Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование гуманистических качеств личности у учащихся 7 - 9 классов в процессе преподавания таджикской литературы

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Мирзоева, Фарогат Баротовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Душанбе
Год защиты
 2002
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Формирование гуманистических качеств личности у учащихся 7 - 9 классов в процессе преподавания таджикской литературы», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Мирзоева, Фарогат Баротовна, 2002 год

Введение . 3

Глава I. Теоретические и практические основы гуманистического воспитания в преподавании таджикской литературы

1.1. Гуманизм -одна из граней личности. 8

1.2. Специфические особенности национального гуманизма и их отражение в классической и современной таджикской литературе. 25

1.3. Возможности гуманистического воспитания в программах, учебниках, учебных пособиях по таджикской литературе для 7-9 классов.74

1.4. Состояние гуманистического воспитания в практике общеобразовательных школ Республики Таджикистан.

Выводы по первой главе. 84

Глава II. Формирование гуманистических качеств личности школьника в ходе изучения классической таджикской литературы в 7-9 классах

2.1. Эффективные методы гуманистического воспитания на уроках таджикской литературы в 7-9 классах.87

2.2. Формирование гуманистических качеств личности во внеклассной учебной работе в 7-9 классах.109

Выводы по второй главе. 137

Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование гуманистических качеств личности у учащихся 7 - 9 классов в процессе преподавания таджикской литературы"

к В системе непрерывного образования ведущая роль принадлежит общему среднему образованию. Именно оно закладывает основы духовного облика высоконравственной личности, строит базу для дальнейшего образования и самообразования.

Культурное и социально-экономическое состояние каждого этапа развития нашего общества отражалось в целях и задачах обучения и воспитания подрастающего поколения. В эпоху самосознания и самопознания членов общества происходит обновление средней школы в направлении максимального удовлетворения духовных и интеллектуальных потребностей развивающейся личности.

Формирование всесторонне развитой личности не было реально гуманистически направленным, так как в достаточной мере не учитывались » внутренние потребности самих учащихся, перспективы успешного решения этой задачи открываются через гуманизацию образования как одного ^ из основных направлений формирования современной школы. * В условиях перехода суверенного Таджикистана на новый путь, путь самоусовершенствования и самопознания решающую роль в этом процессе должна сыграть школа, где впервые осознаются такие понятия, как Родина, Мать, Доброта, Любовь, Благородство, Мужество и т.д.

Анализ практики обучения и воспитания учащихся в общеобразовательных школах республики выявил несоответствие существующего уровня подготовки к самостоятельной жизни сегодняшним требованиям общества.

Коренные изменения в политической, экономической и культурной жизни общества потребовали решительного подъема уровня нравственных устоев молодого поколения. Воспитывая учащихся в духе человечности, правдивости, школа должна воспитать совершенного в моральном плане человека, человека- созидателя. Для этого необходимо постоянно совершенствовать методику обучения и воспитания школьника.

Культура таджикского народа- одна из древнейших культур в мире. История таджикского народа богата именами великих мыслителей: А. Ру-даки и А. Фирдавси, Абуали ибн Сино, Носири Хисрава, Муслихиддина Саади и Джалолиддина Руми и др., которые воспевали такие привлекательные человеческие качества, как любовь и доброту, щедрость и благородство. Западные исследователи и ученые всегда подчеркивали, что гуманизм и гуманистические идеи впервые нашли отражение в литературе народов Запада. Однако, следует отметить, что еще 2700 лет назад Зар-душт (Зороастр) в своей священной книге «Авесто» воспевал доброту и щедрость человека. А девизом всех его сторонников было: «Благое дело, благие намерения и благие поступки». Прочитав священную книгу зороа-стрийцев «Авесто», можно убедится в том, что местом зачинания истинного гуманизма является Восток. Разве Муслихиддин Саади не является отцом гуманизма? Тысячи людей, прочитав произведения Абдурахмана Джами и Хусайна Воизи Кошифи, восхищаются не только красноречивостью, но и их гуманистическим содержанием. Замок всех проблем жизни общества в политических, научных и культурных сферах открывается в первую очередь ключом литературы. Изучая таджикскую классическую литературу -сокровищницу гуманистических идей, школьники постигают истинно человеческие качества её героев и на их примеров учатся гуманизму.

