автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Генезис образовательной системы в Адыгее на принципах гуманизма, демократии и защиты этнокультурных традиций, 1917-1930 гг.
- Автор научной работы
- Азашикова, Зарема Зориевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Майкоп
- Год защиты
- 2000
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Азашикова, Зарема Зориевна, 2000 год
Введение.стр. 3
Глава I. Ретроспективное научно-аналитическое осмысление состояния просвещения в Адыгее до 1917 г. как реально-объективной базы образовательной ф перспективы.стр. 17
1.1. Образовательные учреждения в дооктябрьской Адыгее: типология, содержание, политические цели и задачи, этническая состоятельность.стр. 17
1.2. Состояние подготовки учительских кадров для * образовательных структур региона. Уровень грамотности населения.стр. 36
Выводы по 1 главе.стр. 44
Глава И. Перестройка образования в Адыгее на гуманно-демократических принципах (1920 - 1930 гг.).стр.48
2.1. Строительство национальной школы как фактор демократизации и гуманизации образования.стр.48
2.2. Подготовка учительских кадров.стр.67
I 2.3. Разработка учебных планов, программ, учебно Ф методических комплектов для образовательных структур области и региона.стр.80
2.4. Ликвидация неграмотности, малограмотности и осуществление начального всеобуча как итог гуманно-[ т демократических преобразований в Адыгее в области
1 просвещения.стр.98
Выводы по 2 главе.стр. 117
Введение диссертации по педагогике, на тему "Генезис образовательной системы в Адыгее на принципах гуманизма, демократии и защиты этнокультурных традиций, 1917-1930 гг."
Актуальность исследования. Каждый исторический этап развития государства и общества характеризуется достигнутым к данному периоду уровнем социально-экономических реалий и духовно-нравственных ценностей. Основываясь на научно-аналитическом осмыслении и осознании каждого из этапных уровней становления социума государство определяет достижения и недостатки, а также целевую программу перспективного развития страны в целом и по отраслям, направлениям, в том числе и в образовательной отрасли, которая, кстати, считается отраслью приоритетной.
Содержание целевых программ отражается, как правило, в соответствующих государственно-юридических документах - в положениях, уставах, законах, доктринах. Они и составляют одну из важнейших источниковедческих баз научных исследований по различным направлениям. Наука, в том числе и историко-педагогическая, опирается на эти документы в целях определения актуальности исследований.
Так, за последние годы перестройки Российского государства, в образовательной отрасли принято, в частности, два основополагающих документа - "Закон Российской Федерации об образовании" (1992 г.) и "Национальная доктрина образования Российской Федерации" (2000 г.), которыми современная педагогическая наука и практика руководствуются. В них определены государственная политика в области образования в полиэтническом российском обществе, важнейшие принципы этой политики, обозначены проблемы дальнейшего совершенствования образования в стране на перспективу. Кстати сказать, второй документ предусматривает коренные преобразования в образовательной отрасли в перспективе на 25 лет, они носят судьбоносный характер, учитывают исторический и мировой опыт.
Кардинальной проблемой совершенствования системы российского образования сегодня является его переход на новое содержание, отвечающее современным социально-экономическим потребностям, а также перспективам развития страны. Однако, как свидетельствуют сегодняшние реалии, разработка исследуемой проблемы протекает достаточно сложно и неоднозначно. Чувствуется острый дефицит как новых идей, концепций, теорий, так и знания тех, уже апробированных отечественным и мировым педагогическим опытом положений, которые можно было бы заложить в качестве краеугольных камней стратегии развития современного российского образования и науки.
Истоки многих современных проблем лежат в прошлом. Поэтому чрезвычайно актуально в современных условиях изучение опыта развития российского общества в 20-30-е годы XX столетия, когда в стране происходил процесс глубокого изменения всех сторон жизни общества. Естественно, важное значение отводилось в этих изменениях и решению проблем народного образования, ибо пришедшее тогда к власти руководство страны понимало важность развития народного просвещения как для обеспечения динамического развития страны, так и для решения политических задач.
Социально-политические изменения, происшедшие в России после Октября 1917 года, при неоднозначности современных их оценок, привели к реформированию всех сторон общественной жизни, причем, первый его этап характеризуется гуманистической и демократической направленностью реформ. Система народного образования и ее центральное звено - средняя школа - также перестраивались на гуманно-демократических основах как единое светское, бесплатное учебно-воспитательное учреждение [19; 4]. Это предполагало решительное обновление всех звеньев системы образования, всех сторон школьной жизни.
Сегодня в историко-педагогической науке происходит переоценка ценностей прошлого. Это нормальное, естественное состояние всякой науки. Современные проблемы образования в России невозможно решать без учета ее полиэтнического состава, структуры, культуры и традиций населения. Именно это выступает основной причиной, определяющей характер национальной образовательной политики.
Реформа образования в контексте упомянутых выше документов предполагает учет национально-региональных особенностей социальноэкономического и этнокультурного развития народа, его образовательных традиций. Она предусматривает оригинальные подходы к решению историко-педагогических проблем - строительство образовательной политики и системы на принципах гуманизма и демократизма, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, защиту системой образования национальных культур и региональных культурных традиций, поиск эффективных путей управления образовательными учреждениями и в целом их системой, что особенно важно в условиях децентрализации и регионализации управления образовательными системами, выработки региональных образовательных концепций, стандартов, в целом образовательной политики.
Поэтому изучение истории образования, истории становления и развития его системы, объективная оценка основных принципов строительства образовательной политики и системы Адыгеи не только в ретроспективе, но и с учетом современных социально-педагогических и образовательных задач приобретают особую актуальность. Оно позволяет глубоко и всесторонне рассмотреть сложные проблемы образования, их истоки, учесть исторический опыт обучения и воспитания, выявить историко-культурный потенциал региональной системы образования как в прошлом, так и в настоящем опыте. Без всего этого невозможно будет научно-состоятельное конструирование региональной и национальной образовательной системы с достаточной полнотой и объективностью. Это первое.
Второе обоснование актуальности темы исследования связано с тем, насколько достаточно, качественно и всеаспектно она изучена и освещена в научно-педагогической литературе, каков уровень научности и объективности оценочных характеристик историко-педагогических явлений, фактов, процессов, связанных с данной проблемой и конкретной темой.
Изучение и анализ существующих исследований и публикаций в контексте вышеизложенных параметров дают основание утверждать, что имеются по отдельным аспектам темы диссертационные и монографического характера исследования и несколько публикаций известных авторов прошлого и современности (С.М. Броневский, Ф.Ф. Торнау, Л.Я. Люлье, М.В. Покровский, У.Д. Алиев, Б.М. Городецкий, С.Х. Сиюхов, Ш.У. Хакурате, Ч.Т. Пшунелов, Ш.И. Кубов, А.О. Хоретлев, Ю.К. Намитоков, К.И. Бузаров, И.А. Шоров, Д.М. Нагучев и др.). Публикации названных авторов вносят, несомненно, определенный вклад в освещении исторического прошлого адыгов, они раскрывают отдельные вопросы, аспекты в историческом, этнографическом, этнокультурном, этнопедагогическом планах. Значительная часть публикаций носит популярно-публицистический характер, но и они нами оцениваются позитивно, ибо в них сообщается немало интересных информаций, фактов.
Однако приходится констатировать, что проблема исторического прошлого адыгов, в частности, проблема становления и развития образовательной системы в Адыгее исследована пока что не в полной мере, отдельные из имеющихся исследований носят весьма локальный, автономный характер. Исследований, характеризующихся целостностью, системностью, глобальностью, глубиной научности и объективности оценок педагогических явлений, процессов, принципов, к сожалению, мало.
Мы считаем, что в целостную систему комплексного исследования проблемы образования в Адыгее в глобальном плане могли бы войти такие наиболее актуальные и приоритетные ее параметры, структурные компоненты, как этнопедагогическая культура адыгов; гуманно-демократические основы становления и развития дошкольного, начального и среднего общего образования; среднего и высшего специального образования; профессионально-технического образования; проблема просветительско-педагогического движения, становления и развития научной мысли и науки, научных учреждений; проблема непрерывного образования, аспирантура, докторантура, соискательство; проблема реформирования современной образовательной системы Республики Адыгея на основе новых научных концепций и новых государственных документов, с одной стороны, и учитывающих ретроспективный опыт одновременно, с другой.
