автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование исторического самосознания студентов педагогического колледжа
- Автор научной работы
- Андреев, Александр Львович
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Красноярск
- Год защиты
- 1998
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Формирование исторического самосознания студентов педагогического колледжа"
г Б ОД
. ц Д1К 1938
На правах рукописи
Андреев Александр Львович
ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
Специальность 13.00.01 - общая педагогика
Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук
Красноярск 1998
/И
Работа выполнена на кафедре педагогики Красноярского государственного педагогического университета
Научный руководитель:
член-корр. РАО, доктор педагогических наук, профессор М.И.Шилова
Научный консультант:
член-корр. РАО, доктор философских наук, профессор ,А.М.Гендин
Официальные оппоненты:
член-корр. РАО, доктор педагогических наук, профессор А.П.Тряпицына, кандидат педагогических наук, доцент Г.И.Чижакова
Ведущее учреждение:
Хакасский государственный университет
Защита состоится «. 1998г. в // часов на заседании
диссертационного совета КИ3.23.01. по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук при Красноярском государственном педагогическом университете по адресу: 660049, Красноярск, ул. А.Лебедевой, 89
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Красноярского государственного педагогического университета
Автореферат разослан .. <Л<9 ъ 1998г.
Учёный секретарь диссертационного совета кандидат педагогических наук, доцент ,,
JCQ<f'
Г.С.Саволайнен
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Нарастание _ динамизма социальных процессов, сложность задач, решаемых в преддверии XXI. века, процесс превращения национальной истории во всемирную привели к небывалому интересу к прошлому человечества. Общество и человек обретают чувство истории, без которого невозможно осознать современный миропорядок. Поэтому в последнее время всё чаще внимание профессиональных педагогов, философов, социологов, историков и психологов привлекают различные аспекты формирования исторического самосознания в процессе образования и социализации молодёжи. Педагогической задачей становится изучение исторического самосознания как предпосылки и фактора. самореализации личности. Без приобретения человеком чувства истории, невозможно осознать личное и общественное бытие.
С такой постановкой проблемы выступают ведущие отечественные ученые - педагоги и психологи. А.В.Петровский считает, что главное для педагогов и психологов - воспитание исторического самосознания школьников. В.В.Давыдов неоднократно писал и говорил о новых возможностях, которые дают теория и практика развивающего обучения в поисках подходов к формированию исторического самосознания личности обучающегося.
Сегодня сложилась новая педагогическая ситуация, требующая найти и создать такую концепцию формирования исторического самосознания, которая была бы основой для культурного возрождения и развития России. Решение этой задачи требует от системы образования не только совершенствования учебно-воспитательного процесса, активизации традиционных форм и методов обучения, но и внедрения в систему образования дополнительных форм приобщения обучающихся к аксиологическому поиску.
Закон Российской Федерации об образовании предусматривает необходимость дополнительного образования как составной части общей системы образования. Условием развития системы Российского образования является поддержка в этой сфере региональных образовательных систем различными общественными и национально-культурными объединениями. Среди форм дополнительного образования и воспитания особую актуальность приобретают гуманитарно-гуманистические, призванные решать проблемы личностного развития. Такие возможности, как показывает опыт, содержит историко-краеведческое и культурно-национальное образование учащихся.
Поэтому обращение к педагогическому опыту различных школ, направлений и форм обучения оказывается тем самым путем, где возможно искать практическое решение проблемы формирования исторического самосознания учащейся молодежи.
Наличие фундаментальных работ, посвященных тенденциям развития исторического самосознания' (Г1 f .А.Барг, А.Я.Гуревич, А.В.Гулыга, В.И.Мильдон, А.И.Ракитов и др.), создаёт методологическую основу для его формирования. Важный вклад в выяснение социально-философской сущности содержания исторического самосознания вносят А.М.Гендин, В.В.Ельчанинов, Б.Г.Могильницкий, Н.П.Французова. Специфику исторического
самосознания как педагогического феномена в определенной мере раскрываю-
B.С.Библер, Б.К.Гензелис, Т.М.Ларина, Ю.М.Шор. Анализ социального аспект; исторического самосознания мы находим в работах И.Апине, А.Н.Гурьевой М.А.Дробижевой, А.А.Лысенко, И.А.Снежковой.
В работах, опубликованных до 1985 года (И.С.Кон, Ю.А.Левада и др.' анализ исторического самосознания идет, как правило, на общефилософскол уровне. После 1985 года (И.Ф.Балашов, А.С.Капто, Р.Г.Яновский и др.) анали: исторического самосознания предпринимается с позиций той или ино{ идеологической установки. В данных подходах, на наш взгляд, н< осуществляется выход с общеметодологического, философского I идеологического на конкретно-педагогический уровень познания.
Отечественные психологи В.С.Выготский, А.В.Петровский
C.Л.Рубинштейн, А.К.Спиркин, В.В.Столин и другие рассматривают проблем} самосознания как осознанную оценку человеком своих знаний, интересов, мотивов поведения, в целом оценку самого себя. В самосознании человеь выделяет себя из всего окружающего его мира и определяет свое место в нем.
В целом вопросы формирования исторического самосознания, несмотр?, на имеющиеся социально-философские и психологические основы, на нэп взгляд, недостаточно разработаны, некоторые важные проблемы требуют дополнительного общенаучного и педагогического анализа.
К ним необходимо, в частности, отнести следующие:
недостаточно исследованы формы и уровни исторического самосознания;
недостаточно определяется сущность психолого-педагогическогс содержания исторического самосознания;
не определены задачи формирования и развития исторического самосознания в современной педагогической практике.
Кроме того, актуальность выбранной темы определяется рядом других обстоятельств.
Во-первых, идеологический догматизм на долгое время во многом обусловил некорректные в научном отношении педагогические подходы к исследованию исторического самосознания. Так, реальное состояние исторического самосознания, диалектика его движущих сил и противоречий только становится объектом как общенаучных, так и педагогических исследований.
Во-вторых, актуальность выбранного аспекта , рассмотрения исторического самосознания обусловлена не только потребностями изучения методологического инструментария социального познания в целом, но и задачей дальнейшей разработки общих вопросов, связанных с выявлением роли образования в формировании исторического самосознания.
В-третьих, в среде психологов, педагогов, историков, социологов и философов имеет место неоднозначность подходов как в целом к определению исторического самосознания, так и к характеристике его частных дидактических аспектов. Дискуссионность многих вопросов актуализирует проблему, обусловливает необходимость её дальнейшего изучения.
В-четвертых, сознание современной педагогической' молодежи, по данным социологических исследований, характеризуется усилением веса
индивидуальных, яичностно ориентированных ценностей. Это ставит задачу перестраивания системы подготовки педагогических кадров, формирования творческой педагогической индивидуальности, сориентированной на подлинные ценности жизни, среди которых - осознание себя в истории своего народа, своего места в настоящем и будущем. ^ ¡с .,:
Таким образом, большая методологическая и теоретико -пе даг огич е екая значимость изучения исторического самосознания и " кёдостаточная разработанность проблемы обусловила выбор темы диссертационного исследования «Формирование исторического самосознания студентов педагогического колледжа».
Объектом исследования является целостный образовательный процесс в педагогическом колледже.
Предмет исследования - формирование и: развитие исторического самосознания студентов • педагогического колледжа в процессе основного и дополнительного гуманитарного образования.
Цель исследования: разработать теоретико-методологические основы интенсивного формирования и развития исторического самосознания студентов педагогического колледжа в процессе получения ими основного и дополнительного гуманитарного образования.• л - 1 . ■»■>
В основу исследования была положена следующая рабочая гипотеза. Историческое самосознание студентов колледжа будет интенсивно развиваться при условии:
если содержание предметов гуманитарного цикла наполнить дополнительным материалом, сориентированным на историческую жизнедеятельность человека, на осознание своего места в современной истории;
если будут практически использованы разнообразные формы и методы историко-гуманитарного дополнительного образования, раскрывающие историю жизнедеятельности личности и общества и реализующие возможность историко-познавательной поисковой деятельности студентов;
если в учебно-воспитательном процессе будет обеспечено сотворчество преподавателей и студентов в историко-познавательной деятельности.
При этом произойдет «погружение» студентов в исторические ценности и будут формироваться представления о прошлом в связи с самооценкой сегодняшнего дня, ценностные ориентиры и приоритеты.
В соответствии с предметом, целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1.Изучить социально-философскую сущность, структуру и психолого-педагогическое содержание исторического самосознания.
2.Охарактеризовать особенности и реальный уровень исторического самосознания студентов педагогического колледжа и специфику его проявлешм в современной педагогической ситуации.
3.Теоретически обосновать, разработать и практически апробировать дополнение содержания гуманитарного цикла, сориентированного на формирование исторического самосознания.
4.Исследовать условия влияния основных и дополнительных форм образования на формирование исторического самосознания студентов педагогического колледжа.
Методологической основой исследования является учение о личности как продукте общественного развития и общественных отношений, об активной роли самой личности в системе отношений, а также научно-рационалистические подходы к истории, развиваемые в современной философии и философии истории. Важным источником исследования служат труды классиков отечественной философии и педагогики, документы правительства об образовании, современная философская и психолого-педагогическая литература. Теоретическую основу исследования составили теория личностного и деятельностного подходов к воспитанию и научно-рационалистические подходы к истории.
