Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование духовного мира учителя (На материале подготовки студентов музыкально-педагогических факультетов)

Автореферат по педагогике на тему «Формирование духовного мира учителя (На материале подготовки студентов музыкально-педагогических факультетов)», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Гурова, Александра Николаевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1994
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Формирование духовного мира учителя (На материале подготовки студентов музыкально-педагогических факультетов)"

МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В. И. ЛЕНИНА

Диссертационный совет Д 053.01.03

Р г -

' Q /j На правах рукописи

- 5 '•■'£// ífjQ/}

ГУРОВА Александра Николаевна

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОГО МИРА УЧИТЕЛЯ

(lía материале подготовки студентов музыкально-педагогических факультетов)

Специальность 13.00.01 — теория и история педагогики

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на сопскаппе ученой степени кандидата педагогических паук

Москва 1994

Работа выполнена в Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени педагогическом государственном университете имени В. И. Ленина.

Научный руководитель:

действительный член РАО, доктор педагогических паук, профессор Б. Т. ЛИХАЧЕВ

Официальные оппоненты:

доктор философских паук, профессор Л. Е. СЕРЕБРЯКОВ,

кандидат педагогических паук, старшин научный сотрудник Л. В. ШКОЛЯР

Ведущая организация — Днепропетровский государственный университет.

Защита диссертации состоится 994 г.

в 15.00 часов па заседании диссертационного совета Д 053.01.03 но присуждению ученой степени доктора педагогических наук в Московском педагогическом государственном университете им. В. И. Ленина (103051, г. Москва, Малый Сухаревский переулок, дом 0).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке университета (ПМЗГ), г. Москва, ул. Пироговская, дом 1).

Автореферат разослан «............»........................1994 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

В. А. СИТАРОВ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актгальдойт» И noQTWiQPga ИС.адзЛРйРШ. Отражая

ведущие тенденции обновления общества, гуманистическая налрав- . ленность общей стратегии современного педагогического обраэо^ вания предусматривает высокое профессионально-личностное развитие будущего педагога, включающее его духовное совершенствование. Учитель, не обладающий высокими духовными ориентирами, превращается в ремесленника и не имеет морального права быть

наставником детей.................. : '

. Важное ьначение в решении этой проблемы имеют.философские, социологические, психологические исследования,/А.Д. Алехин,' А.И. Арнольдов,. A.A.. Бодалев, Е.Л.'Горбачева,. Р.Г. Гурова, М.Т. ИоЕчук, Н.И. Киященко, Н.Л. Лейзеров, Э.И. Мартынова, Г.С. Овсянникова, Л.Е. Серебряков, Г.Л. Смирнов, Ц.А. Сте-панян, Е.М. Торшилова, В.П. Тугаринов, Д.Н. Узнадзе,

A.К. Уледов и др./.

В современной теории и практике накоплен значительный . опыт, создающий определенные предпосылки для формирования духовного шра личности будущего учителя в системе высшего педагогического образования /в теории педагогики и психологии исследования С.И. Архангельского, Ю.К. Бабенского, И.Ф. Гончарова, Д.М. Гришина, А.Я. Зися, Е.В-. Квятковского, А.Н. Леонтьева, Б.Т. Лихачева, В.И. Максаковой, A.M. Матюшкина, A.B. Мудрика,

B.А. Ситарова, В.А. Сластенина, Г.Н. Филонова, Ю.В. Шарова,

Д.Б. Элькошша, В.М. Шепеля и др.; в музыкальной.педагогике -Э.Б. Абдуллина, Ю.Е.' Алиева, O.A. Апраксиной, Л.Г. Арчажнико-вой, H.A. Ветлугиной, II.Л. Гродзенской, Д.Б. Кабалевского, Л.Г. Коваль, В.И. Петрушина, Г.М. Цыпина, JI.B. Школяр, А.Н. Шульженко и др./.

Большой вклад в изучение духовного.мира подрастающего поколения внесли педагогические труды Б.В. Асафьева, A.C. Макаренко, В.А. Сухоштнского, В.Н. Шацкой. Однако вопросы, связанные с формированием духовного шра студентов, в научно-пе-т дагогической литературе в должной мере не рассматривались.

