автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование активности младшего школьника в познавательно-музыкальной деятельности
- Автор научной работы
- Ракова, Гэлфия Губаевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Оренбург
- Год защиты
- 1999
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Ракова, Гэлфия Губаевна, 1999 год
ВВЕДЕНИЕ. 3 г
ГЛАВА I. Теоретические основы формирования активности младшего школьника в познавательно-музыкальной деятельности.
1.1. Проблема теории деятельности в педагогике.
1.2. Единство и специфика познавательной и музыкальной деятельности в педагогическом процессе.
1.3. Деятельность и активность младшего школьника.
Выводы.
ГЛАВА П. Пути формирования активности младшего школьника в процессе познавательно-музыкальной деятельности.
2.1. Познавательная активность младшего школьника по Материалам диагностического исследования.
2.2. Организация опьггао-экспериментальной работы по формированию познавательной активности младшего школьника.
2.3. Педагогические условия формирования познавательной активности младшего школьника.
Выводы.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование активности младшего школьника в познавательно-музыкальной деятельности"
Сегодня гуманизация и демократизация заявлены как основные принципы реформы системы образования. Само образование рассматривается как средство безопасного и комфортного существования личности в современном мире. В этих условиях происходит смена приоритетов в образовании, становится возможным усиление его культурно-образующей роли, появляется новый идеал человека образованного, обладающего умственной, этической, эстетической, общественно-духовной культурностью. Современные государственные и общественные реалии, состояние образования в нашей стране, перспективы его обновления делают настоятельной задачу повышения и развития активности каждого гражданина нашего общества.
Стремление к высоким социальным целям, формирование гуманности, активности подрастающих поколений стали потребностью современного педагогического процесса, в котором личность школьника должна представлять «субъект своего собственного развития, постоянно находящийся в поиске и построении тех видов деятельного отношения к миру, в которых могут полнее всего проявиться и развиться уникальные потенции конкретного индивида» (Л.И.Анцыферова).
В педагогической науке и практике имеются исследования по отдельным видам познавательной, художественной, эстетической деятельности, способствующие формированию активной творческой инициативы и самостоятельности учащихся. Исследуются вопросы, связанные с включением школьника в коллективное творчество, в разнообразные виды учебной и внеучебной деятельности, обусловливающие развитие его личности.
Проблема активности методологически требует конкретизации своего содержания применительно к социальному, психологическому, педагогическому, индивидуальному уровню. Познавательная активность личности младшего школьника обусловливается диалектикой зависимостей от обстоятельств его жизни, дея3 тельности и способностей его самого изменят. >бстоятельства его жизнедеятельности.
Взаимообусловленность деятельности и собственной активности школьника
- основа формирования субъекта деятельности, строящего свои отношения с миром, регулирующего, активизирующего свои возможности в соответствии с объективными условиями и теми задачами, которы ставятся перед деятельностью.
Разработка проблемы формирования познавательной активности младшего школьника и нахождение путей ее практичского воплощения в познавательно-музыкальной деятельности обосновывают в бор темы исследования «Формирование активности младшего школьника в помавательно-музыкальной деятельности».
В науке в настоящее время накоплен зна* [тельный фонд знаний, необходимый для постановки и решения исследуемой проблемы. Это труды ученых в области:
- теории деятельности (В.А. Беликов, Г. Гепль, B.C. Заир-Бек, Э.В. Ильенков, М.С. Каган, А.Н. Ксенофонтова, Э.С.Маркарян, (Л. Рубинштейн, Н.Г.Фихте, Ф.Шеллинг, Г.Й. Щукина);
- идеи об интегральных характеристиках личности и деятельности (К. А. Абуль ханова-Славская, JIM. Анцыферова, Т.И. Артемьева);
- положения по проблемам общения и отношений (A Бодалев, Л.П. Буева, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясшцев);
- идеи о взаимосвязи науки и искусства (И.И. Виноград з, М.С. Глазман, В.В. Горшкова, Е.Л. Фейнберг, Ю.А. Шрейдер);
- исследования теории музыкальной деятельности (Э.Б. бдуллин, 1\А. Вст-лугина, Д.Б Кабалевский, В.Н. Мясшцев, A.A. Пиличяусас, Б.М. Теплов, гг^а. Школяр);
- учения об активности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.П. ¿оистова, Л.Е. Кряжев, А.Н. Леонтьев, Л.П. Станкевич, Т.И. Шамова).
Актуальность данного исследования определилась и тем особым вниманием, которое обращено современной педагогической наукой на проблемы развития личности. Сегодня вопрос познавательной активности оценивается как проблема, требующая неотложного изучения, так как с ней непосредственно связаны многие серьезные аспекты повышения качества активности и эффективности педагогической деятельности.
Цель исследования - выявить и научно обосновать педагогические условия формирования активности младшего школьника в процессе познавательно-музыкальной деятельности.
Объект исследования- познавательно-музыкальная деятельность. Предмет исследования - процесс формирования активности младшего школьника в познавательно-музыкальной деятельности.
