Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование ценностных ориентаций старших подростков в педагогически организованной театрализационной деятельности

Автореферат по педагогике на тему «Формирование ценностных ориентаций старших подростков в педагогически организованной театрализационной деятельности», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Аверьянов, Петр Геннадьевич
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Ульяновск
Год защиты
 2012
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Формирование ценностных ориентаций старших подростков в педагогически организованной театрализационной деятельности», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Формирование ценностных ориентаций старших подростков в педагогически организованной театрализационной деятельности"

/

Аверьянов Петр Геннадьевич

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКИ ОРГАНИЗОВАННОЙ ТЕАТРАЛИЗАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

1 2ЯНВ2012

Ульяновск-2012

005008685

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор Поляков Сергей Данилович

доктор педагогических наук, профессор Юстус Ирина Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент Брхова Марина Викторовна

Ведущая организация:

ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева»

Защита состоится 7 февраля 2011 года в 16.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.276.02 при Ульяновском государственном педагогическом университете имени И.Н. Ульянова по адресу: 432700, г. Ульяновск, пл. 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, 4.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова.

Автореферат разослан «л-7» декабря 2011 года.

Ученый секретарь диссертационного совета

Н.Н. Дементьева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования формирования ценностных ориентации старших подростков обусловлена современным этапом развития российского общества. Проблемы ценностных оснований отечественного воспитания, источников и механизмов функционирования ценностей являются значимыми в современной образовательной ситуации и актуальными для педагогической науки. Значимость данной проблемы отмечалась в проекте «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». На необходимость более полно использовать нравственный потенциал искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности указывалось в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте второго поколения, в частности, в «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников».

Аксиологическая проблематика широко представлена в философской, социологической, психологической, педагогической литературе. Введение понятия «ценность» в язык науки связывают с именами И. Канта, Р. Лотца, В. Виндельбанда, Г. Риккерта. В отечественной философии исследовались характеристики, структуры и иерархии ценностного мира, способы его познания и его онтологический статус, а также природа и специфика ценностных суждений (С.Ф. Анисимов, J1.M. Архангельский, О.Г. Дробницкий, М.С. Каган, JI.H. Столович, В.П. Тугаринов и др.). В социологии ценности рассматриваются как один из факторов общественной регуляции поведения (А.Г. Здравомыслов, И.С. Кон, В.Л. Оссовский, JI.il. Рубина, М. Тима, В.А. Ядов и др.). Социальная психология изучает роль ценностей в социализации (Г. Олпорт, Т. Шибутани, A.B. Петровский, В.Б. Ольшанский, В.В. Шпалинский, М.Р. Битянова и др.). Общая психология исследует ценности и ценностные ориентации как элементы мотивационной сферы личности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, А.Ф. Алексеева, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, А.Г. Асмолов, A.B. Брушлинский, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев,

A.К. Осницкий, A.B. Петровский, В.И. Слободчиков, В.Э. Чудновский и др.). Педагогический подход к проблеме ценностей связан с разработкой педагогических технологий перевода ценностей из категории общечеловеческих, социально признанных явлений в личностно значимые, ценностные ориентации (В.П. Бездухов, М.Р. Битянова, З.И. Васильева, Л.В. Вершинина, A.B. Зосимов-ский, О.В. Лишин, А.Н. Лутошкин, H.H. Никитина, С.Д. Поляков, Н.Е. Щурко-ва и др.).

Традиционно важная роль в трансляции ценностей отводится художественной культуре, в частности театру. Специфика театрального творчества освещена в трудах ведущих мастеров театра: К.С. Станиславского,

B.И. Немировича-Данченко. В.Э. Мейерхольда, Ф.Ф. Комиссаржевского, М.А. Чехова, Б. Брехта и др. На стыке психологии и театроведения проводились исследования H.H. Евреинова, Дж.Л. Морено, Е. Гротовского, П.М. Ершова, Б. Хелингера. Опыт использования театрализации в педагогике описывался

C.Т. Шацким, A.C. Макаренко, А.П. Ершовой, В.М. Букатовым, А.Н. Тубель-ским, Ю.В. Завельским, И.И. Фришман, Б.В. Куприяновым. Наиболее сензити-\

вым к формированию ценностных ориентаций в процессе театрализации считается старший подростковый возраст (13-17 лет по В.И. Слободчикову и Д.И. Фельдштейну). Исследованиями, посвященными формированию ценностной сферы воспитанников в процессе театрализации, являются работы O.A. Антоновой, Л.И. Петриевой, В.М. Шахрай, И.В. Юстус.

В то же время в современной педагогической науке проблема формирования ценностных ориентаций в театрализационной деятельности специально не ставилась и не исследовалась в рамках концепции деятельностно-ценностного воспитания, где в качестве источников ценностей выступают элементы театрализационной деятельности.

Анализ психолого-педагогических работ и практики формирования ценностных ориентаций позволяет выделить ряд противоречий:

- между потребностью общества в формировании просоциальных ценностных ориентаций старших подростков и существующим кризисом общества, в том числе и девальвацией социально значимых ценностей;

- между необходимостью ценностной направленности образования и слабой изученностью закономерностей ценностно ориентированного образовательного процесса в современных условиях;

- между агрессивным внедрением в общественное сознание специфических ценностей шоу-бизнеса с помощью зрелищных, в том числе связанных с театрализацией, технологий и недостаточной исследованностью способов адаптации этих технологий к формированию просоциальных ценностных ориентаций старших подростков в условиях социального воспитания.

Наличием данных противоречий обусловлен выбор проблемы исследования: каковы условия формирования ценностных ориентаций старших подростков в педагогически организованной театрализационной деятельности?

Объект исследования: процесс формирования ценностных ориентаций старших подростков.

Предмет исследования: условия формирования ценностных ориентаций старших подростков в педагогически организованной театрализационной деятельности.

Цель исследования: выявить условия формирования ценностных ориентаций старших подростков в педагогически организованной театрализационной деятельности.

Гипотеза: формирование ценностных ориентаций старших подростков в педагогически организованной театрализационной деятельности (в аспекте их переструктурирования и осознания) происходит успешно, если реализуются следующие условия:

- при организации театрализации педагогом воспроизводится логика модели формирования ценностных ориентаций старших подростков в педагогически организованной театрализационной деятельности;

- взаимодействие участников педагогически организованной театрализационной деятельности выстраивается в рамках концепции деятельностно-ценностного воспитания;

- педагогом при организации театрализационной деятельности учитывается потенциал «реальных» и «театральных» источников ценностей;

- в структуре рефлексии театрализационной деятельности реализуется феномен «удвоения действительности».

Задачи исследования.

1. На основе теоретического анализа философской, психологической и педагогической литературы определить подходы к исследованию проблемы формирования ценностных ориентаций. Исследовать специфику и основные компоненты педагогически организованной театрализационной деятельности, направленной на формирование ценностных ориентаций старших подростков.

2. Разработать модель формирования ценностных ориентаций старших подростков в педагогически организованной театрализационной деятельности.

3. Разработать диагностический комплекс для изучения эффективности формирования ценностных ориентаций старших подростков в педагогически организованной театрализационной деятельности.

4. Провести эмпирическое исследование, выявляющее условия формирования ценностных ориентаций старших подростков (в аспекте их переструктурирования и осознания) в разных видах педагогически организованной театрализационной деятельности.

Методологическую основу исследования составляют: системно-исторический и культурологический подходы, заключающиеся в понимании природы человека и группы как продукта исторического развития культуры во взаимосвязи ее компонентов (А.Г. Асмолов, М.М. Бахтин, JI.C. Выготский, C.JI. Рубинштейн). Этот процесс отражается и в конкретных видах деятельности, выработанных культурой (в том числе и театральной, игровой, ролевой).

Теоретическую основу исследования составляют: понимание структуры деятельности А.Н. Леонтьевым; элементы системы К.С. Станиславского (реалистический подход к сценическому искусству; концепции задачи, сверхзадачи и сверх-сверхзадачи; концепция внутреннего монолога как технологическая основа сценического перевоплощения); психодраматическая концепция Дж.Л. Морено; театральная теория действий П.М. Ершова.

Психолого-педагогическими основами работы являются теория учебной деятельности В.В. Давыдова; подход H.H. Михайловой к воспитанию как к дея-тельностному феномену; подход С.Д. Полякова к воспитанию как влиянию на развитие мотивационно-ценностной сферы человека; потребностно-информационный подход к проблемам воспитания П.М. Ершова; драмогерме-невтическая теория В.М. Букатова.

