Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции

Автореферат по педагогике на тему «Формирование педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Зеленкова, Елена Васильевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Казань
Год защиты
 2014
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Формирование педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Формирование педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции"

На правах рукописи

ЗЕЛЕНКОВА Елена Васильевна

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

13 НАР 2014

005545833

Казань-2014

005545833

Работа выполнена в лаборатории гуманитарной подготовки в системе профессионального образования Федерального государственного научного учреждения «Институт педагогики и психологии профессионального образования» Российской академии образования

Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор, заведующий лабораторией гуманитарной подготовки в системе профессионального образования ФГНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования» Российской академии образования Гопьмеева Римма Хамидовна

Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

Терехов Павел Петрович

доктор педагогических наук, профессор, проректор по учебной работе ФГБОУ ВПО «Казанский государственный университет культуры и искусств», Швецов Николай Михайлович доктор педагогических наук, профессор, проректор AHO ВПО «Межрегиональный открытый социальный институт»

ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. ИЛ. Яковлева»

Защита состоится «01» апреля 2014 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 008.012.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук и кандидата психологических наук при Федеральном государственном научном учреждении Российской академии образования «Институт педагогики и психологии профессионального образования» по адресу: 420039, г. Казань, ул. Исаева, 12.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке и на сайте ФГНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования» Российской академии образования.

Автореферат разослан «26» февраля 2014 г.

Ученый секретарь j^TW

диссертационного совета Т. М. Трегубова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Тенденции развития российского высшего образования связаны с интеграционными процессами в современной социокультурной действительности, обусловливающими реализацию концептуальных идей ком-петентностноп) подхода. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» подчеркивается принципиальная необходимость создания благоприятных условий для интеграции отечественной системы образования с системами образования других стран. Модернизация высшего образования предполагает решение задач инновационного развития, что требует обновления содержания обучения в соответствии с компетентностной парадигмой.

В настоящее время актуальность изучения формирования педагогической компетентности обусловлена вхождением отечественной системы высшего образования в европейское образовательное пространство. В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения требования к освоению результатов образовательного процесса представлены как разработанная система общекультурных и профессиональных компетенций. В раздел профессиональных компетенций в области музыкального образования включены компетенции в сфере педагогической деятельности. Следовательно, необходимо проанализировать и раскрыть современные тенденции, связанные с педагогической направленностью творческого обучения музыкантов, реализующей компетентностно-ориентированное содержание программ высшего музыкального образования на основе междисциплинарной интеграции.

Интеграционные процессы охватывают в настоящее время все сферы человеческой деятельности. Взаимопроникновение различных областей знаний обогащает все виды деятельности, а также способствует появлению новых смежных форм как научного, так и художественно-образного познания мира. Целью интеграционных процессов является всестороннее раскрытие творческой личности, обладающей полнотой и целостностью восприятия всей картины окружающей действительности. В связи с этим в образовательном процессе музыкального вуза важной методологической основой становятся идеи междисциплинарной интеграции. Педагогическая компетентность студента музыкального вуза предполагает способность и готовность комплексно и согласованно применять сформированные общекультурные и педагогические компетенции в практической деятельности в сфере музыкальной педагогики. Этому способствует компетентностный подход, обусловливающий необходимость использования возможностей междисциплинарной интеграции как средства реализации компетентностно-ориентированных целей обучения в высшем музыкальном образовании.

Формирование педагогической компетентности музыканта имеет свои особенности, которые определяются художественно-творческой спецификой обучения и проявляются на всех этапах личносгао-профессионального развитая. На раскрытие творческого потенциала обучающегося направлена лично стно ориентированная модель системы непрерывного музыкального образования. Центральным звеном этой системы, обусловливающим формирование педагогической компетентности музыканта, является высшее музыкальное образование. Наиболее важным в настоящее время, с нашей точки зрения, является рассмотрение личносгао-профессионального становления музыканта-педагога как субъекта образовательной

и профессиональной деятельности, а также как субъекта культуры, обладающего высоким уровнем педагогической компетентности.

Обращение к проблеме формирования педагогической компетентности студентов связано с необходимостью создания предпосылок к достижению высокого уровня педагогической направленности процесса подготовки музыканта в вузе и недостаточной разработанностью данной проблемы в современных условиях. Наиболее актуальным становится изучение закономерностей и специфики формирования педагогической компетентности студентов-музыкантов на основе междисциплинарной интеграции в процессе обучения в консерватории, поскольку данная проблема недостаточно разработана и требует дальнейшего рассмотрения.

Анализ научной литературы показывает, что теоретические основы компе-тентностного подхода в настоящее время разрабатываются К А. Абульхановой, ЛЛ. Алексеевой, В.И. Байденко, В.А. Болотовым, A.A. Вербицким, Р.Х. Гильмее-вой, A.A. Деркач, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимней, Г.И. Ибрагимовым, А.К. Марковой, JI.M. Митиной, Г.В. Мухамегзяновой, Ф.Ш. Мухаметзяновой, З.Г. Нигматовым, Ю.Г. Татур, П.П. Тереховым, Т.М. Трегубовой, A.B. Хуторским. Основные концептуальные идеи, связанные с решением проблем формирования профессиональной компетентности специалистов, раскрываются в трудах В.А. Боговаровой, Ю.В. Варданян, Г.И. Ибрагимова, В.Ш. Масленниковой, Г.У. Матушанского, ИЛ. Медведевой, ГЛ. Мухаметзяновой, В.В. Серикова, В.А. Сластенина, H.A. Читалина, Н.М. Швецова. Теоретико-методологические основы развития профессионально-педагогической компетентности учителя раскрываются в трудах Р.Х. Гильмеевой, Г.И. Кириловой, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, Ф.Г. Мухаметзяновой, В.Д. Шадрикова. Различные аспекты формирования педагогической компетентности специалистов социокультурной сферы, а также будущих учителей музыки раскрыты в ряде работ, а также в диссертационных исследованиях A.A. Базико-вой, Е.В. Гребенюк, И.Р. Левиной, Е.Р. Сизовой, П.П. Терехова и др. Большое значение компетентностному подходу придается зарубежными исследователями. Необходимо указать на работы Б.Оскарсона, Дж. Равена, К.Скала, Р. Уайта, Н. Хо-мского, Т. Хоффманна, В. Хутмахера и др. Проблема междисциплинарной интеграции представлена в трудах О.Ю. Афанасьевой, А.П. Беляевой, В.И. Вершинина, Е.Г. Вишняковой, И.Д. Зверева, B.C. Леднева, М.С. Пака, В.А. Шершневой, О.В. Юсуповой и др.

В сфере музыкального образования выявляется необходимость изучения особенностей реализации компетентаостного подхода на основе междисциплинарной интеграции, обусловленных спецификой творческого обучения студентов музыкального вуза.

Ведущей идеей исследования является раскрытие особенностей формирования педагогической компетентности как интегративной целостности личностных и профессиональных качеств студентов музыкального вуза. Нами выявляется специфика междисциплинарной интеграции индивидуально-творческого обучения студентов музыкального вуза, направленного на формирование педагогической компетентности музыканта.

Анализ психолого-педагогической теории и музыкально-педагогической практики, связанной с профессиональным становлением личности музыканта и качеством педагогической подготовки студентов музыкального вуза, выявляет противоречие:

- между необходимостью формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной инте1рации в процессе реализации ФГОС ВПО и недостаточным уровнем подготовленности выпускников музыкального вуза к самостоятельному и компетентному решению нестандартных педагогических проблем в профессиональной деятельности.

Указанное противоречие определяет проблему исследования: каковы педагогические условия формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции?

Актуальность проблемы, ее недостаточная разработанность, а также потребности музыкально-педагогической практики определяют тему исследования: «Формирование педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции».

Объект исследования: формирование профессиональной компетентности студентов музыкального вуза.

Предмет исследования: педагогические условия формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции.

Цель исследования: разработать и обосновать педагогические условия формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции.