Гипотеза исследования - формирование активности младшего школьника в процессе познавательно-музыкальной деятельности будет успешным, если обеспечивается:
- взаимосвязь познавательной и музыкальной деятельности на основе синтеза познания и искусства;
- максимальное использование объективных и субъективных возможностей деятельности, педагогически целенаправленное ее построение, взаимообусловленность всех ее структурных компонентов;
- интенсивное формирование субъектной позиции в деятельности;
- активизация межсубъектных отношений в совместной деятельности учителя и ученика.
Задачи исследования:
- изучить состояние исследуемой проблемы в теории и определить понятийный аппарат исследования;
- обосновать возможность взаимосвязи познавательной и музыкальной деятельности в педагогическом процессе;
- исследовать реальный процесс формирования познавательной активности младшего школьника в учебной и внеучебной деятельности, показать динамику ее развития;
- вскрыть влияние отношений между участниками познавательно-музыкальной деятельности на становление активности младшего школьника.
Методологическую основу исследования составляли философские, психолого-педагогические основы теории деятельности, теория развивающего взаимодействия субъектов педагогического процесса, а также положение о личности как субъекте отношений, идеи о взаимосвязи науки и искусства.
Этапы и база исследования.
Исследование осуществлялось в период с 1994 г. по 1998 г. и включало несколько этапов.
Подготовительная работа, начатая в 1994 году, была направлена на определение исходных позиций будущего исследования. Для этого, с одной стороны, изучались труды отечественных и зарубежных авторов по философии, психологии, педагогике, раскрывающие основные теоретические вопросы. С другой стороны, цели будущего исследования обсуждались с учителями-практиками ряда школ г. Оренбурга. В результате был обозначен круг философской, психолого-педагогической литературы, послуживший теоретической основой для определения сущности структуры деятельности, для формирования познавательной активности младшего школьника. Базой исследования было определено федеральное экспериментальное нетиповое образовательное учреждение - лицей № 2 г. Оренбурга.
Второй этап исследования (1995-1996 гг.) включал в себя разработку методики проведения констатирующего этапа эксперимента, а также проведение массовой констатации по проблеме исследования с целью определить наличный уровень развития проблемы.
На третьем этапе (1996-1997 гг.) был разработан план, дано обоснование методов проведения эксперимента, организованы и проведены семинарские и прак6 тические занятия для учителей лицея, проведена экспериментальная работа с целью проверки гипотезы.
Заключительный этап (1997-1998 гг.) был посвящен анализу, обобщению и интерпретации результатов эксперимента, выявлению условий формирования, формированию выводов, оформлению материалов диссертационного исследования.
Научная новизна исследования заключается
- в теоретическом обосновании и экспериментальной разработке проблемы формирования познавательной активности младшего школьника в единстве познавательной и музыкальной деятельности;
- в раскрытии общего и особенного в познавательной и музыкальной деятельности как синтезе познания и искусства;
- в выявлении условий формирования познавательной активности в процессе познавательно-музыкальной деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в определении педагогических условий по формированию познавательной активности младшего школьника, что может быть использовано в массовой практике работы школ, разработке методики изучения и выявления уровней формирования активности, позволяющей учителю целенаправленно строить процесс руководства формирования активности учащихся. Исследование ориентирует учителей на глубокое осмысление активности младшего школьника как личностного образования На защиту выносятся основные идеи:
- взаимосвязь познавательной и музыкальной деятельности обеспечивает качественно новый уровень формирования активности младшего школьника;
- формирование познавательной активности младшего школьника обеспечивается максимальным использованием объективных и субъективных возможностей деятельности, педагогически целенаправленным ее построением, взаимообусловленностью всех ее структурных компонентов;
- постоянное усложнение деятельности, опора на опыт школьника содейству7 ют формированию субъектной позиции в деятельности;
- в познавательно-музыкальной деятельности активность школьника способствует развитию субъектно-субъектных отношений и сама развивается под их влиянием;
- совокупность педагогических условий способствует формированию познавательной активности младшего школьника
Достоверность результатов исследования обеспечивалась методологической обоснованностью исходных позиций, использованием совокупности методов исследования, адекватных его задачам и логике, репрезентативностью материала, разнообразными источниками информации, статистической значимостью экспериментальных данных, личным участием автора в экспериментальной работе.
Апробация результатов исследования обсуждалась на аспирантских семинарах, докладывалась на Максимовских чтениях в РАО (г. Москва, 1996 г.), на Всероссийской научно-практической конференции (г. Тула, 1995 г.), на научно-практической конференции (г. Оренбург, 1996, 1997 гг.), на международной конференции (г. Оренбург, 1998 г.), на семинарах и педсоветах школы.
Структура диссертации соответствует логике построения научного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и списка основной использованной литературы.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
ВЫВОДЫ.
Таким образом, в результате диагностического анализа организации музыкально-познавательной деятельности учителей и актуально функционирующего познавательного и музыкального опыта школьников одновременно выявлены позитивные и негативные тенденции в деятельности и учителя, и учащихся.
Полученные данные стали прогнозирующей основой в построении формирующего этапа исследования.
Наше исследовательское внимание было обращено на изучение передового опыта учителей, в деятельности которых мы видели возможность реализации идей исследование.
Исходя из выявленных тенденций при обобщении опыта: введение элементов музыки с целью обогащения восприятия учащихся; включение музыкальной деятельности в познание на уроке; использование музыки во взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности - исследована работа учителей начальных классов по ч отношению их к цели, содержанию, мотивам, способам, результатам музыкально-познавательной деятельности учащихся.