Для решения поставленных задач в исследовании применялся комплекс методов: теоретический анализ философской, психологической, педагогической и методической литературы, анализ практики, опыта историко-краеведческой, фольклорно-этнографической работы студентов Канского педагогического колледжа, педагогический эксперимент. В ходе опытно-экспериментальной работы осуществлялось наблюдение, анкетирование, тестирование, беседы, метод экспертных оценок, создавались педагогические ситуации.
Базой исследования явился Канский педагогический колледж.
В проведении исследования можно выделить следующие этапы:
первый - изучение состояния формирования исторического самосознания в теории и практике образования, вычленение проблемы исследования (19941995гг.);
второй - определение предмета исследования, углубленное изучение избранной проблемы в теории философии, психологии, педагогике, методике преподавания (1995г.);
третий — конструирование основного и дополнительного гуманитарного образования в педагогическом колледже, экспериментальная проверка влияния историко-познавательной и краеведческо-поисковой деятельности студентов на развитие их исторического самосознания (1995-1998гг.).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования.
Теоретически выявлены и уточнены сущность, структура, формы и уровни исторического самосознания, признаки и показатели его сформированное™, специфика проявления в историко-познавательной и краеведческой поисковой деятельности.
Теоретически и методически обоснованы подходы к дополнению содержания гуманитарного образования на основе принципа историзма, выявлено влияние разработанного подхода на формирование и развитие исторического самосознания студентов педагогического колледжа.
Выявлены содержательные, организационные, психолого-педагогические и методические условия формирования и развития исторического самосознания в процессе сотворчества педагогов и студентов в историко-познавательной и краеведческой деятельности.
Установлено, что участие студентов в исследовательской деятельности создает реальную возможность для их творческой самореализации и самоопределения своей роли в современной жизни и ее истории.
Практическая значимость исследования заключается в том, что обоснована возможность формирования исторического самосознания студентов педагогического колледжа путем использования историко-познавательной, краеведческо-поисковой, фольклорной, этнографической работы, раскрыты содержание, методы и условия различных форм организации процесса формирования исторического самосознания.
Предложенные научно-методические рекомендации при их использовании в массовой практике позволяют обеспечить приобщение студентов к историко-познавательной и краеведческо-поисковой деятельности, педагогов - к использованию в практике дополнительного гуманитарно-гуманистического образования.
Достоверность результатов исследования обеспечивается изложенными выше его методологическими основаниями, применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования, а также опытно-экспериментальной проверкой теоретических выводов и предложений, положительными результатами работы.
Апробация и внедрение результатов исследования. Ход и результаты исследования неоднократно обсуждались на методологических семинарах преподавателей Канского педагогического колледжа; кафедры педагогики КГПУ, кафедры философии КВШ МВД России, кафедры литературы и поэтики КГУ.
Материалы исследования апробированы на республиканской научно-практической конференции «Образование и социализация личности в современном обществе» (1997г.) и на региональных научно-практических конференциях «Воспитание исторического и национального самосознания в процессе преподавания дисциплин гуманитарного цикла» (1996, 1997,1998гг.).
На защиту выносятся следующие положения:
1.Основой развития исторического самосознания является принцип историзма, так как его теоретический уровень предполагает выработку особого взгляда на историю, осмысление прошлого, способность человека объяснить прошлое во всей его сложности и противоречивости.
2.Поскольку в общественной практике историческое самосознание находит отражение в таких формах как мифология и фольклор, исторические трафиции и обычаи, художественные образы, воспоминания и др., его формирование в среде учащейся молодежи предполагает соответствующее обогащение содержания гуманитарного образования, раскрывающего взаимосвязь прошлого, настое-го и будущего, место личного в общественно-историческом процессе.
3. Со держание и предметность дополнительных форм историко-гуманитарного образования обеспечивают «погружение» в историческое прошлое, реализуют возможность историко-познавательной и краеведческо-поисковой деятельности студентов, что способствует формированию их исторического самосознания.
4.Сотворчество педагогов и студентов в историко-познавательной и краеведческой поисковой деятельности создает реальную возможность для самореализации индивидуальности студента в оценке прощлрго в связи с сегодняшним днем, формирует ценностные ориентиры и приоритеты, тем самым способствует развитию исторического самосознания будущих педагогов. .
"Структура и объем диссертационного исследования. Структура ' диссертационной работы определяется логикой исследования и отражает "последовательность решения поставленных задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, а также списка использованной литературы и приложения.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, степень ее научной разработанности, формируются объект, предмет, цели и задачи исследования, выдвигается гипотеза, определяются методы исследования, обозначена экспериментальная база и этапы исследования, раскрыта новизна исследования. Приведены положения, выносимые на защиту, отмечена практическая значимость данного диссертационного исследования.
В первой главе «Сущность, структура и содержание исторического ■ самосознания» анализируются историко-философские, психолого-педагогические, социологические, гносеологические и аксиологические . . проблемы исследования исторического самосознания.
■■> В первом параграфе «Социально-философская сущность исторического самосознания» дается анализ точек зрения современных философов, историков, социологов ■ и педагогов на содержание, сущность и происхождение исторического самосознания; Речь идет прежде всего о том, что идея исторического самосознания (прошлое живет в настоящем) имеет глубокйе социальные, гносеологические и психолого-педагогические корни.
В диссертации обосновывается точка зрения, согласно которой становление исторического самосознания связано с началом трудовой и материально-преобразующей деятельности человека. Оно формируется в .• процессе повседневной практической деятельности людей и непосредственно л отражает реальный процесс их жизни в форме исторических представлений и оценок исторического прошлого. Историческое самосознание есть продукт духовной деятельности общества и индивидов, всегда функционирует в - определенной социально-исторической форме.;
Для возникновения исторического самосознания необходимы определенные предпосылки: появление общественной (духовной) потребности; наличие общественных (материально-преобразующих) отношений, которые обнаруживают свою историчность; осознание обществом, социальной группой, личностью, нацией категории исторического времени.
Согласно логике диссертационного исследования, для понимания . социально-философской сущности и психолого-педагогического содержания исторического самосознания необходимо знать эволюцию представлений в отечественной философии и педагогике об историческом сознании,
самосознании, о смысле и цели истории, о методологии исторического познания. Дело не в том, оперировали ли мыслители прошлого такими понятиями как историческое самосознание, историческое мышление, а дело в том, как они понимали ход истории и ее социально-философский смысл.
В нашем понимании историческое самосознание правомерно рассматривать в качестве специфической формы общественного сознания, воспроизводящей и реализующей связь времен и поколений, преемственность в историческом процессе, несущей эстафету поколений; Это отражение историчности исторического процесса, единство изменчивости и преемственности в развитии общества, воплощение в идеальной форме соотношений пропшого-настоящего-будущего.
Во втором параграфе «Структура исторического самосознания» рассматриваются полифонический характер исторического самосознания, его структура (совокупность типов, уровней, форм), взаимодействие и взаимосвязь образующих историческое самосознание компонентов.
Полифонический характер исторического самосознания состоит в одновременном сочетании и развитии нескольких или множества самостоятельных историко-психологических составляющих. Анализ природы полифонизма исторического самосознания предполагает решение по ^айней мере таких мировоззренческих вопросов: Можно ли вообще человеческую историю, прошлое человеческого общества понять как собственное прошлое? Достаточно ли какого-нибудь одного монистического толкования для усвоения сути исторического процесса, исторической реальности, исторического факта? Можно ли получить объективное и истинное знание о прошлом?
Полифонический характер исторического самосознания предполагает, что все человечески-универсальное и личностно-индивидуальное -равноценные полюса. Сочетание рационального и иррационального, переплетение эмоций, представлений сегодняшнего дня, сложившихся традиций обуславливает историческое и психологическое его содержание.
В диссертации выделяются два уровня исторического самосознания (обыденный и теоретический), на которых происходит встреча человека с историей.
Обыденный уровень исторического самосознания - продукт эмпирического познания - во многом складывается на основе эмоционально-чувственного, образного, интуитивного восприятия фактов "исторических коллизий" и исторического прошлого. Первые впечатления об историческом прошлом человек получает благодаря соприкосновению с историческими памятниками, историческими символами, сказами, легендами, былинами, художественно литературой. Обыденный уровень исторического самосознания воспринимает внешние стороны объективных условий, не вскрывая их глубинной сущности и закономерности развития. Отсюда схематизм обыденного уровня и особое значение здравого смысла как способа мышления в системе исторического самосознания.
Переход от обыденного уровня к теоретическому уровню осознания людьми исторических фактов, исторического прошлого и исторического настоящего предполагает качественный перелом - выработку особого взгляда
на историю и исторический процесс и возникновение специализированных социально-философских, историологических, социокультурологических и психолого-педагогических методов анализа. , ,
Опираясь на теоретические положения А^М.Гендина, . Б.К.Гензелиса, Б.Г.МогйльйиЦкого, БЖПоршнева, в данном параграфе выделится степени -усвоения и осознания людьми исторических событий и. исторического ^прошлого ¡¿' целом. Связь осознания , людьми исторических событий и исторического прошлого анализируется' в диссертации на раде конкретных примеров.
Рассматриваются' социальные формы исторического самосознания. ■ Каждая социальная форма Исторического' самосознания обладает своими особенностями, которые прежде всего объясняются спецификой отражения той или ■ иной стороны исторического прошлого, способом отражения и выполняемой' ими ^функцией. В рамках каждой социальной формы исторического самосознания осуществляется систематизация и упорядочивание определенных общезначимьпсисгорических знаний, их интерпретация.