Специальных исследований по проблеме можно отметить весьма незначительное число работ. Это прежде всего фундаментальные труды крупного ученого Северного Кавказа, академика И.А. Шорова. Его научные интересы соприкасаются в основном с этнопедагогикой. В этой области И.А. Шоров провел и проводит исключительно большую исследовательскую работу, издал немало фундаментальных трудов, но они имеют к нашей теме косвенное и частичное отношение.
Довольно близко к нашей работе исследование доцента К. М. Химишева, тема которого сформулирована так: «История развития народного образования и педагогической мысли в Адыгее (1864-1931 гг.)».
Безусловно, данное исследование явилось началом изучения обозначенной нами историко-педагогической проблемы, оно вносит определенный вклад в региональную науку, решает ряд исследовательских задач, вводя тем самым в научный оборот ранее неизвестные историко-педагогические сведения и факты. Положительно оценивая в целом данное исследование, отметим, что автор не мог охватить все научные аспекты проблемы своим исследованием, да и не ставил он перед собой такой задачи. В этом плане критика здесь непозволительна.
Однако диссертационное исследование К.М. Химишева не лишено некоторых недостатков, таких, например, как слабое обоснование сложившейся уже в первые годы Советской власти образовательной системы и ее принципиальных основ в Адыгее, поверхностно и малоубедительно прослеживается генезис образования в регионе на гуманно-демократических принципах и защите этнорегиональных традиций, в отдельных случаях допускаются неточности и искажения фактов, сведений, историко-педагогических явлений и процессов в связи с тем, что автор в своем исследовании увлекается анализом больше литературных источников, в которых, к сожалению, немало ошибок допущено, чем архивных материалов. В своем исследовании мы пытаемся расширить и скорректировать некоторые материалы названной выше диссертации, глубже и убедительнее раскрыть гуманно-демократические принципы строительства образовательной системы в Адыгее в указанные временные параметры.
И, наконец, в заключении обратимся еще к одному факту, который является весьма существенной позицией в обосновании актуальности темы исследования - это ограниченность публикаций по теме (они представлены в нашей библиографии). Кроме нескольких журнальных и газетных статей популярно-публицистического характера, нет по данной проблеме фундаментальных публикаций, монографий в историко-педагогическом плане.
Справедливости ради отметим, что только в этом, 2000 году вышла в свет работа кандидата исторических наук Н. Н. Денисовой под названием "Проблемы демократизации общеобразовательной школы Адыгеи (исторический опыт и современные тенденции)". Исследование не только фундаментальное, но весьма содержательное, интересное, но оно выполнено в русле отечественной истории. Тем не менее данная монография в определенной степени стала для нас теоретико-методологической основой нашего исследования.
Итак, обозначенные выше обоснованные параметры утвердили нас в правильности выбора темы исследования, в ее современности и актуальности. Возникла потребность и необходимость в заполнении пробелов в историко-педагогических исследованиях регионального уровня.
Становление и развитие национальной школы в Адыгее в 20-30-е годы XX столетия происходило на основе концепции единой трудовой школы, в соответствии с которой определялось научное содержание образования, придавалась демократическая направленность воспитанию. Педагогический процесс связывается с жизнью, преодолевалось отчуждение учащихся и учителей.
Анализ положительного исторического опыта развития образования в Адыгее может внести определенный вклад в разработку проблем образования современной национальной школы.
Что входит в понятие "национальная школа", каковы ее отличительные признаки?
Самый фундаментальный признак понятия - обучение детей на родном языке. Без языка, как мы знаем, нет нации. Именно в нем отражена душа народа, его самобытность, многовековой опыт, мудрость. Особенность национальной школы в том, что она передает молодому поколению бесценное богатство, накопленное поколениями, - нравственные устои, традиции, духовные ценности, историческую память своего народа. Все это воспитывает прочный иммунитет против духовного обнищания, национальной нивелированности, обуславливает историческое развитие нации [131; 2].
Вызывает тревогу то, что появились поколения, незнающие своего родного языка и своей национальной культуры. Возрождение лучших народных традиций и обычаев, сохраняющих в концентрированном виде национальную демократическую культуру, является актуальной задачей общества. Поэтому должны быть задействованы национальная культура, литература, фольклор, искусство, нравы, обычаи и традиции, то есть все то, что принято называть J этнокультурой и национальным характером.
Особую роль в этом процессе призвана сыграть национальная школа, воспитывающая своих учеников через освоение духовных богатств народной культуры, традиций и уклада своего региона.
Таким образом, в сложившихся условиях возникает необходимость переосмысления всего воспитательно-образовательного процесса с учетом историко-педагогического опыта и педагогических идей, взглядов, мыслей горских просветителей - педагогов прошлого.
Объект исследования - система образования в Адыгее в ее историко-педагогическом контексте в первые периоды советизации (1917 - 1930 гг.).
Предметом исследования является процесс зарождения и развития системы образования в Адыгее на принципах гуманизма, демократии и защиты этнокультурных традиций.
Цель исследования - ретроспективное научно-аналитическое осмысление состояния просвещения в дореволюционной Адыгее как реальной базы образовательной перспективы, изучение и анализ процесса строительства системы образования в регионе на гуманно-демократических принципах в первые годы Советской власти (1917-1930 гг.).
Задачи исследования: проанализировать состояние образования в дореволюционной Адыгее, исследовать образовательную политику государства того периода; изучить объективное и реальное состояние уровня реализации гуманно-демократических принципов в сфере строительства образования в полиэтнической дореволюционной России на примере Адыгеи; - исследовать особенности генезиса образовательной системы в Адыгее на гуманно-демократических принципах и защите этнокультурных традиций; изучить объективное состояние реального уровня реализации системообразующих факторов образования в условиях Адыгеи (типология образовательных структур; цели, задачи, содержание образования; подготовка и переподготовка учительских и методических кадров; разработка учебно-методических комплектов; создание управленческих структур; финансирование образования; создание материально-технической базы и необходимых условий ит. д.).
Гипотеза исследования: мы исходим из предположения о том, что:
- систематизация и обобщение историко-педагогического материала в контексте зарождения и развития образовательной системы в Адыгее позволит выявить ценностные ориентиры, гуманно-демократические принципы, этнокультурно-значимые приоритеты, которые могут быть учтены в условиях формирования новых подходов и концепций перспективного совершенствования современной региональной образовательной системы в Республике Адыгея;
- введение в научный оборот ранее малоизвестных или неизвестных историко-педагогических источников и материалов, а также объективный историко-педагогический анализ общеизвестных традиционных установок, обобщений, выводов, источников в контексте современных концепций позволят выявить факты и тенденции становления и развития системы образования Адыгеи, создадут возможность определенного пересмотра традиционных историко-педагогических взглядов на развитие образования в регионе, сформировавшихся на основе классово-идеологической методологии;
- положительный ретроспективный опыт строительства образовательной системы в Адыгее может быть учтен в процессе реформирования структуры и содержания современного регионального образовательного пространства.
Методологическую основу исследования составили современные концепции целостности регионального, федерального и мирового педагогического процесса; принцип историзма в историко-педагогическом познании; философский и гносеологический плюрализм; логико-исторический подход к анализу развития образовательных систем.
Автор руководствовался такими методологическими принципами историко-педагогического исследования, как:
- конкретно-историческое изучение педагогического явления во всем многообразии его связей и зависимостей;
- гуманно-демократическая направленность развития педагогических идей, практики образования и воспитания, становления и развития образовательной системы;
- объективность в подборе и оценке исследуемых факторов и явлений;
- связь логического и исторического, исторического и современного, объективного и субъективного.
Методы исследования - изучение и анализ архивных материалов, историко-педагогических документов, связанных с зарождением и развитием образовательных структур и систем; теоретический анализ психолого-педагогической, исторической литературы и публикаций по данной теме; сравнительно-исторический и историко-типологический методы; метод актуализации, нацеленный на выделение и анализ исторических явлений, факторов, принципов, знание которых способно обогатить современную педагогическую теорию и практику, содействовать решению их насущных и актуальных проблем.
