автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Воспитание музыкального вкуса у школьников в истории отечественной педагогики
- Автор научной работы
- Буракова, Оксана Алексеевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Екатеринбург
- Год защиты
- 2000
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Буракова, Оксана Алексеевна, 2000 год
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы воспитания музыкального вкуса школьников на различных этапах общественного развития России
1.1. Психолого-педагогические характеристики музыкального вкуса.
1.2. Ретроспективный анализ становления характеристики понятия вкуса.
1.3. Направления воспитания и развития музыкального вкуса в трудах отечественных педагогов второй половины XIX - начала XX веков (дооктябрьский период).
1.4. Направления воспитания и развития музыкального вкуса у школьников в трудах отечественных педагогов второй половины XX века.
1.4.1. Послеоктябрьский период (1917 - 1970 гг.). t 1.4.2. Послеоктябрьский период (1970 - 1990 гг.).
ГЛАВА II. Основные тенденции развития музыкального вкуса : на рубеже XX - XXI веков.
2.1. Характеристика содержания направлений воспитания музыкального вкуса на современном этапе.
2.2. Методы и средства воспитания музыкального вкуса школьников.
2.3. Современные тенденции воспитания музыкального вкуса школьников.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Воспитание музыкального вкуса у школьников в истории отечественной педагогики"
Актуальность исследования проблемы воспитания музыкального вкуса у школьников в истории отечественной педагогики обусловлена рядом причин: изменениями в традиционных ценностных ориентациях современного общества, связанными с формированием новых основ жизни общества, сопровождающимися кризисом культуры; социально-обусловленными целями образования, направленными на формирование личности с установкой на созидание и творчество в любой сфере деятельности; преобразованиями в сфере музыкального воспитания и музыкально-педагогического образования, актуализировавшими изучение педагогического наследия прошлого столетия для решения проблем массового музыкально-педагогического воспитания, направленного на развитие эстетических качеств личности, ее вкусов, художественных предпочтений.
Несмотря на создание новых теоретических и практических работ в области музыкально-педагогической науки, направленных на повышение культурного уровня современных школьников, значительных позитивных изменений не происходит. Превалирующим источником музыкального самообразования учащихся становятся теле - и радиопередачи, видеопрограммы. Позитивная сторона данного процесса заключается в доступности и упрощенности источников получения информации. Негативная сторона проявляется в низком уровне качества обрушившейся на школьников информации. В данном процессе учитель музыки не может «оградить» ученика от огромного потока не всегда качественной музыки, но в его силах помочь ребенку разобраться в многообразии окружающей его музыкальной информации. Для достижения позитивного результата важно, чтобы у учащихся в процессе замятий музыкой был сформирован музыкальный вкус, который мы рассматриваем как определенный уровень музыкальных предпочтений", способность эмоционально воспринимать и оценивать музыкальные произведения.
Обновление содержания и методов музыкального образования представляет собой постоянную ориентацию на идеал, который находится как в будущем, так и в прошлом. Данное утверждение означает не преодоление традиций, не разрыв и неприятие их, а их осмысление с позиций сегодняшнего дня. Исторический аспект изучения проблемы воспитания музыкального вкуса предоставляет возможность обратиться к тем образцам музыкальной культуры, уровню музыкального вкуса, которые были сформированы, о которых писали, спорили искусствоведы, музыкальные критики, музыканты, педагоги прошлого столетия. Обращение к опыту предыдущих поколений позволит избежать повторения допущенных когда-то ошибочных выводов, утверждений, которые повлекли за собой негативные последствия.
Вместе с тем, конструктивный потенциал музыкально-педагогических работ второй половины XIX - конца XX веков остается недостаточно изученным, систематизированным и применяемым на современном этапе развития музыкальной педагогики. Возникшее противоречие между значимостью обращения к вопросу воспитания музыкального вкуса в истории отечественной педагогики, позволяющему наиболее полно исследовать и применять в практической работе с учащимися основные направления, методы и средства воспитания исследуемого понятия, и нереализованность научной потребности в изучении музыкально-педагогического наследия обусловило актуальность проблемы изучения наследия педагогов, музыкантов, искусствоведов второй половины XIX - конца XX веков по вопросам воспитания музыкального вкуса школьников. Данные положения определили выбор ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: «Воспитание музыкального вкуса у школьников в исто- рии отечественной педагогики».
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - выявить, определить, обосновать и включить в научный оборот наследие педагогов, музыкантов, искусствоведов второй половины XIX - конца XX веков по вопросам воспитания музыкального вкуса школьников.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - история отечественного музыкального образования.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - совокупность взглядов, концепций, теоретических работ и методических рекомендаций педагогической науки и практики по проблеме воспитания музыкального вкуса у школьников.
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ. Воспитание музыкального вкуса у школьников будет осуществляться более эффективно при условии:
1. Определения и обоснования сущности структуры и содержания понятия «музыкальный вкус» как педагогического явления.
