автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование музыкальной культуры младших школьников в условиях самодеятельности
- Автор научной работы
- Кеериг, Ольга Петровна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Ленинград
- Год защиты
- 1985
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.05
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Кеериг, Ольга Петровна, 1985 год
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ. •
§ I. Содержание понятия "музыкальная культура" личности
§ 2. Учет психофизиологических особенностей младших школьников при организации их музыкальной деятельности на досуге
§ 3, Детская, музыкальная самодеятельность в системе формирования музыкальной культуры младших школьников.
ГЛАВА П. РЕАЛИЗАЦИЯ МУЗЫШЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ
КУЛЬТУРЫ МВДШХ ШКОЛЬНИКОВ.
§ I. Методика исследования компонентов музыкальной культуры детей младшего школьного возраста в условиях детской музыкальной самодеятельности.
§ 2. Опытная работа и этапы формирования музыкальной культуры младших школьников в условиях самодеятельности
Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование музыкальной культуры младших школьников в условиях самодеятельности"
Развитие социалистического общества, задачи коммунистического строительства предъявляют повышенные требования к воспитанию подрастающего поколения. "Те, кто сегодня садятся за школьную парту, будут решать сложнейшие задачи грядущего двадцать первого века. И мы хотим, чтобы они решали эти задачи в расцвете своих дарований", - говорится в докладе тов.К.У.Черненко на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС /47, с.55/. Исходя из этого, в области образования и воспитания подрастающего поколения в настоящее время на первый план вьщвигается задача формирования творческой личности. Особую актуальность в связи с этим приобретает проблема детского художественного творчества в условиях клубной художественной самодеятельности. Партия и правительство придают огромное значение художественной самодеятельности в процессе коммунистического воспитания подрастающего поколения. В Постановлении ЦК КПСС "Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы" отмечается, что "в учебных заведениях, Домах пионеров, клубах и Дворцах культуры следует повсеместно наладить работу кружков художественной самодеятельности" /44, с.49/.
Указания партии ориентируют на разработку актуальных проблем воспитания подрастающего поколения в сфере досуга, в частности, на совершенствование музыкального воспитания детей в условиях художественной самодеятельности.
В нынешних условиях научно-технического прогресса, когда наблюдается интенсификация всех сторон психической деятельности ребенка, все больше возрастает значение организации досуга детей, наполнение его элементами искусства. В Постановлении ЦК КПСС "Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы" важнейшей задачей названо "значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся" /44, с.48/. В связи с этим возрастают требования к художественному воспитанию школьников, формированию их личноI сти средствами искусства, в том числе искусства музыкального.
О важности массового музыкального воспитания, процесса в котором происходит формирование музыкальной культуры школьников, свидетельствуют также решения ХХУ1 съезда КПСС, где сказано: "Расширять возможности для гармоничной, духовной жизни людей, доступа всего народа к культурным ценностям, обеспечить дальнейший подъем образования и культуры" /39, с.137/.
Основными формами приобщения школьников к музыкальному искусству являются, как известно, уроки музыки в общеобразовательной школе, а также внеклассные и внешкольные музыкальные занятия. Вне зависимости от специфики функционирования этих форм, все они объединены общей целью: ". воспитать у учащихся музыкальную культуру, как часть их всей духовной культуры" /164, с.59/.
Для решения проблемы формирования музыкальной культуры детей необходимы усилия всех социальных институтов, осуществляющих воспитание подрастающего поколения, среди которых видное место занимают внешкольные культурно-просветительные учреждения, типа Домов пионеров, клубов и Дворцов культуры,в которых созданы условия для развития детской музыкальной самодеятельности.
В нашей стране, где "расширение реальных возможностей для применения гражданами своих творческих сил, способностей и дарований" обеспечивается Конституцией СССР /39, с.62/, развитие детской музыкальной самодеятельности во внешкольной культурно-просветительной сфере рассматривается как одно из эффективных средств создания потенциала дальнейшего роста культурной самодеятельности масс, как один из существенных факторов коммунистического воспитания детей в свободное время.
Массовость и доступность участия детей в музыкальной самодеятельности придают ей особое значение в деле формирования музыкальной культуры. Можно говорить и о том, что обеспечение преемственности музыкальной самодеятельности масс тесно связано с социально-педагогической проблемой формирования музыкальной культуры подрастающего поколения.
Это выдвигает на первый план задачу совершенствования форм и методов детской музыкальной самодеятельности.
В клубных учреждениях используются индивидуальные, групповые и массовые формы приобщения детей к музыкальной самодеятельности. Однако практика показывает, что нередко воспитательные
41 л усилия не приводят к ожидаемым педагогическим результатам. Ана^ лиз многолетней практической работы по музыкальному воспитанию младших школьников в условиях художественной самодеятельности выявляет определенное противоречие между ее возможностями в деле формирования музыкальной культуры детей и реальной практикой. Стихийный характер организации детских клубных музыкальных объединений, узкопрофессиональный подход, абсолютизация тех или иных направлений, копирование в детской музыкальной самодеятельности приемов, рассчитанных на взрослую самодеятельность, неучитывание специфики музыкальных занятий с детьми на досуге, слабость художественной и педагогической подготовки руководителей детской музыкальной самодеятельности - все это снижает эффективность влияния детской музыкальной самодеятельности на формирование музыкальной культуры ее участников. Это связано с неразработанностью теоретических положений о детской музыкальной самодеятельности, методики формирования музыкальной культуры детей в ее условиях. Клубные учреждения, не имея своей программы и методики формирования музыкальной культуры, используют объединенную программу для школы и внешкольных учреждений,в которой не учитывается специфика занятий с детьми в условиях самодеятельного творчества.
Исходной предпосылкой нашего исследования явилось, во-первых, противоречие между задачами массового музыкального воспитания детей и реальным состоянием детской музыкальной самодеятельности в настоящее время, которое характеризуется направленностью, главным образом, на решение частных задач формирования навыков музыкального исполнительства, а не на развитие музыкальной культуры личности в целом, что приводит к односторонности этого процесса; во-вторых, формирование музыкальной культуры требует дифференцированного подхода к различным возрастным категориям.
Данное исследование посвящено изучению проблемы формировав ния музыкальной культуры младших школьников, так как эта категория детей составляет основной контингент участников самодеятельности; именно в этом возрасте закладывается фундамент музыкальной культуры личности, и, наконец, от эффективности музыкального воспитания детей данной возрастной группы в значительной степени зависит успех музыкального воспитания подростков и молодежи.
Все вышеизложенное обусловило актуальность проблемы формирования музыкальной культуры младших школьников в условиях детской самодеятельности и послужило основанием для проведения исследования, имеющее целью:
I/
- определить возможности детской музыкальной самодеятельности в деле формирования музыкальной культуры детей младшего школьного возраста и разработать педагогически результативную методику формирования музыкальной культуры младших школьников в условиях самодеятельности.
Для достижения цели исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. Определить содержание понятия "музыкальная культура" личности ребенка.
2. Выработать критерии и показатели для определения уровня музыкальной культуры детей младшего школьного возраста.
3. Определить этапы формирования музыкальной культуры младших школьников в условиях самодеятельности.
4. Разработать и экспериментально проверить научно обоснованную методику формирования музыкальной культуры детей младшего школьного возраста на досуге.
Объектом исследования стала музыкальная самодеятельность ' детей младшего школьного возраста на досуге.
Предмет исследования - процесс формирования музыкальной культуры младших школьников в условиях самодеятельности.
Изучение состояния детской музыкальной самодеятельности проводилось в клубных учреждениях Белоруссии (г.Минск), Ленинграда и Ленинградской области.
Базой экспериментального исследования послужили детские музыкальные клубы "Зорачка" (г.Минск), "Нева" Дзержинского района и "Веселые нотки" Калининского района г.Ленинграда.
В качестве баз контрольных замеров были выбраны детские клубные музыкальные объединения, соответсвующие уровню развития опытно-экспериментальных коллективов: в клубе "Ровесник", в Доме культуры им.А.М.Горького г.Ленинграда, в Доме культуры г.Бокситогорска Ленинградской области.