Проблема воспитания гуманистических качеств у учащихся средней школы исследованы рядом ученых. В трудах ученных-педагогов К.Н.Аргентина, Н.И.Болдырев, И.Х.Каримовой, С.Кенджаева, А.А.Литви-енко, А.Т.Михайлова, К.И Монича, JT.H. Нестеренко, А.В.Тихонова, Н.М.Шевченко, особо выделяются вопросы гуманистического воспитания и формирования гуманистических убеждений молодого поколения в процессе изучаемого программного материала. Не последнюю роль в решении этой нелегкой задачи играют личностные качества учителя, классного руководителя, климат в семье школьника.

Времена меняются. Созидание -процесс сложный и длительный. Этот процесс предполагает наличие доброй воли людей -субъектов созидания. Принято считать, что самым главным «агентом будущего является сфера образования. Именно образование определяет будущее, предопределяет личностные качества каждого человека, его поведение, нравственный и духовный потенциал.

XX век был отмечен не только выдающимися достижениями в науке и технике, обогащением культурного наследия человечества, успехами в сфере литературе и искусства. Он претерпел и трудно поправимые деформации нравственных идеалов и ценностей.

Несет ли образование свою долю ответственности перед человечеством за неблагоприятные тенденции в нравственной и духовной сферах? Разумеется! Сфера образования, несомненно, имеет непосредственное отношение ко всему, что происходит в мире. Но причиной подобных катастроф является сам Человек, который потерял способность противостоять Злу, потерял Веру в нравственные, духовные ценности Мира и человеческое в жизни.

XXI век обращается к человечеству: народам всех стран и отдельному человеку с вопросом: «Быть или не быть?». А если быть, то в каком качестве должен выживать человек?

Можно ли оставаться в стороне от этих проблем? Ведь никакие богатства, никакие надежды не смогут защитить человечество от безнравственного человеческого равнодушия. Необходимы единение, духовное интеграция человеческих сообществ против развала общества, падения человеческих нравов, человечности.

Это вовсе не призыв к слепой вере в торжество Добра над Злом, но в этом спасение человечества от войны против человечества.

Вопросы гуманизма всегда была и остается актуальной педагогический проблемой. Поэтому нами избрана тема «Формирование гуманистических качеств личности у учащихся 7-9 классов в процессе преподавания таджикской литературы».

Основу данного исследования составляет теоретическое осмысление и практическая проработка идеи гуманистического воспитания в практике усвоения школьниками таджикской литературы в 7-9 классах средней общеобразовательной школы.

Проблему настоящего исследования составило воспитание гуманности и формирование гуманистических качеств при изучении таджикской литературы учащимися 7-9 классов средней общеобразовательной школы, ведущее совершенствованию личности ученика.

Целью исследования является теоретико-практическое обоснование идеи гуманистического воспитания учащихся 7-9 классов (на материале таджикской классической и современной литературы), разработка научных основ конструирования задач гуманистического воспитания в системе непрерывного образования, определение гуманистических сторон таджикской литературы и ее воздействия на личность ученика.

Вполне понятно, что многочисленные проблемы организации педагогического процесса могут быть успешно решены лишь на уроке.

Объектом исследования явился учебно-воспитательный процесс гуманистического воспитания в современной таджикской общеобразовательной школе средствами таджикской литературы.

Современные учащихся 7-9 классов -это будущие строители новой жизни а Таджикистане, от их сегодняшнего воспитания и образования зависит будущее общество, ибо в подростковом возрасте у ребят главным образом складывается мнение о мире, обществе, человечности и о человеческих отношениях.

Предмет исследования -содержание и процесс гуманистического воспитания учащихся 7-9 классов посредством обучения таджикской литературы и проведения внеклассной учебной работы.

Гипотезой исследования предполагается, что, возможно, причиной нравственных неурядиц, разгорания жестокости в последние годы в Таджикистане является недооценка роли гуманистического воспитания в системе нравственного воспитания, ибо заслоном такому негативу может стать формирование основных нравственных качеств человека, как любовь, Доброта, Великодушие, Благородство, Справедливость. Эффективное преподавание таджикской литературы, воспитание обучаемых на гуманистических ценностях, изучаемых произведений во многом будет способствовать гуманистической направленности формирования личности учащегося.

В соответствии с поставленной целью и избранной гипотезой исследования в работе решаются следующие задачи:

1. Определение источников гуманизма, вскрытие генезиса развития идеи гуманистического воспитания.