2. Рассмотрения теоретических и методических основ развития и воспитания музыкального вкуса в России второй половины XIX - конца XX веков.
3. Определения основных тенденций воспитания музыкального вкуса на различных этапах развития музыкальной педагогики с учетом перспектив их дальнейшего развития.
Реализация поставленной цели и гипотезы потребовала решения следующих ЗАДАЧ:
1. Выявить сущностную характеристику понятия «музыкальный вкус» как педагогического явления.
2. Рассмотреть теоретические основы развития и воспитания музыкального вкуса в России второй половины XIX - конца XX веков.
3. Изучить и систематизировать методы, средства, формы организации учебного процесса, направленного на развитие музыкального вкуса школьников, разработанные и успешно применяемые в отечественной практике массового музыкального воспитания второй половины XIX -конца XX веков.
4. Охарактеризовать процесс развития музыкального вкуса школьников в практике массового музыкального воспитания второй половины XIX - конца XX веков.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ в исследовании обозначенной проблемы послужили: историко-научный и историко-культурный подходы в рассмотрении явлений и фактов образовательной теории и практики; идея значимости исторического опыта для решения современных задач музыкального воспитания; парадигмальный подход к анализу образовательной ситуации в массовом музыкальном воспитании России; учет конкретной социокультурной обстановки, влияющей на воспитание музыкального вкуса современных школьников.
В работе были использованы следующие МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: теоретический анализ исторической, историко-педагогической, философской, музыковедческой, музыкально-педагогической литературы; отбор, систематизация и проблемный анализ архивных материалов, учебно-программной документации и методических пособий; историко-логический анализ типологий музыкальных вкусов школьников; теоретический анализ возможных путей использования педагогического наследия по вопросу воспитания музыкального вкуса второй половины XIX - конца XX веков в современных условиях.
ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Более детально мы рассматриваем период второй половины XIX - конца XX веков. Считаем, что . эти исторические рамки позволяют провести сопоставительный анализ состояния развития проблемы музыкальных вкусов школьников в педагогическом процессе на рубеже столетий (XIX-XX и XX-XXI веков) и осмыслить педагогические идеи отечественных мыслителей прошлого столетия в свете их актуальности на современном этапе развития задач музыкальной педагогики.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА работы заключается в следующем:
1. Обоснована содержательная характеристика понятия «музыкальный вкус» как педагогического явления.
2. Представлен содержательный анализ теории и практики развития вопроса воспитания музыкального вкуса школьников в России второй половины XIX - конца XX веков, состоящий из трех этапов - актуализация, технологизация, интеграция.
3. Выявлены современные тенденции развития исследуемого понятия, основополагающими моментами которых являются направления работы, предложенные отечественными педагогами, музыкантами, искусствоведами второй половины XIX - конца XX веков.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ. В исследовании выявлены, определены и обоснованы сущностные характеристики понятия «музыкальный вкус», его роль в педагогической теории и практике России второй половины XIX - конца XX веков; уточнено понятие «Типология музыкальных вкусов младших школьников»; обозначены дальнейшие тенденции воспитания музыкального вкуса школьников в историко-педагогическом контексте развития музыкальной педагогики.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования заключается в том, что в нем содержится информация, которая актуализирует, углубляет и систематизирует существующие представления о проблеме воспитания и развития музыкальных вкусов школьников и тем самым способствует осмыслению современных проблем, связанных с развитием современной концепции музыкального образования. Хронологическое изложение материала поможет педагогам, студентам в плане оснащения их историческим материалом в дальнейших разработках исследуемой проблемы. Материалы исследования могут быть использованы как самостоятельный раздел курсов «Теория и история музыкальной педагогики», «Методика музыкального воспитания» на музыкально-педагогических факультетах педагогических институтов, университетов.
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.
На первом этапе (1995 - 1997) проводился анализ исторической, философской, музыкально-педагогической литературы по проблеме исследования, изучалась проблематика и результаты работ по развитию и воспитанию музыкального вкуса школьников, разрабатывался план исследования, конкретизировались задачи.
На втором этапе (1997 - 1999) систематизировались полученные сведения, осуществлялось теоретическое осмысление основных этапов процесса развития музыкального вкуса в педагогическом наследии России второй половины XIX - конца XX веков.
На третьем этапе (1999 - 2000) были сделаны основные обобщающие выводы, оформлен текст диссертации.
АПРОБАЦИЯ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ВНЕДРЕНИЕ результатов исследования осуществлялись при обсуждении материалов диссертации на заседаниях кафедры возрастной педагогики и педагогических технологий УрГПУ; на региональных научно-практических конференциях «Инновационные процессы в образовании и творческая индивидуальность педагога» (г. Екатеринбург, 1998), «Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности» (г. Екатеринбург, 1999), в педагогических чтениях «Современные технологии в образовании и творческая индивидуальность педагога» (г. Екатеринбург, 1998); в публикациях материалов исследования в печати.