Методы исследования:

- теоретические методы: анализ философской, психологической, педагогической литературы по исследуемой проблеме; моделирование изучаемого явления;

- эмпирические методы: формирующий эксперимент; включенное наблюдение; опытно-экспериментальная работа;

- диагностические методы: интервью; интерпретирование поведения и рефлексивных высказываний воспитанников; бланковое анкетирование;

- статистические методы: количественная и качественная оценка полученных результатов; расчет статистического Ц-критерия Манна-Уитни.

База исследования: МОУ СОШ №4, № 15, № 76 г. Ульяновска, МОУ гимназии № 1, № 33 г. Ульяновска, МОУ Мирновская СОШ (п. Мирный, Чер-даклинский район, Ульяновская область) и МОУ Силикатненская СОШ (п. Силикатный, Сенгилеевский район, Ульяновская область), театральный кружок при подворье женского монастыря Михаила Архангела Симбирской и Мелекесской епархии РПЦ, Детский оздоровительный образовательный центр «Юность» г. Димитровграда Ульяновской области, ОГОУ ДОД «Областной Дворец детского творчества».

Всего в исследовании участвовало 244 школьника и 7 педагогов.

Этапы исследования.

I этап (2005 - 2006 гг.): включенное наблюдение за работой театральных кружков города, клубов ролевых игр, за репетициями на занятиях отделения актерского искусства УлГУ; изучение опыта педагогов, использующих театрализацию в структуре образовательного процесса; теоретический анализ философской, психологической, социологической, театроведческой и педагогической литературы по проблеме исследования.

II этап (2006 - 2007 гг.): создание модели формирования ценностных ориентации старших подростков в педагогически организованной театрализационной деятельности; определение объекта, предмета, цели, методологии и методов исследования; выдвижение гипотезы и разработка программы исследования.

III этап (2007 - 2009 гг.): анализ реализации модели формирования ценностных ориентаций старших подростков в разных формах педагогически организованной театрализационной деятельности (спектакль; малая ролевая игра; коллективное воспитательное дело с элементами театрализации). Осуществление опытно-экспериментального исследования особенностей влияния элементов театрализации в коллективном воспитательном деле на динамику ценностной сферы старших подростков. Проведение опытно-экспериментальной работы по изучению динамики ценностной сферы старших подростков, обусловленной включением «удвоенной» рефлексии, в процесс постановки спектакля.

IV этап (2009 - 2011 гг.): обработка и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы; оформление текста диссертации.

Научная новизна результатов исследования:

- введено и раскрыто в общепедагогическом контексте понятие «театрали-зационная деятельность», сущность которого в контексте исследования заключается в условном воспроизведении коммуникативной деятельности, в результате чего возникает феномен удвоения ценностных ориентаций и других личностных образований участников театрализации, а также источников ценностей, под которыми понимаются значимые элементы коммуникативной деятельности;

- разработана модель формирования ценностных ориентаций старших подростков в педагогически организованной театрализационной деятельности, в структуре которой выделены: педагогическая цель и задачи; особенности и формы педагогически организованной театрализационной деятельности; субъ-

екты театрализационной деятельности (педагог и старший подросток) и содержание их деятельности; поэтапное описание процесса создания продукта театрализационной деятельности; результаты педагогически организованной театрализационной деятельности;

- выявлена специфика проявления в качестве источников ценностей таких элементов педагогически организованной театрализационной деятельности, как тема театрализации, способы общения, референтная группа, педагог;

- конкретизированы особенности реализации концепции деятельностно-ценностного воспитания как одного из условий формирования ценностных ориентаций старших подростков в различных видах педагогически организованной театрализационной деятельности (постановка спектакля; проведение малой ролевой игры; организация воспитательного дела с элементами театрализации);

- раскрыта специфика влияния «удвоенной» рефлексии на формирование ценностных ориентации старших подростков в педагогически организованной театрализационной деятельности, состоящая в усилении осознания старшими подростками значимости определенных ценностных ориентаций и источников ценностей.

Теоретическая значимость результатов исследования:

- введенное понятие «театрализационная деятельность» дополняет понятийный аппарат педагогики театральной деятельности и ролевых игр и способствует его упорядочиванию;

- разработанная модель формирования ценностных ориентаций в педагогически организованной театрализационной деятельности старших подростков дополняет теоретические подходы к ценностно ориентированному воспитанию школьников;

- предложенная структура «удвоенной» рефлексии углубляет представления о рефлексии как педагогически организуемом процессе.

Практическая значимость результатов исследования:

- апробированная и внедренная в воспитательный процесс модель формирования ценностных ориентаций старших подростков в педагогически организованной театрализационной деятельности позволяет повысить эффективность воспитания в практике классных руководителей и педагогов дополнительного образования;

- рассмотрение элементов театрализационной деятельности в качестве источников ценностей позволяет педагогу целенаправленно организовывать совместную с воспитанниками деятельность в направлении развития ценностной сферы старших подростков;

- использование элементов театрализации в коллективных воспитательных делах восполняет недостаток технологических и методических средств, обеспечивающих положительную динамику ценностной сферы старших подростков;

- включение педагогом «удвоенной» рефлексии в репетиционный процесс способствует осознанности выбора ценностных ориентаций старшими подростками.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечена междисциплинарным теоретическим анализом литературы, сопоставлением выводов диссертации с данными других исследований, адекватностью используемых методов поставленным целям, опорой на повседневную педагогическую практику.

Апробация и внедрение результатов.

Отдельные положения исследования докладывались на всероссийских научно-практических конференциях: «Актуальные проблемы социального воспитания» (Ульяновск, 2006); «Рефлексия как ресурс образования» (Ульяновск, 2008); «Психологизация современного учебно-воспитательного процесса» (Чебоксары, 2009); «Профессиональная рефлексия педагога как условие развития рефлексивно-оценочных способностей учащихся» (Ульяновск, 2010); «Социальное воспитание в школе и классе» (Ульяновск, 2011); на заседаниях постоянно действующего психолого-педагогического семинара (Ульяновск, УлГПУ, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010). Внедрение результатов исследования осуществлялось в практику театральных кружков, студий, временных детских объединений.

Основные идеи и результаты исследования отражены в 15 публикациях.

Положения, выносимые на защиту.

1. Определение введенного в контекст общей педагогики понятия театра-лизационной деятельности как деятельности по условному воспроизведению коммуникативной деятельности, в результате чего возникает феномен удвоения ценностных ориентации и других личностных образований участников театрализации, а также источников ценностей, под которыми понимаются значимые элементы коммуникативной деятельности.

2. Модель формирования ценностных ориентаций старших подростков в педагогически организованной театрализационной деятельности, в структуре которой выделены: педагогическая цель и задачи; особенности и формы педагогически организованной театрализационной деятельности; субъекты театрализационной деятельности (педагог и старший подросток) и содержание их деятельности; поэтапное описание процесса создания продукта театрализационной деятельности; результаты педагогически организованной театрализационной деятельности.

3. Диагностический комплекс, состоящий из интерпретирования поведения и рефлексивных высказываний воспитанников, а также бланкового анкетирования. В опросные бланки включены следующие задания: выбор воспитанниками ценностей из предложенного списка и оценивание их; выбор воспитанниками источников ценностей из предложенного списка и оценивание их; выбор воспитанниками вопросов из предложенного списка по тематике воспитательного дела; незаконченные предложения по тематике воспитательного дела.

4. Условия формирования (как переструктурирования и осознания) просо-циапьных ценностных ориентаций в педагогически организованной театрализационной деятельности:

- воспроизведение педагогом при организации театрализации логики модели формирования ценностных ориентаций старших подростков в педагогически организованной театрализационной деятельности;

- организация педагогического взаимодействия в процессе театрализационной деятельности в рамках концепции деятельностно-ценностного воспитания;

- использование педагогом потенциала «реальных» и «театральных» источников ценностей;

- реализация в рефлексии театрализационной деятельности феномена «удвоения действительности».

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы и приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обоснована актуальность проблемы исследования, определены его цель, объект, предмет, задачи, теоретико-методологические основы, сформулирована гипотеза исследования, обозначены его этапы, показаны научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, обоснована достоверность результатов исследования, указана сфера их внедрения, сформулированы положения, выносимые на защиту.

В первой главе - «Теоретические основы формирования ценностных ориентаций старших подростков в педагогически организованной театрализационной деятельности» - представлен анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблемам ценностных ориентаций и театрализационной деятельности; раскрыта сущность понятия «педагогически организованная те-атрализационная деятельность»; обоснована модель формирования ценностных ориентаций подростков в педагогически организованной театрализационной деятельности; проанализирован комплекс педагогических условий, влияющих на формирования ценностных ориентаций подростков в педагогически организованной театрализационной деятельности.

