автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Теоретические основы гуманизации гуманитарного образования учащихся таджикской школы
- Автор научной работы
- Каримова, Ирина Холовна
- Ученая степень
- доктора педагогических наук
- Место защиты
- Душанбе
- Год защиты
- 2000
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: доктора педагогических наук, Каримова, Ирина Холовна, 2000 год
Введение5 -
Глава I.
Теоретико-методологические основы гуманизации школьного образования.
1.1. Современные идеи к разработке проблемы гуманизации образования19
1.2. Гуманизм как важнейшая ценность мировой культуры28
1.3. Гуманистическая сущность школьного образования49
Глава 2.
Развитие идеи гуманизма в таджикско-просветительской мысли -учебно-воспитательный потенциал современной школы.
2.1. Истоки гуманистической нацеленности научной мысли о природе и обществе досаманидского и саманидского периодов66
2.2. Гуманистическая направленность творчества средневековых мыслителей - просветителей110
2.3. Развитие гуманистических идей в просветительской мысли таджикского народа в период XVI - ХХвв.147
Глава 3.
Гуманизация процессуального подхода к организации обучения учащихся основной и средней ступеней школы.
3.1. Гуманитарное образование как фундамент гуманистического воспитания школьников. Принципы и критерии отбора165
3.2. Гуманистическая сущность организации учебного процесса в школе 187
3.3. Межличностные отношения учителя и учащихся в процессе учебной деятельности как эталон гуманных проявлений нравственных качеств личности225
Глава 4.
Система педагогических условий формирования гуманистических взглядов как решающий фактор формирования нравственных качеств личности школьника.
4.1. Формирование гуманистических качеств личности школьника242
4.2. Роль гуманитарных дисциплин в формировании гуманистических качеств и общечеловеческих ценностей265
4.3. Место внеурочных форм воспитательной работы в углублении привития гуманистических норм поведения301
Введение диссертации по педагогике, на тему "Теоретические основы гуманизации гуманитарного образования учащихся таджикской школы"
Перемены, происходящие во всех, сферах жизни страны, оказывают существенное влияние на общеобразовательную школу. Перед ней стоят новые цели и задачи, изменяется ориентация её деятельности, в центре которой -развивающаяся личность, создание условий, необходимых для её самоопределения и самореализации, становления индивидуальности, раскрытия творческих возможностей.
Перспективы развития общества дают основание предположить, что основной функцией общеобразовательной школы является функция гуманизации, реализующая наиболее общую, главную цель воспитания и обучения, выступающая критерием прогресса общества.
Принято издавна считать, что гуманизм как интерес общества к человеку, как стремление личности к полному развитию на основе освобождения от всяческих тенёт, наложенных на неё аскетическими и теократическими установками средневековой церкви, возник в XIV - XVbb. В Италии. Гуманизм при этом связывают вполне обоснованно с Возрождением (Ренессанс), т.е. возрождением свободной человеческой индивидуальности античного мира. Возрождение, как известно, в Европе начиналось в XIV - XVbb.
Однако это традиционное понимание гуманизма, прочно укоренившееся в науке, на наш взгляд страдает недостатком: на нём лежит неизгладимая печать европоцентризма. Утверждение, что высоко прогрессивное движение гуманизма является исключительно плодом европейского мышления (античного и позднесредневекового), противоречит историческим фактам. Это объясняется тем, что в те времена, когда в Европе возникли гуманизм и Ренессанс, а также позже, когда складывалось научное определение гуманизма, о Древнем Востоке, в частности о древнем Египте, никто, толком ещё ничего не знал. Бурное, небывалое развитие всех отраслей востоковедения в XIX
ХХвв. открыло для науки совершенно новый, неведомый мир древнего Востока и в наше время мы обязаны говорить, о том, что гуманизм в широком смысле этого слова - интерес общества к человеку, индивидууму и неразрывно связанное с этим интересом человеколюбивое отношение к человеку -возник не только в античном мире, но и на Древнем Востоке, о чём свидетельствуют литературные памятники, что мы и пытаемся проследить в данной работе.
В ходе исследования было выявлено, что основа гуманистического развития личности в понимании таджикско-персидских мыслителей и просветителей лежит в единстве интеллектуального и морального совершенства, в результате которого многосторонние связи человека с внешним миром преломляются через его внутреннее развитие. Идеал воспитания в трактовке мыслителей включал в себя не только овладение познанием и нравственным совершенством. В их трактовке расширились границы понятия нравственного идеала и нравственности, взаимосвязи физического и эстетического аспектов воспитания, что немаловажно при решении проблемы труда в нравственном совершенствовании индивида. Именно это и явилось новым и прогрессивным элементом в понимании идеала воспитания народов Средней Азии.
Изучение сочинений таджикских мыслителей позволило выявить не только развитие их идей об отдельных аспектах воспитания, но и те факторы, которые, определяли формирование человека. Не случайно поэтому большой удельный вес в педагогических разработках таджикских мыслителей приобрело доказательство многообразия способностей человеческого индивида, огромной роли воспитания в его формировании. Им удалось подойти к пониманию того, что деятельность человека формирует его сознание. Изучение взглядов мыслителей выявило непонимание ими значимости роли взаимосвязи объективного и субъективного факторов в изменении природы отдельной человеческой личности и общества в целом. Эти изменения ставились мыслителями в зависимость от деятельности отдельной выдающейся личности (правителя), а также образования.
Разумное, равное, справедливое и доброе отношение к личности, его свободе, труду и человеческому достоинству составляли методологическую основу гуманистических идей мыслителей-просветителей таджикского народа.
Эти основы выгодно отличаются от традиционных европейских понятий о гуманизме.
Гуманистические идеи всегда были самым тесным образом связаны с решением проблемы формирования человека, создания условий для его гармоничного развития. Видные гуманисты Средневековья эпохи Сасанидского государства (Ар Рази, Рудаки, Абуали-Ибн-Сино и др.) в гуманистической направленности обучения и воспитания видели развитие творческих сил человека, его чувств, разума, воли, любви как основного закона жизни (Хайям), доброты как основы человеческого естества (Носири Хисрав).
В эпоху Просвещения идеи гуманизма продолжили энциклопедисты и духовные отцы французской революции (Ж.Ж. Руссо, Р. Оуэн, Ф. Вольтер).
Вопросы гуманизма были основанными в немецкой философии (И. Кант, Ф. Гегель) и нашли своё отражение в философии нигилизма у Шопенгауэра, Ф. Ницше.
В XVI - XIX веках гуманистические идеи трансформировались в педагогические концепции целей и средств воспитания и обучения человека в детстве (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А.Дистервег и др.), которые стремились различными средствами и способами решить проблему нравственного развития личности ребёнка.
В XX в. возникают педагогические концепции, которые видят гуманистическое воспитание человека в раскрытии его творческого потенциала, трактуя свободу как проявление индивидуальности личности, давая ответ на вопрос, что есть человек и в то же время, раскрывая противоречия человеческого существования (3. Фрейд, К.Г. Юнг, Ф. Фромм и др.). Данные положения защищали и утверждали человеческое достоинство, свободу, индивидуальность.
Что касается процесса развития гуманистических идей в рамках русской национальной культуры, то его корни уходят в культуру Древней Руси и неотделимы от христианского мировоззрения, которое концентрируется на выражении человеческой сущности в любви. Теории гуманизма были взаимосвязаны со становлением русской философской мысли (Н.А. Бердяев, Г.П. Федотов, Г.В. Флоренский, П. Флоренский).
Стоящие у истоков социалистической педагогики Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, склонялись к мнению о том, что в основе сложного процесса формирования личности должны лежать гуманистические принципы, что представляет собой новый тип воспитания в школе.
В исследовании проблем гуманизации воспитательного процесса в школе значительная роль принадлежит В.А. Сухомлинскому, педагогическое наследие которого представляет собой систему воспитания гуманистических убеждений.
Научные дискуссии (Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, З.И. Равкин) явились следствием поиска эффективных решений проблем обучения и воспитания в советской школе. Но идеологизация педагогики привела к нарушению гуманистического характера воспитания.
Гуманизм как самостоятельный принцип рассматривался в докторской диссертации З.Г. Нигматова( 151), а процесс формирования гуманных отношений в коллективе учащихся - в докторской диссертации М.А. Вейта(55).
Гуманистическое направление приобретает определяющее значение на II съезде учителей бывшего Советского Союза (1988), где наметились совместные подходы к проблеме гуманизации воспитания и образования работников культуры и искусства, педагогов, психологов и философов. В данный период происходит ощутимый поворот советской психолого-педагогической науки от детерминированного классового взгляда на гуманизм к его оценке с позиций общечеловеческих ценностей и идеалов.
80-90 годы XX столетия знаменательны тем, что в исследованиях таджикских учёных педагогов наметилась тенденция устойчевее и целенаправленнее уделять внимание поиску путей востебования научных, культурных и нравственно ценных наследий таджикского народа в деле обучения и воспитания молодёжи. (X. Авзалов, М. Лутфуллоев, И. Обидов, А. Пахлавонов, Б. Рахимов, М. Юлдашева).