Авторы исследований в области музыкально-эстетического воспитания /Е.П. Александров, А.Г. Болгарский, Б.А. Брылин, Л.Н. Коган, J1.M. Кузнецова, А.И. Мельников, Т.П. Плесншт, E.H. Таллин, 10.У. Фохт-Бабушкин и др./, подтверждая необходимость решения данной проблемы, отмечают одностороннюю ¡ориента-

цию большинства школьников и студентов на музыку эстрадно-развлекательного плана, индеферентное отношение молодежи к истинным духовным ценностям: народной кузыке и классическому музыкальному искусству и как результат - недостаточный уровень духовного развития учащейся молодежи..

, Наличие возникших противоречий между гуманистической . . парадигмой педагогического образования и появлением негативных тенденций в духовном развитии учащейся молодежи объясняет выбор теш исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: какова совокупность педагогических условий, необходимых для эффективного формирования духовного мира учителя? .

Решение этой проблемы представляет цель исследования.

Объект исследования - профессионально-личностное развитие учителя в системе педагогического образования.

Рредмет исследования - процесс формирования духовного мира будущего учителя.

Б соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

.• 1. Определить показатели и уровни развития духовного мира личности учителя.

2. Выявить и экспериментально обосновать условия эффективности педагогического руководства формированием духовного мира учителя..

. 3. Опираясь На результаты исследования, разработать и внедрить научно-практические рекомендации по формированию духовного мира студентов музыкально-педагогических факультетов.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что процесс формирования духовного мира студентов музыкально-педагогических факультетов станет в определенной мере управляемым, если реализовать следующие педагогические условия:

- определение управляемых компонентов духовного мира, таких, как интерес к музыкальным произведениям, способствующих духовному развитию личности, установка на восприятие музыки, направленной на формирование духовного мира, ценностные ориентации личности в сфере музыкальных явлений;

- разработка информационного блока, в которий еходят усвоение и развитие управляемых компонентов духовного мир?, определение уровней развития духовного мира посредством музыкальных предпочтет!}: и соотношения качественных показсте-

лей, присущих личности, выбор эффективных форм организации процесса формирования духовного мира;

- использование комплекса методов формирования духовного мира, включающего просвещение, убеждение, объяснение, оценочный анализ, тематический отбор, вовлечение в музыкально-творческую деятельность, создание установки на духовное . восприятие музыкального искусства, социально-психологический тренинг, наблюдение и контроль за духовным развитием личносг ти, самовоспитание и самосовершенствование.

Методологическую основу исследования составляют фундаментальные положения теории познания и отражения действительности, учения о сущности духовного мира личности, об истоках яго развития, о роли собственной активности человека в его духовном становлении, о специфике духовного взаимодействия людей, о музыкальном искусстве как средстве духовного развития личности. . . . .

Теоретическими источниками исследования явились научны», труды в области философии, этики, эстетики, педагогики, психологии, социологии, искусствоведения, отражающие проблему развития духовного мира личности в социально-историческом, гносеологическом аспектах, рассмотренных с педагогической точки зрения.

Методы исследования. Для решения поставленных задач .'. применялся комплекс методов исследования: теоретический ана-^ лиз научной литературы, педагогические наблюдения, беседы, интервьюирование, анкетирование, тестирование, оценивание-рейтинг, анализ программно-методической документации музьк. кально-педагогических факультетов, моделирование, педагогический эксперимент.

Опнтно-зкспериментальной базой исследования были музыкальные и общеобразовательные школы г. Днепропетровска, Кривого Рога, Никополя, Новомосковска, Орджоникидзе, Мелитополя, с. Лозоватка Криворожского района, с. Семеновка Мелитопольского района, поселка городского типа Покровка Днепро-. петровской области, Мелитопольский и Винницкий педагогические институты, Днепропетровский университет. Исследованием . было охвачено более тысячи-преподавателей и учителей, студентов и учащихся.

Организация и этапы исследования. Работа выполнялась'в рамках целевой исследовательской программы "Учитель" и про-

водилась в несколько этапов.