В процессе теоретического анализа выделен категорийный аппарат, связанный с проблемой исследования, важными составляющими которого являются ценности, ценностные ориентации, формирование ценностных ориентаций, источники ценностей, театрализация, театрализационная деятельность, формирование ценностных ориентаций в театрализационной деятельности.

Под ценностными ориентациями понимается осознаваемая индивидом и реализуемая в его деятельности, поведении и взаимоотношениях с другими людьми система индивидуальных ценностей, складывающаяся в процессе дея-тельностного распредмечивания индивидом содержания общественных ценностей, объективированных в произведениях материальной и духовной культуры.

В данном исследовании рассматриваются просоциальные ценностные ориентации, под которыми понимаются ценностные ориентации, связанные с конструктивным взаимодействием старших подростков.

Под формированием ценностных ориентации в контексте данного исследования понимается процесс осознания старшими подростками значимости тех или иных ценностных ориентаций, тех или иных источников ценностей, приводящий к переструктурированию ценностной сферы школьников.

Процесс формирования ценностных ориентаций старших подростков рассматривается в рамках концепции деятельностно-ценностного воспитания (E.JI. Петренко, С.Д. Поляков, И.Ю. Шустова и др.). В основе данной концепции лежит подход H.H. Михайловой к воспитанию как к деятельностному феномену. Согласно данному подходу, если обучение рассматривается как педагогика формирования учебной деятельности, то воспитание можно рассматривать как педагогику формирования деятельности, направленной на построение взаимодействия между людьми (коммуникативной деятельности).

По аналогии со структурой учебной деятельности (в трактовке Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова) в рамках концепции деятельностно-ценностного воспитания был разработан алгоритм формирования коммуникативной деятельности. В качестве специфического мотива коммуникативной деятельности определен интерес к способам построения конструктивного общения с людьми. Этот мотив выстраивает в определённую структуру соответствующие действия:

- целеполагание (постановка целей, задач построения взаимодействия, общения);

- ориентировочные действия (действия выявления и проектирования признаков, индикаторов успешности разворачивающегося взаимодействия);

- действия моделирования (выявление общих существенных признаков взаимодействия и их отношений друг с другом);

- действия по конкретизации этой модели (в социальных пробах);

- рефлексивные и самооценочные действия (в том числе оценивание личностной значимости процесса и результата взаимодействия).

Предполагается, что переструктурирование ценностной сферы старшего подростка, участвующего в педагогически организованной коммуникативной деятельности, происходит за счет «соприкосновения» со значимыми элементами этой деятельности (тема, содержание деятельности; референтная группа, с которой подросток взаимодействует; способы общения, используемые и осваиваемые воспитанниками в процессе коммуникативной деятельности; педагог, организующий коммуникативную деятельность воспитанников на основании собственных ценностных ориентаций). Приведенные элементы коммуникативной деятельности рассматриваются в качестве источников ценностей.

Особенности формирования ценностных ориентаций старших подростков в условиях театрализации связаны со спецификой данного феномена. Для обозначения деятельности воспитанников, участвующих в том или ином виде театрализации, в результате сопоставительного анализа таких понятий, как «игровая деятельность», «ролевая деятельность», «театральная деятельность», было введено понятие «театрализационная деятельность». На рисунке 1 представлен графический образ, иллюстрирующий соотношение объемов рассмотренных понятий.

и

Описание театрализационной деятельности основывалось на анализе психолого-педагогической и театроведческой литературы. В качестве теоретической основы рассматривалось понимание структуры деятельности А.Н. Леонтьевым. Анализ специфики театрализации как деятельности основывается на идеях К.С. Станиславского (выделение в структуре театрализационной деятельности задачи, сверхзадачи и сверх-сверхзадачи; концепция внутреннего монолога как технологическая основа сценического перевоплощения); М.А. Чехова (телесно ориентированный и «энергетический» подходы к репетиционному процессу); Е. Гротовского (первичность в искусстве функции самопознания; идея «тотального актера», отказ от себя при воплощении образа); П.М. Ершова (создание классификации словесных воздействий на основе их соотнесения с системой психических процессов; разработка потребностно-информационного подхода; выдвижение потребностей в качестве основания роли).

Рис. 1. Соотношение объемов понятий: «игровая деятельность», «ролевая деятельность», «театральная деятельность», «театрализационная деятельность»

В качестве основной особенности театрализации рассматривается феномен «удвоения действительности». В театрализации разворачиваются два пласта действительности: «реальная» действительность (действительность Актера) и условная действительность (действительности Героя). Актер, как субъект театрализационной деятельности, воспроизводит деятельность другого субъекта (Героя). При этом Актер присваивает отдельные черты личности Героя («входит в роль»). Таким образом, личность и деятельность рассматриваются как основные компоненты действительности, удваивающиеся в театрализации. В контексте данного исследования под деятельностью субъектов театрализации понимается коммуникативная деятельность, а в качестве основной характеристики личности рассматривается система ценностных ориентаций.

Источники ценностей соотносятся с компонентами театрализационной деятельности следующим образом. Источникам ценностей «Референтная группа» и «Педагог» соответствуют субъекты театрализационной деятельности (Актеры, Герои, Режиссер). С источником ценностей «Содержание деятельности» соотносится тема театрализации, раскрывающаяся через продукты театрализа-

ционной деятельности: через продукты деятельности Актера (личность и деятельность Героя); через деятельность самого Героя и ее результаты; через результат деятельности всей группы под руководством педагога (театрализация в целом). Источник ценностей «Способы общения» рассматривается как один из аспектов технологии театрализационной деятельности (средства и условия деятельности Актера и Героя).

На основе анализа проблем, связанных с театрализацией как средством формирования ценностных ориентаций старших подростков, предложено следующее определение театрализационной деятельности.

Театрализационная деятельность - это деятельность по условному воспроизведению коммуникативной деятельности, в результате чего возникает феномен удвоения ценностных ориентаций и других личностных образований участников театрализации, а также источников ценностей, под которыми понимаются значимые элементы коммуникативной деятельности.

Под педагогически организованной театрализационной деятельностью в контексте нашего исследования понимается деятельность по условному воспроизведению коммуникативной деятельности, в которой педагогом целенаправленно создаются условия для динамики просоциальных ценностных ориентаций участников театрализации.

Теоретическим результатом исследования является модель формирования ценностных ориентаций старших подростков в педагогически организованной театрализационной деятельности (рис. 2).

В качестве структурных элементов данной модели выступают цель и задачи педагога, особенности, формы и результаты педагогически организованной театрализационной деятельности. Модель включает в себя также описание процесса реализации педагогически организованной театрализационной деятельности и раскрытие функций двух ее субъектов (педагога и старшего подростка).

Цель использования театрализации в учебно-воспитательном процессе -обеспечение условий динамики просоциальных ценностных ориентаций в педагогически организованной театрализации. Для достижения данной цели требуется решение следующих задач: практических задач (организация условий для создания продукта театрализационной деятельности) и воспитательных задач (организация условий динамики просоциальных ценностных ориентаций).

Основной особенностью педагогически организованной театрализационной деятельности является удвоение некоторых ее элементов, рассматриваемых в качестве источников ценностей: источник ценностей «Содержание деятельности» по линии Актера рассматривается как «Тема театрализации», а по линии Героя - как «Содержание актуальной для Героя деятельности»; источник ценностей «Способы общения» по линии Актера - «Театрализационная деятельность как изучение способов общения», а по линии Героя - «Изучение Героем способов общения»; источник ценностей «Референтная группа» по линии Актера - «Сверстники Актера», а по линии Героя - «Другие Герои». Специфическим источником ценностей в театрализационной деятельности является «Личность Героя» - он проявляется только по линии Героя. «Педагог», как источник ценностей, наоборот, в действительности Героя «двойника» не имеет.

Цель: обеспечение условий динамики просоциальных ЦО старших подростков в педагогически организованной ТД

Задачи: - практические - организация создания продукта ТД;

- воспитательные — организация условий формирования ЦО в ТД.