ДОСТОВЕРНОСТЬ И ОБОСНОВАННОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ обеспечивались целостным подходом к решению проблемы, научной логикой исследования, методологической обоснованностью научных положений, ретроспективным анализом литературы по исследуемой проблеме, применением адекватных предмету методов исследования.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ диссертации, выносимые на защиту:
1. Музыкальный вкус характеризует определенный уровень музыкальных предпочтений, способность эмоционально воспринимать и оценивать музыкальные произведения.
2. Историко-педагогический процесс воспитания музыкального вкуса у школьников прошел три основных этапа (актуализация, технологизация, интеграция), отличающиеся друг от друга методологической базой, степенью влияния социальной среды и уровнем методической подготовки участников образовательного процесса.
3. Эффективным направлением дальнейшего развития процесса воспитания музыкального вкуса будет являться сочетание традиционных форм воспитания с новыми, возникшими на современном этапе развития музыкальной педагогики.
СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Переходный период на стыке тысячелетий и веков во многом предопределяет события, которые происходят в обществе. Широта и свобода в выборе образования, профессиональной деятельности открывают перед человеком пути самореализации, раскрытия своего творческого потенциала. Человек переосмысливает свое предназначение, окружающую его действительность, содержание бытия и своей роли в его наполнении. В современной жизни существует много соблазнов, мнимых ценностей, но незыблемые истины остаются и существуют в действительности. К таким актуальным, необходимым обществу ценностям мы относим образование, духовную культуру, постоянное самосовершенствование.
Осмысление педагогических феноменов прошлого, позволяющих в полном объеме учесть позитивный потенциал, накопленный в различные исторические периоды, является одной из актуальнейших проблем педагогики XXI века. Бесспорно, что история и образование тесно переплетаются. Исторические вопросы вплетаются в канву рассмотрения проблем математики, физики, химии, литературы, географии. Не обойдут они стороной и музыкальные занятия, направленные в первую очередь на повышение общей, музыкальной культуры школьников. Данное понятие подразумевает развитие музыкальных способностей, важными из которых являются умение слушать, чувствовать, воспринимать, анализировать музыкальное произведение и выражать свое ощущение, охватившее чувство, свое отношение словами, пластикой движений, определенно направленными линиями и сочетанием красок, личностным творчеством, стихотворными, музыкальными и двигательными импровизациями. В этом процессе важную и определяющую роль будет играть уровень эстетического, художественного сознания, выражающийся в непосредственных оценках, суждениях музыкального вкуса.
Анализируя понятие музыкальный вкус, мы выделяем его просветительскую, прогностическую функцию, доказывая, что это не застывшее понятие, а действенное, изменяющееся в своем развитии. Уровень воспитания музыкального вкуса, неразрывно связанный с музыкальной культурой личности, постоянно ею совершенствуется. Благодаря этим усилиям человеку открывается мир звуковых представлений и впечатлений, дающий чувство свободы, познания красоты и самодостаточности.
Обобщение всего выше сказанного отражено в следующих выводах:
1. Анализ историко-педагогической, музыкально-педагогической литературы позволил определить музыкальный вкус как: эстетическое понятие, затрагивающее обе стороны человеческого естества - чувственность и рационализм; аксиологическое понятие, трактуемое как определенный уровень музыкальных предпочтений, дающих возможность отличать и ценить прекрасное в музыке; философское понятие, подразумевающее определенный уровень мышления, восприятия жизненных явлений, поведение и поступки каждого человека; историческое понятие, рассматриваемое в контексте исторического развития общества и обусловленное этим развитием; социологическое понятие, т.к. оценки вкуса всегда соотнесены с социально-обусловленными потребностями человека.
2. Изучение педагогического наследия прошлого столетия, посвященного вопросу развития и воспитания музыкального вкуса школьников, является важнейшим условием воссоздания общей исторической картины развития исследуемого понятия и реализации конструктивного потенциала музыкально-педагогического наследия прошлого в современной педагогической практике.
3. Рассмотренные методы способствуют эффективному воспитанию музыкального вкуса школьников разных возрастных групп. В начале века (20 - 30-е гг.) методы концентрировались вокруг проблем развития музыкального восприятия школьников, в 70-е гг. происходит увеличение количественного и качественного компонентов в разработке методов воспитания музыкального вкуса. Методы приобретают личностно-значимый, индивидуальный характер и способствуют активизации музыкального саморазвития школьников. В последние годы появление новых форм работы, направленных на воспитание музыкального вкуса, предопределяют возникновение новых методов. Область их применения расширяется, открывая дальнейшие пути развития и формирования исследуемого понятия.
4. Сочетание основных этапов развития музыкального вкуса (актуализация, технологизация, интеграция) и современных тенденций воспитания музыкального вкуса (учет влияния социальных факторов; актуализация педагогического наследия; возникновение интегрированных курсов по развитию музыкального вкуса) позволяют достигнуть эффективных результатов в процессе воспитания музыкального вкуса, раскрывают прогностическую функцию исследуемого понятия.