Таким образом, данные исследования, его опытно-экспериментального этапа привели нас к выводу, что активность как ценное личностное образование школь
137 ника формируется в сопряженности различных видов деятельности (познавательной и музыкальной).
В ходе эксперимента мы наблюдали, что как личностное образование активность не может ограничиваться рамками одной деятельности и иметь ограниченную направленность (спортивной, трудовой, музыкальной и др.).
В реальном педагогическом процессе активность находит социальный выход в жизнедеятельности школьника, что в перспективах станет активной жизненной позицией.
Анализ результатов формирующего эксперимента показал, что тенденция формирования активности является стабильной при реализации экспериментальной программы.
Таким образом, предложенный способ формирования активности младшего школьника явился достаточно эффективным по своим результатам. Выделенные нами условия формирования активности в процессе музыкально-познавательной деятельности, относятся к общепедагогическим. Мы не претендуем на то, что выделили все условия, способствующие развитию обозначенной проблемы.
Однако, результаты экспериментальной работы доказали возможность формирования активности младших школьников при соблюдении следующих условий:
- постоянное усложнение деятельности учащихся, взаимообусловленность всех ее структурных компонентов;
- развитие инициативы, самостоятельности, творчества в познавательно-музыкальной деятельности;
- активизация межсубъектных отношений в совместной деятельности учителя и ученика.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Среди многочисленных проблем, стоящих в настоящее время перед образованием, особую актуальность приобретает проблема формирования активности младшего школьника. Как показал анализ работ по обозначенной проблеме, в настоящее время нет единых взглядов на природу феномена «активность» - не дано универсальное определение, нет общепризнанной структуры формирования активности школьника. Практика, в свою очередь, свидетельствует о том, что не-сформированная активность тормозит личностный рост, препятствует установлению субъекгно-субъектных отношений между учителем и учащимся, влияет на эффективность всего учебно-воспитательного процесса.
Данное диссертационное исследование, используя современные научные подходы, направленно на утверждение необходимости разработки проблемы формирования активности младших школьников как в теории, так и в практике образования. Научно-исследовательская работа привела нас к следующим результатам и выводам.
Исследования формирования активности школьника на основе взаимной связи и обусловленности познавательно-музыкальной деятельности доказало, что развитие активности школьника в учебном процессе органически связано с формированием его личности.
Личность развивается в деятельности, является субъектом, творцом своего развития. И происходит это посредством активности, которая является механизмом развития деятельности, отношений и собственных проявлений личности.
Диалектика развития активности школьника состоит в связи деятельности и её субъекта. В этом свете активность выступает как механизм деятельности и отношений и как их производное - результат.
Исследованием выявлено, что процесс эффективного формирования активности школьника происходит во взаимодействии различных видов деятельности,
139 обогащающих учебный процесс. На основе анализа общего и особенного во взаимодополняемых деятельностях вскрыты более широкие их объективно-субъективные возможности в целях формирования активности (и в содержании, и в мотивации, и в способах), что даёт эффект и в протекании взаимодополняемых деятельностей, и в результатах.
Взаимодополнение музыкальной и познавательной деятельности даёт выход разносторонним интересам учащихся, углублению их и в область познания, и в область освоения художественных ценностей.
В процессе усложнения деятельности совершается преобразование активности, переход её от репродуктивного уровня на уровень творческий.
Длительное изучение передового опыта учителей и выявление знаний, умений и стремлений учащихся в целях исследования установило, что в учебном процессе позиция учителя руководствуются принципиально различным пониманием своего назначения в обучении (дать знания и расширить кругозор, либо развивать личность школьника).
Преимущество второй позиции составляет наличие межсубъектных отношений в педагогическом процессе, обеспечивающих активность ученика и совершенствование деятельности учителя. Эта позиция устанавливает не только зависимость деятельности ученика от учителя, но и обратную зависимость деятельности учителя от активной, творческой, преобразующей деятельности учащихся.
Выявление на констатирующем уровне возможностей учащихся в области познавательно - музыкальной деятельности обнаружили их относительно широкий кругозор, почерпнутый из источников вне школы (из средств массовых коммуникаций, из общения со взрослыми), некоторый багаж специальных способов деятельности (очень различный у разных учеников), небезучастность отношения к явлениям школьной жизни (праздникам, конкурсам). В то же время исследование обнаружило факт расхождения между приобретённым фондом знаний, умений и желанием своего обогащения за счёт иных
140 форм, методов работы, способов, которых они не приобретают на уроках. При этом в своих притязаниях школьники не обнаруживали себя субъектами деятельности, поскольку их желания были обращены к тем, кто должен организовать для них деятельность.
Именно в данных констатирующего этапа мы видели полную зависимость субъектных проявлении учащихся от статуса учителя в учебном процессе, не обеспечивающего субъектной позиции ученика.
Система конструирования формирующих этапов исследования, осуществляемая на основе разработанной модели познавательно - музыкальной деятельности и активности, обнаружила в реальном процессе диалектические связи между деятельностью, системой отношений и активностью школьника.
Исследованием выявлено, что специальной организацией учебного процесса устанавливаются различные уровни отношений, наиболее действенным и ценным из которых, способствующим развитию творческой активности учащихся и духовной общности участников деятельности, является уровень межсубъекшых отношений.