Педагог

(организатор театрализации)

Особенности педагогически организованной ТД:

- удвоение элементов ТД;

- включение алгоретма формирования коммуникативной деятельности в структуру ТД

Формы ТД: - постановка спектакля;

- малая ролевая игра;

- коллективное дело с элементами театрализации

Старший подросток

(участники театрализации)

Организация

условий формирования ЦО в ТД

Организация «соприкосновения»

участников ТД с источниками ЦО

Организация ценностно ориентире ванной рефлексии

I

X

Организация

создания продукта ТД

Мотивирование к участию в ТД

Формирование умений осуществления ТД

Организация рефлексии ТД

Процесс реализации ТД

Информационно-аналитический этап

(«Застольный период»)

Учебно-тренировочный этап

(Репетиции)

Этап реализации

(Демонстрация театрализации)

Участие 8 создания продукта ТД

Мотивы участия в ТД

Процесс просоциальных изменений ЦО участников ТД

Освоение способов ТД

«Со гтр икосно ве ние» с источниками ЦО

Рефлексия результатов ТД

Рис. 2. Модель формирования ценностных ориентаций (ЦО) старших подростков в педагогически организованной театрализационной деятельности (ТД)

В исследовании рассматриваются три формы театрализационной деятельности: спектакль, ролевая игра, воспитательное дело с элементами театрализации.

Модель формирования ценностных ориентации старших подростков в педагогически организованной театрализационной деятельности предполагает совместную деятельность двух субъектов театрализационной деятельности (педагога и старшего подростка), каждый из которых выполняет два выше обозначенных вида задач (практические и воспитательные). К практическим задачам педагога относятся: мотивирование старших подростков к участию в театрализации; формирование у старших подростков умений театрализационной деятельности; организация рефлексии театрализационной деятельности. К воспитательным задачам педагога относятся: организация «соприкосновения» участников театрализации с источниками ценностных ориентаций (выбор актуальной темы для деятельности школьников; помощь в процессе освоения воспитанниками способов общения; организация взаимодействия ребят в группе; организация педагогических воздействий, основанных на ценностных ориентаци-ях самого педагога); организация рефлексии динамики ценностных ориентаций среди участников театрализации. Роль старшего подростка в педагогически организованной театрализации также двойственна. При участии старшего подростка в создании театрализации рассматриваются мотивы его участия в совместной деятельности, его работа по освоению умений театрализационной деятельности, рефлексия собственного участия в этой работе. Динамика ценностной сферы старшего подростка обеспечивается «соприкосновением» с источниками ценностей в процессе театрализационной деятельности и участием в рефлексии динамики своих ценностных ориентаций.

Реализация задач педагога и старшего подростка в педагогически организованной театрализационной деятельности происходит в три этапа: информационно-аналитический этап, учебно-тренировочный этап, этап реализации те-атрапизационного проекта. Связующими звеньями этих этапов являются моти-вационный и рефлексивный компоненты.

Рефлексия, организованная с учетом феномена «удвоения действительности» в театрализационной деятельности, обозначается как «удвоенная» рефлексия. Выделяется четыре направления «удвоенной» рефлексии: рефлексия Актером собственной деятельности; рефлексия Актером деятельности своего Героя; рефлексия деятельности Героя самим же Героем; рефлексия Героем деятельности Актера.

В качестве результата совместной деятельности педагога и учащихся рассматриваются, во-первых, создание конкретного продукта театрализационной деятельности (практический результат), а во-вторых - динамика просоциаль-ных ценностных ориентаций участников театрализационной деятельности (воспитательный результат).

Во второй главе - «Эмпирическое исследование формирования ценностных ориентаций старших подростков в педагогически организованной театрализационной деятельности» - анализируется эмпирический опыт реализации модели формирования ценностных ориентаций старших подростков в разных формах педаго-

гически организованной театрализационной деятельности (спектакль, малая ролевая игра). Также были произведены опытно-экспериментальное исследование по выявлению особенностей влияния элементов театрализации в коллективном воспитательном деле на динамику ценностной сферы старших подростков и экспериментальное исследование по изучению роли «удвоенной» рефлексии в динамике ценностной сферы старших подростков при постановке спектакля.

В разработке диагностического комплекса использовались два подхода к диагностике воспитания, обозначенные H.H. Никитиной. Первый подход, онтологический, предполагает фиксацию не столько результатов воспитания, сколько самого процесса развития сознания, самосознания, ценностно-смысловой сферы личности. В качестве методов фиксации подобных явлений мы вслед за М. Бубером, С.Л. Братченко, H.H. Никитиной рассматриваем наблюдение, самонаблюдение, диалог, а также интерпретирование информации, полученной в результате исследования поведения и рефлексивных высказываний участников театрализационной деятельности. В рамках онтологического подхода проводилось исследование процесса формирования ценностных ориентации старших подростков в процессе подготовки спектакля и в процессе организации малой ролевой игры. Второй подход, гносеологический, направлен на фиксацию и анализ данных, полученных в результате бланкового анкетирования, и проверку статистической достоверности результатов. В основе диагностике динамики просоциальных ценностных ориентаций старших подростков с использованием анкетирования лежит самооценивание, связанное с осознанием изменений, происходящих с компонентами ценностных ориентаций. Несмотря на то, что в процессе подготовки театрализации те или иные изменения происходят относительно каждого компонента ценностных ориентаций (когнитивного, эмоционального, деятельностного), данные методики наиболее адекватно отражают именно факт осознания старшим подростком этих изменений, то есть когнитивный компонент ценностных ориентаций. В рамках этого подхода исследовались, во-первых, формирование ценностных ориентаций в процессе организации коллективных воспитательных дел с элементами театрализации и, во-вторых, роль «удвоенной» рефлексии в формировании ценностных ориентаций в процессе постановки спектакля.

В первой части эмпирического исследования описывался опыт реализации модели формирования ценностных ориентаций старших подростков в педагогически организованной театрализационной деятельности в условиях экспериментальной постановки спектакля. В постановке участвовали учащиеся 9-11 классов различных школ г. Ульяновска (всего 16 человек). Репетиционный процесс и демонстрация спектакля проходили на базе подворья монастыря Михаила Архангела.

Описание отдельных моментов репетиций и высказываний участников постановки интерпретируется в рамках концепции деятельностно-ценностного воспитания по следующим параметрам: «соприкосновение» с одним из источников ценностей; осознание старшими подростками изменения значимости той

или иной ценностной ориентации, того или иного источника ценностей; переструктурирование ценностной сферы участников театрализации.

Анализ «соприкосновения» старших подростков с источниками ценностей в процессе подготовки спектакля показал, что эти «соприкосновения» имеют особенности на каждом этапе театрализационной деятельности. На аполитическом этапе исследуются мотивы поведения Героев, особенности их личности, разрабатываются деятельностно-ценностные модели различных эпизодов спектакля. В целом преобладает когнитивный аспект освоения старшими подростками понятия «ценность» и распространения этого понятия на своих Героев. На учебно-тренировочном (репетиционном) этапе участники реализуют сформированные представления о личности и деятельности своих Героев на сценической площадке. На этом этапе старшие подростки исследуют следующие аспекты динамики ценностной сферы: реализация ценностных ориентации Героев в их деятельности; влияние деятельности Героев на формирование новых ценностных ориентаций. На демонстрационном этапе участники выходят на новый социальный «масштаб»: театрализация выносится за рамки творческого коллектива на показ зрителям, что является новым типом проблемной ситуации для участников театрализации и, соответственно, наполняет иным содержанием рассматриваемые в исследовании источники ценностей.

В результате анализа рефлексивных высказываний и изменений в поведении участников спектакля был сделан вывод, что в процессе педагогически организованной подготовки спектакля происходило «соприкосновение» старших подростков с источниками ценностей («Личность Героя», «Содержание театрализации», «Референтная группа», «Педагог», «Способы общения») как на уровне Героя, так и на уровне Актера (что соответствует третьему условию формирования ценностных ориентаций старших подростков в педагогически организованной театрализационной деятельности, сформулированному в гипотезе данного исследования), и в целом произошла положительная динамика просо-циальных ценностных ориентации участников спектакля.

Во второй части эмпирического исследования рассматриваются особенности формирования ценностных ориентаций старших подростков в малой ролевой игре. В процессе исследования динамики ценностных ориентаций старших подростков в театрализационной деятельности было проведено 14 ролевых игр, в которых участвовало 114 старшеклассников. В диссертации описывается проведение и результаты малой ролевой игры, которая проводилась во время лагерного сбора старшеклассников МОУ Гимназия № 33 г. Ульяновска.

Специфика малой ролевой игры как формы театрализационной деятельности в том, что в ней условным характером обладает только личность Героя. В деятельности же Героя условна только цель, а остальные компоненты, в том числе и результат (выигрыш, победа над другими Героями), проявляются спонтанно. В результате этой особенности участники игры уделяли особое внимание беседам и упражнениям, связанным с изучением способов общения. Это изучение происходило в контексте темы игры, в рамках группы участников, в условиях технологической и ценностной поддержки педагога. Таким образом, в малой ролевой игре проявлялись все рассматриваемые источники ценностей

при доминировании источника ценностей «Способы общения». Повышению осознания значимости этого источника способствовало включение в структуру игры алгоритма формирования коммуникативной деятельности, разработанного в концепции деятельностно-ценностного воспитания, то есть соблюдение второго условия формирования ценностных ориентаций старших подростков в педагогически организованной театрализационной деятельности, сформулированного в гипотезе данного исследования.

