диспозиции поведения личности, преобразования ею действительности по законам гармонии и красоты.
Однако существующая литература по вопросам развития эстетического вкуса не в полной мере раскрывает многие существенные стороны этой формы эстетического сознания. Не случайно авторы редакционной статьи в журнале "Вопросы философии", давая оценку исследованиям по марксистско-ленинской эстетике, выделяют недостаточно разработанные, называя, в частности, среди них проблему эстетического вкуса /68/.
Современными философами даются весьма разноречивые определения понятия "эстетический вкус". Одни считают его выражением эстетических взглядов /В.К.Скатерщиков/, другие - эстетических чувств /Л.Б.Шульц/, третьи - эстетического идеала /О.В.Лармин/. Эстетический вкус определяют и как интерес, и как склонность, и как способность личности оценивать и различать прекрасное и безобразное в явлениях действительности и искусства /А.И.Буров, В.А.Разумный/. Некоторыми авторами процесс формирования вкуса раскрывается лишь в зависимости от правильной ориентации индивида в сфере природных, общественных, эстетических ценностей, не всегда учитывая его роль в развитии сущностных сил человека в сфере художественно-эстетической деятельности /И.Л.Маца/.
Эстетический вкус определяют и как свойство, включающее эстетический идеал и чувство, служащее связующим звеном между социальным миром, природой и человеком /Е.Г.Яковлев/. Соглашаясь с подобным определением, мы рассматриваем эту категорию как свойство личности адекватно воспринимать, качественно оценивать и творчески относиться к явлениям искусства и окружающего мира. Единство суждения и переживания делают его общесоциальным, классовым явлением и в то же время индивидуально неповторимым свойством человека.
Педагогический аспект развития эстетического вкуса состоит в том, что, будучи процессом управляемым, он является выражением эстетических предпочтений человека и зависит от качества эстетического восприятия и переживания, обоснованности суждений и оценок, степени творческого подхода к художественной деятельности. Как результат педагогического руководства он представляет собой интегральный уровень эстетической культуры личности.
В настоящее время первостепенное значение придается развитию эстетического вкуса студенческой молодежи педвузов. Ибо успешное решение сложных задач воспитания подрастающего поколения в решающей степени зависит от учителя, его идейной убежденности, профессионального мастерства, эрудиции и культуры /18; 23; 24/•
Являясь динамичным свойством человека, эстетический вкус, его целенаправленное развитие предполагает создание педагогически целесообразных форм организации свободного времени студенческой молодежи. В свете комплексного подхода к воспитанию значительно усилилось внимание к вопросам эстетизации процесса организованной деятельности студентов в художественно-творческих коллективах /Н.И.Ки-ященко, У.Ф.Суна, Б.А.Абгарян, О.Я.Кудрявцева/.
В Постановлении июньского /1983 года/ Пленума ЦК КПСС указывалось: "Необходимо проявлять постоянное внимание к развитию самодеятельного творчества, приобщению масс к ценностям культуры" /15, 76/. Это требование весьма актуально, ибо сегодня для более полного познания окружающей действительности, молодежи особенно необходимы разнообразные впечатления, чувства, переживания, которые ярче всего представлены в искусстве, в том числе и музыкальном творчестве. Художественная самодеятельность является "социально-культурным механизмом" /Ю.Е.Соколовский/ эстетического формирования студенческой молодежи, приобщения ее к достижениям художественной культуры, музыкального искусства /Б.А.Брылин, В.Л.Бахарев/.
В исследованиях художественного творчества музыкальная самодеятельность рассматривается как средство формирования эстетических способностей участников лишь в процессе совершенствования методики музыкального образования /А.С.Каргин, В.Г.Кузнецов, В.Н.Луб,
Д.Н.Свечков, В.С.Чунин, Л.Ъ.Шамина/. А характеристика художественно-эстетического развития кружковцев не выходит за рамки музыкально-исполнительской деятельности коллектива /В.Н.Куприянов, Х.М.Ха-ханян/: повышение эффективности учебно-воспитательного процесса большинство авторов усматривает только в приобретении и совершенствовании участниками отдельных музыкально-художественных навыков.
В некоторых диссертационных работах исследуются социальные функции художественной самодеятельности /И.А.Штиглер/, намечаются пути эстетического воспитания студентов средствами хорового пения /В.Л.Бахарев/, анализируется опыт эстетического воспитания студенческой молодежи в процессе деятельности творческих самодеятельных объединений /С.И.Таткова/. Однако, в педагогической литературе до сих пор нет специальных работ, посвященных эстетическому развитию студентов средствами самодеятельного оркестрового исполнительства.
