автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование нравственной позиции студентов вуза на основе императивов национальных ценностей
- Автор научной работы
- Шурдумова, Эльмера Мусабиевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Майкоп
- Год защиты
- 2013
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Формирование нравственной позиции студентов вуза на основе императивов национальных ценностей"
На правах рукописи
ШУРДУМОВА Эльмера Мусабиевна
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА НА ОСНОВЕ ИМПЕРАТИВОВ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
1 г ДЕК 2013
005543489
Майкоп -2013
005543489
Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Адыгейский государственный университет»
Научный кандидат педагогических наук, доцент
руководитель: Аутлева Асиет Нурбиевна
(ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет»)
Официальные Койчуева Абриза Салиховна
оппоненты: доктор педагогических наук, профессор / заведующая
кафедрой психологии и педагогики ФГБОУ ВПО «Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия»
Ромаева Наталья Борисовна
доктор педагогических наук, профессор / профессор кафедры педагогики и педагогических технологий ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»
Ведущая ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный
организация университет»
Защита состоится 19 декабря 2013 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.001.04 при ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет» по адресу: 385000, г. Майкоп, ул. Первомайская, 208, конференц-зал.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет» по адресу: 385000, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Пионерская, 260.
Текст автореферата размещен на официальном сайте ВАК РФ: http://vak.ed.gov.ru; на сайте ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет»: http://www.adygnet.ru 19 ноября 2013 года.
Автореферат разослан «19» ноября 2013 года.
Ученый секретарь диссертационного совета кандидат педагогических наук, доцент - Дёмкина Елена Владимировна
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Безусловно, реализация Болонского договора в системе образования России обеспечит включение России в единое образовательное и культурное пространство Европы.
Вместе с тем противодействие педагогической общественности, вхождению в Болонский процесс остается значительным. И это связано с опасениями потери самобытности и самостоятельности образовательного пространства. Следует согласиться с тем фактом, что формальное расширение возможностей и свободы самоопределения личности на основе доминирования рыночных отношений обернулось необходимостью для многих людей определять свой социально-профессиональный выбор, исходя не из интересов Отечества и внутренних потребностей, а из диктата конъюнктуры рынка труда.
Преодоление этих негативных явлений, на наш взгляд, связано с потребностью регионализации отечественного образования как основной противоположности глобализации, единство и борьба которых обеспечит решение проблем интеграции России в экономическое и образовательное пространство Европы при сохранении национальных интересов. Закон РФ «Об образовании» (2012 г.) создал такую образовательную модель, которая позволит интегрировать личность студентов в этнокультурную (национальную), общероссийскую (гражданскую) и мировую среду.
Таким образом, обозначен социальный заказ общества в области нравственного воспитания, что и обуславливает необходимость разработки педагогических подходов, обеспечивающих его выполнение.
Формирование нравственной позиции личности в контексте нравственной личности как базового новообразования, тесно связано с концептом «национальные ценности». Однако в ходе практической реализации этого вопроса приходится сталкиваться со многими трудностями: как с гипертрофированным отношением в регионах к определению национальной самобытности, подменой ее национализмом, так и недооценкой роли историко-культурных традиций народа в выработке идеалов и ценностных ориентиров для молодого поколения.
Ориентация образовательной политики на социо - и этнокультурные региональные особенности определила приоритеты развития образовательного процесса в субъектах Российской Федерации. Особенно важным представляется регионализация системы воспитания гражданственности и патриотизма (Н.М. Ахмерова, Н.В. Бородина). Необходимо подчеркнуть, что многочисленные глобальные проблемы современности (рост напряженности в межнациональных отношениях, распространение терроризма, нарастание межконфессиональной розни и др.) связаны с разрушением традиционных культурных норм и ценностей. В то же время в России наряду с негативными явлениями наблюдаются процессы возрождения национальных культур, традиций, духовных основ жизни народов. И в этой связи особенно остро встает проблема воспитания личности на основе нравственных, духовно значимых норм и ценностей, направленных на этнокультурную ориентацию, самоопределение в поликультурной среде, предполагающей толерантное отношение к представителям других культур.
Поиск новых приоритетов в системе воспитания идет преимущественно в двух направлениях: по пути формирования традиционных российских ценностей, имеющих сверхличностное значение (Н.М. Ахмерова, Б.М. Бим-Бад, Л.П. Валицкая), и в направлении западных ценностей, связанных с расширением и улучшением сферы наличного бытия человека (В.И. Байденко, В.М. Филиппов, К.Д. Чермит).
Основные положения нравственного воспитания и формирования нравственной позиции личности на основе этнокультурного опыта народов России раскрыты в исследованиях: Г.М. Борликова, Г.Н. Волкова, А.Э. Измайлова, З.Д. Киекбаева, А.Н. Киреева, A.M. Магомедова, Ш.А. Мирзоева, З.Г. Нигматова, А.Б. Панькина, З.И. Равкина, Ю.А. Рудь, A.M. Сафина, Я.И. Ханбикова, А.Ф. Хантибидзе, Ф.Ф. Харисова.
Феномен «образование» как сфера формирования нового типа мышления и миропонимания, культурных ценностей, доминирующих в данном обществе раскрывается в работах Н.М. Ахмеровой, Б.М. Бим-Бада, М.В. Богуславского, В.А. Караковского. Под образованием понимается
«духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей, составляющих достояние его культурного круга» (Х.Г. Тхагапсоев); «стержнем содержания образования должна являться национальная культура» (И.А. Арабов, А.Д. Койчуев, С.У. Пазов).
Миграционные процессы в России, негативное влияние на подрастающее поколение СМИ, интернета многими учеными рассматриваются как факторы, противодействующие нравственному воспитанию молодых людей на разных возрастных этапах (В.В. Макаев, З.А. Малюнова, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова). Поэтому обращение к национальным ценностям поликультурного пространства России стало условием эффективного нравственного воспитания, в котором учитываются ментальные, культурные, этнические традиции российского общества.
Таким образом, можно констатировать, что в педагогической науке сложились определенные теоретические и эмпирические предпосылки формирования нравственной позиций студентов вуза на основе императивов национальных ценностей.
Анализ научных исследований показал, что, несмотря на внимание к проблеме нравственного воспитания личности, не выявлены педагогические условия эффективного формирования нравственной позиции студентов вуза на основе императивов национальных ценностей; не определены теоретико-методологические основы решения проблемы, а также каким образом осуществлять содержательное и процессуальное обеспечение формирования нравственной позиции студентов вуза на основе императивов национальных ценностей.
Исходя из этого, можно заключить, что актуальность диссертационного исследования обусловлена следующими противоречиями:
— между объективной потребностью общества в воспитании личности, обладающей нравственной позицией, позволяющей ориентироваться на всех уровнях социального взаимодействия, и недостаточной направленностью системы воспитания высшей школы на ее реализацию;
— между необходимостью разработки научно-методических и содержательных сторон формирования нравственной позиции студентов вуза и отсутствием содержательных и процессуальных его основ;
- между значительными потенциальными возможностями формирования нравственной позиции студентов вуза на основе императивов национальных ценностей и их низкой реализацией на практике системы воспитания в высшей школе.