В последние годы разработаны концепции определения путей организации гуманизации образования, к примеру, в начальных классах (М. Лутфуллоев), создана дидактическая система интегрированного обучения родному языку (Ф. Шарипов) в которых оптимально учитываются интересы личности ребёнка.
В диссертационных исследованиях проблема гуманизации образования рассматривалась в основном в плане выявления педагогических условий гуманизации воспитательной деятельности: Л.Н. Настюкова, Э. Эшмурадов, Агаев Р.А.), в аспекте процесса изучения отдельных дисциплин (Халиков А.А.) и другие.
Девяностые годы в Таджикистане характеризуются небывалыми по своему динамизму темпами развития и изменениями в обществе.
Демократические процессы, происходящие в республике, глубокий экономический и нравственный кризис в результате гражданской войны ставят перед школой задачу воспитания детей и подростков, не только ориентированных на рыночную экономику, деловитость, самостоятельное и творческое участие в жизни общества, но и одухотворённых общечеловеческими и нравственными национальными ценностями, имеющими глубокие древние культурные корни в историческом развитии таджикского народа.
Социальные проблемы сегодня требуют от системы образования решения качественно новых задач, нацеленных на подготовку молодых людей к жизни в условиях отличных от прошлой жизни. Необходимость в неординарном, научно обоснованном подходе к решению этих проблем очевидна.
Одним из важнейших направлений реформирования сегодняшнего общества большинство развитых государств видит в совершенствовании существующих образовательных систем. При этом большинство стран, даже страны с высокой степенью экономического развития, обеспокоены отставанием и несоответствием собственных образовательных систем, которые не обеспечивают необходимый уровень образования, культуры, нравственного, психического и физического здоровья, необходимых молодому поколению для преодоления всё нарастающих проблем, порождаемых особым динамизмом XX столетия.
Анализ программных документов, законодательных актов, концепций, теоретических разработок, опыта совместной инновационной работы педагогов - теоретиков и практиков выявил, что в них подчёркивается настоятельная необходимость гуманизации общественных отношений и образовательной системы в целом. Причём многие авторы считают гуманизацию одним из самых приоритетных направлений реформирования образовательной системы. В настоящее время идея гуманизации пронизывает красной нитью учебные планы школ Республики Таджикистан, являясь составной частью учебных дисциплин.
Известно, что Республика Таджикистан входит в число государств, подписавших Конвенцию о правах ребёнка, и тем самым берёт на себя обязательство обеспечить соблюдение прав, содержащихся в Конвенции, как взрослыми, так и детьми.
Конвенцией определено право ребёнка на образование, что приобщит его к культуре, языку и духовным ценностям своего и других народов.
Последние годы реформ и демократических преобразований вызвали у большинства участников образовательной системы желание сделать её лучше, в большей степени отвечающей требованиям гуманизации.
Однако результаты многолетней научно-исследовательской деятельности по разработке проблемы гуманизации образования свидетельствуют о том, что данный вопрос, несмотря на всю его важность и значимость, рассмотрен и проанализирован недостаточно.
Анализ имеющихся наработок убеждает нас в том, что пока нет целостного видения этой проблемы. При рассмотрении вопросов, связанных с гуманизацией гуманитарного образования недостаточно адекватно оценивается её роль и степень значимости в современных событиях, происходящих в обществе и образовательной системе, её значение в решении проблем, стоящих перед обновляющейся страной. В этой связи необходимо отметить:
- во-первых, нет ясного представления о направлениях гуманизации гуманитарного образования; во-вторых, понятие гуманизм, ограниченный рамками отношений между людьми, не может отвечать требованиям и потребностям людей и общества, заинтересованным в заботе и охране природы, правильной оценке гуманистической сути и роли созидательного труда в жизни людей, моральных начал их отношений. Эти новые пласты понятия гуманизма, на наш взгляд, до сих пор не исследованы теоретиками и не включены в практику школ Таджикистана, хотя имеют достаточное основание быть исследованными с новых позиций, заложенных в Концепции национальной школы Республики Таджикистан; в-третьих, данная ситуация настоятельно требует исследования проблемы «Теоретические основы гуманизации гуманитарного образования учащихся таджикской школы», эффективного использования в практике школ того потенциала, который заложен в этом направлении реформирования таджикской образовательной системы.
Цель исследования заключается в определении влияния долгосрочных программ гуманизации гуманитарного образования на личность учащегося таджикской школы, разработке системы педагогических условий формирования гуманистических взглядов и на этой основе определении места внеурочных форм воспитательной работы в привитии гуманистических норм поведения.
Объектами исследования были учащиеся и педагогическая деятельность общеобразовательной школы республики в аспекте гуманизации.
Предмет исследования - процесс гуманизации гуманитарного образования, его содержание, структура, формы и методы, направленные на формирование гуманистических качеств и общечеловеческих ценностей.
Гипотеза исследования: если идеями гуманизма наполнить не только содержание гуманитарных дисциплин, но и всё школьное образование, весь организационный процесс обучения, систему взаимоотношений педагогов -учащихся, школы - родителей - общественности, востребовав в содержании их деятельности, все грани гуманного отношения к людям, их труду, к природе, воспетых в произведениях великих мыслителей таджикского народа, а также исходящих из культурно-нравственных источников мировой цивилизации, то это позволит наиболее эффективно формировать в школьниках оптимальные пласты личностных качеств гуманности, необходимых демократическому обществу строящемуся в Таджикистане, и соответствующего мировым нормам нравственности. Из целей и гипотез исследования вытекают следующие задачи:
1. Определить место гуманизации гуманитарного образования в общем процессе реформ, происходящих в обществе и совершенствовании образовательных задач.
2. Сформулировать и раскрыть понятие гуманизации общественных отношений и процесса гуманизации гуманитарного образования. 3. Обобщить исторический опыт развития педагогической концепции гуманизма и дать теоретические обоснования развития идей гуманизма как основополагающей на современном этапе развития.
4. Определить место урочных и внеурочных форм воспитательной работы в формировании гуманистических норм поведения.
ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
I. В нынешнем состоянии общества, когда глубоким кризисом охвачены все сферы жизни, в том числе нравственная, вывернуты наизнанку ценейшие и благородные качества таджикского народа. Пренебрежительное отношение к умственному и физическому труду, к памятникам культуры, грабительское отношение к природе, антагонизм между людьми, рост преступности и правонарушений, жестокость - эти и многие другие негативные и антигуманные проявления порождены игнорированием этногенетических основ воспитания, искажениями общественного и педагогического сознания.
II. Настоящее исследование рассматривает понимание гуманизма не автономно, а в связи с последствиями гражданской войны в Таджикистане, когда античеловеческие, антигуманные качества и акты, особенно среди молодёжи, приобретают страшный размах и искажают гуманистический прежде облик таджикского народа. Требуются неотложные и долгосрочные, научно-обоснованные меры воздействия на умы и нравственные сферы общества в целом, на школьников - в частности.
III. Третий фактор вытекает из первых двух, что связано с приобретением Таджикистаном государственной независимости. Оно позволяет самостоятельно обустроить свою жизнь и стать в один ряд с демократически развитыми государствами мирового сообщества. В этом аспекте в рамках нашего исследования формулируется понятие гуманизма в общечеловеческом понимании и в связи с идеей осуществления гуманизации всех сфер общества, в том числе через образовательные учреждения.
В условиях независимости образовательная система Таджикистана вправе востребовать нравственные ценности своей многообразной и богатой истории и современности, гуманистические воззрения и принципиальные позиции народа и великих учёных-мыслителей прошлого.
Ведущие идеи исследования опираются на эти общественные причинно-следственные факторы, с учётом которых обосновываются следующие научные идеи:
I. Расширить односторонность европоцентризма в теоретическом истолковании гуманизма и занять более совершенную позиции, основанную на том историческом факте, что человеколюбие, т.е. гуманизм в научном истолковании, берёт начало в странах Древнего Востока от «АВЕСТО» и научных трудов египтян.
II. В научных трудах и произведениях мыслителей и учёных таджикского народа человеколюбие не ограничивается только понятием о доброте и защите прав человека, а представляется шире, включая в себя созидательный и творческий труд, от которого исходят все материальные и культурные ценности, заботу о ближних, соотечественниках, людях будущего поколения, счастье и любви, облагораживающих Человека.