2. Выявление специфических особенностей гуманистического воспитания в учебном процессе.

3. Определение содержания гуманистического воспитания на уроках таджикской литературы в 7-9 классах общеобразовательных средних школ Республики Таджикистан.

4. Разработка и апробирования новых форм, путей, методов и средств гуманистического воспитания учащихся 7-9 классов в процессе изучения таджикской литературы, внеклассной учебной работе.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют философские учения о гуманизме, Закон Республики Таджикистан «Об образовании», Государственный стандарт образования и Концепция национальной школы РТ. Источниками исследования являются соответствующие труды философов, педагогов, психологов, методистов по данной проблеме, а также учебно-методическая документация, средства обучения таджикской литературы в школе, практическая деятельность передовых учителей 7-9 классов.

Этапы исследования

Первый этап -(1993-1995 гг.). Теоретическое обоснования избранной темы исследования, изучение состояния гуманистического воспитания на уроках таджикской литературы в 7-9 классах общеобразовательной средней школы, ознакомление практической деятельностью учителей средних школ.

Второй этап -(1995-1997гг.). Проведение констатирующего эксперимента с уточнением результатов гуманистического воспитания учащихся 7-9 классов на базе материалов таджикской литературы.

Третий этап (1997-1999 гг.). Осуществление обучающего эксперимента с выяснением эффективности предложенных систем работы по осуществлению гуманистического образования в школах №№ 53, 34, 10, 11 города Душанбе, №81 Ленинского, №27 Кофарнихонского районов, №№1,3,10,50, Муминабадского, №№ 1,3,54, Вахшского, №№1,2,3,59 Бох-тарского районов Хатлонской области, обработка полученного материала, сравнительный анализ исходных данных, выводы, разработка рекомендаций.

На защиту выносятся: -теоретическое обоснование и практическое подтверждение идей гуманистического воспитания учащихся 7-9 классов в процессе преподавания таджикской литературы в средней общеобразовательной школе ; педагогические условия, принципы, составляющие основу гуманистического воспитания учащихся 7-9 классов в процессе изучения таджикской литературы в школе;

-содержание, пути и средства формирования гуманистических качеств личности у учащихся 7-9 классов в процессе изучения таджикской литературы .

Научная новизна исследования заключается в попытке теоретического обоснования проблемы формирования гуманистических качеств личности у учащихся 7-9 классов в процессе изучения таджикский литературы на уроках и вне учебных занятиях. При этом выявлены и обоснованы общедидактические и психологические возможности использования содержания таджикской литературы в системе непрерывного гуманитарного образования для развития гуманистического воспитания учащихся 7-9 классов.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что:

-разработана общепедагогический подход к воспитанию учащихся, предложены пути создания педагогических условий для формирования гуманистических качеств личности;

-определены содержание, пути и средства формирования гуманистических качеств личности учащихся 7-9 классов;

-реализованы разработанная система работы по гуманистическому воспитанию учащихся 7-9 классов, направленная на повышение эффективности учебного процесса и способствующая развитию гуманистических качеств личности школьника.

Научная достоверность выводов исследования подтверждена всесто-ронным анализом динамики формирования гуманистических качеств учащихся 7-9 классов в ходе педагогического эксперимента.

Апробация работы осуществлена: -на международной научно-практической конференции в г.Душанбе по теме «Проблемы воспитания в народной педагогике» (1998). , -на Республиканской научно-практической конференции по проблеме «Школа и будущий учитель», посвященной 1 100 летию Государства Сама-нидов (1997).

-на ежегодных научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава Таджикского Государственного педагогического университета (1996-1998 гг.).

-на международной конференции "Подготовка педагогических кадров: опыт, проблема и пути их решения". Душанбе, 2001 г.