В основу данного исследования положена гипотеза: в связи с тем, что музыкальная культура личности - комплексное (многосоставное) понятие, представляющее собой, с одной стороны, совокупность свойств личности (музыкального интереса, музыкальности, музыкального вкуса), способов и продуктов его музыкальной деятельности, с другой стороны, реализацию творческих возможностей ребенка в процессе его музыкального развития, полноценное формирование музыкальной культуры возможно только в условиях деятельности ребенка, имеющей разнообразные проявления, адекватные ее сущностным структурным элементам. Такой деятельностью может явиться музыкальная самодеятельность детей на досуге, представляющая возможность:
- восприятия музыки через специфические, чисто клубные формы (музыкальные гостиные, концерты, праздники и т.д.);
- музыкального исполнительства в характерных для досуговой деятельности формах (хоровые и музыкальные классы, концерты,музыкальные праздники);
- включения детей в самостоятельное творчество, которое наиболее полно проявляется именно в клубной музыкальной деятельности.
В связи с этим целенаправленное формирование музыкальной культуры школьников в условиях самодеятельности требует специальной методики, учитывающей и основные положения советской педагогики, психологии и специфику досуговой музыкальной деятельности детей, отличающей эту деятельность от других форм музыкального воспитания возможностью привлечения всех желающих ; широтой содержания музыкальной самодеятельности; использованием индивидуальных, групповых, коллективных и массовых форм музыкально-педагогического воздействия; сочетанием учебных и просветительных форм музыкальной деятельности детей.
Научная новизна исследования состоит в том, что предметом" специального анализа явился процесс формирования музыкальной культуры младших школьников в условиях самодеятельности, рассматриваемый как комплексный, многосторонний процесс, основанный на развитии ряда свойств личности, освоении его различных способов музыкальной деятельности, включении детей в разнообразные формы самостоятельного музыкального творчества.
- выявлено содержание понятия "музыкальная культура личности" ребенка и ее структурных компонентов;
- определены специфические возможности детской самодеятельности в формировании музыкальной культуры младших школьников;
- научно обоснована методика формирования музыкальной культуры детей в условиях досуга, проведено комплексное изучение динамики развития компонентов музыкальной культуры младших школьников в условиях самодеятельности.
На защиту выносятся следующие положения:
I. Реализация возможностей детской музыкальной самодеятельности в музыкальном воспитании младших школьников связана с расширением сферы ее педагогического влияния в направлении формирования их музыкальной культуры в целом (восприятие, исполнительство, творчество), которое происходит поэтапно: от включения детей в активную музыкальную деятельность и формирования музыкального интереса через усвоение навыков музыкального исполнительства, приобретение музыкального опыта, музыкальных знаний к формированию самостоятельных, поисковых действий в музыкальной деятельности на досуге.
2. Методика организации педагогического процесса формирования музыкальной культуры младших школьников в условиях самодеятельности основана на учете их психофизиологических особенностей, а также использовании специфики досуговой музыкальной самодеятельности детей, заключающейся в:
- возможности и целесообразности привлечения всех желающих детей, независимо от их музыкальных способностей;
- широте содержания самодеятельности, своеобразии ее форм и методов, использовании индивидуальных, групповых, коллективных и массовых форм музыкально-педагогического воздействия;
- сочетании учебных и просветительных форм музыкальной самодеятельности ;
- расширении сферы самодеятельности (использовании других видов искусств: поэзии, живописи, танца);
- возможности организации музыкального всеобуча родителей младших школьников для создания музыкально-культурной среды дома.
Практическая ценность данного исследования заключается в V разработке и апробировании методики целенаправленного формирования музыкальной культуры младших школьников в процессе их музыкальной самодеятельности, опирающейся на максимальный учет их психофизиологических особенностей и специфику досуговых музыкальных занятий.
Апробация работы проводилась на научно-практических конференциях: У1 Всесоюзной конференции по музыкальному воспитанию детей (Москва, 1982 г.)} Всероссийском симпозиуме по эстетическому воспитанию в свете решений ХХУ1 съезда КПСС (Москва, 1983 г.), на научно-методических конференциях для педагогов-• организаторов, методистов, руководителей клубов и Домов культуры Ленгорисполкома (Ленинград, 1983-84 гг.), на научно-методических конференциях ЛГИК им.Н.К.Крупской (1982-84 гг.),на практических семинарах для руководителей детской музыкальной самодеятельности Ленинграда и Ленинградской области (1982-84 гг.).
Внедрение данной методики в деятельность конкретных детских музыкальных клубов ("Зорачка" - г.Минск, "Нева" и "Веселые нотки" - г.Ленинграда) значительно повысило эффективность формирования музыкальной культуры младших школьников в условиях самодеятельности. Это подтверждается соответствующими актами на внедрение.
Предложенная методика опубликована массовым тиражом в виде методических рекомендаций в помощь руководителям детской музыкальной самодеятельности Главным Управлением культуры Исполкома Ленсовета, Единым Научно-методическим центром народного творчества и культурно-просветительной работы г.Ленинграда и Ленинградской области, областными научно-методическими центрами народного творчества и культурно-просветительной работы г.Минска (БССР) и г.Петрозаводска (КАССР).
Материалы исследования используются в преподавании курсов "Хороведение", "Методика работы с детьми и подростками", "Методика работы с самодеятельным хором" в ЛГИК им.Н.К.Крупской, на факультете повышения квалификации преподавателей институтов культуры, на семинарах Ленинградского Межсоюзного Дома самодеятельного творчества и Научно-методических центров для руководителей детской музыкальной самодеятельности г.Ленинграда и Ленинградской области. По результатам исследования разработана "Программа по подготовке руководителей детской хоровой самодеятельности на факультетах общественных профессий" ЛГИК имени Н.К. Крупской, а также программа спецкурса "Организация и методика музыкальной самодеятельности детей в клубах по месту жительства'.'
Методологической основой исследования является марксистско-ленинская теория коммунистического воспитания, ряд фундаментальных положений о досуге, создающем условия для всестороннего и гармоничного развития личности; Программа КПСС, Материалы ХХУ и ХХУ1 съездов партии, Постановление ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении идеологической политико-воспитательной работы" (1979 г.),материалы июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС, Постановление ЦК КПСС "Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы" (1984 г.).
Фундаментальными методологическими установками для нас послужили положения классиков марксизма-ленинизма:
- положение о "необходимости опредмечивания человеческой сущности", выдвинутое К.Марксом, говорит о том, что "лишь благодаря предметно развернутому богатству человеческого существа развивается, а частью впервые порождается богатство субъективной человеческой чувственности. такие чувства, которые утверждают себя как человеческие сущностные силы" /б, с.593-594/;
- положение К.Маркса о значении художественного образования человека и практики музыкальной деятельности в музыкальном развитии личности ("Если ты хочешь наслаждаться искусством, то ты должен быть художественно образованным человеком") /5, с.151/, о том, что "труд является источником всякого богатства и всякой культуры" /8, с.14/; "Только исторически сложившаяся практика музыкального искусства может создать и музыкальное ухо и музыкальное чувство" /7, с.380);
- положение В.И.Ленина о культуре как "сумме", "запасе" знаний, достижений науки и искусства, воплощенных в богатства материальной и духовной культуры, считая важнейшим критерием культуры ее реализацию в многообразных видах общественно-преобразующей деятельности людей /18/;
- положение В.И.Ленина о социалистической культуре, которая перерабатывает все "ценное", что было в развитии человеческой мысли и культуры, берет как образец для дальнейшего развития все "истинно прекрасное" /15/;
- положение о важности эмоционального воспитания личности, ибо^как указывал В.И.Ленин "без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и не может быть человеческого искания истины" /14, с.112/;
- положение Н.К.Крупской о том, что в музыкальном воспитании необходимо учитывать разные стадии роста ребенка, на каждой из которых музыка играет особую роль" /26, с.317/.