Проведенное исследование не претендует на исчерпывающее раскрытие проблемы. Перспективными могут быть следующие направления работы: отношение и разработанность проблемы в разных странах на современном этапе развития общества; социально-педагогические исследования состояния проблемы развития и воспитания музыкального вкуса у школьников разных возрастных категорий; влияние типа учебных заведений (лицеев, гимназий) на формирование и развитие музыкальных предпочтений школьников.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Буракова, Оксана Алексеевна, Екатеринбург
1. Адищев В.И. Музыкальное воспитание детей в первые годы после Октября (1917- 1920 гг.): Учебное пособие, Пермь: ПГПИ, 1991. 115 с.
2. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. Метод, пособие для учителей начальной школы. М.: Просвещение, 1978. - 175 е., нот.
3. Алиев Ю.Б. Подросток музыка - школа // Вопросы методики музыкального воспитания детей. - М.: Музыка, 1975. - С. 86,103.
4. Апраксина О. А. Детское музыкальное воспитание в России до великой октябрьской социалистической революции // Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О.А.Апраксина. М.: Просвещение, 1990.-С. 11.
5. Апраксина О. А. О деятельности А.А.Маслова // Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О.А.Апраксина. М.: Просвещение, 1990. - С. 64.
6. Апраксина О. А. О школьной программе по пению // Музыкальное воспитание в школе. М.: Музыка, 1966. - Вып.5. - С. 8.
7. Апраксина О. А. Современный ребенок и музыка // Музыкальное воспитание в школе. 1972 - Вып. 8 - С. 41.
8. Аринина Н. Л. Эстетический вкус как проблема социологии. Опыт социологического исследования эстетических вкусов рабочей молодежи: Автореф. дис. канд. пед. наук М., 1967. - 23 с.
9. Бальчитис Э. О восприятии инструментальной музыки в младших классах школы.//Музыкальное воспитание в школе. 1975- Вып. 10. -С. 194.
10. Баренбойм JI. А. О музыкальном воспитании в СССР//Музыкальное воспитание в СССР. М.: Музыка, 1978 - Вып. 1. -С. 34-35.
11. Васина Н.Э., Суслова О.А. С кисточкой и музыкой в ладошке.-М.:Линка- ПРЕСС, 1997-С. 9,12,13.
12. Батуринская Т.Н. О музыкально-педагогической деятельности С.В.Смоленского//Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О.А.Апраксина. М.:Просвещение, 1990. - С. 39.
13. Безбородова Л.А. Опыт исследования эффективности музыкального воспитания старшеклассников // Советская педагогика. М., Педагогика. - 1976.-№ 3. - С. 58,62.
14. Белкин А.С. Ситуация успеха: Книга для учителя (мастерство учителя: идеи, советы, предложения). Екатеринбург, 1997. - С. 47.
15. Белобородова В. К. Развитие музыкального восприятия младших школьников. // Музыкальное воспитание в школе. 1978. - Вып. 13. -С. 65-66.
16. Бескоровайнова В.М., Павлович М.П. Музыкальные странствия современного подростка. М.: Знание, 1985. - С. 3,4.
17. Буров А. И. Эстетика: проблемы и споры. М., 1975. - С. 130, 132,143.
18. Вейс П. О. О методике ритмического воспитания в первом классе общеобразовательной школы. М., 1986.- 10 с.
19. Вендрова Т. Пластическое интонирование музыки в методике Вероники Коэн // Искусство в школе. 1997. - № 4. - С. 63.
20. Верб М. Я. Воспитание музыкальных вкусов старшеклассников в школьном курсе эстетики // Эстетическое воспитание молодежи. Сб. 40. М., 1966.-С. 90.
21. Волков В.И. Соотношение эстетического идеала, вкуса и искусства (на материалах социологического исследования зрительских оценок киноискусства): Автореф. дис. канд филос. наук. Свердловск, 1970. - С. 9,13.
22. Вопросы теории эстетического воспитания / Под ред. Г.З.Апресяна. М.: Изд-во Московского университета, 1970.110 с.
23. Воспитание эмоциональной культуры первоклассников на уроках музыки: методич. пособие / Сост. Н.Г.Тагильцева. Екатеринбург: УрГПИ, 1995.-64 с.
24. Гинзбург С. Объяснительные беседы на уроках слушания музыки // Вопросы музыки в школе / Под ред. И. Глебова- Л.: Брокгауз и Эфрон, 1926.-С. 142.
25. Глазырина Е. Ю. Ребенок и музыка: Опыт диалога: учебно-методическое пособие. Екатеринбург: УрГПУ, 1995. - 204 с.
26. Глебов И, Музыка в единой трудовой школе // Сборник материалов и документов 1917- 1923.-М.: Музыка Ленинград, 1969.-С. 124.
27. Глебов И. Музыка в современной общеобразовательной школе // Вопросы музыки в школе / Под ред. И. Глебова. Л.: Брокгауз и Эфрон, 1926.-С. 25-26.