Гипотеза исследования: Формирование педагогической компетентности студентов музыкального вуза будет эффективным, если:

- выявлены особенности междисциплинарной интеграции гуманитарной, педагогической и специальной подготовки студентов музыкального вуза, нацеленной на формирование педагогической компетентности;

- осуществлена разработка и реализация поэтапного алгоритма формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции;

- разработано и внедрено в учебный процесс методическое обеспечение специальной подготовки студентов музыкального вуза к педагогической деятельности.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены задачи исследования:

1. Определить сущность, содержание и структуру педагогической компетентности студентов музыкального вуза, формируемую посредством междисциплинарной интеграции.

2. Разработать комплексную модель формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции.

3. Выявить и. экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции.

Методологическую и теоретическую основу данного исследования составили:

- концептуальные идеи гуманизации и гуманитаризации образования (Л.А. Волович, Р.Х.Гильмеева, В.Ш. Масленникова, Г.В. Мухаметзянова, З.Г. Нигматов, В. А. Сластенин);

- компетентностный подход (В.И. Байденко, Н.М. Борытко, Ю.В. Варданян,

A.A. Вербицкий, Р.Х. Гильмеева, Э.Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Г.И. Ибрагимов, Ю.Г. Татур, П.П. Терехов, A.B. Хуторской, В.Д. Шадриков);

- методологические основы профессиональной педагогики (СЛ. Батышев,

B.А. Боговарова, Б.С. Гершунский, Р.Х. Гильмеева, В.И. Загвязинский, Г.И. Ибрагимов, И.А. Медведева, Г.В. Мухаметзянова, ФШ. Мухаметзянова, A.M. Новиков, В .А. Сластенин, Т.М. Трегубова, H.A. Читалин, Н.М. Швецов);

- идеи и концепции междисциплинарной интеграции (О.Ю. Афанасьева, А.П. Беляева, В.И. Вершинин, Е.Г. Вишнякова, И.Д. Зверев, B.C. Леднев, М.С. Пак, В.А. Шершнева, О.В. Юсупова и др.);

-идеи культурологической теории профессиональной подготовки (Е.В. Бондаревская, Р.Х.Гильмеева, И.В. Исаев, ВВ.Краевский, Л.Ю. Мухаметзянова);

- идеи теории и методологии педагогического творчества и развития творческого потенциала личности (О.С. Булатова, В.А. Кан-Калик, НЛО. Посталкж и др.);

- современные концепции музыкально-профессионального образования (Э.Б. Абдуллин, В .Р. Дулат-Алеев, Д.К. Кирнарская, АЛ. Маклыгин, A3. Малинковская, В.Г. Ражников, В.И. Петрушин, Г.М. Цыпин и др.).

Основные методы исследования:

теоретические:

- анализ философской, психолого-педагогической и музыкально-педагогической литературы;

-методы моделирования: разработка прогностической модели, моделирование профессиональных ситуаций, модели профильного обучения музыкантов разных специальностей;

- бенчмаркинг- изучение и обобщение передового педагогического опыта;

эмпирические:

- педагогическая диагностика: наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование;

- изучение результатов творческой деятельности;

- констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились Казанская государственная консерватория (академия) им. HP. Жиганова, Казанский музыкальный колледж им. И.В Аухадеева, Средняя специальная музыкальная школа (колледж) при Казанской государственной консерватории (академии) им. Н.Г. Жиганова.

Этапы исследования: Первый этап - 2004-2006 гг. Изучение научной литературы в области философии, общей педагогики, музыкальной педагогики, музыкально-педагогической психологии художественного творчества, научной литературы по проблеме формирования педагогической компетентности музыканта, анализ и разработка категориального аппарата, поисковая работа, связанная с апробацией ряда элементов экспериментальной части исследования.

Второй этап-2006-2011 гг. Разработка комплексной модели формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза. Анализ и систематизация содержательного компонента учебного материала. Выявление педагогических условий формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции. Проведение опьггао-поискового предварительного эксперимента по выявлению уровня педагогической

направленности студентов музыкального вуза. Проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.

Третий этап - 2011-2013 гг. Анализ, обработка и систематизация экспериментальных данных. Обобщение результатов исследования. Разработка и внедрение в учебно-педагогическую практику спецкурса для музыкантов разного профиля в условиях реализации ФГОС ВПО третьего поколения. Оформление текста диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- определены сущность, содержание и структура педагогической компетентности студентов музыкального вуза;

- разработана и внедрена комплексная модель формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции, отражающая интегративный потенциал педагогического воздействия;

- выявлен педагогический потенциал творческих проектов, предполагающих выбор студентами музыкального вуза индивидуальной образовательной траектории и способствующих формированию педагогической компетентности музыканта; разработаны способы реализации компетентностно-ориентированного обучения студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции;

- выявлены, экспериментально проверены и реализованы педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции, отражающие единство цели и результата, логику и внутреннюю динамику этого процесса.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

- определена специфическая и уровневая характеристика педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции, углубляющая теоретические представления о творческой сущности развития личности музыканта и позволяющая применять современные достижения педагогической науки в сфере музыкальной педагогики;

-расширены и систематизированы исследовательские подходы к проблеме формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции, выявлены особенности компетентностно-го подхода в индивидуально-творческом развитии музыканта;

- основные положения данного исследования вносят определенный вклад в современную теорию музыкальной педагогики и образования, способствуют расширению проблемного поля музыкально-педагогической науки;

- теоретически обоснованы педагогические условия, способствующие формированию педагогической компетентности студентов музыкального вуза: междисциплинарная интеграция гуманитарной,.педагогической и специальной подготовки студентов музыкального вуза; разработка и реализация поэтапного алгоритма формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции; методическое обеспечение специальной подготовки студентов музыкального вуза к педагогической деятельности.

Практическая значимость исследования определяется тем, что:

- разработанные теоретические и практические аспекты формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции внедрены в образовательный процесс ФГБОУ ВПО «Казанская государственная консерватория (академия) им. Н.Г. Жиганова»;

- разработано методическое обеспечение образовательного процесса, с учетом особенностей формирования педагогической компетентности как интегративной целостности личностных и профессиональных качеств студентов музыкального вуза, обусловливающих специфику междисциплинарной интеграции в индивидуально-творческом обучении студентов музыкального вуза;

- в рамках исследования разработан и апробирован авторский спецкурс «Специфика формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза», который используется преподавателями высшего музыкального образования Республики Татарстан.

Результаты исследования позволяют также:

- реализовывать разработанные автором на основе компетентностного подхода: научно-методические рекомендации, раскрывающие проблему формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза, а также учебно-методические комплексы и рабочие программы;

- внедрять в педагогическую практику компетентностно-ориентированные формы и методы обучения, направленные на формирование педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции;

- материалы исследования, а также изданные авторские учебно-методические пособия, получившие гриф УМО РФ, могут быть использованы при составлении учебных программ, учебно-методических комплексов, методических разработок, направленных на повышение уровня педагогической компетентности музыканта.

Положения, выносимые на защиту:

—установлено, что педагогическая компетентность музыканта — это интегральная, многоуровневая и сложнострукхурная характеристика личностных и музыкально-профессиональных качеств, представляющая результат образовательного процесса в музыкальном вузе, выражающая совокупность психолого-педагогических, общекультурных и музыкально-теоретических компетенций, а также опьгта педагогической деятельности в сфере музыкального образования.

- обоснована эффективность комплексной модели формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза, базирующейся на основе междисциплинарной интеграции;

- доказано, что доминирующими педагогическими условиями формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза являются следующие:

1) междисциплинарная интеграция гуманитарной, педагогической и специальной подготовки студентов музыкального вуза;

2) разработка и реализация поэтапного алгоритма формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции;

3) методическое обеспечение специальной подготовки студентов музыкального вуза к педагогической деятельности.

Достоверность результатов исследования обеспечены опорой на исходные методологические позиции, реализующие компетентностный, личностно ориентированный, культурологический, акмеологический подхода к решению поставленной проблемы, адекватного использования взаимодополняющих методов исследования, репрезентативностью выборки контингента опытно-экспериментальной работа.