Конструирование учебного процесса на основе выраженной концепции обнаружило глубокое взаимовлияние совместной деятельности учителя и учащихся в условиях субъектно-субъектных отношений, когда этапы организации деятельности учителем последовательно совершенствовались преобразующей, активной, инициативной деятельностью учащихся. Диалектика отношений учителя и ученика явилась ценнейшим образованием, способствующим формированию критической оценки результатов деятельности для построения более высокого её уровня, а вместе с этим и роста активности школьников.
Результаты эксперимента подтвердили, что раскрытие в учебном процессе потенций развития учащихся происходит в процессе формирования их активности, с переходом её на новые уровни. Это обнаружено выходом активности за пределы учебного процесса на более широкую и глубокую связь музыкальной и познавательной деятельности. Необходимость этого была вы
141 явлена в ходе исследования после первого этапа учебной деятельности, когда появилась потребность учащихся в более широком применении творческих сил, в реализации их склонностей к различным областям искусства и познания, что выразилось созданием творческого объединения школьников в форме различных салонов.
Таким образом, обобщение диагностических данных и поэтапное конструирование формирующего эксперимента выявило уровень сформированности активности как личностного образования по всем параметрам и компонентам структуры деятельности и сформированными отношениями между её участниками.
На основе реального процесса формирования активности младших школьников вскрыта динамика её развития от репродуктивного до творческого уровня.
Были выявлены следующие педагогические условия: постоянное усложнение деятельности учащихся, взаимообусловленность всех ее структурных компонентов; развитие инициативы, самостоятельности, творчества школьников в познавательно-музыкальной деятельности; активизация межсубъектных отношений в совместной деятельности учителя и ученика.
Исследование показало, что внутри одного уровня могут быть расслоения учащихся в темпах, направленности, мотивах активности, что подлежит дальнейшему самостоятельному изучению.
Настоящим исследованием выявлено, что особое значение в формировании активности как личностного образования имели отношения, складывающиеся в педагогическом процессе между учителем и учащимися и внутри коллектива, отношения межсубъектных отношений в совместной творческой деятельности.
Процесс учебно-познавательной деятельности протекал тем интенсивней, чем более был развит уровень субъектно-субъектных отношений, благодаря чему происходило "сложение сил" учителя и учащихся, и каждый из них детерминировался деятельностью.
Полностью подтвердилась гипотеза о том, что формирование активности младшего школьника в процессе познавательно-музыкальной деятельности будет успешным, если обеспечивается взаимосвязь познавательной и музыкальной деятельности на основе синтеза познания и искусства; максимальное использование объективных и субъективных возможностей деятельности, педагогически целенаправленное ее построение, взаимообусловленность всех ее структурных компонентов; интенсивное формирование субъектной позиции в деятельности; активизация межсубъектных отношений в совместной деятельности учителя и ученика.
В познавательной и музыкальной деятельности формирующаяся активность школьников способствовала развитию межсубъектных отношений и сама развивалась под их влиянием. Установлено, что эффект становления активной позиции субъекта происходит в единстве целостного процесса учебной и внеучебной познавательно-музыкальной деятельности.
Следовательно, задачи, поставленные в исследовании, решены.
Дальнейшему исследованию подлежат вопросы, связанные с различными возрастными группами учащихся, со становлением школьника как субъекта деятельности в цикле других учебных дисциплин, с детерминацией познавательной и музыкальной деятельности школьников единством учебного и вне-учебного времени, с формированием творческой активности учащихся как важнейшего условия становления их субъектами жизнедеятельности.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Ракова, Гэлфия Губаевна, Оренбург
1. Абдуллин Э.Б. Теория и методика музыкального образования школьников: программа-конспект. М., 1996.
2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-335 С.
3. Активные формы обучения: метод, рекомендации для учителей / Рос. гос. ун-т им. А.И. Герцена. Автор-сост. Е.С. Заир-Бек, Т.Р. Сорокина. -Л., 1991. -44 С.
4. Алиев Ю.Б. Что думают подростки о музыкальном воспитании в школе // Воспитание школьников. 1990. № 5. - с. 29 - 31
5. Алиев Ю.В. Художественное образование в школе // Сов. педагогика. -1991.- №10.-с. 42-45.
6. Аминов H.A. Модели управления образования и педагогические стили // Вопросы психологии. 1994. - № 2. - с. 49-55.
7. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.- 380 С.
8. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. -- 339 С.
9. Анохин П.К. Опережающее отражение действительности // Воп. философии. 1962. - № 7. - с. 97-111.
10. Ануфриев Е.А. Социальная роль и активность личности. М.: Изд-во МГУ, 1971.-151 С.
11. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системе // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981.-с. 3-19.
12. Арановский М.Г. Сознательное и бессознательное в творческом процессе композитора: К постановке проблемы // Вопросы музыкального стиля.-Л., 1979. -с. 140-156.
13. Аристова Л.П. Активность учения школьников. М.: Просвещение, . 1968.- 138 С.
14. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. -М.: Наука, 1977.- 184 С.
15. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: Изд-во МГУ, 1979. -151 С.
16. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.: Изд-во МГУ, 1984. 104 С.
17. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 С.
18. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1-2. - Изд. 2-е. -Л.: «Музыка» Ленингр. отд-ние, 1971.-376 С.
19. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976.- 158 С.
20. Батищев Г.С. Не днём одним жив человек // Деятельность: теории, методология, проблемы. -М.: Политиздат, 1990.-с. 115 148.
21. Батищев Г.С. Неисчерпанные возможности и границы применения категории деятельности // Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990. - с. 211 - 223.
22. Беликов В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности (дидактическая концепция): Монография. Челябинск: Изд-во ЧГПИ «Факел», 1995. - 141 С.
23. Бехтерев В.М. Общие основы рефлексологии человека: Руководство к объективному изучению личности. Изд. 4-е. - М. - Л., Госиздат, 1928. -с. 544.
24. Бим-Бад Б.М. Антропологическое основание теории и практики современного образования. Очерк проблем и методов их решения. -М.: Изд-во Росс. откр. ун-та, 1994. 36 С.
25. Бобровский В.П. Функциональные основы музыкальной формы. М.: Музыка, 1978. - 332 С.
26. Бодалев A.A. Психология общения. М. Воронеж, 1996. - 254 С.
27. Брушлинский A.B. Проблема развития и психология мышления // Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978. - с. 38 - 62.
28. Брюсова H. Временное и пространственное строение формы. М.: Скорпион, 19И. -с. 37.
29. Буева JI.IX Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. - 214 С.
30. Буров А.И. Эстетика. Проблемы и споры.- М.: Искусство, 1975,- 175 С.
31. Васильев И.А. и др. Эмоции и мышление / И.А. Васильев, B.JI. Поплужный, O.K. Тихомиров. М.: йзд-во МГУ, 1980. - 191 С.
32. Вендрова Т.Е. Пусть музыка звучит (из опыта работы): книга для учителя. М.: Просвещение, 1990.- 94 С.
33. Вендрова Т.Е., Критская Е.Д. Уроки Д.Б. Кабалевского // Искусство в школе. 1994. - № 4. - с. 33 - 42, 1995. - № 1. - с. 8 - 17, 1995. - № 2. -с. 28-33.
34. Ветлугина H.A. Общие вопросы художественного творчества ребёнка// Художественное творчество и ребёнок. М.: Педагогика, 1972. - с. 750.
35. Ветлугина H.A. Музыкальное развитие ребёнка. М.: Просвещение, 1968. - 415 С.
36. Ветлугина H.A., Сенеман A.B. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 1983. - с. 195.
37. Взаимодействие науки и искусства в условиях научно-технической революции // Bon. литературы. 1976. - №11.- с. 3-9.
38. Виноградов И.И. Искусство. Истина. Реализм. М.: Искусство, 1975. -175 С.
39. Влияние научно-технической революции на искусство и нравственность // Проблемы этики и эстетики. Вып. 4. - М.: Изд-во ЛГУ, 1977. - с. 160.
40. Волков H.H. Восприятие картины. М.: Просвещение, 1969.- 32 С.
41. Вопросы воспитания познавательной активности и самостоятельности школьников / под ред. Э.А. Салимова. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1972.- 314 С.
42. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: йзд-во АПН РСФСР, 1956.- 519 С.
43. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк. М.: Просвещение, 1967. - 93 С.
44. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1991.- 576 С.
45. Гальперин П.М. К учению об интериоризации // Bon. психологии. -1966.- №6.- с. 25-32.
46. Гегель Г. Эстетика. Тт. 1-4. - М.: Искусство, 1968-1973.
47. ГейН.К. Образ и художественная правда //Теория литературы. Т. 1. - М.: Изд-во АН СССР, 1962. - с. 115 -148.
48. ГлазманМ.С. Научное и эстетическое мышление. М.: Наука, 1973.117 С.
49. Глоцер В.И. Дети пишут стихи: Книга о дет. лит. творчестве. М.: Просвещение, 1964. - 255 С.
50. Головина М.Ф. Дать импульс к импровизации // Искусство в школе. -1994. № 1.
51. Головина М.Ф. О моих учителях // Искусство в школе. 1995.- №3.
52. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Просвещение, 1993.
53. Гранатов Г.Г. Метод дополнительности в педагогическом мышлении (Самопознание, диалектика и жизнь). Челябинск: ЧГПИ, 1991. - 129 С.
54. ГулыгаА.В. Искусство в век науки. М.: Наука, 1978.- 182 С.
55. Гусарова И.А., Ходькова А.И. Эстетическое воспитание в детском саду. Л.: Ленингр. гос. пед. ин-т им. А.И. Герцена, 1974. - 71 С.
56. Давыдов В.В. Виды общений в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебного предмета. М.: Педагогика, 1972. - 4231. С. !
57. Демин М.В. Проблемы теории личности. М.: Изд-во МГУ, 1977. - 240 С.
58. Джидарьян И.А. Психология общения и развития личности // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981.-с. 127 - 158.
59. Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших школьников (из опыта работы).-М.: Просвещение, 1985.- 160 С.
60. Заир-Бек Е.П. Основы педагогического проекгирвания: учеб. пособие для студентов педагогического бакалавриата, педагогов-практиков. -СПБ., 1995. 234 С.
61. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. М.: Учпедгиз, 1960. - 311 С.
