автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Идеи К.Н. Вентцеля о свободном воспитании как ориентиры реформирования современной школы Российской Федерации
- Автор научной работы
- Чмырева, Елена Вячеславовна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Пятигорск
- Год защиты
- 2000
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Идеи К.Н. Вентцеля о свободном воспитании как ориентиры реформирования современной школы Российской Федерации"
ПЯТИГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ _
ЧМЫРЕВА ЕЛЕНА ВЯЧЕСЛАВОВНА
ИДЕИ К.Н.ВЕНТЦЕЛЯ О СВОБОДНОМ ВОСПИТАНИИ КАК ОРИЕНТИРЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13.00.01. - общая педагогика Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
РГБ ОД
На правах рукописи
Пятигорск - 2000
Работа выполнена на кафедре педагогики государственного лингвистического университета
Пятигорского
Научные руководители: доктор педагогических наук,
профессор Макаев В.В.; кандидат педагогических наук, доцент Петренко П И.
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,
профессор Сербина Л.Ф.: кандидат педагогических наук, доцент Айбазова М.Ю.
Ведущая организация: Северо-Осетинский государственный университет
Защита диссертации состоится 18.12.2000г. в 15.00 на заседании диссертационного совета К 113.21.03 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук в Пятигорском государственном лингвистическом университете по адресу: 357532, г.Пятигорск, пр.Калинина, 9.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ПГЛУ.
Автореферат разослан 17.11.2000г.
Ученый секретарь диссертационного сс
кандидат педагогических наук, доцент кин А.Ю.
J. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Педагогическая мысль и образовательная система Российской Федерации, являясь отражением трудностей, переживаемых государством и обществом, ставит проблему формирования у подрастающего поколения нового общественного сознания, решить которую весьма сложно без использования невостребованного до последнего времени гуманистического потенциала русской педагогической мысли. Обращение к работам видных отечественных педагогов конца XIX-начала XX вв. обусловлено тем, что указанный период характеризуется научно значимыми подходами к определению национального идеала воспитания и созданию гуманистической парадигмы образования и воспитания, ориентированной на аксиологические приоритеты национального и общечеловеческого характера. В этой связи представляется правомерным особый интерес к педагогическому наследию видного отечественного ученого -представителя теории свободного воспитания К.Н. Вентцеля (1857 -1947), выявлению наиболее ценных ее положений с целью реализации их в реформировании современной школы и совершенствовании семейного воспитания.
Публикация работ К.Н.Вентцеля в СССР была запрещена в начале 30-х годов и возобновлена в 90-е годы XX в. Доказательством актуальности его идей о самоценности личности, недопустимости насилия в воспитании, индивидуальной исключительности личности ребенка, космическом воспитании может служить возрождение журнала «Свободное воспитание и свободная школа», выходившего в свет с 1907 по 1918 гг., в виде издания с аналогичным названием (Влади. Свободное воспитание. Педагогический альманах. М.; 1992, № 1; 1993, №№ 2-4). Опубликованы избранные произведения педагога, в том числе - Свободное воспитание: Сборник избранных трудов // Сост. ЛД.Филоненко. М., 1993, - 170 С.) и Хрестоматия по свободному воспитанию (Сост. и автор вступительной ■ статьи-Г.Б.Корнетов. М., 1995, - 224 С.). Вопросам теории свободного воспитания уделено значительное внимание в монографических сборниках РАО под редакцией З.И.Равкина «Современные проблемы истории образования и педагогической науки» (1994-1998).
В истории отечественной педагогики теория свободного воспитания К.Н.Вентцеля занимает особое место. Педагогику он рассматривал как технологию, обеспечивающую приближение человека к совершенству, абсолютной гармонии. Результатом его
общественно-педагогической деятельности явилась концепция ненасильственного формирования свободной творческой личности.