Апробация работы и внедрение результатов исследования осуществлялось на кафедре фортепиано, кафедре теории и истории исполнительского искусства Казанской государственной консерватории (академии) имени Н.Г. Жиганова, а также в Казанском музыкальном колледже им. И.В. Аухадеева, в Средней специальной музыкальной школе (колледже) при Казанской государственной консерватории (академии) им. Н.Г. Жиганова.

Представленные в работе результаты исследования нашли свое отражение в разработанных автором учебно-методических пособиях, получивших гриф УМО РФ и рекомендованных к использованию в процессе профессиональной подготовки, а также в Учебно-методических комплексах и рабочих программах для музыкантов разных специальностей.

Основные положения и результаты исследования докладывались, обсуждались и получили одобрение на Международных, Всероссийских, Региональных научно-практических конференциях, в том числе: Международная научная конференция «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека» (Москва, 2007), Всероссийская научно-практическая конференция «Особенности применения современного теоретического знания в преподавании гуманитарных дисциплин в музыкальном учебном заведении» (Москва, 2008), XI Международная научно-практическая конференция «Компетентностный подход к профессионально-культурному становлению специалиста» (Казань, 2008), Международная научно-практическая конференция «Музыкальное образование в современном мире. Диалог времен» (Санкт-Петербург, 2008), IV Международная научно-практическая конференция «Модернизация высшего музыкального образования и реализация принципов Болонского процесса в России, странах СНГ и Европы» (Санкт-Петербург, 2010), Международная научно-практическая конференция «Методологические и методические проблемы современного общего музыкального образования» (Санкт-Петербург, 2012), Всероссийская научно-практическая конференция «Компетентностный подход в профессиональном образовании в сфере культуры и искусства» (Чебоксары, 2013).

Результаты исследования обсуждались и были одобрены на заседаниях лаборатории гуманитарной подготовки в системе профессионального образования Федерального государственного научного учреждения «Институт педагогики и психологии профессионального образования» Российской академии образования, внедрены в процесс подготовки студентов Казанской государственной консерватории (академии) имени Н.Г. Жиганова.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (225 источников) и 9 приложений. Текст диссертации включает 9 таблиц и 12 рисунков.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обоснована актуальность темы, определены цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования, представлены методологические основы и методы исследования, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, сформулированы основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретико-методологические основания формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции», которая содержит три параграфа, определены методоло-

гические основания формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза, обоснованы подходы к изучению формирования педагогической компетентности музыканта. Также в первой главе раскрыты сущность, содержание и структура педагогической компетентности студентов музыкального вуза, проанализированы исторические предпосылки, выявлены тенденции и закономерности творческого становления музыканта в вузе, представлена комплексная модель формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции, разработанная с позиции компетентност-ного подхода.

Особую роль в формировании педагогической компетентности студентов-музыкантов играет период подготовки в вузе. В консерватории музыкально-профессиональное обучение характеризуется поливариативностью, что предполагает формирование высокого уровня исполнительского мастерства. Обучение музыканта-педагога в консерватории имеет ярко выраженную специфику, связанную с творческой исполнительской деятельностью. Реальная практика показывает, что большинство музыкантов-исполнителей совмещает исполнительство с музыкально-педагогической деятельностью, а многие выпускники консерватории с самого начала профессиональной деятельности становятся преподавателями различных звеньев системы музыкального образования. В связи с этим возникает необходимость подготовки студентов к педагогической деятельности. В музыкальном вузе осуществляется достижение необходимого уровня педагогической компетентности, позволяющего музыканту в дальнейшем совершенствоваться и достигать вершин мастерства в разных областях музыкальной педагогики. В учебные планы Казанской консерватории включен курс «Музыкальное исполнительство и педагогика», а также на пятом курсе введен государственный экзамен, предусматривающий защиту выпускной теоретической работы.

В настоящее время в качестве концептуальных положений выступают требования к результатам освоения программ подготовки музыканта в вузе в виде компетенций, представленных в ФГОС ВПО. Поэтому необходимо раскрытие сущности, содержания и структуры педагогической компетентности музыканта, а также особенностей междисциплинарной интеграции, способствующей формированию общекультурных и педагогических компетенций музыканта.

Компетентность рассматривается рядом ученых (В.И. Байденко, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Ю.Г. Татур, Ю.Ф. Фролов, А.В. Хуторской и др.) как многогранное понятие, включающее не только когнитивную и операциональную составляющие, но и мотивационную, социальную, ценностно-смысловую, нравственную, а также опыт определенной деятельности. Г.В. Мухаметзянова представляет профессиональную компетентность как систему социально и личностно значимых компетенций. Р.Х. Гильмеева определяет профессиональную компетентность учителя как интегральную характеристику профессиональных и личностных качеств, совокупность знаний, умений и опыта в динамично развивающейся системе его профессиональной педагогической деятельности. Важным средством формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза является междисциплинарная интеграция, которая способствует решению задач комплексного применения компетенций, что связано с целенаправленным выстраиванием логических взаимосвязей единого смыслового пространства педагогической деятельности музыканта. Идеи междисциплинарной интеграции в настоящее время созвучны компетент-

ностной парадигме, на которой базируются современные требования ФГОС ВПО в области музыкального образования. Реализация этих требований связана с широкими возможностями применения междисциплинарной интеграции в курсах различных дисциплин как гуманитарного, так и профессионального циклов творческого обучения студентов музыкального вуза. Педагогические компетенции являются междисциплинарными образованиями, связанными с интегрированием в сознании студента разнообразных пластов знаний и получении на этой основе нового междисциплинарного знания, способствующего применению компетенций в педагогической деятельности.

На основании проведенного анализа мы рассматриваем педагогическую компетентность музыканта как интегральную характеристику личностно-профессиональных качеств, актуализирующую владение соответствующими общекультурными и педагогическими компетенциями, обусловленную опытом деятельности в сфере музыкальной педагогики и включающую ценностно-смысловой, духовно-нравственный аспекты творческой самореализации музыканта в педагогической деятельности.

В процессе анализа исторического опыта нами были выявлены основные тенденции становления и развития профессионального музыкального образования. Также подчеркивается, что важнейшей закономерностью обучения музыканта является индивидуально-творческая форма занятий с преподавателем. Это связано с уникальностью процесса обучения музыканта, когда мастерство от педагога к студенту передается непосредственно в процессе деятельности в исполнительском классе, а также посредством накопления опыта творческой педагогической деятельности, что определяет постижение значимости педагогической составляющей в профессиональной деятельности музыкантов разных специальностей.

Анализ современного состояния высшего музыкального образования выявляет необходимость разработки комплексной модели формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции. Представленная комплексная модель разработана нами с позиций компе-тентностного, личностно ориентированного, культурологического и акмеологического подходов. Главной целевой установкой в комплексной модели является формирование педагогической компетентности студентов музыкального вуза, обусловливающей самореализацию личности во всех сферах музыкально-педагогической деятельности. Формирование педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции опирается на ряд принципов: непрерывности и преемственности, фундаментализации и профессионализации, педагогической направленности, интеграции и диверсификации, целостности и согласованности смысловых связей.

Комплексная модель формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции (см. Рисунок 1) позволяет рассматривать взаимосвязь всех необходимых компонентов развития профессионально значимых качеств личности музыканта в соответствии с этапами и уровнями профессиональной подготовки, нацеленной на овладение функциями педагогической деятельности.

Комплексная модель формирования педагогической компетентности студентов музьтальиого вуза на аснове междисциплинарной интеграции

Цель: личностно-профессиональное развитие студентов музыкального вуза, направленное на формирование

педагогической компетентности

......

ч

Задачи: усиление педагогической направленности творческого обучения студентов музыкального вуза: создание педагогических условий для эффективного формирования педагогической компетентности музыканта на основе _________. ^ •____ —^ _ _______междисциплинарной интергации : ..............^ ....._ •________ ... :______

Теоретико-методологические подкоды

Кул ь«ту рол огический подход

\ Компетентностный I подход

ориентированный

; Акмеологический ;

подход I

Принципы: творческого развития личности студента музыкального вуза; преемственности и непрерывности музыкального образования; фундаментализации и профессионализации; интеграции и диверсификации

Структура педагогической подготовки студентов (музыкального вуза

ФГОС ВПО в области «Музыкального искусства»

............—...........................................................