III. Гуманизм и гуманность охватывают живую и неживую природу, оберегая которую человек заботится не только о природе, но и о жизни на Земле в целом, и этим он заслуживает высокого звания Человека - единственного разумного существа во Вселенной, выполняющего своё божественное предназначение. На основании этих теоретических установок идея гуманизации образовательной системы и содержания образования представляет общественно важное значение в трёх аспектах: а) в конкретном аспекте в этой идее заложены возможности решать проблему научного обеспечения педагогического подхода к гуманизации гуманитарного образования учащихся таджикской школы, что позволяет возродить и совершенствовать традиционный нравственный облик и позицию народа, основанную на принципах гуманистического отношения к человеку, его труду, природе; б) в тактическом аспекте эти идеи должны пронизывать организацию системы образования, содержание школьного образования, руководство и управление образовательными учреждениями, педагогическое взаимодействие педагогов и учащихся, школы, семьи и общественности, ученических общественных объединений; в) в стратегическом аспекте идея гуманизации должна охватывать составную часть принципов жизнеустройства общества: общественно-политическую, общественно-правовую, общественно-социальную сферы государства Таджикистан - субъекта мирового сообщества - и стать национальной потребностью таджикского общества, ибо гуманизм является основой национального менталитета таджикского народа.
Методологической основой исследования явились Закон Республики Таджикистан «Об образовании», «Концепция развития национальной школы Таджикистана», где гуманизм и гуманизация образования рассматриваются как главные и составные части нравственного воспитания подрастающего поколения и отмечается, что гуманистические качества личности формируются в результате совокупности воспитательных организованных воздействий школы, семьи и общественности путём востребования культурных и нравственных ценностей таджикского народа и общечеловеческих ценностей. На этой основе наиболее ценные гуманистические качества личности не ограничиваются его отношением к человеку, а распространяются и на созидательный труд и природу.
Источниками исследования являются труды мыслителей, просветителей таджикского народа, классиков российской и зарубежной педагогики, философии и медицины, перспективные исследования и разработки таджикской педагогической науки и практики, учебно-нормативные документы, учебники и другие учебные средства, республиканские общепедагогические и методические журналы и другие.
Этапы исследования. Исследование составляют четыре взаимосвязанных этапа.
На первом этапе (1991 - 1993гг.) была проанализирована научно-методологическая литература по исследуемой проблеме, проведён анализ содержания образовательного процесса в школе, изучены аспекты разработанности проблемы исследования, степени реализации в образовательной системе. Намечены основные направления и концептуальные подходы исследовательской деятельности, дан анализ передового педагогического опыта.
На втором этапе (1994 — 1995гг.) были продолжены теоретические исследования проблемы, сформулированы основополагающие принципы исследовательской деятельности, проведён анализ объективных и субъективных факторов, влияющих на развитие школы, определён статус школы как учреждения, работающего в инновационном режиме, разработаны критерии эффективности исследовательской работы, подготовлены материалы для проведения экспертной оценки результатов исследовательской деятельности. Проведены опытное внедрение и анализ по основным направлениям исследований в школах №№ 80, 81, 190 Ленинского района, №№ 1, 21, 43,55,65 г. Душанбе, №№ 10,11 Гиссарского, №№ 7,4,11 Кофарнихонского районов.
На третьем этапе (1996 - 1998гг.) - организована широкая опытная проверка разработанных программ в школах №№ 80,81,190 Ленинского, №№ 6,7,11 Кофарнихонского, №№ 10,11 Гиссарского районов, №№ 7,10, 21, 34,
43, 55, 65 г. Душанбе, внесены коррективы, дополнения, произведены усовершенствования, найдены элементы их взаимного интегрирования. Выявлены главные интегрирующие позиции во всех программах. Проведён анализ влияния программ на процессы формирования творческой активности учителей и учащихся школы, степени их эффективности. Осуществлены экспериментальный анализ и обследование, тестирование и диагностика, осмысление результатов экспериментальной работы, обобщены и оформлены материалы исследований. Экспериментальная работа обсуждалась на международных научно-практических конференциях, семинарах, курсах повышения квалификаций. Оформление результатов исследования в форме диссертации на соискание учёной степени доктора педагогических наук.
Научная новизна и теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней впервые разработан содержательный и процессуальный аспекты изучения предметов гуманитарного цикла в общеобразовательной школе, дано научное обоснование путей и способов реализации теоретических основ гуманизации образования, изучены истоки возникновения гуманистической научной мысли Востока, начиная с досаманидского периода и развитие гуманистических идей в просветительской мысли таджикского народа по настоящее время, разработана система организации учебного процесса, основанного на принципах гуманизма, рассмотрена роль гуманитарных дисциплин в формировании гуманистических качеств и общечеловеческих ценностей, состоящих из убеждений гуманного отношения не только к человеку, но и к его созидательному труду, природе; дано теоретическое обоснование важнейших педагогических условий и средств, позволяющих повысить эффективность реализации гуманизации процессуального подхода: гуманистическое обоснование содержания гуманитарного образования, гуманизация стиля и методов работы учителя с учащимися, творческое использование накопленного гуманистического потенциала, обучение культуре педагогического общения, обоснован нетрадиционный подход к понятию гуманизма и гуманности, исходящий из понимания мыслителями прошлого таджикского народа и за- ^ ключающийся в том, что эти понятия подразумевают не только доброе отношение к человеку, но и то, что созидательный труд является одной из основ гуманизма и гуманности, бережное отношение и к природе, и к человеку, потому что человек является частью природы, и её охрана есть гуманное отношение к человеку.
Апробация результатов исследования осуществлялась:
- на Международной научно-практической конференции «Проблемы воспитания в народной педагогике (1998г.);
- на Республиканской научно-практической конференции по проблеме «Школа и будущий учитель» (1997г.);
- на Международной научной конференции «Генезис становления и перспективы развития славянской культуры и русского языка»;
- на Международной научно-практической конференции по проблеме «Педагогическая мысль таджикского народа и её использование в практике воспитания» (1996г.).
- на семинаре ассоциации «Женщины науки Таджикистана» (1997г.);
- на факультетах повышения квалификаций организаторов народного образования (1990 - 1998гг.);
- на курсах повышения квалификации учителей гуманитарных дисциплин при ЦИУУ (1990 - 1998)
На защиту выносятся:
- гуманизм, дополненный национальной позицией, включающей в это понятие не только общепринятое традиционно-гуманное и доброе отношение к человеку и его правам, но и гуманистическую сущность труда, гуманное и бережное отношение к природе, имеющие исторические и культурные корни с досаманидского периода;
- педагогическая система мер, условий и требований организаций и осуществления формирования гуманистических качеств характера школьников посредством гуманизации гуманитарного образования;
- принципы, критерий отбора включения в общую систему содержания школьного образования гуманистических ценностей, востребованных научно-культурными и нравственными идеями таджикского народа с древнейших времён до наших дней;
- научно-педагогическое обеспечение гуманизации образовательной системы (на примере средних школ), руководство и управление школой, взаимодействие школы, семьи и общественности, общественных объединений учащихся.
Структура диссертации определяется поставленными задачами, логикой исследования и состоит из введения, четырёх глав, библиографии.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Древний таджикский народ на протяжении своего существования не раз подвергавшийся суровым испытаниям, сегодня пристально рассматривает пройденный путь сквозь призму истории. Ибо история даёт нам возможность увидеть и в отдельности, и в едином историческом ряду каждый этап развития нации, её взлёты и падения, вклад поколений в материальную и духовную сокровищницу. Только через познание исторического прошлого, через национальное самосознание можно определить будущее новых поколений.
Известно, что ещё задолго до того, как сложилась таджикская нация и сформировался таджикский литературный язык, наши предки не один век вели борьбу с чужеземным влиянием в сфере культуры и нравственности, отстаивая свободу и независимость.
Во все времена таджики были привержены созидательному творчеству, науке и просвещению, почитали независимость и добрососедское сосуществование, храня гордость, как горные вершины, и стойкость, как пустившая глубокие корни арча на скалах.
Особенно тяжело пришлось таджикскому народу во времена арабского ига, когда под натиском завоевателей пали Бухара, Самарканд, другие крупнейшие города. Как ни прискорбна память о поражениях и унижениях, которым подвергался наш народ, нельзя закрывать глаза на реалии нашей истории. О них нужно помнить, рассказывать детям, глубоко знать историческую правду. Без знания истории не может быть национального самосознания, патриотизма, преемственности поколений. Без знания исторического прошлого своего народа национальная гордость превращается в национальный эгоизм, в псевдопатриотизм.
Как и само название "таджик", так и таджикский язык имеют богатую историю. Таджикский народ на протяжении тысячелетий бережно, как самое дорогое достояние, хранил его, передавая из поколения в поколение.
Золотыми буквами вписаны в летопись человечества имена Саади, Гафи-за, Джалолиддина Балхи, Носира Хисрава и многих других. Трудно представить такие науки, как астрономия, математика, естествознание, философия, без величайших открытий и достижений Омара Хайяма, Ал-Беруни, Ал-Хоразми, Имома Тирмизи, Закария Рози, Фараби и других. Имена этих славных сынов таджикского народа стоят в одном ряду с другими гениями человечества.
Представление человека о самом себе, своём предназначении, своей природе, месте и роли в обществе, степени своей свободы издревле вырабатывалось в разнообразных формах духовной деятельности: в фольклоре, литературе, поэзии, искусстве, философии.