Таким образом, указанные противоречия, актуальность темы, ее теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность с учетом современных реалий позволили сформулировать проблему исследовании: каковы теоретико-методологические подходы к формированию нравственной позиции на основе императивов национальных ценностей; какие педагогические условия формирования нравственной позиции студентов вуза на основе императивов национальных ценностей; каковы организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность нравственного воспитания студентов вуза.
Объект исследования — нравственное воспитание студентов вуза.
Предмет исследования - процесс формирования нравственной позиции студентов вуза на основе императивов национальных ценностей
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально апробировать модель формирования нравственной позиции студентов вуза на основе императивов национальных ценностей.
Задачи исследования:
1. Выявить воспитательный потенциал императивов национальных ценностей в процессе формирования нравственной позиции студентов вуза.
2. Определить педагогические условия использования императивов национальных ценностей в воспитательном процессе вуза, реализация которых приводит к формированию нравственной позиции студентов вуза.
3. Обосновать принципы взаимодействия институтов воспитания для обеспечения резонирующего воспитательного воздействия на студента вуза в условиях актуализации императивов национальных ценностей.
4. Теоретически разработать и экспериментально апробировать модель формирования нравственной позиции студентов вуза на основе императивов национальных ценностей.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что формирование нравственной позиции студентов вуза будет эффективным, если:
- выявлены и актуализированы императивы национальных ценностей как инвариантные культурные образования национальных ценностей;
— определены базовые, частные, конкретные педагогические условия использования императивов национальных ценностей в воспитательном процессе вуза, реализация которых приводит к формированию нравственной позиции студентов вуза;
— обоснованы принципы взаимодействия институтов воспитания для обеспечения резонирующего воспитательного воздействия на студента вуза в условиях актуализации императивов национальных ценностей;
- разработана и апробирована модель системы воспитания студентов вуза на основе императивов национальных ценностей, включающая в себя ценностно-ориентированный, функционально-деятельностный компоненты.
Методологическую основу исследования составляют философские и педагогические концепции, рассматривающие категории «нравственная позиция», «императивы», «национальные ценности» в целостном воспитательном процессе личности; положения о диалектике соотношения общего, особенного и единичного, рассматривающего общечеловеческое и национальное в их единстве и взаимосвязи.
Теоретическую основу исследования составляют научные идеи общей теории этнокультуры (А.П. Валицкая, B.C. Кукушин, В.П. Тугаринов, Х.Г. Тхагапсоев, А.Ю. Шадже, Ф.С. Эфендиев); теории деятельности (Л.С Выготский, С.А. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.Д. Шадриков); теории личностно ориентированного образования (В.П. Бедерханова, Е.В. Бондаревская, Н.М. Борытко, В.В. Сериков, E.H. Шиянов); теории нравственного воспитания (Л.М. Аболин, Х.Х. Валиахметов, Г.А. Аргунова, Л.М. Архангельский, Б.М. Джандар, Г.Б. Жанбуршина, H.H. Макарцева, Л.И. Тогузова); положения концепции поликультурного образования (В.В. Макаев, П.В. Жуковский; Г.А. Станчинский; М.Г. Тайчинов); концепции развития российского образования в постиндустриальную эпоху (Б.С. Гершунский, A.M. Новиков, Ф.М. Филиппов.), о нравственных императивах
национальных ценностей народов (А.Г. Абсалямова, Г.И. Батурина, H.H. Макарцева, О.Д. Мукаева, З.И. Равкин, В.Г. Пряникова,) и в том числе народов Северного Кавказа (С.Х. Бгажноков, Б.Х. Мафедзев, И.А. Шоров); регионализации образования (И.А. Арабов, Г.Н. Волков, М.А. Кузьмин, К.Д. Чермит, Е.Е. Хотаев); концепции реализации педагогического потенциала этнопедагогики (Н.М. Ахмерова, Х.Х.-М. Батчаева, К.И. Бузаров, М.Б. Гуртуева, А.Э. Измайлов, К.Б. Семенов).
Для решения исследовательских задач были использованы следующие методы исследования: теоретические: восхождение от абстрактного к конкретному, идеализация (создание идеального объекта) как мысленный эксперимент; эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент, опросно-диагностическое (анкетирование, беседа); общие для теоретического и эмпирического исследования методы: анализ, синтез, моделирование, сравнение; статистические: количественная и качественная обработка результатов методами математической статистики.
Этапы исследования
На первом этапе (2008-2009 гг.) - изучались и анализировались философские, педагогические, культурологические, этнопедагогические, этнографические источники, проводился анализ документов, регламентирующих образовательную деятельность в системе высшего образования; обоснована степень разработанности проблемы. Определены исходные параметры работы: объект, предмет, цель, гипотеза, методология, методы исследования, разработан понятийно-категориальный аппарат, основные задачи исследования.
На втором этапе (2009-2012 гг.) - выявлялись концептуальные положения, составляющие теоретико-методологическое основание концептуальной модели, осуществлялась разработка модели и экспериментальное апробирование ее эффективности, проводились диагностические процедуры.
На третьем этапе (2012-2013 гг.) - завершался педагогический эксперимент. Анализировались и систематизировались и обобщались результаты исследования, формулировались выводы.
Научная новизна проведенного исследования заключается в следующем:
— обоснованы социально-политические предпосылки воспитания: вхождение России в Болонский процесс в контексте процессов глобализации в мире, опора на общечеловеческие ценности, опасность «стандартизации» воспитательного идеала, миграционные процессы, трансформация национальных ценностей на фоне религиозного радикализма;
— выявлены императивы в национальных ценностях народов Северного Кавказа как инвариантные культурные образования (гуманность, вежливость, благожелательность, гостеприимство, доброта, этикет внутрисемейных отношений, скромность, совесть, патриотизм, культура межнационального общения);
— определены принципы организации (активность, гуманность, поликультурность, толерантность) взаимодействия субъектов воспитания для обеспечения резонирующего воспитательного воздействия на студента вуза в условиях актуализации императивов национальных ценностей;
— разработана и апробирована концептуальная модель формирования нравственной позиции студентов вуза в условиях их включенности в активное взаимодействие в процессе моделирования адыгских, балкарских, русских традиций, обычаев с использованием системы форм и методов воспитания (беседы, ролевые игры, проведение народных праздников, выполнение творческих заданий, тематические встречи в национальном музее), организации общественных акций (день весеннего равноденствия, день толерантности, фестиваль «Мир на Кавказе через диалог культур», спецкурс «Национальные ценности как основа нравственного воспитания студентов вуза», проекты «Молодежь. Толерантность. Мир», «Кавказ - наш общий дом»; выставки национальных костюмов народов Северного Кавказа (подбор элементов национальной атрибутики, обычаев, обрядов).
Теоретическая значимость состоит в том, что:
— обозначены направления воспитательной работы в вузе на основе императивов национальных ценностей - нравственное, патриотическое, гражданское;
- определено, что формирование нравственной позиции личности является концептуальным и методологическим регулятивом, интегрирующим в себе содержательные элементы национальных ценностей;
— установлено, что результаты, полученные в ходе проведенного исследования, способны обогатить теоретические представления о содержании, средствах и методах формирования нравственной позиции студентов вуза.