Опорными для нас явились теоретические работы, выступления и статьи видных партийных и государственных деятелей, крупнейших советских педагогов Н.К.Крупской, А.В.Луначарского, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкого, В.А.Сухомлинского, заслуга которых состоит в том, что они теоретически обосновали и практически разработали ряд важнейших положений о коммунистическом воспитании, в том числе и о музыкальном воспитании подрастающего поколения.
Данное исследование основывается на общетеоретических положениях о деятельности человека (М.С.Каган, А.Н.Леонтьев), на основных положениях теории музыкальной деятельности (H.A.Ветлуги-на), на главных положениях теории интереса, разработанной советскими психологами (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, С.Л.Рубинштейн, Г.И.Щукина).
В основу нашего исследования мы взяли положение Б.М.Тепло-ва о компенсации музыкальных способностей, согласно которому относительная слабость какой-либо способности может быть компенсирована другой, более развитой у ребенка. Исходя из возможности компенсации музыкальных способностей, приобщение детей к разнообразной музыкальной деятельности рассматривается в диссер< тации как необходимое условие формирования и развития различных музыкальных способностей и компонентов музыкальной культуры личности; положение М.С.Кагана о специфике музыкальной педагогики; А.Н.Сохора - о воспитательной роли музыки; Н.А.Ветлугиной -об эстетическом отношении ребенка к музыке и музыкальной деятельности.
Важное значение для данного исследования имело использование работ советских философов, психологов, педагогов, социологов, музыкантов (О.А.Апраксина, М.П.Блинова, Д.Б.Кабалевский, М.С.Каган, Е. В. Назайкинский, А.Н.Сохор, В.С.Цукерман), в которых рассматриваются проблемы музыкальной педагогики.
Культурно-просветительная работа и художественная самодеятельность анализировалась нами в трудах Д.М.Генкина, Е.Я.Зазер-ского, Е.И.Смирновой, вопросы методики и организации детского клуба в работах Г.И.Фроловой. Для изучения роли художественной самодеятельности в контексте художественной культуры общества изучались работы Л.Н.Когана, Э.В.Соколова, А.Н.Сохора.
Учитывая специфику исследования мы обратили особое внимание на труды ученых Б.В.Асафьева, Л.А.Баренбойма, Л.С.Выготского, Б.М.Теплова, В.Н.Шацкой, Б.Л.Яворского, посвященные различным аспектам изучения музыкального развития и воспитания детей.
Вопросы эстетического и нравственного воспитания подрастающего поколения изучались нами в работах Б.Т.Лихачева, Л.И.Новиковой, В.А.Разумного, П.М.Якобсона.
Проанализированы научные исследования, посвященные изучению отдельных аспектов музыкального воспитания детей младшего школьного возраста в сфере общеобразовательной школы: формирование культуры музыкального восприятия (В.К.Белобородова, В.Ф. Судаков), развития творческих способностей (Н.В.Вишнякова, Л.Г. Дмитриева, Г.С.Ригина), формирование музыкального интереса (А.И.Паламарчук), воспитание их музыкального вкуса (Н.М.Черно-иваненко). Эти работы рассматривают отдельные аспекты формирования музыкальной культуры ребенка в школе и не затрагивают проблемы формирования музыкальной культуры ребенка в целом. Вне поля зрения исследователей остаются вопросы формирования музыкальной культуры младших школьников в условиях внешкольной досуговой музыкальной самодеятельности.
Обзор диссертационных исследований по художественной самодеятельности показал /286/, что подавляющее большинство из них посвящено изучению проблем взрослой художественной самодеятельности и музыкальному воспитанию подростков и молодежи (Т.И.Бакланова, М.И.Баскин, Р.П.Гудялис, А.А.Красносельский, Ю.ПЛузтов, В.К.Крючек, Д.Б.Перчик, 0.В.Ромах, Т.М.Синецкая, Ю.Е.Соколовский, Ш.А.Соломоник, Т.Г.Томашевская, В.Ф.Чабанный:) и почти отсутствуют в клубоведении работы, посвященные музыкальной самодеятельности детей, хотя многие приведенные авторы считают, что успешное развитие самодеятельности и ее преемственность во многом зависят от решетя проблемы музыкального воспитания детей. Необходимость серьезной разработки возрастной внешкольной клубной педагогики не раз подчеркивала Н.К.Крупская в статьях и выступлениях.
При проведении исследования наш были использованы следу- ^ юпгие методы:
На I этапе использовался метод педагогического анализа, который включал совокупность методик: анкетирование, интервьюирование руководителей детской музыкальной самодеятельности, изучение отчетов, планов работы руководителей, анализ смотров и конкурсов детской самодеятельности для изучения ее состояния в аспекте нашей проблемы.
На этом этапе была проанализирована научная литература по данной проблеме, выявлена сущность содержания понятия "музыкальная культура" личности и его основные компоненты.
На П этапе основным методом явился поисково-формирующий эксперимент, проведенный автором в 1968-70 гг. в детском музыкальном клубе "Зорачка" (г.Минск), в котором были намечены этапы формирования музыкальной культуры младших школьников в условиях самодеятельности и происходило уточнение содержания понятия "музыкальная культура" личности.
На Ш этапе проводилось программированное наблюдение за детьми экспериментальных групп, а также дальнейшее изучение детской музыкальной самодеятельности, ее организации, содержания, форм и методов, программ музыкальных кружков и коллективов, массовых музыкальных мероприятий. На этом этапе нами продолжалась дальнейшая разработка программы и методики формирования музыкальной культуры младших школьников в условиях самодеятельности, показателей и критериев музыкальной культуры личности.
Автором использовалась специально разработанная программа наблюдений на смотрах детской музыкальной самодеятельности в Белоруссии (г.Минск, Могилев), Ленинграде и Ленинградской области, а также изучался опыт лучших руководителей самодеятельности (М.Ф.Заринской, Г.А.Струве, Д.Е.Огороднова и др.).
На этом этапе в 1980 г. были собраны данные об отдаленных результатах поисково-формирующего эксперимента, дальнейших судьбах его участников, о степени стабильности их приобщения к музыке и музыкальной самодеятельности, о степени сформированности разных компонентов их музыкальной культуры. С целью более основательного изучения личностных качеств участников эксперимента были проведены опросы, интервью, анкетирование экспертов, в качестве которых выступали родители, учителя, руководители других самодеятельных коллективов, где участвовали испытуемые.
1У этап исследования - формирующий педагогический эксперимент, проведенный автором в 1981-84 гг. в детских музыкальных клубах "Нева" Дзержинского района и "Веселые нотки" Калининского района г.Ленинграда, имеющий целью апробацию программы и методики формирования музыкальной культуры младших школьников в условиях самодеятельности. Всестороннее наблюдение за детьми экспериментальных групп проводилось путем протоколирования музыкальных занятий по специально разработанной схеме, ведения дневников, фиксирующих результаты выполнения заданий по ходу музыкальных занятий, в период "срезов", в картах индивидуального развития участников музыкальных клубов фиксировались изменения в музыкальном развитии детей, развитии компонентов их музыкальной культуры. В опытно-экспериментальной работе использовались также творческие задания, создавались специальные ситуации на музыкальных занятиях для осуществления "замера" исходного уровня развития компонентов музыкальной культуры детей, а также "сре-зовых" замеров. В эксперименте участвовало 126 детей в возрасте 7-9 лет. В исследовании использовался метод оценки компетентной комиссией результатов опытной работы по формированию музыкальной культуры младших школьников в условиях самодеятельности, а также метод обобщения независимых характеристик (И.И.Платонов), который предусматривал использование высказываний, заключений, характеристик различных музыкальных педагогов, родителей, учителей школы. Эти характеристики вместе с данными полученными наш путем собственных наблюдений создавали наглядную картину формирования музыкальной культуры детей.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория, методика и организация социально-культурной деятельности"
Выводы
Экспериментальная работа позволила выстроить методику воспитательных воздействий на формирование музыкальной культуры детей младшего школьного возраста в условиях самодеятельности как целенаправленный педагогический процесс, основанный на определенной апробированной последовательности педагогических этапов: от включения детей в творческую музыкальную деятельность и формирования их музыкального интереса на I (игровом) этапе через усвоение музыкальных навыков и развития музыкальности, музыкальной грамотности на П (эмоционально-познавательном) этапе к формированию способов самостоятельной музыкальной деятельности на Ш (общественно-полезном) этапе.