Столь же многообразны формы проявления гуманизма, т.е. выражения тех взглядов на человека, которые вытекают из признания его высшей ценностью и характеризуются оптимистическим решением проблем человека и человеческого рода. Педагогика - одно из средств выражения гуманистических идей.
Проблема гуманизма всегда была и остаётся актуальной для педагогической мысли. Одним из аспектов является изучение истории мировой гуманистической мысли с целью воссоздания наиболее полной картины её развития, критического осмысления лучших гуманистических традиций прошлого, исследования идейных истоков современных концепций человека.
Восточной цивилизации и культуре, к которым с гордостью мы себя относим, всегда было присуще стремление нравственно , духовно подготовить народ к предстоящим переменам.
Человечность, доброта, милосердие и взаимная терпимость, уважение и сострадание таджиков, о чем было известно всем испокон веков, создают атмосферу добросердечности и доверия.
Наряду с устремлением к общечеловеческим ценностям, в нашей жизни достойное место обретает восточная философия. Сейчас восстанавливаются права великих культурных ценностей мусульманства. И чем глубже наша душа воспринимает эти сокровища, тем богаче духовно и нравственно чище становится жизнь народа.
Возвышение духовной роли религии наших праотцов - ислама в жизни человека и его семьи, нравственности и благотворительности гармонично сочетается со светским путем развития нашего государства и свободой совести. Народ отстоял свою духовную свободу, веру и гордость, стал способен еще на большие свершения во имя лучшего будущего.
Идеология национальной независимости, основываясь на вековых традициях, обычаях, языке и духе нашего народа, в тесном сочетании с общечеловеческими ценностями должна служить тому, чтобы донести до сердец и разума людей веру в будущее, человеколюбие, добросовестность, мужество и терпимость, чувство справедливости, стремление к знаниям и просвещению. Она должна содействовать духовному сближению граждан государства на пути к великой цели.
Подлинный смысл новой идеологии заключается в том, чтобы воспитать самостоятельно и по-новому мыслящих людей, свободных от старых предрассудков.
Наш народ осознает, что цивилизованную, обращённую к человеку, рыночную экономику необходимо строить на прочном фундаменте духовности, нравственности и культуры. Это - живительные источники мира, стабильности и межнационального согласия в Таджикистане. Это -самое большое богатство.
Мы хорошо поняли, как важно их беречь, приумножать, приобщать к этим духовным сокровищам как можно больше людей.
Основной целью всех реформ в области экономики, политики, образования является человек. Именно поэтому дело образования, дело воспитания нового поколения, способного осуществить идею национального возрождения, должно оставаться делом государства, одной из самых приоритетных его задач.
Разумеется, на различных этапах своего развития персидско-таджикской литература по-разному отражала гуманистические идеи. В зависимости от исторических обстоятельств и задач эпохи изменялся характер, способы, художественные формы выражения этих идей.
Средневековые поэты вынуждены были своими стихами вести борьбу с теми, кто наносил урон человеческой личности, подвергали критике дурные нравы, несправедливость и жестокость.
Произведения Рудаки, Фирдоуси, Хайяма, Саади, Хафиза украсили средневековую литературу. Их бесценные произведения до сих пор составляют гордость мировой литературы. Их стихи в наши дни звучат почти на всех языках мира, славя красоту человеческой души, лучшие порывы и устремления людей, Возвышая человеческое достоинство и честь.
Фундаментальные и принципиальные политические переустройства общественного строя в условиях становления суверенитета и независимости Таджикистана требуют коренного переосмысления роли воспитания молодежи, создания принципиально новой философии образования и педагогической идеологии, основанной на разработке целей, условий и механизма реализации, отвечающей, с одной стороны, национальным, этнопедагогическим традициям, выраженных в просветительных взглядах выдающихся ученых, философов, писателей прошлого, с другой стороны, способствующей воспитанию нового поколения людей, осмысленно и активно участвующего в общественной жизни, ориентированного на рыночную экономику, широко и целенаправленно использующего в нравственном аспекте общечеловеческие ценности и культурные достижения.
Закон об образовании объективно декларирует в качестве ведущей задачи обучение и воспитание " высокообразованных, творчески мыслящих, гармонично развитых граждан, обладающих глубокими знаниями, умениями, профессиональными навыками, проникнутых идеями миролюбия, патриотизма, социальной справедливости, соблюдения общепринятых гуманистических ценностей, прав и законов" (100,33).
Осуществление данной совокупности задач требует искоренения существующего педагогического консерватизма, не способного успешно преодолеть сложившиеся стереотипы воспитания. Поэтому нам представляется, что необходимо качественно и логически изложить ряд принципиальных положений о целях, сущности, характере, механизма воспитательной деятельности, исходя из прогрессивного педагогического, просветительского наследия прошлого в преемственной связи и в условиях изменения представлений современного общества о личностных качествах развивающегося человека.
В рамках обобщения результатов всего исследования сочли бы позволительным сделать следующие логические выводы теоретического характера:
1. Переориентировка воспитательных целей и задач содержания образования и воспитания в первую очередь касается нравственного воспитания подрастающего поколения, особенно его гуманистического направления. Эта направленность основывается на том, что всё культурное наследие человечества, в том числе и таджикского народа, современная культурная жизнь наполнены гуманистическим смыслом и должны служить гуманизации образа жизни каждого индивидуума и всего человечества, пронизывать общественные строи демократически ориентированных цивилизованных государств, всего мирового сообщества и мироустройства. Для новой постановки всей образовательной системы и содержания образования и воспитания, её гуманизации суверенное государство Таджикистан имеет содержательный, древний и прочный научно-культурный фундамент, традиции воспитания, выработанные тысячелетиями. Они ведут жизнеутверждающее начало ещё с глубокой древности, от нравственной книги предков таджикского народа «Аве-сто», где всему злому в обществе и природе противопоставляются добрые помыслы, добрые дела и добрые слова. Эти нравственные правила как первооснова (ядро) менталитета таджикского народа утверждались и крепли в са-манидском периоде культурной жизни таджикского народа благодаря своим великим сыновьям -проповедникам добра, человечности, нравственности, любви и созидательного труда во имя человека, такими гениями человеческой цивилизации, как Рудаки, Фирдоуси, Ар-Рази, Ибн Сино и другие.
2.Последователи этих гениев нравственности таджикского народа - великие мыслители раннего Средневековья Носир Хисрав, Низомулмулк, Умар Хайям, Унсурмаолии Кайковус и многие другие своё творчество посвятили служению народу во имя его нравственного, культурного, научного процветания. Главная ценность их творчества, на наш взгляд, заключается в том, что, во -первых, они подняли уровень нравственных правил, требований своих предшественников на новую, качественно высокую отметку, во-вторых, во главу угла культурной жизни общества поставили гуманное отношение к человеку и его труду. В отличие от современных взглядов глобальное решение этих проблем они связывали с сильными мира сего, с гуманными правителями, с божьей волей.
3.Нравственные и гуманистические ценности таджикского народа обогащены гениальными творческими находками всемирно признанных гуманистов Саади, Хусрави, Дехлави, Хафиза, Джами и другие. В плеяде гениальных мыслителей наиболее весомым был вклад в сокровищницу мировой культуры великих гуманистов Саади и Джами.аади в условиях жесточайшего геноцида монгольских завоевателей первым обосновал понятие истины, которая заключается в том, что все люди на земле происходят от одного корня, от одного дерева и что все расовые и религиозные различия являются надуманными и лишь препятствуют желанию людей жить на земле как братьям счастливо и по-человечески, так, как предназначено богом.
4.Гениальный Джами своим творчеством, логическим анализом и оценкой предназначения человека на земле не только превзошел всех своих предшественников, но и опередил всех своих современников как в Азии, так и в Европе почти на 300 лет. Он впервые обосновал гуманистическую сущность созидательного труда и политический гуманизм, т.е. в своих логических доказательствах предложил современникам возможность создания общества без правителей и нищих, с демократическим устройством всех общественных взаимоотношений, что опережает мысли европейских социал - утопистов на несколько сотен лет. И все это во имя человека, его любви и счастья. Это было первым предупреждением сильных мира сего о переустройстве мира, где торжествовали бы труд и любовь.
Однако следует отметить, что все эти изыскания и нравственные ценности, которые достигались ценой великого труда, культурных и моральных усилий многих поколений не только таджикского народа, но и многих народов Востока, в том числе Средней Азии, в течение многих десятилетий игнорировались не только идеологами советского евроцентризма, но и скрытно игнорировались идеологами советского периода развития нашего общества и, следовательно, не было в полной мере трансформированы и востребованы теорией и практикой школ Таджикистана. Теперь в суверенном Таджикистане есть все условия исправить эту односторонность в оценке культурных и нравственных ценностей и в полной мере включать их в образовательно — воспитательную сферу общества , всё то ценное, что может способствовать выходу из глубокого нравственного, морального, политического и экономического кризиса, охватившего таджикское общество в связи с гражданской войной, переходом на новый общественный строй.