Практическая значимость исследования заключается в разработке авторского подхода к формированию нравственной позиции студентов вуза на основе императивов национальных ценностей.
Результаты исследования послужили основанием для разработки спецкурса «Национальные ценности как основа нравственного воспитания студентов вуза». Методические разработки исследования стали основой воспитательных проектов университета - проекты «Мир на Кавказе через диалог культур», «Молодежь. Толерантность. Мир», «Кавказ - наш общий дом».
Материал диссертации может оказать существенную помощь преподавателям гуманитарных и специальных дисциплин университетов России для реализации нравственной, гражданской, патриотической направленности читаемых ими курсов. Содержание диссертации, положения и выводы, полученные в результате исследования, могут быть включены в курсы теории и истории педагогики в средних и высших учебных заведениях, в учебные пособия по педагогике для названных учебных заведений.
Выявленные педагогические условия позволяют экстраполировать предложенную модель формирования нравственной позиции студентов вуза на основе императивов национальных ценностей для повышения эффективности нравственного воспитания в других регионах и возрастных группах.
Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждаются методологической обоснованностью исходных теоретических позиций; объективностью научных методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования; объемом выборки объектов
эксперимента, сочетанием количественного и качественного анализа результатов исследования; успешным внедрением результатов исследования в практику.
Апробация результатов исследования осуществлялась автором в процессе целенаправленной научно-исследовательской работы в качестве соискателя кафедры педагогики и педагогических технологий Адыгейского государственного университета. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедры педагогики и педагогических технологий Адыгейского государственного университета; на Всероссийских региональных научно-практических конференциях: Нальчик (2006-2012 гг.), Карачаевск (2007 г.), Ростов-на-Дону (2008г.), Черкесск (2009 г.), Сочи (2011 г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Воспитание нравственной личности в условиях поликультурного образовательного пространства» (Майкоп, 20082013 гг.). Материалы по результатом исследования одобрены и внедрены в практику работы Нальчикского института кооперации филиала Белгородского университета кооперации экономики и права, в Кабардино-Балкарском государственном университете.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Воспитательный потенциал национальных ценностей народов Северного Кавказа заключен в традициях (институт взаимопомощи как элемент традиций этнической нравственной культуры существует у всех северокавказских народов с такими названиями, как щихаху, изей, бульхъа, зиу, маммат — взаимопомощь, уважительное отношение к старшему), обычаях (аталычества, гостеприимства), общественном мнении как регулятиве нравственного поведения.
2. Основными педагогическими условиями формирования нравственной позиции студентов на основе императивов национальных ценностей являются создание воспитательной среды вуза в условиях актуализации национальных традиции, обычаев, ценностей, интегрированное и единонаправленное взаимодействие всех институтов воспитания с использованием этнокультурных средств и традиций, создание возможностей
для практического участия студентов в моделировании адыгских, балкарских, русских традиций, обычаев с использованием форм и методов воспитания.
3. Модель формирования нравственной позиции студентов, процессуальной составляющей которой являются такие компоненты, как однонаправленность воздействия (формирование мотивов на принятие нравственных императивов как ценностей), задачи процесса (преобразование личности на основе познания национальных и общечеловеческих ценностей), средства воздействия (потенциал, заключенный в истории народа, государства, региона, традиции народа; народная мудрость, заключенная в устном народном творчестве; традиционные народные средства нравственного воспитания и др.), и структурные компоненты, которые представлены целью, задачами, принципами, условиями, может быть определена за счет мотивированного, познавательного, коммуникативного, деятельностного компонентов.
4. Модель формирования нравственной позиции студентов вуза на основе императивов национальных ценностей обеспечивается в процессе освоения общечеловеческих и национальных ценностей, создает системность и комплексность воздействия, формирования национальной идентичности и является эффективной, так как обеспечивает преобразование личности студентов и понимание ими императивов как ценностей культуры народа.
Объем и структура диссертации отражает логику, содержание и результаты исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы и приложений. Объем диссертации составляет 180 страниц, в состав которого входят диаграммы, рисунки, таблицы. Список использованной литературы содержит 259 источников.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность исследования, определены основные характеристики научного исследования: цель, объект, предмет, выдвигается гипотеза, задачи, методология и методы исследования,
обозначены научная новизна, теоретическая и практическая значимость, достоверность, обоснованность, апробация и внедрение результатов исследования, сформулированы основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Формирование нравственной позиции студентов как педагогическая проблема в системе высшего образования» на основе анализа философской, педагогической определены социально-политические предпосылки стратегии высшего образования, выявлена их регламентирующая роль в воспитании студентов вуза. Раскрываются основные тенденции современного образования в контексте глобализации мира: стремительного изменения условии жизни, информатизации общества, стандартизации образа жизни людей. Наряду с открывшимися возможностями (такими, как свобода совести, открытость общества, многопартийность, гласность и др.) в России стали нарастать негативные явления, присущие обществу потребления.
Вместе с тем воспитательные задачи и содержание воспитательного воздействия невозможно определить без учета региональных и национальных особенностей студентов (Н.В. Бородина, Б.М. Бим-Бад, К.И. Бузаров, В.А. Караковский, Н.Д. Никандров, H.A. Пархоменко).
В работе раскрыты такие категории как «национализм», «национальные ценности», «культурная и этническая идентичность», «нравственные императивы», «патриотизм», определены их взаимосвязи.
Национализм отличается доминантным признаком - признанием национальной исключительности и противопоставления одной нации другим. Поэтому особо следует подчеркнуть, что формирование национальной идентичности, если оно не содержит элементов, подчеркивающих ее исключительность, является первой педагогической задачей, которую следует решить при формировании патриотизма. Уточнены смысловые значения таких ключевых категорий исследования, как «нравственная позиция», «общечеловеческие ценности», «национальные ценности», «нравственные императивы». Категория «позиция» (от латин. posit - положение) означает положение, расположение чего-либо; точку
зрения, отношение к чему-либо, действия, поведение, обусловливаемые этим отношением (И.А. Арабов, К.И. Бузаров, А.Х. Боров.).
Нравственная позиция — оценка, относящаяся к нормам общественного поведения и их соблюдению, которую человек должен сам осознать, принять как ориентир своих поступков. В нравственной позиции заключаются внутренняя мотивировка поведения человека, самоконтроль, совестливость, чувство собственного достоинства.
Императив понимается нами как нравственное предписание, фиксирующее принципы человеческого поведения. Особо следует выделить философское учение И. Канта, где категорический императив определен как базовое понятие этики, имеющее силу безусловного принципа человеческого поведения. Нравственность в соответствии с учением Канта может и должна быть абсолютной, всеобщей, общезначимой, то есть иметь форму закона.
Именно благодаря императивам национальных ценностей «культура любого и каждого народа — великая общечеловеческая ценность» (Г.Н. Волков). Императивами в национальных ценностях являются патриотизм, почтительное и уважительное отношение к старшим. Оказывая почести другим, адыги требуют того же в отношении себя. Пщ1э пщ1эмэ уи щхьэщ зыхуэпщ1ыжыр (уважая других, заслуживаешь уважение сам).