Основой развития исторического самосознания является принцип историзма, который предполагает выработку особого взгляда на историю, теоретическое осмысление простого'уже в форме научного знания.
Третий параграф' посвящен анализу психолого-педагогического содержания исторического самосознания.
Психолого-педагогическое содержание исторического самосознания анализируется в диссертации как сложное и многообразное явление. В исследовании подчеркивается, что с точки зрения психолого-педагогического анализа историческое самосознание представляет собой сложный процесс, сущность которого состоит в восприятии личностью многочисленных образов самого себя в различных ситуациях, наполненных историческим содержанием. В структуру психолого-педагогического содержания включаются различные группы исторических идеалов в обществе, отношение к историческому настоящему, отношение к историческому будущему. Они представляют собой относительно устойчивые содержательные элементы .исторического самосознания, в то время как их соотношение исторически меняется. Психолого-педагогическое содержание исторического самосознания закрепляется в обрядах, традициях, обычаях, а также в других духовных образованиях.
В' этом контексте в структурном отношении историческое самосознание представляет единство трех сторон: когнитивной, эмоционально-ценностной и действенно-волевой, регулятивной. Диссертант в анализе проблемы опирается на принцип единства сознания и деятельности (Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн, А.И.Леонтьев) и принцип исторического развития самосознания (А.С.Выготский, А.Л.Лурин). Эти и некоторые другие методологические принципы функционирования самосознания предоставляют широкие возможности для практической разработки проблемы. ь
Во второй главе «Практика формирования исторического самосознания студентов педагогического колледжа» диссертант рассматривает прикладные аспекты формирования исторического самосо^н^ния.^ В... качестве базу
-п-
исследования явился Канский педагогический колледж, где с 1994 года под руководством диссертанта как директора колледжа и преподавателя истории осуществлялась психолого-педагогическая программа формирования исторического самосознания студентов.
Специфика исследования как опытно-экспериментального обусловила подход к отслеживанию процесса и результата работы. Сравнивались показания студентов филологического факультета I курса (на начало работы) и П1 (на конец) со студентами всех других факультетов. Гуманитарная подготовка первых, естественно, выше, историческая - равная.
В первом параграфе главы. анализируется практический опыт современной системы образования, показываются ограниченные возможности основных форм обучения в педагогическом колледже по формированию исторического самосознания. Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы позволил сделать вывод, что у студентов всех факультетов уровень развития исторического саморазвития низок.
В качестве основных для изучения и сравнения были вычленены следующие компоненты: интерес к истории, реальный уровень, исторических знаний, знание родословной, участие в изучении истории «Малой Родины», знание отечественной литературы и искусства, знакомство с языковыми традициями, знание народных традиций, обрядов, обычаев.
Для изучения интереса к истории, который выступает в эмоциональной и рациональной формах было опрошено 210 студентов, из них: 130 человек -студенты I курса (40 человек - факультета филологии; 30 человек - факультета математики и информатики; 25 человек - факультета технологий и 35 человек -факультета начальных классов) и 80 человек - студенты III курса (25 человек -факультета филологии; 20 человек — факультета математики и информатики; 15 человек - факультета технологий и 20 человек - факультета начальных классов).
Используя методику М.Рокича по изучению ценностных ориентации было установлено, что в ранге значимых показателей находятся здоровье (физическое и психическое), наличие хороших и верных друзей, любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком).
При этом ценности, имеющие отношение к историческому самосознанию, такие как «активная» жизненная позиция, «счастье других» (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом), «творчество» и у первокурсников и у третьекурсников заняли лишь 16 и 17 ранговые места.
Результаты самооценки свидетельствуют о высоком уровне самоуважения студентов, которые принимают себя как личность, склонны осознавать себя как носителя позитивных ■ социально желательных характеристик.
Наиболее западали на начало работы у всех студентов знание родословной, изучение «Малой Родины», знание народных традиций, обрядов и обычаев (см. график).
Было признано, что процесс формирования исторического самосознания у студентов колледжа и развитие. историко-познавательной и краеведческо-
поисковой деятельности зависят от научно-методической подготовки педагогов, руководителей кружков, кабинетов, выставок, определяющих не только направление, но и цели развития личности студента, его субъектной позиции.
В связи с выводами, полученными при анализе состояния образовательного процесса и проявления исторического самосознания студентов на начало опытно-экспериментальной работы была обоснована необходимость дополнения содержания образования, введения дополнительных методов и форм обучения.
Во втором параграфе данной главы раскрывается сущность модификации учебных программ по истории, литературе, этике и краеведению. Были разработаны и внедрены в образовательный процесс спецкурс по истории — «Красноярский край в истории Отечества», по литературе - «Литература Древней Руси и XVIII века» и «Русский фольклор», краеведческий спецкурс по истории города Канска.
Спецкурс «Литература Древней Руси и XVIII века» имеет своей целью воспитать интерес к историко-познавательной и историко-поисковой деятельности, привить любовь к истории русской литературы и истории своего Отечества.
Разработан и проводится спецкурс «Русский фольклор». Фольклор как элемент духовной культуры является самым важным средством процесса формирования исторического самосознания. Знания фольклора - необходимый атрибут формирования и творческого самосознания студентов. Различая во многих фольклорных сюжетах «зашифрованный» рисунок исторического прошлого, студенты достаточно точно могут представить народное миропонимание, миросозерцание, чувство исторического ритма.
Спецкурс по истории «Красноярский край в истории Отечества» предусмотрен для всех факультетов Канского педагогического колледжа. Основная задача спецкурса - дать представление студентам об истории их родного края, сделать для них узнаваемыми события и людей, которые принимали участие в этих событиях. Спецкурс «История Канска», рассчитанный также на студентов всех факультетов, формирует чувства Малой Родины, особое восприятие родного города, его улиц, особое к нему отношение, к его истории, памятникам культуры.
Таким образом, развитие исторического самосознания студентов проходит в процессе историко-познавательной деятельности, обращенной к анализу исторического прошлого. Развитие интереса к историко-познавательной и краеведческо-поисковой деятельности определяется наличием необходимых организационных и психолого-педагогических условий, всесторонне продуманной, целенаправленной методической работой преподавательского коллектива.
В третьем параграфе анализируется сотворчество педагогов и студентов в дополнительных формах образования как условие формирования исторического самосознания.
Дополнительные формы образования - один из основных источников получения исторической информации студентами. Согласно программе
формирования исторического самосознания бита создана система дополнительных форм образования, направленная на активизацию историко-познавательной и краеведческо-поисковой деятельности, которая включает: кружок «История костюма», кружок «Народные праздники», кружок «Народная вышивка», историко-лингвистический кружок «Язык есть исповедь народа», постоянно действующий кабинет фольклористики с выставками «Большая история малой пуговицы», «Плат узорный», «Из бабушкиного сундука», а также ставшие ежегодными (1996, 1997, 1998) региональные научно-практические конференции «Воспитание исторического и национального самосознания в процессе формирования дисциплин гуманитарного цикла», в которых принимают активное участие и студенты. В параграфе рассматривается каждая из этих форм дополнительного образования и показывается их роль в процессе формирования исторического самосознания.
Получены выводы, что формирование и развитие исторического самосознания студентов проходит в процессе теоретической познавательной деятельности, обращенной к анализу исторического прошлого; теоретические задания, выполняемые на стыке гуманитарных наук, обеспечивают интеграцию исторического знания, тем самым углубляют его; способы и приемы сквозного «проживания» исторических событий во времени, поиск исторического факта, приближение истории через изучение истории «Малой Родины» способствуют интенсивному развитию исторического самосознания студентов.
Стало заметным, что к III курсу студенты всех факультетов переосмысливают значение практически всех источников формирования исторического самосознания. Изменились приоритеты: основным мотивом интереса к истории становится получение информации об истории «Малой родины»: улицы, дома. Хорошо знакомы с историей города стали - 54,3% студентов; 43,7% - знают достаточно много фактов из истории города и только 3% опрошенных не знают истории той местности, где проживают.
В итоге уже применительно к сегодняшней психолого-педагогической ситуации колледжа можно говорить о 2-х уровнях проявления исторического самосознания студентов - практическом и теоретическом.
Практический уровень проявляется в овладении прикладными навыками русских народных ремесел, знаниях народных традиций, обрядов и обычаев.
Теоретический уровень подтверждает изменившийся характер творческих работ студентов: от чисто описательных к собственно-исследовательским. -
Творческие работы представляются студентами на ежегодных научно-практических конференциях. Процент студенческих (творческих) работ, посвященных аспектам исторического самосознания, от начала до конца опытной работы возрос от 2 до 35%. Студенты, получая теоретические знания и практические навыки, реализуют их на практике в базовых школах.
Для общей оценки эффективности решения поставленных в исследовании задач была зафиксирована динамика покомпонентного развития самосознания студентов от I к III курсу (см-график).
График
Динамика развития компонентов исторического самосознания студентов филологического и других факультетов на начало и конец опытно-экспериментальной работы.
\\ ! ! / А \
\Ч 1 // \
\ 1
Г-н'
! 1
-,-,-,-,-
1 2 3 4 5
Интерес Реальный Знание Изучение Знание
к уровень родословной истории литературы
истории исторических "Малой и
знаний Родины" искусства
-1-1—
6 7
Знакомство Знание
с народных
языковыми традиций, традициями обрядов, обычаев
Примечание:
- студенты филологического факультета на начало -опытно-экспериментальной работы
- студенты других факультетов на начало опытно-экспериментальной работы
- студенты филологического факультета на конец опытно-экспериментальной работы
- студенты других факультетов на конец опытно-экспериментальной работы
Данные графика свидетельствуют о значительном росте структурных компонентов исторического самосознания не только студентов-филологов, но студентов других факультетов. Значительное продвижение сделали студенты негуманитарных факультетов, особенно по таким компонентам, как интерес к истории, реальный уровень исторических знаний, изучение истории «Малой родины», знание традиций, обычаев и обрядов.