Сущность концепции свободного воспитания, ее отражение в российской и западноевропейской общественной мысли, в педагогических теориях и опыте воспитания рассматривались такими отечественными исследователями истории педагогики, как Б.М.Бим-Бад, М.В.Богуславский, Р.Б.Вендровская, С.В.Винокуров, М.И.Демков, С.Ф.Егоров, П.Ф.Каптерев, Г.Б.Корнетов, Ф.Ф.Королев; Е.Н.Медынский, М.В.Михайлова, А.И.Пискунов, Т.СЛчельников, З.И.Равкин, М.Е.Стеклов и др. Педагогические идеи К.Н.Вентцеля в течение долгого времени не исследовались в комплексе. Освещались лишь как отдельные аспекты его творчества: проблема свободы личности и ненасилия в воспитании (О.С.Грушанина, И.С.Долинская, Л.Н.Литвин, О.В.Пиманова, М.Е.Стеклов); вопросы дидактики (JI.JI.Ворошилова, С.Ф.Егоров); личность и коллектив (О.Н.Аринина, Л.И.Новикова и др.); педагогическое творчество (Н.Н.Борисенко).; Анализ основ теории свободного воспитания содержится в трудах; П.Ф.Каптерева, С.Н.Дурылина, В.В.Зеньковского, Ф.Ф.Королева, С.Ф.Егорова, Т.О.Пальниковой, Н.П.Самойличенко. Биографические сведения и общая характеристика деятельности К.Н.Вентцеля даны НБ.Чеховым, Е.Н.Медынским, М.В.Михайловой, И.В.Чувашевым.
До 90-х годов XX века историками педагогики не изучались философские воззрения педагога, не исследовалась эволюция его взглядов. Теория свободного воспитания К.Н. Вентцеля характеризовалась как «реакционная», «мелкобуржуазная» (E.H. Медынский) и признавалась несостоятельной. В 90-е годы появился ряд исследований, авторы которых совершили попытку осмысления философского, и педагогического наследия.К.Н. Вентцеля, переоценку его идей о свободном воспитании с позиций философского и гносеологического. плюрализма, * (H.H. Баркова*.. НМ. Борисенко, Л.Л. Ворошилова, : А.Ю. Гранкин, - Г.Ф, Карпова, г О.В; Пиманова, Т.А. Стефановская).. Значение т теориип свободного воспитания К.Н.Вентцеля для совремейных педагогических > концепций и российской системы образования показали в своих исследованиях Н.В.Кеберле, И.В. Кулешова, C.B.,Куликова, Г.А. Репина, Н.Б. Ромаева, Т.П. Толмачева, Н.П. Юдина. * ; и
Однако до настоящего времени не исследовался аксиологический аспект теории свободного воспитания К.Н.Вентцеля, в том числе идея ненасильственного воспитания и идея % индивидуальной исключительности личности воспитанника. Не охарактеризована в
должной мере космическая педагогика К.Н.Вентцеля. Не изучались возможности использования идей концепции свободного воспитания в современных условиях реформирования образования Российской Федерации и в семейном и дошкольном воспитании. Потребность в выявлении и анализе основополагающих а. идей педагогики К.Н.Вентцеля и поиск возможностей их практического осуществления в школе Российской Федерации обусловили выбор темы настоящего диссертационного исследования: «Идеи К.Н.Вентцеля о свободном воспитании как ориентиры реформирования современной школы Российской Федерации».
Проблема исследования: каковы гуманно-демократические положения теории свободного воспитания К.Н.Вентцеля и в чем их значимость для развития современной отечественной педагогической мысли и школьной практики? Для решения названной проблемы определены объект и предмет исследования.
Объектом исследования является педагогическая мысль России конца XIX - начала XX века.
Предмет исследования - общественно-педагогическая и научная деятельность К.Н.Венцеля, его теория свободного воспитания и ее влияние на становление гуманистической педагогики и совершенствование воспитательной практики в России.
Цель исследования: выявление и систематизация основополагающих идей концепции свободного воспитания К.Н.Вентцеля как целостной теории и раскрытие их значения для реформирования современного российского образования.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью исследования определены его задачи:
1. Выявить и охарактеризовать аксиологический аспект теории свободного воспитания К.Н.Вентцеля и определить специфику модели воспитательных учреждений, созданных на основе этой теории.
2. Показать гуманно-демократическую направленность деятельности инновационных воспитательных учреждений России, созданных на фундаменте идей ненасильственного, свободного воспитания личности.
3. Выявить вклад педагога в развитие теории свободного воспитания.
4. Охарактеризовать сущность и раскрыть прогностическое значение космической педагогики К.Н.Вентцеля.
5. Раскрыть значение теории свободного воспитания и опыта воспитательной деятельности инновационных учебно-
воспитательных учреждений, созданных на основе этой теории,: для реформирования современной школы и семьи Российской Федерации.
