автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование эстетической компетентности студентов педагогического вуза
- Автор научной работы
- Соболева, Алла Петровна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Ульяновск
- Год защиты
- 2005
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Формирование эстетической компетентности студентов педагогического вуза"
На правах рукописи
СОБОЛЕВА Алла Петровна
ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
(на примере преподавания культурологических дисциплин в Ульяновском государственном педагогическом университете им. И.Н. Ульянова)
13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Ульяновск - 2005
Работа выполнена в Ульяновском государственном педагогическом университете им. И.Н. Ульянова
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор
Калаков Николай Ильич
Официальные оппоненш - доктор педагогических наук, доцент
Юстус Ирина Викторовна
кандидат педагогических наук Прохорова Светлана Юрьевна
Ведущая организация: Чувашский государственный
университет им. И.Н. Ульянова
Защита диссертации состоится «4» июля 2005 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.276.02 при Ульяновском государственном педагогическом университете им. И.Н. Ульянова по адресу: 432700, г Ульяновск, пл 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, 4.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова.
Автореферат разослан «3 » июня 2005 г.
Ученый секретарь диссертационного совета к.п.н., доцент
Дементьева Н.Н.
/ЖЗ
3
ZK 3VZ4
1. Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования. Повышение качества образования является одной из актуальных проблем современного мира. Модернизация содержания образования, оптимизация способов и технологий организации образовательного процесса, переосмысление цели и результатов образования направлено на решение данной проблемы. Формируемый на этой основе компетентностный подход к образованию поможет пересмотреть традиционные когнитивные ориентации высшего образования и привести к новому видению самого содержания образования, его методов и технологий. При этом итогом деятельности образовательного учреждения становятся так называемые компетентности, отражающие результаты обучения, систему ценностей, побудительные силы к тому или иному виду деятельности, общению, поведению, морально-нравственные нормы, социально-культурные обретения и взаимодействие с окружающей средой. Особенно это относится к подготовке будущих педагогов, которые наряду со знанием своего предмета, должны иметь и общекультурную подготовку. Особое место в этом процессе занимает эстетическое образование, которому в последнее время мало уделяется внимания.
Развитие масс - медиа, появление новых видов искусств, влияние поп -культуры и т.д. требуют усиления эстетического образования, изменения форм педагогических и психологических методик, а также самого его содержания.
Из сказанного можно сделать вывод, что реформирование образовательной системы России требует от высшей школы сегодня совершенствование подготовки специалиста компетентного не только в профессиональном плане, но и в эстетическом отношении. Это позволяет говорить о необходимости формирования эстетической компетентности будущих педагогов.
Научная разработанность проблемы. В настоящее время в отечественной психолого-педагогической литературе недостаточно рассмотрены идеи изучения формирования компетентностей, особенно это касается формирования эстетической компетентности Поэтому остро назрела необходимость реализации новых целей подготовки специалиста, содержания его образования, эффективного использования технологий формирования эстетической компетентности, объективных измерителей и методов оценивания её сформированное™.
Различные аспекты профессиональной компетентности представляют сферу научных интересов многих специалистов: И.Р. Алтуниной, В.В. Богданова, A.A. Деркача, В.Г. Зазыкина, В И. Кашницкого, Г.А. Кудрявцевой, Л.Г. Лаптева, А.К. Марковой, В.Г. Михайловского, A.B. Моложавенко, Ю.В. Мрякиной, Е.В. Прозоровой, И.И. Серегиной и др.
Наибольшей разработанностью проблем компетентностей выделяются исследования зарубежных авторов (Дж. Равеь гз, Е. Де
Боно, В- Де Ланшере, Дж. Фланаган, Дж. Фолгер, А. Фрелей, Д. Маккеланд, С. Шнайдер, Л. Спенсер, Э. Уинстон).
В настоящее время созданы научные предпосылки для разработки теории профессиональной компетентности в вузах (В.Б. Библер, Э.Г. Гельфман, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, С.Ю. Курганов, A.M. Матюшкин, И.В. Нечаева, Н.Ф. Талызина, М.А. Холодная, Д.Б. Эльконин и др.).
Анализ подходов к модернизации современной системы высшего образования (А.А.Вербицкий, Б.С.Гершунский, И.А.Зимняя, Ю.Г.Татур, Г.П.Щедровицкий и др.) показывает, что процесс профессионального становления личности должен рассматриваться как целостный процесс общекультурного и профессионального развития специалиста при доминирующей роли творчества. Кроме того, в настоящее время наиболее востребована «компетентностная» парадигма образования.
В отечественной системе современного высшего образования уточняются социокультурные и психолого-педагогические условия формирования профессиональной, социальной и коммуникативной компетентности на основе применения инновационных образовательных технологий (Н.А.Исаева, Н.Ф.Маслова, С.Д.Поляков В.Д.Симоненко). Различные аспекты гуманитаризации образования нашли отражение в публикациях A.A. Бодалева, Н.И. Калакова, Л.Д. Лебедевой, Л.Д. Назаренко, H.H. Никитиной и др.
В последние годы возросло внимание к проблемам 1еории и практики эстетического воспитания (Н.И.Киященко, Б. Г.Лихачев, В.Т.Лисовский, В.А. Разумный, О.П.Рудницкая), но при этом в меньшей степени изучены вопросы эстетическою образования, тем более формирование эстетической компетентности студентов.
В современной социальной жизни происходит утрата и деформация духовных ценностей, что порождает серьезные нравственные, социально-психологические и эстетические проблемы Девальвация ценностей духовной культуры, практически ведет к полной подмене их ценностями культуры материальной Налицо искажение исторически сложившейся иерархии этических и эстетических ценностей, отказ от идеи объективных стандартов качества, фальсификация универсальных духовных ценностей истины, добра, красоты.