62. Запорожец A.B. Восприятие и действие. М.: Просвещение, 1967. -323 С.
63. Зись А .Я. Искусство и эстетика: введение в искусствоведение. М.: Искусство, 1974. - 447 С.
64. Иванов В.П. Человеческая деятельность познание - искусство. - Киев: Наукова Думка, 1977.- 249 С.
65. Изучение мотивации поведения детей и подростков / под ред. Божовича Л.И., Благонадежиной Л.В. М.: Педагогика, 1972.- 351 С.
66. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М., 1984. - с. 8 - 9.
67. Ильин B.C. Проблемы воспитания потребности в знании у школьников. Ростов-на-Дону: Кн. изд-во, 1971.- 224 С.
68. Искусство и дети: эстетическое воспитание за рубежом / под ред. В. Шестакова. М.: Искусство, 1969. - 272 С.
69. Искусство и школа / сост. А.К.Василевский. М.: Просвещение, 1981. - 288 С.
70. Кабалевский Д.Б. Эстетическая культура и школа // Сов. педагогика. -1970.- No 1.- с. 24-28.
71. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение, 1989. -192 С.
72. Каган М.С. Музыка в мире искусств. СПБ, 1996.
73. Каган М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974. - 328 С.
74. Каган М.С. Эстетика как философская наука. С. - П.: ТОО ТК1. Метрополис,» 1997. 544 С.
75. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М.: Педагогика, 1983. - 111 С.
76. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество: (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией). М: Просвещение, 1985. - 192 С.
77. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. -М.: Педагогика, 1981. 199 С.
78. Кирьякова A.B. Теория ориентации личности в мире ценностей. -Оренбург, 1996. 188 С.
79. Ковалев А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1970. - 391 С.
80. Ковалёва O.A. Формирование художественного мышления подростков в условиях общеэстетического отделения ДТ.ТТИ: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1995. - 29 С.
81. Коган В.З. Человек в потоке информации. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1981. - с. 177.
82. Коган В.З., Уханов В.А. Человек: информация, потребность, деятельность. Томск.: Изд-во Том. ун-та, 1991. - с. 191.
83. Комский Д.М. Основы теории творчества. Екатеринбург: Изд-во УГПИ, 1993. - 77 С.
84. Конникова Т.Е. Организация коллектива учащихся в школе. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1957. - 400 С.
85. Коспок Г.С. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1988. - 30 С.
86. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения (методологический анализ). М.: Педагогика, 1977. - 264 С.
87. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Моделирование педагогических ситуаций. М.: Педагогика, 1981. - 120 С.
88. Кряжев П.Е. Общество и личность. М.: Госполитиздат, 1961. -94 С.
89. Ксенофонтова А.Н. Проблемы речевой деятельности в речевом процессе: Учеб. пособие к спецкурсу. Оренбург: Изд-во Ol'ПИ, 1995. - 100 С.
90. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Л., 1970. ИЗ С.
91. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Моделирование педагогических ситуаций. М., 19881. - 120 С.
92. КутьевВ.И. Методология педагогики: как она есть?//Сов. педагогика, 1990. №6. - с. 65-71.
93. ЛайнеСВ. Чтобы тебя поняли.-М.: Знание, 1986.-62 С.
94. Ландшир Ж. Отбор учителей // Перспективы. 1990. - № 1 - с. 136142.
95. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат,1989. 304 С.
96. Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в психологии // Bon. философии.- 1972. № 9. - с. 95-108.
97. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика,1981.- 185 С.
98. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974.- 64 С.
99. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980. - 96 С.
100. Лиймегс Х.Й. Понятие общения и воспитание // Проблемы общения и воспитания. Тарту: Изд-во Тарт. ун-та, 1974. - с. 60 - 67.
101. ЮЗЛисаковский И. Искусство в понятиях и терминах: словарьсправочник. М., 1995. Ю4.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 1986. 143 С.105 .Лисина М.И. Специфика восприятия и общения у дошкольников. -Алма-Ата: Мектеп, 1989. 76 С.
102. Личность и прогнозирование / под ред. Л.А. Регуш. Л., 1989. - 84 С.
103. Ломов Б.Ф. Научно-техническая революция и некоторые проблемы психологии // Bon. философии, 1981. №2, - с. 67-78.
104. Ломов Б.Ф. Особенности познавательных процессов в условиях общения // Психолог, журнал. 1980. - Т. 1. - №56. - с. 26-42.
105. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии // Проблема общения в психологии. М.: Наука, 1981. - с. 3-23.
106. Люблинская A.A. Учителю о психологии младшего школьника. М.: Просвещение, 1977. 224 С.
107. Ш.Маркарян Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. -Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1973. 146 С.
108. И2.Маркарян Э.С. Системное исследование человеческой деятельности// Воп. философии. -1972. № 10. - с. 77 - 86.
109. НЗ.Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. 192 С.
110. Махмутов М.И. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975. -368 С.
111. Медушевский В.В. Интонационная теория в исторической перспективе //Сов. музыка. 1985. - №7. - с. 66-70.
112. Пб.Медушевский В.В. Может быть вернёмся к истокам?//Вестник высш. шк. 1988. - № 8. - с. 73 - 80.
113. И7.Медушевский В.В. Музыкальное мышление и логос жизни. // Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования. Киев: Изд-во Муз. Украйна, 1989. - с. 18-28.