Гостеприимство как традиция выполняет регулятивную ценностно-ориентирующую, гуманизирующую функцию. Институт взаимопомощи как элемент традиций этнической нравственной культуры существует у всех северокавказских народов с такими названиями, как «шихаху» у кабардинцев, «изеу» у балкарцев, «булхъа» у кумыков, «зиу» у осетин, «маммат» у карачаевцев, и другими. Нравственные универсалии были порождены потребностью поддержать социальную сплоченность этноса и с необходимостью передачи социально-нравственного опыта и традиций предыдущих поколений. Актуализация императивов национальных ценностей в образовательном пространстве вуза повышает его воспитательный потенциал как ресурс личностного становления студента вуза. При этом заметим, что императивы как «культурные константы» (C.B.
Лурье) являются инвариантными культурными образованиями во всех национальных ценностях при мозаичности национальных традиций, обычаев, ментальных особенностей субъектов поликультурного мира. Поэтому в данном исследовании при моделировании формирования нравственной позиции студентов вуза акцентировалось внимание на инвариантную сущность национальных ценностей всех народов, дающее основание говорить об общности народов больше, чем о различиях.
Формирование культуры личности студента и нравственной позиции соотносится между собой как общее, частное и конкретное. Требуется выделение трех групп, взаимосвязанных по принципу иерархического соподчинения педагогических условий: базовых, частных, конкретных.
Во второй главе « Императивы национальных ценностей как фактор формирования нравственной позиции студентов вуза» рассмотрены концептуальные основания модели, включающие: положение о поликультурном образовании как о процессе и результате освоения этнокультурного опыта народов, образующих поликультурную среду студента; формирование ментальной совместимости в полиэтническом обществе за счет: обеспечения личности возможностью самоидентифицироваться как представителю определенной национальной культуры; обеспечения условий и формирования потребности для равноправного диалога с этнокультурным окружением; вовлечения личности в цивилизационные процессы, опирающиеся на национальные, общероссийские и общечеловеческие ценности; обеспечения восприятия общих, частных и отличительных особенностей в национальном с опорой на детальное рассмотрение общих черт; положение о резонансной системе воздействия как о наиболее эффективном способе организации воспитательной деятельности в коллективах временного типа.
Принципами функционирования предлагаемой модели определены: Целостность, предполагающая органическое единство и взаимосвязь всех уровней и структур системы воспитания; уважительное отношение к национальному мировоззрению личности; организационно-управленческое
обеспечение сфер функционирования университета и других областей жизнедеятельности студентов; оптимальное соотношение управления и самоуправления жизнедеятельностью студентов; саморегуляция и самоконтроль деятельности, поведения, предполагающие постановку студентов и преподавателей в позицию субъектов; гласность, полнота доверия, свобода дискуссий, которые предполагают нахождение оптимальных решений путем критического анализа функционирования воспитательной системы, включающей информацию о состоянии структурных компонентов, возможности осуществлять целенаправленное воздействие для повышения эффективности; единство преподавательского и студенческого коллективов в рамках общего коллектива с учетом целостной взаимосвязи ценностных ориентации и целевых установок каждого.
Первый компонент модели - ценностно-ориентационный компонент включает: формирование нравственной позиции студентов в процессе познания и оценки императивов национальных ценностей; формирование плюрализма этнокультурного поведения, патриотического отношения к Родине; формирование взаимных симпатий между студентами, между народами.
Второй компонент модели - функционально-деятельностный, который складывается из таких элементов, как: основные функции воспитательной системы; системообразующие виды деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения; педагогическое обеспечение воздействия: кураторы групп и курсов, студенты; преподаватели и студенческое самоуправление, планируемый системный эффект.
Выбор содержания и способов организации деятельности и общения в молодежном коллективе находится в тесной взаимосвязи с функциями воспитания и обучения, кроме них модель реализует функции определения сходных установок (интересов, мнений) и «Я-концепции»; содействия адекватному восприятию свойств личности; самоидентификации как представителя национальной культуры; обеспечения ментальной совместимости.
Формирование нравственной позиции студентов вузов на основе императивов национальных ценностей
| Форм
Ш национал
I ОТНОШ
Ценностно-ориентационный компонент
Формирование нравственной позиции студентов в процессе познания и оценки императивов национальных ценностей; формирование плюрализма этнокультурного поведения, патриотического отношения к Родине; формирование взаимных симпатий между студентами, между народами
Функционально-деятельностный компонент
Основные функции воспитательной системы
Определение сходных установок (интересов, мнений) и «Я-концепция»; содействие адекватному восприятию свойств личности; самоидентификация как представителя национальной культуры; обеспечение ментальной совместимости; формирование позитивных представлений о взаимодействии национальных культур; формирование представлений об общем доме, об общих и конкретных нормах поведения
Вузовский коллектив; национально-воспитательные центры; народные праздники, национальный музей, проекты университета «Мир на Кавказе через диалог культур», «Молодежь. Толерантность. Мир», «Кавказ наш общий дом» и др.
Кураторы групп и курсов; студенты; преподаватели; органы студенческого самоуправления;
Развитие возможностей к диалогу с этнокультурным окружением; осознание и соблюдение нравственных норм общежития; воспитание патриотического отношения к малой и большой родине, проявление нравственной позиции в повседневной жизни.
Эмоциональное
Коммуникативное
Регулятивное (воспитание воли к проявлению нравственной позиции и поддержанию межнациональной толерантности)
Создание условий для резонирования
1 Привлечение большего числа Обеспечение положительного фона |
:1 Обеспечение избыточной информации Выработка зон согласия (инд. и межэтнических) I
1 I Обеспечение единства направлений воздействия и целевых установок |
Формы организации мониторинга, воздействия
1 Лекции | Практические занятия Внеаудиторные 1 занятия по народным I видам прикладного | искусства 1
I Реконструирование народных праздников, традиции, обрядов
Рис. 1. Модель формирования нравственной позиции студентов вузов на основе императивов национальных ценностей
Вузовский коллектив как целостная система функционирует через ряд подсистем — коллективы факультетов, организационные формы (общеуниверситетские, межфакультетские, общефакультетские) как компонент воспитательной системы создают системообразующие связи, укрепляют структуру, внутреннюю организацию системы, определяют характер взаимоотношений. В качестве основных форм организационно-управленческого обеспечения модели выбраны существующие институты управления вузом, такие, как ученый совет университета, координационный совет, профсоюзный комитет преподавателей и сотрудников, профсоюзный комитет студентов и аспирантов, студенческий совет, совет клуба выпускников, совет общежития, совет студенческого научного общества, совет истории вуза, пресс-служба, служба досуга, совет клуба молодых ученых и преподавателей, психологическая служба, педагогическая профессионально-ориентационная служба.
Третий компонент модели раскрывает направления формирования нравственной позиции, где выделяются информационное, эмоциональное, коммуникативное и регулятивное воздействие. При этом последнее направление представляет собой воспитание воли к проявлению нравственной позиции личности и поддержанию межнациональной толерантности.
Четвертым компонентом модели является создание условий для резонирования. В реальной жизни система отношений неравновесная и как следствие вызывает процесс баланса-дисбаланса. Согласно теории балансных моделей (И. Пригожин, 1991), являющейся одним из основных постулатов появления идеи о возможности создания резонансной системы воспитания, существенное педагогическое значение имеет тот факт, что на межличностную привлекательность влияют представления о предполагаемом сотрудничестве и соперничестве (конкуренции).