Данная ситуация приводит к возрастанию значимости преподавания и усвоения гуманитарных дисциплин в вузе. Важность подобных предметов обуславливается также потребностью современного общества повышенного риска в ответственных специалистах. Существует прямая связь между развитием эмоциональной сферы человека и его нравственным обликом. Кризис духовной культуры, ведущей к эмоциональной бедности её носителей, влечет за собой этическую неразвитость людей.
Сказанное иллюстрирует сложившиеся противоречия:
- между декларируемым социальным заказом на компетентного разносторонне образованного, высококультурного специалиста и
невостребованностью гуманитарной составляющей образовательного процесса;
между стремлением студента к творческому самовыражению, к приобщению к эстетическим ценностям и неразвитой способностью воспринимать и переживать эстетические ценности, недостатком соответствующих умений, которые сочетаются с завышенной самооценкой собственных знаний у студентов.
- между необходимостью углубления эстетической подготовки будущих педагогов, формированием у них эстетической компетентности и недостаточной разработанностью педагогических условий и технологий её формирования;
С учетом этих и других противоречий сделан выбор темы исследования, научная проблема которого сформулирована следующим образом: каковы научные основы и практические пути формирования эстетической компетентности студентов педагогического вуза, отвечающей современным социальным потребностям в становлении компетентного специалиста. Решение данной проблемы является целью исследования.
Объект исследования: процесс эстетического образования студентов педагогического вуза.
Предмет исследования: формирование эстетической компетентности студентов педагогического вуза.
Гипотеза исследования: формирование эстетической компетентности будет более эффективным, если:
- определено место эстетической компетентности в системе научных понятий: компетентность, эстетическое воспитание, эстетическое образование, эстетическая культура;
- раскрыта сущность и сгруктурно-функциональная характеристика эстетической компетентности студентов, выявлены её компоненты и критерии;
- теоретически обоснована модель формирования эстетической компетентности, разработана и реализована экспериментальная программа формирования эстетической компетентности студентов;
выявлены показатели, критерии, уровни сформированное™ эстетической компетентности студентов как одной из составляющих профессиональной компетентности и социально-нравственной зрелости специалиста:
учтены условия (педагогические, организационные, акмеологические), способствующие формированию эстетической компетентности студентов.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа философской, эстетической, социологической, педагогической, психологической и акмеологической литературы об эстетическом образовании выявить основные предпосылки возникновения и
постановки проблемы исследования. Определить сущность понятия «эстетическая компетентность», предложить рабочее определение.
2. Раскрыть сущность и структурно-функциональную характеристику эстетической компетентности студентов, выявить её компоненты и критерии.
3. Разработать модель формирования эстетической компетентности студентов педагогического вуза.
4 Теоретически обосновать и апробировать в учебной и внеучебной деятельности студентов педагогического вуза экспериментальную программу формирования эстетической компетентности студентов с применением эстетически развивающих образовательных технологий.
5. Выявить и экспериментально обосновать комплекс условий, способствующих формированию эстешческой компетентности студентов в контсксте перспектив модернизации системы высшего образования, определить динамику, аргументировать показатели и критерии, эмпирически определить уровни сформированное™ эстетической компетентности студентов
Теоретико-методологическую основу исследования составляют философско-эстетические и культурологические положения о культуре, эстетическом образовании, искусстве, духовности (М.М.Бахтин, Ю.Б.Борев,
B.В.Бычков, А.Ф.Еремеев, А.Я.Зись, М.С Каган, Н.И.Киященко, Л.Н.Коган, О.А.Кривиун, Ю.А.Лукин, В А.Разумный, Л..Н.Столович, А.К.Уледов, А.Я.Флиер, В.П.Шестаков и др.); педагогические концепции базовой культуры и творческого развития личности в процессе образования профессионально и социально компетентных специалистов (Ю С Богачинская, A.A. Деркач, В.Г. Зазыкин, И А.Зимняя В.П.Зинченко, Н.И.Калаков. Е.А Климов, Л Г Лаптев, В Г. Михайловский, В Д.Симоненко, В А.Сласгёнин, Ю.Г.Татур, Е Н Шиянов и др.) современная теория обучения (Г.Ю.Айзенк, Р.Арнхейм, Д.Б.Богоявленская, А.Бине, Л.С Выготский, А.А.Деркач, В.Н.Дружинин, В.И.Загвязинский, Н.И.Калаков, А.М.Матюшкин, Н.Д.Никандров, Н.Н.Никитина, М.А.Петухов, И.П.Подласый, С.Д.Поляков, Я.А.Пономарев, А.З.Рахимов, Н.Роджерс, Г Л.Рубинштейн, В.Д Шадриков, И С Якиманская и др.), положение о ведущей роли деятельности в развитии личности (А А Вербицкий, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев и др..), психолого-педагогические учения о влиянии искусства на личность, развитие творчества и творческих способностей (Д.Б.Богоявленская, Л.С.Выготский, Е.И.Игнатьев, В.С.Кузин, Т.С.Комарова, Дж.Гилфорд, П.Торренс и др.), о профессиональном педагогическом образовании, содержании образования (А.А.Абдуллина,
C.И.Архангельский, В.П.Беспалько, Б.С.Гершунский, В.В.Краевский, Н.В.Кузьмина, В.С.Леднев, И.Я.Лернер, Н.Д.Никандров, А.М.Новиков, А.И.Пискнов, К.Д.Ушинский, и др.), об эстетической и художественно-творческой подготовке студентов (Л.Г.Арчажникова, Т.И.Бакланова, А.Н.Малюков, А.А.Мелик-Пашаев, Н.И.Киященко, Л.Д.Лебедева, М.Ф.Овсянников, Л.А.Рапацкая, Б.П.Юсов и др.).