...............-Ф=22

БД Гуманитарный, социальный и экономический ЦИК/1

.гч Г^ариативн^"" асть ! часть

......,..:../ш

Базовая

............................-......

Б.2 Цикл истории и теории музыкального искусства

Б.З

Профессиональный I1 Цикл

эйсг:

..... ..кГ

Базовая часть

Дисциплины общего модуля базовой части

1_^Г"Вари эти вная 1 • I .';.часть__

Г'...... ТГЙСЦИ П Л ЙНЫ

гч] профессионального модуля базовой

—чаЕШ.

.....

Б.5 Учебная и производственная практика

Междисциплинарная интеграция гуманитарной, профессионально-педагогической и специальной подготовки

студентов музыкального вуза

?

Профессиональные компетенции:

Инновационные педагогические технологии формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции

X

Разработка и реализация поэтапного алгоритма формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции.

Этапы:

I Профессиональная адаптация Ii Педагогическая направленность III Творческое педагогическое самоопределение

Научно-методическое обеспечение процесса формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции

&

X

А

£

IL

ll I Интернет I j| I ресурсы I

А ■

Примерные основные образовательные программы

..........—......

Сборники переложений

Специальная подготовка студентов музыкального вуза к педагогической деятельности

_NJ Результат: готовность к самостоятельной педагогической деятельности в системе " |/j музыкального образования

Рис Л Комплексная модель формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции

Формирование педагогической компетентности студентов музыкального вуза мы рассматриваем в трех аспектах: деятельностном, содержательном и личност-ном.Основной идеей является интегративный подход, осуществляемый посредством междисциплинарного взаимодействия гуманитарного, психолого-педагогического, музыкально-теоретического и специализированного блоков профессиональной подготовки. Педагогическая компетентность музыканта имеет сложносоставную структуру, которая включает в себя разные уровни и компоненты компетентности.

Во второй главе - «Педагогические условия формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции» рассматриваются выявленные и обоснованные нами педагогические условия, способствующие эффективному формированию педагогической компетентности студентов музыкального вуза. Основными педагогическими условиями являются:

1. Междисциплинарная интеграция гуманитарной, педагогической и специальной подготовки студентов музыкального вуза;

2. Разработка и реализация поэтапного алгоритма формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции;

3. Методическое обеспечение специальной подготовки студентов музыкального вуза к педагогической деятельности.

Педагогическая компетентность студентов музыкального вуза рассматривается нами как интегральная целостность, формирование которой основано на взаимодействии гуманитарного, педагогического и специального компонентов в процессе обучения. Междисциплинарная интеграция в процессе обучения музыканта-педагога многоаспектна, а также состоит из инвариантных и вариативных компонентов. В содержании курсов различных дисциплин мы рассматриваем инвариантную составляющую, являющуюся основой подготовки всех музыкантов и вариативную часть, связанную с профилем специальной деятельности музыканта. Инвариантным компонентом являются курсы философии, эстетики и истории культуры. Формирование мировоззренческих и нравственно-эстетических ценностных установок является фундаментальной основой гуманитарной подготовки. Важную роль играют художественно-эстетические аспекты, обусловливающие эмоционально-ценностное отношение к музыкально-педагогической деятельности. Инвариантный компонент - это также курсы педагогики, психологии, методики и педагогической практики, на базе которых складывается система интегрированной психолого-педагогической подготовки и формируется методологическая культура музыканта-педагога. Специальная подготовка музыканта включает большой спектр специальных педагогических компетенций, освоение которых основывается на опыте творческой деятельности, приобретаемом во время занятий по специальным дисциплинам.

В качестве второго условия мы рассматриваем разработку и реализацию поэтапного алгоритма формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции. Личностно-профессиональное становление - это сложный, многоуровневый, динамичный процесс, связанный с изменением свойств и качеств личности. Этот процесс имеет длительный характер непрерывного развития и в связи с этим происходит переход одного уровня развития в другой, то есть выделяются этапы данного процесса.

Этапами этого процесса, с нашей точки зрения, являются:

1) этап профессиональной адаптации, связанный с созданием творческой атмосферы, обусловленной взаимодействием и сотрудничеством педагога и обучающегося, а также организацией педагогической подготовки музыканта как процесса творческой деятельности;

2) этап педагогической направленности, предполагающий междисциплинарную интеграцию гуманитарной, педагогической и специальной подготовки студентов музыкального вуза, обусловливающую формирование общекультурных и профессиональных, включающих педагогические, компетенций;

3) этап творческого педагогического самоопределения, направленный на приобретение педагогического опыта как основы формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза посредством междисциплинарной интеграции.

Мы выделяем четыре уровня сформированности педагогической компетентности студентов музыкального вуза: высокий, выше среднего, средний, низкий. Характеристика каждого уровня приводится в виде показателей, определяющих тот или иной уровень педагогической компетентности музыканта. Для определения уровня и оценки педагогической компетентности музыканта нами разработаны критерии и показатели. В качестве критериев мы выделили: художественно-эстетический, эмоционально-ценностный, когнитивный, индивидуально-творческий, операционально-деятельностный.

Третье условие - это методическое обеспечение специальной подготовки студентов музыкального вуза к педагогической деятельности. В процессе реализации третьего условия нами применялись педагогические технологии: диалоговые, инте-гративного, проблемного, концентрированного обучения, контекстного обучения, модульно-компетентностная технология, а также технологии творческого обучения. Использование данных технологий позволяет осуществлять междисциплинарные связи, так как задача формирования компетенций решается посредством интегрированных структур различного вида гуманитарных и музыкально-профессиональных знаний.

С целью усиления педагогической направленности профессиональной подготовки и результативности формирования педагогической компетентности музыканта нами был разработан спецкурс «Специфика формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза». Необходимость разработки данного спецкурса возникла в связи с решением задач учебно-методического обеспечения современного процесса педагогической подготовки музыканта в вузе, связанных с переходом на компетентностно-ориентированный ФГОС ВПО. Разработанный нами спецкурс нацелен на усиление педагогической направленности творческого обучения музыканта. Спецкурс призван расширить и дополнить основную образовательную программу (ООП) музыкального вуза в вариативной части. Задачи спецкурса -анализ и систематизация общекультурных и профессиональных педагогических компетенций студентов музыкального вуза, формируемых на основе междисциплинарной интеграции; включение в вариативную часть профессионального цикла изучения взаимосвязи мировой и отечественной национальной культуры на основе сравнительного анализа музыкальных произведений зарубежной, русской и татарской классики, а также сочинений современных композиторов; создание научно-исследовательских и творческих художественных проектов, в виде выпускных теоретических работ и концертно-просветительских программ.

Следует особо подчеркнуть, возможности применения технологии концентрированного обучения в изучении спецкурса «Специфика формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза». В применении технологии концентрированного обучения мы опираемся на инновационные идеи Г.И. Ибрагимова. Поскольку данный спецкурс имеет достаточно ограниченный временной ресурс, именно использование технологии концентрированного обучения позволяет в сжатые сроки формировать необходимые педагогические компетенции, содействует достижению высокого уровня педагогической компетентности музыкантов разных специальностей средствами междисциплинарной интеграции.

С целью обновления и дальнейшей разработки учебно-методического обеспечения разных курсов, автором данного исследования разработаны: учебно-методические комплексы, рабочие программы на основе модулей. Также разработаны учебно-методические пособия, получившие гриф УМО РФ, методические разработки по конкретным проблемам формирования специальных педагогических компетенций музыканта. В настоящее время разработаны и применяются в процессе обучения рабочие программы для студентов разного профиля, включающие национально-региональный компонент учебного репертуара. Данные программы позволяют формировать такие междисциплинарные компетенции как толерантность, знание специфики национальных музыкальных школ, понимание взаимовлияния и взаимообусловленности развития мировой и отечественной национальной музыкальной культуры. Особенно большое значение владение этими компетенциями приобретает в условиях региона, объединяющего разнообразные этнокультурные традиции.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы и решения задач исследования нами был проведен педагогический эксперимент. В ходе педагогического эксперимента была поставлена цель - выявить закономерности, взаимосвязи и зависимости формирования педагогической компетентности музыканта от педагогических условий, влияющих на качество обучения студентов в музыкальном вузе. Эффективность выявленных нами педагогических условий подтверждается результатами проведенного в ходе исследования эксперимента.