На первом этапе /1981 - 1990/ проанализирована философская, психологическая и педагогическая литература по исследуемой проблеме, определены содержание и структура духовного мира личности, изучено влияние музыкального образования на духовное развитие учащейся, молодежи, выявлены эффективные формы организации свободного времени, ориентированные на формирование духовного мира личности, разработаны теоретические основы исследования, уточнена гипотеза, проведены констатирулций и поисковый эксперименты.

На втором этапе /1990 - 1993/ проведен формирующий эксперимент, проверена гипотеза и обоснованы теоретические положения исследования, разработана методика формирования"духовного мира будущего учителя музыки.

На третьем этапе /1993 - 1994/ завершена опытно-экспериментальная работа, внедрены научно-практические рекомендации, оформлена диссертация.

. Научцая новизна и теоретическое значение исследования. Определены с педагогических позиций сущность, содержание и структура духовного мира личности учителя, выявлены и экспериментально обоснованы показатели, уровни, педагогические условия и методика его формирования у студентов музыкально-педагогических факультетов педвузов.

Практическая значимость исследования. Разработаны и внедрены научно-методические рекомендации по проведению проблемных творческих занятий со студентами, способствующих развитию и обогащению их духовного мира. Результаты исследования могут быть применимы в практике работы музыкальных и общеобразовательных школ, внешкольных учреждений, педагогических и музыкальных училищ, в курсе лекций по методике формирования духовного мира студенческой молодежи.

Достоверность полученных результатов обусловлена методологической обоснованностью исходных позиций и методов исследования, репрезентативностью опытно-экспериментальных данных.

На защиту выносятся следующие положения: - наивысший уровень развития духовного мира личности учителя характеризуется альтруизмом, способностью отвечать ■за свои поступки перед всем мирозданием, соЕес'тью, высший уровень - потребностью в сотворении добра, гуманизмом, вы-

сокий - стремлением к самосовершенствованию, развитии чувством сострадания, интернационализмом, средний - способностью воспринимать красоту природы, произведений искусства, потребностью в интеллектуальном развитии, наличием социальных идеалов, патриотизмом, низкий - вгонентризмом, тщеславием, национализмом, шовинизмом, низший - эгоизмом, гордыней,' лживостью, нездоровыми ценностными ориентациями, несфорад-рованностью моральной мотивации, сам&й низкий - садизмом, мазохизмом;

- совокупность педагогических условий, обеспечиваидих процесс формирования духовного мира студентов музыкально-педагогического факультета, составляют: выявление управляемых компонентов духовного мира, разработка информационного блока, выбор комплекса методов формирования духовного мира студентов;

- методика формирования духовного мира будущего учителя, ориентированная на осознание студентами необходимости духовной работы над собой, включает развитие положительных и нейтрализацию отрицательных качеств посредством социально-психологического тренинга и музыкального искусства в разнообразных формах организации проблемных творческих занятий.

ЛнРобвпия и внедрение результатов исследования. Материалы исследования докладывались на Педагогических чтениях в Днепропетровском музыкальном училище /1983 г./, на областных курсах повышения квалификации работников культуры /Днепропетровск, 1365 г./, на заседаниях кафедр педагогики и психологии Днепропетровского университета /1985 г./, методики музыкального воспитания Мелитопольского педагогического института /1989-1993 гг./, педагогики высшей и средней школы Киевского университета им. Т.Г. Шевченко /1989 г./ педагогики высшей школы Московского педагогического университета им. В.И. Ленина /1392-1994 гг./, на международной конференции /Запорожье 1992 г./.

Структура диссертштии. Работа состоит из введения, трех . глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Во введении обосновыЕ-лотся выбор теш исследования, его проблема, задачи, методы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость.

В пергой главе "Формирование духовного мира как г^едаго-

гическая проблема" дается социально-исторический и гносеологический анализ литературы,.посвященной духовности, духу, душе, духовной жизни личности.

Во второй главе "Показатели и уровни развития духовного мира будущего учителя" раскрываются факторы, воздействующие на его формирование у студентов, показатели и уровни развития.

В третьей главе "Педагогическое руководство процессом формирования духовного мира студентов музыкально-педагогических факультетов" обсувдаются результаты ояытяо-эксперимей-тальной работы.

В заключении представлены основные теоретические вывода исследования, подведены общие итоги, намечены перспективы дальнейшей разработки исследуемой проблемы.