5. Культурную и нравственную жизнь таджикского народа XVI-XX принято считать каким -то застойным периодом, периодом отрыва от прежних культурных и научных достижений. С одной стороны, вроде бы такая оценка соответствует действительности. Однако, судя по творческому наследию последователей мыслителей прошлого Хилоли, Бинои, Сайидо, Соиба, Бедила, Шохин, Дониш и другие, это не полностью соответствует истине, не является догадкой, результатом научного осмысления нравственного творческого наследия представителей таджикской культуры. Результаты нашего исследования убеждают, что эти мыслители хотя и не смогли шагнуть выше и дальше своих великих предшественников, но и не отступали от тех идей и не сошли с той вершины, которая была завоевана великими Фирдоуси, Сино, Саади, Джами и другими. Морально- этические, творческие идеи и усилия этих мыслителей вплоть до начала XX века сохраняли нравственные высоты, которые были заданы традициями и образом жизни таджикского народа, его гуманизмом, определяющим основы его менталитета. Однако ядро менталитета начало давать трещину уже в первой половине XX века, в связи с окончательным развалом традиционного образа жизни, перестройкой образа мышления, основ культуры и нравственности по причине насильственной их замены другими, не свойственными таджикскому народу, ценностями- ценностями идеологического характера , идеологией социалистического образа жизни. б.Таджикскому народу предстоит возродить свои нравственные ценности, свой менталитет , основанный на гуманности, свою культуру, научные ценности, преодолеть глубокий кризис, охвативший все сферы общественной жизни общества.
Наши исследования убедительно показали, что эту сложнейшую задачу нужно решать не компанейскими методами а на долгосрочной фундаментальной основе, начать её со школы, содержания её образования и воспитания, с реформы системы образовательных учреждений, придав всему этому гуманистическую направленность, гуманистическую нацеленность. Только укрепив гуманистическую основу общества, можно делать следующий логический шаг к полному возрождению менталитета таджикского народа, вершиной которого является гуманизация всех общественных отношений, в результате чего главной целью всех общественных институтов, каждого индивидуума станет признание и уважение, охрана результатов созидательного труда предшественников и современников, максимально добровольное участие в созидательном труде во благо каждого человека и общества в целом, основанного на любви к человеку, охране природы, любви ко всему живому на земле, которая очищает человека нравственно и выводит его в божественный ранг Человека -сознательного существа во всей вселенной
7. Для гуманизации содержания образования и воспитания в таджикской школе, системы образовательных учреждений, организации и руководства их деятельностью представляют огромную ценность не только культурные и нравственные достижения , идеи мыслителей и ученых таджикского народа, но и всего человечества, согласно которому центральной фигурой общественной жизни становится личность, актуализация потенциальных возможностей индивидуума. Неоценимы философские и педагогические идеи мыслителей таджикского народа, проповедовавших гуманность общественных отношений и автономность человека, осознание и признание его свободы, достоинств, что, впрочем , одинаково отстаивалось и Западноевропейским Ренессансом вплоть до XVII века.
8. Необычной и в высшей степени положительной является гуманистическая оценка созидательного труда мыслителями таджикского народа. Эта оригинальная идея гуманистической сути созидательного труда, в большей степени присущая воззрениям Носира Хисрава, Саади, Джами, явно исходит из менталитета и традиций таджикского народа, который в досаманидский и саманидский периоды своего формирования и развития как нации упорно осваивал культуру возведения городов, возделывания и обработки земли, письменно фиксируя результаты своего умственного опыта и труда. А разного рода завоеватели и алчные кочевые племена раз за разом все это разрушали, грабили, присваивали, сжигали. На наш взгляд, на основе этого приятного, с одной стороны, и горького, с другой стороны, опыта созидательного труда и его потерь закономерно родилась идея гуманности созидательного труда. И ещё потому, что, как уже было отмечено, ядром менталитета таджикского народа испокон веков были гуманность и вера в справедливость, в труд, в правоту своих культурных и нравственных ценностей, в превосходство своего образа жизни над взглядами на жизнь завоевателей, над всяким проявлением Зла. Конечно, это и культ созидательного труда как высшего проявления гуманистического отношения к содержанию и результатам человеческой жизни должны пронизывать содержание образования и воспитания образовательной системы Таджикистана. Действенность и правоту такого вывода подтвердили предложены в исследовании подход и система гуманизации содержания образования и воспитания, экспериментально проверенные в практике школ Ленинского, Кофарнихонского, Гиссарского районов и г.Душанбе.
9. В филосовско- педагогической мысли таджикского народа имеют особое значение гуманистические идеи Джами, который обосновал вопреки устоям и нравственным традициям своего времени политический гуманизм, дающий трудящемуся народу право мечтать о возможности существования и созидания в обществе равных возможностей правителей и нищих, опять-таки на основе созидательного труда, возвеличивающего человека, поднимающего его на олимп общественных и природных взаимоотношений.
Ю.Наконец, в педагогических воззрениях ученых-мыслителей таджикского народа времен средневековья, позднего Средневековья и вплоть до XX века систематически и по восходящей линии обосновывалась идея гуманного и бережного отношения к природе, благодаря чему человеку постоянно прививалась мысль о том, что он является, во-первых, властелином всего живого, все живое есть даренное богом и поэтому он обязывается богом все это оберегать и сохранять ради и во благо самому себе. Во-вторых, человек сам является частью этой природы и, как утверждал, выделяя общие грани взаимоотношения человека с природой, Бедил :
Хеч чиз бе хаюло кобили сурат нашуд.
Одами хам пеш з-он одам шавад, бузина буд. (Ничто без бога не обрело своей внешности, прежде чем человек сам не обрел свой облик будучи обезьяной.) Именно этот лейтмотив пронизывает красной нитью гуманистические идеи многих поколений мыслителей-ученых таджикского народа и в современном мире определяет гуманное отношение человека к природе, опирающиеся на систему гуманистических отношений в обществе и возвращающихся к человеку добром и любовью.
11. Все эти ростки идей и гуманистических воззрений ученых, мыслителей, поэтов, писателей прошлого и современности, спрессованные веками и переросшие в миропонимания, мировоззрение, образ мышления и жизни таджикского народа, можно квалифицировать как национальный менталитет, основой (ядром) которого является гуманность. Такой менталитет признает и возвеличивает человека за его главную ценность - сознание, тесным образом связанного с его бытием и в единстве всех сфер его деятельности и отношений. Совокупность сознания и бытия деятельности и отношений определяет культуру и образ жизни человека, его вклад в сокровищницу мировой цивилизации и получает то добро, которое вложила в эту сокровищницу каждая личность в отдельности и общество, в котором он трудился и жил. Поэтому таджикское общество - его административная единица в виде суверенного государства Таджикистан целенаправленно включает в образовательно-воспитательную сферу общества, в содержание образования и воспитания, в систему образовательных учреждений те культурные, нравственные и научные ценности, которые имеют огромные потенциальные возможности воспитывать и формировать человека, отвечающего своими образовательно — нравственным содержанием и качествами требованиям общества, ориентированного на рыночную систему экономических отношений, отвечающего мировым стандартам образованности и культуры, оперирующего в своей общественной деятельности научными, культурными и нравственными ценностям, выработанными всем человечеством. Действенным рычагом, приводящим в движение эту культурную и образовательно- воспитательную сферу общества, является обновленная школьная система, гуманизация содержания его образования и воспитания, гуманистическая и демократическая организация деятельности образовательных учреждений в целом. Возможность решения этих задач и такой переориентировки, её действенности и эффективности доказана содержанием настоящего исследования, на основе которого мы полагали бы необходимым рекомендовать следующее:
- в основу обновления и переориентировки образовательно-воспитательной системы положить гуманистическую направленность деятельности всех государственных и общественных институтов общества в целях придания гуманистической нацеленности делу воспитания подрастающего поколения;
- в центре внимания общества, её государственно - общественных институтов, всей образовательно - воспитательной системы, средней школы в особенности, следует ставить личность человека, личность ученика и задачи формирования идеалистических качеств личности , чтобы это в дальнейшем способствовало его нормальному вхождению в демократически ориентированный общественный порядок, строящийся в Таджикистане; востребовать в образовательно- воспитательную практику школ культурные и нравственные ценности, выработанные таджикским народом за тысячелетия его учеными - мыслителями прошлого и современности с целью преодоления нравственного кризиса в современном таджикском обществе в период переориентировки общественного строя на рыночную систему и возрождения национального менталитета таджикского народ, основанного на идеях гуманности, добра, труда и любви ко всему живому; максимально включить в учебные планы, программы, учебники и другие учебные пособия культурные, нравственные и гуманистические ценности таджикского народа с учетом возрастных и потенциальных возможностей их освоения учащимися; использовать в практике школьного образования и воспитания, в педагогическом процессе гуманистические традиции таджикского народа, нацеленные не только формирование гуманистических качеств личности, но и на возрождение национальной гордости за национальный менталитет, основанный на гуманности, добре, трудолюбии и любви ко всему живому; в организации учебного и воспитательного процессов исходить из тех общечеловеческих норм, где каждый человек является уникальным, единственным, неповторимыми автономной личностью как в обществе, так и в личных взаимоотношениях уважать, соблюдать и защищать- право на жизнь, на труд, на любовь и счастье, на свободу действий, мнений и т.д. и формировать в молодежи эти нравственные, гуманистические нормы взаимоотношений; на курсах переподготовки и повышения квалификации учителей и работников сферы народного образования организовать спецкурс по переориентировке практических работников образования с учетом идей гуманизации общества, образования и воспитания молодого поколения; ввести в учебные планы ВУЗов и педучилищ спецкурсы по изучению национальной культуры, национального менталитета, основанного на гуманности, добре, трудолюбие и любви ко всему живому в природе; организовать постоянную и систематическую пропаганду идей гуманизации общества, образовательно-воспитательной системы, содержания образования и воспитания в семье и школе.