28. Глебов И. Организация преподавания музыки в общеобразовательной школе // Вопросы музыки в школе / Под ред. И. Глебова- Л.: Брокгауз и Эфрон, 1926. С. 42-43.
29. Глебов И. О музыкально-творческих навыках у детей // Вопросы музыки в школе / Под ред. И. Глебова Л.: Брокгауз и Эфрон, 1926. - С. 149.
30. Глебов И. Принцип контраста в музыке и его методическая роль в постановке занятий по слушанию музыки // Вопросы музыки в школе / Под ред. И. Глебова. Л.: Брокгауз и Эфрон, 1926. - С. 132-133.
31. Горюнова Л. Воспитание музыкального вкуса и развитие музыкального восприятия у школьников // Музыкальное воспитание в школе.-1971.-Вып. 7.-С. 16,17,25.
32. Горюнова Л. На пути к педагогике искусства // Музыка в школе. 1988.- С. 10.
33. Гродзенская Н. Л. Воспитательная работа на уроках пения.- М.: АПН РСФСР, 1953.-80 с.
34. Гродзенская Н. Л. Слушание музыки в начальной школе: I—IV классы.- М.: АПН РСФСР, 1962. 88 е.; нот. илл.
35. Гродзенская Н. Л. Школьники слушают музыку М.: Просвещение, 1969.-54 с.
36. Давыдова М. А. Формирование интереса к музыке у 6-летних учащихся (в условиях комплексного подхода: школа-семья): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1990. - 14с.
37. Димова И.Г. Вокально-хоровые произведения композиторов-классиков как средство развития музыкального вкуса подростков // Музыкальное воспитание в школе / Сост. О.А. Апраксина. М.: Музыка, 1977. -Вып. 12. - С. 14.
38. Ильин И.А. Одинокий художник /Сост. предисл. и примеч. В.И. Белов. М.: Искусство, 1993. - С. 257, 258.
39. Искусство в школе 1999. - № 2. - С. 12.
40. Кабалевский Д. Б. Идейные основы массового музыкального воспитания в Советском Союзе // Прекрасное пробуждает доброе. М.: Педагогика, 1973.-С. 276.
41. Кабалевский Д. Б. Музыкальное воспитание и технические средства распространения музыки // Прекрасное пробуждает доброе. М.: Педагогика, 1973.-С. 194.
42. Кабалевский Д. Б. Педагогические размышления: избранные статьи и доклады. М., 1986. -С. 61.
43. Кабалевский Д. Б. Про трех китов и про многое другое. М.: Детская литература, 1972. - 32 с.
44. Каган М.С. О месте искусства в жизни школы // Искусство в школе. 1992.-№ 1.-С. 11,17,18.
45. Кадобнова И., Критская Е. Музыка в движении // Музыка в школе. 1984. -№ 2. - С. 14-15.
46. Кадобнова И.В. и др. Шестилетние дети и музыка. /И.В.Кадобнова, В.О.Усачева, Л.В.Школяр М., 1996. - С. 11, 13.
47. Казакова С.В. Анализ музыкальных произведений как средство умственного развития учащихся // Музыкальное эстетическое образование в социокультурном развитии личности. В 3-х т.: Тез. докл. научн,- практич. конф. Екатеринбург:УрГПУ, 1999. - Т.2. - С. 65.
48. Кальниченко З.К. Преемственность в формировании у учащихся старших классов потребности в музыкальном самообразовании // Преемственность в музыкально-эстетическом воспитании учащейся молодежи:
49. Сб.науч. тр. / Свердловский педагогический институт. Свердловск, 1985.1. С. 87.
50. Кальниченко З.К. Формирование готовности к музыкальному самообразованию у школьников разного возраста //Музыкальное образование и воспитание учащейся молодежи: содержание, формы, методы: сб. науч. тр. -Свердловск, 1989. С. 120.
51. Каратыгин В. О слушании музыки // Музыка в единой трудовой школе.-СПб. 1919.-Вып. 1.-С. 24.
52. Ковин Н., Глебов И. Хоровое пение в школе//Вопросы музыки в школе/Под ред. И. Глебова. JI.: Брокгауз и Эфрон, 1926. - С. 70.f 55. Коган JT. Н. Художественный вкус. М.: Мысль, 1966. - 53 с.
53. Койранская М. М. Из опыта школьных занятий по слушанию музыки // Музыка в школе. М.: Госиздат, 1921. - С. 15-18.j ;
54. Краткий словарь по эстетике: Книга для учителя / Под ред.Ч
55. М.Ф.Овсянникова. М.: Просвещение, 1983. - 223 с.
56. Критская Е.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема // Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие / J1.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская и др. М.: Флинта: Наука, 1998. - С. 84,92,96,107.
57. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей уч. ст. 4-е изд., доп. - М.: «Ось - 89»,1999. - 208 с.