В приложения^ содержатся материалы опытно-эКсПериментальной работыг анкета, решение проблемно-творческого задания, списки музыкальных произведений отечественных и зарубежных композиторов.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИЙ

Задачи и логика исследования требовали определения и уточнения таких понятий, как "дух", ''сознание", "духовность" , "духовный мир", "духовный облик", "Духовная жизнь" человека. Духовность', представляя собой всеобъемлющую категорию, трактуемую в трех основных аспектах /религиозном, инфернальном и материальном/, в нашем исследовании представлена с материальных позиций как идеальная жизнь человека в его сознании, связанная с реальностью, природой, идеалами, художественными образами.

Изучая различные точки зрения в определении духовности как нравственно-эстетического явления /С.Ф. Анисимов, H.A. Бердяев, Ю.Г. Буртин, Б.Т. Лихачев, БЖ Раушенбах, А.К. Уледов, А. Швейцер, Н.Е. Цуркова и др./, можно заключить, что духовность есть выражение в личности проявлений человеческого духа: ответственности за свои поступки перед всем мирозданием, совести, альтруизме.

По вопросу определения понятия "духовный мир личности" ученые идут через многоплановое изучение индивидуального сознания /В.Ж. Келле, М.Я. Ковэльзон, Г.Я. Нестеренко, А.Г. Спиркин/. Тождественность в употреблении понятий "индивиду-

альное сознание" и "духовный мир" личности указывает, что последнее еще лв приобрело самостоятельного категориального статуса, Тем не менее, обнаруживается стремление ученых к . выделению этого понятия как самостоятельного наряду с кате-, гориями материальный мир и индивидуальное бытие /Б.В. Сафролов, Л.Н. Дорогова/, Существует расширительное толкование духовного мира, включающее сознательные и бессознательные процессы, и ограничительное - индивидуальное /личное/ сознание /А.Г, Спиркин/.

В нашем исследовании мы определяем духовный мир лич- . ности как сферу жизнедеятельности человеческого духа, много-? уровневое субъективно-идеальное образование, включающее подсознательную сферу /эмоции, чувства, потребности, интересы, установки и т.д., сознательную сферу /представления, понятия, убеждения, мировоззрение/ и сверхсознательную /творческая интуиция, творческое воображение, гениальность/, проявляющихся под воздействием субъективных факторов - биологических, психических и объективных - социализации и воспитания.

К объективным условиям, оказывающим воздействие на ду-. гг г-ный мир студентов, следует отнести социальную среду, ко-? торая охватывает способ производства материальных благ, по*? литическую систему общества, общественные отношения, духовную культуру, общественное сознание, условия жизнедеятельности, систему высшего образования и т.д. Одним из наиболее эффективных условий формирования духовного мира студентов р системе высшей школы выступает педагогическая практика, которая непосредственно вводит в профессию, располагая объективными условиями реализации теоретических и практических знаний студентов. Б период педагогической практики, как показывает наш опыт, происходит самооценка студентами сЕоего духовного мира, осознание своих возможностей в новой для них педагогической деятельности. Кроме того практическая деятельность и ее результаты нередко выступают критерием . уровня социализации личности, ее духовных интересов и ценностей.

Важным фактором формирования духовного мира студентов является музыкальное искусство, ' очищающее их души посредством возвышенной музыки. Поэтому следует подчеркнуть евжность подбора высокохудожественных образцов музыкального искусства, дающих возможность педагогам, пробуждая духовнур актив-

g

ность .точности, практически управлять ее духовным миром. .

К субъективным психологическим факторам, активно влияющим на процесс духовного развития студентов, мы относим устойчивые низмпшне чувства /страсти/, овладевающие личностью в процессе ее жизнедеятельности. И если низменные страсти, изначально не входящие в структуру духовного мира, а приобретенные в процессе жизнедеятельности - основной фактор отрицательного воздействия на духовный мир личности, то любовь, неотъемлемая часть духа личности, является основным источником духовного совершенства человека. Таким образом, основным фактором, разЕиващим духовный мир будущего педагога, должна быть любовь к детямt которой необходимо учиться, как и любому другому искусству.