-на проекте "Поддержка системы образования в Хатлонской области", организации "Спасите детей" Великобритании, -в 8-и публикациях автора.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы в объеме 152 машинописных страниц.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

- Учебный материал должен не только нести обучающий, но и вос питательный характер, способствующий формированию гумани стических качеств личности учащихся; • Учителям необходимо заранее продумать пути и методы преподне сения учебного материала, чтобы учащиеся усвоили главную мысль автора изучаемого произведения, его идейное содержание; • Учитель должен умело создавать проблемные ситуации на уроке, тщательно продумывать вопросы, которые будут предложены учащимся, чтобы подвести их к самостоятельным выводам, • Дидактические материалы, подобранные учителем должны отве чать возрастным особенностям учащихся, чтобы повысить эффек тивность учебного процесса.Внеклассная учебная работа является самым эффективным средством формирование гуманистических качеств личности учащихся 7-9 клас сов.Анализ состояния внеклассной работы в школах показал, что оно со действует: • Углублению знаний учащихся по литературе, истории; • Возбуждению интереса учащихся к изз^ению литературы, приви тию умений и навыков работы с книгой, с дополнительной литера турой; • Привитию чувств ответственности за порученное дело, так как подготовка и проведение вечеров, конференций, выставок требует коллективной работы, учит подчинять свои интересы интересам коллектива; • Популяризация творчества писателей и поэтов классической и со временной таджикской литературы.Проведенная экспериментальная работа показала, что внеклассная работа дает положительные результаты тогда, когда учащиеся бо лее тщательно и углубленно изучают учебный материал, читают дополнительную литературу. С удовольствием рассказывают о прочитанном в классе, привлекая этим занятием внимание осталь ных учащихся.ЗАКЛЮЧЕНИЕ В XXI веке особую актуальность и значимость приобретает проблема гуманистического воспитания не только подрастающего поколения, но и всего общества. Ведь без чисто человеческих отношений невозможен шаг к любви и благородству, шаг миру и согласию, чего так не хватает сегодня.Вызов XXI века к человечеству, к каждой стране, к каждому человеку свя зан с вопросом «Быть или не быть?». А если быть, то в каком качестве? Можно ли безразлично относиться к этому вызову, от которого зависит будущее.Будущее начинается с сегодняшнего дня. А строителями будущего являются те, кто обучаются а воспитываются сегодня. Это и связывает се годняшний день с завтрашним. От подрастающего поколения зависит быть или не быть человечеству, не погибнет ли человек от руки человека, не станет ли причиной катастрофы, причиной разрушения созданным самим человеческим обществом сам же человек. Опыт истории показывает, что причиной развала государства, гибели сотен людей и живой природы во все времена был и остаётся человек. Человек - и созидатель, и разруши тель. Весь мир основан на двух силах: силе Ахура - Добра и силе Архима на - Зла. От того, кто возьмёт верх, и зависит будущее народа, цивилиза ция и жизни сотен людей. Воспитывая подрастающее поколение в духе гуманизма, мы уверены, что тем самым спасем мир от сил Зла, от разру шительных сил. Мы хотим воспитать гармонично, всесторонне развитого члена общества, гуманиста. История показала, что человек, обладающий гуманными качествами, может избавить мир от нравственного дефицита, спасти его от войны.Но перед нами стоит вопрос, как же избежать падения гуманистиче ских качеств личности. Для решения этого больного вопроса мы обрати лись к литературе, пронизанной идеями гуманизма, к литературе, воспи тывающей эти качества.Независимость, которую обрёл таджикский народ, дала ему возмож ность искать пути, методы и формы воспитания подрастающего поколения на сооственных достижениях учёных и мыслителей прошлого и настояще го. Воспитывая человека, который бы мог создать новое демократическое светское государство, следует твёрдо знать, с чего нужно начинать.«Одамият» (человечность), тысячелетиями воспеваемый нашими по этами и писателями, есть первая тропинка ко всем победам. Только доб рый, благородный, милосердный, честный. Мужественный человек может создать общество, которое бы основывалось на взаимопонимании и любви.Лишь любовь к Родине, к семье, к ближнему, к природе, доброта, мило сердие могут сохранить общество.Мы проанализировали все компоненты, входящие в понятие гуманиз ма. Которые воспевались ещё великими Рудаки и Фирдавси, Саади и Джа ми, Хилоли и Восифи.Таджикский народ пережил тяжелые испытания, но оставался всегда благородным, великодушным и гостеприимным. Его уста всегда деклами ровали строки о мире и дружбе, о доброте и мужестве. Народ называл че ловека чавонмардом (мужественным), если в трудную минуту мог он по могал попавшему в беду.Великие мыслители всех времен убеждали, что добро победит зло и за всё совершаемое зло нужно расплачиваться. Благородный Саади утвер ждал, что все люди в этом мире равны. Он был за единство и не хотел раз делять людей. Это был истинный гуманист, и эти строки из стихов велико го Саади - начертаны на здании ООН. Амир Хусрав Дехлави впервые в восточной литературе воспевал лю бовь юноши и девушки разного вероисповедания. Он дал людам возмож ность задуматься над тем, что не в вере счастья, а в любви, взаимопонима нии.Идеи гуманизма, поднятые Зардуштом волнуют наш народ и сегодня, спустя тысячелетия. Человека всегда интересовали пути развития общест ва. Ему всегда было свойственно желание заглянуть за горизонт, предви деть будущее, в котором предстоит жить, если не ему, то его потомкам.Человек и человечество никогда не утратят естественного, природо образного стремления к Вере, к Вере в будущее, к Вере во всё человечест во. Путь ко всему этому приходит через Храм, именуемый школой, обра зованием. Именно в Школе человек воспитывается, приобщается к поло жительным человеческим качествам. Анализируя пути развития и форми рования гуманистических качеств личности на уроках таджикской литера туры и во внеклассной учебной работе, мы пришли к следующим выводам:

1. Учащиеся 7-9 классов - это подростки переходного возраста. В этот период жизни они глубоко анализируют свои поступки и оценивают действия окружающих. У подростков развивается абстрактное мышление, и они начинают оценивать ситуацию с точки зрения нравственности и мо рали. Именно в этот период занятия по литературе становятся благород ными источником формирования гуманных качеств 7-9 классов.2. Готовясь к будущим урокам литературы, учитель должен всегда помнить, что A) обучая следует воспитывать школьников на гуманистических иде ях изучаемых произведений; Б) тщательно продумывать методы и способы преподнесения про граммного материала, чтобы добиться высокой эффективности и об>^ения, и воспитания; B) обязательно создавать на уроке проблемные ситуации, стимули рующие познавательную активность не отдельных учащихся, а всего клас са, проводить обучающихся к самостоятельным выводам; Г) материалы, подобранные учителем для урока должны отвечать воз растным особенностям учащихся.3. Направленность уроков литературы и внеклассной работы должны быть направлены на формирование гуманистических качеств, у учащихся.4. Посредством вовлечения учащихся во внеклассные мероприятия учитель может решить задачи обучения и воспитания.5. Участие учащихся во внеклассной работе развивает у учащихся от ветственность за порученное дело, взаимопомощи в совместных задачах, коллективизма, что формирует впоследствии настоящую дружбы.6. Вне учебные занятия - возбуждают и углубляют интерес учащихся к изучению данного предмета.В ходе теоретического исследования нами решались такие задачи:

1. Сделана попытка выявить истоки возникновения гуманизма и обосновали его как термин, объективно разобраться в споре между учёными о том, кому принадлежит приоритет в разработке гумани стических идей: Западу или Востоке? Исследования позволили сделать вывод: Родиной гуманизма является Восток, отечество Зардушта и Маздака, Рудаки и Фирдавси, отца гуманизма - вели кого Саади.Эти открытия нами научно обоснованны на базе анализа священных книг «Авесто» и «Коран», творчества выдающихся мастеров таджикско персидской литературы, которые пронизаны идеями человеколюбия и че ловечности.2. Выяснено, что постановка учебного процесса в средних школах, где проводился эксперимент, не в полной мере отвечает сегодняшним тре бованиям в части осуществления гуманистического воспитания средства ми таджикской литературы в 7-9 классах, в связи с чем учителям были да ны методические советы и консультации с целью улучшения положения дел по этому вопросу.3. На основании положительного опыта лучших учителей таджикской литературы разработав серия уроков по программе таджикской литературы в 7-9 классах, и рекомендована в помощь начинающим учителем.4.Систематическое использование произведений таджикской литера туры с гуманистическим содержанием положительно влияет на формиро вание личностных качеств учащихся 7-9 классов, содействует их расшире нию их кругозора, развитию наблюдательности.5.Использование материалов гуманистического содержания в процес се изучения литературы способствует росту гуманистического потенциала школьников.6.Гуманистические идеи классиков, современных поэтов и писателей с учётом психолого-педагогических особенности учащихся 7-9 классов мо гут быть использованы не только на уроках, но и во внеклассной работе.Однако, применение их не должно быть самоцелью. Эти идеи, поднятые великими мыслителями должны стать органической частью всего процесса изучения таджикской литературы.7.Важнейшим условием использования материалов гуманистического содержания является тщательный подбор, учитывающий конкретные идеи того или иного урока.8.Использование материалов гуманистического содержания на уроках и во внеклассной работе должно быть систематическим, целенаправлен ным и последовательным.9.Печать, радио, телевидение могут сделать многое для гуманистиче ского воспитания учащихся.Проведенные нами наблюдения и опытно-экспериментальная работа показали, что состояние гуманистического воспитания в школах республи ки требует значительного улучшения.Так как многогранные задачи формирования гуманистических качеств личности подростка решаются в основном на уроках литературы, то необ ходимо наладить и осуществлять систематический внутришкольный кон троль за качеством их проведения.Воспитание детей - самая важная область нашей жизни. Поэтому учи теля должны знать, что урок литературы - это урок нравственности и мо рали. Наблюдательный учитель может увидеть результаты формирования гуманистических качеств учащихся в его взаимоотношениях с учителями, с родителями, со сверстниками. Однако, эти результаты сразу не проявля ются. Поэтому учитель создаёт такие благоприятные условия, когда можно • • ) . ^ проверить, чему научился ученик на занятиях литературы, какие у него пе ремены в проведении в той или иной ситуации.Но только на уроках учитель не может достичь своей цели - сформи ровать гуманистические качества у учащихся. Эту работу позволяет про должить внеклассная работа.Наши наблюдения показали, что разнообразные формы внеклассной работы повышают интерес учащихся к литературе и искусству, формиру ют их личностные качества.Исследования показали, что эффективность таких мероприятий зави сит от личности самого педагога, его подготовленности, опыта, эрудиции.Следовательно, к сегодняшнему учителю предъявляются высокие требования. Он должен быть не только знающим свой предмет преподава телем, но и своим человеческими качествами во всем служить примером для подражания, быть носителем тех замечательных качеств, которые стремится сформировать у своих питомцев.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Мирзоева, Фарогат Баротовна, Душанбе

1. Идеи гуманизма в творчестве Хусайна Воиза Кошифи.4. Саади -отец гуманизма.

2. Восток -земля истинного гуманизма.6. «Юсуф и Зулайхо» А.Джами -произведение о любви, щедрости и справедливости.

3. Труд -один из компонентов гуманизма.8. Любовь -сердце гуманизма.

4. Вступительное слово руководителя кружка об истории создания поэмы «Дувалрони и Хизрхон».

5. Доклад члена кружка на тему «Дувалрони и Хизрхон» -любовь без преград». Вспомнить кратко о сюжете и действующих лицах поэмы, докладчик подробнее останавливается на гуманистических воззрениях ее автора.

6. Задания командам в виде анкет, в каждой из которых по три вопроса.

7. Выполнение заданий. Звучит музыка.

8. Обсуждение ответов жюри, отчет команд о выполнении заданий.

9. Подведение итогов и награждение команд.При разработке вопросов для анкет преследовались цель: углубить знания учащихся по истории своего народа, возбудить интерес к жизни, мировоззрении, своих великих предков. Задание первой команде:

10. Расскажите, кто такой Зардушт и какая книга была написана им?

11. Какой был лозунг у зороастрийцев? Что он означает?

12. Как понимать строки Зардушта.Бессмертными станут Избравшие истину. А ложь пропадает -Исчезнет туда, откуда пришла, Исчезнет злодейка, Исчезнет злодей. Задание второй команде:

13. Проанализируйте гуманистические идеи зороастрийцев.

14. Докажите, что землей гуманизма является Восток.

15. Для команды «Анохита» (авест. Чистаяч):

16. В каких строках заключены гуманистические взгляды Зардушта?

17. Какие качества свойственны совершенному человеку?

18. Прочтите отрывок из книги «Авеста» Зардушта.

19. Для команды «Аша» (авест. «Истина»),

20. Кто является героем книги Зардушта «Авеста» и что хотел сказать с помощью своих героев автор?

21. Согласны ли Вы с утверждением Зардушта о том, что добро обязательно победит зло?

22. Появление команд на сцене.

23. Приветствие команд и вручение сувениров друг другу.3. Задание командам.

24. Чтение стихотворений Кошифи.5. Конкурс капитанов.

25. Назовите его произведения в которых воспевается человечность и чело-веколбие.

26. Приведите примеры из книги Кошифи «Ахлоки Мухсини», в которых показывается доброта, справедливость, трудолюбие, любовь к ближнему и др.Задание команде «Санчар»

27. Перечислите названия 16 глав книги «Анвори Сухайли» Хусайна Кошифи и вспомните, какое сочинение подтолкнуло его к созданию этого произведения.

28. Человечность глазами поэтов X века.

29. Доброе слово, доброе намерение и добрый поступок Третья часть. Что показано в книге «Авесто»Ответ: 1 .Борьба Добра и Зла.

30. Государство Саманидов -самое гуманное государство в нашей истории2. Войны разрушают мир.

31. Воспевание гуманизма в XV веке.

32. Написание сочинения на тему «Таджикская классическая литература и тема гуманизма в ней».

33. Выразительное чтение одного стихотворения из классической современной литературы о Человеке и человеческих качествах. (Например, из Саади Шерози «Тани одами шариф ба чони одамият» или из Лоиика Шерали «Я пришел в этот мир, чтобы найти себя»),

34. Закончить следующий рассказ: «Однажды черепаха плыла по морю. Вдруг увидела, что на берегу мечется скорпион. Он хочет переплыть на тот берег, но не может. Черепахе стало жаль его, и она .

35. Назовите автора следующих строк:Не надо зеркало винить -сначала грешный лик омой. Клади на чащу все добро -тогда весов не упрекнешь!

36. За правильный ответ шестерка знатоков получает 5 баллов.

37. От какого слова произошло слово гуманизм?

38. В какой религии впервые нашли отражение гуманные идеи?

39. Кто является отцом гуманизма Востока?

40. Из какого произведения Саади взяты эти строки?Бани одам аъзои якдигаранд, Ки дар офариниш зи як гавхаранд. Чу узве бадард оварда рузгор Дигар узвхоро намонад карор.

41. Перечислите компоненты гуманизма.

42. Какие стихотворения Рудаки отражают гуманистические идеи?

43. Кому принадлежат данные слова:Благое слово, благие поступки и благие намерения»

44. Кто является автором следующих строк:Биё то чахонро ба бад наспарем, Ба кушиш хама дасти неки барем. (Давай постараемся, чтобы в мире не воцарилось зло, Всегда торжествовало бы добро) (Фирдавси)

45. Подберите синонимы к слову гуманизм.

46. Кто был самым гуманным правителем, которого народ прозвал щедрым и справедливым?

47. Продолжите следующие строки Рудаки:Ин чахонро нигар ба чашми хирад,Взгляни на мир ты мудрыми глазами)

48. Вспомнить, кто считается основоположником Восточного гуманизма?

49. Прочитать стихотворение, в котором говорится о справедливости.

50. Ответить на вопрос: «Кто был первым в восточной классической литературе?»

51. Адаб бехтар аз ганччи Корун бувад. Знание выше богатств Коруна Фузунтар аз мулки Фаридун бувад. Он выше даже власти Фаоидуна.

52. Хохи, ки мусулмони хакики боши, Есди хочеш быть истинным В-аз накши пароканда варак битроши, мусульманином Бояд ки накухохи халоик гарди, Ты должен всегда быть рядом В-аз дасту забон дили кам нахроши. С народам и не обижать никого)

53. Дил ба даст овар, ки хаччи акбар аст, Если ты сможешь приобрестиодно сердцеАз хазорон Каъба як дил бехтар аст. Это стоит выше того, чтобыПосетить Кабу.

54. В докладе «Совершенный человек с позиции Хусайна Воизи Кошифи» раскрываются гуманистические идеи писателя. Знакомя слушателей с произведениями Кошифи, докладчик заостряет внимание на конкретных примерах.

55. Произведение конкурса на лучшее знание творчества Хусайна ВоизиКошифи.Вопросы:1. С чем связано имя «Воиз?

56. Назовите его произведения?

57. Продолжите следующие строки стихотворения:Хар ки дар у сирати неку бувад, (У каждого, кто имеет добрую душу,)

58. Кто является героем книги «Футувватнома»?

59. Вступительное слово учителя с обоснованием того, почему именно это книга стала объектом обсуждения.

60. Выступления учащихся с сообщениями, дискуссиями.

61. Зулайхо -символ возвышенной любви.

62. Юсуф -благородный повелитель.При обсуждении докладов учащимися были заданы вопросы:

63. Почему Юсуф призван благородным повелителем?

64. В чем заключается верность Юсуфа?

65. Прав ли тот, кто борется за свою любовь?

66. Считаете ли Вы поступок Зулайхо аморальным?

67. Какими источниками Вы пользовались при подготовке доклада?

68. Кто является главным героем произведения Джами?

69. Почему поэма называется «Хирадномаи Искандари» (Мудрый Александр)

70. На чем держится трон Искандара?

71. Какие качества правителя восхваляет Джами?

72. О чем пишет с своем письме мать Искандара?

73. Правильно ли поступает Искандар, объявляя мир Китаю?

74. Кто является главным героем маснави Шамсиддина Шохина «Подарок друзьям»?

75. Какие человеческие качества воспевает поэт?

76. Правильно ли считает Шохин, когда говорит, что человечность начинается со слова, с простой человеческой речи?

77. Прокомментируйте эти строки:Проверь, величье не в перстнях, и не в венце, и не в шелках, Пусть люди скажут о тебе: он справедлив, наш славный шах!

78. Направленность уроков литературы и внеклассной работы должны быть направлены на формирование гуманистических качеств, у учащихся.

79. Посредством вовлечения учащихся во внеклассные мероприятия учитель может решить задачи обучения и воспитания.

80. Участие учащихся во внеклассной работе развивает у учащихся ответственность за порученное дело, взаимопомощи в совместных задачах, коллективизма, что формирует впоследствии настоящую дружбы.

81. Вне учебные занятия возбуждают и углубляют интерес учащихся к изучению данного предмета.В ходе теоретического исследования нами решались такие задачи:

82. На основании положительного опыта лучших учителей таджикской литературы разработав серия уроков по программе таджикской литературы в 7-9 классах, и рекомендована в помощь начинающим учителем.

83. Систематическое использование произведений таджикской литературы с гуманистическим содержанием положительно влияет на формирование личностных качеств учащихся 7-9 классов, содействует их расширению их кругозора, развитию наблюдательности.

84. Использование материалов гуманистического содержания в процессе изучения литературы способствует росту гуманистического потенциала школьников.

85. Важнейшим условием использования материалов гуманистического содержания является тщательный подбор, учитывающий конкретные идеи того или иного урока.

86. Использование материалов гуманистического содержания на уроках и во внеклассной работе должно быть систематическим, целенаправленным и последовательным.

87. Абдувалиев А. Изучение творчества С.Айни в средней школе. Душане-бе, «Маориф», 1985.

88. Абдувалиев А. Баъзе масъалахои адабиёт дар мактаб. Душанбе, «Мао-риф», 1987.

89. Абу Абдулло Рудаки. Избранное. Сталинабад, «Таджикгосиздат», 1958.

90. Абу Абдулло Рудаки. Избранное. Перевод с тадж. Левина и Липкина. М., 1985.

91. Адабиёти Ватан. Синфи 7. Т.Миров ва диг. Душанбе, «Маориф», 1993.

92. Адабиёти точик. Синфи8. Душанбе, «Маориф», 1991.

93. Адабиёти точик. Синфи 9. Ш.Хусейнзода ва диг. Душанбе, «Маориф», 1983.

94. Айни С. Ёддоштхо. Кием 1-2. Душанбе, «Адиб», 1990, 352 с.

95. Айни С. Шайх Муслихиддин Саадии Шерози. Сталинобод, «Таджикгосиздат», 1942, 55 с.

96. Акобиров Ю. Кисмати инсон ва кисмати шеър. Душанбе, «Дониш», 1980.

97. Антология таджикской поэзии. -М.: «Просвещение», 1957.

98. Антология таджикской поэзии. Сталинабад, «Таджикгосиздат», 1948, 210 с.

99. Аргентина К Н. Процесс воспитания гуманистических чувств, убеждений и привычок поведения у учащихся 5-6 классов.Дисс.канд.пед.наук. -М.: 1966, 366 с.

100. Асимов М.С. Авицена и мировая цивилизация. Народы Азии и Африки, №5, 1980.

101. Ахмадов М. Насри ахлоки -тарбиявии Хусайн Воизи Кошифи. Душанбе, ДДОТ, 1994.

102. Алиев С.Н. Равоншиносии синну сол ва омузгори. Душанбе, 1994,100 с.17