58. Кузнецова Л.М. Музыкальные интересы и вкусы младших школьников (на материале исследований общеобразовательных школ Запорожской области): Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 1973. - 31 с.
59. Кулагина И. Е. Художественное движение (метод Л. Н. Алексеевой): Пособие для преподавателей дошкольных учреждений и общеобразовательных школ. М.: Флинта: Наука, 1999. - 107 с.
60. Культурология. Основы теории и истории культуры: уч. пособие / Под ред. д.ф.н., проф.И.Ф.Кефели. М., «Специальная литература», 1996. -С. 204,205,544,567,569,583.
61. Лармин О. В. Эстетический идеал. М.: Изд-во Московского университета, 1964. - 155 е.: сх.
62. Локшин Д. и др. Уроки пения в VII-VITI классах // Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. /Д. Локшин, Е. Давыдова, В. Шацкая. М., 1983.-С. 11.
63. Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. -М.: Искусство, 1965. 370 с.
64. Лукшин И. Социальная типология эстетического вкуса. М., 1980.-С. 38,39,43,52.
65. Макоев Ф. X. Педагогические основы формирования музыкально-эстетического вкуса у учащихся музыкальных училищ: Дис. канд. пед. наук.-М., 1995.- 143 с.
66. Малолетнева Н. Нам не подняться без культуры // Музыкальная жизнь. 1990. - № 17. - С. 2.
67. Малыгина Е.А. Развитие художественно-эстетического вкуса личности в процессе освоения искусства // Современные подходы к теории эстетического воспитания (материалы и тезисы Буровских чтений). М.: ИХО РАО, 1999.-С. 183.
68. Манакова И. П., Салмина Н. Г. Дети. Мир звуков. Музыка: Практическое руководство. Свердловск: УрГУ, 1991. - 256 с.
69. Мариупольская Т.Г. Воспитание эстетических вкусов и идеалов учащихся и фортепианных классах педагогических учебных заведений // Современные подходы к теории эстетического воспитания (материалы и тезисы Буровских чтений). М.: ИХО РАО, 1999. - С. 159.
70. Марксистско-ленинская эстетика/Ред. В. В. Ванслов. М.: Искусство, 1966. - 442 с.
71. Масеев И. А. Что такое эстетика? М.: Политиздат, 1965. -103 е.: ил.
72. Маца И. Л. Об эстетическом вкусе. М.: Молодая гвардия, 1963. -235 с.
73. Мироносицкий П. Певческая грамота // Вопросы музыки в школе / Под ред. И. Глебова. Л.: Брокгауз и Эфрон, 1926. - С. 162.
74. Мозгот В. Г. Формирование музыкального вкуса старшеклассников на занятиях в самодеятельном ансамбле народных инструментов (в условиях Адыгеи): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1986. - 25 с.
75. Молчанова А. С. На вкус, на цвет.: Теоретический очерк об эстетическом вкусе. М.: Искусство, 1966. - 199 с.
76. Монтескье Ш. Опыт о вкусе в произведениях природы и искусства // История эстетики: Хрестоматия. М., 1964. - Т.2. - С. 762.
77. Морозова З.П. Диагностика музыкальной потребности младших школьников // Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательной школы: Сб.тез. VI науч. конф. М., 1982. - С. 35.
78. Морозова С.Н. Основные направления и приемы развития детского творчества в педагогической деятельности Б.Л.Яворского и его учеников //Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О.А.Апраксина. М.: Просвещение, 1990. - С. 114-117.
79. Морозова Т.В. Интерес старшеклассников к музыке и его эффективность // Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательной школы: Сб.тез. VI науч. конф. М., 1982. - С. 49.
80. Музыка. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Г.В. Келдыш. М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998. - 672 е.: ил.
81. Музыка: музыкально-эстетическое воспитание 1-4 кл.: Программа / Сост. Н.А.Терентьева, Р.Г.Шитикова. М., 1994. - 78 с.
82. Музыка в единой трудовой школе. Пб., 1919. - Вып. 1. - 30 с.
83. Музыкальное воспитание, обучение в школе. М.: Музыка, 1955.- 190 с.
84. Музыкально-ритмическое воспитание в дошкольных учреждениях. /Т.С.Бабаджан, Ю.Двоскина, Н.Метлов и др. М., 1930. - 56 с.
85. Неменский Б.М. Искусство и отношение к миру // Роль искусства в развитии способностей школьников / Под ред. Е.К.Чухман. М.: Педагогика, 1985.-С. 67, 69.
86. Неменский Б.М. Искусство это особая форма познания // Вопросы философии - 1996. - № 12. - С. 38.
87. Николаева Е.В. Концептуальный подход к изучению истории отечественного музыкального образования // Методология музыкального образования: проблемы, направления, концепции. М., 1999. - С. 91.
88. Основы педагогических технологий / Краткий толковый словарь: УрГПУ. Екатеринбург, 1995. - С. 22.
89. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. ВУЗов и пед. колледжей / Под ред. П.И.Пидкасистого. 2-е изд. - М., Российиское пед. агентство, 1996. - С. 390.
90. Пеня Т.Г. Интегрированные уроки искусства // Сборник программ интегрированных курсов. М.: Искусство, 1995. - С. 192.
91. Перевышина Н.Ю. Активизация процесса обучения младших й школьников // Музыкальное эстетическое образование в социокультурном развитии личности: в 3-х т.: Тез. докл. науч. практич. конф. / УрГПУ. Екатеринбург, 1999. - Т.2. - С. 125-127.
92. План преподавания пения (музыки) в общеобразовательной школе.-Пб, 1919.-Вып. 1.-С. И.
93. Покровский Б.А. Сотворение оперного спектакля. Шестьдесят коротких бесед об искусстве оперы. М.: Детская литература, 1985. - С. 120.
94. Программа по музыке для общеобразовательной школы: 1-3 кл. -М.: Просвещение, 1985. 112 с.
95. Психология. Словарь / Под ред. А.В.Покровского, М.Г.Ярошевского. 2-е изд, испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. -С. 215, 371.
96. Рабинович Р.Г. Влияние социальной среды на формирование художественных интересов школьников // Роль искусства в развитии способностей школьников / Под ред. Е.К.Чухман. М.: Педагогика, 1985. -С. 7, 12, 13, 19.
97. Рабинович Р.Г. Развитие музыкальных интересов старшеклассников // Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательной школы: Сб.тез. VI науч. конф. М., 1982. - С. 43.
98. Руднев В.П. Словарь культуры XX века. М.: Аграф, 1997. -С. 134, 155, 156.
99. Руднева С. Л., Пасынкова А. В. Опыт работы по развитию эстетической активности методом музыкального движения // Психологический журнал. 1982. - № 3. - Т. 3. - С. 84, 85.
100. Румер М.А. О детском музыкальном творчестве. Из истории вопроса // Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О.А.Апраксина, М.: Просвещение, 1990. С. 110.
101. Руссо Ж.Ж. Эмиль, или о Воспитании // Руссо Ж.Ж. Педагогические сочинения: в 2-х т. / Под ред. Г.Н.Джибадзе. М.: Педагогика, 1981. -Т.1. - С. 412.
102. Савин М.В. Развитие гуманитарной направленности содержания гимназического образования в России второй половины XIX начала XX веков: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Волгоград, 1999. - С. 2.
103. Серов А.Н. Музыка и толки о ней // Избранные статьи: в 2-х т. / Под общ. ред. со вступит, ст. и прим. Т.Н.Хубова. М., 1957. - Т. 2. -С. 133, 157.
104. Сивкова Н.И. Влияние инноваций на формирование мотивации обучения современных школьников: Автореф. дис. канд. соц. наук. Екатеринбург, 1999. - 25 с.
105. Скатерщиков С. К изучению основ марксистско-ленинской эстетики: Учебно-методическое пособие для слушателей ЗВПШ при ЦК КПСС.-М., Мысль, 1965.-88 с.
106. Современный словарь-справочник по искусству / Научн. ред. и сост. А.А.Мелик-Пашаев. М.: Олимп: ООО «Фирма», «Изд-во ACT», 1999. -С. 123,492,495.
107. Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки. М.: Музыка, 1975.64 с.
108. Сохор А.Н. О музыке серьезной и легкой. М.: Музыка, 1964. -С. 7,8,20.
109. Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура//Вопросы социологии и эстетики: сб.ст.: в 3-х т. Ленинград: Сов. композитор, 1980. Т. 1. -С. 17,89,92,95,97.
110. Старчеус М.С. Об одной проблеме истории музыкального образования и культуры России конца XIX начала XX веков // Музыкальное образование: Уроки истории: Сб. науч. трудов. - М., 1991. - С. 44.
111. Стасов В.В. Двадцатипятилетие Бесплатной музыкальной шко-лы//Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О.А.Апраксина, М.: Просвещение, 1990. С. 27.
112. Стерхова Н.С. Воспитание художественного вкуса у старших дошкольников посредством приобщения к архитектуре: Дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999. - 160 с.
113. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. М.: Республика, 1994. -С. 84-85.
114. Таллин Е. Н. Воспитание музыкально-художественного вкуса у старшеклассников на факультативных занятиях и во внеклассной работе по музыке: Дис. канд. пед. наук М., 1990. - 189 с.
115. Теплов Б. М. Избранные труды. М., 1985. - Т. 1.-355 с.
116. Терентьева Н.А. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства. М.: Прометей, 1990. - С. 7, 15, 16.
117. Толстой Л.Н. Из отчета Яснополянской школы за 1862 год // Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О.А.Апраксина. -М.: Просвещение, 1990. С. 43.
118. Трифонова Т.Б. Музыка в движении // Сборник творческих программ и концепций. М, 1994. - С. 88, 89, 92, 96.