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использовались следующие методы исследования:
- теоретический анализ философской, эстетической, педагогической, психологической, акмеологической, искусствоведческой, методической, социологической литературы;
- эмпирические методы: диагностические (беседа, анкетирование, тестирование, интервьюирование, методы самооценок и экспертных оценок, парное сравнение, ранжирование, контент-анализ студенческих работ), обсервационные (различные методы наблюдений). Педагогический эксперимент;
- статистические методы измерения и обработки экспериментальных данных, системный и качественный анализ, графическая интерпретация; ранжирование; метод углового преобразования Фишера (<р*- критерий), критерий тенденций Джонкира, описание и вербальная фиксация исследовательского материала и полученных результатов;
Основные этапы исследования охватывают шестилетний период:
1 этап (1999-2001 г.г.) - теоретический - изучение философской, эстетической, научно-педагогической литературы по теме исследования, анализ состояния преподавания эстетики в вузах г. Ульяновска, формулировка темы, основных параметров и рабочей гипотезы исследования.
2 этап (2001-2003 г.г.) - поисковый - создание условий, необходимых для обеспечения исследовательской, экспериментальной работы. Разрабатывались различные стратегии формирования эстетической компетентности студентов педагогического университета, уточнялась и апробировалась система дидактических средств, выявлялась эффективность отдельных форм обучения, определялась логика, Сфук1ура, содержание, способы эстетической подготовки студентов. Моделирование эстетической подготовки включало обоснование уровней сформированности эстетической компетентности студентов педвуза. Одновременно вносились коррективы в методику исследования; формировались предварительные выводы и рекомендации, многие из которых внедрялись в вузовскую практику.
Данный этап экспериментальной работы сопровождался участием соискателя в научных и научно-методических конференциях, опубликованием ряда статей по теме исследования.
3 этап (2003-2005 г.г.) - формирующий - проверка выдвинутой гипотезы, обработка, анализ и интерпретация результатов эксперимента, определение эффективности разработанной нами модели эстетической компетентности, оформление результатов исследования в виде кандидатской диссертации.
Эмпирическая база исследования: исследование выполнялось в УлГПУ им. И.Н.Ульянова на физико-математическом, естественно-географическом, филологическом факультетах, на факультете иностранных языков, на факультете физической культуры и спорта.
Научная новизна результатов исследования заключается в том, что в нем разработан комплекс условий (педагогические, организационные, акмеологические) формирования эстетической компетентности студентов, объединяющие междисциплинарный, системный и компетентностный подходы к научному познанию:
- конкретизировано и научно обосновано понятие «эстетическая компетентность», определены особенности данного феномена и его место в системе научных понятий: компетентность, эстетическое воспитание, эстетическое образование, эстетическая культура;
- раскрыта структурно-функциональная характеристика эстетической компе1ешности студентов и педагогической технологии её реализации, включающая структурные компоненш (могивационный, К01нитивный, деятельностно-поведенческий, ценностно-смысловой, эмоционально-волевой, рефлексивный), которые функционально проявляю 1ся и доступны внешнему наблюдению через готовносхь к приобщению и усвоению новых знаний, специальные знания об эстетике как науке, эстетически-ориен гированную деятельность и поведение, установку на освоение эстетических ценностей, осознание ответственности за результаты своей деятельности и необходимость её постоянного совершенствования, самооценку; выделены функции адаптации, развития, самоопределения, самореализации и самоутверждения.
- разработана модель формирования эстетической компетентности студентов, включающая в себя социальный заказ, цели, задачи, принципы, структурные компоненты, технологию формирования (методы, приемы, формы, средства);
- выявлены отдельные формы учебной и внеучебной деятельности студентов как эстсчически развивающие педагогические технологии, разработана программа формирования эстетической компетентности студентов,
определены условия (педагогические, оргаишационные, акмеологические) и уровни (интуитивно-репродуктивный, сознатетьно-репродуктивный, креативный) сформированное™ эстетической компетентности студентов
Теоретическая значимость результатов исследования определяется разработкой теоретических основ формирования эстетической компетентности как сущностной основы и средства подготовки студентов Результаты исследования вносят вклад в разработку научных основ формирования эстетической компетентности студентов, обеспечивающих профильное и профессиональное самоопределение личности. Теоретический анализ феномена эстетической компетентности расширяет научные представления о сущности и видах компетентности. Выявлена и обоснована структурно-функциональная характеристика эстетической компетентности как социально-педагогического феномена и как системного образования.
Разработана и эмпирически апробирована недаюг инеская модель формирования эстетической компетентности студентов, через освоение
содержания предмета «Эстетика», формирование новой системы знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
Выделены уровни и определены условия и критерии сформированности эстетической компетентности студентов в контексте структурных и функциональных компонентов, которые обеспечивают реализацию основных идей подготовки компетентного специалиста.
Практическая значимость результатов исследования.
Материалы диссертации имеют практическую ценность для совершенствования процесса профессионального образования в контексте его гуманизации и гуманитаризации.
В процессе проведенного исследования разработаны научно-практические, методические материалы по формированию эстетической компетентности студентов, которые прошли эмпирическую проверку, легли в основу разработанных и использующихся в учреждениях региона методических рекомендаций.
Разработанные студентами темы в программе Microsoft Power Point, аудио и видео материалы по культурологии, эстетике могут быть внедрены в учебную и во внеучебную деятельность студентов педагогического вуза.