Исследование осуществлялось на ' основе следующих методологических принципов:
- аксиологический подход в изучении педагогических явлений;
- диалектическое единство > взаимосвязь объективного и субъективного; ■ .■ • ■
- допустимость использования плюрализма гносеологических взглядов в оценке духовных и культурных ценностей;
- конкретно-исторический подход к изучению педагогических фактов и явлений; 1
- признание целостности мирового педагогического процесса, своеобразие его проявлений'в различных странах,' ^регионах;
- принципы исторического, и'логическогО/Ьбщего/особенного и единичного, связь историй - C'j-'Iсовременность^,' раскрытие прогностического значения исследуемШ нйлозжений.-1 .■'!.:"•"" : '
Методы исследования: изучение первоисточников,' их сравнительно^ сопоставительный исторический и ретроспективный ; анализ, систематизация и обобщение полученных выйодов и результатов'. Использовались также культурологический и сйстемно-структурнШ подход к исследованию педагогических теорий, явлений и фактов.
Теоретическую основу исследования составили идеи и концепции, раскрывающие:
сущность педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, П.П. Блонский, П.Ф. Каптерев, Б.Т. Лихачев, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, Л.А. Степашко, Т;А. Стефановская, К.Д. Ушинский, E.H. Шиянов);
- историко-педагогический процесс как неотъемлемую часть историко-культурного процесса (М.В. Богуславский, Г.Б. Корнеров, В.В. Макаев, А.И. Пискунов, В.Г. Пряникова, З.И. Равкин, Л.Л. Супрунова, Ф.А. Фрадкин).
При изучении вопросов педагогической психологии автор опирался на труды Б.Г. Ананьева, В.В. Белоуса, Н.Д. Левитова, А.Н. Леонтьева, К.К. Платонова, Ю.А. Самарина. '1
В •качестве ксгточнккоа исследования использовались труды К.Н. Вентцеля, видных педагогов России второй половины XIX -начала XX в.; документы Российской Академии Образования; публикации современных авторов; педагогическая печать; материалы Научного Архива Российской Академии Образования Российской Федерации.
Этапы исследования: первый этап (1995- 1997) включал сбор фактического материала, его систематизацию и анализ на основе разработанных автором теоретико-методологических подходов. На втором этапе (1997-2000) обобщался и систематизировался собранный научный материал, выявлялись основные результаты исследования, делались теоретические обобщения и выводы, завершалось оформление диссертационной работы.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что впервые в отечественной науке раскрыт проанализирован аксиологический аспект теории свободного воспитания К.Н.Вентцеля, выявлена гуманно-демократическая направленность инновационных школ России, созданных на основе ее основополагающих принципов, показан вклад ученого в развитие теории семейного воспитания, проанализирована сущность и прогностическое значение космической педагогики К.Н.Вентцеля, выявлено значение теории и практики свободного воспитания для реформирования современного образования и в семейном и дошкольном воспитании. Разработанные К.Н.Вентцелем идеи свободного воспитания, опыт работы инновационных учебно-воспитательных учреждений, созданных на фундаменте этих идей, заключают в себе реальные возможности и пути преобразования современной школы. В научный оборот введен ряд новых и малоизвестных историко-педагогических документов.
Практическая значимость полученных результатов исследования состоит в том, что фактологический материал, положения и выводы могут быть включены в учебники и учебные пособия по теории и истории педагогики для педагогических учебных заведений, служить основой спецкурса по данной проблеме в вузе и цикла лекций, предназначенных для повышения квалификации учителей, использоваться в учебной и воспитательной работе со студентами, а также в педагогическом процессе современной школы России.
Обоснованность и достоверность научных выводов обеспечена широкой базой теоретических источников, соответствием методов исследования целям и задачам работы, проверкой и взаимопроверкой знаний об объекте изучения, получаемых по ходу исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Характеристика аксиологического аспекта теории свободного воспитания К.Н.Вентцеля, специфики созданных на фундаменте его теории моделей детских воспитательных учреждений.
2. Выводы о гуманно-демократической направленности деятельности инновационных учебных заведений России, созданных на основе идей свободного, ненасильственного воспитания личности.
3. Оценка вклада педагогических идей К.Н.Вентцеля в развитие семейного воспитания.
4. Раскрытие прогностического значения космической педагогики К.Н.Вентцеля для реформирования образования в Российской Федерации.