Одной из особенностей малой ролевой игры как формы театрализационной деятельности является то, что включение в ее структуру алгоритма формирования коммуникативной деятельности использовалось только один раз и при этом являлось как бы «каркасом» всего мероприятия (тогда как в спектакле число применений алгоритма технологически не ограничено).

Анализ рефлексивных высказываний и поведения старших подростков в ходе малой ролевой игры подтвердил изменения ценностной сферы её участников, аналогичные изменениям при постановке спектакля.

В третьей части эмпирического исследования рассматривались особенности формирования ценностных ориентаций старших подростков в коллективном воспитательном деле с элементами театрализации.

Предполагалось, что введение в структуру коллективного воспитательного дела, во-первых, алгоритма формирования коммуникативной деятельности и, во-вторых, элементов театрализации способствует актуализации источника ценностей «Способы общения», осознанию участниками игры усиления значимости этого источника ценностей и динамике просоциальных ценностных ориентаций старших подростков.

В опытно-экспериментальной работе участвовали пять экспериментальных групп в составе 90 учащихся и 5 педагогов.

На первом этапе в экспериментальных группах были проведены коллективные воспитательные дела, относительно которых педагоги-экспериментаторы не получали никаких инструкций - и тема, и способ проведения были обусловлены личным выбором педагога. На втором этапе в структуру проводимых дел был включен алгоритм формирования коммуникативной деятельности. В контексте изучения формирования ценностных ориентаций старших подростков в педагогически организованной театрализационной деятельности наиболее важен третий этап исследования, на котором в структуру проводимых дел были включены элементы театрализации.

На первом и втором этапах проводилась бланковая диагностика мотивации изучения старшими подростками технологии коммуникативной деятельности (интерес к способам общения). Результаты проведенного эксперимента показали, что во всех пяти экспериментальных группах в результате введения в структуру воспитательного дела алгоритма формирования коммуникативной деятельности произошли позитивные сдвиги в мотивации изучения старшими подростками способов общения как ведущего источника просоциальных ценностей. Если на первом этапе развитость интереса к способам общения как мотива коммуникативной деятельности была выявлена у 28,4% участников эксперимента, то на втором этапе (после включения в структуру воспитательного дела

алгоритма формирования коммуникативной деятельности) развитость этого мотива была выявлена у 61,7% участников эксперимента.

На третьем этапе исследования проводилась бланковая диагностика динамики ценностных ориентации и источников ценностей, включающая три задания.

В задании 1 учащимся предлагалось выбрать пять наиболее важных для них ценностей из представленного списка. Замеры проводились до и после экспериментального воспитательного дела. Содержание списка ценностей формировалось таким образом, чтобы каждому из четырех источников ценностей («Содержание деятельности», «Способы общения», «Референтная группа», «Педагог») соответствовало по три ценности из списка. Но в рамках исследования анализировался не столько состав ценностных ориентации, сколько возможность изменения значимости тех или иных ценностных ориентации и источников ценностей в процессе театрализационной деятельности. Изменение значимости определялось как разность между количеством новых выборов ценностей, соответствующих каждому источнику, и количеством отказов от выбора после дела. Если количество новых выборов больше количества отказов от выбора, изменения считались положительными. Когда количество новых выборов меньше количества отказов, изменения считались отрицательными. В таблице 1 приведены данные о выполнении задания 1 (в % от максимально возможного числа изменений выборов каждого источника ценностей). Результаты выполнения этого задания указывают на преобладание значимости источника ценностей «Способы общения».

Таблица 1.

Изменение значимости источников ценностей

Источники ценностей Число новых выборов Число отказов Результирующее изменение значимости источников ценностей

Содержание деятельности 10,4 8,1 +2,2

Способы общения 15,9 6,7 +9,3

Референтная группа 6,3 12,2 -5,9

Педагог 7,0 12,6 -5,6

В опросных бланках участникам эксперимента предлагались дополнительные задания. В задании 2 было нужно выбрать из списка вариантов три вопроса, связанных с проведенным делом, на которые они хотели бы получить ответ. Предложенные варианты соответствовали рассматриваемым источникам ценностей («Содержание деятельности», «Способы общения», «Референтная группа», «Педагог»), В задании 3 учащимся предлагалось закончить четыре предложения, связанные с проведенным воспитательным делом. Ответы участников эксперимента по этому заданию интерпретировались как проявление эмоционально окрашенного интереса к одному из рассматриваемых источников ценностей. В таблице 2 приведены результаты выполнения задания 2 (количество

выборов вопросов, связанных с определенными источниками ценностей, в % от максимально возможного количества выборов) и задания 3 (количество высказываний, связанных с определенными источниками ценностей, в % от максимально возможного количества высказываний).

Таблица 2.

Значимость источников ценностей

Источники ценностей Задание 2 Задание 3

Содержание деятель- 17,6 10,8

ности

Способы общения 30,2 56,9

Референтная группа 27,5 32,3

Педагог 24,6 0

Данные, приведенные в таблицах 1 и 2, показывают, что значимость источника ценностей «Способы общения» находится на первом месте по результатам всех трех заданий, что можно рассматривать как подтверждение частной гипотезы об усилении значимости этого источника ценностей за счет введения в воспитательное дело элементов театрализации.

На трех предыдущих этапах эмпирической части исследования было показано, что участие в различных видах театрализационной деятельности способствует динамике просоциальных ценностных ориентаций старших подростков. В четвертой же части исследования рассматривается роль «удвоенной» рефлексии театрализационной деятельности в усилении осознавания старшими подростками процесса переструктурирования их ценностной сферы. Введение в театрализацию «удвоенной» рефлексии отражает одно из условий формирования ценностных ориентаций старших подростков в педагогически организованной театрализационной деятельности.

Была сформулирована частная гипотеза: динамика просоциальных ценностных ориентаций старших подростков усилится, если в структуру педагогически организованной театрализационной деятельности будет включена «удвоенная» рефлексия. С целью проверки гипотезы была проведена экспериментальная постановка спектакля «Гамлет. Наше время». В эксперименте участвовало две группы: контрольная и экспериментальная. Обе группы состояли из равного количества старших подростков. В обеих группах постановку спектакля осуществлял один и тот же педагог. В контрольной группе рефлексивные действия не проводились. В экспериментальной группе проводилась «удвоенная» рефлексия театрализационной деятельности (от лица Актера, участника театрализации, и от лица Героя, участника изображаемых событий).

Методом диагностики был анкетный бланковый опрос. Замеры проводились четырежды: при первой встрече с участниками эксперимента; по завершении информационно-аналитического этапа; по завершении репетиционного этапа; по завершении демонстрационного этапа. Диагностировались динамика ценностных ориентаций школьников и динамика источников ценностей.

При оценке динамики ценностных ориентаций рассматривались следующие показатели: число изменений выборов ценностей; число изменений оценки ценностей; суммарный диапазон изменений оценок ценностей.

При анализе числа изменений выборов ценностей на определенном этапе эксперимента подсчитывалось, во-первых, количество отказов от выбора той или иной ценности по сравнению с предыдущим замером, а во-вторых, количество новых выборов, отсутствующих в предыдущем замере. При анализе числа изменений оценки ценности за одно изменение принималось изменение оценки в данном замере относительно оценки предыдущего замера. Изменения оценок, присваиваемых ценности на разных этапах подготовки спектакля, позволяют определять диапазон изменений оценок данной ценности. Под диапазоном изменений оценок ценности понимается разность между максимальной и минимальной оценками, присвоенными данной ценности на каждом из трех этапов подготовки спектакля. В таблице 3 приведены средние по 1руппе значения трех рассматриваемых показателей по эксперименту в целом.

Таблица 3.

Динамика ценностных ориентаций старших подростков в ходе постановки спектакля (средние значения)

Группы Число изменений выборов ценностей Число изменений оценок ценностей Сумма диапазонов изменений оценок ценностей

Экспериментальная 8,33 39,00 153,50

Контрольная 3,17 25,08 100,17

При анализе динамики источников ценностей также рассматривались три показателя: число изменений выборов источников ценностей; число изменений оценок источников ценностей; сумма диапазонов изменений оценок источников ценностей. Расчеты по данным показателям производились по аналогии с расчетами при изучении динамики ценностных ориентаций (задание 1). В таблице 4 приведены среднее по группе число изменений выборов источников ценностей; среднее по группе число изменений оценок источников ценностей; среднее по группе значение суммы диапазонов изменений оценок источников ценностей.