Практические результаты диссертационного исследования востребованы для формирования эстетической компетентности студентов в высшей школе, а также могут бьггь использованы в общеобразовательных школах, в системе повышения квалификации работников образования
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечены исходными теоретико-методологическими позициями, соответствием методологии исследования поставленной проблеме, полнотой рассматриваемого объекта изучения, представленного в единстве его содержательных, структурных, функциональных и процессуальных характеристик, использованием комплексной методики исследования, соответствующей его задачам и логике, длительным харапером опытно-экспериментальной работы, репрезентативностью объема выборки, сочетанием количественного и качественного анализа, а также непосредственной практической педагогической деятельностью автора (24 года преподавателем этики, эстетики и культурологии).
Апробация и внедрение результатов исследования.
Полученные научные результаты и экспериментальные данные нашли отражение в статьях, тезисах и докладах, опубликованных в г.г.: Москва, Ульяновск. Основные идеи и выводы диссертационного исследования были обсуждены и одобрены на научных и научно-практических конференциях: XI и XI1 всероссийские научно-практические конференции «Человек в культуре России» (Ульяновск, 2003, 2004); Всероссийская научно-производственная конференция «Инновационные технологии в аграрном образовании, наук и АПК в России» (Ульяновск, 2003); Международная научно-практическая конференция «Проблема творческого развития личности в XXI веке» (Ульяновск, 2004), Международная научная
конференция «Акмеология: личностное и профессиональное развитие» (Москва, РАГС, 2004); Международная научно-практическая конференция «Методология и методика экологического и эстетического образования в современных условиях» (Ульяновск, 2005).
Положения, выносимые на защиту:
1. Эстетическая компетентность как интегративное свойство личности, которое характеризуется способностью человека реализовать свой эстетический потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества) на практике для успешной деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавая ответственность за её результаты. Структурно-функциональная характеристика эстетической компетентности студентов представлена мотивационным, когнитивным, деятельностно-поведенческим, ценностно-смысловым, эмоционально-волевым, рефлексивным компонентами, включающими, соответственно эстетические знания, установку на эстетическое восприятие, эстетическое отношение, эстетические ориентации, эстетический опыт, эстетически-ориентированную деятельность, самооценку и другие функционально-составляющие. В числе интегральных критериев выделены- формирование эстетической потребности, теоретическая подготовка, направленность на освоение эстетических ценностей, готовность к восприятию преобразованию мира по законам красоты, осознание ответственности за результаты своей деятельности, потребность в эстетическом саморазвитии. Анализ сущностных характеристик эстетической компетентности позволил в качестве основных выделить функции адаптации, развития, самоопределения, самореализации и самоутверждения.
2. Модель формирования эстетической компетентности студентов, включающая такие компоненты, как социальный заказ, цель, задачи, принципы, структурно-функциональную характеристику (компоненты, содержание, кршерии), технологию формирования (средства, методы, приемы) и уровни сформированности эстетической компетентности студентов.
3. Экспериментальная программа формирования эстетической компетентности студентов (в условиях педагогического вуза) отражает цели, задачи, комплекс педагогических технологий и условий (педагогические, организационные, акмеологические) организации эстетически развивающей учебной, внеучебной и самостоятельной познавательной деятельности, организацию единого педагогического пространства с целью формирования эстетической компетентности студентов.
4. Уровни сформированности эстетической компетентности: интуитивно-репродуктивный, сознательно-репродуктивный, креативный, которые фиксируют достоверные различия в формировании эстетической компетентности студентов, отражают динамику этого процесса.
Структура диссертационной работы. Диссертация объемом 221 страница состоит из введения, двух глав, каждая их которых содержит три
и
параграфа, заключения, библиографического списка использованной литературы (всего 286 наименований), десяти приложений.
Основное содержание работы
Во введении обоснованы актуальность темы, научная и практическая значимость исследования, раскрыта степень изученности проблемы; сформулированы цель, объект, предмет, гипотеза исследования, положения, выносимые на защиту, определены теоретико-методологическая и эмпирическая базы исследования.
В первой главе «Теоретические основы формирования эстетической компетентности студентов педвуза» рассматривается генезис педагогического знания об эстетическом образовании, выявляется сущность понятий «эстетическое воспитание» (М.А.Верб, Б.А.Столяров, Н.И. Киященко, В.Т.Лисовский, Б.Т.Лихачев, М.Ф.Овсянников, Б.А.Ручкин, В.А.Сластенин), «эстетическое образование (Г.З. Апресян, Ю.К.Бабанский, В.В.Бычков, А.Ф. Еремеев, Н.И.Киященко, И.П.Подласый, В.А.Разумный, В К.Скатерщиков и др ), «эстетическая культура» (М.А Верб, М С.Каган, Н.И.Киященко, В И. Самохвапова, Е Г.Яковлев и др.)
Среди важнейших проблем профессиональной подготовки педагогов все более актуализируется проблема формирования эстетической компетентности будущих педагогов.
Разработка теоретических проблем формирования эстетической компетентности, эстетической культуры, эстетического воспитания и образования педагога невозможно без изучения наследия прошлого, накопившегося на разных этапах исторического развития общества, богатого опыта в философии и педагогике. Изучение философской и педагогической мысли как зарубежной (Пифагор, Сократ, Аристотель, Платон, Августин, Ф.Аквинский, Пико делла Мирандола, Альберти, Леонардо да Винчи, Ф.Бэкон, Д.Дидро, Дж. Локк, А Баумгартен. Вольтер, Ж.-Ж.Руссо, Д.Дидро, Г.Э.Лессинг, И.Г Песталоцци. И Кант, Г.Ф Гегель, И.Ф.Гербарт, Ф.Фребель,
A.Дистервег и др), гак и в отечественной (Н.И.Новиков, А.Ф.Мерзляков,
B.Г.Белинский, H.A. Добролюбов, Н.Г.Чернышевский, Л.Н.Толстой, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий и др.) показывает, что каждая историческая эпоха имеет свой исторический идеал, свою систему воспитания, выдвигает те или иные формы, средства и методы воспитания и образования.