При формировании межнациональной толерантности как проявления нравственной позиции личности студента следует иметь в виду, что вряд ли удастся добиться полного совпадения мнений представителей разных этносов. Поэтому важно выработать зоны согласия, которые устраивают обе стороны и не допускают появления тенденций к несогласию.В связи с тем, что наличие сходства в ценностных ориентирах вызывает большее согласие
между людьми относительно миропонимания и мироощущения, опору при формировании межнациональной толерантности следует делать на объединяющие общие ценности. Тогда согласие во мнениях и оценках усиливает сбалансированность межличностных отношений.
Пятый компонент — формы организации воздействия и мониторинга. В качестве форм организации воздействия в модели применяются известные формы (лекции, практические занятия, внеаудиторные занятия по народным видам спорта, ремеслами и др.). Формы работы, которые мы условно объединяем в четыре группы. К первой относятся общие формы воспитания: лекции и семинары рекомендуемого спецкурса, беседы, доклады, рефераты и т.д. Вторую составляют специфические формы нравственного, воспитания: посещение музеев, встречи с интересными людьми, события, акции, моделирование народных праздников и т.д. Третья группа - формы воздействия на чувства, эмоции студентов - организация выставок национальной одежды, народного прикладного искусства. Четвертая группа: формы практического участия студентов в организации университетских проектов, события, акции, моделирование народных праздников и т.д.
Традиционными методами воспитания студентов, направленными на формирование нравственной позиции студентов вуза, являются убеждение, пример, упражнение и методы стимулирования — поощрение и взыскание, общественное мнение, самоконтроль.
На этапе экспериментального апробирования концептуальной модели формирования нравственной позиции студентов вуза на основе императивов национальных ценностей раскрывается технологическое воплощение авторской модели. Эксперимент включал два этапа - констатирующий и формирующий, для которых были выделена контрольная и экспериментальные группы. В педагогическом эксперименте участвовали 185 студентов первого и второго курсов института потребительской кооперации в г. Нальчик. Экспериментальную группу составили 99 студентов, 86 студентов - контрольную группу.
Определение уровней сформированное™ у студентов нравственной позиции личности, уточнение степени значимости для них национальных и общечеловеческих ценностей являлись одним из направлений констатирующего эксперимента данного исследования.
Таблица 1.
Критериальные характеристики сформированное™ нравственной позиции студентов вуза
Уровни Критерии
мотивационный познавательно-информационный деятельно-эмоциональный
Низкий Отсутствуют мотивация и интерес к изучению национальных традиций, обычаев, народных праздников и их воспитательному значению Поверхностные знания, представления о национальных традициях своего народа и других народов В повседневной жизни руководствуется актуальным эмоциональным состоянием, действует ситуационно
Средний Появление мотивации и интереса и изучению национальных традиций, обычаев и основанных на них форм и методов воспитания Овладение знаниями -ценностями, на основе которых формируются взгляды, представления, убеждения, мировоззрение Наличие опыта деятельности с соблюдением национальных традиций, обычаев, не выделяя нравственные императивы в них.
Высокий Устойчивая мотивация (интерес, потребность) к изучению национальных традиций, обычаев и основанных на них форм и методов воспитания. Овладение системой знаний, ценностями, представлениями, взглядами, мировоззрением, на основе которых формируется нравственная позиция. В поведении повседневной жизни руководствуется нравственными императивами национальных ценностей (регулятивы в образе жизни)
Формирующий эксперимент проходил на базе института потребительской кооперации в г. Нальчике в течение двух лет. Разработанная учебная программа включает в себя интегративную дидактическую систему дисциплин, направленных на формирование нравственной позиции студентов с использованием императивов национальных ценностей и принципов народного воспитания.
Результативность воспитательной работы определялась путем изучения динамики личностного восприятия студентов (знания, навыки поведения, представления, мотивы поведения, отношение к национальным ценностям, проявление плюрализма этнокультурного поведения, самоидентификации и др.) и анализа результатов оценки эффективности организации
воспитательной работы независимой комиссией Федерального агентства в ходе плановой аттестации.
С целью определения уровня сформированности нравственной позиции на основе освоения императивов национальных ценностей культуры проведено анкетирование участников экспериментальной (п=99) и контрольной (п=86) групп на начальном и завершающем этапах эксперимента
Для сопоставления процентных показателей и определения уровней значимости различий процентных долей применен расчет ф* - критерия угловое преобразование Фишера в соответствии с методикой, представленной в работе Е.В. Сидоренко.
Сопоставительный анализ показал наличие значительных перемен в уровне сформированности представлений студентов экспериментальной группы о нравственных ценностях адыгского народа, во взглядах на такие понятия, как доброта, скромность, вежливость, уважение к старшим, благожелательность, гостеприимство, этикет внутрисемейных отношений.
Итоги сравнительного анализа уровня сформированности представлений студентов о нравственных ценностях адыгского этикета выглядят следующим образом (таблица 2). Наполняемость в экспериментальной группе подгруппы с высоким уровнем усвоения нравственных ценностей достоверно (р<0,01; р<0,001) выше, чем в контрольной.
Кроме того, эффективность предложенного подхода подтверждается тем, что наполняемость подгруппы с низким уровнем оценки уровня усвоения нравственных ценностей в контрольной группе достоверно (р<0,01; р<0,001) выше, чем в контрольной, за исключением принятия таких нравственных ценностей, как вежливость, благожелательность.
Таким образом, анализ распределения экспериментальной и контрольной групп на подгруппы по степени усвоения нравственных ценностей адыгейского этикета показывает эффективность предложенного подхода.
Таблица 2.
Сформированное^ знаний о нравственных ценностях адыгского этикета студентов экспериментальной (п=99) и контрольной (п=86) групп на заключительном этапе эксперимента
Нравственные ценности адыгского этикета Распределение респондентов на группы по уровню усвоения нравственных ценностей (в процентах)
высокий средний низкий
контр, гр. экспер. гр. контр, гр. экспер. гр. контр, гр. экспер. гр.
Вежливость 13,9 45,5*** 65,1 40,4*** 20,9 14,1
Благожелательность 5,8 19,1** 63,7 58,6 31,4 22,3
Чувство собственного достоинства 18,6 59,6*** 58,1 35,3*** 23,3 5,1**
Гостеприимство 17,4 39,4*** 60,5 52,5 21,1 8,1**
Доброта 8,1 41 4*** 63,9 45,5** 27,4 13,1**
Этикет внутрисемейных отношений 15,1 37,4*** 59,3 55,6 25,6 7
Скромность 4,7 47,5*** 55,8 46,5 39,5 6,0
Обобщенный анализ результатов опытно-экспериментальной работы позволил распределить испытуемых в зависимости от уровня их сформированности знаний о нравственных ценностях адыгского этикета следующим образом (таблица 3).
Таблица 3.