В целом анализ опытно-экспериментальной работы, осуществляемой в Канском педагогическом колледже в течение 4-х лет, дал положительные результаты и доказал результативность преобразования учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование и развитие исторического самосознания студентов.
Многоплановость и сложность исторического самосознания и его психолого-педагогическая эволюция предполагают продолжение всестороннего его изучения.
В заключении подводятся итоги проведенной работы и намечаются перспективы дальнейших исследований.
СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ ОТРАЖЕНО В СЛЕДУЮЩИХ РАБОТАХ:
1. Проблема исторического самосознания в советской и постсоветской философской литературе // Воспитание исторического и национального самосознания в процессе преподавания дисциплин гуманитарного цикла. -Канск: Краевое управление образования администрации Красноярского края. Канский педагогический колледж. 1996. - С.1-9.
2. Проблема русской духовности в философских дискуссиях конца XIX -начала XX века // Воспитание исторического и национального самосознания в процессе преподавания дисциплин гуманитарного цикла. — Канск: Главное управление образования Красноярского края. Канский педагогический колледж. 1997.-С. 1-5.
3. Человек. История. Память (К вопросу об изучении исторического сознания и исторического самосознания) // Историческое сознание: Методология исследования, антология классических текстов, аннотированный указатель литературы: Учебное пособие. - Красноярск: Изд-во КГПУ, 1997. - С.15-22.
4. Историческое самосознание и социальная детерминация в развитии личности // Образование и социализация личности в современном обществе. - Красноярск: Изд-во КГПУ, 1997. - С.9-11.
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Андреев, Александр Львович, 1998 год
Введение.
Глава 1. Сущность, структура и содержание исторического самосознания.
1.1. Социально-философская сущность исторического самосознания
1.2. Структура исторического самосознания.
1.3. Психолого-педагогическое содержание исследования исторического самосознания.
Глава 2. Практика формирования исторического самосознания студентов педагогического колледжа.
2.1. Особенности исторического самосознания студентов педагогического колледжа.
2.2. Наполнение содержания предметов гуманитарного цикла на основе принципа историзма.
2.3. Сотворчество педагогов и студентов как условие формирования исторического самосознания.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование исторического самосознания студентов педагогического колледжа"
Диссертация посвящена педагогическому анализу проблемы формирования исторического самосознания в теории и практике на примере работы педагогического колледжа.
Актуальность исследования. Нарастание динамизма социальных процессов, сложность задач, решаемых в преддверии XXI века, процесс превращения национальной истории во всемирную привели к небывалому интересу к прошлому человечества. Общество и человек обретают чувство истории, без которого невозможно осознать современный миропорядок. Поэтому последнее время все чаще внимание профессиональных педагогов, философов, социологов, историков и психологов привлекают различные аспекты формирования исторического самосознания в процессе образования и социализации молодежи. Педагогической задачей становится изучение исторического самосознания как предпосылки и фактора самореализации личности. Без приобретения человеком чувства истории невозможно осознать личное и общественное бытие.
С такой постановкой проблемы выступают ведущие отечественные ученые - педагоги и психологи. А.В.Петровский считает, что главное для педагогов и психологов - воспитание исторического самосознания школьников. В.В.Давыдов неоднократно писал и говорил о новых возможностях, которые дает теория и практика развивающего обучения в поисках подходов к формированию исторического самосознания личности обучающегося.
Сегодня сложилась новая педагогическая ситуация, требующая найти и создать такую концепцию формирования исторического самосознания, которая была бы основой для культурного возрождения и развития России. Решение этой задачи требует от системы образования не только совершенствования учебно-воспитательного процесса, активизации традиционных форм и методов обучения, но и внедрение в систему образования дополнительных форм приобщения обучающихся к аксиологическому поиску.
Закон Российской Федерации об образовании предусматривает необходимость дополнительного образования как составной части общей системы образования. Условием развития системы Российского образования является поддержка в этой сфере региональных образовательных систем различными общественными и национально-культурными объединениями. Среди форм дополнительного образования и воспитания особую актуальность приобретают гуманитарно-гуманистические, призванные решать проблемы личностного развития. Такие возможности, как показывает опыт, содержит историко-краеведческое и культурно-национальное образование учащихся.
Поэтому обращение к педагогическому опыту различных школ, направлений и форм обучения оказывается тем самым путем, где возможно искать решение проблемы формирования исторического самосознания учащейся молодежи.
Наличие фундаментальных работ, посвященных тенденциям развития исторического самосознания ( М.А. Барг , А.Я. Гуревич , А.В. Гулыга , В.И. Мильдон , А. И. Ракитов и др.) , создает методологическую основу для его формирования. Важный вклад в выяснение социально-философской сущности содержания исторического самосознания вносят A.M. Гендин , В.В. Ельчанинов , Б.Г. Могильницкий, Н.П. Французова. Специфику исторического самосознания как педагогического феномена в определенной мере раскрывают B.C. Библер , Б.К. Гензелис , Т.М. Ларина , Ю.М. Шор . Анализ соционального аспекта исторического самосознания мы находим в работах И. Алине , А.Н. Гурьевой , М.А. Дробижевой , А.А. Лысенко , И.А. Снежковой .
В работах, опубликованных до 1985 года (И.С.Кон , Ю.А. Левада и др.), анализ исторического самосознания идет, как правило, на общефилософском уровне. После 1985 года ( И.Ф. Балашов , А.С. Капто , Р.Г. Яновский и др.) анализ исторического самосознания предпринимается с позиций той или иной идеологической установки. В данных подходах, на наш взгляд, не осуществляется выход с общеметодологического, философского и идеологического на конкретно-педагогический уровень познания.
Отечественные психологи B.C. Выготский , А.В. Петровский , С.Л.Рубинштейн, А.К. Спиркин, В.В.Столин и другие рассматривают проблему самосознания как осознанную оценку человеком своих знаний, интересов, мотивов поведения, в целом оценку самого себя. В самосознании человек выделяет себя из всего окружающего его мира и определяет свое место в нем.
В целом вопросы формирования исторического самосознания, несмотря на имеющиеся социально-философские и психологические основы, на наш взгляд, недостаточно разработаны, некоторые важные проблемы требуют дополнительного общенаучного и педагогического анализа.
К ним необходимо, в частности, отнести следующие: недостаточно исследованы формы и уровни исторического самосознания; недостаточно определяется сущность психолого-педагогического содержания исторического самосознания; не определены задачи формирования и развития исторического самосознания в современной педагогической практике.
Кроме того, актуальность выбранной темы определяется рядом других обстоятельств.
Во-первых, идеологический догматизм на долгое время во многом обусловил некорректные в научном отношении педагогические подходы к исследованию исторического самосознания. Так, реальное состояние исторического самосознания, диалектика его движущих сил и противоречий только становится объектом как общенаучных, так и педагогических исследований.
Во-вторых, актуальность выбранного аспекта рассмотрения исторического самосознания обусловлена не только потребностями изучения методологического инструментария социального познания в целом, но и задачей дальнейшей разработки общих вопросов, связанных с выявлением роли образования в формировании исторического самосознания.
В-третьих, в среде психологов, педагогов, историков, социологов и философов имеет место неоднозначность подходов как в целом к определению исторического самосознания, так и к характеристике его частных дидактических аспектов. Дискуссионность многих вопросов актуализирует проблему, обусловливает необходимость ее дальнейшего изучения.
В-четвертых, сознание современной педагогической молодежи, по данным социологических исследований, характеризуется усилением веса индивидуальных, личностно ориентированных ценностей. Это ставит задачу перестраивания системы подготовки педагогических кадров, формирования творческой педагогической индивидуальности, сориентированной на подлинные ценности жизни, среди которых- осознание себя в истории своего народа, своего места в настоящем и будущем.
Таким образом, большая методологическая и теоретико-педагогическая значимость изучения исторического самосознания и недостаточная разработанность проблем обусловила выбор темы диссертационного исследования "Формирование исторического самосознания студентов педагогического колледжа".
Объектом исследования является целостный образовательный процесс в педагогическом колледже.
Предмет исследования - формирование и развитие исторического самосознания студентов педагогического колледжа в процессе основного и дополнительного гуманитарного образования.
Цель исследования: разработать теоретико-методологические основы интенсивного формирования и развития исторического самосознания студентов педагогического колледжа в процессе получения ими основного и дополнительного гуманитарного образования.
В основу исследования была положена следующая рабочая гипотеза. Историческое самосознание студентов колледжа будет интенсивно развиваться при условии:
- если содержание предметов гуманитарного цикла наполнить дополнительным материалом, сориентированным на историческую жизнедеятельность человека, на осознании своего места в современной истории;
- если будут практически использованы разнообразные формы и методы историко-гуманитарного дополнительного образования, раскрывающие историю жизнедеятельности личности и общества и реализующие возможность историко-познавательной поисковой деятельности студентов;
- если в учебно-воспитательном процессе будет обеспечено сотворчество преподавателей и студентов в историко-познавательной деятельности.