5. Выводы о необходимости использования прогрессивного опыта практики инновационных учебно-воспитательных учреждений, созданных на основе теории свободного воспитания, для совершенствования обучения и воспитания в современной России.
Апробация и внедрение в практику. Результаты, полученные в ходе работы, обсуждались на заседаниях кафедры педагогики ПГЛУ в 1997 - 2000 гг., на научно-практических конференциях молодых ученых того же университета в 1998-2000 гг., на ежегодных заседаниях научной секции клуба молодых ученых (Пятигорск, 1998, 1999 гг.). Основные положения диссертации отражены в б-ти публикациях автора.
Опубликованные материалы использовались членами кафедры ПГЛУ, Карачаево-Черкесского, Ставропольского и Кабардино-Балкарского государственных университетов на лекциях, семинарских занятиях, в учебно-исследовательской работе со студентами.
Структура диссертации. В главе 1 «Аксиологический аспект теории свободного воспитания К.Н.Вентцеля» раскрывается прогностическая значимость ведущих идей его теории, проанализирована практический опыт моделей свободных воспитательных учреждений. Глава 2 «Теория свободного воспитания и реформирование современного образования» раскрывает актуальность разработанных им проблем космической педагогики, семейного воспитания, свободы творчества учителя для обновления современного образования. В заключении подведены итоги исследования, показан вклад К.Н.Вентцеля в развитие гуманно-демократической педагогики, раскрыто значение теории свободного воспитания и опыта воспитательной деятельности инновационных учебно-воспитательный учреждений, созданных на основе этой теории, для реформирования современной школы и семьи Российской Федерации.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Результаты проведенного научного исследования позволили установить, что теорий свободного воспитания К.Н.Вентцеля явилась результатом интенсивных поисков > ■ российской • педагогической общественности новыхг целей; ¡'нового содержания! образования и путей организации воспитания и обучения. • В основу гуманистической педагогики К.Н.Вентцеля к. положена идея личностного подхода в воспитании, идея признания развивающегося человека высшей социальной ценностью. г г, -
Исследование позволило ; заключить, что - К.Н.Вентцель рассматривал педагогику с позиций антропологизма, считал ее общечеловеческой' ценностью. 'Исходным положением его педагогической системы стала; ? идея признания приоритета в воспитании таких нравственных, общечеловеческих ценностей, как добро, гуманность, гармония. Онгтребовал уважения к личности ребенка детству, выступал в. защиту прав и свободы детей, настаивал на недопустимости насилия в воспитании и образовании. Педагог выдвинул идею бифункциональное™ воспитанника и педагога; Он настаивал на полном равенстве взрослых и детей в распределении семейных и общественных прав и обязанностей, что, по его убеждению, позволяет наиболее полно реализовывать на практике-идеи Свободы, равенства и справедливости.
Для педагогической науки большой интерес представляет обоснованный К.Н.Вентцелем универсальный принцип педагогики свободного воспитания - принцип гуманного отношения родителей, учителя к детям. Выдвинутое им понятие «воспитывающего общения» подразумевает взаимодействие взрослого и ребенка, педагога и воспитанника в форме свободного духовного общения, при котором воспитатель становится другом ребенка.
Важным вкладом в педагогику явилась разработка К.Н.Вентцелем педагогики ненасилия. Он убедительно доказал, что воспитание и образование детей на всех ступенях должно быть свободным. Содержание воспитания, его методы и приемы должны определяться индивидуальностью каждого . ребенка. Теория К.Н.Вентцеля .поставила перед педагогами и родителями задачу формирования уникальной творческой личности, самостоятельной во всех сферах жизнедеятельности.