Источники исследования :
- постановления ЦК ВКП(б), документы областного комитета партии 1917-1930-х годов;
- рукописные материалы Национального архива, Национального музея Республики Адыгея; фонды Российской Государственной библиотеки по рассматриваемой проблеме;
- труды ученых по развитию общественной мысли в дооктябрьский и советский периоды, а также по народному образованию в Адыгее (включая диссертации, статьи, очерки, монографии по истории педагогики, этнопедагогике);
- труды историков, этнографов, писателей, путешественников дооктябрьского периода по проблемам культуры и образования в Адыгее (в том числе в периодической печати).
Достоверность результатов исследования подтверждается комплексным анализом изучаемых архивных материалов, процессов, явлений, фактов; соответствием выводов и оценочных обобщений историко-ретроспективной реальности и современной методологии историко-педагогического анализа; адекватностью исследовательских подходов, приемов и методов поставленным задачам; расширением традиционного круга источников по истории зарождения, становления и развития образовательной системы, их критическим анализом; сопоставлением и сравнением полученных данных с исследовательскими результатами ранее проведенных научных разработок.
Исследование выполнялось в течение 1997г. по 2000г. и включало 3 этапа: Первый этап (1997-1998 гг.) - обоснование актуальности проблемы и конкретной исследовательской темы, анализ уровня ее научной разработанности, выявление и анализ новых и малоизученных источников, определение цели, задач, гипотезы исследования; осмысление его методологии и технологии; подготовка и сдача экзаменов кандидатского минимума по философии и иностранному языку.
Второй этап (1998-1999 гг.) - анализ и пополнение первоначального круга источников, изучение диссертационных и монографических работ по проблеме, критический пересмотр традиционных оценок, теоретических выводов и обобщений, а также образовательной практики в Адыгее в ретроспективном контексте с учетом современных требований жизни и историко-педагогической наукой. Подготовка и публикация материалов исследования.
Третий этап (1999-2000гг.) - систематизация собранного материала, теоретическое обобщение и оформление результатов исследования, подготовка и публикация материалов исследования. Сдача экзамена кандидатского минимума по специальности. Предварительная экспертиза диссертационного исследования на соответствующей кафедре.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:
1) произведено ретроспективное научно-аналитическое осмысление: - состояния просвещения в Адыгее до 1917 года в контексте реально-объективной базы (основы) образовательной перспективы в регионе;
- состояния образовательных учреждений - типология, структура, содержание, политические цели, задачи, этническая состоятельность, кадровый потенциал;
2) изучен процесс перестройки образования в Адыгее на гуманно-демократических принципах в первые годы советизации (1920-1930 гг.), раскрыты исторические предпосылки, истоки, тенденции и этапы зарождения, становления и развития образовательной системы в регионе;
3) проведен сравнительный анализ содержания образования, учебных планов, программ, учебников различных типов образовательных учреждений на разных этапах их развития, изучен уровень их гуманно-демократической и этнорегиональной направленности;
4) на основе ранее не привлекавшихся данных проведен историко-статистический анализ системы образования в Адыгее, раскрывающий эволюцию ее структуры, динамику и географию ее развития на гуманно-демократических принципах, определены границы актуализации этих принципов;
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что обобщенные и систематизированные материалы, понятия, идеи, характеризующие становление и развитие системы образования в Адыгее, расширяют и углубляют понимание процессов регионализации, вариативности, гуманизации и демократизации образования, способствуют осмыслению преемственности историко-педагогического опыта в разные исторические периоды развития образования и в различных социокультурных условиях, дают возможность прогнозирования изменений в системе образования на региональном уровне.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в исследовательской и образовательной практике, при разработке программ и учебных пособий по истории образования, при проведении спецкурсов и спецсеминаров по истории педагогики, отечественной истории, истории Адыгеи в средней и высшей школе, а также для оформления краеведческих музеев учебных заведений и Национального Краеведческого музея.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В дореволюционной Адыгее не сложилось стройной системы образования, которая функционировала бы на гуманно-демократических принципах и учитывала бы в полной мере этнорегиональные культурные и экономические запросы, потребности, традиции, что являлось серьезным тормозом в развитии образования, культуры, духовности, грамотности адыгского народа, но созданные в тот период образовательные учреждения различного типа и уровня есть основание рассматривать реально-объективной основой образовательной перспективы в условиях советизации Адыгеи. Образовательная система не возникла в Адыгее на пустом образовательном пространстве. Такое положение защищается в региональной науке впервые.
2. Первые годы советизации Адыгеи (1920-1930 гг.) характеризуются особо повышенным вниманием Советской власти к острым проблемам образовательного процесса в регионе, разработкой и внедрением в практику новых концептуальных подходов, гуманно-демократических принципов строительства советской системы образования, определением и решением его приоритетных задач. Именно принципы демократизации, гуманизации, этнизации, регионализации, краеведения, были положены в основу образовательной политики власти и государства того периода, что дало реальную возможность достичь весьма существенных успехов в решении актуальных задач строительства образовательной системы и культуры в Адыгее.
3. Пересмотр традиционных оценок практики организации системы образования в Адыгее, особенно в первые годы ее советизации (19201930 гг.)
4. Реальна и объективна прогрессивная роль общественных деятелей, педагогов-просветителей, руководителей Адыгеи, организаторов образования в строительстве системы образования и культуры на гуманно-демократических и этнокультурных принципах; практически значимы систематизированные в исследовании этнопедагогические ценности и результаты анализа прошлой практики строительства образования для разработки региональной образовательной политики Республики Адыгея сегодня.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась последовательно на всех этапах его проведения. Основное содержание, выводы и результаты диссертации получили отражение в опубликованных работах и автореферате, а также в сообщениях, выступлениях, докладах на научно-практических конференциях, семинарах в г.г. Майкопе, Нальчике, Карачаевске.
Диссертация обсуждалась и получила положительный отзыв на заседании кафедры педагогики дошкольного и начального образования Адыгейского государственного университета.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Выводы по II главе:
Главным итогом развития общеобразовательной системы в рассмотренный нами период, явилось оформление единой государственной сети начального и среднего образования.
Поиски совершенствования образования происходили в условиях настойчивого вытеснения всех негосударственных "альтернативных" форм обучения, выразившемся, в частности, в закрытии частных школ и запрещении религиозного вероучения. При этом, с одной стороны, широкое применение на практике новых, нетрадиционных педагогических новаций, профессионализация старших классов общеобразовательных школ и другие серьезные начинания свидетельствовали о многообразии формирующейся ф советской системы обучения. С другой стороны, общая тенденция к централизации государственных и общественных институтов предполагала, наоборот, - единообразие и унификацию учебно-воспитательного процесса в школах.
Общие цели реформирования просвещения, направленные на возможно больший охват детей обучением или права посещать школы бесплатно и учиться на родном языке, на преемственное построение всей многоступенчатой структуры образования определенно отвечали потребностям социально-экономического развития страны.
Особенно сложно проходил процесс становления национальной школы Адыгеи, так как недоставало подготовленных педкадров коренной национальности, достаточных финансовых ресурсов. В рассматриваемый нами период закладывались и реализовывались основные принципы политики Советской власти в отношении учительства. Вопрос подготовки педагогических кадров рассматривался в стране как один из важнейших политических. Главной задачей стала подготовка и воспитание такого учительского контингента, который по своему происхождению, политической благонадежности способен был стать проводником партийной линии, особенно в сельской местности. Учитывая острейшую нехватку учителей, особенно для национальной школы Адыгеи, усугубившуюся в условиях проведения начального и семилетнего всеобуча, подготовка их велась ускоренными темпами. Существенное влияние на состояние педагогического контингента Адыгеи, на текучесть кадров учителей, оказывало тяжелое материально-правовое положение учителей.
В какой степени были реализованы программные установки, цели и задачи реформирования школы в Адыгее в 1917-1930-м годах? Безусловно, значительная часть государственной программы школьных реформ реализовывалась достаточно успешно, расширялся охват детей обучением, по-своему решались национальные проблемы образования, складывалась разветвленная сеть подготовки педагогических кадров, увеличивались бюджетные расходы на нужды просвещения и т.п.