Результативность педагогического процесса подтверждается динамикой развития компонентов музыкальной культуры участников детской музыкальной самодеятельности.
Наиболее выраженный сдвиг за период опытной работы произошел в развитии музыкального интереса: количество участников с выраженным музыкальным интересом в экспериментальной группе возросу ло с 17,1$ до 80$ к концу I года и до 89,7$ к концу П года. Существенно повысился уровень самостоятельных поисковых действий: к концу I года количество участников с высоким уровнем данного показателя составляло 14,3$, к концу П года - 34,5$, В контрольной группе указанные сдвиги были существенно менее выражены, Столь выраженный рост музыкального интереса участников экспериментальной группы в отличие от контрольной, может объяснить различие по динамике отсева детей в этих группах, В экспериментальной группе к концу I года выбыло 11,4$ детей, а к концу П года - 17,1$, в контрольной - 30$ и 77,5$ соответственно. Данные по отсеву участников свидетельствуют о становлении и стабилизации детского музыкального коллнктива, что является одним из основных показателей педагогической результативности использованной и апробированной методики формирования музыкальной культуры детей в условиях самодеятельности,
В результате опытной работы по формированию музыкальной культуры младших школьников в условиях самодеятельности была выявлена следующая закономерность: формирование музыкального интереса опережает развитие таких компонентов, как музыкальность, музыкальная грамотность, а формирование компонента самостоятельных поисковых действий ребенка зависит от развития всех компонентов музыкальной культуры, являясь интегральным.
Формирование музыкальной культуры младших школьников привело к повышению общей культуры детей и таких нравственных качеств как чувство коллективизма, взаимопомощи, ответственности к учебе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведения данного исследования были решены следующие задачи:
- выявлено содержание понятия "музыкальная культура" личности ребенка;
- выработаны критерии и показатели для определения уровня музыкальной культуры личности;
- определены этапы формирования музыкальной культуры детей в условиях самодеятельности;
- разработана, научно обоснована, апробирована методика формирования музыкальной культуры детей младшего школьного возраста в условиях самодеятельности.
Экспериментальным исследованием была подтверждена гипотеза: в связи с тем, что "музыкальная культура" личности - комплексное (многосоставное) понятие, включающее исполнительство, восприятие, творчество, то ее полноценное формирование возможно только в условиях музыкальной деятельности ребенка, имеющей разнообразные проявления, адекватные сущностным структурным элементам музыкальной культуры. Такой деятельностью является музыкальная самодеятельность детей на досуге, предоставляющая возможность:
- восприятия музыки через специфические, чисто клубные формы (музыкальные гостиные, концерты, праздники и т.п.);
- музыкального исполнительства в характерных для досуговой деятельности формах (хоровые и музыкальные классы, концерты, праздники);
- включения детей в самодеятельное творчество, которое наиболее полно проявляется именно в клубной досуговой музыкальной деятельности.
В связи с этим целенаправленное формирование музыкальной культуры в условиях самодеятельности потребовало специальной методики, построенной на основных положениях советской педагогики и психологии с учетом специфики досуговой музыкальной самодеятельности детей, отличающей эту деятельность от других форм музыкального воспитания возможностью привлечения всех желающих детей; широтой содержания самодеятельности; использовании индивидуальных, групповых, коллективных и массовых форм музыкально-педагогического воздействия; сочетании учебных и просветительских форм музыкальной деятельности; организации музыкального всеобуча родителей.
На основании литературных источников, данных экспериментальной работы и практических наблюдений можно выделить следующие основные структурные компонентв музыкальной культуры личности, составляющие ее сущность: музыкальный интерес, музыкальность ( музыкальные способности и способность к эмоциональному сопереживанию в музыке), музыкальный вкус, музыкальная грамотность,способность к самостоятельным, поисковым действиям в музыкальной деятельности. "%зыкальная культура" личности представляет, с одной стороны, совокупность определенных свойств личности (музыкального интереса, музыкальности, музыкального вкуса), способов и продуктов ее музыкальной деятельности (музыкальных знаний, умений , навыков, музыкального опыта); с другой стороны, музыкальная культура - это специфический способ реализации творческих возможностей личности в ее самостоятельной музыкальной деятельности.
При организации музыкальной самодеятельности младших школьников на досуге необходимо учитывать их психофизиологические особенности (подвижность, впечатлительность, эмоциональность, быструю утомляемость, отсутствие длительного устойчивого внимания, интерес к игре), которые обуславливают целесообразность применения разнообразных видов музыкальной деятельности (пения, слушания музыки, музыкально-ритмических движений, игру на музыкальных инструментах), использования принципа занимательности и игровых приемов.
Исследование показало, что формирование музыкальной культуры детей происходит, в основном, в активной музыкальной деятельности, т.е. в деятельности, связанной с творчеством, созиданием музыкальных ценностей в сфере самодеятельности, В отличие от таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации, культурно-просветительных учреждений (театр, филармония, кино, библиотека), клубная самодеятельность вовлекает детей в активную целенаправленную досутовую музыкальную деятельность, что и выдвигает ее на особое место в формировании музыкальной культуры детей.
Выявлены специфические возможности самодеятельности в деле формирования музыкальной культуры младших школьников, заключающиеся в:
- привлечении всех желающих детей, независимо от их музыкальных способностей;
- широте содержания самодеятельности, своеобразии ее форм и методов, использовании разных форм музыкально-педагогического воздействия (индивидуальных, групповых, коллективных,массовых);
- сочетании учебных и просветительных форм музыкальной самодеятельности ;
- расширении сферы самостоятельных, творческих проявлении детей (использовании смежных видов искусств: литературы, живописи, танца);
- организации музыкального всеобуча родителей младших школьников для создания музыкально-культурной среды дома.
Привлечение детей к музыкальному творчеству в сфере досуговой музыкальной самодеятельности является особенно важным еще и потому, что для детей младшего школьного возраста "сензитивным" являются занятия музыкой с акцентом на творческую деятельность, т.е. в данном возрасте музыкальные занятия могут сильнее всего влиять на развитие музыкальной культуры личности, "Сензитивный" период является критическим в том отношении, что если музыкальные навыки не усвоены ребенком в младшем школьном возрасте, не развились его музыкальные способности, не заложен фундамент его музыкальной культуры, то дефект личности в его музыкальном развитии сохраняется надолго и исправляется с большим трудом на последующих возрастных этапах.
Экспериментальным исследованием было подтверждено положение о том, что включение детей в разностороннюю досуговую музыкальную самодеятельность с использованием всех форм музыкально-педагогического воздействия способствует формированию основ их музыкальной культуры.
На основании обобщения опыта работы лучших руководителей детской музыкальной самодеятельности, анализа собственной многолетней педагогической работы в самодеятельности, изучения программ музыкальных кружков, нами была разработана, научно обоснована и апробирована методика формирования музыкальной культуры младших школьников в условиях самодеятельности.
Анализ практики показал, что в настоящее время в клубных учреждениях представлены разные формы музыкального воспитания детей. Как правило, они плохо скоординированы. Поэтому основной задачей детской музыкальной самодеятельности на современном этапе является целенаправленное и скоординированное использование разных форм музыкально-педагогического воздействия в деле формирования музыкальной культуры детей, где каждая форма работы, во-первых, будет выполнять определенную воспитательную функцию, во-вторых, будет включена в общую структуру воздействий, как необходимое звено единого воспитательного процесса. Такой подход отражает современные требования к повышению эффективности воспитательного процесса во внешкольных учреждениях, где интеграция видов воспитательных воздействий представляется одним из важнейших психолого-педагогических условий в этом процессе.