В эксперименте принимали участие студенты разных курсов и разных специальностей Казанской государственной консерватории (академии) им. Н.Г^Киганова, студенты четвертого курса Казанского музыкального колледжа им. И.В.Аухадеева, учащиеся выпускного класса Средней специальной музыкальной школы (колледжа) при Казанской консерватории. Всего в эксперименте принимали участие 512 студентов всех факультетов Казанской консерватории, 75 студентов Казанского музыкального училища и 23 учащихся ССМШ (колледжа) при Казанской консерватории. Эксперимент включал ряд этапов и состоял из констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента. Методика проведения эксперимента включает методы педагогической диагностики, такие как наблюдение, анкетирование, тестирование, беседы, использование различных методов и технологий формирования общекультурных и педагогических компетенций, а также изучение продуктов творческой деятельности в виде подготовки и исполнения концертной программы.

На констатирующем этапе эксперимента нами были поставлены задачи выявления мотивационного и ценностно-смыслового отношения музыкантов к педагогической деятельности. Для проведения констатирующего эксперимента и решения поставленных задач нами были разработаны анкеты и проведено анкетирование студентов Казанской государственной консерватории (академии) им. Н.Г. Жиганова. По

результатам анкетирования нами было выявлено, что большинству студентов интересно совмещение исполнительской и преподавательской деятельности. Это подтверждает рост уровня педагогической направленности личности музыканта в процессе личностно-профессионального становления. Исполнительская деятельность вызывает больший интерес у 58% студентов 1-го курса, в то время как студентов 5-го курса, заинтересованных только в исполнительской деятельности - 24%. На старших курсах большинство студентов подчеркивают, что им интересно совмещать исполнительскую деятельность с педагогической: на 3-м курсе - это 75%, на 5-м - 64% . Результаты данного опроса наглядно представляют глубокую взаимосвязь исполнительской и педагогической деятельности музыканта.

Формирующий эксперимент проводился в процессе творческой подготовки музыкантов разных специальностей Казанской консерватории. Посредством диагностики начального уровня сформированности компетенций каждого студента первого курса были отобраны по сорок человек в экспериментальную и контрольную группы. Критериями отбора являлись диагностика уровня педагогической направленности личности студента, его мотивационной настроенности на педагогическую деятельность, а также ряда профессионально значимых качеств личности музыканта. В процессе проведения формирующего эксперимента нами осуществлялось наблюдение за динамикой формирования общекультурных и профессиональных, включающих педагогические, компетенций. Сравнение уровней сформированности компетенций у студентов экспериментальной и контрольной группы показывает, что студенты экспериментальной группы достигают более высоких результатов в применении разнообразных способов творческой работы с новым музыкальным материалом, эффективнее используют имеющиеся гуманитарные, психолого-педагогические и музыкально-теоретические знания в работе с учениками.

Эффективность данных методических решений подтверждается посредством обработки экспериментальных данных. Сравнение уровня сформированности педагогических компетенций студентов контрольной и экспериментальной групп на статистически значимом уровне подтверждает, что в экспериментальной группе осуществляется более активное и эффективное развитие педагогических компетенций. В начале эксперимента количество студентов с низким и средним уровнем в контрольной и экспериментальной группах было приблизительно одинаково: 32,5% студентов с низким уровнем в экспериментальной группе и 30% студентов с низким уровнем в контрольной группе, 50% студентов со средним уровнем в экспериментальной группе и 52,5% студентов со средним уровнем в контрольной группе. В конце эксперимента процентное соотношение показывает, как изменились показатели в сторону увеличения в экспериментальной группе студентов с высоким и выше среднего уровнем, что в целом составило 65%. В контрольной группе количество студентов с высоким и выше среднего уровнем составило всего 27,5%. "Проведенный корреляционный анализ показывает, что существует сильная положительная связь + 0,67 на статистически значимом уровне р £ 0,05 между применением творческих инновационных методов и развитием более высокого уровня музыкально-педагогического мышления, обусловливающего формирование педагогической компетентности на основе междисциплинарной интеграции. Данные результатов экспериментального исследования представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Экспериментальная группа 40 студентов Контрольная группа 40 студентов

Уровни: В начале эксперимента В хсонце эксперимента В начале эксперимента В конце эксперимента

Высокий 2 чел. 5% 12 чел. 30% 2 чел. 5% 3 чел. 7,5%

Выше среднего 5 чел. 12,5% 14 чел. 35% 5чел. 12,5% 8 чел. 20%

Средний 20 чел. 50% Шел. 32,5% 21 чел. 52,5% 20 чел. 50%

Низкий 13чел. 32,5% 1 чел. 2,5% 12 чел. 30% 9 чел. 22,5%

Эти данные могут бьггь представлены также в виде диаграммы на Рисунке 2.

студентов экспериментальной и контрольной группы.

На экспериментальном этапе исследования в ходе опытно-экспериментальной работы, направленной на достижение прогнозируемого результата - это выявление влияния выделенных педагогических условий на формирование комплекса общекультурных и профессиональных, включающих педагогические, компетенций, обусловливающего формирование педагогической компетентности студентов музыкального вуза, была экспериментально подтверждена гипотеза исследования. Данные результаты экспериментальной работы можно в дальнейшем использовать при разработке учебно-методических пособий, учебных программ. Этот опыт может бьггь распространен на другие учебные заведения, в которых осуществляется подготовка музыкантов-педагогов. Результаты проведенной научно-исследовательской работы и экспериментального исследования изложены автором в ряде учебно-методических пособий, получивших гриф УМО РФ, а также использованы при разработке учебно-методических комплексов и рабочих программ для музыкантов разных специальностей, в частности для студентов, обучающихся по специальностям «Музыкальная педагогика» и «Вокальное искусство».

Анализ решения задач исследования свидетельствует о достижении цели и доказательстве выдвинутой гипотезы, что позволяет сформулировать следующие выводы:

1. Основные направления формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза определяются компетентностным подходом с учетом междисциплинарной интеграции. Теоретические основы базируются на принципах преемственности и непрерывности музыкально-профессиональной подготовки, интеграции гуманитарной, педагогической и специальной подготовки, индивидуально-творческого подхода к каждому студенту, а также педагогической направленности подготовки музыканта в консерватории.

2. Доказана необходимость специальной подготовки, обеспечивающей формирование педагогической направленности студентов музыкального вуза. Дано определение педагогической компетентности студентов музыкального вуза как интегральной характеристики личностных и профессиональных качеств музыканта. Процесс художественно-творческого обучения в консерватории обеспечивает высокий уровень педагогической компетентности музыканта посредством создания педагогических условий, нацеленных на формирование системы общекультурных и педагогических компетенций, личностно-профессиональных качеств музыканта как преемника художественных традиций и созидателя культурных ценностей.

3. Определены сущность, содержание и структура педагогической компетентности студентов музыкального вуза. Представлено обоснование теоретико-методологических подходов, обусловливающих понимание закономерностей формирования педагогической компетентности музыканта, обладающего комплексом общекультурных и профессиональных, включающих педагогические, компетенций, способного к непрерывному творческому поиску и готового к достижению вершин профессионального мастерства, что дает возможность всесторонне раскрывать специфику междисциплинарной интеграции в консерватории. Анализ теоретических и методологических подходов позволяет определить основные концептуальные идеи диссертационного исследования, связанные с решением проблемы формирования педагогической компетентности как целостного художественно-творческого и педагогического процесса.