Итак, сдвиги, произошедшие в сфере просвещения Адыгеи в 1917-1930-м годах, привели к оформлению единой государственной системы образования, к массовому охвату детей обучением в последующие годы, к заметному сближению начального, среднего и профессионального обучения. Разработаны и внедрены ведущие положения национальной школы. Они заключались в переводе обучения на родной язык; обеспечении учебных заведений национальными учебными программами и учебно-методической литературой; подготовке квалифицированного педагогического персонала для национальных школ; совершенствовании преподавания русского языка и повышения качества овладения учащимися-адыгами русской письменной и устной речью.
Заключение.
Сегодня бесспорна исключительная роль системы образования в развитии общества. Но, не рассмотрев исторический опыт функционирования самой этой системы, нельзя создать сейчас такую школу, которая отвечала бы интересам современного социального развития и, кроме того, содержала потенциал для решения долгосрочных задач и проблем, актуализация которых приблизила бы страну к мировой цивилизации.
В диссертации рассмотрено состояние образования в Адыгее накануне Октября 1917 года и период становления и развития образовательного т. пространства на гуманно-демократических принципах в 1917-1930 годах. Послеоктябрьский период - это годы коренной перестройки всей системы народного образования, существовавшей в дореволюционной России. Главные компоненты воспитательной среды дореволюционной школы - семья, традиции, вера - сменялись совершенно иным пониманием обучения и воспитания. Реформа школьного дела основывалась на принципах общедоступности и демократизации, связи школы с жизнью, с задачами социалистической партии, с политикой Коммунистической партии и проводилась под непосредственным контролем ВКП(б).
С другой стороны, формирование новых традиций воспитания в школе, основанных на приоритете неких классовых интересов, сопровождалось, к сожалению, забвением прежних, ранее устойчивых нравственных ценностей. * Это более всего проявилось при утверждении атеистических принципов. Нетерпимость к религиозным школам и вероучению со стороны властей, их попытки вытеснения религиозных институтов в целом явились одной из наиболее грубых форм идеологического давления. Не учитывался фактор медленной, щадящей перестройки общественного сознания, устойчивости прежних традиций, в значительной степени основанных на вере, длительности восприятия обществом новых ценностных ориентиров.
Здесь следует отметить то обстоятельство, что в тот период находились среди адыгейской интеллигенции крупные аналитики, педагоги-просветители, которые выступали против резких, уничтожающих действий, направленных на разгром духовенства. Одним из ярких представителей адыгской интеллигенции и первым, кто выступил в защиту адыгского духовенства, его позитивных возможностей, нравственного потенциала был Сефербий Сиюхов.
По его публикациям и из его научной биографии мы знаем, что Сефербий Хацуцевич не был активным приверженцем исламской религии, но он, как одаренный аналитик был способен оценить обстановку объективно и регламентировать свои действия и суждения в соответствии со временем и его парадоксами. И в данном случае мимо С.Сиюхова не могла пройти обстановка того периода, обстановка весьма острая, противоречивая, даже опасная, в достаточной степени. А она заключалась в том, что не было пока в тот период еще достаточной интеллигентной силы, сплоченной сознанием своего гражданского долга, с одной стороны; с другой , - влиятельная сила горского духовенства была достаточно велика; в третьих - развертывалась острая, антирелигиозная работа партией и властью. Несмотря на последнее обстоятельство, С.Сиюхов призывал активно использовать духовенство вместе с интеллигенцией в решении просветительских и нравственных задач. Это было смелое для того времени заявление - это была его концепция.
- Они должны пойти рука об руку, - писал С.Сиюхов - За первыми -большой авторитет и крупный престиж в глазах народа, а за вторыми -способность быстро и верно ориентироваться в сфере русской жизни.
Нравственный долг обязывает тех и других выйти, наконец, из проклятого лабиринта индифферентности и кликнуть клич, призывающий черкесов к культурной жизни. Пусть духовенство, действует проповедями. Пусть оно, проникнувшись любовью и сочувствием к своему народу, призывает его к пробуждению. В руках же интеллигентов живое и печатное слово.
Но на ход и результаты процесса реформирования школы, просвещения народа, несомненно, повлияли те сложнейшие экономические и политические условия, в которых он осуществлялся. Гражданская война, упадок сельского хозяйства, неурожаи и голод начала 20-х годов XX века, разруха в промышленности - все это не способствовало полной и эффективной реализации программных требований новой власти в сфере народного просвещения. Пробуждение народа началось активно, тяга народа к грамоте, к знаниям большая. Именно этим характеризуется рассматриваемый нами период, но впереди немало сложностей - и объективных, и субъективных.
Проведенное нами исследование позволяет утверждать, что формирование основных элементов новой системы школьного образования в Адыгее (как и во всем Северо-Кавказском крае) имело свои особенности. Реформирование просвещения особенно болезненно проходило в национальных школах. А переход к латинизированной графике стал дополнительным фактором, меняющим систему образования, что, в свою очередь, создавало свои сложности.
Одним из существенных препятствий для развития образования, особенно в первые послереволюционные годы, стало противоречие между размахом реформирования школы и наличной материальной базой. В этот период немало проблем возникало в связи с противоречием между требованиями новых учебных программ и общим уровнем подготовки педагогов и учащихся.
В рассматриваемый нами период, процесс становления и развития образовательной системы в Адыгее, имевший региональные особенности, шел в русле тенденций общегосударственного развития. Этот процесс был сложным, противоречивым, в полной мере вобравшим в себя и бесспорные достижения и серьезные ошибки и просчеты.
Подводя итоги процесса становления и развития образовательной системы в Адыгее на гуманно-демократических началах в период 1917-1930 годов следует отметить, что в эти годы была создана весьма четкая структура общеобразовательной школы, обеспечивающая преемственность получения образования. Осуществленная в эти годы школьная реформа не только привела к окончательному оформлению партийно-государственного контроля над школой, но и обеспечила школу стабильными учебниками и учебными программами, установила единые стандарты школьной жизни.
Нельзя не отметить как положительный результат то, что последовательный курс на всемерное расширение школьной сети, на вовлечение в школы как можно большего количества детей, особенно рабоче-крестьянского происхождения с предоставлением им различных льгот, сделал возможным последующее успешное осуществление всеобщего обязательного начального обучения и постепенный переход к всеобщему семилетнему обучению. Это было бесспорным достижением партийно-государственной политики в области образования, особенно в 20-х годах XX века.
Эти серьезные успехи Адыгейской Автономной области в народном образовании были замечены не только Северо-Кавказским руководством, но и государственными деятелями высокого ранга того времени. Так, Н.К.Крупская в статье «О культурной революции» (1931) писала: «.Достижения очень велики особенно там, где развертывается индустриализация и коллективизация. Особенно показательна Адыгея. По аулам развернута была в 1930 году густая сеть ликпунктов. За букварь засели и стар, и млад, особенно усердно взялись за учебу черкешенки. К ленинским дням 1931 года Адыгея стала страной сплошной грамотности» [60; 475].
Следует отметить, что в Адыгее была создана достаточно широкая сеть учебных заведений с профуклоном и одно из них, - Адыгейский педтехникум, -которое стало одним из основных каналов подготовки квалифицированных педагогов для школ Адыгеи. В основном же учителя выпускались системой краткосрочных курсовых мероприятий. Педагоги дореволюционной школы либо изгонялись из системы образования, либо перевоспитывались в духе идей строительства коммунизма.
Принципиальное отличие сегодняшней системы образования от прежней состоит в том, что она своей задачей ставит создание необходимых условий для самореализации личности. Во всем мире социальная роль образования постепенно возрастает. По тому, насколько серьезное внимание уделяет государство образовательной системе, можно судить о его отношении к будущему своего народа.
Фольклорные материалы с богатым содержанием педагогических идей должны занять подобающее место в учебниках для учащихся национальных школ Адыгеи. Это поможет подрастающему поколению в овладении основными идеями, прогрессивными средствами народной педагогики, воспитанию правильного, уважительного отношения к культурным ценностям своего народа, поможет избежать того равнодушия молодежи к родному языку, истории, культуре, которое получило весьма широкий размах сегодня. Использование образцов народной педагогики должно происходить в тесной связи с явлениями жизни и с содержанием учебного материала.