Таблица 4.

Динамика источников ценностей в ходе постановки спектакля _(средние значения)__

Группы Число изменений выборов источников ценностей Число изменений оценок источников ценностей Сумма диапазонов изменений оценок источников ценностей

Экспериментальная 3,67 7,75 26,2

Контрольная 3,00 6,33 22,3

Из таблиц 3 и 4 видно, что все три рассматриваемых показателя у экспериментальной группы выше, чем у контрольной. Это может быть интерпретировано как результат включения в репетиционный процесс экспериментальной группы «удвоенной» рефлексии, которая позволяла участникам глубже осознавать моменты репетиции, связанные с «соприкосновением» участников спектакля с источниками ценностей.

С целью выявления достоверности различий между экспериментальной и контрольной группами использовался и-критерий Манна-Уитни. Критические значения критерия икр = 42 (р = 0,05) и икр= 31 (р = 0,01). Значимые различия наблюдаются по следующим показателям: число изменений выборов ценностей по эксперименту в целом (иэмп= 38,5; р = 0,05); число изменений оценок ценностей по эксперименту в целом (изм11 = 39; р = 0,05); сумма диапазонов изменений оценок ценностей по эксперименту в целом (иэмп = 40,5; р = 0,05); сумма диапазонов изменений оценок источника ценностей «Референтная группа Героя» при дифференцированном рассмотрении источников ценностей Актера и Героя (иэмп = 31; р = 0,01); сумма диапазонов изменений оценок источника ценностей «Референтная группа» при объединенном рассмотрении источников ценностей Героя и Актера (иэмп= 32,5; р = 0,05).

Таким образом, частная гипотеза, согласно которой включение «удвоенной» рефлексии в структуру педагогически организованной театрализационной деятельности усиливает динамику просоциальных ценностных ориентации старших подростков, оказалась подтверждённой.

В заключении обобщены результаты теоретического исследования проблемы формирования ценностных ориентаций старших подростков в педагогически организованной театрализационной деятельности и опытно-экспериментальной работы, позволяющие сделать следующие выводы:

1. Подтвердилась эвристичность, в рамках темы исследования, понимания ценностных ориентаций как осознаваемых индивидом и реализуемых в его деятельности, поведении и взаимоотношениях с другими людьми системы ценностей, складывающейся в процессе деятельностного распредмечивания индивидом содержания общественных ценностей, объективированных в произведениях духовной культуры.

2. Трактовка педагогически организованной театрализационной деятельности как деятельности по условному воспроизведению коммуникативной деятельности, в которой педагогом целенаправленно создаются условия для динамики просоциальных ценностных ориентаций участников театрализации, позволила поставить и исследовать проблему формирования ценностных ориентаций подростков в процессе театрализации.

3. Акцентирование внимания педагога в процессе организации театрализационной деятельности на «соприкосновении» участников театрализации с источниками ценностей способствует динамике ценностной сферы старших подростков.

4. В качестве источников ценностей рассматриваются значимые структурные компоненты театрализационной деятельности: содержание деятельности, способы общения, педагог, референтная группа. В соответствии с основной

особенностью педагогически организованной театрализационной деятельности (удвоение действительности) некоторые источники ценностей удваиваются: «Содержание деятельности» (по линии Актера - «Тема театрализации», по линии Героя - «Содержание актуальной для Героя деятельности»); «Способы общения» (по линии Актера - «Театрализационная деятельность как изучение способов общения», по линии Героя - «Изучение Героем способов общения»); «Референтная группа» (по линии Актера - «Сверстники Актера», а по линии Героя - «Другие Герои»), При этом «Личность Героя» и «Педагог», как источники ценностей, не удваиваются.

5. Включение алгоритма формирования коммуникативной деятельности в структуру педагогически организованной театрализационной деятельности способствует усилению мотивации изучения старшими подростками технологии коммуникативной деятельности, то есть усиливает динамику социального аспекта ценностной сферы старших подростков.

6. Разработанный диагностический комплекс, состоящий из интерпретирования поведения и рефлексивных высказываний воспитанников и бланкового анкетирования (в опросные бланки включены следующие задания: выбор воспитанниками ценностей из предложенного списка и оценивание их; выбор воспитанниками источников ценностей из предложенного списка и оценивание их; выбор воспитанниками вопросов из предложенного списка по тематике воспитательного дела; незаконченные предложения по тематике воспитательного дел), позволяет изучать и измерять эффективность использования театрализационной деятельности в формировании ценностных ориентаций старших подростков.

7. Включение «удвоенной» рефлексии в структуру педагогически организованной театрализационной деятельности способствует усилению динамики источников ценностей и ценностных ориентаций старших подростков. Под «удвоенной» рефлексией понимается рефлексия двух аспектов действительности (действительность Актера и действительность Героя) от лица двух субъектов (Актера и Героя).

8. Реализация модели формирования ценностных ориентаций старших подростков в педагогически организованной театрализационной деятельности способствует созданию условий для динамики источников ценностей и формирования ценностных ориентаций старших подростков в процессе постановки спектакля, организации малой ролевой игры и воспитательного дела с элементами театрализации.

Перспективы дальнейшей научной работы по данной теме видятся в следующих направлениях:

- исследование особенностей актуализации ценностных ориентаций в театрализационной деятельности у школьников различных возрастных групп;

- исследование особенностей влияния на актуализацию ценностных ориентаций в театрализационной деятельности различных типов сюжетов (например, фантастических и реалистических);

- изучение особенностей влияния на динамику ценностных ориентаций различных этапов театрализационной деятельности;

- изучение ограничений применения театрализационной деятельности в ценностном воспитании;

- исследование формирования ценностных ориентаций у зрителей;

- изучение роли зрителей в формировании ценностных ориентаций актера.

Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора.

Статьи в изданиях, включенных в перечень ведущих научных журналов ВАК РФ

1. Аверьянов, П.Г. Источники ценностей в педагогически организованной коммуникативной деятельности подростков (на примере организации театрализованной деятельности) [Текст] / П.Г. Аверьянов // Вестник Костромского государственного университета им. H.A. Некрасова. Серия: Психология. Педагогика. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2011. - Том 17. - № 2. -С. 92-95.-0,41 п.л.

2. Аверьянов, П.Г. Театральная деятельность как ресурс деятельностно-ценностного воспитания [Электронный ресурс] / П.Г. Аверьянов // Современные проблемы науки и образования (электронный журнал). - 2011. - № 5,0,43 п.л. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/99-4834

Статьи и тезисы докладов в сборниках научных трудов и материалов научных конференций, статьи в научных журналах

3. Аверьянов, П.Г. Театральная деятельность как средство социального воспитания: опыт анализа [Текст] / П.Г. Аверьянов // Актуальные проблемы социального воспитания: сборник научных статей и материалов Всероссийской научно-практической конференции, г.Ульяновск, 16-17 мая 2006г. / Под ред. H.H. Никитиной. - Ульяновск: УлГПУ, 2006. - С. 252-256. - 0,25 п.л.

4. Аверьянов, П.Г. Операции с ценностями [Текст] / П.Г. Аверьянов // На перекрестках педагогики и психологии: сборник научных трудов. - Ульяновск: УлГПУ, 2006. - С. 68-72. - 0,27 п.л.

5. Аверьянов, П.Г. Проект методики рефлексии педагогом ценностной сферы своей личности [Текст] / П.Г. Аверьянов // Проблемы и перспективы развития профессиональной рефлексии педагогов и психологов образовательных учреждений: сборник научных трудов / под общ. ред. А.Д. Барбитовой, P.P. Загидуллина. - Ульяновск: УИПКПРО, 2007. - С. 122-126. - 0,19 п.л.

6. Аверьянов, П.Г. А как же ценности? [Текст] / П.Г. Аверьянов // Воспитательная работа в школе. Деловой журнал заместителя директора по воспитательной работе. - 2008, № 1.-С. 122-124.-0,21 п.л.

7. Аверьянов, П.Г. Проект методики ролевой рефлексии [Текст] / П.Г. Аверьянов // Рефлексия как ресурс образования: материалы II международной заочной научно-практической конференции, 29 октября 2008 г. / под общ. ред. А.Д. Барбитовой. - Ульяновск: УИПКПРО, 2008. - С.177-180.-0,26 п.л.

8. Аверьянов, П.Г. Моделирование внутреннего мира персонажа в театрализованной деятельности подростков [Текст] / П.Г. Аверьянов // Психологизация современного учебно-воспитательного процесса: материалы Всероссий-

ской научно-практической конференции / под общ. ред. Е.В. Гуниной. - Чебоксары: Чуваш, гос.пед. ун-т, 2009, - С. 3-8. - 0,17 п.л.