Опытная работа по формированию музыкальной культуры младших школьников на досуге показала, что к основным педагогическим условиям, способствующим развитию их самостоятельной музыкальной деятельности относятся также: включение детей в разностороннюю музыкальную деятельность; подбор доступного и увлекательного музыкального материала; использование игровых приемов и создание эмоциональной атмосферы на музыкальных занятиях; использование косвенных методов руководства самодеятельностью детей и творческий подход педагога-руководителя; создание условий для музыкального самовыражения детей в клубе, дома; участие родителей в совместном музицировании.
Экспериментальная работа показала, что формирование музыкальной культуры младших школьников в условиях самодеятельности происходит поэтапно: от включения детей в творческую музыкальную деятельность и привития им музыкального интереса, путем использования принципа занимательности и игровых приемов через формирование музыкальной грамотности и раввития музыкальности детей к развитию способов их самостоятельных, поисковых действий в музыкальной деятельности на досуге - самодеятельности.
Для изучения динамики развития компонентов музыкальной культуры детей младшего"шкального возраста в условиях самодеятельности были разработаны критерии и показатели, исходя из сущности содержания понятия "музыкальная культура" личности и специфики досуговой музыкальной деятельности. Основными из них являются:
- степень развития интереса детей к музыке и музыкальной деятельности;
- степень развития музыкальности (музыкальных способностей и способности эмоционального сопереживания в музыке);
- степень проявления самостоятельных поисковых действий детей в их музыкальной деятельности;
- степень музыкальной грамотности.
Проведенное исследование позволяет сделать ряд выводов:
- в современных условиях повышение требовательности к художественному и эстетическому образованию подрастающего поколения диктует необходимость совершенствования музыкального воспитания детей на досуге;
- проблема формирования музыкальной культуры младших школьников в условиях самодеятельности требует учета их психофизиологических особенностей и специфики музыкальной деятельности на досуге;
- детская музыкальная самодеятельность обладает большими возможностями в деле формирования всех компонентов музыкальной культуры детей: удовлетворении и развитии музыкальных интересов и музыкальных потребностей, развитии музыкальных способностей, музыкального вкуса, расширении музыкального опыта, формировании музыкальной грамотности (музыкальных знаний, навыков и умений), развитии самостоятельности, инициативы; реализации творческих способностей ребенка в самостоятельной музыкальной деятельности;
- реализация педагогических возможностей детской самодеятельности зависит от целенаправленного и скоординированного использования разных форм музыкально-педагогического воздействия;
- для полноценного формирования музыкальной культуры детей необходимо комплексное использование разных видов музыкальной самодеятельности, адекватное сущностным структурным элементам музыкальной культуры, которое характеризуется включением детей в творчество, исполнительство, восприятие;
- комплексное использование разных видов музыкальной самодеятельности детей способствует преодолению односторонней направленности учебно-воспитательного процесса самодеятельности;
- экспериментальная работа позволила выстроить методику воспитательных воздействий на формирование музыкальной культуры детей младшего школьного возраста в условиях самодеятельности как целенаправленный педагогический процесс, основанный на определенной апробированной последовательности педагогических этапов: от включения детей в творческую музыкальную самодеятельность и формирования у них музыкального интереса на I (игровом) этапе через усвоение музыкальных навыков и развития музыкальных способностей, музыкальной грамотности на П (эмоционально-познавательном) этапе к формированию способов самостоятельных поисковых действий в музыкальной деятельности на Ш (общественно-полезном) этапе;
- результативность педагогического цроцесса подтверждается динамикой развития компонентов музыкальной культуры участников детской музыкальной самодеятельности;
- отмечаются значительные сдвиги в динамике таких показателей как музыкальный интерес и способность к самостоятельным поисковым действиям в музыкальной деятельности детей;
- формирование музыкального интереса детей опережает развитие таких компонентов как музыкальность, а формирование самостоятельных поисковых действий детей в их музыкальной досуговой деятельности зависит от развития всех других компонентов музыкальной культуры личности (музыкальности, музыкальной грамотности, музыкального опыта) , являясь интегральным;
- формирование музыкальной культуры младших школьников привело к повышению их общей культуры и таких нравственных качеств как чувство коллективизма, товарищества, взаимопомощи, ответственности к учебе;
- решение проблемы формирования музыкальной культуры детей в условиях самодеятельности настоятельно требует осуществления специальной подготовки высококвалифицированных кадров для детской музыкальной самодеятельности.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Кеериг, Ольга Петровна, Ленинград
1. Маркс К, Критика.политической экономии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.46, ч,1, с.105-117, 375-376, 475476.
2. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии. Соч. 2-е изд,, т.4, с.419-459.
3. Маркс К., Энгельс Ф, Немецкая идеология. Соч. 2-е изд., т.З, с.19, 29-35, 69-76, 113-115, 168-254, 292-293.
4. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство, Маркс К,, Энгельс Ф. Соч, 2-е изд., т.2, с.138-148.
5. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.42, с.92-94, 118-127, 151. .
6. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.,1956, с.517-642.
7. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве: В 2-х томах. 3-е ' изд. М.: Искусство, 1976. Т.1. - 575 с. Т.2. - 719 с.
8. Маркс К., Энгельс Ф. О воспитании и образовании: Сборник. В 2-х томах. Т.2. М.: Педагогика, 1978. - 488 с.
9. Ленин В.И. Задачи союзов молодежи. Полн.собр.соч,, т.38, с.298-318.
10. Ленин В.И. Как организовать соревнование. Полн,собр. соч., т.35, с.195, 198-199.
11. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн. собр.соч», т.18, с,13-47, 71-92, 147-154, 266-281.
12. Ленин В.И.0 смешении политики с педагогикой, Полн, собр.соч., т.40, с,356-358.
13. Ленин В.И. Развитие рабочих хоров в Германии, Полн. собр.соч., т.22, с.275-276«
14. Ленин В0И, Критические заметки по национальному вопросу. Полн.собр.соч., т.24, с.113-150; т.25, с.112.
15. Ленин В,И. 0 пролетарской культуре. Полн.собр.соч., т.41, с.336-337.
16. Ленин В.И. Речь на I Всероссийском съезде работников просвещения и социалистической культуры. 31 июня 1919 года. -Полн.собр.соч., т.39, с.131-138.
17. Ленин В.И, Всероссийский съезд по внешкольному образованию. 9-16 мая.1919 года: Приветственная речь. 6 мая. -Полн,собр.соч., т.38, с.329.
18. Ленин В.И. 0 культуре и искусстве. М.: Искусство, 1956, с.522.
19. Ленин В.И. 0 литературе и искусстве. М.: Художественная литература. 1976, с.663-664, 665-666.
20. Крупская Н.К. Маркс о коммунистическом воспитании подрастающего поколения. Пед.соч.: В 10-ти т. Т.2, с.620-634.
21. Крупская Н.К. Задачи внешкольного образования. Пед. соч.: В 10-ти т. Т.7, с.729.
22. Крупская Н.К. Общественное воспитание: Пед.соч.: В 10-ти т. Т.2. М., 1959, с.133-141.
23. Крупская Н.К. О клубе. Пед.соч.: В 10-ти т. Т.8, с.128-131.
24. Крупская Н.К. Основы политпросветработы. Пед.соч.: В 10-ти т, Т.7, с.293-388.
25. Крупская Н.К. О задачах художественного воспитания. -В кн.: Художественное воспитание в школе I ступени: Материалык составлению программ, 2-е изд. М.: Работник просвещения, 1927, с.14-17.
26. Крупская Н.К. Пед.соч,: В 10-ти т. Т.5, с.59, 509; Т.З, с.317.
27. Крупская Н.К. Полн.собр.соч. Изд-во АПН РСФСР, т.6, с.622.
28. Крупская Н.К. Пед.соч.: В 10-ти т. Т.2,5,6,8, с.7-9; 620-634; I33-I4I; 293-388; т.2, с.12.
29. Крупская Н.К. Отзыв на проекты программ ФЗС по ИЗО и музыке. В кн.: Н.К.Крупская об искусстве и литературе. М.; Л.: Искусству 1963,-с.128.