Изучение опыта реформирования школы в 20-е годы XX века показывает, насколько важна продуманная и взвешенная политика. Ведь народное образование - совершенно специфическая социальная сфера, призванная дать не только определенную сумму знаний подрастающему поколению, но и духовно-нравственные ориентиры. Если же последние носят в обществе неустойчивый и преходящий характер, любые попытки реформирования школьной системы будут, скорее всего, поверхностными, поскольку они не сумеют затронуть сущностно-содержательных сторон обучения и воспитания. Поэтому залогом успешного развития общеобразовательной системы является не только гибкая государственная политика, но и общественно-политическая и экономическая стабильность, устойчивость правовых и нравственных норм, безусловный учет опыта исторического прошлого, научная классификация этого опыта и активное транслирование его позитивных сторон в современную образовательную политику и систему, вместе с тем и локализация негативного опыта.
Все это в контексте современной образовательной политики, в контексте Национальной доктрины образования, принятой в России в 2000 году.
Итак, подводя итоги изложенному выше исследовательскому материалу, можно сделать следующие обобщения:
1. Традиционные установки, утверждавшие «научные» выводы о том, что до Октябрьской революции у адыгов не было письменности, народ был невежественным, культура была на низком уровне, процент грамотности составлял (здесь наблюдается, к сожалению, разнобой, говорящий об уровне научности, точности этих данных) 3%, 7% и т.д., что до революции ни один адыг не имел высшего образования, -несостоятельны. Антинаучно когда образовательная политика царизма трактуется разными авторами по-разному, исходя из классовых, политико-идеологических, коньюктурных ориентаций - то в розовом, то в резко черном цвете, то позитивно, то негативно.
Вывод один: необходимо этому дать объективную оценку, восстановить историческую правду на основе исследовательских материалов.
2. Сегодня Советская власть подвергается резкой критике и дискредитации во всех отношениях, в том числе и по отношению к образовательной политике в стране. Считаем необоснованной и малоубедительной однозначно отрицательную оценку и критику политики Советской власти в области образования, в частности, в национальных регионах страны.
В области образования в стране были достигнуты существенные результаты, здесь национальные регионы - не исключение. Особо позитивно мы бы охарактеризовали период первых довоенных гуманно-демократических десятилетий СССР. Именно в эти десятилетия, особенно до 30-х годов XX века, была создана весьма убедительная духовно-нравственная, политико-идеологическая, материальная, гуманно-демократическая основа для дальнейшего нормального развития образования в национальных регионах страны. Адыгея в этом отношении - один из ярких примеров.
Вывод: достигнутое в те десятилетия и в последующие периоды (хотя здесь наблюдалось немало негативного, отход от прежних демократических принципов и т.д.) явилось той образовательной благоприятной базой, которая позволит, как мы полагаем, достаточно успешно переходить к дальнейшему совершенствованию образования в России в XXI веке. Естественно, для этого должна быть успешно реализована фундаментальная Национальная доктрина образования приоритетной, учитывающей особенности и сложности периода, интересы и потребности всех этносов России.
3. Важнейшим направлением российской образовательной политики в XXI веке должно оставаться более активное возрождение этнокультурных, этнопедагогических ценностей и региональных культурных традиций через образовательную систему. Российская национальная образовательная система немало сделала в этом плане за годы демократических преобразований в обществе, о чем сказано выше. Но встают новые проблемы. К ним, в частности, можно отнести такие проблемы, как более четкое определение содержания регионально-национального компонента в учебных планах и образовательных стандартах национальных учебных заведений всех ступеней; подготовка педагогических кадров, в совершенстве владеющих не только специальностью, но обязательно родным (материнским) языком, этнокультурой, историей и традициями народа, разработка комплекса учебных программ, учебников, учебно-методических пособий, дидактического материала, наглядных пособий, словарей и т.д. нового поколения и в оригинальном исполнении, т.е. новой национальной образовательной школе в XXI веке нужны не просто переведенные на родной язык учебники и другие книги, пособия, а новые, оригинальные издания, глубоко и масштабно учитывающие регионально-этнические, историко-краеведческие, языковые и иные факторы и особенности.
И еще. Сельская национальная школа - исключительно острая проблема XXI века. Если она останется и в XXI веке проблемой того же уровня XX века, то рассчитывать на прорыв в многомерное культурное пространство не приходится.
В заключении отметим, что обеспечить исторический период к новому культурному демократическому гражданскому обществу интеллектуальной энергией и нравственными ориентирами -величайшая задача российского полиэтнического образования XXI века.
Таковы наиболее принципиальные обобщения и выводы, сформулированные нами на основе полученных материалов в процессе историко-педагогического исследования избранной темы в контексте понимания диалектической взаимосвязи и взаимообусловленности исторического прошлого, реально настоящего и перспективно будущего.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Азашикова, Зарема Зориевна, Майкоп
1. Абаева Ф.В. Умар Алиев. Просветительская, педагогическая и образовательная деятельность / Очерк и материалы из его сочинений и выступлений.-Майкоп, 1995.-203с.
2. Абаева Ф.В. У.Алиев и проблемы формирования северокавказской национальной образовательной системы//Вестник АГУ. -№ 2. -Майкоп, 1998. -С. 40-44.
3. Адыгея. Историко-культурный очерк. -Майкоп, 1989. -136с
4. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. /Сост.,ред.В.К.Гарданова. -Нальчик:Эльбрус, 1974. -635с.
5. Алиев У. Национальный вопрос и национальное просвещение в Северо-Кавказском крае //Вопросы просвещения. -1926. -№1. -С. 108124.
6. Анисимов М.И. Источники изучения истории советской школы и педагогики: Учебн.-метод.пособие.-М.: Просвещение, 1986. -224с.
7. Аутлев М., Зевакин Е., Хоретлев А. Прогрессивное влияние передовой русской культуры на общественно-политическую и культурную жизнь адыгов в Х1Х-нач.ХХ вв.//Аутлев М. И др. Адыги: Истор.-этнограф.очерк.-Майкоп, 1957.
8. Аутлев П.У. Адыгея в хронике событий.-Майкоп, 1990.
9. Ашхамаф Д. История черкесских алфавитов./ «Записки СевероКавказского краевого горского научно-исследовательского института».-Т.2.Ростов-на-Дону, 1929.
10. Баишев И.Н. Развитие школьного образования и особенности его реформирования в Башкортастане в 1917-1930 гг. Дис. . канд.ист.наук.Уфа, 1997. -232с.
11. Балашов Е.М. Становление советской системы народного образования. Октябрь 1917-весна 1921 г (на материалах Петрограда). Дис. .канд.ист.наук.Санкт-Петербург, 1992.-341с.
12. Бацын В., Кузьмин М. Интересы этносов и государства: на пути к гармонии.//Народное образование.-1994. -№4. -С.4-8.
13. Бегеулов А. Прорывы на культурном фронте и задачи культстроительства //Революция им горец.-1930.-№5(19).-С-52-56.
14. Бегеулов А. Состояние грамотности и задачи ликвидации неграмотности в нацобластях.// Революция и горец. -1930.-№9-10 (2324). -С.28-47.
15. Бекижев М.М. Формирование социалистической интеллегенции у народов Северного Кавказа.-Черкесск, 1978.-280с.
16. Берсиров Б.М. Наука и образование в Республике Адыгея.//Наука-Адыгее: Материалы научн.-практ.конф.ученых Адыгеи (14-15 апр. 1993г.) /Прав.,Респ.Адыгея; Сост.Мамий Р.Г., Хуако А.-Майкоп, 1994.-С.31-38.
17. Берсиров Б.М. Языковая политика и образование в многонациональной республике.//Вестник АГУ. -№2.-Майкоп, 1998.-С.7-10.
18. Богавац Т. Основы демократизации образования в Югославии. Кн.для учителя: Пер.с серб.-хорв.-М.: Просвещение, 1988.-151с.
19. Богуславский М.В. Развитие общего среднего образования: проблемы и решения (Из истории отечественной педагогики 20-х годов XX века)./Под ред.З.И.Равкина. -М.: Изд-во ИТП и МИО РАО,1994.-182с.
20. Бритаева Н.Т. Развитие общеобразовательной школы на территории Северного Кавказа и Закавказья во Н-й пол.Х1Х-нач.ХХ веков. Дис. .канд.пед.наук. Москва, 1965. -191с.
21. Бузаров А.К. Очаг просвещения: К 130-летию основания Майкопской горской школы. //Советская Адыгея. -1996.-19 ноября.