9. Аверьянов, П.Г. Театр как воспитатель [Текст] / П.Г. Аверьянов // Воспитательная работа в школе. Деловой журнал заместителя директора по воспитательной работе. - 2009. - № 1. - С. 98-102. - 0,44 п.л.

10. Аверьянов, П.Г. Театрализованная деятельность подростков [Текст] / П.Г. Аверьянов // Воспитательная работа в школе. Деловой журнал заместителя директора по воспитательной работе. - 2010. - №2. - С. 35-44. - 0,83 п.л.

11. Аверьянов, П.Г. Некоторые особенности рефлексии в условиях театрализованной деятельности [Текст] / П.Г. Аверьянов // Профессиональная рефлексия педагога как условие развития рефлексивно-оценочных способностей учащихся: материалы IV международной заочной научно-практической конференции, 11 ноября 2010 г. / под ред. А. Д. Барбитовой. - Ульяновск: УИПКПРО, 2010.-С. 190-192.-0,21 п.л.

12. Аверьянов, П.Г. Формирование картины мира в театральной деятельности подростков [Текст] / П.Г. Аверьянов // Альманах «Продуктивное образование»: формирование картины мира ребенка и его саморазвитие: сб. науч. статей под ред. Е.А. Александровой, А.В. Бояринцевой. - Москва: Экшен, 2010. -Вып. 12. - С. 197-200. - 0,24 п.л.

13. Аверьянов, П.Г. Формирование ценностных ориентаций в театрализованной деятельности подростков [Текст] / П.Г. Аверьянов // Ученые записки Педагогического института Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Серия: Психология. Педагогика. - 2011. - Том 4. -№1 (13).-С. 82-86.-0,46 п.л.

14. Аверьянов, П.Г. Влияние театрализованной деятельности на динамику ценностной сферы старших подростков [Текст] / П.Г. Аверьянов П Социальное воспитание в школе и классе: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти В.Р. Ясницкой (г. Ульяновск, 12-13 октября 2011 г.) / под ред. Н.Н. Никитиной. - Ульяновск: УлГПУ, 2011. - С. 120-124. -0,22 п.л.

15. Аверьянов, П.Г. Правила общения: рассказ о педагогическом эксперименте [Текст] / П.Г. Аверьянов, Е.Л. Петренко, С.Д. Поляков, И.Ю. Шустова. -М.: Чистые пруды, 2010. - 31 с. - 1,84 п.л. (авт. - 0,47 п.л.)

Подписано в печать 22.12.2011 г. Формат 60x90 1/16 Бумага офсетная. Печать оперативная. Усл.печ.л. 1,2_Тираж 100 экз._Заказ № 1422

Ротапринт Ульяновского государственного Педагогического университета им. И.Н.Ульянова 432700, г.Ульяновск, пл. 100-летия со дня рождения В.И.Ленина, д. 4

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Аверьянов, Петр Геннадьевич, Ульяновск

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный педагогический университет

имени И.Н.Ульянова»

61 12-13/540

На правах рукописи г

Аверьянов Петр Геннадьевич

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКИ ОРГАНИЗОВАННОЙ ТЕАТРАЛИЗАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Специальность 13.00.01 -общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель -доктор педагогических наук, профессор С.Д. Поляков

Ульяновск - 2012

Оглавление

Введение................................................................................. 3

Глава 1. Теоретические основы формирования ценностных ориентаций старших подростков в педагогически организованной театрал изационной деятельности..................................................... 13

1.1. Проблема ценностей в научной литературе.......................... 13

1.2. Театрализация как социокультурный и педагогический феномен................................................................................... 45

1.3. Модель формирования ценностных ориентации старших подростков в педагогически организованной театрализационой

деятельности............................................................................ 82

Выводы по первой главе............................................................... 109

Глава 2. Эмпирическое исследование формирования ценностных ориентаций старших подростков в педагогически организованной театрал изационной деятельности................................................ 111

2.1. Формирование ценностных ориентаций старших подростков в процессе педагогически организованной постановки спектакля............ 113

2.2. Формирование ценностных ориентаций старших подростков в педагогически организованной малой ролевой игре........................... 135

2.3. Формирование ценностных ориентаций старших подростков в коллективном воспитательном деле с элементами театрализации......... 158

2.4. Рефлексия педагогически организованной театрализационной деятельности как фактор динамики ценностных ориентаций старших

174

подростков...........................................................................•••• 1/4

Выводы по второй главе............................................................... 189

Заключение............................................................................. 1^1

Библиографический список использованной литературы............... 194

Приложения............................................................................. 216

Введение

Актуальность исследования формирования ценностных ориентаций старших подростков обусловлена современным этапом развития российского общества. Проблемы ценностных оснований отечественного воспитания, источников и механизмов функционирования ценностей являются значимыми в современной образовательной ситуации и актуальными для педагогической науки. Значимость данной проблемы отмечалась в проекте «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». На необходимость более полно использовать нравственный потенциал искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности указывалось в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте второго поколения, в частности, в «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников».

Аксиологическая проблематика широко представлена в философской, социологической, психологической, педагогической литературе. Введение понятия «ценность» в язык науки связывают с именами И. Канта, Р. Лотца, В. Виндельбанда, Г. Риккерта. В отечественной философии исследовались характеристики, структуры и иерархии ценностного мира, способы его познания и его онтологический статус, а также природа и специфика ценностных суждений (С.Ф. Анисимов, Л.М. Архангельский, О.Г. Дробницкий, М.С. Каган, Л.Н. Столович, В.П. Тугаринов и др.). В социологии ценности рассматриваются как один из факторов общественной регуляции поведения (А.Г. Здравомыслов, И.С. Кон, В.Л. Оссовский, Л.Я. Рубина, М. Тима, В.А. Ядов и др.). Социальная психология изучает роль ценностей в социализации (Г. Олпорт, Т. Шибутани, A.B. Петровский, В.Б. Ольшанский, В.В. Шпалинский, М.Р. Битянова и др.). Общая психология исследует ценности и ценностные ориентации как элементы мотивационной сферы личности (Л.С. Выготский, СЛ. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, А.Ф. Алексеева, Б.Г. Ананьев,

JI.И. Анцыферова, А.Г. Асмолов, A.B. Брушлинский, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, А.К. Осницкий, A.B. Петровский, В.И. Слободчиков,

B.Э. Чудновский и др.). Педагогический подход к проблеме ценностей связан с разработкой педагогических технологий перевода ценностей из категории общечеловеческих, социально признанных явлений в личностно значимые, ценностные ориентации (В.П. Бездухов, М.Р. Битянова, З.И. Васильева, Л.В. Вершинина, A.B. Зосимовский, О.В. Лишин, А.Н. Лутошкин, H.H. Никитина,

C.Д. Поляков, Н.Е. Щуркова и др.).

Традиционно важная роль в трансляции ценностей отводится художественной культуре, в частности театру. Специфика театрального творчества освещена в трудах ведущих мастеров театра: К.С. Станиславского, В.И. Немировича-Данченко. В.Э. Мейерхольда, Ф.Ф. Комиссаржевского, М.А. Чехова, Б. Брехта и др. На стыке психологии и театроведения проводились исследования H.H. Евреинова, Дж.Л. Морено, Е. Гротовского, П.М. Ершова, Б. Хелингера. Опыт использования театрализации в педагогике описывался С.Т. Шацким, A.C. Макаренко, А.П. Ершовой, В.М. Букатовым, А.Н. Тубельским, Ю.В. Завельским, И.И. Фришман, Б.В. Куприяновым. Наиболее сензитивым к формированию ценностных ориентаций в процессе театрализации считается старший подростковый возраст (13-17 лет по В.И. Слободчикову и Д.И. Фельдштейну). Исследованиями, посвященными формированию ценностной сферы воспитанников в процессе театрализации, являются работы O.A. Антоновой, Л.И. Петриевой, В.М. Шахрай, И.В. Юстус.

В то же время в современной педагогической науке проблема формирования ценностных ориентаций в театрализационной деятельности специально не ставилась и не исследовалась в рамках концепции деятельностно-ценностного воспитания, где в качестве источников ценностей выступают элементы театрализационной деятельности.