Динамика результатов формирования у студентов - участников экспериментальной группы положительного отношения к усвоению этикетных норм
Уровень сформированности Количество (в процентах) попадающих в группы на этапах эксперимента
Констатирующий срез Промежуточный срез Итоговый срез
Высокий уровень 12,1 28,3*** 46,5**
Средний уровень 54,5 48,5 43,4
Низкий уровень 33,4 24,2* 11,1**
Модель формирования нравственной позиции студентов вузов, построенная на основе императивов национальных ценностей, является эффективной, так как обеспечивает системность и комплексность воздействия, формирования национальной идентичности, понимание студентами нравственных императивов как ценностей культуры народа.
Выводы:
1. Нравственные императивы в национальных ценностях народов Северного Кавказа представляют собой инвариантные культурные образования, характеризующие особенности воспитания общечеловеческих ценностей, таких, как гуманность, вежливость, гостеприимство, доброта, этикет внутрисемейных отношений, скромность, совесть, патриотизм культура межнационального общения.
2. Позитивный воспитательный потенциал заложен в традициях взаимопомощи, семейной этике, дорожном этикете, застольном этикете, проявляется в нравственных императивах, на основе которых осуществляется формирование нравственных ценностей: уважительное отношение к старшему по возрасту, уважительное отношение к родителям, к роду, к женщине; формирование нравственных личностных качеств — скромности. Соблюдение императивов национальных традиций в процессе воспитательной деятельности в вузе обеспечивает направленное формирование нравственной позиции личности студента.
4. Ряд обычаев, таких, как гостеприимство, институт взаимопомощи, почтительное отношение к старшим по возрасту, аталычество, и др. несет в себе воспитательный потенциал, обеспечивая актуализацию, пропаганду гуманистических принципов в поведенческих, отношенческих моделях сосуществования людей в поликультурном мире.
5. Обеспечение деятельностной реализации традиций и обычаев в воспитательных событиях, проектах «Мир на Кавказе через диалог культур», «Молодежь. Толерантность. Мир», «Кавказ - наш общий дом», реконструкция и моделирование традиций, обычаев, народных праздников позволят сформировать опыт поведения и отношений личности студента согласно нравственным императивам национальных ценностей в решении собственных жизненных проблем
6. Взаимодействие социальных институтов сопровождается привлечением большого их числа, обеспечением избыточной информации, выработкой зон согласия (индивидуальных, межличностных, межэтнических), обеспечением единства направлений воздействия и целевых установок в таких формах, как политические акции, реконструирование и моделирование народных праздников, традиций, обрядов, обычаев. Таким образом, актуализация информационного, предметного, субъектного образовательного пространства в контексте положительного эмоционального фона создает условия для резонансного воспитательного воздействия на студентов вуза.
Основные положения диссертации изложены в 10-ти публикациях
автора:
Статьи в журналах из списка ВАК
1 Шурдумова, Э.М. Нравственные императивы национальных ценностей и их использование в процессе формирования патриотизма студентов вуза (постановка проблемы) / Э.М. Шурдумова // Гуманизация образования. Научно-практический международный журнал. — 2008. — №1. — С. 87- 93. (0,4).
2. Шурдумова, Э.М. Теоретико-методологические аспекты изучения ментальных основ процесса формирования нравственных ценностей молодежи / Э.М. Шурдумова // Вестник ЛГУ. - 2009. - Вып. 2. - С. 145-152. (0,5).
3. Шурдумова, Э.М Педагогические условия формирования нравственной позиции студентов вуза на основе нравственных императивов национальных ценностей / Э.М. Шурдумова // Вестник Майкопского государственного технологического университета. — 2013. — Вып. 1. — С. 79-81.(0,4).
Списки в журналах, научных сборниках и материалах конференций:
4. Шурдумова, Э.М. Уроки добра — воспитание личности / Э.М. Шурдумова // Литературная Кабардино-Балкария. - 2004. - Вып. 3. - С. 170178. (0,6).
5. Шурдумова, Э.М. Развитие творческой активности студентов. Пути формирования личности студента / Э.М. Шурдумова // Литературная Кабардино-Балкария. - 2004. - Вып. 2. - С. 194-199. (0,4).
6. Шурдумова, Э.М. С заботой о воспитании / Э.М. Шурдумова // Литературная Кабардино-Балкария. - 2004. - Вып. 1. - С. 194-199. (0,4).
7. Шурдумова, Э.М. Особенности семейного воспитания в адыгейской народной педагогике / Э.М. Шурдумова // Литературная Кабардино-Балкария. - 2005. - Вып. 1. - С. 213-216. (0,5).
8. Шурдумова, Э.М. Нравственные императивы национальных ценностей как нормативный фактор воспитания нравственных позиций и патриотизма студентов вуза / Э.М. Шурдумова // Проблемы дошкольной, школьной и вузовской педагогики: сб. науч. тр. — Майкоп, 2009. — С. 231-236. (0,4).
9. Шурдумова, Э.М. Воспитание нравственной позиции личности студента на основе этнических традиций адыгов в условиях вуза / Э.М. Шурдумова, А.Н. Аутлева // Воспитание нравственной личности в условиях поликультурного образовательного пространства: материалы Всерос. науч.-практ. конф.-Майкоп, 2012.-С. 151-154. (0,4).
10. Шурдумова, Э.М Методологическое обоснование воспитания нравственной личности в условиях поликультурного образовательного пространства / Э.М. Шурдумова // Теория и практика обеспечения качественного образовательного процесса в современных условиях: материалы 3-й межрегион, науч.-практ. конф. / под общ. ред. В.В. Крыловой. - Сочи: СГУ, 2011. - С. 153-157. (0,3).
ШУРДУМОВА Эльмера Мусабиевна
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА НА ОСНОВЕ ИМПЕРАТИВОВ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Подписано в печать 15.11.2013. Бумага офсетная. Гарнитура Тайме. Формат бумаги 60x84/16. Печать цифровая. Усл. п. л. 1,0. Тираж 100. Заказ 0140.
Отпечатано с готового оригинал-макета на участке оперативной полиграфии ИП Магарин О.Г. 385008, г. Майкоп, ул. 12 Марта, 146. Тел. 8-906-438-28-07. E-mail: olemag@yandex.ra
Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Шурдумова, Эльмера Мусабиевна, Майкоп
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АДЫГЕЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
г,,с, На правах пукопий!