22. Бузаров К.И., Бузаров А.Ш. Из истории развития народного образования ААО (1956-1972 гг.)/Из истории народного образования Адыгеи.Сборник статей.-Ростов-на-Дону, 1975.-С. 15-29.
23. Бунегин М.О. О классово-политической физиономии и основных недочетах горских учебников//Революция и горец.-1930.-№ 12(26).-С.70-76.
24. Бурнышев А. Развитие народного образования в Адыгее.//Ьурнышеев А. Культура, рожденная Октябрем. -Майкоп, 1958. -С.40-85.
25. В братской семье народов. Майкоп, 1972.
26. В горских национальныхз областях //Революция и горец. -1929.-№ 12.-С.83-84.
27. Вестник науки и образования: Справ.-информ.изд.М-ва науки и образования Респ.Адыгея/Гл.ред. А.Б.Чуяко. Вып.1.- Майкоп, 1995. -66с.
28. Волков Г.Н. Вечность воспитания// Народное образование. -1994.-№ 5.-С.68-71.
29. Гадиев А. Вопросы всеобуча в нацобластях Северо-Кавказского края//Революция и горец. -1930.-№9-10.-С.43-47.
30. Гамалов. Всеобщее обучение нацменьшинств//Революция и национальности. -№6.-1930.-С.88-92.
31. Гатагова JI.C. Правительственная политика и народное образование на Кавказе в XIX веке./Под ред.Г.А.Бордюгова; Послесл.
32. Н.М.Пирумовой.-М.: Изд.центр «Россия молодая», 1993. -141с.
33. Гозулов А.И. Начальное образование и перспективы всеобщего обучения на Северном Кавказе. /Сев.-Кавк.краев.отд.нар.образования.л Ростов-на-Дону, 1926. -225с.
34. Горлова И.И., Манаенков А., Лях В. Становление общеобразовательной школы и системы народного образования.//Горлова И.И. и др.Культура кубанских станиц, 17941917: Ист.очерк.-Краснодар, 1993. С. 18-40.
35. Губарев С.Ф. Из истории строительства советской школы в национальных республиках Северного Кавказа.// Изв.Сев,-Кавк.научн.центра высш.шк.обществ.науки.-1982.-N® 1.-С.64-69.
36. Денисова Н.Н. Демократизация образования в первые послеоктябрьские годы: тенденции, проблемы, противоречия.//Сборник статей молодых ученых и аспирантов /Адыг.респ. ин-т гуман. иссл ед. -Майкоп, 1993. -С.77-78.
37. Денисова Н.Н. Демократические традиции в просвещении горцев во второй пол.Х1Х в.//Джэрпэджэжь (Эхо).-1992.-№4 (апр.).-С.З.
38. Денисова Н.Н. Некоторые аспекты языковой ситуации в сфере образования на Северо-Западном Кавказе в Х1Хв.//Нравы, традиции и обычаи народов Кавказа: (тез.общерос.конф.) 23-25 сент.-Пятигорск, 1997.-С.52-55.
39. Денисова Н.Н.Школа как объект политической цели: Шк.Сев.-Западн.Кавказа на рубеже 19-20 вв. в контексте взаимоотношений государства и общества//Нарт.-1996.-№ 1(янв.).-С.5-8.
40. Денисова Н.Н.Проблемы демократизации общеобразовательной школы Адыгеи (исторический опыт и современные тенденции) АРИГИ. Майкоп, 1997.-152с.
41. Деятели адыгской культуры дооктябрьского периода:Избр.произв./Кабард.-Балк.НИИ истории, филологии и экономики; Вест.ст., библиогр., очерки истории и подготовка текстов к печати Р.Х.Хашхожевой.-Нальчик, 1991.
42. Дубровин Черкесы (адыге). Краснодар, 1927.
43. Екатерино дар-Красно дар: Два века города в датах, событиях, воспоминаниях.: Материалы к Летописи.-Краснодар: Кн.изд., 1993— 298с.
44. Заблодский И.С. Октябрьская революция и развитие педагогического образования в Адыгее/Сборник статей кафедры педагогики и психологии. Вып.1-Майкоп, 1957.-С.3-19.
45. Золотарев О.В. Создание и развитие советской системы народного образования в Коми Автономии (1918-1941 гг.) Дис. .д-р ист.наук Москва, 1997.-631с.
46. Из истории народного образования Адыгеи. Сборник статей.-Ростов-на-Дону, 1975.-76с.
47. Историко-педагогические основания стратегии развития отечественного образования/Под ред.З.И.Равкина.-М.:РАО, 1994.-88с.
48. История народов Северного Кавказа (конец XVII в.-1917г.).-М.:Наука, 1988.-659с.
49. Калмыков И.Х. Черкесы. Историко-этнографический очерк.-Черкесск, 1974 .-343с.
50. Керашев Т.Адыгея-первая национальная.-Адыгнациздат.-Крайнациздат, 1931 .-25с.
51. Кесати Г.Горская школа на Северном Кавказе/ЛВопросы просвещения на Северном Кавказе.-1927.-№1.-С.57-58.
52. Кимов Ю.С. К итогам пятилетнего эксперимента по обучению на родном языке в национальной школе//Проблемы образования на Северном Кавказе Сб.научный статей. -Пятигорск: изд.ПГЛУ, 1998.-С.44-53.
53. Киржинов С. О народном воспитании у адыгов//Ученые записки. T.XVII. История и этнография.-Майкоп: АНИИ, 1974.-С.495-504.
54. Королев Ф.Ф. Очерки по истории советской школы и педагогики 19171920 гг. Дис. .д-р пед.наук.-М., 1958.-551с.
55. Кошев М.А. Из истории просвещения горцев Северного Кавказа в XIX-начале XX века.-Нальчик: Эльбрус, 1991.-160с.
56. Кошев М.А. Люди. События, факты истории народов Северного Кавказа в очерках, иллюстрациях и документах (конец XIX-XX вв.)-Майкоп,1999.
57. Кошев М.А. Ставропольская гимназия и просвещение горцев (70-90-е гг. XIX в.)//АНИИ Культура и быт адыгов.Вып.УН.-Майкоп, 1989.-С.177-189.
58. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК.Ч.1.М., 1954.
59. Краснов М. Историческая записка о Ставропольской гимназии. Ставрополь, 1887.
60. Краснов М. Просветители Кавказа. -Ставрополь, 1913.
61. Крупская Н.К. О культурной революции// Пед.соч.,Т.9.-М.,1960.-839с.
62. Крупская Н.К. Педагогические сочинения. В 6-ти т./Под ред.А.М.Арсеньева, Н.К.Гончарова, П.В.Руднева. Т.З М.: Педагогика, 1979 .-472с.
63. Крыжановский Г.Я. К вопросу о месте русского языка в Адыгейской черкесской школе. (В порядке обсуждения.)//Адыгейская жизнь.-1927.-11 января.
64. Кубанские станицы. Этнические и культ.-бытовые процессы на Кубани.-М.: Наука, 1967.
65. Ленин В.И. и культурная революция на Северном Кавказе. Сборник статей. Под общ.ред.доц.Мельникова В.В.-Ростов-на-Дону, 1971тС.108-126.
66. Леонтович Ф.И.Адаты кавказских горцев: Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа: Вып.I.-Одесса: Тип.А.П.Зеленаго, 1882.-438с.
67. Луначарский А.В. О народном образовании. М., 1976.-С.56.
68. Люлье Л.Я. Черкессия: Историко-этнографические статьи. Б.М. возрождение, 1990.-50с.
69. Малашихина И.А. Становление и развитие системы дошкольного образования в Ставропольском крае с 1917 года по настоящее время. Дис. .д-р пед.наук.-Майкоп, 2000.-414с.
70. Мамбетов Г.Х. Каймаразов С.Ш. Просвещение народов Северного Кавказа в к.Х1Х-нач.ХХв.//Изв.Сев-Кавк.научного центра высш.шк.обществ.науки.-1980.-№3.-С.29-35.
71. Мамедов С.М. Становление и развитие светского образования в дореволюционном Дагестане. Автореф. .канд.пед.наук.-Махачкала, 1998.-18с.
72. Мамышев Ю.Т. Что имели потеряли, ныне снова создаем:О пробл.нар.образов.в Адыгее.// Учительская газета.-1993.-14 дек.-С.18.