Список литературы диссертации автор научной работы: доктора педагогических наук, Каримова, Ирина Холовна, Душанбе
1. Абдулвалиев А. Изучение творчества С. Айни в средней школе. Душанбе . 1965. 136с
2. Абдуллазаде Р. Состязание поэтов и его значение. В сб. «Некоторые вопросы изучения литературы в школе. Душанбе, Ирфон, с.77-80
3. Аболин Л.М. Концепция школы нового типа, программа её практической реализации. Казань, 1995, с.31
4. Авзалов X. Великий просветитель ( 1000 лет со дня рождения Абуали ибн Сино), « Народное образование», 1980,.№10
5. Адреса интересного опыта. «Народное образование», 1993, №3
6. Айни С. Шайх Муслихиддин Саади Шерози. Сталинабад «Таджикгосиз-дат», 1942, 55 с.
7. Айтматов Ч. Расул Гамзатов поэт и гражданин. Махачкала, 1976, 183с.
8. Акобиров Ю., Харисов Ш, Садриддин Айни. Серия «Жизнь замечательных людей». Из-во ЦК ВЛКСМ « Молодая Гвардия», М., 1968, 142 с.9. Альберти . т. 1,2
9. Аминов А. Изучение жизни и творчества С. Айни в V VII классах. Душанбе, 1976, 98с.
10. Амонашвили Ш.А. В школу с шести лет. В книге «Педагогический по-иск».М. »Педагогика», 1987
11. Амонашвили Ш. Размышления о гуманной педагогике. М, 1996 494 с.
12. Аникеев Н.П. К вопросу о роли религии в традициях и идеологии афроазиатского национализма. Некоторые вопросы идеологической борьбы в странах Азии и Африки. М.1971.
13. Антология таджикской поэзии. Сталинабад,«Таджикгосиздат»,1948, 210 с.
14. Аргеткина К.М. Процесс воспитания гуманных чувств,убеждений и привычек поведения у учащихся 5-6 классов. Автореферат дис.канд. пед.наук. М., 1966, 19с.
15. Арипов М. (Орифи) Из истории педагогической мысли таджикского народа. Ч . 1-2, Душшанбе, 1962, 162с.
16. Асимов М.С Авиценна и мировая цивилизация. Народы Азии и Африки. 1980,№5,с.8
17. Асимов М.С. Ибн-Сина в истории мировой культуры . Вопросы философии . М., 1980, №7
18. Асири. Что такое человечность? « Таджикская поэзия», Сталинабад, 1949.
19. Афсахзод А. Абдурахман Джами, его время и творчество. « Джами. Избранные произведения» Jl.,1978
20. Ашуров Г. Филосовские взгляды Носира Хусрава. Душанбе, 1965,134с.
21. Бабаев Ю.М. Певец солнечных вершин. Душанбе, Ирфон,1971,176с.
22. Бабаев Ю.М. Турсунзаде. Сталинабад, «Таджикгосиздат», 1961,134с
23. Бабаев Алтын Хирман. Гуманистическая направленность подготовки будущего учителя к воспитательной работе с младшими школьниками . Автореферат канд. пед.наук. М., 1992,16с.
24. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса в школе. М.,1982, 192с.
25. Бадриев Ф. Внеклассная работа по литературе в старших классах . Ташкент «Укитувчи». 1969, 132с.
26. Бартольд В.В. История культурной жизни Туркестана. Л., 1927,256с.
27. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М., 1978,199с.
28. Бахтанова Е.Л. Преодоление авторитаризма и утверждение идеи демократизации и гуманизации школьного воспитания в советской школе. Автореферат канд.пед.наук. Минск, 1992.22с.
29. Белинский В.Г. Педагогические сочинения,СПБ, 1912.
30. Белинский В.Г. Собрание сочинений в 9 томах. Т-3, М., «Художественная литература», 1982
31. Белинский В.Г. Собрание сочинений в 9 томах. Т-8, М., «Художественная литература», 1982
32. Бердяев Н.А. О русской философии в 2-х ч. ч.2 ,1991,238с
33. Бертельс Е.Э. Джами. «Таджикгосиздат». 1949,175с.
34. Бертельс Е.Э. Истории персидско-таджикской литературы, МД960
35. Бертельс А.Е. Насири Хисрав и исмаилизм. М.1959.
36. Бертельс Е.Э Очерк истории культуры персидской литературы, М.1928
37. БеруловаМ.Н. Общедидактические подходы к гуманизации обрзова-ния,М. «Педагогика», 1994,№5
38. Беруни Абду Райхан. Избранные произведения. Т.1,1958,316с.
39. Бексина P.M. Чудновский В.Э. Вопоминания о будущей школе.М, «Просвещение», 1993.
40. Бестужев- Лада И.В. К школе ХХ1века. М., 1988г. 254 (1)с.
41. Богоутдинов А. Очерки по истории таджикской философии. Сталиа-бад,1962.
42. Боднар A.M. Педагогический потенциал учителя. Автореферат канд. пед. Наук. Екатеринбург. 1993,16с.
43. Болдырев А.Н. Зайниддин Васифи. Сталинабад. 1957,354с.45 .Болдырев Н.И. Воспитание коммунистической морали у школьников. М.1952, 232с.
44. Бондаревская Е.В. Гуманизация воспитания старшеклассников. «Советская педагогика» №9, 1991,с.50-56
45. Брагинский ИС. От Авесты до Айни. Душанбе, «Ирфон», 1981,256с.
46. Брагинский И. 12 миниатюр. М., 1976,302с.
47. Брагинский И.С. Из истории таджикской народной поэзии. М.1956, 238с.
48. Брагинский И.С. Заметки к изучению творчества Джами. В сб. «Джами -550». Душанбе, 1965.51 .Багунова Н.Ф. Становление и развитие гуманистических основ воспитания в советской школе (1917-1941гг) Автореферат дис.канд.пед.наук. Минск, 1982, 21с.
49. Буева JI.H. Общественный прогресс и гуманизм. М. « Знание»,1985,64с.
50. Бутузова Е.П. Формирование гуманистических качеств личности младшего школьника в учебной деятельности. Автореферат кан.пед.наук, М.,1991, 16с.
51. Вазиров 3. Социально-политические учения Камала. Душанбе, 1993.
52. Вейт М.А. Формирование гуманистических отношений в коллективе учащихся в общественной школе. Дис.докт.пед.наук. М., 1987, 404с.
53. Вент М.А. Формирование гуманных отношений в коллективе учащихся в общественной школе. Дис.докт.пед.наук. М., 1987, 404с.
54. Вендровская Р.Б. Воспитательная система массовой школы. Проблемы гуманизации. Сб. научных трудов, М, 1992,132с.
55. Взаимодействие культур Востока и Запада. М., 1987,168с.
56. Взгляды Ибн.Сино на воспитание ( на тадж.яз.) «Маърифат»,1994.№ 34,с.52-55.
57. Воспитание учащихся в духе коммунистического гуманизма / Под. ред. Щербакова Н.Л., Михайловой А.Г. М.,МОПИ. 1972,вып.24
58. Всеросийское образование в переходный период. Программа стабилизации и развития. М.,1991,334с.
59. Выбор программы воспитания: Учебное пособие/ Авт. Сост Л.А.Чепляева-Балашов. Госпединститут. 1993,334с.
60. Ганиев А. Педагогическая деятельность С.Айни. Ташкент «Укитувчи», 1965, 170с.
61. Гапон Н.П. Гуманистическая ценностная ориентация деятельности учителя (социально-философский аспект становления) ,Львов,1990
62. Гармаш В.Ю. Гуманизация и гуманитаризация в условиях совершенствования образовательной системы школы. Автореферат дис. Канд.пед.наук. М.,1996,22с.