При этом произойдет "погружение" студентов в исторические ценности и будут формироваться представления о прошлом в связи с самооценкой сегодняшнего дня, ценностные ориентиры и приоритеты.
В соответствии с предметом, целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования;
1. Изучить социально-философскую сущность, структуру и психолого-педагогическое содержание исторического самосознания.
2. Охарактеризовать особенности и реальный уровень исторического самосознания студентов педагогического колледжа и специфику его проявления в современной педагогической ситуации.
3. Теоретически обосновать, разработать и практически апробировать дополнение содержания гуманитарного цикла, сориентированного на формирование исторического самосознания.
4. Исследовать условия влияния основных и дополнительных форм образования на формирование исторического самосознания студентов педагогического колледжа.
Методологической основой исследования является учение о личности как продукте общественного развития и общественных отношений, об активной роли самой личности в системе отношений, а также научно-рационалистические подходы к истории, развиваемые в современной философии и философии истории. Важным источником исследования служат труды классиков отечественной философии и педагогики, документы правительства об образовании, современная философская и психолого-педагогическая литература. Теоретическую основу исследования составили теория личностного и деятельностного подхода к воспитанию и научно-рационалистические подходы к истории.
Для решения поставленных задач в исследовании применялся комплекс методов: теоретический анализ философской, психологической, педагогической и методической литературы, анализ практики, опыт историко-краеведческой, фольклорно-этнографической работы студентов Канского педагогического колледжа, педагогический эксперимент. В ходе опытно-экспериментальной работы осуществлялось наблюдение, анкетирование, тестирование, беседы, метод экспертных оценок, создавались педагогические ситуации.
Базой исследования явился Канский педагогический колледж. В проведении исследования можно выделить следующие этапы: первый - изучение состояния формирования исторического самосознания в теории и практике образования, вычленение проблемы исследования (1994 - 1995 гг.); второй - определение предмета исследования, углубленные изучения избранной проблемы в теории философии, психологии, педагогике, методике преподавания (1995 г.); третий - конструирование основного и дополнительного гуманитарного образования в педагогическом колледже, экспериментальная проверка влияния историко-познавательной и краеведческо-поисковой деятельности студентов на развитии их исторического самосознания (1995-1998гг.).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования.
Теоретически выявлены и уточнены сущность, структура, формы и уровни исторического самосознания, признаки и показатели его сформированное™, специфика проявления в историко-познавательной и краеведческой поисковой деятельности.
Теоретически и методически обоснованы подходы к дополнению содержания гуманитарного образования на основе принципа историзма, выявлено влияние разработанного подхода на формирование и развитие исторического самосознания студентов педагогического колледжа.
Выявлены содержательные, организационные, психолого-педагогические и методические условия формирования и развития исторического самосознания в процессе сотворчества педагогов и студентов в историко-познавательной и краеведческой деятельности.
Установлено, что участие студентов в исследовательской деятельности создает реальную возможность для их творческой самореализации и самоопределения своей роли в современной жизни и ее истории.
Практическая значимость исследования заключается в том, что обоснована возможность формирования исторического самосознания студентов педагогического колледжа путем использования историко-познавательной, краеведческо-поисковой, фольклорной, этнографической работы, раскрыты содержание, методы и условия различных форм организации процесса формирования исторического самосознания.
Предложенные научно-методические рекомендации при их использовании в массовой практике позволяют обеспечить приобщение студентов к историко-познавательной и краеведческо-поисковой деятельности, педагогов - к использованию в практике дополнительного гуманитарно-гуманистического образования.
Достоверность результатов исследования обеспечивается изложенными выше его методологическими основами, применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования, а также опытно-экспериментальной проверкой теоретических выводов и предложений, положительными результатами работы.
Апробация и внедрение результатов исследования. Ход и результаты исследования неоднократно обсуждались на методологических семинарах преподавателей Канского педагогического колледжа; кафедры педагогики КГПУ, кафедры философии КВШ МВД России и кафедры литературы и поэтики КГУ.
Материалы исследования апробированы на республиканской научно-практической конференции "Образование и социализация личности в современном обществе" (1997 г.) и на региональных научно-практических конференциях "Воспитание исторического и национального самосознания в процессе преподавания дисциплин гуманитарного цикла" (1996, 1997, 1998 гг.).
НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:
1. Основой развития исторического самосознания является принцип историзма, так как его теоретический уровень предполагает выработку особого взгляда на историю, и осмысление прошлого, способность человека объяснить прошлое во всей его сложности и противоречивости. Содержание и предметность дополнительных форм образования, реализующих возможность интенсивного развития историко-познавательной и краеведческо-поисковой деятельности студентов, способствует формированию их исторического самосознания.
2. Поскольку в общественной практике историческое самосознание находит отражение в таких формах, как мифология и фольклор, исторические традиции и обычаи, художественные образы, воспоминания и др., его формирование в среде учащейся молодежи предполагает соответствующее обогащение содержания гуманитарного образования, раскрывающего взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего, место личного в общественно-историческом процессе.
3. Содержание и предметность дополнительных форм историко-гуманитарного образования обеспечивают "погружение" в историческое прошлое, реализуют возможность историкопознавательной и краеведческо-поисковой деятельности студентов, что способствует формированию их исторического самосознания. 4. Сотворчество педагогов и студентов в историко-познавательной, краеведческо-поисковой деятельности создает реальную возможность для самореализации индивидуальности студента в оценке прошлого в связи с сегодняшним днем, формирует ценностные ориентиры и приоритеты, тем самым способствует развитию исторического самосознания будущих педагогов.
Структура и объем диссертационного исследования. Структура диссертационной работы определяется логикой исследования и отражает последовательность решения поставленных задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, а также списка использованной литературы и приложения.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Результаты исследования в контексте данного вопроса позволили выявить следующую тенденцию: знание истории и интерес к исторической информации не всегда находятся в прямой зависимости друг от друга, так как только 36% опрашиваемых, проявляющие устойчивый интерес к исторической тематике, продемонстрировали высокий уровень знания истории.
При анализе данных опроса предполагалось также выявить, насколько хорошо студенты знакомы с историческими личностями. На вопрос анкеты, кого из полководцев Вы знаете, было названо 70 имен. Наибольшее число опрошенных отметили имена А.В.Суворова (91 %), Г.К.Жукова (80,7%), М.И.Кутузова (80,4 %), М.Н.Тухачевского (41,8 %), К.К.Рокоссовского (40,7 %), Александра Невского (32,4 %), П.И.Багратиона (31,7 % ), В.К. Блюхера (27,9 %), П.С.Нахимова (27,5 %) и т.д. Среди деятелей науки, литературы и искусства студенты назвали М.В.Ломоносова (56,2 %), С.П.Королева (28,3 %), Д.И.Менделеева (23,7 %), А.С.Пушкина (66,7 %), Л.Н.Толстого (26,8 %), Ф.М.Достоевского (18,8 %), А.П.Чехова (16,6 %), П.И.Чайковского (14,1 %), Андрея Рублева (9 %) и др.
В анкете также предлагалось 19 фамилий, для которых нужно было указать - "кто есть кто". Результаты показали, что 46 % опрошенных не знают, кто такой С.Вургин, 37,7 % - К.Булавин, 36,2 % Джамбул Джабаев, 30,5 % - П.Кривонос, 24,9 % -А.Брусилов, 22,9 % -М.Цхакая.
Историческое самосознание формируется не только в процессе преподавания исторических дисциплин, но и всем укладом жизни, всеми социальными институтами. Один из них - семья. Далеко не в каждой семье уделяют этому моменту большое значение. Часть вопросов анкеты как раз была посвящена проблемам, связанным с формированием исторического самосознания в семье.
Например, в кругу семьи рассказывают о бабушках и дедушках "систематически" - в 21,9% семей студентов; "от случая к случаю" - в 66,4% не рассказывают - в 5,3% (остальные не ответили на вопрос). О прабабушках и прадедушках систематически рассказывают в 5,7%, а не рассказывают в 41,5% семей. О более далеких предках рассказывают в 1,1%, не рассказывают в 67,2% семей. По мнению опрошенных студентов, это происходит потому, что родители не знают своих родословных дальше дедушек и бабушек. 16,6% студентов ответили, что хорошо знают прабабушку и прадедушку и лишь 3% - более далеких предков. Не случайно, практически все студенты отмечают в качестве важного мотива получения исторической информации стремление больше узнать о своей родословной, выяснить, чем занимались и какими были их предки.
Между тем в редких семьях отсутствуют разного рода "реликвии". В 82,6% семей студентов имеются альбомы, фотографии, портреты бабушек, дедушек и более далеких предков; в 65,3% хранятся ордена, медали, именное оружие, почетные грамоты, благодарности, различные вещи, принадлежащие предыдущим поколениям; в 29,1% семей - письма с фронта, вырезки из газет и журналов с рассказами о боевых и трудовых подвигах родителей, бабушек и дедушек; в 14,7% семей - различные вещи (буденовки, тельняшки, шапки и т.п.); в 16,2% семей - семейные украшения; в 27,2% семей - старинные книги, журналы, пластинки, произведения живописи, доставшиеся по наследству; в 18,1% - иконы, предметы религиозного культа; в 9,4% -старинная мебель. Все это не часто, но бывает предметом семейных разговоров, что, безусловно, играет важную роль в формировании исторического самосознания студентов.