Все вышесказанное об эстетическом образовании, эстетической культуре личности подводит нас к мысли о чрезвычайной важности формирования эстетической компетентности личности. Это возможно благодаря переориентации оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность» на понятие компетентность обучающихся. В своей работе мы использовали идеи компетентностного подхода в образовании, разработанные Е.В Бондаревской, A.A. Вербицким, Б.С. Гершунским, И.А. Зимней, А.К. Марковой, Ю.Г. Татур, провели анализ работ по проблеме компетенция /
компетентность (H.B. Кузьмина, A.K. Маркова, И.А. Зимняя, Ю.Г. Татур, A.B. Хуторской), охарактеризовали специфику предмета «Эстетика» (В.В.Бычков, А.Ф.Еремеев, М.С.Каган, JI.H. Столович, Е.Г.Яковлев).
Под эстетической компетентностью мы будем понимать интегративное свойство личности, которое характеризуется способностью человека реализовать свой эстетический потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества) на практике для успешной деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавая ответственность за её результаты.
Сравнительный анализ психолого-педагогических исследований позволил выявить структурно-функциональные характеристики эстетической компетентности студентов (рис. 1): компоненты, содержание, интегральные критерии эстетической компетентности.
К структурным компонентам мы отнесли: мотивационный, когнитивный, деятельностно-поведенческий, ценностно-смысловой, эмоционально-волевой и рефлексивный. Функциональными составляющими выделенных компонентов являются эстетическая потребность, система знаний об эс1е1ике как науке, эстешческое отношение, эстетический опыт, эстетические ценности, эстетическое восприятие, эстетическая дея гельности, также способность и склонность к рефлексии. В соответствии со структурой и содержанием разработанной нами характеристики обоснованы критерии сформированное™ эстетической компетентности. Мотивационный критерий отражает сформированность эстетической потребности, осознание направленности эстетической деятельности. Когнитивный критерий отражает особенности познавательных процессов личности и теоретической подготовки' совокупность эстетических знаний о включенности эстетических отношений во все виды человеческой деятельности Деятельностно-поведенческий критерий связан с готовностью личности к преобразованию окружающей действительности на основе опыта использования эстетических знаний, оценки результатов организации, планирования и осуществления эстетической деятельности. Ценностно-смысловой критерий связан с освоением эстетических ценностей и выработкой эстетических ориентиров. Эмоционально-волевой критерий отражает особенности художественного восприятия, силу эстетических чувств и переживаний, эстетического вкуса и идеала, формирование убеждение, осознание ответственности за результаты своей деятельности. Рефлексивный критерий характеризует рефлексивные приемы личности, самоанализ и самооценку, предопределяет потенциал к личностному росту и саморазвитию. Раскрывается в самоотношении, стремлении к духовному самообразованию и самовоспитанию.
Анализ сущностных характеристик эстетической компетентности позволил в качестве основных выделить функции адаптации, развития, самоопределения, самореализации и самоутверждения.
В целом выделенные критерии позволяют на практике диагностировать уровень сформированности эстетической компетентности студентов.
На основе структурно-функциональной характеристики разработана модель формирования эстетической компетентности студентов (Рис.2).
Во второй главе: Экспериментальное исследование формирования эстетической компетентности студентов дана общая характеристика экспериментальной работы (задачи, методы, условия), приведено описание методики проведения эксперимента, который предусматривал обоснование и проверку опытным путем модели формирования эстетической компетентности студентов педагогического университета в процессе обучения в вузе. В связи с этим нами разработана экспериментальная программа формирования эстетической компетентности студентов (в условиях педагогического вуза). Целью реализации программы является формирование эстетической компетентности студентов. Даная цель конкретизируется нами посредством постановки ряда задач (формирование и развитие устойчивой мотивации как к учебной деятельности, так и к творческому решению профессиональных задач; сознательное усвоение студентами знаний по эстетике, осмысление ресурсов эстетики как учебного предмета для развития будущего педагога, формирование личного эмоционально-ценностного переживания и умений творческого проектирования своей деятельности.
Опираясь на компетентностный подход при подготовке специалиста с высшим образованием, мы считаем, что выполнение поставленных задач позволит студентам проявить на практике стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной творческой (продуктивной) деятельности в профессиональной и социальной сфер>е, осознавая её социальную значимость и личную ответственность за результаты этой деятельности, необходимость её постоянного совершенствования.
В числе условий выделены педагогические (отбор соответствующих дидактико-методических средств, форм и методов организации обучения в вузе, способов диагностики и контроля), организационные условия -организация учебной и внеучебной деятельности в вузе (вузовский, факультетский, кафедральный уровень), акмеологические - условия саморазвития студентов (Рис.3).
Для выполнения педагогических условий отбираются соответствующие дидактико-методические средства достижения цели формирования эстетической компетентности студентов в составе образовательных технологий, форм и методов организации обучения в вузе, способов диагностики и контроля специально применяемой для достижения эстетической подготовки специалиста. Среди дисциплин, непосредственно касающихся проблем эстетического образования можно выделить также культурологию и мировую художественную культуру, хотя в каждом изучаемом предмете можно найти эстетический аспект.
К организационным условиям мы относим структурирование и конкретизацию содержания внеучебной воспитательной работы в контексте формирования эстетической компетентности студентов. Организационно
формирующий эксперимент проводился на трех взаимосвязанных уровнях: вузовском, факультетском, кафедральном.