Результаты проведенного нами исследования дают основания заключить, что теория К.Н.Вентцеля оказала большое влияние на
становление и развитие гуманно-демократической педагогической науки конца XIX - начала XX в. Им была предпринята попытка разработать ненасильственную по своей сути педагогику свободного воспитания и адекватную ей модель воспитательно-образовательного учреждения - Дома Свободного Ребенка. Говоря об активном творческом отношении ребенка к окружающей действительности, К.Н.Вентцель заключал, что жизнедеятельность воспитанника должна включать различные виды деятельности, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности. В производительном, общественно полезном труде ученый видел важное средство формирования и развития творческой личности, соответствующее природе педагогического процесса И природе ребенка^
Ученым была разработанаг: система трудовой деятельности, которая вошлг! в педагогический' процесс под названием «ручного труда». Концепция свободного воспитания К.Н.Вентцеля оказала известное влияййё' ''разработку проблем трудовой школы в советской педагогике. Его идеи нашли отражение в таких документах советского государства, как «Положение о единой трудовой школе» и «Основные принципы единой трудовой школы». В основу этих документов легли мысли К.Н.Вентцеля о развивающем и воспитывающем характере труда, идея о признании индивидуальности и уникальности каждого ребенка, идея равенства прав и обязанностей педагогов и воспитанников.
Выдвинутые К.Н.Вентцелем такие педагогические идеи, как организация «детской жизни», полной интереса радости, развитие творческой и активной уникальной личности. Обладающей инициативой и настойчивостью, формирование социальных чувств в 20-е годы XX века стали основой программы ряда дошкольных учебно-воспитательных учреждений.
«Декларация прав ребенка» К.Н.Вентцеля, своеобразный гуманистический манифест 1918 года, оценивается современными педагогами-исследователями как более значительная, более совершенная и гуманная, чем принятая в 1989 г. «Конвенция ООН о правах ребенка». Выход из катаклизма гражданской войны ученый видел в том, чтобы вместо культа взрослых был объявлен культ ребенка. После октября 1917 г. идеи талантливого педагога не были востребованы и воплотить в жизнь свою гуманистическую концепцию в рамках существовавших государственных школ он практически не мог. Теория свободного воспитания К.Н.Вентцеля предполагала в первую очередь негосударственные инновационные
заведения, в которых систематизирующим началом является принцип самоценности личности.
Ставя превыше всего индивидуальность, К.Н.Вентцель обосновал принцип гармонии общества и всего человечества. Суть общечеловеческого и космического воспитания он мыслил как воспитание субъекта не только сознающего свою самоценность, но и как гражданина Вселенной. Такой подход к воспитанию ориентирует на духовно-нравственное обновление общества и представляется весьма актуальным для современной России.
Концепция «космического воспитания» К.Н.Вентцеля ставит его в один ряд с видными представителями русского космизма. Об этом свидетельствует созвучие содержания ряда положений этой концепции К.Н.Вентцеля с идеями К.Э.Циолковского, В.С.Соловьева, Н.Ф.Федорова, А.Бердяева, В.И.Вернадского и др.:
Космическое воспитание, теоретическое и практическое осуществление его идей КН.Вентцель считал жизненно важной проблемой как для личности, так и общества. Он полагал, что современная ему культура обнаруживает свою несостоятельность в преодолении милитаризации, антагонизма между людьми. Объединить людей в одно солидарное целое, дать возможность прогрессивного развития каждому человеку сможет новая культура, которую предстоит строить на космическом базисе (НА РАО РФ, ф.23, оп.1, ед.хр.ЗО, б/д., С.91).
К.Н.Вентцель понимал личность как неотъемлемую часть всеобъемлющего целостного Космоса, исходил из нерасторжимости и органического единства Человека, Человечества и Вселенной. В этом вопросе он встал в один ряд с такими выдающимися русскими мыслителями, как В.И.Вернадский, К.Э.Циолковский,
А.А.Чижевский, В.В.Докучаев, в концепциях которых человек рассматривался как существо, неотделимое от Природы, непосредственно участвующее в жизни Космоса, активно воздействующее на него. Лучшие умы человечества ставили в повестку дня вопросы о необходимости синтеза многообразных форм культурной жизни, традиций различных народов и цивилизаций, создании единого духовного пространства, о самом человечестве как планетарном явлении, осознающем себя в масштабе Космоса. Именно в этом направлении развивал свои идеи один из наиболее оригинальных мыслителей той эпохи - создатель антропософии и всемирно известной вальдорфской педагогики - Рудольф Штейнер. Вальдорфская педагогика, опиравшаяся на антропософию,
провозгласила своей целью воспитание человека с новой телесностью, душевностью и духовностью. . .. .,