73. Материалы Майкопских окружных курсов школ 1-й ступени.-1929,-Б/м.-71с.
74. Минимум основных требований к горской школе и учителю на 19271928 учебный год //Вопросы просвещения на Северном Кавказе.-1927.-№ 6.-С.40-41.
75. На завоевание высот культурной революции. План подготовки кадров специалистов для нац.областей. Ростов-на-Дону: Северный Кавказ, 1931.-36с (Северо-Кавказская плановая комиссия).
76. Намитоков Ю.К. Претворение в жизнь ленинских идей в просвещении народа/Ученые записки. АГПИ.-Вып.5.-Майкоп, 1964.-С.3-13.
77. Намитоков Ю.К. Развитие школьного образования в ААО./Национальные школы РСФСР за 40 лет/АПН РСФСР Ин-т нац.шк; Под общ.ред.Ф.Ф.Советкина.-М., 1958.-С.225-241.
78. Народное образование./Октябрем озаренная Адыгея за 50 лет. Сборник.Майкоп, 1967.-С.171-179.
79. Народное образование в РФССР/Под ред.М.П.Кашина и Е.М.Чехарина. М.: Просвещение, 1969.-375с.
80. Народное образование в СССР. 1917-1967 гг./Под ред.М.А.Прокофьева и др. М.: Просвещение, 1967.-544с.
81. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973 гг.-М.: Педагогика, 1974. -560с.
82. Население, развитие просвещения, культуры и здравоохранения в ААО: (Стат.сб.к 60-летию Адыгеи) /ЦСУ РСФСР. Стат.упр.ААО,-Майкоп, 1981.-42с.
83. Национальные традиции народов Адыгеи: генезис, сущность и проблемы воспитания: Материалы перв.респ.научн.-практич.конф. (45 ноября 1993 г.).-Майкоп, 1994.
84. Образование//Новая Россия: Информ.-стат.альм.-М., 1994.-С.552-577.
85. Образование СССР. Сборник документов. 1917-1924гг.-М: Политиздат, 1949.-126с.
86. О всеобщем обязательном начальном обучении. Постановление ЦК
87. ВКП(б) 25 июля 1930 года//Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973 гг.-М.: Педагогика, 1974.-С.111-113.
88. Овчинников С. Хаджибеч Анчок создатель адыгейскогоал фавита//Ку бань. -1988. -№ 10.-С.76-80.
89. Ососков А.З. Начальнок образование в дореволюционной России (1861-1917 гг.).-М.: Просвещение, 1982.-208с.
90. Очерки истории Кубани с древнейших времен по 1920г./Под ред.В.Н.Ратушняка.-Краснодар, 1996.
91. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX-начало ХХв./Под ред.Э.Д.Днепрова, С.Ф.Егорова, Ф.Г.Паначина, Б.К.Тебиева.-М.: Педагогика, 1991.-448с.
92. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 19171941 гг.-М. :Педагогика, 1980.-456с.
93. Пашаев А.Х. Возникновение и развитие русско-азербайджанской д Грузии. Дис. .канд.пед.наук. Тбилиси, 1973.-182с.
94. Пашаев А.Х. Очерки истории начального образования на Кавказе в XIX-начале XX веков: (Опыт сравнительно-исторического изучения проблемы. )-Баку, 1991.-214с.
95. Подосинникова Н.В. Использование педагогического потенциала теории и практики образовательных учреждений Кубани Х1Х-начала XX веков в современной школе. Автореф. .канд.пед.наук.-Краснодар, 1998.-18с.
96. Полонский В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник.-М.: Новая школа, 1995.-256с.
97. Проблемы развития образования на Северном Кавказе Сб.научный статей. Отв.ред. и сост.-проф. Макаев В.В. -Пятигорск: изд.ПГЛУ, 1998.-115с.
98. Просвещение Адыгеи за 60 лет/Адыг.ОНО.Обл.пед.об-во АГПИ.-Майкоп, 1982.-37с.
99. Равкин З.И. Творцы и новаторы школы, рожденной Октябрем: Кн.для учителя.-М.: Просвещение, 1990.-207с.
100. Раенко-Туранский Я. Адыгея до и после Октября.-Ростов-на-Дону-Краснодар, 1927.-181с.
101. Ренессанс образования и культуры//Республика Адыгея/Авт.-сост.Л.Баркина, З.Хуако.-Майкоп: М., 1996.-С. 17-20.
102. Римский Л.Адыгея в боях за сплошную грамотность. ЦС ОДН-Наркомпрос РСФСР, 1931.-39с.
103. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. Т.1/Гл.ред.В.В.Давыдов.-М.: БРЭ, 1993.-608с.
104. Сборник статей кафедры педагогики и психологии. Вып. 1.-Майкоп, 1957.-113с.
105. Сефербий Сиюхов адыгский просветитель. Майкоп, 1991.-191с.
106. Симонов П.И.Горские школы//Советская педагогика.-М., 1937.-№ 4.-С.104-120.
107. Сиюхов С. Народное образование в АЧАО. //Советская Адыгея. Вып.1.- Майкоп, 1925. -С.62-67.
108. Смирнов Н.А. Политика России на Кавказе в XVI-XIX веках.-М.: Изд-во соц.экон.лит-ры, 1958.-243с.
109. Советская Адыгея за 60 лет. Статистический сборник.-Майкоп, 1981.-112 с.
110. Статистический справочник по Северо-Кавказскому краю.-Ростов-на-Дону, 1925.-160с.
111. Ткаченко Д.С. Национально-просветительная политика Российской империи на Ставрополье, Дону и Кубани в 1900-1917 гг. Дис. . канд.ист.наук.Ставрополь, 1997 .-243с.
112. Тлюняев А. Больше внимания вопросам народного просвещения//Революция и горец.-1929.№10.-С.32-35.
113. Третьякова З.И. Общеобразовательные школы Кубани в период перехода на мирную работу по восстановлению народного хозяяйства (1920-1925 гг.) Дис. .канд.пед.наук.Краснодар, 1953,- 252с.
114. Трёхбратова С.А. Генезис народного просвещения на Кубани (конец XVIII-начало XX в.) Дис. .канд.ист.наук.Ставрополь, 1996.-201с.
115. Узденова С.Б. Образование и педагогическая мысль народов Карачая и Черкессии (XIX-конец XX вв.). Дис .д-р пед.наук. Пятигорск, 1997.-426с.
116. Учебные заведения в Кубанской области/ЯТамятная книжка Кубанской области Издания. 1881 года/Сост.действ.ил.Кубан.обл.стат.ком.Е.Д.Фелицин.-Екатеринодар,1881.-Отд.2-С.246-248.
117. Ученые записки./Кафедра педагогики и психологии. Вып.5,-Майкоп, 1964.-195с.
118. Фахретдинов Р. А. Начальное образование в Адыгее в его историческом аспекте.-Майкоп, 1999.-32с.
119. Фирсова И.А. Становление и основные тенденции развития системы школьного образования в Мордовии (1917-1941 гг.). Дис. .канд.ист.наукСаранск, 1998.-175с.
120. Хакуашев А.Х. Адыгские просветители. -Нальчик: Эльбрус, 1978.-259с.
121. Хакурате Ш. Адыгея за 10 лет. -Краснодар: Адыгнациздат, 1932,-32с.
122. Харин П. Некоторые вопросы всеобщего среднего образования в Адыгее.//Народное образование.-1957.-№ З.-С.38-41.
123. Харин П. А. Общеобразовательная школы в Адыгее/Сборник статей АГПИ. Вып.2.-Майкоп, 1958.-70с.
124. Хасаранов Б.Ч.-Ц. Особенности процесса становления и развития бурятской национальной школы (1917-1931 гг.). Дис. . канд.пед.наук Улан-Удэ, 1997.-141с.
125. Хатаев Е.Е. Общеобразовательная школа в Северной Осетии за годы Советской власти. Дис. . канд.пед.наук. М., 1965.-329с.
126. Хатаев Е.Е. Школа и педагогическая мысль народов Северного Кавказа (вторая половина XIX в.-1917г.). Дис. . д-р пед.наук.М., 1996.-457с.