Важной задачей в организации художественной самодеятельности педагогических вузов является также подготовка руководителей из среды общественников для работы со школьными художественными коллективами /23; 62/. Вот почему представляется важным в теоретическом и практическом плане выявить возможности музыкально-исполнительских, оркестровых коллективов педвузов в художественно-эстетической подготовке руководителей-общественников, эффективном развитии их эстетического вкуса. Безусловно, это не может не сказаться и на уровне нравственно-эстетического развития подрастающих поколений. Актуальность указанных вопросов возрастает из года в год.
Сказанное привело к мысли о необходимости обстоятельного изучения названной проблемы, что и обусловило тему нашей диссертационной работы.
Объект исследования - процесс развития эстетического вкуса студенческой молодежи средствами художественной самодеятельности.
Предмет исследования - педагогические условия развития эстетического вкуса студентов в музыкально-исполнительских коллектиI вах.
Цель исследования - выявление и разработка эффективных способов управления развитием эстетического вкуса студенческой молодежи в коллективах художественной самодеятельности.
Основу исследования определяет следующая гипотеза: уровень развития эстетического вкуса студенческой молодежи значительно повышается, если в основу работы музыкально-исполнительских коллективов художественной самодеятельности положены целесообразные формы организации нравственно-эстетического воспитания кружковцев в сочетании с системой методов и средств, обеспечивающих последовательное и глубокое усвоение ими музыкального материала, лучших образцов мирового художественного творчества.
В задачи исследования входило:
1. Дать научное обоснование процесса развития эстетического вкуса молодежи в аспекте педагогической регуляции.
2. Разработать критерии для выявления уровней сформированнос-ти эстетического вкуса студентов педвузов.
3. Научно обосновать и экспериментально проверить систему методов и средств развития эстетического вкуса самодеятельных музыкантов.
4. Проследить динамику и определить пути эффективного развития эстетического вкуса участников самодеятельных музыкально-исполнительских коллективов педвузов.
Методологическую основу исследования составляют положения трудов классиков марксизма-ленинизма об эстетическом вкусе как способности человека творить по законам красоты; Материалы ХШ съезда КПСС; июньского /1983 г./, февральского и апрельского /1984 г./ Пленумов ЦК КПСС; первой сессии Верховного Совета СССР
XI созыва; Постановления ЦК КПСС по вопросам эстетического воспитания, его места во всестороннем развитии личности: "О литературно-художественной критике" /1972 г./, "О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного художественного творчества" /1978 г./, "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы" /1979 г./, "Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы" /1984 г./, "О мерах по совершенствованию подготовки, повышению квалификации педагогических кадров системы просвещения и профессионально-технического образования и улучшению условий их труда и быта" /1984 г./ и др.
В реализации задач исследования использовались следующие методы и приемы: а/ теоретический анализ литературы по проблеме исследования; б/ сбор ретроспективной и текущей информации: анализ документальных материалов, изучение передового педагогического опыта, анкетирование, интервьюирование, беседы, наблюдения, педагогический анализ и оценка, анализ статистических данных, творческие задания, звучащие анкеты, тесты; в/ организация учебно-воспитательной работы и проверка ее результативности: сравнение и сопоставление художественных образов и авторских характеристик музыкальных произведений, предварительный сбор художественной информации, установление связи с другими видами искусства, диагностирующие контрольные работы, оценочная и исполнительская интерпретация, художественная аналогия; г/ приемы: "предметный круг", "педагогический консилиум", "рейтинг", "блиц-выбор" и др.
Основным методом стал педагогический эксперимент, который проводился в коллективах студенческой художественной самодеятельности педвузов, Дворцов и Домов культуры. Экспериментальная работа осуществлялась автором в оркестре духовых инструментов и ансамбле народных инструментов "Юность" Кировоградского пединститута им. А.С.Пушкина; Народном оркестре народных инструментов Кировоградского областного дома учителя и ВИА "Аллегро" Дворца культуры им. Октября г.Кировограда, а также руководителями оркестровой художественной самодеятельности Ровенского пединститута им. Д.З.Ману-ильского. Контрольные группы - самодеятельные оркестровые коллективы Ворошиловградского пединститута им. Т.Г.Шевченко, Нежинского пединститута им. Н.В.Гоголя, Сумского пединститута им. А.С.Макаренко. Они были подобраны с учетом исполнительского репертуара, идентичности контингента участников, форы и методов работы. Исследование велось на протяжении шести лет - с 1978 г. по 1984 г.