Выполнение акмеологических условий способствует формированию самостоятельного опыта студентов в решении творческих задач в нестандартных ситуациях, умению управлять собственным эстетическим развитием в соответствии с эстетическими идеалами. Под акмеологическими условиями мы понимаем значимые обстоятельства, от которых зависит достижение высокого профессионализма личности и деятельности, которые побуждают, направляют и толкают студента к раскрытию его подлинных творческих возможностей. Проектирование среды, способствующей пробуждению творческой деятельности, и поиск адекватных способов управления в ней - задача, адресованная преподавателю
Проведенное нами исследование возможностей искусства, как средства формирования эстетических представлений, привело нас к мысли в качестве реализации дидактических средств достижения поставленных задач использование аудио и видео материалов (стимуляция восприятия) (В.П.Беспалько, В.В.Петрусинский) и создание творческих проектов в среде Microsoft Power Point, отражающих ту или иную часть темы по эстетике
Из теории педагогических систем (В.П.Беспалько) вытекает, что эта деятельность в процессе обучения должна быть поэтапно направлена на готовность к процессу обучения ознакомительное действие, репродукцию, продуктивное действие (применение) и творчество. Соответственно уровни владения информацией на разных этапах (В.П.Беспалько, В.В Петрусинский): готовность - узнавание - воспроизведение - применение -творчество.
Для этого нами использовались различные методы проблемного изложения' сравнение, сопоставление знаний, впечатлений, эстетических переживаний в процессе демонстрации аудио и видео фрагментов:
- сравнение одного и того же художественного образа, созданного разными исполнителями (например, исполнение «The Phantom of the opera» из одноименного мюзикла Эммой Россум и Жераром Батлером, Сарой Брайтман и Антонии Бандеросом, Николаем Ьасковым и Ларисой Рудаковой);
- сопоставление: демонстрация фрагментов позволяет не только отличить дурной вкус от хорошего, но и увидеть как два исполнителя достойно, но по-разному исполняют одно и тоже произведение - «Памяти Карузо» в исполнении Паваротти и Бочелли;
- актуализация классического наследия в современных произведениях искусства (например, в сериале «Шахматист» тема взаимоотношения героев раскрывается на фоне музыки Римского-Корсакова «Шехерезада» и здесь уместно показать как фрагмент самого сериала, так и фрагмент балета).
Рис. 1 Структурно-функциональная характеристика эстетической компетентности студентов
Рис 2. Модель формирования эстетической компетентности студентов
Рис 3 Экспериментальная îipoipdMMj формирования тспмичсской компстсшиосш спдсшов в исдаго!ичсском в\ ic
Новизна материала, заразительность эмоций в ходе просмотра, актуализация классического наследия, идентификация человека с художественными образами, обуславливает содержательное насыщение и технологическую интенсификацию процесса обучения, в центре которого находится личность обучаемого (принцип антропоцентричности).
С целью проверки выдвинутой нами гипотезы был проведен педагогический эксперимент. Были созданы три экспериментальные группы (Э1, Э2, ЭЗ) и одной контрольной (КМ) из студентов физико-математического факультета, факультета иностранных языков, филологического факультета. Всего 240 человек. На стадии констатирующего эксперимента выявлялся первоначальный уровень сформированное™ эстетической компетентности студентов, согласно структурно-функциональной характеристики формирования эстетической компетентности студентов. Мы определили три уровня его сформированности: интуитивно-репродуктивный, сознательно-
репродуктивный, креативный.
Интуитивно-репродуктивный уровень характеризуется отсутствие потребности в эстетической культуре или отношение как к культуре развлекательной, знания об эстетике как науке носят разрозненный характер, не развита способность воспринимать и переживать эстетические ценности, наблюдается потребительское отношение к произведениям искусства, отсутствует необходимость в освоении эстетической культуры, как культуры, не приносящей прибыли, отмечается низкий уровень анализа и рефлексии собственной деятельности.
Сознательно-репродуктивный уровень отражает установку на приобщение к эстетическим ценностям, формирование системы знаний об эстетике, умений и навыков анализа эстетаческих и художественных явлений, готовность личности к приобщению к эстетическим ценностям, проявление волевых усилий к освоению эстетических отношений, наблюдается выраженная способность к самопознанию и духовному самообразованию.
Креативный уровень достигается в процессе целенаправленной эстетической подготовки студента, характеризуется становлением субъекта эстетического познания, умением проектировать и воплощать эстетические идеи в различных видах человеческой деятельное™, способностью действовать на основе выработанных эстетических ориентаров, критически переосмыслять эстетический опыт и осознавать ответственность за результаты своей деятельности.
Анализ качественных и количественных данных и их систематизация позволили получить собирательный образ личности студента, соответствующего тому или иному из трех выделенных нами уровней сформированности эстетической компетентности студентов.
К результатам реализации экспериментальной комплексной программы был применен метол углового преобразования Фишера (ф-критерий) и критерий тенденций Джонкира.
Ф-критерий оценивает достоверность различий между процентными долями двух выборок по частоте встречаемого интересующего эффекта. Суть углового преобразования Фишера состоит в переводе процентных долей в величины центрального угла, который измеряется в радианах. Большей процентной доле будет соответствовать больший угол, а меньшей -меньший, но соотношение здесь не линейные. При увеличения расхождения между углами <р1 и ф2 и увеличения численности выборок значение критерия возрастает. Чем больше величина <р*. тем более вероятно, что различия достоверны.
Были сформулированы следующие гипотезы:
НО - Доля лиц, достигших сознательно-репродуктивного уровня, в экспериментальных группах не больше, чем в контрольной
Н1 - Доля лиц, достигших сознательно-репродуктивного уровня в экспериментальных группах больше, чем в контрольной.