127. Хачатрян В.М. Школа крестьянской молодежи РСФСР (1923-1934 гг.). Дис. .канд.пед.наук.М., 1964.-235с.
128. Химишев К.М. История развития народного образования и педагогической мысли в Адыгее (1864-1931 гг.). Дис. .канд.пед.наук. Ростов-на-Дону, 1994.-155с.
129. Хоретлев А.О. Влияние России на просвещение в Адыгее (XIX в.-начало хх века).-Майкоп, 1957.-101 с.
130. Хоретлев А.О. Просвещение/Культура и быт колхозного крестьянства ААО. -М.-Л.:изд. «Наука», 1964.-С. 157-167.
131. Хуако М. Из тьмы к свету: Строки истории (развитие просвещения в а.Тахтамукай и Адыгее)//По Ленинскому пути.-1987.-7 ноября.
132. Цей Д. Опыт работы Адыгейской совпартшколы//Революция и горец.-1924.-№ 4.-С.54-57.
133. Целищева Н. Социальный институт нации//Народное образование.-1994.-№ 4.-С.2-3.
134. Чистякова О.А. Становление педагогического образования на Урале в 20-е годы XX века. Дис. .канд.пед.наук.Екатеринбург, 1996.-171с.
135. Школы крестьянской молодежи и их ближайшие задачи //Горская жизнь.-1924.-№ 16(14 декабря).
136. Шоров И.А. Чему народ научит педагога: Традиц.пед.культура адыгов и современная школа//Учительская газета.-1993,-14 дек.-С.18.
137. Ячиков А. Становление и развитие народного образования в
138. Адыгее// Адыгея под знаменем Ленина. -Майкоп, 1970
139. НА РА. Ф. Р-21 . Оп.1 Д.№ 1. 329л.
140. НА РА. Ф. Р-21 . Оп.1 Д.№2. 147л.
141. НА РА. Ф. Р-21 . Оп.1 Д.№ 15. 120л.
142. НА РА. Ф. Р-21 . Оп.1 Д.№ 17. 172л.
143. НА РА. Ф. Р-21 . Оп.1 Д.№ 21. 501л.
144. НА РА. Ф. Р-21 .Оп.1 Д.№23. 24л.
145. НА РА. Ф. Р-21 .Оп.1 Д.№29. 105л.
146. НА РА. Ф. Р-21 . Оп.1 Д.№ 42. 419л.
147. НА РА. Ф. Р-21 . Оп.1 Д.№ 43. 294л.
148. НА РА. Ф. Р-21 . Оп.1 Д.№ 44. 191л.
149. НА РА. Ф. Р-21 . Оп.1 Д.№45. 163л.
150. НА РА. Ф. Р-21 . Оп.1 Д.№ 47. 340л.
151. НА РА. Ф. Р-21 . Оп.1 Д.№ 57. 162л.
152. НА РА. Ф. Р-21 . Оп.1 Д.№60. 238л.
153. НА РА. Ф. Р-21 .Оп.1 Д.№ 63. 80л.
154. НА РА. Ф. Р-21 .Оп.1 Д.№68. 200л.
155. НА РА. Ф. Р-21 .Оп.1 Д.№69. 34л.
156. НА РА. Ф. Р-21 .Оп.1 Д.№73. 21л.
157. НА РА. Ф. Р-21 . Оп.1 Д.№ 75. 105л.
158. НА РА. Ф. Р-21 . Оп.1 Д.№78. 256л.
159. НА РА. Ф. Р-21 .Оп.1 Д.№79.
160. НА РА. Ф. Р-21 .Оп.1 Д.№ 82.58л.
161. НА РА. Ф. Р-21 . Оп.1 Д.№88. 15л.
162. НА РА. Ф. Р-21 .Оп.1 Д.№91. 58л.
163. НА РА. Ф. Р-21. Оп.1 Д.№ 105. 13л.
164. НАРА. Ф. Р-21. Оп.1 Д.№ 106. 98л.
165. НАРА Ф. Р-21. Оп.1 Д.№ 125. 285л.
166. НАРА. Ф. Р-21. Оп.1 Д.№ 127. 28л.
167. НАРА. Ф. Р-21. Оп.1 Д.№ 128. 497л.
168. НАРА. Ф. Р-21. Оп.1 Д.№ 129. 43л.
169. НАРА. Ф. Р-21. Оп.1 Д.№ 130. Л.-18-18об.
170. НАРА. Ф. Р-21. Оп.1 Д.№ 131. 329л.
171. НАРА. Ф. Р-21. Оп.1 Д.№ 132. 115л.
172. НАРА. Ф. Р-21. Оп.1 Д.№ 147. 29л.
173. НАРА. Ф. Р-21. Оп.1 Д.№ 153. 100л.
174. НАРА. Ф. Р-21. Оп.1 Д.№ 164. 198л.
175. НА РА. Ф. Р-21. Оп.1 Д.№ 306. 53л.
176. НАРА. Ф.Р-19. Оп.1 Д.№ 2 28л.
177. НАРА. Ф. Р-1. Оп.1 Д.№ 702.193л.1884-1900 гг.).1. Адыги из Терской области.
178. Фамилии и имена Время Происхождение поступления1886-1885гг.1. Темир-Хан Шар данов2. Казбек Кусов нет данных3. Абдул Меджид Бекович4. Хаджимет Тавкешев1887-1888 гг.
179. Хаджинаго Кусов 1881 сын юнкера
180. Козырев Камбулат 1885 сын штабс-капитана
181. Кануков Хаджимурат 1886 сынуздена
182. Атажукин Мисост 1887 сын князя
183. Федор Бекович-Черкасский 1888 сын князя1890-1900 гг.
184. Атажукин Атажук 1895 сын князя
185. Дударов Темрюк 1900 сын сельск. кулака
186. Кануков Анамуко (учился за свой счет) 1893 сын поселянина
187. Чежоков Хамид 1888 сынуздена
188. Список мусульманских школ-медресе в Кубанской области за 1912 г.*а. Блечепсин -1 школа 46 учащихся.
189. Преподает горец Батыр Бек Абесалов. а. Егерухай -1 школа - 8 учащихся.
190. Преподает эфенди Салех 1-й Брючев. а. Хатажукай 2 школы 17 учащихся.
191. Преподают эфенди Джанхот Хатков и Хамир Цекожуков В этих школах изучали Коран на арабском языке. Образование у учителей было домашнее. Подданство русское. Школы содержались за счет родителей учащихся.а. Бжегокай -1 школа -120 учащихся.
192. Преподает мулла Харун Юсуф-оглы; образование получил в Турции; турецко-подданный. а. Габукай -1 школа 7 учеников.
193. Преподает мулла Хабибулах Молла Мехмед; образование получил в Турции; турецко-подданный. а. Пчегатлукай -1 школа -12 учеников.1. Вочепшиевского общества)
194. Преподает житель аула мулла Аюб Ваюкоков; образование получил в Турции, а. Панахес -1 школа - 65 учеников.
195. Преподает Зекерья-оглы; образование получил в Турции.
196. См.: НА РА. Ф. 19. On. 1. Д. №2. л. За-7.а. Тахтамукай 1 школа - 166 учеников.
197. Преподает Ассаф Кемалетдин Васфи-оглы; образование получил в Турции, а. Шенджий -1 школа 80 учеников.
198. Преподает Халил Ибрагим; Образование получил в Турции. ф. В этих школах преподавали чтение Корана по-арабски и его Изучение.
199. Преподавание велось на местном горском наречии. Школы содержались за счет родителей учащихся.
200. Сложные графические знаки алфавита Б. Батока, состоящие из fсогласных букв
201. РЕ nl, шт/шмук- Pfastcf^^m?.iсеЫ, .» j= CEalехАш.'1. ТЕМ, >'1. ГЕ".•• FEi1. J1 ElM "1. Шы .:рЕИея/(7]
202. SEQEUliu/a^fraty. SSEM » ]•• SSIШ г£шл\1. TSEM* » .= TSE ф (имл)\
203. Графические знаки алфавита Б. Батока. состоящие из согласных и гласных буке
204. S S IWb, ttatifnuufi^ Pssasse$ Ui,1. FJпиШШ№\1. Мштн'1. CC Vb9• Mill i- А л ф1. SSI uih1. JJe -Ж&. ■■ Pcce [итэ]азныхР