4. Разработана, теоретически обоснована и внедрена комплексная модель формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции, определяющая цели, задачи, педагогические условия, обеспечивающие социально значимый результат образовательного процесса в музыкальном вузе. Разработанная нами комплексная модель, нацелена на раскрытие целостности и взаимосвязи различных компонентов творческого обучения студентов музыкального вуза и рассматривается в интегративном единстве общекультурных, профессиональных, включающих педагогические, компетенций, ценностно-смысловых установок и личностных качеств, позволяющих музыканту овладевать функциями педагогической деятельности.

5. Выявлены и доказаны педагогические условия, способствующие эффективности формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции. Определены и раскрыты критерии и показатели различных уровней педагогической компетентности музыканта. Представлено поэтапное формирование ряда общекультурных и профессиональных педагогических компетенций. Определены и даны характеристики уровней достижения педагогической компетентности музыканта. На основании разработанных показаге-

лей посредством проведения эксперимента была подтверждена гипотеза исследования.

6. Разработано и внедрено учебно-методическое сопровождение формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции, включающее учебно-методические пособия, получившие гриф УМО РФ. Разработан и внедрен спецкурс «Специфика формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза». Экспериментально подтверждены и теоретически обоснованы критерии эффективности формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза: художественно-эстетический, эмоционально-ценностный, когнитивный, индивидуально-творческий, операционально-деятельностный. Полученные результаты экспериментального исследования подтверждены положительной динамикой эффективности формирования педагогической компетентности студентов на основе междисциплинарной интеграции, осуществляемой с учетом выделенных и разработанных нами педагогических условий.

Вместе с тем, проведенное исследование не исчерпывает все аспекты такой сложной и многогранной проблемы как формирование педагогической компетентности музыканта в процессе творческого обучения в вузе. Перспективными, на наш взгляд, являются дальнейшие исследования особенностей педагогической направленности обучения музыканта в консерватории, а также проблемы, связанные с разработкой новых концептуальных идей в сфере высшего музыкального образования.

Основные положения диссертационного исследования изложены в следующих публикациях:

Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК:

1. Зеленкова, Е. В. Акмеологический аспект личностно-профессионального становления педагога-музыканта / Е. В. Зеленкова // СВ журнала «Акмеология» № 3. т. 2, посвященный 4-ой Международной научной конференции «Акмеология: Личностное и профессиональное развитие человека». - М., 2007. - С. 45 - 49 (0,3 пл.).

2. Зеленкова, Е. В. Личностно-профессиональное становление педагога-музыканта в процессе подготовки в вузе : компетентностный подход / Е. В. Зеленкова // Казанский педагогический журнал. - 2007. - № 4. - С. 46 - 54 (0,45 пл.).

3. Зеленкова, Е. В. Компетентностный подход в высшем музыкально-профессиональном образовании / Е. В. Зеленкова // Высшее образование в России. -2010.-№ 11.-С. 149-154 (0,9 пл.).

4. Гильмеева, Р. X., Зеленкова, Е. В. Междисциплинарная интеграция как условие формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза / Р. X. Гильмеева, Е. В. Зеленкова И Казанский педагогический журнал. - 2013. - № 5.-С. 43-50 (0,48 пл.).

5. Гильмеева, Р. X., Зеленкова, Е. В. Формирование педагогической компетентности музыканта-педагога на основе интеграции профессиональных и гуманитарных дисциплин /Р. X. Гильмеева, Е. В. Зеленкова// Вестник КГУКИ. -2013.-№ 4. - Часть I. - С. 70 - 74 (0,52 пл.).

Учебно-методические пособия:

6. Зеленкова, Е. В. Формирование профессиональной компетентности музыкантов разных специальностей : Учебно-методическое пособие по курсу «Фортепиано» / Е. В. Зеленкова. - Казань : Изд-во Казанской гос. консерватории, 2008. -100 с. Присвоен гриф УМО РФ (6,25 пл.).

7. Зеленкова, Е. В. Преемственность и специфика процесса обучения дирижеров-хоровиков в классе фортепиано (система «школа - училище - вуз») : учебно-методическое пособие / Е. В. Зеленкова. - Казань : Изд-во Казанской гос. консерватории, 2009. - 84 с. Присвоен гриф УМО РФ (5,25 пл.).

Публикации в сборниках научных трудов, материалы международных и всероссийских конференций:

8. Зеленкова, Е. В. Модернизация системы музыкального образования в аспекте диалога культур / Е. В. Зеленкова // Вестник КГУКИ. - 2005. - № 2 (Спец. вып.). -Часть II. - С. 9 -10 (0,28 пл.).

9. Зеленкова, Е. В. Интеграция профессиональных знаний и исполнительских навыков как фактор совершенствования преподавания курса фортепиано / Е. В. Зеленкова // «Оценка качества образования в вузе культуры и искусств: методические проблемы, опыт, перспективы»: Материалы Всероссийской научно-методической конференции. - Казань : Изд-во КГУКИ, 2005. - С. 237 - 240 (ОД пл.).

10. Зеленкова, Е. В. Педагог-музыкант в современном социокультурном пространстве / Е. В. Зеленкова // «Человек в мире культуры: исследования, прогнозы» : Материалы Международного научного конгресса. - М. : Винищ, 2007. - С. 402 -404 (0,3 пл.).

11. Зеленкова, Е. В. Компетентностный подход в профессиональной подготовке музыканта-педагога / Е. В. Зеленкова // «Особенности применения теоретического знания в преподавании гуманитарных дисциплин в музыкальном учебном заведении»: Материалы Всероссийской научно-пракгаческой конференции. - М. : Изд-во МГИМ им. А. Шнитке, 2008. - С. 13 -18 (0,25 пл.).

12. Зеленкова, Е. В. Компетенпюстная модель непрерывного музыкально-профессионального образования / Е. В. Зеленкова // «Культура как духовный ресурс развития региона» : Материалы Международной научной конференции. - М. : Винити, 2008. - С. 242 - 245 (0,3 пл.).

13. Зеленкова, Е. В. Современные педагогические технологии как фактор становления профессиональной компетентности музыканта. / Е. В. Зеленкова // «Инновационные технологии развития образовательного пространства художественного вуза» : Материалы Международной научно-практической конференции. - М. : ЭКШЭН, 2008. - С. 185 -190 (0,25 пл.).

14. Зеленкова, Е. В. Профессиональная компетентность музыканта-педагога в социокультурном контексте. / Е. В. Зеленкова // Компетентностный подход к профессионально-культурному становлению специалиста» : Материалы XI Международной научно-практической конференции. - Казань : Изд-во «Отечество», 2008. - С. 238 -241 (ОД пл.).

15. Зеленкова, Е. В. Компетентностный подход к совершенствованию процесса музыкально-исполнительской подготовки будущего педагога / Е. В. Зеленкова // «Музыкальное образование в современном мире. Диалог времен» : Материалы Международной научно-практической конференции. - СПб. : Изд-во РГПУ им. АЛ. Герцена, 2009. - ч. 2. - С. 154 -158 (0,35 пл.).

16. Зеленкова, Е. В. Становление профессиональной компетентности музыканта-педагога в процессе обучения в вузе / Е. В. Зеленкова // «Методологические проблемы современного музыкального образования»: Материалы Международной научно-практической конференции. - СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, факультет музыки, 2009. - С. 66 - 70 (ОД пл.).

17. Зеленкова, Е. В. Формирование профессионально-педагогической компетентности музыканта в процессе творческой подготовки в вузе / Е. В. Зеленкова // «Международное сотрудничество в профессиональном образовании: проблемы и перспективы» : Материалы Международной научно-практической конференции. -Казань: ACO,2009.- С.312-316(0,3пл.).

18. Зеленкова, Е. В. Профессиональная подготовка музыканта-педагога на основе компетенгаосшого подхода / Е. В. Зеленкова // «Модернизация профессионального образования: вопросы теории и практический опыт»: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной Году учителя. — Казань : Изд-во «Печать-Сервис-XXI век», 2010. - С. 556 - 558 (0,23 пл.).

19. Зеленкова, Е. В. Формирование общекультурных и профессиональных компетенций музыканта-педагога в процессе творческой подготовки / Е. В. Зеленкова // «Гуманитарная составляющая профессионального образования» : Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Казань: ГУ «НЦ БЖД», 2010. - С. 141 -144(0,3 пл.).