К.Н.Вентцедь. в, явной форме органически и последовательно соединил идею, воспитания свободной творческой личное,-щ с идеей космического воспитания, залржив тем .самым основу космической педагогики. 1 • К.Н.Вентцель был убежден, что поскольку человек представляет часть вселенной, Космоса, постольку , совершенно правомерным является вопрос о воспитании человека в качестве члена Космоса,:как гражданина Вселенной. Он пришел к,выводу, что должно осуществляться .епецищ[ьн9^,-;<<к9смическое воспитание» и должна п существовать >п отрасль^^цтроп^рогци^ - , «космическая педагогика»,' в рамках которой проблема воспитания трактуется с совершенно особой точки .зрения. Це^а^рг понимал /Космос как целостное единство вселенской жизни. Сос^^вньши частей Космоса являются . человеческие, индивиды, а .¿поатрму , вы,сдай задачей космического воспитания, является развитие в ребенке космического самосознания^ то. есть понимания единства, неотъемлемости, цельности со всем Космосом. К.Н.Вентцель полагал, что Космос по аналогии с обществом подразумевает некую общность жизни и, в то же время, связь между воспитателем и воспитанником. Считая индивидуума неотъемлемой частью Космоса, , высшей задачей индивидуального воспитания он выдвигал наиболее полное и широкое развитие личного самосознания, а в качестве высшей задачи воспитания - развитие социального самосознания, социализацию личности. Полагая, что основной проблемой космического воспитания является развитие космического самосознания, К.Н.Вентцель писал о том, что цель космического воспитания заключается в том, чтобы довести воспитанника до сознания общности своей жизни с жизнью космической, до сознания того, что он со всем космосом составляет одно единое нераздельное целое, которое развивается в каком-то направлении, и что он, хочет ли он этого или не хочет, так или иначе принимает то или иное участие в этом процессе развития космической жизни. Сущность нравственного воспитания в космической педагогике К.Н.Вентцеля означает не только привитие подрастающему поколению неких,, этических идеалов, выработанных вне его сознания, но и накопление личного положительного опыта нравственной деятельности, для самостоятельного формирования нравственных максим и императивов, которые должны как бы «произрасти» изнутри каждого
ребенка, ориентируя его на нравственную деятельность как гражданина Космоса.
В понимании К.Н.Вентцеля, процесс «космического воспитания» - процесс свободного творческого взаимодействия воспитанника и воспитателя по достижению космического сознания. Этот процесс не приемлет принуждения, отвергает всякое духовное и физическое насилие, строится на принципе ненасилия над личностью. Ученый был уверен в том, что ребенок, воспитанный на этих представлениях, станет развиваться и как уникальная творческая личность, и как сын человечества, альтруист, несущий в своей душе любовь и солидарность с другими людьми. Особенно ценна космическая педагогика К.Н.Вентцеля тем, что ученый настаивал на свободе религиозного творчества. Каждый может выбрать свою собственную религию, а задача школы, педагогов и родителей помочь ученику в этом, предоставить ему необходимый материал. Только в этом случае, отмечал он, ребенок станет создателем собственной религии, а значит, в значительной степени и творцом собственной личности, способной к социальному творчеству.
Путь к гармонии, цельности и единства личности и Творческого Космоса, предлагаемый К.Н.Вентцелем, специфичен. Поиск этого пути невозможен без стремления к совершенству в отношениях с другими людьми и окружающим миром: Воспитатель опирается на побуждающие поисковые приемы организации деятельности (принцип воспитывающего общения), на совместные усилия всех участников процесса космического воспитания (принцип гармонического слияния общественного и семейного воспитания). Исходя из идеи органического единства человека, человечества и Космоса, ученый утверждал веру в силу гармонии творческой человеческой личности и творческого Космоса, призывал каждого к активному преобразованию себя и мировой реальности, к Добру и Красоте путем неустанной творческой работы над собой: К.Н.Вентцель сформулировал идеал свободы применительно к содержанию и процессу космического воспитания: воспитатель и воспитанник равны в свободной возможности познания закономерностей развития не только самих себя, своей общественной группы и всего человечества, но и Творческого Космоса (принцип свободы). В этом процессе главенствующую роль занимает развитие в человеке стремления к установлению гармонии между собой, человечеством и Космосом (принцип гармонии целей), осознание себя как неотъемлемой части Космоса, всеобщей взаимосвязи и
взаимозависимости (принцип развития творческой индивидуальности). К.Н.Вентцель считал космическое воспитание не фантастической утопией, а актуальной педагогической проблемой, имеющей важное теоретическое и практическое значение. Он считал, что человечество должно строить новую культуру на космическом базисе. Только космическая культура приведет к ликвидации войн, насилия, антагонизма между народами. Ученый проводил аналогию между необходимостью социального воспитания человека как члена общества и его космического воспитания как части Вселенной, своего рода универсального общества, подчеркивал примат космической педагогики над социальной, потому что космос представляет собой целое, а человеческое общество только его часть. Ведущей идеей космической педагогики К.Н.Вентцеля является идея осознания свободы человека во Вселенной как стремления познать законы ее развития в единстве и взаимосвязи с законами развития Земли, человеческого общества, поведения человека в этом обществе и в Космосе.