Анализ психолого-педагогических работ и практики формирования ценностных ориентаций позволяет выделить ряд противоречий:

- между потребностью общества в формировании просоциальных ценностных ориентации; старших подростков и существующим кризисом общества, в том числе и девальвацией социально значимых ценностей;

- между необходимостью ценностной направленности образования и слабой изученностью закономерностей ценностно ориентированного образовательного процесса в современных условиях;

- между агрессивным внедрением в общественное сознание специфических ценностей шоу-бизнеса с помощью зрелищных, в том числе связанных с театрализацией, технологий и недостаточной исследованностью способов адаптации этих технологий к формированию просоциальных ценностных ориентаций старших подростков в условиях социального воспитания.

Наличием данных противоречий обусловлен выбор проблемы исследования: каковы условия формирования ценностных ориентаций старших подростков в педагогически организованной театрализационной деятельности?

Объект исследования: процесс формирования ценностных ориентаций

старших подростков.

Предмет исследования: условия формирования ценностных ориентаций старших подростков в педагогически организованной театрализационной деятельности.

Цель исследования: выявить условия формирования ценностных ориентаций старших подростков в педагогически организованной театрализационной деятельности.

Гипотеза: формирование ценностных ориентаций старших подростков в педагогически организованной театрализационной деятельности (в аспекте их переструктурирования и осознания) происходит успешно, если реализуются следующие условия:

- при организации театрализации педагогом воспроизводится логика модели формирования ценностных ориентаций старших подростков в педагогически организованной театрализационной деятельности;

- взаимодействие участников педагогически организованной театрализационной деятельности выстраивается в рамках концепции деятельностно-ценностного воспитания;

- педагогом при организации театрализационной деятельности учитывается потенциал «реальных» и «театральных» источников ценностей;

- в структуре рефлексии театрализационной деятельности реализуется феномен «удвоения действительности».

Задачи исследования.

1. На основе теоретического анализа философской, психологической и педагогической литературы определить подходы к исследованию проблемы формирования ценностных ориентаций. Исследовать специфику и основные компоненты педагогически организованной театрализационной деятельности, направленной на формирование ценностных ориентаций

старших подростков.

2. Разработать модель формирования ценностных ориентаций старших подростков в педагогически организованной театрализационной деятельности.

3. Разработать диагностический комплекс для изучения эффективности формирования ценностных ориентаций старших подростков в педагогически организованной театрализационной деятельности.

4. Провести эмпирическое исследование, выявляющее условия формирования ценностных ориентаций старших подростков (в аспекте их переструктурирования и осознания) в разных видах педагогически организованной театрализационной деятельности.

Методологическую основу исследования составляют: системно-исторический и культурологический подходы, заключающиеся в понимании природы человека и группы как продукта исторического развития культуры

во взаимосвязи ее компонентов (А.Г. Асмолов, М.М. Бахтин, JI.C. Выготский, C.JI. Рубинштейн). Этот процесс отражается и в конкретных видах деятельности, выработанных культурой (в том числе и театральной, игровой, ролевой).

Теоретическую основу исследования составляют: понимание структуры деятельности А.Н. Леонтьевым; элементы системы К.С. Станиславского (реалистический подход к сценическому искусству; концепции задачи, сверхзадачи и сверх-сверхзадачи; концепция внутреннего монолога как технологическая основа сценического перевоплощения); психодраматическая концепция Дж.Л. Морено; театральная теория действий П.М. Ершова.

Психолого-педагогическими основами работы являются теория учебной деятельности В.В. Давыдова; подход H.H. Михайловой к воспитанию как к деятельностному феномену; подход С.Д. Полякова к воспитанию как влиянию на развитие мотивационно-ценностной сферы человека; потребностно-информационный подход к проблемам воспитания П.М. Ершова; драмогерменевтическая теория В.М. Букатова.

Методы исследования:

- теоретические методы: анализ философской, психологической, педагогической литературы по исследуемой проблеме; моделирование

изучаемого явления;

- эмпирические методы: формирующий эксперимент; включенное наблюдение; опытно-экспериментальная работа;

- диагностические методы: интервью; интерпретирование поведения и рефлексивных высказываний воспитанников; бланковое анкетирование;

- статистические методы: количественная и качественная оценка полученных результатов; расчет статистического U-критерия Манна-Уитни.

База исследования: МОУ СОШ № 4, № 15, № 76 г. Ульяновска, МОУ гимназии № 1, № 33 г. Ульяновска, МОУ Мирновская СОШ (п. Мирный, Чердаклинский район, Ульяновская область) и МОУ Силикатненская СОШ

(п. Силикатный, Сенгилеевский район, Ульяновская область), театральный кружок при подворье женского монастыря Михаила Архангела Симбирской и Мелекесской епархии РПЦ, Детский оздоровительный образовательный центр «Юность» г. Димитровграда Ульяновской области, ОГОУ ДОД «Областной Дворец детского творчества».

Всего в исследовании участвовало 244 школьника и 7 педагогов.

Этапы исследования.

I этап (2005 - 2006 гг.): включенное наблюдение за работой театральных кружков города, клубов ролевых игр, за репетициями на занятиях отделения актерского искусства УлГУ; изучение опыта педагогов, использующих театрализацию в структуре образовательного процесса; теоретический анализ философской, психологической, социологической, театроведческой и педагогической литературы по проблеме исследования.

II этап (2006 - 2007 гг.): создание модели формирования ценностных ориентаций старших подростков в педагогически организованной театрализационной деятельности; определение объекта, предмета, цели, методологии и методов исследования; выдвижение гипотезы и разработка

программы исследования.

III этап (2007 - 2009 гг.): анализ реализации модели формирования ценностных ориентаций старших подростков в разных формах педагогически организованной театрализационной деятельности (спектакль; малая ролевая игра; коллективное воспитательное дело с элементами театрализации). Осуществление опытно-экспериментального исследования особенностей влияния элементов театрализации в коллективном воспитательном деле на динамику ценностной сферы старших подростков. Проведение опытно-экспериментальной работы по изучению динамики ценностной сферы старших подростков, обусловленной включением «удвоенной» рефлексии, в

процесс постановки спектакля.

IV этап (2009 - 2011 гг.): обработка и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы; оформление текста диссертации.

Научная новизна результатов исследования:

- введено и раскрыто в общепедагогическом контексте понятие «театрализационная деятельность», сущность которого в контексте исследования заключается в условном воспроизведении коммуникативной деятельности, в результате чего возникает феномен удвоения ценностных ориентаций и других личностных образований участников театрализации, а также источников ценностей, под которыми понимаются значимые элементы коммуникативной деятельности;

- разработана модель формирования ценностных ориентаций старших подростков в педагогически организованной театрализационной деятельности, в структуре которой выделены: педагогическая цель и задачи; особенности и формы педагогически организованной театрализационной деятельности; субъекты театрализационной деятельности (педагог и старший подросток) и содержание их деятельности; поэтапное описание процесса создания продукта театрализационной деятельности; результаты педагогически организованной театрализационной деятельности;

- выявлена специфика проявления в качестве источников ценностей таких элементов педагогически организованной театрализационной деятельности, как тема театрализации, способы общения, референтная группа, педагог;

- конкретизированы особенности реализации концепции деятельностно-ценностного воспитания как одного из условий формирования ценностных ориентаций старших подростков в различных видах педагогически организованной театрализационной деятельности (постановка спектакля; проведение малой ролевой игры; организация воспитательного дела с

элементами театрализации);

- раскрыта специфика влияния «удвоенной» рефлексии на формирование ценностных ориентаций старших подростков в педагогически организованной театрализационной деятельности, состоящая в усилении

осознания старшими подростками значимости определенных ценностных ориентаций и источников ценностей.

Теоретическая значимость результатов исследования:

- введенное понятие «театрализационная деятельность» дополняет понятийный аппарат педагогики театральной деятельности и ролевых игр и способствует его упорядочиванию;

- разработанная модель формирования ценностных ориентаций в педагогически организованной театрализационной деятельности старших подростков дополняет теоретические подходы к ценностно ориентированному воспитанию школьников;

- предложенная структура «удвоенной» рефлексии углубляет представления о рефлексии как педагогически организуемом процессе.

Практическая значимость результатов исследования:

- апробированная и внедренная в воспитательный процесс модель формирования ценностных ориентаций старших подростков в педагогически организованной театрализационной деятельности позволяет повысить эффективность воспитания в практике классных руководителей и педагогов дополнительного образования;

- рассмотрение элементов театрализационной деятельности в качестве источников ценностей позволяет педагогу целенаправленно организовывать совместную с воспитанниками деятельность в направлении развития ценностной сферы старших подростков;

- использование элементов театрализации в коллективных воспитательных делах восполняет недостаток технологических и методических средств, обеспечивающих положительную динамику ценностной сферы старших подростков;

- включение педагогом «удвоенной» рефлексии в репетиционный процесс способствует о