20. Зеленкова, Е. В. Компететностно-ориентированное музыкальное образование: пути реализации / Е. В. Зеленкова // «Модернизация высшего музыкального образования и реализация принципов Болонского процесса в России, странах СНГ и Европы» : Материалы IV Международной научно-практической конференции. - СПб : Изд-во Санкт-Петербургской гос. консерватории им. Н. А. РимскопЯСорсакова, 2010. - С. 56-62 (0,67 пл.).

21. Зеленкова, Е. В. Современные тенденции профессионального становления музыканта в вузе / Е. В. Зеленкова // «Музыка в системе культуры». Сборник статей. Выпуск 5. - Екатеринбург : Изд-во Уральской гос. консерватории им. М. П. Мусоргского, 2011. - С. 322 - 334 (0,72 пл.).

22. Зеленкова, Е. В. Стилистический анализ как системообразующий компонент профессиональной подготовки музыкантов / Е. В.Зеленкова // Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства. История и современность». - Казань: Изд-во Казанской гос. консерватории, 2012. - С. 91 - 96 (0ДЗ пл.).

23. Зеленкова, Е. В. Развитие музыкально-педагогического мышления студентов в контексте компетенгаосгаого подхода / Е. В. Зеленкова // «Урок музыки в современной школе. Методологические и методические проблемы современного общего музыкального образования» : Материалы Международной научно-практической конференции. Выпуск 7. — Санкт-Петербург : Изд-во «Перспектива» РГПУ им. А И. Герцена, 2013. - С. 83 - 87 (0,25 пл.).

24. Зеленкова, Е. В. Становление профессионально-педагогической компетентности музыканта / Е. В. Зеленкова // «Культура, образование, время».—2013.—№ 1. — С. 23 - 28 (0,67 пл.).

25. Зеленкова, Е. В. Специфика формирования исследовательской компетентности музыканта-исполнителя / Е. В. Зеленкова // «Вестник ЧГИКИ». -2013 .-№7.-С.7-10 (0,29 пл.).

Подписано в печать 11.02.2014 г. Печать ризографическая. Гарнтура Times. Формат бумаги 60x90/16. Объем 1,4 пл. Тираж 100 экз. Заказ № 3

Отдел научно-организационного обеспечения ФГНУ ИПП ПО РАО 420039, г. Казань, ул. Исаева, 12 тел. (843) 560-75-84

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Зеленкова, Елена Васильевна, Казань

04201457231

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

На правах рукописи

Зеленкова Елена Васильевна

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Специальность 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Р. X. Гильмеева

Казань - 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...................................................................... 3

ГЛАВА I. Теоретико-методологические основания формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции........................................ 19

1.1. Формирование педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции как психолого-педагогическая проблема............................................. 19

1.2. Исторические предпосылки формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции............................................................ 48

1.3. Модель формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции 64

ВЫВОДЫ по I главе............................................................ 80

ГЛАВА II. Педагогические условия формирования педагогической компетентности студентов на основе междисциплинарной интеграции.................................................................................... 85

2.1. Междисциплинарная интеграция гуманитарной, педагогической и специальной подготовки студентов музыкального вуза......... 85

2.2. Разработка и реализация поэтапного алгоритма формирования педагогической компетентности студентов на основе междисциплинарной интеграции....................................................................................... 96

2.3. Методическое обеспечение специальной подготовки студентов музыкального вуза к педагогической деятельности................................ 125

2.4. Экспериментальная проверка эффективности педагогических условий формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза................................................................ 142

ВЫВОДЫ по II главе......................................................... 158

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................ 163

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................. 170

ПРИЛОЖЕНИЯ................................................................ 194

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Тенденции развития российского высшего образования связаны с интеграционными процессами в современной социокультурной действительности, обусловливающими реализацию концептуальных идей компетентностного подхода. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» подчеркивается принципиальная необходимость создания благоприятных условий для интеграции отечественной системы образования с системами образования других стран. Модернизация высшего образования предполагает решение задач инновационного развития, что требует обновления содержания обучения в соответствии с компетентно-стной парадигмой. Историко-культурный контекст актуализирует потребности в формировании педагогической компетентности студентов музыкального вуза, в пристальном внимании к проблемам развития творческого педагогического мышления музыканта, что предполагает внедрение идей креативной педагогики, педагогики сотрудничества как в различных областях педагогической деятельности, так и в сфере музыкальной педагогики.

В настоящее время актуальность изучения формирования педагогической компетентности обусловлена вхождением отечественной системы высшего образования в европейское образовательное пространство. В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) требования к освоению результатов образовательного процесса представлены как разработанная система общекультурных и профессиональных компетенций. В раздел профессиональных компетенций в области музыкального образования включены компетенции в сфере педагогической деятельности. Международное взаимодействие в сфере музыкального образования, динамичность современного развития, глобализация и расширение международного сотрудничества обусловливают потребность в музыкантах-педагогах, обладающих педагогической компетентностью, что позволяет гибко и мобильно адаптироваться в быстро изменяющихся услови-

ях социокультурной действительности. Поэтому необходимо проанализировать и раскрыть современные тенденции усиления педагогической направ-

i ' 1

ленности процесса творческого обучения студентов музыкального вуза, связанные с задачами реализации компетентностного подхода, диверсификацией и возможностью выбора субъектом собственной версии и траектории образования.

Интеграционные процессы охватывают в настоящее время все сферы человеческой деятельности. Взаимопроникновение различных областей знаний обогащает все виды деятельности, а также способствует появлению новых смежных форм как научного, так и художественно-образного познания мира. Целыо интеграционных процессов является всестороннее раскрытие творческой личности, обладающей полнотой и целостностью восприятия всей картины окружающей действительности. Следовательно, в образовательном процессе музыкального вуза важной методологической основой становятся идеи междисциплинарной интеграции. Педагогическая компетентность студента музыкального вуза предполагает способность и готовность комплексно и согласованно применять сформированные общекультурные и педагогические компетенции в практической деятельности в сфере музыкальной педагогики. Этому способствует компетентностный подход, обусловливающий необходимость использования возможностей междисциплинарной интеграции как средства реализации компетентностно-ориентированных целей обучения в высшем музыкальном образовании. В связи с этим актуальным является изучение процесса личностно-профессионального становления музыканта-педагога на основе междисциплинарной интеграции с точки зрения компетентностного подхода.

Теоретические основы компетентностного подхода в настоящее время разрабатываются К.А. Абульхановой, Л.П. Алексеевой, В.И. Байденко, В.А. Болотовым, A.A. Вербицким, Р.Х. Гильмеевой, A.A. Деркач, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимней, Г.И. Ибрагимовым, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, JT.M. Митиной, Г.В. Мухаметзяновой, Ф.Ш. Мухаметзяновой, З.Г. Нигматовым, Ю.Г. Татур,

ГТ.П. Тереховым, Т.М. Трегубовой, A.B. Хуторским. Основные концептуальные идеи, связанные с решением проблем формирования профессиональной компетентности специалистов, раскрываются в трудах В.А. Боговаровой, Ю.В. Варданян, JI.A. Воловича, Г.И. Ибрагимова, В.Ш. Масленниковой, Г.У. Матушанского, И.А. Медведевой, Г.В. Мухаметзяновой, JI.IO. Мухаметзяно-вой, З.Г. Нигматова, В.В. Серикова, В.А. Сластенина, H.A. Читалина, Н.М. Швецова.

Теоретико-методологические основы развития профессионально-педагогической компетентности учителя раскрываются в трудах Р.Х. Гиль-меевой, Г.И. Кириловой, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, JI.M. Митиной, Ф.Г. Мухаметзяновой, В.Д. Шадрикова. Различные аспекты формирования педагогической компетентности специалистов социокультурной сферы, а также будущих учителей музыки раскрыты в ряде работ, а также в диссертационных исследованиях A.A. Базиковой, Е.В. Гребешок, И.Р. Левиной, Е.Р. Сизовой, П.П. Терехова и др. Проблемы педагогической подготовки учителя музыки разрабатываются Э.Б. Абдуллиным, A.C. Базиковым, В.Р. Дулат-Алеевым, А. Г. Каузовой, Д. К. Кирнарской, A.JI. Маклыгиным,

A. В. Малинковской, И.А. Медведевой, А. И. Николаевой, В.И. Петрушиным,

B.Г. Ражниковым, Г. М. Цыпиным и др.