63. Гафуров Б.Г. История таджикского народа в кратком изложении, т-1, изд.З-е, М., 1955г.
64. Гафуров Б. Краткая история таджикского народа. Сталинабад, 1947
65. Гафуров Б. Таджики. Древнейшая, древняяи средневековая история. М.,»Наука, 1972,658с.,
66. Гершунский Б.С. Философия образования. М., «Флинта», 1998,428с.
67. Гончаров Н.К. Основы педагогики. М.,1947,108с.
68. Гращенков В.Н. Гуманизм и портретное изображение раннего итальянского Возрождения . «Советское искусство знания -75. М., 1986 ,407с.
69. Григорян С.Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана. М.,АН СССР, 1960, 330с.
70. Григорян С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. М., 1966, 183с.
71. Груздев П.Н. Вопросы воспитания и обучения. М., 1949,172с.
72. Гуманизация воспитания в современныз условиях. Под.ред О.С. Газмана. М., 1995, 115с.
73. Гуманизация и демократизация учебно- воспитательного процесса . Омск, 1990,179с.
74. Гуманистическая мысль, школа и педагог. М., 1990,200с.
75. Гуманистическая парадигма образования и воспитания: теоретические основы и исторический опыт реализации. М.,1998, 290с.
76. Гуманистический пафос советской литературы. М., 1982, 256с.
77. Гуманитаризация образования. Начальный этап. Сборник материалов.Нытва, 1994, 63с.
78. Гуманизация образования. Тезисы научно-практической конференции . Ленинград, 1991, 210с.
79. Гусева Н.А. Принцип гуманизации и его осуществление в воспитательном процессе современной школы. Дис.канд.пед.наук. М., 1994, 226с.
80. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х томах. Т-1, «Русский язык». 1978, 699 /1/с.
81. Демьянчук С.А. Идейно-политическое воспитание учащихся средствами внеклассной работы.Дис.канд.пед.наук.М. 1965
82. Дехлави Амир Хусрав. Меджнун и Лейли. М.,»Наука», 1975
83. Джалилов А. Из истории культурной жизни таджикского народа. Душанбе, 1973, 148с.
84. Джами А. Книга мудрости Искандера. Душанбе, «Таджикгосиздат», 1955, 247с.
85. Джами А. Избранное. Душанбе, «Таджикгосиздат», 1955, 247с.
86. Джами А. Весенний сад. Душанбе, «Ирфон», 1966,249с.
87. Дидактика средней школы. Под ред. Данилова М.А. Скаткина М.А. М., «Просвещение» 1975,302с.
88. Диноршоев М. Философия Насредина Туси. Душанбе, 1969,157с.
89. Диноршоев М. Гносеология Газали и её мировоззренческая сущность. Изд.отд.общ. наук. АНТадж. ССР,№4, 1976.
90. Дониш А. Путешествия. Душанбе, «Ирфон» 1968
91. Дониш А.Отрывки из Наводир-ул-вакоеъ. Сталинабад, «Таджикго-сизд»,1957
92. Духовный М.И. О социалистическом гуманизме как составной части советской нравственности. Очерки по педагогике. М., 1981.
93. Дьяков М.М. Очерк истории Древнего Ирана. М. «Востоклит», 1961, 444с.
94. Единый ученый план РТ 1994/ 1995 уч.год и до 1999/2000 уч.год. Приказ № 110 от 3 июня 1994г. Министерства образования Республики Таджикистан.
95. Ермолаева А.Т. За что мы любим свою Родину. "Русский язык и литература в узбекской школе", 1972, № 5, с 89-93
96. Жафяров А.Ж. Гуманизация школьного образования через профилактичес-кое обучение. Новосибирск, 1995.28с.100 . Закон Республики Таджикистан об образовании . Душанбе, 1994
97. Захидов В. Три титана, Ташкент, «Фан». 1973, 86с.
98. Звезды поэзии .Душанбе, 1988,520с.
99. Зенковский В. Истории русской философии.,Л.,1991. T.I.
100. Зорина Л.Я. Слово учителя в учебном процессе. М.,1984
101. Идея гуманизма в литературах Востока. М. 1967
102. Идибеков Н. Этика Насриддина Туси в свете его теории свободы воли . Душанбе, 1987, 90с.
103. Исматов П. Пантеистическая философская традиция в персидско-таджикской поэзии IX-XV вв. Душанбе, 1986
104. Истории педагогики . Под ред. Константинова Н.А., Мединской С.Н., Шабаевой М.Ф., М.,1955, 588с.
105. Кайковус У. Кобусноме, Душанбе , «Адиб», 1990, 160с
106. Кекк Р.В. К истории гуманизации образования . Сб тезисов I международного конгресса по проблеме гуманизации образования Бийск , 1995, 110с.
107. Кенжаев Салим .Формирование гуманистических качеств личности учащихся старших классов в процессе изучения тадж. Литературы Дис.учен. степени кандидата пед.наук. Душанбе, 1982,158с.
108. Кралгрен Фг. Воспитание к свободе. /Пер.с немец. М. Центр вальдор-ской педагогики . 1992, 272с.
109. Карплюк П.Н. Принцип демократизации общеобразовательной школы и процесс его осуществления на современном этапе . Дис.канд.пед.наук. М.1992, 174с.
110. Кешелава В.В. Гуманизм действительный и мнимый . М. « Политиздат», 1973, 208с.
111. Кирабаева Н.С. Социальная философия мусульманского Востока ( эпоха Средневековья). М. 1981.
112. Кирабаев Н.С. Учение аль-Газали о свободе воли человек, сознание мировоззрения. М., 1979.
113. Киселев М.А. Гегель и современный мир. Л. ,1982
114. Кичатинова Н.А. Основные проблемы воспитания гуманизма у подростков Автореферат дисс.канд.пед. наук. Иркутск, 1971,26с.
115. Климова Л.Ф. Об усилении гуманической направленности обучения в начальных классах. Нач. школа, 1991 №2, с 2-7.120. 120 Климович Л.Ф. Ислам., М., 1965,334с.
116. Колесников Л.Ф. Эффективность образования. М. 1991
117. Каменский Я.А. Избранные педагогические сочинения в 2 томах . М. «Педагогика», 1982, 656с.
118. Конвенция о правах ребенка. 1989.
119. Конрад Н.И., Восток-Запад. Исследования, переводы, публикации. М.,1966
120. Корелин М.С. Ранний итальянский гуманизм и его историография .Т. 1-4 Спб., 1914.
121. Королькова Е.С. Научное знание основа гуманистического воспитания «Советская педагогика», 1991, № 1,с.30-35.
122. Коротов В.М. Воспитывающие обучение . М. «Педагогика», 1980, 190с.
123. Корчак Я. Избранные произведения . М, «Педагогика», 1979,473с.
124. Кузьнецова Т. Философия и проблема гуманитарного образования . М.,1970, 116с.
125. Кульматов Н. Этические взгляды Саади. Душанбе, 1968, 116с.
126. Латино -русский словарь Т-1 . Сост. Дворецкий И.К.,М., «Русский язык», 1981.
127. Легенский Г. Цель и способы воспитания М.,1990.
128. Леднев B.C. Содержание образования. М., 1989
129. Липец А. Шесть недель в английской школе, М., 1926
130. Литвиненко А.А. Развитие гуманистических представлений подростков художественной литературой в процессе внеклассной работы Автореферат канд.пед.наук. М. 1973, 34с.
131. Личностно-ориенированная педагогика как интеграция наук человека знания и сущность педагогического образования. М., 1995,67с.
132. Личность и гуманизм, /пер.с нем. М. 1981.
133. Маранцман В.Гуманитарное образование в современной школе // Народное образование., 1991, №1, сЛ 6-19.
134. Маркс К. Энгельс Ф. Полное собрание сочинений.,т .3
135. Маркс К. Энгельс Ф. Полное собрание сочинений.,т .21
136. Маркс К. Энгельс Ф. Полное собрание сочинений.,т .42
137. Мельсков Э.В. Об идеалах. М.Политиздат, 1968.
138. Мец. Мусульманский Ренессанс. М. «Наука».1973
139. Мирзоев Г. Изучение классической таджикской литературы как средство активизации познавательной деятельности учащихся 8 классов средней школы. Дисс.канд.пед.наук. Душанбе, 1970,265с.
140. Мирзозода X. Хабиб Юсуфи. Душанбе «Таджикгосиздат», 1961, 67с.
141. Миронов В.Б. Век образования. -М., 1990.
142. Михайлова А.Г. Формирование гуманных отношений у учащихся 9-10 классов. Автореф. дис. Канд. пед. наук. М.,1970, 19 с.
143. Мыдинский Е.Н. Народное образование в СССР. М., 1952
144. Негматов Н. Государство Саманидов. Душанбе, 1997, 279 с.
145. Нескребина О.Ф. Тенденция гуманизации знания и изменения стиля философского мышления. Красноярск, 1990, 10 с.