Достаточно большой интерес представляют ответы на вопрос: "О каких нравственных качествах бабушек и дедушек, более далеких предков рассказывают Вам родители, родственники?" 60,2% ответили, что о трудолюбии, терпении; 64,2% - о доброте, человечности, честности, порядочности; 18,5% - о непримиримости ко лжи, фальши;
13,2% - о мужестве, героизме, патриотизме. Как видно, в рассказах преобладают нравственные оценки.
Таким образом, студенты хоть и знакомы с историей своих предков, но недостаточно, о чем свидетельствует большое количество высказываний, связанных с необходимостью более пристального и последовательного изучения своей родословной. Именно этот момент, возможно, является системообразующим, исходным в формировании исторического самосознания студентов, причем это должно стать не просто желанием, интересом для человека, а настоятельной потребностью найти свое место, свою "нишу" в цепочке своих предков, своих далеких родственников.
Одни из способов воспитания такой потребности - знакомство с историей "малой родины" - своего города, села, поселка, улицы, дома.
Студенты были опрошены на предмет того, хорошо ли они знакомы с историей своего города? Анализ ответов на данный вопрос позволил выявить следующее: хорошо знакомы - только 21,9%, знают лишь отдельные факты - 60,8%, остальные не знают истории того города, той местности, где проживают. Данные ответы имеют отношение к студентам 1 курса всех факультетов педагогического колледжа. Краеведческий музей посещают лишь 12,5% студентов 1 курса.
Интересна и познавательна для исследования группа ответов на вопросы, связанные с ролью литературы и искусства в процессе формирования исторического самосознания. 63,8% опрошенных студентов знают и иногда читают книги из серии "Жизнь замечательных людей"; 57,4% привлекают воспоминания очевидцев и участников событий; 59,6% нравится читать исторические романы и повести; 41,9% выражали желание познакомиться с публикациями архивных документов; 36,6% интересуют кинофильмы на исторические темы. К сожалению, монографии, брошюры и статьи ученых читают только 9,8%.
На вопрос: "Кто из авторов исторических романов привлекает внимание?" - 63,4% назвали В.Пикуля, 54,7% - Д.Волкогонова, 36,2% -А.Рыбакова, 16,2% - Г.Синкевича. Из других писателей чаще упоминались Л.Н.Толстой, Н.М.Карамзин, И.И.Лажечников, Л.Н.Фейхтвангер.
Необходимо отметить, что определенным показателем исторического самосознания студентов является развитие языковой культуры, поскольку язык служит средством передачи из поколения в поколение социального опыта культурных норм и традиций, через язык реализуется преемственность поколений и исторических эпох, язык является универсальным хранилищем национального самосознания народа, поэтому часть вопросов анкеты была направлена на выявление уровня владения студентами языковыми формами и традициями прошлого. Результаты исследования показали, что лишь 23,2% опрошенных используют часто пословицы и поговорки. Абсолютное большинство высказались в поддержку выступлений фольклорных ансамблей, однако 9% опрошенных студентов считают эти выступления, так же как и народные гулянья, безнадежно устаревшими. 73,6% сказали, что они с удовольствием слушают старинные народные песни, но только 37% поют их в кругу друзей; 89,8% любят народные сказки; 89,4% интересуются народной медициной.
Один из показателей уровня развития исторического самосознания студентов, как отмечалось выше, является знание и сформированное отношение к традициям, обычаям, обрядам.
В проведенном нами исследовании была предпринята попытка выявить отношение студентов к некоторым традициям, обрядам, обычаям, доставшимся от прежних поколений. 92,8% студентов считают, что надо сохранить традицию украшения новогодней елки; 58,9% - застолья по поводу юбилеев; 69,1% - поминальные обряды; 43,4% - венчание; 38,1% - крещение; 23,4% - соблюдение поста; 1,5% -калым. Новые обряды (бракосочетания, регистрация новорожденного, посвящение в студенты) большинство опрошенных считают во многом формализованными, лишенными эмоциональной окраски, а поэтому уступающими по силе воздействия старинным обрядам, обычаям и традициям.
На начало опытно-экспериментальной работы историческое самосознание студентов представляет собой переплетение научных знаний, наивных представлений, оценок, порожденных средством массовой информации, традиций, доставшихся в наследство от предыдущих поколений.
Для более глубокого изучения проявления исторического самосознания студентов 1 курса всех факультетов был использован метод рейтинга. Для этого были выделены и представлены студентам основные структурные компоненты исторического самосознания.
Оценка осуществлялась по шкале от 1 до 10 баллов. В итоге было выявлено, какие компоненты представлены в самосознании студентов, какие указывают: на что обратить особое внимание при организации учебно-воспитательного процесса.
Результаты анализа представлены в графике 1.
График 1
Самооценка значимости компонентов исторического самосознания студентов филологического и других факультетов на начало опытно-экспериментальной работы.
Интерес к истории
Реальный уровень историческ их знаний
I I
3 4
Знание ро- Изучение дословной истории "малой родины" I 5
Знание литературы и искусства
Знакомство с языковыми традициями 7
Знание народных традиций, обрядов, обычаев
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема формирования исторического самосознания в целом ряде важнейших психолого-педагогических моментов продолжает оставаться дискуссионной. Научное исследование проблемы формирования исторического самосознания требует интеграции философских, социологических, психологических и педагогических знаний. Актуальность исследования объясняется не только недостаточной разработанностью социально-философских и психолого-педагогических основ формирования исторического формирования самосознания учащейся молодежи, но и тем, что в предыдущие годы догматизм во многом обусловил некорректные в научном отношении подходы к разработке данной проблемы.
Социально-философский и психолого-педагогический анализ, который мы применили, позволил решить некоторые вопросы природы, структуры, функций исторического самосознания.
Историческое самосознание выражает социальную, философскую, психолого-педагогическую сущность человека и человеческого общества.
Устная и фиксированная (письменная) память, ретроспективная реконструкция прошлого, представление об историческом времени и историческом пространстве, размышления о смысле истории (ее начале и конце), историко-познавательная и краеведческого-поисковая деятельность, интерес к истории своей семьи, улицы, города, страны, народа - все это элементы исторического самоанализа.
Опираясь на понимание социально-философской сущности исторического самосознания, учитываем ,что оно находит отражение в таких формах, как мифология и фольклор, исторические традиции и обычаи, художественные образы и воспоминания. В диссертации обосновывается необходимость наполнения содержания и использование дополнительных форм гуманитарного образования в педагогическом колледже.
Мифы, народная поэзия, былины, сказания, эпосы - повествуют, прежде всего, об исторических деяниях и героических подвигах рода, фамилии и т.п. Почти вся художественная литература от Древней Руси до наших дней основана на оценке и анализе прошлого как личного, так и общественного. Наконец, большинство социально-философских и психолого-педагогических концепций построено на отношении к прошлому, либо на отказе от него.
В этом отношении психолого-педагогический материал, который дают исследования, проведенные в Канском педагогическом колледже по проблемам формирования исторического самосознания студентов, представляют большой педагогический интерес. Он позволил уточнить ряд факторов, формирующих историческое самосознание и влияющих на его функционирование. Состоялось психолого-педагогическое "погружение" студентов в историческое прошлое, в историко-познавательную и краеведческо-поисковую деятельность, расширившую общегуманитарные знания и удовлетворяющую их потребность в знании истории своей семьи, улицы, своего учебного заведения, своей страны, создав реальные возможности самовыражения и самоопределения в основных и дополнительных формах образования.
Спецкурс по истории "Красноярский край в истории Отечества", спецкурсы по литературе: "Литература Древней Руси и XVIII века" и "Русский фольклор",- краеведческий спецкурс по истории города Канска, кружки "Народные праздники", "История костюма", "Народная вышивка", историко-лингвистический кружок, кабинет фольклористики с постоянно действующими выставками "Большая история маленькой пуговицы", "Плат узорный", "Из бабушкиного сундука", а также региональные научно-практические конференции, организованные на базе колледжа "воспитание исторического и национального самосознания в процессе преподавания предметов гуманитарного цикла" приняли форму сотворчества и обеспечили организационные и психолого-педагогические условия интенсивного формирования и развития исторического самосознания студентов педагогического колледжа.
Молено констатировать, что на базе Канского педагогического колледжа разработана концепция формирования исторического самосознания будущего учителя, основной смысл которой состоит в следующем :
1. Психолого-педагогическая программа формирования исторического самосознания представляет собой слолшое явление гуманизации образования и социализации личности;
2. Формирование комплекса мировоззренческих представлений, ориентированных на историческую лшзнедеятельность студента, на осознание своего места в истории, возмолено лишь при условии активной историко-познавательной и краеведческо-поисковой деятельности самих студентов;
3. Развитие исторического самосознания студентов проходит в процессе историко-познавательной и краеведческо-поисковой деятельности, обращенных к анализу исторического прошлого ( в исследовании выявляется комплекс условий, способствующих развитию интереса к такой деятельности);
4. Предпринятая реконструкция гуманитарного образования, использование соответствующих задачам исследования форм и методов организации учебно-педагогического процесса способствует выработке у студентов определенного взгляда на историю развития способностей объяснить прошлое, раскрыть взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего, место личного в общественно-историческом процессе.
Многоплановость исторического самосознания и его психолого-педагогическая эволюция предполагают продолжение всестороннего его изучения.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Андреев, Александр Львович, Красноярск
1. Агаев А.Г. Нация, ее сущность и самосознание // Вопросы истории. -1967.-№7.- С. 15-22.
2. Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания:Избр. пед. труды. В 2-х Т. Т.2.- М.: Наука, 1978.-С.104.
3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания,- М.: Наука, 1977.-С.187-274.
4. Андреев А.Л. Историческое самосознание и социальная детерминация в развитии личности // Образование и социализация личности в современном обществе: Материалы республиканской научно-практической конференции: Изд-во КГПУ, 1997. С. 9-11.
5. Андреев Ю.В. Поэзия мифа и проза истории. Л.:Лениздат, 1990. -223 с.
6. Анисимова И.И. Историческое сознание как феномен культуры // Сознание и диалектика познания: Межвуз. сб. науч. тр. /Ивановский гос. ун-т; / Отв. ред. Гумницкий Г.М. и др. Иваново: Изд-во Иванов, ун-та, 1986. - С.114-121.
7. Антипова Г.А. Историческое прошлое и пути его познания. -Новосибирск: Наука, 1987. 242 с.
8. Барг М.А. Исторический факт: структура, форма, содержание // История СССР. 1976. - № 6. - С.56-69.
9. Барг М.А. Эпохи и идеи: Становление историзма. М.: Мысль, 1987.348 с.
10. Баталов Э.Я. В мире утопий: Пять диалогов об утопии, утопич. сознании и утопич. экспериментах. М.: Политиздат, 1989. - 319 с.
11. П.Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Сов. Россия, 1979.- 318 с.
12. Бердяев Н.А. Самопознание.-Л.:Лениздат, 1991.-397 с.
13. Бобров Е.Е. О самосознании. М.: Наука, 1996. - 102 с.
14. Борокоев Б. Национальное самосознание и его структура: Учен. зап. Псковского госпединститута. 1968. - Вып. 37. - С. 40-47.
15. Васильев В.А. Социальные интересы: единство и многообразие // Социал.-полит.журн. 1995. - № 3. - С. 83-90.
16. Вдовин А.И. Российская нация: национальные проблемы XX века и общенацианальная Российская идея : Авт. дис. д-ра ист. наук./МГУ им. М.В Ломоносова.-М., 1995.-38с.
17. Власова В.Б. Историческое самосознание общества как проблема философии культуры.// История как обновление философского знания.-М., 1991.-С.137-151.
18. Волобуев О.В., Кулешов С.В., Очищение: История и перестройка. -М.: Изд-во агентства печати новости , 1989. 288 с.
19. Волошин М.А. Лики творчества. Л.: Наука, 1988. - 848 с. -(Литературные памятники).
20. Волошин М.А. Пути России: Стихотворения и поэмы. -М.:Современник, 1992. 247 с.
21. Выготский Л.С. История развития высших психических функций.-М., 1960.-С.197-198.
22. Выготский Л.С. Сознание как проблема психологии поведения. Собр. соч. в 6 т .Т.1.- М., 1982.-С.95.
23. Гензелис Б.К. Человек и историческое сознание // Некоторые аспекты философского понимания человека. Вильнюс: Минтис, 1988.-С.29-35.
24. Голубев А.В. Мифологизированное сознание как фактор российской модернизации // Мировосприятие и самосознание русского общества (19-20вв). М., 1994. - С. 187-204.
25. Греков Б.А. Избранные труды. Т. 3. М.: Изд-во АН СССР, 1960. -526 с.
26. Гулыга А.В. Искусство истории. М.: Современник, 1989,- 288 с.
27. Гулыга А.В. Историческое сознание и исторический роман // Гулыга А.В. Уроки классики и современность. М.:Худож.лит., 1990.- С. 285-299.
28. Гулыга А.В. Историческое сознание // Современные проблемы философии истории: Тез. докл. межвуз. науч. конф. Тарту, 1979. -С.16-17.
29. Гурьянова А.Н. Традиции и становление исторического самосознания //Формы и методы социального познания: Сб. научных тр./ Калининский гос. ун-т. / Ред. Расторгуев В.Н. и др. Калинин: Издв-во Калининского ун-та, 1989. - С.61-66.
30. Гусев К.В. Формирование исторического сознания // Общественное сознание и перестройка: В 2-х ч. Ч. 2. М.: Мысль, 1988. - С.101-106.
31. Гусейнов Г.Ч. Ложь как состояние сознания // Вопросы философии.- 1989.-№11.-С. 64-77.
32. Давыдов Ю.Н. Этическое измерение памяти // Этическая мысль: Науч.-публист. чтения / Ред. Гусейнов А.А. и др. М.:Политиздат, 1990.-С.165-200.
33. Дегтярев С.И. К вопросу о формировании научного уровня исторического сознания // Закономерности формирования общественного сознания: Межвуз. сб. научных тр. / Апт. гос.ун-т / Ред. Ельчанинов В.А. др. Барнаул: Изд-во АГУ, 1983. - С. 86-89.
34. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений: В 15-ти т. Т. 5. Преступление и наказание. Л.: Наука, 1989. - 573 с.
35. Дробижева Л.М. Историческое сознание как часть национального самосознания народа // Традиции в современном обществе: Исслед. этнокульт. процессов: Сб. ст. /Отв.ред. Дробижева Л.М.и др. М.: Наука, 1990. - С. 227-234.
36. Дудченко О.Н. Мытиль А.В. Социальная идентификация и адаптация личности // Социол. исслед. 1955. - С. 110-119.
37. Егоров В.К. Историческое мышление, историческое сознание // Егоров В.К. История в нашей жизни. М.: наука, 1990. - С. 58-115.
38. Ельчанинов В.А. Историческое сознание. Барнаул, 1984. - 105 с. Деп. в ИНИОН АН СССР 25.09.84. - № 18374.
39. Ельчанинов В.А. О содержании исторического сознания // Диалектика форм и уровней общественного сознания: Межвуз. сб.науч.тр. /Алт.гос.ун-т/ Отв.ред. Ельчанинов В.А. и др. Барнаул: Изд-во АТУ, 1989.-С.22-32.
40. Ельчанинов В.А. Историческое сознание и проблемы его формирования // Закономерности формирования общественного сознания: Сб.науч.тр. /Алт.гос.ун-т/ Ред. Ельчанинов В.А. и др,-Барнаул: Изд-во АТУ, 1983.- С.3-17.
41. Есть мнение /Общ. ред. Ю.А.Левада.- М.: Прогресс, 1990,- 296 с.
42. Журавлев Г.Т., Меркушин В.И., Фомичев Ю.К. Историческое сознание: Опыт социологического исследования // Вопросы истории.-1989,-№6,-С.118-130.
43. Закс JI.A. Художественное сознание,- Свердловск: Изд-во Урал, гос.ун-та, 1990.- 212 с.
44. Иванов В.В. Методологические основы исторического познания.-Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1991,- 151 с.
45. Ильин И.А. О грядущей России: Избр. ст. -М.: Воениздат., 1993,-С.366.
46. История и психология /Сост.Анцыферова Л.И., Поршнев Б.Ф.- М.: Наука, 1971.-382 с.
47. История и сталинизм /Сост.Мерцалов А.Н.- М.: Политиздат, 1991,448 с.
48. Историческое познание: традиции и новации: Тез. меджународ. теор. конференц.-Ижевск, 1993.-Гл.1-231с., Гл.2-265с.
49. Историческое сознание: Методология исследования, классических текстов, . указатель литературы: Учебное пособие. Красноярск: Изд-во КГПУ, 1997.- 288 с.
50. Капто А.С. Историческая наука и формирование исторического сознания // Вопросы истории КПСС.- 1987,- №11,- С.20-35.
51. Карамзин М.Н. История государства Российского: В 3-х кн. Кн.1,-М.: Книга, 1988,- C.IX-XV.
52. Киссель М.А. Историческое сознание и нравственность,- М.: Знание, 1990.- 64 с. (Новое в жизни, науке, технике.).- ( "Этика" -№3).
53. Ключевский В.О. Сочинения: В 9-ти т. Т.1: Курс русской истории. 4.1. /Под ред. Янина В.Л.- М.: Мысль, 1987.- 430 с.
54. Ключевский В.О. Сочинения: В 9-ти т. T.IX . Материалы разных лет /Под ред. Янина В.Л.- М.: Мысль, 1990.- 525 с.
55. Ключевский В.О. Сочинения: В 8-ми т. Т.VIII. Грусть: Памяти М.Ю.Лермонтова, умер 15 мая 1841 г.- М.: Изд-во социально-экономической литературы, 1958,- С.113-132.
56. Ключевский В.О. Характеристики и Воспоминания.- М., 1912,-С.45-93.
57. Ковальченко И.Д. Историческое познание: индивидуальное, социальное и общечеловеческое // Свобод, мысль.- 1995,- №2 с. 111123.
58. Козин Н.Г. Познание и историческая наука: /Эмпирический и теоретический уровни знания и познания и историческая наука/. -Саратов: Изд-во Сарат.гос.ун-та, 1980,- С.43-78.
59. Колобов О.А., Макарычев А.С. Специфика формирования исторического сознания молодежи в условиях перестройки // Молодежная культура: Проблемы и перспективы развития:
60. Сб.материалов науч.-теорет.конференции / Горьковский гос.ун-т / Ред. Хайрулина Ю.Р. и др.- Горький: Изд-во ГГУ, 1990,- С.26-32.
61. Кон И.С. Проблемы истории в истории философии // Методологические и историографические вопросы исторической науки: Сб.науч.тр.: Вып.4 /Томский гос.ун-т/ Отв.ред. Данилов А.И. и др.- Томск.: Изд-во Томского ун-та, 1966,- С.14-56.