Валентина Пономарева, дублер Валентины Терешковой, так и не слетавшая в космос, справедливо утверждала: «...Чтобы выйти в открытый Космос, человек должен обладать «пространственной смелостью» (Борисова Н. Не спрашивая разрешения у Земли// Первое сентября, 2000, 24 июня). Космическая педагогика К.Н.Вентцеля учит: чтобы обладать «пространственной смелостью», надо быть свободным человеком и ответственным за космические дела, а для этого ему необходимо раздвинуть горизонты самопознания и познания существующего порядка во Вселенной. Именно поэтому летает человек в Космос прежде всего - за новыми знаниями.
Существование жизни вне Земли - научный факт. 29 января 1996 г. на сессии Палеонтологического общества Геологического института группа ученых под руководством профессора А.Ю.Розанова представила результаты двухлетних исследований, из которых следовал вывод: человечество не одиноко во Вселенной. Группа Розанова обследовала метеориты, возраст которых был определен в 4,5 миллиарда лет, на которых были обнаружены остатки бактерий и грибков. Находка российских астрономов подтверждает гипотезу панспермии Р.Даукинса и Ф.Крика, то есть существование вечной жизни в Космосе и ее занос на разные планеты, включая Землю (Сапунов В. А все-таки жизнь на Марсе была// Чудеса и приключения, 1997, № 9, С.18).
Френсис Крик, всемирно известный американский ученый, Нобелевский лауреат пришел к сенсационному выводу: некий разум рассылает во Вселенной посылки в виде капсул с органическими веществами, которые, попав в надлежащие условия, превращаются в бактерии и даже дают Начало ' жизни. Концепция космического воспитания К.Н.Вентцеля пронМнута1 идеей максимально полного плодотворного развития творческой 'индивидуальности человека в процессе принятия и осознания им своей Миссии как творца новых форм космической культуры. Эта концепций' является перспективной для развития и1 совершенствования ¡^мани'стйческой педагогики. Она способствует трансформации материальной цивилизации к развитию человеческой нравственности и духовности. На пороге XXI века проблема космического воспитания становится одной из ключевых в отечественной и мировой педагогике. Научное наследие К.Н.Вентцеля способствует ее дальнейшей разработке в контексте традиций гуманистических ценностей. 1 .....
Космическая педагогика К.Н.Вентцеля, вобравшая в себя естественнонаучное знание своего времени, предложила новую идеологию и новые общечеловеческие и надчеловеческие ценности. Она антропоцентрична по своей модели и гуманистична по содержанию и вполне может претендовать на то, чтобы стать одной из основ современного воспитательного процесса.
Концепция космического воспитания К.Н.Вентцеля проникнута идеей максимально полного плодотворного развития творческой индивидуальности человека в процессе принятия и осознания им своей миссии как творца новых форм космической культуры. Задачи, содержание, принципы и методы космической педагогики, утверждал ученый, обуславливаются данными научного знания. Ведущей идеей космической педагогики является идея осознания свободы во Вселенной как стремления познать законы ее развития в единстве и взаимосвязи с законами развития Земли, человеческого общества, поведения человека в этом обществе Космосе.
К.Н.Вентцель сделал значительный шаг в разработке аксиологических основ российской космической педагогики. Идеи свободного воспитания яривеяи ял> к ■доуиочеташ о том, что отдельный человек взаимосвязан с Цельностью, Человечеством, Космосом. Он исходил из того, что связь между индивидуумом и миром носит принципиальный характер, а задачу воспитания видел в помощи ребенку осознать свое единство с другими людьми, окружающей действительностью. Эта концепция является
перспективной для развития и совершенствования гуманистической педагогики. Она способствует:, трансформации материальной: цивилизаций к развитию человеческой нравственности и духовности. На пороге XXI века проблема космического воспитания становится одной из ключевых в отечественной и мировой педагогике. Научное наследие К.Н.Вентцеля способствует ее дальнейшей разработке в контексте традиций гуманистических ценностей.