30. Крупская Н.К. Об искусстве и литературе: Статьи. Письма. Высказывания. М.; Л.: Искусство, 1963. - 283 с.
31. Луначарский A.B. Заветы Ильича и художественное образование. В кн.: Луначарский A.B. Ленин и просвещение. М., 1924, с.19-38.
32. Луначарский A.B. Задачи.внешкольного образования в Советской России. В кн.: Ленин В.И., Луначарский A.B. Речь на
33. Всероссийском съезде по внешкольному образованию, 6-19 мая 1919 г. М., С.5-Г7.
34. Луначарский A.B. Избранные статьи по эстетике. М.: Искусство, 1975. - 391 с.
35. Луначарский A.B. Искусство и коммунистическое строительство. В кн.: Художественное воспитание в школе I ступени: Материалы к составлению программ. 2-е изд. - М.: Работник просвещения, 1927, с.7-13.
36. Луначарский A.B. Новая художественная педагогика. -Художественная жизнь, 1920, № 4-5, с.17-18.
37. Луначарский A.B. Что такое образование: Речь на открытии Курсов инструкторов по внешкольному образованию, Пг,: Изд-во НКП, 1918, - 22 с.
38. Луначарский A.B. В мире музыки: Статьи и речи. М.: Сов.композитор, 1971, с.177-200; 202; 182-183.
39. Луначарский A.B. 0 социальном воспитании. В сб.: О народном образовании, Mf, 1958, с.48,
40. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. М.: Политиздат, 1977. - 62 с.
41. Материалы ХХУТ съезда КПСС. М,: Политиздат, 1981. - 223 с.
42. Программа Коммунистической партии Советского Союза. -М.: Политиздат, 1976. 144 с,42. 0 дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы: Сб.материалов. М,: Политиздат, 1981. -190 с.
43. О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного художественного творчества: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 марта 1978 г, В кн,: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, М,, 1981, т,13,с.62-66,
44. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы; Сборник документов и материалов. М.: Политиздат, 1984. -112 с.
45. Положение о государственных клубных учреждениях РСФСР и другие материалы для клубных работников. М.: Сов.Россия, 1966. -.96 с.
46. КПСС о формировании нового человека: Сб,документов (I965-I98I). 2-е изд. М.: Политиздат, 1982. - 685с.
47. Черненко К.У. Речь на Пленуме ЦК КПСС, 14 июня 1983 г.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. М., 1983, с.55.
48. Основные направления экономического и социального развития.в СССР на 1981-1985 гг. и на период до 1990 года. М., 1981. 95 с.
49. Материалы Пленума ЦК КПСС, 14-15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983. - 00 с.
50. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. - III с.
51. Алиев Ю.Б, Музыкальное воспитание детей во внешкольных детских учреждениях СССР. М.: 1Дузыка, 1970. - 14 с. с илл.
52. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. - 380 с,
53. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. - 339 с.
54. Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности, В сб,: Проблемы способностей /Под ред.В.Н.Мясшцев. -М.: Изд-во АШ РСФСР, 1962, с.15-32.
55. Аникеева А.И. Общение в игре как средство самоутверждения младшего школьника. М., 1970.
56. Апраксина О.А. Музыкальное воспитание. Педагогическая энциклопедия. Т.2. - М,: Изд-во Сов.энциклопедия, с.886-889.
57. Апраксина О.А. Очерки по истории художественного воспитания, в советской школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.- 223 с.
58. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983. - 222 с.
59. Арнольдов А.И., Баллер Э.А. Философские проблемы культуры. М.: Знание, 1968. - 16 с.
60. Арнольдов А.И. Культура развитого социализма. М.: Политиздат, 1975. - 128 с.
61. Аронов Ф.В. Стратегия игры с музыкальными движениями.- Изд-во Знание, 1970. 17 с.
62. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как цроцесс. Кн.1-2.- 2-е изд. Л.: Музыка, Ленингр.отд,, 1971. - 376 с,
63. Асафьев Б.В. Современное русское музыкознание и его исторические задачи. Временник и 2>е тиб1с& 1925.
64. Асафьев Б.В, Избранные статьи о музыкапнном просвещении и образовании /Ред.М.Орлова. Л.: Музыка, 1965. - 151 с.
65. Асафьев Б.В. О хоровом искусстве. Л.: Музыка, 1980.- 216 с.
66. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. - 192 с.
67. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований, М.: Педагогика, 1982. - 192 с.
68. Бакланова Т,И, %зыкально-образовательная работа в самодеятельном хоре и пути повышения ее эффективности: Авто-реф. дис. . канд.пед.наук. М., 1979. - 23 с.
69. Бакланова Н.К. Формирование умений выразительного исполнения произведения (На материале обучения.игре на ф-но в детской музыкальной школе): Автореф. дис. . канд.пед»наук.- М., 1975. 22 с.
70. Бальчитис Э.И. О системе и методах обучения музыке в средних классах общеобразовательных школ Литвы. В кн.: Цузыкальное воспитание в СССР. - М.: Сов.композитор, 1977, -с.235-301.
71. Баренбойм Л,А. Размышления о музыкальной педагогике. В кн.: Музыкальная педагогика и исполнительство. - Л.: Музыка, 1974. с.216-259.
72. Баренбойм Л.А. Система детского музыкального воспитания Карпа Орфа. Л.: Цузыка, Ленингр.отд., 1970. - 160 с.
73. Баскин М.И. Педагогические проблемы формирования и деятельности молодежного клуба любителей музыки: Автореф. дис. . канд.пед*наук. Л., 1974. - 19 с.
74. Бартенева Л.Б. Активизация музыкального развития младших школьников,в процессе слушания музыки (в условиях ДХС): Автореф. дис. . канд.пед.наук, М., 1974. - 29 с.
75. Батракова С.Н., Левина М.М. Эмоциональное воздействие на учащихся в процессе обучения. Сов.педагогика, 1981, Jé 3, с.28-33.
76. Белобородова В.К. 0 некоторых особенностях музыкального восприятия младших школьников. В кн.: Музыкальное восприятие школьника. М., 1975, с.36-89.
77. Беспалько И.й. Деятельность клуба как фактор развития музыкальной культуры современного села: Автореф. дис, . канд.пед.наук, Л,, 1979. - 19 с.78 . Блинова М.П. Некоторые вопросы музыкального воспитания школьников, М.; Л,: Просвещение, 1964. - 104 с.
78. Блонский П.П. Избр.пед.соч. М.: АПН РСФСР, 1961, с,177-178, 529, 532.
79. Боголюбова Е.В. Культура и общество, М,: Изд-во МГУ, 1978, с.152.
80. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. М,: Просвещение, 1980, - 206 с,
81. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детскомвозрасте. М.: Педагогика, 1968. - 464 с.
82. Божович Л.И. Воспитание как целенаправленное формирование личности ребенка. Вопросы психологии, 1974, № I, с, 3339.
83. Бурлина Е. Я. Учащаяся молодежь как объект музыкально-эстетического воспитания. В кн.: Музыка в социалистическом обществе. - Л.: Музыка. Ленингр.отд., 1977, с.53-96.
84. Бушканец М.Г. Свободное время школьника как педагогическая проблема. Казань, I97I, 120 с.
85. Болотина Р.Р., Латынина Д.И. Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах. М.: Просвещение, 1978. - 128 с.
86. Вахнянская И. Л, Психологические условия формирования эмоционально-эстетического отношения.к музыке у младших школьников: Автореф. дис. . канд.психол.наук. М., 1980, - 19 с,
87. Взаимодействие школы, семьи, общественности в коммунистическом воспитании, М,: Педагогика, 1978, - 176 с.
88. Вейс П. Абсолютная и относительная сольмизация. -Л.; Цузыка. Ленингр.отд., 1973. 35 с.
89. Венгер Л.А. Игра как.вид деятельности. Вопросы психологии, 1978, Jé 3, с. 163-169.
90. Вендрова В. 0 • Школьные клубы в ГДР. Воспитание школьника, 1969, J6 3, с.90-91,i 93, Ветлугина Н,А. Музыкальное развитие ребенка. М.:1. Просвещение, 1967. 415 с,
91. Ветлугина H.A. Об изучении уровня музыкального развития детей: Тезисы доклада на 1У научной конференции по восприятию и музыкальному воспитанию детей 20-24 марта 1972. М.: НИИ Худ.воспит. АПН СССР, 1972, с.33-37.
92. Ветлугина H.A. Методы музыкального воспитания ребенка в детском саду. В кн.: Музыкальное воспитание в СССР. - М.: Сов.композитор, 1977, с.401-435.
93. Ветлугина H.A., Кенеман A.B. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 1983. -254 с.
94. Вшпонас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: МГУ, 1976. - 143 с.
95. Виноградова М.Б., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. М.: Просвещение, 1977. - 159 с.
96. Вишнякова Н.Ф. Развитие творческой активности младших школьников: Автореф. дис. . кард.пед.наук. М., 1980. - 21 с.
97. Возрастная и педагогическая, психология /Под ред.A.B. Петровского. М.: Просвещение, 1973. - 228 с.
98. Вопросы подготовки учителя-музыканта и музыкальное воспитание детей: Сб.науч.тр. /Моск.гос.пед.ин-т. Мин-во Просвещения РСФСР. М., 1975. 325 с.
99. Воспитательная работа с детьми и подростками: Сб.науч. тр. /Ленингр.гос.ин-т культуры, Л,: ЛГИК, 1980. - 163 с,
100. Вопросы музыкального воспитания детей и юношества.- Пермское книжное изд-во, 1979. 254 с.
101. Вопросы методики музыкального воспитания детей. М.: Музыка, 1975. - 256 с.
102. Воспитательная работа в школе: Сб.документов /Сост. В.М.Коротков. Под общ.ред.М.И.Кондакова, 2-е изд., испр. и доп. -М.: Просвещение, 1977, с.247-263.
103. Восприятие музыки: Сб.статей /Ин-т эстет, воспит. при ДСПО РСФСР Ред.сост. В.Н.Максимова. М.: ЭДузыка, 1980. -256 с.
104. Вульфов Б.З., Поташник М.М, Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы, М,: Просвещение, 1983,- 202 с.
105. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956, с,278.
106. ПО. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. - 576 с.
107. Выготский Л.С, Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии, 1966, № 6.
108. Выготский Л,С,.Воображение и.творчество в детском еоз-расте; Психолог.очерк. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1967, с. с.34-42,
109. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития. Вопросы психологии, 1972, 2, с.120.
110. Гребенников В.М. Развитие музыкальных способностей в процессе внеклассной работы, Фрунзе, 1976. 28 с.
111. Гребенников В.M. Становление и развитие массового музыкально-эстетического Боепитания учащихся в школах Киргизии: Автореф. дис, . канд.пед.наук. M., 1977. - 21 с.
112. Гребенников И.В. О воспитательном потенциале семьи. -Сов.педагогика, 1981, № I, с.36-42.
113. Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку. М. : Просвещение, 1969. - 77 с,
114. Гродзенская Н.Л. Слушание музыки в начальной школе. -М.: АПН. РСФСР, 1962. -.88 с.
115. Гудялис Р.П. Хоровое пение как вид художественной деятельности в сфере досуга: Автореф. дис. . канд.пед.наук. -Л., 1976. 19 с.
116. Давыдов В.В. Основные проблемы возрастной и педагогической психологии на современном этапе образования. Вопросы психологии, 1976, № 4, с.З-И.
117. Дидора М.И. Формирование самостоятельности младшихшкольников в процессе обучения: Автореф. дис, . канд.психол. наук. Киев, 1982. - 16 с.
118. Духовная культура развитого социализма и личности: Сб.науч.тр. ЛГИК. Л., 1980. 142 с.
119. Дябло Т.В. Активизация разносторонней музыкальной деятельности и музыкальное развитие первоклассников: Автореф. дис, . канд.пед.наук. М., 1978. - 19 с.
120. Евтеева ,Г.А. Психолого-педагогические вопросы клубной работы . Л.: ЛГИК им.Н.К.Крупской, 1976. - 148 с.
121. Ерошенков И.Н. Работа клубных учреждений с детьми и подростками: Учеб,пособие для студентов ин-тов культуры. М.: Просвещение, 1982.- 160 с.
122. Ефимов А.И. Эстетическое Боепитание детей по месту жительства. Чувашия, Чебоксары, 1972. - 22 с.
123. Жарова Л.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся: Учеб.пособие ЛГПИ им.Герцена. Л., 1982. 74 с, .
124. Жукова Н. Домашний клуб. Ленинградский рабочий, 1984, 5 октября.1 148. Завадская Т.Ф., Шевелев Ы.Н. Художественная самодеятельность детей. В кн.: Пед.энциклопедия, т.4. М.: Сов,энциклопедия, 1968, с.599-601.
125. Загвязинский В.И, Методология и методика дидактического исследования, М.: Педагогика, 1982, - 160 с.
126. Зазерский Е.Я. Художественное творчество масс в клубе. Б кн.: Советский клуб сегодня и завтра, - М.: Сов.Россия, 1975, с.116-126.о 151. Зазерский Е.Я. Кто придет к детям? Правда, 1982, 27 января.
127. Замощина Е.И. К вопросу формирования музыкальных интересов младших школьников в семье: Тез.докл. на У1 Всес.науч. конф. М., 1982, с.9-11.
128. Иовчук М.Т,, Коган Л.Н. Советская социалистическая культура. М.: Политиздат, 1979. - 208 с.
129. Искусство и,дети. Эстетическое воспитание за рубежом. /Ред.-сост.В.Шестаков. М.: Искусство, 1969. - 272 с.
130. Искусство и школа: Сб.статей /Сост.А.К.Василевский. М.: Просвещение, 1981. - 228 с.
131. Исследование художественных интересов школьников /Под ред. Ш .Квятковского. М.: Педагогика, 1974, с,108-109.
132. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе: Статьи, доклады, выступления. М.: Педагогика, 1973. - 273 с.
133. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы экспериментальной программы по музыке.-В кн.: Музыкальное воспитание в СССР. -М;: Сов.композитор, 1978, с,58-94.
134. Д65. Кабалевский Д.Б. Дети музыка - клуб. - Клуб и художественная самодеятельность, 1965, № 4, с.1-2.
135. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? -М.: Педагогика, 1977, с.13.
136. Кабатченко М.В., Поташник М.М. Комплексный подход к воспитанию школьников, М.: Просвещение, 1980. - 104 с.
137. Д68. Каган М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974. - 328 с.
138. Каган М.С. Культура как объект философского исследования, В сб.: Роль духовной культуры в развитии личности. Л., 1979, с.12,
139. Каган М.С. Социальные функции искусства. Л,: Знание, 1978, - 34 с,
140. Киященко Н.И. Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР. М.: Искусство, 1971. - 130 с.
141. Д77. Клубная.и кружковая работа в школе: Хрестоматический сборник /Под ред.н.н.иорданскогов М.; Л., 1926. 133 с.
142. Клубоведение: Учебное пособие для ин-тов культуры, искусств и фак. культ.-просвет.работы пед.ин-тов /Под ред.С.Ы. Иконниковой и В.И.Чепелева, М.: Просвещение, 1980. - 397 с.
143. Ковалев А.Г, Психология личности: Учебное пособие для студентов пед.ин-тов, М.: Просвещение. 3-е изд., перераб. и доп. 1970. - 391 с,
144. Коваль М., Лучинская А. Педагогика досуга. Правда, 1983, 17 мая.
145. Коган Л.Н. Художественная культура и художественное воспитание. М,: Знание, 1979. - 63 с.