0420145445,
ШУРДУМОВА ЭЛЬМЕРА МУСАБИЕВНА
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА НА ОСНОВЕ ИМПЕРАТИВОВ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
13.00.01-общая педагогика, история педагогики и образования
ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Научный руководитель: кандидат педагогических наук доцент Аутлева Асиет Нурбиевна
г. Майкоп - 2013
Оглавление
Введение.............................................................................................................. 5
Глава I. Формирование нравственной позиции студентов как важнейшая задача вуза................................................................................... 21
1.1. Социально-политические предпосылки стратегии высшего образования и их регламентирующая роль в воспитании студентов вуза... 21
1.2. Воспитательный потенциал национальных ценностей в процессе формирования нравственной позиции студента вуза...................................... 47
1.3. Педагогические условия формирования нравственной позиции студентов вуза на основе национальных ценностей....................................... 70
Заключения по первой главе.......................................................................... 81
Глава II. Императивы национальных ценностей как фактор формирования нравственной позиции студентов вуза......................... 86
2.1. Модель формирования нравственной позиции студентов вуза на основе императивов национальных ценностей.......................................... gg
2.2. Экспериментальное обоснование модели формирования нравственной позиции студентов вуза на основе императивов национальных ценностей............................................................................. 95
2.3. Изменения нравственной позиции участников эксперимента................ 112
Заключения по второй главе.......................................................................... 127
Выводы................................................................................................................ 129
Литература......................................................................................................... 134
Введение
Актуальность. Российское образование как один из социокультурных и духовных феноменов вступило в новый этап развития, связанный с изменениями менталитета общества и личности, ценностных ориентаций не только у подрастающего, но и у старшего поколения (И.А. Зимняя В.А. Сластенин и др.). Переход системы образования России к реализации Болонского договора происходит на фоне процессов глобализации в мире и направлен на включение России в единое образовательное пространство Европы. Стремительное изменение условий жизни: резкое возрастание информационной насыщенности общества, глобализация, делает бесперспективным определение воспитания как передачи жизненного опыта старшего поколения младшему. Если процесс воспитания не может строиться на передаче опыта, то следует в большей степени обращать внимание на закономерности индивидуально-личностного становления в онтогенезе с учетом факторов и событий, влияющих на самоактуализацию, становление и саморазвитие. Учет особенностей мировосприятия и миропонимания, сформированных в условиях конкретного региона и национального окружения, позволяет педагогам эффективно добиваться самоактуализации и саморазвития личности. Ориентация образовательной политики на социо-, этнокультурные и региональные особенности определила приоритеты развития образовательного процесса в субъектах Российской Федерации. Особенно важной представляется регионализация системы воспитания нравственности, гражданственности и патриотизма (Н.М. Ахмерова, 2004; Н.В. Бородина, 2001).
Многочисленные глобальные проблемы современности (рост напряженности в межнациональных отношениях, распространение терроризма, нарастание межконфессиональной розни и др.) связаны с разрушением традиционных культурных норм и ценностей.
л
1 '' 1 » I 1 ' Г'»'1 Л 'Ь'И < "''(Чь'н1) « Ь , 1 ) 1 1 \ ' 1 ) I / »К ^ ¿'
В докладе «Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуация его развития» на заседании Президиума РАО в апреле 2010 года Д.И. Фельдштейн, характеризуя новую социально-культурную, экономическую, политическую ситуацию в стране, обосновал последствия этих изменений в виде противоречий, изменивших среду жизни ребенка как «культурно-исторической среду его развития», с одной стороны, «мобилизацию роста самостоятельности» ребенка, с другой стороны - «неустойчивость социальной, экономической, идеологической обстановки, дискредитацию многих нравственных ориентиров, вызывающих массовый психологический стресс, который сказывается на общем духовном и физическом здоровье, обусловливая, в частности, пассивность, безразличие людей» (Д.И. Фельдштейн, 2010).
Таким образом, актуальность исследований, посвященных нравственному воспитанию, в современном обществе особо возрастает. Целесообразное соотношение воспитания, основанного на национальном опыте и инновационных подходов к проектированию современных воспитательных моделей, несомненно, приведет к позитивным изменениям.
Очевидно реализация стратегической цели воспитания как воспитание человека «культуры и нравственности» (Е.В.Бондаревская) предполагает включение в содержание базовой культуры личности знаний об отношениях в системе «Человек - общество - природа». Стратегическая цель детализируется в задачах воспитания личности: формирование нравственной позиции, гражданской ответственности, экологической культуры, самостоятельности, толерантности, патриотизма, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
В исследовании мы опирались на идеи и концепции о народности воспитания величайших педагогов Я.А.Коменского, Н.И.Пирогова, В.А.Сухомлинского, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского и других.
Основы нравственного отношения к миру формируются у личности изначально в семье и, как правило, на основе национальных ценностей рода, этноса. В процессе развития личности на этапах онтогенеза этические нормы, ценностные ориентации, мировоззренческие позиции как составляющие нравственности личности претерпевают изменения. Известно, что воспитание нравственной личности связано с формированием нравственных, духовно значимых норм и ценностей, направленных на этнокультурную ориентацию, самоопределение в поликультурной среде, предполагающей толерантное отношение к представителям других культур. Освоение субъектами воспитания нравственных императивов национальных ценностей как инвариантных культурных образований, возможно, станет основанием для диалога культур в условиях поликультурного образовательного пространства. Причастность личности к развитию мировой культуры обеспечивается глубоким овладением своей национальной культурой, в которой аккумулирован богатейший нравственный опыт народа. Это может сыграть стабилизирующую роль в урегулировании межнациональных и межличностных отношений в образовательном пространстве вуза.
Обретение личностью культурной идентификации является одним из условий формирования не только внешнего поликультурного пространства, но и становления внутреннего пространства личности. Использование этнокультурных ценностей как ресурсов поликультурного образовательного пространства вуза повышает уровень социализированности личности. Показателем таких изменений являются характеристики образа жизни, где нравственные императивы национальных ценностей становятся определяющими нравственными регулятивами в поведенческих мотивах.
Поликультурность как принцип воспитания обеспечивает сохранение традиций, открывает перед личностью новые культурные перспективы, ориентирует на разнообразие и открытость в отношениях, знакомит ее с традициями и тенденциями развития культур, формирует способность принятия различных культур и бережного отношения к ним. Образовательное
пространство, основанное на этнических этических нормах, ценностях, взглядах, представлениях, придает содержанию бытия личности не только нравственный смысл, но и проповедует, актуализирует идеи поликультурности - партнерства, толерантности, взаимопонимания в решении проблем воспитания нравственной личности. При воспитании студентов вуза в условиях такого полиэтнического, поликультурного региона, как Северный Кавказ, где традиционные национальные ценности, обычаи задают границы нравственного и безнравственного, важно выделить императивы в национальных ценностях, выступающие как нравственные предписания поведения, отношений. Исторически известно, что нормы воспитанности были императивно изложены в русской народной педагогике - в «Домострое», «Адыге хабзе» - в адыгской народной педагогике, «Tay адет» - в народной педагогике карачаевцев.
В педагогических, культурологических исследованиях национальные традиции, обычаи и этнические нормы имеют значительный педагогический потенциал и могут служить эффективным средством духовно-нравственного воспитания (Н.М. Ахмерова, 2004; И.А. Арабов, 1998; A.C. Койчуева, 1998; И.А. Шоров, 1970,1993; Х.Х.-М. Батчаева, 1986; Г.Н. Волков, 1993,1999); воспитания молодежи на основе возрождения национальной культуры (К.И. Бузаров, 1971, O.A. Грива, 1998; В.В. Макаев, 1998; С.Х. Мафедзев, 1984, 1994; Н.Д. Никандров, 1998; К.Д. Ушинский, 1945,1950; С.Б. Узденова, 1994; И.А. Шоров, 1987).
На основе Закона РФ «Об образовании» (2012) создана образовательная модель, которая позволяет интегрировать студентов вуза в этнокультурную (национальную), общероссийскую (гражданскую) и мировую среду. Однако в ходе практической реализации этого вопроса приходится сталкиваться с трудностями: как с гипертрофированным отношением в регионах к определению национальной самобытности, подменой ее национализмом, так и недооценкой роли историко-культурных традиций народа в выработке идеалов и ценностных ориентиров для молодого поколения. Нравственность
представляет собой ценностную структуру сознания, общественно необходимый способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде.