• Создание инновационных детских учреждений стало одной из наиболее мощных движущих сил развития российской системы образования в 90-е годы XX века. При разработке образовательных программ новых школ историческое наследие педагогов-гуманистов конца XIX - XX века (в частности К.Н.Вентцеля) приобретает новое звучание. Педагогические идеи К.Н.Вентцеля могут и должны помочь в дальнейшем использовании гуманистических традиций в педагогике, в демократизации школы и личности.
Инновационные учебные заведения существуют как гуманистические воспитательные системы, ставящие себе целью воспитание свободной личности, обладающей высоким уровнем гражданского самосознания, чувством собственного достоинства, самостоятельностью и ответственностью в принятии решений, способностью к свободному выбору сфер своей жизнедеятельности. Таковы, в частности, Школа Общечеловеческих Ценностей В.А.Караковского (г. Москвы), Чеканская средняя аграрная школа Удмуртской республики, школа-лицей № 2 г. Нальчика). В русле идей космической педагогики К.Н.Вентцеля действует ^_школа А.В.Хуторского в поселке Черноголовка Московской области, цель которой - формирование творческой активной личности.. В практике этих школ претворяются в жизнь следующие принципы теории свободного воспитания: предоставление учащимся возможности выбора и профиля образования, расширение представлений о мире и о себе посредством содержания образования, стимулирование самостоятельности ребенка, совместность деятельности педагогов и учащихся. Основным условием подготовки учащихся к самостоятельной жизнедеятельности служит «наращивание свободы и творчества».
В основу теории свободного воспитания К.Н.Вентцеля положены ведущие принципы антропологизма: опора в воспитании на совокупность знаний о человеке, отношение к ребенку как к субъекту собственного развития, ориентация на саморазвитие творческой индивидуальности личности. Гуманистическая направленность
концепции К.Н. Вентцеля как результат аксиологического подхода в педагогике, ориентация в воспитании на личность каждого ребенка, обоснование необходимости активизации учебного процесса, широкого применения в обучении новейших методов, обеспечивающих подлинную самостоятельность и творчество детей, гуманизирующая роль творчества - все это имеет несомненную ценность для современной педагогики.
Наша работа не претендует на исчерпывающее решение проблемы. В процессе дальнейшего изучения философско-педагогического наследия К.Н.Вентцеля предметом исследования могут быть проблемы взаимодействия семейного и общественного воспитания, личности и коллектива, индивидуального религиозного творчества, реализация концепции ненасилия в теориях гуманистической педагогики и психологии.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:
1. К вопросу о концепции свободного воспитания К.Н.Вентцеля// Страницы истории педагогики (выпуск 8). Пятигорск, изд. ПГЛУ, 1997.-С.93-102.
2. Концепция нравственного и религиозного воспитания К.Н.Вентцеля// Страницы истории педагогики (выпуск 9). Пятигорск, изд. ПГЛУ, 1998, - С.95-98.
3. Развитие идеи ненасилия в теории свободного воспитания К.Н.Вентцеля// Страницы истории педагогики (выпуск 10). Пятигорск, изд. ПГЛУ, 1998, - С.92-96.
4. Теоретические и практические модели детских учебных заведений, предложенные К.Н.Вентцелем// Страницы истории педагогики (выпуск 12). Пятигорск, изд. ПГЛУ, 1999, - С.85-88.
5. Идея уникальности личности ребенка в трудах К.Н.Вентцеля// Страницы истории педагогики (выпуск 13). Пятигорск, изд. ПГЛУ,
1999, - С.62-68.
6. Современный аспект космической педагогики К.Н.Вентцеля// Страницы истории педагогики (выпуск 14). Пятигорск, изд. ПГЛУ,
2000,-С. 106-112.
Подписано в печать 13.11.2000 г. Формат 60x84/16 Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 1,1 Уч.- изд. л. 1,0 Тираж 100 экз. Заказ Издательство Пятигорского государственного лингвистического университета. 357524 Пятигорск, пр. Калинина 9. Отпечатано в Центре компьютерных технологий ПГЛУ.