На первом этапе исследования констатация данных изучения художественно-эстетических интересов и предпочтений студенческой молодежи дала возможность определить уровни и критерии развития их эстетического вкуса; выявить противоречия между высокими требованиями к эстетической культуре социалистического общества и состоянием сформированное^ эстетического вкуса студенчеи о скои молодежи, участников художественной самодеятельности.
В течение второго этапа были реализованы основные положения исследования в практической работе коллективов студенческих самодеятельных оркестров духовых инструментов педвузов.
На протяжении третьего этапа эти положения апробировались в музыкально-исполнительских коллективах других профилей и жанров /народные и эстрадные оркестры и ансамбли/ с применением различных форм и средств эстетического развития участников.
В ходе четвертого этапа прослежены и проанализированы особенности развития эстетического вкуса студентов-оркестрантов контрольных и экспериментальных коллективов, указаны пути эффективного его развития.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- изучены особенности и степень эстетической воспитанности студентов педвузов;
- определены уровни сформированности эстетического вкуса студенческой молодежи;
- выработаны критерии развития эстетического вкуса молодежи;
- предложены и апробированы педагогические условия эффективного развития эстетического вкуса участников музыкально-исполнительских коллективов художественной самодеятельности вузов.
На защиту выносятся следующие основные положения:
- высокий уровень развития эстетического вкуса студенческой молодежи определяется степенью ее активности и аргументированным выбором различных форм эстетической деятельности, а также возможностью интерпретационного подхода к оценке и исполнению музыкальных произведений, творческого проявления эстетических знаний, умений, навыков в художественной деятельности;
- эффективность педагогического руководства данным процессом обеспечивается разработанной системой способов освоения музыкального материала, из которых ведущим является метод промежуточного слоя.
Практическая значимость исследования состоит в том, что упомянутая система мер, обеспечивающая последовательное освоение кружковцами музыкального материала в сочетании с наиболее целесообразными формами организации их нравственно-эстетического воспитания, внедрена в практику работы музыкально-исполнительских коллективов педвузов. Предложенные условия и способы управления этим процессом могут быть использованы педагогами и руководителями художественной самодеятельности при организации эстетического развития молодежи в школах, училищах, вузах, Дворцах и Домах культуры.
Апробация результатов исследования осуществлялась автором в f ходе экспериментальной работы в педвузах республики. Основные положения представлены на У1 Всероссийском симпозиуме педагогического общества РСФСР /М., 1982/; Всесоюзной научной конференции "Ценностные ориентации личности, пути и способы их формирования" /Петрозаводск, 1984/; Республиканской научно-практической конференции "Проблемы формирования всесторонне развитой личности в педагогическом наследии В.А.Сухомлинского и практике работы современной школы" /Кировоград, 1983/; отчетных научных конференциях НИИ педагогики УССР /Киев, 1983, 1984/, отчетных научно-практических конференциях Кировоградского государственного пединститута им. А.С.Пушкина /Кировоград, 1978-1984/; заседании экспертной комиссии Союза композиторов УССР /Киев, 1983/; Республиканской научно-практической конференции "ХХУ1 сьезд КПСС и актуальные проблемы нравственно-эстетического воспитания студенческой молодежи" /Киев, 1984/; конференции молодых ученых НИИ психологии УССР и НИИ педагогики УССР "Психолого-педагогические проблемы управления развитием личности школьника в процессе обучения" /Киев, 1984/.
Логика исследования обусловила структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка основной использованной литературы.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Обобщая материал второй главы, считаем целесообразным кратко изложить методические рекомендации для целенаправленного педагогического руководства развитием эстетического вкуса студентов-оркестрантов:
- коллектив художественной самодеятельности может стать эффективным средством развития эстетического вкуса студенческой молодежи при условии, если методика и содержание учебно-воспитательного процесса направлены на реализацию разнообразных форм и видов художественно-эстетической деятельности участников;
- основной акцент в организации и руководстве самодеятельным музыкально-художественным творчеством следует делать на развитии таких форм работы и отчетности самодеятельных коллективов, которые содействовали бы общественному и художественному развитию участников, органично соединяли усвоение музыкально-исполнительских навыков с другими формами эстетического и нравственного воспитания молодежи;
- существенной особенностью организации процесса художественной музыкально-исполнительской самодеятельности является структура соотношения различных видов искусства в исполнительской практике коллектива;
- творческая активность студентов-оркестрантов во многом зависит от художественно-эстетического опыта личности, поэтому формирование их полноценного ассоциативного фонда, его обогащение оказывает положительное воздействие на процесс развития эстетического вкуса. Это требует органичного единства жизненно-содержательной информации, заложенной в музыкальном произведении, с творческим художественным опытом кружковцев;
- важным условием развития эстетического вкуса самодеятельных музыкантов является правильный выбор репертуара. Способствуя эстетическому развитию участников и "работая" на художественное мастерство оркестрового исполнительства, он определяет общественную значимость деятельности всего коллектива. Поскольку наибольшую ценность для развития эстетического вкуса оркестрантов составляют классические образцы музыкального творчества, вопрос о допустимости их включения в репертуар должен решаться положительно;
- весь комплекс подачи и усвоения музыкального материала рекомендуется осуществлять на основе песенно-танцевальной музыки /простые музыкальные формы/ посредством постепенного их "наполнения" элементами содержательного комплекса сложной классической музыки Методом промежуточного слоя, что постепенно подготовит самодеятельных исполнителей к освоению сложных форм художественных музыкальных творений;
- процесс практического освоения музыкального материала /его исполнение/ рекомендуется осуществлять в системе: "показ произведения /в записи/ - исполнительский разбор - анализ и оценочная интерпретация — исполнительская интерпретация". Творческая исполнительская активность стимулирует самодеятельных музыкантов к дальнейшей художественной деятельности и усвоению сложных, глубокоидейных и эстетически ценных музыкально-художественных произведений;
- в деятельности коллектива необходим упор на основу, которая создается всем многообразием творческой общественной работы в вузе. Особое внимание следует уделять развитию творческой инициативы и самостоятельности студентов-оркестрантов в процессе художественной деятельности. На основании современных данных науки и проведенного нами исследования можно утверждать, что эстетический вкус развивается в процессе целенаправленного овладения студенческой молодежью соответствующими художественно-эстетическими знаниями и навыками, предполагающими их самостоятельную, творчески сознательную деятельность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема воспитания человека коммунистического общества в значительной степени реализуется с помощью высокоразвитого эстетического вкуса. Ибо важнейшей характеристикой формирования гармоничной личности является ее умение отличить истинно прекрасные, прогрессивные явления действительности и искусства от пошлых, реакционных; понимать смысл борьбы нового со старым; правильно выражать свое отношение к идеологическим концепциям буржуазной пропаганды.
Особую актуальность эта проблема имеет для такого многочисленного отряда советской молодежи, как студенчество педагогических вузов. Поскольку будущие учителя, пропагандисты и агитаторы, организаторы идейно-политического, нравственно-эстетического воспитания подрастающего поколения в первую очередь сами должны обладать твердой идейной убежденностью и развитым эстетическим вкусом.
Эстетический вкус рассматривается нами как одно из движущих мотивационных свойств и важных средств социализации личности. Он постоянно коррелирует мысли, поступки и деятельность человека, оказывая определенное влияние на совершенствование его идеологических предпочтений в их эстетическом звучании. Это дает основание трактовать его как "диспозицию личности" /В.А.Ядов/ на движение к цели, воплощающей в себе представление об истинном, прекрасном и совершенном.
Специфика развития эстетического вкуса состоит в том, что это истинное, прекрасное, совершенное выступает перед человеком только в субъективном преломлении. Пока каждый индивид не обнаружит в любой ценности свой "личностный смысл" /А.Н.Леонтьев/, до тех пор объективно прекрасное не становится его собственным достоянием.
Этот компонент эстетического сознания зиждется на диалектической природе и органическом единстве объективного и субъективного, общественного и личного. Он открывает возможность воспитательными средствами формировать такой вкус, который способствовал бы развитию сущностных творческих сил человека, помогал ему ориентироваться в мире художественных, природных и общественных ценностей, творить их по законам гармонии и красоты.
В общих чертах процесс развития эстетического вкуса протекает во взаимодействии сознания, культуры личности и деятельности, при решающей роли последней. Именно в этом смысле он формируется всей духовно-практической деятельностью человека, и в частности, художественным творчеством.
Эффективным фактором развития этого феномена является музыкальное искусство, так как его сфера проявления в настоящее время весьма широка и многогранна. Но при этом нередко наблюдается деформация истинно эстетического творчества. Она проявляется либо в виде бессистемной массы художественных знаний и бездумного потребительства музыки, либо в утилитарной музыкальной активности без адекватного переживания и осознания исполняемого произведения. Эта проблема разрешима лишь в том случае, если рассматривать процесс художественного творчества не только как формирование способностей человека к созерцанию искусства или упрощенному утилитарному музицированию, но, главным образом, как разумное преобразование этих способностей во имя развития у него подлинно эстетического вкуса. Ибо последнее прежде всего способствует возрастанию социальной активности индивида во всех сферах общественной практики.
Большие возможности для этого заложены в самодеятельном музыкально-исполнительском творчестве студенческой молодежи, которое является могучим средством формирования ее духовной культуры и творческого потенциала. Особая ценность художественной самодеятельности состоит в том, что она превращает потребителя и реципиента искусства в художника-творца, у которого эстетический вкус проявляется особенно ярко.
Вместе с тем учебно-воспитательный процесс в рассматриваемых коллективах нередко сводится к случайным или малоэффективным мероприятиям. Нестабильность состава участников, однообразие и низкое в идейно-художественном отношении качество репертуара, чрезмерная ориентация самодеятельных музыкантов на публичные выступления в ущерб их эстетическому развитию значительно снижают результативность воспитательной работы. Поэтому возросшие требования к художественно-творческому и нравственно-эстетическому развитию студентов педагогических вузов не всегда учитываются и реализуются в деятельности коллективов художественной самодеятельности, вследствие чего даже значительные успехи в развитии музыкальных способностей, исполнительских умений и навыков не могут компенсировать недостаточное развитие эстетического вкуса студенческой молодежи.
Чтобы разрешить возникшее противоречие, необходимо соблюдение единства организационных и методических условий, тесная взаимосвязь которых способствует интенсификации развития эстетического вкуса студентов в коллективах художественной самодеятельности.
Организационные условия обеспечивают разностороннюю, четко налаженную деятельность коллектива, что открывает возможность для эффективного использования целесообразных приемов активизации нравственно-эстетического развития студенческой молодежи. Методические, в свою очередь, содействуют совершенствованию ценностных эстетических установок и ориентаций самодеятельных музыкантов вследствие адекватного раскрытия идейной, художественно-образной сущности исполняемого произведения. Этот процесс предполагает обогащение эстетического опыта воспитанников, повышение их творческой активности и совершенствование системы управления в ходе практического освоения музыкального материала.
Целенаправленному развитию эстетического вкуса способствует последовательное формирование у оркестрантов полноценного ассоциативного фонда. От восприятия и чувственного образа-представления, через его обогащение историко-художественной информацией -к оценочной интерпретации музыкального произведения.
Однако для эффективности исследуемого процесса необходимо, чтобы интересы и предпочтения самодеятельных исполнителей опосредовались ориентацией на истинно значимые ценности художественной культуры, другими словами, чтобы в процессе развития эстетического вкуса молодежь приобщалась к высоким образцам классического и реалистического искусства, произведениям глубоких идей и жизненной правды.
Принимая во внимание эстетический опыт, склонности и интересы студентов /по данным констатирующего эксперимента/, целесообразно усвоение ими крупных форм "серьезной музыки", классических произведений прошлого и настоящего осуществлять методом промежуточного слоя. Этот способ освоения музыкального материала обеспечивает постепенное приобщение кружковцев к сложным музыкально-художественным творениям, способствуя адекватному восприятию ими идейно-эмоциональной сущности последних. Так, если без предварительной подготовки положительное отношение к восприятию финала XI симфонии Д.Шостаковича проявили 50% исследуемых, то специально организованная работа в экспериментальных оркестровых коллективах, в основу которой положен метод промежуточного слоя, увеличила этот процент до 92%.
Процесс практического освоения музыкальных произведений в самодеятельных исполнительских коллективах проводился в системе: показ произведения - исполнительский разбор - анализ и оценочная интерпретация - исполнительская интерпретация. Вследствие этого творческая исполнительская активность стимулирует воспиту-емых к дальнейшей художественной деятельности и приобщению к глубоко идейным и эстетически ценным музыкальным произведениям.
Для более полного и глубокого освоения кружковцами музыкального материала методом промежуточного слоя в учебно-воспитательном процессе самодеятельного коллектива предусматривалась поэтапная реализация разнообразных форм художественно-эстетической деятельности участников:
- расширение ассоциативного фонда оркестрантов проводилось путем привлечения их к различным видам искусства /музыка, литература, живопись, театр, кино и др./, учитывая самостоятельно-творческую активность студенческой молодежи /диагностирующие задания, тесты, сопоставление художественных образов и авторских характеристик, приемы "предметного круга", художественной аналогии и пр./;
- системное практическое освоение музыкального материала осуществлялось по принципу единства художественного и технического, от простого к сложному.
Констатация степени эстетического развития студенческой молодежи дала возможность определить уровни сформированноети их эстетического вкуса: субъективно-интуитивный, субъективно-эталонный и объективно-субъективный. Они характеризуются следующими основными критериями: а/ эмоционально-интеллектуальным, б/ интеллектуально-деятельным и в/ деятельно-творческим.
Это дает основание полагать, что приобщение воспитанников к определенным художественно-эстетическим эталонам, признанным ценностям музыкальной культуры, с учетом их предшествующего эстетилесного опыта положительно влияет на изменения в иерархии указанных уровней. Так, если до проведения экспериментальной работы высокого, объективно-субъективного уровня развития эстетического вкуса достигла лишь одна восьмая часть испытуемых, то после проведения исследования их число увеличилось до 34,7%. Проследить динамику, отличить развитие и саморегуляцию уровней сформирован-ности эстетического вкуса от усвоения личностью простой суммы знаний и принятия системы готовых эстетических оценок дала возможность разработанная нами методика, в которой сочетались способы развития вкуса и различные формы приобщения студенческой молодежи к искусству.
Итак, освоение музыкального материала методом промежуточного слоя, последовательное обогащение эстетических знаний, художественных умений и навыков, оценочной и исполнительской интерпретации обеспечили качественные сдвиги в отношениях студентов к идейно-эмоциональному содержанию музыкального материала и эстетическим ценностям искусства. Это сделало возможным не только углубить понимание воспитанниками ценностей художественной культуры, но и стимулировать их активное эстетическое отношение к жизни, борьбу с безобразным, антиэстетическим, повысить общественную активность. Приобретенные ими качества характеризуются истинными эстетическими критериями и суждениями, расширением социальных контактов личности, положительным отношением к учебной деятельности, использованию свободного времени, стремлением поделиться эстетическими переживаниями, передать свои знания, художественные умения и навыки другим. Ибо высоко развитый эстетический вкус, отражая индивидуальный характер личности, находится на уровне общественных потребностей во всестороннем, целостном процессе формирования советского человека.
Разработанная методика внедрялась в практику работы самодеятельных коллективов педагогических вузов. Предложенные нами условия и способы управления этим процессом могут быть использованы педагогами и руководителями художественной самодеятельности различного профиля при организации музыкально-эстетического воспитания молодежи.
Настоящее исследование, разумеется, не исчерпывает всех аспектов развития эстетического вкуса студентов. Дальнейших изысканий, по нашему мнению, заслуживают следующие вопросы исследуемой проблемы:
- уточнение эстетических категорий, связанных с дефиницией и структурой эстетического вкуса;
- изучение синтеза и взаимодействия искусств в процессе развития эстетического вкуса;
- исследование единства идейного, нравственного и эстетического воспитания молодежи в учебно-воспитательной работе коллективов художественной самодеятельности;
- характер эстетического творчества и профессионально-педагогической направленности студенческой молодежи педвузов;
- преемственность между школой - вузом и вузом - школой в нравственно-эстетическом воспитании и развитии вкуса подрастающего поколения.
Специального исследования требует также динамика развития эстетического вкуса в возрастном плане.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Дряпика, Владимир Иванович, Киев
1. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.З, с.7-544.
2. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., а?.42, с.41-174.
3. Маркс К. Введение из экономических рукописей 1857-1858 годов.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч., гЛ2, с.709-738.v * Г
4. Маркс К. К критике политической экономики. Предисловие. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.13, с.5-9.
5. Маркс К. Капитал. Книга первая. Процесс производства капитала. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.23, с.43-900.
6. Энгельс Ф. Принципы коммунизма. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.4, с.322-339.
7. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20, с.5-338.
8. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература. -Полн. собр. соч., т.12, с.99-105.
9. Ленин В.И. Статистика и социология. Полн. собр. соч., т.30, с.349-356.
10. Ленин В.И. Как организовать соревнование? Полн. собр. соч., т.35, с.195-205.
11. Ленин В.И. О литературе и искусстве. 5-е изд. /Сост. Н.И.Крутикова. - М.: Художественная литература, 1976. - 827 с.
12. Программа Коммунистической партии Советского Союза: Принята ХХП съездом КПСС. М.: Политиздат, 1978. - 144 с.
13. Конституция /Основной закон/ Союза Советских Социалистических Республик: Принята на внеочередной сессии Верховного Совета девятого созыва, 7 окт. 1977 г.- М.: Политиздат, 1977. 62 с.
14. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. - 220 с.
15. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня1983 г. М.: Политиздат, 1983. - 80 с.
16. Материалы внеочередного Пленума Центрального Комитета КПСС, 13 февр. 1984 г. М.: Политиздат, 1984. - 32 с.
17. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 10 апр. 1984 г.-М.: Политиздат, 1984. 31 с.
18. Материалы первой сессии Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва, 11-12 апр. 1984 г. М.: Политиздат, 1984. - 80 с.
19. О литературно-художественной критике: Постановление ЦК КПССот 21 янв. 1972 г. Об идеологической работе КПСС. Сб. документов. -М.: Политиздат, 1977, с.492-496.
20. О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного художественного творчества. В кн.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций, пленумов ЦК. М.: Политиздат, 1981, т.13,с.62-67.
21. О дальнейшем развитии высшей школы и дальнейшем повышении качества подготовки специалистов. В кн.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций, пленумов ЦК. М.: Политиздат, 1981, т.13, с.395-404.
22. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы: Постановление ЦК КПСС от 26 апр. 1979 г. М.: Политиздат, 1979. - 16 с.
23. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы: Сб. документов и материалов. М.: Политиздат, 1984.
24. О мерах по совершенствованию подготовки, повышению квалификации педагогических кадров системы просвещения и профессионально-технического образования и улучшению условий их груда и быта: Постановление ЦК КПСС от 14 мая 1984 г. Правда, 1984,15 мая.
25. Демичев П.Н. ХХУ1 съезд КПСС и задачи культуры. Коммунист,1981, № 8, с.21-33.
26. Щербицний В.В. ХХУ сьезд КПСС о совершенствовании социалистического образа жизни и формировании нового человека. М.: Политиздат, 1977. - 255 с.,
27. Автомонов П.П. Роль предметно-эстетической среды школы в системе коммунистического воспитания учащихся: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Киев, 1979. - 23 с.
28. Алексеева Л.Я. Художественная самодеятельность как средство воспитания нового человека.: Автореф. дис. .канд. пед. наук.-1-1., 1964. 20 с.
29. Алексюк А.Н. Общие методы обучения в школе. 2-е изд. Киев: Радянська школа, 1981. - 206 с. - Укр.
30. Ананьев Б.Г. Психофизиология студенческого возраста. Вестник высшей школы, 1972, № 7, с.17-26.
31. Антонова Л.А. Место эстетического вкуса в структуре общественного сознания. В кн.: Некоторые проблемы социологии культуры.-Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1972, с.80-89.
32. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. 2-е изд. Л.: Музыка, ЛО, 1973. - 144 с.
33. Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М.: Искусство, 1978. - 654 с.
34. Бахарев В.Л. Эстетическое воспитание студентов средствами хорового пения в условиях факультативных занятий.: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Киев, 1975. - 21 с.
35. Безбородова Л.А. Межпредметные связи в формировании музыкального восприятия слушателей. В кн.: Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательной школы. М., 1982, с.139-142.
36. Белинский В.Г. Опыт истории русской литературы. Полн. собр. соч. в 13-ти т., т.9. /Гл. ред. Н.Ф.Бельчиков. М.: АН СССР, 1935, с.144-169.
37. Белоусова З.И., Коган А.Б. Подготовка студентов к эстетическому воспитанию учащихся в школе. В кн.: Профессиональная подготовка студентов педагогического института. Киев: Вища школа, 1981, с.111-121.
38. Богоявленская Д.Б. О диагностике художественного творчества.
39. В кн.: Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. /Отв. ред. Б.С.Мейлах. Л.: Наука, Л.О., 1983, с.220-224.
40. Биография песен. J Ред. А.Шаповалова. М.: Политиздат, 1965. -144 с.
41. Брылин Б.А. Воспитание музыкально-эстетического вкуса старшеклассников в вокально-инструментальном ансамбле.: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1978. - 16 с.
42. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. М.: Искусство, 1975.175 с.
43. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства.-М.: Советский художник, 1966. Ш с.
44. Варыпаева Р.Н. Воспитательная роль педагога в процессе обучения игре на народных музыкальных инструментах в художественной самодеятельности. Лекция по курсу: Методика работы с самодеятельным оркестром. if.: Ин-т культуры, 1977. - 45 с.
45. Васильева А.С. Эстетический вкус, его структура и особенности развития. Стеногр. отчет Второго Всероссийского симпозиума молодых ученых: Проблемы эстетического воспитания. 4-6 февр., 1969 г., с.55-59.
46. Волнов В.И. Ценностный аспект искусства как предмет конкретно-социологического исследования. В кн.: Художественное восприятие. /Ред. Б.С.Мейлах. Л.: Наука, ЛО, 1971, с.93-98.
47. Волкова Е.В. Произведение искусства в сфере художественной культуры. М,: Знание, 1979. - 64 с.
48. Володин Э.Ф. Искусство и мировоззрение. М.: Изд-во Московского ун-та, 1982. - 174 с.
49. Волошина Н.И. Пути повышения эффективности подготовки студентов к эстетическому воспитанию учащихся.: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Львов, 1977. - 26 с.
50. Вопросы социологии искусства. /Отв. ред. И.И.Корниенко. М.: Наука, 1979, с.127-273.
51. Выготский Л.С. Психология искусства. /Общ. ред. В.Иванова. 2-е изд., испр. и доп. М.: Искусство, 1968. - 576 с.
52. Гаврилова А.П. Работа в самодеятельном детском хоровом коллективе. Учебно-методическое пособие для студентов. Л.: ВЦСПС, 1971. - 45 с.
53. Головатый Н.Ф. Студент: путь к личности. М.: Молодая гвардия, 1982. - 142 с.
54. Гончаров И.Ю. Проблемы совершенствования самодеятельности как средства эстетического воспитания трудящихся.: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1971. - 24 с.
55. Горанов К. Сущность и цели эстетического воспитания. В кн.: Эстетическое воспитание студентов. /Ред. М.Ф.Овсянников. М.: Высшая школа, 1980. - 248 с.
56. Горынъ В.И., Гурлади М.С., Мазепа В.И. и др. Эстетическое сознание и искусство социалистического реализма. Киев: Науко-ва думка, 1981. - 189 с. - Укр.
57. Громов Е.С. Художественное творчество. М.: Политиздат, 1972.264 с.
58. Дедок В.Р. Художественная самодеятельность как одна из форм эстетического воспитания.: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1970. 24 с.
59. Димитров Л. Социализация и эстетическое воспитание. София: Наука и изкузтво, 1977. - 212 с. - Болг.
60. Долинова К.Б. Самодеятельное творчество путь формирования творческой личности.: Автореф. дис. .канд. пед. наук. - Л., 1976. - 15 с.
61. Зазерский Е. Кто прийдет к детям. Правда, 1982, 26 янв.
62. Зись А.Я. Виды искусства. М.: Знание, 1979. - 128 с.
63. Зись А.Я. Теоретические предпосылки синтеза искусств. В кн.: Взаимодействие и синтез искусств. /Ред. Д.Д.Благой. Л.: Наука, 1978. - с.5-20.
64. Зись А.Я., Лейзеров И.Л. Эстетическое воспитание и искусство. В кн.: Теория эстетического воспитания. /Отв. ред. Н.И.Киящен-ко, И.Л.Лейзеров. М.: Искусство, 1979, с.139-174.
65. Иконникова С. Молодежь. Социологический и социально-психологический анализ. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. - 166 с.
66. Илюхина А.С. Материалы к курсу истории исполнительства на русских народных инструментах. Вып.1. М.: Изд-во гос. муз. пед. института им. Гнесиных, 1969, с.20-25.
67. Исследования по марксистско-ленинской эстетике. Статья подготовлена на кафедре марксистско-ленинской эстетики философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. Вопросы философии,12, 1977 г., с.120-135.69