Для руководства процессом формирования духовного мира необходимо было выявить уровни духовного развития объекта управления. Анализ различных подходов к выявлению уровней духоьного мира личности./А.И. Арнольдов, М.Т. Иовчук, Л.Н, Коган, А.Н. Охлопков, Г.Л. Смирнов/ дэл нам основание разработать и предложить систему показателей духовного мира личности.

С целью определения уровней сформированное™ духовного мира студентов был проведен анкетный опрос. Данные анкетирования свидетельствуют о том, что 70 % студентов иэ числа опрошенных не занимаются духовным самосовершенствованием. Наиболее высокий процент студентов, занимающихся духовным развитием, выявлен среди студентов стерших курсов и закончивших музыкально-педагогические и педагогические училища. Этот факт можно объяснить влиянием на духовное развитие студентов педагогической практики, в результате которой у них происходит самооценка профессиональных и моральных качеств, осознание ответственности, возложенной на них обществом по Боепитанию детей.

Анализ ответов на вопрос об эффективности работы студентов по духовному самосовершенствованию показал, что только 16 % из опрошенных студентов старших курсов отметили результативность проделанной работы. Это свидетельствует о том, что студенты, начавшие заниматься духовным развитием на старших курсах без необходимого педагогического руководства, не добиваются значительных результатов. На вопрос анкеты о влиянии музыки на духовный мир личности основная масса сту-

дентов ответили утвердительно. Учитывая ответы студентов в ходе бесед, с помощью которых происходила коррекция анкетирования, главными стимулами в работе над развитием их духовного мира выступили требования окружайдог, влияние идеала, слушание и исполнение возвышенной музыки, чтение книг о духовном развитии личности. Среди причин, отрицательно 'влияющих на развитие духовного мира, студенты выделяли следующие: недостаток времени, незнание приемов работы над собой, отсутствие развитой воли. Среди нетипичных ответов встречались следующие: " отсутствие рядом людей высокодуховных", "от некоторых качеств невозможно избавиться, они словно приросли", "иногда мне кажется, что это не нужно ни мне, ни обществу, в котором я живу", "обидчивость", "озлобленность". Многие из опрошенных указывали несколько причин, мешающих духовному самосовершенствованию.

Результаты анкетирования показали, что студенты, осознавая необходимость (формирования духовного мира, тем не менее не занимаются систематически духовным развитием с целью подготовки к будущей профессии. Для них показательны неуправляемость, спонтанность духовного развития. Только, незначительное число опрошенных, имевших опыт работы со школьники®, предложили некоторые направления в работе над формированием духовного мира с учетом будущей профессии. Так, анализируя музыкальные произведения, способствуйте духовному развитию учащихся, они отнесли не только образцы классической музыки, но и песни школьного репертуара о Родине, мире, красоте окружающей природы, дружбе, верности, настоящей любви. Из устных бесед мы выяснили, что к негативно воздействующей музыке на духовный мир школьников студенты относят сочинения, исполняемые группой "Мальчишник", а также песни группы "Сектор газа". В то же время музыкальные предпочтения самих студентов ограничиваются современной эстрадной музыкой. Лишь 10 % из Есех опрошенных указали, что в свободное время они слушают возвышенную музыку.

При разработке основных критериев,, отражающих уровень сформироганности духовного мира будущего педагога-музыканта, мн основывались на методологических требованиях к критерия!,1 педагогической деятельности и результатах опытно-поисковой работы. В итоге мы выделили следующие критерии: осознанность, объективность самооценки, устойчивость л результатив-

ность прон-иси освобождения от негативных свойств, направленность музыкальных . предпочтений на духовное самовоспитание, понимание необходимости духовного развития. ' Для эффективного применения разработанных критериев и обеспечения возможности сопоставить результаты духовного самосовершенствования на основе общих уровней развития духов-, него мира личности нами были выделены -уровни развития духовного дара студентов. С целью выявления их исходного уровня был осуществлен индивидуальный констатирующий эксперимент, в ротором принял« участие студенты 1 курса музыкально-педагогического факультета в количестве 50 человек, имеющие разнято музыкально-цедагогическую подготовку. Уровни развития духовного мира студентов определялись посредством самооценки, эзакмооценки, экспертной оценки. Студентам были предложены качественные показатели, духовного мира и количественная оценка по каждому из них. ' '

Висший уровень - потребность в сотворении добра; гуманизм; завершение процесса переосмысления всей воспринятой музыкальной культуры, слушание и исполнение музыки, направленной на духовное развитие личности.

Высокий уровень - объективная оценка своих духовных"качеств, владение методами развития духовного мира; развитое чувство сострадания; стремление к самосовершенствованию; интернационализм; потребность качественного отбора произведений из мировой музыкальной культуры с учетом их высокого духовного содержания. .

Средний уровень - способность воспринимать красоту природы и произведений искусства; достаточная информированность о нормах морали; потребность в интеллектуальном развитии; наличие социальных идеалов; патриотизм; начало процесса количественного накопления художестЕекно-ценной музыки; необходимость посторонней помощи при развитии духовного мира.' ■

Щ'зкпй уровень - грубость, тщеславие, скука, апатия, осуждение, раздражение, недоверие, лень, праздность, эгоцентризм, национализм, шовинизм; проявление нетерпимости либо пренебрежительного отношения к музыкальному искусству других народов; музыкальные предпочтения ограничиваются развлекательными жанрами, кричащими тоскливо-слащавыми песнями . • ..... Низший уровень - эгоизм, гордыня, хамства.,' лицемерие,

Ii

пошлость," сквернословие, алчность, злорадство, Гнев,' месть, лживость, обман, пьянство, употребление наркотических средств, сексуальная распущенность, воровство} музыка рассматривается как до1ш«\ как подпитка Для разбушевавшихся страстей.

Было установлено, Что духовный мир студентов охватывает не только какой-либо один уровень, а находится в- постоянном движении, включая составляющие ближайших уровней: низкий уровень - качества низшего, средний - качества высокого и низкого уровней, высокий уровень допускает качества низкого. уровня как исключение. В результате проведенного констатирующего эксперимента внясйено( что общий уровень сформированное™ духовного мира студентов музйкаяьно-педагогического . факультеФа Невысок, о чем свидетельствует преобладание у низ: качественных показателей ййзких уровней.

С целью Повышения общего уровня развития духовного мира студентов необходимо . создать специальные педагогические условия, способствуйте нейтрализации негативных качеств и упорядочению музыкальных предпочтений студентов и организовать целенаправленное руководство этим процессом.

Педагогическое руководство формированием духовного мира студентов выступает одним из существенных, вопросов проблемы оптимизаций воспитательного процесса. Обобщая исторический опит Изучения данной проблемы, отечественная пслхолого-педа-гогическая наука разработала ряд актуальных вопросов педагогического руководства, представленных в исследованиях С.И. Архангельского, Ю.К. Бабанского, Л.К. Балясной, O.G. Богдановой, Л.П. Буевой, A.B. Мудрика,- В.К. Кан-Калика, Е.В. КвяткоВского, В.Г. Леонтьева, Б.Т. Лихачева, А, Лэанемяэ, f.H» МалькоВской, А. Маслоу, Л.Н.Еазуваевой, В.А. Разумного, П.В. Симонова, В.А., Сластёнина, Ю.У. Фохт-Бабушкина, В.М. Шепеля, Д.Б. Эльконина и др.

К педагогическим условиям, активизирующим процесс формирования духовного мира студентов целесообразно отнести следующие: определение управляемых компонентов духовного мира, разработку информационного блока, выбор комплекса методов формирования духовного мира личности. Выделенные педагогические условия послужили основой для разработки методики формпрогаяия духовного мира студентов музыкалыю-педэгоги-ческого факультета.

Опытно-экспериментальная работа, включающая констатирующий, поисковый, формирующий и контрольный эксперимент проводилась с 1989 по 1994 гг. Поисковый эксперимент проходил в педагогическом институте г. Мелитополя. Организованный в институте фольклорный ансамбль "Маричка" из числа студентов музыкально-педагогического факультета /25 чел., 1 - Б курсы/ представлял площадку для отработки методики формирования духовного мира студентов.