62. Копалов В.И. Историческое познание и историческое сознание //Копалов В.И. Историзм как принцип социально- философского исследования,- Свердловск: Изд-во Урал.ун-та, 1991.- С.3-14.
63. Косолапов В.В. Методология и логика исторического исследования,- Киев, 1977.-356 с.
64. Красная книга культуры / Сост. и предис. В.Рабинович.- М.: Искусство, 1989.- 423 с.
65. Кузнецова В.В. Человек в контексте социальных форм жизнедеятельности. Саратов: Изд-во Сарат.пед.ин-та, 1995.- 128 с.
66. Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. Вып. 11.- СПб, 1913.-321 с.
67. Ларина Т.М. К проблеме диалогичности исторического анализа // Философия истории: диалог культуры: Материалы IX Всесоюз.филос.чтения молодых ученых / Под ред. Столярова В.И.-М.: Философское об-во СССР, 1984,- С.183-184.
68. Левада Ю.А. Историческое сознание как социально-философская проблема // Философские проблемы исторической науки,- М.: Наука, 1969,- С.186-225.
69. Леонова А.А. Историческое сознание как социально-философская проблема // Проблема человека в истории науки и философии: Межвуз.сб.науч.тр. / Ленинградский гос.пед.ин-т им.А.И.Герцена / Отв.ред. Стрельченко В.И. и др.- Л.: Изд-во ЛГПИ, 1990.- С.132-137.
70. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. -М: Политиздат, 1977.-С.227-229.
71. Либиг Ю. Историческое сознание как предмет философского исследования: Автореф.дис. .канд.философ.наук .- М.: АОН при ЦК КПСС, 1983.-32 с.
72. Липпс Ч. Самосознание,- СПб: Наука, 1996,- 107 с.
73. Лихачев Д.С. Великий путь: Становление русской литературы XI-XVII веков,- М.: Современник, 1987.- 301 с.
74. Лихачев Д.С. Откройте шире окно истории // Собеседник,- 1986.-№21.-С,40.
75. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. М., 1975.-С.З-32.
76. Лурия А.Р. Язык и сознание,- М., 1979.
77. Лысенко А.А. Историческое мышление и перспективы перестройки // Философская и социологическая мысль,- Киев, 1989.- №6,- С.42-46.
78. Мелетинский Е.М. Общее понятие мифа и мифологии // Мифологический словарь / Ред. Мелетинский Е.М.- М.: Сов.Энциклопедия, 1990,- С.635-640.
79. Мильдон В.И. "Земля" и "небо" историческое сознания // Вопросы философии,- 1992.- №5,- С.87-100.
80. Могильницкий Ю.Г. О природе исторического познания.- Томск: Изд-во Томского гос.ун-та, 1978,- 234 с.
81. Могильницкий Б.Г. Историческое познание и историческое сознание // Историческая наука: Вопросы методологии / АОН при ЦК КПСС.-М.: Мысль, 1986.- С.96-111.
82. Муравтев А.В., Сахаров A.M. Очерки истории русской культуры IX-XVIII вв.- М.: Просвещение, 1984,- 336 с.
83. Нагорная Л.К. Здравый смысл в системе исторического сознания // Диалектика форм и уровней общественного сознания: Межвуз.сб.науч.тр. /Алт.гос.ун-т;/ Ред. Ельчанинов Е.А. и др,-Барнаул: Изд-во АТУ, 1989.- С.22-32.
84. Новикова Л.Г., Овсянникова А.А., Ротман Д.Г. Стереотипы исторического самосознания // Социологические исследования. -1989.- №5.- С.3-13.
85. Общее среднее образование России: Сб.нормативных документов 1994-1995 г.г./Сост. М.Р.Леонтьева, Н.Н.Гара, А.М.Водянский,- М.: Новая школа, 1994.-256 с.
86. Ойзерман Т.И. Философия и обыденное сознание // Вопросы философии. 1967.-№4.- С.121-130.
87. Панюков А.И. Историческое сознание: фольклор, традиции, обряды /К проблеме изучения крестьянского фольклора Сибири/ //Памятники истории и культуры Красноярского края. Вып. 2,-Красноярск: Изд-во КГПИ, 1992.- С.246-251.
88. Петровский А.В. История советской психологии: Формирование основ психологической науки ,-М., 1967.-С.144-164.
89. Петровский А.В. Личность . Деятельность. Коллектив.-М.: Политиздат, 1982.-С.231-254.
90. Петровский А.В. Психология о каждом из нас ,-М.: Изд. Российского открытого ун-та, 1992.
91. Петровский А.В. Психология развивающейся личности./ Под ред. А.В.Петровского. -М.: Педагогика, 1987.-С.38-76.
92. Петровский А.В. Феномен субъективности в психологии личности : Автореф. На соиск. учен. степ. докт. психол. наук,- М.:МГУ, 1993.
93. Подрпригора В.Н., Краснопевцева Т.И. Русский вопрос современной России//Вопр. Философии .- 1995.-№6.-С.65.
94. Попов С.И. О переоценке ценностей в историческом сознании: Методологический аспект //Политическое образование. 1989,- №2,-С.38-45.
95. Потебня А.А. Слово и миф. М.: Правда, 1989.- 624 е.- (Из истории отечественной философской мысли).
96. Пушкин А.С. Избранные сочинения: В 2-х т. Т.1.- М.: Худож.лит., 1978.- 752.- (Б-ка классики.).- (Рус.классич.лит.).
97. Разумов А.Г. Историческое сознание и политическая культура // Коммунист. -1991. № 4. - С. 6-18.
98. Ракитов А.И. Историческое сознание и историческое познание // Ракитов А.И. Историческое познание: Системно-гносеологический подход. М.: Политиздат, 1982. - С. 27-64.
99. Романенко JI.M. Метаморфозы российской модели гражданского общества: диалектика стихийного и сознательного // Социал.-полит.журнал. 1995. - № 3. - С. 37-44.
100. Ростовцев А.Н. Культурологический смысл содержания образования//Социал.-полит.журн. 1995. -№ 3. - С.173-178.
101. Рубинштейн C.J1. Избранные философско-психологические труды.-М.: Наука, 1997.
102. Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии.-М.: Педагогика, 1973.-С.241.-385.
103. Рубинштейн C.JI. С чего начинается личность.-М., 1983.
104. Рубинштейн C.J1. Человек и мир.-М.: Наука, 1997.
105. Савцов Н.И. историческое сознание: Содержание и сущность // Урал. гос. ун-т А.М.Горького. Свердловск, 1989. - Деп. в ИНИОН АН СССР 16.10.89. № 39772. - 181 с.
106. Сенявская Е.С. Героические символы: иллюзии и реальность: (О механизмах формирования в годы Великой Отечественной войны) // Мировоспитание и самосознание русского общества (19-20 в в.). -М., 1994.-С.164-186.
107. Снежкова И.А. К проблеме изучения этнического самосознания у детей и юношества // Советская этнография.- 1982.- №1,- С.35-41.
108. Соловьев С.М. Сочинения: В 18 кн. Кн.1. Т.1-2 / Отв.ред. Ковальченко И.Д., Дмитриев С.С.- М.: Мысль, 1988.- 797 с.
109. Соргин В.В. К новому историческому сознанию // Общественные науки,- 1989,- №3,- С.93-103.
110. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: 1993.- 278 с.
111. Стефанов Н. Мультипликационный подход и история. М.: Мысль, 1976.-432 с.
112. Столин В.В Самосознание личности. М. :МГУ, 1984.
113. Трубецкой Н.С. К проблеме русского самопознания : Собр. ст. Pans : Bibl. nat., 1998.- 93с.
114. Тюнников Ю.С. , Хасанова Г.Ф. О структуре национального самосознания // Межнациональные отношения в России: История и перспективы.- Казань, 1994.-С.78-80.
115. Устьянцев В.Б. Социальные аспекты становления исторического сознания // Некоторые вопросы отечественной и всеобщей истории: Сб. ст. /Саратовский гос. ун-т/ редкол.: Устьянцев /отв. ред./ и др. -Саратов: Изд-во СГУ, 1983. С. 142-143.
116. Федоров М.И. Перестройка и развитие исторического сознания молодежи // Молодежь 89: Общественное положение молодежи и вопросы молодежной политики в СССР. - М.: Мол.гвардия, 1989. - С. 58-60.
117. Фейхтваргер JI. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.6. Кн.1. Дом Дездемоны, или Мощь и границы исторической художественной литературы. М.:Худож.лит., 1991. - С.543-681.
118. Франк C.JI. крушение кумиров // Франк C.J1. Сочинения. М.: Правда, 1990. - С.113-183.- (Из истории отечественной философской мысли).
119. Французова Н.П. Принцип историзма и исторического сознания // Общественное сознание и перестройка: в 2-х ч. Ч. 2. М.:Мысль, 1988.-С. 90-101.
120. Хвостова К.В. К вопросу о историческом познании //Новая и новейшая история. -М.- 1993.- №3.- С.20-28.
121. Чеснакова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.:Наука, 1977. - 142 с.
122. Шор Ю.М. Очерки теории культуры. Л.: ЛГИТМИК, 1989. - С. 44-57.
123. Шорохова Е.В. Проблема Я и самосознание // Проблемы сознания. М.: Наука, 1966. - С. 213-227.
124. Юденко О.Н. К вопросу о структуре национального самосознания //Образование и социализация личности в современном обществе: