автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Воспитание музыкально-эстетического вкуса учащихся культурно-просветительных училищ
- Автор научной работы
- Волобуева, Лариса Сергеевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1984
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.05
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Волобуева, Лариса Сергеевна, 1984 год
ВВЕДЕНИЕ . 3
ГЛАВА I. ВОСПИТАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ВКУСА УЧАЩИХСЯ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ
УЧИЛИЩ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ САМОДЕЯТЕЛЬНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ И ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ . 16
§ I. Сущность и содержание музыкальноэстетического вкуса . 16
§ 2. Музыкально-эстетический вкус учащихся музыкальных и хореографических специализаций . 26
§ 3. Психолого-педагогические закономерности воспитания музыкально-эстетического вкуса учащихся . 52
ГЛАВА 2. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАНИЯ
МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА УЧАЩИХСЯ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ УЧИЛИЩ . 90
§ I. Типология музыкально-эстетического вкуса учащихся . 90
§ 2. Учет индивидуальных особенностей учащегося - важнейший фактор повышения эффективности воспитания музыкально-эстетического вкуса. 98
§ 3. Совершенствование методики воспитания музыкально-эстетического вкуса учащихся II2-I
Введение диссертации по педагогике, на тему "Воспитание музыкально-эстетического вкуса учащихся культурно-просветительных училищ"
В период развитого социализма, построения коммунистического общества все более укрепляются материальные и духовные основы социалистического овраза жизни, все большее значение уделяется формированию нового человека.
Методологическая основа формирования всесторонне и v гармонически развитой личности была заложена в теории марксизма-ленинизма. В.И.Ленин подчеркивал необходимость воспитания "всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей, людей, которые умеют все делать" (8,33).
Важнейшую роль в решении этой социальной задачи играет целенаправленная деятельность КПСС, государства, школьных, внешкольных, культурно-просветительных учреждений.
В материалах ХХУ и ХХУ1 съездов КПСС, июньского (1983 г.) и апрельского (1984 г.) Пленумов ЦК КПСС, постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР, связанных с реформой общеобразовательной и профессиональной школы, особое место занимают вопросы идейно-политического, трудового, нравственного и эстетического воспитания трудящихся, молодежи. Как указывал Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР тов. К.У.Черненко: "Мы многого добились в осуществлении цели, которой никто, кроме коммунистов, никогда не ставил, - формировании идейно убевденной, гармонически развитой, духовно богатой личности, строящей жизнь по законам социальной справедливости и разума, добра и красоты. Но оснований для самоуспокоенности нет. Ибо по мере нашего продвижения вперед постоянно возрастают не только возможности для всестороннего развития личности, но и требования к ней со стороны общества" (19,35).
Из положения о единстве всех видов воспитания, неоднократно подчеркивавшегося в партийных документах, следует, что в формировании нового человека огромную роль играет эстетическое воспитание. А одной из его центральных задач выступает воспитание эстетического вкуса. Ее актуальность объясняется тем, что за оценками вкуса стоит идейная позиция личности, ее убеждения, представления не только об эстетических ценностях, но и о ценностях жизни, ее образа и смысла. "Не надо объяснять, как важно, чтобы все окружающее нас несло на себе печать красоты, хорошего вкуса" (18,62).
Неотъемлемой составной частью эстетического вкуса в \/ целом является музыкально-эстетический вкус - процесс отражения музыкальных ценностей, проявляющийся в отношении личности к окружающему, ее деятельности в области музыки, в оценке музыкального произведения, качестве его исполнения.
Буржуазное общество в отличии от социалистического 1 никогда не стремилось и не будет стремиться воспитать гармонически развитую личность, так как это противоречит самой природе капитализма. Представители буржуазной эстетики, отвергая объективную основу вкуса, его общественную и историческую обусловленность, пытаются доказать, будто неравенство вкусов предопределено самой природой человека и что носителями хорошего вкуса являются избранные. Прикрываясь, на словах, тезисом Д.Юма "о вкусах не спорят", что вкус дело личное, на деле буржуазное общество стремится активно воздействовать на внутренний духовный мир миллионов в своих классовых целях "через эстетическую иллюзию радости и наслаждения" (210,46) - в том числе, посредством такой музыки, которая стремится прививать извращенные, антигуманистические вкусы. А в условиях нынешнего обострения идеологической борьбы между социализмом и капитализмом указанные вкусы стараются навязать трудящимся, особенно молодежи социалистических стран. В связи с этим проблема воспитания музыкально-эстетического вкуса в нашей стране приобретает особую актуальность.
Исследуемая проблема рассматривается советскими учеными - представителями различных специальностей.
Ее философское и социологическое обоснование дано в работах А.В.Луначарского (163,164), А.И.Бурова (60,61), В.К.Скатерщикова (221-224), Л.Н.Столовича (246), О.В.Лармина (144,145), А.Н.Сохора (233-243), В.П.Шестакова (239), В.А.Щербакова (296,297), Н.А.Арининой (3D, Р.А.Тельчаровой (253,254) и других. Они рассматривают вкус в системе общественного сознания, единстве общего и индивидуального, объективного и субъективного, рационального и эмоционального; отмечают его идеологическую направленность, историческую обусловленность, классовый характер, избирательность.
Психологический аспект проблемы нашел отражение в трудах Б.М.Теплова (257-260), Л.С.Выготского (83), В.С.Кузина (127129), П.М.Якобсона (304), которые исследовали вкус как сложный психологический процесс, многогранную способность человека к восприятию, изучению, пониманию, переживанию, оценке художественных ценностей, установили его зависимость от таких психологических познавательных процессов как ощущение, восприятие, память, мышление, речь, воображение, от эмоционально-волевой сферы, темперамента, характера.
Педагогический аспект проблемы изложен Б.В.Асафьевым (32-33), Б.А.Яворским (302), В.Н.Шяцкой (288-292), О.А.Апраксиной (27-29), Н.А.Ветлугиной (68-70), В.С.Кузиным (127-129), Д.Б.Кабалевским (109,110), Л.Л.Литвиненко (153), Б.А.Брыли-ным (57), которые определяли цели и задачи, содержание, формы и методы, пути и средства воспитания эстетического или музыкально-эстетического вкуса. Они указывали, что вопросы музыкального просвещения и образования - основные для строительства и развития советской музыкальной культуры, для воспитания эстетических вкусов и высоких духовных потребностей народа, отмечали огромную силу воздействия музыки на мировоззрение, эстетические оценки в целом, предъявляя высокие требования к идейности, художественным качествам музыкального произведения; считали необходимым приобщение учащихся к различным видам музыкальной деятельности, руководства со стороны опытного педагога процессом формирования эстетического отношения к музыке, музыкально-эстетического вкуса.
Применительно к сфере культурно-просветительной работы общие моменты указанной проблемы освещались И.Н.Ерошенковым (94), З.А.Петровой (195,196), Ю.Д.Красильниковым (135), Ю.А.Стрельцовым (244), Ю.Е.Соколовским (228,229), В.А.Щербаковым (283).
Вместе с тем еще остаются недостаточно разработанными психолого-педагогические закономерности воспитания музыкально-эстетического вкуса, его типология. Кроме того, мало изученной является проблема воспитания личности в области культурно-просветительной работы, и совсем не рассматривалась данная проблема применительно к условиям учебно-воспитательного процесса культурно-просветительного училища.
В постановлении ЦК КПСС от 28 марта 1978 г. "О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного художественного творчества" отмечена необходимость "обеспечить дальнейшее совершенствование подготовки работников культурно-просветительных учреждений, повышение качества обучения студентов институтов культуры и учащихся культурно-просветительных училищ"(20,481).
С каждым годом все большее значение придается развитию самодеятельного творчества, художественной самодеятельности в особенности. Для ее дальнейшего развития необходимы грамотные квалифицированные руководители, обладающие широким кругозором, коммунистическим мировоззрением, знаниями, умениями и навыками в области культурно-просветительной работы, искусства, развитым вкусом, умеющие воспитывать эти качества у участников коллектива художественной самодеятельности. Однако, "одной из главных бед нашего народного искусства является именно недостаток умных, профессионалов-педагогов, способных воспитывать у членов кружков хороший художественный вкус" (133,14).
Как показала практика, не только учащиеся первых курсов, но и выпускники училищ, руководители музыкальных и хореографических самодеятельных коллективов не всегда могут грамотно и всесторонне анализировать музыкальные произведения, определить и объяснить их форму и содержание, их ценность, понять с помощью каких выразительных средств композитор смог добиться передачи определенных чувств и настроений, какова эмоциональная значимость музыкального произведения, самостоятельно исполнить доступные им музыкальные произведения, читать с листа, аккомпанировать и т.п. Одним из действенных средств преодоления всех этих недостатков является воспитание у учащихся музыкально-эстетического вкуса.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - музыкально-эстетическое развитие учащихся музыкальных и хореографических специализаций культурно-просветительных училищ.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - процесс воспитания музыкально-эстетического вкуса учащихся под влиянием учебно-воспитательного процесса в классе музыкального инструмента в культурно-просветительном училище.
ЦЕЛЬ - выявить основные психолого-педагогические закономерности воспитания музыкально-эстетического вкуса учащихся, создать более эффективную методику его формирования, оказывающую значительное влияние на профессиональную подготовку специалиста в области культурно-просветительной работы.
ЗАДАЧИ:
- раскрыть содержание музыкально-эстетического вкуса;
- определить специфику формирования музыкально-эстетических вкусов учащихся культурно-просветительных училищ;
- выявить психолого-педагогические закономерности его воспитания;
- выработать систему критериев оценки музыкально-эстетического вкуса учащихся;
- разработать типологию музыкально-эстетического вкуса учащихся;
- обосновать и экспериментально проверить систему эффективных методических заданий, направленных на его формирование в ходе учебно—воспитательного процесса в классе музыкального инструмента.
ГИПОТЕЗОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ было выдвинуто предложение о том, что успешное формирование музыкально-эстетического вкуса учащихся возможно при условии, если их обучение в классе музыкального инструмента будет базироваться на методике, позволяющей активизировать их деятельность в процессе работы над содержанием и формой музыкального произведения.
НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:
1. Содержание учебно-воспитательного процесса в классе музыкального инструмента культурно-просветительного училища должно строиться с учетом следующих специфических особенностей:
- уровня музыкальной подготовки учащегося;
- направленности приобретаемой специальности руководителя самодеятельного музыкального или хореографического коллектива;
- места музыкального инструмента в структуре учебных дисциплин (как основного или дополнительного).
2. Воспитание музыкально-эстетического вкуса учащихся культурно-просветительных училищ в классе музыкального инструмента должно опираться на основные психолого-педагогические закономерности, а именно:
- направленность учебно-воспитательного процесса в классе музыкального инструмента на формирование знаний в области музыкального искусства, умения анализировать содержание и форму изучаемого музыкального произведения;
- направленность учебно-воспитательного процесса в классе музыкального инструмента на овладение умениями и навыками исполнительского мастерства;
- 10
- дифференцированный подход к подбору высокохудожественного музыкального материала;
- направленность учебно-воспитательного процесса на вооружение учащихся системой методов самообучения, самовоспитания, саморазвития;
- влияние музыкально-эстетического вкуса педагога-воспитателя класса музыкального инструмента на эффективность учебно-воспитательного процесса.
3. Основу методики, позволяющей эффективно формировать музыкально-эстетический вкус учащихся культурно-просветительных училищ, составляет более глубокое изучение содержания и формы музыкального произведения с учетом уровня подготовленности учащегося и его индивидуально-психологических особенностей
МЕТОДОЛОГИЧЕСКУЮ ОСНОВУ ИССЛЕДОВАНИЯ составляют труды классиков марксизма-ленинизма, документы КПСС по вопросам коммунистического воспитания, идеологической, культурно-просветительной работы, связанные с проблемами формирования всесторонне развитой личности средствами искусства и культуры, сущности и содержания вкуса как многогранной способности человека.
Теоретические положения и выводы исследования основаны на работах выдающихся педагогов прошлого, советских государственных деятелей, видных педагогов, психологов А.В.Луначарского, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко по вопросам эстетического, музыкального воспитания учащейся молодежи, на достижениях современной отечественной науки.
Автор опирался также на современный опыт работы культурно-просветительных училищ, в частности, расположенных в гг.Москве, Ростове, Туле, Астрахани, а также в Краснодаре, Горьком, Ярославле, Калинине (в училищах последних четырех городов изучалась отчетная и учебно-методическая документация). Выбор указанных училищ в качестве базовых был обусловлен тем, что в них накоплен большой положительный опыт по подготовке руководителей самодеятельного музыкального или хореографического коллектива тем, что поскольку они расположены в различных регионах РСФСР, сравнительный анализ полученных в них данных позволяет точнее определить специфические особенности учебно-воспитательного процесса, состояние музыкально-эстетического вкуса учащихся, выявить психолого-педагогические закономерности его воспитания, составить типологию вкуса.
Проведенное нами исследование имело три основных этапа: I) изучение истории проблемы и определение состояния ее изученности, построение и теоретическое обоснование научной гипотезы, определение психолого-педагогических закономерностей воспитания музыкально-эстетического вкуса; 2) изучение музыкально-эстетических вкусов учащихся культпросветучилищ на основе их общей музыкальной подготовки в условиях учебно-воспитательного процесса в классе музыкального инструмента, разработка методики с целью повышения эффективности воспитания его музыкально-эстетического вкуса и на этой основе построение и проведение экспериментальной работы; 3) анализ и проверка полученных данных, определение выводов, характеризующих значимость исследования.
Поставленные задачи потребовали привлечения методов исследования:
- наблюдение, осуществлявшееся непосредственно на уроках музыкального инструмента, конкурсах, контрольных занятиях, экзаменах (всего прослушано 245 учащихся различных специализаций)
- педагогический эксперимент - основной метод нашего исследования, который проводился в культурно-просветительных училищах гг.Москвы и Ростова и предполагал три этапа: определение уровня музыкально-эстетического развития учащихся экспериментальных и контрольных групп; практическая реализация экспериментальной методики; определение и проверка результатов;
- анкетирование, проводившееся на всех объектах, в результате которого было собрано и проанализировано 600 анкет;
- рейтинг, позволивший оценить исполнительские качества учащихся Экспертные судьи - 125 педагогов класса музыкального инструмента, собрано и проанализировано 575 бланков оценки исполнительских качеств учащихся);
- изучение продуктов деятельности учащегося (рецензирование музыкального произведения на основе его анализа в прое цесс,а восприятия и в процессе исполнения путем заполнения учащимися бланка "Анализа и оценки музыкального произведения") всего было собрано 536 бланков; сравнение, применявшееся при изучении музыкально-эстетических и исполнительских знаний, умений и навыков (как отдельных учащихся, так и объединенных типологией групп);
В эксперименте участвовали учащиеся дирижерско-хоровых, оркестровых и хореографических специализаций (КПУ г.Москвы -65 человек, КПУ г.Ростова - 70 человек). Собрано и проанализировано 270 бланков анализа и оценки музыкального произведения, 270 бланков оценки исполнительских качеств учащихся методом рейтинга. Задачами формирующего этапа эксперимента стали: апробация основных теоретических выводов, проверка эффективности усовершенствованной методики воспитания музыкально-эстетического вкуса учащихся, включающей систему специальных методических заданий. Его проведение сопровождалось руководством педагогов класса музыкального инструмента, ведущими экспериментальное обучение.
- 13
Результаты, полученные путем рецензирования музыкальных произведений и оценивания исполнительских качеств учащихся, подвергались статистически-математической обработке.
ДОСТОВЕРНОСТЬ И РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ результатов и выводов диссертации обеспечивается применением марксистско-ленинской методологии, использованием системы научных методов исследования, изучением опыта культурно-просветительных училищ различных регионов РСФСР, достаточной выборкой обследованных учащихся: количество опрошенных (600 человек) почти соответствует числу учащихся музыкальных и хореографических специализаций культурно-просветительных училищ гг.Москвы, Ростова, Тулы, Астрахани.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в следующем:
1. Выявлена специфика воспитания музыкально-эстетического вкуса учащихся культурно-просветительных училищ в процессе изучения и исполнения музыкальных произведений в классе музыкального инструмента.
2. Разработана система критериев оценки и типология музыкально-эстетического вкуса учащихся.
3. Установлены психолого-педагогические закономерности его воспитания.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ состоит:
- а) в научной разработке и экспериментальной проверке усовершенствованной методики воспитания музыкально-эстетического вкуса учащихся музыкальных и хореографических специализаций культурно-просветительных училищ, опирающейся на систему специальных методических заданий, обеспечивающих активизацию познавательно-творческой деятельности учащихся в процесса работы над музыкальным произведением в класса музыкального инструмента;
- 14
- б) во внедрении результатов исследования в практику учебно-воспитательной работы в классе музыкального инструмента в культурно-просветительных училищах, музыкальных училищах и училищах искусств, имеющих клубные отделения;
- в) в совершенствовании методики воспитания музыкально-эстетического вкуса.
ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. Разработанная нами программа по классу фортепиано для учащихся музыкальных и хореографических специализаций утверждена и рекомендована Министерством культуры РСФСР для всех культурно-просветительных училищ страны. В настоящее время по ней работают эти учебные заведения.
Результаты исследования используются:
- в средних специальных и высших учебных заведениях культуры и искусства для организации процесса обучения в классе музыкального инструмента;
- лекциях и практических занятиях в учебных заведениях;
- факультетах,курсах повышения квалификации музыкальных работников.
Результаты исследования могут быть использованы:
- при составлении новых учебных программ по классу народных и духовых инструментов;
- научных исследованиях, посвященных различным аспектам формирования музыкально-эстетического вкуса.
АПРОБАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ осуществлялась автором в ходе опытно-экспериментальной работы. Отдельные положения, теоретические выводы и практические рекомендации были сообщены на:
I. 1У научной конференции аспирантов вузов культуры и искусства "Деятельность учреждений культуры и искусства по
- 15 идейно-политическому, трудовому, нравственному и эстетическому воспитанию трудящихся" (Сектор музыкального искусства). Орел, 23-27 мая 1983 года;
2. Семинаре директоров культурно-просветительных училищ РСФСР. Москва, 12-16 сентября 1983 года;
3. Научно-практической конференции аспирантов Московского государственного института культуры "Актуальные проблемы развития культуры в свете решений июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС". Москва, 19-20 апреля 1984 года;
4. Пятой Всероссийской конференции аспирантов вузов культуры и искусства "Актуальные проблемы деятельности учреждений культуры и искусства в свете решений июньского (1983 г.] Пленума ЦК КПСС". Саратов, 28-31 мая 1984 года.
Содержание диссертации нашло отражение в следующих опубликованных работах:
1. Воспитание музыкально-эстетического вкуса учащихся культурно-просветительных училищ как социальная и психолого-педагогическая проблема. - М., 1983.-36с.
2. Психолого-педагогические закономерности воспитания музыкально-эстетического вкуса учащихся культурно-просветительных училищ в класса музыкального инструмента. - В кн.: Актуальные проблемы деятельности учреждений культуры и искусства в свете решений июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС: Тез.докл. на 5-й Всерос. конф.асп. вузов культуры и искусства, Саратов, 1984, с.86-87.
3. Фортепиано. Программа для средних специальных учебных заведений по специальности № 2004 "Культурно-просветительная работа". - М.: Центр.науч.-метод, кабинет М-ва культуры РСФСР, 1983.-82 с.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория, методика и организация социально-культурной деятельности"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
КПСС и Советское государство особое место в решении задач, связанных с формированием нового человека, отводят принципу единства всех видов коммунистического воспитания трудящейся молодежи. Важное место среди них принадлежит, как известно, эстетическому развитию личности. Одной из главных проблем является воспитание музыкально-эстетического вкуса.
Важное место в ее решении принадлежит культурно-просветительным училищам, выпускники которых составляют абсолютное большинство работников культурно-просветительных учреждений всех ведомств страны.
Культурно-просветительные училища выпускают специалистов различных специализаций. Их цель - подготовить квалифицированных работников культуры, обладающих высокоразвитыми идейно-политическими, трудовыми, нравственными, эстетическими качествами.
В подготовке учащихся музыкальных и хореографических специализаций немалую роль играют занятия в классе музыкального инструмента, способствующие музыкально-эстетическому, творческому развитию учащихся, формированию их исполнительских навыков.
Данная работа была посвящена изучению музыкально-эстетического вкуса учащихся музыкальных и хореографических специализаций культурно-просветительных училищ и процесса его воспитания в условиях учебно-воспитательного процесса в классе музыкального инструмента.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
- 162
1. Воспитание музыкально-эстетического вкуса учащихся музыкальных и хореографических специализаций является важнейшей задачей всего эстетического воспитания в системе подготовки квалифицированных специалистов в области культурно-просветительной работы.
Решающее значение в реализации этой задачи принадлежит целенаправленному учебно-воспитательному процессу в классе музыкального инструмента.
2. Музыкально-эстетический вкус представляет собой единство общего и индивидуального, объективного и субъективного, рационального и эмоционального. Это многообразная способность человека, своеобразный избирательный итог процессов ощущения, восприятия, мышления, воображения, эмоционально-образного переживания, оценки. Его содержание составляет система определенных взглядов, представлений, убеждений, норм.
3. Культурно-просветительные училища, используя многообразные формы и методы воздействия, повышают уровень музыкально-эстетического вкуса учащихся, сформированный семьей и школой.
Но, в учебно-воспитательном процессе в классе музыкального инструмента имеют место недостатки, снижающие уровень музыкальной подготовленности учащихся к практической деятельности руководителя музыкального или хореографического самодеятельного коллектива. К ним прежде всего относится то, что:
- при построении учебно-воспитательного процесса недостаточно учитывается уровень музыкальной подготовки учащегося;
- содержание обучения, направленного на овладение учащимся исполнительскими умениями и навыками, не позволяет (отчасти или полностью) формировать знания в области теории и истории
- 163 музыки, анализа содержания и формы изучаемых произведений, умение самостоятельно применять их в процессе восприятия, изучения и оценивания музыки;
- изучаемый музыкальный материал не всегда подбирается с учетом возрастных индивидуально-психологических особенностей учащегося.
4. Изучение опыта работы культурно-просветительных училищ при помощи методов исследования наблюдения, бесед, анкетирования, рейтинга, рецензирования учащимися музыкальных произведений, документации, психолого-педагогический подход к изучению и воспитанию музыкально-эстетического вкуса учащихся позволили разработать более совершенную методику воспитания музыкально-эстетического вкуса, для чего были определены: а) психолого-педагогические закономерности воспитания музыкально-эстетического вкуса учащихся музыкальных и хореографических специализаций; б) типология музыкально-эстетинеского вкуса учащихся по такому одному из ведущих его признаков, как "избирательности"; в) система эффективных методических заданий, направленных на более совершенное изучение и воспроизведение содержания и формы музыкального произведения.
Эффективность воспитания музыкально-эстетического вкуса з условиях учебно-воспитательного процесса в классе музыкаль-ioro инструмента зависит от такой организации процесса обуче-шя, при которой цель предмета (музыкального инструмента) под-гинена общей цели всего учебного цикла - подготовке руководи-•еля самодеятельного музыкального или хореографического кол-:ектива;
- 164
- содержания обучения учитывает специфику и особенности: музыкальной подготовки учащегося;. приобретаемой специализации; изучаемого предмета в системе учебного цикла (как основного или дополнительного).
В соответствии с этим должен осуществляться выбор учебного материала, состоящего из высокохудожественных музыкальных произведений, доступных для осмысления и исполнения;
- формирование исполнительских умений и навыков сочетается с приобретением знаний в области истории, теории музыки, анализа содержания и формы произведения;
- выбор наиболее эффективных методов педагогического воздействия осуществляется в зависимости от сложившейся на уроке ситуации;
- обучение и анализ его результатов осуществляется в образовательном, воспитательном и развивающем планах;
- весь учебно-воспитательный процесс направлен на вооружение учащихся методами самостоятельной работы над музыкальным произведением, позволяющими определить не только эстетическую, но и идеологическую значимость произведения на основе анализа и синтеза содержания и формы.
5. Результаты проведенной экспериментальной работы показывают, что, благодаря использованию в процессе занятий системы методических заданий значительно улучшилось качество музыкальной подготовки специалистов в области культурно-просветительной работы, повысился уровень их музыкально-эстетического вкуса, о чем свидетельствуют данные итоговой таблицы.
Итоговая таблица развития музыкально-эстетического вкуса учащихся в результате их экспериментального обучения
Уровни музыка- льно-эс- тетиче- ского вкуса КПУ г.Москвы КПУ г Ростов контрольная эксперимен. контрольная экспериментальн.