В области музыки представлены два основные пути, которые ведут к постижению и усвоению ее духовных ценностей. Нервы!; г- это путь активного практического музицирования, второй - слушание музыки. Поэтому, выбрав одну из эффективных форм развития духовного мира студентов - фольклорный ансамбль, ми тем самым встали на первый путь, эпизодически используя и слушание музыки.

Опираясь на данные анкетного опроса, анализ дневника, наблюдений, бесед со студентами, мы пришли к выводу, что фольклорный ансамбль является одной из действенных форм развития духовного мира личности и таких'ее качеств, как любовь к.Родине, патриотизм, бережное отношение к культурному наследию народа. Студенты, принявшие активное участие в'ансамбле, успешно организовывали подобного рода занятия в общеобразовательной школе в условиях прохождения педагогической практики, формируя высокие духоЕные качества у своих воспитанников.

Формирующий эксперимент проходил в период с 1990 по 1993 гг. Его проведение было возможно благодаря осуществлению педагогического' руководства основными. компонентами духовного мира, упорядоченности музыкального опита студента и его направленности на духовное совершенствование, наличие уровней и показателей развития духовного мира личности, созданию оптимальных педагогических условий для формирования у студентов развитого духовного мира.

Лабораторный эксперимент проводился с группой в 30 студентов 2,3 курса МИШ по разработанной наш методике формирования духовного мира личности. Из них 18 студентов находились на низком уровне развития духовного мира, 10 - на среднем и 2 - на высоком. Контрольная группа была подобрана из числа студентов,• имевших достаточно.идентичные количественные и качественные показатели по отношению к экспериментальной.

Целью формирующего эксперимента бнло определение педагогических условий формирования духовного мира студентов и разработка аффективных средств, обеспечивающих педагогическое руководство формированием духовного мира студентов музыкально-педагогического факультета. ...

Предлагаемая нами методика позволила решить следующие задачи: произвести отбор музыкальных произведений, направленных на развитие-духовного мира личности, проверить результативность методов педагогического руководства формированием духовного мира студентов. Основными методами формирования духовного мира студентов были: просвещение, создание -установки на духовное восприятие музыкального искусства, оценочный анализ, убеждение, социально-психологический тренинг, самовоспитание и самосовершенствование. Б эксперименте использовались проблемные, творческие задания: анализ и самоанализ духовного мира студентов г подбор произведений литературы и искусства, необходимых для духовного развития личности; выполнение психологических упражнений, на основе которых студенты создавали индивидуальный комплекс для психической саморегуляции, а также разрабатывали психологические упражнения для своих воспитанников; подбор и систематизация музыкально-теоретического материала для усвоения учащимися; определение способов решения конфликтных ситуаций, возникаете« в коллективе учащихся во время прохождения студентами педа--гогической практики: анализ духовного, мира учащихся класса, включающий определение перспектив духовного развития как отдельного ученика, так и всего ученического коллектива в целом.

. Первоначальный этап формирующего эксперимента продолжался один учебный год /1990-1991/. . разработанная методика на данном этапе предусматривала организацию бесед, диспутов, вечеров, индивидуальных занятий, направленных на формирование духовного мира студентов. В течение учебного- года студенты усвоили ряд следующих понятий*, "дух", "сознание", "духовность", "духовный мир", "'духошм жлзт'!,' "луховньгй облик" человека, изучили структуру,' содержание духовного мира личности, основные факторы, Елияющие на его формирование, уровни и показатели духовного мира педагога, в процессе анализа и самоанализа выявили негативные качества /страсти/, осознали источники их возникновения, этапы и перспектив»

развития, ознакомились со способами искоренения страстей;

На втором этапе формирующего эксперимента происходило осознание студентами музыкального искусства как одного из эффектиных факторов в процессе развития духовного мира личности /1331-1992/. Подводя итоги второго этапа формирующего эксперимента, следует отметить, что в ходе выполнения проблемных музыкально-творческих заданий ' у студентов активно проходил процесс осознания и переосмысления музыкального искусства как действенного фактора, влияющего на духовное развитие; изменилось отношение к исполняемому репертуару, . стала принципиально иной интерпретация музыкальных произведений, музыка рассматривалась ими не только как вид искусства, приносящий эстетическое удовлетворение, а как ду-хоЕное явление мировой культуры, лучшие образцы которой направлены на духовное совершенствование человечества. Осознав духовное влияние музыки на человека, студенты как будущие педагоги осуществили анализ детского музыкального репертуа--ра, что оказало существенное воздействие на их духовный рост.