Нравственная позиция определяется как система ценностных отношений личности к моральным нормам, принципам, идеалам, принятым в обществе, и на их основе отношений к другим людям и к самому себе. Нравственная позиция конкретизируется такими качествами, как дисциплинированность, справедливость, честность, добросовестность, гостеприимство, принципиальность, отзывчивость, и проявляется в саморегуляции человеком своего поведения, помощи другим людям, скромном поведении, отстаивании правоты, нетерпимости к предательству, трусости, грубости, наглости.
Реформирование вузовской системы, с одной стороны, создает необходимые предпосылки для улучшения морального самочувствия студентов, с другой - социально-экономические трудности, связанные с переходом на рыночную экономику, приводят к определенным перекосам в общественной жизни, в частности, коммерциализации духовной сферы, потере нравственных ориентиров студенческой молодежи. Общеизвестно, что воспитание на общечеловеческих ценностях, не конкретизированных национальными ценностями и содержащимися в них нравственными императивами, приобретает характер формализованное™ и схоластичности.
Таким образом, воспитательная система становится безадресной, так как субъект воспитания - студент обезличен, рассматривается как некий проект, не несущий никакую этническую идентичность. Роль ценностей в современном обществе, особенно в условиях качественных преобразований общественных отношений, резко возросла. Однако эта проблема в последние годы исследуется все меньше.
Осмысление генезиса национальных ценностей направлено на многоаспектную характеристику национальной культуры, придающей ей относительную устойчивость и самостоятельность. В науке понятие «национальные ценности» фиксирует «факт социальной и психологической
самобытности определенного этноса и его отличия от других аналогичных общностей и предполагает единство всех членов определенного этноса, объединенных общими идеями, установками» (Ю.К Намитоков,1969).
Национальные ценности в какой-то степени построены на самоограничении и подавлении непосредственных внутренних импульсов, ограничении своих личных, индивидуальных целей человека или вообще отказе от них в пользу всего этноса и общих национальных интересов. Изначально такая функция национальных ценностей была обусловлена осознанием необходимости выживания человека и выступала главным механизмом самосохранения нации.
Степень разработанности проблемы исследования Кризисные аспекты современной образовательной системы, вызывающие потребность смены образовательной парадигмы исследованы в работах В.И Андреева, Г.А.Бордовского, В.А. Болотова, С.Н. Труфановой, А.Г. Дрижика., В.В. Серикова, Е.Б Виноградовой, А.М.Новикова, К.Д Чермит, В.Г Левченко, E.H. Шиянова, Д.И.Фельдштейна и др.). Воспитательный потенциал национальных ценностей народов обоснован в исследованиях А.Г. Абсалямовой, Г.И. Батуриной, H.H. Макарцевой, О.Д. Мукаевой, З.И. Равкина, В.Г. Пряниковой, в том числе народов Северного Кавказа С.Х. Бгажнокова, Б.Х. Мафедзева И.А. Шорова и других; проблемы регионализации образования раскрыты в работах И.А. Арабова, К.И. Бузарова, Г.Н. Волкова, М.А. Кузьмина, К.Д.Чермита, Е.Е. Хотаева и дру.); концепции реализации педагогического потенциала этнопедагогики Н.М. Ахмеровой, Х.Х.-М. Батчаевой, К.И. Бузарова, М.Б. Гуртуевой, А.Э. Измайлова.
Национальные традиции, обычаи и этнические нормы в процессе духовно - нравственного воспитания в работах Н.М. Ахмеровой, И.А. Арабова, A.C. Койчуевой, И.А. Шорова, Х.Х- М. Батчаевой, Г.Н. Волкова; воспитание молодежи на основе возрождения национальной культуры - К.И. Бузаров, О. А. Грива, В. В. Макаев, С.Х. Мафедзев, Н.Д. Никандров, С.Б. Узденова, И.А. Шоров. Концепции воспитания, связанные с целенаправленной
I» V ц
3ix. iv г 4#4iv/KV' '!KlXVw i % ,т f , ,i i>'u 'i;"il < 'Л ^'V,Mi I \ I' !,>sV i'if н \ « Ae. 'H»\t ki h „»»"'iS < t
^ \ (\ \ 1,1 f) ! ^ ( *
и
«социализацией личности человека в среде, сообществе» - В.А.Караковский, Н.И.Селиванова; - освоением личностью системы социальных ролей -Н.М.Таланчук; пониманием воспитания как части процесса социализации -М.И. Рожков; «педагогической помощи ребенку в становлении его ...социализации» - Е.В.Бондаревская; - гармонизации сущностно различных процессов социализации и индивидуализации - О.С.Газман.
Философско-методологические исследования по гуманизации образовательной деятельности - К.А.Адульханова - Славская, И.Ю.Алексашина, Б.С.Гершунский, В.В.Давыдов, В.А.Караковский, Ю.М.Орлов, Л.И.Новикова, Н.Н.Селиванова; - философско-культурологические М.М.Бахтин, В.С.Библер, Ф.И.Гиренок, Э.В.Гирусов, С.Н.Глазачев, М.С.Каган, С.Д.Лихачев; научные идеи общей теории этнокультуры (А.П. Валицкая, B.C. Кукушин, В.П. Тугаринов, Х.Г. Тхагапсоев, А.Ю. Шадже, Ф.С. Эфендиев.
Вместе с тем, несмотря на достаточную изученность национальных ценностей с точки зрения их воспитательного потенциала, возможность использования императивов в процессе формирования нравственной позиции студента в современной воспитательной практике вуза не была предметом специального исследования. Обосновывается объективная необходимость воспитания нравственной личности как базовое личностное новообразование, компонентами которого являются нравственные ценности, нравственная позиция, толерантность, гражданственность, патриотизм и др.
Анализ исследований по проблеме свидетельствует о том, что воспитание нравственной личности осуществляется как автономное направление воспитания, обеспечивающее формирование человека «культуры и нравственности» (Е.В. Бондаревская,1995). Известно, что нравственная личность обладает нравственной позицией, толерантностью, гражданственностью, патриотизмом, готовностью к диалогу в поликультурном пространстве.
.. ,■ ■ у ., ....... ' .;............. .... ...
Л , * ) 11 л ,, vh, . ь > , \ , 1 )v , и ' I ( , Л| . 4 „
Исходя из этого, можно заключить, что актуальность диссертационного исследования обусловлена следующими противоречиями:
- между объективной потребностью общества в воспитании личности, обладающей нравственной позицией, позволяющей ориентироваться на всех уровнях социального взаимодействия, и недостаточной направленностью системы воспитания высшей школы на ее реализацию;
- между необходимостью разработки научно-методических и содержательных сторон формирования нравственной позиции студентов вуза и отсутствием содержательных и процессуальных его основ;
- между значительными потенциальными возможностями формирования нравственной позиции студентов вуза на основе императивов национальных ценностей и их низкой реализацией на практике системы воспитания в высшей школе.
Таким образом, указанные противоречия, актуальность темы, ее теоретическая и