146. Нигматов З.Г. Народные традиции как средство воспитания социалистической гуманности у старших подростков. Дисс. канд. пед. наук, Казань, 1980,229 с.
147. Нигматов З.Г. Принцип гуманизма и его развитие в истории советской школы. /1946-1989 гг./. Казань, 1990, 269 с.
148. Нигматов З.Г. Социалистический гуманизм. «Педагогика и школа». Казань, 1988.
149. Низам мулмульк. Сиесатнаме. Книга о правлении вазира XI столетия. -М., «Просвещение», 1949.
150. Новая система народного образования в СССР. Сб. Документов и статей. - М., 1960, 603 с.
151. НуриддиновГ. Педагогические воззрения Саади. Душанбе, 1974, 53 с.157.0бидов И., Тупайло И.Л. Прогрессивная просветительная мысль таджикского народа и некоторые теоретико-методологические вопросы воспитания. В сб. Статей. Душанбе, 1994, 121 с.
152. Образование в мире на пороге XXI века. М., 1991.159.0бразование: реальность и перспективы. Сыктывкар, 1995, 38 с.
153. Огородников И.Т., Шимбарев П.Н. Педагогика. М., 1958, 374 с.
154. О гуманизме в науке и культуре, /под ред. П.Е. Сивоконя и др. М., 1982, 176 с.
155. Очерк истории таджикской советской литературы. Сталинабад, АН Таджикской ССР, 1955, 312 с.
156. О человеческом в человеке. /Под ред. И.Т. Фролова, М., 1981.
157. Педагогика . Под.ред. Емпова Б.Н. Гончарова Н.К. М.,1950
158. Педагогика. Под.ред. И.А. Каирова. М. 1948.
159. Педагогический поиск. Сост. И.Н.Баженова, М., «Педагогика», 1987
160. Перспективы гуманитарного образования в средней школе. Доклады Российско-американской конференции / Под.ред. Мацовского Россия / и Р. Шелтермана / США/, М. 194с.
161. Петропавловская Н.Ф. Литературные встречи в школе как звено- учебно- воспитательной работы учителей литературы. Автореферат канд.пед.наук, М.1962
162. Пинкевич А.П. Педагогика, М.1924
163. Подласый И.П. Педагогика. М. «Просвещение», 1996, 632с.
164. Политическое самообразование 1989,№4
165. Полозова Т.Д. Художественная литература . Школа жизни .М. «Просвещение», 1966.№3,с. 13-18
166. Пономаренко В.А. Гуманизация школы и идея вселенского сознания. //Педагогика, 1994,№3,с 13-18.
167. Попов Е.Б. Социально-педагогические аспекты гуманизации школьного образования. Дисс.канд.пед.наук. С.Петербург, 1995,201 с.
168. Порфирьева Р.А. Гуманизация образования как фактор преобразования общества. . Дисс.канд.пед.наук. М, 1992,192с
169. Примерное содержание воспитания школьников / Под. ред. И.С. Марь-енко. М., «Просвещение», 1976, 142 с.
170. Программа таджикской литературы для V-IX и X-XI классов. Душанбе, «Маориф», 1994.
171. Профилирование школ: разработки учебных планов. Материалы международного семинара С.-Петербурга «Об образовании» 1996, 186 с.
172. Психологическая наука в СССР в 2-х томах, т. 2 М., 1960, 656 с.
173. Раджабов 3. Поэт просветитель таджикского народа Асири Душанбе, 1974.
174. Раджабов М. Абдурахман Джами и таджикская философия XV в. Душанбе, 1968.
175. Раджабов М.Р. Фирдоуси и современность. Душанбе, 1976, 136 с.
176. Рази Абу Бакр. Духовная медицина. Душанбе, «Ирфон», 1990.
177. Рахимов С.С. Психолого-педагогические взгляды Абуали Ибн Сино. Ташкент, «Фан», 1979.
178. Рахманов М. Изучение жизни и творчества А.Рудаки в школе Дисс., канд. пед. наук. Ташкент, 1964, 220 с.
179. Рогожникова Р.А. Дисциплина, свобода, гуманизм. Пермь, 1994, 118 с.
180. Родник жемчужин. Душанбе, «Маориф», 1986, 446 с.
181. Розанов В.В. Сумерки просвещения / сост. В.Н. Щербаков.- Педагогика 1990-624 с.
182. Российское образование в переходный период : программа стабилизации и развития / Под ред. Э.Д. Днепрова и др. М., 1991.
183. Рудаки и его эпоха. Сталинабад, 1958.
184. Рудаки Произведения. Сталинабад, «Таджикгосиздат», 1958, 541 с.
185. Рудаки Абу-Абдулло Тадж. Изд., 1958, 71 с.
186. Руссо Ж.Ж. Эмиль или о воспитании. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики, .М., «Просвещение», 1971.
187. Саади. Куллият. Душанбе, «Ирфон», 1971, 451 с.
188. Саъди Шерози. Мунтахаби Кулиет. Нашриети Давлатии Точикистон, 1956.
189. Саади. Бустон. Перевод К. Чайкиной М., 1935.
190. Саади. Гулистон. М., 1959, 232 с.
191. Саади. Избранное. Душанбе, 1954, 284 с.
192. Сагадеев А.В. Гуманистические идеалы мусульманского средневековья. Человек как философская проблема. Восток-Запад, М., 1991.
193. Садиков А. Роль и предназначение человека в эстетических взглядах. Ибн Сина. Торжество разума. Душанбе, 1988.
194. Сайфуллоев А. Мирзо Турсун-зода. Душанбе, 1984.
195. Сайфуллоев А. Роман устода С.Айни «Дохунда» . Душанбе, «Дониш», 1960.
196. Семенов Н.Н. Наука и общество Ст. И речи. М., «Наука», 1981.
197. Сино Ибн. Ва тадбири манзел / Пер. На перс. Яз. М.Н. Заижани. Тегеран, 1938.
198. Сино ибн. Канон врачебной науки в 5 т. Т. I, Ташкент, 1954.
199. Сухомлинский В.А. Избранные произведения в 5 томах. Т. I, Киев, 1980, 686 с.
200. Сухомлинский В.А. Избранные произведения в 5 томах, Т. 2, Киев, 1980.
201. Сухомлинский В.А. О воспитании. М, «Политиздат», 1975, 272 с.
202. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям Изд. 2-е Киев «Радяньска шкла»», 1972, 244 с.
203. Сущих М.М. Формирование познавательной потребности младших школьников в условиях гуманизации обучения. Дисс., канд. пед. наук., Волгоград, 1991, 194 с.
204. Тлашев Х.Г. Общепедагогические идеи ученых-энциклопедистов Ближнего и Среднего Востока эпохи Средневековья. Ташкент, 1985.
205. Турсун-зоде М. Избранные произведения. Т. I, М., 1971, 158 с.
206. Турсун-зоде М. Избранное. Сталинабад, Таджикгосиздат, 1949.
207. Турсун-зоде М. Стихи и поэмы. ДуЩанбе, «Ирфон», 1968, 47 с215. «Учительская газета», 1990, январь №4.
208. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. Собр.соч. в 11 томах, М, АПН РСФСР, 1948-1952, т. 2.
209. Федотова В.Г. Душевное и духовное / Философские науки №7, 1988, с. 50.
210. Философские трактаты Ар-Рози. Сб Каир, т. 1, 1939 Бейрут, 1979.
211. Философский энциклопедический словарь. М, «Советская энциклопедия», 1983.
212. Формирование духовной культуры личности. Омск, 1992.
213. Франкл. В. Человек в поисках смысла. М., 10090.
214. Фролов И.Г. О человеке и гуманизме. «Работы разных лет», М., «Политиздат», 1989, 559 с.
215. Хайям О. Трактаты / Пер. с араб, и вступ. Статья В.А. Розенфельда /. М., 1961.
216. Хусензода Р. Из истории изучения литературы второй половины XIX в. -Душанбе, «Дониш», 1968, 306 с.
217. Ходизода Р. Из истории изучения литературы второй половины XIX в. -Душанбе, «Дониш», 1968.
218. Христоматия по зарубежной педагогике М., «Просвещение», 1971.
219. Хусензода III. Таджикская литература для 9 классов. Душанбе, «Ир-фон», 1969.
220. Черкасов В.А. Развитие духовности школьника. Челябинск, 1993.
221. Чернышевский Н.Г. Добролюбов, Н.А. Избранные педагогические высказывания М. Д., АПН РСФСО, 1949.
222. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. М., 1989.
223. Шиянов Е.Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы. М, Ставрополь, 1991, 205 с.
224. Шиянов Е.Н. Идеи гуманизации образования в контексте общественных теорий личности. Ростов на Дону, 1995, 310 с.
225. Юсуфи X. Избранные произведения. Сталинабад, «Таджикгосиздат», 1949, 229 с.
226. Яналов В. Из плена бездуховности . Народное образование, 1989, с. 127130.