Третий, заключительный этап формирующего эксперимента /1992-1993/ проводился в условиях педагогической практики, в ходе которой при сохранении основных образовательных устано^ вок, установка на формирование духовного мира учащихся играла главную роль. Задачами заключительного этапа являлись: достижение высоких уровней развития духовного мира будущего учителя; овладение студентами методикой формирования духовного мира учащихся средствами музыкального искусства и пересдача опыта духовного совершенствования своим воспитанникам. На занятиях заключительного этапа особое внимание, было уделено студенческому анализу школьного музыкального репертуара с точки зрения духовного развития учащихся. Исходя .из получен них знаний и ценностных ориентации,студентами была произведена классификация музыкального материала, составлены списки произведений для слушания и исполнения, использование которых в их музыкально-педагогической деятельности сформировало у их воспитанников чувство дружбы, коллективизма, патриотизма, интернационализма и т.д.

В ходе применения студентами-практикантами разработанной нами методики формирования духовного мира учащихся произошли существенные преобразования в духовном- мире самих сту-

двнтов. Так, наибольшие изменения были отмечены в таких- общественно значимых мотивах, как "радость духовного общения с детьми", "чувство необходимости своей деятельности по духовному формированию школьников". Среди мотивов на первое место . Еышел - "научить детей выделять музыку, способствующую духовному развитию,из потока музыкальной информации".

Итоги экспериментальной работы фиксировались с помощью контрольных срезоб: промежуточного и заключительного, которые проводились по методике констатирующего эксперимента. Было произведено 3 срезоЕых испытания наряду с констатирующим, направленные на определение уровней развития духовного мира студентов на начальном, промежуточном и заключительном этапах экспериментальной работы.

Сравнительный анализ результатов формирующего эксперимента показал преимущество экспериментального обучения, основанного на соответствующей организации деятельности студентов по развитию духовного мира. В результате проведенной опытно-экспериментальной работы студенты достигли высоких уровней духовного развития как непременного условия формирования духовного мира будущего учителя, овладели методикой формирования духовного мира учащихся средствами, музыкального искусства.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1. Формирование духовного мира личности средствами литературы и музыкального искусства. //Актуальные проблемы совершенствования педагогического мастерства /Материалы учебно-методической конференции. Сост. Л.В. Кострюкова. Ульяновск: ИУУ, 1990. С. 30-31., в соавт.

2. Методические рекомендации по использованию фольклора как средства формирования духовного мира учащихся. - Мелитополь: РКУУ, МГПИ, 1991. - 92 е., в соавт.

3. Развитие духовного мира старшеклассников средстввми художественной литературы и музыкального искусства в условиях работы музыкально-литературного клуба /методические рекомендации/. - Мелитополь:'РЮТ, МГПИ, 1991. - 38 с., в соавт.

4. Выпускная работа по методике музыкального воспитания - действенная форма профессионального и духовного становления будущего педагога. //Совершенствование форм и методов обучения на музыкально-педагогических факультетах /Материалы

Республиканской научно-методической конференции 19 - 21 ноября 1990 года. - Мелитополь: МГШ, 1991. С. 104-106.

Б. Организация фольклорного ансамбля в'школе. //Акту-алыше .вопросы теории и методики организации музыкального досуга современного школьника. - Москва-Винница: АШ СССР, НИИ ХВ, 1991. С. 18-19, в соавт.

6,. Музыкально-литературный клуб - эффективное средство и форма развития духовного мира личности. //Школа и клуб: социально-педагогические.проблемы взаимодействия. Методические рекомендации /Ред. кол. А.Н. Коваль; Н.М. Макарцева, Е.А. Семенов, Г.А. Хумарова. - Тамбов: ТП1К, 1991. с. 47 -49, в соавт.

7. Музыкальный фольклор и духовно-творческое воспитание школьников. //Эстетическая ориентация музыкального творчества' учащихся. _ Москва-Винница: НИИ ХВ, ШДЮОВД, 1992.

с. 15 - 16