Большое значение компетентностному подходу придается зарубежными исследователями. Необходимо указать на работы Б.Оскарсона, Дж. Равена, К.Скала, Р. Уайта, Н. Хомского, Т. Хоффманна, В. Хутмахера.

Проблема междисциплинарной интеграции представлена в трудах О.Ю. Афанасьевой, А.П. Беляевой, В.И. Вершинина, Е.Г. Вишняковой, И.Д. Зверева, B.C. Леднева, М.С. Пака, В.А. Шершневой, О.В. Юсуповой и др.

Формирование педагогической компетентности музыканта имеет свои особенности, которые определяются художественно-творческой спецификой обучения и выявляются на всех этапах личностно-профессионального развития. На раскрытие творческого потенциала обучающегося направлена лично-стно ориентированная модель системы непрерывного музыкального образо-

вания. Центральным звеном этой системы, обусловливающим формирование педагогической компетентности музыканта, является высшее музыкальное образование. Необходимо воспитание современного музыканта, обладающего разнообразными качествами для полноценной профессиональной деятельности во всех сферах музыкального творчества. Выпускники музыкальных вузов, в том числе и выпускники консерватории, в подавляющем большинстве находят приложение своим профессиональным возможностям не только в области исполнительского искусства, но и в музыкально-педагогической деятельности.

Обращение к проблеме формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции связано с необходимостью создания предпосылок к достижению высокого уровня педагогической направленности процесса подготовки музыканта в вузе и недостаточной разработанностью данной проблемы применительно к условиям, складывающимся в связи с современной социокультурной ситуацией. Поэтому в соответствии с современными требованиями к процессу и результату обучения в музыкальном вузе необходимо дальнейшее исследование формирования педагогической компетентности музыканта на основе междисциплинарной интеграции, обусловливающей готовность студентов к самостоятельной педагогической деятельности в различных сферах музыкального образования.

Наиболее актуальным становится изучение закономерностей и специфики формирования педагогической компетентности музыканта в процессе творческого обучения в консерватории, поскольку данная проблема недостаточно разработана и требует дальнейшего рассмотрения. В ряде диссертационных исследований [56, 104, 186] раскрываются проблемы подготовки на факультетах музыки в педагогических вузах и университетах культуры и искусств. Следует подчеркнуть, что процесс обучения музыканта-педагога в консерватории имеет существенные отличия, связанные с исполнительской деятельностью. Поэтому представляется особенно важным изучение специ-

фики формирования педагогической компетентности музыканта именно в консерватории, так как до настоящего времени рассмотрение этой проблемы не находило достаточно полного освещения. Недостаточная разработанность данной проблемы делает актуальным обращение к исследованию формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции и выявлению педагогических условий, способствующих эффективности данного процесса.

Ведущей идеен исследования является раскрытие формирования педагогической компетентности как интегративной целостности личностных и профессиональных качеств музыканта. Нами выявляется специфика междисциплинарной интеграции индивидуально-творческого обучения студентов музыкального вуза, направленного на формирование педагогической компетентности музыканта.

В сфере музыкальной педагогики выявляется необходимость изучения особенностей реализации компетентностного подхода, обусловленных спецификой обучения музыканта-педагога. Анализ психолого-педагогической теории и музыкально-педагогической практики, связанной с профессиональным становлением личности музыканта и качеством педагогической подготовки студентов музыкального вуза, выявляет противоречие:

- между необходимостью формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции в процессе реализации ФГОС ВПО и недостаточным уровнем подготовленности выпускников музыкального вуза к самостоятельному и компетентному решению нестандартных педагогических проблем в профессиональной деятельности.

Указанное противоречие определяет проблему исследования: каковы педагогические условия формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции?

Актуальность проблемы, ее недостаточная разработанность, а также потребности музыкально-педагогической практики определяют тему исследо-

вания: «Формирование педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции».

Объект исследования: формирование профессиональной компетентности студентов музыкального вуза.

Предмет исследования: педагогические условия формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции.

Цель исследования: разработать и обосновать педагогические условия формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции.

Гипотеза исследования: Формирование педагогической компетентности студентов музыкального вуза будет эффективным, если:

- выявлены особенности междисциплинарной интеграции гуманитарной, педагогической и специальной подготовки студентов музыкального вуза, нацеленной на формирование педагогической компетентности;

- осуществлена разработка и реализация поэтапного алгоритма формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции;

- разработано и внедрено в учебный процесс методическое обеспечение специальной подготовки студентов музыкального вуза к педагогической деятельности.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены задачи исследования:

1. Определить сущность, содержание и структуру педагогической компетентности студентов музыкального вуза, формируемую посредством междисциплинарной интеграции.

2. Разработать комплексную модель формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции.

3. Выявить и экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции.

Методологическую и теоретическую основу данного исследования составили:

- концептуальные идеи гуманизации и гуманитаризации образования (J1.A. Волович, Р.Х.Гильмеева, В.Ш. Масленникова, Г.В. Мухаметзянова, Ф.Ш. Мухаметзянова, З.Г. Нигматов, В.А. Сластенин);

- компетентностный подход (В.И. Байденко, Н.М. Борытко,

A.A. Вербицкий, Р.Х. Гильмеева, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Г.И. Ибрагимов, З.Г. Нигматов, A.M. Новиков, Ю.Г. Татур, П.П. Терехов, A.B. Хуторской,

B.Д. Шадриков);

- идеи и концепция культурокомпетентностного подхода лаборатории гуманитарной подготовки в системе профессионального образования ФГНУ «ИПП ПО» РАО (Р.Х. Гильмеева, Л.Ю. Мухаметзянова);

- идеи акмеологического подхода (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова,

A.A. Бодалев, A.A. Деркач, Н.В. Кузьмина);

- методологические основы профессиональной педагогики (С.Я. Батышев, В.А. Боговарова, Б.С. Гершунский, Р.Х.Гильмеева,

B.И. Загвязинский, Г.И. Ибрагимов, И.А. Медведева, Г.В. Мухаметзянова, Ф.Ш. Мухаметзянова, З.Г. Нигматов, A.M. Новиков, В.А. Сластенин, Т.М. Трегубова, H.A. Читалин, Н.М. Швецов);

- теоретико-методологические основы формирования профессионально-педагогической компетентности учителя (Р.Х. Гильмеева, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Н.Ф. Талызина, В.Д. Шадриков);

- идеи и концепции междисциплинарной интеграции (О.Ю. Афанасьева, А.П. Беляева, В.И. Вершинин, Е.Г. Вишнякова, И.Д. Зверев, B.C. Леднев, М.С. Пак, В.А. Шершнева, О.В. Юсупова и др.);

- идеи культурологической теории профессиональной подготовки (Е.В. Бондаревская, Р.Х.Гильмеева, И.В. Исаев, В.В.Краевский, Л.Ю. Муха-метзянова);

- теория и методология педагогического творчества и развития творческого потенциала личности (О.С. Булатова, В.А. Кан-Калик, Н.Ю. Посталюк и др.);

- идеи и современные концепции музыкально-профессионального образования (Э.Б. Абдуллин, В.Р. Дулат-Алеев, Д.К. Кирнарская, A.JI. Маклыгин, A.B. Малинковская, В.Г. Ражников, В.И. Петрушин, Г.М. Цыпин и др.).

Основные методы исследования:

теоретические методы:

- анализ философской, психолого-педагогической и музыкально-педагогической литературы;

- методы моделирования: разработка комплексной модели, моделирование профессиональных ситуаций, модели профильного обучения музыкантов разных специальностей;

- бенчмаркинг - изучение и обобщение передового педагогического опыта;

эмпирические методы:

- педагогическая диагностика: наблюдение, беседы, анкетирован