I 1 п этап *.этап • I этап п этап I этап п этап I : п этап :этап • во: : во: во: к- :% во : во: во: к- :%\к-во : : во %
Высокий 7 20 8 23 7 23 10 33 5 12,5 б 15 4 13 8 26,5
Средний 14 40 13 37 10 33 10 33 14 35 17 42,51033 14 47
Низкий 14 40 14 40 13 43 10 33 21 52,5 42,5 16 53 8 26,5
17
Всего: 35 35 30 30 40 40 30 30
Воспитание музыкально-эстетического вкуса учащихся в культурно-просветительном училище осуществляется в процессе обучения другим музыкальным дисциплинам. Рамки нашего исследования не позволяют также проследить динамику развития музыкально-эстетического вкуса учащихся после окончания училища, в ходе их практической деятельности или учебы в институте культуры. Эти проблемы ждут своего решения. Настоящее исследование - попытка улучшить музыкально-эстетическую подготовку специалистов в области культурно-просветительной работы.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Волобуева, Лариса Сергеевна, Москва
1. Маркс К. Дебаты о свободе печати. - Маркс К и Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд., т.1, с.30-84.
2. Маркс К. К критике политической экономики. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд., т.13, с.1-167.
3. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд., т.З, с.1-4.
4. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд.,т.21, с.269-317.
5. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд., т.З, с.7-544.
6. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. (В 2-х т.) 4-е изд.,доп. -М.: Искусство, 1983, т.1,-605 а; т.2,-704 с.
7. Маркс К., Энгельс Ф. 0 воспитании и образовании: (В 2-х т.). М.: Педагогика, 1978, т.1, - 544 е.; т.2, - 657 с.
8. Ленин В.И. Детская болезнь левизны в коммунизме. Полн. собр.соч., т.41, с.1-104.
9. Ленин В.И. К вопросу о диалектике. Полн.собр.соч., т.29, с.316-322.
10. Ленин В.И. 0 кооперации. Полн.собр.соч., т.45, с.369-377.
11. Ленин В.И. О пролетарской культуре. Полн.собр.соч., т.41, с.336-337.
12. Ленин В.И. От какого наследства мы отказываемся. Полн. собр.соч., т.2, с.505-550.
13. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература. -Полн.собр.соч., т.12, с.99-105.
14. Ленин В.И. Ученикам Каприйской школы. Полн.собр.соч., т.47, с.194-202.
15. Ленин В.И. Философские тетради. Конспект "Науки логики". Учение о сущности. Полн.собр.соч., т.29, с.115-148.
16. Ленин В.И. О культуре. М.: Политиздат, 1980. - 336 с.
17. Ленин В.И. О литературе и искусстве. Изд. 6-е. - М.: Худ.лит., 1979. - 827 с.
18. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. -223 с.
19. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14-15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983. - 80 с.
20. О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного художественного творчества: Постановление ЦК КПСС от 28 марта 1978 г. В кн.: Об идеологической работе КПСС. 2-е изд., доп. М., 1983, с.481.
21. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сборник документов и материалов. М.: Политиздат, 1984.112 с.
22. Активные методы музыкально-эстетического воспитания учащихся. Запорожье: Коммунар, 1974. - 19 с.
23. Актуальные проблемы развития культуры села: (Материалы всесоюзного совещ.работников культуры). М.: Профиздат, 1979. - 208 с.
24. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. -3-е изд., доп. М.: Музыка, 1978. - 287с.
25. Ананьев Б.Г. Об проблемах современного человекознания. -М.: Наука, 1977. 380 с.
26. Ананьев Б.Г. Воспитание характера школьника. Л.: Сов. Россия, 1981. - 84 с.
27. Апраксина О.А. Становление и развитие музыкального воспитания в советской общеобразовательной школе: Автореф. дис. д-ра пед.наук. М., 1971. - 42 с. - В надзаг.: НИИ общих проблем воспитания АПН СССР.
28. Апраксина О.А. Валентина Николаевна Шацкая: (К 90-летию со дня рождения). М.: Просвещение, 1972. - 64 с.
29. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе.-М.: Просвещение, 1983. 224 с.
30. Апресян Г.З. Ленинские принципы партийной пропаганды. (Тема I). М.: Знание, 1978. - 31 с.
31. Аринина Н.Л. Эстетический вкус как проблема социологии: Автореф.дис. .канд.филос.наук. -М.: 1967. 15 с. -В надзаг.: Иоск.обл.пед.ин-т им.Н.К.Крупской.
32. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. 2-е изд. -Л.: Музыка, 1971. - 376 с.
33. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.; Л.: Музыка, 1965. - 151 с.
34. Арнольдов А.И. Духовный мир развитого социалистического общества. М.: Наука, 1977. - 479 с.
35. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. - 192 с.
36. Бакланова Н. К. Формирование умений выразительного исполнения произведения: Автореф.дис. .канд.пед.наук. -М.: 1975. 24 с. - В надзаг.: МГУ им.М.В.Ломоносова.
37. Бакланова Н.К. Основы обучения выразительному исполнению произведения в музыкальном классе клуба. М.: Моск.ин-т культуры, 1978. - 68 с.
38. Банщиков В.М. Эмоции и воображение: (Материалы симпозиума. Новороссийск, 1975). М.: 1975. - 222 с. - В надзаг.: Всерос.науч.о-во невропатологов и психиатров.
39. Баренбойм Л.А. В фортепианных классах Ленинградской консерватории. Л.: Музыка, 1968. - 187 с.
40. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство.-Л.: Музыка, 1974. 336 с.
41. Баренбойи Л.А. Об исполнении фортепианной музыки Баха, Бетховена, Рахманинова, Дебюсси, Прокофьева, Шостаковича,- М.; Л.: Музыка, 1965. 215 с.
42. Баренбойи Л.А. Путь к музицированию: Исслед. 2-е изд., доп. - Л.: Сов.композитор, 1979. - 352 с.
43. Басурашвили Д.К. Воспитание музыкального вкуса в процессе слушания музыки: Автореф.дис. .канд.пед.наук. Тбилиси, 1967. - 68 с. - В надзаг.: АПН СССР.
44. Бегматов А.С. О структуре эстетической оценки: Автореф. дис. .канд.филос.наук. Баку, 1979. - 25 с. - В надзаг.: АН АзССР.
45. Беккер П., Бетховен Л.В.: (Пер.с нем.). Вып.1. М.: Бетховенская студия Д.С. Шор, 1955.
46. Беляева Л.И. Психологические закономерности эмоций ичувств и их учет в работе клубов и библиотек. М.: Моск.ин-т культуры, 1979. - 66 е.
47. Белинский В.Г. Полн.собр.соч., т.5. М.: АН СССР, 1954.- 863 с; т.9, 1955, - 804 с.
48. Белинский В.Г. Собр.соч.: В 9-ти т. М.: Гослитиздат., 1976
49. Беркман Т.Л. Индивидуальное обучение музыке: Муз.-эстет.развитие школьников в процессе обучения игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1964. - 220 с.
50. Беркман Т.Л. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1977. - 103 с.
51. Бирмак А.В. О художественной технике пианиста: (Опыт психофизиол.анализа и методы работы). М.: Музыка, 1973. - 140 с.
52. Блинова М.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. -Л.: Музыка, 1974.- 142 с.
53. Блинова М.П. Некоторые вопросы музыкального воспитания школьников в свете учения о высшей нервной деятельности. -М.; Л.: Просвещение, 1964. 104 с.
54. Богословский В.В. и др. Общая психология. 3-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1981. - 383 с.
55. Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе. -2-е изд. М.: Просвещение, 1981. - 223 с.
56. Большая советская энциклопедия. 2-е изд., Ред.Б.А.Введенского., т.8. -М.: Большая сов.энциклопедия, 1951.648 с.
57. Брылин Б.А. Воспитание музыкально-эстетического вкуса старшеклассников в вокально-инструментальном ансамбле: Автореф.дис. .канд.пед.наук. М., 1978. - 16 е.- В надзаг.: НИИ общих проблем воспитания АПН СССР.
58. Брянская М. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. М.: Музыка, 1971. -56 с.
59. Бурлина Б.Я. Проблема музыкальных интересов советской молодежи: Автореф. дис. .канд.искусствоведения. -Л., 1978. 16 с. - В надзаг.: Ленингр.ин-т театра, музыки и кинематографии.
60. Буров А.И. Марксистско-ленинская эстетика, как теоретическая основа эстетического воспитания: Автореф.дис.д-ра филос.наук. М., 1970. - 31 с. - В надзаг.: Моск.пед.ин-т им.В.И.Ленина.
61. Буров А.И. и др. Эстетическое воспитание в школе. М.: Педагогика, 1980. - 136 с.
62. Буцаев П.И. Художественный интерес как фактор формирования эстетических способностей старшеклассников: Автореф.дис. . канд.пед.наук. Л., 1976. - 18 с. - В надзаг.: Ленингр.пед.ин-т.
63. Вагнер Р. Письма. Дневники. Обращение к друзьям, т.4. -М.: Спб.; Грядущий день, 191I.
64. Вартанова Ж.А. Эстетический вкус как специфическая способность ценностного отношения к действительности: Автореф. дис. .канд.философ.наук. Киев, 1978. - 22 с. - В надзаг. : Киев.ун-т.
65. Васадзе А.Г. Проблема художественного чувства. Тбилиси: Мецниереба, 1978. - 173 с.
66. Васильев И.А. Эмоции и мышление. М.: МГУ им.М.В.Ломоносова, 1980. - 192 с.
67. Васильева А.С. Психологический анализ отношения подростков к изобразительному искусству: Автореф.дис. .канд. психол.наук. М., 1972. - 25 с. - В надзаг.: НИИ общей и пед.психологии АПН СССР.
68. Ветлугина Н.А. Возраст и музыкальная восприимчивость. -В кн.: Восприятие музыки. М.: Музыка, 1980, с.299
69. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание и развитие ребенка: Автореф.дис. .д-ра пед.наук. М., 1967. - 46 с. - В надзаг.: АПН СССР.
70. Ветлугина Н.А. Жизнь поиск. - В кн.: Апраксина О.А. Валентина Николаевна Шацкая: (к 90-летию со дня рождения).-М.: Просвещение, 1972. с.16-21.
71. Возрастание роли клубных учреждений в осуществлении комплексного подхода к формированию социалистического типа личности. М.: Моск.ин-т культуры, 1979. - 132 с.
72. Волков В.И. Соотношение эстетического идеала, вкуса, зрительной оценки искусства: Автореф.дис. .канд.философ, наук. Свердловск, 1970. - 22 с. - В надэаг.: Урал.ун-т.
73. Волкова Е.В. Произведение искусства предмет эстетического анализа. - М.: МГУ им.М.В.Ломоносова, 1976. - 286 с.
74. Волобуева Л.С. Фортепиано. Программа для средних специальных учебных заведений по специальности № 2004 "Культурно-просветительная работа". М.: Центр.науч.метод, кабинет Министерства культуры РСФСР, 1983. - 82 с.
75. Волобуева Л.С. Воспитание музыкально-эстетического вкуса учащихся культурно-просветительных училищ как социальная и психолого-педагогическая проблема. М., 1983.- 36 с.
76. Володин А.А. Психологические аспекты восприятия музыкальных звуков: Автореф.дис. .канд.психол.наук. -М., 1972.36 с. В надзаг.: НИИ общей и пед.психологии АПН СССР.
77. Вопросы инструментальной подготовки студентов музыкально-педагогического факультета. М.: Моск.пед.ин-т им. В.И.Ленина, 1971. - 121 с.
78. Вопросы методики музыкального воспитания детей. М.: Музыка, 1976. - 128 с.
79. Вопросы теории-И методики музыкального воспитания. Минск: Мискн.пед.ин-т, 1978. - 93 с.
80. Вопросы теории и практики подготовки учителя музыка общеобразовательной школы. М.: Моск.пед.ин-т им. В.И.Ленина, 1979. - 168 с.
81. Воротников А. Кожанов И. Что значит комплексный подход? -Правда, 1977, 30 марта.
82. Выготский Л.С. Психология искусства. 2-е изд. - М.: Искусство, 1968. - 576 с.
83. Гембицкая Е.Я. Роль музыки в системе эстетического воспитания в советской общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1970. - 12 с.
84. Гуров Ю.С. Формирование музыкальных вкусов у учащихся педагогических училищ: Авторефр.дис. .канд.пед.наук.-Киев, 1983. 23 с. - В надзаг.: Киев.ун-т.
85. Горубнов П.И. Изучение индивидуальных особенностей учащихся. М.: АПН РСФСР, I960. - 52 с.
86. Джидарьян И.А. Эстетическая потребность. М.: Наука, 1976. - 191 с.
87. Димова И.Г. Формирование музыкального вкуса подростковв процессе изучения вокальных классических произведений: Автореф. дис. . канд.пед.наук. М., 1983. - 15 с. -В надзаг.: НИИ художеств.воспитания АПН СССР.
88. Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания: Авторефр. дис. . д-ра психол.наук^-Саратов, 1972. 41 с. - В надзаг.: АПН СССР НИИ общей и пед.психологии.
89. Должанский А.Н. Краткий музыкальный словарь. 3-е изд. -Л.: Музгиз, 1959. - 518 с.- 174
90. Еременко И.П. Некоторые вопросы музыкально-эстетического воспитания в клубе. Вып.23. - М.: Моск.ин-т культуры, 1973. - 177 с.
91. Еременко Т.В. Некоторые вопросы развития, восприятия музыкального образа в процессе слушания музыки на уроках пения в начальной школе: Автореф.дис. .канд.пед.наук. 1971. 16 с. - В надзаг.: АПН СССР.
92. Ерошенков И.Н. Ильин В.П. Коммунистическое воспитание трудящихся в клубных учреждениях: Учеб.пособие для культ.-просвет.ф-тов ин-тов культуры и пед.вузов. М.: Просвещение, 1978. - 144 с.
93. Жураковский П.Е. Педагогические идеи А.С.Макаренко. М.: Просвещение, 1963. - 29 с.
94. Занков Л.В. и др. Обучение и развитие. М.: Педагогика, 1975. - 440 с.
95. Занков Л.В. О предмете и методах дидактического исследо-^ вания. М.: АПН РСФСР, 1962. - 148 с.
96. Занков Л.В. Состояние и прогнозирование исследований по проблеме "Обучение и развитие учащихся". Вып.1. М.: АПН СССР. НИИ общей педагогики, 1976. - 36 с.
97. Зильберквит М.А. Рождение фор1^тпиано. -М.: Сов.композитор, 1973. 43 с.
98. Зулумян Г.Б. Содержание музыкального произведения как эстетическая проблема: Автореф.дис. .канд.филос.наук. -М., 1979. 22 е.- В надзаг.: МГУ им.М.В.Ломоносова.
99. Ивасив Б.И. Воспитание эстетического вкуса учащихся начальных классов в процессе комплексного воздействия искусств: Автореф. дис. .канд.пед.наук. -М., 1983. -16 с. В надзаг.: НИИ художеств.воспитания АПН СССР.- 175
100. Изварин А.С. Общие закономерности социалистической культурной революции и специфика их проявления: Автореф. дис-. канд.филос.наук. Л.: 1978. - 14 с.
101. Изард К.Б. Эмоции человека. М.: МГУ им.Ломоносова,1980. 432 с.
102. Ильина Т.А. Педагогика. М.: Просвещение, 1969.- 574 с.
103. Ильина Т. А. Материалы ХХУ1 съезда КПСС и партийно-правительственные документы в курсах педагогики. М.: Просвещение, 1983. - III с.
104. Искусство воспитания. М.: Мол.гвардия,1981.- 238 с.
105. Искусство и эстетическое воспитание молодежи: (тез. докл.межвуз.науч.конф. Петрозаводск, 26 марта 1981 г.Петрозаводск: Петрозавод.филиал Ленингр.консерватории,1981.- 119 с.
106. Исследование художественных интересов школьников. М.: Педагогика, 1974. - 160 с.
107. Кабалевский Д.Б. Прекрасное побуждает доброе. М.: Педагогика, 1973. - 336 с.
108. Кабалевский Д.Б. Идейные основы музыкального воспитания в Советском Союзе. В кн.: Музыкальное воспитание в современном мире: (Материалы IX конф. Междунар.об-ва помуз.воспитанию (ИСМЕ). М.: Сов.композитор, 1973
109. Каган М.С. Лекции по истории эстетики, кн.1. Л.: Ленингр.ун-т, 1973. -205 с.
110. Калмыкова 3.И. Продуктивное мышление как основа обучения. -М.: Педагогика, 1981. 200 с.
111. Кассиль Л. Дело вкуса. М.: Искусство, 1964. - 134 с.- 176
112. Кимеклис Г.Ф. Исследование процесса фортепианного обучения в связи с возрастными особенностями учащегося: Ав-тореф.дис. .канд.пед.наук. М., 1978. - 16 с. - В надзаг.:
113. Козлов Д.Ф. Методологические проблемы социологического исследования. М.: изд-во МГУ, 1979. - 224 с.
114. Клубоведение: Учеб.пособие для ин-тов культуры, искусств и фак. культ.-просветработы пед.ин-тов. М.: Просвещение, 1979. - 397 с«
115. Каган Г.М. Работа пианиста. 3-е изд., доп. - М.: Музыка, 1979. - 182 с.
116. Коган Л.Н. Искусство и мы. М.: Мол.гвардия,1970.-269 с.
117. Коган Л.Н. Художественный вкус. М.: Мысль,1966.-213 с.
118. Киященко Н.И. Лейзеров Н.Л. Эстетическое воспитание и развитие учащихся. Советская педагогика, 1984, № 2, с.68-76.
119. Козлов П.Г. Анализ музыкальных произведений: Учеб.пособие для культ.-просвет.училищ. М.: Просвещение, 1968.-148 с.
120. Кон И.С. Психология старшеклассника. Н.: Просвещение, 1980. - 192 с.
121. Кон И.С. Психология ранней юности. В кн.: Возрастная и педагогическая психология. 2-е изд., доп. и перер.-М.: Просвещение, 1979, с.146-169.
122. Копнин П.В. Философские идеи В.И.Ленина и логика. М.: Наука, 1969. - 483 с.
123. Костинская Г.С. 0 вкусах спорят. Донецк; Донец.кн.-ное изд-во, 1962. - 44 с.
124. Кузин B.C. Идейно-эстетическое воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства в советской школе:
125. Автореф. дис. .д-ра пед.наук. М., 1974. - 59 с. -В надзаг.: НИИ общей педагогики АПН СССР.
126. Кузин B.C. Психология. М.: Высш.школа, 1974.- 279 с.
127. Кузнецов В.Г. Работа с самодеятельными эстрадными оркестрами и ансамблями. М.: Музыка, 1981.- 149 с.
128. Кузнецова И.Д. Эстетические аспекты интерпретации художественных произведений: Автореф. дис.канд.филос. наук. М.: 1980. - 22 с. - В надзаг.: МГУ им.М.В.Ломоносова.
129. Кузнецова Л.М. Музыкальные интересы и вкусы школьников: Автореф. дис. .канд.пед.наук. -М., 1973. 31 с.1. В надзаг.: АПН СССР.
130. Кукшанов В.В. К вопросу о воспитательном значении самодеятельного искусства народа. В кн.: Актуальные проблемы воспитания и музыкального образования молодежи. - Свердлорск: Музыка, 1984. - 164 с.
131. Кулиев С.Д. Формирование интереса к советской и классической музыке у учащихся подростков на занятиях в оркестре народных инструментов: Автореф.дис. .канд. пед.наук. М., 1973.-- 52 с. - В надзаг.: АПН СССР.
132. Краткая литературная энциклопедия в 8 т. М.: Сов. энциклопедия, 1964.
133. Красильников Ю.Д. Партийное руководство учреждениями культуры. М.: Моск.рабочий, 1979.- 120 с.
134. Кремлев Ю.А. Познавательная роль музыки. М.: Музыка, 1963. - 60 с.
135. Кремлев Ю.А. О месте музыки среди искусств. М.: Музыка, 1966. - 63 с.
136. Критика и музыкознание. Вып.1. Л.: Музыка,1975.-279 с.
137. Критика и музыкознание. Вып.2. -.JL: Музыка,1980.- 269 с.
138. Критика основных направлений современной буржуазной эстетики. М.: Искусство, 1968. - 359 с.
139. Крупская Н.К. Воспитательная роль учителя: Пед.соч. Т.З. -М.: АПН РСФСР, 1959. 798 с.
140. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед.училищ. М.: Просвещение, 1980. - 352 с.
141. Лармин 0.В. Эстетическое развитие и воспитание молодежи.-М.: Знание, 1978. 64 с.
142. Лармин О.В. Проблема эстетического.воспитания и современность. М.: МГУ им.М.В.Ломоносова, 1962. - 115 с.
143. Лебедева Г.Г. Философские и социально-психологические вопросы эстетического вкуса: Автореф.дис. .канд.филос. наук. Л., 1973.- 22 с. - В надзаг.: Ленингр.пед.ин-т.
144. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Пе-дегаогика, 1971. - 277 с.
145. Леонович И.И. Критерии качества учебно-воспитательного процесса. 2-е изд. - Минск: Высшая школа,1979.-148 с.
146. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. -М.: Педагогика, 1981. 186 с.
147. Литвиненко Л.Л. Воспитание художественных вкусов учащихся в процессе ознакомления с различными видами искусства: Автореф.дис. .канд.пед.наук. -М.: 1977. 14 с.-В надзаг.: Моск.пед.ин-т им.В.И.Ленина.
148. Литературная теория немецкого романтизма. Л.: Изд-во писателей, 1934. - 333 с.
149. Лихачев Б.Т. Критерии эстетического отношения школьников к искусству и действительности. Сов.педагогика, 1983, № б, с.52-57.
150. Лихачев Б.Т. Эстетическое воспитание в школе. М.: Педагогика, 1980. - 136 с.
151. Лихачев Б.Т. Зальман Г. Эстетическое воспитание школьной молодежи. М.: Педагогика, 1981.- 272 с.
152. Лук А.Н. Психология творчества.-М.:Наука,1978.-125 с.
153. Лукин Ю.А. и Скатерщиков В.К. Основы марксистско-ленинской эстетики. 2-е изд. доп.- М.: Высшая школа,1977.-286 с.
154. Лукин Ю.А. и Скатерщиков В.К. Основы марксистско-ленинской эстетики. 3-е изд. доп.- М.: Высшая школа,1982.-191 с.
155. Лукшин И. Социальная типология эстетического вкуса. -В кн.: Восприятие музыки. М.: Музыка,1980,с.38-53.
156. Лукьянов Б.Г. Ленинское эстетическое наследие и художественная критика. М.: Знание, 1980.- 64 с.
157. Лукьянов Б.Г. Эстетическая оценка искусства: сущность критерия. М.: Знание, 1977. - 62 с.
158. Лукьянов Б.Г. Методологические проблемы художественной критики. М.: Наука,1980. - 333 с.
159. Лукьянов Б.Г. Об объективных критериях оценки художественных произведений: Автореф.дис. .канд.философ.наук.-М., 1965. 25 с.-В надзаг.: Ин-т философии АН СССР.
160. Луначарский А.В. 0 народном образовании. В кн.: Луначарский А.В. В мире музыки. - М.: Сов.композитор,1958.-539 с.
161. Луначарский А.В. В мире музыки. 2-е изд. доп. - М.: Сов.композитор,1971.- 539 с.
162. Мазель Л.А. Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений: Элементы музыки и методика анализа малых форм. -М.: Музыка, 1967. 752 с.
163. Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений. 2-е изд. доп. и перераб.- М.: Музыка, 1979.- 534 с.
164. Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки. М.: Сов.композитор, 1978. - 350 с.
165. Малинковская А.В. Музыкальная классика в современном исполнительстве и педагогике. М.:Музыка,1981.- 167 с.
166. Методы системного педагогического исследования. Л.: Ленингр.ун-т, 1980. - 172 с.
167. Михайлов М.К. Стиль в музыке: Исслед.- Л.: Музыка,1981.-264 с.
168. Молчанова А.С. Современные научные методы и категории эстетического исследования. Петрозаводск,1979.-102 с.
169. Молчанова А.С. На вкус, на цвет. М.:Искусство,1966.-199 с.
170. Морозова З.П. Процесс формирования музыкальной потребности младших школьников: Автореф.дис. . канд.пед.наук.-М. 1979. 16 с. - В надзаг.: Моск.пед.ин-т им.В.И.Ленина,
171. Музыка и современность. Казань:Музыка,1980.-160 с.- 181
172. Музыкальное воспитание в современном мире. М.: Сов. композитор, 1973. - 415 с.
173. Музыкальная энциклопедия. В 5 т. М.: Сов.энциклопедия, 1974. - 78 с.
174. Музыкальная эстетика Западной Европы ХУП-ХУШ веков. М.: Музыка, 1971. - 688 с.
175. Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания. В кн.: Восприятие музыки: Сб.статей. -М.: Музыка, 1980. с.98-111.
176. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия.-М.: Музыка, 1972. 383 с.
177. Нейгауз Г.Г. Об искусстве форетпианной игры. 3-е изд., доп. - М.: Музыка, 1967. - 320 с.
178. Некоторые проблемы совершенствования музыкального образования: (по материалам конф.в Новосибирске, апрель 1981.)- Экспресс-информ.- М.: Информ.центр по пробл. культуры и искусства. X98I. 15 с,
179. Нигай А.Г. Человек и красота. Алма-Ата, 1975. - 80 с.
180. Никифоров А.С. Эмоции в нашей жизни. 2-е изд. - М.: Сов.Россия, 1978. - 271 с.
181. Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества. М.: Просвещение, 1972.- 155 с.
182. Николаев А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма: Учебн.пособие. М.: Музыка, 1980.112 с.
183. Оборин Л.И. Статьи, воспоминания: К 70-летию со дня рожд.- М.: Музыка, 1977. 222 Ci
184. Обучение и воспитание школьников средствами музыкального искусства. М.: НИИ школ, 1978. - 106 с.
185. Ольшанникова А.Б. Эмоции и воспитание. М.: Знание, 1983. - 80 с.
186. О некоторых психологических аспектах исполнительской интерпретации фортепианной фактуры. Минск: Респ.метод, кабинет, 1980. - 63 с.
187. Основы эстетики и искусствознания: (И.Л.Любинский, В.В.Неверов, В.К.Скатерщиков и др.; Под ред.И.Л.Любин-ского, В.К.Скатерщикова. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Просвещение, 1979. - 302с.
188. О совершенствовании педагогической работы в средних учебных заведениях: Материалы симпоз.Центр.совета пед.о-в РСФСР, 1980. 83 с.
189. Падалка Г.Н. Музыкально-эстетическое воспитание студентов пединститутов в процессе индивидуального фортепианного обучения: Автореф. дис. .канд.пед.наук. -М.: 1970. 21 с. - В надзаг.: НИИ АПН СССР.
190. Панкевич Г.И. Музыкальное искусство и воспитание эстетического восприятия. М.: Музгиз, 1969.- 42 с.
191. Паперный 3. О художественном образе. М.: Госполитиздат, 1961.- 72 с.
192. Педагогиа. Учеб.пособ.для студентов пед.ин-тов. М.: Просвещение, 1983. - 608 с.
193. Петрова З.А., Беляков С.А. Роль и место клубных учреждений в системе культурно-просветительной работы СССР. -М.: Моск.ин-т культуры, 1972. 60 с.
194. Петрова З.А. Свободное время общественное достояние. -2-е изд. доп. - М.: Сов.Россия, 1980. - 125 с.
195. Петровский А.В. и др. Возрастная и педагогическая психология. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1979. - 288 с.
196. Пинт А.О. Педагогические проблемы культпросветработы.-М.: Сов.Россия, 1977. 72 с.
197. Повышение эффективности учебно-воспитат.процесса в коллективе художественной самодеятельности и вузе культуры. М.: Моск.ин-т культуры, 1982. - 145 с.
198. Проблемы музыкального мышления.-М.:Музыка,1974.- 333 с.
199. Проблемы общей,возрастной и педагогической психологии.-М.: НИИ общей и пед.психологии АПН СССР, 1978.- 288 с.
200. Трушковская Н.Н. Формирование у студентов умений анализировать музыкальное произведение как составная часть их профессиональной подготовки: Автореф.дис. .канд. пед.наук. Киев, 1983.- 20 с. В надзаг.: Киев.пед.ин-т.
201. Психология восприятия и познавательных процессов. -Тарту: Тарт.ун-т, 1977. 126 с.
202. Психология и психофизиология индивидуальных различий.-М.: Педагогика, 1977. 181 с.
203. Разин А.В. Воспитание красотой. В кн.: Эстетическое воспитание в сельской школе. - М.: Просвещение,1980.
204. Разумный В.А. 0 хорошем художественном вкусе. М.: Госполитиздат, 1961. - 64 с.
205. Разумный В.А. Эстетическое воспитание: Сущность. Формы. Методы. М.: Мысль, 1969. - 188 с.
206. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю: Как построено и как функционирует произведение искусства. М.: Сов.художник, 1978. - 237 с.
207. Резников А. 0 роли мировоззрения в творчестве композитора. Л.: Музыка, 1975. - 56 с.
208. Савельев В. Самодеятельное творчество в клубе. М.: < Моск.ин-т культуры, 1977. - 116 с.- 184
209. Салеев В.А. К проблеме формирования художественной оценки: Автореф.дис. . канд.филос.наук. М.; 1972.- 15 с. -В надзаг.: МГУ им.М.В.Ломоносова.
210. Салеев В.А. Искусство и его оценка. Минск: Белорус, ун-т, 1977. - 158 с.2X3. Салеев В.А. О художественном вкусе. Минск: Знание, 1975. - 20 с.
211. Салиев А.А. Человеческая психология и искусство. Фрунзе: Кыргызстан,1980. 307 с.
212. Салиев А. А. Мышление как система. Фрунзе'.Кыргызстан, 1974. - 245 с.
213. Сайгушкина О.П. Художественный образ в творчестве музыканта-исполнителя: Автореф.дис. .канд.искусствоведения. Л., 1980. - 23 с. - В надзаг.: Ленингр.консерватория.
214. Сергеева Н.И. Клуб и гармоническое развитие личности. Л.: Ленингр.ин-т культуры, 1975. 233 с.
215. Скатерщиков В.Е. Развитие эстетической культуры социалистического общества. В кн.: Восприятие музыки. - М.: Музыка, 1980, с.14-27.
216. Сктарещиков В.К. Об эстетическом вкусе. М.: Знание, 1974. - 96 с.
217. Скатерщиков В.К. Твой эстетический вкус. М.: Знание, 1963. - 48 с.
218. Скатерщиков В.К. Теоретические проблемы развития коммунизма: Автореф.дис. .д-ра философ.наук. -М.: Мысль, 1965. 36 с. - В надзаг.: Высш.парт.школа при ЦК КПСС.
219. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики.- 2-е изд.-М.: Педагогика, 1984. 96 с.
220. Славская К.А. Мысль в действии. М.: Политиздат ,1968.-208 с.
221. Смирнова Е.И. Теория и методика организации самодеятельного творчества трудящихся в культурно-просветительных учреждениях. М.: Просвещение, 1983. - 192 с.
222. Смирнов Л.М. Психологический анализ оценки эмоциональности человека: Автореф.дис. .канд.психол.наук. -М., 1980. 24 с. - В надзаг.; АПН СССР.
223. Советская музыкальная культура: История. Традиции. Современность. М.: Музыка, 1980.- 206 с.
224. Современная книга по эстетике: Антология. М.: Изд-во иностр.лит., 1957. - 603 с.
225. Соколовский Ю.Е. Коллектив художественной самодеятельности. М.: Сов.Россия, 1979. - 127 с.
226. Соколовский Ю.Е. Коллектив художественной самодеятельности: вопросы теории и практики. М.: Сов.Россия, 1984. - 160 с.
227. Сохор A.M. Логическая структура учебного материала: Автореф.дис. . д-ра пед.наук. М., 1974. - 44 с. -В надзаг.: Моск.пед.ин-т им.В.И.Ленина.
228. Сохор А.Н. Эстетическая природа жанра в музыке. М.: Музыка, 1968. - 103 с.
229. Сохор А.Н. Статьи о советской музыке. Л.: Музыка, 1974. - 213 с.
230. Сохор А.Н. Партийность, народность, интернационализм советской музыки. Л.: Музыка, 1973. - 63 с.
231. Сохор А.Н. Музыка как вид искусства. 2-е изд. - М.: Музыка, 1970. - 192 с.
232. Сохор А.Н. О музыке серьезной и легкой. Л.: Музыка, 1964. - 87 с.
233. Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура. М.: Сов.композитор, 1975. - 201 с.
234. Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки. 2-е изд., доп.-Л.: Музыка, 1975
235. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Ч.1.-Л.: Сов.композитор, 1980. 294 с.
236. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. 4.2. -Л.: Сов.композитор, 1981. 293 с.
237. Вопросы социологии и эстетики музыки. Ч.З. Л.: Сов. композитор, 1982. - 304 с.
238. Стасов В.В. Сердечное участие. Собр.соч., т.З. -С.-Пб, 1894,
239. Стилевые тенденции в советской музыке 1960-1970 годов.-Л.: Ленингр.ин-т театра, музыки и кинематографии,1979-182 с.
240. Столович Л.Н. Природа эстетической ценности. М.: Политиздат, 1972. - 271 с.