146. Коммисарова Л.Н, Наглядные средства и методы музыкального воспитания детей 6-7 лет: Автореф, дис. . канд.пед.наук. М., 1980. - 16 с,
147. КонеЕ А.Н, Организация учебного процесса в I-Ш классах в условиях полного дня. Сов.педагогика, 1980, № 12, с. 3945.
148. Культурная деятельность. Опыт социологического исследования /Отв.ред.Л,Н.Коган. М.: Наука, 1981. - 238 с.
149. Культура человек - философия: к проблеме интеграции и развития. Статья I. - Вопросы философии, 1982, № I, с,36.v/186, Костюк А.Г, Музыкально-эстетическая культура слушате-ля:Автореф. дис. .,, канд.пед.наук. Киев, 1964,- 21 с.
150. Костюк Г.С. Обучение и развитие младших школьников. Киев, 1970, 407 с,1/188, Кремлев Ю.А. Познавательная роль музыки, М,: ЭДуз-гиз, 1963. - 60 с.
151. Крутецкий В.А, Психология: Учебник для пед.училшц. -М.: Просвещение, 1980. 352 с.
152. Крючек В.К. Формирование познавательных интересов подростков в самодеятельном коллективе современного сельского клуба: Автореф. дис. . канд.пед.наук. Л., 1977. - 18 с.
153. Культура.и всестороннее развитие социалистической личности: Сб.науч.тр. Свердловск, 1980. 150 с,
154. Культурно-просветительная работа и коммунистическое воспитание. Тр. /ЛГИК. Л,, 1978. Т.ХУ. - 167 с.
155. Кустов Ю.П . Пути совершенствования воспитательной деятельности в молодежном самодеятельном хоровом коллективе: Автореф. дис. ,,, канд.пед,наук. Л., 1975. - 15 с,
156. Лабунская Г.В. Художественное воспитание детей в семье» М.: Педагогика, 1970 . - 47 с.1.195, Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание, Личность. М.: Политиздат, 1977. - 304 с.
157. Леонтьев А.Н. Человек и культура. М.: Педагогика, 1961. - 115 с,
158. Лихачев Б.Т. Эстетическое воспитание в процессе внеклассной и внешкольной работы. В кн.: Основы эстетического воспитания : Учеб,пособие /Под ред.А.К.Дремова. - М.: Высшая школа, 1975, с.300-313.
159. Лихачев Б.Т. Общие проблемы воспитания школьников.
160. Учебное пособие для пед.ин-тов. М.: Просвещение, 1979. -168 с.
161. Лернер И.Я, Процесс обучения и его закономерности, ~ М.: Знание, 1980. 96 с.
162. Лукин Ю.А. Художественная культура зрелого социализма. М.: Искусство, 1977. - 271 с.
163. Лукин Ю.А. Художественная культура и развитие личности. М.: Мысль,.1978. - 186 с.
164. Лукин Н.С. Психологические особенности игры младшего школьника. В кн.: Психология младшего школьника /Под ред. С.И.Игнатьева. -М.: АПН РСФСР, i960, с.238-255.
165. Люблинская A.A. Детская психология: Учеб.пособие для студ.пед.ин-тов. М.: Просвещение, 1971. - 415 с.
166. Люблинская A.A. Учителю о психологии младшего школьника. М.: Просвещение, 1977. - 224 с,
167. Майсурян М.А. Программирование и развитие художественного творчества детей во.внешкольной культурно-просветительной работе: Автореф. дис, . канд.пед.наук. Л., 1980. - 20 с.
168. Макаренко A.C. Лекции о воспитании детей, Соч., т.4. -М;: АПН РСФСР, 1957, с,314-431.
169. Макаренко А.С, Соч.: В 7-ми т. Т.5. М.: АПН РСФСР, 1958, с.9-102, 345-347; 382; Т.7, с.147.
170. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. -М.: Мысль, 1983, с.32-36.
171. Марксистско-ленинская эстетика: Учеб.пособие для вузов /Под ред.М.Ф.Овсянникова, М.: Высшая школа, 1983. - 544 с.
172. Межуев В.М. Культура и история. М,: Политиздат, 1977. - 199 с.
173. Могучее средство воспитания: Сб.науч.ст. /Сост.П.П.Ле-вандо. Л.: Музыка, 1978, ©.19,29,30,63.
174. Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973, с,110-113.
175. Моносзон Э.И. Комплексный подход к воспитанию важнейшее условие всестороннего развития личности. - Сов.педагогика, 1974, В 4, с.20-28.
176. V. 217. Морозов ВЛ, Язык, понятный всем на свете. Наука и жизнь, 1980, № Ю, с.56-61.
177. Моносзон Э.И. Проблемы теории и методики коммунистического воспитания школьников. М.: Педагогика, 1978. - 199 с.
178. V. 219. Музыка в начальной школе: Пособие для учителей /Под ред.Д.Б.Кабалевского. М.: НИИ школ, 1980. - 142 с.
179. Музыкальное воспитание в современном мире: Материалы IX конференции Международного общества по- музыкальному воспитанию (ИСМЕ) /Отв.ред.Д.Б.Кабалевский. М.: Просвещение, 1973. - 324 с.
180. Музыкальное воспитание в СССР /Под ред.Л.А.Баренбой-ма, М.: Сов.композитор, 1977. - 488 с.
181. Музыкальное воспитание в.странах социализма: Сб.статей /Под ред.А.Л.Островского. Л,: Цузыка, Ленинград.отд,, 1975. - 234 с.
182. Музыкальная энциклопедия. М.: Сов.энциклопедия, 1976, с.759.
183. Мясшцев В.Н. 0 связи склонностей и способностей. -В сб.: Склонности и способности /Под ред.В.Н.Мясшцева, Л,: Изд-во ЛГУ, 1962, с.3-14.
184. Мясшцев В.Н. Проблемы способностей е советской психологии и ее ближайшие задачи. В кн.: Проблемы способностей, М., 1962, с.13,v 230.Назайкинский Е.В. 0 психологии музыкального восприятия. М.: Музыка,.1972. - 383 с.
185. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Музыка, 1.982, с,22.
186. Новикова Л. И. Педагогика детского коллектива. Вопросы теории. М.: Педагогика, 1978. - 143 с.
187. Нравственное развитие младших школьников в процессевоспитания, М.: Педагогика, 1979, с,28.ц 236. Обучение и воспитание школьников средствами музыкального искусства: Сб. науч.тр. /НИИ школ. /Отв.ред.Г.С.Тарасов. М.: НИИ школ, 1981. - 90 с.
188. Общая психология: Учебник для пед.ин-тов /Под ред, А.Б.Петровского. М.; Просвещение, 1976. - 479 с.
189. Общие вопросы эстетического воспитания в школе /Под ред.В.Н.Шацкой. М.: АПН РСФСР, 1955. - 184 с.
190. Огороднов Д.Е. Опыт музыкального воспитания детей в школе-интернате. Л„: Учпедгиз. Ленинград.отд., 1962. - 107 с.
191. Опыт работы школы полного дня (Организационно-педагогические основы режима) /Под ред.Э.Г.Костяшкина, М.: Педагогика, 1978. - 136 с.
192. Организатору детской художественной самодеятельности в клубе. Методика, Опыт. М.: Профиздат, 1971. - 264 с.1/ 242. Организация и методика клубной работы /Под ред.Е.Я. Зазерского, А.Г.Соломоника. М.: Просвещение, 1975, с.240-258.
193. Паламарчук А. И, Формирование музыкального интереса у младших школьников: Автореф. дис. . канд.пед.наук. М., 1981. - 16 с.
194. Пиотровский А.И . Основы самодеятельного искусства. В кн.: Единый художественный кружок. Л., 1924, с.5-10.
195. Пижурина Н. Во дворе, под кленами. Правда, 1983, 15 марта.
196. Пирадов A.B. Эстетическая культура личности, Л.: Знание, 1978. - 35 с.
197. Платонов К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. - 312 с.
198. Подцубная P.A. Свободное время школьников как фактор формирования его личности (На материале конкретно-социологического. исследования учащихся школ): Автореф. дис. . канд.философ.наук. Л., 1971. - 21 с.