114. Медушевский В.В. Музыкальное произведение и его культурно-генетическая основа // Музыкальное произведение: сущность, аспекты анализа. Киев: Изд-во Муз. Украйна, 1989, - с. 5-18.
115. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. - 254 С.
116. Медушевский В.В. Человек в зеркале интонационной формы // Сов. музыка. 1980. - № 9. - с. 39 - 48.
117. Методологические проблемы взаимосвязи и взаимодействия наук / под ред. М.В. Мостепаненко. Л.: Наука, 1970. - 348 С.
118. Мигдал A.B. Заметки о психологии научного творчества // Будущее науки: международный ежегодник. Вып. 10. - М.: Знание, 1977. - с. 242-255.
119. Милерян Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. М.: Педагогика, 1973. - 299 С.
120. Милюков ГШ. Очерки по истории русской культуры. В 3-х т. - М.: Наследие: ТОО «Фабула», 1993 - 1995.
121. Митина JI.M. Учитель как личность и профессионал. М.: Дело, 1994.
122. Монахов В.М. Тенденции развития содержания общего среднего образования // Педагогика. 1992. - № 1. - с. 17-22.
123. Мордкович В.Г. Социальная активность: споры и суть // Социальная активность. Вып. 3. - Челябинск: Изд-во Челяб. ГПИ. -1976. - с. 3 -21.
124. Мудрик A.B. Общение как фактор воспитания школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1981. - 37 С.
125. Мясшцев В.Н. Основы общей и медицинской психологии. Л.: Медицина, 1975. 425 С.
126. НазайкинскийЕ.В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988. - 254 С.131 .Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.:1. Музыка, 1972. 383 С.
127. НеменскийБ.М. Д. Кабалевский и мы // Искусство в школе. 1994. -№3. - с. 3-5.
128. НеменскийВ.М. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1981.- 192 С.
129. Немов P.C. Психология: В 3 т. т. 2. Психология образования. - М.: Просвещение, 1994. - 496 С.
130. Новикова Л.И. Эстетическое в структуре научной деятельности // Художественное и научное творчество. Л.: Наука, 1972, с. 67-68.
131. Орлов В.И. Активность и самостоятельность учащихся // Педагогика. -1998. №3. - с. 44-48.
132. Осмоловская Й.М. Дидактические основания отбора ценностей в базовое педагогическое образование. М., 1991.
133. Парыгин Б.Д. Социальная психология как наука. Л.: Изд-во ЛГУ, 1966. - с. 139.
134. Петрова Г.А. Вопросы эстетической подготовки будущего учителя. -Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1976. 200 С.
135. Пидкасистьш П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 1980. 240 С.
136. Музыка в школе. 1998. - № 1. - с. 6-11.
137. Пиличяускас А. Урок музыки урок искусства. Формирование эстетической культуры учителя // Тезисы Всесоюзного научно-практического семинара. М., 1989. - с. 66 - 67.
138. Платон. Филеб. Собр. соч. В 3-х т. Т. 3. Ч. 1. М.: Наука, 1971. - 496 С.
139. Платонов К.К., АдаскинБ.Н. Об изучении и формировании личности учащегося. М.: Выс. шк., 1966. - 224 С.
140. Плетников Ю.К. Место категории деятельности в теоретической системе исторического материализма // Деятельность: теории, методология, проблемы. М., 1990. - 96 С.
141. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. 280 С.
142. Проблема общения в психологии / под ред. Б.Ф. Ломова. М.: Наука., 1981. - 280 С.
143. Программа по музыке для общеобразовательной школы (экспериментальная). М.: Просвещение, 1977. 117 С.
144. Психологические механизмы целеобразования / под ред. O.K. Тихомирова. М.: Наука, 1977. - 259 С.
145. Психология: Словарь/ под ред. A.B.Петровского, М.Г.Ярошевского. -М.: Политиздат, 1990. 494 С.
146. Психология формирования и развития личности / под ред. Л.И. Анцыфировой. М.: Наука, 1981. - 368 С.
147. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальная деятельность детей // Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Просвещение, 1994. - с. 62-76.
148. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М.: Знание, 1980. -с. 96.
149. Развитие творческой активности учащихся на основе навыков комплексного анализа учебно-познавательной деятельности: метод, реком. / под ред. В.В. Белича. Челябинск: Юж. Урал. кн. изд-во, 1991.- 97 С.
150. Развитие творческой активности школьников в процессе преподавания литературы: сб. науч. трудов / ред. М.Г. Качурин. Л.: ЛГПИ, 1978. - 128 С.
151. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. М.: Сов. худож., 1978. -237 С.
152. РачинаБ.С. Петь в хоре может каждый // Музыка в школе. 1990. -№1,2. - с. 11-12.
153. РачинаБ.С. Программа «Музыка сегодня». Из опыта работы учителя музыки в 5-х классах: метод, рек. - С,-П., 1992.
154. Редковец И. А. Обусловленность уровня познавательной активности школьников характером их учебной деятельности // Воспитание у учащихся познавательной активности. Волгоград, 1971. - с. 24-34.
155. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. пед. ин-т, 1996. - 127 С.
156. Рубина Ю.И. Театр и подросток. М.: Просвещение, 1970. - 208 С.
157. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР, 1957. -328 С.
158. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. М.: Педагогика, 1990. - 286 С.
159. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.: АН СССР, 1959. - 354 С.
160. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. - 416 С.
161. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М.: Педагогика, 1987. - 159 С.
162. Рунин Б.М. Вечный поиск. М.: Искусство, 1964. - 176 С.
163. Рунин Б.М. Логика науки и логика искусства // Содружество наук и тайны творчества. М.: Искусство, 1968. - с. 114-138.
164. Руссо Ж.Ж. Избр. пед. произв.: В 2-х т.-М., 1987.
165. Рындак В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (Теория взаимодействия): Монография. М: Педагогический вестник, 1997. - 244 С.
166. Сериков Г.Н. Самообразование: совершенствование подготовки студентов. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1991. - 232С.
167. СеменовВ.Д. О педагогическом взаимодействии // Магистр!., 1992.-№11.-с. 16-19.
168. Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. М.: Просвещение, 1980. - 144 С.
169. Смирнов М.А. Русская фортепианная музыка. М.: Музыка, 1983. - 3361. С.
170. Соколов Э.В. Смысл и культура человеческого общения // Духовное становление человека. Л.: Изд-во об-ва «Знание» РСФСР, - 1972. - с. 25 - 32.
171. Станкевич Л.П. Активность как мера деятельности // Вестник МУ сер.: философия. 1970. - №6. - с. 25-32.
172. Старобинский СЛ. Всегда быть выше прозы // Муз. жизнь. 1995. -№ 4. - с. 13 - 14.
173. Сундукова Э.И. Проектирование образовательных программ как способ индивидуализации обучения учащихся: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Оренбург, 1997. - 19 С.184 .Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1975. - 264 С.
174. Теория и методика музыкального образования детей / Л.В. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская и др. М.: Флинта - Наука, 1998.- с. 82-83.
175. Теория познания: В 4 т. / под ред. В.А. Лекторского, Т.Н. Ойзермана.- Т. 2. Социально-культурная природа познания. М.: Мысль, 1991. 478 С.
176. Теория эстетического воспитания / под ред. Н.И. Киященко, Н.Л. Яейзерова. М.: Искусство, 1979. - 255 С.
177. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1947. - 336 С.
178. Теплов Б.М. Ум полководца // Проблема индивидуальных различий. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. с. 252-342.
179. Трубников H.H. О категориях «цель», «средство», «результат». М.: Высш. шк., 1968. - 148 С.
180. Туренская Е.С. Эстетическая активность как фактор формирования личности школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1970. -16 С.
181. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. - 192 С.
182. Устюгова E.H. Стиль как явление культуры. СПБ, 1994.
183. Фейнберг Е.Л. Две культуры: интуиция и логика в искусстве и науке.- М.: Наука, 1992. 247 С.
184. Фихте Н.Г. Сочинения: Работы 1792 1801 гг. - М.: Науч. изд. центр «Ладомир», 1995. - 654 С.
185. Фрейд 3. Художник и фантазирование. М., 1995.
186. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя. / Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И .Я. Каплунович. М.: Просвещение, 1988. - 206 С.
187. Фридман Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. М.: Педагогика, 1977. - 207 С.
188. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987, - 223 С.
189. Фридман Л.М. Психологическая наука учителю. - М.: Просвещение, 1985. - 224 С.
190. Хрусталева Т.М. Специальные способности в структуре интегральной индивидуальности: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1993. - 32 С.
191. Черкасов В.А. Развитие духовности школьника. / В.А. Черкасов, П.А. Фомина, Ш.Ш. Хайрулина. Челябинск: Изд-во Челяб. ун-та, 1993. -164 С.
192. ШамоваТ.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982.- 208 С.
193. Шаров Ю.В. О сущности, специфике и классификации духовных потребностей // Сов. педагогика. 1970. - № 10. - с. 63 - 74.
194. Шеллинг Ф. Философия искусства. Репр. изд.. СПБ.: Алетейя при участии фонда «Унив. кн.»: Кренов, 1996. - 495 С.
195. Шибутани Т. Социальная психология. М.: Прогресс, 1969. - 535 С.
196. Школяр Л.В., Красильникова М.С., Критская Е.Д. и др. Теория и методика музыкального образования детей. М.: Флинта-Наука, 1998.- с. 82 83.
197. Шорохова Е.В. Психологический аспект проблемы личности // Теоретические проблемы психологии личности. М.: Наука, 1974. -с. 3-33.
198. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся вiучебном процессе. М.: Просвещение, 1979. - 160 С.
199. Щукина Г.И. Деятельность-основа педагогического процесса // Сов. педагогика. 1982. - № 8. - с. 74 - 77. j2Н.Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: I Педагогика, 1971. - 352 С. I
200. Щукина Г.Й. Роль деятельности в учебном процессе. М/. ? Просвещение, 1986. - 144 С.
201. Щукина Г.И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения. М.: Учпедгиз, 1962. - 232 С.
202. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, j 1989. - 552 С.
203. Этика, искусство, человек: о судьбах буржуазного искусства сб. ст.
204. Якиманская И.С., Абрамова С.Г. и др. Психологические проблемы дифференцированного обучения // Сов. педагогика. 1991. - №4. - с. 44 - 52.