241. Стрельцов Ю.А. Методика воспитательной работы в клубе. -М.: Просвещение, 1979. 224 с.
242. Судаков В.Ф. Формирование у младших школьников культуры восприятия произведений советской музыки: Автореф. дис. .канд.пед.наук. Л., 1971. - 18 с. - В надзаг.: Ленингр.пед.ин-т.
243. Супоницкая Д.А. Музыка и психология. М.: Моск.пед. ин-т им.В.И.Ленина, 1978. - 53 с.
244. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. -М.: Просвещение, 1981. 192 с.- 187
245. Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности. М.: Наука, 1979. - 191 с.
246. Творческое использование идей А.С.Макаренко и В.А.Су-хомлинского в формировании педагогического мастерства. (Тез .межвуз.конф.). Полтава: Полтав.пед.ин-т, 1983.- 134 с.
247. Тельчарова Р.А. 0 формировании музыкального вкуса школьника. Сыктывкар: Ротапринт респ.типографии Коми АССР, 1979. - 39 с.
248. Тельчарова Р.А. Музыкальный вкус как объект эстетического анализа: Автореф.дис. .канд.философ.наук. -М., 1979. 20 с. - В надзаг.: МГУ им.М.В.Ломоносова.
249. Теоретические основы содержания общего среднего образования. М.: Педагогика, 1983. - 352 с.
250. Теоретические проблемы музыки XX века. Вып.1. М.: Музыка, 1967. - 512 с.
251. Теплов Б^М. Психология музыкальных способностей. -М .; Л.: АПН РСФСР, 1947. 335 с.
252. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: АПН РСФСР,.1961. - 535 с.
253. Теплов Б.М. Психологические основы художественного воспитания. Изв.АПН РСФСР. -М., 1947, № II.
254. Теплов Б.М. Исследование свойств нервной системы как путь к изучению индивидуально-психологических различий. В кн.: Психологическая<наука в СССР, т.2. М.: Ин-т психологии АПН РСФСР, I960,
255. Торичная С.И. Понимание преподавателем музыкальных способностей студента в процессе индивидуального обучения:
256. Автореф.дис. .канд.психол.наук. Л., 1980. - 17 с. - В надзаг.: Ленингр.ун-т.
257. Туския K.F. Воспитание эстетической оценки у младших школьников средствами детского театра: Автореф.дис.канд.пед.наук. Тбилиси, 1980.- 22 с. - В надзаг.: НИИ пед.наук.
258. Тюлин Ю.Н. Бершадская Т. и др. Музыкальная форма. М.: Музыка, 1965.
259. Тюлин Ю.Н. Произведения П.И.Чайковского структурный анализ. М.: Музыка, 1973. - 273 с.
260. Ушинский К.Д. 0 пользе педагогической литературы. -Собр.соч., Т.2.- М.: АПН РСФСР, 1948.
261. Ушинский К.Д. Три элемента школы. Собр.соч., т.2. -М.: АПН РСФСР, 1948.
262. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Собр. соч., т.8. -М.: АПН РСФСР, 1950.
263. Учебно-воспитательная работа в фортепианных классах детской музыкальной школы. М.: Педагогика, 1976.-119 с.
264. Фарбштейн А.А. Теория реализма и проблемы музыкальной эстетики. Л.: Музыка, 1973.- 141 с.
265. Фейгин М.Э. Воспитание и совершенствование музыканта-педагога. М.:. Сов.композитор,1973. - 156 с.
266. Фейгин М.Э. Индивидуальность;ученика и искусство педагога. -М.: Музыка, 1968. 115 с.
267. Фейнберг С.Е. Мастерство пианиста. М.: Музыка, 1978.207 с.
268. Философская энциклопедия. В 6 т. T.I. М.: Сов.энциклопедия, I960. - 504 с.
269. Формирование нового человека в условиях развитого социализма. М.: МГУ им.М.В.Ломоносова, 1930.-III с.
270. Харлап М. Исполнительское искусство как эстетическая проблема. В кн.: Мастерство музыканта-исполнителя, вып.2. - М.: Сов.композитор, 1976. - 334 с.
271. Художественная самодеятельность в клубном учреждении.-Л.: Высш.профсоюз.школа культуры, 1978.- 138 с.
272. Цукерман B.C. Музыка и слушатель. М.: Музыка, 1972.204 с.
273. Цуккерман В.А. Выразительные средства лирики П.И.Чайковского. М.: Музыка, 1972. - 245 с.
274. Цуккерман В.А. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. М.: Музыка, 1964- 159 с.
275. Цуккерман В.А. Музыкально-теоретические очерки и этюды.-М.: Сов.композитор, 1970. 559 с.
276. Чередниченко Т.В. Проблема художественной ценности и структура критической оценки: Автораф. дис. .канд. филос.наук. Тбилиси,1979.- 23 с. - В надзаг.: Тбил. гос.ун-т.
277. Черненко К.У. Избранные речи и статьи. 2-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1984. - 670 с.
278. Черниченко В.И. Активизация деятельности культурно-просветительных училищ по воспитанию у учащихся любви к профессии клубного работника: Автораф.дис. .канд.пед. наук. М., 1981. - 16 с. - В надзаг.: Моск.ин-т культуры.
279. Черноиваненко Н.М. Формирование музыкальных вкусов младших школьников: Автореф.дис. . .канд.пед.наук. -М., 1975. 20 с. - В надзаг.: НИИ содержания и методов обучения АПН СССР.
280. Чернышевский Н.Г. Эстетика и литературная критика: Избр.статьи. -М., Л.: Гослитиздат,1951.- 544 с.
281. Чернышевский Н.Г. Избранные эстетические произведения.-2-е изд.- М.: Искусство,1978. 559 с.
282. Чернявская И.О. Эстетическое воспитание школьников и культура слова. М.: Просвещение, 1982. - 112 с.
283. Шацкая В.Н. Идейное воспитание средствами музыкального искусства и воспитание художественного вкуса в советской школе: Автореф.дис. .канд.пед.наук. М.,1949.- 19 - В надзаг.: АПН СССР.
284. Шацкая В.Н. Музыка в школе. Художественное воспитание средствами музыкального искусства. М.: АПН СССР, 1950. - 173 с.
285. Шацкая В.Н. Воспитание музыкального вкуса. Вып.2. -М.: АПН СССР, 1947. 75 с.
286. Шацкая В.Н. Изучение музыкальной литературы. В кн.: Уроки пения в 7-8 кл. -Л.: АПН СССР, 1962, с.45-62.
287. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: Педагогика, 1975. - 200 с.
288. Шестаков,В.П. Эстетические категории. Л.: Искусство, 1983. - 358 с.
289. Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и : училище. М.: Музгиз, 1947. - 115 с.
290. Щелокова О.Ф. Музыкально-эстетическое воспитание школьников в процессе обучения игре на фортепиано: Автореф. дис. .канд.пед.наук. Киев,1977. - 16 с, - В надзаг.: Киев.пед.ин-т.
291. Щербаков В.А. К проблеме формирования музыкально-худо--жественного вкуса подростков. М.: Моск.ин-т культуры, 1970.-250 с. - (Уч.зап.Моск.ин-та культуры, т.18).- 191
292. Щербаков В.А. Проблема формирования музыкально-художественного вкуса подростков: Автореф.дис. .канд.филос. наук. М., 1973. - 25 с. - В надзаг.: Моск.ин-т культуры,
293. Щербо А.Б. Формирование у младших школьников способностей к художественно-эстетической деятельности: Автореф.дис. .д-ра пед.наук. Киев,1983. - В надзаг.: Киев, пед.ин-т.
294. Щербо А.Б. Джола Д.Н. Красота воспитывает человека. -2-е изд. Киев.: Рад.школа, 1980,- 104 с.
295. Эстетическое воспитание в клубе. М.: Сов.Россия, 1974. - 150 с.
296. Энциклопедический музыкальный словарь. 2-е изд. - М.: f Сов.энциклопедия, 1966. - 632 с.
297. Яворский Б.А. Статьи.Воспоминания.Письма. 2-е изд. T.I. - М.: Сов.композитор,1972. - 711 с.
298. Яковлева Г.В. Музыкальное развитие учащихся в процессе коллективно-индивидуального обучения игре на фортепиано: Автореф.дис. .канд.пед.наук. -М.,1973.- 23 с.-В надзаг.: АПН СССР.
299. Якобсон Г.М. Психология художественного творчества. -М.: Знание, 1971. 46 с.
300. Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание. М.: Знание, 1976. - 64 с.