119. Усачева В.О и др. Музыкальное искусство. 2 класс (программа и методика)./ В.О.Усачева, Л.В. Школяр, В.А. Школяр. М.: «Магистр», 1996. - 94 с.
120. Фарбштейн А. А. Музыка и эстетика. М.: Музыка, 1976.207 с.
121. Философия культуры. Становление и развитие. СПб: Изд-во «Лань», 1998.-С. 421.
122. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М.Политиздат, 1986.-С. 343.
123. Халабузарь Л. и др. Методика музыкального воспитания. / Л. Халабузарь, В. Попов, Н. Добровольская М., 1989. - 102 с.
124. Хатчесон Ф. Исследование о происхождении наших идей красоты и добродетели / Общ.ред. и вступит, ст. Б.В.Мировского. Пер. Е.С. Лагутина // Хатчесон Ф. Эстетика. М.: Искусство, 1973. - С. 58.
125. Хрестоматия по музыкальной педагогике / УГПИ:Каменск-Уральское пед. уч-ще: Сост. И.Н. Немыкина, С.Е.Беляев. К-Уральский, 1992.-76 с.
126. Цукерман В. Музыка и слушатель. Опыт социологического исследования. М., Музыка, 1972.-С. 18, 19.
127. Чернов М. К вопросу о методике музыкальной грамоты в трудовой школе // Вопросы музыки в школе/Под ред. И. Глебова. J1.: Брокгауз и Эфрон, 1926.-С. 155.
128. Черноиваненко Н. М. Формирование музыкальных вкусов младших школьников (на уроке музыки): Дис. канд. пед. наук. М., 1975. - 138 с.
129. Чернышевский Н.Г. Эстетическое отношение искусства к действительности // Избранные эстетические произведения / Автор вступит, ст. и коммент. Ч.А.Гуральник. М.: Искусство, 1973. - 550 с.
130. Чич И. «Влюбить в музыку» // Искусство в школе. 1999. - № 2Г -С. 15.
131. Чичерина И. А. Формирование предпосылок музыкального вкуса у детей 5-6 лет: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1987. - 16 с.
132. Шапко В.Т. Актуальная культура российской молодежи: Автореф. дис. канд. соц. наук. Екатеринбург, 1997. - 32 с.
133. Шацкая В. Н. Воспитание музыкального вкуса. М.: АПН РСФСР, Известия, 1947. - Вып. 11. - С. 29-30.
134. Шацкая В. Н. Идейное воспитание средствами музыкального искусства и воспитание художественного вкуса. М., 1949. - 56 с.
135. Шацкая В. Н. Музыка в школе. Художественное воспитание средствами музыкального искусства. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950.175 с.
136. Шацкая В. Н. Педагогическое руководство восприятием музыки: Хрестоматия по музыкальной педагогике / УГПИ:Каменск-Уральское пед. уч-ще: Сост. И.Н. Немыкина, С.Е.Беляев, К-Уральский, 1992. С. 38.
137. Шевлягина В.Ф. Музыкально-просветительская деятельность С.И.Танеева в первой народной консерватории России // Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О.А.Апраксина, М.: Просвещение, 1990. С. 33, 34, 36.
138. Школяр В.А. Обновление содержания музыкального образования с методологических позиций (опыт исследования проблемы). М., 1997. -88 с.
139. Школяр JI.B. Идеи развивающего образования в музыкальной педагогике школы // Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие / J1.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская и др. М.: Флинта: Наука, 1998.-С. 71,72.
140. Школяр Л.В. Изучение музыкальной культуры младших школьников // Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие / Л.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская и др. -М.: Флинта: Наука, 1998. С. 291, 298, 308.
141. Школяр Л.В. Метод моделирования художественно-творческого процесса !! Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие / Л.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская и др.- М.: Флинта: Наука, 1998. С. 71, 72.
142. Школяр Л.В. Проблемы становления урока музыки как урока искусства // Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие / Л.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская и др.- М.: Флинта: Наука, 1998. С. 10, 15, 17, 18, 21.
143. Шульц П. Б. Специфика отражения действительности в эстетическом вкусе: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1966. - 19 с.
144. Щербакова А.И. Аксиология в музыкально-педагогическом образовании: концепция ориентации личности в мире музыкальных ценностей // Методология музыкального образования: проблемы, направления, концепции. М., 1999. - С. 42, 43.
145. Юдина Е. И. Мой первый учебник по музыке и творчеству: Азбука музыкально-творческого развития (Сер. «У тебя получится»). М.: Аквариум, 1997. - 272 с.
146. Юлдашев Л. Г. Эстетическое чувство и произведение искусства. -М.: Мысль, 1969.- 271 с.
147. Яконюк В.П. Музыкальный интерес как вероятность. Методологический аспект // Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательной школы: Сб.тез. VI науч. конф. М., 1982 - С. 40.
148. Яконюк В.П. Развитие интереса к профессии учителя музыки. -М.: Музыка: Высшая школа, 1979.-С. 8, 11.