Из данных таблицы, отражающей распределение уровней сформированное™ эстетической компетентности, выведем среднее значение разницы между показателями в первом срезе и в констатирующем срезе в процентных долях. Построим четырехклеточную (четырехпольную таблицу, которая представляет собой таблицу эмпирических частот по двум значениям признака: «Есть эффект», «Нет эффекта». Так как в сопоставлении в нашем варианте участвуют только поля А и Б, то заполняются только левая часть таблицы, то есть процентные доли по столбцу «Есть эффект» (см. Таблицу 1).
По таблице, являющейся приложением к описанию данного метода, находим величины ф, соответствующие процентным долям в каждой из
групп. Ф1 (6.5 %) = 0.516 ф2 (2%) = 0 284 ф* = (ф1- Ф2) = 13065
V Я1 ® "2
(р-0 09), где ф1 - угол, соответствующей большей доле; ср2 - угол, соответствующей меньшей доле; п1 - количество наблюдений в выборке 1 п2 - количество наблюдений в выборке 2.
Таблица 1
Распределение эмпирических частот по признаку «Есть эффект»
Группы «Есть эффект» - разница в эмпирических показателях первого и контрольного среза
Кол-во испытуемых %-ая доля
Экспериментальные контрольная 109 60,5
Контрольная 30 30
Критические значения <р*, соответствующие принятым в психологии уровням статистической значимости: <р* кр.= (р<0,05), (р* кр.= 2.31 (р<0,01), Ч> эмп. = 1.3065; ф кр < ф эмп < ф кр
Следовательно, принимается гипотеза HI -доля лиц, достигших сознательно репродуктивного уровня в экспериментальных группах больше, чем в контрольной.
Результаты завершающего этапа исследования подтвердили значение целенаправленных действий по формированию эстетической компетентности студентов.
Сформулируем гипотезы, относящиеся к достижению студентами креативного уровня.
Но- доля лиц, достигших креативного уровня в экспериментальных группах не больше, чем в контрольной.
HI - доля лиц, достигших креативного уровня в экспериментальных группах больше, чем в контрольной. По гому же алгоритму, что и в первом случае рассчитаем ф эмп. В результате принимается гипотеза HI - доля лиц, достигших креативного уровня в экспериментальных группах больше, чем в конгрольной группе.
Для проверки обоснованности различий в выборе форм и методов учебной работы для экспериментальных групп (Э1, Э2, ЭЗ) мы применили критерий тенденций Джонкира. Критерий S предназначен дял вявления тенденций изменения признака при переходе от выборки к выборке при сопоставлении не менее трех выборов. В каждой экспериментальной группе мы отобрали по * человек, проанализировали их ответы на вопросы из разработанного нами опросника, отобрали положительные ответы Данные занесли в таблицу.
Сформулируем гипотезы
Но • Тенденция повышения количества положительных ответов при переходе от группы к группе случайна.
111 тенденция повышения количества положительных ответов при переходе от группы к группе не случайна, а зависит от использования методов и форм учебной работы.
Был произведен расчет критерия S при сопоставлении экспериментальных групп, который выявил, что тенденция повышения количества положительных ответов при переходе от группы к группе не случайна , а зависит от использования методов и форм учебной работы.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о позитивной динамике формирования эстетической компетентности студентов педагогического вуза. Результаты завершающего этапа исследования подтвердили значение целенаправленных действий, направленных на формирование эстетической компетентности студентов.
В заключении сформулированы основные выводы диссертационного исследования, подведены итоги, определены направления дальнейшей разработки проблемы.
1. На основе сопоставительного анализа литературы среди разнообразных подходов к изучению эстетической подготовки будущих педагогов было выявлено преимущество компетентностного подхода, как интегрального свойства личности, которое характеризует его стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной деятельности в профессиональной области.
Недостаточная разработанность понятия «эстетическая компетентность», выявленная в результате анализа научной литературы, затрудняет решение поставленной педагогической проблемы её формирования. В связи с этим был проведен анализ понятий «эстетическое образование», «эстетическое воспитание», «эстетическая культура» и «эстетическая компетентность». В результате сопоставительного анализа литературы установлено, что формирование эстетической компетентности занимает ведущее место в подготовке квалифицированных специалистов.
2. Эстетическая компетентность понимается как интегративное свойство личности, которое характеризуется способностью человека реализовать свой эстетический потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества) на практике для успешной деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавая ответственность за её результаты.
3. В результате исследования разработана структурно-функциональная характеристика эстетической компетентности студентов, которая представлена мотивационным, когнитивным, деятельностно-поведенческим, ценностно-смысловым, эмоционально-волевым, рефлексивным компонентами, включающими, соответственно эстетические знания, установку на эстетическое восприятие, эстетическое отношение, эстетические ориентации, эстетический опыт, эстетически-ориентированную деятельность, самооценку и другие функционально-составляющие. В числе интегральных критериев выделены: формирование эстетической потребности, теоретическая подготовка, направленность на освоение эстетических ценностей, готовность к восприятию преобразованию мира по законам красоты, осознание ответственности .¡а результаты своей деятельности, потребность в эстетическом саморазвитии. Анализ сущностных характеристик эстетической компе1ентности позволил в качестве основных выделить функции адаптации, развития, самоопределения, самореализации и самоутверждения.
4. Модель формирования эстетической компетентности студентов, включающая такие компоненты, как социальный заказ, цель, задачи, принципы, структурно-функциональную характеристику (компоненты, содержание, критерии), технологию формирования (средства, методы, приемы) и уровни сформированности эстетической компетентности студентов.
5. В опытной работе подтвердилось, что уровень теоретической подготовки к освоению эстетических отношений, сформировавшиеся потребности их освоения, готовность к восприятию эстетических ценностей и преобразованию мира, а также установка на эстетическое саморазвитии личности при педагогическом анализ объективно выступают в качестве основных критериев сформированности эстетической компетентности в процессе обучения бу-
дущнх педагогов в вузе. Выделены три уровня сформированности эстетической компетентности студентов: интуитивно-репродуктивный, сознательно-реконструктивный и креативный; определены социально-психологические показатели уровней сформированности эстетической компетентности студентов в вузе.
6. На выделенной критериальной основе и с учетом исходного уровня эстетической подготовленности студентов сформирована целевая комплексная программа формирования эстетической компетентности студентов, апробированная в учебной рабоге со студентами УлГПУ. Экспериментальная программа реализовывалась в двух направлениях и включала в себя; создание условий для формирования эстетической компетентности студентов в рамках освоения учебных дисциплин «культурология», «мировая художественная культура» и «эстетика», формирования эстетической компетентности в процессе творческой деятельности и диагностику результатов. Диагностика результатов была направлена на получение обратной связи, наблюдение за динамикой формирования эстетической компетентности и оценку эффективности проводимой учебно-воспитательной работы.
7. В результате экспериментального исследования определен комплекс условий (педагогических, организационных и акмеологических), выполнение которых является оптимальным для эффективности формирования эстетической компетентности студентов; при этом выявлены ресурсы вуза с учетом перспектив модернизации системы высшею образования.
8. Позитивные итоги формирующего эксперимента позволили констатировать, что в процессе реализации целевой программы целевой комплексной профаммы формирования эстетической компетентности студентов произошли заметные изменения в формировании мотивационного, когнитивного,деятельностно-поведенческого, ценностного ориентационного, эмоционально-волевого и рефлексивного компонентов эстетической компетентности с1удентов. Усилилась мотивация приобщения как к эстетическим ценностям, так и к эстетической деятельности. Проявилось стремление студентов создавать новые творческие проекты.
В целом, в экспериментальных группах произошел заметный переход большинства студентов с интуитивно-репродуктивного на сознательно-реконструктивный и креативный уровень сформированности эстетической компетентности. Студенты экспериментальной выборки стали проявлять большую эмоциональную отзывчивость в процессе восприятия произведений искусств, у них отмечены позитивные изменения в развитии навыков эстетической оценки, возрос уровень развития эстетического вкуса, зафиксирована устойчивая мотивация к эстетическому самосовершенствованию, что свидетельствует о позитивном ресурсе разработанной нами целевой программы формирования эстетической компетентности студентов, выдвинутая гипотеза исследования доказана, поставленные педагогические задачи решены. При этом обоснована ведущая идея и необходимости эстетической подготовки будущих педагогов.
Мы, однако, не претендуем на завершенность исследования всех аспектов педагогической проблемы. Необходимо, на наш взгляд, дальнейшее исследование формирования эстетической компетентности студентов в контексте профессиональной подготовки будущих педагогов, оценки влияния эстетического развития студентов на их дальнейшую профессиональную деятельность
Перспективным видится самостоятельное исследование единого эстетически развивающего пространства педагогического вуза, условий его организации и эффективного функционирования, которое направлено на эстетическое и нравственное развитие студентов, что будет способствовать формированию мировоззрения личности будущею педагога на основе общей идеи гуманизма
Основные положения диссертации отражены в публикациях
1 Соболева А П Гуманитарное образование и проблемы безопасности / А П Соболева, А А. Ляхов // Материалы Всероссийской научно-производственной конференции «Инновационные технологии в аграрном образовании, науке и АПК России» - Ульяновск, УГСА, 2003 - С 311- 314 -0,25 п.л (автор - 0,20 п л )
2 Соболева А П Метаморфозы духовной культуры / А П Соболева // Духовная жизнь человека и общества Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции «Человек в культуре России» - Ульяновск ИПК-ПР0.2003-С 70-71
3 Соболева А П Размышления об эстетических представлениях студентов /АН Соболева // Духовная жизнь человека и общества' Материалы ХН Всероссийской научно-практической конференции «Человек в культуре России» - Ульяновск ИПКГ1РО, 2004 - С 80-83
4 Соболева АП Лабиринты эстетическою образования Проблема творческого развития личности в XXI веке Сборник трудов участников Международной научно-практической конференции 12-14 мая 2004г г Ульяновск / А П Соболева - М , Ульяновск УлГУ, 2004 - С 432-437
5 Соболева А П Эстетическое образование как педагогическая проблема Проблемы творческого развития личности в системе образования Материалы межвузовской научно-практической конференции / А П Соболева - Ульяновск' Издательство «Эквус», 2005 - С 39-45
6 Соболева А П Модель эстетического образования как педагог иче-ское условие Научные труды аспирантов гуманитарного факультета УлГТУ / А П Соболева - Ульяновск УлГТУ, 2005 С 68-75
7 Соболева А П Эстетическое творчество в самоактуализации личности студентов /НИ Калаков, А П Соболева // «Акмеология личностное и профессиональное развитие Материалы Международной научной конференции 7-8 октября 2004 г - М Издательский Дом «Эко», ООО «ПКЦ Альтекс», 2004 - С 248-251 - 0,25 п.л (автор - 0,20 п л )
8 Соболева А П. Методические рекомендации к курсу «Эстетика» по формированию эстетической компетен шости студентов / А.П Соболева -Ульяновск УлГПУ, 2005 - 32с
РНБ Русский фонд
2006-4 11443
Подписано в печать 31 05 05 Формат 60x90/16 Бумага ксероксная Уел п л 1,3
Печать оперативная Тираж 100 Заказ № 110
Участок оперативной полиграфии Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н Ульянова
432700, Ульяновск, пл 100-летия со дня рождения В И Ленина,4.